Башня веселуха краткое содержание по главам. Смоленская крепостная стена

МБОУ «СШ № 36 им. А.М. Городнянского»

города Смоленска

Географические объекты в романе Ф.А. ф. Эттингера «Башня Веселуха»

Работу подготовил:

ученик 9-а класса Колыш Виктор.

Учитель- Лютикас Наталья Петровна


Цели и задачи исследовательского проекта

  • Изучить произведение Федора Андреевича фон Эттингера «Башня Веселуха», отметив географические упоминания в тексте.
  • Найти архивный иллюстративный материал.
  • Провести исследование и сфотографировать упомянутые в романе географические объекты, показав их современное состояние.
  • Результаты своего исследования оформить в виде презентации на тему «Географические объекты в романе Ф.А. ф. Эттингера «Башня Веселуха».

Как ни странно, но это факт: роман «Башня Веселуха или Смоленск и жители его обитатели двести лет назад», которому уже более 150 лет, до сих пор остаётся малоизвестным смоленскому читателю. Хотя кажется, что краеведы и библиографы зафиксировали все более или менее значимые упоминания о нашем городе, тем более произведения самих смолян, а тут целый роман в трех частях. И ведь отпечатана книга не в какой-то захолустной типографии, а в самом Санкт-Петербурге. До этого публиковалась в нескольких популярных и известных журналах: «Современник», «Сын Отечества», «Русский инвалид».


  • Роман- настоящий кладезь разнообразных сведений о старом Смоленске. Много таинственных событий разворачивает перед нами старинная книга. И всё же главная её загадка – она сама, её происхождение, её автор. «Смоленский старожил Ф.ф.Э.» - так обозначил себя писатель. Однако интрига вскоре была раскрыта – им оказался Фёдор Андреевич фон Эттингер.
  • Его портрет не дошел до наших дней, мы можем лишь представлять, как выглядел этот человек.

Выяснение личности «Смоленского Старожила» оказалось очень непростой задачей. Зимой 1787 года Императрица Екатерина II предприняла длительное путешествие по России. Побывала она тогда и в нашем городе. Оказывается, 12 января 1787 года при въезде Екатерины в город ее встречал у Днепровских ворот во главе своих солдат и офицеров и некий генерал-майор фон Эттингер - оберкомендант смоленской крепости. «Обер-комендант в Смоленске был тогда генерал-майор Андрей Иванович фон Э.», - говорится в книге Старожила. И то же самое екатерининское время, 1780-е годы!


Итак, обратимся к роману…

Начнем мы с Днепровских Ворот, в которые ночью въезжал Кайсанов.

  • Ворота расположены на набережной Днепра, в центральной части северной крепостной стены. Южный фасад выходит на улицу Соболева. Северный фасад находится на линии крепостных стен и выходит на реку Днепр. Адрес здания - улица Соболева, 1 .Здание ворот двухэтажное, прямоугольное. Построено в стиле классицизма. Покрыто четырёхскатной крышей,по центру которой расположено нечто похожее на часы со срезанными гранями, с куполом и шпилем, увенчанным крестом. Здание построено из кирпича и оштукатурено.
  • На поперечной оси первого этажа, находится арка проезда. Арки также имеют окна и двери, находящиеся в крыльях здания.
  • Второй этаж является церковью. По центру главного, речного, фасада над проездной аркой выполнен портик с колоннами. На южном фасаде размешен балкон. Ложные круглые окна на стенах оформлены решётками.
  • По верху крепостной стены, подходящих к воротам, установлены две одинаковые колокольни, расположенные симметрично относительно основного здания.
  • На набережной перед воротами расположены устои не сохранившегося моста через Днепр.
  • Если посмотреть на зарисовку из книги, видно, что в ворота спокойно въезжала высокая карета.
  • Высота арки составляла около 5-и метров.

Иллюстрация


Февраль 2017

Открытка начала XX века

В годы Великой Отечественной войны верхний ярус ворот был уничтожен, после войны он был восстановлен, причём проезд через ворота был закрыт (так как мост, ведущий к ним, был уничтожен), а уровень улицы Соболева был поднят выше цоколя ворот. После войны в Днепровских воротах располагались кукольный театр и филармония.


1915 год

Южный фасад Днепровских ворот, Февраль 2017

1992 год


Северный фасад

Что бы мы видели, если бы

въезжали в Днпровские ворота

сейчас

Февраль 2017


Одигитриевская церковь

  • Одигитриевская церковь располагалась на пересечении Большой и Малой Одигитриевских улиц (ныне - улица Докучаева и часть улицы Ленина соответственно). Деревянная была построена, по некоторым данным, в 1456 году, в честь возвращения в церковь иконы Смоленской Божьей Матери из Москвы. По другим данным, деревянная церковь была установлена в 1655 году после освобождения Смоленска от поляков. В 1764 году она была перестроена и теперь была каменная.
  • 20 августа 1929 года постановлением президиума Западного облисполкома Одигитриевская церковь была закрыта с формулировкой:
  • дальнейшее использование этого храма по прямому назначению не вызывается необходимостью, так как находящиеся в пользовании городской общины верующих 15 храмов, кроме рассматриваемого, более чем достаточны для удовлетворения их культовых потребностей…





Козловская Гора

По приезду в город, Кайсанов встречается со своим дядей, которого отроду не знал. Кайсанов не знает, где ему остановиться, и Зарянов, дядя нашего офицера,предлагает пожить пока у него дома. Далее со слов Зарянова:

«Домик мой на Козловской Горе: хотя он уже ветх и тесноват, однако ж дня на два или на три можно как-нибудь поместить тебя».

Козловская Гора описывается как район с ветхими домиками, где жили небогатые слои населения.

Я посетил так называемую Козловскую Гору и увидел вот что:


При подходе можно понять, что сейчас это является «тихим центром».

Ситуация с ветхими домиками не изменилась. Все дома обшарпанные,

некоторые покосились и стоят на подпорках, в некоторых заколочены или разбиты окна.

Козловская Гора издалека

Подъем на Гору




Пройдясь по Козловской Горе, я нашел Свято Преображенский Авраамиевский монастырь

Февраль,2017год

Июнь 2008 года

Рачевские ворота

Крылошевские ворота -четырёхугольная башня с большими проезжими воротами -не существуют.

Иные названия : Клирошанские ворота, Кринчашевские ворота, Рачевские ворота.

  • Место нахождения : находились примерно в 150 метрах юго-восточнее Костыревской башни рядом с домом № 1 по улице Тимирязева (кстати, этот дом сам является памятником архитектуры первой половины XIX века и в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии). Соседние башни : северо-западнее - Костыревская (№ 27), юго-восточнее - бывшая Стефанская (№ 38). Частично разрушалась : в 1611 г. при осаде города войском польского короля Сигизмунда III ворота были взорваны. Восстанавливалась : в 1611 г. поляками при укреплении города. Полностью разрушена : в 1782-84 гг.

Краткая справка: название башня получила от Крылошевского, или Клирошанского, конца (предместья) города, где когда-то жили клирошане - члены соборного, епископского клана. В древности на месте каменной башни находилась одноимённая башня деревянной крепости, осенью 1513 г. разбитая в ходе Второго Смоленского похода во главе с царём Василием III. При постройке башни под фундаментом стены была сооружена галерея ("слух"). Ворота башни вели в Рачевское предместье, и в них имелась металлическая опускаемая решётка (герса). Перед ними был устроен острог в виде земляного равелина. У башни при мосте через ров были сооружены караульная будка и гауптвахта (кордегардия). Разобрана была башня по ветхости в 1782-84 гг. В 1812 г. был разрушен и её фундамент. На его месте образовался пролом, по которому прошла дорога на Рачевку (современная улица Соболева). Ещё в начале XX в. были видны остатки земляного возвыше ния, ранее окружавшего ворота равелина.


Никольские Ворота

  • Никольская башня находится на пересечении улиц Тухачевского и Маршала Жукова. Находится в составе самого большого из сохранившихся до наших дней фрагментов Смоленской крепостной стены, крайняя башня этого фрагмента после башни Зимбулка. Следующая - Евстафьевская - была снесена в 1930-е годы.
  • Никольская башня представляет собой четырёхугольную башню с расположенной рядом с ней проезжей аркой. Ранее реставрировалась, имеет крышу. Вход в башню - со стороны улицы Маршала Жукова. Проезжая арка позже также была отреставрирована и покрыта крышей.
  • Никольская башня являлась второстепенной въездной башней в Смоленск Первоначаль но ворота назывались Еленевскими, так как из них выходила дорога, ведущая на Ельню. Первоначально ворота были не сквозными, а с «коленом» (поворотом налево), что обеспечивало при штурме большую безопасность для защитников крепостной стены, а закрывались они опускаемой металлической решёткой. В начале XVIII века по приказу Петра I ворота были защищены земляной насыпью и рвом.
  • Нынешнее название Никольские ворота и Никольская башня получили от стоявшего напротив храма Святого Николая, сгоревшего во время Отечественной войны 1812 года. Во время Смоленского сражения в августе 1812 года у ворот сгорела крыша. После переименования башни в Никольскую в нише над воротами был помещён образ святого Николая Чудотворца (ныне не сохранился).
  • Сквозной проезд через ворота был закрыт в конце XIX века. В 1898-1900 годах в прясле стены правее башни была пробита арка 10-метровой ширины, через которую в 1901 году был проложен трамвайный маршрут, существовавший до начала 2000-х годов. До Октябрьской революции 1917 года в башне находился городской архив.
  • В годы Великой Отечественной войны и немецкой оккупации Смоленска Никольская башня лишилась своей крыши. После войны в ней была размещена телефонная подстанция.

Изначально представляла собой четырёхугольную башню с проезжими воротами. После крушения старой башни на её месте была построена новая постройка, окончательно разрушенная в 1930-е год. Старая башня состояла из четырёх ярусов. Она имела шатровую кровлю, над которой была надстройка с набатным колоколом.

Вид на Молоховские ворота

со стороны нынешней пло-

щади Победы.


Дом Кубышкиных

  • В книге сказано, что дом купца Кубышкина находится на Днепровской улице: «в двух минутах езды направо от Днепровских ворот параллельно с городской стеною»
  • По всей видимости, это нынешняя Студенческая (в 19м веке Немецкая) улица.
  • Если пройти от Днепровских ворот примерно 300 метров, а именно столько могла проехать лошадь с кибиткой за 2 минуты, то мы увидим старое здание с адресом Студенческая 4
  • Н ебольшой двухэтажный каменный дом на углу современных улиц Ленина и Бол ьшой Советской смоляне называют домом купца Ланина. Он построен в конце 19 века. В 1886 году здание было арендовано у Петра Ланина для размещения только что учрежденной 4-классной женской прогимназии. Выпускницы прогимназии могли продолжить получение образования в Мариинской гимназии. В 1901 году Попечительский совет прогимназии инициировал преобразование этого учреждения в полноценную гимназию. Главным препятствием для этого преобразования являлась нехватка учебных помещений. С собственником здания были проведены переговоры, результатом которых стало согласие купца Ланина на сооружение пристройки. В течение года к существовавшему зданию вдоль Большой Благовещенской (ныне Большой Советской) улицы пристроили новый трехэтажный корпус. С 1 июля 1902 года учебное заведение стало именоваться 2-й Смоленской женской гимназией.
  • В 1917 году гимназия была упразднена. В 20-е годы прошлого века здесь разместились общежитие и столовая педагогического института, отдел народного образования. Сейчас в старой, двухэтажной части здания, расположены магазин и несколько организаций, а в бол ее новой, трехэтажной, - второй учебный корпус сельскохозяйственной академии.

Башня Веселуха

  • Башня Веселуха - угловая шестнадцатигранная башня Смоленской крепостной стены. Другие названия - Лучинская и Криволучинская. Расположена на гребне холма, восточнее дома номер 3 по улице Тимирязева. Ближайшими башнями являлись с юга Позднякова башня, а с северо-запада - не сохранившаяся до наших дней Стефанская башня. Между башнями Веселуха и Никольскими воротами расположен самый большой фрагмент старой крепостной стены.
  • Возможно, строительством этой башни руководил сам Федор Конь, на что указывают особенности оформления бойниц башни.
  • Название «Веселуха» было дано башне по месту отдыха горожан на лоне природы: с неё открывается «весёлая панорама» - живописный вид на Днепр. С расположением на краю высокой луки связано другое, первоначальное, название башни - Лучинская.
  • Башня была окружена дополнительными укреплениями, а под фундаментом стены была сооружена галерея («слух», или тайник).
  • В 1633 году башня сильно пострадала в ходе осады Смоленска русской армией во главе с М. Б. Шеиным. В 1706 году башню защитили земляной насыпью и вплоть до конца XVIII века здесь сохранялись остатки «батареи», оборонявшей восточную часть крепости.
  • В 1780 году был проведён капитальный ремонт. А в конце XIX - начале XX вв. башня стала частью экскурсионного маршрута по городу. В 1941-1943 гг. лишилась крыши, что привело к быстрому ветшанию. В настоящее время отремонтирована и покрыта деревянной шатровой крышей.





Очень жаль, что петербургские редакторы сократили объем романа почти на треть. С одной точки зрения, они правы: смоленский реквизит сильно нагружал книгу, замедлял ее действие, затягивал рассказ. Однако то, что воспринималось как «утомительные подробности» столичными любителями изящной словесности, было бы драгоценно сегодня для нас, пополнило бы представление о далеком прошлом нашего города.

При сравнении Смоленска описанного в романе с современным городом можно сделать вывод, что жизнь не стоит на месте, она меняется и с ней меняется все вокруг. Многие места дошли до нас почти без изменений, несмотря на испытания пройденные временем.Другие почти не узнать и не найти, а третьи совершенно стерты с лица города.


Список литературы

Статьи Владимира Ефимовича Захарова:

  • «Тайны башни Веселухи»;
  • «Роман о старом Смоленске»;
  • «Ф. А. Эттингер и его роман “ Башня Веселуха”»
  • 500 вопросов о Смоленске

https://infourok.ru/referat_po_literature_smolenschiny-187287.htm

В воскресенье наконец выбралась в библиотеку, в которой последний раз была года два или три назад. Захотелось перечитать "Башню Веселуху" Эттингера. В Смоленских магазинах найти её невозможно, а в библиотеке издание 70х или 80х гг., комментарий написан Захаровым В.Е., у которого я имела честь прослушать курс лекций по литературе Англии и Америки.
Из комментария узнала, что нынешняя Большая Советская до Большой Благовещенской называлась Большой Московской, а до того - Большой Проезжей.

Сам этот роман, действие которого происходит 1773г, написан в 1833г. приятным ироничным языком. Речь идет о страшных и загадочных появлениях на крепостной стене Смоленска, конкретно на пряслах у башни Веселухи, чудищ, одетых в какие-то бесовские наряды. Ну и на фоне, конечно, завязывается дружба между местной красавицей и приезжим офицером. А в конце всё хорошо: любовь оказывается счастливой, а бесовские проделки - разгаданы.

Хотя книга местами изобилует подробностями военного порядка, но всё-таки для человека, живущего в Смоленске, это перл. Описания города не очень много, хотя есть любопытные моменты:

"По окончании развода молодые наши друзья (в данном случае главный герой Кайсанов и его друг офицер) прохаживались вокруг Оболонья и любовались прелестным его местоположением. Обойдя вокруг этой площади, Кайсаной предложил своему товарищу посмотреть дворец. Они вошли в это большое деревянное здание через крыльцо, но там не было человека, который мог бы показать им дворцовые комнаты. друзья наши пошли через сени на двор и увидели большой сад, разделенный на две половины решетчатым забором, между которым лежала тропинка, ведущая к задним зданиям. Офицеры пошли по ней и, дойдя до конца, увидели длинный ряд деревянных строений людских, погребов, конюшен и сараев. На крыше, посередине этих зданий, возвышался одинокий бельведер. Нашим приятелям захотелось взойти на его вершину; по винтообразной лестнице, между выкрашенными перилами, взобрались они на самый верх. Тут открылась им обширная панорама, представляющая со всех четырех сторон разнообразные виды. Полюбовавшись несколько минут этим зрелищем, офицеры спустились с бельведера и тем же путем возвратились на улицу, шедшую к почтовому двору."

Интересно, то есть если дворец был примерно на месте нынешнего "Дома советов", то сад - на месте университета?

Что касается языка, то местами он прелестный. К тому же наверняка можно полагаться на слова автора ("Старожила") и потому узнать интересные вещи о быте смолян.

"В то время смолянки среднего класса ещё не пили кофе поутру:одни заменяли его чаем, другие молоком, а некоторые, с горя, увеселяли сердце более эфирным напитком. Поручицу Зарянову можно было причислить к последней категории. Лишь только пришла она из церкви, тотчас приказала служанке подать утреннюю порцию. Служанка, не получавшая на то денег, не могла заблаговременно приготовить отрадного для барыни питья. Поручица рассердилась, закричала и начала бранить свою прислужницу, зачем не взяла в долг. Та со своей стороны представляла резкие, но совершенно основательные возражения, которые, сливаясь со звучными аргументами госпожи, громогласно отражались в той комнате, где спали Кайсанов и денщик его. Дулова разбудил этот гармонический дуэт."

А ещё мне нравятся имена, женские уже вполне современные, а вот мужские: Памфил Денисьевич, Спиридон Кириллович, Евграф Софронович, Финоген Карпович - какие цвета!

Конечно, есть у книги свои недостатки, но я отказываюсь их замечать! Жаль, что её не переиздали, такой колорит.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 38

Роман Федора Андреевича Эттингера «Башня Веселуха» - произведение о Смоленске и его жителях XVIII века.

Реферат по литературе

ученицы 9 класса А

Руководитель:

учитель русского языка

и литературы

Грищенко Галина

Владимировна.

Смоленск

2013 г.

I . Введение . Судьба романа «Башня Веселуха», в течение 150 лет «скрывавшегося» от внимания смоленских краеведов. 3

II . Основная часть . Смоленск и его жители в произведении

«Башня Веселуха»:

весь Смоленск; 7

и капитана Кайсанова; 8

и их причины; 9

    Чем интересен роман краеведам. 10

III . Заключение . «Башня Веселуха» - роман о старом Смоленске. 11

IV . Используемая литература. 12

V . Приложение. 13

Лишь только поравнялся кум с этой башней,

Как вдруг выскочили оттуда, целыми толпам

рогатые и косматые лешие….или домовые,

прах их знает! И начали бегать по городской

стене: иные играли на волынках и балалайках,

а другие пустились взапуски плясать

ваньку- горюна.

Ф. Эттингер «Башня- Веселуха»

Введение.

Судьба романа, в течение 150 лет «скрывавшегося»

от внимания смоленских краеведов

В Смоленске есть множество мест, окутанных тайнами и жутковатыми историями. Башня Веселуха, Реадовский овраг, костел...

О нашем городе во все времена ходило немало легенд. И не все о воинском героизме и святых местах. Есть среди них истории довольно туманные.

Например, всем известная башня Веселуха. О ней до сих пор слагают различные легенды.

Люди прозвали её так, потому что с неё открывается захватывающая панорама - вид, «веселящий душу». Другое название башни - Лучинская - связано с её расположением: она стоит на высоком холме, напротив крутого изгиба Днепра, а в местном говоре «веселуха» означает «радуга», то есть дугообразный изгиб.

Есть и другая версия происхождения названия, более мрачная. Говорят, во время постройки башня постоянно давала трещину, что бы ни делали. Отчаявшиеся строители обратились к колдунье, та посоветовала замуровать в стену самую красивую девушку города. Так и было сделано. Красавица же, замурованная заживо в своей темнице, не жаловалась, а смеялась... С тех пор башню зовут Веселухой.

В XVIII веке некий поляк, граф Змеявский, занимался в башне фальшивомонетчеством, а чтобы скрыть всё от посторонних глаз, отпугивал местных жителей дымом и подставными ведьмами. Суеверный народ боялся происходящего и обходил башню стороной. Легенды и тайны смоленской крепостной стены во все времена интересовали людей. История с фальшивомонетчиками, как предполагают краеведы, вдохновила Алексея Толстого - говорят, он прочитал ее, а после написал фантастический рассказ «Граф Калиостро». Кто не читал, наверняка знаком с сюжетом известного фильма Марка Захарова «Формула любви».

Загадочным событиям, происходящим в столь таинственной башне, посвящен также роман Фёдора Эттингера «Башня Веселуха или Смоленск и жители его шестьдесят лет назад», произведение было напечатано в 1845 году в петербургской типографии.

В течение 150 лет об этом произведении, также как и о его авторе, не было ничего известно. Впервые загадочный псевдоним Смоленский старожил Ф.Ф.Э. был обнаружен В.Е. Захаровым, кандидатом филологических наук, доцентом, краеведом, в старых словарях псевдонимов. Учёного заинтересовало имя писателя, тем более, что его роман назывался «Башня Веселуха». В это время в библиотеках Смоленска об этом произведении не было ничего известно И только в 1983 году в главном книгохранилище нашей страны – библиотеке им. Ленина в Москве В.Е. Захаров получил на руки довольно ветхий, с оборванной обложкой, пожелтевший экземпляр загадочного романа.

Первые страницы его подтвердили, что литературовед не обманулся в своих ожиданиях: книга содержала интереснейшую информацию о Смоленске 18 столетия. В этом смысле роман Старожила сегодня даже интереснее, чем для его современников. Так благодаря современному краеведу роман «Башня Веселуха » был опубликован на родине его автора, сначала в журнале «Край Смоленский» , а затем и отдельным изданием в 1992 году.

Впервые с романом «Башня Веселуха» я познакомилась на уроках Литературы Смоленщины. Это произведение меня заинтересовало своей загадочностью, глубиной содержания, сюжетом, историзмом. Не меньшую интригу вызвал и его автор. Произведение «Башня веселуха »актуально и достойно внимания прежде всего потому, что оно подробно описывает Смоленск и его жителей в 18 веке, позволяет совершить заочную экскурсию по древним улицам и площадям, узнать об исторических событиях, происходивших в нашем родном городе.

В ходе работы над темой реферата « Роман Федора Андреевича Эттингера «Башня Веселуха» - произведение о Смоленске и его жителях XVIII века»

была поставлена следующая цель :

Знакомясь с текстом романа «Башня Веселуха», рассматривая его в русле развития прозы начала 19 века, объяснить, чем интересен роман для краеведов, как ведутся краеведческие исследования, делаются открытия, изучить судьбу романа, в течение 150 лет «скрывавшегося» от внимания смоленских краеведов, сделать его анализ.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

Рассказать о таинственных происшествиях в романе, взбудораживших весь Смоленск, об истории любви Наденьки Кубышкиной

и капитана Кайсанова;

Сделать сопоставительный анализ романа «Башня Веселуха» и повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина, объяснить их причины;

Определить, чем интересен роман «Башня Веселуха» краеведам.

Смоленск и его жители в произведении

«Башня Веселуха»

В произведении «Башня Веселуха» автор рассказывает интереснейшую информацию о Смоленске XVIII века : подробно описывает все улицы и закоулки города, повествует о жизни и быте смолян того времени.

Роман можно назвать автобиографичным – значительную его часть занимает описание семьи Федора Андреевича Эттингера. Наверное, автор посчитал, что его «Башня Веселуха» имеет через чур личный характер и поэтому скрылся под псевдонимом «Смоленский Старожил Ф.Ф.Э.».

Кто же такой Ф.Ф.Э.? Почему человек, столь хорошо знавший Смоленск и его обитателей, 150 лет был не известен на Смоленщине и не счел возмож­ным обнародовать свое имя, а укрылся от нашего любопытства под интригующим псевдонимом «Смоленский старожил Ф. Ф. Э.» ?

Прежде всего,обращает на себя внимание хорошо ощутимая связь таинственного Ф.Ф.Э. со Смоленском и его обитателями. Только местному жителю или, по крайней мере, здешнему уроженцу мо­гут быть так хорошо известны исторические, топографические, бы­товые подробности и приметы города, которыми буквально перенасыщена книга Старожила. Есть и прямое призвание автора по этому поводу: «Взра­стившему и взлелеявшему меня моему городу Смоленску и праху почтенных родителей моих, там покоящихся», - гласит посвящение романа.

Однако человека с инициалами Ф.Ф.Э. до начала расследований В.Е. Захарова не встре­чалось в работах по истории и культуре нашего края.

В 1839 году журнал «Современник» писал, что произведение «Башня Веселуха» «доставлено из Смоленска неизвестною особою и что автору шестьдесят лет и что это первый опыт его таланта». Раскрытие инициалов пи­сателя оказалось делом совсем несложным. Для подобных нужд энтузиастами отечественной словесности давным - давно были составлены прекрасные справочники. Пользуясь материалами справочников, криптоним «Смоленского Старожила» был расшифрован как «Фёдор Андреевич Эттингер». А еще около тридцати лет спустя знаменитый библиограф Г.Н. Геннади (вышедший, кстати гово­ря, из сычевских дворян Смоленской губернии) в своем «Списке рус­ских анонимных книг» сделал маленькое, но очень существенное уточнение: «Фон Эттингер», чем окончательно прояс­нил формальное значение загадки Ф.Ф.Э.

Так раскрытие псевдонима помогло узнать, что автор интересующей нас книги принадлежит к извест­ному в российской истории, старому дворянскому роду прибалтийс­кого происхождения.

Однако ни о каком Федоре Эттингере энциклопедии, биографические справочники и дворянские родословные книги не упоминают.

Выяснение личности «Смоленского Старожи­ла» оказалось очень непростой задачей. В ходе последующей кропотливой работы В.Е. Захарова следы пребывания Эттингеров в Смоленске вскоре были обнаружены!

Зимой 1787 года ИмператрицаЕкатерина II предприняла длительное путешествие по России. Побывала она тогда и в нашем городе. Оказывается, 12 января 1787 года при въезде Екатерины в город ее, среди прочих должностных лиц, встречал у Днепровских ворот во главе своих солдат и офицеров и некий генерал-майор фон Эттингер - оберкомендант смоленской крепости.

Тут внимательный читатель «Башни Веселухи» должен сразу насторожиться. Комендант фон Эттингер… генерал-майор... Как будто что-то знакомое. Не правда ли? Похоже, где-то мы уже встречали этого человека... Да ведь это же один из героев прочитанного нами романа, только фамилия обозначена там одной буквой! «Обер-комендант в Смоленске был тогда генерал-майор Андрей Иванович фон Э.», - говорится в книге Старожила. И то же самое екатерининс­кое время, 1780-е годы! Присматриваемся по внимательнее к этому персонажу и видим, что «почтенному и доброму генералу», а заодно и его семейству, в романе вообще отведено непо­мерно большое место. В ходе дальнейшего расследования В.Е. Захарова было выяснено, что роман «Башня Веселуха» явно строится на впечат­лениях детства 8- летнего мальчика и воспоминаниях 60- летнего человека, даровитого и благо­дарного сына смоленского коменданта.

Также удалось узнать, что Федор Андреевич родился в 1777 году в Санкт - Петербурге, а умер 3 апреля 1853 года. Помимо писательской деятельности он являлся переводчиком, автором статей и заметок исторического содержания. Был коллежский советником. В его переводе около 20 драматических произведений Августа фон Кацебу. Печатался в петербургских журналах «Современник», «Сын Отечества», в «Литературном прибавлении» к «Русскому инвалиду».

Итак, что же побудило Федора Эттингера укрыться под псевдонимом? Похоже, что главной причиной скромности нашего земляка был имен­но автобиографический, подчас даже чересчур личный характер его «Веселухи», узнаваемость в ней многих действующих лиц. Литературная маска смягчала чрезмерную откровен­ность и увеличивала дистанцию между автором и читателями.

Таинственные происшествия в романе, взбудоражившие

весь Смоленск

В Смоленске происходят непонятные собы­тия, среди жителей все упорней ползут самые невероятные, «странные слухи». В центре пересудов и тревог - исстари имею­щая дурную славу, легендарная крепостная башня Веселуха. Время от времени, обычно ближе к полуночи и особо на свят­ках, является на городской стене близ Веселухи самая нату­ральная нечистая сила: косматые, рогатые, хвостатые чудови­ща, какие-то лешие с факелами, дудками и волынками и са­мым нахальным образом начинают кричать, визжать, крив­ляться и плясать «голубца и горюна-Ваньку». Удивительные происшествия, описанные в произведении, взбудоражили весь Смоленск: зловещая тайна башни Веселухи, похищение его героини Наденьки Кубышкиной, страшное кровавое убийство возле Молоховских ворот в глухом переулке, загадочная смерть городской гадалки Ивановны, последняя исповедь послушника Троицкого монастыря Иоанникия, преданный муж, подкинутый ребенок, найденный отец. Все герои рассказывают о происках нечистой силы возле башни Веселухи. А старый ветеран Лукьян Захарович Зырянов, дядя Кайсанова, повествует о подземных ходах, прорытых ещё поляками при штурме города, теперь там поселились всякие проходимцы, чтобы скрыть свои тайные занятия. И это так. Ловкий авантюрист граф Змеявский при помощи слуг чеканит в подземельи башни фальшивые монеты, а чтобы отвадить любопытных, устраивает по ночам страшные бесовские представления в масках и костюмах.

История любви Наденьки Кубышкиной

и капитана Кайсанова

Морозным ноябрьским вечером 1783 года, когда над Смо­ленском разносился колокольный звон и обыватели спешили ко всенощной, через Днепровские ворота в город въехал возок с молодым офицером, направленным из Витебска по делам очередного рекрутского набора. Это капитан Кайсанов. В бли­жайшей церкви--надворотней церкви Смоленской богоматери, куда он зашел помолиться, капитан знакомится с купеческим семейством Кубышкиных и получает от них приглашение на завтрашний обед. Переночевав у дяди на Козловской горе и представившись «почтенному и доброму генералу»,- комендан­ту гарнизона - молодой человек спешит к Кубышкиным. Разуме­ется, не столько за сытным купеческим угощением, (икра, ба­лык, кулебяка, настойка и даже «шимпанское»), сколько ради дочери их Наденьки, которую заприметил еще в церкви и кото­рая, по простодушному уверению автора, «была мила, прекрас­на и умна, как все героини прежних, нынешних и будущих ро­манов».

И в самом деле, было от чего потерять голову пылкому капитану! Выросшая у крестной матери в одном из лучших дво­рянских домов губернии, Наденька Кубышкина умеет играть на клавикордах, танцевать, знает по-французски, по-немецки и, к тому же, «большая мастерица вышивать в тамбур». Впрочем, по признанию матушки Аграфены Кузьминичны, есть все-таки у ее дочки один недостаток: уж больно много она читает - да не что-нибудь там, а все Державина, Фонвизина и любимую свою «Новую Элоизу». Однако капитана Кайсанова книжками не удивишь и не испугаешь: выпускник петербургского кадет­ского корпуса, т. е. лучшего учебного заведения XVIII века, он вполне в состоянии поддержать разговор о только что поступив­шем в город «Недоросле» или даже о качестве русского пере­вода Руссо. Так что молодые люди с первого взгляда поняли друг друга и с первых слов нашли общий язык.

Черты сходства романа «Башня Веселуха» и повести

«Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина

и их причины

Не исключено, что в «Башне Веселухе» сказалось обаяние от недавно вышедшей пушкинской «Капитанской дочки». У них есть целый ряд близких мотивов, ситуаций, сюжетных ходов: екатерининская провинциальная Россия, старая крепость с ко­мендантом и престарелыми инвалидами как время и место дей­ствия, прибытие молодого офицера (Петр Гринев - капитан Кайсанов), его любовь к миловидной и скромной девушке, сиротское ее по­ложение (Маша Миронова - Наденька Кубышкина), бесчест­ный соперник, который так или иначе связан с главным «злодеем» произведения, разлука влюбленных и финальное их со­единение. Можно прибавить к этому, что отец Кайсанова, под­полковник Оренбургского линейного полка, погиб десять лет назад в стычке с Пугачевым.

Разумеется, не может быть никакого сближения с «Капи­танской дочкой» как художественным произведением. Как пи­сателю, смо­лянину ближе давняя традиция сентиментально-мелодраматиче­ских повестей карамзинского времени с их прямолинейной схемой добра и зла, трогательными любовными историями, с наивными «говорящими» фамилиями героев: граф Змеявский, купцы Кубышкин и Наживкин, подьячий Цапкин, подторговы­вающий на выборах голосами бывший прокурор Хватайко, мел­копоместный шляхтич Пустопольский, «профессора картежного дела» Фирюлькин и Хлыстиков. Наверное, это и является причиной сходства этих двух литератуных произведений.

Чем интересен роман краеведам

Произведение содержит интереснейшую информацию о Смоленске XVIII века. Достоверен роман «Башня Веселуха» в своих топографических описаниях и упоминаниях. Читатель может совершить экскурсию по стародавнему Смоленску: зайти в деревянную часовню над Днепровскими воротами и в скромный домик на Козловской горе, подняться по булыж­ной мостовой Большой улицы (нынешняя Большая Советская) и переправиться Троицким мостом через глубокий ров под Успенским собором (был засыпан в XIX веке). С особым чувст­вом выписана «старожилом» крепостная стена - в ту пору, когда еще были невредимы большинство ее зубцов и башен и в них размещались склады гарнизонного снаряжения - под охраной дослуживающих свой век солдат-ветеранов. Роман рас­сказывает нам, как одевались смоленские щеголихи, какие в ту пору разводили цветы, каково было годовое содержание комен­данта (750 руб.) и сколько стоил фунт хлеба и говядины (1 и 3 копейки).

Интерес наших краеведов вызовет, по-видимому, и описание тех забав, потех и зрелищ, которыми скрашивали свой быт смо­ляне екатерининского века,-оно содержит как уже известные (из дневниковых записей Никифора Мурзакевича), так и новые любопытные сведения по ранней истории театрального дела в Смоленске. На эту тему в романе довольно много «тарантят и щебечут» две купчихи: Аграфена Кузьминична и Лукерья Ти­хоновна. Еще в 1780 году, вспоминают они, при проезде через город Екатерины II на лужайке за Молоховскими воротами бы­ло возведено специальное зрелищное здание под пышным на­званием «Оперный дом». Его посещала в основном дворянская публика, играли тоже «благородные актеры», в том числе даже одна из дочерей генерал-губернатора князя Репнина. «А в прош­лом годе,- прибавила Аграфена Кузьминична,- когда стояли у нас полевые полки, был здесь и ТИЯТР. За городом, на По­кровской горе, смоленского полку полковник князь Долгоруков приказал сделать из хвороста шалаш, в котором представляли разные комедии. Все чиновники и дворяне с фамилиями ездили туда смотреть безденежно». Ставили на Покровской горе,- до­бавила Наденька,-комедии «Так и должно» и «Нарцисс». Ак­теров набирали из офицеров и унтер-офицеров, в том числе и на женские роли. Впрочем, был в самодеятельной труппе и один профессионал-некто Семичев, попавший в армию из придвор­ных артистов. Бывали в старом Смоленске и представители ма­рионеток - «выпускные куклы», как называет их Лукерья Ти­хоновна.

Конечно, роман нельзя рассматривать как абсолютно на­дежный источник. Однако совпадение многих подробностей с уже известными историческими фактами вызывает доверие и ко всему остальному - кроме, конечно, явно придуманных центральных героев и фабулы.

Заключение.

«Башня Веселуха» - роман о старом Смоленске

«Интересный писатель и усердный переводчик, влюбленный в свой город «смоленский старожил» Федор Андреевич Эттингер и его своеобразный роман имеют право на наше внимание, на то, чтобы занять, наконец, свое место в истории и культуре нашего края, » - такие слова писал Владимир Ефимович Захаров, современный литературовед, кандидат филологических наук, доцент Смоленского университета в одной из своих статей, посвященных роману Федора Эттингера «Башня Веселуха». Я согласна с его мнением, ведь действительно это произведение о старом Смоленске имеет большое значение в краеведческой литературе.


Время меняет акцепты и угол зрения. Отходит на задний план надуманная наивная интрига, а на первый выступает краеведческая фактура книги, развлекательное приключенческое произведение, каким оно было в прошлом веке, начинает все более восприниматься как нравоописательное и историче­ское, становится ценным пособием для знакомства со Смоленском XVIII века, для изучения старинного русского быта, для пробуждения нашей исторической памяти.

Используемая литература

    Статьи Владимира Ефимовича Захарова:

    «Тайны башни Веселухи»;

    «Роман о старом Смоленске»;

    « Ф. А. Эттингер и его роман “Башня Веселуха”»

Приложение

Портрет Федора Андреевича Фон Эттингера

Владимир Ефимович Захаров (в центре) со своими студентами

Актеры спектакля «Башня Веселуха»

Смоленского Камерного театра.

2012 год

Смоленская крепостная стена, которую еще называют Смоленским кремлем, - грандиозное оборонительное сооружение средневековой Руси. Даже то обстоятельство, что до нас дошла примерно половина от построенного укрепления, только прибавляет памятнику дух истории и древности.

Современная Смоленская стена разорвана на несколько кусков - их общая длина не превышает трех километров. Из 38 башен уцелели 17. К сожалению, потери такого масштаба вполне закономерны, поскольку ни одна война не обошла Смоленск стороной.

Четыре башни взорвали польские феодалы, восемь (по другим сведениям, девять) разрушили наполеоновские солдаты, еще четыре - немцы. А еще ходит шутка, что еще «пять башен сами смоляне нечаянно разобрали на хознужды». Целые участки стены сносили, чтобы дать дорогу новым улицам. Прекратились разрушения только в 1970-х годах, когда исторический центр Смоленска больше не требовал перепланировки.

2.

Башня Веселуха.

3.

По ошибке многие называют Веселухой башню Орёл, однако издревле так называлась совсем другая башня крепостной стены – Лучинская. Предание гласит, что строителям никак не удавалось возвести Восточный участок Смоленской крепостной стены: то грунт просядет, то сваи разойдутся, а то и готовая кладка внезапно даст трещину. Тогда жители обратились к ведунье, и та посоветовала замуровать в башню самую красивую девушку города. Так и сделали.

4.

Первая красавица Смоленска – дочь одного из помещиков была заживо замурована в Лучинской башне, возвышавшейся над городом. Легенды гласят, что долгое время обреченная на смерть дева не плакала о своей участи, а…смеялась. Возможно у нее помутился разум от заточения. В память об этой истории жители стали называть Лучинскую башню Веселухой. Говорят, призрак бедной девушки до сих пор бродит по башне.

Призрак башни Орел.

История про призрака, обитающего в крепости, всплыла ещё раз в середине XVIII века. На этот раз очевидцы уверяли, что видели громко хохочущую белую фигуру на башне Орёл. В то время в течение 15 лет люди боялись подходить к этой башне.

А история такова. Прибывший из Польши) граф Змеявский построил неподалеку от башни Орел маленький кирпичный заводик. Поначалу по Смоленску пошла молва о каких-то неблаговидных делах графа, но ему быстро удалось завести знакомства с влиятельными горожанами, и слухи эти угасли. Спустя пятнадцать лет в Троицком монастыре скончался гото-вившийся к пострижению в монахи бывший камердинер Змеявского. Перед смертью он написал покаянную записку, из которой стало известно, что под именем графа Змеявского скрывался аферист, бежавший с каторги.

Он, вместе с шайкой каторжников и беглых солдат, устроил во рву близ башни Орел подземную мастерскую для изготовления фальшивой монеты иностранного образца. Фальшивые деньги обменивались на настоящие в Польше. А для «прикрытия» подземной мастерской над ней был построен кирпичный заводик. Помимо этой маскировки, Змеявский и его подручные в районе башни время от времени устраивали ночные «игрища» нечистой силы: это отпугивало излишне любопытных.

7.

Вскоре поднятый ночью по тревоге батальон местного гарнизона оцепил башню Орел. Через обнаруженный лаз солдаты с факелами спустились в подземелье. Там на месте преступления были арестованы двадцать фальшивомонетчиков, включая самозванного графа. Тут же нашли мешки с золотыми и серебряными монетами, предназначавшимися для переплавки, большое количество фальшивых денег. Змеявского и его шайку отправили на каторгу, кирпичный заводик разрушили, ход в подземелье завалили.

Легенды уточнены на официальном сайте Смоленской крепостной стены .

И огромное спасибо информационному центру культуры и туризма «Смоленский терем» . Про них расскажу отдельно, ибо как оказалось, далеко не все знают, что такое ТИЦ, и с чем их едят.

Фото 1,5,6,8 - andrey_valuev ,
Фото 2,3,4,7 - chellove4ishe
Заглавное -

Генеральные партнеры: Автоконцерн Ford и телеком-оператор

16-гранная глухая

существует

Иное название: Криволучинская башня, Лучинская башня.

Место нахождения: на гребне холма, примерно в 100 метрах выше и восточнее дома № 3 по улице Тимирязева. У её подножия с запада располагается духовная семинария (комплекс помещений с Покровской церковью).
Соседние башни: южнее - Позднякова (№ 35), северо-западнее -бывшая Стефанская (№ 38).
Частично разрушена: в 1633 (32) г.
Восстановлена: поляками по окончании русско-польской войны. Также была капитально отремонтирована в 1870 г.
Краткая справка: название "Веселуха" башня получила по месту отдыха горожан на лоне природы. От башни и с неё открывается "весёлая панорама" - красивый вид на реку Днепр. В названии "Лучинская" видна топографическая привязка башни к речной долине Днепра, на краю высокой луки. Это название башни было первичным. Была окружена дополнительными укреплениями - городками. При постройке башни под фундаментом стены была сооружена галерея ("слух", или тайник). В 1 633 г. сильно пострадала во время осады города московским войском под предводительством Михаила Шеина. В 1706 г. башня была защищена земляной насыпью. В конце XVIII в. здесь ещё существовали остатки "батареи", защищавшей с внешней стороны восточную часть крепости. В 1780 г. капитально ремонтировалась. В конце XIX - начале XX вв. была включена в экскурсионный маршрут по городу для обозревания окрестностей ("в башню... по четвергам и воскресеньям допускаются посетители любоваться видами Смоленска, для чего наверху устроена беседка и к ней внутри башни устроена лестница с перилами; входная дверь железная, ключ... у сторожа"). В период 1941-43 гг. утратила покрывавшую её крышу, в связи с чем стала быстрее ветшать.
Состояние на сентябрь 2002 года: покрыта деревянной шатровой крышей. В настоящее время ремонтируется. У её подножия находится церковь в честь Покрова Божьей Матери (построена в 1789г.). Вход в башню - со стороны улицы Тимирязева, слева от первой внутренней арки. Подъём наверх возможен по внутренним лестницам на прясла стены по обеим её сторонам. Реставрирована ближайшая к башне часть сохранившегося участка прясла стены (со стороны улицы Соболева), - примерно половина. Другая часть этого же прясла находится в полуразрушенном состоянии. Прясло стены, ведущее к башне Позднякова, практически отремонтировано (кроме небольшого отрезка в 5 арок у Веселухи). Однако напрясельные столбы не восстановлены. В третьей и шестой внутренних арках находятся входы в подсобные помещения. В прясле стены между ней и башней Позднякова имеется форточка.

По изданию "О крепости старой", Курзов Г.Л., 2003 г.

В настоящее время башня не используется.

Что еще почитать