Что такое смирна из даров. Дары волхвов

Вопрос читателя:
Что символизируют в Библии золото, ладан и смирна, принесенные новорождённому Иисусу волхвами?

Ответ:

В Евангелии от Матфея читаем: "И се, звезда, которую видели они (мудрецы с Востока, волхвы) на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну…" (От Матфея, 2 глава, 9–11 стихи).

Золото, ладан и смирна… Что символизируют эти дары? Кому предназначены они?

Золото, бесспорно, является царским подарком. И принесли его мудрецы мира Иисусу как истинному Царю , как Тому, Кто явил человечеству свет истины, – слово, учение, идеологию смирения и любви, единственно достойную царствовать в умах и сердцах человеческих.

Возлюби, а для этого смирись, а значит прими ближнего своего, и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды, с миром – вот кредо поистине царской мудрости. И мудрость мира в лице волхвов, принёсши Иисусу золото как символ наивысшей ценности, тем самым признаёт Божию премудрость как единственную абсолютную ценность. Придёт время, и за мудрецами придут цари и державы, как пришла в своё время к премудрому Соломону царица Савская. Придёт время и "ниневитяне" – те, кто сегодня исповедует идеологию материализма, – покаются чрез "Ионину проповедь" (см. Ионы, 1–3 главы). Придёт время, и "большая рыба" человеческого сообщества непременно "проглотит" слово мудрости Господней (там же). Придёт время, и "народы будут ходить во свете Его, и цари земные принесут Ему славу и честь свою" (Откровение, 21.24). Придёт время, и наступит святая эра милосердия. И воля Творца обязательно воцарится на земле, яко на Небесех. "Потом примут царство святые Всевышнего, и будут владеть царством вовек и во веки веков" (Даниила, 7.18). Придёт время... Но пока ещё Тот, Кому по праву принадлежит сие царство, укрывается в убогих яслях, и лишь мудрые находят Его…

Ладан. Буквально это пахучая смола, душистый древесный сок, который отвердевает на воздухе и собирается с некоторых ароматических деревьев. Зёрна ладана, будучи положены на тлеющий уголёк, наполняют помещение чудесным неповторимым ароматом. Каждение фимиама символизирует собою чистую молитву сердца, "благоухание, приятное Господу", а также духовный аромат благодати Божией, мир и радость в Духе Святом.

"Да будет молитва моя, как фимиам, пред лицем Твоим", – провозглашает псалмопевец Давид (Псалом 140). "И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога", – читаем в Апокалипсисе (см. Откровение, 8.4). "И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками (мудрыми и посвятившими, отрекшимися, отдавшими себя. – Авт. ) Богу нашему; и мы будем царствовать на земле" (Там же, 5.8–10).

Ладан был принесен Иисусу уже как Богу и Священнику – как Тому, Кто Сам Себя принесёт в искупительную жертву за грехи всего человечества. Христос мистически – это Тот Великий Иерей, Первый Священник, о Котором свидетельствует "апостол народов" Павел: "Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха…

А Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес. Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого" (Послание к Евреям, 4.14–15; 7.23–27).

И, наконец, смирна. Смирна – это благовонный бальзам, мазь, которой умащивали тело покойника, готовя его к погребению. Смирна была принесена новорождённому Мессии как дар человеку, которому надлежит умереть. Христос и Царь, и Священник, но Он же и Жертва – Агнец Непорочный, приносимый за грех мира. И этот, последний дар, и был прообразом великой и смиреной Жертвы. Неоценимой жертвы Христа…

Дары волхвов

Исторический экскурс

О поклонении восточных мудрецов, принесших дары - золото, ладан и смирну - Богомладенцу Христу, рассказывается в Евангелии от Матфея.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2:9-11)

Поклонение волхвов

Родившемуся Богомладенцу Христу три восточных мудреца, называемые также волхвами, принесли богатые дары. Они занимались исследованием небесных светил и однажды увидели удивительную звезду. Они знали древнее пророчество (независимо от еврейских источников), о том, что приблизительно в это время должен прийти Мессия – Спаситель мира, а на его пришествие должна указать особая звезда. И однажды она появилась на небосводе. Волхвы поняли, что звезда является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там восточные мудрецы обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.

Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары. Предание донесло до нашего времени имена волхвов: Валтасар, Гаспар, Мельхиор. Хотя, есть другая точка зрения, что волхвов было больше, чем 3.

Евангельский рассказ о принесении даров показывает исполнение ветхозаветного пророчества о том, как язычники принесут свои дары Царю Израиля: "…цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему…" (Пс. 71:10-11) (в христианском толковании здесь Израилем названа Церковь Христова, как новый, духовный, Израиль, должный прийти на смену старому Израилю - еврейскому государству и еврейской церкви.) Эта фраза имеет отсылку на принесение в дар царю Израиля Соломону подарков царицей Савской как событию-прообразу принесения даров Христу.

Принесённые волхвами дары имеют символическое значение:

  • Золото - царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;
  • Ладан - дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей»);
  • Смирна - дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа - одним из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.

Частичка даров

Волхвами и их дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество.

По преданию, честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились 400 лет. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попали в город Никею и около шестидесяти лет находились там. Когда из Константинополя был изгнаны латиняне, дары волхвов были возвращены в столицу. После падения Византии в 1453 году их отправили на св. гору Афон в монастырь св. Павла - передала их туда сербская царевна Мария.

В то время монастырь был славянским (сейчас он греческий). Сербский правитель Георгий Бранкович оказывал ему большую материальную помощь. Дочь правителя - принцесса Мария - стала супругой османского султана Мурада II. В 1389 году на косовом поле сербы потерпели поражение от несметных полчищ турок и принцесса была вынуждена стать женой сулатана. Будучи глубоко верующей христианкой, она не упускала ни одной возможности сделать что-то полезное православным храмам или монастырям.

Когда в константинопольской сокровищнице греческих императоров были обнаружены дары волхвов, в сердце благочестивой принцессы созрело решение передать их монастырю св. Павла. Султану она сказала, что для его пышного, утопающего в роскоши двора найденные предметы - не более чем забавные игрушки. В считанные дни был снаряжен великолепный корабль, и принцесса отправилась в плавание.

Зная, что женщинам вход на Афон запрещен, Мария думала, что ей простят ее поступок, потому что она везет великие святыни. Высадившись на берег, она пошла к монастырю. Перед гостьей в ослепительном сиянии возникла величественная дева.

Кто ты? - строго спросила она.

Я - сербская принцесса Мария.

Для чего ты пожаловала в мой удел?

Я привезла великую святыню, чтобы подарить ее отцу игумену.

Вход женщинам на Афон воспрещен. Ступай обратно, - сказала прекрасная Дева и исчезла.

Принцесса поняла, что это была Божия Матерь. Она упала на колени и горячо, от всего сердца попросила у нее прощения за свою невольную дерзость. (На том месте, где произошло это чудо, была построена часовня, сохранившаяся до наших дней). Вручив сокровище братии монастыря, Мария вернулась на корабль.

Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря святого Павла. Для поклонения паломников отделяется только 3 части в одном ковчеге.

В 2014 году дары волхвов впервые были привезены в Россию и Украину.

Описание

Дары волхвов - одна из немногих реликвий, связанная с земной жизнью Спасителя, сохранившаяся до сегодняшнего дня. На сегодняшний день они представляют собой 28 небольших золотых подвесок различной формы, искусно украшенных орнаментом в технике филиграни. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны. Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря святого Павла.

Всего результатов: 7. Показано с 1 по 7.

АЛОЕ

АЛОЕ (Песн 4:14) - хорошо известное экзотическое растение, имеющее широкие и очень густые листья с колючками на концах. Сок этого растения дает медицинское врачебное средство, известное под названием алое, которое, по свидетельству натуралистов, употреблялось и при умащении тел умерших. Никодим при погребении Господа Иисуса Христа принес состав из смирны и алоя, литр около ста (Ин 19:39); оно употреблялось и для благовония в домах. На мысе Доброй Надежды и островах Суматре и Цейлоне находятся разные виды этого дерева. Алое имеет очень острый и благовонный запах, и потому у всех восточных народов употребляется как самый драгоценный фимиам для курения. В Свящ. Писании алое по своему благовонию поставляется вместе с смирною и кассиею; все одежды Твои, как смирна и алой и кассия, говорит псалмопевец (Пс 44:9). Алойное дерево на Востоке продается очень дорого.

АРОМАТЫ

АРОМАТЫ, или БЛАГОВОННЫЕ ВЕЩЕСТВА (Исх 30:23, Песн 4:10), употребление коих было многоразлично, так например нард, смирна , благовонная корица, алое, касия и др. Большею частью ароматические вещества составлялись из смешения разных благовонных эссенций: то в роде благовонного порошка для курения, то в роде мази для намащения тела и пр. (Прит 7:17, Лк 23:56). Некоторые из ароматических веществ были туземными в Палестине, другие были привозимы в Иудею из южной Аравии и Индии. Ароматы, упоминаемые в Евангелии Марка (14:3) означают просто благовонное миро, употребляемое для возливания на голову и помазания ног дорогих гостей (Лк 7:37,38). В числе ароматических веществ библейских времен находится много таких, которые даже в настоящее время составляют предмет значительной торговли между Европою и Индиею. Особенно много благовоний употреблялось у Иудеев при погребении мертвых, Еврейские женщины носили скляночки с духами при поясах и умащали ими свои тела (Есф 2:12).

КАСИЯ

КАСИЯ Пс 44:9; - самая тонкая и благовонная кора, облекающая собою древесные ветви коричневого дерева (Cinnamomum Cassia) из рода лавровых. Все одежды Твои, как смирна и алой и касия, восклицает псалмопевец. Должно заметить, что одежды царей и князей часто умащались драгоценными благовониями, потому-то, без сомнения, здесь у псалмопевца разумеется благовонная эссенция, или масло, добытое из коры этого дерева и облагоухавшее одежды Царя, прекраснейшего всех сынов человеческих. Дерево растет не только в Индии, но и в Аравии, и составляло некогда очень значительный предмет ввоза в г. Тир (Иез 27:19). Дан и Иаван описываются в означенной цитате в качестве торговцев, привозивших касию и благовонную трость на торговые рынки Тира. Иов 42:14 - имя второй дочери Иова, родившейся после тяжких его испытаний.

МИРРА

МИРРА или СМИРНА (Исх 30:23, Песн 4:6, Мф 2:11, Ин 19:39 и др.) - хорошо известное благовонное вещество, употреблявшееся и в медицине. Оно служило издревле предметом торговли и высоко ценилось Египтянами и Евреями, равно как Греками и Римлянами, и доселе еще составляет ценный продукт на Востоке и в Европе. Указания на мирру или смирну в Свящ. Писании встречаются нередко, как-то видно из указанных цитат. В древности мирра употреблялась частью для составления свящ. мира, для свящ. помазания, частью для благоухания - окуривания одежд и комнат, и наконец, как врачевство и для бальзамирования и помазания тел умерших (Ин 19:39); иногда смешивали и вино со смирною (Мк 15:23). Между дарами восточных волхвов приходивших на поклонение Богомладенцу Иисусу, была и смирна (Мф 2:11). Никодим принес для помазания тела умершего Господа благовонный состав из смирны и алоя, литр около ста (Ин 19:39).

±МИРНА

СМИРНА (От 2:8) - знаменитый Ионийский город и один из прекраснейших в Леванте; расположен в расстоянии 320 стадий от Ефеса и в том же самом расстоянии от морского берега, при устье р. Мелес на западном берегу Малой Азии. Древние считали его венцем Ионии, драгоценным камнем Азии, преизобильным по своему богатству и выдающимся по изящным искусствам. Город подвергался по крайней мере шесть раз большим или меньшим землетрясениям, лишился 60,000 жителей от чумы в 1814 году и сильно пострадал от холеры в 1831 году. Слово Божие посеяно здесь еще во времена апостольские. Церковь здесь насаждена ап. Иоанном Богословом. Первым епископом здесь был св. Поликарп, ученик Иоанна Богослова. В настоящее время Смирна считается одним из самых цветущих торговых городов Оттоманской Империи. Впрочем улицы его, при народонаселении в 150 тысяч человек, узки и грязны. Дома большею частью деревянные без печей и в один этаж. В новейшей Смирне сохранилось немного остатков от древнего города, как-то: остатки амфитеатра, в котором пострадал ап. Поликарп и в нем своды тех логовищ, в которых содержались звери и др. Смирна в настоящее время Турками называется Исмирь и имеет 4 мили в окружности. Гавань Смирны очень поместительна и представляет отличное место для стоянки кораблей.

±МИРНА

СМИРНА (Мф 2:11) - благовонное вещество, добываемое из тернистого дерева (Cistus ereticus), распушающееся в 8 и 9 футов в высоту и главным образом вывозимое из Аравии в Восточную Индию. С самых древних времен смирна составляла значительный предмет торговли и входила в состав св. ветхозаветного мира (Исх 30:23), равно как в состав для благовонного умащения тех умерших. Она входила также в число тех ценных даров, которые обыкновенно представляли царям и вельможам в знак особого почтения в древние времена на Востоке (Мф 2:11).

±ТАКТИ

СТАКТИ (Исх 30:34) - одно из предписанных законом Моисеевым веществ, входивших в свящ. курительный состав. Это Греческое название, обозначающее самую чистую благовонную смирну, иначе такую которая свободно течет из дерева без всякого надреза, тогда как обыкновенная смирна добывается через надрезы, делаемые в коре. По мнению некоторых толкователей, стакти есть смола стираксового дерева.

Словарь Ефремовой

Смирна

ж.
Ароматическая смола, употребляющаяся для курений; мирра.

Энциклопедический словарь

Смирна

греческое название г. Измир в современной Турции.

Православная энциклопедия

Смирна

благовонное вещество, добываемое из тернистых деревьев. Она входила в состав для умащивания тел покойных.

Словарь Ушакова

Смирна

сми рна , смирны, мн. нет, жен. (греч. smyrna) (ист. ). Благовонная смола, употр. для курений.

Античный мир. Словарь-справочник

Смирна

1) др.-гр. город в М.Азии (совр. Измир). Здесь найден самый ранний дом во всем эллинском мире и самый ранний храм в М. Азии (VII в., имел колонны с эолийскими капителями, посвящен Афине). Сохран. агора рим. вр. с обширными подвальными помещениями.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Смирна

См’ирна (Отк.1:11 ; Отк.2:8 ) - город на западном побережье Малой Азии севернее Ефеса, важный в древности порт и торговый центр (нынешнее название - Измир). Ученик Иоанна Богослова и первый епископ Смирны Поликарп мученически погиб в этом городе около 155 ·г.

см’ирна (Исх.30:23 ; Пс.44:9 ; Прит.7:17 ; Мат.2:11 ; Мар.15:23 ; Иоан.19:39 ) - сильно благоухающая смола миррового дерева, растущего в Аравии и Эфиопии. Называется также мирра. Является составной частью священного миро. Была одним из даров волхвов родившемуся Иисусу (Мат.2:11 ), что символизировало, как полагают, признание в Нем Истинного Человека. (см. )

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Смирна

(От 2:8) - знаменитый Ионийский город и один из прекраснейших в Леванте; расположен в расстоянии 320 стадий от Ефеса и в том же самом расстоянии от морского берега, при устье р. Мелес на западном берегу Малой Азии. Древние считали его венцем Ионии, драгоценным камнем Азии, преизобильным по своему богатству и выдающимся по изящным искусствам. Город подвергался, по крайней мере, шесть раз большим или меньшим землетрясениям, лишился 60 000 жителей от чумы в 1814 году и сильно пострадал от холеры в 1831 году. Слово Божие посеяно здесь еще во времена апостольские. Церковь здесь насаждена ап. Иоанном Богословом. Первым епископом здесь был св. Поликарп, ученик Иоанна Богослова. В настоящее время Смирна считается одним из самых цветущих торговых городов Оттоманской Империи. Впрочем, улицы его, при народонаселении в 150 тысяч человек, узки и грязны. Дома большею частью деревянные без печей и в один этаж. В новейшей Смирне сохранилось немного остатков от древнего города, как-то: остатки амфитеатра, в котором пострадал ап. Поликарп и в нем своды тех логовищ, в которых содержались звери и др. Смирна в настоящее время Турками называется Исмирь и имеет 4 мили в окружности. Гавань Смирны очень поместительна и представляет отличное место для стоянки кораблей.СМИРНА (Мф 2:11) - благовонное вещество, добываемое из тернистого дерева (Cistus ereticus), распушающееся в 8 и 9 футов в высоту и главным образом вывозимое из Аравии в Восточную Индию. С самых древних времен смирна составляла значительный предмет торговли и входила в состав св. ветхозаветного мира (Исх 30:23), равно как в состав для благовонного умащения тех умерших. Она входила также в число тех ценных даров, которые обыкновенно представляли царям и вельможам в знак особого почтения в древние времена на Востоке (Мф 2:11).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Смирна

(Smyrna, тур. Ismir) - главный город турецкого вилайета Аидин, самый важный торговый пункт Леванта, на западном берегу Малой Азии, в глубине вдавшегося почти на 70 км в материк и окруженного горами Смирнского залива, образующего бухту Эгейского моря. Город раскинулся амфитеатром на крутой и безлесной горе Паге, на вершине которой находятся развалины старинного укрепления (ведущего свое начало с древнейших времен и восстановленного было во времена генуэзского владычества). Р. Гедис-чай (древний Гермос), грозившая своими наносами отрезать залив от моря, в 1886 г. направлена в открытое море. Город распадается на две главные части: франкский, или верхний, город и нижний, или турецкий; между ними ютится со своими жалкими постройками еврейский квартал. Франкский квартал отличается чистотой и благоустройством, турецкий - азиатской запущенностью. Самое красивое во всем городе место - портовая набережная (Marina), украшенная изящными домами недавнего происхождения, кафе и отелями. К ней примыкает, насупротив внутренней гавани, складочных магазинов и амбаров и таможни, оживленный базар, служащий средоточием меновой торговли европейскими и азиатскими товарами. В С. имеют пребывание турецкий генерал-губернатор, греческий, армянский и католический архиепископы, турецкая и французская торговые палаты. Незначительные, плохо поддерживаемые укрепления; много мечетей (боле 40); 13 православных црк., 5 католич., 3 протест. и 3 армянских церкви, б синагог, несколько христианских монастырей. Основанные диакониссами пансион и училище для девочек; греческие, армянские, немецкие, французские и английские училища для мальчиков, в том числе одно, основанное иезуитской пропагандой, другое - австрийскими мехитаристами. Особенной популярностью пользуется "Евангелич. школа" греческого ученого общества, обладающая небольшой библиотекой и небольшим музеем смирнских и вообще малоазиатских древностей. Много больниц, богаделен, домов призрения, сиротских домов. Промышленность в С. до последнего времени ограничивалась шелковыми, шерстяными и хлопчатобумажными мануфактурными изделиями, да предметами гончарного и кожевенного производства; только недавно открылось несколько машиностроительных и чугунолитейных заводов, паровая мельница и паровая лесопильня. Остальные местные изделия составляют предмет кустарного производства. Знаменитые смирнские ковры изготовляются не в самом городе, а внутри страны, по деревням и небольшим городкам, из местной овечьей шерсти и мохера; С. принадлежит в этом деле лишь окраска материала (растительными красками и кошенилью). Главными потребителями являются Северная Америка, Англия и Франция. Гораздо больше значения имеет для С. торговля. С. - единственная благоустроенная гавань в Малой Азии - служит конечным пунктом широко раскинувшегося караванного движения и железнодорожных линий Аидинской и С.-Касабской. Вывозятся преимущественно чернильный орешек, южные фрукты (виноград и винные ягоды), ячмень, ковры, опиум, хлопчатая бумага, лакрица, губки, полевой боб, оливковое масло, табак, шкуры, маис; ввозятся мануфактурные товары и ткани, строевой лес, шерстяные изделия, кофе, кожи, мелочной товар, сахар, хлопчатобумажные ткани, железо, масло коровье и маргарин, каменный уголь, сукна, рис, керосин, сода, стеклянные изделия, иголки. Общая стоимость вывоза (гл. обр. в Великобританию, затем Соединенные Штаты Северной Америки, Австро-Венгрию, Францию, Нидерланды) достигала в 1893 г. 74,9 млн. мар., в 1894 г. - 66,3 млн. марок. Стоимость ввоза (особенно из Великобритании, Франции, Австро-Венгрии, Турции, России) в 1893 г. - 47,8, в 1894 г. - 55,5 млн. мар. В Смирнскую гавань вошло в 1894 г. коммерческих судов: 1758 пароходов, с грузом в 1707278 тонн, и 634 парусных. с грузом в 78099 тонн, а вышло 1755 пароходов, с 1536053 тонн груза, и 625 парусных, с 76882 тоннами груза. За последнее время стало возрастать движение русских и греческих коммерческих судов. Правильные рейсы поддерживают Messageries Maritimes, австрийский Ллойд, Navigazione g éné rale, русские, греческие и турецкие пароходные общества. Телеграф, почта (содержимая не только турецким правительством, но и правительствами России, Франции, Австро-Венгрии, Германии и Англии), много базаров, магазинов, караван-сараев и т. п.; отделения Оттоманского банка и Лионского кредита. Население С. представляет пеструю смесь племен, народностей и исповеданий. Общая цифра его в 1890 г. определялась в 21 0 000 чел.; из этого числа 107000 чел. считались греками, 52000 мусульманами (без определения народностей), 23000 евреев, 12000 армян, 6500 итальянцев, 2500 французов, 2200 австрийцев, 1500 англичан (преимущественно с Мальты) и т. д.

История. Древнегреческий портовый и торговый город С. лежал первоначально на северном берегу залива. Он был основан эолийцами около Х стол. до Р. Х.; раньше 688 г. присоединился к ионийскому союзу; в 580 г. (или 630?) был разрушен лидийским царем Алиаттом. Около 300 лет местность эта представляла из себя пустынные развалины. Еще и теперь на месте древней С. видны остатки старинного укрепления (по всей вероятности древнего акрополя) и так наз. "могила Тантала" - большая намогильная насыпь из камней (Tumulus), поднимающаяся конусообразно на фундаменте в форме круга, в 33 метра по диаметру у основания; внутри - четырехугольный могильный склеп. Только по смерти Александра Македонского Антигон основал новую С., в 20 стадиях на ЮЗ от старого города; постройку города закончил Лизимах, значительно украсивший и укрепивший его. Скоро С., благодаря хорошей гавани, сделалась средоточием малоазиатской торговли и в римское время была одним из богатейших и роскошнейших городов Малой Азии, славившимся, между прочим, и своими риторами. Пострадавший сильно при взятия Долабеллой, город в 178-180 гг. подвергся разрушительным землетрясениям, но Марк Аврелий снова отстроил его, и С. вскоре опять достигла цветущего состояния. Христианство в С. нашло прочную точку опоры, хотя еп. Поликарп и принял здесь мученическую кончину. В 1092 г. С. захватил турецкий морской разбойник Цахас, но византийцы возвратили ее себе в 1097 г. С 1344 г. С. надолго подпадает под власть родосцев (иоаннитов) и в ведение папского наместника. В декабре 1402 г. Тамерлан взял и разрушил С., после 14-дневной осады; но и на этот раз она восстала из развалин. Небольшие землетрясения (последнее в 1880 г.), пожары (1840, 1845 гг.) и чума не могли повредить городу на более или менее продолжительное время. В древности С. была одним из городов, считавших себя родиной Гомера.

– с древних времен и по сей день используют при богослужении в Православной церкви. Считается, что аромат этой смолы защищает от нечистых духов и является символом молитвенного устремления души к богу. На Руси традиция использовать ладан от нечистой силы и носить ладанку (мешочек с освещенным ладаном, который носили вместе с крестом на шее) существовала испокон веков. Полезно ладаном окуривать и свой дом, для этого можно приобрести кадильницу, ладан и уголь. Окуривая ладаном дом, его обходят против часовой стрелки и читают молитву «Отче наш». Если в доме нет специальной кадильницы, для этой цели можно воспользоваться простой алюминиевой ложкой, положить в нее ладан и нагреть на огне.

В настоящее время производят несколько видов ладана – это чистый ладан, росный ладан и Афонский ладан.

Натуральный ладан еще называют «смолой ливанского кедра», так как его янтарно-желтые капельки собирают с дерева Boswellia Carteri – это редкое дерево, произрастающее в Аравии и Восточной Африке. Со времен Ветхого Завета окуривание жилища ладаном применяли не только, при богослужениях, а благодаря его антимикробным свойствам, и для окуривания домов заболевших людей, во время эпидемий, а также, в качестве лечебного средства применяли воду, настоянную на этой смоле и саму смолу, как ранозаживляющее средство. Ведь смола на дереве появляется на месте повреждения коры, позволяя дереву самому себя лечить. Поэтому считалось, что то, что полезно дереву, полезно и человеку.

собирают в Юго-Восточной Азии с дерева Styrax Benzoin и называют еще стиракс или смирна. Это вещество коричнево-серого цвета с древнейших времен применяли и как благовоние, и как пищевую добавку и косметическое средство.

Чудесная история связана с появлением Афонского ладана . После рождения Иисуса Христа волхвы принесли ему драгоценные дары: золото – как царю, ладан – как богу, и смирну – как смертному человеку (в те времена умерших принято было обмазывать благовонными маслами).

Матерь Божия сохранила эти дары до самой смерти, и перед своим успением передала их Иерусалимскому храму. В течение нескольких тысячелетий эти дары были переданы сначала в Константинополь, а затем в монастырь Святого Павла, который находится в Греции на горе Афон, в котором они хранятся и по сей день. В Православной Церкви гора Афон почитается обителью Богородицы. Именно из этих даров в монастыре Святого Павла был изготовлен Афонский ладан: он был измельчен, смешан со смирной и слеплен в ароматические шарики, способные очень долго сохранять свой аромат. По этому рецепту и в настоящее время на Афоне ладан изготавливается монахами вручную и с молитвой всего несколько килограммов в день.

Постепенно ладан стали изготавливать и другие греческие монастыри, изменяя и совершенствуя рецепт его изготовления. Позднее в Греции стали производить различные сорта ладана, в составе которых смола, собранная с различных видов дерева Boswellia, разное количество и качество благовонных масел, специальные добавки. В результате различных сочетаний этих составляющих, получают ладан разного цвета и формы, а соответственно и разной цене.

Наиболее распространены следующие сорта ладана:

– считается лучшим Афонским ладаном, его делают в ските Святой Анны, он имеет желтоватый цвет, 24 аромата.

Архиерейский и Алтарный ладан – греческие сорта ладана высокого качества, имеют 20 ароматов, каждому из которых соответствует свой цвет. Изготавливают эти сорта ладана из отборной смолы Boswellia Carteri, ароматических масел, произведенных во Франции и Швейцарии. Эти сорта отличаются насыщенностью ароматов, длительностью каждения без запаха гари.

Келейный и Требный ладан – так же сорта греческого ладана хорошего качества, 20 ароматов. Их производят из смолы того же дерева Boswellia Carteri и благовонных масел, произведенных в Греции. Именно эти сорта используют для повседневных богослужений, они доступны по цене и имеют стойкий аромат.

Смирна – это благовонные масла высокой концентрации, имеют 20 ароматов. Ее изготавливают в Греции по старинным рецептам Византии и Востока из натуральных эфирных масел, не содержит спирта.

Что еще почитать