Хула на Духа Святого – почему это непрощаемый грех. Трудные места Евангелия: Хула на Духа

Приходится нашему уму в своем стремлении горе идти между суетными помыслами, между соблазнами. Часто смущают его помыслы хульные. Иной приходит и заявляет, что он погиб, так как у него возникают мысли, хулящие Бога, святых, Таинства, а хула на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем.

Здесь много понимается превратно. Хулой на Духа Святого, непростительной и ведущей к погибели, считается упорное неверие и отрицание бытия Божия, несмотря на воочию совершающиеся чудеса, несмотря на множество фактов, неопровержимо доказывающих существование Бога. Упорное отрицание и неверие являются хулой на Духа Божия, это не прощается ни в сем веке, ни в будущем, и человек, умерший, не покаявшись в своем неверии, погиб. Примером такого нераскаявшегося хулителя является Лев Толстой, упорно отвергающий и не признающий Божественности Господа Иисуса Христа, что бы ему ни говорили и как бы ни доказывали неосновательность его воззрений. Если он умрет, не покаявшись, то погибнет. Если же перед смертью покается, то будет прощен.

Между тем многие под хулой на Духа Святого разумеют дурные, скверные мысли, которые откуда-то появляются в уме верующего человека, и считают такого человека погибшим. Глубоко ошибаются они. Разве может тот, кто верует в Бога, любит Его, надеется на Него, мыслить хулу? Очевидно, не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, тогда весь он в руках диавола.

Еще так скажу. Идете по дороге. Навстречу попадается пьяный, который извергает страшнейшие ругательства. Что вам нужно сделать? Поскорее пробежать мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если что-нибудь, помимо вашей воли, осталось в вашей памяти, будет ли вас за это судить как за хулу? Нет, не будет. Иное было бы дело, если бы вы подошли к этому пьяному и стали ему говорить: «Вот хорошо, ну скажи еще что-нибудь, а теперь вот это...», обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он говорит. В том случае вы были бы осуждены вместе с ним.

Так и с помыслами; если вы стараетесь гнать их от себя, то ошибочно приписываете их себе: не ваши они, а внушаются вам врагом. Только когда вы добровольно останавливаетесь на какой-нибудь непотребной мысли и она вам доставляет удовольствие, тогда вы виноваты и должны каяться в этом грехе.

Всякий грех, кроме хулы на Святого Духа, Господь простит, если раскаешься. Хула на Святого Духа в том состоит, когда человек верит в Бога и знает, что не должен он делать зло, и делает его сознательно, ибо в душе у такого человека такая злоба, что он не в состоянии обратиться ко Господу с раскаянием (прп. Никон, 21).

В Евангелие от Матфея написано: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31–32). Если Сам Христос сказал, что хула на Духа не простится, тогда полезно разобраться, что же такое хула на Святого Духа, каких действий стоит избегать и правда ли, что этот грех Бог не прощает.

В первую очередь необходимо понимать, что согласно контекста хула на Святого Духа осуждается в том случае, когда действию Духа приписывают бесовскую природу. Фарисеи, видя невероятные исцеления и освобождения, которые производил Иисус намеренно назвали их бесовскими. Можно много сделать выводов из этого, но я хотел бы обратить внимание на два момента.

1. Фарисеи считали себя экспертами в области духовной жизни и поэтому они давали оценку тем проявлениям, которые видели. Всякий раз, когда ты будешь считать себя достаточно знающим экспертом в какой-то области ты открываешь двери для гордости, которая неизменно приведет тебя к критицизму и негативному отношению к тому, что делает Бог. Дух Святой действует независимо от наших пониманий и там, где нам кажется, что мы уверены, что это не работа Божья вполне может оказаться совсем наоборот. Занимая позицию духовной власти необходимо быть особо осторожным с навешиванием ярлыков.

2. Писание учит ясно, что фарисеи предали Христа из зависти. Они завидовали, что Он приобретает учеников и толпы ходят за Ним, а не за ними. Возможно они в свое время пробовали молиться за больных и одержимых, но у них не было такой динамики и 100%-го результата как у Христа. Они понимали, что теряют власть и авторитет. Подвергалось сомнению их богословие и вера. Все что можно описать под словом «зависть» двигало их реагировать на Христа критикой и осуждением. Другими словами, когда ты видишь успех другого человека, что у него получается что-то лучше, чем у тебя, это может подтолкнуть тебя начать самоутверждаться, и зависть направит твое сердце начать критиковать не только самого человека, но и те результаты, которые есть у него благодаря работе Духа Святого. Что по сути может стать хулой. Нам нужна мудрость, чтобы из-за негативного отношения к самому человеку уважать ту работу, которую делает через него Бог.

Согласно Евангелия от Марка 3:21-30 можно сказать, что человек хулит Духа Святого, когда он настолько ожесточил грехами свое сердце, что даже видя те благие дела, которые Бог творит, отказывается признать в этом Божью руку и воздавать Славу Богу. Ему легче приписать такие дела кому и чему угодно, даже дьяволу, только не Богу.

Такой человек ослеплен грехом и его понимание истины извращено. Божьи призывы для него остаются тщетными, он отказывается их принять и послушаться. Из-за этого он не может раскаяться, а, значит, и не может быть прощен.

Хула на Духа Святого (богохульство).

В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32).

Святые отцы и учителя Церкви отнесли к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию:

– грех безбожия и неверия,

– грех отвержения очевидной истины, ересь,

– грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом,

– грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских,

– грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника, который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или результатом опьянения,

– грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние.

Святитель Афанасий Великий :

«…которые хулят Духа Святаго, то есть Божество Христово, и говорят, что о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы (Лк 11, 15), тем не отпустится ни в сей век, ни в будущий (Мф 12, 32). Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи.
…хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только соделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке».

Преподобный Ефрем Сирин пишет, что еретики хулят Святого Духа:

"Какой грех непростителен? Грех против Духа Святаго. Это грех всякого еретика, потому что еретики хулили и хулят Духа Святаго. Им не будет прощения ни в сем веке, ни в будущем, по слову Господню, потому что воспротивились Самому Богу, от Которого избавление; и кто им поможет?"

Святитель Василий Великий относит к греху хулы на Духа Святого и клевету на христианина из зависти к полученным им дарам Духа:

"Те, которые видят в ком-либо плод Святаго Духа, везде сохраняющий равную степень богочестия, и не Святому Духу его приписывают, но присвояют противнику, – те произносят хулу на Самого Святаго Духа".

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго.

Святитель Димитрий Ростовский:

"Есть следующие шесть грехов, называемые грехами против Духа Святого: излишнее упование на милость Божию; отчаяние в своем спасении; противление утвержденной истине и отвержение православной христианской веры; зависть к ближним, получающим от Бога духовные блага; пребывание в грехах и коснение в злобе; нерадение о покаянии до конца этой жизни.

…Чем побеждаются эти грехи? Добродетелями и соблюдением заповедей Божиих, сокрушением сердца, покаянием, исповедью и епитимией.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние".

Святитель Феофан Затворник , ссылаясь на Православное исповедание (часть III, воп. 18-42) пишет в Начертании христианского нравоучения, что к грехам против Святого Духа принадлежат: безмерное упование на благость Божию, отчаяние, противление ясной истине, зависть к духовным совершенствам других, застарение в злобе, отложение покаяния до смерти.

От таких грехов предостерегает преп. Исаак Сирин , как от лукавства перед Богом:

«Не тогда будем печалиться, когда поползнемся в чем-нибудь, но когда закосневаем в том же, потому что поползновение бывает часто и с совершенными, а закосневать в том же есть совершенное омертвение. Печаль, какую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам благодатию вместо чистого делания. Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично, тот лукаво поступает с Богом; неведомо нападает на него смерть и не достигает он времени, в которое надеялся исполнить дела добродетели».

Так же пишет и св. Игнатий (Брянчанинов) :

«Величайшая разница - согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу».

Архим. Рафаил (Карелин) пишет:

«Это не кощунственные поступки, не богохульные слова против Духа Святого, а то внутреннее, устойчивое состояние грешника, когда он становится уже неспособным к покаянию, а именно:

1) Духовная гордость. …Человек считает, что он может спастись без Бога, без помощи благодати, без Таинств и молитв Церкви,- одними силами человеческой природы и своими личными достоинствами.

2) Отчаяние, отсутствие надежды. Человеку кажется, что жизнь бессмысленна, что ему нет прощения, что все пути для него закрыты. Отчаяние переходит в ненависть к Богу как виновнику зла. Человек в таком состоянии не может и не хочет ни молиться, ни каяться, сердце у него окаменело. Высшая степень отчаяния - самоубийство.

3) Ложная надежда на всепрощение Божие. Человек считает, что Бог как безграничная Любовь должен простить людям все грехи и пороки независимо от их воли, по одной Своей милости, то есть без покаяния грешников и исправления их жизни.

4) … ненависть к истине и поэтому ожесточенное сопротивление ей.

Причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, именно, лежит в нераскаянности грешников. Как может быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту благодать изрыгается хула? Но должно верить, что и в этих грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние, и оплачут свои грехи, они будут прощены. Св. Иоанн Златоуст говорит о хуле на Святого Духа: "Ибо и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, кто изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено".

И Отцы Седьмого Вселенского Собора говорят о возможности прощения грехов смертных:

"Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают... В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся и не отрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным. Ибо близ Господь сокрушенным сердцем (Пс. 33)".

Количество записей: 29

Стоит ли каяться в грехе хулы на Святого Духа, если он не простится ни в этом, ни в будущем веках?

Егор

Егор, пока мы живы, значит Господь продлевает нам жизнь, надеясь на наше исправление и покаяние. Поэтому каяться обязательно стоит!

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! В последнее время мне в голову все время приходят ужасные слова, которых я не хочу и которых боюсь. Особенно страшно, что они связываются в голове с моим ребенком, которого я очень люблю. Но получается, чем больше гоню эти слова, тем больше они меня досаждают. И вот, когда я молилась перед иконой, прося Господа дать мне силы избавиться от них и чтобы они не причинила вреда моим близким, я, задумавшись, эти самые слова еще раз произнесла, как бы желая "развенчать" их в своем сознании, перестать их бояться. Но еще больше испугалась, что, получается, произнесла их перед иконой. Не навредила ли я этим еще больше себе и своему ребенку? Может, этого нельзя было делать? Спасибо большое за помощь!

Лена

Елена, все в порядке, успокойтесь! Не придавайте такого значения своим мыслям. И вот еще - пора уже поставить точку в этом вопросе и идти дальше. Неужели кроме этих мыслей у Вас нет никаких духовных проблем? А грехи? А взаимоотношения с ближними? А молитвенное правило - как оно? Вот этим и займитесь.

игумен Никон (Головко)

Как понять волю Божию? Вот я в чем-то сомневаюсь, потом молюсь, чтобы Бог дал ответ. И как понять какова Его воля? Часто то, что ложиться на сердце после молитвы не соответствует внутреннему голосу, который как бы в голове проноситься коротким ответом "Да", "Нет" и пр. Что лукавит - сердце, или голос проносящийся в голове не от Бога? Вопрос серьезный, т. к. принимать что-то одно из этого за лукавство может быть хулой на Духа, но и обманываться тоже не хочется.

Андрей

Андрей, с такими понятиями, как хула на Духа, поосторожнее. Нет тут никакой хулы, а запугивать самого себя такими громкими обвинениями не следует.
В отношении воли Божией я бы дал Вам следующий ответ: так как мы еще люди духовно слепые и постоянно окрадываемые врагом, то по поводу воли Божией нам надо советоваться каждый раз с духовником. Не доверяйте себе - со стороны видно лучше.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Мне 14 лет, до случая этого была не очень верующей. В голову стал сам собой лезть мат на Бога, Богородицу, Иисуса и святых. Начала Библию читать. Дошла до абзаца о хуле на Духа Святого. И она вдруг в голове прозвучала. Я испугалась, плохо стало. Месяц в голове была гадость, потом призналась маме, она купила мне таблетки и посоветовалась со своей подругой. Ее подруга рассказала, что в ее детстве с ней было также. Я успокоилась, но это только усилилось и появился страх смерти. Вчера прочитала такие же истории и почти совсем успокоилась. А сегодня просматривала сайты на эту тему, и нашла сайт, где человек хотел мысленно сказать "будь проклят, дух хульной", но случайно сказал на СВЯТОГО ДУХА! И у меня мысленно произнеслось это в голове! Что мне делать? Бог меня теперь вообще никогда-никогда не простит! И шансов нет? Пишу, руки дрожат, хочется умереть. Бог меня убьет?

Маша

Ах, Маша, Маша... Какие эмоции, какие сильные переживания. Вот если бы Вашу энергию, да в мирных целях!
Выбрасывайте из головы и переживания - ничего с Вами не случится, и сами мысли выбрасывайте тоже, если сможете, по крайней мере, не останавливайтесь на них. Это - обычная мысленная брань, которая бывает у новоначальных. Через некоторое время все успокоится и пройдет, правда, начнутся другие искушения, но о них говорить будем позже. А пока - ничего нового Вам не скажу, как только: почаще на исповедь и к Причастию. Не бойтесь, не обращайте внимания, не ковыряйтесь в этих мыслях - все скоро пройдет.

игумен Никон Головко

Здравствуйте, батюшки! Недавно на одном сайте был выложен ролик с православной молитвой к Божьей Матери - прекрасное исполнение под музыку. Много замечательных отзывов, и я поблагодарила исполнителей. И тут - ложка дёгтя: какая-то совсем молодая девчонка давай оскорблять верующих, я не сдержалась и пыталась её вразумить, но нарвалась на такой гадкий поток с её стороны - хула на Бога в чистом виде, вспоминать противно, что она писала. Угомонить её попытались ещё несколько человек, но безрезультатно - ну, это и понятно. Вопрос: стоит ли вообще реагировать на таких людей как в интернете, так и в жизни - переубедить их невозможно, но и позволять поносить имя Бога тоже нельзя (отсюда вырастают пуссирайоты). Как правильно себя вести?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина! Надо помнить, что Бог поругаем не бывает, и отвечать за свои дела придется каждому. Вступать в подобные споры с людьми неверующими и явно агрессивно настроенными против Бога и Церкви я не советую, потому что они изначально не настроены слушать и принимать аргументы. Такие споры бессмысленны и приносят духовный вред.

иерей Владимир Шлыков

Что делать, если занимался колдовством, хулой христианской символики, молился нечистой силе? Как вновь вернуться к Церкви?

Вячеслав

Чтобы исправить что-то злое, нужно каяться и делать доброе. В Вашем случае - молиться, посещать церковные службы, участвовать в Таинствах (Исповедь, Причастие), совершать дела милосердия. Не мучайте себя, Господь способен исправить последствия любого греха: "Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли" (Ис.1,18-19) .

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, батюшка! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков! Извините за беспокойство, но прошу ответить как можно скорее. Заранее спасибо. Мне 16 лет. Год назад после смерти близкого человека, я решил жить более праведно, чем жил до этого. До того я совершил очень много грехов, в том числе и смертных. От многих из них я твердо решил отказаться. Поначалу все шло хорошо, но позже меня стали одолевать хульные мысли. Я ходил в Церковь, но они не отстали.

Я несколько раз ходил на Причастие. Когда я готовился к Исповеди, я много читал о том, какие бывают грехи. Примерно три-четыре месяца назад, в конце весны, я начал замечать, что в своей жизни постоянно совершаю огромное количество грехов. Это стало мучить меня. Я подумал, что грехи отягчаются, если сознаешь греховность поступков, но продолжаешь так поступать. Кроме того, я стал замечать грехи других людей, постоянно осуждать их, призывать Бога покарать их. Я знаю, что это очень греховно, но поделать с собой порою ничего не могу. Это продолжается до сих пор. Я прочитал, что это называется неофитством. Кроме того, все это время и до сих пор я постоянно расширяю свои знания, читая о грехах. Я стал раздражаться на семью. Я не знаю, как мне жить. Я разрываюсь между своей нормальной жизнью, в которой я жил прежде - праздной, грешной, в которой я учусь в школе, участвую в различных олимпиадах и конкурсах (теперь я стал опасаться что это является стремлением к славе и тщеславием), увлекаюсь футболом, играю в компьютерные игры, смотрю телевизор и т. п., и новой жизнью, в которой я стараюсь соблюдать молитвенное правило, посты и ходить в Церковь по воскресеньям. Однако многие вещи, например, молитва, бывают мне в тягость, меня все больше одолевают хульные мысли и даже проклятия в адрес Бога, Богородицы и Святых, я гневаюсь на Бога, Церковь. Мне хочется прежней жизни, но я понимаю, насколько это плохо и грешно. Мое состояние расстраивает моих родственников и вводит меня и их в печаль и уныние. Мне кажется, будто я стал фарисеем. Помогите мне, пожалуйста разобраться в такой жизненной ситуации, понять как жить дальше, можно ли жить как раньше, например смотреть телевизор в пост, играть в компьютер, если это не превращается в страсть, много кушать, в том числе и сладостей и т. п. Я понимаю, что, возможно, я просто не готов к тяготам христианской жизни и борьбе со страстями, пытаюсь оправдаться и получить разрешение снова грешить, но все равно я тревожусь, не знаю, как мне быть. Пожалуйста, ответьте на вопрос как можно скорее и извините меня за слишком развернутый и длинный вопрос! Спасибо! До свидания!

Дмитрий

Дмитрий, со временем Вы найдете тот истинный, срединный путь, по которому нужно идти в христианской жизни, и в этом Вам должен помочь духовник. Но на старую жизнь возвращаться, конечно, не стоит. Были в ней вещи достаточно безобидные, но были и такие, которые однозначно надо оставить.
Постарайтесь не скорбеть чрезмерно по поводу своих исканий - это путь всякого нормального человека, - но чтобы не тратить своих душевных сил понапрасну, старайтесь как можно чаще советоваться со священником и выяснять все назревающие вопросы безотлагательно у него. А вопросов впереди будет еще очень много!

игумен Никон (Головко)

Батюшка, как различить голос совести от благодати, и смущение совести от бесов? Часто голос внутри подсказывает перечитать, скажем, молитву под предлогом того, что невнимательно читал, хотя читаю внимательно всегда, но полное внимание бывает не всегда, при прочтении же во второй раз все силы уходят, т. к. молитве уделяю много времени и иногда, бывает, сильно выматываюсь, когда еще и перечитываю. Или когда уже устал, голос говорит: на "Господи помилуй 12 раз" сделать непременно 12 поклонов, или не съесть шоколадку, не поперчить пищу и многое другое, под предлогом "сделай так, если любишь Господа". Или приходит помысел, который не принимаю, и потом следующая мысль - надо покаяться, а каясь, я как бы соглашаюсь с тем, что принял помысел. Постоянно происходит глубокое самокопание. С одной стороны, такое самокопание дает постоянное покаяние, с другой, получается, что я принимаю на свою совесть весь мусор, который происходит в голове, и который никоим образом не принимаю. Часто слушаю этот голос, не понимая, Дух Святой указывает на это, или бес, т. к. не хочу допустить хулы на Святого Духа, приняв его за голос беса. С другой стороны, не хочу брать бремен неудобоносимых. Следовать же принципу "не отрицай и не принимай" не получается, т. к. здесь нужно конкретное действие, либо сделать то, что подсказывает этот внутренний голос, либо нет. Очень прошу помочь разобрать мне в этом. Вообще, думаю о монашестве, и не знаю, может, это призывы на малые подвиги, чтобы испытать веру, или все таки смущение бесовское, чтобы выбить меня из сил и смутить. Очень надеюсь на Вашу помощь. Спаси Госоподи!!

Андрей

Андрей, прекращайте, пожалуйста, Ваши мысленные баталии и спасайтесь, если можно так выразиться, попроще. Вам обязательно нужен постоянный личный контакт и совет со священником, найдите себе духовника. А эти собеседования, которые у Вас в сознании происходят, оставьте, и не обращайте на эти помыслы никакого внимания.

игумен Никон (Головко)

Батюшка, ответьте, пожалуйста, т. к. я начинаю отчаиваться. Несколько лет назад согрешил богохульством и враждой к Богу из-за своих жизненных обстоятельств, не хотел принять Его Святой воли и хулил его Святое Имя вслух. Знаю, что хула на Духа Святого (сознательное хуление Бога, зная его существование) не прощается ни в этой, ни в следующей жизни. Полгода назад начал воцерковляться, оставил греховную жизнь, в грехе том исповедовался давно, но только недавно начал понимать всю глубину и ужас его. Отчаяние сродни унынию - смертному греху, но как тут не унывать, когда надежды на прощение нет? Как найти грань между сокрушением и отчаянием? Знаю, что постриг как второе крещение - прощаются все грехи, скажите, в чем разница прощения грехов при постриге и при обычной исповеди?

Олег

Почему же у Вас нет надежды на прощение? Вы осознали свой грех и раскаялись в нем - грех уже прощен! Вот если бы Вы думали, что правы, и пребывали бы дальше в этом греховном состоянии, тогда конечно, грех был бы непростительным. А сейчас он прощен. И слава Богу, что Господь не сразу, а постепенно открывает его глубину, а вместе с ней и бездну Своего Милосердия: из какой пропасти грехопадения Он Вас спас.
Грань между сокрушением и отчаянием Вы найдете опытным путем, если не будете больше себя "загонять" в такие нехорошие состояния. Она состоит в том, что в сокрушении Вы не теряете надежду на спасение, а в отчаянии спасение кажется уже невозможным.
На исповеди прощаются все грехи, в которых Вы искренне раскаялись, а вот чем отличается "прощение" в постриге, рассуждать сложно. В любом случае, в постриге как бы рождается новая личность, и если человек не возвращается на путь былой греховной жизни, то Господь не помянет его грехов.

игумен Никон (Головко)

назад
CTRL ←
2

Попытаемся теперь понять, что же имел в виду Иисус, когда говорил о грехе против Святого Духа. Нужно учитывать одно: Иисус говорил о Святом Духа не в полном христианском смысле этого термина.

Этого не могло быть потому, что прежде чем Святой Дух сошел на людей во всей Своей силе, полноте и свете, сперва должна была наступить Пятидесятница.

В данном случае выражение Святой Дух надо понимать в свете иудейской концепции Святого Духа.

В соответствии с учением иудеев Святой Дух имел две основные функции.

1 Во-первых, Святой Дух приносил людям Божественную истину.

2 Во-вторых, Святой Дух давал людям способность узнавать и понимать эту истину, когда они видели ее.

И потому, по мнению иудеев, людям был необходим Святой Дух как для того, чтобы обрести Божью ну, так и для того, чтобы узнать ее.

Это можно сказать еще по-другому. В человеке есть данная ему способность узнавать добродетель и истину, когда он видит их.

Теперь сделаем следующий шаг, чтобы понять, что подразумевал здесь Иисус.
Человек может потерять любую способность, если он отказывается пользоваться ею. Это справедливо в любых сферах жизни, как в физической, так и в духовной и умственной.

Если человек перестает пользоваться каким-то мускулом, он атрофируется; если человек не пользуется приобретенным в школе знанием иностранного языка, то он скоро совсем забудет то, что знал.

Это также справедливо в отношении всех сфер восприятия.

Человек может потерять всякое понимание хорошей музыки, если слушает только дешевую эстрадную музыку; он даже может потерять способность читать хорошие книги, если читает только легкое чтиво; он может потерять способность получать удовольствие от чистых и здоровых наслаждений, если достаточно долго ищет наслаждение в низких и грязных вещах.

И потому человек может также потерять способность распознавать добродетель и истину, когда видит их.

Если он надолго закрывает глаза и уши на Божьем пути, достаточно долго поворачивается спиной к вести, которую посылает Бог, если он достаточно долго предпочитает свои идеи идеям, которые Бог пытается вложить в его ум, то он, в конце концов, доходит до того, что не может узнать Божью истину, красоту и добродетель, когда видит их.

В этом состоянии его пороки кажутся ему единственной добродетелью, а Божья добродетель кажется ему пороком и злом.

Вот до такого состояния и дошли книжники и фарисеи.

Они долгое время оставались слепы и глухи к направляющей руке Божьей и к тому, что говорил им Святой Дух; они так долго упорствовали на своем, что уже не могли узнать Божью истину, когда увидели ее.

Они могли смотреть на воплощенную добродетель и называть ее воплощенным злом; они могли смотреть на Сына Божьего и называть Его союзником дьявола.

Грех против Святого Духа - это столь долгий и столь упорный отказ от воли Божьей, что, в конце концов, она не может быть узнана даже тогда, когда проявляется во всей своей полноте.

Почему же этот грех должен быть непростительным? Чем он так ужасно отличается от остальных грехов?

Ответ прост: когда человек достигает этой стадии, покаяние становится уже невозможным.

Если человек не может распознать добродетель и добро, когда видит их, он не может уже желать их. Если человек неспособен распознать порок, он не может сожалеть о нем, в нем не могут проснуться стыд и сожаление о нем и желание расстаться с ним. А кто не может, несмотря на все прегрешения, любить добро и ненавидеть зло, тот не может раскаяться; а кто не может раскаяться, тот не может быть прощен, потому что раскаяние - единственное условие прощения.

Можно было бы избежать много горя, если бы люди осознали, что тот не может согрешить против Святого Духа, кто боится, что он согрешит против Него, потому что грех против Святого Духа - это полная потеря чувства греха.

И вот как раз до такой стадии дошли книжники и фарисеи. Они так долго были умышленно слепы и глухи к Богу, что потеряли способность узнать Его, когда встретили лицом к лицу. Это не Бог изгнал их за пределы прощения; они сами исключили себя. Долгие годы сопротивления Богу довели их до такого состояния.

И в этом нам ужасное предостережение.

Мы должны всегда так внимательно смотреть на Бога, чтобы все наши дни не притупилась наша чувствительность, чтобы наше сознание не ослабло, наш духовный слух не обратился в духовную глухоту. Таков уж закон жизни, что человек слышит лишь то, к чему он прислушивается и лишь то, что он настроен слушать.

Есть такой рассказ о деревенском жителе, попавшем в контору своего городского друга, через которой был слышен шум уличного движения.

«Послушай!» - сказал он вдруг. «Что такое?» - спросил гражданин. «Кузнечик», - сказал сельский житель.

Долгие годы жизни в деревне настроили его на восприятие сельских звуков, которые ухо городского жителя вообще не могло слышать. И, напротив, урони тут серебряную монету, и звон серебра сразу же достигнет слуха делового человека, зарабатывающего деньги, тогда как сельский житель, может быть, вообще никогда не слышал его. Лишь специалист, приучивший себя слышать это, может различать голос каждой птицы в птичьем хоре. Лишь специалист может различать различные инструменты в оркестре и уловить одну фальшивую ноту у второй скрипки.

Таков уж закон жизни, что мы слышим то, чему приучили себя слышать; мы должны каждый день прислушиваться к Богу, чтобы с каждым днем голос Бога становился не все слабее и слабее, пока мы не можем слышать его вообще, а все яснее и яснее, он не станет тем голосом, на звук которого в первую очередь настроены наши уши.

Что еще почитать