Оборотни есть ли они на самом деле. Кто такие оборотни и существуют ли они в реальной жизни? Научное объяснение существования оборотней

Волколаки, верфольфы, ликантропы, кицунэ, тануки, лугару, аниото… каких только видов оборотней нет в мифологии различных народов. Согласно поверьям, оборотень — это или животное, умеющее принимать человеческий облик, или человек, который может превращаться в животное.

Первое массовое преследование и выявление оборотней происходило в Европе в XIV веке. Несколько веков спустя оборотомания достигла нового пика. Последняя массовая вспышка по Франции сопровождалась небывалыми спорами и длилась на протяжении 40 лет. Когда суды приговаривали одержимых ликантропией к сожжению, а крестьяне забивали всех подозрительных прохожих кольями, ученые мужи писали магистерские диссертации, памфлеты и трактаты на тему оборотней.

В настоящее время известно, что мифы об оборотнях связаны с клинической ликантропией — психическим заболеванием, при котором человек считает себя каким-нибудь животным, к примеру, волком, кошкой, лошадью или собакой.

В трудах Павла Эгинета, александрийского врача, есть подробный анализ этого заболевания и причин, вызывающих его. Медик был убежден, что болезнь может быть вызвана употреблением некоторых галлюциногенных препаратов, а также умственными расстройствами.

В своих книгах он также описал симптомы, характерные для людей, страдающих ликантропией. К ним он отнес бледность кожных покровов, ослабление зрения, полное отсутствие слез и слюны, сильную жажду, пораженные нижние конечности. У больных ликантропией также было отмечено сильное желание идти на кладбище ночью и выть до самого восхода солнца на луну.

Человек, заболевший ликантропией, очень быстро менялся внешне. Пациенты рассказывали, что в начале приступа испытывали озноб, который постепенно переходил в лихорадку. При этом возникала неутолимая жажда и сильнейшие головные боли. Больные также страдали от сильной одышки. Руки опухали и заметно удлинялись, кожные покровы на конечностях и лице грубели и расплывались. Пальцы на ногах искривлялись, напоминая когти. При этом ликантропы не могли носить обувь и старались быстрее избавиться от нее. Сознание также менялось, возникала клаустрофобия. Больные испытывали жуткий страх перед закрытыми помещениями и старались выбраться на улицу.

Далее начинались желудочные спазмы, появлялась тошнота, жжение в грудной клетке. На этой стадии больные ликантропией обычно старались освободиться от одежды, вставали на четвереньки. Кожные покровы быстро темнели и покрывались шерстью. На лице и голове вырастал грубый волосяной покров.

У оборотней просыпалась дикая жажда свежей крови. Ладони и подошвы ног затвердевали настолько, что они могли бегать по острым камням. Ликантропы обычно нападали на первого попавшегося человека, прокусывали острыми зубами артерии и выпивали кровь. После этого оборотни теряли магическую силу и на рассвете вновь превращались в людей.

Чаще всего ликантропы чувствовали приближение приступа, но не были в силах предотвратить его. Все происходило слишком быстро. Некоторые старались укрыться в подвалах и пережить приступ там. Другие же убегали в лес и выплескивали агрессию, громко рыча, катаясь по земле и царапая стволы деревьев.



Если обратиться к древним книгам и историческим данным, то можно увидеть, что оборотень отличается от известного нам образа. Попробуем разобраться, существуют ли оборотни на самом деле или это просто народный фольклор?

Самая известная реальная история про убийство лютого зверя, очень напоминавшего оборотня произошла во Франции.

Началось все в июле 1764 года, когда оборотень убил свою первую жертву. За 3 года было убито почти 100 человек. Они были растерзаны, а головы были оторваны. Смертоносная репутация кровожадного животного была столь широко известна во всем Центральном массиве Франции, что даже король Людовик XV оказался вовлечен в это дело. Он предложил 6000 фунтов (сегодня это более 700 тыс. долларов) тому, кто принесет труп зверя. Король послал туда 56 своих лучших солдат, к которым присоединились еще 20 тыс. человек, чтобы поймать и уничтожить оборотня. Несмотря на почти полное уничтожение поголовья волков, оборотня выследить не удалось, и таинственные убийства продолжались. Зверя через несколько лет все же убил некий Жан Шастель. Он расплавил 3 серебреные медали, чтобы сделать из них пули. Перед охотой на оборотня Шостель попросил священника благословить серебряные пули. Это было первое письменное свидетельство применения серебреных пуль против оборотней.

Жан Шастель убил зверя 19 июня 1767 года. Он поджидал его, и когда тот появился, взял его на прицел и выстрелил.

В записях того времени сказано, что Шастель описывал убитое им животное как обладающее специфическими ногами, остроконечными ушами и телом, полностью покрытым шерстью. Зверь имел огромные размеры и весил несколько сот килограмм. Сохранился даже рисунок оборотня, который был сделан со слов очевидцев придворным художником короля (см. ниже).


В результате долгого путешествия к королю останки зверя были навсегда утеряны. Шастель прибыл ко двору только в августе. А к тому времени странное существо уже начало гнить и жутко воняло. Король сказал, что нечего ему показывать эту тухлятину и приказал сжечь. Останки зверя сожгли в саду Версаля.

Люди, ставшие свидетелями этих событий, без сомнения верили в то, что это был оборотень. Все происходящее было столь необычно, что может быть объяснено только с точки зрения существования оборотня. Между 1740 и 1773 годами в районе Жеводен были истреблены тысячи волков. В то время крестьяне прекрасно могли опознать волка, будь то агрессивного или бешеного, но тот таинственный зверь не подходил под описание какого-либо животного.

Существует множество такого рода исторических свидетельств существования оборотней. Конечно, все подобные многочисленные случаи за многие годы могли быть формой массовой истерии, но есть ли рациональное объяснение загадки оборотней в на просвещенный век?

Научное объяснение существования оборотней


Есть много различных способов объяснения феномена оборотня с медицинской точки зрения. Одна из болезней - гипертрихоз - избыточное оволосение тела из-за генных мутаций. Это заболевание встречалось и много веков назад. Тогда было больше врожденных отклонений, чем сегодня. Если обратиться к литературе 16-17 века, то таких свидетельств предостаточно. Более четко это показано на знаменитом рисунке 16 века.


Такие портреты встречались часто по всей Европе. Люди ощущали страх и полагали, что это знак дьявола. Люди путали такие создания с оборотнями. У таких людей даже после стрижки очень быстро отрастали волосы на теле, похожие на бурую шерсть. Они выбивались из своей среды, многие были изгоями и меняли привычное питание. Соответственно происходили и изменения в психике таких людей. Они становились отшельниками и могли убивать других, чтобы выжить.


Возможно нет ничего удивительного в том, как глубоко забралась наша культура в веру в оборотней, если учесть то, как давно возник этот миф. Возможно оборотни, это лишь напоминание, что зверь сидит внутри нас и нужно опасаться того, что случится, если зверь вырвется наружу.

Ответить на вопрос «кто такой оборотень» не так-то и легко, при всей, казалось бы, очевидности. А все потому, что оборотней существует множество, как и самих вариантов и способов оборотничества. Тем не менее, мы все же попытаемся максимально полно ответить на вопрос «кто такой оборотень»?

Кто такой оборотень?

Начнем ответ на вопрос «кто такой оборотень?» с того, что, на самом деле, изначально оборотнями называли людей, причастных к колдовству и поэтому способных «оборачиваться», то есть превращаться в каких-либо существ и даже в неживые предметы. Тех, кто умел быть оборотнем, также называли «обертышами», «перекидчиками», «опрокиднями», «переходнями».

В целом, надо заметить, оборотничество, иными словами способность менять свой облик, изначально была присуща любой нечистой силе. Поэтому люди, стремящиеся овладеть тайной оборотничества (а это не только колдуны, но и охотники, пастухи, мельники, кузнецы и так далее), как правило, перенимали эту науку у нечистых и опасных существ. Черти и бесы тоже были оборотнями, они могли принимать вид красивых юношей или девушек, различных животных, драгоценностей, блуждающих огоньков и так далее. По народному убеждению, черти, лешие, водяные и прочие нечистые сущности принимают человеческий облик для того, чтобы заманивать прохожих в лесные чащобы, топить их в омутах и вообще всячески досаждать простым людям.

Также способностью к оборотничеству, по народному убеждению, обладают люди, родившиеся «в рубашке», то есть с эмбриональной пленкой, частично покрывающей головку новорожденного. Среди подобных личностей обычно оказывалось множество людей с необычной судьбой, ясновидцев и так далее.

Оборотни и метвецы

Кстати, согласно поверьям, способностью к оборотничеству обладают и умершие. Так, считалось, что души умерших являются с того света в облике насекомых, птиц, или гадов; они также могут показываться в виде вихря, столба пыли, блуждающих огней, тучи и так далее. Почти всегда становятся оборотнями после своей смерти колдуны и проклятые (если не был проведен специальный обезвреживающий ритуал). Принимая различные облики, они бродят по земле и приносят беды людям.

Способы стать оборотнем

Тот или иной класс или тип людей обладал различной склонностью к формам оборота. Так колдуны чаще всего предпочитали становиться волками или медведями, ведьмы обычно оборачивались в таких животных, как свинья, лошадь, из птиц предпочтение отдавали сороке, редко вороне, и даже могли принимать вид предметов - колесо, копна сена, полено, а в редких случаях даже могли превращаться в дым.

Представители профессии охотников и рыбаков в основном оборачивались в промысловых зверей, то есть на тех, на кого охотились. Пастухи «опрокиывались» в собак, а вот люди, ставшие оборотнями против своей воли, обычно становились волком, медведем или лошадью.

Животных оборотней отличали по необычному поведению или по каким-либо чертам в их облике (белая полоса на шее волка, отсутствие хвоста у сороки и тому подобное).

Колдуны и ведьмы оборачиваются тогда, когда им это нужно, и вернуть себе человеческий облик они могут в любое время. Обычно превращения происходят либо в сумерках, либо в ночное время.

Существовало немало разновидностей магической процедуры, с помощью которой осуществлялся «оборот» из человеческого состояния в звериное. «Оборотиться», то есть превратиться в животное или неживой предмет, подчас в буквальном смысле означало «перевернуться» (перекувыркнуться) через некую условную черту (предмет-граница), установленную на символической границе между мирами.

Чаще всего колдуны и ведьмы перекидывались через один или несколько ножей, воткнутых в землю в подполье или в гладко срубленный пень в лесу. Среди других предметов-границ, через которые кувыркались оборотни, также упоминаются обручи, коромысло, колоды и некоторые другие. Более подробно ритуал, по-видимому, выглядел так: перед обращением в волка колдун в каком-нибудь уединенном месте вбивал в землю либо в пень пять ножей или осиновых кольев, два из которых символизировали передние лапы, два - задние, а один - хвост. Прыгая или кувыркаясь вперед через ножи, начиная от заднего, он становился волком.

Чтобы обратно вернуть себе человеческий облик, оборотню следовало забежать с противной стороны границы и перекувыркнуться через нее обратно. Но если за время пребывания человека в виде зверя кто-нибудь заберет и унесет нож или подобный предмет-границу, то он навек останется волком.

Иногда для «оборота» использовалась волчья шкура, которую колдун набрасывал на себя. По-видимому, это один из наиболее древних способов, поскольку сведения о подобном приеме встречаются уже в шаманских легендах. Так, например, в североамериканских и корякских мифах рассказывается как мифологический герой Эмемкут превратился в Великого Ворона при помощи вороньего костюма, а его внук Кил превратился в медведя, надев медвежью шкуру. Эмемкут дал собачью шкуру своей сестре, и она превратилась в собаку.

В некоторых случаях для оборотничества применяли «волшебную наузу» - ремень или лыко, заговоренное заклятием, которым опоясывался колдун для осуществления магической операции. Такие волшебные пояса-наузы, с помощью которых колдун мог принять волчий облик, начиная с XII века часто упоминаются в поучениях против язычества. В этих поучениях «науз ношение» приравнивалось к исполнению кощюн (мифов) и «бесовских песен».

Типы оборотничества и оборотней

Всех оборотней можно разделить на три класса, в зависимости не от того, в какое животное превращается человек, а делает ли он это добровольно, заставили ли его стать оборотнем при помощи магических чар или подобный дар достался ему от рождения.

К первой группе - добровольные оборотни, относятся колдуны и волхвы, умеющие принимать звериный облик преимущественно для того, чтобы вредить людям. Согласно народным представлениям, они могут принимать облик не только волка, но и других животных, а также растений (куст, ветка, солома) и предметов (клубок ниток, веретено, стог сена, полено). И более того, колдуны и ведьмы, по поверьям, обладают способностью «оборачиваться» по несколько раз, то есть неоднократно менять свой облик. У восточных славян существовало также верование, что ведьма в одно мгновение может изменять свое обличье двенадцать раз, а потом вновь обратиться в женщину.

Цели превращения колдунов и ведьм - корыстные: проникнуть незамеченным в чужой двор; навредить соседской скотине (например, отобрать молоко у коровы и тому подобное); напасть на своего недруга, оставаясь неопознанными; запугать людей, «заморочить» или завести на бездорожье; навести порчу. Мать-ведьма в устрашающем животном облике могла преследовать своего сына, чтобы не пустить его на свидание с девушкой, пришедшейся ей не по нраву, и разрушить их отношения.

Нередко «знающие» люди оборачиваются животными с целью скрыться от преследователей или обмануть их, либо просто пересечь большие расстояния. Вспомним, что еще в «Слове о полку Игореве» говорится о том, как князь Всеслав «рыщет волком в ночи», преодолевая огромные расстояния.

К невольным оборотням обычно относят людей, насильно превращенных в волков силой колдовства. Одним из главных отличий невольного оборотня от оборотня добровольного является то, что невольный оборотень обычно никому не делает вреда, за исключением тех людей, которые его «испортили», то есть превратили в волка.

Обычно оборотничество данного типа совершается с целью наказать человека за нанесенную обиду и свести с ним счеты. Типичными примерами подобной мести является превращение в волков неугодных зятьев или парней или мужчин, отвергших любовь ведьмы. Колдунья может отомстить обидчику тем, что оборачивает его по ночам в коня и заезживает его до полусмерти. Сохранилось и немало преданий о том, как обиженный колдун «пускал волками» новобрачных, не пригласивших его на свадьбу, или даже всех участников свадьбы.

Если невольный оборотень становился жертвой охотника, то он перед смертью кричал человеческим голосом, а охотники, снимая шкуру с убитого волка-оборотня, под ней обнаруживали остатки красного кушака, следы одежды человека или даже его человеческий облик, скрывавшийся под шкурой. Хотя иногда встречаются верования, что колдун превращает свою жертву в волка только на определенный период времени. Когда же срок истекает, тот снова превращается в человека, но его отличительной чертой становятся сросшиеся брови и красные глаза, либо клочок серой шерсти возле сердца. Также по некоторым другим приметам можно было отличить настоящего волка от оборотня: считалось, что оборотень сохраняет человеческое отражение, которое можно заметить в воде, когда он подойдет напиться; кроме того, оборотней можно узнать по строению задних ног – они развернуты коленями вперед, как у человека.

Каким же образом людей обращали в оборотней против их воли? Действие магических чар «знающих» на жертву достигается разными способами. По поверьям, колдун или ведьма набрасывают на человека звериную шкуру, ленту или пояс («наузу») или бьют своей палкой, сопровождая эти действия заклинаниями.

Известен и другой прием: скрученный пояс кладут под порог хаты, и вступивший в него становится волколаком. Ведьма, чтобы обернуть жениха и невесту волками, бросает под копыта лошадей клубок пряжи. По некоторым рассказам, колдунья, чтобы навести порчу, перекапывала дорогу, по которой должна была проехать свадьба, небольшим рвом, и когда поезд пересекал это углубление, лошади падали замертво, а люди превращались в диких зверей. Колдун также мог превратить в волчью стаю всю свадебную процессию, бросив первой лошади под ноги рукавицу на волчьем меху.

И, наконец, последняя категория оборотней, это оборотни от рождения, так же называемые «самопроизвольные» оборотни. Ими обычно считались дети, зачатые родителями в дни, которые, согласно предписаниям традиции, являлись запретными для полового сношения, например, под Пасху. Страдая за грехи родителей, они в урочный час - обычно ночью - непроизвольно превращаются в волков. Это превращение для них очень мучительно и сопровождается сильными стонами. На русском Севере верили, что оборотнями становятся дети, проклятые родителями, или преступники, совершившие страшное злодеяние.

Предания сохранили немало историй о несчастливых браках таких оборотней, заканчивающихся обычно бедой для их супругов, которые, как правило, ими же и бывают загрызены. Волколаки такого происхождения, как и ведьмы с колдунами, могут находиться в облике волков после смерти, так как у них, кроме души, есть еще «дух», дающий им возможность быть упырями.

К печальным последствиям могло привести и несоблюдение беременной женщиной некоторых запретов и предписаний. Считалось, что рожденный ребенок может оказаться под воздействием нечистой силы, которая и сообщит ему экстраординарные способности.

Волки-оборотни

Несмотря на многообразие личин и обликов оборотней, наиболее устойчивый образ оборотня связывается, конечно же, с волком.

Почему именно волк? Дело в том, что волк у многих народов еще с незапамятных времен был связан с миром магии, и при этом, что характерно, его происхождение связывалось обычно с нечистой силой. Так по одной из легенд, черт слепил волка из глины или вытесал из дерева, но не смог его оживить, и тогда Бог сам вдохнул в волка жизнь. При этом оживленный Богом волк бросился на черта и схватил его за ногу (поэтому черт с тех пор хромает). К тому же волчьи черты иногда прослеживаются в фольклорных портретах чертей и прочей нечисти (волчьи зубы, уши, глаза, хвост, шерсть и так далее). А вообще идея оборотничества приурочивается обычно к тому животному, которое на данной территории представляло особую опасность для человека. Для народов Европы, это был, естественно, волк (для сравнения – в Южной и Восточной Азии встречались тигры-оборотни, в Африке - леопарды-оборотни, в Южной Америке - ягуары-оборотни и так далее).

Вера в людей-волков, которые назывались волкодлаками, (не путать с вурдалаками!) широко бытовала у славянских народов вплоть до XIX-XX веков. Само слово «волкодлак» образовано из двух частей - общеславянского «волк» и южнославянского «длака», означающего «шерсть, шкура».

Иногда волкодлаками называли и оборотней вообще, то есть, тех людей, способных принимать вид не только волка, но и собаки, кошки, куста, пня, птицы и так далее. Однако исконно, по-видимому, волкодлак - это, все-таки, волк-оборотень, то есть, человек, способный превращаться только в волка и ни в кого иного. И вот что любопытно: оборотень, даже находясь в зверином обличье, всегда сохраняет человеческие мысли и чувства.

По народным поверьям, обращение оборотней в волков происходит в особые периоды, когда наиболее всего активна нечисть - на святки, в купальскую ночь, в троицкий период и другие большие праздники. Колдуны и ведьмы, по народному мнению, чаще всего «перекидываются» во время летнего солнцестояния и на зимние святки. Хотя более поздние предания, появившиеся уже при христианстве, свидетельствуют, что оборотни могут превращаться в волков практически в любое время для того, чтобы всячески вредить своим соплеменникам: загрызать скот и людей и наводить порчу.

Подневольный волк-оборотень отличался от колдуна и тем, что не ел падаль, сырое мясо или другую «нечистую» пищу - он старался добыть себе хлеб и другую человеческую еду, или на худой конец, поджарить добычу, убитую волчьей стаей. Эту особенность поведения объясняли так: съев сырого мяса, заколдованный человек окончательно превратится в волка, поэтому он и стремится раздобыть ту пищу, которая бы сохраняла его связь с миром людей. Иногда в поисках пропитания волколаки забирались в погреба, и многие крестьяне, заметив убыль припасов, обычно относили подобные кражи на счет невольных оборотней. Тоскуя по человеческой жизни, оборотни нередко приходили под окна родной избы и жалобно выли, желая увидеть своих родных.

Иногда встречаются верования, что волки-оборотни могут бегать в стае настоящих волков, занимая подчиненное по отношению к ним положение. Однако находясь в обличье зверя, оборотень всегда должен быть осторожен, так как от него пахнет человечиной, и если настоящие звери учуют его, то разорвут.

Шаманы-оборотни

Широко оборотничество было распространено у шаманов. Шаманы надевали на себя звериный костюм, чтобы обернуться животным на время ритуалов, и главное назначение костюма - способствовать превращению человека в зверя. Объяснение этому можно найти в мифах индейцев тлинкитов, в которых говориться о том, что люди и животные раньше были едины, животные отличались от людей одеждой - шкурой и мехом. В берлогах и норах они снимали их и становились людьми.

У бурятских шаманов дух-покровитель называется «хубилган», что можно перевести как «метаморфоза», (от хубилху - «изменяться», «приобретать иную форму»), что непосредственно указывает на способности к «перекидыванию».

Сами духи-помощники или духи-покровители, как правило, предстающие перед шаманом в облике того или иного животного, наделяли его способностью превращаться в него по своему желанию, то ест быть оборотнем. Так шаман, у которого имеется дух-помощник орел, может превращаться в орла. Это явление мы находим у чукотских и эскимосских шаманов (они превращаются в волков). Лапландские шаманы становятся не только волками, но и медведями, северными оленями и рыбами. Зафиксированы рассказы шаманов, утверждающих, что они могут оборачиваться тиграми.

Страх перед оборотнем и защита от обортня

Естественно, никто из людей не хотел встречаться с оборотнем. Их боялись, а раз боялись, то придумывали различные средства защиты от них. Так, например, рекомендовалось при встрече с оборотнем ударить его тележной осью или, так называемым «змеиным топором», то есть топором, которым однажды убили змею.

Если были подозрения, что какая-либо лошадь, на самом деле оборотень, то, чтобы свести магические чары на нет, ее нужно было подковать.

Но самое главное при борьбе с оборотнями было выяснение его личности. Тут наши предки не мудрствовали, при встречи они старались нанести ему какое-либо увечье, чтобы потом, когда он станет снова человеком, узнать его. Ведь увечье, нанесенное оборотню останется и в его человеческом облике.

Если приходилось иметь дело с оборотнем, которым стал умерший колдун или другой лихой человек, умерший страшной смертью, то проводился довольно сложный и опасный ритуал для обезвреживания опасного мертвеца. Надлежало разрыть его могилу, перевернуть труп вниз лицом, либо подрезать пяточные сухожилия или проткнуть оборотня между лопаток осиновым колом.

В других случаях, пока еще покойная ведьма или колдун находились в своем доме, выламывали доску из потолка или вообще разбирали целый угол крыши. Также надежным средством против блужданий «ожившей» ведьмы было прибивание ее тени гвоздем.

Широко бытовало убеждение, что превратить оборотня обратно в человека мог опытный колдун или знахарь, однако это по плечу только тому магу, который превосходит по силе колдуна, превратившего человека в зверя. Кроме этого, для оборотня-жертвы существовала опасность другого рода: если колдун умрет раньше срока действия заклятия, то человек останется волком на всю жизнь и ему уже никто не сможет помочь.

Кроме сильных ведьмаков, невольному оборотню мог помочь и обычный человек, только следовало знать особые магические приемы, которые могли бы избавить жертву от звериного обличья.

С этой целью проводили следующий несложный ритуал. Надо снять с себя пояс, завязать на нем несколько узлов, каждый раз говоря: «Господи, помилуй», а затем опоясать им волкодлака. Другие способы расколдовать оборотня - при встрече назвать его людским именем, накормить благословленной едой, набросить на него человеческую одежду или даже простое полотно.

Согласно народным представлениям, при обратном превращении волкодлак сохраняет признаки оборотня: он наг, не может говорить по-человечески. Окончательное возвращение оборотня в мир людей происходит после его приобщении к культурным действиям: при надевании одежды, поедании человеческой пищи, мытье в бане, а также при звуке колокольного звона. Нарушение условий обратного превращения грозило тем, что у расколдованного человека мог остаться хвост.

Обретение человеческого облика могло произойти и само собой по истечении срока заклятия (от 9 дней до года или 3, 7, 9, 12 лет) либо при особых условиях - если волшебный пояс, который колдун набросил на свою жертву, перетрется, лопнет или будет разорван кем-либо.

© Алексей Корнеев

Люди являются частью разнообразного и многогранного мира, в котором проживают и другие существа, наиболее близкими к людям являются животные. Со многими из животных у людей длительная история взаимоотношений. К примеру, издревле человечество доит коров и заводит или кошек.

Помимо этого существует длительная история и более тонких отношениях, которые зафиксированы в культурах каждого народа. Речь идет о взаимодействии с животными на духовном уровне. К примеру, в некоторых культурах есть священные животные. Так же и во всех фольклорных источниках вы можете отыскать разнообразные сведения об оборотнях.

Кто они и как выглядят на самом деле?

В общем смысле оборотнем называется человек, который может оборачиваться в то или иное животное, а иногда и в определенный предмет или растение. Подобных сюжетов огромное количество в различных культурах.

Многие могут вспомнить сказку про царевну-лягушку или Древней Греции, где часто фигурируют нимфы и дриады. Наиболее распространенным сюжетом в европейской и русской культуре является оборотень, который превращается в волка . В европейской традиции такой оборотень называется вервольфом или ликантропом, а в русской – волколаком.

Следует отметить, что существует интересное заболевание под названием ликантропия, которое является психическим . При этом заболевании люди начинают считать себя волками и вести себя подобающим образом.

Оборотни могут выглядеть совершенно по-разному, облик зависит от животного, в которое оборачиваются. В своем обычном облике оборотень не отличим от простого человека, а в шкуре животного оборотень может иметь некоторые отличия. К примеру, животное может иметь какие-то особенные детали внешности, или нехарактерные размеры для данной разновидности животных.

Как правило, в зависимости от ареала обитания различается и тип оборотней. Как сказано ранее, для Европы и России характерны оборотни-волки и данный факт обуславливается распространенностью волков на данной территории .

При этом у народов Чукотки не распространены предания о волках-оборотнях, но есть свидетельства о характерных для той территории оборотнях, к примеру тюленях и других морских животных или оленях. Существуют даже оборотни-свиньи.

Миф или реальность

От аспекта культурно-исторического следует двигаться к аспекту сугубо практическому и отделить мифологию от фактов. Как правило, многие мифы имеют под собой фактическое основание, а многое в доступной культуре берется из тайных традиций и знаний. Равным образом и мифология об оборотнях имеет под собой определенные основания.

Речь идет о ритуальных и магических практиках, которые существуют до сих пор в культурах многих народов. По большей части оборотничество относится к шаманским традициям и к и это вполне реально.

Возможность принятия облика того или иного животного, всегда была присуща многим шаманам. Маги, которые обладали таким умением, могли использовать разные методы:

  • Вселяться в других животных.
  • Создавать эфирные элементали в образе разных животных.

Так или иначе, таких людей считали оборотнями.

К примеру, в европейской магической традиции умением ведьм считалась возможность превращения в черную кошку. Шаманы-индейцы могли оборачиваться койотами, ягуарами и другими животными, которые обитали в пустынях и джунглях .

Если изучить этнографические записи различных исследователей, то не составит труда отыскать различные свидетельства о том как тот или иной колдун оборачивался определенным животным. В частности существует множество свидетельств про оборотней в деревнях, которые похищают скот или просто иногда оказываются в видимости других людей.

Существуют ли в наше время?

Помимо этого существуют и современные свидетельства от очевидцев. По большей части речь идет о свидетельствах от людей, которые изучают магию и связаны с колдовским сообществом, но есть и отзывы простых людей. К примеру, существуют рассказы очевидцев о животных невообразимых размеров или про животных, которые ведут себя совсем неестественным образом проявляют невообразимую разумность.

На тему современных оборотней есть множество исследований. Такие исследования имеют довольно-таки длительную историю, к примеру, известны опыты Дюрвиля, который изучал выделение астральных двойников и достиг весьма явных результатов.

Одним из методов оборотничества, которым пользуются колдуны, является выделение эфирной сущности и создание этой сущности в образе животного, для чего требуется обладание определенными практиками. На данный период магические практики активно изучаются и многие активно используются. Поэтому трудно отрицать отсутствие продолжения традиции оборотной магии в современности.

Доказательства и реальные факты

Наибольшее количество свидетельств относится к традициям различных магических сообществ, которые и занимались соответствующими исследованиями. Тут следует отметить опыты Дюрвиля и другие подобные исследования.

Хотя факты существования оборотней действительно зафиксированы некоторыми людьми, по большей части такие исследования не афишируются или вообще не распространяются. Если сейчас и существуют группы магов, которые практикую оборотничество, они не посвящают других людей в собственные исследования.

Из современных доступных источников, которые приводят факты об оборотнях следует отметить книги :

  • Сабин Баринг-Гулд
  • Эли­ота О’Доннела

Как в него превратиться?

Было бы чрезмерно опрометчиво считать возможным получить сведения относительно превращения в оборотня в свободном доступе. Хотя в современную эпоху много информации распространяется открыто, определенная часть традиционных знаний остается закрытой и передается сугубо в рамках закрытого сообщества.

В свободном доступе можно найти превращения в оборотня. Однако, достоверно неизвестно насколько он работает и какие последствия возможны . Для него потребуются:

  • Кровь зверя, в которого желаете превратиться.
  • Чистая родниковая вода .
  • Емкость из красного стекла, например, бутылка .
  • Черные свечи, 3 штуки.

Обряд необходимо проводить в полнолуние. В полночь разожгите свечи и смешайте воду с кровью животного . Жидкость должна получиться однородной и достаточной густоты. Далее прочтите 5 раз следующие слова:

Кровь волка (или любого другого животного) дай мне силы, войди в меня. Разбуди во мне своего хозяина. Надели меня всеми качествами, всеми силами, всей мощью, которая у тебя есть. Сделай меня неуязвимым для врагов. Дай мне силы бороться, дай мне выносливости, выдержки, абсолютной мощи.

После прочтения заклинания слейте жидкость в красную бутылочку или баночку. Уберите волшебное зелье в тайное, прохладное, темное место, чтобы никто не нашел. Там необходимо держать емкость ровно 7 суток , далее можно использовать. Применять по глотку, рекомендуется использовать в очень редких случаях.

Трудно сказать насколько правдив этот ритуал. Так как, даже если бы простой читатель и смог получить подробную инструкцию о том как становиться оборотнем, такую инструкцию трудно было бы выполнить по многим причинам, в частности:

  • Часть практики всегда передается устно и в общении между посвященным и посвящаемым в традицию, только на уровне инструкции такие знания просто не передаются.
  • Определенные условия для практики трудно соблюдать, так как отсутствует определенная атрибутика или компоненты для практики , помимо этого и от самого практикующего требуется многое для того чтобы обучиться оборотничеству, к примеру, не многие могут соблюдать трудные обеты, которые нужны для обретения магических способностей и накопления нужного количества магической энергии.
  • В условиях города такие практики трудно использовать по причине самой атмосферы города , в городских условиях трудно концентрироваться, да и даже, если бы вы приобрели такое умение, где бы вы могли использовать подобное, конечно, в некоторых городах по улицам может пробежать олень или лось, но согласитесь оборачиваться животным в каменных джунглях не совсем удобно.

Тем не менее, если вы хотите обучиться становиться оборотнем, вы можете двигаться в этом направлении, но начинать следует с азов магической практики, к примеру, учиться концентрации и накоплению личной силы и . После того как вы обретете определенный контроль над собственной психикой, вы сможете двигаться дальше и развивать, к примеру умения выхода в астральном теле.

Подобной информации достаточно много, а после того как вы приобретете определенную основу для практики вы сами сможете выбирать в каком направлении развивать собственные способности, вполне возможно вы сможете приобщиться к какой-либо традиции и получить посвящение в оборотничество.

Оборотни – люди, на которых наложено заклятье, заставляющее их каждое полнолуние превращаться в животных. Примерно такое определение этих можно встретить в легендах и мифах. Интересным фактом является то, что первое упоминание о людях-оборотнях было зафиксировано несколько тысячелетий назад. Подобные персонажи присутствуют в историях многих мировых культур. Как появился этот мифический образ? На этот счет есть множество противоречивой информации. Попробуем разобраться в том, кто же такие оборотни, существуют ли они в реальной жизни, и зафиксированы ли случаи их появления.

Человек-оборотень: научное объяснение феномена

Согласно мифологии, оборотни появлялись только при полной луне. Человек не мог контролировать процесс превращения. При лунном свете его конечности удлинялись, кожа покрывалась шерстью, появлялась сильная лихорадка. В различных сказаниях человек мог перевоплотиться в разных животных, однако основные характеристики оборотня у всех народов похожи:

  • таинственное существо отличается от обычного зверя необыкновенной силой и ловкостью;
  • оборотень кровожаден, он нападает на животных и людей, убивая все живое на своем пути;
  • монстр не стареет и живет вечно, убить его непросто, нужны специальные ритуалы;
  • оборотень разумен и понимает, когда на него начинается охота.

Большинство ученых и исследователей склонны считать оборотня выдуманным существом, не имеющим никакого реального прототипа. Но как объяснить их массовое преследование в Средние века в Европе? Опасных существ видели повсеместно, их выявляли среди населения и приговаривали к сожжению. Маловероятно, что огромное количество людей будет охотиться за мифическим животным.

Есть научное объяснение, почему диких зверей, появлявшихся в окрестностях поселений, принимали за перевоплотившихся людей. Виной всему психическое расстройство, называемое ликантропией . Это предположение выдвинул еще лорд Байрон, и большинство исследователей согласились с ним. При этой патологии люди ассоциируют себя с каким-либо животным. Проявляется болезнь приступами, во время которых человек испытывает сильную жажду и непреодолимое желание побродить по местам погребения усопших. Бледные люди с безумными глазами, встречающиеся на кладбищах, могли породить легенды об оборотнях.

Этой теорией вполне можно объяснить, откуда появились оборотни, люди-звери, и существуют ли они в реальной жизни? Разумнее сказать, что это только выдумка. Получается, что во все времена люди безжалостно убивали несчастных, страдающих от психического заболевания. А как же быть с документально подтвержденными фактами появления этих существ среди людей.

Появление оборотней: самые известные случаи

История насчитывает немало таинственных и страшных свидетельств существования оборотней, в которых присутствуют и жертвы и очевидцы. Рассмотрим некоторые из них:

Франция XVIII век – Жеводанский зверь

В течение трех лет в одной из провинций Франции появлялся зверь-людоед, похожий на волка. Кровожадный монстр совершал нападения на людей, некоторые случаи заканчивались смертью. Выжившие жертвы рассказывали об огромном хищнике, отдаленно напоминающем волка. Зверь ловко обходил капканы, избегал облав и не попадался на отравленные приманки. Каждое его появление свидетельствовало об исключительных интеллектуальных способностях хищника. Все попытки застрелить зверя также не увенчались успехом. На счету таинственного существа были уже десятки жертв, когда его поимкой занялись профессиональные охотники и солдаты. Зверь получил несколько серьезных ранений, но смог уйти. Убить волка-людоеда удалось Жану Шастелю. Поразительным фактом является то, что он использовал серебряные пули, которые, согласно легендам, убивают оборотней. Труп животного был тщательно исследован. Он имел большие размеры, необычный внешний вид и множество шрамов на теле.

Бразилия XXI век – необычные нападения

Молодая женщина обратилась в полицию, утверждая, что на нее напал оборотень. Существо передвигалось как человек, однако было похоже на огромного волка. Испуганная жертва была сильно избита, на лице и руках остались кровоподтеки. Полиция занялась расследованием, однако выяснить ничего не удалось. Ранее в этом же штате появилось странное существо, которое местное население описывало как оборотня. Человек-волк воровал скот и наводил ужас на крестьян.

Великобритания XX век – Джон Голлоуэйем

Почтенный отец семейства каждый раз после полнолунья попадал в тюрьму или больницу. Мужчина ничего не помнил из ночных событий и очень удивлялся, когда ему предъявляли обвинения в нападении на людей. Один случай из его биографии особенно потряс общественность. В одном из пригородов Лондона было совершено нападение на девушку. Находясь в состоянии шока, жертва уверяла полицию, что на нее напал ужасный монстр с огромными зубами и пытался убить ее. По горячим следам детективы нашли Джона. При попытке задержания 53-летний мужчина проявил недюжинную силу, он разбросал всю мебель в комнате, нанес увечья полицейским и выпрыгнул со второго этажа. После того как ему вкололи успокоительное, он проспал долгое время, а после пробуждения ничего не помнил.

Есть еще множество необычных происшествий, тем или иным образом совпадающих с легендами о мистических монстрах. До сих пор о том, откуда произошли оборотни, и существуют ли они в современной жизни.

Что еще почитать