Переселение душ (гилгул нешамот) - энциклопедия иудаизма. Пояснения к тании Все аспекты души ам ha-арец получают питание и жизненную силу через души праведников и мудрецов

Давайте посмотрим почему возникло в предгалутном состоянии 3 вида иудаизма (саддукеи, ессеи и фарисеи) и почему именно прушим выжили. И почему 3 вида направления евреев сейчас (светские, ультра-ортдоксальные, релегиозный сионизм), ведь вроде мы сейчас наоборот оживаем...
Говорится что во времена перед разрушением Второго Храма ушла от евреев национальная идея и остался только идея индвидуального диалога. И также что во время галута еврейский народ это как мертвое состояние (духовное есть а телесного только кости) в отличии от живого (и духовное и телесное связаны и функционируют).
Интересно что есть 3 основных открытых уровня души
Нефеш — телесная часть, Руах — эмоциональная часть, сила речь и также это сердце — точка где есть свобода выбора, где "идет борьба между злым началом и добрым началом" (злое начало исходит от телесной части чувственной а доброе от духовной разумной части) — тоесть такое связующее звено, и Нешама — духовная часть, частично связана с сехелем (разумом) но в общем стремится в высь в духовные миры.
Дело в том что в предгалутном состоянии началось разъединение частей души друг от друга = процесс умирания. И это проявилось в том что началось размеживание 3 уровней души (также как размеживание тела и души при смерти)
Саддукеи говорил о награде в этом мире и отрицал иной мир, это была также политическое-национальное движение — так что они отражают Нефеш — телесную часть. Тоесть признавали мир где есть тело, но отрицали духовный мир. и концентрировали в себе всю телесную силу еврейского народа почти. потому что к ним принадлежала почти вся родовая и денежная аристократия,
Ессеи заботились лишь о духовном — поэтому отражают высшую часть — Нешама — которая и при жизни то лишь частично связанна с телом через разум (голову). А при процессе умирания первой стремится отсоединится. Ессеи уходили от остального общества строили свои закрытые общины где посвещали свою жизнь достижению духовных высот. Абсолютно считали неважным национальные государственные аспекты и верили в жизнь души после смерти.
Но есть ещё и промежуточная ступень которая включает как бы уменьшеные представительства в сердце - обоих крайних начал духовного и телесного - в виде доброго начала и злого начала — и это промежуточная ступень - это руах. И это фаррисеи которые также считали достижение личной праведности и существование души наиболее важными аспектами, но также и сохранили интерес к политическому и национальному существованию. Понятно что не в такой степени как те направления отражающие в полной мере те крайности. И как раз фаррисеи занимались Устной Торой (речь). И в отличии от ессеев продолжали вести диалог с цдоким и интересовались политикой (пытались влиять). Тем не менее это было не основным их интересом и мог уходить на второй план (Фарисеи также послали депутацию к Помпею с просьбой избавить народ от обоих воюющих между собою братьев и утвердить в Иудее республику, под покровительством Рима. Это объясняется тем, что фарисеи мирную и спокойную жизнь по закону Моисея всегда ставили выше политической самостоятельности.). Тем не менее они поддержали востание Бар Кохбы, тоесть национальные идеи были всё ещё интересны. Но интерес периодически активизировался иногда уходил на второй план (также как сердце то напрягается то расслабляется)
Разрушение государственности и изгание из Эрец Исроэль не пережили ни саддукеи ни ессеи. Тоесть полное отсоединение души от тела. Но фарисеи остались. А значит и тонкая нить дающая надежду на возраждение, воскрешение. Также в самом фарисействе имеются уменьшенные копии этих идей телесной и духовной.

Основную деятельность фарисейское еврейство в галуте занималось именно уровнем руаха (где идет борьба между злым и добрым началом). Тоесть достижением уровня праведности личного, раскаинием, однако не оставляли надежду и некие попытки вернуться в Эрец Исроэль. Национальная идея не пропала совсем ибо не перерос иудаизм в религию как христианство и ислам, где главное принятие религиозных пастулатов а не национальность, тоесть всё равно главное это связь родственная с Авраамом, Ицхаком и Яаковом и только потом принятие Торы. Но национальная идея бесспорно уменьшилась до минимума. Также руах это уровень эмоций - эмоционально насыщенное обсуждение Торы - стало присуще во время изучения устной Торы - несмотря на всю её интеллектуальность.

Во вторую половину шестого тысячилетия когда открылись источник нижних и верхних вод тоесть источники светской и духовной мудрости (согласно книги Зоар) то в еврейском народе начало появляется сново расслоение. Тоесть расслоение в уровене руах где отражено злое и доброе начало, тоесть в уменьшеном варианте нефеш и сехель. Они начали расползаться. И начало появляться в еврейском народе чисто светская публика (нефеш — телесная часть). И чисто духовная публика (нешама) (где главный идеал это учить Тору и не заниматься другими делами.

светская часть (нефеш) постепенно отходила от Торы пока не дошла до состояния крайней противополжности — светского сионизма. И начали тоесть опять идеи госудраственности, национальности быть главной идеей этой части, и важности жизни в этом мире (жизнь телесная)

А новая духовная часть (нешама) постепенно шла к похожему на ессейский образ жизни посвящение себя полностью духовному и отделению себя от мира (закрыться от мира), даже когда уже другие не обязывают отделяться, а уже добровольно, и пока не пришла к ультраортодоксальному варианту. тоесть идеал заниматься всё время Торой (уровень разума).

по сравнению с саддукеями и ессями... Светские сионисты находились дальше от ультрарелегиозного общества чем саддукеи от есеев тк саддукеи принимали Тору а сионисты нет (с другой стороны они принимали как вдохновляющий источник ТАНАХ тоесть письменную Тору до какой то степени как делали и саддаукеи только в большей степени), а ультраортодоксальное общество находилось ближе к сионистам чем ессеи от саддукеев потому что в отличии от есеев не так координально отгораживались (либо не было возможности такой) от светского общества.

И это всё либо очень хорошо либо очень плохо могло обернуться. Очень хорошо что возможно говорит о процессе возвращения связи Нешамы и Нефеш (тоесть влияние стало приходить свыше которое привело к усилению этих частей востановлению). Очень плохо что могло говорить наоборот о полном разъединение даже той связи которая имелась, тоесть окончательное размеживание.

Мог получится критический разрыв.... если и эти части души и тела бережно хранимые в связующем звене руах разойдутся (а процесс был серъезным). То никакой надежды. И они уже перестали отражать руах уровень речи. Поэтому диалога тоже не было особо. Так как тело понятное дело не может ничего сказать без души, а душа может и может но стремиться отделиться.... в высь подняться.... и без помощи телесной части (уст) вроде как тоже не говорит на самом то деле

их уже ничего почти не связывало. Расстояние нарастало.
Но Всевышний Благословен Он исполнил своё обещание и также еврейский народ приложил усилий (без который видно из этих пророчеств тоже не обошлось бы)

(17) Поэтому скажи: так сказал Г-сподь Б-г: и созову Я вас из народов, и соберу Я вас из стран, в которых были рассеяны вы, и дам вам землю Йисраэйля. (18) И придут туда, и удалят из нее все мерзости ее и все гнусности ее. (19) И дам Я им сердце одно, и дух новый Я вложу в вас; и извлеку Я из плоти их сердце каменное, и дам Я им сердце из плоти , (20) Чтобы заповедям Моим они следовали, и уставы Мои соблюдали, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Б-гом.

(31) Отвергните от себя все преступления ваши, которыми вы согрешили, и сделайте себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Йисраэйля? ( 32) Ибо Я не хочу смерти умирающего, - слово Г-спода Б-га! - и обратитесь, и живите!

(пророк Йехезкель)

Появился религиозный сионизм который объединяет материальную (телесную, национальную) идею и духовную идею. Тоесть новый уровень руах. Новая речь.
Возможность установить диалог между светской и релегиозной частью. Связь между нефеш и нешама. Тоесть реализовать задачу руах. И используется другой сценарий работы руах (где не борьба одного начала с другим, а служение Всевышнему двумя началами — чтобы было тойв мэойд). и также это уровень эмоциональный. возвращение эмоциональной связи с Эрец Исроэль.

поэтому тогда было 3 версии и сейчас 3 версии. Но тогда из-за разъединение а теперь же из за соединения. И мы видим что сейчас расстояние сокращается, другая направленность.

Относительно недавно ведущий ток-шоу "Поединок" Владимир Соловьёв , открыто позиционирущий себя как иудей , сделал сенсационное заявление, используя для этого всю мощь российского телевидения: — этими словами В. Соловьёв закончил свою реплику.

Я должен заметить, чтобы так лгать, как лгут иудеи , и так ненавидеть славян, как ненавидят их иудеи , надо быть рождёнными от Дьявола и одаренными особыми талантами от него же.

Энциклопедическая справка: Дьявол (от др.-греч. διάβολος — лукавый, клеветник ) — в авраамических религиях — главный противник небесных сил, представляющий собой высшее олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели.

Выше мы увидели, что "благочествивые евреи" , пребывая на российской земле, активно занимались спаиванием славян, устраивали для них бордели, а еврейские женщины были в них проститутками , (как, кстати, была проституткой в древнем Египте , прародителя евреев). Иудеи занимались развратом и спаиванием славян-хананеев, очевидно, из стремления сначала умертвить славян духовно , чтобы потом был мотив истребить их физически .

Стало быть, всё написанное иудеями о славянах-ханаанцах надо воспринимать строго в зеркальном отражении .

Все свои качества и свои грехи, как и подобает детям Дьявола , иудеи приписывают другим, себя же они называют, конечно же, "благочестивыми" .

Когда в 1991 году под руководством М.С. Горбачёва и под фальшивым мотивом , (мол, мы начинаем "перестройку государства"), иудеи подло, изнутри разрушили Советский Союз, его тут же заполонили тысячи миссионеров из иудейской секты "Свидетели Иеговы", которые стали всем рассказывать, что люди, не верующие иудейского Господа — Иегову , скоро будут уничтожены .

В раздаваемых свидетелями брошюрах я прочёл буквально следующее: «Иегова сказал Аврааму, что его потомки унаследуют землю Ханаанскую, но не раньше чем через четыре столетия, «ибо мера беззаконий аморреев доселе ещё не наполнилась». Здесь, под словом «аморреи», что переводится как «преобладающее племя», подразумевается Ханаанский народ в целом. Так что Иегова собирался дать своему народу возможность завоевать Ханаан только через четыре столетия. Этот период Иегова отпустил, чтобы хананеи могли развить цивилизацию. К чему хананеи пришли?» .

Чтобы расставить все точки над "i" и внести полную ясность, кто же такой Господь-Иегова , я хочу напомнить всем фразу Христа, которую он сказал иудеям : "ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего..." (Ин. 8: 44).

Если кто-то хочет возразить мне по этому поводу, говорю сразу: найдите в Библии ещё кого-нибудь , кроме Бога Иеговы , кого можно назвать диаволом — духовным отцом иудеев .

Что касается, вопроса, а действительно ли Христос сказал слова "ваш отец диавол..." иудеям, а не кому-то другому, можно убедиться, если прочесть вот этот диалог из Евангелия от Иоанна.

37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.
38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего .
39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.
44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего . Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи .
45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.
46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.
48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?
49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.
50 Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий...

Вот оно, доказательство, "на это Иудеи отвечали..."

Если сейчас сложить всю эту историческую информацию воедино про иудеев и хананеев , ("которым Иегова отпустил 400 лет, чтобы они могли развить свою цивилизацию"), то получается, что развал СССР — часть всё того же грандиозного плана, прописанного в иудейской Торе, согласно которому все славянские земли должны однажды перейти в полное владение иудеев .

Если послушать ведущего ток-шоу "Поединок" Владимира Соловьёва , который открыто позиционирует себя как иудей , то получается и вовсе интересное "кино".

В. Соловьёв во времена восседания на государевом российском троне Дмитрия Медведева, используя всю мощь российского телевидения, сделал сенсационное заявление: "Россия — исконно еврейская территория, а русские в России вовсе не государствообразующий народ, а гости, объявившиеся всего-навсего в шестом веке". "Так что ведите себя прилично!" — этими словами иудей Владимир Соловьёв закончил свою реплику.

При таком взгляде на историю славян, которых иудеи называют ханаанами или хананеями, поневоле приходишь к пониманию, что и революцию 1917 года иудеи совершили в рамках исполнения всё того же грандиозного плана , прописанного в иудейской Торе. О том, что это была именно еврейская революция , говорит пофамильный и тот факт, что евреи составляли в нём .

Сейчас я хочу обратиться к верующим людям , которые веруют в Иисуса Христа и называют себя христианами.

Прочтите ещё раз пересказанные евангелистом Матфеем слова Христа-Спасителя из (главы 13):

24 Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
25 когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоём? откуда же на нём плевелы?
28 Он же сказал им: враг человека сделал это . А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдём, выберем их?
29 Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы ; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их , а пшеницу уберите в житницу мою.

Вы не находите, что, если Христос-Спаситель сказал свои слова "ваш отец диавол" в адрес иудеев , то "плевелы" в этой притче — и есть иудеи ?!

Во времена, когда Христос просвещал народы и излечивал "погибающих евреев" от страшных болезней, даже среди его учеников далеко не все смогли сразу понять, о ком Учитель сказал "пришёл враг и посеял между пшеницею плевелы " , и почему нельзя злостные сорняки повыдергать с корнем сразу, а надо ждать "до жатвы" . Чтобы прояснить ранее сказанное, Иисус рассказал народу ещё одну притчу. Вот она в пересказе того же евангелиста Матфея. Вновь цитирую главу 13:

34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошёл в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия ,
а плевелы - сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40
Посему как собирают плевелы и ОГНЁМ СЖИГАЮТ, так будет при кончине века сего :
41 пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
42
и ввергнут их в ПЕЧЬ ОГНЕННУЮ; там будет плач и скрежет зубов ;
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Обратите внимание на последние слова: "кто имеет уши слышать, да слышит!"

Эта же мысль в переложении Леонардо да Винчи, средневекового итальянского учёного, изобретателя и художника звучит так: "Существует три разновидности людей: те, кто видит ; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит " . Здесь слово "видит" употреблено в смысле "понимает" , то есть, видит не глазами, но разумом. У Христа слово "слышит" тоже употреблено в смысле "понимает" . Так что мудрость Леонардо да Винчи проясняет и уточняет мудрость Христа.

К чему это я?

Судя по всему, миллионы и даже миллиарды людей на планете до сих пор НЕ ВИДЯТ, НЕ СЛЫШАТ, И НЕ ПОНИМАЮТ , что эти две притчи, имеющиеся в христианских Евангелиях, являются КЛЮЧЕВЫМИ в учении Христа-Спасителя. Иначе как объяснить те факты, что две мировые бойни, в которых погибли многие десятки миллионов человек, были развязаны и профинансированы Иудеями , а миллионы и даже миллиарды людей этого НЕ ПОНИМАЮТ !

Можно и не углубляться далеко в прошлое, вот вам свежий наглядный пример — сегодняшняя Украина с её кровожадным еврейским (иудейским) правительством , значительная часть которого имеет паспорта и гражданство Израиля. На совести этих библейских иудеев уже десятки тысяч убитых в огне Гражданской войны на славян!


Пётр Порошенко (Вальцман), Арсений Яценюк, Владимир Гройсман.

Иудеи из века в век с содроганием ждут обещанной им ЖАТВЫ ХРИСТА , поэтому буквально при каждой кровавой заварухе, которую они сами же и устраивают в мире, иудейские писатели спешат опубликовать в своей прессе сообщение о холокосте 6 миллионов евреев .

А что означает греческое это слово ХОЛОКОСТ ?

Его буквальный перевод ВСЕСОЖЖЕНИЕ .

Вот вам прямая связь с ПЕЧЬЮ ОГНЕННОЙ из притчи Христа-Спасителя.

Вы думаете Иудеи просто так пугают всё мировое еврейство ХОЛОКОСТОМ ?

Отнюдь нет, только исключительно из тех соображений, чтобы СТРАХОМ перед будущим наказанием за все грехи удержать еврейское "стадо" в "единстве" и подчинении раввинату.

Поэтому, при любом военном или гражданском конфликте, случающемся в мире, начиная с 1869 года, еврейские писатели обязательно публиковали в газете "New-York Times" заметку про "Holocaust six millions Jews" . В итоге таких заметок накопилось за 150 лет более сорока!!!


Картинка кликабельна, её можно увеличить до размера 1600х1096 пиксей.

Ниже ВИДЕО, которое демонстрирует выпуски газеты "New-York Times" за 1915-1945 годы , где опубликованы статьи со словами "Holocaust six millions Jews". Автор этого видео справедливо спрашивает: КОГДА же и ГДЕ умерли 6 миллионов жертв холокоста???

Этого материала уже вполне достаточно, чтобы в масштабе всей планеты начать процесс расследования злодеяний этих "плевел" и СТРАШНОГО СУДА над ними в соотвествии с учением и заветами ХРИСТА-СПАСИТЕЛЯ .

ИУДАИЗМ

Иудаизм, иудейство (др.-греч. Ἰουδαϊσμός), «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма (516 до н. э. - 70 н. э.), стало общим названием еврейского народа - ивр. יהודה‎) - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.

В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются при разговоре, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом.

В современном русском языке существует разделение понятий «еврей» и «иудей», обозначающих соответственно национальную принадлежность евреев и религиозную составляющую иудаизма, берущее начало из греческого языка и культуры. В английском языке существует слово judaic (иудаический, еврейский), происходящее от греческого Ioudaios - более широкого понятия, чем евреи.

Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией . Она возникла в XI в. до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни.

По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли именем Яхве ("Сущий”, "Существующий”). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает.

В международном справочнике "Религии мира” указано, что в 1993 году в мире было 20 млн. иудеев. Однако эта цифра, видимо, недостоверна, ибо в ряде других источников указывается, что в 1995 - 1996 годах в мире проживало не более 14 млн. евреев. Естественно, не все евреи были иудеями. 70 процентов всех иудеев проживает в двух странах мира: в США 40 процентов, в Израиле 30. Третье и четвёртое место по количеству иудеев занимают Франция и Россия - по 4,5 процента, пятое и шестое Англия и Канада - по 2 процента. Всего в этих шести странах мира проживает 83 процента иудеев.

В иудаизме существуют четыре конфессии .

Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм .

Ортодоксальный иудаизм (от др.-греч. ὀρθοδοξία - букв. «правильное мнение») - общее название течений в иудаизме, последователи которых являются продолжателями классической формы еврейской религии. Ортодоксальный иудаизм считает обязательным соблюдение еврейского религиозного закона (Галаха) в том виде, в каком он зафиксирован в Талмуде и кодифицирован в своде Шулхан арух. В ортодоксальном иудаизме есть несколько направлений - литовское, хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм (от англ. Modern Orthodox Judaism), религиозный сионизм. Общее количество последователей - более 4-х миллионов человек.

Литваки. Представители наиболее классического направления в ашкеназской ветви современного иудаизма. Называются литваками, так как основные их духовные центры - иешивы находились, вплоть до Второй мировой войны, преимущественно в Литве (в Литву, точнее Великое княжество Литовское входили земли современной Литвы, Беларуси части Польши и Украины). «Литовская Школа» появилась хронологически раньше хасидизма и религиозного сионизма. Литваки являются последователями Виленского Гаона (рабби Элиягу бен Шлоймэ Залмана), великого еврейского ученого-талмудиста. С его благословления была создана первая литвакская иешива современного образца в Воложине. В России литваки входят в состав КЕРООРа (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России). Выдающиеся раввины, ученые и общественные деятели, принадлежащие к течению литваков: рабби Исроэль Мейр а-Коэн (Хафец Хаим), рав Шах.

Хасидизм. Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово "хасид” означает "благочестивый”, "примерный”, "образцовый”. Хасиды требуют от своих приверженцев "горячей молитвы”, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах. В настоящее время центры хасидизма расположены в Израиле, США, Великобритании и Бельгии.

Ортодоксальный модернизм. Ортодоксальный модернизм придерживается всех принципов ортодоксального иудаизма, при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма. В Израиле его последователями является более половины ортодоксально-религиозного еврейского населения. В XIX веке начальные формы «Современной ортодоксии» создали раввины Азриэль Хильдесхаймер (1820-1899) и Шимшон-Рафаэль Гирш (1808-1888), которые провозгласили принцип Тора вэ дэрех эрец - гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.

Религиозный сионизм. Иное направление «Современной ортодоксии» - религиозный сионизм - было создано в 1850 году равом Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано равом Авраамом-Ицхаком Куком. Во второй половине XX века главные идеологи движения р. Цви-Иехуда Кук (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США). Видные представители в настоящее время: р. Авраам Шапира (умер в 2007 году), р. Элиезер Беркович (умер в 1992 году), р. Мордехай Элон, р. Шломо Рискин, р. Йехуда Амиталь, р.Аарон Лихтенштейн, р. Ури Шерки, р. Шломо Авинер. В русскоязычной еврейской общине принципам современной ортодоксии следует организация Маханаим во главе с Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским.

Консервативный (традиционный) иудаизм . Современное течение в иудаизме, возникло в середине XIX века в Германии, первые организованные формы образовались в начале XX века в США.

Реформистский (прогрессивный) иудаизм . Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии на основе идей рационализма и изменения системы заповедей - сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Движение прогрессивного иудаизма - это либеральное течение в иудаизме. Прогрессивный (современный) иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности. Движение прогрессивного иудаизма считает себя продолжателем дела пророков Израиля и следует по пути справедливости, милосердия и уважения к ближнему. Движение прогрессивного иудаизма стремится связать современную жизнь с еврейским Учением; его сторонники уверены в том, что на рубеже тысячелетий еврейские традиции и еврейское воспитание нисколько не утратили своей актуальности. Зародившись около 200 лет назад в Европе, прогрессивный иудаизм насчитывает сегодня более миллиона приверженцев, проживающих на 5 континентах, в 36 странах.

Реконструктивистский иудаизм . Движение, базирующееся на идеях раввина Мордехая Каплана об иудаизме как цивилизации.

Основные черты

1. Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию - следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.

2. Понятие о Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.

3. Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, - ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».

4. Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) - как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.

5. Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения - свободная воля и божественная помощь.

6. При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.

7. Иудаизм предлагает всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на всё человечество: в то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем (Быт.9:9), обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов. В то же время, иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите -гиюр) и является национальной религией еврейского народа.

8. Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог - безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;

9. Учение о приходе Машиаха (Мессии, слово происходит от ивр. מָשִׁיחַ‎, «помазанник», то есть царь), когда «И перекуют мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа» (Ис.2:4). (Машиах является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией (Элиягу), который был взят на небо живым).

10. Учение о воскресении из мёртвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определённое время мёртвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. О воскресении из мёртвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниель) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит следующее: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2).

В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений. Это учения:

О священных книгах,

О сверхъестественных существах,

О Машиахе (Мессии),

О пророках,

О загробной жизни,

О пищевых запретах,

О субботе.

Священные книги

Священные книги иудаизма можно разделить на три группы.

В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита - "Закон”).

Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах.

В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд ("Изучение”).

Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Богословы за её создание благодарят Бога и пророка Моисея. Они считают, что Бог дал людям Тору через Моисея. В некоторых книгах пишут, что Моисей считается автором Торы. Что касается историков, то они думают, что Тора написана только людьми и начала она создаваться в XIII в. до н.э.

Тора - это одна книга-том, но она состоит из пяти книг-произведений. Тора написана на иврите и на этом языке книги Торы носят следующие названия. Первая: Берешит (в переводе - "В начале”). Вторая: Веэлле Шемот ("И вот имена”). Третья: Вайикра ("И воззвал”). Четвертая: Бемидбар ("В пустыне”). Пятая: Элле-гадебарим ("И вот слова”).

Танах - это одна книга-том, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. А эти двадцать четыре книги делятся на три части, и каждая часть имеет свое название. В первую часть Танаха входит пять книг, и эта часть называется Торой. Первая священная книга, которая называется Торой, является одновременно составной частью второй священной книги, которая называется Танахом. Во вторую часть - Невиим ("Пророки”) - входит семь книг, в третью - Хтувим ("Писания”) - входит двенадцать книг.

Талмуд - это некоторое количество книг-томов. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов. Все книги-тома Талмуда делятся на три части:

2. палестинскую Гемару,

3. вавилонскую Гемару.

Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни (как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. В Танахе упоминаются 78 пророков и 7 пророчиц. Почитание пророков в иудаизме выражается в форме уважительного разговора о них в проповедях и в быту. Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей. Этих пророков почитают также в форме особых ритуальных действий во время религиозного праздника Песах.

Богословы считают, что Илья жил в IX в. до н.э. Как пророк он возвещал истину, а кроме того, совершил ряд чудес. Когда Илья жил в доме бедной вдовы, то чудесным образом он возобновлял в её доме запасы муки и масла. Илья воскресил сына этой бедной вдовы. Трижды по его молитвам с неба на землю сходил огонь. Он разделил воды реки Иордан на две части и вместе со своим спутником и учеником Елисеем прошёл через реку по сухому месту. Обо всех этих чудесах рассказывается в Танахе. За особые заслуги перед Богом Илья был взят живым на небо. В богословии (и в иудейском, и в христианском) есть два ответа на вопрос, когда жил Моисей: 1/ в XV в. до н.э. и 2/ в XIII в. до н.э. Сторонники иудаизма считают, что одна из великих заслуг Моисея перед евреями и перед всем человечеством состоит в том, что через него Бог дал людям Тору. Но у Моисея перед еврейским народом есть и вторая великая заслуга. Считается, что Бог через Моисея вывел еврейский народ из египетского плена. Бог давал указания Моисею, а Моисей, следуя этим указаниям, привёл евреев в Палестину. Именно в память об этом событии и празднуется иудейская Пасха.

Иудейская пасха празднуется 8 дней. Главным днём праздника является первый. А главным способом празднования - праздничный семейный ужин, который называется словом "седер” ("порядок”). Во время седера каждый год самый младший из детей (разумеется, если он умеет разговаривать и понимает смысл происходящего) спрашивает самого старшего члена семьи о значении праздника Песах. И каждый год самый старший член семьи рассказывает присутствующим о том, как Бог через Моисея вывел евреев из Египта.

Учения о душе имеют все религии классового общества. В Иудаизме существует несколько главных его пунктов. Душа - сверхъестественная часть человека. Этот ответ означает, что душа, в отличие от тела, не подчиняется законам природы. Душа не зависит от тела, она может существовать и без тела. Душа существует как целостное образование или как совокупность мельчайших частиц, душа каждого человека сотворена Богом. Также душа бессмертна, а во время сна Бог у всех людей временно забирает души на небо. Утром Бог одним людям души возвращает, а другим - нет. Люди, кому Он душу не возвращает, умирают во сне. Поэтому, восставши ото сна, иудеи в особой молитве благодарят Господа за то, что он вернул им душу. Все другие религии считают, что пока человек жив, душа находится в его теле.

Учение о загробной жизни в иудаизме со временем менялось. Можно говорить о трёх вариантах учения о загробной жизни, которые последовательно сменяли друг друга.

Первый вариант имел место от времени возникновения иудаизма до времени появления первых книг Талмуда. В это время иудеи думали, что души всех людей - и праведников, и грешников - идут в одну и ту же загробную страну, которую они называли словом "шеол” (перевод слова неизвестен). Шеол - это место, где не было ни блаженства, ни мучений. Находясь в шеоле, души всех умерших людей ожидали прихода мессии и решения своей участи. После прихода мессии праведников ожидала награда в виде счастливой жизни на обновлённой земле.

Второй вариант учения о загробной жизни существовал со времени появления Талмуда и до второй половины нашего века. В этом варианте содержание книг Талмуда толковалось следующим образом. Для получения награды не надо ждать мессию: души праведников немедленно после расставания с телом направлялись Богом в небесный рай ("ган эден”). А грешников направляли в ад, в место мучений. Для обозначения ада использовались слова "шеол” и "геенна”. ("Геенной” называлась долина в окрестностях Иерусалима, где сжигали мусор. Это слово перенесли и на название места мучений души после смерти её тела.) При этом считалось, что евреи-иудеи попадают в ад только на время, а евреи-нечестивцы и люди других национальностей (их называли "гоями”) навсегда.

Третий вариант излагается в ряде трудов современных богословов. По сравнению со вторым вариантом в третьем есть лишь одно изменение в понимании картины загробной жизни. Но это изменение очень существенно. Небесную награду, по мнению ряда богословов, могут получить не только евреи-иудеи, но и люди других национальностей и с другим мировоззрением. Более того, евреям заслужить небесную награду труднее, чем неевреям. Людям других национальностей достаточно вести нравственный образ жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не только вести себя нравственно, но и соблюдать все чисто религиозные требования, которые иудаизм предъявляет верующим иудеям.

Иудеи должны соблюдать определённые пищевые запреты. Самые крупные из них три. Во-первых, им нельзя употреблять в пищу мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список нечистых животных на основе изучения Торы составляют раввины. В него, в частности, входят свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др. Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь. Поэтому можно питаться только обескровленным мясом. Такое мясо называют "кашерным” ("кашер” с иврита переводится как "подходящий”, "правильный”). В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной). Если сначала иудеи ели молочную пищу, то перед приёмом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь нейтральное (например, кусочек хлеба). Если сначала они ели мясную пищу, то перед приёмом молочной они должны выдержать перерыв не менее, чем в три часа. В Израиле в столовых есть два окна для раздачи пищи: отдельно для мясной и отдельно для молочной пищи.

Иудаизм - это религия небольшого, но талантливого народа, внесшего весомый вклад в исторический прогресс. И уже за это национальная религия этого народа заслуживает уважения.

Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира - для христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма - Тора и Танах - стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман - Коране. Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры, поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм.

Символы

В существенном смысле, символическое значение в иудаизме имеют молитва Шма и соблюдение шаббата и кашрута, ношение кипы (головного убора).

Более древним символом иудаизма является семисвечник (Менора), который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме. Две расположенные рядом прямоугольные скрижали с закруглённой верхней гранью также являются символом иудаизма, зачастую встречающимся в орнаменте и декорации синагог. Иногда на скрижалях выгравированы 10 заповедей, в полной либо сокращённой форме, либо 10 первых букв еврейского алфавита, служащих для символической нумерации заповедей. Библия также описывает знамёна каждого из 12 колен. Поскольку традиционно считается, что современные евреи, в основном, происходят изколена Иуды и существовавшего на его территории Иудейского царства, лев - символ этого колена - также является одним из символов иудаизма. Иногда лев изображается с царским скипетром - символом царской власти, которой наделил это колено в своём пророчестве праотец Иаков (Быт. 49:10). Также встречаются изображения двух львов, по обе стороны от скрижалей - стоящих «на страже заповедей».

Менора

Один из внешних символов иудаизма с XIX века - шестиконечная Звезда Давида .

Менора (ивр. מְנוֹרָה‎ - менора́, букв. «светильник») - золотой семиствольный светильник (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии Собрания во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском Храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) стало наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе Государства Израиль.

По словам израильских исследователей, Эфраима и Ханы а-Реувени:

«Древние еврейские первоисточники, например Вавилонский Талмуд, указывают на прямую связь между менорой и определённым видом растения. На самом деле, существует растение, характерное для Земли Израиля, которое обладает удивительным сходством с менорой, хотя и не всегда имеет семь разветвлений. Это род шалфея (salvia), называющийся на иврите мориа. Различные виды этого растения произрастают во всех странах мира, но некоторые из растущих в Израиле диких его разновидностей очень явно напоминают менору».

В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения - марва (Salvia Hierosolymitana).

Менора имела семь ветвей, заканчивающихся семью светильниками, орнаментированными в виде золотых цветков. Израильский исследователь Ури Офир полагает, что это были цветы белой лилии (Lilium candidum), который по форме напоминает Маген Давид (звезда Давида). См. Число 6 .

Эгрегор Иудаизма

ФОРАУН - Мир Эгрегоров Церквей.
Образуются они из тёмноэфирных излучений людского множества, какие вносятся любой Душой, не достигшей праведности, примешиваясь к её религиозным состояниям: из мирских помыслов, материальных интересов, страстных состояний. Простые верующие индивиды нужны Эгрегорам Церквей для собственной подпитки их энергиями.
К Эгрегорам и от них идут две волны: одна - питающая Эгрегор, а вторая - отдающая энергию. На каждом религиозном храме находится две воронки: подающая и принимающая.
Религиозные Эгрегоры дают защиту на Тонких Планах. Для вхождения под защиту религиозного Эгрегора необходимо пройти специальную инициацию (Инициация - посвящение, обряд добровольного поступления человека в адепты, последователи какого-либо духовного учения), и далее соблюдать специальные правила поведения, предписанные верующему данной религией.
Религиозные Эгрегоры стремятся охватить все стороны жизни человека от рождения до смерти.

- Иудаизм - Стихия Огонь.

Символы настройки на Эгрегор Иудаизма

Фарисеи и саддукеи, самые яростные приверженцы иудейской веры, неустанно следили за тем, чтобы евреи в точности выполняли все религиозные правила и запреты. Это составляло весь смысл их существования.

Небесная страна Иудаизма

Затомис по Даниилу Андрееву - высшие Слои всех метакультур человечества, их Небесные Страны, опора народоводительствующих Сил, Обители Синклитов (Небесные Общества просветлённых человеческих Душ).
Пространство там 4-х мерное , но каждый Затомис отличается свойственным только ему числом Временных координат.

Н ИХОРД - Затомис Еврейской метакультуры , нижний Слой Синклита Израиля.
Основателем Нихорда был великий человекодух Авраам . Древние учители еврейства инвольтировались демиургом этого сверхнарода, но чистоте этой инвольтации мешали воздействия сперва стихиальные, связанные с «гением места» горы Синай, потом – еврейского уицраора. Все же под Я библейских книг следует видеть Всевышнего. Монотеизация была необходима для всего человечества, как почва, без которой не могла осуществиться в Энрофе задача Христа. Внедрение в сознание народа идеи единобожия было достигнуто ценой колоссального напряжения сил, истощившего Нихорд на долгое время. Отсюда – не всегда победоносная борьба с демоническими силами и трагический характер еврейской истории. В столетие, завершившееся жизнью и смертью Иисуса, эта географически маленькая зона была ареной напряженнейшей борьбы сил Гагтунгра и Божественных сил. Несколько подробнее об этом будет сказано в другом месте. Воскресение Христа было встречено в Нихорде великим ликованием: отношение еврейского синклита к Планетарному Логосу – такое же, как и в остальных затомисах, другого не может и быть. Но тех, кто входит в Нихорд, перед этим в Олирне ждет открытие истины Христа, не понятой ими на земле, – открытие изумляющее, которое многие долго не могут осмыслить. Гибель Иерусалима и еврейского царства отразилась в Нихорде скорбью, но с сознанием логичности происшедшего: с агрессивным, но слабым еврейским уицраором не могло бы случиться ничего другого после того, как он вступил в непримиримую борьбу с демиургом сверхнарода в годы проповедничества Христа на земле. После окончательного разгрома евреев при Адриане еврейских уицраоров больше не было и нет. Но за уицраором стояла еще одна, более страшная демоническая иерархия – исчадие Гагтунгра, истинный соперник демиурга; он продолжал воздействовать на еврейство и в эпоху рассеяния. Средневековый иудаизм продолжал формироваться под воздействием двух полярных влияний: этого демона и Нихорда. Теперь Нихорд пополняется уже очень малым числом новых братьев, входящих, однако, именно через иудаизм в миры Просветления. Восстановление государства Израиль в XX веке не имеет к Нихорду никакого отношения; восстанавливаемый храм – театральный спектакль, не более. Нового израильского уицраора не возникло, но схожую роль играет одно из существ, о которых будет сказано в главе об эгрегорах; на него оказывается сильнейшее воздействие из главного гнездилища демонических сил.

- Эфирный Собор - Третий Храм Соломона .
Эмблема
: шатрообразное сооружение (скиния Завета) окружённое деревьями с огромными красными плодами (Земля Обетованная, ожидающая в Затомисе этот народ).



ИУДАИЗМ. Аэ - тоже малая пирамида - "Золотой Мир Небесной Славы".

Святые места

Святой город - Иерусалим, в котором находился Храм. Храмовая гора, на которой возвышался Храм, - в иудаизме считается наиболее святым местом. Другие святые места иудаизма - Пещера Махпела в Хевроне, где похоронены библейские праотцы, Вифлеем (Бейт-Лехем) - город, на пути к которому похоронена праматерь Рахиль, Наблус (Шхем), где похоронен Иосиф, Цфат, в котором развилось мистическое учение Каббалы и Тверия, где долгое время заседал Синедрион.

Иудаизм и христианство

В целом иудаизм относится к христианству как к своему «производному» - то есть как к «дочерней религии», призванной нести базовые элементы иудаизма народам мира:

«<…> и всё происшедшее с Йешуа Ганоцри и с пророком измаильтян, который пришёл после него, было подготовкой пути для царя Машиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано: «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и станут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе» (Соф.3:9). Каким образом [те двое способствовали этому]? Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие - что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришёл Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.»
- Рамбам. Мишне Тора, Законы о царях, гл. 11:4

В авторитетной раввинистической литературе нет единого мнения, считать ли христианство с его тринитарной и христологической догматикой, разработанной в IV веке, идолопоклонством (язычеством) или же приемлемой (для неевреев) формой монотеизма, известной в Тосефте как шитуф (термин подразумевает поклонение истинному Богу вместе с «дополнительными»).

Христианство исторически возникло в религиозном контексте иудаизма: сам Иисус (ивр. יֵשׁוּעַ‎) и его непосредственные последователи (апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями; многие евреи воспринимали их в качестве одной из многочисленных иудейских сект. Так, согласно 24-ой главе Книги Деяний, на суде над апостолом Павлом сам Павел декларирует себя как фарисея, и при этом он именуется от лица первосвященника и иудейских старейшин «представителем Назорейской ереси» (Деян.24:5).

С точки зрения иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения, и признание его мессианского статуса (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) неприемлемо. В иудейских религиозных текстах той эпохи нет упоминаний о личности, которую можно было бы достоверно отождествить с Иисусом.

Иудаизм и ислам

Взаимодействие ислама и иудаизма началось в VII веке с возникновением и распространением ислама на Аравийском полуострове. Ислам и иудаизм относятся к авраамическим религиям, происходя из общей древней традиции, восходящей к Аврааму. Поэтому есть много общих аспектов между этими религиями. Мухаммед утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть не что иное, как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудеями, так и христианами.

Иудеи признают ислам, в отличие от христианства, последовательным монотеизмом. Иудею даже разрешается молиться в мечети. В Средние века исламская теология и исламская культура оказали достаточно сильное влияние на иудаизм.

Традиционно, евреям, живущим в мусульманских странах, было разрешено исповедовать свою религию и управлять своими внутренними делами. Они были свободны в выборе места жительства и профессии. Период с 712 по 1066 годы был назван золотым веком еврейской культуры в исламской Андалусии (Испания). Лев Поляков пишет, что евреи в мусульманских странах пользовались большими привилегиями, их общины процветали. Не было никаких законов или социальных барьеров, препятствующих ведению ими коммерческой деятельности. Многие евреи мигрировали в районы, завоёванные мусульманами, и образовали там свои общины. Османская империя стала убежищем для евреев, которые были изгнаны с территории Испании католической церковью.

Традиционно немусульмане, в том числе евреи, в мусульманских странах находились в положении подданства. Для этих народов существовал статус зимми, основанный на законах, которые были разработаны мусульманскими авторитетами во времена Аббасидов. Пользуясь защитой жизни и имущества, они обязаны были признать безраздельное господства ислама во всех сферах жизни общества и платить специальный налог (джизья). Вместе с тем они освобождались от других налогов (закят) и освобождались от службы в армии.

Исламские экстремисты позиционируют иудаизм как враждебную религию (ассоциируя его с сионизмом), что диктуется политическими мотивами - противостоянием Израиля и арабо-мусульманского мира.

ЕВРЕЙСКАЯ ДЕМОНОЛОГИЯ:

АД, АЗАЗЕЛЬ, АШМОДЕЙ, САТАН , ЧЕРТИ.

АД. Согласно еврейской традиции ад разделяется на семь уровней - в соответствии с теми мучениями, которым подвергается душа грешника на каждом уровне. Перечислим их по порядку, сверху вниз:
ГЕЕНОМ
ВРАТА МОЛЧАНИЯ
ВРАТА СМЕРТИ
ВРАТА ПЕРВОБЫТНОЙ ГРЯЗИ
МОГИЛЬНАЯ ЯМА
АБАДОН
ШЕОЛ

В каждом из последующих уровней огонь в 61 раз сильнее предыдущего (то есть огонь ВРАТ МОЛЧАНИЯ жжет в 61 раз сильнее, чем огонь ГЕЕНОМА). А про огонь ГЕЕНОМА говорится, что он в 61 сильнее, чем земной огонь. Естественно, только в смысле ощущений. Поднесите руку к пламени свечи, а затем представьте, что ощущение только от огня ГЕЕНОМА, верхнего уровня ада, должно быть в 61 раз сильнее. Что уж говорить о нижнем уровне - ШЕОЛЕ!

Каждый уровень ада имеет глубину в 300 лет пешего хода (это надо понимать в переносном смысле - имеется в виду, что каждый уровень связан с тремя "НЕБЕСАМИ НЕЧИСТОТЫ").

Мучения в аду могут продолжаться не более 12-ти месяцев. Поэтому в еврейской традиции читают кадиш по усопшему не более 11-ти месяцев. Смысл этого таков - только самые большие грешники пребывают в аду полные 12 месяцев. Не может же быть, чтобы тот, по кому мы читаем кадиш, был самым большим грешником!

Каждый из уровней ада имеет своего "руководителя" (работа этого демона обычно заключается в том, что он передает грешные души в руки "МАЛХЕЙ-ХАБАЛА" - ангелов-мучителей - с сопроводиловкой, каким мучениям и сколько времени подвергать каждую душу). Берайта (дополнение к Мишне) "Гееном" подробно описывает устройство ада, где текут огненные реки, а в ШЕОЛЕ также имеются отделения с градом, со снегом щели, наполненные скорпионами. МАЛХЕЙ-ХАБАЛА попеременно то выставляют души под град, то суют в огненную реку, то запихивают в щели со скорпионами - в зависимости от того, какие им даны указания ДУМОЙ (ДУМА - демон-начальник адской канцелярии).

"Книга Ханоха" упоминает также и об отделении в аду, где наказывают отпавших от Б-га ангелов.

АЗАЗЕЛЬ. Строго говоря, этого падшего ангела нельзя причислить к демонам, ибо изначально он был создан для блага людей. Но так уж получилось, что АЗАЗЕЛЬ выполнил демоническую функцию.

Комментарии к Торе говорят, что после сотворения человека ангелы преисполнились ревностью, поскольку вся Б-жественная любовь была направлена на это создание, и всячески старались очернить человечество перед Всевышним. Тогда Господь предложил ангелам облечься плотью (поскольку ангел - это чистый дух, и плоти не имеет), и отправиться на землю. Двести ангелов под предводительством АЗАЗЕЛЯ спустились на гору Хермон (отсюда ее название, происходящее от слова "херем", отделение - так падшие ангелы отделились от Б-га). Но вместе с плотью они получили и то дурное начало, которое есть в человеке. Ангелы стали вступать в браки с земными женщинами, и от этих браков рождались великаны. Кроме того, падшие ангелы научили людей таким искусствам и наукам, которых лучше бы им не знать. АЗАЗЕЛЬ научил людей делать мечи и железные ножи, щиты и доспехи, научил людей прорывать шахты, добывать металлы и драгоценные камни, а также поведал о свойствах драгоценных камней. Так в мире появилась зависть, люди стали убивать друг друга из-за драгоценных металлов и камней. ШАМХАЗАЙ - помощник Азазеля - научил людей колдовству и использованию магических свойств растений. БРАКИЕЛЬ научил людей наблюдать за звездами, то есть привил начатки астрономии, КОХВИЕЛЬ и ТАМИЕЛЬ научили людей астрологии, САХАРИЕЛЬ - дал понимание о периодах (фазах) Луны. Само по себе это было не так уж и плохо, но люди все эти знания стали использовать себе во вред. Железными мечами они убивали друг друга из-за драгоценностей, а там, где не помогало оружие - пользовались колдовством и растительными ядами.

Дети же, рождавшиеся от ангелов и земных женщин, были великанами. Обладая огромной физической силой, они не имели того нравственного начала, которое было у их родителей-ангелов. Они творили на земле беззаконие, пользуясь силой и колдовством. Им требовалось много пищи, чтобы насытиться, и они отбирали ее у людей, а когда им не хватало пищи, даже питались человеческим мясом, отлавливая путников.

Все это привело к тому, что Всевышний послал четырех своих ангелов - Уриеля, Михаеля, Гавриеля и Рафаеля - для изьятия падших ангелов с земли и соответсвующего наказания их. Каждый из ангелов получил соответствующий срок наказания в аду - кроме АЗАЗЕЛЯ, который остался в этом мире, и был заточен в Иудейской пустыне под одной из скал.

К этому известному месту, находящемуся приблизительно в трех километрах от Иерусалима, и отсылали козла во время Йом-Кипура ("сеир ле-азазель" - "козел отпущения"). Только козела не жертвовали Азазелю (таково распространенное ошибочное мнение), а сбрасывали с обрыва в том месте, где был заточен в скалах Азазель.

АШМОДЕЙ. Один из любимейших персонажей еврейского фольклора. С его именем связано множество легенд, все привести здесь не представляется возможным. Но есть несколько версий происхождения имени АШМОДЕЙ - либо от персидского выражения "аишма дэва", переводимого как "гневливый демон", либо от ивритского слова "шмад" - уничтожение. Возможно, верны оба варианта, так как в иудаизме имена обычно несут большую смысловую нагрузку.

АШМОДЕЙ традиционно считается царем чертей. Он многое знает, многое умеет, и недаром именно его захватил в плен царь Соломон для помощи в постройке Первого Храма. Ашмодей подсказал царю, где достать камень, именуемый "шамир" (железом обрабатывать материал для постройки Храма было запрещено). В сегодняшнем иврите "шамиром" назвыается корунд. По другой версии, шамир - это червь, способный прогрызать камни. АШМОДЕЙ также передал Соломону колдовскую книгу, именуемую "Книгой Ашмодея" (ссылки на нее встречаются в "Зоар"). Оригинал этой книги утерян, но я видел ссылки на нее в современной магической литературе - значит, где-то эта книга еще существует, хотя, возможно, и в не вполне адекватном переводе.

После постройки Храма АШМОДЕЙ хитростью сумел освободиться и забросить царя Соломона на край света, а сам занял его трон. Вернувшись, Соломон смог доказать свои права на престол и отправить АШМОДЕЯ обратно в преисподнюю. Эта легенда в переносном смысле используется еврейской сектой "Нетурей Карта", считающей, что АШМОДЕЙ до сих пор сидит на троне царя Соломона (недвусмысленный намек на нынешних руководителей еврейского государства).

В легендах АШМОДЕЙ вопреки своему страшному имени часто помогает евреям, вольно или невольно выступая на их стороне. Помогает совершенно бескорыстно, так как иудаизм в отличие от христианства не признает вечного пребывания в АДУ (мы уже говорили о максимальном сроке - 12 месяцев), а о "продаже души" АШМОДЕЮ и речи быть не может.

АШМОДЕЙ женат на ЛИЛИТ АЛИМТА, злом духе, имеющем вид красивой женщины. У них есть сын АЛФОФАНИЭШ, а также у АШМОДЕЯ есть тесть и теща - родители ЛИЛИТ АЛИМТА, МИТБАЭЛЬ и КАФЦИФОНИ. Легенды говорят, что САМАЭЛЬ заглядывается на красивую жену АШМОДЕЯ, вызывая его ревность. В общем, все как у людей.

САМАЭЛЬ. Пожалуй, наиболее известный из демонов. Слово САМАЭЛЬ переводится как "сам шель эль", яд Б-га. Считается, что он подбил Адама и Хаву на грехопадение (змей - всего лишь телесное проявление САМАЭЛЯ). За это, как говорит "Книга Адама и Хавы", у него Б-г оторвал шесть из бывших ранее двенадцати крыльев (в переводе на более понятный каббалистам язык - его перевели из мира Брия в более низкий духовный мир Иецира). САМАЭЛЬ выполняет три основные возложенные на него функции: он является "йецер а-ра", злым началом, провоцирующим человека на совершение грехов; "категором", то есть ангелом-обвинителем, представляющим грехи человека перед высшим судом; и наконец, ангелом смерти, приходящим за человеком в его последний час. САМАЭЛЬ в образе "малах а-мавет", ангела смерти, представляет собой ужасную черную фигуру, полную глаз. Ангел смерти держит в руках иззубренный нож, с которого стекают три капли яда, и приходит он только за грешниками. За праведниками же приходит ангел Гавриэль с идеально ровным ножом в руках (забирание им души праведников сравнивается с "кошерной шхитой", тогда как то, что делает САМАЭЛЬ с грешниками, - "шхита некошерная").

САТАН - всего лишь одно из многих прозвищ САМАЭЛЯ, и происходит от слова "асата" (помеха). САТАНОМ чаще всего называется САМАЭЛЬ в образе дурного начала в человеке и ангела-обвинителя.

ЧЕРТИ. В еврейском фольклоре именуются по-разному: "шедим", собственно черти, "рухин" - духи, "лилин" - порождения ЛИЛИТ, "мазикин" - вредящие. Считается, что черти были созданы при сотворении мира в эрев шаббат, в пятницу вечером накануне наступления субботы, вместе с другими чудесными вещами, такими как радуга; ман, которым евреи питались в пустыне; посох Моше-рабейну и т.д. Черти обычно характеризуются как "нешама бли гуф", душа без тела. Талмуд (трактат "Благословения") сообщает: "Их больше, чем нас. Они окружают нас, как вал - яму". Считается, что черти имеют лапы, подобные птичьим. Чтобы проверить, не шляются ли они ночью возле вашей кровати, Талмуд рекомендует следующую меру: на ночь рассыпать возле кровати пепел или речной песок. Тогда утром на песке или пепле могут остаться следы в виде птичьих лап. Чертей также можно увидеть следующим образом: возьмите околоплодную оболочку черного перворожденного котенка, мать которого также была черной, и сожгите ее (оболочку). Образовавшийся пепел положите себе в уголок глаза - и увидите чертей. Оставшийся пепел до следующего использования следует насыпать в железную трубку и запечатать ее каббалистической печатью, потому что если черти похитят его, то вам придется туго. Этот опыт проделал один из мудрецов Талмуда, рав Биби бар Авайе (известный своей тягой к мистическим экспериментам). Впечатление от увиденного было таково, что рав упал без сознания. Молились за него праведники поколения - и он выздоровел. Старый рав, у которого я учился, говорил мне: "Я бы такой опыт не стал проводить на себе и за миллион долларов. А ты, если знаешь миньян праведников, которые будут молиться за твое здоровье, можешь попробовать".

Черти делают так, чтобы в синагоге было тесно, чтобы люди уставали во время субботней молитвы, они рвут субботние одежды. Факт - мой шелковый сюртук, одеваемый только на субботнюю молитву, за пять лет приобрел такой вид, будто я в нем разгружал товарные вагоны. Черти могут и понемногу приворовывать деньги у людей - но только в том случае, если деньги лежат без кошелька и непересчитанны. У самих же чертей в качестве денег идет чесночная (по другим сведениям, луковая) шелуха.

Как я уже говорил, обычного тела, подобного нашему, у чертей нет. Однако существует тело, созданное из элементов огня и воздуха, - должна же душа иметь себе какое-то пристанище.

Как весь материальный мир подразделяется на "домем" - молчащее, неживые предметы; "цомеах" - растущее, растительный мир; "хай" - мир животный, и "медабер" - человек, так и души чертей имеют подобное разделение. Есть черти, душа которых происходит из категории "домем", неживого мира, и обитают они в прахе земном. Есть черти, душа которых находится в категории "цомеах", растительного мира, и обитают они в воде (см., например, ШАБРИРИ), в основном в реках и источниках. Эти черти считаются очень зловредными. В отличие от чертей категории "домем", эти черти имеют половые отличия, могут размножаться и приносить потомство. Черти с душой из категории "хай", животный мир, обитают в воздухе. И наконец высшая категория чертей, с душой "медабер" (подобной человеческой) обитает в огне.

Черти подобно людям устраивают свадьбы - для этого они выбирают пустые дома (а если облюбовали ваш дом, то надо освободить его на три дня - иначе беда), - рожают детей и даже делают этим детям обрезание (легенда о том, как жадный моэль был приглашен на обрезание чертей, приведена в книге "Кав а-шар", "Прямая линия"). Чертей, если они чересчур уж распоясались, можно пригласить на раввинатский суд, и они обязаны исполнить приговор. Наконец, в позднейших легендах существует разделение чертей на "еврейских" и "нееврейских".

За многотысячелетнее существование еврейского народа легенд о чертях накопилось столько, что уже невозможно сказать, что является порождением фольклора, а что представляет собой действительную онтологическую сущность.

Жителей Израиля рассказы о чертях могут не волновать - легенда утверждает, что царь Шломо изгнал чертей со Святой Земли.

Кто из нас хотя бы раз не мечтал о чем-то настолько фантастическом, что даже и вслух произнести страшно, а уж перейти от слов к действию и подавно? Кому не приходила мысль, например, изобрести таблетку, съев которую проживешь долгую счастливую жизнь? А может быть, вам когда-нибудь хотелось – фанаты Гарри Поттера, крепитесь! – узнать такое заклинание, при произнесении которого сбудется все, чего только не пожелаешь?

Так, стоп, а ведь такое заклинание есть! Без шуток! Серьезно! Доказано! И это не древняя тайна, записанная в ветхих манускриптах, хранящихся в охраняемой драконами пещере в Гималаях! Это всего лишь 5 слов, которые легко выучить за минуту и использовать всю ! Вот они — «Им тирцу, эйн зо агада» .

А теперь по порядку. Как-то раз, на закате 19-го века, одному чудаку пришла в голову фантастическая идея – создать новое государство. Точнее, воссоздать очень старое, разрушенное еще почти 2000 лет назад. Государство евреев.

Чудака звали Теодор Герцль. Он был журналистом и жил в столице Австро-Венгерской империи, прекрасной Вене. Идея его так увлекла, что он рассказывал о ней всем знакомым и незнакомым на каждом углу. А потом еще и досконально обосновал её в небольшой книжице под названием - «Дер Юденштадт» («Еврейское государство»).

«Да, хорошо было бы иметь своё государство», — говорили одни евреи. «Но кто же нам его создаст?» — наивно удивлялись другие. «Теодор, не морочь-таки людям голову. Займись нормальным гешефтом. Ты же образованный человек из приличной семьи!» — отмахивались от азартного фантазера третьи. «Ну, что ты придумал? Какое еще еврейское государство? И где? В этой дремучей Палестине? Ну, какой нормальный еврей туда сунется? К этим туркам, жаре, пустыне, болотам и малярии! Вот уехали Бронштейны в Нью-Йорк. Всего 3 года прошло. А уже свой текстильный заводик, дом, дети в Гарварде учатся. В Америку нужно ехать! В Америку! Всё! Отстань ты от нас со своим Юденштадтом!» — безуспешно пытались остудить восторженный порыв Герцля четвертые.

Именно тогда во всех своих разговорах, дебатах и спорах с упрямыми евреями Теодор начал вставлять одну простую и незаметную фразу. Но, будучи незаметной поначалу, фраза стала повторяться все чаще и чаще, захватывая место у других доводов и объяснений. Со временем стало казаться, что у молодого журналиста помутилось сознание; как буддийские монахи произносят свои мантры, так Теодор постоянно повторял пять слов:

«Им тирцу, эйн зо агада»

«Им тирцу, эйн зо агада»

«Им тирцу, эйн зо агада»

«Им тирцу, эйн зо агада»

Не пугайтесь! Теодор Герцль был полностью психически здоров! Между прочим, именно он организовал Первый Сионистский конгресс в Швейцарии в 1897 г., и, пытаясь добиться содействия в создании государства для евреев, удостоился аудиенций у германского кайзера, российского императора и турецкого султана. Для наглядности, попытайтесь организовать собрание жильцов Вашего дома или договориться о встрече с мэром Вашего , и сомнений во вменяемости этого человека не останется.

Естественно, никто из коронованных особ не преподнёс Герцлю на золотом подносе манифест о даровании евреям земли. Чуда не случилось. А случилось вот что. По всем еврейским общинам Европы от Франции до Украины в сердцах людей начала звучать эта таинственная фраза. «Им тирцу, эйн зо агада». Возникло и начало набирать обороты сионистское движение. Произошло главное — люди начали верить. Верить в то, что они не обречены вечно быть чужими во всех странах. Верить в то, что у них опять может быть свое государство. Так же, как уже было когда-то очень давно. Из веры постепенно начали рождаться конкретные действия: возродился древний иврит, молодежь отправилась в Палестину на освоение болот и пустынь. Появилась надежда сделать мечту реальностью.

Потом было много всего. Многочисленны и разнообразны страницы истории 20-го века, наполненной примерами радости и грусти. Но всего лишь через каких-то 50 лет после Первого Сионистского Конгресса Организация Объединённых Наций объявила о том, что фантастическая идея венского журналиста становиться Р-Е-А-Л-Ь-Н-О-С-Т-Ь-Ю. Было объявлено о создании еврейского государства – страны, которая сейчас на наших глазах строится, работает, воюет, веселиться и просто полыхает от жара новых фантастических, но реализуемых каждый день идей.

А что же теперь? Кто помнит про эти волшебные слова, кроме дотошных историков, проводящих дни в компании пыльных книг?

Да все! Сложно найти израильтянина, не знакомого с этой фразой. И это замечательно! Не пропадать же добру, заклинание-то действующее! Его учат еще в начальной школе и всю жизнь используют каждый раз, когда нужно сделать какое-то новое и кажущееся невыполнимым дело, конечно, прилагая вдобавок настойчивость и креативное мышление.

Понимаю, что звучит странно. Просто какой-то народ колдунов и магов получается… Однако, именно эти 5 слов и составляют стержень философии современных израильтян. Философии, которая основана на конкретном примере основания государства. Философии, которая учит, что, имея мечту, нужно продолжать за неё бороться. Нужно экспериментировать, анализировать ошибки, искать единомышленников. И, разумеется, повторять, - «Им тирцу, эйн зо агада» - «Если вы захотите этого, то это уже не сказка».

Что еще почитать