Политические партии и современное государство. Презентация по обществознанию на тему: "Политические партии и движения" (11 класс профильный уровень) Тенденции развития политических партий движений

Цель:познакомиться с основными
политическими партиями и
движениями, увидеть сущность
основных типов партийных систем,
тенденции развития политических
партий и движений в России.
Антонина Сергеевна Матвиенко

План:

1. Понятия политической партии и
политического движения.
2. Типология и функции политических
партий.
3. Типы партийных систем.
4. Тенденции развития политических
партий и движений.
Антонина Сергеевна Матвиенко

Сущность политической партии

Партия
выступает как
группа,
основанная на
идеологических
связях.
Сторонники
этого подхода
(либеральная
традиция)
делают упор на
идеологически
е принципы.
Партия как
представитель
классовых
интересов. Этот
подход характерен
для марксистской
традиции. Он
связывает
появление партий
с делением
общества на
противоположные
классы и считает
партию высшей
формой классовой
организации.
Антонина Сергеевна Матвиенко
Партия как
одна из
организаций -
институтов
политической
системы. Такой
подход присущ
современной
западной
политической
науке.

Сущностные признаки политической партии

Сущностные признаки
Политическая
-
политическойпартия
партии
добровольное объединение
людей определенной идейнополитической ориентации,
стремящихся завоевать
государственную власть или
участвовать в ее осуществлении
для реализации интересов тех
или иных социальных групп и
слоев населения.
1) определенная идеология, система общих ценностей и норм.
2)организация - относительно продолжительное по времени
добровольное объединение людей. Организационные
принципы построения партии отражаются, как правило, в
партийном уставе;
3)нацеленность партии на реализацию через государство
интересов тех социальных групп, которые она выражает.
Именно ради этого партии ведут борьбу за завоевание и
осуществление государственной власти.
4)Партии стремятся обеспечить себе поддержку избирателей. Это
достигается во время выборов через агитацию избирателей за
партийную предвыборную платформу (предвыборную программу).
Антонина Сергеевна Матвиенко

ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ.

ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ,
ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ СОЛИДАРНУЮ АКТИВНОСТЬ
ГРАЖДАН, НАПРАВЛЕННУЮ НА ДОСТИЖЕНИЕ
ЗНАЧИМОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ.
ЯДРО ДВИЖЕНИЯ: ИНИЦИАТИВНЫЕ ГРУППЫ, КЛУБЫ,
СОЮЗЫ.
ОТЛИЧИЯ ОТ ПАРТИЙ
НЕ СТАВЯТ ЦЕЛЬ ПРИХОДА К ВЛАСТИ.
ОБЪЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМИ
ПОЛИТИЧЕСКИМИ ВЗГЛЯДАМИ, НО СОГЛАСНЫЕ ПО
РЕШЕНИЮ КАКОЙ НИБУДЬ ПРОБЛЕМЫ.- ЗАЩИТА
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
ДВИЖЕНИЯ ИМЕЮТ МАССОВЫЙ ХАРАКТЕР. КОГДА ЦЕЛЬ
ДОСТИГНУТА МОГУТ ПРЕКРАТИТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ.

ПАРТИЯ (partis, pars – часть, группа) – группа
единомышленников, объединенных в политическую
организацию, с целью выражения и защиты интересов
определенной социальной группы общества
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
– солидарная (совместная) активность граждан, направленная на
достижение какой-либо значимой политической цели
ИнициативКлубы
Союзы
ная группа
ПАРТИИ
Общность идеологии
Выражение интересов
определенных социальных групп
Борьба за завоевание политической
власти – притязания на власть и
участие во власти – важнейший
признак партии
Полити
ческая
цель
ДВИЖЕНИЯ
Нет общей идеологии
Не ставят цели прихода к власти
База массовая
После достижения цели могут
распасться, а могут превратиться в
партию

Структура партии (три уровня)

Блок избирателей
Официальная партийная
организация
Партия в системе правления
Антонина Сергеевна Матвиенко

У каждой политической партии имеется:

Политическая программа
Партийный устав
Руководящие органы
Разветвлённая сеть первичных местных
организаций
Активное участие в борьбе за высшую
власть в государстве
Список членов партии

10. Политическая программа – совокупность положений, описывающих будущее устройство общества, выражающих критику стоящего у власти правител

Политическая программа – совокупность
положений, описывающих будущее
устройство общества, выражающих
критику стоящего у власти правительства,
средства и механизмы решения
злободневных социальных и
экономических проблем, с которыми
сталкивается народ.
Ядром политической
программы выступает
политическая философия –
стройная система взглядов на
правильное устройство в
обществе

11. Типология и функции политических партий

Антонина Сергеевна Матвиенко

12. Функции политической партии

Политическая
Овладение
государственной
властью
Представительская
Рекрутирование
Выражение
интересов
определённых
групп и
слоёв
общества
Подготовка и выдвижение
кадров
для различных
политических
институтов
Электоральная
Социализации
Организация и
участие в
избирательных
компаниях
Воспитание
преданных
членов и
формирование
политической
культуры
граждан

13. Функции партий

Функция
коммуникации
Функция
Согласования и
обобщения
интересов
Функция
Представительства
интересов
Функции
партий
Функция
разработки
законов
(правил)
Функция
политической
социализации
Функция
политического
рекрутирования
Функция применения и
внедрения правил
взаимоотношений
политических институтов
Антонина Сергеевна Матвиенко

14.

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА
Совокупность всех действующих в стране
партий
Однопартийная
Китай
Куба
Двухпартийная
США
Англия
Канада
Многопартийная
Германия
Италия
Бельгия

15. ТИПЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ.

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И БОРЬБЫ ПАРТИЙ ЗА ВЛАСТЬ И ЕЁ
РЕАЛИЗАЦИЮ- СИСТЕМА ПАРТИЙНОЙ ВЛАСТИ ИЛИ ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА.
СТАБИЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ ПАРТИЙ
ДВА ТИПА СИСТЕМДВУХПАРТИЙНАЯ,
МНОГОПАРТИЙНАЯ
ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА –
НА ОСНОВЕ
МАЖОРИТАРНОГО
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНАСИСТЕМА МАЯТНИКА.
МНОГОПАРТИЙНАЯ
СИСТЕМА НА ОСНОВЕ
ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ

16. Типы партийных систем

Партийная
система
представляет
Вспомните,
какие
два основных
типа партийныхсобой
систем
сложились
в современном
демократическоммежду
мире?
объединение
взаимосвязанных
собой партий,
стремящихся
- Охарактеризуйте
однопартийную
систему к
в борьбе за
власть.
получению, удержанию и
- Охарактеризуйте
многопартийную
систему
борьбе
осуществлению
власти.
Этимв понятием
за власть.
охватывается,
таким образом,
- Охарактеризуйте
двухпартийную
систему в борьбе за
власть.
совокупность существующих в стране
- Как вы
считаете,
какая из них обладает
преимуществом
партий
и принципы
взаимоотношений
в борьбе за власть? Мнение аргументируйте.
между ними.
Антонина Сергеевна Матвиенко

17. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ.

ТЕНДЕНЦИИ В
НАЧАЛЕ 21
ВЕКА
ПАДАЕТ ВЛИЯНИЕ
ТРАДИЦИОННЫХ ПАРТИЙ,
ПРЕЖДЕ ВСЕГО КОМПАРТИЙ.
НАБЛЮДАЕТСЯ ТЕНДЕНЦИЯ
СБЛИЖЕНИЙ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ И КОНСЕРВАТОРОВ.
ОСЛАБЛА ПРИВЕРЖЕННОСТЬ
ПАРТИЙ К КОНКРЕТНЫМ
СОЦИАЛЬНЫМ СЛОЯМ- «
РАСЩЕПЛЕННОСТЬ
ГОЛОСОВАНИЯ.
ВОЗРАСТАНИЕ РОЛИ СМИ.
ПАРТИИ УТРААЧИВАЮТ
ФУНКЦИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ МАСС

18. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ.

ТЕНДЕНЦИИ В
НАЧАЛЕ 21
ВЕКА
ПАРТИИ С ПОВЫШЕНИЕМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УРОВНЯ УТРАЧИВАЮТ РОЛЬ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ
МОБИЛИЗАЦИИ МАСС.
ВОЗРАСТАЕТ РОЛЬ
ДВИЖЕНИЙ.
НАБИРАЮТ СИЛУ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПАРТИИ И
ПАРТИИ ДВИЖЕНЧЕСКОГО
ТИПА – ПАРТИИ НОВОЙ
ВОЛНЫ- ЖЕСТКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА
РУКОВОДСТВОМ ПАРТИИ И
ДЕПУТАТАМИ.
ОСТАЕТСЯ ФУНКЦИЯ ПАРТИИ –
ОТБОР ЛИДЕРОВ И ЭЛИТ

19. Тенденции развития политических партий и движений

Задание в паре:
Работая с последним пунктом § 22,
определите тенденции развития
политических партий и движений.
Выясните причины наблюдаемых
тенденций. Спрогнозируйте будущее
развитие партий в России.
Оформите выводы в тетрадь.
Антонина Сергеевна Матвиенко

20. Домашнее задание:

Прочитать п.22
Выучить новые термины и понятия
Выполните задания к параграфу
Антонина Сергеевна Матвиенко § 22. Политические партии и движения

Вспомните:

что представляет собой институциональная подсистема политической системы? Какую роль играют политичес­кие партии в механизмах парламентской демократии ? Каково содержание каждой из политических идеологий современности?

Напомним, что институциональный компонент политиче­ской системы включает, помимо государства, политические партии и движения. Современный мир трудно представить без этих важных субъектов политической жизни. «Самыми политическими» из всех существующих негосударственных организаций являются политические партии. В политологии сложилось особое направление - партология (наука, зани­мающаяся теоретико-практическим анализом партий и пар­тийных систем). Исследователи отмечают, что в последние десятилетия современные партии претерпели существенные изменения по сравнению со своими классическими образца­ми конца XIX - середины XX в. Происходит размывание социально-классовых ориентации политических партий, снижается их массовость, престиж и доверие избирателей. Общественно-политические движения, напротив, набирают силу. В них состоят сотни миллионов людей, оказывающих мощное влияние на международные отношения и внутрипо­литические процессы. В этой связи ряд аналитиков делают вывод, что партии утрачивают свою политическую роль в обществе, повышая шансы движений, которым и принадле­жит будущее.

Что же представляют собой современные политические партии и движения? Каковы их функции и тенденции раз­вития? Действительно ли партия как политический инсти­тут клонится к своему закату? На эти вопросы отвечает ма­териал параграфа.

ПОНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ

Ученые рассматривают сущность политической партии (от лат. partial - часть, делю) с позиций разных научных подходов.

Для одних партия выступает как группа, основанная на идеологических связях. Сторонники этого подхода (либе­ральная традиция) делают упор на идеологические принци­пы. Другие трактуют партию как представителя классовых интересов. Этот подход характерен для марксистской тради­ции. Он связывает появление партий с делением общества на противоположные классы и считает партию высшей формой классовой организации. Третьи определяют партию как одну из организаций - институтов политической системы. Такой подход присущ современной западной политической науке.

На основе этих подходов выделяются наиболее общие сущностные признаки политической партии . К ним отно­сятся:

1) определенная идеология, система общих ценностей и норм. Данный признак реализуется, прежде всего, в про­грамме, где определяются цели партии и основные пути их

достижения (в современных условиях идеологические прин­ципы могут быть выражены нечетко, расплывчато);


  1. организация - относительно продолжительное по вре­
    мени добровольное объединение людей. Организационные
    принципы построения партии отражаются, как правило, в
    партийном уставе;

  2. нацеленность партии на реализацию через государство
    интересов тех социальных групп, которые она выражает.
    Именно ради этого партии ведут борьбу за завоевание и осу­
    ществление государственной власти. Подчеркнем, что при­
    тязание на государственную власть, участие в ней - глав­
    ный признак политической партии, отличающий ее от дру­
    гих организаций.

  3. Партии стремятся обеспечить себе поддержку избира­
    телей. Это достигается во время выборов через агитацию из­
    бирателей за партийную предвыборную платформу (предвы­
    борную программу).
Обобщим сказанное: политическая партия - доброволь ­ ное объединение людей определенной идейно - политической ориентации , стремящихся завоевать государственную власть или участвовать в ее осуществлении для реализации инте ­ ресов тех или иных социальных групп и слоев населения .

В структуре партии ученые выделают три уровня. Пер­вый уровень - блок избирателей (массовая база партии, обеспечивающая ее кандидатов поддержкой в период изби­рательных кампаний). Принадлежность к данной группе больше основана на декларируемой приверженности, чем на официальной вовлеченности в партийную организацию. По­этому данный уровень самый неопределенный. Однако он имеет большую значимость, так как представляет «низы», уходящие своими корнями в толщу гражданского общества. Именно отсюда поступают «сигналы» о насущных потребно­стях и интересах людей.

Второй уровень - официальная партийная организация. В ней выделяются внутренние группы: лидеры партии, пар­тийная бюрократия, мозговой штаб (осуществляет аналити­ческую работу, вносит предложения по совершенствованию партийной деятельности), идеологи партии, партийный ак­тив, рядовые члены партии.

Третий уровень - партия в системе правления (должно­стные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: члены парламента, президенты и пр.). Иными словами, тре­тий уровень - это «верхи», представляющие собой состав­ную часть государственного механизма.

Обозначенная структура является условной, так как в различных странах партии имеют свою специфику, о чем будет сказано ниже.

Наряду с партиями в политической системе действуют и общественно - политические движения , представляющие со ­ бой солидарную активность граждан , направленную на до стижение какой - либо значимой политической цели . Ядром движений являются, как правило, инициативные группы, клубы, союзы и пр. Движения, в отличие от партий, не ста­вят перед собой задачу прихода к власти. В них могут при­нимать участие люди с различными политическими взгля­дами, но имеющие согласие по конкретной политической цели (проблеме). Например, защита прав человека, улучше­ние качества жизни, изменение в лучшую сторону положе­ния женщин, молодежи в стране. Именно ради выполнения конкретной цели и создается движение. Следовательно, це­ли движения более узкие, а идейно-политические ориента­ции и социальная база более широкие, чем у политических партий . Поэтому движения приобретают зачастую массовый характер. Когда цель достигнута, движение может прекра­тить свое существование. Так произошло, например, с дви­жением против размещения крылатых ракет в Европе. Дви­жение может трансформироваться также в другие движения. Иногда оно преобразуется в политическую пар­тию (например, движение «Зеленых»).

ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Исследователи классифицируют партии по разным осно­ваниям. По идеологическому признаку партии бывают либе­ральные, консервативные, социал-демократические, комму­нистические, фашистские и др. На политической арене действуют и клерикальные партии, ориентирующиеся на ре­лигиозные учения. Многие из них имеют в настоящее время довольно широкую поддержку избирателей, так как провоз­глашают общечеловеческие ценности, прежде всего нравст­венного характера: справедливость, милосердие, духовное са­моочищение и пр. Есть и националистические партии. Они используют рост национального самосознания народа в сво­их эгоистических политических целях, нередко навязывая сепаратистские, шовинистические платформы, враждебные другим соседним нациям. (Приведите примеры.)

В зависимости от программных установок различают партии крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые. К крайне левым относятся партии коммунистичес­кого толка, к левым - социалистические и социал-демокра­тические. Центристские - это умеренные партии, стремя­щиеся к компромиссам, сотрудничеству и стабильности. Правыми считаются либеральные и консервативные партии, а крайне правыми - партии фашистские и неофашистские. Данная классификация является относительной и подвиж-

8~Л Н Боголюбов, 11 кл

ной, особенно для партий колеблющихся и расположенных «слева» и «справа», но ближе к центру.

По отношению к проводимой политике различают, как вы уже знаете, партии правящие и оппозиционные.

По организационной структуре различают партии кад­ровые и массовые.

1 Историческая справка: кадровые партии возникли в j


: XVII-XVIII вв. и имели элитарный характер (виги и j
| тори в Англии, федералистская и республиканско-демо- !
" кратическая партии в США). !

Кадровые партии являются результатом сотрудничества низовых избирательных комитетов граждан и парламент­ских групп в верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе нотаблей (влиятельных лиц). Они призваны привлекать во время выборов как мож­но большее число избирателей из различных слоев незави­симо от их идеологической ориентации. Иными словами, кадровые партии в первую очередь занимаются подбором ка­дров, способных эффективно организовать избирательную кампанию. В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное членство. При этом партийный курс вырабатывают партийные боссы. К данному типу пар­тий относятся в основном западноевропейские партии кон­сервативной и либеральной ориентации.

Массовые партии в большинстве своем сформировались вне парламента и, как правило, на базе общественно-поли­тических движений. Вспомните: когда и как были созданы в России первые политические партии? Чьи интересы они выражали? В чем особенности программных установок этих партий?

| Историческая справка: массовые партии зародились в j


! конце XIX в. Образцом массовой партии стала немец-
кая социал-демократия (1891 г.). I

Массовые партии придерживаются определенной идеоло­гии, имеют четкие программно-политические установки и сложную организационную структуру с разветвленной сетью местных организаций. Главная особенность партий этого ти­па - массовое членство. Причем члены партии не только пла­тят взносы, но и активно участвуют в делах партии. Это ча­ще всего левые партии. В XX в. их организационные особенности заимствовали представители других политичес­ких направлений - фашисты, христианские демократы и да­же консерваторы.

Выделяют партии с прямым и косвенным членством. В первом случае в партию принимают в индивидуальном по­рядке, во втором - человек становится членом определен­ной партии просто потому, что входит в какую-либо связан-

ную с ней организацию. Так, в лейбористскую партию Ве­ликобритании, а также в социал-демократические партии Швеции, Норвегии, Ирландии на коллективных началах входят профсоюзы. Поэтому здесь члены профсоюзов явля­ются одновременно членами этих партий. Для коммунисти­ческих партий характерно исключительно прямое членство.

Различают партии с сильной и слабой структурой . В первом случае внутрипартийная дисциплина, зафиксирован­ная в уставах, предписывает всем депутатам от данной пар­тии подчиняться распоряжениям ее руководящих органов и решениям парламентской группы. Слабая структурирован­ность партии означает, что ее парламентарии располагают почти полной свободой голосования. Подчеркнем, что сила и слабость структуры партии не зависят от того, массовая она или кадровая. Например, в Англии консерваторы - кадровая партия, а лейбористы - партия массовая, но обе подчиняются жесткой партийной дисциплине в парламенте.

Наряду с кадровыми и массовыми партиями в конце 50-х гг. XX столетия возник новый тип партий - универ­сальные партии. Их нередко именуют «партиями для всех» или партиями избирателей. Эти партии не имеют идеологи­ческих ориентации и обращаются не к определенным соци­альным группам, а ко всем избирателям. Они выстраивают­ся вокруг одного (чаще всего общенационального) лидера и предлагают обществу идеи согласия, баланса интересов раз­личных социальных групп. Иными словами, для универ­сальной партии уже не столь важно массовое членство, сколько массовость избирателей.

Политические партии обеспечивают взаимосвязь государ­ства и гражданского общества, что выражается в их функ­циях. Напомним, что важнейшая из них - представительст­во во властных структурах разнообразных социальных интересов. Другая функция - выявление и согласование групповых интересов граждан, придание им характера по­литических целей и требований. Цели воплощаются в пред­выборных партийных программах, разработка которых то­же партийная функция. Партии участвуют в избирательных кампаниях, выполняя электоральную функцию. Им принад­лежит также функция политической социализации граж­дан. Суть ее - приобщение людей к политике, воздействие на их политические взгляды и ценностные ориентации. Пар­тии мобилизуют свой электорат на активную политическую деятельность, т. е. выполняют функцию политической мо­билизации. Участвуя в предвыборных кампаниях и полити­ческих баталиях, работая в той или иной комиссии, чело­век приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику. Имен­но так начинали свою карьеру многие известные политиче-

ские деятели, например М. Тэтчер, В. Брандт. Следователь­но, отбор и воспитание политических лидеров и элит - еще одна функция партий.

ТИПЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ

Практика избирательных систем показывает, что, несмо­тря на множественность политических партий, лишь неко­торые из них имеют шансы победить на выборах. Обычно соперничают и завоевывают парламентские места наиболее влиятельные партии. Между ними складываются определен­ные отношения - механизм взаимодействия и борьбы пар­тий за власть и ее реализацию. Он получил название систе ­ мы партийной власти (или партийной системы ). По образному выражению французского политолога М. Дювер-же (род. в 1917 г.), партийная система - стабильный ан­самбль партий, длительное время принимающих участие в дележе и осуществлении власти.

В настоящее время в демократических странах сложи­лось два основных типа партийных систем: двухпартийная и многопартийная . Двухпартийная система - та, при кото­рой реальную борьбу за власть ведут только две партии. Од­на из них обеспечивает себе большинство голосов избирате­лей и становится партией большинства в парламенте , а другая заседает в нем на правах меньшинства. Политологи часто сравнивают двухпартийную систему с маятником. Со­вершая очередное движение, он достигает высшей точки (пика), т. е. стремительной смены власти. Начинается «ве­ликое переселение». Из кабинетов выносится скарб членов бывшей правящей партии, и одновременно с этим заселяют­ся бывшие оппозиционеры. Так происходит всякий раз в ко­ридорах власти Вашингтона в связи со сменой правящей партии. Отметим, что двухпартийная система базируется на мажоритарном избирательном законе. Классическим приме­ром двухпартийной системы являются США.

Многопартийная система складывается чаще всего под влиянием пропорциональной избирательной системы. Здесь за победу на выборах борются несколько (не менее трех) равных по своему влиянию политических партий. Раздроб­ленность политических сил приводит к необходимости поис­ка компромисса и объединения. Образуются партийные бло­ки (например, во Франции) и межпартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Последние иногда насчитывают 5-6 партий, которые, сложив голоса своих представителей в парламенте, обретают большинство.

Многие демократические страны Запада имеют систему «двух с половиной партий» или «два плюс» (разновидность многопартийной системы). В этом случае наряду с двумя ос­новными партиями появляется третья, менее сильная пар-

тия. Она вступает в блок с одной из крупных партий, ока­зывая влияние на исход выборов. Например, в ФРГ длитель­ное время ни одна из двух самых влиятельных партий (СДПГ и ХДС/ХСС) не могла завоевать большинство в пар­ламенте, не вступив в коалицию с третьей, численно неболь­шой Свободной демократической партией (СВДП). Именно она, присоединяясь на выборах то к одной, то к другой пар­тии, способствовала тому, что они попеременно находились у власти.

В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с доминирующей партией. Суть ее в том, что в выборах принимают участие 4-5 партий, од­нако лишь одной из них избиратели отдают предпочте­ние - 30-50% голосов (остальные набирают 10-12% голо­сов). Эта партия становится доминирующей в парламенте и правительстве и может долгое время находиться у власти.

Подчеркнем, что многопартийную систему с доминирую­щей партией нельзя отождествлять с однопартийной систе­мой, где монопольное право на власть имеет только одна партия (например, КПСС до 1990 г.). Существует «замаски­рованная» однопартийность, например в современном Ки­тае, также она имела место в бывших социалистических странах Восточной Европы. При такой системе некоторые партии хотя и допускаются к политической жизни, тем не менее являются проводниками воли правящей партии и не соперничают с ней в борьбе за власть . Однопартийные сис­темы обычно действуют в условиях недемократических ре­жимов. Следовательно, только двухпартийные и многопар­тийные системы могут преодолевать монополию одной партии на власть и добиваться через конкурентную борьбу с соперниками победы и большинства в парламенте.

В России после длительного перерыва многопартийность стала бурно развиваться с начала 90-х гг. XX в. (Объясни­те почему.) Однако, несмотря на множественность полити­ческих партий, партийная система в нашей стране пока еще находится в стадии становления. Ускорению этого процесса призваны способствовать законы РФ о политических парти­ях (2004 г.) и о выборах депутатов в нижнюю палату рос­сийского парламента (2005 г.). Эти законы предъявляют к партиям более высокие, чем раньше, требования. Теперь партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов, иметь региональные отделения (структурные территориальные подразделения) в субъектах РФ и участвовать в выборах в течение 5 лет (иначе ей грозит ликвидация в судебном по­рядке). Напомним, что отныне все 450 депутатов Государст­венной Думы будут избираться только по партийным спис­кам, повысился и порог (с 5 до 7%) прохождения в нее. Под влиянием новых требований во многих партиях произошли

f^&,*&

обновление руководства и смена лидеров, активизировалась работа в регионах. По прогнозам политиков, в выборах бу­дут принимать участие, видимо, не более 10 партий, и толь­ко 3-5 из них смогут иметь своих представителей в парла­менте.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ДВИЖЕНИЙ

К началу XXI столетия в деятельности партий обозна­чились новые тенденции. Падает влияние традиционных, прежде всего коммунистических, партий. Главные причи­ны - бюрократизация их организационных структур, догма­тизм идеологических программных установок, а также крах социалистического строя СССР. Многие партии оказались неспособными учитывать новые реалии, появившиеся в по­литике вследствие преодоления (или смягчения) классовых конфликтов, а также выдвижения на первый план глобаль­ных проблем. Под влиянием общественных перемен ряд компартий сошли с политической арены, другие примкнули по своим теоретическим воззрениям к социал-демократам. Третьи по-прежнему отстаивают идеи революционного пере­устройства общества. Упало влияние и других традицион­ных партий.

Наблюдается возникшая еще в 50-70-х гг. XX в. тен­денция к сближению партийных идеологий и программ со­циал-демократов и консерваторов.

С изменением социальной структуры общества, развити­ем среднего класса ослабла приверженность партий к кон­кретным социальным группам, что приводит к неустойчиво­сти социальной партийной базы, непредсказуемости результатов выборов. Исследователи отмечают возрастание «расщепленного» голосования, когда один и тот же избира­тель на выборах президента и парламента голосует за пред­ставителей разных партий. Иными словами, партии стали утрачивать функцию выявления и согласования интересов определенных социальных групп.

В связи с усложнением общества, возрастанием в нем ро­ли СМИ и особенно телевидения партии стали утрачивать функцию политической социализации масс. Ранее основны­ми методами их борьбы за избирателя были листовки, мно­голюдные митинги и агитация по принципу «от двери к две­ри». Теперь большая часть избирателей узнает о партиях и их кандидатах из передач телевидения. Соответственно и центр агитации переносится на телеэкраны. Политологи подчеркивают, что сегодня функция политической социали­зации распределилась в основном между телевидением, дру­гими СМИ и школой.

Повышение образовательного уровня населения и, как следствие, стремление наиболее активных граждан к авто­номному политическому самоопределению нередко сталки­вается с традиционной для партий тенденцией «водить лю­дей за ручку». Партии навязывают им по привычке готовые, во многом устаревшие образцы мышления и пове­дения. В этой связи многие граждане, особенно молодежь, стали предпочитать партиям массовые движения. Наиболее важные политические вопросы нередко решаются сегодня именно за счет активных усилий движений. Тем самым пар­тии постепенно утрачивают функцию политической мобили­зации масс. Этому во многом способствует стремление дви­жений по-новому осмыслить реалии современного мира, выдвинуть оригинальные альтернативные решения глобаль­ных и некоторых других проблем (экологических, защиты прав человека, демократии, улучшения качества жизни и пр.). Альтернативные движения «зеленых», правозащитни­ков, антиглобалистов и пр. охватывают в настоящее время большую часть мира. Они приобрели различные организаци­онные формы: от неформальных движений до партийной и парламентской деятельности. Наиболее организованным яв­ляется экологическое движение. «Зеленые» создали во мно­гих странах свои партии - партии движенческого типа, ко­торые вышли за национальные рамки, объединившись в международную организацию «Гринпис». Сегодня она пред­ставлена единой фракцией в Европарламенте.

Рассмотренные тенденции не являются однолинейными. История партий продолжается. Все большую силу набирают универсальные партии, а также партии, как отмечалось вы­ше, движенческого типа. Они строятся на децентрализован­ном механизме принятия решений. Главное в этом механиз­ме - более жесткий контроль снизу за деятельностью руководства партии, а также ее депутатов. Не случайно их именуют партиями «новой волны».

В заключение подчеркнем , что утрата партиями некото­рых из монопольных функций не является достаточным ос­нованием для вывода об их закате. Важнейшей функцией партий по-прежнему является отбор политической элиты и формирование политического лидерства. Любой политичес­кий режим, претендующий на легитимность и базирующий­ся на представительстве, не может обойтись без политичес­ких партий.

IBB Основные понятия : политическая партия, партийная си­стема, типы партийных систем, общественно-политическое движение.

ШШ Термины : политическая мобилизация, политическая со­циализация.

Проверьте себя

1) В чем сходство и отличия политических партий и дви­жений? 2) Каковы основания типологии политических пар­тий? 3) Какие функции политических партий вам известны? Раскройте их содержание. 4) Охарактеризуйте основные ти­пы партийных систем. 5) Как развивается многопартийность в России? 6) Почему вывод о закате партий как политичес­кого института является сегодня несостоятельным?

Подумайте, обсудите, сделайте


  1. Представьте ситуацию: вы разговариваете с товари­
    щем, и он утверждает, что клуб, в котором состоит его стар­
    ший брат, является новой политической партией. Какие во­
    просы вы задали бы вашему товарищу, чтобы убедиться в
    его правоте?

  2. В начале XVIII в. у лорда Болингброка родилась идея
    создания собственной «партии отечества», которая вобрала
    бы в себя «все здоровые силы нации» для контроля над ос­
    тальными, менее преданными государству индивидами. Че­
    рез два столетия эта мысль воплотилась в деятельности ря­
    да партий. Каких именно? Ответ поясните.

  3. Опираясь на типологию политических партий, охарак­
    теризуйте какую-либо из современных российских партий.

  4. Известный немецкий социолог Р. Михельс (1876-
    1936), опираясь на эмпирические исследования, вывел так
    называемый «железный закон олигархии». Суть его в том,
    что в целом партии подчиняются тенденциям бюрократиза­
    ции, олигархизации и авторитарности. Как вы понимаете
    эти тенденции? Проявились ли они в деятельности каких-
    либо современных политических партий? Аргументируйте
    ответ, опираясь на материал параграфа и факты Новейшей
    истории.
Поработайте с источником

Познакомьтесь с фрагментом выступления современного итальянского ученого и общественно-политического деятеля П. Фассино о возможностях обновления массовых партий (1990 г.).

«Система партий» переживает серьезный кризис. Он ох­ватывает массовые партии, тем более такие, которые обла­дают жесткой структурой, сильной разветвленностью и сла­бой мобильностью.

Речь идет о том, чтобы выяснить, какие черты массовой партии преемственны.

Преемственными чертами являются:

1) партия как коллективный интеллигент, которая ста­вит перед собой задачу мобилизовать в интеллектуальном и моральном плане наиболее энергичные силы страны; кото­рая действует не только для того, чтобы прислушиваться к

требованиям и нуждам, но для того, чтобы развивать в лю­дях умение формировать самостоятельную точку зрения;


  1. партия как мощная, капиллярно разветвленная, глу­
    боко укорененная организация;

  2. партия как неидеологическая организация, в которую
    вступают независимо от философских и религиозных убеж­
    дений, а, напротив, на основе поставленных политических
    целей и программ, служащих их достижению;

  3. партия как организация перемен, не ограничивающа­
    яся регистрированием требований, а стимулирующая, разви­
    вающая, продвигающая их, способствуя, таким образом,
    своей деятельностью выработке у людей самостоятельной
    точки зрения.
Фассино П . За новую демократию//Политология вчера и сегодня. - М., 1992. - Вып. 4. - С. 73.

§||| Вопросы и задания к источнику. 1) Опираясь на текст парагра­фа, приведите аргументы, которые могли бы подтвердить тезис о том, что массовые партии переживают глубокий кризис. Объясни­те, чем он вызван. 2) Какие черты массовых партий являются пре­емственными? В чем суть и значимость каждой из них?

В современной России многопартийность - явление относительно новое, однако это не мешает возникновению все новых партий и укреплению прежних политических объединений. Причем если каких-то пятнадцать-семнадцать лет назад основная масса населения не особо понимала, кого, куда и зачем избирает, то современное общество уже делает свой выбор более осознанно, заставляя политические партии тщательнее выполнять свои прямые обязанности - представлять и защищать интересы граждан.

На апрель 2014 года в Российской Федерации зарегистрированы 77 политических партий и действуют 60 оргкомитетов http://izbiraem.ru/party.

В последних парламентских выборах 4 декабря 2011 года принимали участие всего семь политических партий. Это было связано с тем, что для регистрации организации в качестве политической партии ей необходимо было предоставить в Министерство Юстиции список как минимум из 40 тысяч фамилий состоящих в ней членов и иметь не менее 45 отделений по 500 и более.

Однако 4 апреля 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 2 апреля 2012 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях". Этот документ значительно упрощает процедуру создания и регистрации политических партий. В десятки раз снижена минимальная численность организации - теперь партии достаточно иметь 500 зарегистрированных членов, чтобы подать заявку на регистрацию в Министерство Юстиции.

Кроме того, новое законодательство значительно облегчает саму процедуру регистрации партий, упрощает обязательную отчетность и предусматривает другие новшества, значительно облегчающие деятельность политических партий.

В связи с этим число новых политических партий в Российской Федерации начало стремительно расти: возрождаются прежде расформированные партии, регистрируются новые. На июль 2012 года их насчитывается 35 вместо 7 участвовавших в последних выборах в Государственную Думу. Это число еще будет расти http://izbiraem.ru/party.

А какие партии нужны России наступившего века? В общих чертах они, разумеется, будут развиваться в рамках современных мировых направлений и тенденций.

Но следует учитывать и специфику, а именно:

Исторический путь российского общества и государства;

Характерные черты их взаимоотношений, а именно антиобщественное государство, антигосударственное общество и втиснутая между этими жерновами личность -- заложница как нацеленного на диктат государства, так и ориентированного на консервативный традиционализм общества;

Политическую культуру российского общества;

Традиции партийного строительства в нашей стране;

Переходный и реформистский характер переживаемой страной эпохи, которой должна соответствовать партия переходного периода.

Можно предложить следующую модель современной российской партии:

Партия XXI в. должна не брать на себя все политические, экономические и социальные функции, а выполнять роль политического и идеологического института, определяющего общий вектор общественного развития страны, т.е. обозначать идеал и пути движения к этому идеалу. В противном случае она вновь увязнет в повседневности;

Партия должна выполнять роль не только соединяющего мостика между обществом и государством, но и мостика с двусторонним движением. И партия в любом случае должна находиться под контролем общества;

Современные российские партии не будут массовыми, так как время массовых партий прошло. Партии XXI в. должны быть мобильными организациями, улавливающими вызовы современности и находящимися в русле общемирового общественного развития;

С точки зрения организационной, современные партии должны включать «мозговой центр», который осмысливает тенденции развития общества и решает общие задачи. Центральные и региональные партийные структуры должны состоять из профессионалов, способных понимать и ретранслировать решения центра электорату. Современной партии следует иметь разветвленную сеть коммуникаций самых разных уровней (СМИ, партийные газеты, журналы, выход в Интернет и т.д.), обеспечивающую прямую и обратную связь с избирателями.

Мобильные местные партийные организации, состоящие из профессионалов и небольшого актива, должны выполнять функции структур, которые умеют не только заинтересовать население вопросами политики, идеологии, но и дать разного рода юридические справки, помочь в решении конкретных проблем, связать человека с местными социальными, экономическими структурами и т.д.

Следовательно, современная российская партия, особенно ее местные организации, глубоко погруженные в гражданское общество, должна заниматься не только политической, но и неполитической работой.

Если говорить о современных тенденциях развития собственно политических партий, то среди них следует выделить следующие.

1. Общее снижение роли партий, как передающего звена от гражданского общества к государству, в частности, это вытекает из:

Повышения количества и роли групп давления, действующих вне электорального поля (союзы предпринимателей, лоббистские группы, общественные организации, социальные движения, организованная преступность);

Усиления роли СМИ, особенно электронных;

Ослабления роли партийной печати, которая в XXI в. становится анахронизмом;

Снижения роли партийных научно-исследовательских институтов за счет передачи партиями заказов на многие исследования независимым НИИ;

Уменьшения доверия избирателей к политическим партиям.

2. Изменение взаимоотношений государства и политических партии, которые становятся более тесными и демонстрируют черты:

Конституционализации партий;

Все большей институционализации;

Государственного финансирования, все увеличивающейся финансовой зависимости партий от государства в связи с увеличением стоимости избирательных кампаний;

Расширения государственного контроля за партиями, повышения государственной регламентации их деятельности;

Появления картельных партий, сговаривающихся между собой и с государственными чиновниками о дележе «добычи»;

Роста коррупции в партиях.

3. Изменение такой функции политических партий, как выработка правительственного курса, проявляется в следующем:

Снижение роли программ партии как долговременных и объемных документов. Из потенциальных избирателей мало кто читает многостраничные партийные программы, рассчитанные на «перспективу». Поэтому современные партии перешли на создание платформ -- наборов лозунгов и установок по актуальным, волнующим людей проблемам, которые утверждаются к каждым выборам;

Правительственный курс, партийные программы разрабатывают сегодня не партийные, а независимые, авторитетные научные центры, которые подчас обслуживают несколько конкурирующих партий. Социологические опросы и политологические исследования партии также заказывают независимым частным службам.

4. Тенденция персонализации политики заставляет партии изменяться в сторону большей гибкости и адаптивности, что проявляется в:

Ослаблении роли партийных программ, платформ и, вообще, партийных документов, усилении роли публичных выступлений лидеров партий в любых формах, но особенно -- через СМИ;

Уменьшении значения личных контактов на линии «кандидат- избиратели»;

Увеличении значимости избирательных штабов;

Отборе кандидатов не только партиями, но и (через опросы, праймериз и т. п.) избирателями;

Усилении роли имиджа кандидатов, профессионализации его создания.

5. Повышение удельного веса избирательных технологий в партийной работе, что влечет за собой дальнейшую дифференциацию труда в партиях, появление таких «партийных» профессий, как имиджмейкер, спичрайтер, менеджер избирательных кампаний, партийный маркетолог, специалист по PR, референт лидера и др.

6. Усиление взаимовлияния и взаимозависимости партий. С ними происходит то же, что и с международными концернами в эпоху глобализации, когда рынки объединяются и экономическим гигантам приходится «играть» фактически на общем поле. Современные партии, стремящиеся стать народными, всеохватными, тоже оказываются на одном общем большом электоральном поле. Это увеличивает плотность партий, ведет к возрастанию числа и частоты межпартийных контактов. Кроме того:

Руководство партий сегодня главное внимание уделяет росту не членства, хотя и это немаловажно, а численности электората;

Главную задачу современные партии видят не в размежевании по идеологическим соображениям, а в борьбе за голоса избирателей;

Возрастает роль коалиционной политики.

7. Изменения организационной структуры партий проявляются в:

Переходе от кадровых, массовых и строго централизованных к партиям универсальным;

Снижении роли первичных организаций (вытекает из понижения значения членства) и повышении роли партийных комитетов;

Уменьшении значения идеологий и росте значения прагматики, политики решения конкретных проблем вместо обещаний;

Снижении роли членства и повышении роли электората;

Понижении значения строгой партийной дисциплины и организации.

8. Повышение влияния гражданского общества на политические партии. Здесь следует выделить:

Рост влияния социальных движений и общественных организаций на политические партии;

Увеличение числа контактов партий с гражданским обществом и совершенствование информированности друг о друге за счет развития информационных средств;

Развитие прямых человеческих, неформальных контактов между партиями и населением.

Повышение роли в политике организаций, ведущих опросы населения;

Сокращение дистанции между кандидатом и избирателями при помощи электронных средств коммуникации;

Размывание «своего» электората каждой партии и формирование общего электорального поля практически для всех парламентских партий, что вызывало неожиданные и резкие «перетряски» структуры партийных систем в конце XX -- начале XXI в. в Японии, Италии, Индии, Мексике и других странах.

Политическое движение.

  • Типы политических партий и их функции.
  • Партийные системы. Типология.
  • Тенденции развития политических партий и движений в современной России.
  • 1. Понятие политической партии, в современном понимании, возникает во 2- половине XIX века.

    Политологи, обществоведы по-разному трактуют, что такое «политическая партия» :

    - партия – группа людей, основанная на идеологических принципах (либералы).

    - партия – высшая форма классовой организации, представляющая интересы того или иного класса (марксистский подход).

    - партия – организация, особый институт политической системы государства (современная западная политическая литература связывает наличие партий в стране, как необходимый институт политической системы современного демократического, правового государства).

    По действующему законодательству, политическая партия есть «общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.» Закон «О политических партиях» (ст. 3, п. 1)

    Атрибуты партии:

    1. Программа (идеология)
    2. Устав (организационное устройство).
    3. 3. Наличие имущества, финансовых средств, СМИ.
    4. Символы: значки, знамёна, в некоторых случаях – форма.

    Партийная структура:

    I уровень – Блок избирателей (наиболее массовая часть партии, её электорат, обеспечивающий партии голоса на выборах, источник сигналов о насущных проблемах данной категории населения);

    II уровень – Официальная партийная организация (лидеры, группы, партийная бюрократия, мозговой штаб);

    III уровень – партия в системе государственного управления (должностные лица, которые получили посты в связи с принадлежностью к партии, т.е. верхи, составная часть государственного механизма).

    Важнейшей тенденцией развития современного общества является глобализация, отражающая, безусловно, объективные процессы его более высокого развития. Глобализация проявляется во всех сферах общества, в частности, оказывает влияние на формирование политических институтов и протекание политических процессов. Термин «глобализация» прочно вошел в обиход научного сообщества. Уже вышли специальные работы по тем или иным аспектам глобализации . Однако избранная нами тема до сих пор не исследована. Рассмотрение проблематики политических партий в контексте глобализационных процессов позволяет обратить внимание на ряд аспектов, выпавших из поля зрения исследователей, и более многогранно осветить проблемы развития политических партий на современном этапе и проблемы глобализации.

    Актуальность изучения данной темы усиливается тем, что политические партии выступают одним из важнейших субъектов глобализации, так как именно они обоснованно представили модели социально-справедливого государства и пути их реализации -- определенные стандарты, что является неотъемлемой чертой глобализации. Глобализация представляет собой такой уровень развития общества, который подразумевает формирование определенных стандартов (стандарта моделей государства, стандарта права, стандарта прав человека и т. д.). Конечно, до реализации указанных стандартов весьма далеко, но политические партии, являясь носителями, а зачастую и инициаторами, разработчиками моделей, как им представляется, наилучшего государственного устройства, существенно продвигают мировое развитие в направлении к этому.

    В условиях все более активно развивающихся глобализационных процессов прослеживается весьма противоречивая тенденция.

    С одной стороны, наблюдается нарастание признаков унификации, что ведет к формированию определенного стереотипа (стандарта) прогрессивного цивилизационного типа развития, каковым объявляется западный тип, неразрывно связанный с демократическим, социальным, правовым государством, гражданским обществом. В результате происходит сближение политических партий, их требований, а идеал социально-справедливого государства уже стал достоянием многих партий. Это такой же необратимый процесс, как и глобализация. Глобализация связана с появлением определенных стандартов, а стандарты -- основа унификации.

    С другой стороны, сохраняются, порой усиливаются, а иногда и специально подчеркиваются национальные особенности политических партий. Это способствует удержанию партий ряда стран от перехода к выдвижению некоторых прогрессивных требований. Например, политические партии мусульманского мира не приемлют многие устоявшиеся ценности Запада (правовое государство, гражданское общество и т. д.). Кроме того, в условиях глобализации государства заимствуют друг у друга правовые нормы и институты, но механизм их функционирования, в том числе и функционирования политических партий, сохраняет национальную специфику. В связи с этим в ряде стран многие демократические ценности лишь формально провозглашаются, но не реализуются, т. е. имеет место не демократия, а ее имитация. Все это говорит о том, что глобализация не должна отменять национальных особенностей, специфики развития государств и политических партий, не должна вести к всеобщей унификации. История различных стран (в том числе и Российской империи) показывает, что унификация не способствует прогрессивному развитию. глобализация политический партия

    Поэтому, признавая глобализацию как объективный, неизбежный процесс, необходимо постараться избежать такой крайности, как всеобщая унификация, -- должны сохраняться политический плюрализм, цивилизационные, культурные и национальные особенности развития.

    Применительно к политическим партиям тенденции глобализации проявляются в деятельности партий интернационалистического типа, которые направлены на взаимодействие и взаимовлияние. Их количество в настоящее время достаточно велико. А самые первые интернационалистические партии -- марксистские -- продемонстрировали миру трансляцию своего стандарта -- социальной модели. Вспомним, что важнейшей идеей марксизма выступала идея мировой социалистической революции -- своего рода единый стандарт для всего мира. Особенно ярко трансляция стандарта проявилась в практике большевистской партии, стремившейся повести по пути социализма многие страны. Это заставляет обратить внимание на то, что более привычным и устоявшимся термином, отражающим глобализационные процессы, является термин «интернационализация». Однако современные процессы, связанные с глобализацией, качественно отличаются от интернационализации. Интернационализация -- это рост системы связей на уровне национальных институтов (государств, межправительственных и неправительственных организаций, но национального масштаба). Можно согласиться с С. Чугровым, что принципиальным отличием глобализации от интернационализации является разрушение национальных границ, подрыв основ национального суверенитета: «В понятие глобализации входит интенсификация процессов интернационализации до такой степени, что эти процессы становятся непосредственными факторами изменения социальной организации национального и местного уровней» . Часто в качестве синонима глобализации используется термин «модернизация». Следует заметить, что, имея много общего, эти термины различаются: модернизация подразумевает в большей степени технологический и социальный прорыв, а интернационализация -- преодоление пространственных барьеров. Близким, но не тождественным глобализации процессом является «интеграция» -- слияние разнородных взаимодействующих элементов в целое, в систему. Все эти процессы позволяют лучше понять специфику глобализации и причины роста националистических партий в настоящее время. Кроме того, возникают интернационалистические партии, сочетающие идеи социализма и расизма, а также националистические организации, придерживающиеся автократизма.

    Глобализация актуализирует проблему легитимизации изменяющихся политических институтов. Поэтому в противовес глобализации со второй половины 90-х годов прошлого века развивается мощное антиглобалисткое движение, представленное различными партиями и организациями. Все они также ставят вопрос о легитимизации новых форм социально-политической активности, но представляют их по-своему. Антиглобалисткие партии и организации отстаивают интересы различных, причем широких слоев населения, которые выступают против несправедливости в различных сферах общества в условиях глобализации. Они выдвигают свои требования к национальным правительствам и международным организациям. Антиглобалисткое движение отличается от социальных движений прошлых лет. Оно транснационально: группы и объединения, его составляющие, имеют своеобразную, гибкую и слабо формализованную организацию, использующую новую тактику социального действия. Не случайно уже ставится вопрос о возможности создания антиглобалисткого интернационала. Антиглобалисткое движение весьма аморфно, пока еще не выработало единой позиции. Однако партии и организации, его составляющие, стараются выработать консолидированную конструктивную позицию. Этому способствует их взаимодействие в рамках Всемирного Социального Форума. Практика социальных форумов призвана служить объединению усилий общественных организаций в работе над альтернативными социально-экономическими проектами. Антиглобалисткое движение выдвигает альтернативы современным формам общественного развития, выполняет функцию агрегирования и аккумулирования возможных альтернатив. Антиглобалисткие партии и организации проводят крупные протестные акции (манифестации и др.) в различных регионах мира. Не случайно внимание к антиглобалистким партиям и организациям как самостоятельному феномену современной общественно-политической жизни подменялось вниманием к манифестациям. В то же время широкие протестные акции, проводимые антиглобалисткими партиями и организациями, вызывают социальную напряженность, угрозу правопорядку и общественной безопасности в ряде стран. Поэтому изучение антиглобалистких партий и организаций, выработка консолидированной концепции в отношении них необходимы для успешного конструктивного диалога между этими организациями, с одной стороны, и государствами и транснациональными институтами -- с другой. Возрастающая активность антиглобалисткого движения в политическом процессе все больше заставляет рассматривать его как самостоятельное явление общественно-политической жизни. Поэтому, говоря о глобализации, нельзя забывать и об антиглобалистких тенденциях, а также партиях и организациях, выражающих эти тенденции, -- что составляет обратную сторону глобализации.

    В настоящее время плюрализм, многопартийность рождают определенную неустойчивость мира. С этих позиций глобализация может способствовать определенной стабильности мира. Некоторые исследователи полагают, что глобализация кардинально изменит устройство мира: жесткая система территориальных государств, где суверенитет очерчен границами, постепенно уходит в прошлое и вскоре уступит место глобальной системе суверенитета. Например, в Европе она трансформируется и заменяется более гибкой, многоуровневой системой. М.В. Ильин пишет о появлении нового типа глобального государства -- трансформа, который называет хоритиком. Речь идет о появлении государств или группы государств, объединяющих вокруг себя другие территориально-государственные образования по какому-либо принципу, например, по общности крови -- тюркский трансформ или европейский трансформ, восточнославянский или латиноамериканский трансформ и т. д.; по духу -- демократический трансформ, антитеррористический трансформ, антидискриминационный трансформ и т. д. М.В. Ильин полагает, что основу глобальной системы составят несколько десятков глобализированных трансформов. Возможно, сохранятся и политические образования, которые глобализировались лишь частично и опираются на традиционные виды суверенитета . При этом надо учитывать, что в современном мире существуют и мощные тенденции к локализации суверенитета, недопущения его выхода за пределы отдельного государства. В этом смысле показателен провал европейской конституции и рост националистических партий в европейских странах. Националистические партии выступают за национальную целостность своих государств, сохранение национального суверенитета и национальных границ.

    Изменились качественно информационные условия. Ярким проявлением этого являются инновационные технологии. Происходит формирование глобального информационного общества . В связи с этим глобализация преобразует мировое пространство в единую зону (с высокой мобильностью и проникаемостью информации, капитала, товаров, услуг, людей и т. д.). Нетрудно предположить, что в таком обществе будет и высокая взаимозависимость субъектов. Все это позволяет понять причины различного отношения к глобализации со стороны политических партий и водораздел между ними.

    Таким образом, в настоящее время в развитии политических партий прослеживаются весьма противоречивые тенденции, связанные с глобализацией. Выступая сложным процессом, глобализация явилась основой для активизации известных типов партий (интернационалистических и националистических) и возникновения новых (глобалистских и антиглобалистких). Все партии так или иначе вырабатывают свое отношение к глобализации, поэтому изучение современных политических партий может помочь понять и избежать возможные крайности глобализации, а также тенденции, противоположные этому процессу.

    Список литературы

    • 1. Косов Ю.В. В поисках стратегии выживания: Анализ концепций глобального развития. СПб., 1991.
    • 2. Чугров С. Глобализация, модернизация или интернационализация (Заметки на полях статьи П. Ратленда) // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 4.
    • 3. Ильин М.В. Суверенитет: вызревание понятийной категории в условиях глобализации // Политическая наука. 2005. № 4.
    • 4. Панарин А.С. Глобальное информационное общество: вызовы и ответы // Власть. 2001. № 1.
    • 5. Лейбин В.М. Глобальная проблематика: Научные исследования и дискуссии. М., 1991.
    • 6. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001.

    Что еще почитать