Повседневный быт россиян в XVIII веке. Повседневный быт в XVIII веке Быт и обычаи 2 половины 18 века

Тема урока: «Культура и быт России XVIII века».

Цель урока:

Выявить связь культуры второй половины XVIII века с историческими условиями её развития, углубить знания об особенностях российской культуры изучаемого периода,

Развивать умения, учащихся делать выводы, анализировать, обобщать, использовать информационные технологии при публичной защите своего проекта, формировать культуру делового общения у учащихся,

Способствовать расширению кругозора десятиклассников при изучении произведений великих мастеров XVIII века, формированию ценностного отношения к достижениям отечественной культуры.

Оборудование урока:

Учебники, презентации к уроку, портреты выдающихся учёных, архитекторов, художников второй половины XVIII века.

План урока:

1. Исторический фон развития культуры второй половины XVIII века.

2. Представители великой культуры.

3. Быт населения Российской культуры.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Поисковый этап.

    Рефлексивный момент. Подведение итогов урока.

    Домашнее задание.

Организационный момент.

Учитель вместе с учащимися формулирует тему и цели урока.

1. Исторический фон развития культуры XVIII века.

В ходе беседы выявляются особенности российской культуры.

Учащиеся отвечают на вопросы:

Какие изменения произошли в России во второй половине XVIII века? Как эти изменения могли повлиять на культуру?

Какой политики в области культуры придерживалась Екатерина II?

Как отразилась политика просвещённого абсолютизма на развитии культуры данного периода?

Затем учащиеся знакомятся с текстом учебника на странице 281-284 и записывают в тетради особенности российской культуры данного периода:

    Россия превращалась в просвещённое европейское государство.

    Идеи Просвещения проникали в российскую жизнь.

    Возникли противоречия между новыми явлениями в культуре и старыми феодальными отношениями.

    Происходило взаимопроникновение достижений русской культуры XVII века и новых культурных веяний.

    Российская культура всё больше приобретала светский характер.

    Культура способствовала дальнейшему формированию национального самосознания.

    Интернациональный характер культуры.

    Влияние иностранцев на становление российской цивилизации.

2. Представители великой культуры.

Изучение этого вопроса проходит в форме пресс-конференции. Группа делится на две подгруппы. В первую группу входят представители образования, науки, литературы, искусства России второй половины XVIII века. Вторую группу составляют «журналисты», которые задают вопросы «деятелям культуры».

«Деятели культуры», отвечая на вопросы, используют подготовленные презентации, что позволяет повысить наглядность и эффективность рассмотрения нового материала.

Затем «журналисты» оформляют записи в виде журнальной статьи или газетной заметки.

Цель подобной формы работы не только погружение в эпоху, умение представить свой жанр, но и в формировании культуры делового общения у учащихся, самовыражения и самоутверждения.

3. Быт населения Российской культуры.

Этот вопрос изучается в форме практикума. Учащиеся работают с текстом учебника и сравнивают быт россиян XVIII века с их бытом в XVII веке, записывая в тетради отличия и новшества.

При необходимости и наличии времени учитель добавляет информацию по данному вопросу:

Вельможные дворяне детей воспитывали дома. Воспитателями зачастую были учителя-иностранцы. Главным педагогическим средством воспитания были розги. Немки воспитывали с детства точность, аккуратность; англичанки – сдержанность, этикет; француженки – галантность, представление о французской литературе, танцевальном искусстве, моде. И от каждого воспитателя юные дворяне получали знание языка.

Провинциальное дворянство подражало столичному. Что из этого получилось, широко известно из произведений русской классической литературы. Выражение «смесь нижегородского с французским» характеризует это явление.

Купцы, обладая деньгами, чувствовали сословную неполноценность. Многие из них требовали привилегий дворян, но статуса не получали. Тогда они выставляли напоказ своё богатство – возводили пышные хоромы, носили роскошные шубы, выезжали в свет, демонстрируя поражающее воображение обывателя мотовство. Именно тогда появились такие выражения в русском языке, как «разоделась как купчиха», «купеческие замашки», «купеческий приём» и др.

В светское общество стремилась и ещё одна пока ещё не многочисленная часть населения – нарождающаяся буржуазия, одним из представителей которой являлся известный горнозаводчик П.А. Демидов. По воспоминаниям современников, Демидов был чудаком. Когда в моду вошли очки, у него очки носили не только домочадцы, но также лошади, собаки. А слуг в доме он нарядил так: одна сторона в сермяге и онучах, а другая – в золоте и модной европейской обуви.

В этом поступке можно увидеть одно из чудачеств миллионера Демидова, а можно увидеть образ России XVIII века.

Какую характеристику России XVIII века подтверждает этот факт из частной жизни одного человека?

(Учащиеся отвечают, делают выводы).

Рефлексивный момент. Подводятся итоги урока, учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Домашнее задание: учебник истории § 46.

=Факты о жизни и быте русских людей 18 века =

31 факт о жизни и быте русских людей 18 века из первой книги японца о нашей стране.

Десять лет японский капитан Дайкокуя Кодаю жил в России и записывал все, что видел и слышал: от внешнего вида людей до правил кастрации животных.
На основе этих записей японский ученый Хосю Кацурагава написал книгу «Краткие сведения о северных краях» ("Хокуса Бунряку"), в которой очень подробно и скрупулезно описал жизнь русских людей и облик страны в целом.

  1. В русском алфавите 31 буква, все буквы имеют звук, но не имеют смысла. Соединенные вместе, несколько букв образуют одно слово, и только тут появляется смысл.
  2. В России производство пяти зерновых растений очень незначительное, поэтому все жалованье выплачивается деньгами.
  3. Церкви гораздо выше домов простых людей, и строятся так, что постепенно сужаются кверху. Крыши круглые, вроде перевернутого горшка, а в центре ставят крест, покрытый латунью. Главное здание храма и колокольня одинаковы. Вокруг крыши сделано много круглых дыр для голубей.
  4. Глаза у русских голубые, носы очень крупные, волосы каштановые. Волосы русские отращивают со дня рождения, поэтому они очень тонкие и мягкие. Бороду бреют, как знатные, так и простые люди, только среди крестьян можно встретить людей с бородами.
  5. У жителей Сибири волосы и глаза черные. Мужчины одеваются в общем наподобие голландцев.
  6. Женщины все одеваются по немецкому образцу. Красивыми у них считаются женщины с румяными лицами.

Вид на Красную площадь, 1795 год. Гильфердинг, раскрашенная гравюра.

  1. По всей стране летом ложатся спать от 8 до 10 часов вечера, а встают от 3 часов 30 минут до 5 часов 30 минут утра.

    Зимой ложатся спать от 9 до 11 часов вечера, а встают от 12 часов до 2 часов 40 минут дня. Это объясняется тем, что день в это время очень короткий, а ночь — очень длинная.

  2. В Москве и Петербурге, да и не только там, а по всей стране, старым русским языком не пользуются, а часто перемешивают его с французским и немецким языками. Этикет полностью основывается на французских правилах.
  3. Поскольку страна расположена близко к северу, там везде очень холодно. Обычно снег выпадает с конца сентября и лежит до апреля-мая.
  4. Особенно холодно в Якутске и Петербурге, потому что они расположены ближе к северу. Нередко там бывает такой мороз, что отпадают уши и носы, а иногда даже остаются без рук и ног.
  5. Летом особенной жары не бывает, даже в суконной одежде без подкладки обычно не бывает жарко. В такой холодной стране, конечно, не растут пять злаков. Сеют только гречиху, табак, огурцы, арбузы, фасоль, редьку, морковь, репу и салат. Рис привозят из Турции, поэтому рис там очень дорогой.
  6. Чиновники прикрепляют к шляпе цветок, сплетенный из шелка: военные — белый цветок, штатские — черный.

Старое здание МГУ, вид от кремля через реку Неглинную, 1795 год. Гильфердинг, раскрашенная гравюра.

  1. И мужчины, и женщины, после того, как сделают прическу, посыпают ее пудрой, и волосы становятся как седые. Люди низших сословий пользуются для этого порошком из картофеля.
  2. И мужчины, и женщины ездят на лошадях, но женщины, садясь в седло, одну ногу сгибают и кладут поверх седла, а другую свешивают. Однако женщины низшего сословия ездят так же, как мужчины, садясь верхом.
  3. Младенцы лежат в подвешенных ящиках, где постлан суконный тюфяк, набитый птичьим пухом. Когда ребенок плачет, ящик качают.
  4. У всех — и у благородных, и у простых — один муж имеет одну жену, наложниц не заводят.
  5. Иностранцам разрешается жениться на русских, но для этого они должны принять русскую веру и переменить имя и фамилию. В противном же случае брак не разрешается.
  6. Когда рождается ребенок, все родственники приходят справляться о его здоровье и приносят деньги. Из родственников и знакомых выбирают человека побогаче, и он в качестве нареченного отца дает новорожденному имя.

Вид через Днепр на Фроловские ворота Смоленска в 1787 году.

  1. Медицина не делится на терапию и хирургию: лечением глазных, зубных, женских и детских болезней занимается один человек. Кроме того, есть фармацевты, которые называются аптекарями и заведуют аптеками.
  2. В столице в семьях чиновников и богачей обязательно держат негров, иногда по три-четыре человека, а иногда по семь-восемь. Бывает и так, что заводят негров мужчин и женщин, чтобы от них были дети. Их лица черные, как черный лак, носы широкие, губы вывернутые и очень красные, белые только подошвы ног.
  3. Верстах в пяти от Петербурга есть большой остров, куда все время непрерывным потоком стекаются иностранные торговые корабли. Этим и объясняется, что, хотя в России почти ничего не производится, все полностью удовлетворяется продукцией других стран.
  4. Русские слова «водка», «вино», «пиво» автор в своем словаре переводит описательным способом: водка у него — «хорошее сакэ», вино — «плохое сакэ», пиво — «мутное сакэ».
  5. Порядок кушаний в обычные дни такой: сначала едят ветчину с хлебом, затем куриный суп, после него говядину, потом бульон из рыбы, после которого — залитые молоком круглые колобки из теста.

    Вслед за этим подают жареного гуся, и в заключение едят жиденькую кашу. Наконец, подают сладости, затем моют руки, полощут рот, пьют кофе, курят и встают из-за стола. После обеда и благородные, и простые люди ложатся на час поспать.

  6. В кушанья добавляется много сахара и сливочного масла. В рыбу и птицу перед приготовлением набивается виноград, белые сливы, апельсины, засыпанные сахаром, а также рис или крупа.

Великий Новгород в 1780-е годы. Бальтазар Траверс

  1. У простого народа обед состоит из одного блюда — из мяса или рыбы с хлебом. Редьку едят сырой, присыпав солью. Посуда состоит из оловянных или деревянных мисок, а ложки делаются из меди или дерева. Говядина — это повседневная пища как в верхах, так и в низах.
  2. Женские роли в театрах исполняются настоящими женщинами, вследствие чего иногда в театре бывают случаи распутства.
  3. Три публичных дома имеются в Петербурге и три — на Васильевском острове. Кроме того, есть еще тайные логова отдельных проституток в различных местах. Правила там очень строгие, и если обнаружат такую нелегальную проститутку, то наказывают не только ее, но и ее гостя.
  4. В России вообще не празднуются ни Новый год, ни пять сезонных праздников, а день рождения императрицы считается радостным праздником, который празднуют по всей стране как благородные, так и простые люди. Точно так же празднуются и дни рождения наследника престола и внуков императрицы.
  5. В России многих домашних животных кастрируют. Благодаря этому они хорошо жиреют и цвет их шерсти становится красивей.
  6. Петербург — это новая столица России, построена она в высшей степени красиво. Дома все кирпичные, высотой в четыре-пять этажей. Жилища простых жителей от домов правительственных чиновников особенно не отличаются.
  7. Русские высоки ростом, крупные, с правильной осанкой, отличаются уважительным и миролюбивым характером, но вместе с тем — отважны, решительны и ни перед чем не останавливаются. Они не любят праздности и безделья.

Важный 18 век в истории занимает особое место. Это одна из самых «целостных» эпох, которую называют последним веком господства аристократической культуры. Благодаря этому периоду в наш современный мир пришла культура чистоты и ухода за своим телом. Вот лишь некоторые интересные факты, касающиеся гигиены и быта 18 века в России.

Гигиенические процедуры

Современного человека трудно представить без умывания, принятия ванны или душа. А вот жители того времени считали такие процедуры опасными для своего здоровья. Бытовало мнение, что горячая вода способствует проникновению инфекций в организм. Именно поэтому водные процедуры принимались в одежде вплоть до конца 19 века.

Бытует мнение, что нечастое купание людей является следствием средневековых обычаев. Но в средние века люди мылись гораздо чаще, зная, что неряшливость приводит к эпидемиям. Негативное отношение к водным процедурам — следствие философии эпохи Возрождения, когда слишком частое умывание считали вредным для здоровья.

Что касается полости рта, зубы чистили зубочисткой или протирали тряпкой. Позже было запущенно производство зубной пасты, но позволить купить ее могли только зажиточные люди.

Дезодорант появился в конце 18 века. Неприятные запахи на своем теле люди высшего сословия прятали за слоем парфюмерии. К концу 1800 года запустили производство антиперспирантов, они дошли до наших дней под брендом «Мама».

Уход за волосами и удаление волос на своем теле не входили в привычки людей той эпохи. Хотя и сейчас к удалению волос существует неоднозначное отношение — оно здоровью точно не помогает.

Уборные

Неприятные запахи доносились из каждого дома. Это связано с тем, что туалетов в нашем современном представлении не существовало. Нужду справляли в горшок. Позже появились открытые уборные, содержимое которых выливалось на улицу.

Туалетной бумаги не было, ее изобретение приходится на конец 18 века. Вместо бумаги пользовались тканями, которые было не жалко выбросить.

Зловонные запахи на улицах города были не редкостью. Чтобы защитить свою даму от брызг, которые разлетались от повозки лошадей, джентльмен шел ближе к краю дороги, часто прикрывая ее плащом.

Борьба с насекомыми

В эпоху Возрождения постельные насекомые считались нормой. Они были переносчиками и распространителям многих инфекций. Для борьбы с ними использовался керосин, им протирали низ кроватей.

Ртуть – еще одно оружие в борьбе с насекомыми того времени. С помощью нее люди уничтожали вшей и вредили своему здоровью сами.

Тонкие гребни служили для вычесывания насекомых как у бедных, так и у богатых. Дамы, что были побогаче, покупали расчески из слоновой кости или вовсе из драгоценных металлов.

Жизнь людей

Что касается интересных фактов из жизни 18 века, в России, то они хорошо описаны в книге «Краткие сведения о северных краях» японского ученого Хосю Кацурогава. Вот лишь малая часть странностей, которые удивили японского гостя.

Внешний вид

У русских волосы темного цвета, голубые глаза и носы, как картошка. Крестьяне имеют бороды, а знать бриты. Жители Сибири темноглазые. Все рослые, с правильной осанкой. Миролюбивы, в меру строги и трудолюбивы.

Эталон женской красоты – яркий румянец на щеках. В одежде похожи на немцев, а мужчины напоминают голландцев.

Для получения седины прически присыпают пудрой или крахмалом.

Быт

Дома людей ниже церквей.

Зарплаты выплачиваются деньгами, а не зерновыми культурами.

Говорят на русском, вплетая слова из французского или немецкого языков.

При рождении ребенка дарят деньги. Родственник, который побогаче придумывает малышу имя. Новорожденного помещают в подвешенный к крыше ящик, устланный соломой.

Муж имеет одну жену. Чтоб жениться на русской, иностранцу необходимо принять русскую веру, изменив имя и фамилию. В богатых семьях прислуживают негры от 2 до 8 человек, все зависит от благосостояния хозяина.

Пища

Кушанья сытные. Начинают с ветчины и хлеба, куриного супа и говядины, затем рыбный бульон и в довершение колобки из теста. Перед тем как подать сладости едят гуся и жидкую кашу.

Для приготовления пищи не жалеют сахара и масла. Птицу фаршируют овощами и крупами. Простой люд ест мясо или рыбу с хлебом.

Говядина считается повседневной пищей среди всех слоев населения.

Погода

В стране холодно, это связано с ее месторасположением.

Морозы в Петербурге и Якутске суровы.

Лето не жаркое, поэтому злаковые культуры растут плохо.

Развлечения

Главный праздник в России день рождение Императрицы. В отличие от Нового года он отмечается гораздо пышнее.

Женские роли в театре исполняют актрисы, а не мужчины актеры.

Верхом ездят все. Женщины сидят боком, подгибая одну ногу под себя, а другую свешивают из седла.

Россия всегда была загадкой для многих стран и их представителей. Если говорить о 18 веке, в нем было много того, что сейчас не применяется и забыто, но также появились вещи и явления, которые можно увидеть и в наше время.

В 18 веке в России случилось одно из важнейших идеологических событий: появилась первая русская газета под названием «Ведомости о военных и иных делах». До этого момента существовала газета «Куранты», но она была рукописной и ее тексты были адресованы, скорее, к царю и его приближенным.

В 18 веке был открыт первый в России университет. Точнее, первоначально была открыта гимназия, но через непродолжительное время стал функционировать и сам университет. Открытие высшего учебного заведения было пафосным: только в этот день на Красной Площади сосредоточилось огромное число людей, на протяжении долгого времени звучала музыка, пылала иллюминация. Необходимость создания такого заведения была обусловлена тем, что России в середине 18 века было нужно больше образованных людей, ведь те учреждения учебного профиля, которые уже работали, были не в состоянии удовлетворить страну в определенных профессиях и специалистах.

Жизнь старой Москвы выглядела довольно самобытно. Торговые ряды на Красной площади радовали своим изобилием и большим скоплением народа. Если посмотреть на внешний облик центральной части столицы, то можно увидеть, что Никольская башня еще не построена в стиле романтизма, а Казанский Собор достаточно отличается от 1636 года. Перед стеной Кремля можно было видеть внешний периметр укреплений, который был создан в начале 19 века.

В истории русского сентиментализма выделяют третий, самый плодотворный период. Это начало 18 века, когда русское Просвещение вышло на качественно новый уровень. Именно в это время сентиментально-просветительская литература в большей степени, чем в остальные периоды, раскрывает свой потенциал. Это время – эпоха взлета прозаических произведений: повестей и романов, а также описаний сентиментальных путешествий. Таким образом, 18 век подарил потомкам произведения известного классика и писателя – Радищева. Это «Житие Федора Васильевича Ушакова» и «Путешествие из Петербурга в Москву». С конца 18 века мир увидел повести Карамзина и «Письма русского путешественника». Кроме того, печатаются интереснейшие журналы. Например, «Московский журнал» Карамзина.

Структурная основа населения российского общества в 18 веке представлена сословным принципом. Каждое сословие было наделено правами и привилегиями. Господствующее положение всех сословий занимало, конечно, дворянство. В 18 веке оно было уравнено в правах с боярством. Через непродолжительное время бояре и дворяне консолидировались в один класс-сословие. Вторым значительным сословием было духовенство, но, тем не менее, в 18 веке оно было лишено правомочия обладания земельными угодьями и крестьянами. Отметим, что духовенство в 18 веке было освобождено от наказаний и рекрутской повинности, а также от такого вида сбора, как подушная подать.

Полупривилегированную группу сословий составляло купечество (освобождение от подушной налога и воинской повинности), кроме того, купцы 1 и 2 гильдии были освобождены от телесных наказаний. К числу рассматриваемого сословия можно с долей условности отнести и военно-служивую группу лиц. В составе этой категории в 18 веке можно было наблюдать казаков и калмык. За ними закреплялись земельные наделы, которые в значительной степени превышали размеры участков, закрепленных за крестьянами.

Военные освобождалось от подушного налога, но его представители должны были служить на особых условиях. Правомочия, имеющиеся у верхушки этого сословия, во многих случаях приближались к правам дворян.

Культура и быт России в

XVIII веке.

Русская культура в

XVIII веке переживает примечательные изменения. Если до этого времени происходило накопление научных знаний, то теперь они превращаются в собственно науку. Кардинальные сдвиги происходят во всех областях. Провиденциализм в истолковании явлений природы и общества (исходя из промысла Божьего, проведения) уступает место рационализму. XVII в. наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в XVIII столетии в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, живописи, скульптуре, в целом к культуре. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.

Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий (начиная с эпохи “Батыева разорения”)

. Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.

Просвещение. Петровские преобразования затронули и сферу просвещения, образования. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные

- на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские - в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание

- 1707 г.).

“Ведомости”, первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах. Арабские цифры сменили старые буквенные обозначения.

В середине

- второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам, часослову. Псалтирю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы - для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.

Для обучения дворян возможностей было больше

- частные пансионы, шляхетские корпуса (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный), институт благородных девиц (Смольный институт в Петербурге). В 66 духовных семинариях и школах обучались дети православного духовенства.

Действовали специальные школы: горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и другие, всего около двух десятков.

1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней - университет и гимназия. В 1755 г. основали, по почину И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые. В 1757 г. начала обучение Академия художеств.

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой. Внебрачный сын генерал-фельдмаршала И. И. Трубецкого, он родился в

1704 г. в Стокгольме, где отец находился в плену. По возвращении в Россию его отправили в Данию, где получил образование. Немало путешествовал по Европе. Затем с 1729 г. служил в Коллегии иностранных дел. В 1747 г., выйдя в отставку, уехал в Париж, где прожил 15 лет. Познакомился с энциклопедистами, их и Руссо идеи по части воспитания юношества вдохновили его. 1762 г. император Петр III вызвал его в Петербург, и он возглавил Канцелярию строения домов и парков. В этой должности он способствовал украшению Северной Пальмиры - в столице появились памятник Петру Великому работы Фальконе, решетка Летнего сада, один из невских мостов и гранитные набережные. Воцарение Екатерины II, матери которой в свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование над рядом заведений - Академией художеств, Сухопутным шляхетским кадетским корпусом и, самое главное, воспитательными домами в Москве и Петербурге, Смольным институтом (“воспитательным обществом благородных девиц”) .

В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей, цель воспитания юношества

- дать ему хорошее общее образование и "нравственное развитие (“облагорожение сердца”) . Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интернаты) . Тем самым “зверообразные и неистовые в словах и поступках” старые рутинеры не смогут на них влиять.

Конечно, расчет на изоляцию учеников от общества был наивен

- они возвращались в него после окончания своего обучения. Однако усилия Бецкого способствовали распространению общего образования. Он же положил начало женскому образованию. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств.

Наука. Развитие науки вызывалось практическими потребностями государства, появлением значительного числа ученых из

русских и иностранцев, расширением связей с мировой наукой. В связи с проведением большого количества экспедиций в разные концы страны ее участники составляют карты Балтийского и Каспийского морей, Дона и Камчатки и т. д. И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).

При Петре

I создали труды по истории Северной войны - “Книгу Марсову”, “Историю Северной войны”. Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры”, всякие диковины, раритеты) . Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд - “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени. Тем самым отрывки из них, приведенные в его труде, во-первых, дают, сведения о событиях, отсутствующие в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют более полно изучить историю самого летописания. В связи с этим в исторической науке последних десятилетий ведутся споры: одни ученые, исследуя “татищевские” известия из летописей, не доверяют им, считают их выдумками знаменитого историка XVIII столетия. Другие, наоборот, исходят из того, что он цитировал, пересказывал подлинные, но не сохранившиеся рукописи. Историки подтверждают свои выводы детальным анализом “татищевских” известий в сравнении со всеми другими источниками. Татищев делал то, что было обычным для его времени: иногда вольно перелагал записи источника, сопровождал их своими дополнениями, рассуждениями и т. д., и это нередко вводило и вводит в заблуждение его критиков.

Ученым-энциклопедистом, первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки

- он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Работавший одновременно с Ломоносовым в Академии Л. Эйллер, великий математик, называл его “гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке”.

За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин стал основоположником русской минералогической школы. С. П. Крашенников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин

- описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).

Тогда же, во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые

- М. М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”) , И. Н. Болтин.

Общественно-политическая мысль. Петровские реформы, бурная жизнь страны в эпоху Северной и других войн, дворцовых переворотов породили большое число откликов со стороны современников.

В петровское время появилось немало записок, “прожектов”, авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И. Т. Посошков, автор “Книги о скудости и богатстве”, выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести “во смирение”. В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. “Крестьянам,

- утверждал автор, - помещики не вековые владельцы”.

Для упорядочения административных и судебных учреждений Посошков предлагал посадить в них вместо “великородных” людей из любых других сословий, если в них “острота ума есть”, “истребить” “всяких разных явных и потаенных грабителей”. Он

- сторонник равенства всех сословий перед судом. Посошков предложил подготовить новое уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен быть опубликован для обсуждения, внесения поправок (“народосоветие”).

Об итогах реформ и Северной войны идет речь в “Рассуждении о причинах Свейской войны” вице-канцлера П. П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр

I). Феофан Прокопович, вице-президент Синода, знаменитый проповедник, в “Духовном регламенте” и “Правде воли монаршей” выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти - демократии (народодержавства), аристократии и монархии - наиболее приемлема третья, т.е. неограниченная власть монарха.

В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославляет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.

Историк Татищев во многих записях, “мнениях”, “проектах”

;. ратовал за развитие ремесла и мануфактур, торговли и сельского хозяйства. Главный и честнейший стан государства, т. е. его опора, по его мнению, - это дворянство.

Ускорение экономического развития России

- мысль, пронизывающая многие сочинения Ломоносова. Он возвеличивает труд;

лишь дела должны определять положение человека, а не знатная порода, титул, заслуги предков. Гениальный помор уповает на волю монарха, на реформы сверху. Он

- сторонник “просвещенного абсолютизма”. В просвещении всех сословий, в том числе крестьян, Ломоносов видит огромную пользу для государства. Он убежден: “в университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды”.

Критика крепостничества прозвучала в сочинениях А. Я. Поленова, солдатского сына, И. Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии

1767-1768 гг. - дворян Г. С. Коробина и Я. П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова И других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного права, ограничении, постепенном освобождении от него.

Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н. И. Новиков в своих журналах, больше всего в “Трутне” и “Живописце”, поместил немало статей об аморальности крепостного права.

А. Н. Радищев в книге “Путешествие из Петербурга в Москву”

(1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести “совершенное уничтожение рабства”, передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: “Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”.

Фольклор. В народе из уст в уста передавались, накапливались предания, легенды, воспоминания о прошлом Руси. Они отразились в былинах и сказках, пословицах и поговорках, бытовых и исторических песнях. Сберегалась историческая память о временах киевских богатырей и Куликовской битвы. Грозного царя и Смуты начала

XVII в. Большой популярностью пользовались песни о Ермаке и Степане Разине.

Во многих произведениях народного творчества их составители показывают “свирепство” помещиков, подневольное положение крепостных. “Куда ты ни сунься,

- везде господа”, - сетует анонимный “Плач холопов”. Столь же горестно смотрят на свою жизнь составители крестьянских, солдатских песен, лубочных листков (картинки с текстами).

Литература. В

XVIII в. гораздо более широкий размах приняло печатание книг по разным отраслям знаний. Преимущество получают светские книги.

В повестях разрабатываются сюжеты из окружающей жизни:

в них мы встретим живые образы людей той поры

- то мелкого дворянина, плута и пройдохи из Старой Руссы (“Повесть о Фроле Скобееве”), то дворян и купцов - поклонников европейских нравов и удовольствий (“О российском матросе Василии”, “История о Александре, российском дворянине”, “История о российском купце Иоанне”) .

В середине

XVIII в. в русской литературе утверждается классицизм. Возник он под воздействием западноевропейского, более раннего по времени, но приобрел свои характерные черты - пафос национальной государственности, абсолютной монархии. Родоначальник классицизма в России - А. Д. Кантемир, сын молдавского господаря, перешедшего на службу к Петру Великому. Вершины это направление достигло в торжественных, философских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и общенародного культурного прогресса.

Русский классицизм представлен именами А. П. Сумарокова, его главы, М.М.Хераскова (тоже из молдаван), В. И.Майкова, Я. Б. Княжнина и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, они исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.

На смену классицизму в конце века приходит сентиментализм. Ему присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно из средних сословий. В жанре сентиментальной повести, сентиментального путешествия писал Н. М. Карамзин, будущий великий историк. Тонко передавая глубокие переживания простых людей, поселян, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян.

В ряде произведений, относящихся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин в “Бригадире” и “Недоросле” метко, реалистично описывает жизнь помещичьих усадеб, нравы их владельцев, сочувствует судьбе крестьян, положение которых, по его мысли, требует облегчения путем смягчения нравов дворянства, его просвещения.

Творчество Г. Р. Державина также нередко вступало в конфликт с канонами классицизма в поэзии. Он стал одним из предшественников А. С. Пушкина.

Что еще почитать