Праведный халиф усман. Биография Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах)

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, очень любил Усмана ибн Аффана. Он назвал егообладателем двух светил . Дело в том, что супругой Усмана была дочь Пророка Рукайя. После её смерти Усман женился на другой дочери Мухаммада – Умм Кульсум. Они и были двумя светилами Усмана.

Перед смертью Умар (предыдущий халиф) собрал совет из шести мусульман, чтобы они тщательно и вдумчиво избрали будущего лидера уммы. Задача была не из легких. Кто-то предлагал назначить Али ибн Абу Талиба – члена семьи Пророка, другие склонялись к Усману как представителю выдающегося племени Мекки. По версии Ибн Касира, авторитетного исламского ученого 14 века, глава совета Абдурахман ибн Ауф изучил обе кандидатуры и выбрал Усмана.

Абдурахман спросил Али: «Клянешься ли ты править на основе Книги Всевышнего и Сунны Его посланника?» Aли ответил: «Надеюсь править согласно своему лучшему знанию и способностям». Когда тот же вопрос был задан Усману, тот ответил просто: «Клянусь». Было бы примитивно полагать, что выбор пал на Усмана благодаря одному лишь вопросу. Скорее, он был очередным звеном в цепи раздумий. Оба сподвижника были более чем достойны руководить Уммой мусульман. Возможно, краткий ответ Усмана отразил его сущность – скромную, набожную, смиренную, скупую на слова, но щедрую на благие поступки.

Став халифом, Усман сразу обратился к людям с минбара Пророка. Он посмотрел на мусульман, восхвалил Господа, сказал благословения и напомнил людям, что земной мир полон обмана. Он призывал народ не привязываться к мирской жизни, а всеми силами стремиться к благу в Вечности. В Коране сказано:

«Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней (или благодаря ей), а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всякую вещь. Богатство и сыновья - украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (Коран 18: 45 — 46).

Будучи благочестивым и набожным человеком, Усман первым делом хотел убедить людей, что поведет их путем Пророка и халифов Абу Бакра и Умара ибн Аль-Хаттаба. Усман приближался к седьмому десятку, когда стал халифом. Всю свою жизнь он стремился к простоте, отрекался от удовольствий мира, лишь бы снискать довольство Всевышнего. Народу он дал понять, что милосердие и забота о мусульманах станут отличительной чертой его правления. Далее Усман сосредоточился на главах мусульманской армии.

Усман хотел, чтобы главы армий служили интересам людей и никогда не поступали им в ущерб. Он делегировал в провинции авторитетнейших сподвижников Пророка, чтобы те оценили обращение правителей с простым народом. Усман напоминал военным о важности соблюдать четкие правила, установленные Умаром ибн Аль-Хаттабом и просил никогда не забывать, что их задача – защищать верующих. Правление Усмана ознаменовалось масштабными завоеваниями. К империи мусульман присоединилась часть Испании, Марокко, и Афганистан. Усман первым из халифов создал военный флот. Он реорганизовал административное деление мусульманского халифата, запустил и расширил несколько общественных проектов. Наиболее значимым вкладом в дело Ислама стал, пожалуй, его труд по собиранию Священного Корана.

Коран Усмана

После кончины пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, во времена праведных халифов в Ислам пришло невероятное множество неарабов. Соответственно, Коран стали записывать на разных диалектах и скриптах. Один из сподвижников Усмана Хузейфа во время путешествия по халифату обратил внимание на различное прочтение Корана. Он предложил Усману создать одну официальную версию в мединском стиле

Усман знал Коран наизусть, прекрасно разбирался в контексте, точно помнил, к какому событию привязано ниспослание каждого аята. Коран был собран еще во времена Абу Бакра и хранился у его дочери и супруги Пророка Хафсы. Усман взял на время оригинал, собрал самых надежных писцов, а те сделали копии. Далее по приказу Усмана были сожжены или уничтожены все неофициальные копии. Пять официальных книг были разосланы по крупнейшим городам халифата. Первые копии хранятся по сей день в Ташкенте (Узбекистан) и Стамбуле (Турция).

Трагическаякончина

Последние шесть лет правления Усмана были омрачены смутой. Кто-то из назначенных им глав стал проявлять жестокость к народу, кто-то оказался несправедливым. На этом фоне разрослись разногласия, люди забыли о благочестии, аскетизме, о которых постоянно говорил Усман. Стали появляться лицемеры, заговорщики. Усман всё тяжелее мог отличить друга от врага. Ему не хотелось проливать кровь мусульман, какими бы смутьянами они ни были. Усман предпочитал предостерегать по-доброму, как учил Пророк:«Стоит мечу обнажиться среди моих последователей, как он уже не вернется в ножны до самого Последнего Дня».

Бунтовщики хотели, чтобы Усман отказался от правления. Об этом его просили и некоторые сподвижники. Но Усман, ныне пожилой человек более восьмидесяти лет, будто все еще слышал слова Пророка: ««О ‘Усман, Аллах наденет на тебя рубашку, а лицемеры пожелают снять ее с тебя, ты же не снимай ее до тех пор, пока не встретишь меня» . Усман оставался верным своему слову. Однажды бунтари вломились в его дом и убили его. Прежде чем удар меча прервал благородную жизнь Усмана, он читал аят:

«Аллах избавит тебя от них, ибо Он - Слышащий, Знающий» (Коран 2:137).

Так прервалась жизнь одного из наиболее благочестивых, самоотверженных и добрых людей в Исламе.

Шёл тридцатый год по хиджре. Мусульманское государство впервые сталкивается с сепаратистскими настроениями в обществе. Смуту, которой удалось избежать халифу ‘Умару ибн Аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах), не удаётся нейтрализовать Усману (да будет доволен им Аллах). Былые праведные времена всё больше уходят в прошлое, объективная действительность наводнена падшими и двуличными людьми. Еврей по происхождению и лицемер по призванию Ибн Сабаъ становится первооткрывателем смуты, её вдохновителем и разжигателем. Администрация халифа Усмана предпринимает меры по стабилизации обстановки, даже идёт на ряд уступок, но смутьяны воспринимают это как проявление малодушия и с ещё большим остервенением осуждают политику халифа.

В этих критических условиях халиф прибегает к совету сподвижников, приглашает в Медину своих ближайших соратников. Его назначенец в Басре Абдулла ибн ‘Амир связывает сложившуюся ситуацию с бездействием людей. «Отправьте их на джихад, тогда у них не будет времени на сплетни», – предлагает Ибн ‘Амир.

Затем слово берет Саид ибн аль-’Ас и предлагает казнить руководителей смуты, и тогда чернь, идущая за ними, прекратит свои протестные выступления – считает он. Правитель Шама Му’авия видит решение проблемы в нерешительности назначенцев халифа. По его словам, каждый правитель должен навести порядок у себя в регионе.

Са’д ибн Абу Сарх предлагает неожиданное решение: «Мы имеем дело с алчными людьми. Так приумножьте же их состояние, тогда их сердца смягчатся в отношении вас».

Выслушав все точки зрения и приняв их к сведению, халиф не стал, что называется, закручивать гайки и применять репрессивные меры. Хладнокровие и сдержанность – вот что, по мнению халифа, могло вывести государство из кризиса.

Но последователи Ибн Сабаъа о спокойствии думали в последнюю очередь. Им рьяно хотелось покончить с перемирием и приступить к активным действиям. Для этого они толпой (скопом) приехали в Медину и добились встречи с халифом.

Инициатором этой встречи был сам халиф, ему хотелось выслушать претензии людей в отношении него и его административно-бюрократического аппарата. Смутьяны рассчитывали, что халиф Усман дрогнет от их каверзных вопросов, но они прогадали. Халиф камня на камне не оставил от всех их измышлений, они оказались заложниками собственного коварства.

После провальных попыток уличить халифа в ошибочном управлении государством смутьяны двинулись туда, откуда пришли, казалось, что проблема исчерпана. Но мирный исход конфликта не входил в планы бунтовщиков, они хотели переворота. Поэтому около тысячи человек, восставших против халифа, вновь наводнили Медину, на сей раз они окружили дом халифа и яростно требовали его отставки.

Поводом для их возвращения стало письмо, якобы подписанное халифом. В нём содержалось требование задержать часть египетских смутьянов, а другую часть казнить. Однако халиф никаких писем в отношении них не подписывал, чья-то коварная рука посмела оболгать халифа.

В любом случае, это стало подходящим поводом для обвинения халифа в неискренности и подковёрных играх. Выслушивать контраргументы Усмана смутьяны не стали.

Подтверждением тому, что это был чистой воды заговор, стало время, выбранное для нападок на халифа. В сезон хаджа большая часть мужского населения находилась в Мекке, и Медина в этом смысле была уязвима. Поэтому халиф не мог рассчитывать на массовую поддержку со стороны своих подданных.

Кроме этого, халиф категорически запретил вступать в конфликт с осаждающими его бунтовщиками, ему не хотелось стать причиной кровопролития в городе Посланника Аллаха ﷺ. Да и перспектива покинуть Медину его не устраивала. Он говорил, что соседство с Пророком ﷺ ни с чем не сравнится.

Выполнить требование смутьянов и уйти в отставку Усман также не мог. За много лет до этого происшествия Пророк ﷺ прямым текстом говорил ему ни в коем случае не складывать с себя властные полномочия. Для Усмана в этом не было замкнутого круга, он прекрасно понимал, куда может привести настырность людей, окруживших его дом, и чем для него лично это может закончиться. Это было предначертанием Всевышнего Аллаха, судьбой Усмана, о которой Пророк ﷺ ему сообщал.

Всё это продолжалось в течение 24 дней, смутьяны не собирались снимать осадное положение, но и к более активным действиям не прибегали. Все замерли в ожидании развязки этой чудовищной истории. Тогда вряд ли кто-нибудь мог предположить, что эта ничем необоснованная осада закончится трагедией.

Узнав о приближении военной помощи на защиту халифа, бунтовщики не стали более медлить, было решено ворваться в дом халифа и физически устранить его. У парадной двери находились сыновья видных сподвижников Пророка ﷺ. Вопреки многочисленным просьбам Усмана они не стали покидать эту позицию и были готовы при необходимости вступить в бой.

Зная об этом, смутьяны вошли в жилище халифа через соседский дом и, переступив через всякую святость, набросились на Усмана. Их не остановил ни его особый духовный статус, ни преклонный возраст, ни то, что в тот момент он читал Коран. Его супруга Наиля отчаянно бросилась на защиту мужа, она пыталась принять на себя удары их сабель, но это не помогло. Халиф Усман (да будет доволен им Аллах) был жестоко убит.

После такого зверского убийства читателя вряд ли удивить тем, что бунтовщики ограбили дом халифа, а затем такому же разорению подвергли и мусульманскую казну. Медина была убита горем, такого разгула преступности в её новейшей истории не было никогда.

Мусульмане оплакивали халифа, который был убит буквально на их глазах. Им в такой ситуации оставалось лишь просить Всевышнего Аллаха о возмездии. Одну из таких молитв вознёс сподвижник Пророка Са’д ибн Абу Ваккас. Со временем его мольба будет принята, и все, кто участвовал в покушении на Усмана, тоже будут убиты. Всевышний справедлив!

Третий праведный халиф (да будет доволен им Аллаh) был похоронен на кладбище Баки’. На день смерти ему было 82 года.

В единую книгу.

Родившись в известном мекканском клане бану Умайя из племени курайшитов, он сыграл важную роль в ранней исламской истории и известен тем, что заказал компиляцию стандартной версии Корана . Усман стал преемником после смерти халифа Умара ибн аль-Хаттаба на совете (шуре), состоящим из тех, кого выбрал Умар.

Усман был женат на дочери пророка Мухаммеда и Хадиджи Рукайе и после её смерти женился на другой дочери Пророка Умм Кульсум. Женившись на двух дочерях Мухаммеда, он заслужил почетный титул Зу аль-Нурайн («Обладатель двух светочей») . Таким образом, он был также свояком четвёртого халифа Али, чья жена Фатима была младшей сестрой жён Усмана.

Под руководством Усмана Арабский халифат распространилась на Фарс (современный Иран) в 650 году и некоторые районы Хорасана (современный Афганистан) в 651 году. Завоевание Армении началось в 640-х годах . В его правление широко распространились протесты и беспорядки, которые в конечном счете привели к вооруженному восстанию и его убийству халифа.

‘Усман был среднего роста, широкоплечий, с тонкой кожей и густыми волосами. Борода его была длинной и густой, он красил её в жёлтый цвет. По словам Аз-Зухри :

«Усман был человеком среднего телосложения, с хорошими волосами и красивым лицом, с лысиной, с орлиным носом и мощными голенями, с длинными предплечьями, которые покрывали густые волосы. У него была красивая улыбка, а волосы его спускались ниже ушей. Согласно наиболее достоверной версии, он был светлокожим. Хотя согласно некоторым версиям, его кожа была смуглой» .

У ‘Усмана и пророка Мухаммеда был общий предок по мужской линии, которого звали Абд Манаф. Отец ‘Усмана, Аффан ибн Аби аль-Ас, погиб в молодом возрасте ещё в доисламские времена. Путешествуя с торговыми караванами, отец оставил Усмана с большим наследством. Мать, Арва бин Курайз из рода Абд Шамс, приняла ислам и скончалась в эпоху его правления. Мать Арвы звали Умм Хаким бинт Абду-ль-Мутталиб, что сделало Арву двоюродной сестрой пророка Мухаммеда . Родители происходили из богатых курайшитских кланов Мекки.

У Усмана была родная сестра, которую звали Амина . В доисламские времена она вышла замуж за аль-Хакама ибн Кайсана, который был вольноотпущенником Хишама ибн аль-Мугиры. Во время войны между мусульманами и мекканскими многобожниками он был взят в плен. Находясь в Медине, он принял ислам и остался с мусульманами. Погиб в 626 г. во время трагических событий у источника Мауна. Амина бинт Аффан оставалась язычницей до самого покорения Мекки . После завоевания Мекки пророком Мухаммедом она вместе с матерью и сестрами приняла ислам. У Усмана по матери было трое братьев и сестра. Их звали: аль-Валид, Умара, Халид и Умм Кульсум .

Всего у Усмана было восемь жён, на которых он женился уже после принятия ислама. Сначала Усман женился на дочери пророка Мухаммеда Рукайе, которая родила ему сына АбдуЛлаха. После смерти Рукайи он женился на её сестре Умм Кульсум . Усман также женился на Фахите бинт Газван, которая родила ему Абдуллаха-младшего. После этого он женился на Умм Амр бинт Джундуб аль-Аздийя, которая родила ему пятерых детей: Амра, Халида, Абана, "Умара и Марьям. Ещё одной женой Усмана стала Фатима бинт аль-Валид. Она родила ему аль-Валида, Саида и Умм Саад. После Фатимы он женился на Умм аль-Банин бинт Уяйна, и она родила ему Абдуллаха. Ещё одной женой Усмана была Рамля бинт Шейба, родившая ему Аишу, Умм Абан и Умм Амр. Усман также взял в жёны Наилю бинт аль-Фарафиса, которая была христианкой и приняла ислам перед началом их супружеской жизни .

Таким образом, у Усмана от пяти жён родилось девять сыновей и семь дочерей также от пяти жён. Старший сын Усмана и Рукайи родился за два года до переселения в Медину. Однако в первые дни их жизни в Медине петух клюнул мальчика в лицо около глаза. Рана воспалилась и в конце концов распространилась на всё лицо. Ребёнок умер в возрасте шести лет. Сын Усмана - Амр известен тем, что передавал немногочисленные хадисы от своего отца и Усамы ибн Зейда . Он женился на дочери Муавии ибн Абу Суфьяна и скончался в 80 году от хиджры. Сын Умм Амр бинт Джундуб - Абан носил кунью Абу Саид. Он был факихом и в эпоху правления Абдул-Малика ибн Марвана занимал должность правителя Медины. Сын Фатимы бинт аль-Валид по имени Саид в эпоху Муавии ибн Абу Суфьяна был назначен правителем Хорасана .

Точное место и дата рождения Усмана неизвестны. По наиболее распространённой версии, он родился в Мекке через шесть лет после «года слона » (около 576 г.), а по другой версии - в Таифе .Сообщается также, что он родился в 583 году .

До начала пророческой миссии Мухаммеда Усман относился к числу наиболее уважаемых и влиятельных курайшитов. Он отличался от других стыдливостью. По словам самого Усмана, даже в доисламские времена он никогда не поклонялся идолам, не пил вино и не прелюбодействовал. Усман знал родословные арабов, их пословицы и их историю, много путешествовал и общался с представителями других народов . Усман стал торговцем как его отец, и его бизнес процветал. Усман был одним из самых богатых людей среди курайшитов . Он числится одним из 22 мекканцев «на заре ислама», который умел писать .

Вернувшись из поездки в Сирию в 611 году, Усман узнал о начале пророческой миссии Мухаммеда. После разговора с Абу Бакром Усман решил принять ислам, и Абу Бакр привел его к Мухаммеду, чтобы объявить о своей вере. Так Усман оказался в числе первых мусульман. Вероятнее всего Усман стал четвёртым мужчиной, принявшим ислам, после Абу Бакра, Али и Зейда . Его обращение в ислам вызвало гнев его клана, бану Уммайи, который решительно выступил против учения Мухаммеда .

В первые годы после начала пророческой миссии Мухаммеда мусульмане подвергались гонениям со стороны мекканских многобожников . С каждым днём их положение осложнялось. Усман ибн Аффан также подвергся испытаниям от своего дяди аль-Хакама ибн Абуль-Аса, который однажды связал его и обещал развязать только после того, как Усман отречётся от своей религии. Усман остался непреклонен, и аль-Хакам оставил его в покое. После гибели Ясира и его жены Сумайи от рук язычников Мухаммед сказал своим сподвижникам, что им нужно переселиться в Эфиопию. В 615 году мусульмане (десять мужчинам и три женщины) тайно покинули Мекку, добравшись до берега Красного моря сели на два корабля и уплыли в Абиссинию (совр. Эфиопия). Множество мусульман присоединились к ним позже . Среди участников первого и второго переселения в Эфиопию был и Усман со своей женой Рукайей бинт Мухаммад. В Мекке остались лишь те, кто имел поддержку со стороны своих родственников .

Поскольку Усман уже имел некоторые деловые контакты в Абиссинии, он продолжал торговать и приумножать своё богатство . Через четыре года среди мусульман в Абиссинии распространилась новость о том, что мекканские курайшиты приняли ислам, и это убедило Усмана, Рукайю и ещё 39 мусульман вернуться в Мекку. Однако, когда они достигли Мекки, они обнаружили, что новость о принятии исламом курайшитов была ложной. Тем не менее Усман и Рукайя вновь поселились в Мекке . Усману пришлось начать свой бизнес заново, но контакты, которые он уже установил в Абиссинии, работали в его пользу, и его бизнес снова процветал .

Когда Али женился на Фатиме, Усман купил доспехи Али за пятьсот дирхамов. Четыреста дирхамов были выделены в качестве махра для Фатимы, а оставшаяся сотня пошла на все остальные расходы. Позже Усман подарил Али доспехи в качестве свадебного подарка .

В 632 году, когда умер пророк Мухаммед, Усман принял участие в Прощальном паломничестве .

У Османа были очень близкие отношения с Абу Бакром, так как именно благодаря ему Усман принял ислам. Когда Абу Бакр был выбран в качестве халифа, Усман был первым человеком после Умара, который присягнул ему. Во время Войн ридда (Войн веротступничества) Усман оставался в Медине, выступая в качестве советника Абу Бакра. На смертном одре Абу Бакр продиктовал свою волю Усману, сказав, что его преемником должен был стать Умар .

В 644 г. Умар ибн аль-Хаттаб был смертельно ранен и незадолго до своей кончины назвал имена шестерых наиболее уважаемых мусульман, которые должны были выбрать из своей среды нового халифа. Самым старшим из числа этих выборщиков был Абдуррахман ибн Ауф . Он сразу отказался от претензий на престол и взял на себя ведение переговоров. Тальхи ибн Убайдуллаха в то время не оказалось в Медине, и таким образом, в числе претендентов оказались Усман, Али ибн Абу Талиб , Саад ибн Абу Ваккас и аз-Зубайр ибн аль-Аввам . Абдуррахман ибн Ауф с глазу на глаз стал задавать каждому претенденту один и тот же вопрос: кого он выберет, если не выберут его? Али указал на Усмана, Усман - на Али, Саад и аз-Зубайр - на Усмана. После этого Абдуррахман ибн Ауф объявил, что из четырёх претендентов осталось двое: Али и Усман. Абдуррахман ибн Ауф взял за руку Али ибн Абу Талиба и спросил: «Клянешься ли ты следовать книге Аллаха и обычаю пророка и деяниям Абу Бакра и Умара?» Али ответил: «О Аллах! Нет, клянусь только стараться делать это в меру сил». Когда Абдуррахман ибн Ауф задал тот же вопрос Усману, он ответил утвердительно, без всяких оговорок. После этого Абдуррахман ибн Ауф первым присягнул Усману, а за ним это сделали остальные выборщики и горожане. Таким образом Усман ибн Аффан стал третьим Праведным халифом .

Примерно в 650 году Усман начал замечать небольшие различия в произношении Корана, когда ислам распространился за пределы Аравийского полуострова в Персию, Левант и Северную Африку. Чтобы сохранить неприкосновенность текста, он приказал комиссии во главе с Зейдом ибн Сабитом использовать копию халифа Абу Бакра и подготовить стандартную копию Корана . Таким образом, в течение 20 лет после смерти Мухаммеда Коран был записан в письменной форме. Этот текст стал эталоном, по которому были изготовлены и распространены в центры мусульманского мира копии Корана. Другие версии Корана со временем были уничтожены .

После покорения в 645-646 годах Рея и Исфахана в войне с персами в течение нескольких лет наступило относительное затишье. Назначенный в 649 году наместником Басры молодой и энергичный Абдуллах ибн Амир овладел Истахром, завершив тем самым завоевание Фарса. Вторгшись в 650 году в Северо-восточный Иран, арабы взяли Ширеджан и Зарендж, а через год убили последнего шаха из династии Сасанидов Йездигерда III . После овладения Хорасаном арабы двинулись вверх по течению Мургаба, заняли Мерверруд . Завоеванием Балха было завершено завоевание земель, когда-либо принадлежавших Сасанидам .

Суд стал учреждением. Два его предшественника-халифа, как известно, осуществляли судопроизводство в мечети. Кроме того, он первым в исламском государстве основал полицию (начальник стражи порядка). На эту должность первым был назначен Ибн Кунфуз ибн "Умайр аль-Кураши

Колодец «Рума»

На северо-западе Медины, на расстоянии примерно 5 км от мечети Пророка (мир ему и благословение) расположено место, которое сегодня известно как колодец Усмана (да будет доволен им Аллах), а во времена называлось «биру Рум».

Это место уже более 1400 лет наполнено неиссякаемой милостью. Это благодать третьего праведного , образца жертвенности и щедрости, качеств, отличавших этого человека.

В районе Вади Эль-Акик расположен сад с колодцем, занимающим особое место в истории Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). Это колодец рума.

История этого колодца напрямую связана с событиями (переселения) и последующими годами, когда наряду с ростом города и его населения возросла нужда в новых источниках воды.

Колодцем владел человек, который никому не позволял пользоваться им бесплатно.

Вода в нём была вкусная, её очень любил Пророк (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) просил хозяина позволить людям пить из него бесплатно, обещав, что в награду он получит колодец в Раю. Но тот отказался, мотивируя это тем, что он и его дети живут за счёт этого колодца.

Все платили за воду одному человеку, владевшему колодцем «Рума», так как это был единственный пресный источник в этой местности.

Когда об этом узнал Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), самый богатый и щедрый из сподвижников, он выкупил колодец за 35 тысяч дирхемов и отдал его во всеобщее пользование (вакф).

Этот колодец сохранился как историческая достопримечательность, но иссяк. Позже его стены отстроили и многое изменили.

Биография Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах)

Жизнеописание Усмана (да будет доволен им Аллах) представляет собой типичный пример судьбы, облагороженной Исламом. Пророк (мир ему и благословение) придавал огромное значение развитию в сподвижниках их положительных качеств.

Пророк (мир ему и благословение) поручал каждому сподвижнику именно то дело, к которому был предрасположен. К примеру, он использовал богатство и щедрость Усмана (да будет доволен им Аллах), поручая ему вопросы даров и подношений. Ведь такие качества, как щедрость, готовность помочь, сострадание проявились в Усмане (да будет доволен им Аллах) в полной мере.

Говорят, что Усман (да будет доволен им Аллах) родился и вырос в Таифе, и это оказало определённое влияние на формирование его личных качеств.

Где бы ни родился Усман (да будет доволен им Аллах) – в Мекке или в Таифе, бесспорно то, что он рос в богатой семье, которая вела обширную торговлю.

Омейядская ветвь курайшитов соединяется с родом Пророка (мир ему и благословение) на Абдуманафе. Она занимала видное место в Мекке.

Во времена джахилийи курайшиты делились на несколько групп или родов, самым крупным из которых считался род Хашима, затем Махзума и т.д. Омейяды были одним из таких родов, принадлежа, таким образом, к верхушке мекканской знати.

Курайшиты очень любили Усмана (да будет доволен им Аллах). Существовала даже поговорка: «Да полюбит тебя Милостивый, как курайшиты Усмана». Это ясно показывает, какое место он занимал в сердцах соплеменников.

Усман (да будет доволен им Аллах) принял Ислам почти сразу после ниспослания пророчества, в возрасте 30 лет. Важную роль в этом сыграл (да будет доволен им Аллах).

Когда Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, на него ополчился его дядя, требуя, чтобы он вернулся к религии предков. Но Усман (да будет доволен им Аллах) был непреклонен и защищал свою веру; в конце концов, её принял и дядя.

Переселение в Эфиопию

Когда первые мусульмане подверглись сильным притеснениям со стороны курайшитов, Усман (да будет доволен им Аллах) был в числе первых мухаджиров в Эфиопию.

Их путь пролегал к гавани Шуайба, к юго-западу от Мекки.

Сподвижники – Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) и ещё 12 мусульман, в том числе его жена Рукийя, дочь Посланника Аллаха (мир ему и благословение), вышли в этом направлении, к порту Шуайба. Там они наняли два маленьких судна и направились в Эфиопию.

По этой же дороге мусульмане совершили и второе переселение в Эфиопию, так как в то время это была основная дорога, а Шуайб был основным портом.

Слова Пророка (мир ему и благословение) «Если бы у меня была ещё одна дочь, я и её отдал бы Усману» свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) высоко ценил его благородство.

После переселения в Медину Усман (да будет доволен им Аллах) помогал мусульманам и Пророку (мир ему и благословение), деля с братьями по вере всё, чем владел.

Он участвовал во всех сражениях. Единственным сражением, в котором он не принял участие, была битва при Бадре, так как Пророк (мир ему и благословение) оставил его ухаживать за своей заболевшей дочерью.

Худайбия

Последующие события, произошедшие в Худейбийе, привели к клятве «Ридван» и худейбийскому перемирию. Эта клятва напрямую связана с Усманом (да будет доволен им Аллах).

Пророк (мир ему и благословение), прибыв в Худейбийю, послал Усмана (да будет доволен им Аллах) к курайшитам, зная, что они его уважали.

Когда Усман (да будет доволен им Аллах) задержался в Мекке, пошёл слух, что язычники его убили. Мусульмане решили отомстить и присягнули Пророку (мир ему и благословение), принесли известную присягу.

С того места, где расположились мусульмане, желавшие совершить паломничество, Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) отправился послом к неверным. Сначала Пророк (мир ему и благословение) хотел послать (да будет доволен им Аллах), но тот посоветовал отправить Усмана (да будет доволен им Аллах) из-за уважения, которым он пользовался у курайшитов.

Многобожники поприветствовали его и сказали: «Соверши таваф вокруг Каабы». Но он отказался, сказав: «Нет, пока не совершит Пророк (мир ему и благословение)».

И начались переговоры. Когда пошел слух, что Усман (да будет доволен им Аллах) убит в Мекке, и Пророк (мир ему и благословение) захотел отомстить за него, к западу от Мекки, была принесена присяга, известная как клятва Ризван или клятва под деревом, да будет Аллах доволен мусульманами, давшими её.

Во время принесения присяги сподвижники, складывали свои ладони, один поверх другого. И когда это осталось сделать только Усману (да будет доволен им Аллах), вместо него свою руку положил Пророк (мир ему и благословение).

Щедрость Усмана (да будет доволен им Аллах)

При жизни Пророка (мир ему и благословение) и в последующем Усман являлся образцом щедрости и готовности помочь в трудную минуту. Это особенно ярко проявилось на 9 году Хиджры, при подготовке к походу на Табук, когда он снарядил бедных мусульман, выступивших против объединённой армии византийцев.

Поход на Табук был одним из самых трудных для мусульман.

Усман (да будет доволен им Аллах) снарядил армию бедняков, всех до единого. Он снабдил их всех копями, оружием, едой – всем необходимым.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «С сегодняшнего дня Усману не повредит сделанное им».

Когда мечеть Пророка (мир ему и благословение) стала тесной, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пожелал приобрести рядом с ней землю для расширения, и Усман (да будет доволен им Аллах) купил её.

Пока земля, купленная Усманом, находится в пределах мечети, а это так и по сей день, иншаалах, он получит награду за каждый поклон, за каждую суджда, сделанные на нем мусульманами.

Усман был хорошим помощником Абу Бакру и Умару (да будет доволен ими всеми Аллах), являлся одним из членов совета Шуры. После убийства Умара он был избран халифом в возрасте 68 лет.

Достоинства Усмана бин Аффана (да будет доволен им Аллах)

Усман бин Аффан, прозванный «обладателем двух сияний». Обладателем двух сияний был наречен оттого, что был женат на двух дочерях Пророка (мир ему и благословение). Вторую дочь Пророка (мир ему и благословение) он взял в жены после смерти первой. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если бы у меня была еще дочь, то и ее я отдал бы за Усмана».

Он был одним из тех восьмерых, которыми был доволен Пророк Мухаммад (мире ему и благословение). Двое умерли, осталось шестеро. Из их среды и избрали халифа. Выбирали между Усманом и . Всё решил Абдуррахман ибн Авф, который сказал: «Я посоветовался со всеми, даже с теми, кто проходил по улицам, и убедился, что все отдают предпочтение Усману».

Он был старше, очень щедрым и являлся одним из чтецов.

В эпоху Усмана (да будет доволен им Аллах) было завоёвано много стран; был основан военно-морской флот, захвативший Кипр.

К достижениям Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) относится и то, что он продолжил завоевания Умара (да будет доволен им Аллах). Исламское государство продолжало расширятся. Началась эпоха морских завоеваний, исламское государство превратилось в морскую державу.

Одним из самых больших его достижений было составление 4 копий Корана, которые отвезли в центры областей халифата. Все они были копиями экземпляра, собранного во время Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

Это было вершиной его блестящей деятельности: он составил несколько копий Корана и раздал их по крупным областям, дабы они стали основным источником для копирования и изучения Книги Всевышнего.

Усман (да будет доволен им Аллах) продолжил и развил многие начинания Умара и особое внимание уделил судебным делам.

Усман (да будет доволен им Аллах) был первым, кто построил здание суда в истории Ислама. Суд стал учреждением. Кроме того, он первым в исламском государстве основал полицию.

В эпоху Усмана (да будет доволен им Аллах) его финансовая политика и расширение государства привели к росту общего благосостояния и распространению роскоши. Сподвижники, привыкшие к аскетизму, не могли быть этим довольны.

В среде мусульман начало проявляться недовольство, определённую роль в этом сыграло и коварство врагов.

Всё это привело к тому, что известно в истории Ислама под названием «Великая смута», которая началась с убийства Усмана (да будет доволен им Аллах).

Заговор против Усмана (да будет доволен им Аллах) и его убийство

Это был заговор определённых лиц, которые смогли воздействовать на некоторых мусульман, но не на сподвижников Пророка (мир ему и благословение). В убийстве Усмана (да будет доволен им Аллах) не участвовал ни один сподвижник.

Одним из самых ярых подстрекателей был тайный иудей Абдула ибн Саба. Своими интригами он смог натравить группу людей на Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах).

Достоверно, что Абдулла ибн Саба был иудеем, родом из Саны (Йемен). Его называли ибн Савда (сын чёрной). Он притворялся мусульманином и, переезжая с одного места в другое, собрал вокруг себя сторонников и распространил среди них много нечестивых нововведений, которые принесли вред исламскому обществу.

Усман (да будет доволен им Аллах) мог подавить недовольных силой, но вместо этого прибегнул к диалогу. Он обсуждал со своими противниками их доводы, но они продолжали свои козни, закончившиеся его убийством.

Усман (да будет доволен им Аллах) дал приказ не применять силу оружия против кого-либо, чтобы не говорили: «Усман убивает людей».

Так что они смогли добраться до Усмана (да будет доволен им Аллах) и убить его во время чтения, так что его кровь капала на Коран, на слова аята: «Им достаточно Аллаха».

Они ударили и его жену, защищавшую своего мужа.

Усман был убит невинно. После Умара (да будет доволен им Аллах) он стал вторым убитым халифом. Похоронили его на кладбище Баки.

Кладбище Баки, как вы знаете, является очень важным для мусульман.

Говорят, что там похоронены десятки тысяч сподвижников. Это достоверно известно. Каждый мусульманин желает быть похороненным здесь, рядом со сподвижниками, на этом благословенном кладбище.

Величайшим из покоящихся здесь мусульман после Пророка (мир ему и благословение) и похороненных в его комнате Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) является Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах).

Усман (да будет доволен им Аллах) умер на 82-м году жизни, но история сохранила для нас его великие качества, такие как скромность, щедрость, милосердие, терпение и великодушие, а также его ненависть к кровопролитию даже перед лицом смертельной опасности.

Да смилостивится Аллах над обладателем двух нуров и да будет доволен им, и да приведёт его к довольству.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Усман ибн Аффан , Осман ибн Аффан (араб. عثمان بن عفان ‎‎ - ‘Uthmān ibn ‘Affān ) ( - 20 июня ) - один из сподвижников Мухаммеда и третий арабский халиф (с 644 года). При Усмане была завершена кодификация Корана (см. Коран Усмана). Сунниты рассматривают его как одного из четырёх праведных халифов , наряду с Абу Бакром , Умаром и Али .

Ранние годы

Усман родился в Эт-Таифе. Он был выходцем из влиятельного племени Бану Умайя. Усман был состоятельным человеком. Стал одним из первых сподвижников Мухаммада. Был человеком великого нрава, великодушный и щедрый, делающий добро и милосердный. Будучи состоятельным человеком он тратил огромные средства на пожертвования. Всегда помогал бедным, притесненным и обездоленным, был очень справедливым и очень скромным. Это доказывает следующие достоверные истории из его жизни: Переселившись в Медину мусульмане обнаружили что в ней очень мало пресной воды и единственным источником хорошей воды был колодец «Рума». Он принадлежал одному человеку из племени бану Гифар и жители Медины покупали у него воду, одну бадью за один мудд съестного. Увидев все это Посланник Аллаха пообещал рай тому кто выкупит колодец «Рума» и отдаст его в пользование жителям Медины. Усман тут же сделал это. После долгих уговоров, хозяин согласился продать половину колодца за огромные деньги и Усман выкупил колодец за тридцать пять тысяч дирхамов . И отдал на безвозмездное пользование жителям Медины, и был на столько скромен что потом он так же как и все стоял в очереди за водой. Однажды в год когда люди страдали от голода Усман вернулся с торговым караваном полными еды и питья, по приезду Усман, увидев что люди страдают от голода раздал голодающим все содержимое каравана не взяв с них абсолютно ничего. В разное время был женат на двух дочерях Мухаммад, за что его прозвали «обладатель двух светочей». Он дважды совершил хиджру.

Правление

Исламские завоевания завоевания при Усмане обозначены цифрой IV

Усман стал Халифом по единогласному мнению всех сподвижников пророка Мухаммада. Правление Усмана прежде всего отличалось дипломатичностью, так же отличалось значительным расширением границ Халифата и укреплением государственных институтов, заложенных его предшественниками. При нём Ислам проник на Кавказ , в Иран и Кипр . Так же в его заслуге то, что он создал первый флот в исламе, выделил отдельное здание для судопроизводство и организовал стражей порядка. Во времена правления Усман ибн Аффана в первые на содержание из государственной казны были включены младенцы до одного года и кормящие матери а также все невольники. Остальная категория осталась та же как и при правлении его предшественников, это - бедняки, инвалиды, сироты, путники и старики. Времена правление Усмана ибн Аффана было одним из лучших в истории Халифата.

Усмана ибн Аффана убили лицемеры из числа тех кто лишь внешне принял Ислам, и прикрываясь мусульманами вводили всякие новшества в религию чтобы разрушить единство мусульман и конечно же тем самым ослабить Халифат. Их предводителем был Абдулла ибн Саба, в прошлом он был иудеем, затем внешне принял Ислам и начал подделывать печати и подписи. Раздул фитну и на основе подделанных, им же самим, документах восстал против Халифа. Усман ибн Аффан не стал сражаться с ними и не позволил это сподвижникам, так как убийцы Усмана называли себя мусульманами. Они окружили дом Усмана и держали его в заложниках более сорока дней. И убили его когда начался месяц хаджа, и многие мужчины Медины уехали в Мекку для совершения хаджа. Так же им сыграло на руку то, что Усман был обладателем мягкого нрава.

Что еще почитать