Проект на тему масленица. Проект в детском саду на тему: Масленица

«Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории», - говорил русский художник А. Г. Васнецов. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Каждый человек, живущий в нашей великой стране, должен знать и уважать традиции русского народа, чтобы он не потерял свою самобытность, свои истоки. В последнее время заметно усилилось влияние европейской культуры, появление несвойственных славянам праздников, таких, например, как Хеллоуин, когда существует столько своих замечательных русских народных праздников. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы - «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься, да песни петь. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресенья. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Каждый год все мы отмечаем этот праздник, но не многие знают, когда и почему стали праздновать Масленицу, какие есть обычаи празднования Масленицы.Исследовательская работа.

проект масленица.doc

Картинками

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» городской округ Первоуральск Исследовательский проект МАСЛЕНИЦА Автор работы Герасимов Кирилл, Ученик 3 Б класса МАОУ СОШ №4 Руководитель: Деменева Иляна Валерьевна, Учитель начальных классов МАОУ СОШ №4 2016г

Оглавление ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3 1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..…5 1.1. Как появилась масленица…………………….………………………….5 1.2. Масленица – традиции …………….. ………………………………..…6 1.3. История происхождения блинов..…………………………………..….8 1.4. Распорядок проведения праздника…….………………………………10 1.5. Масленичные забавы……………………………………………………12 1.6. Масленица в других странах мира……………………………………..14 1.7. Выводы по основной части……………………………………………..16 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………........17 2.1. Проведение анкетирования………………………..…………………....17 2.2. Выводы по анкетированию……………………………………………..19 2.3. Посещение праздника «Масленицы»…………………………………..20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………..22 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...23 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ..……….40 Введение 2

«Плох тот народ, кто не знает и не ценит своей истории», ­ говорил русский художник А. Г. Васнецов. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Каждый человек, живущий в нашей великой стране, должен знать и уважать традиции русского народа, чтобы он не потерял свою самобытность, свои истоки. В последнее время заметно усилилось влияние европейской культуры, появление несвойственных славянам праздников, таких, например, как Хеллоуин, когда существует столько своих замечательных русских народных праздников. Одним из таких праздников является большое народное гуляние в конце зимы ­ «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься, да песни петь. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресенья. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Каждый год все мы отмечаем этот праздник, но не многие знают, когда и почему стали праздновать Масленицу, какие есть обычаи празднования Масленицы. Актуальность этой темы: В современном мире люди стали забывать о традиционных русских народных праздниках. В стародавние времена русский народ веселился на таких праздниках как Масленица, Иван Купала, Троица, Рождественские Колядки. В наше время практически никто не занимается организацией этих праздников (Приложение 1). Мы никогда не забываем эти празднества и не только развлекаемся сами, но и развлекаем учащихся нашей школы. Зимой, на Масленице, мы катаемся на санках, едим горячие блины, играем в игры, ходим в гости. Всё это мы делаем, чтобы русские народные праздники никогда не ушли из нашей жизни, чтобы люди помнили о них, ведь с ними жить гораздо веселей, чем без них. Сохраниться в памяти учеников и учителей школы помогают многочисленные фотографии, на которых запечатлен наш труд в проведении различных игр, развлечений и многого другого, передававшегося нам с опытом старших людей из поколения в поколение. Цель проекта: сохранения традиций народных праздников, имеющих большой нравственный потенциал, обогащающие духовный мир человека. Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем себя возможности прикоснуться к духовно­нравственным основам наших предков. 3

Задачи проекта:  Возрождение интереса к обрядовым русским праздникам;  Обогащать духовный мир детей;  Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;  Приобщение участников к традициям проведения народного праздника Масленица. Объектом моего исследования: праздник Масленица. Предмет исследования: история возникновения Масленицы. Методы исследования изучение теоретических источников, анкетирование, сравнение, анализ и опрос. 1. Основная часть. 1.1 Как появилась Масленица. История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. По своему обычаю, церковь "назначила" на место языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы великого поста. После этого Масленица воспринималась христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Этнограф 19 века И. М. Снегирев считал, что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия, приходившиеся на 24 февраля по новому стилю. Для славян этот праздник долгое время был встречей нового года! Ведь до XIV века год начинался с марта. А по давним поверьям 4

считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились люди в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей". А само название "Масленица" возникло только в XVI веке. Оно возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые. Процесс приготовления блинов считался таинством: его передавали из рода в род через дочек и внучек. 1.2. Масленица – традиции. Именно в честь весеннего солнца пеклись круглые лепешки из теста, замешанного на воде и пшеничной муке. Впоследствии их заменили кружевные блины. Круглые желтые блины являются символом солнца, а значит, обновления и плодородия. Съесть блин на Масленицу - значит, проглотить кусочек солнца, его тепла, нежности и щедрости. Выпекание круглых «солнышек» из теста - это еще и своего рода ритуал привлечения солнца. Чем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнется весна и тем теплее будут последующие времена года до следующей зимы. Кроме выпекания блинов были и другие масленичные обряды, связанные с поклонением солнцу. Так, например, производились различные ритуальные действия, основанные на магии круга (солнце - круглое). Молодежь, да и взрослые тоже, запрягали лошадей, готовили сани и по несколько раз объезжали село по кругу. Кроме этого, украшали деревянное колесо яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте. Во время всеобщих гуляний обязательно водили 5

хороводы, которые тоже являлись ритуалом, связанным с кругом, то есть с солнцем. Символизировал солнце и огонь: русичи зажигали деревянное колесо и катали его по дороге, скатывая с пригорка. Колес зажигали много: того, кто смог прокатить свое колесо без единого его падения, ожидали в текущем году счастье, удача и достаток. Считалось также, что тот, кто плохо веселится на Масленицу, будет неудачлив до следующей Масленицы. Еще одним непременным участником масленичных гуляний был медведь. Люди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, после чего ряженый пускался в пляс вместе со своими односельчанами. Масленица и медведь - какая между ними связь? Все просто: зимой медведь спит в берлоге, а весной - просыпается. Проснулся медведь - значит, весна пришла. Животные - они ведь все изменения природы нутром чуют. Обрядив мужика в медвежью шкуру, люди угощали его и плясали ритуальные танцы, подражая просыпающемуся после зимней спячки медведю. Конечно же, изготавливалось чучело Масленицы из соломы, обряженное в женскую одежду. В течение всей масленичной недели чучело Масленицы было главным героем гуляний: его возили с собой, катаясь на санях, и носили, устраивая праздничные шествия. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, смерть. В последний день Масленицы чучело разрывали или, что было чаще, сжигали на ритуальном костре. Во все времена быт крестьянина связан с природными циклами. Важны были земледельческие обряды, которые, несмотря на их наивность, говорят о том, что человек не властелин над ней, а её часть. Мы узнали, что катание с горы ­ «на долгий лен». С этой же целью нарочито громко пели, как можно выше прыгали через костер. В масленичный четверг (называемый Власием и Волосием) гуляния разворачивались наиболее широко, т.к. верили, что скот в хозяйстве от этого будет здоровее.  Когда катались на санях, то верили, что стук лошадиных копыт разбудит спящую землю.  Выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – ведь скоро Весна!  Обряд пробуждения Медведя ­ "кома" символизировало пробуждение всей природы, наступление весны. Встреча весны всегда праздновалась с размахом, оглушительным весельем. Чтобы «отпугнуть нечистую силу», наряжались в шкуры животных, лицо обмазывали сажей, сжигали старый мусор, в котором могли прятаться злые духи. Подготовка к празднику начиналась еще в воскресенье. Ходили в гости, чтобы заранее договориться о том, как праздновать масленицу. Начинались шуточные 6

игры. Всех, кто возвращался в деревню из поездки, спрашивали: «Не везешь ли Масленицу?», тех, кто отвечал «нет», ребятишки били лаптями. Каждый день масленицы имеет своё название и требует соблюдения определённых ритуалов. 1.3. История происхождения блинов. Принято считать, что блины ­ чисто русское блюдо, и об этом свидетельствует многовековая традиция изготовления и употребления лакомства во всех его видах. Действительно, на Руси они укоренились давно и надолго. Хотя, еще в V веке до нашей эры египтяне изготавливали кислые лепешки, своего рода блины. История происхождения данного блюда уходит в глубину веков. Еще в IX веке русичи лакомились дрожжевыми блинами. Существуют даже конкретные годы их появления в меню – 1005­1006 годы. О том, как появилось столь вкусное блюдо, сложено много легенд, одна из которых гласит, что овсяный кисель, забытый в печи, поджарился и подрумянился. После снятия пробы, все решили, что это вкусно. Так и появились блины. 7

Исследуя русские быт и традиции, историк В. Похлебкин пришел к выводу, что название блюда происходит от формы слова молоть, «млин». Дословно «блин» может обозначать изделие из муки, что полностью соответствует истине. Исторически сложилось, что для приготовления блюда использовались самые высококачественные продукты. Все дело в том, что блины, так же как и кутья, были предназначены для поминовения усопших. Их выпекали в больших количествах и раздавали людям с небольшим достатком, чтобы те в свою очередь отведали лакомство и вспомнили покойного. Позднее, ближе к IX веку, блины стали главным блюдом праздника Масленица, что так же является своего рода поминками или проводами зимы. Хотя, бытует и другая версия, что они напоминают по цвету и форме весеннее солнце и являются символом главного славянского божества, Ярило. Традиционные масленичные блины каждая хозяйка готовила по­своему и традиции, передавались по наследству и совершенствовались. складывающиеся веками, Праздник Масленицы ассоциируется с поеданием большого количества блинов в течение всего дня. В старину их можно было купить у разносчика с лотка, в трактире с пылу с жару или у торговок. Каждый выбирал лакомство на свой вкус со сметаной или медом, икрой или грибами. Их фаршировали и подавали с горячими блюдами и чаем. Так же популярны были блины с различными кашами, такими как манка, гречка или пшено. У хозяек в старину было очень много рецептов блинов с припеком. Сейчас эти традиции, практически, утеряны. А между тем, не так давно такое блюдо можно было встретить в каждом доме в постоянном меню. В качестве припека использовались самые разнообразные продукты. Свежие грибы, зелень, разнообразные овощи и яйца – все подходило для блинной начинки. Блины, история происхождения которых может быть очень туманна, употреблялись только в соответствии с традициями. Их можно было брать только руками и запрещалось использовать столовые приборы при «блинной» трапезе. Если человек позволял себе разрезать блин ножом, то его били палками до смерти, как осквернителя божественного солнца. Традиции, связанные с употреблением блинов, у каждого народа свои, так же как и рецепты. Англичане, например, заводя тесто, обязательно добавят эль и солодовую муку. Американцы пекут блины небольшого размера и достаточно толстые, что придает им сходство с оладушками. К блюду отдельно подается кленовый сироп, или начиняют их сыром, ягодами, изюмом или овощами. В Германии к блинам обязательно предложат сахар и лимон. Испанцы, традиционно использующие кукурузную муку, делают из нее и блины и начиняют их фаршем. Но русские блины, история происхождения которых тесно связана с нашей страной, отличаются особым неповторимым вкусом и разнообразием. (Приложение 2). 8

1.4. Распорядок проведения праздника. Понедельник - встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. С понедельника начинали печь блины. Кажется ­ чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины. В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день, с самого раннего утра, к отцу с матерью. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать. Все знают пословицу "Первый блин комом". А, собственно, почему ­ разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!" Хорошее правило ­ поминать, вспоминать не только в отведенные для этого дни, но и перед весельем: не будь родителей, и мы бы не веселились. Традиция закрепилась в пословице: "комом" ­ значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин. Вторник - заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены - просим жаловать». Главное в заигрышах ­ любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные "позыватки", родители 9

пекли горы блинков ­ чтоб парни и девушки вместе побыли, повеселились, конечно, под неусыпным родительским оком. Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. В этот день зятья к тещам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьев немного ­ в лучшем случае, один­два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка "Масленица­объедуха ­ денег приберуха". Но ничего не попишешь: "хоть себя заложи, а Масленицу проводи!" Тещины блины ­ это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет ­ и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет ­ только бы на ногах устоять. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка ­ родная кровь, ей потом выслушивать. Четверг - широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои (стеношный бой), шумные пирушки. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В городе теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет­нет, да и услышишь детские голоса: "Трынцы­брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын­ трынца, подайте блинца!" Пятница - тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. Говорят, "у тещи зятек ­ любимый сынок". Пятница на «масленичной» недели по народным поверьям зовется «тещины вечерки». Этими вечерками зятья приглашали тещу с тестем в свой дом на блины. Это был целый ритуал со своими традициями, передававшимися из поколения в поколения. В этот день молодые звали в гости не просто так, на угощенья, но и еще для того, чтобы поучиться уму разуму у старших, выслушать их полезные советы и добрые напутствия, которые пригодятся молодым для дальнейшей жизни. И родители жены очень ждали этого дня и всегда были рады и горды, что их дети не забывают о них и ждут их к себе в гости. Об этом заранее оповещались все родные и родственники, и к вечеру уже вся деревня знала, кто приглашен, а кто нет. И если приглашенья не последовало, то теща была обижена на всю жизнь, и зять уже никак не мог исправить своей оплошности. А сам ритуал состоял в следующем, каждая теща должна накануне, вечером отослать в дом зятя всю утварь: сковороды, плошки, котел и т. д., для замеса теста, а тесть в свою очередь должен был поставить все продукты, чтобы новоиспеченный зять смог замесить опару и испечь вкусные блины к приходу дорогих родственников. В пятницу уже закрывались конторы и магазины, прекращалась работа в мастерских, даже дети освобождались от учения. Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки. Последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы принято просить прощения у родных, близких, знакомых. Главное, чтобы это было искренне. 10

В этот день поминают умерших, просить прощения ходят на кладбище, там оставляют блины. Кульминацией Масленицы считается ритуальное сжигание чучела Масленицы. - символ ухода зимы и наступления весны. Давали чучелу Масленицы блин, после чего «Сударыня ­ Масленица» сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия. Там же, где не делали чучела Масленицы, в костры бросали всякое старье - лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. На праздник проводов зимы можно провести народные игры и забавы, в которые 1.5. Масленичные забавы. принято было играть на Масленицу. Детская игра «Вот так» Выбирают водящего. Дети образуют круг. Водящий становится в центр. Все поют: Как с­под наших с­под китей Куря вывела детей, Куря вывела детей: Девяносто петушей Да осемь курочек - Белых гарабурочек. Они не пьют, не едят, Друг на друга глядят, Друг на друга глядят И все делают вот так! После последних слов стоящий в центре круга водящий делает какое­нибудь телодвижение (приседает, подпрыгивает, наклоняется и т.п.). Остальные ребята, подражая водящему, должны проделать то же самое. И т.д. Горелки Самая популярная народная игра на Масленицу. Эту игру можно провести на улице или в просторном помещении, где дети могли бы побегать. Выбирается «горящий». Он выходит вперед. Ребята становятся друг за другом в ряд и поют: Гори, гори ясно, Чтобы не угасло. 11

Раз, два, смело Погляди на небо Теги­гуси летят, На всю Русь кричат: Га­га­га, га­га­га, Не догнать нас никогда! «Горящий» поет: Стою, стою на бревнышке, Стою, стою на солнышке! Ой, горю жарко, Ой, горю ясно Один из играющих спрашивает: - Что ты горишь? «Горящий» отвечает: - Хочу добра молодца. Тот же играющий спрашивает: - Какого? «Горящий» отвечает: - Тебя, молодого! Задавший вопросы убегает, «горящий» его догоняет. Если поймает, то они меняются ролями, если нет - выбирается новый «горящий». Состязание на столбоходах. Проводится соревнование: кто скорее достигнет цели на столбоходах. Для их изготовления нужны веревки и бревнышки диаметром 10­15 сантиметров, а высота - на ваше усмотрение. В верхней части бревнышек просверливаются отверстия. В них продевается веревка. Вот столбоходы и готовы. При ходьбе концы веревок держат в руках (веревки помогают переставлять ноги со столбами). Кстати, вместо бревен можно использовать большие консервные банки. Соревнуются на столбоходах так же, как и на ходулях. Бег на трех ногах Играющие разбиваются на команды, каждая команда - на пары. Им связывают ноги (правую ногу одного ребенка с левой ногой другого). Флажками отмечают дистанцию. Пара на трех ногах добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта. И т.д. Чья команда скорее закончит соревнование? Кто сильнее В этом состязании можно выявить как победителей в отжимании гири правой или левой рукой, так и победителя по сумме выполненных обеими руками упражнений. Желательно до начала соревнований хотя бы приблизительно разделить участников по весовым категориям (для разных весовых категорий и гири должны быть разного веса). Русская метла Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка, а дальше - все, как в серьезных соревнованиях по метанию копья: определяются дорожка для разбега и линия, за которую «метлометателю» заступать нельзя. Ледяной столб На масленицу ставили высокий столб, потом его обливали холодной водой и на оледеневший столб подвешивал подарки на разном расстоянии друг от друга. Игроки должны попытаться залезть на этот столб, но они соскальзывают с него, и 12

побеждает тот, кто сильнее и упорнее старается преодолеть препятствия, чтобы долезть до конца и достать самый дорогой приз. Бой мешками Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию. Русская баня Банным сухим веником "попарить" противника, кто быстрее обобьет об него веник. 1.6. Масленица в других странах мира. Масленица - это праздник не только славян, а и практически всей Европы. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор. В Шотландии на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе. Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин… В школах Дании в эти дни проводятся театральные представления, концерты. Школьники обмениваются знаками дружбы, передают своим друзьям через знакомых шуточные письма без указания обратного адреса. Если мальчик получит такое письмо от девочки и угадает ее имя, то на Пасху она подарит ему шоколад. В Югославии вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда. В Греции Масленица и длится целых 3 недели и завершается аккурат перед Великим постом. Здесь ее называют Απόκριες (АпОкриэс) или Αποκριάτικα (АпокриАтика). В эти недели греческие улицы и дома украшают праздничными 13

венками и гирляндами, по городам проходят веселые карнавалы, а во всех лавках продаются деревянные жезлы, которые в Греции являются главным символом веселья и Масленицы. На кухнях греков в это время больше мяса, чем блинов. Для праздника в этой стране выбирают самое сочное и вкусное мясо, после наедаясь им до отвала. А в четверг - прощаются с мясом. Кстати, здесь этот день так и называется: «Прощай, гриль!». В Германии весну встречают оладьями, блинами и домашней колбасой, а в праздничный вторник приступают к пончикам. Само торжество смены пор года немцы называют Fasching (Фашинг). Масленичные карнавалы в Германии не совсем обычные: так, например, отправляясь на «Шествие духов», немцы проводят зиму в обличии призраков, ведьм, чертей, шутов и всевозможных персонажей детских сказок. Чехия традицию праздновать Масленицу чехи в свое время позаимствовали у немцев, но назвали ее все же по­своему - «Масопуст», что в переводе на русский означает «Без мяса». В этой стране весну начинают встречать с 6 января, однако пик веселья приходится на неделю перед постом. Отдельного упоминания заслуживает чешский «жирный четверг», когда все наедаются вдоволь, на весь год. Популярнейшим рецептом в этот день является свинина с варенными на пару «кнедликами», которую запивают сливовицей и горячим пивом. В целом же «Масопуст» известен не блинами, а пончиками. Французская Масленица не слишком сильно отличается от русской - здесь также пекут блины, веселятся в свое удовольствие и сжигают чучело из соломы. Конец праздников перед началом поста в этой стране называют Mardi Gras - «жирный вторник». Великобритания здесь весну встречают всего лишь один день, в «Покаянный вторник», перед постом. У британцев Масленица ассоциируется с «блинными гонками». Согласно легенде, они появились в 1445 году, когда одна домохозяйка позабыла о праздничной службе и выскочила на улицу прямо в фартуке, со сковородой в руках, на которой жарились блины. Теперь на Масленицу «блинные гонки» устраивают почти во всех городах Британии. Не считая тех, где страховые компании решили подсчитать сумму выплат за возможные риски от таких соревнований и пришли в ужас от итоговых подсчетов. Польша в этой стране на Масленицу готовят пончики с разной начинкой, сладкий хворост и оладьи. А еще здесь есть забавная традиция - «продавать» незамужних девушек, а холостяков - таскать за волосы. Болгария болгары отмечают Масленицу за семь недель до Пасхи, в воскресенье. Прощеное воскресенье здесь называют «Сирни заговезни» или «Прошка». За неделю до него болгары выходят на шествие кукеров, обряжаясь в царей, старух, священников, сборщиков налогов или зверей. В подобных образах они проходят по улицам, танцуя и стараясь так прогнать все злое. 14

На «Прошку» болгары собираются всей семьей, молодежь просит прощения у родителей, и те говорят: «Бог простит». На саму Масленицу здесь готовят белую халву с орехами и слоеный пирог «баницу». А вечером зажигают костры и прыгают через них, снимая с себя, таким образом, все плохое, что преследовало их всю зиму. 1.7.Выводы по основной части. Масленица у древних славян был этот многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. Она принесла с собой обычаи, которые наполнены народной мудростью и глубоким нравственным смыслом, без которых народ теряет свою самобытность, поэтому их надо беречь и помнить. 15

2 Практическая часть 2.1. Проведение анкетирования. Задачи: 1. Провести анкетирование с учащимися 3­9 классов, жителей города. 2. Выяснить, знают ли они русский народный праздник Масленицу, историю появления этого праздника на Руси, традиции празднования Масленицы, название дней масленичной недели. Мы составили анкету, что бы выяснить, знают ли у нас русский народный праздник Масленицу, историю появления этого праздника на Руси, традиции празднования Масленицы. (Приложение 3). 1 вопрос. Что для вас значит масленица? Для большинства опрошенных масленица ­ просто веселый праздник, театрализованное шоу. То, что в масленичные дни поминают усопших ­ знают взрослые, точнее ­ бабушки ­ 4% опрошенных. Все – и взрослые, и дети считают, что масленица ­ это проводы зимы и встреча весны, некоторые взрослые знают, что это праздник перед Великим постом, после которого следует Пасха. 2 вопрос. Как вы проводите масленицу? Пеку блины­90%, как обычный день ­ 40% взрослых и 20 % детей, 16

Проект для средней-старшей группы детского сада «Широка масленица» проект


Тема: «Широка масленица»
Проблема:
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс ДО обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной . В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, формируется познавательный интерес, приобретут навыки игры на музыкальных инструментах, узнают новые песни, сказки, пляски, игры своей страны. Воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Цель работы:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с
различными жанрами устного народного творчества;
2. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.
4. Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской
культуре в семье.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор, родители.
Типы проекта: творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Условия реализации : детский сад, семья.
Ожидаемые результаты проекта:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Продукт проектной деятельности: проведение праздника «Проводы масленицы»
1. этап. Подготовительный:
Октябрь
Создать условия для формирования интереса к празднику.
(Наблюдения за изменениями в природе).
Ноябрь
Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.
Декабрь
Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.
(Беседа: «Как на Руси весну встречали!».Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации. Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка», В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» и т.д.).
Январь
Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, репродукции, музыкальный репертуар).
(Заучивание, стихов, частушек. Разучивание хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка», «Маслёна», «Ясна – красна».
Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной «Блины». Знакомство детей с пословицами о масленице и т.д.).
Февраль
Начать формирование игротеки народных игр.
(Обучение русским народным играм «Салки», «Горелки», «Жаворонок», «Поймай валенок», «Карусели», «Пройди в ворота», «Молчанка».Проведение соревнований и игр эстафет: «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Штурм горы», «Кто быстрее на метле» и т.д.)
Март
Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов.

2. этап Практический:

Понедельник
«Встреча»
Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.
- беседа «Что за праздник, Масленица?»
- рассматривание альбома «Масленица»
- поговорки про масленицу
- заучивание стихотворения «Масленица»

Вторник
«Заигрыш»
Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.
- беседа «Как отмечать Масленицу»
- п/и «Горелки», «Звонарь»
- хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»
- разучивание масленичных закличек.

Среда
«Лакомка»
Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
- слушание песни «Песня блинам»
- разучивание стихотворения «Про Масленицу»
- слушание песни «Как на Маслянской неделе»
- чаепитие с блинами в группе

Четверг
«Разгуляй»
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- игры-эстафеты:
- «Перетягивание каната»
- «Снежный тир»

Пятница
«Посиделки»
Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- лакомство блинами

3-й этап. Заключительный: проведение праздника «Проводы масленицы»
Материалы к проекту:
Электронная презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со
значением и обычаями праздника).
Сценарий праздника: «Масленица»
Перечень народных игр, закличек.
Рисунки детей.

Используемая литература:
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

Юлия Шмелёва

Тема : «Широкая масленица »

Тип проекта : познавательно - творческий, краткосрочный .

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Актуальность проекта :

Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.

Тема проекта «Широкая масленица » является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.

Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Цель :

Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица ) .

Задачи :

Обучающие

Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица » ;

Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.

Развивающие

Развивать коммуникативные способности;

Развивать память, мышление, внимание;

Развивать интерес к русским народным традициям;

Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.

Воспитательные

Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;

Формировать любовь к Родине, ее традициям.

Формы реализации проекта :

Беседы по теме;

Совместная творческая деятельность;

Создание творческих работ детей и родителей;

Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;

Чтение стихотворений, художественных произведений;

Тематическое занятие.

Этапы реализации проекта

Подготовительный :

Разработка содержания проекта , составление плана работы;

Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);

Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;

Подбор материалов для продуктивной деятельности;

Заучивание закличек, частушек;

Изготовление стенгазеты «С масленицей » .

Основной :

Проведение тематического занятия;

Художественно-творческая деятельность.

Разучивание масленичных частушек , русских народных песен, закличек;

Чтение художественных произведений по теме.

Прослушивание музыкальных композиций.

Заключительный :

Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица » ;

Оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир» ;

Взаимодействие с родителями :

Рецепты приготовления блинов для выпуска сборника «Блинный пир на весь мир!» ;

Приготовление блинов для чаепития;

Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица » .

Тематическое планирование

Тематическое занятие «Госпожа Масленица »

Разучивание масленичных частушек Народная игра - забава «Малечина–калечина»

Катание с горки Чтение стихотворения

Д. Кузнецова «Блины»

Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)


Народная игра – забава «Петушки»

1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка

Изготовление «Масленичного солнышка »


Народная игра – забава «Перетягивание каната»

Хороводная игра «Едет Масленица »

Катание на санках Загадки о весне и зиме

Слушание песни «Ой, блины, мои блины»

Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»

1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка

Беседа

Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»



Народная игра – забава «Блинная эстафета»

Рисунки на снегу Разучивание русской народной песни «Масленица - блиноеда »

Чаепитие с блинами


Народная игра - забава «Звонарь»

1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка

Чтение масленичных закличек

Хороводная игра «Заинька, попляши» Развлечение «Прощай, Масленица

Слушание песни «Как на Масленой недели »

Рисование «Масленица »


Народная игра - забава «Ручеёк»

1 половина дня Прогулка 2 половина дня Прогулка

Беседа : «Что мы узнали о Масленице »

Исполнение русских народных песен Народная игра - забава «Горелки»

Игры в «снежки» Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»

Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица »

Народная игра - забава «Снежный тир»

Организованная образовательная деятельность

(различные виды деятельности)

Коммуникативная.

Беседы «Значение и символика блинов» , «Что мы узнали о масленице

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Прочтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины» , рассказа Т. Нуждиной «Блины» , масленичных закличек .

Познавательно – исследовательская.

Занятие по приобщению к социокультурным ценностям «Госпожа Масленица » ; отгадывание загадок о весне и зиме; просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица » .

Изобразительная.

Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись, «Масленица » , «Рисунки на снегу» ; лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки» .

Конструктивная.

Изготовление «Масленичного солнышка » .

Музыкальная.

Слушание русских народных песен «Как на Масленой недели » , «Ой, блины мои блины» ; разучивание и исполнение русской народной песни «Масленица - блиноеда » , масленичных частушек ; исполнение русских народных песен.

Музыкально – игровое творчество : хороводные игры «Заинька, попляши» , «Едет Масленица » .

Народные игры – забавы.

Ожидаемый результат :

Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;

Имеют представление о народных праздниках, играх;

Владеют знаниями масленичной кухни ;

Интересуется изобразительной детской деятельностью;

С интересом участвует в народных играх;

Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;

Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Педагоги накопление материала;

Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.

Родители

Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.

Проект для ДОУ "Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся!"

Автор проекта: Салозграф Ирина Владимировна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ - детский сад №37 с. Раздольное Моздокского района РСО - Алания

Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

Проект "Масленица, Масленица, мы тобою хвалимся!"

«Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».
Ш. Амонашвили
«Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».
Г.Н. Волков

Глобальные преобразования сегодня происходят во всех сферах социальной жизни, в том числе и в сфере образования. Роль народных систем воспитания относится к важнейшим вопросам педагогики. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие традиций каждого народа актуально для нашей многонациональной страны. Приобщение к народным традициям обеспечивает духовное и нравственное развитие личности.
Ключевая роль дошкольного воспитания заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Цель проекта : Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Задачи проекта:
дидактические:
- формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица;
- познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, частушки, сказки, игры)
- познакомить с традиционным русским укладом, традиционной национальной одеждой, изделиями народного промысла.
- познакомить с блюдами традиционной русской кухни, историей появления блинов.

развивающие:
- способствовать развитию интереса к истории родной страны, обычаям и традициям в жизни людей, к обрядовым русским праздникам;
- развивать поисковую деятельность, творческую активность;
- развивать интерес к русскому народному фольклору и желание принимать активное участие в проведении тематических развлечений, досугов, НОД;
- развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом,
- формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
- активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ.

воспитывающие:
- воспитывать нравственно-патриотические качества, основанные на знании русских традиций, гордость за свой народ;
- воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа, желание сохранить и приумножить богатства своего народа;
- воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, толерантность к особенностям национальной культуры каждого ребенка;
- ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к своей национальной культуре в семье, на воспитание у детей уважения и интереса к культурно-историческим ценностям родной страны и к культурным особенностям других наций.

Актуальность реализации проекта
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются приоритетными с точки зрения государственной политики в области образования. Возрождение России, поддержание международного статуса связано сегодня не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности, личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.
В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.

Новизна проекта: Ежегодное проведение развлечения, посвященного празднику Масленица, стало в нашем детском саду уже хорошей и веселой традицией. Данный же проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Не одномоментное, а более долгосрочное соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. И, что немаловажно, данный проект способствует укреплению взаимопонимания и толерантности в жизненной среде нашего ДОУ, собравшего под свое теплое крыло деток разных национальностей. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

Тип проекта:
по количеству детей – групповой, разновозрастной
по доминирующему методу – игровой, творческий;
по образовательным областям – интегрированный (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие)
по продолжительности – краткосрочный (08.02.2016 – 20.03.2016)

Обеспечение проекта :
Научно-методическое : подбор необходимой научно-методической литературы, изучение интернет-ресурсов, составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей, составление плана организации и проведения проекта, подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа, составление картотеки народных игр.
Материально-техническое: аудиосистема, теле- и видео-оборудование, ИКТ;
Наглядно-дидактическое: произведения декоративно – прикладного искусства и предметы народного быта с различными видами росписей, фотографии, репродукции картин и иллюстрации, мультимедийные презентации, мультфильмы;
Предметно-пространственная развивающая среда : актовый зал с соответствующей ППРС (музыкальный уголок, физкультурный уголок, ППРС для театрализованной деятельности), мини-музей «Русская изба», «Уголки ряженья» в групповых комнатах, соответствующее тематическое оформление книжных уголков, изо-уголков, уголков национальной культуры, родительских уголков, оформление территории ДОУ.

Формы организации
1. Беседа, общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Моделирование.
4. Экскурсия.
5. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
6. Развлечение.
7. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
8. Интегрированная НОД.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап:
определение цели и задач проекта;
подбор и изучение материала, пособий, литературы по теме;
определение основных направлений работы над проектом;
составление плана основного этапа проектирования;
подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта.
составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей;
подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, нотного материала;
подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа.
информирование родителей о предстоящем мероприятии;
индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии.

2. Основной этап.
Пояснительная записка:
Основной этап проекта должен был быть реализован в ходе самой Масленичной недели, но(!), в связи с тем, что празднование Масленичной недели в 2016 году совпало с празднованием Международного Женского дня – 8 Марта, пришлось внести коррективы. Материал, запланированный на понедельник («Встреча») и вторник («Заигрыш») Масленичной недели был распределен для проведения неделей раньше, так как 7 и 8 марта выпали на выходные дни. Однако на эти дни были предусмотрены увлекательные «домашние задания» для совместной деятельности детей и родителей.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49» (корпус № 3, Л.Толстого, 27).

Проект «Широкая Масленица»


Тип проекта: педагогический

Вид проекта: познавательно -творческий, кратковременный

Срок реализации: 1.03 – 18.03.2016

Участники проекта: воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети средней группы и родители


  • Мир русской культуры поражает поэтическим откровением своей красоты, восхищает тем, как грамотно и гармонично все в нем устроено по законам добра и мудрости. Основной путь восхождения общества к духовным ценностям видится в сохранении и возрождении культуры своего народа. В работах российских философов, педагогов, филологов (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, Н. К. Рерих, В. В. Розин и др.) культура рассматривается доминирующим средством изменения общества и развития личности. Огромный воспитательный потенциал заложен в народных традициях, обрядах, произведениях устного народного творчества, музыке, где высвечены национальные идеи и гражданские ценности. Именно праздник выступал той культурной формой взаимодействия людей друг с другом, когда осуществлялась передача потомкам культурных традиции.

  • В настоящее время вызывает тревогу и беспокойство забвение русских традиций, отражающих многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней. Одной из проблем дошкольного образования ребенка сегодня – противоречие между богатейшим наследием русского народа и недостаточным представлениями о традициях народа у родителей и детей.

Цель: формировать у детей представление о русском народном празднике Масленице.

  • Познакомить детей с народными традициями, символами праздника, народными гуляньями, играми и забавами Масленичной недели.
  • Приобщить к ценностям русской культуры.
  • Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями русского народа, истоками культуры.
  • Воспитывать чувство патриотизма основанного на русских традициях.
  • Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

  • Владеют знаниями о традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.
  • Умеют организовывать народные подвижные игры, выступать в роли организатора, водящего.
  • Знакомы с произведениями народного искусства (заклички, заигрыши, загадки, песни)
  • Выражают эстетические чувства, проявляют эмоции от участия в народных праздниках, прослушивании произведений музыкального фольклора.

  • Праздник «Масленица»
  • Семейная викторина «Широкая Масленица»
  • Выставка конкурсных фотографий «Ух, ты, Масленица»
  • Презентация проекта

Реализация проекта. I этап – подготовительный

изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, постановка цели, задач, разработка проекта, выбор форм и методов работы с детьми, определение содержания работы, изучение условии для проведения проекта, определение и формулировка ожидаемых результатов.


II этап – основной

Дата

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Рассказ воспитателя о русском традиционном празднике – Масленице – познакомить детей со значением и обычаями праздника. Использование видеопрезентации по теме.

Катание на санках – доставить детям радость от зимних развлечений.

Взаимодействие с родителями

Разместить в групповой раздевалке папку-передвижку «Масленица»,

Разучивание масленичных закличек, поговорок – развивать кругозор, память.

Слушание русских народных песен «Вот уж зимушка проходит», «Как на масленой недели», «Барыня» - повышать интерес к русскому народному творчеству.

Раздать листы с вопросами семейной викторины «Широкая Масленица»

Знакомство с п/и «Малечина-калечина», «Заря»- развивать внимание, реакцию, ловкость. «Мороз – красный нос» - учить детей действовать по сигналу, бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга.

Дата

Совместная деятельность

Заучивание песни «Ой,

Самостоятельная деятельность

Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица» - обобщать знания детей о Масленице; доставить детям радость, хорошее настроение.

Взаимодействие с родителями

Праздник «Масленица» - актуализировать и систематизировать представления детей о народных традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах; формировать интерес к русскому народному фольклору; воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Рассматривание картин Кустодиева «Масленица», «Деревенская масленица», «Масленичные катания»; Грузинского «Масленица» 1889, Кожина С. «Масленица. Проводы» 17 век, Френца «Масленица» 1903, Белых В. «Соборо Александра Невского. Масленица» 1908, Васильевой Л. «Масленица», Сырова «Ярморка» и др. на тему «Масленица» - развивать художественное восприятие картин, внимательность, патриотизм.

Изготовление дома блинов

П/и «Два Мороза», «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Веснянка» - развивать двигательную активность, интерес к народным играм.

совместно с ребенком.

Объявление фотоконкурса «Ух, ты, Масленица!»

Познакомить с рецептом приготовления теста для блинов,показать как выпекают


  • Оформление выставка фотоконкурса «Ух, ты, Масленица» (семейные фотографии празднования «Масленицы»)
  • Оформление стенда для родителей с ответами семейной викторины
  • Подведение итогов и награждение победителей конкурсов: «Семейная викторина «Широкая Масленица», фотоконкурса «Ух, ты, Масленица»
  • Создание презентации проекта «Широкая Масленица»

  • в результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленице, символах праздника, народных гуляньях; повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям; проект способствовал развитию у детей кругозора, любознательности, творческих способностей, двигательной активности; все проводимые мероприятия повлияли на стремление изучить традиции родной страны не только у детей, но и у их родителей.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями.
  • Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками, традициями.

Что еще почитать