Апостолы иисуса христа. Двенадцать апостолов Христа: имена и деяния Так что же означает знамение с двенадцатью ручьями и семьюдесятью финиковыми деревьями

Многие люди знают, что в христианской истории было 12 апостолов, но мало кто знает имена учеников Иисуса Христа. Разве что предателя Иуду знают все, поскольку его имя стало притчей во языцах.

Это история христианства и знать имена и жизнь апостолов просто обязан каждый православный человек.

Апостолы Христа

В Евангелии от Марка, в 3 главе написано, что Иисус, поднявшись на гору, призвал к себе 12 человек. И они пошли добровольно, чтобы поучиться у Него, изгонять демонов и исцелять людей.

Как Иисус выбирал учеников

Это место явственно показывает следующие вещи:

  • у Спасителя было 12 последователей изначально ;
  • они пошли за Спасителем добровольно;
  • Иисус был их Учителем, а соответственно и авторитетом.

Это место дублируется в Евангелии от Матфея (10:1).

Читайте об апостолах:

Следует сразу сказать, что ученики и апостолы - это разные понятия. Первые ходили за учителем, перенимали его мудрость. А вторые - это люди, которые пошли и распространили Благую Весть или Евангелие по всему лицу Земли. Если в число первых входит и Иуда Искариот, то среди апостолов его уже нет. Зато Павел никогда не был среди первых последователей, но стал одним из самых известных христианских миссионеров.

12 апостолов Иисуса Христа стали теми столпами, на которых была основана Церковь.

В число 12 последователей входили:

  1. Петр.
  2. Андрей.
  3. Иоанн.
  4. Иаков Алфеев.
  5. Иуда Фаддей
  6. Варфоломей.
  7. Иаков Зеведеев.
  8. Иуда Искариот.
  9. Левий Матфей.
  10. Филипп.
  11. Симон Зилот.
  12. Фома.
Важно! Все они, кроме Иуды, стали распространителями Евангелия и приняли мученическую смерть за Спасителя и за христианское учение (кроме Иоанна).

Жизнеописания

Апостолы являются центральными фигурами в христианстве, поскольку именно они зародили Церковь.

Они были ближайшими последователями Иисуса и стали первыми распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении. Их деятельность достаточно подробно описывает книга Деяний в Новом Завете, из которой становится известна их работа по распространению Слова Божьего.

Икона Иисус Христос и 12 Апостолов

При этом 12 последователей - это обычные люди, они были рыбаками, сборщиками налогов и просто людьми, которые жаждали перемен.

О святых, признанных равноапостольными:

Исследуя Святое Писание можно с уверенностью сказать, что Петр был лидером, его горячий темперамент завоевал ему лидерские позиции среди группы. А Иоанн назван любимым учеником Иисуса , пользовавшийся особенным расположением. Он единственный кто умер своей смертью.

Следует подробно рассмотреть жизнеописание каждого из двенадцати:

  • Симон Петр - был обычным рыбаком, когда Иисус дал ему имя Петр после призыва. Он играет ключевую роль в зарождении Церкви и назван пастырем овец. Иисус исцелил тещу Петра, и позволил ему ходить по воде. Петр известен своим отречением и горьким покаянием. По преданию был распят в Риме вверх ногами, поскольку сказал, что недостоин быть распят как Спаситель.
  • Андрей - брат Петра , который в России зовется Первозванным и считается покровителем страны. Он первый пошел за Спасителем, после слов Иоанна Крестителя об Агнце Божьем. Был распят на кресте в форме буквы Х.
  • Варфоломей - или Нафанаил родился в Кане Галилейской. Именно о нем сказал Иисус «иудей, в котором нет лукавства». После Пятидесятницы по преданию он направился в Индию, где проповедовал Господа Распятого и куда принес копию Евангелия от Матфея.
  • Иоанн - бывший последователь Иоанна Крестителя, автор одного из Евангелий и книги Откровения. Долгое время пребывал в ссылке на острове Патмос, где и видел видения о конце мира. Прозван Богословом, потому что в Евангелии от Иоанна очень много прямых слов Иисуса. Самый молодой и любимый ученик Христа. Он один присутствовал при и забрал к себе Марию, мать Спасителя. Он также единственный умер естественной смертью от старости.
  • Иаков Алфеев - брат мытаря Матфея. Это имя упоминается только 4 раза в Евангелиях.
  • Иаков Заведеев - рыбак, брат Иоанна Богослова. Присутствовал на горе Преображения. Был первым человеком, убитому за веру царем Иродом (Деяния 12: 1–2).
  • Иуда Искариот - предатель, который повесился после осознания того, что он сделал. Позже место Иуды среди учеников занят Матфей по жребию.
  • Иуда Фаддей или Иаковлев - был сыном Иосифа Обручника. Считается покровителем Армянской церкви.
  • Матфей или Левий - был мытарем до встречи со Спасителем. Считался учеником, но неизвестно стал ли позже миссионером. Автор первого Евангелия.
  • Филипп - родом из Вифсаиды, также перешел от Иоанна Крестителя.
  • Симон Зилот - самый неизвестный член группы. Встречается в каждом списке их имен и нигде более. По преданию, он был женихом на свадьбе в Кане Галилейской.
  • Фома - по прозвищу Неверующим, поскольку усомнился в Воскресении. Тем не менее, он первый назвал Христа Господом и был готов идти на смерть.

Нельзя не упомянуть и Павла, несмотря на то, что он не был последователем Христа изначально, плод его христианской миссионерской деятельности невероятно огромен. Был назван апостолом язычников , поскольку проповедовал в основном им.

Значение для Церкви последователей Иисуса Христа

Воскреснув, Христос посылает оставшихся 11 учеников (Иуда уже повесился к тому времени) проповедовать Евангелие до края земли.

Именно после Вознесения на них сошел Дух Святой и наполнил их мудростью. Великое Поручение Христа называют иногда Дисперсией.

Важно! Первый век после смерти Христа назван Апостольским - поскольку именно в это время апостолы пишут Евангелия и послания, проповедуют Христа и основывают первые Церкви.

Ими были основаны первые собрания на территории всей Римской империи на Ближнем Востоке, а также в Африке и Индии. По преданию, Андрей Первозванный принес Евангелии предкам славян.

Евангелия донесли до нас их положительные качества и отрицательные, которые подтверждают, что Христос избрал простых, слабых людей для выполнения Великого поручения и они с ним справились прекрасно . Святой Дух помог им распространить Слово Христа по всему миру, и это вдохновляет и поражает.

Великий Господь смог использовать простых слабых и греховных людей для создания своей Церкви.

Видео о двенадцати апостолах, учениках Христа

[от греч. ἀπόστολος - посланник, вестник], ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви.

История термина

В античной лит-ре слово ἀπόστολος употреблялось для обозначения морской экспедиции, группы колонистов и т. п. Лишь Геродот (История. I 21.4; V 38. 8) и Иосиф Флавий (Иуд. древн. XVII 300) используют это слово в значении «посланник» применительно к конкретному должностному лицу. В религ. значении слово практически не встречается. Эпиктет , не употребляя само слово ἀπόστολος, говорит об идеальном философе-кинике как о посланнике (ἄγγελος или κατάσκοπος) Зевса и использует глагол ἀποστέλλω на правах общеупотребимого термина, приложимого к человеку, посланному Богом и облеченному правом проповеди (Беседы. 3. 22. 3; 4. 8. 31). Однако этот пример остается единственным случаем употребления понятия А. в религ. контексте, поэтому об институте посланников у киников и о к.-л. преемстве христ. институтом А. речи идти не может.

Собор 12 апостолов

Память Собора 12 апостолов под 30 июня (на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла) отмечена в большинстве месяцесловов. По Типикону Великой ц. в день памяти А. совершалась возглавляемая Патриархом лития в храме Апостолов в Орфанотрофии, где пелось их последование с тропарем на 50-м псалме и чтениями на литургии, что свидетельствует об особом почитании А. в К-поле. Южноиталийская редакция Студийского устава - Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz . Typicon. P. 163) - указывает службу, аналогичную славословной, иные редакции Студийского устава - Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. (Дмитриевский . Описание. Т. 1. С. 466-467), Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. (ГИМ. Син. № 330. Л. 175 об., XII в.) - службу, аналогичную шестеричной, но без стихословия кафизм (в Студийском уставе это характерная черта праздничного богослужения), с заменой части текстов Октоиха (стихир на Господи воззвах и канона) текстами апостолам Петру и Павлу; по Типикону, используемому ныне в РПЦ (Типикон. Т. 2. С. 692), и по Виолакиса Типикону , используемому ныне в греч. Церквах (Βιολάκης . Τυπικόν. Σ. 282; Δίπτυχα. 1999. Σ. 157-158), предписано совершать полиелейную службу.

Последование Собора 12 апостолов в греч. и рус. печатных Минеях дополнено текстами апостолов Петра и Павла, но в целом не изменилось со времени действия Студийского устава. Указанное последование состоит из канона Феофана 4-го гласа с акростихом «Χριστοῦ γεραίρω τοὺς σοφοὺς ̓Αποστόλους» (Почитаю мудрых апостолов Христовых), стихир на Господи воззвах 4-го гласа, кондака с икосом 2-го гласа, хвалитных стихир 4-го гласа, из к-рых 12 А. посвящены 3-я и 4-я. Все упомянутые тексты, кроме хвалитных стихир, известны по описанию, данному в Евергетидском и Мессинском Типиконах. В рус. печатных Минеях помещен др. кондак - « ». По студийским Минеям XII в. известно еще одно последование Собору 12 апостолов (Владимир (Филантропов) . Описание. С. 412); вероятно, именно оно вошло в рус. печатные Минеи, используемые ныне в РПЦ (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 495-513), и помещено после последования, общего с греч. печатными Минеями. В греч. рукописях сохранился анонимный канон Собору 12 апостолов без акростиха (Ταμεῖον. Ν 724. Σ. 235).

Собор 70 апостолов

Память Собора 70 апостолов редко встречается в древних месяцесловах (Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 3). В богослужебной практике греч. Церквей (Μηναῖον. ̓Ιανουάριος. Σ. 60), а также по Типикону, используемому ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 383), 4 янв. совершается служба Собора 70 апостолов и прп. Феоктиста Кукумского. Последование, помещенное в греч. и рус. печатных Минеях, включает в себя канон 4-го гласа с акростихом «Χριστοῦ μαθητὰς δευτέρους ἐπαινέσω» (Да восхвалю вторых [в отличие от первых 12.- Ред .] учеников Христовых) гимнографа Иосифа, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни, кондака с икосом 2-го гласа и светильна. В Минеях, используемых ныне в РПЦ (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 122-143), кроме упомянутых текстов помещены недостающие тексты для бденной службы, а также еще 6 стихир на Господи воззвах, включенные в основной цикл стихир, и анонимный канон Собору 70 апостолов, имеющий отдельный тропарь каждому из А.

Октоих

Память А. является основной литургической темой четверга. Среди текстов четверга всех 8 гласов им посвящены 3 стихиры на Господи воззвах (1-й цикл стихир), первые 2 стиховные стихиры вечерни и утрени, седальны после стихословия кафизм, 1-й канон утрени, атрибутируемый Феофану, 2 тропаря на блаженнах . В богослужении четверга (при будничной службе) употребляются также не зависящие от текущего гласа тексты, содержащие упоминания А.: тропарь (), кондак () и эксапостиларий (). А. упоминаются также в прокимне и причастне литургии (Крашенинникова О . А . К истории формирования седмичных памятей Октоиха // БТ. Сб. 32. С. 260-268).

Помимо своих служб А. как непосредственные участники большинства евангельских событий упоминаются в гимнографии воскресных дней и праздников христологического цикла: Преображения - « » (4-я стихира на Господи воззвах великой вечерни), событий Страстной седмицы - « » (ирмос 5-й песни канона четверга), Воскресения - « » (3-я стихира на Господи воззвах в субботу вечера 7-го гласа), Вознесения - « » (4-я стихира на Господи воззвах великой вечерни), Пятидесятницы - « » (стихира на Господи воззвах малой вечерни). Подчеркивается участие А. в событии Успения Пресв. Богородицы: « » (светилен Успения).

Нек-рым из А. традиция приписывает авторство древних анафор и литургий ; части отдельных анафор (напр., литургии ап. Марка) могут действительно восходить ко времени А. В institutio и intercessio почти всех анафор говорится об А.: « »; « » (анафора литургии свт. Иоанна Златоуста). В память А. на проскомидии вынимается 3-я частица девятичинной просфоры - « » (чин проскомидии).

Идея апостольского преемства подчеркивается в чинах хиротоний : « » (Чиновник. Ч. 2. С. 21-22).

О. В. Венцель, М. С. Желтов

Иконография

Изображения А. известны с III-IV вв. В ранний период существовало неск. типов иконографии: юные и безбородые, как и характерный для этого времени образ юного Христа (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в.), и с бородами (гробница Аврелиев, сер. III в., катакомбы Джордани, IV в.); нек-рые с ярко выраженными портретными чертами: ап. Петр - с короткими седыми волосами и бородой, ап. Павел - с высоким лбом и длинной темной бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.), ап. Андрей - с седыми взъерошенными волосами и короткой бородой (ц. Санта-Пуденциана в Риме, 400; ораторий Архиепископской капеллы в Равенне, 494-519). Облачены в белые туники с клавами и паллиумы, нижние углы к-рых часто украшены литерами I, Z, N, H, Г, ноги босые или в сандалиях. С VI в. А. стали изображаться с нимбами (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520).

В период средневековья индивидуальные особенности облика становятся характерными для мн. А.: апостолы Филипп и Фома представлены юными, безбородыми (мозаики кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 550-565), ап. Иоанн Богослов в евангельских сюжетах - юным, в композиции Успения Божией Матери, в изображениях с учеником сщмч. Прохором на о-ве Патмос, в единоличных иконах - старцем. Как правило, цвета одеяний А. традиционны, напр. синий хитон и охристый гиматий у ап. Петра, вишневый гиматий у ап. Павла.

Атрибутами А. являются свитки как образ христ. учения, у евангелистов - кодексы (иногда у всех А., как в капелле прп. Аполлония в Бауите (Египет), VI в.); в ранний период - крест как орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты на длинных древках), венок - символ победы (мозаики баптистерия Православных в Равенне, сер. V в., Арианского баптистерия в Равенне, ок. 500), крест и венок (рельеф саркофага «Ринальдо», V в., Равенна). Отличительный атрибут ап. Петра, согласно евангельскому тексту,- ключи (Мф 16. 19) - появился с сер. IV в. (мозаика Санта-Констанца в Риме, IV в.). Известны изображения А. с предметами, к-рые упоминаются в евангельских чудесах, напр. с корзиной хлеба и рыбой (саркофаг, IV в. (Музей Лапидарий. Арль)).

До запрещения символических изображений 82-м прав. Трул. собора (692) были широко распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима (ц. Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440, ц. святых Космы и Дамиана в Риме, 526-530, ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, 549, рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.).

Наиболее распространенным типом апостольских композиций является изображение 12 А., окружающих Христа, в основе к-рого лежит евангельская символика числа 12, связывающая ветхозаветные (12 патриархов, 12 колен Израилевых) и эсхатологические образы (12 врат Небесного Иерусалима). Ранняя иконография сцены (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в., рельеф серебряного реликвария из Сан-Надзаро в Милане, IV в., рельеф реликвария, сер. IV в. (Музей в Брешии),- представлено 6 А.) восходит к античным изображениям философа в окружении учеников (напр., «Плотин с учениками» - рельеф саркофага, 270 (Музеи Ватикана)). С IV в. эта композиция известна в росписях алтаря (конха апсиды ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в., ц. Санта-Пуденциана в Риме, 400). В рельефах саркофагов фигуры 12 А. могут располагаться по сторонам стоящего или сидящего на престоле Иисуса Христа: каждая под отдельной аркой (саркофаг, IV в. Арль), попарно (саркофаг Проба из собора ап. Петра в Риме, 395), группами по 3, 4, 5 (саркофаг из ц. св. Иоанна Студийского в К-поле, V в.). В центре апостольского ряда также может изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла прп. Аполлония в Бауите (Египет), где изображено 14 А., VI в.) и Этимасия (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520).

С сер. IV в. получает распространение композиция «Traditio Legis» (Даяние закона), символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа. В центре - стоящий на горе с 4 райскими реками (Быт 2. 10) Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свитком в левой, слева - ап. Павел, справа - ап. Петр (мозаика ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)). Иконография может включать изображения 12 А. (саркофаг, ок. 400 (ц. Сант-Амброджо в Милане)). Др. вариант представляет Иисуса Христа на престоле передающим свиток ап. Павлу (саркофаг из ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, V в.). Близким сюжетом является вручение ключей ап. Петру (наряду с «Traditio Legis» представлен в мозаике ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в.).

В кон. V-VI в. изображения 12 А. в медальонах помещались в пространстве алтаря (Архиепископская капелла в Равенне; ц. Сан-Витале в Равенне, ок. 547,- на арках алтарного свода; кафоликон мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 565-566 - в апсиде; ц. Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), 2-я четв. VI в.,- на триумфальной арке). В VI в. появляется иконография «Причащение апостолов» (см. Евхаристия), где также изображены 12 А.

В послеиконоборческий период в визант. искусстве складывается система храмовой декорации, в к-рой определенное место занимают изображения А. Фигуры в рост помещались в простенках барабана, в парусах - евангелисты (напр., мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.). 12 А. изображались на предметах литургического обихода: фигуры в рост представлены на рельефах створок дверец Большого сиона (иерусалима) новгородского Софийского собора - серебряной дарохранительницы в виде модели храма-ротонды (1-я четв. XII в. НГОМЗ) и Большого сиона Успенского собора Московского Кремля (XII в., XIII в., 1485 г. ГММК); изображения украшают т. н. Малый саккос митр. Фотия (сер. XIV-XVII (?) в. ГММК); эмалевые дробницы с полуфигурами А. (8 медальонов) на епитрахили (кон. XIV - нач. XV в. СПГИХМЗ).

12 А., среди к-рых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к А. из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в композициях «Успение Богоматери», «Страшный Суд», «Евхаристия». Число 12 в этих изображениях сохраняется неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви. Состав А. в этих композициях может варьироваться. Помимо 12 А. традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ к-рых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида ц. святых Космы и Дамиана, 526-530, триумфальная арка ц. Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV в.), и 4 евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей. Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 10, 586 г.)).

В миниатюрах нек-рых рукописей (см. Апостол) помимо евангелистов имеются соответствующие изображения А. перед каждым из посланий (Апостол. МГУ. Греч. 2, 1072 г., ГИМ. Син. 275, XII в.; ГИМ. Муз. 3648, XIII в.).

Помимо единоличных изображений и иллюстраций евангельских эпизодов с VIII-IX вв. появляются циклы деяний и страданий А. Согласно описанию Николая Месарита (Descr. 1-11, 13, 37-42), еще в VI в. в купольной мозаике ц. Св. апостолов в К-поле эпохи имп. Юстиниана существовали изображения проповеди апостолов Матфея, Луки, Симона, Варфоломея и Марка. В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129. Л. 17, сер. IX в.) представлены 12 А., проповедующие народам. Сцены страданий А. имеются в миниатюрах Слов Григория Богослова (Назианзина) (Paris. gr. 510), в мозаиках собора ц. Сан-Марко в Венеции, после 1200 г. История ап. Павла представлена в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо , ок. 1146-1151 гг., деяния апостолов Петра и Павла - в росписи Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря , 40-е гг. XII в., цикл деяний А. находится в росписи ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348 г. В стенописи, миниатюрах рукописей и иконах известны житийные циклы, в значительной мере опирающиеся на апокрифическую лит-ру. Таковы росписи ц. Богоматери мон-ря Матейче , близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг., рус. житийные иконы кон. XV-XVII в. («Св. Иоанн Богослов в житии», кон. XV-XVI в. (ЦМиАР), «Апостолы Петр и Павел с житием», XVI в. (НГОМЗ), «Ап. Матфей в житии», кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ)).

В XVII в. под влиянием западноевроп. традиции создаются образы на тему апостольских страданий (икона «Апостольская проповедь» мастера Феодора Евтихиева Зубова, 1660-1662 (ЯИАМЗ); икона, XVII в. (ГММК)).

В XVI-XVII вв. в программу храмовой росписи помимо 12 А. включались изображения 70 А., помещавшиеся на склонах арок под сводами (Спасо-Преображенский собор в Ярославле, 1563, Архангельский собор Московского Кремля, 1564-1565, ц. Св. Троицы в Вязёмах (Московская обл.), ок. 1600, Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1669) или на своде паперти (Спасо-Преображенский собор московского Новоспасского мон-ря, 1689). Поверх хитона и гиматия на А. от 70 надет омофор - знак их епископского служения. В росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске, 1601 г., представлен Собор 70 апостолов.

Почитание А. выразилось в посвящении им многочисленных храмов, как общих соборных (св. Апостолов в К-поле, VI в., Фессалонике, 1312-1315), так и тех, где находились их мощи и святыни, с ними связанные (соборы ап. Петра в Риме, III в., Сан-Марко в Венеции, XII - нач. ХIII в.).

Лит.: Крылов И . З . Жизнь 12 апостолов и сказания о прочих 70 апостолах и жития их. М., 1869; Троицкий М ., свящ . Апостол языков Павел и апостолы обрезания в их отношении друг к другу. Каз., 1894; Аквилонов Е . Новозаветное учение о Церкви: Опыт догматико-экзегетич. исслед. СПб., 1896; Димитрий (Самбикин), архиеп . Собор св. 70 апостолов (4 янв). Тверь, 1900-1902. Каз., 1906; Перов И . Послание Господа нашего Иисуса Христа 12 апостолов на проповедь // ВиР. 1900. № 5-7; Иннокентий Херсонский, свт . Жизнь святого апостола Павла // он же . Соч. СПб., 1901. М., 2000. Т. 2; Глубоковский Н . Н . Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола Павла к Галатам. СПб., 1902. М., 1999р. С. 69-166; он же . Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. СПб., 1905-1912. Т. 1-3; Богдашевский Д . И . О личности св. апостола Павла. К., 1904; Мышцын В . Устройство христианской Церкви в первые два века. Серг. П., 1906; Собор семидесяти апостолов. Каз., 1907; Лебедев В . И . По вопросу о происхождении первохристианской иерархии. Серг. П., 1907; Самарин Ф . Д . Первоначальная христианская церковь в Иерусалиме. М., 1908; Поснов М . Э . Евангелие Иисуса Христа и евангелие апостолов о Христе // ТКДА. 1911. № 3. С. 395-428; Фивейский М ., свящ . Евангелие от Матфея // Лопухин . Толковая Библия. Т. 8. С. 190-197; Vogelstein H . The Development of the Apostolate in Judaism and its Transformation in Christianity // Hebrew Union College Annual. 1925. Vol. 2. P. 99-125; Булгаков С ., прот . Свв. Петр и Иоанн: Два первоапостола. П., 1926. Минск, 1996; Gavin F . Shaliach and Apostolos // AnglTR. 1927. Vol. 9. P. 250-259; Rengstorf . ἀποστέλλω (πέμπω), ἐξαποστέλλω, ἀπόστολος, ψευδαπόστολος, ἀποστολή // ThWNT. Bd. 1. S. 397-447 [Библиогр.]; idem . μαθητής // Ibid. Bd. S. 415-459; Campenhausen H . F . von . Der urchristliche Apostelbegriff // Studia Theologica. 1947. Vol. 1. P. 96-130; Кассиан (Безобразов), еп . Христос и первое христианское поколение. П., 1933, 1992р; Benoit P . Les origines du symbole des Apôtres dans le Nouveau Testament // idem . Exégèse et théologie. P., 1952/1961. T. 2. P. 193-211. (Cogitatio fidei; 2); Kredel E . M . Der Apostelbegriff in der neueren Exegese: Hist.-krit. Darstellung // ZKTh. 1956. Bd. 78. S. 169-193, 257-305; Cerfaux L . Pour l"histoire du titre Apostolos dans le Nouveau Testament // RechSR. 1960. T. 48. P. 76-92; Klein G . Die Zwölf Apostel. Gött., 1961. (FRLANT; 77); Καραβιδόπουλος Ι . ῾Η ἀποστολική συνείδησις τοῦ Παύλου καί ἡ σχέσις αὐτοῦ πρός 12 ἀποστόλους // Γρηγόριος ὁ Παλαμάς. 1966. Τ. 49. Σ. 301-312; Riesenfeld H . Apostolos // RGG3. Bd. 2. Sp. 497-499; Bovon F . L"origine des récits concernant les apôtres // idem . L"œuvre de Luc: Études d"exégèse et de théologie. P., 1967/1987. P. 155-162. (Lectio divina; 130); Betz H . D . Nachfolge und Nachahmung Jesu Christi im Neuen Testament. Tüb., 1967. (BHT; 37); ̓Ιωαννίδης Βασ . Χ . ̓Απόστολοι // ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 1176-1182; Афанасьев Н ., протопр . Церковь Духа Святого. П., 1971; Jeremias J . Die Theologie des Neuen Testaments. Tl. 1: Die Verkündigung Jesu. B., 1971. S. 222-231 (рус. пер.: Иеремиас И . Богословие Нового Завета. Ч. 1: Провозвестие Иисуса. М., 1999); Hengel M . Die Ursprünge der christlichen Mission // NTS. 1971/1972. Bd. 18. S. 15-38; Brownrigg R . The Twelve Apostles. N. Y., 1974; Krik J . A . Apostleship since Rengstorf // NTS. 1974/1975. Vol. 21. P. 249-264; Agnew F . H . On the Origin of the Term Apostolos // CBQ. 1976. Vol. 38. P. 49-53; idem . The Origin of the New Testament Apostle-concept: A Review of Research // JBL. 1986. Vol. 105. P. 75-96; Πατρῶνος Γ . ῾Η Κλήσις τῶν μαθητῶν τοῦ ̓Ιησοῦ κατά τήν εὐαγγελικήν παράδοσιν ̓Ιωάννειον καί συνοπτικήν. ̓Αθῆναι, 1976; Θιλής Λ . Τό πρόβλημα τῶν ἐβδομήκοντα ἀποστόλων τοῦ Κυρίου. ̓Αθῆναι, 1977; Roloff J ., Blum G . G ., Mildenberger F ., Hartman S . S . Apostel/Apostolat/Apostolizität // TRE. Bd. 2-3. S. 430-481 [Библиогр.]; Brown S . Apostleship in the New Testament as an Historical and Theological Problem // NTS. 1984. Vol. 30. P. 474-480; Венедикт (Кантерс), иером . Учение Нового Завета об институте апостолов: Попытка раскрытия понятия апостольского преемства - ἀποστολικὴ διαδοχή: Курс. соч. / ЛДА. Л.; Афины, 1984; B ü hner J .-A . ̓Απόστολος // EWNT. Bd. 1. S. 342-351; Bernard J . Le Saliah: De Moise à Jesus Christ et de Jesus Christ aux Apôtres // La Vie de la Parole: De l"Ancien au Nouveau Testament: Études d"exégèse ... offertes à P. Grelot. P., 1987. P. 409-420; Kertelge K . Das Apostelamt des Paulus, sein Ursprung und seine Bedeutung // Grundthemen paulinischer Theologie. Freiburg i. Br.; W., 1991. S. 25-45; Мень А ., прот . Первые апостолы. М., 1998 [Библиогр.]; он же . Сын Человеческий. Брюссель, б. г. [Библиогр.].

Лит.: Ficker J . Die Darstellungen der Apostel in der altchristlichen Kunst. Lpz., 1887; Detzel . Bd. 2. S. 95-168; Mislivec J . Zivoty apostolu v byzantskem umeni: Dve studie z dejin byzantskem umeni. Praha, 1948; idem . Apostel // LCI. Bd. 1. Sp. 150-173; Mesarites N . Description of the Church of the Holy Apostles at Constantinople / Ed. G. Downey // Transactions of the American Philos. Soc. Phil., 1957. N. S. Vol. 47. Pt. 6. P. 875-877; Лазарев В . Н . Мозаики Софии Киевской. М., 1960. С. 83-88; Davis-Weyer G . Das Traditio-legis-Bild und seine Nachfolge // Munchner Jb. d. bildenden Kunst. 1961. Bd. 12. S. 7-45; DACL. Vol. 4. Col. 1451-1454; Aurenhammer H . Lexikon der christlichen Ikonographie. W., 1961. Lief. 3. S. 214-222; Wessel K . Apostel // RBK. Bd. 1. Sp. 227-239; Eleen L . Acts Illustration in Italy and Byzantium // DOP. 1977. Vol. 31. P. 255-278; Kessler H . L . The Meeting of Peter and Paul in Rome: An Emblematic Narrative of Spiritual Brotherhood // Ibid. 1987. Vol. 41. P. 265-275; Βασιλάκη Μ . Εικόνα με τον ασπασμό Πέτρου και Παύλου Συμπόσιο της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρεῖας. 1987. Τ. 23. Σ. 405-422; Давидов Темерински А . Циклус дела апостолских // Зидно сликарство манастира Дечана. Београд, 1995. С. 165-177; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. М., 1996. С. 50-56, 116-123.

Н. В. Квилидзе

2. АПОСТОЛЫ ГОТОВЯТСЯ К ПОВСЕМЕСТНОМУ ПРОВОЗГЛАШЕНИЮ БЛАГОВЕСТИЯ (11:1-18).

а. Обвинение (11:1-3)

Деян. 11:1-2 . Поначалу реакция иерусалимских христиан на происшедшее в Кесарии была негативной. Называя их тут обрезанными (стих 2), Лука хочет подчеркнуть, что эти христиане все еще были приверженцами закона Моисеева (сравните 15:5; 21:20; Гал. 2:12).

Деян. 11:3 . Против Петра они выдвинули обвинение: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. То есть в первую очередь его упрекали не в том, что он проповедовал язычникам, а в том, что он ел с ними (сравните Мар. 2:16; Лук. 15:2; Гал. 2:12). В свете этого видение Петра перед тем, как пойти ему в Кесарию, обретает особое значение (Деян. 10:9-16). Есть с человеком было символом признания его, вступления с ним в братские отношения (1-Кор. 5:11). Эта проблема грозила будущей Церкви серьезными разладами.

б. Ответ (11:4-17)

Деян. 11:4-14 . Петр вкратце пересказал "верующим из обрезанных", что и как происходило (глава 10), особо остановившись на своем видении (11:5-7); сказал он об ответе своем Господу (стихи 8-10) и о том, как отправился в дом Корнилия (стихи 11-14).

Деян. 11:15-16 . Далее Петр делает весьма важное замечание, ставя происшедшее в день Пятидесятницы в прямую связь с предсказанием Господа о крещении Духом (1:4-5). В главе 2 Лука прямо не говорит о том, что на Пятидесятницу исполнилось предсказание Иисуса, но здесь Петр ясно дает это понять фразой сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале (сравните с 10:47 - "как и мы, получили Святого Духа"; и с 11:17 - "такой же дар, как и нам"). То есть из слов апостола Петра следует, что век Церкви начался в день Пятидесятницы.

Деян. 11:17 . Петр защищает себя, исходя не из того, что делал он, а из того, что сделал Бог. Если Бог не проводит различия между иудеями и язычниками, то как может Петр делать это?!

в. Оправдание (11:18)

Деян. 11:18 . Выслушавши Петра, иерусалимские верующие успокоились; они осознали, что обращение язычников начато Богом, и что им не следует препятствовать Ему. Это привело к двум важным последствиям. С одной стороны, закладывалась основа единства Церкви, тела Христова; с другой стороны, это вело к серьезнейшему расколу между верующими века Церкви и теми, чье поклонение Богу было сосредоточено вокруг Иерусалимского храма. Прежде рядовые иудеи с симпатией относились к христианам (2:47; 5:13,26), теперь близилось время, когда они восстанут против Церкви. В полоную меру этот антагонизм скажется в реакции израильтян на убийство Иакова (12:2-3; сравните 12:11).

3. ПОДГОТОВКА АНТИОХИЙСКОЙ ЦЕРКВИ К ВОЗВЕЩЕНИЮ ЕВАНГЕЛИЯ "ВСЕМУ МИРУ" (11:19-30)

а. Космополитическая природа Церкви (11:19-21)

Далее следует раздел, имеющий в книге Деяний Апостолов решающее значение: Церковь приступает к активному привлечению язычников. Самаряне из главы 8 были полу евреями; ефиопский евнух по собственному желанию читал 53 главу из книги пророка Исаии, возвращаясь в Иерусалим. Даже Корнилий прежде, чем услышал Благовестие из уст Петра, проявил известную инициативу. Но теперь Церковь сама делала первые шаги навстречу "необрезанным".

Деян. 11:19 . Лука возвращается в своем повествовании к Стефану (8:1-2), чтобы указать на еще один результат его мученической кончины. Смерть его способствовала проникновению Благовестия в Самарию (обратите внамание на сходство между 8:4 и 11:19). Кроме того, она подтолкнула Савла к еще более жестокому преследованию Церкви (8:3) и в конечном счете к его обращению (9:1-30). Теперь как о третьем результате смерти Стефана мы узнаем о проникновении Благовестия в языческие земли (в Финикию, на Кипр и в Антиохию).

Деян. 11:20 . Читатель узнает об Антиохии в Сирии, которой в дальнейшем повествовании отводится важная роль. Название "Антиохия" носили многие города, но этот был третьим по значению (после Рима и Александрии) в Римской империи. Построенный на реке Оронт (километрах в 25 вглубь континента), он был известен как Антиохия-на-Оронте. Искусно спланированный и красиво расположенный, этот город был важным торговым центром; в нем процветала крупная еврейская община.

Однако и развращенностью своей славилась Антиохия-на-Оронте в древнем мире (в значительной мере по причине ритуальной проституции, сосредоточенной вокруг местных храмов). Римский сатирик Ювенал жаловался, что "долгое время сточные воды сирийского Оронта впадали в Тибр", подразумевая, что развращающее влияние Антиохии достигало и Рима, расположенного более чем в двух тысячах километрах от нее.

Но несмотря на это именно Антиохии предстояло стать "опорным пунктом" для апостола Павла в его миссионерских путешествиях. Безымянными верующими был предпринят этот удивительный шаг: они стали благовествовать в Антиохии грекам (Еллинам). (До этого слово не проповедовалось никому, кроме иудеев; стих 19.) Со стороны этих верующих с о. Кипра, расположенного недалеко от Антиохии, и из Кирииа (города в Северной Африке; Матф. 27:32; Деян. 2:10; 6:9; 13:1) это было смелой инициативой.

Деян. 11:21 . И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

б. Утверждение Церкви (11:22-26)

Деян. 11:22 . Столь важная новость не могла не привлечь внимания "матери-церкви" в Иерусалиме. Ранее из Иерусалима апостолы посылали Петра и Иоанна в Самарию, чтобы удостовериться в правильности служения Филиппа. Теперь иерусалимские святые поручили Варнаве идти в Антиохию, расположенную километрах в 500 на север от Иерусалима. То, что выбор пал на Варнаву, было мудро и имело важное значение. И вот почему.

Во-первых, он, как и некоторые из упомянутых благовестников, был родом с Кипра (4:36; 11:20). Во-вторых, он был щедрым человеком (4:37), расположенным думать о нуждах других людей. И в-третьих, он был человеком мягким и добрым, как это следовало из самого прозвища его (4:36) и из свидетельства о нем Луки (11:24).

Деян. 11:23 . Варнава не мог не прийти к выводу, что благодать Божия в самом деле действует в Антиохии, и - характерная для Луки реакция на это - "сын утешения" (4:36) возрадовался, пишет он, и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем (сравните 14:22). (Еще о Варнаве упоминается в 9:27; 11:25,30; 12:25; 13:1-2,7,43,46,50; 14:3,12,14,20; 15:2,12,22, 25,35-37, 39; 1-Кор. 9:6; Гал. 2:1,9,13; Кол. 4:10.)

Деян. 11:24 . Три вещи сказаны о Варнаве. Он был добрым человеком, исполненным Духа Святого, и глубоко верующим. Именно так характеризовал Лука Варнаву уже после того, как между "сыном утешения" и апостолом Павлом возникло серьезное разногласие, о чем говорится в 15:39. В свете того, что Лука был постоянным спутником Павла, трудно не прийти к выводу, что таковым же было и оставалось и мнение Павла о Варнаве.

Деян. 11:25 . Христианская работа в Антиохии принимала такие масштабы, что Варнава нуждался в помощнике, и о лучшем, чем Савл, живший в Тарсе, не мог и подумать. Может быть, частично гонения и страдания, описанные Павлом в 2-Кор. 11:23-27, он претерпел, живя в Тарсе. Возможно, к этому времени относилось и полученное апостолом откровение, о котором он говорит в 2-Кор. 12:1-4. Основываясь на Деяи. 22:17-21, некоторые полагают, что Савл уже служил язычникам, когда Варнава пришел к нему в Тарсе, чтобы звать его в Антиохию.

Деян. 11:26 . Целый год служили Варнава и Савл в Антиохии, уча немалое число людей. И все это время Церковь продолжала расти численно (сравните 2:41,47; 4:4; 5:14; 6:1; 9:31; 11:21,24).

Ученики Иисуса именно в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. Слово "христианин" лишь еще дважды встречается в Новом Завете: в Деян. 26:28 и в 1-Пет. 4:16. В греческом тексте значение этого термина подчеркнуто порядком слов во фразе: люди, которые стали называться им, выделились в особую группу. Церковь все более и более отрывалась от иудаизма.

в. Благотворительная деятельность церкви (11:27-30)

Деян. 11:27 . В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию верующие, наделенные даром пророчества.

Деян. 11:28 . И один из них… Агав, упоминаемый также в 21:10-11, предсказал, что по всей Римской империи (под вселенной надо понимать "весь римский мир") разразится сильный голод. В самом деле, в годы правления императора Клавдия (41-54 гг. по Р. Х.) голод неоднократно поражал разные части империи. Клавдий позднее изгнал иудеев из Рима (18:2). (Список римских императоров в толковании на Лук. 2:1.)

Деян. 11:29-30 . Аитиохийские христиане, собрав каждый по достатку своему (сравните 1-Кор. 16:2; 2-Кор. 9:7), послали верующим в Иудею денежное пособие. Такое проявление любви не могло не сблизить две церкви (сравните Рим. 15:27). Варнава и Савл вручили принесенные деньги пресвитерам. Это первое на страницах Деяний Апостолов упоминание о церковных пресвитерах; дается понять; и это важно, что они заведовали финансами. По всей видимости, под их контролем находились все аспекты служения.

Позднее Павел и его товарищи доставили иерусалимским пресвитерам и пожертвования от церквей в Ахайе, Македонии и Малой Азии. Это могло произойти во время того посещения Павлом Иерусалимской церкви, о котором говорится в Деян. 21:18, хотя прямой ссылки на вручение денежных пожертвований в этом стихе нет. Считают, что визит Варнавы и Савла в Иерусалим по случаю начавшегося там голода (стих 30) - возможно, тот же самый, о котором говорится в Гал. 2:1-10.

Перед тем как узнать о том, кто же такие двенадцать апостолов, услышать об их именах и деяниях, стоит понять определение слова «апостол».

Кем были двенадцать учеников, апостолов Иисуса Христа?

Многие современники не знают, что слово «апостол» обозначает «посланный». Во времена, когда Иисус Христос ходил по нашей грешной земле, двенадцать человек из простого люда были названы Его учениками. Как говорили очевидцы, «двенадцать учеников следовали за Ним и учились от Него». По истечении двух дней после своей смерти через распятие Он отправил учеников, чтобы они стали Его свидетелями. Вот тогда-то их и назвали двенадцатью апостолами. Для справки: во времена Иисуса в обществе термин «ученик» и «апостол» были схожи и взаимозаменяемы.

Двенадцать апостолов: имена

Двенадцать апостолов - ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные Им для благовещения о скором Царстве Божьем и об устроении Церкви. Имена апостолов следует знать всем.

Андрей прозван был в предании Первозванным, так как был ранее учеником Иоанна Крестителя и призван Господом чуть ранее своего брата на Иордане. Андрей был братом Симона Петра.

Симон - сын Ионин, прозван дал Симону Иисус после исповедования Его Сыном Божьим в городе Кесарии Филипповой.

Симон Кананит, или, как его еще называют, Зилот, родом из Галилейского города Канны, по легенде был женихом на своей свадьбе, на которой был Иисус со своей Матерью, где, как это всем стало известно, Он обратил воду в вино.

Иаков - сын Заведея и Саломии, брат Иоанна, который, в свою очередь, был евангелистом. Первый мученик среди апостолов, сам Ирод предал его смерти через обезглавливание.

Иаков - младший сын Алфеев. Сам Господь решил, что Иаков и двенадцать апостолов будут вместе. После воскрешения Христа распространял веру сначала в Иудее, затем составил компанию в странствии св. апостолу Андрею Первозванному в Эдессу. Он также проповедовал Евангелие в Газе, Елеферополе и других городах Средиземноморья, после чего отправился в Египет.

Иоанн - брат Иакова старшего, прозванный Богословом, по совместительству автор четвертого Евангелия и последней главы Библии, рассказывающей про конец света, - Апокалипсиса.

Филипп — именно тот апостол, который привел к Иисусу Нафанаила 9 Варфоломея, по словам одного из двенадцати, «одного города с Андреем и Петром».

Варфоломей - апостол, про которого очень точно выразился Иисус Христос, назвавши его истинным израильтянином, в котором нет лукавства.

Фома - прославился тем, что сам Господь доказал ему свое воскрешение, предложивши положить его руку Себе на раны.

Матфей - известный также под Левий. Является непосредственным автором Евангелия. Хоть тоже имеют отношение к написанию Евангелия, Матфея считают основным его автором.

Иуда - брат Иакова-младшего, тот, кто предал Иисуса за тридцать сребреников, покончил жизнь самоубийством, повесившись на дереве.

Павел и семьдесят апостолов

Также к апостолам причисляют Павла, чудесно призванного самим Господом. Кроме всех вышеперечисленных апостолов и Павла, говорят о 70 учениках Господа. Они не были постоянными свидетелями чудес Сына Божия, про них ничего не написано в Евангелии, но их имена звучат в день Семидесяти апостолов. Их упоминание носит лишь символический характер, люди, которым принадлежат имена, были всего лишь первыми последователями учений Христа, а также первыми, кто нес миссионерское бремя, распространяя Его учения.

Написавшие Евангелие

Святые Марк, Лука и Иоанн известны мирским людям как евангелисты. Это последователи Христа, написавшие Святое Писание. Апостолы Петр и Павел зовутся первоверховными апостолами. Существует такая практика, как приравнивание или зачисление к апостолам святых, которые распространяли и проповедовали христианство среди язычников, таких как князь Владимир, и его мать Елена.

Кем были апостолы?

Двенадцать апостолов Христа, или просто Его ученики, были обычными людьми, среди которых числились люди абсолютно разных профессий, и совершенно непохожие друг на друга, ну разве что они все были духовно богаты - эта черта их объединяла. В Евангелии очень ярко показаны сомнения этих двенадцати юношей, их борьбу с самими собой, своими мыслями. И их можно понять, ведь им фактически пришлось посмотреть на мир под совершенно другим углом. Но после того как двенадцать апостолов стали свидетелями вознесения Иисуса на небо после распятия, их сомнения сразу ушли. Святой Дух, осознание существования божественной силы сделал из них набожных, твердых духом людей. Собрав волю в кулак, апостолы готовы были возмутить весь мир.

Апостол Фома

Апостол Фома достоин отдельного упоминания. В уютном городе Пансада один из рыбаков, будущий апостол, услышал про Иисуса, человека, рассказывающего всем о Едином Боге. Конечно же, любопытство и интерес заставляют прийти и посмотреть на Него. Послушав Его проповедь, он так восторгается, что начинает неотступно ходить за Ним и Его учениками. Иисус Христос, увидев такое рвение, предлагает юноше последовать за ним. Так простой рыбак стал апостолом.

Этого юношу, молодого рыбака, звали Иуда, ему потом дают новое имя - Фома. Правда, это одна из версий. На кого конкретно был похож Фома - достоверно неизвестно, но говорят, что на самого Сына Божия.

Характер Фомы

Апостол Фома был решительным парнем, смелым и порывистым. Как-то Иисус сказал Фоме, что отправляется туда, где Его схватят римляне. Апостолы, естественно, стали отговаривать своего учителя, никому не хотелось, чтобы Иисуса схватили, апостолы понимали, что затея очень рискованная. Тогда-то Фома и сказал всем: «Пойдем и умрем с ним». Что-то не особо подходит к нему известное словосочетание «Фома неверующий», как мы видим, он был еще каким «верующим».

Апостол Фома отказался прикасаться к ранам Иисуса Христа и прикладывать пальцы к ним, когда Он хотел доказать, что воскрес из мертвых. В ужасе от своей дерзости Фома лишь крайне изумленно возликует: «Господь мой Бог мой». Стоит отметить, что это единственное место в Евангелии, где Иисуса называют Богом.

Жребий

После того как воскрес Иисус, искупивший все земные грехи человечества, апостолы решили кинуть жребий, который должен был определить, кто и в какую землю пойдёт проповедовать и нести людям любовь и веру в Господа и Царство Божие. Фоме досталась Индия. Много опасностей и злоключений выпало на долю Фомы в этой стране, о его приключениях сохранилось много древних преданий, которые сейчас уже ни опровергнуть, ни подтвердить невозможно. Церковь решила дать Фоме особый день - второе воскресенье после празднования вознесения Христа. Теперь это день памяти Фомы.

Святой апостол Андрей Первозванный

После того как начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном последовал за пророком, надеясь в его вере и духовной силе найти ответы на волнующие их незрелые умы вопросы. Многие даже считали, что сам Креститель Иоанн и есть Мессия, но он терпеливо, раз за разом опровергал подобные предположения своей паствы. Иоанн говорил, что послан на землю лишь подготовить Ему путь. И вот когда Иисус пришел креститься к Иоанну, пророк сказал «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав эти слова, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. В тот же день будущий апостол Андрей Первозванный подошел к своему брату Петру и сказал: «Мы нашли Мессию».

День святых апостолов Петра и Павла у западных христиан

Особого почета эти два апостола удостоились благодаря тому, что после вознесения Христа проповедовали Его веру по всему миру.
Празднование дня святых апостолов Петра и Павла сначала было узаконено в Риме, епископы которого согласно Западной Церкви считаются преемниками Петра, а затем уже были распространены и в других христианских странах.
Петр занимался рыбной ловлей (как и Фома) и был призван в апостолы вместе со своим братом. Он получил предназначение, самое важное в его жизни, - он стал «основателем» церкви Христа, а уже потом ему вручат ключи от небесного Царства. Пётр был первым апостолом, к которому Христос явился после воскрешения. Как и большинство собратьев, апостолы Петр и Павел после вознесения Иисуса стали заниматься проповеднической деятельностью.

Итог

Все деяния, совершенные Иисусом, были не случайны, и выбор всех этих молодых талантливых юношей тоже не случаен, даже предательство Иуды было спланированной и неотъемлемой частью искупления через смерть Христа. Вера апостолов в Мессию была искренней и непоколебимой, хоть и терзали многих сомнение и страх. В итоге только благодаря их труду мы обладаем возможностью узнать о пророке, Сыне Божьем Иисусе Христе.

Расскажите, пожалуйста, биографию Апостолов!

Само слово «апостол» имеет интересную этимологию. Первоначально греческое слово существовало в форме прилагательного и шло при упоминании морских судов - получалось что-то вроде «транспортное судно». Так же оно обозначало сам факт отправления флотилии для военных целей или для основания новой колонии или же саму флотилию. Ближе к временам Христа это слово стало употребляться в значении «посланник», но его употребление было в этом значении весьма редким. Обычно посланник обозначался как или .

Новозаветное употребление придало этому слову особое, принципиально новое значение. Если верить Лук.6:13, то такое значение придал ему Сам Иисус, хотя, как мне думается, оно является переводом какого-то арамейского слова. Примечательно, что им, в основном, пользуются Лука и Павел, тогда как в остальных 3 евангелиях это слово употреблено всего 4 раза (в Синодальном переводе это отражено всего в 2 местах). Матфей, Марк и Иоанн называют ближайших учеников Иисуса просто «двенадцать», видимо, по аналогии с 12 коленами народа Израильского: «…когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.» (Матф.19:28)

Задача двенадцати объясняется Лукой в следующем тектсе: «Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных.»(Лук.9:1,2)

В Деяниях же Лука сужает задачу апостолов: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.» (Деян.1:8), чем, как можно предположить, позволяет наделить статусом апостола любого серьезного свидетеля Иисуса. Павел понимает апостольство именно в этом ключе, поэтому называет апостолами своих родственников Андроника и Юнию: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.» (Рим.16:7). Сомнений в своем апостольстве у Павла не возникает и он зачастую посвящал весьма обширные фрагменты подтверждению своего наивысшего статуса в Церкви (это было необходимо как поддержка его проповеди). Апостолом так же назван Варнава – спутник Павла (Деян.14:14).

Но вернемся к Двенадцати и поговорим о них более подробно. В Новом Завете приводится несколько списков.

«[поставил] Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы", Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его.»(Мар.3:14-19)

«Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.»(Матф.10:2-4)

«Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.» (Лук.6:13-16)

Можно заметить, что в этих списках первое, пятое и девятое места всегда занимают одни и те же – Петр, Филлип и Иаков Алфеев. Таким образом, двенадцать учеников как бы подразделялись на 3 группы, в каждой из которых был лидер – старший из четырех (примерно так всегда и бывает в небольших коллективах). В первую группу входят Петр с братом Андреем и еще два брата – Иоанн и Иаков Зеведеевы. Эти четверо составляют круг наиболее приближенных к Иисусу учеников – только они присутствуют при воскрешении дочери Иаира и Преображении, с ними Иисус беседует о Своем Втором Пришествии и только их просит бодрствовать в Гефсиманском саду.

Также следует обратить внимание на некоторые различия в списках. Симон Кананит и Симон Зелот – одно и то же лицо. Слова кананит и зелот имеют примерно одно значение – ревнитель. Иуда Иаковлев и Левей Фаддей также, предположительно, один и тот же человек.

А теперь давайте поговорим о каждом из них подробнее.

Апостол Петр известен в Библии также под именами Симон и Кифа. Еврейское имя апостола – Симеон. Петр был жителем Вифсаиды в Галилее, где вместе с отцом и братом занимался рыбной ловлей (Ин. 1:44). Петр был женат, что было весьма редким случаем среди апостолов. Петру принадлежать два соборных послания, входящих в НЗ (он является наиболее вероятным их автором).

Андрей , брат Петра был сначала учеником Иоанна Крестителя (возможно, к числу учеников Иоанна принадлежал и Петр). Андрей был первым призван Иисусом. По преданию, апостол Андрей проповедовал в Скифии и, пройдя по Руси, достиг Скандинавии. Небольшой рассказ об этом содержится в «Повести временных лет».

Иоанн и Иаков Зеведеевы , как и Петр с Андреем тоже были родом из Вифсаиды. Иисус называл их «сыновьями грома» -Воанергес. Предположительно, Иоанн были младшим, а Иаков – старшим. Матерью Иоанна и Иакова была Саломея, что видно из сравнения Мк. 16:1 и Мф. 27: 56. Если согласовать свидетельства синоптических Евангелий с Евангелием от Иоанна (Иоан.19:25), то выходит что Саломея была сестрой Девы Марии, а Иоанн с Иаковом – двоюродными братьями Иисуса. Иаков первым из апостолов принял мученическую смерть, будучи убит мечем по приказу Ирода Агриппы I (Деян. 12:2). О смерти Иоанна достоверных свидетельств нет. Иоанну приписывается авторство четвертого Евангелия, 1-го, 2-го и 3-го соборных посланий и Откровения – последней книги Библии.

Филипп также был уроженцем Вифсаиды и был призван Иисусом срезу же после Андрея и Петра. Известно, что Филипп был женат, как и Петр, и у него были дочери, на рассказы которых опирался известный собиратель историй о апостолах и евангелистах Папий Иерапольский. Часто апостола Филиппа путают с Филиппом-благовестником, крестившим ефиопского евнуха. У последнего, кстати, тоже были дочери (Деян.21:9)

У Филиппа был друг Нафанаил - «Израильтянин, в котором нет лукавства», о котором также есть смысл упомянуть в разговоре об апостолах.

Фома Близнец - (имя «Фома» созвучно арамейскому слову «близнец»). Вероятно, его исходным именем было Иуда, так как в Ин. 14:22 он назван «Иуда не Искариот», а в одной из древних сирийских рукописей «Иуда Фома». Второе имя было более уотребляемо, чтобы избежать путаницы с Иудой Предателем.

Матфей был мытарем – сборщиком податей (Мф. 9:9), которых население Иудеи считала пособником оккупантов-римлян. Отец Матфея Алфей, и Алфей, отец апостола Иакова, вероятно, разные люди. Матфей вероятный автор одного из Евангелий.

Варфоломей . О Варфоломее почти ничего не известно. Но у нас есть веские причины идентифицировать его с Нафанаилом. Предположительно именем апостола было Нафанаил бар Толемай (Нафанаил сын Толемая). Обратите внимание на греческое написание имени «Варфоломей» - . О Нафанаиле ничего не сказано у Синоптиков, в 4-ом Евангелии не говорится о Варфоломее. Из разговора Иисуса с Нафанаилом в Ин. 1:47-51 можно заключить, что он стал одним из апостолов, тем более в Иоанн упоминает о нем в заключительной части Евангелия (Ин. 21:2), где описывается явление Иисуса рыбачившим апостолам. Вспомнив о дружбе Нафанаила с Филиппом, мы можем более ясно представить себе черты второй четверки апостолов (о чем я говорил выше).

Иаков Алфеев – лидер последней четверки. О нем почти ничего неизвестно, помимо предположения, что он был «Иаковом меньшим», сыном Марии и братом Иосии (Мк. 15:40) Предположительно, автор соборного послания Иакова.

Иуда сын Иакова также малоизвестен. Некоторые идентифицируют его с Иудой братом Господним, автором послания Иуды, вошедшего в канон НЗ. О братьях Господних следует поговорить подробно. Их имена – Иаков, Иосия (Иосиф), Симон и Иуда (Мк.6:3, Мф.13:55-56). Здесь можно сделать несколько предположений. Во-первых, они могли быть родными братьями Иисуса, детьми Марии. В Евангелиях есть указания на то, что у Иисуса были не только братья, но и сестры (Матф.13:56, Мар.3:32, Мар.6:3), так что это предположение выглядит вполне убедительно. Но по мнению многих, такая позиция вредит догмату о непорочном зачатии (опирающемуся исключительно на евангельские свидетельства), поэтому более распространено мнение, что братья Иисуса есть дети Иосифа от первого брака или являются его двобродными братьями, сыновьями Марии, жены Алфея, сестры Девы Марии. Последняя версия, представляется мне наиболее интересной. Её выдвинул Иероним Блаженный в трактате «Против Гельвидия о вечной девственности блаженной Марии».

О Иакове брате Господнем известно, что Иисус явился ему по воскрешении одному из первых (1 Кор. 15:7). Иаков возглавлял Иерусалимскую общину (Галл. 1:19, 2:9, Деян. 12:17) и имел прозвище Иакова Праведного (Справедливого). Согласно свидетельству Иосифа Флавия, он был убит толпой противников христиан за свою веру. («Иудейские древности» 20. 9)

Симон Зелот . Мы знаем, что зелоты представляли собой экстремистскую группировку во времена, предшествовавшие Иудейской войне. Мог ли этот апостол ранее принадлежать к зелотам? О существовании группировки зелотов во времена Иисуса нет свидетельств, и мы можем предположить, что Симон назван зелотом (ревнителем) за свою особую духовную ревность. Однако слово «зелот» никогда не употреблялось самостоятельно и всегда шло с определением ревности – например, ревнитель закона. Нарицательным это слово стало лишь по отношению к партизаним –экстремистам, поэтому можно предположить, что данная группировка во времена Иисуса была уже достаточно развита и Симон к ней принадлежал.

К числу известных апостолов можно отнести и Павла . Апостол Павел носил имя Саул (Савл) и происходил из колена Вениаминова, к которому принадлежал и знаменитый царь (Фил. 3:5, Рим. 11:1). Не исключено, что будущего апостола назвали именно в честь царя Саула. Скорее всего, Павел был женат, так как член синедриона не женатым быть не мог. Но из посланий Павла мы узнаем, что жены рядом с ним не было. Так как Павел стал апостолом будучи еще очень молодым (слово «отрок» указывает на то, что у него только-только начала расти борода) можно предположить, что он не был вдовцом, а молодая жена оставила его, когда тот отказался от высокого положения в обществе и полностью посвятил себя служению Христу. Имя Павел апостол получил после обращения в христианство проконсула острова Кипр Сергия Павла (Деян 13:7). Послания Павла занимают большую часть Нового Завета.

Павел первым выполнил апостольское предназначение, указанное в (Деян.1:8). Он был свидетелем Иисуса и в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. «Край земли» - это Рим. Павел возглавил Римскую общину и был казнен при императоре Нероне. В Риме же был казнен и Петр, сменивший Павла.

В среде богословов можно встретить утверждение о якобы имевшем место разладе между апостолами, противостоянии Павла и Иерусалимских христиан, ассоциируемых с вечными врагами Павла – иудействующими. Подобная позиция, хотя и выглядит достаточно логичной, не имеет твердого обоснования в документах церковной истории и может рассматриваться лишь как одна из возможных реконструкций тех далеких событий. Например, представители Тюбингенской школы – авторы данной исторической концепции, посчитали полемику Павла с Симоном Волхвом, описанную в тенденциозном приключенческом романе «Псевдо-Климентины», относящемуся к раннему средневековью, полемикой Павла с Петром. Остальные аргументы не более убедительны, чем этот. Однако, как часто бывает, сомнительная гипотеза быстро была возведена чуть ли не в ранг догмата. Тюбингенская концепция раннехристианской истории давно уже была опровергнута на Западе, но в нашей стране, только недавно отошедшей от повального атеизма, богословская концепция, отвергнутая сотню лет назад, кажется вполне актуальной. Такое печальное положение обусловлено практически полным отсутствием серьезных исследований на русском языке, хотя в последнее время уже ощущается, что ситуация понемногу начинает меняться к лучшему.

Как умерли апостолы Христа?

Во-первых, это не столь важно, потому такой информации в Библии нет. Разве что из любопытства или в целом знать.

Во-вторых, все ученики Иисуса Христа умерли мученической смертью - за веру. Петр был распят вверх ногами, потому что отказался от чести умереть, как Иисус. По той же причине крест апостола Андрея был в форме буквы Х, оттого андреевский крест.

Павел был гражданином Рима, потому имел привелегию на быструю не мучительную смерть - ему отрубили голову. Апостол Иоанн единственный умер своей смертью. Уже в глубокой старости он написал все свои послания, потому его послания по времени - последние книги Библии. Его Евангелие - последнее. А последнюю книгу - Откровение, он написал в ссылке на острове (вернее островке) Патмос.

Что еще почитать