Аргус церковный. Автоматизированная система аргус

Аргус

Аргус
Из древнегреческой мифологии. Глава богов-олимпийцев Зевс влюбился в дочь аргосского царя Ио. Гера, супруга Зевса, ревнуя его к Ио, превратила ее в корову и приставила к ней сторожем чудовище по имени Аргус, у которого было сто глаз, а грива и хвост были не из волос, а из множества змей. Это был идеальный сторож: у него спали только два глаза попеременно, а остальные наблюдали за Ио. Но лукавый и предприимчивый вестник богов Гермес (бог торговли, покровитель путешественников) помог Зевсу - убил Аргуса и освободил Ио.
Миф об Аргусе передан античными авторами Аполлодором («Библиотека») и Овидием («Метаморфозы»).
Имя нарицательное для бдительного, всевидящего стража. Впервые в этом качестве имя «Аргус» было использовано древнегреческим драматургом Эсхилом (525-456 до н. э.).
Отсюда же выражение «Аргусово око» - надзор со стороны бодрого, неусыпного, бдительного стража, от которого никто и ничто не скроется.
Иногда так называют, следуя античной легенде, узор на перьях павлина, так называемый «павлиний глаз». По преданию, когда Аргус погиб от руки Гермеса, богиня Гея, чтобы сохранить память о своем верном слуге, перенесла его глаза на оперение павлина.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Аргус" в других словарях:

    ООО СНПФ АРГУС Тип Общество с ограниченной ответственностью Год основания 1991 Расположение Харьков, Украина … Википедия

    - (греч. argos). Мифологическое существо, имевшее 100 глаз, которые смыкались не одновременно: когда одна половина смыкалась, то другая смотрела. В переносном значении, Аргус значит: бдительный, хороший хозяин или надзиратель. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    аргус - а, м. argus m., нем. лат. Argus. По имени мифологического многоглазого сторожа Аргуса, которого богиня Гера приставила к дочери аргосского царя Ио. 1. перен. Неусыпный страж, надзиратель. Сл. 18. Стоглазый Арг, сторучный Бриарей, Парижская… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (Аргус), (А прописное), Аргуса, муж. (книжн.). Неусыпный, зоркий страж; символ бдительности. (По имени стоглазого сторожа в греч. мифологии.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АРГУС, из греческой мифологии: человек, зоркий во все стороны, сторожкой. | Птица на Яве, Суматре, схожая с павлином, но серых и бурых теней. | Небольшая голубая бабочка, снизу вся в глазках. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    В греческой мифологии первоначально означал звездное небо, впоследствии А. многоглазый, всевидящий великан, сын Агенора или Иноха. Он поборол чудовищного быка, опустошавшего Аркадию, и убил змею Эхидну. Гера поставила его стражем Ио (см.),… … Литературная энциклопедия

    См. страж Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. аргус сущ., кол во синонимов: 9 … Словарь синонимов

    Аргус - аргус, а (мифол.) и аргус, а (бдительный страж; птица) … Русский орфографический словарь

    АРГУС, в греческой мифологии многоглазый великан, стерегущий по приказу Геры возлюбленную Зевса Ио. Убит Гермесом, а его глаза были перенесены Герой на оперение павлина. В переносном смысле бдительный страж … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии многоглазый великан, стерегущий по приказу богини Геры возлюбленную Зевса Ио. В переносном смысле бдительный страж … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • , Якубовский Аскольд Павлович , Аскольд Павлович Якубовскии&774; -русский прозаик, больше известный как писатель-фантаст. Ро дился 10 июля 1927 года в Новосибирске. С 1949 года работал в аэро геодезическом предприятии. А.… Категория: Худ. на английском языке Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
  • Аргус-12 Космический блюститель , Якубовский Аскольд Павлович , Аскольд Павлович Якубовскии 774; -русский прозаик, больше известный как писатель-фантаст. Ро­дился 10 июля 1927 года в Новосибирске. С 1949 года работал в аэро­геодезическом предприятии. А.… Категория:

Поговорим о хлебе под названием артос. Что это за изделие? В переводе с греческого «артос» - это «квасной хлеб», его еще называют просфорой всецелой. Приготовлен он по особым церковным рецептам.

Всю Светлую седмицу освященный хлеб в храме занимает такое место, где все его видят - рядом с иконой воскрешения Господа. Когда заканчивается служба, раздается всем верующим артос. Как употреблять его правильно? Об этом мы и поговорим.

Артос: что это такое?

Использование этого чудо-хлеба началось в самом начале христианства, в тот день, когда Иисус Христос вознесся на небо.

Верующие его ученики и те, кто следовал за ним, очень переживали его гибель и утешали себя с помощью разных молитв, в которых вспоминали каждое его действие (слово, шаг). Когда они молились, вместе вспоминая тайное вечернее собрание, то обязательно при этом причащались. Собираясь на принятие пищи, они специально оставляли пустое место за их столом, и для невидимого, но присутствующего Господа обязательно клали хлеб.

Пасха

Первые пастыри церкви, подражая апостолам, на Пасху делали то же самое. Это было выражением того, что пострадавший за человечество стал для всех настоящим хлебом, символизирующим саму жизнь. Церковный хлеб артос испечен особым образом. На нем есть изображение креста, и видно лишь но нет Иисуса распятого. Это сделано для того, чтобы верующие люди видели победу над самой смертью. Еще в Пасху на священном хлебе изображают буквы ХВ.

Поверье

С этим изделием связано и древнее предание церкви. Оно заключается в том, что апостолы за столом оставляли небольшую часть хлеба - это была доля Божьей Матери. Таким образом они напоминали себе постоянное общение с ней и после принятия пищи со всем трепетом между собой делили эту часть. Во всех монастырях эта традиция носит наименование «Чин о Панагии», это означает воспоминания о Богородице. В приходских церквях это делается один раз в год, связан обычай с раздроблением артоса.

Его освящают особенной молитвой, окропляют и на первый день Пасхи ходят на все литургии, как только закончится заамвонная молитва, которую читает сам священник. Она так называется потому, что для ее произнесения читающий спускается с возвышения перед алтарем, крайний выступ которого называют амвоном. Но обычно священник, для того чтобы прочитать заамвонную молитву, не спускается, а становится на нем, потому что и с этого возвышения все замечательно слышно тем, кто присутствует в храме.

Артос кладется на солее (это такое возвышение перед иконостасом в как бы продолжение алтаря), напротив на специально приготовленном столе. И читается специальная молитва на таинство раздробления его. При этом обряде присутствует служитель церкви, который помогает священнику проводить обряды, но самостоятельно их совершать не имеет права), прихожане и, конечно же, священник. В молитве, которую он читает, говорится о сотворенном Христом чуде, когда он накормил пятью хлебами нуждающийся народ, несмотря на все их болезни и грехи. Люди просят Святую Троицу о том, чтобы священный артос дал здоровье телу и внутреннему состоянию. Они восхваляют Бога и благодарят его за его бесконечную доброту и любовь к людям.

После того, как хлеб освятят, его вместе с подставкой, на которой он лежит, ставят на возвышении перед образом самого Спасителя. Там хлеб находится на протяжении всей Святой седмицы.

Во все дни этого праздника принимают артос. Как употреблять его правильно, узнаем чуть позже. Когда заканчивается литургия со священным куличом, в торжественной обстановке производится вокруг храма крестный ход. В субботу по заамвонной молитве читается еще одна молитва - на измельчение артоса. Он раздробляется в самом конце литургии, когда происходит целование креста, после чего раздается всем присутствующим как святыня, затем читается молитва на принятие артоса. В ней говорится о том, что хлеб и вода, приготовленные специальным образом в церкви с определенными молитвами и настроением, могут укрепить здоровье и силу духа человека. Он верит, что может стать лучше с помощью Бога, который относится к людям милосердно, так как святые и Матерь Божья молятся за все человечество.

Те маленькие частички (антидор) святого хлеба, которые раздали в храме, очень трепетно хранятся дома в уголке рядом с иконами.

Как правильно хранить?

Обязательно нужно помнить о том, что все, что соприкасается со святыней, требует особенного, аккуратного и внимательного обращения. Например, бумагу, в которую был завернут артос или просфора, обязательно нужно сжигать. Дома нужно хранить освященное изделие со всей бережностью. Лучше всего пусть лежит в специально отведенном месте артос.

Если святыню невозможно дальше употреблять...

Если хлеб испортился, и на нем проявилась плесень, то его обязательно необходимо принести в Храм и отдать священнику, чтобы тот по всем правилам и с особыми молитвами произвел сожжение.

Обряд

Очень давно существует традиция шить на шнурках для того, чтобы носить и хранить просфоры. Если у вас есть такая, то пропадает потребность в каких-то пакетиках, и вы больше не будете опасаться, что освященный хлеб может быть уронен или где-то забыт. И в момент какой-то беды вы можете со спокойной душой вынуть артос. Эти сумочки называются просфорницами или просфорничками, их часто очень красиво украшают стразами или бисером, разными вышивками и лентами. Их можно сшить самим либо купить в церковных лавках.

Многие прихожане, которые совсем недавно пришли к мыслям о Боге и решили посвятить свою жизнь молитвам о своих родных и близких, не знают правил, и задаются вопросом о том, что это за хлеб - артос, как принимать его правильно. Сейчас попробуем немного разобраться в этом деле.

Хлеб артос: как употреблять его?

Верующие люди очень серьезно относятся ко всем молитвам и частичкам священного хлебушка, поэтому, принеся его в свой дом, подсушивают и хранят строго в какой-нибудь баночке или коробочке. Артос - хлеб, употреблять который можно только в особые нужды, например, во время сильной болезни или от безысходности положения, когда беда приходит одна за другой, для душевного успокоения. Священное изделие едят только на голодный желудок, запивая святой водой!

Вот мы и узнали про артос, что это великая святыня и играет большую роль в жизни христиан. Но чтобы его по всем правилам раздробить на мелкие частички, его сначала нужно испечь. Вот по какому рецепту печется великий хлеб.

Рецепт

Берется 1 кг 200 г муки, желательно высшего сорта. На дно посуды, где будет меситься тесто, чуть-чуть налить святой воды. Высыпать 400 г муки и облить очень горячей водой. Это делается для того, чтобы придать сладость и стойкость против плесени. Все перемешать и охладить. Потом добавить соль, предварительно разведя ее в святой воде, и положить 25 г дрожжей. Все хорошо перемешать и подождать 30 минут. Далее добавить муку (800 г) и снова перемешать. Как только тесто подойдет, его выложить на стол и раскатать скалкой в листы необходимой толщины.

Нарезать на кружки, для самой нижней части артоса сделать круг побольше. Потом накрыть влажным полотенцем, а после - сухим, и подождать еще 30 минут. На верхнюю часть ставят печать. Потом обе части нужно смазать теплой водой и соединить. Обе части проколоть, чтобы не образовывались пустоты. Затем поставить на противень и печь в духовке до готовности. Маленькие пекутся 15 минут, служебные - около 20 минут.

Заключение

Мы уже знаем, что такое артос, как употреблять этот хлеб и его маленькие раздробленные части. Обязательно нужно читать специальную молитву и запивать святой водой. Принимать артос нужно очень аккуратно, не проронив ни единой крошечки, поэтому нужно это делать над чистым листом белой бумаги или блюдцем. Если вы истинный христианин, то все правила этого таинства вам понятны, а артос - хлеб, который вы не раз в жизни уже пробовали.

Вызванной любовными похождениями её неверного супруга, Зевса .

Однажды Гера, не видя Зевса на его обычном месте на Олимпе, стала искать его и вскоре заметила на земле, близ реки Инах, необыкновенно темное облако. Она спустилась на землю, желая рассеять это облако и посмотреть, что там происходит. Зевс действительно находился там, преследуя прекрасную Ио, дочь реки Инах. Он окружил себя темным облаком, чтобы скрыться от глаз ревнивой Геры.

Заметив, что облако рассеивается, и подозревая, что богиня его открыла, он превратил Ио в белую корову. На вопрос Геры он рассказал ей, что любуется этой коровой, которую только что произвела земля. Богиня пожелала ее иметь, и Зевс, не имея причин отказать жене в таком, по-видимому, ничтожном подарке, должен был отдать ей Ио. Гера поручила стеречь корову стоглазому великану Аргусу; он закрывал всегда только два глаза, а остальные следили за бедной Ио повсюду. Древнее искусство не могло никак олицетворить этот миф, не поддающийся пластическому изображению, и на камеях Аргус представлен лишь под видом старика, пасущего корову.

Зевс захотел избавить несчастную Ио от надзора великана. Он призвал проворного бога Гермеса (Меркурия ) и приказал ему убить Аргуса. Вот как рассказывает об этом Овидий : Гермес, исполняя приказание своего повелителя, спустился на землю, взяв с собой свой жезл (кадуцей), обладающий свойством усыплять. Он стал пасти коз, играя на флейте, неподалеку от Аргуса, которому эти звуки доставили большое удовольствие, а потому он пригласил Гермеса занять место подле него, говоря, что ему не найти лучшего пастбища и более тенистого места. Гермес принял это предложение и продолжал играть. При этом он незаметно пустил в ход свой жезл, и вскоре сон закрыл все глаза бдительного стража. Тогда Гермес мечом отрубил ему голову.

Гера, огорченная потерей своего верного служителя, собрала все его глаза и разместила их на крыльях и хвосте птицы, с тех пор посвященной ей, где они блестят подобно звездам (павлин).

Несколько античных камей изображают этот миф, но самая интересная – та, где изображен Гермес, отрезывающий голову Аргуса, туловище которого испещрено его многочисленными глазами; вдали убегает корова, ужаленная слепнем, а павлин сидит на дереве.

Неумолимая богиня и тут не прекратила своих преследований; она приказала одной из Эриний под видом слепня беспрестанно жалить Ио, которая, тщетно пытаясь избавиться от насекомого, достигла берегов Нила, где, изнемогая от усталости, упала. Зевс стал просить прекратить свои преследования. Гера согласилась, но с тем условием, чтобы Ио никогда больше не возвращалась в Грецию. Она осталась в Египте, где ей стали воздавать божеские почести под именем богини Исиды . Этим греки хотели объяснить, почему эмблема египетской богини Исиды – корова.

Меркурий и Аргус. Картина Веласкеса, ок. 1659

Миф о превращении нимфы Ио (и главным образом эпизод о Гермесе и Аргусе) служили темой для многих произведений нового времени. Тициан выбрал для своей картины тот момент, когда Гера видит Ио, превращенную в корову. Рубенс повторял несколько раз свою знаменитую картину (теперь в Дрезденской галерее) «Меркурий убивает Аргуса». Веласкес передал этот рассказ по-своему: Аргус изображен у него под видом молодого испанского пастуха, уснувшего под звуки флейты, а Меркурий осторожно подкрадывается к нему, чтобы отрезать ему голову; Ио под видом коровы равнодушно смотрит на них.

Что еще почитать