Династия Романовых. Портретная галерея

Х удожник Валентин Серов прославился как мастер портрета. Среди его заказчиков были и представители императорской династии Романовых - Серов написал более десяти портретов августейших особ. Предлагаем посмотреть картины знаменитого русского портретиста и познакомиться с пятью представителями царской семьи .

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве. 1893

Про портрет сына, написанный Валентином Серовым , Александр III сказал: «Мишенька как живой». Художник сумел поймать краткий миг ускользающего детства: на картине мы видим Михаила взрослеющим, уже почти подростком. Он немного задумчив, но в его взгляде еще таится детская мечтательность. Одет цесаревич по моде конца XIX века - в белую матроску. Тысячи обычных мальчишек тоже носили их на рубеже веков.

Эта картина - этюд для группового портрета царской семьи. Живописцу отвели на работу лишь три сеанса, во время которых Михаил и его сестры Ксения и Ольга позировали ему. Остальное пришлось дописывать по памяти. Для Серова такой подход был непривычным: обычно он работал долго, несколько месяцев подряд, уделяя особое внимание деталям.

Групповой портрет впервые выставили в 1894 году в селе Борки Харьковской губернии. В честь спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе здесь возвели церковь и часовню. На торжествах по их освящению портрет семьи Александра III висел в отдельном павильоне, однако многие зрители принимали его за икону и останавливались, чтобы перекреститься.

Сегодня портрет Михаила Александровича хранится в Государственном Русском музее .

Портрет великого князя Павла Александровича

Портрет великого князя Павла Александровича. 1897

Портрет Александра III

Портрет Александра III. 1899

Александра III Валентин Серов писал несколько раз. Групповой портрет императорской семьи 1893 года стал единственным полотном, написанным при жизни монарха. Облик Александра III на картине 1899 года приходилось воссоздавать по памяти. Валентин Серов также опирался на снимки императорского фотографа Сергея Левицкого.

На картине Александр III выглядит одновременно величественным и добродушным. Он изображен на фоне дворца Фреденсборг в Копенгагене в мундире почетного полковника датской Королевской лейб-гвардии. Это звание присвоил императору король Кристиан IX в 1879 году. С тех пор во время визитов в Данию Александр III всегда носил офицерскую форму: треуголку с голубым и белым плюмажем и алый парадный мундир. На нем кроме российских высших наград можно увидеть и датские: голубую ленту, звезду ордена Слона, звезду и крест ордена Данеброг.

Художник несколько раз ездил в Данию, чтобы сделать натурные зарисовки. Один из сержантов позировал ему возле дворца вместо императора. Оригинал императорского портрета хранится в Копенгагене, в офицерском фонде Королевской лейб-гвардии.

Портрет императора Николая II

Портрет императора Николая II. 1900

Домашний портрет Николая II , подарок Александре Федоровне, художник создал всего за две встречи с императором. Оригинальная версия картины не сохранилась: захватившие Зимний дворец революционеры распороли холст штыками. Однако Серов, едва закончив портрет в 1900 году, сразу же сделал его копию. Он беспокоился о судьбе картины, потому что она не очень нравилась императрице. Во время сеансов Александра Федоровна пристально наблюдала за художником и щедро раздавала советы, как «подправить» лицо Николая II на портрете. В конце концов Валентин Серов не выдержал, протянул императрице палитру с кистями и предложил ей самой закончить работу.

Портрет Николая II выглядит незавершенным: он написан широкими свободными мазками без тонких световых переходов, детали полотна не проработаны. Но исполнение картины отражает идею Валентина Серова. Художник хотел показать в первую очередь человека - уставшего на службе, пришедшего домой после работы. На полотне отсутствуют обычные атрибуты царских портретов - торжественные интерьеры, парадная одежда, высшие награды. Николай II изображен в тужурке лейб-гвардии Преображенского полка, которую он носил каждый день.

Полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени. Не позднее 1901 года

Обычно портретные рисунки художники XIX века создавали как этюды к большим живописным полотнам. Но акварельные и карандашные работы Валентина Серова - это самостоятельные произведения искусства.

Портрет Александры Федоровны выполнен в трех цветах: черном, белом и красном. Художник построил композицию картины так, что зритель смотрит на изображение снизу вверх, из-за этого императрица кажется более величественной. Проходя мимо поданных, она отстраненно отвечает на их знаки внимания. Плавными линиями Валентин Серов прорисовал строгий и изысканный крой ее платья, воздушную накидку, сброшенную с плеч. Окружающих он, напротив, изобразил подчеркнуто прямыми и ломаными линиями, их лица практически не различимы, а фигуры - угловаты.

Про Александру Федоровну, иностранку по происхождению, часто говорили, что ее отношения с двором не сложились. Во время торжественных церемоний императрица вела себя сдержанно: ее стесняло общение с незнакомыми людьми. Однако официальные мероприятия были обязательной частью жизни двора. Об одном из них Николай II писал в своем дневнике: «В 2 часа в Зимнем начался дамский безмен - 550 дам! Моя дорогая Аликс выглядела замечательно красивою в русском платье». Безменом в те годы называли церемонию целования рук.

Рисунок с изображением императрицы Александры Федоровны можно увидеть в Государственном Русском музее.

Романовская галерея Зимнего Дворца (собрание портретов дома Романовых) размещалась в одной из галерей Малого Эрмитажа вокруг т.н. Висячего сада. Создана в конце 1840-х годов по указу императора Николая I.

План 2 этажа Эрмитажа. Залы Романовской галереи подчеркнуты красным (залы 259, 261, 262).

История ее создания изложена в статье: Ренне «Николай I и Романовская галерея» из сборника «250 историй про Эрмитаж» СПб 2014;.
«Особое место в истории портретных галерей императорского дворца занимает Романовская, творцом которой был сам император Николай I. Как и его старший брат Александр I, составляющий списки генералов, чьи портреты предполагалось поместить в Зале воинской славы 1812 года, Николай вникал во все подробности создававшейся по его указу в конце 1840-1850 гг. галереи портретов представителей Дома Романовых в здании Малого Эрмитажа. Для начала велено было составить реестр «всем портретам Высочайших Особ, находящимся в Эрмитаже и во всех императорских дворцах». Оказалось, в кладовой Эрмитажа 172 изображения; отправлено в Москву - 12; в Гатчину - 3; Английском дворце в Петергофе - 26; в старом дворце -18. 12 декабря 1844 г. «Государь Император…повелеть изволил находящиеся в Петергофе, как во дворце Английского Сада, так и в старом дворце, вверху, в большом зале между окон, так же овальные портреты, если они снимаются, привезти все в Санкт-Петербург, и потом выставить оные, вместе с хранящимися в кладовой Эрмитажа портретами, в Эрмитажных галереях, расположив их хронологически, по царствованиям, и поместив супруг возле супругов, а детей подле отцов». Многие картины требовали реставрации, некоторые копировались, и тогда оригиналы отправляли обратно, специально заказывались новые вещи. Один из первоначальных списков насчитывал 127 портретов, начиная от царя Михаила Федоровича, царицы Марфы Ивановны и патриарха Филарета и заканчивая всей большой императорской семьей, в которую входили мужья и жены уже выросших старших детей. Николай придирчиво относился к качеству произведений. Среди архивных дел, посвященных созданию Романовской галереи, есть курьезный документ с собственноручной припиской императора: «портреты, которые копированы со старых современных картин, должны быть подражанием сим портретам, со всевозможной точностью не глядя на несовершенство тогдашней живописи, иначе их историческая верность утратится; но другие портреты, списаны дурно, тогда как оригиналы хороши; все те портреты следует переписать за достаточную цену людьми, умеющими копировать, а не теми дураками, которые набраны были». Судя по документам, состав Романовской галереи незначительно менялся, особенно в первые годы ее существования. Некоторые портреты были сфотографированы и изданы в 1865 и в 1867 гг.»


Э. Гау "Северная часть Романовской галереи" 1861 год.

Э. Гау "Южная часть Романовской галереи" 1861 год.
Наиболее полное исследование Романовской галереи было сделано В. Кадочниковой в статье "К вопросу об авторстве копий Романовской галереи Императорского Эрмитажа.":
"Для первоначальной экспозиции были отобраны портреты из загородных дворцов, кладовых Эрмитажа, недостающие изображения специально копировались... Однако галерея не была застывшим, законсервированным собранием, ее состав вполне естественно корректировался не только с изменениями в царствующей фамилии, но и сообразно вкусам и желаниям правящих императоров. Николай Павлович очень взыскательно относился к качеству копий, поэтому заказы на их изготовление передавались разным художникам, пока желаемый результат не был достигнут. В этом смысле выявление круга копиистов и их работ представляется чрезвычайно важным, так как впоследствии многие полотна утратили имена своих создателей и в настоящее время входят в музейные собрания как произведения неизвестных художников или с другим авторством.
Наиболее кардинальным изменениям уже сложившаяся галерея подверглась в 1858 году, когда Александр II повелел "переписать и исправить 27 портретов, написать вновь недостающие 5 портретов, исключить 31 портрет, оставить в настоящем виде - 98 портретов". В дальнейшем фамильная галерея также неоднократно пополнялась и изменялась, но уже не столь значительно."

Сохранилось не так много картин и фотографий самой Романовской галереи:в 1861 году художник Гау нарисовал 2 акварели и еще мне удалось найти в Интернете 2 фотографии начала 20 века.

Романовская галерея. Открытка начала 20 века.


Романовская галерея. Фотографии начала 20 века.

Галерея просуществовала до 1918 года, когда пришедшие к власти большевики ее расформировали, а портреты были отправлены в различные музеи (в основном в Русский музей, при этом, часть была утеряна). В настоящее время в одном зале галереи располагается искусство Средних веков Европы, а в другом - живопись Нидерландов XV-XVI веков.
Удалось найти 2 описания картин галереи, первое - 1866 года издания, составленное бароном Кене, а второе 1889 года издания, составленное Д.А. Ровинским.
Со следующего поста постараюсь на основе этих описаний, исследований и каталогов различных музеев собрать информацию, какие именно портреты находились в этой галерее и историю каждого портрета, которого удалось идентифицировать. Но, к сожалению, у меня нет никаких сведений, о том, какие портреты помещались в галерею после 1889 года (и помещались ли). Есть информация, что при Александре III галерея почти не пополнялась и требовала реставрации(письмо директора Эрмитажа А.А. Васильчикова, процитированное в статье Кадочниковой). Буду рад любой помощи в этом вопросе.

: Начинаю публикацию портретов из Романовской галереи Зимнего дворца. Ее опись сделана Д. Ровинским в 1880-х годах и опубликована в 4 томе его труда «Подробный словарь русских гравированных портретов». Рядом с каждым портретом находится его номер по общему Эрмитажному каталогу и размер (в вершках, которые я решил не пересчитывать). Но, в отличие от Ровинского, я располагаю портреты не в алфавитном, а в родословном порядке.

Я попытался (там где это возможно) дать историю каждого портрета и его сегодняшнее местонахождение. Воспроизвожу только те портреты, которые находятся в этой описи, а все данные, полученные из других источников (так как состав Романовской галереи менялся) будут опубликованы в приложении.

Романовская галерея Зимнего дворца

01. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) (1554-1633).
Отец царя Михаила Федоровича.


№ 6684 размер: 20 x 16

Прижизненного изображения патриарха Филарета не существует, портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по гравюре Штенглина и "Титулярнику" 17 века.
Гатчинский дворец-музей.

✂…">

02 Ксения Иоанновна Романова (ур. Шестова) (ум.1631 г.).
Мать царя Михаила Федоровича.


№5334 размер: 21,5 х 16

Копия В. Бовина (ок.1847 г.) с портрета конца 18 века (возможно так же копии с более старого оригинала), находившегося в Старом Петергофском дворце.
Сейчас в частной коллекции.

03 Царь Михаил Федорович (1596-1645).
Сын Федора Никитича и Ксении Иоанновны Романовых.


№5336 размер: 19,5 х 13,5

Портрет конца 18 века, с неизвестного оригинала (возможно "Титулярника" 17 века или гравюры Олеария). Многократно копировался.
Местонахождение неизвестно.

04 Царица Евдокия Лукьяновна (ур. Стрешнева) (1608-1645).
Вторая супруга царя Михаила Федоровича.


№6685 размер: 20 х 16

Копия художника Т. Неффа со старинного живописного оригинала, находивщегося у Г. Глебова-Стрешнева.

05 Царь Алексей Михайлович (1625-1676).
Сын царя Михаила Федоровича.


№5339 размер: 28,25 х 21,25

Прижизненный портрет 17 века, написанный неизвестным немецким или голландским художником до 1670 года (в этом году с него была сделана гравюра). Самый старый портрет в Романовской галерее.
Государственный Русский музей. СПб

06 Царица Наталья Кирилловна (ур. Нарышкина) (1651-1694).
Вторая супруга царя Алексея Михайловича.


№5343 размер: 28,25 х 21,33

Копия 19 века с портрета, написанного художником Чоглоковым «во успиение» (как память об умершей), который находился в семье Нарышкиных. Есть множество других копий этого портрета (Государственный Эрмитаж, Чувашская картинная галерея, Кусково …) .
Государственный Русский музей. СПб


№5337 размер: 13х10,5

Фрагментарная копия конца 18 века с того же оригинала. Считается работой Карла Шурманна.
Государственный Русский Музей. СПб.

07 Царевна Марфа Алексеевна (1652-1707).


№6687 размер: 22 х 16,5

Дочь царя Алексея Михайловича. Копия сделана художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. с оригинала, который находился в Александровском Успенском монастыре, где умерла царевна Марфа (похищен оттуда в 1986 году и до сих пор не найден).

08 Царевич Алексей Алексеевич (1654-1670).


№6686 размер: 21,5 х 16,5

Портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по "Титулярнику" 17 века из Публичной библиотеки СПб – единственному сохранившемуся прижизненному изображению царевича.
Местонахождение неизвестно. Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.

09 Царь Федор Алексеевич (1661-1682).
Сын царя Алексея Михайловича.


№6688 размер: 28 х 22,5

Портрет для галереи писан художником Н. Тютрюмовым в 1861 г. по различным изображениям (в том числе из Оружейной палаты в Москве).

10 Царица Марфа Матвеевна (ур.Апраксина)(1664-1715).
Вторая супруга царя Федора Алексеевича.



№6694 размер: 22 х 16,5

Портрет начала 18 века или позднейшая копия с него.
Государственный Русский музей. СПб

11 Царевна Софья Алексеевна (1657-1704)
дочь царя Алексея Михайловича.


№ 4396 размер: 26,5 x 23

По некоторым сведениям - оригинал 17 века, по другим - копия с оригинала, который находился в Москве (сейчас в Государственном Историческом музее).
Государственный Эрмитаж. СПб.

12 Царевна Наталья Алексеевна (1673-1716).
дочь царя Алексея Михайловича


№ 5342 размер: 23 x 16

Портрет начала 18 века современными исследователями считается работой портретиста И. Никитина. (Барон Кене считал этот портрет работой Таннауэра). Есть еще 2 подобных портрета царевны Натальи, один в Русском музее, другой в Павловске.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

13 Царь Иван Алексеевич (1666-1696).
Сын царя Алексея Михайловича.


№ 5348 размер: 28,6 x 22,5

Сын царя Алексея Михайловича. Считается портретом конца 17 века, созданным «во успиение» (как память об умершем), с которого позднее была сделана гравюра Ф. Маттарнови и многочисленные живописные копии (Кусково, Гос. Исторический музей).
Государственный Русский музей. СПб

14 Император Петр I Алексеевич (1672-1725).
Сын царя Алексея Михайловича.


№6689 размер: 54 х 31,5

Копия, специально исполненная для Романовской галереи в Великобритании художником Белли в 1860-х гг с оригинала Г. Неллера, который писал царя с натуры в 1697 году во время его пребывания в Голландии. Оригинал находится в Английском королевском собрании картин и послужил образцом для создания множества изображений Петра, иногда слабо похожих друг на друга.
Государственный Эрмитаж. Спб.


№5350 размер: 18,13 х 13,6

Портрет в настоящее время считается работой Таннауэра, написан примерно в 1717 году. Барон Кене считал его работой Купецкого. Есть множество копий с этой картины, оригинал находится или в Государственном Эрмитаже или в Третьяковской галерее.
Государственная Третьяковская гелерея Москва.


№5390 размер: 32 х 30

Т.н. «Портрет Петра I на фоне морского сражения» написан, скорее всего, в 1710-х гг. Есть множество версий, кто автор этой картины. Барон Кене считал его работой Купецкого, Васильчиков – работой Таннауэра, современные исследователи склоняются к тому, что это работа И. Никитина. Подробности о нем можно прочесть тут:
http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Shmakova.pdf
Гсударственный музей-заповедник «Царское Село».


№5355 размер: 19,75 х 16,5

Портрет считается работой знаменитого французского живописца Гиацинта Риго, подарен императору Николаю I гр. С. С. Уваровым, которому он достался от тестя - гр. А. К. Разумовского. Васильчиков пишет: "Предание семьи Разумовских гласило, что Петр, во время пребывания в Париже, зашел в мастерскую Риго, писавшего с него портрет, не застал его дома, увидел недоконченный портрет свой, ножом вырезал из большого полотна голову и увез с собой. Вырезанный портрет он подарил дочери - Елизавете Петровне, а она, в свою очередь, пожаловала его гр. Алексею Григорьевичу Разумовскому". После ликвидации Романовской галереи портрет был отправлен сначала в Русский музей, а потом в Симферопольский государственый музей.


№6671 размер: 14 х 11,5

15 Царица Евдокия Федоровна (ур.Лопухина) (1669-1731).
Первая супруга царя Петра Алексеевича.


№ 5340 размер: 19 x 13,6

Оригинал начала 18 века, либо копия с него. Скорее всего, написан во время правления императора Петра II (внука Евдокии). Есть множество копий этого портрета и неизвестна его достоверность.
Государственный Русский музей. СПб

16 Императрица Екатерина I Алексеевна (ур. Скавронская)(1684-1727).
Вторая супруга царя Петра Алексеевича.


№5391 размер: 32 х 30

Портрет работы знаменитого французского живописца Ж. Наттье (либо хорошая копия с него), написан в 1717 году, во время пребывания Петра и Екатерины в Голландии (парный к нему портрет Петра I находится в Царском Селе).
Государственный Эрмитаж. СПб.


№5392 размер: 18 х 13,5

Портрет работы придворного живописца Л. Каравака.
Государственный Русский музей. СПб


№5356 размер: 18,13 х 13,75

Портрет работы неизвестного художника (возможно Каравака или Ведекинда). Изображение даю по фотографии Клиндера 1865 г.
Местонахождение неизвестно.


№5387 размер: 58,75 х 44,75

Портрет работы И.Адольского, написан в 1726 году, неоднократно копировался и повторялся (близкий вариант находится в Царскосельском дворце).
Государственный Русский музей. СПб

Продолжение следует...


baronet65.livejournal.com

.

Оригинал записи и комментарии на

Сегодня, благодаря тому что в четверг многие музеи работают до позднего вечера, мы посетили недавно открывшуюся выставку «Романовы. Портрет династии» в Государственном Историческом музее. Представляем небольшой отчет.

Открывают выставку, конечно же портреты царей - основателей династии Романовых - Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
Кроме портретов на выставке присутствуют и «мемории» - личные вещи, автографы и памятные подарки. Например, ковш, жалованный царем Алексеем Михайловичем Михаилу Плотникову "За кружечную службу и за прибор".
Необычен такой портрет Петра Алексеевича кисти Готфрида Схалкена.
Есть и его бюст работы Ивана Витали.
Портрет Анны Иоановны, выполненный Бартоломео Карло Растрелли на олове.
Соседний зал почти полностью посвящен Императрице Екатерине II.
Обложка жалованной грамоты Екатерины II Владимиру Григорьевичу Орлову на графский титул.
Вот он - будущий победитель Наполеона!
А это его мундир и карманный платок.
На нас очень большое впечатление произвела литография Ореста Кипренского с портретом Александра I. На ней он предстает одухотворенным и мужественным, верится, что перед нами освободитель Европы.
Бронзовый портрет Николая I работы Норберта Шрёдля.
Бюст Императора Александра II, выполненный Акимом Панфиловичем Лаверецким.
Императорский фарфор - сервиз Великого князя Константина Николаевича, выполненный по проекту художника Ф.Г. Солнцева.
Портреты Императора Александра III Александровича и Императрицы Марии Федоровны кисти Ивана Алексеевича Тюрина.
Внимание уделено не только царственным особам, но и многочисленным великим князьям, великим княгиням и княжнам, которые никогда не занимали трон. Литография Ф. Шевалье - портрет великих князей Николая Александровича, Александра Александровича, Владимира Александровича и Алексея Александровича.
Приятно увидеть материалы по любимой теме: "Священное миропомазание. Эпизод Императора Александра III и Императрицы Марии Федоровны 15 мая 1883 года" (гравюра с оригинала Ж. Беккера).
Отец и сын - Александр III (портрет Н.Д. Дмитриева-Оренбургского) и Николай II (портрет И.Е. Репина).
Набор для пива с изображением малого герба наследника цесаревича, выполненный для будущего Императора Николая II.
Портреты эпохи Николая II.
И еще " ": Ковчег, поднесенный цесаревичу Алексею Николаевичу по случаю 300-летия династии Романовых от учащихся Егорьевского механико-электротехнического училища.
Сбоку выгравирован силуэт училища в Егорьевске.
И закончить хотелось бы портретом детей Николая II в Ливадии "В день белого цветка".

В целом выставка нам очень понравилась. Жизнь самих венценосных особ и их близких родственников показана с использованием самых разных выразительных средств: живописи, скульптуры, миниатюры, графики, бытовых изделий, поэтому складывается очень цельное впечатление. Жалеть о потраченном времени точно не придется.

Династия Романовых правила Россией триста четыре года: с 1613 по 1917 год. В 1913 году торжественно отмечалось трёхсотлетие династии. Но хотя праздновалось 300-летие династии Романовых, едва ли можно было одновременно отметить 300-летие семейства Романовых, которое, разумеется, существовало и до 1613 года.

Первым из рода фамилию «Романов» стал носить Фёдор Никитич (он же патриарх Филарет) в честь своего деда Романа.

НИКАНОР ТЮТРЮМОВ. Портрет патриарха Филарета

Филарет (Романов-Юрьев Феодор Никитич) , патриарх Московский и всея Руси.
Родился между 1551 и 1560 гг. в родовитой боярской семье Романовых.
Получил прекрасное по своему времени образование.
С 1586 г. начал службу в качестве наместника Нижегородского, а затем и Псковского. Выполнял ряд дипломатических поручений.
Ясный ум и открытый сердечный нрав сделали его популярным в народе, его прочили в преемники бездетному царю Федору Иоанновичу. Но Борис Годунов, боясь этого, постриг его в монашество в 1601 г. и сослал в древний Антониев Сийский монастырь.
В 1606 г. Филарет хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан митрополита.
В 1611 г. в составе боярского посольства был послан в Польшу, там взят под стражу и оставался пленником до 1619 г., когда после заключения мирного договора и обмена пленными, получил возможность вернуться на родину. Его торжественно встретили, и Собор русских иерархов предложил ему патриаршество.
29 июня 1619 г. совершилось наречение его в патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление в патриарший сан Филарет принял в Успенском соборе от Иерусалимского патриарха Феофана, бывшего тогда в Москве и от русских иерархов.
Скончался 1 октября 1633 г. в глубокой старости.

Портрет патриарха Филарета. Неизвестный художник.

Инокиня Марфа, в миру Ксения Иоанновна Романова (до замужества Шестова), княжна Сицкая - мать царя Михаила Федоровича; жена первого из рода Романовых-Федора Никитьевича Романовых

Михаил Федорович (1596-1645), царь с 1613. Сын Федора (в монашестве Филарета) Никитича Романова и Ксении Иоанновны Романовой. Был избран Земским собором. Предоставил управление страной отцу - патриарху Филарету (до 1633), затем боярам.

Г. Угрюмов. Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года

Иоганн ВЕДЕКИНД. Портрет царя Михаила Фёдоровича.

Михаил I Фёдорович Романов

Андрей РЯБУШКИН (1861-1904). Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате. 1893

Илья Репин.Выбор великокняжеской невесты (Михаила Федоровича?)

Первая жена царя-Княжна Мария Владимировна Долгорукова

Вторая жена царя- Евдокия Лукьяновна Стрешнева

Евдокия родила 7 дочерей и 3 сыновей, 6 из ее детей умерло при её жизни.

Алексей Михайлович (1629-1676),второй русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича и Евдокии Лукьяновны Стрешневой. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649); воссоединена с Русским государством Украина (1654); возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и крестьянская война под руководством Степана Разина; произошел раскол русской церкви.

Портрет Алексея Михайловича Романова, конец XVIII - начало XIX

АЛЕКСАНДР ЛИТОВЧЕНКО. Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ

ГРИГОРИЙ СЕДОВ. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем

Первая жена царя Мария Ильинична Милославская (1625-1669)

Изображение царицы Марии Ильиничны на иконе "Кийский крест"

Царица Мария Ильинична родила 13 детей, среди которых царевна Софья,будущие цари Федор и Иван V

Наталья Кирилловна Нарышкина (1651-1694) ,вторая жена царя Алексея Михайловича,родила троих детей,один из которых Петр I.

Федор Алексеевич(1661-1682), царь с 1676. Сын Алексея Михайловича от первого брака с М.И.Милославской. При нем правили различные группы бояр.Короткое царствование Фёдора Алексеевича ознаменовано некоторыми важными акциями и реформами. В 1678 проведена общая перепись населения; в 1679 введено подворное обложение прямыми налогами, увеличившее податный гнёт,окончательно закреплено объединение Левобережной Украины с Россией.

Портрет Фёдора Алексеевича, первая половина XIX в.

Что еще почитать