Формирование личности у детей в возрасте семи-десяти лет. Формирование личности у детей в возрасте семи-десяти лет «Быть лучше всех»

В этой статье:

Возраст 7-10 лет соответствует младшей школе. Сейчас многое для ребенка меняется, мир вокруг становится сложнее. Этот период связан с активной работой психики. Предстоит многому научиться, ведь школьная жизнь, новые друзья стимулируют развитие личности. Теперь у ребенка есть возможность увидеть себя со стороны – это сформирует социальную составляющую его «я».

Появляются новые стремления: например, всем детям хочется получить похвалы, поощрения. Для этого нужно стать «лучше всех», и такое стремление мотивирует активную работу мозга. А еще в этом возрасте начинается второй этап волевого развития. Теперь деятельность детей носит направленный характер: они знают, чего хотят и как этого добиться. Но, конечно, хоть взросление очень заметно, это все еще маленький ребенок, который нуждается в поддержке родителей. Они должны помочь ему сформировать правильные нравственные ценности и просто быть с ним рядом.

Младший школьный возраст

С 7 до 10 лет детей относят к возрастной группе «младшая школа». Это не самый простой период в жизни ребенка. Сейчас идет активное развитие психики и личности. Школа, новые правила, нормы поведения сильно меняют взгляд ребенка на мир, и в первую очередь на самого себя. Появляются новые личностные качества, начинают функционировать особые психологические механизмы. Возрастные особенности проявляются во время так называемого кризиса 7 лет. Это позитивный момент развития личности, ведь школьник начинает осознавать важность собственного «я».

Сейчас родителям нужно понять: все эти процессы меняют поведение ребенка и его взгляд на жизнь. Изменения могут быть разными, но для его психики они позитивные. С чем-то придется смириться, ведь детство уходит и начинается пора взросления. Необходимо переосмыслить ценности, со стороны взглянуть на собственные действия. Социальная ситуация в школе способствует этому. Словом, в 7-10 лет у детей появляется возможность понять самих себя лучше. Это, конечно, еще не окончательное становление личности. Сейчас закладывается базис для будущих возрастных изменений.

Психологические особенности

Дети взрослеют - это нормальный процесс. Конечно же, вместе с этим будет меняться и их взгляд на жизнь. Раньше общение малыша в детском саду сводилось к совместным играм. Теперь же появились другие социальные возможности:

Все это дает возможность вашему малышу взглянуть на себя уже с точки зрения общества. Он может переосмыслить свое поведение, когда увидит, что товарищи не принимают его в игры. В этот момент появляются два желания:

  • быть как все, принадлежать к большинству;
  • быть лучшим, получать похвалы, награды.

Все это вполне можно совмещать, но этому придется научиться. Теперь школьник уже совсем не хочет быть ребенком – он стремится к своему психологическому взрослению. Это тоже хорошо. Учебная деятельность, развитие логики, мышления подталкивают его к психологическому росту. Сейчас выделяются некоторые возрастные особенности, которые могут дать ответ на вопрос «почему ребенок так себя ведет».

Утрата непосредственности

Данный термин введен Л.С. Выготским и хорошо отражает то, что происходит с детьми 7-10 лет. Дело в том, что теперь деятельность не является праздной или неосмысленной. Ребенок учится принимать решения, выделять важность совершения тех или иных действий в зависимости от их целей. Это значит, что деятельность носит теперь осмысленный, направленный характер.

Так, малыш 3-4 лет берет в руки чашку, пытается поставить себе на голову, роняет ее и разбивает. На все вопросы «зачем» он не может ответить, так как до 5-6 лет деятельность стихийна, не всегда осмысленна. Малыш сам не видит логики своего поведения. Теперь же все меняется – теряется детская непосредственность действий и мышления.

Новые психологические механизмы

Сейчас самое главное то, что у детей появляются смысловые переживания. Многим взрослым тяжело в это поверить, но сами по себе переживания появляются именно в 7-8 лет, когда ребенок уже понимает то, что с ним происходит в эмоциональном и психологическом планах. Например, отказ родителей отвести его в парк развлечений злит и обижает малыша. В этот момент он понимает, что зол, расстроен, обижен. Эмоции приобретают значение, переживания приобретают смысл. Вместе с этим приходит лучшее понимание себя:

  • что радует;
  • печалит;
  • приводит в гнев;
  • не требует внимания (отсутствие переживаний).

Теперь у детей появляется возможность прочувствовать все эмоциональные состояния. Ребенок точно знает, как это - расстраиваться из-за проигрыша, радоваться победе, сопереживать. У большинства детей это период обостренной эмпатии. Они научились распознавать собственные переживания и теперь делают попытки понять своих родителей, друзей, учителей с этой новой стороны.

Социальное «я»

Чем взрослее ребенок, тем важнее ему кажется его новый статус школьника. В первом классе у детей только формируется гордость за свой новый социальный статус. Дальше - больше. Он теперь четко осознает, где его место в мире. Какие-то ступени (ясли, садик) он уже прошел и обладает опытом. А впереди еще много лет школы, затем – институт, работа…

Особенности
восприятия себя в этой системе таковы, что ребенок быстро приспосабливается. Ему нравится быть частью общества, он понимает свое взросление. Сейчас самое время для развития социальной составляющей личности.

В этом новом обществе нужно занять какую-то позицию, социальную роль. Такой процесс уже проходил в садике, но тогда деятельность была не такой осмысленной, все было на уровне инстинкта. Теперь, с утратой непосредственности, ребенок понимает, как работают законы его нового общества. Необходимо:

  • найти друзей;
  • добиться расположения;
  • чувствовать себя комфортно, принадлежать к группе (без группы нет чувства комфорта);
  • иметь возможность влиять на принятие общественных решений (вносить вклад).

Тут школьник уже осмысленно подходит к выбору тактики. Необходимо следовать правилам, которые установлены в этом обществе – только так можно стать его частью.

Волевое развитие

Начиная с первого класса идет быстрое волевое развитие. У детей 7-10 лет восприятие перестраивается с эгоистического на самокритичное. Теперь он отличает «нужно» от «хочу – не хочу». Ребенок учится постепенно делать волевые усилия над собой. Это не так легко, как может показаться взрослым. В этот период поддерживайте его, хвалите за правильно принятое решение. Сейчас еще тяжело принимать такие решения. Если малыш будет знать о поддержке (знать, что поступает правильно), то ему будет гораздо проще.

Формирование нравственных качеств

Некоторые особенности поведения свойственны возрасту, но быстро проходят. Главное тут не упустить момент. Еще с раннего детства малыш понял, что такое «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя». Его ругали, учили, напоминали. Теперь это школьник, он более или менее свободен в выборе действий. Сейчас все зависит от того, в каком обществе он находится. Родители, школа должны привить ему правильные моральные и нравственные качества. Иначе момент будет утерян. В 7-10 лет дети поддаются влиянию авторитетов. Кто станет таким авторитетом, очень важно для воспитания.

«Быть лучше всех»

Вместе с формированием нравственных качеств приходит и желание быть лучше других.
Это попытка позиционировать себя в обществе других детей. Пока что основная деятельность ребенка - учеба, общение. Получать хорошие оценки, признание учителей, быть популярный в группе детей - вот чего хочется школьнику. Это желание не может быть реализовано, если не прошла еще утрата непосредственности. После нее дети уже хорошо знают, как добиться желаемого. Тут необходимы:

  • волевые качества (нужно делать то, что требуется, и тогда будет желанный эффект);
  • уметь следовать установленным нормам и правилам;
  • сосредоточиваться на своей деятельности;
  • получать «обратную связь» (переживания, эмоции, понимание своих потребностей).

Особенности данного психологического явления таковы, что оно становится мощным мотиватором психического развития. Чтобы быть лучше других, приходится развивать память, логическое мышление (находить выход из разных ситуаций), мыслить нестандартно, обладать лидерскими качествами. Конечно, все это приходит не сразу. Кто-то от природы лидер, а кому-то придется учиться брать на себя ответственность, инициативу. Кто-то так и не сможет этому научиться. Борьба за «быть лучше других» становится в 7-10 лет основным двигателем развития личности.

Необходимость признания успехов

Вся эта деятельность по борьбе за свой авторитет направлена на получение желаемого: похвалы, поощрения. Родители должны понимать, что для детей это очень важно. Важно, чтобы оценили их труды, подбодрили, сказали, что так и нужно делать дальше. Словесное поощрение не менее важно, чем какое-то другое. Конечно, тут не нужно концентрировать внимание ребенка на материальных ценностях:

  • платить за хорошие отметки;
  • только за хорошую успеваемость обещать и покупать подарки;
  • делать послабления (пойти спать попозже, дольше играть на компьютере, раз получил «пятерку»).

Так ребенок быстро перенимает неправильную модель. Он начинает хорошо учиться и стараться только для того, чтобы было поощрение. Другие мотивы его уже не интересуют. Привыкнув к этому с родителями, ему будет тяжело во взрослой жизни. Поощрения и подарки могут быть, но главное - показать ребенку ценность самого достижения. Таковы особенности возрастной психологии, когда ребенок смещает саму ценность своих хороших поступков, только чтобы что-то получить в награду.

Деятельность

Деятельность становится предметной. Теперь, кроме игры проступает второе важное направление - учеба и развитие. Особенности отношения ребенка 7-10 лет к учебной деятельности складываются благодаря участию родителей и учителей.

Основная деятельность

Сейчас произошло смещение основного вида деятельности. Раньше это была игра, теперь же -
учеба, интересы. Постепенно меняются приоритеты, но игровая деятельность еще долго будет оставаться важной для детей этого возраста. Первый класс (6-7 лет) рассчитан на плавный переход от игровой формы работы к реальной. Так, уже к концу третьего класса (9-10 лет) ребенок готов сосредоточиться на учебе и развитии. Теперь его воля развита сильнее, он готов дольше концентрировать внимание, увеличился объем памяти.

Первые три класса подходят для постепенной психологической перестройки ребенка. Успеваемость или неуспеваемость в это время не является показательной. Бывает, что отличник в начальной школе совершенно не может справляться с основной нагрузкой средней школы. Тут все зависит от того, успели ли сформироваться основные качества этого возраста:

  • желание похвалы;
  • усидчивость;
  • волевой интеллект;
  • эмпатия;
  • нацеленность на результат.

Сейчас важно постепенно прививать малышу понятие об ответственности за свои решения, действия. Для этого можно ввести некоторые дополнительные домашние обязанности, секции и кружки. Главное – не перенапрягать младшего школьника. Слишком большая нагрузка сейчас пойдет только во вред.

7 лет - это возраст, когда ребенок берет на себя некую ответственность за определенные сферы своей жизни. К этому времени ребенок обладает своим кругозором и знаниями, которые позволяют делать выводы и жизненные наблюдения. Эти навыки являются необходимыми для усваивания основного научного знания. Именно поэтому семь лет - это возраст, при котором родители отправляют в первый раз ребенка в школу.

А мы уже умеем...

  • Математические навыки. Числа первого десятка уже полностью изучены. Ребенок их использует для счета предметов, для присваивания порядкового номера определенному предмету, для решения задачи в одно действие на сложение или вычитание, для сравнения цифр больше, меньше, равно. Ребенок, также, обладает элементарными геометрическими навыками: знает основные фигуры, понимает расположение фигур в пространстве, умеет их делить на несколько частей.
  • Закономерности и соответствия. Ребенок умеет находить закономерности в ряде каких-либо предметов, которые предлагаются, и умеет его продолжать. Может определить сходство и разногласия в группах предметов, умеет находить единое общее для предметов, которые совершенно не похожи друг на друга, умеет продолжать историю, описывая предложенные картинки.
  • Речь. Ребенок легко использует речевые обороты. Сама речь связана и максимально приближена к взрослой по качеству. Дети успешно пользуются интонацией, умеют с ее помощью выделять определенные слова или фразы, разбирают, где повествовательное предложение, где побудительное, вопросительное или восклицательное.
  • Контактные данные. Малыш полностью владеет информацией о себе и своих родителях. Он знает фамилию, имя, сколько ему лет, где проживает, номер телефона, контакты родителей, их имена и профессии.
  • Диалоги-монологи. Ребенок легко участвует в дискуссии, активно отвечает на вопросы и задает свои, знает большое количество стихотворений и рассказывает их наизусть, умеет пересказывать прочитанные книги или повествовать о событиях, которые произошли не так давно.
  • Известное окружение. Ребенок знает название всех окружающих его предметов. Имеет любимые мультфильмы, спектакль, книгу, знает как они называются и имена любимых героев.
  • Уход за собой. Ребенок самостоятельно контролирует соблюдение норм гигиены. Он умывается и чистит зубы, моет руки, следит за чистотой одежды, за состоянием ногтей и волос. Умеет полностью одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  • Общественные процессы. Ребенок умеет пользоваться телефоном. При необходимости может осуществить звонок родителям или другим близким людям. Знает для чего предназначен светофор, умеет определять цвет и соответствующие ему действия.
  • Изученный календарь. Малыш знает название текущего месяца, определяет день недели и знает их последовательность. Ориентируется в месяцах в течение всего года.

Что нужно от Вас?

  1. Безапелляционно продолжайте соблюдать режим дня. Дневной сон, конечно, теперь может оказаться под угрозой, но ночной должен быть полноценным. Вечером укладывать ребенка стоит не позже девяти часов. Организм малыша слишком перегружен новой ролью и новой информацией, поэтому теперь для борьбы со стрессом ему необходим полноценный отдых.
  2. Питание применяется и далее четырехразовое , при этом должно происходить насыщение ребенка витаминами и полезными веществами. Малыш должен питаться максимально разнообразными продуктами, при чём снэки, сладости и фаст-фуд стоит исключить или хотя бы минимизировать их объем в детском рационе.
  3. Активно проводите свободное время малыша. Несмотря на новую роль - роль школьника - он не прекращает быть ребенком, который все еще нуждается в активном времяпрепровождении. Не стоит ребенка 7 лет перегружать информацией: все новости и необходимые данные, которые ему сейчас нужны, обеспечит школа. С Вашей стороны - дайте ему возможность уйти от стресса. Для этого пусть погоняет мяч или покататься на велосипеде - это позволит ему расслабиться и уйти от негатива.
  4. Не ленитесь разговаривать со своим ребенком. Он должен Вам доверять! Посещение первого класса нередко вызывает сложности у ребенка. Чаще всего они вызваны неготовностью крохи к выходу в большой свет - в школу. Теперь ему придется находиться в обществе чужих детей, чужих взрослых и даже в чужом помещении. Очень важно с помощью своих разговоров настроить ребенка правильно. Ваши вопросы должны ориентировать его на восприятие школы как места, где много интересного и нового.
  5. Подогревать интерес ребенка к учебе. Если Вы занимались с ребенком ранее, и навыки первоклассника он уже освоил, продолжайте двигаться дальше, не стоит останавливаться на школьной программе: можно вводить элементы иностранного языка, приобрести набор юного биолога или химика - все это будет интересно и ново для крохи, если Вы это ему преподнесете в виде игры.
  6. и не перенимайте его задачи на себя. Ненавязчиво напомните ему о домашнем задании или озвучьте необходимость сложить рюкзак к следующему учебному дню - Вы не должны делать работу за него, Ваша роль подсказчик и помощника.
  7. Готовьте ребенка к технике «вопрос-ответ». Малыш с первых дней в школе должен понимать как правильно ставить вопрос и как корректно давать свой ответ. Малыш также должен обладать техникой доказательства, приведение примеров, диалогов и так далее. Он должен понимать причинно-следственные схемы и корректно и грамотно их озвучивать.
  8. Учите малыша общаться. Правильная коммуникация со старшими или же детьми обеспечивает ребенку спокойное самочувствие в стенах школы и отсутствие стрессов. Для этого не ограничивайте ребенка в общении, водите его на различные мероприятия, встречи и кружки, где он может знакомиться и общаться со сверстниками.
  9. Научите малыша понимать речь, а не только ее использовать. Особенно сложности возникают с абстрактными понятиями, которые в большинстве своем составляют значительную часть научного знания. Ребенок должен быть подготовленным к работе с этими понятиями.
  10. 7 лет - это один из кризисных периодов, которые сопровождаются капризностью и неуправляемостью малыша.

Полезно знать: будьте терпеливыми, не переходите на крик или использование нецензурной брани - не нужно усугублять ситуацию. Старайтесь ребенку объяснить ту или иную ситуацию, а также пытайтесь с ним договориться, находя подходящий для Вас двоих вариант.

Этот кризис сопровождается неоправданными дневными и ночными страхами. Присмотритесь к ребенку: если видите в нем некоторую обеспокоенность - говорите с ним почаще, если обеспокоенность не проходит либо малыша мучают кошмары - обратитесь к детскому психологу.

Конечно, подготовка ребенка к школе является важным процессом. Если у Вас есть возможность отправить малыша на специализированные курсы - так и сделайте , если же нет - с таким же успехом можно заниматься с ним и дома.

Учите с ребенком цифры и буквы, прописывайте их и старайтесь прочесть, учитесь решать простейшие математические задачи на 1 действие. Можно понемногу вводить или другого иностранного языка.

Проводите все обучение в игровом стиле иначе Вы рискуете заранее поселить в душе ребенка нелюбовь к учебе.

Видео развитие ребенка в семь лет

Ваш малыш уже познакомился со своей первой учительницей и одноклассниками, и постепенно осваивает жизнь в новом, «школьном» ритме с уроками и первыми домашними заданиями.

В семь–десять лет ведущей деятельностью становится учебная. От того, насколько успешно ребенок адаптировался к обучению, зависит его последующий успех. Кроме того, происходит резкий скачок в физическом, . Появляются совершенно новые социальные роли, которые были неведомы ребенку раньше.

По традиции Я – Родитель дает десять детей в возрасте от семи до десяти лет.

Развитие ребенка в 7–10 лет

Физическое развитие ребенка

Ребенок в возрасте семи–десяти лет становится сильным, выносливым и ловким, имеет потребность в регулярной нагрузке. Понимает и принимает правила командных игр и требования тренера, занимаясь спортом. Легко выполняет размашистые движения. Тонкие движения становятся четче ближе к концу младшего школьного возраста.

Интеллектуальное развитие ребенка

В этом возрасте дети уже успешно осваивают школьную программу. В младших классах они учатся обобщению и знакомятся с различными абстрактными понятиями, сравнивая и различая их между собой. Ближе к концу периода младшего школьного возраста ребенок уже умеет самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, становится способен к рефлексии – оценке своего внутреннего состояния. Он может усилием воли сосредоточиться на выполнении определенной задачи и думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда ему что-то интересно или просто нравится.

Психологическое развитие ребенка

Ребенок в младшем школьном возрасте осознает свою принадлежность к социуму, и примеряет на себя множество новых ролей: ученик, одноклассник, друг, гражданин. Умеет и любит общаться со взрослыми и сверстниками, учитывая не только свои интересы, но и интересы других людей. Способен дать оценку действиям и событиям. Нуждается в поддержке и одобрении взрослого: учителя, родителя. Становится более самостоятельным и инициативным. В этом возрасте начинают выравниваться процессы возбуждения и торможения, и ребенок легче успокаивается, проще реагирует на неудачи.

1. Обеспечьте регулярную физическую нагрузку и ежедневные прогулки на свежем воздухе

Организм ребенка в возрасте семи–десяти лет испытывает резкий скачок роста. Для гармоничного развития необходимо, чтобы в жизни младшего школьника на регулярной основе присутствовала : активные прогулки, спортивные занятия в секциях или кружок танцев. Минимум полтора–два часа в день ребенку следует проводить на свежем воздухе.

2. Оцените степень готовности ребенка к школьной нагрузке

Проконсультируйтесь с грамотным , который даст оценку готовности малыша к занятиям. Не все дети одного возраста имеют одинаковый уровень психофизического и эмоционального развития. Кому-то будет скучно в классе от простоты заданий и требований, а кому-то может быть невыносимо сложно. Зная слабые и сильные «места» своего ребенка, вы сможете лучше помогать ему с выполнением домашних заданий.

В начальных классах у ребенка продолжается закладка основы будущей личности. И то, какой педагог попадется младшему школьнику, играет большую роль в ее становлении.

Темперамент, внешность, даже темп речи учителя могут не подойти одному ребенку, и, наоборот, будут приводить в восторг другого.

Например, если ваш ребенок замыкается в себе, когда на него повышают голос, то учителя с громким голосом ему, скорее всего, воспринимать будет сложно. Или же ваш ребенок предпочитает все делать «с чувством, с толком, с расстановкой», а учительница – быстрая и активная: такие два темперамента могут порождать непонимание и трудности с учебой. Это совсем не значит, что нужно менять класс: родителям подобные ситуации скорее показывают, где нужно дополнительно обучать ребенка общению с разными по темпераменту людьми.

4. Пробуждайте и поощряйте интерес у ребенка к чтению

В младшем школьном возрасте ребенок проявляет интерес к чтению и . Многие родители считают, что в этом возрасте ребенок должен все читать сам, но в этом случае не стоит удивляться, что интерес к чтению может пропасть.

Интерес надо поддерживать. Ходите вместе с сыном или дочерью в библиотеки, покупайте вместе книги, обменивайтесь книгами с друзьями. Покупайте ребенку те книги, которые его увлекают. Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому важно выбирать книги с хорошими иллюстрациями. Чтобы привлечь внимание к той или иной литературе, вычитывайте интересные эпизоды с интригующим сюжетом, забавной игрой слов, стихотворениями. Выступайте примером для подражания и читайте дома сами.

Если ваш ребенок с интересом читает описания в каталоге игрушек, комиксы про супергероев или статьи в журнале мод – это знак, свидетельствующий о том, что, скорее всего, в среднем школьном возрасте у вас дома появится вдумчивый книголюб.

5. Поощряйте игровую деятельность ребенка и вовлекайте его в игру

В младшем школьном возрасте игровая деятельность по-прежнему остается жизненно необходимой. В идеале она сопутствует ребенку в школе и дома.

Дети воспринимают информацию наглядно и через действие, они не способны долго удерживать внимание на словах, не подкрепленных визуально или действием. Спектр игр расширяется, наряду с сюжетно-ролевыми дети проявляют интерес к играм с четкими правилами: настольным, командным игровым и командным спортивным.

Дома вы можете обучить ребенка игре в шахматы. Это позволит развить у младшего школьника логику, выработает стратегическое мышление и обучит тактике.

6. Обеспечьте сыну или дочери надежный тыл

В жизни вашего ребенка происходит множество перемен и волнений. А вы – его . Позаботьтесь о том, чтобы дома его ждал питательный и полезный обед, уют, спокойная атмосфера, душевные разговоры. Будьте заботливы и поддерживайте ребенка во внешних конфликтах, но не решайте их за него.

7. Следите за тем, когда ребенок ложится спать

Избежать утомляемости в школьный период поможет режим дня. Помните о том, что ранний подъем требует раннего отбоя.

Если ребенок учится во вторую смену, продумайте, когда ему удобнее и эффективнее делать уроки. Перенесите дополнительные занятия на первую половину дня, чтобы освободить остаток вечера для отдыха и семейного общения, прогулок и игр.

8. Укрепляйте волевые и нравственные качества ребенка

В младшем школьном возрасте начинает укрепляться сила воли, формируются нравственные черты характера. Воспитание воли и должно идти не только со стороны школы, но и со стороны семьи.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был целеустремленным, ответственным, честным, отзывчивым, справедливым, – учите его этому на своем примере.

9. Поощряйте самостоятельность в учебе и дома

В младшем школьном возрасте формируется произвольное внимание. Ребенок, прежде достигавший целей, которые ставят перед ним взрослые, учится ставить цели самостоятельно. Таким образом, сын или дочь учатся учиться.

10. Следуйте за интересами ребенка

Поощряйте интересы и выдумки ребенка. Богатая фантазия, интерес к различным областям жизни зачастую не могут найти развития или развиваются в недостаточной степени в чрезмерно теоретизированной современной школе, поэтому родителям так важно поддерживать и направлять его по верному пути, раскрывая способности и таланты.

Екатерина Коробкова

Что еще почитать