Формы для фьюзинга своими руками. Фьюзинг в домашних условиях своими руками: мастер-класс с видео

Художник и дизайнер по стеклу. Закончила Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова, а так же Московское художественно- промышленное училище им. М.И. Калинина. Графический дизайн - моё хобби, а витражи- моё призвание. Уже почти 20 лет я работаю со стеклом. Каждый новый заказ - итог моего профессионального подхода к работе и часть моей души...


ВИТРАЖИ В ИНТЕРЬЕРЕ, ЧТО, КАК И ДЛЯ ЧЕГО?

Для многих витраж - это цветные стекла в окнах католических храмов.

Но на сегодняшний день витраж - это ещё одна возможность придать Вашему интерьеру индивидуальность, присущую только Вам. Это классические строгие узоры с переливающимися на солнце фацетными вставками. Или чудесный рисунок на окне, созданный, казалось бы, самой природой. Это и двери из цельного стекла, это кухонные фартуки , плитка, люстры, картины на стене, расписанные в технике фламандских мастеров... Сейчас новые технологии обработки стекла позволяют нам удивлять Вас все больше и больше...

ВСЕ НАШИ ТЕХНИКИ

Любая техника исполнения витража создает особую эстетику, красоту, дух и основу интерьера. Там, где есть линия классического витража Тиффни , появится графичность и четкий характер. Стекло в технике фьюзинг будет преломлять скользящий солнечный свет, в то время как стеклянная плита будет собирать и отражать лучи света сильно и мощно. Деликатная роспись придаст вашему интерьеру изысканный шик или уют. Поскольку возможностей исполнения много, следует ознакомиться с ними на следующих страницах..


Витражи важны для дизайна интерьера как мощный и выразительный декоративный элемент. Никакой другой материал не заменит стекло в интерьере.

Будь то купол потолка, стеклянная перегородка или витражные окна, их цель - украсить жилые комнаты, не мешая свету и не загромождая пространства.

В то же время важно понимать, что стекло может стать мощной доминантой, вокруг которой будет строиться весь интерьер, а может корректно дополнить уже существующий дизайн. Так, монохромные перегородки в технике моллирования , помогут удачно зонировать пространство, не загромождая его и не создавая препядствий для прохождения света.

Здесь представлены работы самых известных мастров архитектурного стекла, фьюзинга, росписи по стеклу. Эти работы вызывают у нас восхищение. Эти работы прекрасны! В наших силах повторить или создать подобное и у нас в России.

Керамические формы для фьюзинга используются для изготовления небольших объемных изделий, таких как тарелки, пепельницы, абажуры и т.д. Все, представленные в нашем интернет магазине, формы многоразовые, поэтому купив форму один раз Вы сможете изготовить как единичный экземпляр, например, тарелки, так и целый сервиз, или несколько сервизов разных цветов.

Эксплуатация керамических форм для фьюзинга

Любую новую керамическую форму для фьюзинга перед началом эксплуатации необходимо полностью высушить (законсервировать). Нагрев керамической формы должен происходить очень медленно. Первый раз форму нагревают до 100 градусов. Затем до 180 градусов. Постепенный нагрев позволяет полностью удалить влагу из формы и стабилизировать ее. В последнем цикле нагрева керамическая форма нагревается до 650 градусов.

Охлаждать керамическую форму необходимо также медленно, как и нагревать. Важно помнить, что чем больше размер формы, тем она чувствительнее к скорости изменения температуры. Чтобы избежать разрушения керамической формы все циклы нагрева и охлаждения должны происходить намного медленнее, чем при работе с плоским стеклом.

Перед каждым использованием керамической формы ее необходимо обрабатывать тем или иным разделителем, который будет препятствовать припеканию стекла к форме.

Фьюзинг стекла - метод запекания кусочков стекла, уложенных в определённый рисунок, в специальных печах при высоких температурах. Появился он в Германии в 1990 годов, поэтому эту технику можно назвать молодой. В основе фьюзинга лежит старейшая техника обработки стекла - техника горячей эмали.
Спекать стёкла в композицию стали ещё в Древнем Египте (1 в. до н. э — 1 в. н. э.).

Технология фьюзинга опускает использование металлических соединений в витраже, что влияет на внешний вид изделия, оно становится более эстетичным. Благодаря фьюзингу создаются рельефные многослойные изделия. Отсутствие швов говорит о том, что созданное изделие в технике фьюзинг не будет бояться воды. Рисунки на стекле получаются лёгкие и воздушные, напоминающие немного акварель.

Технология запекания стекла - один из интереснейших способов создания элементов декора для дома: витражи в окно и ширмы, вставка в стене, столешницы, рамы для зеркал, абажуры, циферблаты для часов, а также декоративных украшений.

Как сделать фьюзинг стекла

Эта техника состоит из основных пяти этапов, каждый из которых влияет на внешний вид изделия и его качество.

1. Выбор и подготовка материала непосредственно к работе - это нагревание стекла. Температура зависит от типа процедуры и может варьироваться от 650 до 920 градусов. Стекло, нагреваясь до температуры плавления, изменяет форму и цвет до красно-жёлтого. Оно готово к процессу свисания, когда края заготовок соприкасаются друг с другом и начинается слияние. Полный фьюзинг наступает при 800 градусов.

2. Стадия томления (выдержки). Стекло, нагреваясь до значения макси, должно некоторое время придерживаться одной температуры. От этапа выдержки зависит насколько гладким станет фрагмент.

3. Этап охлаждения. Температуру изделия резко снижают до отметки, чуть превышающей температуру отжига. Необходимо это для того, чтобы сохранился полученный красный цвет. Запоздание с этим этапом приведёт к тому, что стекло вновь приобретёт натуральный свой белый цвет, а после начнёт чернеть.

4. Отжиг, процесс, необходимый для снятия напряжения. Приняв форму, стекло сохраняет свою прочность.

5. Охлаждение. Происходит естественным путём при комнатной температуре.

Техники фьюзинга

В настоящий момент существует три метода фьюзинга стекла. Самые красивые, сложные и качественные композиции из стекла можно изготовить, используя техники фьюзинг-форминга.

«Горячее » стекло применяют в печах при температуре выше 1100 градусов.

«Тёплое » стекло - от 600 до 900 градусов.

«Холодное » стекло - при комнатной температуре.

Метод «моллирование », с помощью которого придаётся форма, напр., чаша, ранее сплавленному стеклу. Заготовку снова подвергают нагреву.

«Полировка огнём » применяется, когда изделию необходимо придать гладкость и блеск. Изделие помещают в печь.

«Комбинированное прочёсывание » - формирование изделия при помощи инструментов пока стекло ещё горячее. Заготовку нагревают и вручную инструментами обрабатывают.

Фьюзинг в домашних условиях

На стекле выкладывается задуманный рисунок из различных цветных стёкол. Выложенный витраж разогревают в печи, спекая нарезанные элементы в пласт.

Фьюзинг в домашних условиях стал настолько популярен что зачастую увлечение им становится источником отличного заработка.
Меняя температурный режим, можно получать различные изображения - выпуклые и объёмные, с чётким очертанием цветов и смешанными, растекающимися и неизменные. Сорт стекла тоже немаловажен, к каждому подбирается своя температура.

Фьюзинг дома вполне реален, но выполнить его в обычной духовке не получится. Печи для фьюзинга нагреваются до 1100 градусов, а для питания им достаточно 220 В. Максимально безвредным и самым безопасным способом в домашних условиях является фьюзинг в микроволновке. Но это не значит, что можно стекло заложить в микроволновую печь. В неё устанавливается специальная упрощённая печка для микроволновки, которая нагревается за счёт микроволн. На ряду с промышленным оборудованием выпускается также «домашнее».

Для крупных изделия этот способ непригоден, а вот для небольших изделий, напр., украшений, вполне подходит.

Фьюзинг в микроволновке с помощью печки проводится с различным видом стекла: матовым, прозрачным, миллефиори, разноцветными фриттами.

Для фьюзинга в микроволновке использовать можно микроволновую печь с мощностью от 800 Вт. Производители рекомендуют использовать стекло 90 СОЕ.

Перед работой выньте тарелку из микроволновки или переверните её верх дном, чтобы она не вращалась. Прежде чем впервые использовать такую печь, нужно прогреть её в микроволновке строго по инструкции.

Материалы и приспособления для фьюзинга в домашних условиях :

  • микроволновка, нагревающаяся за счёт микроволн;
  • разноцветное стекло (используйте с одинаковым СОЕ);
  • перчатки;
  • стеклорез (забудьте про масляной, так как стекло лопнет от нагрева);
  • очки защитные;
  • термостойкая бумага;
  • наполнитель.

Последовательность в работе .

Приготовив все материалы, создаётся эскиз изделия. Нарезать маленькие кусочки стекла (толщина 3–5 мм) для спекания, используя стеклорез.

При фьюзинге используют стекло с одинаковым СОЕ - коэффициент температурного расширения, оно показывает насколько увеличится при нагреве размер стекла.

Термостойкую бумагу (подложку) нужно уложить на дно печки, сложить на ней стеклянный узор. Дно со стеклом накрыть верхней частью печки, закрыть микроволновку, выставить мощность и режим микроволны, время 2,5 минуты.

Для защиты рук надеть перчатки, приоткрыть крышку печки в микроволновке и проверьте как спеклось стекло. Если необходимо, продолжите запекание дальше, но помните, что время нагрева не должно превышать 6 минут.

Вынуть печку из микроволновки, установить на поверхность (металл, плитка керамическая). Стекло должно остыть около получаса при закрытой печке. Если вынете сразу, то изделие будет хрупким от резкого переда температуры.

Остынув, стекло приобретёт исходный цвет, исключение составляет дихроичное стекло, которое меняет цвет, фактуру.

Внимание! Соблюдайте меры предосторожности.

Существует множество разновидностей фьюзинга : слампинг, фритты, литьё, гребёнка, полировка, драпирование, Пате де Вэр…

При гравировке стекло преображается удалением отдельных частей рисунка.

Гребёнка - витражное изделие прочёсывается специальными инструментами.

Пате де Вэр - способ отливки в специальные формы. При добавлении соды, полотно спекаясь, покрывается мельчайшими капельками, пузырьками.

При создании изделий могут использоваться материалы :

  • галька - стеклянные капли, размер которых от 3 до 30 мм, плоской формы с одной стороны;
  • фритта - дроблённое стекло;
  • стержни и стрингеры - нити из стекла диаметром 13-15 мм;
  • блоки, конфетти - пластинки до 0,5 мм при ширине 20 мм;
  • фольга - металлическая бумага 0,001–0,5 мм.
  • лапша - стеклянные полоски 11 мм и шириной в 5 мм. Наклеиваются на изделие специальным клеем на органической основе.

Новинкой фьюзинга является роспись изделий смесью из стеклянной пудры и клея, придающему стеклу особую фактуру.
Фьюзинг - один из способов декорирования стекла . Забытая и вновь возрождённая технология, позволяет получить эффектные композиции, детали декора интерьера и восхитительные украшения. Поняв, что такое фьюзинг, предлагаем вам мастер-класс по созданию часов с гроздьями рябины в замечательной технике фьюзинг.

Специально для сайта Уроки Рукоделия Галина Духнова.

Техника фьюзинга стекла позволяет создавать из простых бутылок панно, оригинальные витражи и интересные украшения. Преимущество запекания заключается в том, что такой метод не требует оконтуривания, а, значит, изделие будет бесшовным. Можно изготовить многослойную или рельефную композицию.

Наша оценка бизнеса:

Стартовые инвестиции - 30 000 рублей.

Насыщенность рынка - низкая.

Сложность открытия бизнеса - 3/10.

Что такое фьюзинг?

Техника фьюзинга стекла – это методика спекания стеклянных кусочков, сложенных в рисунок. Изделие изготавливается в специальном оборудовании при высоких температурах. Техника основана на старейшем способе обработки стекла – методе горячей эмали. Фьюзинг впервые появился в 90-х годах, в Германии. Но спекать стекла начали гораздо раньше, еще во времена Древнего Египта.

Методика запекания полностью исключает применение металлических примесей в витражах, что делает готовое изделие более эстетичным на вид. Техника фьюзинга позволяет создавать многослойные рельефные композиции. Отличием изделий является отсутствие швов, что повышает их устойчивость к воде. На стекле получаются воздушные изображения, немного похожие на акварель.

Виды фьюзинга

Большое распространение сегодня имеет фьюзинг в домашних условиях. С помощью такой технологии можно изготовить крупные предметы интерьера (оконные вставки, витражи, перегородки из стекла) и различные мелкие детали, которыми можно украсить помещение, сделав любую обстановку неповторимой и яркой.

Производство изделий выполняется разными вариантами фьюзинга: литьем, гребенкой, фритты, техника слампинг, полировка и драпирование. Гравировка предполагает преображение стекла за счет удаления отдельных элементов рисунка. Гребенка – прочесывание витража специальными инструментами. Пате де Вэр – отливка в формы. Если добавить соду, то при спекании стекло покрывается мелкими пузырьками, капельками, что смотрится очень красиво и необычно.

Использование в интерьере

Есть несколько вариантов, как использовать украшения в технике фьюзинг в интерьере:

  • можно вставить несколько витражных плиток, заменив ими обычную в ванной комнате или украсить, таким образом, балкон или лоджию;
  • светильник, изготовленный по технологии фьюзинг, несомненно, украсит интерьер гостиной или спальни;
  • также отличным элементом декора станет ваза из кусочков спеченного стекла.

Технология фьюзинга позволяет создавать оригинальные рамки под фото, всевозможные украшения, игрушки на елку, бижутерию. Это искусство поможет воплощать самые невероятные идеи в дизайне.

Технология

Изготовление фьюзинга выполняется в несколько этапов, каждый из которых важен для окончательного вида и качества изделия:

  1. Выбор материала и его подготовка к дальнейшей обработке. То есть нагревание стеклянных частей. Температура определяется видом процедуры и может колебаться от 650 до 920 градусов. Стекло при нагреве до температуры плавления меняет не только форму, но и цвет. Когда края заготовки соединяться, можно приступать к процессу свисания.
  2. Выдержка или томление. Стекло после максимального прогрева нужно выдержать в одной температуре некоторое время. От времени томления зависит гладкость будущего изделия.
  3. Охлаждение. Резкое снижение температуры заготовки. Это нужно делать для того, чтобы сохранился полученный путем нагрева красный цвет. Если не выполнить этот этап, то стекло снова станет белым, а в дальнейшем почернеет.
  4. Отжиг – это процесс, при котором снимается напряжение. Приняв заданную форму, стекло остается прочным.
  5. Охлаждение. Должно происходить натуральным образом при комнатной температуре.

Оборудование и инструменты

Стандартные наборы для фьюзинга включают следующее:

  • печка с нагревательной способностью до 1100 градусов;
  • инструменты для раскроя, резки и колки стекла;
  • формы для фьюзинга для придания готовым изделиям нужного объема;
  • разноцветные стекла с одинаковым СОЕ;
  • перчатки, очки для защиты;
  • бумага с термической стойкостью;
  • наполнитель различный по фактуре.

Особенности материала

В основном материалы для фьюзинга – это стекла разных цветов и стеклянные гранулы. В продаже есть стекла, предназначенные именно для этого вида творчества, их легко резать. Представлены они в большом ассортименте цветов, оттенков, отличаются толщиной и степенью прозрачности.

При этом можно купить стекло для фьюзинга Spectrum или заготовки другой марки, но нужно знать, что у материала будет отличный СОЕ (коэффициент термического расширения). В одной композиции следует использовать фрагменты с одинаковым коэффициентом, только это обеспечит прочность и долговечность готовому изделию.

Материалы и инструменты для фьюзинга входят в стандартные наборы вместе с мини-печкой для спекания в микроволновке. Если придется покупать их отдельно, то учтите, что стеклорез не должен быть масляным, выбирать нужно роликовые или алмазные модели. Масло вызывает перегрев, и это повышает риск разрушения стекла при обработке. Если нет опыта и нужно обучение фьюзингу, то лучше выбирать роликовый стеклорез, так как он самый простой в работе.

Используемые материалы

Изделия по технологии фьюзинга изготавливаются из таких материалов:

  • стержней и стрингеров (стеклянные нити диаметром 13-15 мм);
  • гальки – капель из стекла, размером от 3 до 30 мм, плоских с одной стороны;
  • фритты – дробленого стекла;
  • конфетти, блоков – небольших по толщине пластинок шириной 20 мм;
  • фольги – тонкой (0.001 – 0, 5) металлической бумаги;
  • лапши – полосок из стекла шириной 5 мм и длиной 11 мм.

Все эти элементы придают изделиям оригинальности.

Качество и внешний вид готового изделия зависит от правильности выполнения каждого этапа. Процесс начинается с того, что прогревается оборудование согласно приложенной к печи инструкции. К основной работе можно переходить, когда печь остынет до комнатной температуры. Сначала рисуется эскиз, лучше начинать с простых фигур и минимума элементов. Далее по эскизу выкладываются стеклянные кусочки, после стекло нужно разрезать. Из термостойкой бумаги вырезается подложка для изделия площадь, которой чуть больше, чем эскиз, так как стекло при нагреве расширяется.

После того, как все части заготовки сложены, ее кладут печь, и накрывают крышкой. Если это фьюзинг в микроволновке, то следует вынуть или перевернуть тарелку, чтобы она не вращалась. Печь помещают внутрь микроволновки, устанавливают время и температуру подогрева.

Следует учитывать, что фьюзинг своими руками может быть полным и неполным. В первом случае получается изделие одинаковой толщины и плотности. При неполном спекании элементы сохраняю первичный рельеф и некоторую однородность. Какой из вариантов в итоге получится, зависит от выбранного режима. Максимальное время нагрева – 6 минут. Небольшие двуслойные витражи в технике фьюзинг готовятся около 2, 5 минут. Трехслойным изделиям нужно для спекания 4 минуты. По истечении заданного времени печь оставляют охлаждаться, не снимая крышки. Резкий перепад температур разрешит стекло, потому печку обязательно надо держать закрытой. Набравшись навыков на простых изделиях можно переходить к сложным композициям, пробовать различные техники и работать с фактурами.

Обучение фьюзингу

Для применения технологии в домашних условиях стоит сначала пройти курсы фьюзинга. Обычно такие мероприятия проводятся компаниями, занимающимися производством наборов. На курсах мастер по фьюзингу дает не только теоретические знания, но возможность освоить практические навыки. Нарабатывается нужный опыт, ведь применение технологии требует не только наличия художественного таланта, но и знаний тонкостей процесса. Части расплавленного стекла должны совпадать по коэффициенту СОЕ, этапы нагревания и охлаждения нужно держать под контролем, в соответствие с определенными графиками температур. Если не знать этого, то механические напряжения будут разрушать и разрывать стекло.

Фьюзинг - материалы и изготовление

Фьюзинг (Fusing, от англ. Fuse — «спекание, плавка») — относительно новая технология изготовления витража. Фьюзинг — техника спекания стекла в печи, в таком витраже отсутствуют металлические соединения между стеклами, стекло спекается в печи при температуре 800 °C и становится однородным, вплавляется друг в друга. Применяется, например, для изготовления межкомнатной перегородки или раздвижных дверей в помещении.

Технология берёт своё начало в 1990 году. Первый фьюзинговый витраж был сделан в Германии, где и получил наибольшее распространение. «Фьюзинг» продолжил многовековую технику горячей эмали, позволив отказаться от металлической пластины-основы.

Суть технологии достаточно проста, на стекло, называемое подложкой накладываются слои другого стекла и нагреваются до температуры спекания. После остывания получается монолитное изделие из стекла.

Существует также техника моллирования (“гнутья”) которая родственна фьюзингу. Обычно под моллированием понимают метод формования стекла, основанный на способности разогретого стекла деформироваться под действием собственного веса. При моллировании заготовка из стекла, нагретая до температуры размягчения, приобретает конфигурацию опорной формы.

Стекло при температуре 600—700°С становится относительно текучим и медленно деформируется под действием собственного веса, принимая форму опорной поверхности (формы, матрицы). При этом лист сохраняет целостность и гладкость собственной поверхности. Рекомендуемый минимальный радиус кривизны формы для формовки моллированием - 150 мм для стекла толщиной 10 мм.

Моллирование производится в плоской тоннельной печи, в верхней части которой установлены керамические электронагреватели, управляемые микроконтроллером, а в нижней — металлическая опорная поверхность (форма, матрица), на которую горизонтально устанавливается лист (пластина) стекла. Мощность типовых печей для моллирования одиночных листов размером до 2000×1000 мм при толщине до 25 мм достигает 33 кВт. В массовом производстве автостёкол используются поточные тоннельные печи с непрерывным движением форм с заготовками.

Время собственно моллирования - от 2 до 20 часов, за которым следует этап контролируемого охлаждения и отжига, снимающего напряжения в массе стекла.
Спекание отдельных листов (фрагментов, мозаичных плиток) при моллировании — возможно, но не надёжно. Качественное спекание (фьюзинг) cтекла проводится при более высоких температурах (850—1100°С), при этом отдельные листы спекаются в монолитное изделие.

При всей кажущейся простоте технологии ее сложность - это тонкости каждой отдельно выполненной работы, которые художник-стекольщик накапливает годами, познания в мире фьюзинга бесконечны.

  • Стекло для фьюзинга
  • Оборудование и инструменты
  • Материалы
  • Вспомогательные материалы
  • Технология фьюзинга
  • Режимы обжига


Стекло для фьюзинга

Любое стекло можно положить в печь и спечь. Но чтобы в результате спекания получилось долговечное и красивое изделие стекло, используемое в работе должно отвечать целому ряду требований.

Самое главное - все стекла используемые в работе должны иметь один и тот же коэффициент температурного расширения. У производителей стекла обычно используется C.O.E. (Coefficient of Expansion). В современной практике фьюзинга широко используются следующие группы стекол для фьюзинга Флоат - СОЕ 82-84, группа стекол с СОЕ 90 (BULSEYE, ARTISTA и др.), система 96 с СОЕ 96 (SPECTRUM, UROBOROS и пр.), стекла Moretti с СОЕ 104. Стекло для фьюзинга обычно имеет маркировку “Тестировано на совместимость”. Такая маркировка указывает, что данное стекло прошло проверку на соответствие СОЕ. Но одинаковый коэффициент температурного расширения не гарантирует полную совместимость стекол. Помимо КТРа на совместимость влияет еще целый ряд факторов, например жесткость стекла. Именно разные жесткости приводят к ограниченной совместимости стекол BULSEYE и SCHOTT Artista. Для ФЛОАТ группы стекол есть другая особенность. Промышленные ФЛОАТ стекла - быстротвердеющие, а цветные стекла с COE 84 очень часто медленно твердеющие и мягкие. Из-за этого - также ограниченная совместимость. Поэтому гарантию совместимости может дать только собственный опыт и скрупулезное соблюдение технологии и очень внимательная проверка на совместимость всех совместно используемых материалов.

Другое очень важное свойство стекло для фьюзинга - неизменность цвета при обжиге. Все современные стекла, предназначенные для фьюзинга имеют стабильный цвет не меняющийся (почти не меняющийся, т.к. у отдельных стекол производитель указывает о возможном незначительном изменении цвета) в процессе спекания.
Еще одно важное свойство - стойкость стекла к девитрификации, или помутнению при нагреве.

Оборудование и инструменты.

Для фьюзинга необходима печь. Печи, используемые для фьюзинга практически всегда, электрические с электронным управлением. Качество печи очень важно. Печь должна обеспечивать равномерный нагрев по всей поверхности, электронное управление должно обеспечивать нужные режимы нагрева и остывания с точностью до 5 градусов. Печь должна плотно закрываться, чтобы в ней не было “сквозняков” и в то же время предоставлять возможность быстрого охлаждения на отдельных режимах.

Вам также понадобится лещадка, т.е. плита, на которую обычно кладется изделие в печь.

Для нанесения разделителей понадобятся кисти и сита. Сита также могут быть очень полезны при нанесении мелкой фриты. Для нанесения глазури - понадобится компрессор и пульверизатор. Для обрезки края изделия после обжига - пила по стеклу. Для шлифовки и полировки края готового изделия - план-шайба.

Все остальные инструменты - обычные при работе со стеклом.

Материалы

Чтобы выровнять неровности лещадки и обезопаситься от возможного прилипания изделия к лещадке используется керамобумага, а чтобы изделие не прилипало к керамобумаге - используются различные разделители (имеются керамобумаги одноразовые, для которых разделитель не нужен).

Керамобумага существует различной ширины и толщины. Срок службы у керамобумаги ограничен, поэтому обычно используют более толстую вместе с более тонкой и более дешевой, которую кладут поверх толстой.

Существует большое количество всевозможных разделителей. Одни из них дешевы, другие позволяют многократное использование в течении длительного времени, третьи дают особенно гладкую заднюю поверхность, четвертые наоборот дают заднюю поверхность с крупной фактурой. Но у них у всех есть одно свойство - они не прилипают к расплавленному стеклу и после того, как стекло остынет его поверхность останется гладкой и блестящей.

Для предотвращения помутнения изделия при обжиге используются всевозможные глазури, которые наносятся на готовое изделие перед обжигом при помощи пульверизатора.

Для фиксации отдельных кусочков стекла на основе, называемой подложкой, используется клей.

Для фиксации фрит на изделии используется специальная жидкость, по сути тоже клей.

Вспомогательные материалы.

Керамические и металлические формы
Проволока, сетки, фольга
Эмали и краски
Металлические порошки, золото, платина.

Формообразующие материалы

Керамические и металлические формы используют для изготовления объмных изделий из стекла. Существует огромное разнообразие различных керамических форм тарелок, пепельниц, блюд и пр. Металлические формы чаще всего используются для моллирования (гнутья стекла). Другое применение металлических форм - получение изделий из стекла с глянцевой и очень ровной задней поверхностью. Все формы многоразовые. Перед каждым использованием их обрабатывают разделителями. Разные формы с разным разделителем дают в итоге разную заднюю поверхность стекла, например полированная нержавеющая сталь в комбинации с разделителем “нитрид бора” дает практически идеальную гладкую поверхность.

Проволока и сетки из специального сплава, близкого по коэффициенту температурного расширения к стеклу и впеченная в изделие позволяет достичь дополнительного художественного эффекта. Другое применение - металлические впеченные в стекло элементы могут служить для упрочнения или крепления изделия. Очень интересного эффекта можно добиться при впекании медных и латунных деталей в стекло.

Эмали и краски - это отдельная и очень обширная тема для разговора. Если кратко, то краски бывают обжиговые и низкотемпературные. Обжиговые краски представляют собой краситель с флюсом, которые при нагреваниии до рабочей температуры (как минимум размягчения стекла, т.е. около 550 град) спекаются с основным стеклом и после остывания образуют на стекле окрашенный слой. Низкотемпературные краски изготавливаются на органической основе и образуют на стекле органическую окрашенную пленку, которая держится на стекле за счет адгезии.

Низкотемпературных красок существует огромное количество. Некоторые из них требуют сушки при температуре около 200 град. Но у всех этих красок есть одно свойство - они отслаиваются от стекла.

Обжиговых красок не так много, как низкотемпературных. Они делятся на прозрачные и непрозрачные, а также эмали. Обычно под эмалью понимают краску, которая создает выпуклый стекловидный окрашенный слой на изделии. Процесс нанесения краски на стекло сильно отличается от обычного. Классический способ окрашивания стекла следующий - краска наносится на закрашиваемый участок ровным слоем, а затем тем или иным способом удаляется (соскабливается) в нужных местах и в нужных количествах. Каждый цвет наносится и обжигается отдельно, т.к. чаще всего у каждой краски своя обжиговая температура. Вначале наносятся самые тугоплавкие краски, а затем менее тугоплавкие.

Для создания металлического цвета используются специальные металлические пудры. они запекаются между стеклами и придают металлических блеск. Золото и платина имеют температуру плавления выше температуры спекания и не окисляются поэтому могут использоваться для получения золотого цвета. Золото и платина применяются как в виде фольги, так и в жидком виде.

Для придания стеклянному изделию сложной формы используются различные формообразующие материалы. Это всевозможные гипсы и бетоны, а также мягкие легкообрабатываемые плиты.

Технология фьюзинга

Суть технологии «фьюзинг» заключается в том, что на цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул, шихты, дротов и т.п. Затем стекло разогревается в специальной печи до температуры ≈ 850 градусов и спекается в цельный пласт. Не смотря на трудоемкость изготовления, витражи, выполненные по технологии «фьюзинг», могут иметь различную форму, толщину и фактуру. Это позволяет использовать их в качестве различных эффектных элементов интерьера: в виде перегородок, вставок в стене, в качестве столешницы, зеркала, декоративного панно, встаки в дверь, вставки в окно, ширмы. Выглядят такие витражи современно и эстетично и пользуются заслуженной популярностью. Особенно выигрышно они выглядят в интерьерах постмодернизма и хай-тека.

В зависимости от задумки и температурных режимов слои могут растекаться или же оставаться в неизменном виде. Цветовые пятна рисунка могут смешиваться, либо, напротив, - сохранять четкие очертания. Можно сделать рисунок объемным и выпуклым, а также добиться обратного, - сделать его почти плоским. В результате у Вас появляется желаемая фактура, образуется нужная толщина и рельеф стеклянного изделия.
При правильном подборе сортов стекла и температурных режимов нагрева, технология спекания позволяет достичь великолепного декоративного эффекта и высокой прочности декоративного изделия.

Режимы обжига

  • Программа обжига стекла включает 7 участков.
  • Участок нагрева до температуры 550°C. Время определяется по таблице*.
  • Участок нагрева от 550°C до рабочей температуры - как можно быстрее.
  • Выдержка на рабочей температуре - в зависимости от нужного эффекта.
  • Охлаждение от рабочей температуры до температуры начала отжига (530°C) - как можно скорее.
  • Отжиг - в соответствии с таблицей.
  • Охлаждение до точки стресса (460°C) - двойное время отжига.
  • Охлаждение до комнатной температуры.

*таблицы для каждого вида используемого стекла индивидуальны.

Что еще почитать