Качественные наречия примеры. Наречие

Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, предмета или другого признака и отвечает на вопросы как? куда? откуда? где? когда? почему? отчего? с какой целью? в какой мере? и др.

Синтаксическая функция : в предложении обычно является обстоятельством , реже - определением.
Он пришёл домой затемно (когда? - обстоятельство времени). Чей-то голос донёсся издалека (откуда? - обстоятельство места). Прогулка (к а к а я?) пешком взбодрила меня (определение — наречие зависит от существительного и обозначает признак предмета)

Морфологические признаки наречия: 1) неизменяемость, 2) разряд по значению, 3) степень сравнения.

Наречие обозначает:

  • признак действия , если относится к глаголу, причастию или деепричастию (встречаться (когда? ) вечером, опускаясь (куда? ) вниз, идущий (как? ) быстро ).
  • признак предмета , если относится к имени существительному (жаркое (какое? ) по-русски, яйцо (какое? ) всмятку ).
  • признак другого признака , если относится к имени прилагательному, причастию или другому наречию (важный (в какой степени? ) чрезвычайно, прыгнувший (как? ) далеко, далеко (насколько? ) очень ).

Разряды наречий:

Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия , а только указывают на них , а именно:

  • указательные (здесь, там, тут, тогда и др.);
  • неопределённые (где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.);
  • вопросительные (где, куда, как, зачем, когда, почему);
  • отрицательные (нигде, никуда, негде, никогда).

Они, помимо основного назначения, используются для связи предложений в тексте: Путник увидел в лесу покинутую сторожку. Там он и заночевал .

Степени сравнения наречий

Наречия на о (е ), образованные от качественных имён прилагательных , могут образовывать степени сравнения - сравнительную и превосходную .

Нужно запомнить!

Образование степеней сравнения у прилагательных и наречий во многом совпадает, поэтому возникают омонимичные формы двух разных частей речи: Эта задача проще. - Я смог решить задачу проще ; Синее платье более красиво. - Оно на тебе сидит более красиво.

Чтобы различать две части речи, надо выяснить: от чего зависит сравнительная степень и каким членом предложения является . Сравнительная степень прилагательного относится к существительному , отвечает на вопрос каков? (какова? каково? каковы?), является сказуемым . Сравнительная степень наречия относится к глаголу , отвечает на вопрос как? и является обстоятельством . Сравним: задача (какова?) проще - прилагательное, смог решить (как?) проще - наречие.

Следует различать в составе наречий, в составе слов категории состояния (СКС) и в составе имён прилагательных. Например:

  • У меня на душе спокойно (категория состояния);
  • Река течёт спокойно (наречие);
  • Дитя спокойно (имя прилагательное).

Обратите внимание : некоторые наречия образуют форму сравнительной степени от другого корня: хорошо - лучше , плохо - хуже .

Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая функция

Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака или (реже) признак предмета. Вопрос наречия зависит от выражаемого им значения.

Наречие может относиться к глаголу, прилагательному, наречию, существительному и другим частям речи, например: разговаривать грубо, работать молча, очень грустный, слишком сильный, довольно поздно, абсолютно правильно, поездка верхом, совсем малыш и т. д.

Некоторые наречия не называют признака, а только указывают на него. Это местоименные наречия тут, там, так, тогда, оттого, потому, поэтому и др. Например: Ставня была полуоткрыта, и оттого в комнате можно было разглядеть всякую мелочь (А. Куприн).

Основным признаком наречий является их неизменяемость. Наречия не склоняются и не спрягаются, не образуют форм рода и числа.

Наречия на -о, -е, образованные от качественных прилагательных, могут образовывать формы степеней сравнения - сравнительную и превосходную: печально - печальнее, печальнее всех; хорошо - лучше, лучше всех; жарко - жарче, жарче всего.

В предложении наречия чаще всего выступают в роли обстоятельств разных типов и именной части составного сказуемого. Например:

И зачем-то загорались огоньки;

Я вблизи тебя искал, ловил вдали .

(Вяч. Иванов)

Разряды наречий по значению

По своему значению наречия бывают определительными и обстоятельственными.

Определительные наречия могут относиться не только к глаголу, но и к наречию, существительному, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон. Среди определительных наречий выделяются: 1) качественные наречия, указывающие на качественный признак; 2) наречия меры и степени; 3) наречия образа или способа действия.

Группы определительных наречий и выражаемые значения

Примеры

Качественные наречия выражают характеристику или оценку действия или признака.

Грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно.

Количественные наречия определяют меру или степень проявления действия или признака.

Много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, трижды, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно.

Наречия образа и способа действия указывают на способ совершения действия.

Бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка.

Обстоятельственные наречия чаще всего относятся к глаголу и характеризуют время, место, цель, причину совершения действия. В состав обстоятельственных наречий входят: 1) наречия места, 2) наречия времени , 3) наречия причины , 4) наречия цели .

Группы обстоятельственных наречий и выражаемые значения

Примеры

Наречия места обозначают место совершения действия.

Вдали, вблизи, назад, издали, навстречу, сбоку.

Наречия времени обозначают время совершения действия.

Вчера, сегодня, завтра, днём, ночью, утром, весной, иногда, сейчас.

Наречия причины обозначают причину совершения действия.

Сгоряча, сдуру, спьяну, сослепу, поневоле, недаром.

Наречия цели обозначают цель совершения действия.

Специально, нарочно, назло, наперекор, в шутку, умышленно.

В количественном отношении в языке преобладают определительные наречия . Затем идут наречия места и времени. Состав же наречий причины и в особенности цели весьма малочислен.

Местоименные наречия

Особую группу среди наречий составляют местоименные наречия , которые, как и местоимения, не называют признаков, а только указывают на них, но, в отличие от местоимений, являются неизменяемыми словами.

Местоименные наречия делятся на следующие группы:

Группы местоименных наречий

Примеры

Указательные

Там, туда, оттуда, сюда, здесь, так, тогда, потому, поэтому, затем

Определительные

Всегда, иногда, везде, всюду, повсюду

Вопросительно-относительные

Как, где, куда, откуда, когда, почему, зачем, отчего

Неопределённые (образуются от вопросительно-относительных)

Как-то, как-нибудь, кое-как, где-то, где-либо, где-нибудь, кое-где, когда-то, когда-нибудь, когда-либо, зачем-то, почему-то и др.

Отрицательные (образуются от вопросительно-относительных)

Никак, нигде, негде, ниоткуда, неоткуда, никуда, некуда, никогда, некогда, незачем и др.

Степени сравнения наречий

Наречия на -о, -е, образованные от качественных прилагательных, имеют форму сравнительной степени , которая совпадает с формой сравнительной степени соответствующих прилагательных: становиться глупее, читать хуже, быть смелее.

Некоторые наречия имеют также и форму превосходной степени на -епше, -айше, которая в современном языке малоупотребительна (покорно - покорнейше, строго - строжайше), например:

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

(А. Грибоедов)

В современном языке более употребительна составная форма превосходной степени , которая представляет собой сочетание двух слов - сравнительной степени наречия и местоимения всех (всего): бежать быстрее всех, летать выше всех, понять лучше всего.

Морфологический разбор наречия включает выделение двух постоянных признаков (разряд по значению и наличие форм степеней сравнения). Непостоянных признаков наречие не имеет, так как является неизменяемым словом. Наречие - чрезвычайно продуктивный и сложный для анализа класса слов.

В качестве постоянного признака наречий указывают разряд по значению. Для наречий на -о, -е, образованных от качественных имён прилагательных, указываются формы степеней сравнения: сравнительная (смотрел веселее, говорил понятнее - более понятно) и превосходная (бегает быстрее всех, пел громче всех).

Вместо характеристики непостоянных признаков следует указывать: «неизменяемое слово».

Схема морфологического разбора наречия.

I . Часть речи.

Что представляет собой наречие, как часть речи? На какие вопросы отвечает наречие? Чем отличается наречие от других частей речи? Примеры наречий.

«Велик и могуч русский язык» — об этом мы все знаем еще со школьной доски. Возможно, именно потому изучение этого великого языка дается нам порой столь тяжело. Чего только стоят все его части речи? Одной из них и будет посвящен данный материал.

Что такое наречие в русском языке, на какие вопросы отвечает наречие?

Наречие — это самостоятельная часть речи русского языка. Помимо того, что эта часть речи считается самостоятельной, она еще и является неизменяемой. Зачастую наречия в предложении привязаны к глаголу или деепричастию, реже — к имени существительному, прилагательному или другому наречию.

В русском языке наречия могут отвечать на множество вопросов, таких как:

  • Где? Куда?
  • Как? Каким образом?
  • Когда? Как долго?
  • Насколько?
  • Почему?
  • Зачем? Для чего?


В зависимости от того, на какие вопросы отвечают наречия, их подразделяют на обстоятельственные и определительные.

К обстоятельственным наречиям относятся:

  • Наречия времени — Когда? Как долго? С какого времени? (давно, постоянно, издавна).
  • Наречия места — Где? Куда? Откуда? (далеко, везде).
  • Наречия причины — Почему? По какой причине? (оттого, сослепу).
  • Наречия цели — Зачем? Для чего? (умышленно, насмех).

К определительным наречиям относятся:

  • Наречия меры и степени — В какой мере? Насколько? Сколько? (чрезмерно, вдоволь, очень).
  • Наречия способа и образа действия — Каким образом совершается действие? Как? (по-весеннему, тихо).
  • Качественные наречия — Какие свойства или особенности действия? (легко пробежаться, тихо заплакать).

Как в предложении подчеркивается наречие?



  • Подчеркивать наречие в предложении необходимо, исходя из его значения. Дело в том, что иногда наречие может выступать в роли определения, иногда в роли обстоятельства, а иногда и в роли подлежащего, сказуемого.
  • Если наречие в предложении служит в роли обстоятельства, то его необходимо подчеркивать точкой с тире — «Прочтя письмо, Анна Ивановна НАДРЫВИСТО зарыдала».
  • Если наречие в предложении выступает несогласованным определением, то его нужно подчеркивать волнистой линией — «завтрак ПО-АНГЛИЙСКИ» или «яйцо ВКРУТУЮ».
  • Если наречие в предложении выступает в роли сказуемого, оно подчеркивается двумя линиями — «Он ЖЕНАТ».
  • Если наречие в предложении служит в роли существительного, его необходимо подчеркивать одной ровной линией — «Наше СЕГОДНЯ беспокоит всех».

Как определить наречие: грамматические и морфологические признаки наречия



  1. Наречие не имеет рода.
  2. Наречие не имеет числа.
  3. Наречие не имеет падежа.
  4. Наречие не склоняется.
  5. Наречие не спрягается.
  6. У наречий нет окончаний.
  7. Качественные наречия, имеющие окончание на -е или -о, и образующиеся от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.
  8. Зачастую наречия зависят от глаголов, прилагательных или других наречий и образуют с ними словосочетания.
  9. Наречия являются признаками действия, признаков или других объектов.
  10. В предложении наречие чаще всего выступает в роли обстоятельства.

Наречие обозначает признак действия или предмета?



Наречия чаще всего обозначают признак действия или признак другого признака, и лишь изредка — признак предмета. Примеры:

  • Признак действия — скакать высоко, спать плохо.
  • Признак другого признака — абсолютно абсурдно, настолько бестолково.
  • Признак предмета — жизнь порознь, запасы впрок.

Чем отличается наречие от прилагательного?



  • Наречие — не изменяемая часть речи, а прилагательное — изменяемая.
  • Наречие является признаком действия, состояния или другого признака, а прилагательное — только признаком предмета.
  • Зачастую в предложении наречие выступает в роли обстоятельства, а прилагательное — только определения.
  • Наречие напрямую связано с действием, а прилагательное — с предметом.
  • Наречия не имеют рода, числа, падежа, а прилагательные — имеют.
  • Прилагательное в предложении легко можно опустить, а наречие — нет.

Чем отличаются наречия от других частей речи?



  • Наречия отличаются от союзов тем, что зачастую наречия привязаны к другим частям речи (глаголам, другим наречиям, деепричастиям, существительным или числительным), а союзы являются лишь связкой между однородными членами предложения, частями предложения или несколькими предложениями.
  • Разница между наречиями и предлогами заключается в том, что первые не вводят падежной формы имени.
  • Наречия отличаются от частиц тем, что не подчиняются существительным с предлогом, предшествуя им.
  • Наречие не имеет зависимых и определяемых слов (в отличие от существительных, прилагательных, числительных и местоимений).
  • Наречие зачастую можно поменять на другое наречие, схожее по смыслу.

Что такое наречие: примеры



В этом подпункте мы рассмотрим примеры наречий, отображающих степени сравнения этой части речи:

  • Простая сравнительная степень — получается путем присоединения суффикса -ее, -ей, -е, -ше: жирно — жирней, жирнее; мягко — мягче; мало — меньше.
  • Составная сравнительная степень — получается путем усиления наречий словами более или менее: смешно — менее смешно; тяжко — более тяжко.
  • Составная превосходная — образуется путем дополнения исходной формы наречия словами наиболее, наименее, или простой сравнительной степени — словами всех, всего: страшно — наиболее (наименее) страшно; круче — круче всех (всего).

Наречие, как часть речи: Видео

Наречие - это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, редко - предмета. Наречия неизменяемы (за ис­ключение качественных наречий на -о 1-е) и примыкают к глаголу, при­лагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмя­ тку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несо­гласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям - по функции и по значению.

Классификация наречий по функции

По функции выделяют два разряда местоимений - знаменательные и местоименные.

Знаменательные наречия называют признаки действий или других признаков, местоименные - указывают на них, ср.: справа - где, на­ лево - куда-то, сдуру - почему, назло - затем, вчера - всегда.

Как уже было сказано, в комплексе 2 местоименные наречия явля­ются не разрядом наречий, а разрядом местоимений (см. с. 349).

Местоименные наречия могут быть подразделены на классы в соот­ветствии с классификацией местоимений, например: там, туда, то­ гда - указательные, где, куда, зачем - вопросительно-относительные, везде, всюду - определительные и т. д.

Классификация наречий по значению

Выделяют два разряда наречий по значению - определительные и обстоятельственные.

Определительные наречия характеризуют само действие, сам при­знак - способ совершения действия или количественную характери­стику признака (красиво, весело, по-моему, пешком, очень) - и подраз­деляются на следующие разряды:

    качественные, или образа действия (как? каким образом?): бы­ стро, так, вдвоем",

    количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.

Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:

    места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;

    времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда",

    причины (почему?): сгоряча, почему, потому,

    цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.

Грамматические признаки наречий

Главным морфологическим свойством наречий является их неизме­няемость - это их постоянный морфологический признак.

Однако качественные наречия на -о/-е, образованные от качествен­ных прилагательных, имеют степени сравнения.

В силу своей неизменяемости наречие связывается с другими словами в предложении примыканием. В предложении обычно быва­ет обстоятельством.

Некоторые наречия могут выступать как именная часть сказуемых. Чаще всего это сказуемые безличных предложений (На море тихо), однако некоторые наречия могут служить и сказуемыми двусоставных предложений (Разговор будет начистоту, Она замужем).

Наречия, выступающие как часть сказуемых безличных предложе­ний, иногда выделяют в самостоятельную часть речи или в самостоя­тельный разряд внутри наречия и называют словами категории состоя­ния (словами состояния, предикативными наречиями) (см. с. 357-358).

Степени сравнения качественных наречий на I

Степени сравнения наречий, как и степени сравнения прилагатель­ных, обозначают большую / меньшую или наибольшую / наименьшую степени проявления признака. Устройство степеней сравнения наречия и прилагательного схоже.

Сравнительная степень наречия обозначает большую или меньшую степень проявления признака:

    у одного действия субъекта по сравнению с другим действием этого же субъекта: Петя бегает лучше, чем прыгает;

    у действия одного субъекта по сравнению с этим же действием другого субъекта: Петя бегает быстрее, чем Вася;

    у действия субъекта по сравнению с этим же действием этого субъекта в другое время: Петя бегает быстрее, чем раньше;

    у действия одного субъекта по сравнению с другим действием другого субъекта: Ребенок бежит медленнее, чем взрослый идет.

Как и у прилагательного, сравнительная степень наречия бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень наречия образуется присоедине­нием к основе положительной степени без (и без сегментов к/ок) формообразующих суффиксов -ее(-ей), -е, -ше/-же: тепл-ее, громч-е,

рань-ше, глуб-же.

От простой сравнительной степени прилагательного простая сравни­тельная степень наречия отличается синтаксической функцией: наречие бывает в предложении обстоятельством (Он прыгнул выше отца) или частью сказуемого безличного предложения (Стало теплее), а прилага­тельное выступает как часть сказуемого двусоставного предложения (Он выше отца) или как определение (Дай мне тарелку поменьше).

Составная сравнительная степень наречия имеет следующую структуру: элементы более / менее + положительная степень (Он прыг­ нул более высоко, чем отец).

Превосходная степень обозначает наибольшую / наименьшую степень проявления признака.

В отличие от прилагательных наречие не имеет простой превосход­ной степени сравнения. Остатки простой сравнительной степени пред­ставлены лишь во фразеологизированных оборотах покорнейше блсаго- дарю, нижайше кланяюсь.

Составная превосходная степень сравнения наречия образуется двумя способами:

1) наиболее / наименее + положительная степень (Он прыг^нул наиболее высоко);

2) простая сравнительная степень + всего / всех (Он прыгнул вы*ше всех); отличие от превосходной степени сравнения прилагательных со­стоит в том, что составная превосходная степень сравнения наречия выступает в синтаксической функции обстоятельства, а не именной тас-ти сказуемого двусоставного предложения.

Некоторые качественные наречия, как и некоторые качественщые прилагательные, не изменяются по степеням сравнения, например наречие особо.

Неизменяемые слова, выступающие в функции сказуемых безлг-ич-ных предложений, называют словами категории состояния (предика­тивными наречиями, безлично-предикативными словами).

Слова категории состояния обозначают состояние природы (Бъшо холодно), человека (У меня на душе радостно. Мне жарко), оцензку действий (Можно пойти в кино).

Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прила­гательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем станови­ лось все холоднее / более холодно).

В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в са\»о-стоятельную часть речи, называемую категорией состояния. Слова эт«ой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других сщн-таксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) - Он сидел тихо (нар.) - В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции именной части сказуемого безличного предложения: можщо, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной ос о-бенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащем и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предм.ет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зренщя, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой н а-речий. При таком описании к наречию как части речи относятся ней з-меняемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которь^е могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложенная

(хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного пред­ ложения (стыдно, жаль, нельзя). "

Учебные комплексы имеют следующие особенности в изучении на­речия как части речи.

В комплексах 1 и 3 наречие изучается в 7 классе, это последняя са- : мостоятельная часть речи, после изучения которой учащиеся переходят к служебным частям речи.

В комплексе 2 наречие изучается в 6 классе перед местоимением. Это вызвано тем, что, как уже было сказано при описании местоимения как части речи, комплекс 3 включает местоименные наречия в состав местоимений, а не наречий.

Комплексы 1 и 3, говоря о классификации наречий, не уделяют спе­циального внимания разграничению наречий на знаменательные и ме­стоименные. Комплекс 3 при этом просто приводит знаменательные и местоименные наречия в одном ряду. Так, в качестве примеров наречия со значением места приводятся слова вдалеке, кое-где, куда-то, вблизи. Комплекс 1 в основном иллюстрирует все теоретические положения знаменательными наречиями, но отдельно говорится, что среди наре­чий имеются указательные (здесь, там, тут, туда), неопределенные (где-то, куда-то, кое-где), вопросительные (где, куда, зачем), отрица­тельные (нигде, никуда, негде). Как видно из примеров, выделение этих групп возможно только среди местоименные наречий.

Вопрос о разрядах наречий по значению решается в комплексах сле­дующим образом.

Комплекс 1 предлагает различать обстоятельственные и определи- 1 тельные наречия, при этом говорится, что обстоятельственные обозна­чают образ действия, время, место, причину, цель (идти пешком / вече­ром / туда), а определительные обозначают меру и степень, качество, способ действия (увеличить вдвое / слегка, едва). Такая классификация вызывает недоумение. Неясно, как разграничиваются «образ действия» как подразряд обстоятельственных и «способ действия» как подразряд определительных. Наречие в примере идти пешком, безусловно, опи­сывает способ совершения действия и должно быть отнесено к опреде­лительным, а не обстоятельственным.

Комплекс 2 не разделяет наречия на определительные и обстоятель­ственные и сразу выделяет 6 групп наречий по значению: образа дейст­вия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

Комплекс 3 классифицирует наречия так же, как комплекс 2.

Все три комплекса описывают степени сравнения наречий на -о/-е.

При этом комплекс 1 при описании степеней сравнения наречий, как и

при описании степеней сравнения прилагательных, выделяет только

средства выражения большей степени проявления признака: вншштель-

нее, более внимательно, внимательнее всех. Комплексы 2 и 3 говорят и о меньшей степени проявления признака, образуемой соединением компонента менее с положительной степенью. Из способов выражения превосходной степени сравнения все три комплекса упоминают только соединение компаратива с элементами всего (всех): сделал лучше всех.

Описание составных степеней сравнения происходит в комплексах не единообразно. Комплексы 1 и 3 говорят о составных формах как о сочетании двух слов, что неверно: два компонента составной формы являют собой одно слово в его аналитической форме; это важно пони­мать для морфологического разбора наречия. Комплекс 2, говоря о со­ставной сравнительной степени, называет элементы более и менее час­тицами, а в составную превосходную степень описывает как сочетание двух слов, что непоследовательно.

Все три комплекса при рассмотрении степеней сравнения наре­чия, как и в прилагательном, говорят о сравнительной и превосход­ной степени, а положительная степень сравнения ими не выделяется и считается «никакой».

При изучении степеней сравнения надо уделить особое внимание кри­териям разграничения простой сравнительной и составной превосход­ной степени прилагательного и наречия. Это разграничение проводится по их синтаксическим связям и синтаксическим функциям: прилага­тельное поясняет слово с предметным значением и бывает сказуемым двусоставного предложения (Он выше других учеников / выше всех в классе), а наречие поясняет глагол и выступает как обстоятельство (Он прыгнул выше других / выше всех в классе) или же употребляется неза­висимо и выступает как сказуемое безличного предложения (На улице стало теплее). Помочь в разграничении прилагательного и наречия ученикам может также замена степеней сравнения на положительную: Он выше других в классе можно заменить на Он высокий, а Он прыгнул выше других на Он прыгнул высоко.

Особое внимание надо уделить вопросу о словах категории состояния.

Все комплексы слова категории состояния отмечают как особый разряд слов. В комплексе 1 в его последних редакциях эти слова выде­лены в самостоятельную часть речи - категорию состояния. В ком­плексе 2 эти слова называются «словами состояния» и описаны в разде­ле, посвященном наречиям. Комплекс 3 об этом языковом явлении упо­минает в рубрике «Возьмите на заметку», где отмечается, что «среди наречий выделяется группа слов, которые обозначают состояние чело­века или окружающей среды» и что эти слова имеют свои особенности: они являются сказуемыми безличных предложений и употребляются со связкой, что нехарактерно для наречия. Тем не менее слова категории со-

стояния в комплексе 3 больше не упоминаются и должны рассматри­ваться в ряду других наречий.

Большая часть времени при изучении темы «Наречие» отводит­ся на орфографию, что вызвано объективной трудностью правопи­сания наречий.

Наречие (часть речи)

Наречие - это самостоятельная часть речи, которая не склоняется, не спрягается. Обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая), признак состояния (очень больно), признак другого признака (крайне холодный),редко признак предмета (яйца всмятку). В предложении наречие обычно являются обстоятельством и отвечает на вопросы как? каким образом? в какой степени? в какой мере? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? или согласованным определением. Наречия организуются в словосочетания по типу связи - примыкание. Характеризуя наречия с точки зрения морфологии, необходимо указать отсутствие парадигмы спряжения и склонения. Но говорить о полной неизменяемости наречия будет непоследовательно: наречия, образованные от прилагательных, во многих случаях сохраняют способность образовывать формы сравнения и формы субъективной оценки качества. Так наречия могут иметь три степени сравнения: положительная, сравнительная, превосходная. Сравнительная и превосходная образуются либо синтетическим, либо аналитическим способом.

В русском языке

Классификация по лексическому значению

  • Обстоятельственные: характеризуют пространственные, временные, причинные и целевые отношения.
    • времени - обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной, иногда, сейчас, позже, погодя )
    • места - обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку )
    • причины - обозначают причину совершения действия (сослепу, сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром )
    • цели - обозначают цель совершения действия(нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно, нечаянно )
  • Определительные:
    • качественные - выражают характеристику или оценку действия или признака (холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно. )
    • количественные - определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно )

1) меры и степени; 2) определенного количества; 3) неопределенного количества.

    • способа и образа действия - указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка )
    • сравнения и уподобления - (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом )
    • совокупности или совместности - (вдвоём, втроём, всенародно, сообща )

Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения

  • сравнительная степень выражается:
    • синтетически: с помощью суффиксов -ее(-ей), -ше, -е - интереснее, дольше, сильней, громче. Некоторые наречия образуют сравнительную степень супплетивно, то есть меняя основу - хорошо - лучше, много - больше, мало - меньше
    • аналитически: при помощи вспомогательного слова более в сочетании с исходной формой наречия - более сильно, более интересно, более грустно и т. д.* превосходная степень
  • превосходная степень выражается:
    • синтетически (греч. sophos - sophotata ): мудро - мудрее всего ; с помощью суффиксов -ейш-, -айш- - (покорнейше прошу, нижайше кланяюсь ). Очень редко употребляется в современном русском языке.
    • аналитически: сочетанием слова наиболее с исходной формой наречия - (наиболее интересно, наиболее ярко, наиболее обидно и т. п.) Имеет книжный оттенок и употребляется большей частью в научном стиле речи и публицистике.
    • сложная форма: сочетанием слов всех, всего с синтетической формой сравнительной степени - лучше всех, лучше всего, больше всего

Есть наречия знаменательные , если они образованы от знаменательных слов, то есть если наречия называют какой-нибудь признак прямо (тихо, громко, вечером ).

Есть также наречия местоименные , то есть если наречие не называют признака, а только указывают на него, то есть на образ действия (так ), места действия (там, здесь, тут, туда ), время действия (тогда, тогда-то ), причину (потому, поэтому ), цель (затем ).

В русском языке преобладают знаменательные наречия.

Классификация по способу образования

  1. суффиксальный: быстрый - быстро, творческий - творчески;
  2. приставочно-суффиксальный: сухой - досуха, изнанка - наизнанку;
  3. приставочный: хорошо - нехорошо, куда - никуда;
  4. сложение разных видов:
    1. сложение слов: еле, еле - еле-еле;
    2. сложение с первым элементом полу-: полулежа;
    3. сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить - мимоходом; пол, сила - вполсилы.

Исключения и заблуждения

  1. ВПОСЛЕДСТВИИ - Позднее, по прошествии некоторого времени, после, когда-н. потом.

Впоследствии является исключением и вопреки распространенному ошибочному мнению пишется только слитно, в отличие от аналогичных наречий с предлогами (в течение, в следствие/и, в виду и т. д.)

Наречия в других языках

Литература

  • «Современный русский язык», под ред. Д. Э. Розенталя

Лекции Славкиной Инги Анатольевны

Медиа:Example.ogg


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Наречие (часть речи)" в других словарях:

    НАРЕЧИЕ, часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения. Обозначает признак действия (состояния) или качества. В предложении обычно выступает в качестве обстоятельства … Энциклопедический словарь

    Наречие (калька лат. термина adverbium; лат. ad к, при, на и verbum речь), часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения (и этим противопоставленных др. полнозначным словам), как правило,… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Часть речи (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    часть речи - ▲ вид слово части речи грамматические виды слов. заменательные слова части предложения. знаменательные части речи. имена глагол наречие. адвербиальный. адвербиализация. служебные слова. служебные части речи. союз. уступительный союз.… … Идеографический словарь русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, оттенки в предложение или служит для образования форм слова. Содержание 1 Общие свойства частиц 2 Разряды частиц … Википедия

    Причастие самостоятельная часть речи или особая форма глагола. Причастия есть, например, в русском и венгерском языках, а также во многих из эскимосских языков (сирениксий ). Причастие самостоятельная часть речи, обладающая как признаками … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Союз. Союз служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения, или однородные члены предложения. Классификация по строению простые (как, словно)… … Википедия

    Наречие (часть речи) Наречие (диалект) Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из … Википедия

    Часть речи, класс полнозначных слов, неизменяемых или изменяемых только по степеням сравнения. Обозначает признак действия (состояния) или качества. В предложении обычно выступает в качестве обстоятельства … Большой Энциклопедический словарь

    Это часть речи, обозначающая признак действия или признак признака. Содержание 1 Группы наречий 2 Степени сравнения … Википедия

Книги

  • Практическая грамматика на уроках русского языка В 4-х частях. Часть 3 , Зикеев А.Г. , В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.… Категория: Общество и социальные исследования Серия: Коррекционная педагогика. Книга по требованию Издатель: Владос ,
  • Практическая грамматика на уроках русского языка. В 4-х частях. Часть 3. Деепричастие. Имя числительное. Наречие. Гриф МО РФ , Зикеев Анатолий Георгиевич , В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.… Категория:

Что еще почитать