Какие процессы характеризуют человека как живое существо. Человек как биосоциальное существо

Феномен человека как биосоциального существа заключается в том, что человек одновременно является представителем живой природы и представителем социального организма – общества людей. С одной стороны, человеку как части живой природы свойственны многие закономерности, присущие всем представителям живой природы. С другой – человек не только часть живой природы, он физически неотделим от нее.

Человек - высшая степень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Антропосоциогенез - это процесс происхождения, становления и эволюции человека в контексте общественного развития.
Социогенез - объединение в человеческое общество.

Человек как биосоциальное существо обладает следующими характеристиками:

1.общечеловеческими признаками, то есть является представителем конкретного рода;

2.специальными характеристиками, то есть каждая особь является представителем конкретной расы, народности, этноса;

3.конкретной, то есть каждый человек является личностью со своей психикой, талантом и так далее.

Человек как биосоциальное существо рассматривается и потому, что по своему происхождению и натуре он двуедин. С одной стороны - это хоть и высокоорганизованное, но животное, т.е. биологический организм. С другой - это существо, обладающее социальными, политическими, культурными, прочими уникальными навыками. Именно эта особенность позволяет считать, что человек - биосоциальное существо, или, выражаясь словами Аристотеля, «политическое животное». С одной стороны, жизнедеятельность представителей нашего вида определяется биологическим происхождением. Индивидуум способен передавать по наследству биологические признаки своего вида, имеет предрасположенность к определенной продолжительности жизни, болезням, типу поведения, темперамента.

Что такое человек? Чем он отличается от животных? Над этими вопросами люди задумывались давно, но по сей день не нашли окончательного ответа. Древнегреческий философ Платон отвечал на них так: «Человек это двуногое животное без перьев» . Через две тысячи лет известный французский физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: «Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится» . Что отличает людей от животных? Есть, например признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных? Несмотря на то, что человек произошёл от животного и его тело, кровь, мозг принадлежат природе (он биологическое существо), великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное (латинское слово socialis означает общественный). Определяющим условием превращения животного предка в человека был труд. А труд возможен только как коллективный, т. е. общественный. Лишь в обществе, в общении между людьми труд повлёк за собой формирование новых, человеческих качеств: языка (речи) и способности мыслить.

Человек как предмет естественнонаучного познания Мы рассматриваем человека с разных позиций его существования, но прежде всего, с биологических и социальных. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономерностям или только социальным? Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Организм и личность-две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Измерение человека с биологической и социальной стороны имеет отношение именно к его личности. Биологическая сторона человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в отдельности, а только их функционирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека. Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальное начала? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории возникновения человека как биологического вида.

В настоящее время в науке утвердилось представление, что человек - биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. Человек как предмет естественнонаучного познания может рассматриваться в трех аспектах: - происхождение; - соотношение в нем естественного и гуманитарного; - изучение специфики человека методами естественнонаучного познания. Первое направление, традиционно называемое антропологией, изучает: когда, от кого и как произошел человек и чем он отличается от животных; второе направление - социобиология - изучает генетическую основу человеческой деятельности и соотношение физиологического и психического в человеке; к третьему направлению относится изучение естественнонаучным путем мозга человека, его сознания, души и т. п.

сходства человека и животных определяется: во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов (человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных, чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем ближе его сходство с человеком); во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те стадии, которые прошла эволюция живого; в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например, аппендикс).

Однако отличия человека от животных фундаментальны К ним, прежде всего, относится разум. Изучение высших животных показало, что они обладают многим из того, на что раньше считались, способны только люди. Эксперименты с обезьянами обнаружили, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и с ними можно вести, таким образом, диалог Но чем не обладают самые высшие животные, так это способностью к понятийному мышлению, т. е. к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом можно говорить, всегда конкретно; мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным

Вторым главным отличием является то, что человек обладает речью. Опять-таки, у животных может быть развита система общения с помощью сигналов (что, кстати, позволило говорить о «цивилизации дельфинов»). Но только у человека есть то, что И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой (в отличие от первой - у животных) общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от других общественных животных.

Способность к труду - еще одно фундаментальное отличие человека от животных. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки в виде орудий для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, творить орудия труда. С этим связаны утверждения, что, животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что, в конечном счете, труд создал человека. Со способностью к труду соотносятся еще два отличительных признака человека: прямохождение, которое освободило его руки, и, как следствие, развитие руки, особенно большого пальца на ней. Наконец, еще два характерных признака человека, повлиявших на развитие культуры - использование огня и захоронение трупов.

Факторы формирования человека современного вида Наиболее характерная черта современного человека - совершенная кисть, способная к самым разнообразным трудовым операциям. Все другие особенности морфологии современного человека развились в связи с преобразованием кисти. Можно думать, что мозг совершенствовался под влиянием многочисленных раздражений, идущих от кисти, а количество этих раздражений постоянно увеличивалось в процессе труда и овладения новыми трудовыми операциями. Но эта гипотеза встречает возражения как фактического, так и теоретического характера. Более приемлема гипотеза факторов формирования человека современного вида, разработанная Я. Я. Рогинским. Он использовал многочисленные и широко известные в клинике нервных болезней наблюдения над субъектами, у которых повреждены лобные доли мозга; у таких субъектов резко тормозятся или совсем пропадают социальные инстинкты, буйный нрав делает их опасными для окружающих. Таким образом, лобные доли мозга - сосредоточение не только высших мыслительных, но и социальных функций. Этот вывод был сопоставлен с фактором разрастания лобных долей мозга у современного человека по сравнению с питекантропом и, в свою очередь, привел к заключению, что не вообще развитие мозга или развитие кисти, а разрастание лобных долей мозга было той основной морфологической особенностью, которая отличала людей современного типа от поздних неандертальцев.

Социальность, наибольшее приспособление к жизни в коллективе, создающийся при этом наиболее благоприятный для нее морфофизиологический и психологический тип, что в совокупности обусловило наиболее резкое отличие человека от других представителей животного мира, определили, можно предполагать, и следующий этап эволюции человека - выделение человека современного вида как наиболее совершенного организма с точки зрения требований социальной организации. По аналогии с трудовой теорией антропогенеза эту гипотезу можно назвать социальной или общественной, подчеркивая этим ведущую роль коллективной, общественной жизни именно в формировании современного вида внутри рода Homo.

Организм и личность -- две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Измерение человека с биологической и социальной стороны имеет отношение именно к его личности. Биологическая сторона человека детерминируется главным образом наследственным (генетическим) механизмом. Социальная же сторона человеческой личности обусловлена процессом вхождения человека в культурно-исторический контекст социума. Ни то ни другое в отдельности, а только их функционирующее единство может приблизить нас к пониманию тайны человека. Поэтому это неразрывное единство позволяет сказать: человек существо биосоциальное.

Краткое содержание .

Лекция №1. Человек, общество и общественные отношения .

1. Человек – биосоциальное существо.

2. Общество как целостная социокультурная система

3. Мировоззрение и человек.

1. Человек - биосоциальное существо.

С момента появления на Земле и до начала XXI века человек прошел длительный путь развития. За такой длительный период произошли огромные изменения в образе жизни людей, в их внешнем облике и в окружающей среде. Ученые уверены, что ни одно живое существо на планете за это время так сильно не изменилось. Существует множество теорий появления человека на Земле. Наиболее распространенными из них являются: божественная, космическая и эволюционная теории.

Божественная теория утверждает, что человек, как и все живое на нашей планете, был создан Богом.

Космическая теория говорит о том, что жизнь на нашу планету была привнесена из космоса, из иных миров.

Эволюционная теория отмечает, что человек возник в результате естественной эволюции жизни на Земле.

Наука утверждает, что древнейшие люди появились на Земле около 3 миллионов лет тому назад в Африке. Первобытный человек сильно отличался от современных людей. Он не умел говорить, его внешний вид напоминал обезьяну, объем его мозга был значительно меньше, чем у человека нашего времени. Но при этом, древнейшие люди жили и трудились сообща и отличались от животных умением изготовлять и использовать орудия труда. По мнению ученых, именно труд способствовал выделению человека из мира животных. Формирование человека шло следующими путями :

1) прямохождение;

2) совершенствование руки;

3) совершенствование мозга;

4) формирование трудовых навыков.

Такой человек («homo sapiens» - «человек разумный») появился около 40 тыс. лет тому назад. Человек является частью природы. Он, с одной стороны, материальный организм, обладает врожденными инстинктами и жизненными потребностями. Но в отличие от животных, человек обладает речью, сознанием, самосознанием и абстрактным (логическим) мышлением.

Человек - биосоциальное существо. Биологическое в человеке - это то, что дано ему от природы (возраст, пол, вес, внешность, инстинкты, темперамент и т.д.). Он рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Социальное в человеке - это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе (речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д.). Главное отличие - это сознание. Сознание - это отражение в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление.

Отличия ч еловека от животного :

1) человек производит свою собственную окружающую среду (жилище, орудия труд, предметы быта);

2) человек действует не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору;

3) человек относится осмысленно, целенаправленно изменяет и планирует свои действия.

Человек выходит за пределы своей биологической природы, он способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, он способен к самопожертвованию. Таким образом, человек - не только природное, но и общественное существо. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как биологическому виду. Человеком же разумным он становится под воздействием общества. Он обучается языку, воспринимает общественные нормы поведения, усваивает ценности, регулирующие общественные отношения, выполняет определенные общественные функции. Все вместе эти качества - как прирожденные, так и приобретенные в обществе - характеризуют биологическую и социальную природу человека.

Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

На ЕГЭ есть задания, в которых необходимо определить, что свойственно только человеку, что только животному, а что и человеку, и животному. Поэтому давайте разграничим все эти особенности.

Особенности, характерные для человека

  • Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.

Особенности, характерные для животного

  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи(например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Особенности, характерные и для человека, и для животного

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.

Таким образом, человек, как биосоциальное существо , обладает и природными особенностями, которые сближают его с миром животных, и социальными, отличающими его от животных и, их он приобретает в процессе социализации. О социализации можно прочитать здесь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

2. Бытие человека. Потребности и способности чело­века.

Человеческая деятельность и ее многообразие.

4. Личность как субъект общественной жизни. Соци­ализация личности.

Духовный мир человека.

1. Человек как биосоциальное существо

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо , обладающее членораздельной речью, со­знанием, высшими психическими функциями (абст­рактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид - Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупно­стью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в до­вольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разно­видности), которые, когда речь идет о человеке, обо­значаются чаще всего понятием расы.Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические ана­томические, физиологические и биологические при­знаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает та­кими свойственными этому виду биологическими па­раметрами, которые позволяют ему с успехом участ­вовать в любой из сфер жизнедеятельности всего че­ловеческого общества.

Биологическая природа человека составляет ту ос­нову, на которой происходит формирование собствен­но человеческих качеств . Биологи и философы назы­вают следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организ­ма, которые составляют биологическую основу де­ятельности человека как существа социального:

а) прямая походка как анатомическая особен­ность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и проти­вопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;



в) взгляд, направленный вперед , а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;

г) большой мозг и сложная нервная система , даю­щие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

е) длительная зависимость детей от родителей , долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и со­циализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потреб­ностей , отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возмож­ность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения - все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к раз­личным условиям среды;

з) устойчивость сексуального влечения , влияю­щая на формы семьи и на ряд других социальных яв­лений.

Будучи, безусловно, природным существом, живу­щим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе по­добных ему людей . Такие важные факторы жизне­деятельности человека, как сознание, речь, не пе­редаются людям в порядке биологической наслед­ственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Человек с момента его рождения являет­ся индивидом , т. е. единичным природным сущест­вом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкрет­ного человека, рассматриваемого в качестве биосо­циального существа. Понятие «человек» , как прави­ло, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapi­ens) , а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отли­чать понятие «личность» .



2. Бытие человека. Потребности и способности человека

Бытие - это наиболее общее и абстрактное по­нятие, обозначающее существование чего-либо вооб­ще. В философии этим понятием обозначают и су­ществующий независимо от сознания людей объек­тивный мир (материю), и реальный процесс жизнедеятельности людей (человеческое бытие).

Мотивы деятельности человека связаны с удовлет­ворением его потребностей. Под потребностью в обы­денном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнеде­ятельности организма, человеческой личности, соци­альной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности обозначает не пережи­ваемую человеком нужду, а постоянное противоре­чие между наличной ситуацией и необходимыми ус­ловиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует по­требности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому по­требности выступают постоянным внутренним побу­дителем всякой активности (в том числе и человече­ской деятельности).

В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биоло­гический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группы :

а) витальные (от лат. vita - жизнь), которые на­правлены на обеспечение жизнедеятельности орга­низма (пищевой, половой и др.);

б) социальные , выражающие жизненную необхо­димость отношений между индивидами;

в) интеллектуальные , направленные на познание окружающей действительности (например, ориенти­ровочный инстинкт).

Соответственно и потребности человека можно ус­ловно разделить на три группы : биологические (по­требности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Та­кое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа . Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимос­ти и взаимообусловленности его потребностей. Био­логические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою оче­редь, удовлетворение духовных потребностей (напри­мер, в знаниях) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, из­менение собственного социального статуса). Половое влечение развивается в одну из самых тонких и воз­вышенных духовных потребностей - потребность индивидуальной любви.

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) по­требностей . Маслоу отделял первичные (врожден­ные) потребности от вторичных (благоприобретен­ных). К первой группе Маслоу относил потребности:

а) физиологические (потребности в воспроизводст­ве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в зав­трашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)

Вторичные же потребности включают в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, ува­жении со стороны других, достижении успеха, слу­жебном росте и др.);

в) духовные (потребности в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня стано­вятся, по Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Психологи различают также потребности подлин­ные (разумные ) и мнимые (неразумные, ложные) . Удовлетворение мнимых потребностей ведет к фи­зической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, об­щественно полезной жизнедеятельности, способст­вуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.

От потребностей следует отличать интересы лю­дей. Интерес - это такая осознанная потреб­ность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, име­ющих для них важное общественное значение, при­тягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность. Од­нако интерес человека направлен не на непосредст­венный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают доступным этот предмет. Интересы зависят от положения человека в общест­ве, от его принадлежности к той или иной социаль­ной группе. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными сти­мулами к различным видам деятельности. Интересы различаются постепени общности (индивидуальные, групповые, общественные ), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духов­ные ), по степени осознанности (действующие стихий­но или на основе разработанной программы деятель­ности ), по возможностям осуществления (реальные и мнимые ).

Направляемая действием потребностей человече­ская деятельность осуществляется благодаря нали­чию у индивида богатейшего комплекса способнос­тей. Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, от которых зависит успеш­ность выполнения определенного рода деятельнос­ти. Способности не сводятся к имеющимся у индиви­да знаниям, умениям и навыкам. Они обнаружива­ются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.

В истории философии способности долгое время трактовались как свойства души, особые силы, пере­даваемые по наследству и изначально присущие ин­дивиду. В новое время Д. Локком и французскими учеными-материалистами был сформулирован тезис о полной зависимости способностей человека от внешних условий его жизни.Современная наука рас­сматривает формирование и развитие способностей сквозь призму органического единства биологическо­го и социального. Биологическое начало в способнос­тях представлено в виде определенных генетических программ поведения, закодированных в молекулах ДНК. Благодаря их действию человек обладает спо­собностями, потенциально присущими каждому ин­дивиду (прямохождение, членораздельная речь и др.). Наследственные программы могут оказать воз­действие и на уровень развития соответствующей способности у отдельного индивида . Этим частично объясняются различия в развитии музыкального слуха, объеме и быстроте действия памяти, физиче­ской силе. Однако развитие любой способности во многом зависит от действия различных социальных факторов: например, для развития музыкальных способностей, кроме наличия музыкального слуха, необходимы музыкальный инструмент, систематиче­ское музыкальное образование, постоянная практика и т. д.

Критерием для типологии способностей обычно выступают отличия в основных видах деятельности. На этом основании различают научные, художест­венные, инженерные и другие способности. Совре­менная психология выделяет и общие способности , отвечающие требованиям не одной, а многих различ­ных видов деятельности. При этом ряд психологов постулирует существование общего интеллекта - не­изменной всесторонней умственной одаренности.

Качественный уровень развития способностей вы­ражается понятиями таланта и гениальности. Талан­том называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельнос­ти, отличающийся новизной, высоким совершенст­вом и общественной значимостью.Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

3. Человеческая деятельность и ее многообразие

Все живые существа взаимодействуют с окружа­ющей средой. Внешне это проявляется в двигатель­ной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий и даже изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, под кото­рой в общественных науках понимается форма ак­тивности, направленная на преобразование окружающего мира.

В структуре любой деятельности принято выде­лять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность

направлена ; субъектом - тот, кто ее осуществляет . Прежде чем начать действо­вать, человек определяет цель деятельности , т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата , которого он стремится достичь . Затем, когда цель определена, индивид решает, какие сред­ства ему необходимо использовать для ее достиже­ния. Если средства выбраны правильно, то итогом де­ятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект .

Основным мотивом , побуждающим человека к де­ятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть фи­зиологическими, социальными и идеальными. Осоз­наваемые людьми в той или иной мере, они становят­ся главным источником их активности . Огромную роль играют убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами , т. е. некоторыми общими, упрощен­ными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Не­изменная мотивация имеет тенденцию воспроизво­дить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.

Основной единицей деятельности является дейст­вие : любая деятельность предстает перед нами как цепь действий. Действие включает в себя и постанов­ку цели (акт сознания), и внешне выраженный акт поведения. Конкретный способ (способы) выполне­ния действий называется операцией. Характер опе­раций зависит от объективных условий, в которых совершается действие, и имеющегося опыта челове­ка - операции обычно мало или совсем не сознаются человеком (выполняются на уровне автоматических навыков).

Различают деятельность практическую и духов­ную . Первая направлена на преобразование сущест­вующих в реальности объектов природы и общества . Разновидностями практической деятельности явля­ются материально-производственная (преобразова­ние природы ) и социально-производственная (преоб­разование общества ). Содержание духовной деятель­ности связано с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Иная классификация выделяет деятельность тру­довую, образовательную, досуговую . В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созида­тельная .

Часто для достижения поставленной цели и полу­чения необходимого результата человеку приходится в процессе деятельности прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними. Общение - это процесс обмена информацией между равноправ­ными субъектами деятельности. Субъектами обще­ния могут быть как отдельные люди, так и социаль­ные группы, слои, сообщества и даже все человечест­во в целом. Выделяют несколько видов общения :

1) общение между реальными субъектами (напри­мер, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которо­го он наделяет некоторыми несвойственными ему ка­чествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным . Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности . Другие считают, что деятельность и общение - про­тивоположные понятия , поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не она сама. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с де­ятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

Важнейшей разновидностью практической де­ятельности является материально-производственная деятельность людей (или трудовая деятельность ) - одна из форм человеческой деятельности, направлен­ная на преобразование природного мира и создание материальных благ. В структуре трудовой деятель­ности (в узком смысле этого слова) выделяют:

1) сознательно поставленные цели - производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и др.;

2) предметы труда - те материалы (металл, гли­на, камень, пластмасса и пр.), на преобразование ко­торых направлена деятельность людей;

3) средства и орудия труда - все устройства, при­боры, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преоб­разованию предметы труда;

4) используемые технологии - приемы и способы, применяемые в процессе производства.

Для характеристики трудовой деятельности обыч­но используют следующие параметры:

1) производительность труда - количество про­дукции, произведенной в единицу времени;

2) эффективность труда - соотношение матери­альных и трудовых затрат, с одной стороны, и полу­ченных результатов - с другой;

3) уровень разделения труда - распределение конкретных производственных функций между уча­стниками трудового процесса (в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).

Характер требований, предъявляемых к участни­ку трудовой деятельности , зависит от многих факто­ров, в первую очередь от конкретного содержания труда и места в системе разделения труда. Общие тре­бования таковы :

1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства , из которых складывается технологический процесс (требование профессиона­лизма);

2) квалификация работника не может быть ниже того уровня, который определяется характером тру­да. Чем сложнее труд, тем выше требования к специ­альной подготовке участника трудового процесса (требование квалификации);

3) от работника требуется безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового рас­порядка, соблюдение заданных параметров произ­водственного процесса , выполнение обязанностей, вытекающих из содержания трудового договора (тре­бований трудовой, технологической, исполнитель­ской, договорной дисциплины).

Под духовной деятельностью понимают творче­ский процесс производства и воспроизводства ду­ховных ценностей (идей, знаний, представлений и т. д.), а также их сохранение, распределение, распространение и потребление . В связи с этим ду­ховную деятельность можно условно разделить на ду­ховно-теоретическую (производство духовных цен­ностей ) и духовно-практическую (сохранение, рас­пределение, распространение и освоение созданных духовных ценностей ). Специализированными вида­ми духовной деятельности являются наука, искусст­во, религия, образование.

Деятельность оказывает огромное влияние на лич­ность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности инди­вид самореализуется и самоутверждается как лич­ность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида . Оказывая преобразователь­ное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной сре­де, но перестраивает и совершенствует ее. Вся исто­рия человеческого общества - это история деятель­ности людей.

4. Личность как субъект общественной жизни .Социализация личности. Межличностные отношения

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску , которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли (отсюда - «персонаж» ). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указани­ем социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и вы­ражает теперь нечто противоположное тому содержа­нию, которое в него вкладывали в древности.

Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельнос­ти, обладающий совокупностью социально значи­мых черт, свойств и качеств, которые он реализу­ет в общественной жизни . Когда говорят о личнос­ти, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность, неповторимость . Последняя фор­мируется в процессе воспитания и деятельности че­ловека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в про­цессе социализации .

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздей­ствия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жиз­недеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс при­выкания к новым условиям существования ), обуче­ние (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире ), взросление (социопсихологи­ческое становление человека в узком возрастном диа­пазоне от 10 до 20 лет).

Социализация начинается в детстве, продолжает­ся в юности и в довольно зрелом возрасте. От ее успе­ха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, су­меет реализовать себя в процессе общественной жиз­ни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем орга­низации обучения и воспитания), так и непреднаме­ренно.

Процесс социализации проходит через несколько стадий , которые социологи называют жизненными циклами : детство, юность, зрелость и старость . Жиз­ненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привы­чек и образа жизни. По степени достижения резуль­тата различают начальную, или раннюю, социали­зацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охва­тывающую зрелость и старость.

Становление личности человека в процессе соци­ализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации .

Под агентами социализациипонимаются конк­ретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д. ) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д .). Агенты первичной социализа­ции составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации ока­зывают менее важное влияние.

Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты соци­ализации также подразделяются на первичные и вто­ричные. Примером первичного института социализа­ции могут служить семья, школа,вторичного - средства массовой информации, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляет­ся в сфере межличностных отношений, вторичная - в сфере отношений социальных.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции :

1) обучают людей принятым в обществе культур­ным нормам и образцам поведения ;

2) осуществляют социальный контроль за тем, на­сколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и об­разцы поведения усвоены личностью.

Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.

В период вторичной социализации личность мо­жет быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации .

Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни . Ресоциализацией называется противополож­ный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение ин­дивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разру­шить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.

В процессе своей жизнедеятельности люди вступа­ют друг с другом в многообразные общественные от­ношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения , т. е. отноше­ния между отдельными индивидами по различным основаниям. В зависимости от наличия или отсутст­вия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на офи­циальные и неофициальные.

Официальные и неофициальные межличностные отношения отличаются друг от друга , во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нор­мативности . Официальные отношения всегда рег­ламентируются какими-либо определенными нор­мами - правовыми, корпоративными и др. Во-вто­рых, официальные отношения стандартизированы и обезличены , т. е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличност­ных отношений, не зависят от личности, в то вре­мя как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными осо­бенностями их участников, их чувствами и пред­почтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофици­альных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется парт­нерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личност­ным качествам человеком.

Официальные и неофициальные межличностные отношения , в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны . Они могут быть кратко временными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординацион­ными (начальник и подчиненный).

5. Духовный мир человека

Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явле­ние. Это сложная система, элементами которой явля­ются:

1) духовные потребности в познании окружающе­го мира, в самовыражении средствами культуры, ис­кусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом се­бе;

3) убеждения, твердые взгляды , основанные на мировоззрении и определяющие человеческую де­ятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность техубеждений , которые раз­деляет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);

5) способность к тем или иным формам социаль­ной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отно­шения человека с природой и обществом;

7) цели , которые человек сознательно ставит пе­ред собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;

8) ценности , лежащие в основе отношения челове­ка к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремле­ний человека, являются важнейшим моментом смыс­ла его жизни. Различают социальные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности - идеалы отдельной личнос­ти, служащие одним из источников мотивации ее по­ведения . Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жиз­ни. Однако современная цивилизация подошла к воз­можности выработки общечеловеческих ценностей , в основе которых лежит гуманизм . Общечеловече­ские ценности отражают духовный опыт всего че­ловечества и создают условия для реализации об­щечеловеческих интересов (т. е. универсальных по­требностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классо­вых или иных различий). Общечеловеческие ценнос­ти приобретают приоритет по отношению к группо­вым ценностям, обеспечивая полноценное существо­вание и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека яв­ляется его мировоззрение , под которым понимают со­вокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы . Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступа­ют отдельные люди, группы людей и общество в це­лом.

Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным груп­пам.

Выделяют несколько типов мировоззрения :

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жиз­ненных обстоятельств;

2) религиозное , в основе которого лежат религиоз­ные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное , которое опирается на достижения сов­ременной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое , объединяющее лучшие сторо­ны научного мировоззрения с представлениями о со­циальной справедливости, экологической безопас­ности и нравственном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в обще­ство, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни .

Раздел III

ПОЗНАНИЕ

1. Познание мира. Чувственное и рациональное по­знание. Интуиция.

Что еще почитать