Ко времени избранной рады относится создание системы. История в историях

Около 1549г. сложился правительственный кружок, который вошел в историю под названием Избранная Рада. Возглавлял это правительство Адашев. Избранная Рада к середине 16 века провела серию серьезных реформ, направленных на централизацию государства. В 1550г. был принят новый Судебник. Он был основан на Судебнике 1497г. Были подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день. Усилилась власть феодала над крестьянами: на барина возлагалась ответственность за преступления крестьян; это был шаг на пути к крепостничеству. Ко времени Избранной рады относится создание первых функциональных органов управления-приказов . В1550 г. созданные еще при Василии III отряды пищальников были преобразованы в стре­лецкое войско. Стрельцов было несколько тысяч, они получали огнестрельное оружие и обмундирование. Ведал ими Стрелецкий приказ.

В 1556 г. были отменены кормления. В реформах Избранной рады отмена кормлений, земская рефор­ма - центральные, структурообразующие. Они повлекли за собой перестройку судебной и финансово-налоговой систем, центральных и местных органов власти. С отменой кормлений возникла потреб­ность в централизации сбора налогов. Земская реформа способствовала объединению провинциального дворянства в уездные корпорации, которые стали важным институтом сословного устройства основной массы помещиков. Вместе с тем реформы не завершили процесса централизации. В правительственной деятельности Избранной рады важное место занимала организация класса феодалов. В 1552 г. была составлена Дворовая тетрадь - полный список Государева двора, около 4000 человек. Именно из состава Двора выходили и воеводы, и головы (высший и старший командный состав), и дипломаты, и администраторы.

Опричнина. В начале января1565 г. гонец привез в Москву два послания царя, оглашенные на Красной площади. В первом царь сообщал, что он «положил гнев и опалу» на высшее духовенство и всех феодалов. В грамоте, обращенной к посадским людям Москвы, Иван IV заверял их, что «гневу на них и опалы никоторые нет». Это был рассчитанный демагогический жест: царь ловко противопоставил феодалов и посадских людей, выдавая себя за защитника простых людей от насилий феодалов. Московские черные люди потребовали, чтобы бояре и духовенство уговорили царя вернуться на престол. Через несколько дней царь делегацию духовенства и бояр и согласился вернуться на престол, но лишь за тем, чтобы казнить «изменников» по своему усмотрению и учредить опричнину. Теперь опять же «опричь» всей Русской земли выделялась госуда­рева опричнина, своеобразный личный удел государя всея Руси. Остальная часть государства именовалась земщиной. Указ предусматривал, чтобы феодалы, не принятые в опричнину, лишались поместий и вотчин в опричных уездах и получали возме­щение в земских. Однако значение этой меры нельзя пре­увеличивать: многие местные феодалы вошли в опричнину, а выселение остальных было проведено лишь частично; пострадали в основном родственники опальных, которым туго пришлось бы и в земщине. Опричное руководство по своему социальному составу почти не отличалось от старого Государева двора. Роль опричнины определял не ее состав, а тот факт, что опричники были личными слугами царя и пользовались полной безнаказан­ностью. Тем самым усиливались и самодержавие, и его дес­потические черты. Свою слабость, обусловленную неразвитостью государственного аппарата, власть пыталась компенсировать жес­токостью. Опричнина не изменила структуру феодальной собственности на землю. Но тем не менее опричнина серьезно подорвала пережитки удельной старины в стране, хотя вряд ли царь ставил перед собой именно эту задачу: он стремился лишь к усилению своей личной власти.

Осенью 1569 г. в руки царя попал донос о том, что новгородцы хотят изменить: царя извести, на престол посадить Владимира Андреевича, а самим - перейти под власть польского короля. Ивану Грозному давно хотелось разделать­ся с Новгородом, в котором не только жила некоторая симпатия к старицким князьям, но и сохранялись пережитки времен самосто­ятельности и воспоминания об этом времени. В декабре 1569 г. войско опричников во главе с Иваном Грозным выступило в поход на русский город. Путь опричников к Новгороду был отмечен зверскими массовыми казнями, насилиями над женщинами. Под Тверью Малюта Скуратов, любимый царский палач, который выдвигается в ряды главных руководителей опричнины, задушил митрополита Филиппа. В самом Новгороде погром длился 6 недель. Погибли тысячи жителей, многих сбросили под лед Волхова, часто перед смертью их подвергали жестоким пыткам. Все церкви были ограблены. Город был опустошен. Опричники грабили и убивали без разбора и в Новгородской земле.

Достижение, быть может даже помимо воли самого Ивана IV, некоторых успехов в централизации в результате опричнины не дает оснований считать прогрессивной опричную политику. Борьба с пережитками удельной старины вытекала из всего хода развития страны, она шла и в годы правления Избранной рады, и даже более успешно. Эту борьбу можно было вести разными методами. Путь опричнины был не лучшим, он был разорителен для страны и мучителен для народных масс.

После новгородского погрома начались казни и самих опричников. Летом 1570 г. на Красной площади в Москве изощренным казням было подвергнуто несколько десятков человек. Казнили и сам царь, и его приближенные. Опричнина окончательно выродилась в банду грабителей и убийц с высокими титулами. В Александровской слободе царь создал нечто вроде опричного мо­настыря, где сам был игуменом.

Летом 1571 г. ждали набега крымского хана Девлет-Гирея. Но Девлет-Гирей не стал осаждать столицу, а поджег посад. Огонь перекинулся через стены. Город сгорел весь, а те, кто укрылись в Кремле и в примыкавшей к нему крепости Китай-городе, задохнулись от дыма и «пожарного зноя». Начались переговоры, на которых русские дипломаты получили тайную инструкцию соглашаться в крайнем случае на отказ от Астрахани. Девлет-Гирей же требовал и Казани. Чтобы окончательно сломить волю Ивана IV, он повторил набег на следующий год. Иван IV понимал серьезность положения. Объединенное войско в битве у села Молоди (50 км южнее Москвы) наголову разбило войско Девлет-Гирея, почти в два раза его превосходившее. Крымская угроза на много лет была устранена. Победа при Молодях показала, как опасно разделять страну и войска на две части. Уже осенью того же 1572 г. опричнина была отменена. И территории и служилых людей объединили. Прежним владельцам возвратили часть конфискованных земель. Даже Новгороду была торжественно воз­вращена вывезенная оттуда «чудотворная икона». Но террор не прекратился, а только изменил направление: начались казни опричников. Впрочем, не только опричников: в 1573-1575 гг. погибли многие видные дея­тели, в том числе и победитель Девлет-Гирея М.И. Воротынский. Но прежнего размаха не было: ни погром, как в Новгороде, ни массовые казни, как в Москве в 1570 г., не повторялись.

Цели опричнины:

Мобилизация земельной собственности под контроль государства (ликвидация чересполосицы).

Укрепления самодержавной власти и создание эффективного аппарата управления и контроля над обществом.

Методы опричнины:

Политика переселения (вызвавшая выступления дворянства),

Итоги опричнины:

Ликвидация экономического могущества Ростово-Суздальской земельной аристократии.

Создание государственной территории в центре государства.

Создание дворянской гвардии.

И все же в целом итоги царствования Ивана IV были не­утешительны. В результате опричнины не произошло серьезных изменений в структуре общественных отношений, зато опричные репрессии и рост налогового гнета в связи с Ливонской войной резко ухудшили положение народных масс. Результатом был хозяйственный кризис. Центр и северо-запад были опустошены. Села и деревни стояли заброшенными, зарастала лесом пашня: одни крестьяне умерли от голода и эпидемий, другие были убиты вражескими войсками или царскими опричниками. Закрепощение стало возможным в результате опричной политики. Только деспотическое правление при неразвитости государствен­ного аппарата могло удержать крестьян в повиновении.

Главным результатом почти 50-летнего пребывания на престоле Ивана Грозного явилось оформление централизованного Российского государства-царства, равного великим империям прошлого. Оно приобрело в 16 веке широкий международный авторитет, имело мощный бюрократический и военный аппарат. А опричнина явилась форсированной централизацией без необходимых социально-экономический предпосылок, когда власть маскирует свою слабость «подсистемой» тотального страха.

Политическая жизнь России середины - второй половины XVI в. связана с именем Ивана Грозного. Иван IV Васильевич Грозный (1530 - 1584 гг.) - сын великого князя Василия Ш от брака с Е. Глинской. В январе 1547 г. Иван IV был венчан на царство. Принятие царского титула способствовало укреплению самодержавия, авторитета центральной власти, ставило русского царя в один ряд с правителями Западной Европы и Востока. Участие Ивана Васильевича в государственной деятельности начинается с создания Избранной Рады в 1549 г. Избранная Рада просуществовала до 1560 г. и явилась тем органом, который проводил преобразования, получившие название реформ середины XVI в. О подготовке этих реформ Иван IV объявил в декларации, сделанной им в феврале 1549 г. на первом Земском Соборе. В 1550 г. был издан новый Судебник, ограничивающий податные привилегии крупных феодалов, судебные функции наместников. Статьи, касающиеся феодального землевладения, практически не изменились. Ко времени Избранной Рады относится создание постоянно действующих центральных государственных учреждений - приказов. Так, Посольский приказ занимался внешней политикой. Поместный приказ ведал землевладением феодалов. В Челобитенном приказе принимались жалобы на имя царя и проводилось расследование по ним. В 1550 - 1556 гг. были проведены реформы в армии. В 1550 г. организуется постоянное стрелецкое войско. В 1556 г. принимается «Уложение о службе», которым регламентировались вопросы, касавшиеся формирования русской армии. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять одного вооруженного воина на коне. Особое место отводилось реформам местного управления. В 1556 г. были отменены кормления. Население теперь платило общегосударственный налог. После отмены кормлений уездную администрацию возглавили губные старосты, избираемые дворянами. В тех уездах, где не было частного землевладения, а также в городах население выбирало земских старост, обычно из наиболее зажиточных слоев черносотенного и посадского населения. Эти реформы - губная и земская - были шагом вперед на пути к централизации. Централизация коснулась и церковного управления. В 1551 г. состоялся так называемый Стоглавый собор (в сборнике его решений было 100 глав). Были унифицированы церковные обряды и пошлины на всей территории России, регламентированы нормы внутрицерковной жизни и т. д. Хотя далеко не все из реформ Избранной Рады удалось в полной мере осуществить, они означали невиданный шаг вперед в направлении централизации и преодолении пережитков феодальной раздробленности. Наличие в системе управления Земского Собора, перестройка местного управления на представительных началах свидетельствуют о том, что Россия развивалась в направлении сословно-представительной монархии. Земский Собор - собрание сословных представителей-бояр, столичного дворянства, духовенства.

Вопрос 21

Главной особенностью экономического развития России стало активное вмешательство государства в развитие производительных сил страны. В Петровскую эпоху произошел скачок в развитии мануфактурной промышленности: Северная война заставила создать свое производство железа, меди, сукна, канатов и парусов. Ко второй четверти века в России действовало большое количество мануфактур (около 100) и горных предприятий, было положено начало освоению железнорудных месторождений, появился новый мощный промышленный район - Урал. Получили льготы купцы, основывавшие частные мануфактуры. Содействуя развитию промышленности, Петр I учредил центральные органы, ведавшие торговлей и промышленностью. Купечество было разделено на две гильдии, ремесленники же объединились в цехи по профессиям. Петр I проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Она была проникнута духом меркантилизма. В итоге принятых им с правительством мер зависимость России от импорта существенно сократилась. Более того, Россия начала вывозить в зарубежные страны железо, полотно и др. В 1724 г. был введен покровительственный таможенный тариф - высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия. Существенные изменения прослеживаются в области социальной политики. Консолидации дворянского сословия способствовала «Табель о рангах» 1722 г., вводившая новый порядок прохождения службы. Согласно ей военные, гражданские и придворные звания были разбиты на 14 рангов. Основным критерием продвижения по службе стали личные способности, образование и практические навыки дворянина. «Табель» предоставляла возможность получать дворянские чины выходцам из других сословий. Главная социальная мера правительства в отношении крестьян состояла в проведении переписи 1718-1724 гг., с окончанием которой в России подворное обложение было заменено подушной податью. В 1718 г. была проведена подушная перепись населения. Податная реформа распространила крепостную зависимость на слои населения, которые были либо свободные, либо имели возможность обрести свободу после смерти господина. В итоге преобразований Россия стала сильным европейским государством. Во многом была преодолена технико-экономическая отсталость. Однако рутинная техника и крепостнические отношения в сельском хозяйстве задерживали рост производительных сил. Следствием непомерного налогового обложения, усугублявшегося произволом местных властей, явилось восстание в Астрахани (1765-1706 гг.). Восставшие расправились с воеводой и его окружением, избрали свое правительство. Был отменен ряд налогов, введена свободная торговля хлебом. Весной 1706 г. Астрахань была взята войсками фельдмаршала Б. П. Шереметьева. В 1707 г. для розыска беглых крестьян на Дон был направлен Ю. Долгорукий. Жесткие действия его отряда стали толчком для начала движения под предводительством К. Булавина. В октябре 1707 г. Булавин с повстанцами разгромил отряд Долгорукого, но сам потерпел поражение от казаков войскового атамана Л. Максимова. Меркантилизм - экономическая политика, внедрявшаяся Петром. Основан на преобладании вывоза товаров над ввозом. Связан с политикой протекционизма - защитой внутреннего рынка, установлением высоких таможенных пошлин на ввозимые товары.

Царский титул подрывал возможные попытки притязания удельных князей на соправительство, этим же титулом московский государь приравнивался к государям «великих держав». Укрепление авторитета центральной власти способствовало превращению ее в центр консолидации политических сил.

Вокруг молодого царя Ивана Васильевича Грозного в 1549г сложился правительственный кружок, приближенных к нему деятелей - который вошел в историю под названием - «Избранная рада», неофициальное правительство. В него вошли придворный дворянин Алексей Фёдорович Адашев, придворный священник Благовещенского собора Сильвестр, влиял на политику правительства митрополит Макарий, князь А.М.Курбский. Избранная рада в середине XVI в. Провела серию серьёзных реформ направленных на централизацию государства. В том числе стала органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть и формировал новый аппарат государственного управления. В 1550г. был принят новый Судебник. Он был основан на Судебнике 1497г., но расширен, лучше систематизирован, в нём была учётная судебная практика. Были утверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день. «Пожилое», которое крестьянин уплачивал феодалу при переходе, было немного увеличено, вероятно, из-за происшедшего падения денежного курса. Усилилась власть феодалов над крестьянами - на барина возлагалась ответственность за преступления крестьян; феодала именовали «государём» крестьян.

Ко времени Избранной рады относится создание первых функциональных органов управления - приказов (первоначально они назывались «избами»). В 1556г были отменены кормления. Население должно было платить общегосударственный налог - «кормленичий окуп» который заменил прежний «кормленичий доход». Отмена кормлений- только заключительный акт длительного процесса преобразования местного управления. Ещё при Елене Глинской началась, а в годы боярского правления продолжалась губная реформа. Суть её в следующем. Дворяне избирали в каждом уезде, где было введено губное управление, из своей среды губных старост. Им была поручена борьба с наиболее опасными для феодального государства преступлениями - «разбоями». В отличие от пришлых в уезде людей - наместников и волостелей, они были кровно заинтересованы в установлении в своих уездах жестокого порядка.

В реформах Избранной рады отмена кормлений, земская реформа - центральные, структурообразующие. Они повлекли за собой перестройку судебной и финансово-налоговой системе, центральных и местных органов власти. Эти реформы сблизили различные группы феодалов, уравнивая их по принципу единого обеспеченья - «государевым жалованием». Земская реформа способствовала объединению провинциального дворянства в уездные корпорации - служилые «города» которые стали важным институтом сословного устройства основной массой помещиков. Вместе с тем реформы не завершили процесса централизации. Государственный аппарат был недостаточно развит для того, чтобы правительство могло обойтись без участия представителей сословий в управлении - феодалов, крестьян, посадских людей. В Росси в отличие от Западной Европы, где сословными были высшие органы власти (Генеральные штаты, парламенты), здание сословно-представительной монархии строилось снизу, с местным органом власти. В 1954г. был созван и первый Земский собор, состоявший из Боярской думы, представителей духовенства и феодалов. Иван IV выступил с широкой программой консолидации и проведения внутренних реформ. В 1550г. была составлена Дворовая тетрадь - полный список Государева двора, около 4000 человек. Люди, входившие в Государев двор, именовались дворовыми детьми боярскими или дворянами. В Дворовой тетради дворяне записаны по тем уездам, где они владели землёй.

Было упорядочено местничество. Возникло оно лишь на рубеже XI-XVI вв. И состояло в том, что при назначение на военные и государственные должности решающее значение имело происхождение служилого человека. Учитывалась не абстрактная знатность, а службы предков и родственников. Потомки должны были находиться друг с другом тех же служебных отношениях - начальствования, равенства, подчинения - что и предки. Указ 1550г. ввел два ограничения местничества. Первое местничаться имели право только аристократические роды, «родословные» люди. Их состав точно был определён официальным родословным справочником, составленным в середине XVI в.,- Государевым родословцем. В 1555-1556 гг. принято Уложение о службе. Определялось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне, если вотчины или поместья феодалов были большие, то он должен выводить с собой и вооруженных холопов.

Хотя далеко не все из реформ Избранной рады удалось в полной мере осуществить, всё же они означали невиданный шаг вперёд в направлении централизации и преодоления пережитков феодальной раздробленности. В середине XVI в. Россия ведёт активную внешнюю политику. Её успехи во многом были обусловлены реформами Избранной рады, в частности укреплением вооружённых сил. Основную их часть составляло конное ополчение феодалов. В середине XVI в. сохранялись те же направления внешней политики, что и в предшествующий период. Основным было сначала восточное. Прежде всего, стремились добиться присоединения Казанского ханства. Русские феодалы надеялись получить новые земли, купцы - торговый путь по Волге. Наконец, царское правительство рассчитывала на доходы от дани с народа Поволжья. Однако причины походов против Казанского ханства нельзя свести только к этим материальным интересам. В Казани скопились многие тысячи русских рабов. Необходимость отпора набегам мешала борьбе за выход к Балтийскому морю.

В 1551г. началась подготовка к новому походу. В мае-июне всего за 4 недели у впадения в Волгу р. Свияги была построена деревянная крепость - Свияжск.

Осада Казани началась в августе 1552г. Казань была взята штурмом. В 1556г. была присоединена Астрахань, ещё в составе России оказалась Западная Башкирия. Присоединения Поволжья способствовало не только освоению края русскими крестьянами, но и развитию ремесла, торговли и сельского хозяйства на территории бывшего Казанского ханства. Правительство стремилось к присоединению Прибалтики, к получению выхода в Балтийское море. Без него трудно было налаживать связи с более развитыми странами Западной Европы и преодолеть отсталость страны. В борьбе с властвовавшим в Прибалтике Ливонским орденом были заинтересованы, прежде всего, феодалы, надеявшиеся на новые земли и крестьян. Купцы рассчитывали на расширение торговых связей через порты Балтийского побережья. К середине XVI в. большинство горожан и феодалов верхушки приняло лютеранство, владение каталической церкви были конфискованы.

Поводом для начала войны стал вопрос о «юрьевской дани» которую орден должен был платить России. В январе 1558г началась Ливонская война. Ливонские рыцари терпели одно поражение за другим. Нерва, Дерпт, крупнейшие крепости - Феллин и Мариенбург были взяты русскими войсками. Внешняя политика России в эти годы не ограничивалась военной сферой. Добрососедские отношения связывали Россию со многими странами Востока и Запада. Развивалась торговля с Германской империей, с государствами Италии.

В 1560г. пало правительство Избранной рады. Разногласия между Иваном IV и его приближёнными накапливалось долго, но причины разрыва были куда глубже: властолюбивый царь не мог долго терпеть рядом с собой и властных советников. Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра в сговоре с целью утвердить в Русском государстве систему ограниченной монархии, где царь почтён лишь председателем, обладает лишь номинальной властью, в то время как власть реальная находиться в руках его советников. В этом кроется причина того, что случилось между царём и его бывшими советниками, главная причина распада правительства политического компромисса и начала «войны» между ними. Опала Сильвестра и Адашева повлекла за собой крутой поворот в политике правительства. Избранная рада проводила структурные реформы, темп которых не устраивала царя. Слишком же торопливыми структурные преобразования быть не могут. В условиях России XVI в., где не созрели предпосылки для централизации, ускоренное движение к ней возможно только на путях насилия и террора, так как ещё не сформирован аппарат власти, особенно на местах. Да и только что созданные центральные ведомства (приказы) действовали в традициях глубокой патриархальности. Путь же террора, которым царь Иван пытался заменить длительную и сложную работу по созданию государственного аппарата, был неприемлем для деятелей Избранной рады.


ЧОУ ВПО
«Заокский христианский гуманитарно-экономический институт»

Тема 4. Эпоха Ивана IV

Контрольная работа № 1 по дисциплине:

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

                Исполнитель:
                Павелко Илья Витальевич
                Студент 2 курса заочного отделения
                Специальность: 080100 Бакалавр экономики
                Руководитель: Шардакова Р. А.
п. Заокский Тульской обл., 2009

ПЛАН

    Социально-экономическое и политическое положение Московского государства в первой половине ХVI в. Борьба за власть после смерти Василия III.
    Реформы 50-х гг. ХVI в. «Избранная рада».
    Опричнина: точки зрения историков. Личность Ивана IV.
    Внешняя политика Московского государства при Иване IV.
    Значение и последствия политики Ивана IV.

    Социально-экономическое и политическое положение Московского государства в первой половине ХVI в.

Создание единого государства оказало влияние на развитие экономики и
социального строя Руси. Прекращение феодальных усобиц способствовало
развитию производительных сил. Продолжалось освоение русским крестьянством
новых территорий. Увеличивалось население Поморья. Не меньшее значение имела внутренняя колонизация, резервы которой были далеко еще не исчерпаны: огромные лесные пространства были хорошим резервом для новых пашенных угодий. Экстенсивная подсечно-огневая система земледелия сохраняла ведущую роль во многих районах страны. Вместе с тем уже появляются двупольные, а в некоторых
местах и трехпольные севообороты.

Важные изменения произошли в структуре феодальной собственности на
землю. Изменился характер землевладения князей. Став подданными государя
всея Руси, они в значительной степени сохранили право собственности на
свои бывшие домениальные земли. Однако эти их владения все больше
сближались с обычными вотчинами. Кроме того, они взамен части отобранных у
них старых земель получали вотчины на территории великого княжества
Московского и Владимирского, а также сами приобретали там вотчины покупкой
или в приданое. Тем самым княжеское землевладение постепенно сближалось с
обычным боярским, хотя этот процесс закончился только к середине XVI в.

Параллельно шел другой процесс: многие старые феодальные вотчины мельчали в семейных разделах. Обедневшие отпрыски старых вотчинных родов либо переходят в самые «низы» класса феодалов, либо даже поступают в холопы к своим более удачливым собратьям. Фонд вотчинных земель несколько уменьшается из-за роста землевладения церкви монастырей, митрополита и епископов. Часть земель они получают в дар за «упокой души», часть покупают. Нередко вотчинники оказывались вынуждены отдавать землю монастырю из-за того, что были опутаны долговыми обязательствами.
Такое измельчание и обезземеливание части вотчинников противоречило государственным интересам. Обеспечить боеспособность войска можно было только одним путем: у каждого воина должна была быть земельная собственность, ведь государство не имело средств для денежного жалованья, и каждый воин должен был на свои средства приобретать вооружение и боевых коней. Создание же единого государства создало возможности для активной внешней политики, а она требовала даже увеличения вооруженных сил. Были необходимы земельные раздачи. Эти раздачи стали возможны, так как в руки великого князя попал обширный земельный фонд: владения новгородских вотчинников и домениальные земли Тверского княжества.
Первоначально поместья мало отличались от вотчин: они практически наследовались, а вотчинники были обязаны также служить. Главным было то, что поместья было запрещено продавать и дарить. Основная часть первых помещиков - мелкие слуги великих князей
(ключники, псари и т. п.), отпрыски старых вотчинных родов, имущественное положение которых пошатнулось, а также переселенцы из Новгородской земли и в Новгородскую землю.

Вскоре помещикам начали раздавать земли черносошных крестьян. Земля, отданная в поместье, не меняла формально своего верховного собственника - великого князя всея Руси; менялся лишь адресат повинностей. Развитие поместной системы привело к резкому сокращению количества черносошных крестьян в центре. В первой трети XVI в. поместья были уже почти во всех уездах страны, во многих из них прошли массовые поместные раздачи.
Хотя создание единого государства послужило, в конечном счете, одной из
предпосылок для закрепощения крестьянства, на первых порах положение
крестьян даже несколько улучшилось. Благотворно повлияло прекращение
феодальных междоусобиц. Новгородские крестьяне после конфискаций Ивана III
стали сначала черносошными, что облегчало их положение.

Вскоре, однако, феодальное государство переходит в наступление. Давно
существовавшее правило, что крестьянин может покидать своего владельца
только в течение двух недель в году, стало общегосударственной нормой.
Судебник 1497 г. установил вместо существовавших в разных районах разных
сроков единый для всей страны срок перехода крестьян: неделя до Юрьева дня
осеннего (26 ноября) и неделя после. Это было первое общегосударственное
ограничение крестьянской свободы, но еще не закрепощение крестьян. В едином
государстве, с другой стороны, потеряли силу запреты на переход крестьян
из одного княжества в другое.

Господствовала, как и раньше, натуральная рента, хотя местами
возникала и денежная. Барщина по-прежнему была слабо развита, а
собственную запашку феодала обрабатывали главным образом холопы. Такие
пашенные холопы получали от хозяина небольшой земельный надел и назывались
страдниками (от «страда» - сельскохозяйственные работы).

В конце XV в. появилась новая форма холопства - кабальное. Должник
давал на себя «служилую кабалу», по которой он был обязан отрабатывать
своим трудом «по вся дни» проценты долга. Освободиться кабальный холоп мог
только после смерти хозяина, так как, будучи холопом, он не мог заработать
денег для уплаты долга.

Продолжалось развитие ремесла. Многие ремесленники жили в селах (вотчинное ремесло), но главными центрами были города. Высокого уровня достигло оружейное дело. Развивалось литейное дело. В конце XV в. в Москве был создан Пушечный двор, где изготавливались артиллерийские орудия. Развитие ремесла каменщиков позволило провести в Москве фортификационные работы небывалого масштаба: построить новые кремлевские стены, а затем и стены Китай-города.
Во второй половине XV - первой трети XVI в. продолжали расширяться
экономические связи между разными областями страны. Этому способствовало
создание единого государства.

Преобладала естественная специализация (доставка соли из районов ее добывания, рыбы из Поморья и т. п.). Для развития оживленных торговых связей слишком ничтожна была доля городского населения. Натуральное хозяйство сохраняло безраздельно господствующее положение. В эти же годы расширяются не только политические, но и торговые и культурные связи России с другими странами: с Великим княжеством Литовским, Польшей, Германией, Италией, странами Востока. Развивается денежная система. Основной единицей был рубль (монет рублевого достоинства не существовало, это была счетная единица), а наиболее распространенной монетой была деньга.
Быстрота, с которой произошло политическое объединение русских земель, привела к тому, что старое, связанное с удельными временами, оказывалось живучим и причудливо переплеталось с новым. В итоге для России конца XV - первой половины XVI в. было характерно сочетание единства страны и разнообразия укладов и социальных отношений в прежде независимых землях. Наряду с государем всея Руси сохраняли долю своей власти вынужденные ему подчиниться феодальные владыки.
Политический строй Русского государства рубежа XV - XVI вв. развивался в сторону централизации. Великий князь всея Руси уже систематически пользовался титулом государь, а в его власти проявлялись черты самодержца.
Совещательным органом при великом князе была Боярская дума. В первой трети XVI в. сложилось четкое разграничение думных чинов - боярина (повыше) и окольничего. Дума была невелика. В разное время в нее входило от 5 до 12 бояр и не более 12 окольничих. Все они были отпрысками аристократических родов.
Система приказов до середины XVI в. еще не сложилась, но действовали два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Дворец, возглавлявшийся дворецкими, ведал личными, так называемыми дворцовыми землями великого князя. Со временем функции дворецких стали шире: они рассматривали тяжбы о земельной собственности, судили население некоторых уездов.
Казна, которую возглавляли казначеи, была главным государевым хранилищем, и не ограничивалась финансовыми делами. Здесь хранились не только деньги и драгоценности, но и государственный архив и государственная печать. Таким образом, Казна была, по сути, государственной канцелярией. Это ведомство руководило и внешней политикой.
Границы уездов восходили к рубежам бывших княжеств, а потому их размеры были разнообразны. Уезды делились на станы и волости. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях - волостелям. Впрочем, им не подчинялись по гражданским и некоторым уголовным делам феодалы и их люди. В назначениях на должности наместников и волостелей не было строгого порядка, господствовала патриархальность.
В 1497 г. был принят Судебник - первый свод законов единого государства. В Судебнике была (хотя и в общих чертах) определена компетенция должностных лиц, установлены процессуальные нормы, наказания за особо опасные для феодального государства преступления (убийства, разбои, кражи и т. п.). Судебник применялся на практике, но все же не получил широкого распространения и был почти забыт.
Итак, во второй половине XV - первой трети XVI в. в России установилась самодержавная монархия, в которой великому князю принадлежала вся полнота политической власти. Однако разветвленный государственный аппарат еще не сложился, что на деле ограничивало возможности центральной власти. Внутри самой Московской земли продолжали существовать уделы. Права удельных князей были урезаны: выморочные уделы переходили к великому князю, суд в московских селах удельных князей должен был осуществлять наместник великого князя. И все же удельные князья оставались постоянным источником династических смут.

Борьба за власть после смерти Василия III.

В 1533 г. умер Василий III, оставив наследником трехлетнего Ивана IV. Фактической правительницей государства стала молодая вдова Елена Глинская. На пути к упрочению ее власти стояло немало препятствий. Был опасен брат Василия III дмитровский князь Юрий Иванович. Ему даже не дали уехать домой с похорон и тут же арестовали. Оспаривал у великой княгини регентство и ее дядя Михаил Глинский, но и он был заточен в темницу родной племянницей.
Ближайшим советником великой княгини, которая теперь уже официально выступала как соправительница сына, стал боярин князь Иван Федорович Овчина-Телепнев Оболенский. В 1537 г., опасаясь «поимания» (ареста), поднял мятеж дядя великого князя старицкий князь Андрей Иванович. Его мятеж не был «удельной фрондой»: князь Андрей стремился захватить великокняжеский престол. Однако силы были неравны. Многие даже из числа Старицких дворян не поддержали своего князя. Овчине и Елене удалось обманом заманить Андрея в Москву, где он был немедленно арестован. Старицкий удел оказался ликвидирован.
Вскоре умерла Елена Глинская (1538). Подозревали, что она была отравлена. Вокруг 8-летнего государя началась острая борьба за власть. Фаворита Елены Овчину-Телепнева арестовали сразу после ее смерти и «уморили» в тюрьме. Власть оспаривали группировки Шуйских и Бельских. В их программах не было большой разницы. Все группировки в годы боярского правления пытались продолжать централизаторские мероприятия, начатые при Василии III и Елене Глинской. Особое развитие получила в эти годы поместная система. Но беспринципная борьба за власть дезорганизовывала правительственную деятельность.

    Реформы 50-х гг. ХVI в. «Избранная рада».
Около 1549 г. сложился правительственный кружок, который вошел в
историю под названием Избранной рады. Возглавлял это правительство Алексей
Федорович Адашев, яркий и талантливый государственный деятель, выходец из
богатого, но не слишком древнего рода костромских вотчинников. Участвовал
в этом правительстве и священник придворного Благовещенского собора
Сильвестр. Влиял на политику правительства и глава церкви митрополит
Макарий. Избранная рада в середине XVI в. провела серию серьезных реформ,
направленных на централизацию государства. В 1550 г. был принят новый
Судебник. Он был основан на Судебнике 1497 г., но расширен, лучше
систематизирован, в нем была учтена судебная практика. Были подтверждены и
уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день. «Пожилое», которое
крестьянин уплачивал феодалу при переходе, было немного увеличено,
вероятно, из-за происшедшего падения денежного курса. Усилилась власть
феодала над крестьянами: на барина возлагалась ответственность за
преступления крестьян; феодала именовали «государем» крестьянина: тем
самым юридическое положение крестьянина приближалось к статусу холопа; это
был шаг на пути к крепостничеству. Более жестокими стали наказания для
«лихих людей», обвиняемых в «разбоях». Впервые в Судебнике были введены
наказания для бояр и дьяков-взяточников, ограничены права наместников и
волостелей.

Ко времени Избранной рады относится создание первых функциональных
органов управления - приказов (первоначально они назывались «избами»).
Внешней политикой занимался Посольский приказ во главе с Иваном
Михайловичем Висковатовым. А. Ф. Адашеву был поручен Челобитенный приказ:
там принимались жалобы на имя царя и проводилось расследование по ним. Это
был, таким образом, высший орган контроля. Поместный приказ ведал
землевладением феодалов. Разбойный приказ разыскивал и судил «лихих
людей». Сбор дворянского ополчения и назначение воевод были в компетенции
Разрядного приказа. В 1550 г. созданные еще при Василии III отряды
пищальников были преобразованы в стрелецкое войско. Стрельцов было
несколько тысяч, они получали денежное жалованье, огнестрельное оружие и
обмундирование. Ведал ими Стрелецкий приказ.
В 1556 г. были отменены кормления. Население теперь должно было
платить общегосударственный налог - «кормленичий окуп», который заменил
прежний «кормленичий доход». За счет «кормленичьего окупа» служилым людям
платили «помогу» для выхода на военную службу. Ее размеры были определены
в принятом тогда же Уложении о службе.

Отмена кормлений - только заключительный акт длительного процесса
преобразования местного управления. Еще при Елене Глинской началась, а в
годы боярского правления продолжалась губная реформа. Суть ее в следующем.
Дворяне избирали в каждом уезде, где было введено губное управление, из
своей среды губных старост. Им была поручена борьба с наиболее опасными
для феодального государства преступлениями - «разбоями». Судебник 1550 г.
целиком отдал «разбойные дела» в руки губных старост. Когда были отменены
кормления, то губные старосты вместе с городовыми приказчиками (также
выбирались из местных дворян) возглавили уездную администрацию. В отличие
от пришлых в уезде людей - наместников и волостелей, они были кровно
заинтересованы в установлении в своих уездах жесткого порядка. В тех
уездах, где не было частного землевладения, а также в городах население
выбирало земских старост, обычно из наиболее зажиточных слоев черносошного
и посадского населения.

В реформах Избранной рады отмена кормлений, земская реформа -
центральные, структурообразующие. Они повлекли за собой перестройку
судебной и финансово-налоговой систем, центральных и местных органов
власти. С отменой кормлений возникла потребность в централизации сбора
налогов. В связи с перераспределением властных прерогатив в пользу центра
возросло значение приказов, что, в свою очередь, способствовало
дальнейшему развитию приказной системы. Эти же реформы сближали различные
группы феодалов, уравнивая их по принципу единого обеспечения -
«государевым жалованьем». Земская реформа способствовала объединению
провинциального дворянства в уездные корпорации - служилые «города»,
которые стали важным институтом сословного устройства основной массы
помещиков.

Вместе с тем реформы не завершили процесса централизации.
Государственный аппарат был недостаточно развит для того, чтобы
правительство могло обойтись без участия представителей сословий в
управлении: феодалов, крестьян, посадских людей. Россия, таким образом,
развивалась в направлении сословно-представителъной монархии, формы
правления, предусматривающей участие сословных представителей в управлении
страной.

В правительственной деятельности Избранной рады важное место занимала
организация класса феодалов. В 1550 г. было решено дать в радиусе 60 - 70
верст от Москвы поместья тысяче бояр и дворян - «лутчих слуг», обязанных
быть всегда наготове для исполнения ответственных поручений.

В 1552 г. была составлена Дворовая тетрадь - полный список Государева двора, около 4000 человек. Именно из состава Двора выходили и воеводы, и головы (высший и старший командный состав), и дипломаты, и администраторы и т. п. Люди, входившие в Государев двор, именовались дворовыми детьми боярскими или дворянами; просто дети боярские составили нижний слой служилых людей. В Дворовой тетради дворяне записаны по тем уездам («городам»), где они владели землей. Тем самым закреплялась организация феодалов в уездные служилые корпорации. Было упорядочено местничество.
Шла централизация денежной системы и системы мер. При Елене Глинской московский рубль стал основной денежной единицей для всей страны. Но продолжали чеканить и новгородскую деньгу, равняющуюся двум московским.
Централизация коснулась и церковного управления. Еще в конце 40-х годов многие «местночтимые» святые были признаны общерусскими. В государстве создавался единый пантеон святых. При участии Ивана IV митрополит Макарий принял меры для искоренения безнравственности в духовенстве.
Хотя далеко не все из реформ Избранной рады удалось в полной мере осуществить, все же они означали невиданный шаг вперед в направлении централизации и преодоления пережитков феодальной раздробленности. В середине XVI в. Россия ведет активную внешнюю политику. Ее успехи во многом были обусловлены реформами Избранной рады, в частности укреплением вооруженных сил.
    Опричнина: точки зрения историков.
Опри?чнина - период в истории России приблизительно от 1565 до 1572 года ), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства , с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана IV и непосредственно осуществлявшие репрессии.
Историческая оценка опричнины в зависимости от эпохи, научной школы, к которой принадлежит историк, и т. п. может быть кардинально противоположной. До известной степени, эти основы этих противоположных оценок были заложены уже во времена самого Грозного, когда сосуществовали две точки зрения: официальная, рассматривавшая опричнину как акцию по борьбе с «изменой», и неофициальная, видевшая в ней бессмысленный и трудно постижимый эксцесс «грозного царя».
По мнению большинства дореволюционных историков, опричнина была проявлением болезненного помешательства царя и его тиранических наклонностей. В историографии XIX века, этой точки зрения придерживались Н. М. Карамзин , Н. И. Костомаров , Д. И. Иловайский , отрицавшие в опричнине всякий политический и вообще рациональный смысл.
В противоположность им, С. М. Соловьев старался рационально осмыслить учреждение опричнины, объясняя его в рамках теории борьбы государственного и родового начал, и видя опричнину направленной против второго, представителями которого считает боярство. По его мнению: «Опричнина была учреждена потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, Иоанн заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними». Мнение С. М. Соловьева разделяет К. Н. Бестужев-Рюмин .
Сходно глядел на опричнину и В. О. Ключевский , считавший её результатом борьбы царя с боярством - борьбы, которая «имела не политическое, а династическое происхождение»; ни та, ни другая сторона не знала, как ужиться одной с другой и как обойтись друг без друга. Они попытались разделиться, жить рядом, но не вместе. Попыткой устроить такое политическое сожительство и было разделение государства на опричнину и земщину.
Е. А. Белов , являясь в своей монографии «Об историческом значении русского боярства до конца XVII в.» апологетом Грозного, находит в опричнине глубокий государственный смысл. В частности, опричнина способствовала уничтожении привилегий феодальной знати, которая препятствовала объективным тенденциям централизации государства.
Одновременно делаются первые попытки найти социальные, а затем и социально-экономическую подоплеку опричнины, ставшие магистральными в ХХ веке. По мнению К. Д. Кавелина : «Опричнина была первой попыткой создать служебное дворянство и заменить им родовое вельможество, на место рода, кровного начала, поставить в государственном управлении начало личного достоинства».
По мнению С. Ф. Платонова, опричнина нанесла ощутимый удар по оппозиционной аристократии и тем самым укрепив русскую государственность в целом. Похожего мнения придерживается Н. А. Рожков, называя опричнину выражением победы «самодержавной власти царя над олигархическими тенденциями боярства». В завещании царь написал: «А что если учинил опричнину, и то на воле детей моих, Ивана и Федора, как им прибыльнее, и чинят, а образец им учинил готов».
С. Ф. Платонов видит основную суть опричнины в энергичной мобилизации землевладения, при которой землевладение, благодаря массовому выводу прежних вотчинников с взятых в опричнину земель, отрывалось от прежних удельно-вотчинных феодальных порядков и связывалось с обязательной военной службой.
С конца 1930-х гг., в советской историографии (частью по вне научным причинам) безальтернативно возобладала точка зрения о прогрессивном характере опричнины, которая, согласно этой концепции, была направлена против остатков раздробленности и влияния боярства, рассматривавшегося как реакционная сила, и отражала интересы служилого дворянства, поддерживавшего централизацию, что в конечном счете отождествлялось с общенациональными интересами. Истоки опричнины виделись, с одной стороны, в борьбе крупного вотчинного и мелкого поместного землевладения, с другой же стороны - в борьбе прогрессивной центральной власти и реакционной княжеско-боярской оппозиции. Концепция эта восходила к дореволюционным историкам и прежде всего к С. Ф. Платонову, но вместе с тем насаждалась административным путем.
Р. Ю. Виппер считал, что «учреждение опричнины было в первую очередь крупнейшей военно-административной реформой, вызванной нарастающими трудностями великой войны за доступ к Балтийскому морю, за открытие сношений с Западной Европой», и видел в нем опыт создания дисциплинированной, боеспособной и преданной царю армии.
Положительного мнения об опричнине придерживается И. Я. Фроянов: «Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах … с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от Московии под власть Литвы… Московское государство окончательно и бесповоротно встало на путь служения, очищенная и обновленная Опричниной…».
Развернутая оценка опричнины дана в монографии А. А. Зимина «Опричнина Ивана Грозного» (1964), которая содержит следующую оценку явления: Опричнина была орудием разгрома реакционной феодальной знати, но в то же время введение опричнины сопровождалось усиленным захватом крестьянских «черных» земель. Опричный порядок был новым шагом на пути к укреплению феодальной собственности на землю и закрепощению крестьянства. Произведенное разделение территории на «опричнину» и «земщину» способствовало централизации государства, ибо это деление было направлено своим острием против боярской аристократии и удельно-княжеской оппозиции. Одной из задач опричнины было укрепление обороноспособности, поэтому в опричнину отбирались земли тех вельмож, которые не отбывали военную службу со своих вотчин. Правительство Ивана IV проводило персональный пересмотр феодалов. Весь 1565 г. был наполнен мероприятиями по перебору земель, ломкой сложившегося старинного землевладения В интересах широких кругов дворянства проводились Иваном Грозным мероприятия, имевшие целью ликвидировать остатки былой раздробленности и, наводя порядок в феодальном беспорядке, крепить централизованную монархию с сильной царской властью во главе. Сочувствовало политике Ивана Грозного и посадское население, заинтересованное в укреплении царской власти, ликвидации пережитков феодальной раздробленности и привилегий. Борьба правительства Ивана Грозного с аристократией встречала сочувствие народных масс. Реакционное боярство, предавая национальные интересы Руси, стремилось к расчленению государства и могло привести к порабощению русского народа иноземными захватчиками. Опричнина знаменовала собой решительный шаг по пути укрепления централизованного аппарата власти, борьбы с сепаратистскими претензиями реакционного боярства, облегчала защиту рубежей Русского государства. В этом заключалось прогрессивное содержание реформ периода опричнины. Но опричнина была и средством подавления угнетенного крестьянства, она проводилась правительством за счет усиления феодально-крепостнического гнета и являлась одним из значительных факторов, вызвавших дальнейшее углубление классовых противоречий и развитие классовой борьбы в стране".
В конце жизни, А. А. Зимин пересмотрел свои взгляды в сторону сугубо отрицательной оценки опричнины, видя в «кровавом зареве опричнины» крайнее проявление крепостнических и деспотических тенденций в противовес предбуржуазным. Эти позиции развили его ученик В. Б. Кобрин и ученик последнего А. Л. Юрганов . Опираясь на конкретные исследования, начавшиеся еще до войны и проведенные в особенности С. Б. Веселовским и А. А. Зиминым (и продолженные В. Б. Кобриным), они показали, что теория о разгроме в результате опричнины вотчинного землевладения - миф.
В. Б. Кобрин обращает внимание на мрачноватый, но удачный, по мнению историка, каламбур в повествовании Курбского: опричников князь называл кромешниками; в аду же, как считалось, господствовала «тьма кромешная». Опричники стали у Курбского адовым воинством.
По мнению В. Б. Кобрина, опричнина объективно укрепила централизацию (что "Избранная рада пыталась сделать методом постепенных структурных реформ), покончила с остатками удельной системы и независимостью церкви. При этом опричные грабежи, убийства, вымогательства и прочие бесчинства привели к полному разорению Руси, зафиксированному в переписных книгах и сравнимому с последствиями вражеского нашествия. Главный результат опричнины, по Кобрину, это утверждение самодержавия в крайне деспотических формах, а опосредованно также утверждение крепостничества. Наконец, опричнина и террор, по Кобрину, подточили нравственные устои русского общества, уничтожили чувство собственного достоинства, самостоятельности, ответственности.

Личность Ивана IV.

Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских . Поэтому сложилось мнение, что убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нём подозрительности , мстительности и жестокости . С. Соловьёв анализируя влияние нравов эпохи на характер Ивана IV отмечает, что он «не сознал нравственных, духовных средств для установления правды и наряда или, что еще хуже, сознавши, забыл о них; вместо целения он усилил болезнь, приучил еще более к пыткам, кострам и плахам».
Однако, в эпоху Избранной Рады царя характеризовали восторженно. Один из современников пишет, что Иван соблюдал себя чистым пред Богом. И в храме, и в молитве уединенной, и в совете боярском, и среди народа у него одно чувство: „Да властвую, как Всевышний указал властвовать своим истинным Помазанникам!“ Суд нелицеприятный, безопасность каждого и общая, целость порученных ему государств, торжество веры, свобода христиан есть всегдашняя дума его. Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет обыкновенных прохлад царских… Ласковый к вельможам и народу - любя, награждая всех по достоинству - щедростью искореняя бедность, а зло - примером добра, сей Богом урождённый Царь желает в день Страшного суда услышать глас милости: „Ты еси Царь правды!“»
Посол Даниил Принц из Бухова пишет о Иване: «Он так склонен к гневу , что находясь в нём, испускает пену, словно конь, и приходит как бы в безумие; в таком состоянии он бесится также и на встречных. Когда он за столом, то по его правую руку садится старший сын. Сам он грубых нравов; ибо он опирается локтями на стол, и так как не употребляет никаких тарелок, то ест пищу, взяв её руками, а иногда недоеденное кладет опять назад в чашку Прежде чем пить или есть что-нибудь из предложенного, он обыкновенно знаменует себя большим крестом и взирает на повешенные образа Девы Марии и Святого Николая.»
Внешне по отзывам современников, Иван был сухощав, был высокого роста около 180 см и имел хорошее телосложение. Глаза Ивана были голубые с проницательным взглядом, хотя во второй половине его царствования отмечают уже мрачное и угрюмое лицо. Царь брил голову, носил большие усы и густую рыжеватую бороду, которая сильно поседела к концу его царствования.
Советский учёный М. М. Герасимов использовал разработанную им методику для восстановления внешности Ивана Грозного по сохранившемуся черепу и скелету. По результатам исследования можно сказать, что «к 54 годам царь был уже стариком, лицо его было покрыто глубокими морщинами, под глазами - огромные мешки. Ясно выраженная асимметрия (левый глаз, ключица и лопатка были значительно больше правых), тяжелый нос потомка Палеологов, брезгливо-чувственный рот придавали ему малопривлекательный вид.»
Количество жен Ивана Грозного точно не установлено, у историков упоминаются имена восьми женщин, считавшихся жёнами Ивана IV. Из них только первые четыре являются « венчанными », то есть законными с точки зрения церковного права.
Возможным объяснением многочисленности браков, не свойственной для того времени, является предположение К. Валишевского , что Иоанн был большим любителем женщин, но он в то же время был и большим педантом в соблюдении религиозных обрядов и стремился обладать женщиной только как законный муж. С другой стороны Иван характеризуется как большой любитель женщин. Сам он в духовной грамоте признавал за собой и „блуд“ просто, и „чрезъестественные блужения“ в частности.
От первой жены Анастасии Романовой у Ивана родились: Анна (скончалась в 11 месячном возрасте), Мария, Евдокия, Дмитрий (погиб во младенчестве), Иван и Фёдор
От второй жены Марии Темрюковны - Сын Василий (прожил всего несколько месяцев)
Незаконнорожденный сын Марии Нагой Дмитрий погиб в детстве в Угличе.

    Внешняя политика Московского государства при Иване IV.
Ивану Грозному, современнику Елизаветы Английской , Филиппа II Испанского и Вильгельма Оранского , вождя Нидерландской революции , приходится решать военные, административные и международные задачи, похожие на цели создателей новоевропейских держав, но в гораздо более трудной обстановке. Талантами дипломата и организатора он, может быть, всех их превосходит.
и т.д.................

Укреплению самодержавия, а следовательно, и централизации должен был способствовать и новый титул царя, который Иван IV принял незадолго до московского восстания - в январе 1547 г. Теперь государь был не просто старшим из князей, но царем: этот титул считали равным императорскому, так называли византийских императоров и ханов Золотой Орды.
Ок. 1549 г. сложился правительственный кружок, который вошел в историю под названием Избранной рады. Возглавлял это правительство Алексей Федорович Адашев, яркий и талантливый государственный деятель, выходец из богатого, но не слишком древнего рода костромских вотчинников. Участвовал в этом правительстве и священник придворного Благовещенского собора Сильвестр.

А. Курбский

Влиял на политику правительства и глава церкви митрополит Макарий. Избранная рада в середине XVI в. провела серию серьезных реформ, направленных на централизацию государства. В 1550 г. был принят новый Судебник.

Макарий благославляет Ивана Грозного

Он был основан на Судебнике 1497 г., но расширен, лучше систематизирован, в нем была учтена судебная практика. Были подтверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день. "Пожилое", которое крестьянин уплачивал феодалу при переходе, было немного увеличено, вероятно, из-за происшедшего падения денежного курса. Усилилась власть феодала над крестьянами: на барина возлагалась ответственность за преступления крестьян; феодала именовали "государем" крестьянина: тем самым юридическое положение крестьянина приближалось к статусу холопа; это был шаг на пути к крепостничеству. Более жестокими стали наказания для "лихих людей", обвиняемых в "разбоях". Впервые в Судебнике были введены наказания для бояр и дьяков-взяточников, ограничены права наместников и волостелей.
Ко времени Избранной рады относится создание первых функциональных органов управления - приказов (первоначально они назывались "избами"). Внешней политикой занимался Посольский приказ во главе с Иваном Михайловичем Висковатовым. А. Ф. Адашеву был поручен Челобитенный приказ: там принимались жалобы на имя царя и проводилось расследование по ним. Это был, таким образом, высший орган контроля. Поместный приказ ведал землевладением феодалов. Разбойный приказ разыскивал и судил "лихих людей". Сбор дворянского ополчения и назначение воевод были в компетенции Разрядного приказа. В 1550 г. созданные еще при Василии III отряды пищальников были преобразованы в стрелецкое войско. Стрельцов было несколько тысяч, они получали денежное жалованье, огнестрельное оружие и обмундирование. Ведал ими Стрелецкий приказ.
В 1556 г. были отменены кормления. Население теперь должно было платить общегосударственный налог - "кормленичий окуп", который заменил прежний "кормленичий доход". За счет "кормленичьего окупа" служилым людям платили "помогу" для выхода на военную службу. Ее размеры были определены в принятом тогда же Уложении о службе. Согласно Уложению, с каждых 100 четвертей земли "в одном поле" (150 десятин, или около 165 га) должен был выходить на службу вооруженный конник. С первых 100 четвертей выходил сам землевладелец, со следующих - его военные холопы. Денежную "помогу" давали тем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше 100 четвертей. Зато тот, кто вывел меньше людей, платил денежный штраф. Между Уложением о службе и отменой кормлений была тесная связь: без "кормленичьего окупа" правительство не получило бы денег для "помоги".
Отмена кормлений - только заключительный акт длительного процесса преобразования местного управления. Еще при Елене Глинской началась, а в годы боярского правления продолжалась губная реформа. Суть ее в следующем. Дворяне избирали в каждом уезде, где было введено губное управление, из своей среды губных старост. Им была поручена борьба с наиболее опасными для феодального государства преступлениями - "разбоями". Судебник 1550 г. целиком отдал "разбойные дела" в руки губных старост. Когда были отменены кормления, то губные старосты вместе с городовыми приказчиками (также выбирались из местных дворян) возглавили уездную администрацию. В отличие от пришлых в уезде людей - наместников и волостелей, они были кровно заинтересованы в установлении в своих уездах жесткого порядка. В тех уездах, где не было частного землевладения, а также в городах население выбирало земских старост, обычно из наиболее зажиточных слоев черносошного и посадского населения.
В 1549 г. был созван первый Земский собор, состоявший из Боярской думы, представителей духовенства и феодалов. Земские соборы в XVI в. собирались нерегулярно, характер представительства в них не был четко определен, они еще не были постоянным органом власти, как в XVII в.
Было упорядочено местничество. Возникло оно лишь на рубеже XV XVI вв. и состояло в том, что при назначении на военные и государственные должности решающее значение имело происхождение служилого человека. Учитывалась не абстрактная знатность, а службы предков и родственников. Если некогда один служилый человек был подчинен другому, то и их дети, и племянники, и внуки всегда должны были находиться в том же соотношении.

Централизация коснулась и церковного управления. Еще в конце 40-х годов многие "местночтимые" святые были признаны общерусскими. В государстве создавался единый пантеон святых. Эти решения были утверждены в 1551 г. так называемым Стоглавым собором (в сборнике его решений было 100 глав, отсюда и название "Стоглав"). Собор, работами которого руководил митрополит Макарий, унифицировал церковные обряды.
Хотя далеко не все из реформ Избранной рады удалось в полной мере осуществить, все же они означали невиданный шаг вперед в направлении централизации и преодоления пережитков феодальной раздробленности.

Что еще почитать