Особенности развития культуры древней руси кратко. Великое богатство литературы древней руси

Особенности культуры Древней Руси

Определение 1

Культура Древней Руси – культура, отсчитывающая своё существование с момента образования государства до татаро-монгольского нашествия.

Культура древнерусского государства развивалась в период $10$ – $13$ века и была тесно связана с политической, экономической и социальной ситуацией в обществе.

Характерной особенностью этого этапа развития древнерусского государства было занятие земледелием, что обусловило неспешное развитие культуры в целом. Наряду с этим ведущая роль в видении мира принадлежала активно развивающемуся в государстве христианству. Любая деятельность творческих личностей скрывалась в религиозной тени, а все творения приписывались Божьим заслугам.

В развитие культуры древнерусского государства входят два этапа, появившиеся в разные периоды становления Руси:

Замечание 1

  • Культура Киевской Руси, $11$ век;
  • Период феодальной раздробленности, первая половина $12$ века, начало 13 века.

На ранних этапах культура древнерусского государства начала набирать скорость развития, от чего Русь получила звание одного из самых развитиях государств. Этому свидетельствуют два источника, которые послужили этой тенденции процветания культуры:

  1. Языческая религия, которая считалась первой культурой восточнославянских племен, повлиявшая на развитие всей культуры средневековья;
  2. Византийская культура, формировавшаяся в условиях христианской религии. С момента крещения Руси в $988$ году и вплетения христианства в жизнь государства, начала активно развиваться философия, литература, язык, зодчество, политика, образование.

С принятием христианства и с проведением новых реформ на Руси стали появляться школы, библиотеки, повлиявшие на рост грамотности населения. В 10 века два православных монаха Кирилл и Мефодий создали первый русский алфавит. Это дало возможность распространить образование не только среди высшего общества : духовенства, князей и знати, но сделать его доступным для остальных сословий, ремесленников, купцов, которые пользовались им в быту.

Древнерусская литература

Исторически древнерусскую литературу разделяют на два этапа:

  1. Как неотъемлемая часть культуры Древнерусского государства, литература активно развивалась вместе с единением ключевых городов-центров Руси – Киева и Новгорода, 9 – 12 вв.
  2. С развитием других центров Руси – Смоленска, Суздали, Владимира, в литературу стали вноситься новые изменения, течения, особенности и обычаи.

Замечание 2

На развитие древнерусской литературы оказало влияние религиозные тексты, которые переводились и переписывались с латыни и греческого языка. Древнерусские авторы излагали свои мысли только через призму христианской религии, поскольку доминирующим мировоззрением на Руси было религиозное. Все книги писались от руки на пергаменте, имелись они лишь у состоятельных слоев общества.

Древнерусский фольклор и устная поэзия являлись неотъемлемой частью Древнерусской культуры, в которых общество черпало и передавало информацию из поколения в поколение.

Архитектура

С появлением христианства большой импульс развития получила архитектура, на смену деревянным постройкам пришли каменные здания, создававшиеся как греческими, так и русскими мастерами. Все здания строились в единой стилистике. Начали стремительно расти храмы, церкви, соборы.

Живопись

Живопись Древнерусского государства так же была религиозно ориентирована. С $10$ века появился новый жанр в культуре Руси- иконопись, которая была перенята у Византии. Иконы писались на деревянных досках натуральными красками, изображали Иисуса, Богоматерь, Святых.

Культура которой была ярким явлением в развитии страны, славилась прекрасными памятниками архитектуры и литературными творениями. Что же повлияло на ее развитие? Как менялось представление о мире? Во всем этом нужно разобраться.

Древняя Русь: культура и ее особенности до и после

Как известно, древнее государство было подчинено языческой религии, вследствие чего можно говорить о нескольких характерных признаках того общества. Во-первых, преобладало устное народное творчество. Именно тогда стали зарождаться былины, песни и сказки. Люди передавали из поколения в поколение важнейшую информацию, которая дошла и до наших дней. Во-вторых, было развито деревянное зодчество. Тогда на Руси не было каменных строений, но были известные после на весь мир крепкие деревянные храмы и избы. В-третьих, отсутствовали какие-либо письменные источники. Да, до принятия новой веры таких памятников искусства не было на территории нашей страны. В-четвертых, существовало очень много Особенности после принятия христианства очень изменились:

Древняя Русь: культура и ее воплощения

Всю культуру того времени можно условно разделить на три области: это письменность, зодчество и изобразительное искусство. Итак, начнем с литературы. Первые своего рода послания друг другу (а это можно назвать зарождением нашли в Новгороде, где их и прозвали После принятия христианства появились Илларионовское «Слово о законе и благодати», а также «Остромирово Евангелие» (авторство приписывают писцу Григорию). Кроме того, нельзя не вспомнить и тот факт, что алфавит был создан великими братьями, Кириллом и Мефодием, также в то время. История культуры Древней Руси, в частности, каменного зодчества, является богатейшим наследием всей страны. Чего стоят примеры крестово-купольного стиля: и Киеве и Киево-Печерский монастырь. Нельзя не вспомнить и однокупольные творения Андрея Боголюбского: Успенский и Дмитровский соборы, Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли. Все это является достоянием нашей Родины. Что же касается изобразительного искусства, то тут стоит упомянуть такие творения, как мозаика «Богоматерь Оранта», икона «Благовещение Устюжское», а также фреска «Пророк Захарий».

Таким образов, Древняя Русь, культура которой заложила основы развития русской души, стала примером для последующих творцов. Мы изучаем ее произведения и радуемся достижениям того времени до сих пор, и это один из главных поводов гордиться своей историей.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский Государственный Экономический Университет»

Центр дистанционного образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Культурология»

на тему: «Особенности культуры Древней Руси»

Исполнитель:

Корнилова Анастасия Алексеевна

Екатеринбург 2008

ВВЕДЕНИЕ

История Древней Руси охватывает период с X по XVII в. Несмотря на то что за это время произошли большие изменения в образе жизни и мировоззрении народа, культура данного периода имеет общие типические черты. Она качественно отличается от языческой культуры дохристианской Руси. Древнерусская культура формировалась на основе древнеславянского языка как средства культурного общения и сочетания двух идеологий – христианства и древней языческой традиции.

Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям – хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. В общей культуре Руси отразились как традиции полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась.

Цель контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:

1. Обобщить научную литературу по данному вопросу

2. Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры

3. Обозначить проблему самобытности русской культуры в осмыслении философов и историков ХIХ–ХХ вв.

1. ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ И ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. НАСЛЕДИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Понятие «язычество» происходит от слова «языки», т.е. отождествляется непосредственно с сутью конкретного народа, племени и выступают самобытной формой освоения природного бытия конкретным обществом и человеком. Языческая культура – это первый системообразующий социокультурный слой, с которого начинала формироваться и строиться любая цивилизация. Ее значение в истории русской культуры определяется прежде всего тем, что она, во-первых, выступила в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена, во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы (первопринципы и первообразы) национальной культуры.

Славянское язычество – это одна из частей огромного комплекса первобытных воззрений, верований, которые послужили основой для всех мировых религий.

Языческое мировоззрение лежало в основе миропонимания славян. Миропонимание и его эволюция является сложным и многогранным процессом, находящегося в зависимости от самых разных обстоятельств и связано со степенью познания мира и природных явлений, а также с тем или иным видом хозяйственной деятельности.

Славянскому образному мышлению издревле был свойственен антропоморфизм, т.е. перенесение человеческих свойств на область нечеловеческую. Древние славяне обожествляли природу, признавали наличие за предметами и явлениями внешней природы мыслящей человеческой силы, поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Все это выражалось в их разных верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожествлении природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов. Они поклонялись небу под именем Сварога, солнцу под именем Даждьбога, благодетельному богу скота Велесу, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, Мокоши – богини плодородия, огню и другим явлениям природы. О своих богах славяне слагали мифологические сказания и легенды.

Славяне верили в невидимые души умерших, которые подобно дыму от сжигаемых жертв поднимаются к небу и небесным властителям. Место захоронения горшка для еды с прахом предка становилось местом культа предков. Они чествовали умерших прародителей, считали их покровителями и приносили им жертвы.

Язычество пронизало практически всю духовную жизнь древнерусского человека. Это нашло выражение в фольклорном творчестве, обрядах, заговорах, заклинаниях и даже в дипломатических отношениях. В договоре князя Игоря с греками 944 г. можно прочитать следующее: «А кто из русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи от Бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь». Язычество сохранило свою первозданную прелесть, образность и жизненность в сказках, преданиях, легендах, былинах.

Быт и культура наших далеких предков отражает одновременно и любовь к природе, ощущение красоты окружающего мира и страх перед природой, силам которой они противопоставляли заговоры, заклинания, магическую обрядность. Всевозможные праздники и обряды славян были связаны с аграрной магией и молениями об урожае.

Годичный цикл древнерусских празднеств у славян был связан с языческими молениями и слагался, во-первых, из четырех солнечных фаз и связанных с ними праздниками: святками, масленицей, праздника Купалы – «зеленые святки» и праздника урожая в сентябре и во-вторых, молениями о дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай.

В подавляющем большинстве языческие празднества и моления проводились общественно, являлись «событием» и проводились за пределами житейского бытового круга, существовали и межсельские – «игрища межю селы». До нашего времени дошло большое количество святилищ где, в свое время, всем селом или племенем проводились торжественные обряды, далекими отголосками которых являются хороводы и игры XIX и XX вв.

Все виды работ с металлом в древности были связаны со множеством обрядов, поверий и представлений, перераставших в мифы. Общеизвестна связь кузнецов с образом волка. Известным является миф о волшебном кузнеце Космедемьяне (Кузьма и Демьян), который выковал плуг в 40 пудов и обучил людей земледелию. Мифический кузнец побеждает страшного змея и пропахивает на нем гигантские борозды – «змиевы валы». Кузнец, выковывающий свадебные кольца, расценивался и в XIX в. как покровитель брака и семьи.

С древнейших времен, человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями – оберегами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания. Древнерусский язычник, ожидавший опасности от всего мира, по которому дуют «злые ветры», защищался не отдельными элементами мира, а системой мироздания, взятой не в статике, а в ее естественной, законоустановленной динамике.

Множество магических обрядов и поверий было связано с постройкой дома. С удивительной строгостью соблюдалась древняя картина мира в системе его архитектурного убранства. Снаружи и внутри дома все покрывалось орнаментикой. Орнаментика внешнего вида восточнославянского жилища сохранила почти в полной неприкосновенности древнюю, идущую чуть ли не из энеолита оберегающую символику. Когда человек покидал свой дом-крепость, то овеществленные заговоры, если так можно назвать орнамент, переносились на одежду. Все предметы, связанные с изготовлением полотна для одежды, густо оснащались заклинательными знаками. Сама одежда, особенно женская, была насыщена символикой, опять-таки воспроизводившей макрокосм. Верхняя часть одежды, головной убор, посвящалась небу. Здесь господствовало изображение солнца и птиц. Сами народные названия головных уборов были связаны с птицами: «сорока», «кокошник» (от «кокоши» – курицы). Декоративные ленты, спускающиеся от кокошника к груди – «рясны» имитировали дождь. Этнографически известные нам вышивки дают на рубахах и поневах символы засеянного поля, земли, а археология добавляет, исчезнувший впоследствии, символ нижнего мира: на свисающих вниз концах поясов изображались головы ящеров. Таким образом, язычники прибегают к модели мира и микрокосм человеческого быта (дом, одежда, украшения) воспроизводит макрокосм, мир в его неразделенном целом. Привнесение элементов динамики (движущееся по небу солнце, идущий дождь) должно было увеличить магическую силу глубоко продуманной надолго вкоренившейся в народную жизнь орнаментики.

В Х веке языческая культура достигла своего апогея. Стихийно создававшаяся на протяжении многих столетий, она, в условиях сложившейся государственности и в противоборстве с появившимся христианством, вооруженным мощным арсеналом византийской культуры, стала напряженно совершенствоваться, обновлять ритуалы, воскрешать архаичные пласты народной мифологии, соучаствовать в создании нового народного эпического жанра.

Киевская Русь, являясь на протяжении двух столетий языческой державой нуждалась в религиозно-идеологическом подкреплении. В 980 году киевского князь Владимир Святославович с целью упорядочить традиционную языческую религию с ее локальными племенными культами и привести в соответствие ее с новым уровнем государственной жизни, предпринял религиозную реформу, не выходившую за пределы традиционного славянского язычества. «Повесть временных лет» упоминает попытку киевского князя Владимира Святославовича создать общегосударственный пантеон. Он стал княжить один в Киеве и «поставил кумиры на холме за теремным дворцом: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами и Хорса, Дажьбога и Стрибога и Симаргла, и Мокошь». Так называемый «Пантеон Владимира» был и ответом христианству, и – утверждением княжеской власти и господства класса воинов-феодалов. Это был не случайный, подбор разноплеменных богов, а преднамеренно и обосновано созданная теологическая система, кое в чем сопоставимая с христианством, а в главном – резко от него отличная.

Культура - это социально значимый опыт, накопленный человечеством и передаваемый из поколения в поколение, при этом постоянно изменяющийся. Она включает в себя традиции и обычаи, нормы, идеалы.

К основным особенностям древнерусской культуры следует отнести:

Ее синкретический (смешанный) характер. Она сочетала в себе элементы культур различных этносов, участвовавших в формировании древнерусского общества;

Традиционализм и консерватизм. Это была культура, преимущественно обращенная в прошлое, именно там находившая большую часть своих идеалов и ценностей;

Религиозный характер. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития восточнославянского язычества. При этом испытывала все усиливавшееся влияние византийской христианской традиции;

Анонимность. Мы не знаем авторов подавляющего числа культурных памятников Древней Руси. Это связано не только с тем, что от средневековья нас отделяет несколько столетий, но и с тем, что христианское мировоззрение расценивало смертного автора как инструмент в «руце Божьей». Анонимность в данной ситуации являлась естественным проявлением «страха Божьего» и смирения.

Письменность и образование

История письменности и образования на Руси связана с распространением христианства.

Во второй половине IX в. Болгарские монахи-миссионеры Кирилл (в миру Константин) и Мефодий создали первую славянскую азбуку для перевода священных христианских текстов с греческого. Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках — греческом и славянском.

Существовали две азбуки — глаголица и кириллица. Глаголица имеет более раннее происхождение и происходит из греческой скорописи VIII-IX вв., а также древнееврейских и других восточных алфавитов. Вероятно, именно глаголица была создана Кириллом.

Кириллица имеет в своей основе греческое уставное письмо с добавлением нескольких букв. Создавалась она, как считают ученые, учениками Кирилла и Мефодия в конце IX — начале X в. Названа в честь св. Кирилла, оставшегося в памяти славян создателем славянской азбуки.

После крещения Руси кириллица была положена в основу письменности. Именно в этот период формировался единый древнерусский язык. Центрами образования в Древней Руси были монастыри (в первую очередь Киево-Печерская обитель). При них создавались школы, в них переписывались книги и возникали библиотеки. «В книжное учение» детей знатных родителей отдавал еще Владимир I Святославович. А его сын Ярослав Мудрый основал при новгородском Софийском соборе первую школу и книгохранилище. Носителями грамотности безусловно были в первую очередь представители духовенства, но «книжной ученостью» владели и князья. Нередко грамоту знали и простые люди, преимущественно горожане. Они для записей пользовались не дорогим пергаменом, а берестой. Значительное количество берестяных грамот найдено археологами при раскопках в Новгороде, Пскове и других городах.


Устное народное творчество. Литература

Развитие устного народного творчества намного опередило появление письменной литературы. На основе язычества у славян сложилось богатое наследие — песни, заклинания, заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные события и исторические персонажи. Принято считать, что былинный князь Владимир Красно Солнышко имел своим прототипом Владимира I Святославовича, а богатырь Добрыня Никитич — его дядю — боярина Добрыню.

С принятием христианства в X в. началась история русской литературы, складывался единый древнерусский язык. Первые книги были рукописными, написанными на пергаменте (выделанная кожа) с помощью чернил или киновари (красная краска из минералов) гусиными перьями. Переплет наиболее ценных (как, например, «Остромирова Евангелия» XI в. и «Мстиславова Евангелия» XII в.) оковывался серебром и золотом, украшался драгоценными камнями и финифтью (эмалью). Высокая стоимость книг делала их доступными только для высших слоев общества.

Всю древнерусскую литературу можно разделить на переводную и оригинальную. Выбор переводных книг был обусловлен религиозным влиянием. Священное Писание (Библия) и Священное Предание — произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Ефрема Сирина и других отцов церкви — были необходимы для распространения и укрепления христианства.

Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами:

Летописи - хронологические записи с основными датами, событиями, героями, воспоминаниями очевидцев. Занимались этим обученные монахи либо по своей воле, либо по поручению князя. Инок Киево-Печерского монастыря Нестор считается составителем уникального летописного свода - «Повести временных лет» (1113 г.) - важнейшего источника по истории Древней Руси.

Жития (агиография) - жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных (признанных святыми) христианской церковью («Житие Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского»).

- «слова» («поучения») — произведения, относящиеся к риторическому жанру. На Руси существовала торжественная риторика - «Слово о Законе и Благодати» 1051г.митрополита Илариона, обосновывающее значимость принятия христианства и прославляющее Русскую землю и князей. «Поучение Владимира Мономаха» (политическое и нравственное завещание великого князя) можно отнести к нравоучительной риторике.

Хождения («хожения») — рассказывали о путешествиях, христианских святынях, достопримечательностях, природе, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила в Палестину»).

Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» 1185г.(конец XII в.). Автор призывает к единству русских земель, выступает против усобиц. Его называют эпической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом — в нем сплелись все жанры древнерусской литературы.

Музыка

Музыкальная традиция - неотъемлемая часть древнерусской культуры. Но в силу объективных обстоятельств нам известно о ней очень немного. В средневековой Руси получили развитие народное музыкальное творчество и церковно-певческое искусство.

Первое было представлено обрядовым пением и танцами во время языческих ритуалов, сопровождавшихся игрой на различных музыкальных инструментах, среди которых можно назвать гусли, бубны и свирели. Носителями народной музыкальной традиции выступали скоморохи - бродячие музыканты, акробаты, фокусники, танцоры и сказители. Свое искусство скоморохи могли демонстрировать и на деревенском празднике и при княжеском дворе. Несмотря на усиливавшиеся гонения со стороны церкви они были любимы и популярны во всех слоях древнерусского общества.

Церковно-певческое искусство заняло прочное место в русской культуре с принятием христианства. Единственным музыкальным инструментом, допускаемым восточным христианством в храме, был живой человеческий голос. Пению, превратившемуся в часть культа, наряду с иконой или священным текстом, придавалось особое значение. Подобная музыка была призвана олицетворять своеобразное единение земного и небесного мира.

Особое место в русской музыкальной культуре традиционно занимает колокол. Еще в языческие времена люди использовали колокольчики для того, чтобы отгонять злых духов. Перезвон церковных колоколов смирял беса, прославлял Господа, объединял людей во время праздников и бедствий.

Архитектура

До конца X в. на Руси не существовало монументального каменного зодчества, постройки были деревянные или деревянно-земляные. С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально и эти постройки были деревянными - дубовая церковь «новгородская София», срубленная в 989 году; храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.

Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров в конце X в. Вероятнее всего, первым каменным зданием стала киевская Десятинная церковь, разрушенная во время татаро-монгольского нашествия (1240 г.). Преобладающим в древнерусской архитектуре стал сложившийся в Византийской империи тип крестово-купольного храма. Внутреннее пространство церкви имело крестообразную форму, а венчалось здание цилиндрическим «барабаном» с полусферическим куполом. В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве (1037 г.) и Новгороде (1045-1060 гг.) и Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036 г.). Одновременно с храмами из камня строились, но в гораздо меньшем количестве княжеские дворцы, боярские палаты и крепости. Особенно прославились Золотые ворота в Киеве (1037 г.) - крепостная башня с широким проездом и надвратной церковью. Это сооружение, как и храм св. Софии, по мысли Ярослава Мудрого, призвано было уподобить Киев Константинополю.

Русские мастера внесли в каменное строительство элементы национального деревянного зодчества: многоглавие, пирамидальность, башенность.

Ощущалось и значительное романское влияние. Владимиро-Суздальская школа славилась ажурной каменной резьбой. Воздействие романского стиля выразилось также в применении контрфорсов на внешних стенах, групп полуколонн и пилястров и колончатых поясов на стенах. Шедеврами этой традиции являются Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, а также Золотые ворота во Владимире.

Новгородская и псковская архитектура отличались строгостью и простотой форм. Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице в Новгородской земле, Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове являются яркими образцами северо-западного архитектурного стиля.

В Смоленской и Черниговской земле раньше всего стали использовать кирпичную кладку, что позволяло создавать более изящные архитектурные произведения.

Наиболее активно застраивающимися городами были Киев, Новгород и Смоленск.

Живопись

Принятие христианства принесло на Русь такие виды изобразительного искусства, как монументальная живопись - фреска и мозаика, а также станковая живопись (иконопись). Именно греки украшали первые русские христианские храмы, но главное - из Византийской империи пришел художественный канон (особые правила), строго охраняемый церковью. Поэтому византийское влияние в живописи оказалось значительно более устойчивым, чем в архитектуре.

Фреска - живопись красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует прозрачную тончайшую плёнку, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной. Древнейшие фрески, дошедшие до наших дней, украшали стены Софийского собора в Киеве. На стенах храма изображались евангельские сюжеты, лики святых, но также и портреты князя Ярослава Мудрого и его детей, светские жанровые сценки.

Мозаикой называют изображение, набранное из кусочков цветного стекловидного материала (смальты)камней,керамика. В киевской Софии сохранилось мозаичное изображение огромной фигуры Богоматери Оранты («Нерушимая стена») и погрудное изображение Христа Вседержителя в центральном куполе. Известны и мозаики Златоверхого собора Михайловского монастыря (как, например, изображение св. Дмитрия Солунского в золотом панцире). Однако мозаика стоила дорого и была чрезвычайно трудоемка, поэтому к началу XII в. ее практически повсеместно вытеснила фреска.

Икона (образ) - это сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или событий священной истории, используемое для молитвы в храмах, часовнях и домах. Иконопись является особым видом живописи не использующим натуру, и строго ограниченным каноном. Первые иконы были привезены на Русь в X в. из Византии. Самой почитаемой на Руси иконой был образ Владимирской Богоматери, написанный на рубеже XI — XII вв. Впоследствии появились и русские школы иконописи: новгородская, псковская, ярославская, киевская. Важное место в интерьере православного храма занимает иконостас - преграда из нескольких рядов икон, отделяющая основную территорию храма от его алтарной части.

Появление письменности привело к возникновению книжной миниатюры - красочной иллюстрации, например в «Остромировом Евангелии», «Изборнике Святослава».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. К УРОКУ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

Сообщение по теме «Богатство и своеобразие культуры Древней Руси»

(примерное направление пов е ствования к презентации)

  1. Архитектура Древней Руси

Высокого уровня развития достигла архитектура. Сохранилось более 60 памятников архите к туры с домонгольского периода. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. П о стройки были деревянными. Одним из первых каменных сооружений была церковь в честь Богород и цы в Киеве, возведенная гр е ческими мастерами в конце X в. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор с 13 куполами и Золотые ворота в Киеве. Затем Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно 15 каменных хр а мов XI — нач. XII вв. подобного стиля. В период феодальной раздробленности складывались различные архитекту р ные стили. Большинство храмов одноглавые. Отличия в архитектуре в основном связаны со стро и тельным материалом, используемым в той или иной местности. Так, в Новгороде широко использ о вался известняк. Наиболее древними памятниками Новгорода являются соборы монастырей Юрьева и Антоньева. В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской земле и Галицко-Волынской Р у си основным стройматериалом был белый камень. Характерные черты белокаменной архитектуры: изысканность, стройность, устремленность ввысь, богатая декоративность. Из памятников архитект у ры Владимиро-Суздальской Руси наиболее известны Зо лотые ворота. Успенский и Дмитровский соб о ры во Владимире, остатки дворца Андрея в Боголюбове, храм Покрова на реке Нерли, соборы Перея с лавля Залесского, Суздаля. Внутри храмов стены были богато украшены фресками и мозаиками. Фр е ска — это, живопись водяными красками по сырой штукатурке. В Софийском соборе в Киеве сохр а нились изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением охоты, скоморохов, р я женых и т. п.

Мозаика — изображение, выполненное из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Древняя Русь использовала смальту (специальный стекловидный материал). В мозаике выполнена огромная фигура богоматери Оранты (Киевская София).

Монументальная скульптура языческих времен не получила распространения, так как преследов а лась церковью. Первые светские скульптурные памятники появились на Руси лишь в XVIII в.

Процесс развития древнерусской архитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значител ь ной степени заторможен монголо-татарским нашествием. Сокращались и без того нарушенные всле д ствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного дела из различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри — традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Но уже в конце XIII века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русского зодчества. До наших дней сохранились отстр о енные в XIV веке приходские и домашние храмы Новгорода и Пскова. Перед лицом постоянной угр о зы вооруженного натиска Орды (с востока) и крестоносцев (с запада) правители северо-восточной Р у си были вынуждены уделять особое внимание крепостному строительству. В XIV веке были сооруж е ны кремли в Новгороде и Пскове, крепости в Острове, Порхове и др.

По мере возвышения Москвы, возрастания ее претензий не первенствующую роль среди русских земель к ней переходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества. Уже в 30—40-е годы XIV века в Москву начали стекаться зодчие, каменных дел мастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменная Москва XIV век г, истории московского зо д чества отмечен возведением не дошедших до нашего времени первых каменных стен Кремля, Успе н ского и Архангельского соборов. Московское зодчество развивалось в русле традиций владим и ро-суздальской школы.

Во 2-й половине XV века по мере возвышения Москвы строительство в городе и его окрестностях приобретало еще больший размах. Московские государи приглашали для работы по обустройству г о рода иноземных, преимущественно итальянских, мастеров. Под руководством итальянских ма с теров, принесших в русскую архитектуру элементы, характерные для итальянского Возрождения, был заново отстроен Московский Кремль. Возведены: главный храм Московской Руси пятиглавый Успенский с о бор. Архангельский собор, Грановитая палата, величественная Колокольня Ивана Великого, ставшая архитектурным центром не только Кремля, но и всего стольного града. Псковские зодчие соорудили в кремле домовой храм мо с ковских великих князей и царей — Благовещенский собор. Благодаря новым кирпичным стенам с 20 башнями, возведенных при участии иностра н ных архитекторов, Московский кремль стал одной из наиболее мощных крепостей Восточной Европы.

Таким образом, IX—XIII века стали периодом формирования русского государства, самого крупн о го в средневековой Европе. Его создание пр о ходило в условиях почти непрерывных войн с кочевниками, нападавшими с Востока, с германо-шведскими феодалами, наступавшими с Запада, с В и зантией, осевшей на южных рубежах. Находясь на середине торговых путей Северо-Западной Европы с Византией и Средней Азией, русское г о сударство быстро развивалось, крепло, становилось могучим и влиятельным. Период удельно-княжеской раздробленности и совпавшее по времени нашествие мо н голо-татарских завоевателей привели к распаду Киевской Руси. Она была растерзана Золотой Ордой, польско-литовскими князьями и прошла долгий и мучительный путь, пока не возродилась в лице М о сковского княжества, ставшего центром объединения русских земель, и не пр е вратилась в Российскую империю.

  1. Иконопись Древней Руси

Украшением храмов были иконы. Также, как фрески и мозаики, первые иконы на Руси были выпо л нены греческими мастерами.

Самой почитаемой на Руси была икона «Владимнрской богоматери», выполненная неизвестным гр е ческим художником на рубеже XI— XII вв. (хранится в Третьяковской гале pee ). Иконы того времени являлись принадлежностью храмов и были больших размеров. До нас дошли имена иконопи с цев XI в.: Олимпий, Олисей, Георгий и др.

Икона — это своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа т о го периода, когда она была написана.

Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV—XVII веков, когда Русь о с вободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления, и лики святых стали русскими.

Иконопись — это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные школы, отличавшиеся манерой испо л нения.

Икона «Троица» А. Рублева

В «Троице», согласно богословским представлениям, три ангела символизируют единство, согл а сие. Рублев зримо, в совершенной художественной форме воплощает эту символику нерушимого единства. Композиционно ангелы вписаны в круг, краски их одеяний дополняют и перекликаются о д на с другой. Мир, согласие, любовь — вот к чему призывал современников Андрей Рублев, и не было в ту эпоху призыва более важного, более созвучного времени.

История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь во з двигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя ск о рую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев. Работа заключалась не только в том, чтобы расп и сать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого мног о ярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радоне ж скому».

«Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служ и ла образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и мн о гих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посв я тил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время пи был забыт потомками, а многие творения его ок а зались утраченными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно н а звать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского и с кусства. Даже в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выходившей в 1890—1907 годы, не нашлось места хотя бы для простого упоминания об Андрее Рублеве.

Теперь мы знаем, что Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колеи, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнета Золотой Орды. То было время радостное и одновременно гор ь кое, пора блистательных побед и жестоких поражений. Ученые считают, что именно в это время (ок о ло 1411 года) Андрей Рублев и со з дал свое лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое.

Ветхозаветная Троица была символом единения. Еще в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский «поставил храм Тро и цы... дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира».

«Чаша» прошла долгий путь, и во всей истории человечества имела значение «чаши жизни», «чаши мудрости», «чаши бессмертного напитка». В средние века на основе ее христианского значения во з никло поэтическое сказание о «Чаше Грааля», из которой Иисус Христос пил во время Та й ной вечери. В русскую народную поэзию чаша вошла как «смертная». Эта тема звучит в былинах и «Слове о по л ку Игореве». Для Андрея Рублева и его современников «чаша» была тесно связана с реальной жизнью, только на иконе трагизм этой героической темы выражен у него светлой печалью. В рублёвской «Троице» «чаша смертная» — «залог жизни будущей».

Восприятие «Троицы» Андрея Рублева просто и доступно каждому, но ее содержание безгранично и многогранно. Поэтическая образность и символика «Троицы» идут из глубокой древности. Такие си м волы, как трапеза, чаша, древо, гора, круг, крылатые существа и т. д., известны с близкими значени я ми почти во всех древних культурах Востока и Запада.

Созерцание «Троицы» дает человеку радость обретения душевного равновесия, тишины и умир о творенности. Обычно о ней говорят: ее цвет зв у чен, линии певучи и ритмичны, она гармонична и т. л. К этому можно добавить, что она, как музыка, способна затрагивать чувства, невыразимые словами. Как поэзия в искусстве слова приближается к музыке, так и живопись «Троицы» музыкальна и п о этична. Рублев был, бесспорно, велича й шим поэтом в живописи.

Идейным и композиционным центром «Троицы» является чаша с головою жертвенного тельца. Она означает любовь, готовую жертвовать собой. Вокруг престола с чашей группируются три задумчивых ангела. Они образуют как бы замкнутый круг — символ света, вечности и любви. Трапеза ангелов символична. Древнейшим символом пищи духовной в истории человечества является трапеза, пир. В «Троице» ангелы — «мысленные творения». У Рублева они делаются символами человечности. Из о бражая человека, он мыслит его как «земного ангела», а изображая ангела, видит в нем «небесного человека».

С тихой грустью, любовно склоняет средний ангел голову к ангелу, сидящему от него справа. Он как бы вопрошает и убеждает. Опустив руку на престол, он жестом благословения как бы указывает на чашу — символ жертвенной любви. Поза ангела, к которому он обращается, несколько напряженна, он сидит прямо, на его лике тень скорби. В задумчивой сосредоточенности он поднял руку и благ о словляет чашу, как бы изъявляя согласие на ее приятие. Покорно склоняется в сторону среднего п о груженный в тихое раздумье третий ангел. Легкая гора над ним ритмически вторит его движению. Жест его правой руки, покоящейся на престоле, направлен тоже в сторону чаши. Всем чтим заверш а ется полное единство действия.

Жест благословления в древней Греции был ораторским жестом. В «Троице» изображена беседа трех ангелов. Она означает ниспослание богом-отцом своего сына на выполнение им земной миссии страдания и смерти для спасения человечества и согласие последнего с волей отца. Третий ангел — дух — «утешитель» в страданиях, его вдохновением свершается жертва любви.

Общение ангелов безмолвно, оно только мысленное. Склонение и самоуглубленный взгляд среднего ангела как бы внушает правому мысль о н е обходимости жертвы.

Едва приметное в ответ движение глаз вверх дает понять, что тот воспринял повеление и размы ш ляет о нем. Покорно и задумчиво склонение третьего ангела в сторону среднего. В его облике отраж е ны мир, тишина и согласие, завершающие вес действие.

Необыкновенная душевная чуткость Андрея Рублева в «Троице» обрела поразительное по своей тонкости художественное воплощение.

У современных исследователей нет единства по вопросу о том, какое лицо троицы обозначает ка ж дый из ангелов рублёвской «Троицы». Многие полагают, что средний ангел является не первым, а вторым лицом, т. е. богом-сыном, Христом. Они основываются на том, что часто нимб среднего анг е ла имеет перекрестие и обычные буквы «о» « w » «у» («сый», т. е. сущий) и. кроме того, на его хитоне есть полоса, называемая клавом, которой украшается одежда Христа. Тем не менее встречаются из о бражения троицы, на которых нимбы всех трех ангелов имеют перекрестия и обычные б у квы Христа. Кроме того, в руках всех трех ангелов бывают свитки, символы учительства, обычные у Христа. В в и де трех ангелов даны три его ипостаси (сущности) — отца, сына и духа — которые «в троице нера з дельны». (По статье Деминой И. А. "Троица Андрея Рублева».)

V. Актуализация знаний учащихся

  • Когда и как начиналась русская литература?
  • Читали ли вы. слышали ли летопись? Послушайте отрывок из «Повести временных лет». Пред а ние о посещении русской земли апостолом А н дреем. «И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Удивительное видел я в Славянской земле на п у ти своем сюда. Видел бани деревянные и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так оживут. И д е лают это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и это совершают омовенье себе, а не мученье». Те, кто слышал об этом, удивлялись».
  • Интересны ли они (отрывки из летописи) сегодня?
  • Объясните заглавие и жанр «Повести временных лет» (почему «Повесть»? «временных»? «лет о пись»?)
  • Можно ли считать летописи художественными произведениями?
  • Кто создавал летописи? Какими вы представляете их творцов? Вот один из них. монах Пимен в трагедии Пушкина «Борис Годунов».

«Ночь. Келья в Чудовом монастыре» (1603 года) Пимен (пишет перед лампадой)

Еще одно, последнее сказанье —

И летопись окончена моя.

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил:

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный.

Засветит он. как я. свою лампаду —

И, пыль веков от харпш отряхнув.

Правдивые сказанья перепишет.

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу.

Своих царей великих поминают

За их труды, за ставу, за добро —

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною —

Давно ль оно неслось, событий полно.

Волнуяся, как море окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно.

Не много лиц мне память сохранила,

Не много слов доходят до меня.

А прочее погибло невозвратно...

Но близок день, лампада догорает —

Еще одно, последнее сказанье.

— Совпадает ли образ пушкинского Пимена с вашим представлением об авторах летописи? Что изумило вас з пушкинском Пимене? Как написал Пушкин монолог Пимена? В чем секрет его завор а живающей убедительности? (Пимен осознает божественное предназначение своего труда и его бессме р тия в потомстве: он уважает минувшее, стремится уберечь от. «невозвратной погибели». Пушкин дает простые, и проникновенные, определения: трудолюбивый, усердный, безымянный монах-летописец. Пимен скромен, свое творение намеренно считает <<внеавторским», «безымянным»).

VI. Лекция учителя

Литература Древней Руси

На протяжении семи веков — с XI по XVII — складывались традиции древнерусской литературы. В ее истории выделяются три периода: литература Киевской Руси (XI—XII вв.), литература времен фе о дальной раздробленности (XIII—XIV вв.). литература Московского государства (XV—XVII вв.).

Возникшая в условиях принятия христианства древнерусская.литература от столетия к столетию постоянно совершенствовалась, обогащалась все новыми и новыми темами, проблемами, художественными стилями и жанрами. Они зарождались и развивались на богатой почве устного наро д ного творчества.

Ценное наследие культуры Киевской Руси — ■ устные народные сказания, песни, былины. До поя в ления письменности в них сохранялась память об основании городов, о военных походах, о храбрых и сильных героях.

Древнерусская литература возникла "в Киевской Руси как общее достояние развившихся впоследс т вии русского, украинского и белорусского народов. Она была богата и разнообразна по жанрам: п о вести, сказания, жития, героические песни, притчи, поучения.

В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междоусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны «Псковская», «Новгородская», «Ипатьевская». «Лаврентьевекая» и др. летописи.

Летопись — изложение событий по годам. Особую известность получила «Повесть временных лет» («Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля») — летописный свод, составленный монахом Киево-Печерского м о настыря Нестором около 1113 г. В основу «Повести» легли летописные своды XI в., русско-византийские договоры X в., византийские хроники, предания о восточнославянских племенах, о первых русских князьях и др.

Древняя летопись не только важнейший исторический источник, но и.литературный памятник. Она содержит много поэтических легенд и преданий" рассказы о походах Олега на Царьград, о его смерти от своего коня, о мести княгини Ольги за смерть Игоря. С былинным эпосом связаны летописные ра с сказы о князе Владимире и его пирах. Произведение проникнуто высоким патриотическим чувством, идеей единства Русской земли. Летописец осуждает кровавые междоусобные распри князей, утве р ждает права старшего в роде князя, призывает князей к единению в борьбе с внешними врагами.

Не менее интересен и другой жанр древнерусской литературы — жития святых. Жития — это би о графии людей, прославившихся подвигами во имя христианской веры, отличавшихся особым благочестием, смирением. «Сказание о Борисе и Глебе», созданное з конце XI или начале XII в., — одно из первых оригинальных агиографических произведений. В нем нет последовательного изложения жизни святых, а рассказан только один эпизод — убийство Святополком братьев Бориса и Глеба из-за пол и тического соперничества. По существу. «Сказание» — историческая повесть с то ч ным названием лиц, имен, фактов, с указанием на конкретные места, где развертывались события. Основная идея «Сказ а ния» — не мученичество святых за веру, а единство Русской земли, осуждение княжеских междоус о биц. Однако, в отличие от исторической повести, «Сказание» — произведение лирическое, содерж а щее молитвы, плачи, монологи-размышления, ведущиеся от лица автора или Бориса и Глеба (можно прослушать сообщ е ние о «Житии Сергия Р а ц о н е ж с к о г о »).

— Жанр «жития святых» «излюбленное чтение наших предков» (Г. Федотов). Почему? Какими вы представляете читателей X—XI веков по их пристрастиям к «житиям» святых?

А теперь — страницы Древней Руси: «Царь Баты окааный нача воевати Резанскую землю, а поид о ша ко граду к Резани...» С этой фразы начин а ется «Повесть о разорении Рязани Батыем* (прочитать отрывок из хрестоматии по древнерусской литературе. Сост. М. Е. Федорова, Т. А. Ci /мникова. — 3 изд. — Мл. Высш. Шк., 1985. С. 68).

— Есть ли существенные различия летописей и «Повести о разорении Рязани Батыем»? (Ее отличие от летописи: экспрессия повествования, психол о гизм образа, героическое и ироническое в ней).

Даврснтьевский список «Повести временных лет» под 1096 г. включает «Поучение» выдающегося гос у дарственного деятеля Киевской Руси Владимира Мономаха (1053—1125). обладающего незаурядным лит е ратурным талантом. «Поучение» было написано, по-видимому, в 1117 г.

В отличие от традиционного жанра поучений, носящих только религиозно-дидактический характер, «Поучение» Мономаха содержит конкретно-исторические черты. Мономах создает идеал государственного и общественного деятеля, борющегося за единство родной земли, против княжеских ме ж доусобиц.

Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям». Описывая чисто русские дела и русские политические страсти, бесконечные войны с врагами Руси, Мономах постоянно опирался на христианские общечеловеческие ценности.

«Поучение» — это гимн праведникам, неприятие злых и лукавых, вера в торжество добра и в бессмы с ленность, обреченность зла. Из «Поучения»:

«Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу;

Все, что мы имеем, дано нам на малое время.

Не уклоняйтесь учить увлекающиеся властью, ни во что ставьте всеобщий почет.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Что умеете хорошего, того не забыва й те, а чего на умеете, тому учитесь.

Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.

Добро же творя, на ленитесь ни на что хорошее».

Особое место среди произведений этого периода занимает «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы.

— Каковы особенности произведения, получившего имя «Слово»? (Например, «Слово о законе и благод а ти» митрополита Илариона — образец высокого ораторского искусства древней Руси. «Слову» Серстиона Вл а димирского, проповеди, свойственны сердечность и назидательность, соединение «домашней» и ораторской речи (обращение ко многим, высокая, религиозная лексика, риторический синтаксис). В «Слове о полку Игореве», ввиду его многожанровой природы (здесь и «слово», и «воинская повесть*, и «поэма» и ми. Др.). нескол ь ко затемнена его монологическая основа — его ".слово».

VII. Обобщение

  • Что особенно поразило в литературе Древней Руси? Оправдана ли наша гордость ею?
  • Можно ли упрекнуть наших предков в однообразии и утомительности их произведений? В чем сказ а лись многообразие литературы русской стар и ны, ее полифонизм?

Летопись Житие

Воинская п о весть Слово

Задание. Найдите наиболее характерные синтаксические конструкции, по которым узнаете тот или иной жанр. В тетрадь запишем примеры разных жанров, необходимо напротив указать жанр.

/ В лето... И запоиеда Олег дань даяти на 2000 к о рабль по 12 гривенна на человек...

У Богоьлаженный правдив, щедр, тих, кроток, см и рен. В тоске и печали...

/ 13 лет:) . опустевший, разорены, пожжены, убиты: мертвые восстали и вскричали в горести души...

■/ Дети мои. Бог. Печаль

VIII. Домашнее задание

  1. Прочитать стр. 9—11, сост а вить и записать в тетрадь 3 «толстых» (начинаются с в о проса «почему...») и 5 «тонких» вопросов (нач и наются со слов «гае..., что..., когда...»).
  2. Составить небольшое поучение другу, одн о класснику.

Примечание: вопросы, на которые предполагается развернутый, обстоятельны;"! огнем, называются «толстыми». Вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ, называются «то н кими». Прием «Толстые и тонкие вопросы» используется для организации взаимоопроса.

С ^УТОК 3

«Слово о полку Игореве» как героический памятник древнерусской литературы

Цель: воссоздать историческую обстановку на Руси в XII в.. ознакомить с историей открытия «Слова», его жанровыми особенностями, в ходе работы над текстом помочь почувствовать лиризм и красоту поэтических образов

PAGE18


19

PAGE7

Что еще почитать