От сословно представительных монархий к абсолютизму. Начало перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму

Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган.
Боярская Дума представляла и выражала интересы крупных землевладельцев и выполняла две функции: она обеспечивала поддержку власти единого монарха-государя всея Руси и способствовала преодолению элементов и тенденций феодальной раздробленности и сепаратизма.
В наиболее законченном виде сословно-представительная монархия складывается в России в середине XVI в., когда наряду с Боярской Думой в системе государственного управления начинает действовать новая политическая структура - Земские Соборы, которые стали велением времени наряду с реформами середины XVI в.
Началась полоса преобразований, получившая название - "реформы 50-х гг." XVI в. Историки выделяют шесть реформ: государственного управления, местного управления, военную, судебную, налоговую и церковную.
Центральной стала реформа государственного управления, в результате которой в стране оформилась следующая вертикаль верховной власти:
- царь, в деятельности которого все явственнее усиливались элементы самодержавия, т. е. такой власти, которая готовая сотрудничать с представителями всех свободных сословий общества, но не считает возможным мириться с сословными привилегиями бояр.
Исследователи выделяют следующие специфические черты российской сословно-представительной монархии XVI - XVIII - XVII вв.:

1. Земские соборы созывались по воле царя, а потому не периодически, а по мере надобности;
2. Они не имели юридического статуса, не обладали правом законодательной инициативы; их право - обсуждать и выносить решение по тем вопросам, которые поставлены перед Собором царем;
3. Выборного избрания депутатов-представителей на Соборы не проводилось. В качестве представителей от сословий приглашались преимущественно лица из местного самоуправления: главы и выборные местных дворянских и посадских обществ: земские судьи, губные и посадские старосты, излюбленные головы, целовальники; от крестьянских общин - сельские старосты.

Классовая борьба крестьян и посадского населения в значительной мере обусловила эволюцию государственного строя в России. Со второй половины XVII в. начался переход к абсолютизму. Абсолютизм - неограниченная монархия, при которой вся политическая власть принадлежит одному лицу.
Установление абсолютизма сопровождалось постепенным отмиранием средневековых представительных учреждений, которые в период сословно-представительной монархии действовали наряду с царской властью, а также ослаблением роли церкви в управлении государством. Боярская Дума на протяжении XVII в. превратилась из законодательно-совещательного органа в совещательный при царе. Боярство уже не противопоставляло себя самодержавию, не пыталось оказывать давление на монарха или оспаривать его решения. При Алексее Михайловиче (1645- 1676 гг.) более половины состава Думы составили дворяне.
К первой четверти XVIII в. относится окончательное утверждение и оформление абсолютизма в России. Оно связано с радикальными преобразованиями всей политической системы государства, предпринятыми Петром I.
В результате реформы государственного управления сложилась новая вертикаль центральных учреждений: император - Сенат как исполнительно-распорядительный орган - коллегии как общегосударственные исполнительные органы, ведающие наиболее важными сферами государственного управления. Деятельность Сената и коллегий регламентировалась строгими правовыми нормами и должностными инструкциями. В этой вертикале власти четко осуществлялся принцип подчиненности низших учреждений высшим, а замыкались они на императоре.
Губернская реформа 1708- 1710 гг. изменила систему местных органов власти. Было ликвидировано местное самоуправление, а во главе всех административно-территориальных единиц были поставлены лица, несущие государеву службу и получающие за нее жалование - губернаторы, провинциальные комиссары, уездные и волостные воеводы. Принцип взаимодействия этих представителей власти на местах тот же - подчиненность снизу доверху.
Административные преобразования завершили оформление абсолютной монархии в политическом строе России, Принятие Петром I титула императора являлось не только внешним выражением, но и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.


Реформа государственного управления

В первой четверти XVIII в. переход к абсолютизму был ускорен Северной войной и получил свое завершение. Именно в петровское правление создаются регулярная армия и бюрократический аппарат государственного управления, происходит как фактическое, так и юридическое оформление абсолютизма.

Для абсолютной монархии характерны наивысшая степень централизации, развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат, сильная регулярная армия. Эти признаки были присущи и российскому абсолютизму.

Армия помимо своей основной внутренней функции по подавлению народных волнений и восстаний, выполняла и другие функции. С петровского времени она широко использовалась в государственном управлении как принудительная сила. Большое распространение получила практика посылки воинских команд на места для понуждения администрации к лучшему выполнению правительственных распоряжений и указаний. Но иногда и центральные учреждения ставились в такое же положение, например даже деятельность Сената в первые годы его создания находилась под контролем гвардейских офицеров. Офицеры и солдаты занимались также переписью населения, сбором налогов и недоимок. Наряду с армией для подавления своих политических противников абсолютизм использовал и специально созданные для этой цели карательные органы - Преображенский приказ, Тайную канцелярию.

В первой четверти XVIII в. возникает и вторая опора абсолютной монархии - бюрократический аппарат государственного управления.

Органы центральной власти, унаследованные от прошлого времени (Боярская дума, приказы) ликвидируются, появляется новая система государственных учреждений.

Особенность российского абсолютизма состояла в том, что он совпал с развитием крепостничества, тогда как в большинстве стран Европы абсолютная монархия складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены крепостного права.

Старая форма управления: царь с Боярской думой - приказы - местная администрация в уездах, не отвечала новым задачам ни в обеспечении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с населения. Приказы часто дублировали функции друг друга, создавая неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Уезды были разных размеров - от уездов-карликов до уездов-великанов, что делало невозможным эффективное использование их администрации для взимания налогов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел, представительства родовитой знати, не всегда компетентная в государственных делах, также не отвечала требованиям Петра.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Петр I проводил политику дальнейшего закрепощения крестьян, принявшую наиболее жесткие формы на исходе XVIII в. Наконец, усиление роли государства проявилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. Наряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.

Государство, сформировавшееся в начале XVIII в., называют полицейским не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, но и потому, что государство стремилось вмешиваться во все стороны жизни, регламентируя их.

Административным преобразованиям способствовал и перенос столицы в Петербург. Царь хотел иметь под рукой необходимые рычаги управления, которые он зачастую создавал заново, руководствуясь сиюминутными потребностями. Как и во всех других своих начинаниях, Петр при реформе государственной власти не считался с российскими традициями и широко переносил на русскую почву известные ему по западноевропейским вояжам структуры и методы управления. Не имея четкого плана административных реформ, царь, вероятно, все же представлял желаемый образ государственного аппарата. Это строго централизованный и бюрократический аппарат, четко и быстро исполняющий указы государя, в пределах своей компетенции проявляющий разумную инициативу. Это нечто очень похожее на армию, где каждый офицер, исполняя общий приказ главнокомандующего, самостоятельно решает свои частные и конкретные задачи. Как мы увидим, петровской государственной машине было далеко до подобного идеала, который просматривался только как тенденция, хотя и четко выраженная.

В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация вооруженных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значение.

Рассмотрим реформы высших органов власти и управления, прошедшие в первой четверти XVIII в., которые принято подразделять на три этапа:

I этап - 1699 – 1710 гг. - частичные преобразования;

II этап - 1710 – 1719 гг. - ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

III этап - 1719 – 1725 гг. - образование новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы церковного управления и финансово-налоговой.

Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган.

В наиболее законченном виде сословно-представительная монархия складывается в России в середине XVI в., когда наряду с Боярской Думой в системе государственного управления начинает действовать новая политическая структура - Земские Соборы, которые стали велением времени наряду с реформами середины XVI в.

Началась полоса преобразований, получившая название - "реформы 50-х гг." XVI в. Историки выделяют шесть реформ: государственного управления, местного управления, военную, судебную, налоговую и церковную.

Центральной стала реформа государственного управления, в результате которой в стране оформилась следующая вертикаль верховной власти:

царь, в деятельности которого все явственнее усиливались элементы самодержавия, т.е. такой власти, которая готовая сотрудничать с представителями всех свободных сословий общества, но не считает возможным мириться с сословными привилегиями бояр.

Исследователи выделяют следующие специфические черты российской сословно-представительной монархии XVI - XVIII - XVII вв.:

  • 1. Земские соборы созывались по воле царя, а потому не периодически, а по мере надобности;
  • 2. Они не имели юридического статуса, не обладали правом законодательной инициативы; их право - обсуждать и выносить решение по тем вопросам, которые поставлены перед Собором царем;
  • 3. Выборного избрания депутатов-представителей на Соборы не проводилось. В качестве представителей от сословий приглашались преимущественно лица из местного самоуправления: главы и выборные местных дворянских и посадских обществ: земские судьи, губные и посадские старосты, излюбленные головы, целовальники; от крестьянских общин - сельские старосты.

Классовая борьба крестьян и посадского населения в значительной мере обусловила эволюцию государственного строя в России. Со второй половины XVII в. начался переход к абсолютизму. Абсолютизм - неограниченная монархия, при которой вся политическая власть принадлежит одному лицу.

Установление абсолютизма сопровождалось постепенным отмиранием средневековых представительных учреждений, которые в период сословно-представительной монархии действовали наряду с царской властью, а также ослаблением роли церкви в управлении государством. Боярская Дума на протяжении XVII в. превратилась из законодательно-совещательного органа в совещательный при царе. Боярство уже не противопоставляло себя самодержавию, не пыталось оказывать давление на монарха или оспаривать его решения. При Алексее Михайловиче (1645 - 1676 гг.) более половины состава Думы составили дворяне.

К первой четверти XVIII в. относится окончательное утверждение и оформление абсолютизма в России. Оно связано с радикальными преобразованиями всей политической системы государства, предпринятыми Петром I.

В результате реформы государственного управления сложилась новая вертикаль центральных учреждений: император - Сенат как исполнительно-распорядительный орган - коллегии как общегосударственные исполнительные органы, ведающие наиболее важными сферами государственного управления. Деятельность Сената и коллегий регламентировалась строгими правовыми нормами и должностными инструкциями. В этой вертикале власти четко осуществлялся принцип подчиненности низших учреждений высшим, а замыкались они на императоре.

Губернская реформа 1708 - 1710 гг. изменила систему местных органов власти. Было ликвидировано местное самоуправление, а во главе всех административно-территориальных единиц были поставлены лица, несущие государеву службу и получающие за нее жалование - губернаторы, провинциальные комиссары, уездные и волостные воеводы. Принцип взаимодействия этих представителей власти на местах тот же - подчиненность снизу доверху.

россия монархия народное движение

Административные преобразования завершили оформление абсолютной монархии в политическом строе России, Принятие Петром I титула императора являлось не только внешним выражением, но и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.

С середины XVII века сословно-представительная монархия в Русском государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Этот процесс протекал медленно и состоял в том, что постепенно прекращается созыв Земских соборов. Практически Собор 1653 года был последним полноценным, который собрался в полном составе. Соборы второй половины столетия состояли лишь из Боярской думы, высшего духовенства и выборных от столичных московских дворян и верхов посада. Уездного дворянства и посадских, как правило, не было. Да и такие соборы в конце столетия уже не собираются. Земские и губные старосты сначала были подчинены назначенным из Москвы воеводам, а затем эти должности вообще упразднены.

Усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение. Ее состав увеличивается до 94 человек (за счет думных дворян и дьяков), что уже само по себе делало весьма затруднительным ее регулярный созыв. Дума теперь собиралась редко и царь стал решать дела или единолично, или с двумя-тремя ближними советниками («комнатой»).

Уходит в прошлое даже традиционная формула закона как источника права: «царь указал, и дума приговорила». Акты стали издаваться от имени одного царя. Разрастается приказный бюрократический аппарат, появляются первые солдатские и драгунские полки из «охочих людей» - ростки будущей регулярной армии как важнейшего атрибута абсолютизма.

Окончательное оформление абсолютизма и его идеологическое обоснование приходится уже на начало XVIII века, когда Петр I в Артикуле воинском с кратким толкованием написал, что «его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять» .

В Уставе о наследии престола (1722 г.) установлено было даже право монарха назначать себе преемника. Иными словами, отменялось последнее еще сохранявшееся ограничение власти монарха установившимся порядком престолонаследия.

Власть монарха становится неограниченной. В полной мере утверждается абсолютная монархия.

Однако в исторической и историко-правовой литературе существуют и иные точки зрения. Ряд историков и юристов как дореволюционных, так и современных считает, что абсолютизм или самодержавие (эти термины рассматриваются как синонимы) утвердился еще с образования централизованного государства, т.е. с Ивана III. Другие, утверждение абсолютизма относят к царствованию Ивана Грозного. Действительно, и тот, и другой называли себя самодержцами. Это известно, как известно и то, что власть обоих этих монархов была велика. Но ведь не менее известно и другое. Именно при Иване Грозном собираются первые Земские соборы. Именно Земские соборы решали вопрос о чрезвычайных налогах, сборе дворянского ополчения, без чего царь не мог продолжать Ливонскую войну. Именно Земские соборы избирали царей при пресечении династии (Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова). Земский собор принял Соборное Уложение 1649 года, решил вопрос о воссоединении Украины с Россией (1653 г.). Да и Боярская дума вовсе не была безгласна. Она представляла собой действительно реальный орган верховной власти, функционировавший вместе с царем .

Следовательно, власть царя все же ограничивалась, коль скоро важнейшие решения он принимал не самостоятельно и единолично (как в XVIII в.), а совместно с Боярской думой и Земскими соборами. Да и не было еще в руках царя в XVI в. и в первой половине XVII в. таких непременных атрибутов абсолютизма как мощный бюрократический чиновничий аппарат, регулярные армия и полиция.

Бюрократический чиновничий аппарат можно считать сформировавшимся лишь во второй половине XVII в., отдельные элементы регулярной армии (полки нового строя) тоже появляются лишь к концу XVII в., а регулярная полиция создается только в начале XVIII в. А самое главное, в XVI в. и первой половине XVII в. у царя не было еще достаточных доходов, независимых от Земского собора и Боярской думы, что и вынуждало его идти на созыв Земского собора и терпеть Боярскую думу.

Что же касается термина «самодержец», то он обозначал лишь то, что московский государь «сам держал» свою землю, а не по «ярлыку» татарского хана, как это было ранее. Иными словами, термины «самодержец», «самодержавие» обозначали государственный суверенитет Московского государства, его независимость от Орды или еще от кого-либо. Термин «самодержавие» в XVI - XVII вв. вовсе не был синонимом термина «абсолютизм». Эти термины стали синонимами лишь применительно к XVIII XIX векам .

Официальная доктрина абсолютизма включала традиционное теологическое обоснование царской власти. Власть монарха рассматривалась как божественное поручение, но основным способом обоснования петровских реформ были ссылки на общее благо.

Одним из идеологов абсолютизма эпохи петровских преобразований являлся Феофан Прокопович (1681 - 1736 гг.). Будучи префектом духовной академии, он принял активное участие в петровских реформах Церкви. Основными работами Феофана Прокоповича являются: «Правда воли монаршьей», «Слово о власти и чести царской».

В трактате «Правда воли монаршьей» (1722 г.) Феофан Прокопович рассмотрел вопрос о происхождении государства исходя из теории «общественного договора». Следуя положениям школы естественного права, мыслитель различал естественное состояние людей, а также государственное состояние. Феофан Прокопович утверждал, что в государственное состояние люди пришли не без воли Божьей. Ссылка на волю Божью в рассуждениях о договорном происхождении государства принципиально отличала его теорию от западных теорий общественного договора. Поскольку общественный договор санкционирован самим Богом, то он не может быть расторгнут, а обязанность народа - безусловное повиновение Богу и избранному монарху.

Рассматривая различные формы правления, Прокопович пришел к выводу, что они зависят от территориального фактора: в небольших государствах, как правило, имеет место республика, для больших более характерна монархия.

Феофан Прокопович различал два вида монархий: наследственную и выборную. Лучшей формой правления для Феофана Прокоповича была наследственная монархия. Он отстаивал идеи петровского указа о престолонаследии (1723 г.), в соответствии с которым монарх имел право сам определить достойного наследника престола.

Феофан Прокопович сыграл важную роль в формировании идеологии русского абсолютизма как переход от сословно-представительской стадии к абсолютизму, охватив все вопросы о природе и политических корнях, направлении исторического развития .

Таким образом, в России в конце XVII - начале XVIII веков сформировался абсолютизм, как государственная форма диктатуры класса феодалов. По классовой сущности он выражал прежде всего интересы дворянства и нарождающегося купечества, а для крепостного крестьянства и городских низов означал усиление эксплуатации.

абсолютизм власть император монархия


ВВЕДЕНИЕ
      Княжеская дума и формирование боярства на Руси
      Боярская дума в XIV начале XVI в. Система местничества.
      Состав и функции Боярской думы в XVI в. Положение бояр во времена правления Ивана Грозного.
    Боярская дума в эпоху Смуты.
      Начало Смуты. Её причины. Изменение в положении боярства.
      Боярство в Смутное время.
      Итоги Смуты.
    XVII век. Переход от сословно-предс тавительной монархии к абсолют изму.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение.
Уже давно существует традиция называть совет бояр боярской думой. Слово «боярин» появляется в древнейших источниках при описании самых ранних событий русской истории: «вещий Олег» посадил боярина на управление в Смоленске после завоевания города; Святослав отказался принять христианство из-за неприятия дружиной новой веры, и в то же время решение Владимира Святославовича, обратить народ в христианство, было принято с одобрения бояр; так же бояре подписывали древнейшие международные договоры князя (с Византией, к примеру). Они упоминаются летописцами повсеместно, во всех русских землях: от Новгорода до Рязани, Чернигова, Киева.
Тем ни менее учёные до сих пор не могут точно определить этимологию слов «бояре», «боярская дума». С существительным «дума» соотносится глагол «думати», который в современном русском языке означает думать, соображать, а в древнерусском языке имел дополнительное значение «совещаться», особенно – «обсуждать государственные дела» или какие-либо другие серьёзные проблемы. Одной из функций князя было совещаться со своими боярами, и «думающий» стало своего рода обычным эпитетом того из бояр, который являлся членом совета 1 .
Такой боярский совет лучших людей каждой земли, решал вместе с князем высшие земские вопросы, он мог быть только в одном старшем городе земли. Хотя советы старейшин были и в пригородах, но они пользовались не политической, а лишь судебной и административной властью.
Люди, составляющие совет, в летописях нередко называются дружиной. При киевском князе в конце X в. встречаем правительственный класс или круг людей, которые служат ближайшими правительственными сотрудниками князя. Эти люди называются то боярами, то дружиной князя и составляют его обычный совет, с которыми он думает о разных делах, об устроении земли.
Вообще, говоря о функциях Боярской думы, её составе и реальном влиянии на власть, нужно обращаться к конкретным периодам времени, так как положение её нельзя охарактеризовать в целом. В соответствии с некоторыми временными рамками позиции Боярской думы по отношению к власти то укреплялись, то ослабевали. Так, мы можем условно выделить четыре периода взаимоотношений Боярской думы с верховной властью.
В первый период (XIV и XVвв.) происходит совпадение деятельности Думы с действиями княжеской власти. Связанно это с возвышением Московского княжества, приумножение богатства которого вело и к укреплению московского боярства, так как именно оно обеспечивало неизменную поддержку действиям князей. В итоге в состав Боярской Думы, с появлением служилых бояр, получили право входить только их высший слой (введённые бояре), а также князья, потерявшие свои уделы 2 .
Второй период (XVIв.) – борьба между самодержавной властью и боярами. На данном этапе князь (царь) уничтожает уделы, превращая бояр в служилых людей, таким образом, он перестаёт нуждаться в их поддержке для укрепления своей власти. Боярство же, напротив, было заинтересованно в расширении влияния на государственные дела. В это время состав Боярской Думы расширяется рядом придворных должностей. С первой половины XVI в. в Думу входят и менее знатные феодалы - окольничьи, а также представители местного служилого дворянства – думные дворяне и верхи служилой бюрократии – думные дьяки. Первоначально в Думе были четыре думных дьяка – по посольским, разрядным, поместным делам и делам Казанского приказа 3 .
Третий период (первая половина XVII в.) – нормализация отношений Боярской думы и царя. Они развивались без взаимных посягательств на исключительное присвоение верховной власти 4 . Полномочия Думы и царя на этом этапе часто пересекаются. Боярская дума разрешала важнейшие государственные дела (статья 98 Судебника 1550г. считала приговор Боярской думы необходимым элементом законодательства) 5 .
Четвёртый период (вторая половина XVII в.) - усиление власти царя, а вместе с тем резкие потери позиций в управлении Боярской думы. Особое положение боярства уже в конце века резко ограничивается, а затем и ликвидируется вовсе. Отменяется местничество.
Таким образом, мы можем утверждать, что по мере усиления абсолютийских тенденций, значение Боярской думы неуклонно падает до тех пор, пока и вовсе не сходит на нет.
Отсюда, формируется цель данной работы: пронаблюдать процесс укрепления власти Боярской думы в верховной системе управления при становлении сословно-представительной монархии и резкую потерю всех привилегий и полномочий, как результат установления абсолютизма.
Задачи данной курсовой:
1) рассмотреть процесс образования боярства как сословия, а также процесс формирования Боярской думы.
2) проанализировать, какого было значение Боярской думы в XV-XVI вв.
3) рассмотреть роль боярства в политической жизни во времена Смуты.
4) выявить закономерности постепенного ослабления роли Боярской думы в условиях становления абсолютийских тенденций.

    Формирование боярства. Боярская дума в XIV-XVI вв.
      Княжеская дума и формирование боярства на Руси.
Свидетельства о существовании особого правительственного класса или круга людей, как бояре, которые, в свою очередь, были ближайшими правительственными советниками князя, мы встречаем уже в древнейших памятниках нашей истории. Тем ни менее учёные до сих пор спорят о самом происхождении слова «боярин», а также об их полномочиях и правах, так как нет документов, в которых было бы это конкретно зафиксировано. Но в целом, ссылаясь на имеющиеся источники, мы можем утверждать, что, начиная с Владимира Святого вплоть до Василия Шуйского, и позднее, при царях новой династии Романовых, бояре были наиболее приближёнными к князю (царю) людьми, с которыми он решал вопросы государственной важности. Но в разные периоды, функции и полномочия бояр то расширялись, то, наоборот, сужались. Вместе с тем изменялась и их политическая роль.
Возникновение боярства относится ко времени распада родоплеменных союзов в 6-9 вв., когда создавались предпосылки образования государства.
Первоначально бояре служили по договору и пользовались правом перехода от одного князя к другому. Принцип свободы выбора сюзерена формулировался так: «А боярам и слугам межи пас (князей) вольным коля», и «кто которому князю служит, где бы ни жил, а поехати ему с тем князем, которому служит». Однако это право свободного перехода постепенно стало ограничиваться, а при Иване III было уничтожено совсем, хотя формально боярская служба московскому государю продолжала оставаться добровольной. 6 Впервые, на сколько это известно, практика заставлять бояр отказываться от своего права отъезда была осуществлена в 1474 году, на одном из самых знаменитых бояр-князей, Даниле Дмитриевиче Холмском, который уличён был в какой-то, неизвестной нам вине, отдан под стражу, потом прощён и принуждён дать на себя крестоцеловальную запись вроде проклятых грамот, которые давались князьям во времена Тёмного 7 . К тому же «крестоцеловальные» записи о непереходе подтверждались значительным количеством поручителей. А отъезд за рубеж (в Литву, например) и вовсе рассматривался теперь как государственная измена.
Говоря конкретно о Боярской Думе, следует отметить, что она, в свою очередь, была продолжением существовавшей ранее Княжеской думы. Преобразование это происходило непосредственно в течение XIV – начале XV вв., уже в новых исторических условиях Московского царства.
Княжеская дума являлась постоянным советом при князе, в который входили ближайшие его соратники. Совещания русских князей с данной инстанцией восходят до самого корня русской государственной жизни. Подобного рода совещания, указания на которые находим мы с первых страниц древней русской летописи – непрерывною цепью продолжаются в течение всего удельно-вечевого периода. 8
Состав Княжеской думы был столь же неопределённым, как и её компетенция, но обычай требовал, чтобы князь держал совет только со старыми и опытными людьми, причём нарушение такого правила, влекло собой критику со стороны, так сказать, общественного мнения 9 . Помимо бояр в княжеских думах нередко участвовали и представители духовенства, однако их участие не было постоянным. Княжеские думы действовали во всех княжествах Киевской Руси. В конце X в. при киевском князе был круг людей, которые служили ближайшими сотрудниками князя. Эти люди назывались то боярами, то дружиной. Они входили в постоянный состав совета князя по делам военного и земского управления. Со времени принятия христианства помимо прочих советников, рядом с князем появляются новые, в лице епископов. А в период правления Владимира Святого в составе думы замечается еще третий элемент. Когда возникал вопрос, выходивший из ряда обычных дел княжеского управления, советниками князя вместе с боярами являлись еще старцы градские. 10
Старцы градские, или людские – это класс, имевший не юридическое, а политическое значение. Этот термин, сам по себе вызывает очень разнообразные толкования среди учёных. Одни видят в них старейших граждан, с которыми часто совещался о важнейших вопросах князь Владимир Святой (сажая их рядом с боярами). Другие видят в них именитейших представителей знатных военных родов в Киеве, которые по своей старости и опытности имели преимущество перед прочими гражданами. Иные думают, что это древние главы восточнославянских племен, которые сохраняли свое значение и при князьях, переходя в состав их дружин. Наконец, некоторые видят в старцах градских просто городских домовладельцев, зажиточных хозяев из неслужилого класса. 11
Старейшины не принадлежали ни к боярам, ни к гриди 12 , и очевидно, это были сотские, десятские и нарочитые люди. Сотские и десятские - это командиры частей городового полка, сотен, десятков, во главе их стоял тысяцкий - командир тысячи. В XI, XII вв. после Владимира старцев градских в летописи нет - это знак, что эти места стали замещаться по назначению князя людьми из его дружины. Но, вместе с тем, когда исчезает выражение «старцы градские», или «старцы людские», во главе городского населения появляются «лучшие мужи»; это обыкновенно коноводы городского веча. Очевидно, «лучшие люди» - это городская, промышленная знать, из которой прежде выбирались военные старосты - тысяцкие, сотские, десятские. Таким образом, «старцы градские» (X в.) - это военная администрация города. А «лучшие люди» (XI, XII вв.) - это высший класс, из которого прежде выходили старцы градские. Вот почему между князем и городским вечем обыкновенно являются в летописи посредниками «лучшие люди» как представители и вместе коноводы вечевых сходок. 13
Городская знать «лучших мужей», из которых выходила прежняя старшина, после смерти Владимира Святого, всё более отстраняется от княжеских дел. И в середине XI века она становится значительной структурой в составе веча, которое после смерти Ярослава I становится всё активнее. В то же время правительственный совет при князе становится чисто боярским, служилым.
Между тем, дума и вече в этот период оказываются двумя соперничающими политическими силами. Эти учреждения теперь различаются между собой не столько правительственными функциями, сколько социально-политическими интересами. 14
В XI-XII вв. в функционировании думы можно различить внутренний круг и более широкое собрание. Во внутренний круг входили ведущие члены княжеской дружины (мужи передние), а также тысяцкий. Так внутренний совет включал в себя от 3 до 5 человек, и этот состав был постоянно действующим. В полномочия его входило рассмотрение большинства текущих вопросов в области законодательства и управления. Но для обсуждения этих вопросов созывалось заседание Думы в широком составе, с привлечением не только членов княжеской дружины, но и бояр со стороны. Последние были выходцами, как правило, из семей бывших вождей кланов и племён, а также из новой торговой аристократии. Туда же приглашались и «старцы градские». 15
В XII в. эти две группы смешались под общим названием «бояре». Скорее всего, право участвовать в расширенном заседании Думы предоставлялось всем боярам, к тому же достоверных свидетельств того, что определённое количество членов Думы было ограниченно законом, нет. Что примечательно, в этот период времени, в отличие от князей, бояре не образовывали внутренне замкнутого слоя, и благодаря службе в княжеской дружине, доступ к боярству, теоретически, был открыт любому способному человеку. В то же время, у боярина не было обязанности служить князю, поэтому он мог свободно оставить одного князя и перейти на службу к другому. А земельный надел, который был дарован ему за службу, становился его личной собственностью и не влёк за собой жёстких обязательств исполнять службу. 16 Данный порядок просуществовал, как уже отмечалось ранее, вплоть до Ивана III.
Таким образом, политическую организацию русских княжеств в домонгольский период мы можем представить в виде сочетания трёх элементов правления: монархического (князь), аристократического (Княжеская дума) и демократического (вече). 17
Боярская дума, рассматриваемого периода, была представлена советом, состоящим из верхов княжеской дружины и других вельмож, известных как бояре, и носила название Княжеской думы.
Характеризуя положение бояр, следует сказать, что вплоть до правления Ивана III боярин, не зависимо от того нёс он службу у князя или был членом княжеского совета, в этот период истории не был его вассалом.

1.2. Боярская дума в XIV начале XVI в. Система местничества.
Ранее мы выяснили, что появление Боярской думы, как таковой, мы наблюдаем только в XIV-XV вв., во время усиления Москвы над другими княжествами и землями в период феодальной раздробленности.
Процесс создания Русского централизованного государства в основном был завершен на рубеже XVI и XVII вв. К этому времени в объединенной Московской Руси постепенно сложилась система сильной центральной власти с опорой на единое общерусское законодательство и аппарат управления, обеспечивающий исполнение законов. 18 Начиная с правления Ивана III, прекращались отъезды бояр от князя. Власть всё больше становилась источником собственности. Утверждается форма обращения бояр и князей к государю: «Я есмъ холоп твой» - немыслимая для отношений между сюзереном и вассалом.
Так же, характеризуя боярство в XVI в., следует заметить, что термин «боярство» приобретает новую смысловую нагрузку. Так, в XIV - середине XV в. боярин - это, во-первых, знатное по происхождению и значимое по службе предков лицо. Во-вторых, это человек зрелого возраста, собственник вотчин, обладающий городской оседлостью в столице княжества. Он может входить, а может и не входить в совет при князе, но характер его службы - военной и управительской - соответствует его происхождению и статусу. Его отношения с князем носят индивидуальный характер, хотя и вписаны в контекст служебно-фамильных связей всего боярства. В этот период времени бояр относительно много. В XVI в. боярин - член совета при великом князе, которому этот чин «сказывался» официально. Среди всех лиц, принимавших по праву участие в заседаниях этого совета, бояре занимали первое место, их число (в каждый данный момент) было ограниченным. 19
В Москве издавна, благодаря богатству московских князей и другим причинам, собралось многочисленное боярство: со времён Ивана Калиты с юга и запада приезжали сюда именитые бояре, и мало-помалу около московского великокняжеского стола столпилось больше слуг, чем у кого бы то ни было из других русских князей. 20 Со второй половины XV в. состав боярства снова меняется, наблюдается прилив новых слуг к московскому двору. Это было одним из последствий объединения земель под началом Московского княжества. Устанавливался новый родословный порядок, в соответствии с которым определялось положение на московской службе. Распределение происходило следующим образом: 1) потомок великих князей становился выше потомка удельных; 2) владетельный потомок удельного князя – выше простого боярина; 3) московский великокняжеский боярин – выше служилого князя и боярина удельного 21 .
Так, в Москве, благодаря такому распорядку московское боярство распадается на несколько иерархических слоёв. Верхний слой образовали потомки бывших великих князей русских и литовских. Второй слой состоял из потомков значительных удельных князей, к которым также примыкали и некоторые знатнейшие фамилии старинного московского боярства. Третий и следующие разряды составляло второстепенное московское боярство и потомство мелких удельных князей вместе с боярами из таких княжеств, как Тверское, Ростовское и другие. 22
Среди более знатных родов, ставших во главе московского боярства, в XVI в. утвердился взгляд на своё правительственное значение как на своё наследственное право, полученное от предков, независимо от государя. Этот взгляд, в итоге, стал почвой формирования служебных отношений под названием «местничество».
Местничество – порядок служебных отношений боярских фамилий, сложившийся в Москве в XV-XVI вв. и основанный на отечестве, то есть унаследованных от предков отношениях служилого лица и рода по службе к другим лицам и родам. 23
Местническая арифметика была невероятно запутанной даже по отношению к близким родственникам и выражалась в таких замысловатых формулировках как "первого брата сын четвертому дяде в версту", то есть равен по положению. Гораздо более сложным становился местнический счет, когда заходил спор двух разных аристократических фамилий. В этом случае поднимались все исторические прецеденты, записи о назначениях, фамильные воспоминания о том, кто, как и на каком месте сидел при таком-то великом князе или царе. Частые местнические споры были настоящим бичом того времени, особенно опасные в период войны.
Даже места на заседаниях Боярской думы занимались в строгом порядке чинопочитания. Подьячий Посольского приказа Г. Котошихин описывал, как думные люди рассаживались по лавкам вдоль стен палаты: "бояре под боярами, кто кого породою ниже, а не тем кто выше и преж в чину, околничие под боярами против того ж; под околничими думные дворяне потому ж по породе своей, а не по службе, а думные дьяки стоят, а иным времянем царь велит им сидеть" 24 . Членство в Боярской думе по традиции было закреплено за аристократическими фамилиями, и по наступлению определённого возраста тот или иной родовитый человек вводился в круг бояр. Со временем состав знати неоднократно менялся. Особенно подкосилось потомство удельных княжат в периоды Опричнины и Смуты. Такой порядок назначения в думу без учёта личных заслуг и способностей приводил к печальным результатам. Котошихин писал о том, что когда царь велит Боярской думе помыслить о каком-нибудь деле "иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвещают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе, и многие из них грамоте не ученые и не студерованые" 25 .
Но ни смотря ни на что, попасть в ряды аристократов того времени было практически не возможно. Это удавалось только в редких случаях, к примеру, если князь (царь) брал себе в жёны не очень знатную дворянку и таким образом возвышал всю её родню, или за исключительные подвиги. К последнему случаю можно отнести возвышение Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. Но, не смотря на многочисленные заслуги, таким людям, тем ни менее тяжело было ужиться в среде знатных аристократических родов, так как последние не принимали их в свои круги и всячески придирались и ущемляли во всём.
Таким образом, в середине XV века происходят перемены в отношениях между князем и Боярской думой. До этого времени основанием отношений между ними был договор. Боярин служил князю, а последний, в свою очередь, обязался его «кормить». Но далее меняется состав боярства Москвы, в котором, тем временем, сконцентрировалась огромная часть знатных людей, покинувших свои княжества. Вместе с тем меняется и отношение боярства к князю. Оно выражается в обычаях местничества. В XVI в. слово «боярин» преобразует своё значение, и теперь боярин, в первую очередь, - член совета при великом князе, которому этот чин «сказывался» официально.

1.3. Состав и функции Боярской думы в XVI в. Положение бояр во времена правления Ивана Грозного.
К концу XVI в. мы видим Боярскую думу уже в новом составе, хотя изменения в составе этого органа мы можем наблюдать на протяжении всего её существования. Одной из причин тому в XV-XVII вв. было местничество.
Распри, войны, царская немилость к одним и выдвижение других привело к тому, что в Боярскую Думу попадают менее влиятельные и аристократические представители боярских сановников, записанных в разрядных книгах. Особое расположение и влияние в Думе приобретают люди, пришедшие к власти в результате тихого переворота или смуты, отличившиеся личной преданностью государю. Так возникает чин думного дворянства, во многом опережавший консервативных бояр, не желавших перемен и не ценивших усердия новых слуг. 26
Происходит расслоение на дворцовых людей, приближенных к государю, и думских бояр с точки зрения выполнения обязанностей и получения царских привилегий. Многие бояре выполняли одновременно функции тех и других, что порождало дублирование обязанностей, что в свою очередь создавало предпосылки для коррумпированности.
Ядро Боярской думы всё больше составляют начальники приказов. От каждого приказа в Думу выделялось по одному человеку (исключение – Посольский приказ, от которого выделялось три человека).
Так постепенно сложился состав думских чинов, в него вошли: бояре, окольничие, казначеи, печатники, думные дворяне и думные дьяки, имевшие право участвовать в заседаниях Боярской думы и в работе думских комиссий. Они занимали высшие дворцовые должности, участвовали в дипломатических переговорах, разбирали местнические споры. Все думные звания просуществовали вплоть до создания Сената в 1711г. 27
Бояре в XVII в. – все феодалы-помещики для зависимого от них населения. Это звание давало право участвовать в заседаниях думы. Ближний, или комнатный, боярин был особо доверенным лицом царя и имел право доступа в царские покои. Бояре возглавляли основные отрасли управления (пути), отсюда название – путный боярин. В их число входили: конюший (начальник Конюшенного приказа); сокольничий (начальник соколиной охоты); оружничий (начальник Оружейной палаты) и т.д. 28
Окольничий – также придворный чин и должность в Русском государстве того периода. Первоначальными функциями окольничего были: устройство и обеспечение путешествия князя, участие в приёме и переговорах с иностранными послами. Впервые чин упомянут в 1284 г. В XIV-XVIII вв. окольничий входил в состав боярской думы, был вторым по значению думным чином (после боярина). 29
Заметную роль играли печатники. Изначально это были казначеи, которые ведали финансовыми вопросами, прикладывали печать к важнейшим государственным документам. Впоследствии они становятся хранителями царского архива.
Думные дворяне – в XVI-XVIII вв. третий после (бояр и окольничих) думный чин. Думные дворяне участвовали в заседаниях Боярской думы, в работе её комиссий, управляли приказами, выполняли придворные и военные обязанности, назначались воеводами в города, наряду с думными дьяками были опорой царской власти в борьбе с боярской аристократией в Думе. В основном они были выходцами из родовитых фамилий, и число их было не велико.
На рубеже XV-XVI вв. в состав Боярской думы проникают дьяки. В Древнерусском государстве они являлись личными слугами князя и часто несвободными. В их полномочия входило: хранение княжеской казны, делопроизводство. Отсюда их первоначальное название – писари. С образованием в XIV-XV вв. приказов (управлений) появилась потребность в большом количестве грамотных неродовитых служилых людей, которые становились помощниками бояр – начальников приказов. В XVI в. дьяки играют видную роль и в местном самоуправлении, являясь помощниками наместников по всем делам, кроме предводительства войском, и сосредотачивая в своих руках финансовое управление. С ростом государственного аппарата, возрастало и количество дьяков. В начале XVII в. их было 55, в 1676 г. – 103 в приказах и 35 в уездах 30 . В XV-XVI вв. они входят в состав Боярской Думы, где они пользуются равными с другими членами Думы правом голоса в решении дел, хотя стояли, а не сидели.
Не смотря на то, что думные дьяки были низшим думным чином, именно они составляли и правили проекты решений Боярской думы и важнейших царских указов, ведали делопроизводством Думы, именно они обычно выступали докладчиками на заседаниях Думы по делам своих приказов, давали справки и представляли мнения для формулировки думских приговоров. К тому же они были начальниками четырёх важнейших приказов: Разрядного, Посольского, Поместного и Казанского дворца. За службу дьяки награждались деньгами и поместьями. Но несмотря ни на что, они воспринимались боярами и дворянами «беспородными».
Заседания в Думе редко проходили в полном составе, который, по сведениям, содержащимся в «разрядной росписи», в разное время насчитывал от 20 до 60 человек. Таким образом, решения могли осуществляться и двумя людьми, заседавшими в тот или иной день.
Ограниченный состав средневековой думы не давал князьям открыто привлекать к управлению государством своих незнатных любимцев, он мог лишь «придержать» или ускорить назначение нового боярина.
Вместе с тем, во второй половине XVI в. в государстве назревают всё большие противоречия. Одно из них носило политический характер, и заключалось в том, что обладавший всей полнотой власти, государь должен был действовать посредством аристократической администрации. При Иване Грозном это противоречие обострилось. До середины XVI в. бояре всё ещё признавали «самодержавство» князя, тот, в свою очередь, разделял их понятие о родовой чести.
После смерти Елены Глинской, матери Ивана IV, начинается острая борьба за власть боярских группировок. Политическая нестабильность, усиление местнических споров и бесконтрольная раздача земель привели к ослаблению власти, падению её престижа, произволу наместников и «оскудению дворянства». Это привело к росту противоречий между боярством и служилым сословием, и между простыми и людьми и правящей аристократией.
В январе 1547 г. Иван принимает титул царя. Но на деле же боярское правление продолжалось, недовольство властью усиливалось. И летом 1547 г. в Москве вспыхивает восстание. Боярской думе с трудом удалось успокоить посадских и служилых людей, принявших участие в выступлении. Как результат случившегося стало изменение политического курса и начало политики реформ, проводимой новыми советниками царя. Ими оказались люди, ранее не связанными с управлением. Эта группировка получила название «Избранная Рада».
Царь вместе со своими советниками провёл ряд реформ, начало которых стал созыв в 1549 г. первого в истории страны Земского собора, состоящего из Боярской думы, придворных кругов, верхушки духовенства, дворянства и купечества. В своём выступлении перед участниками собора царь обвинил бояр в злоупотреблениях, допускавшихся до того, как он достиг «царского возраста». Но в итоге он призвал всех к взаимному прощению. Таким образом, был взят курс на достижение согласия между различными группами верхов русского общества и их объединения вокруг центральной власти.
К концу 50-х гг. отношения царя со своими советниками резко изменяются. Иван Грозный обвиняет Адашева и Сильвестра, входивших в состав «Избранной Рады», в том, что они фактически захватили власть. И, отстаивая принцип единовластия как основу государственной силы и порядка, Иван IV даёт отпор этому покушению и решается на государственный переворот, называемый опричниной.
Посредством этой реформы, многие бояре были лишены своих землевладений и раскиданы по окраинам государства, где они превратились в рядовых служилых землевладельцев. Наряду с этим продолжались опала, ссылки и казни. Таким образом, произошёл полный разгром удельной аристократии, «политическое значение класса было бесповоротно уничтожено» 31 . Вместе с тем, произошла перестановка владельческих прав на землю. Через опричнину ликвидируются старые земельные отношения, завещанные удельным временем, правительство Ивана Грозного водворило порядок, крепко связывающий землевладение с обязательной службой. 32
Но в итоге политика опричнины не привела к усилению центральной власти, а скорее ослабила её. Боярство уничтожено также не было, произошли только персональные изменения в составе правящего слоя, поднявших на самый верх людей беспринципных, готовых ради личных интересов пойти на любое преступление. Остальные же, в большинстве своём, были устранены или уничтожены.
Таким образом, в XVI в. в стране разгораются два противоречия: политическое и социальное. Первое заключалось в том, что, обладавший всей полнотой власти, государь должен был действовать посредством аристократической администрации. А социальное состояло в том, что под давлением военных нужд, интересы промышленного и земледельческого класса систематически приносились в жертву интересам служилых землевладельцев, не участвовавших непосредственно в производительной деятельности страны 33 .
В итоге, оба эти противоречия, развиваясь в XVI в., подвели к государственному кризису, выражением которого стало Смутное время.

2. Боярская дума в эпоху Смуты.
2.1. Начало Смуты. Её причины. Изменение в положении боярства.
Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала XVII в. и вылившийся в полосу кровавых социально-политических конфликтов, борьбу за национальную независимость и национальное выживание, получил у современников название «Смуты». В эти бурные годы резко возрастает социальная активность всех классов и сословий общества в центре и на местах. Все общественные силы страны были так или иначе вовлечены в быстро меняющиеся события. Особенно острой была политическая борьба: так, за время Смуты на русский престол претендовало 14 человек, 8 из которых правили страной. 34
Учёные по-разному объясняют причины и характер событий, происходивших в XVII в. Так, С.М. Соловьёв считал, первой причиной Смуты «дурное состояние народной нравств
и т.д.................

Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган.
Боярская Дума представляла и выражала интересы крупных землевладельцев и выполняла две функции: она обеспечивала поддержку власти единого монарха-государя всея Руси и способствовала преодолению элементов и тенденций феодальной раздробленности и сепаратизма.
В наиболее законченном виде сословно-представительная монархия складывается в России в середине XVI в., когда наряду с Боярской Думой в системе государственного управления начинает действовать новая политическая структура - Земские Соборы, которые стали велением времени наряду с реформами середины XVI в.
Началась полоса преобразований, получившая название - "реформы 50-х гг." XVI в. Историки выделяют шесть реформ: государственного управления, местного управления, военную, судебную, налоговую и церковную.
Центральной стала реформа государственного управления, в результате которой в стране оформилась следующая вертикаль верховной власти:
- царь, в деятельности которого все явственнее усиливались элементы самодержавия, т. е. такой власти, которая готовая сотрудничать с представителями всех свободных сословий общества, но не считает возможным мириться с сословными привилегиями бояр.
Исследователи выделяют следующие специфические черты российской сословно-представительной монархии XVI - XVIII - XVII вв.:

1. Земские соборы созывались по воле царя, а потому не периодически, а по мере надобности;
2. Они не имели юридического статуса, не обладали правом законодательной инициативы; их право - обсуждать и выносить решение по тем вопросам, которые поставлены перед Собором царем;
3. Выборного избрания депутатов-представителей на Соборы не проводилось. В качестве представителей от сословий приглашались преимущественно лица из местного самоуправления: главы и выборные местных дворянских и посадских обществ: земские судьи, губные и посадские старосты, излюбленные головы, целовальники; от крестьянских общин - сельские старосты.

Классовая борьба крестьян и посадского населения в значительной мере обусловила эволюцию государственного строя в России. Со второй половины XVII в. начался переход к абсолютизму. Абсолютизм - неограниченная монархия, при которой вся политическая власть принадлежит одному лицу.
Установление абсолютизма сопровождалось постепенным отмиранием средневековых представительных учреждений, которые в период сословно-представительной монархии действовали наряду с царской властью, а также ослаблением роли церкви в управлении государством. Боярская Дума на протяжении XVII в. превратилась из законодательно-совещательного органа в совещательный при царе. Боярство уже не противопоставляло себя самодержавию, не пыталось оказывать давление на монарха или оспаривать его решения. При Алексее Михайловиче (1645- 1676 гг.) более половины состава Думы составили дворяне.
К первой четверти XVIII в. относится окончательное утверждение и оформление абсолютизма в России. Оно связано с радикальными преобразованиями всей политической системы государства, предпринятыми Петром I.
В результате реформы государственного управления сложилась новая вертикаль центральных учреждений: император - Сенат как исполнительно-распорядительный орган - коллегии как общегосударственные исполнительные органы, ведающие наиболее важными сферами государственного управления. Деятельность Сената и коллегий регламентировалась строгими правовыми нормами и должностными инструкциями. В этой вертикале власти четко осуществлялся принцип подчиненности низших учреждений высшим, а замыкались они на императоре.
Губернская реформа 1708- 1710 гг. изменила систему местных органов власти. Было ликвидировано местное самоуправление, а во главе всех административно-территориальных единиц были поставлены лица, несущие государеву службу и получающие за нее жалование - губернаторы, провинциальные комиссары, уездные и волостные воеводы. Принцип взаимодействия этих представителей власти на местах тот же - подчиненность снизу доверху.
Административные преобразования завершили оформление абсолютной монархии в политическом строе России, Принятие Петром I титула императора являлось не только внешним выражением, но и подтверждением утвердившегося в России абсолютизма.

13. Внешняя политика России в XVI в.: основные направления, итоги, последствия

Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись:

А). на юго-востоке и востоке -- борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири;

Б). на западе -- борьба за выход к Балтийскому морю;

В). на юге -- защита страны от набегов крымского хана.

Основные даты и события: 1552 г. -- взятие Казани; 1556 г. -- взятие Астрахани; 1558--1583 гг. -- Ливонская война; 1581 г. -- поход Ермака в Сибирь.

Исторические деятели: Иван Грозный; Стефан Баторий; Андрей Курбский; Ермак; Кучум.

К середине XVI в. перед Россией стоял целый ряд внешнеполитических задач. Молодое государство было заинтересовано в выходе к морю для развития торговых и политических отношений с Европой. Интересы расширения поместного землевладения требовали новых территорий и зависимых крестьян. Кроме того, сохранялась угроза набегов со стороны крымских и казанских ханов.

Для решения задач внешней политики к этому времени сложилась довольно благоприятная ситуация. Казанское, Астраханское и Сибирское ханства были ослаблены. Ливонский орден, владевший в то время значительными прибалтийскими территориями, также не мог противостоять России. Наконец, реформы 1550-х гг. привели к формированию сильной регулярной армии и необходимых экономических условий.

В 1552 г. русская армия во главе с царем отправилась на завоевание Казанского ханства. Сопротивление защитников Казани было сломлено после подкопа и взрыва крепостной стены. В 1552--1557 гг. последовало присоединение башкирских земель, а в 1556 г. -- Астраханского ханства. В 1581 г. при поддержке купцов Строгановых началась военная экспедиция дружины атамана Ермака с целью присоединения Сибирского ханства. В 1582 г. Западная Сибирь вошла в состав России.

Ливонская война длилась двадцать пять лет (1558--1583). На первом этапе русские войска не только разгромили вооруженные силы, рыцарей, но и добились распада самого Ливонского ордена. Однако именно это обстоятельство обусловило вступление в войну Швеции и образовавшегося в 1569 г. единого польско-литовского государства -- Речи Посполитой. В результате ситуация изменилась, Россия была вынуждена вести борьбу со значительно более сильным противником. Введение режима опричнины ослабило позиции страны, так как крестьянские хозяйства, составлявшие основу аграрного строя, оказались разорены. К тому же поход Ивана Грозного на Новгород (1570) обескровил северо-западные районы и сделал их уязвимыми для неприятеля. Все это привело к тому, что, сокрушив Ливонский орден, Россия была вынуждена вернуть все занятые в ходе войны земли. Более того, она потеряла имевшиеся со времен Ивана III Нарву, Ям, Копорье, Иван-город.

Итоги внешней политики Ивана Грозного достаточно противоречивы. С одной стороны, удалось заметно расширить территорию страны на востоке, присоединив не только Казанское и Астраханское, но и значительную часть Сибирского ханства. Однако, с другой стороны, продвижение России к западным морям встретило противодействие польско-литовского государства и Швеции. Успеху в военном противостоянии с ними мешали неэффективная экономическая система и опричный режим. Значительные территориальные приобретения России во второй половине XVI в. способствовали тому, что экономика страны стала ориентироваться на развитие не «вглубь» (путем интенсификации аграрного производства), а «вширь» (за счет присоединения и освоения новых земель). В результате, по образному выражению В. О. Ключевского, «государство пухло, а народ хирел».

Внешняя политика России в XVII в.: основные направления, итоги, последствия

К середине XVII в. основными задачами внешней политики России становятся: на западе и северо-западе - возвращение потерянных в Смутное время земель, а на юге - достижение безопасности от набегов крымских ханов (вассалов Османской империи), уводивших в плен тысячи русских и украинцев. К 30-м годам складывается благоприятная международная обстановка для борьбы с Речью Посполитой за возвращение Смоленска, тем более что с весны 1632 г. в Польше начинается период бескоролевья. В декабре этого же года Смоленск был осажден русскими войсками, которыми командовал боярин М.Б.Шеин. Осада натянулась на восемь месяцев и закончилась неудачно. В июне 1634 г. был заключен Поляновский мирный договор. Полякам возвращались все города, захваченные в начале военных действий, за ними ставался и Смоленск. Владислав же окончательно отказался от претензий на московский престол. В целом, результаты Смоленской войны были признаны неудачными. Новые военные столкновения между Речью Посполитой и Россией начались в 1654 г. Вначале война протекала успешно для России: в первую кампанию был взят Смоленск и еще 33голода в Восточной Белоруссии (Полоцк, Витебск, Могилев и др. В это же время в пределы Польши вторглись шведы и заняли ее большую территорию. Тогда в октябре 1656 г. Россия заключает перемирие с Речью Посполитой, а еще в мае этого же года начинает войну со Швецией на территории Прибалтики. Овладев рядом крепостей, усские подошли к Риге, но осада была неудачной. Война шла и в землях Приневья, Тем временем возобновила военные действия Польша. Поэтому вначале со Швецией заключается перемирие, а затем в 1661 г. - Кардисский мир (в местечке Кардиса около Тарту), по которому все Балтийское побережье оставалось за Швецией.

Война с Польшей, в ходе которой враждующие стороны имели переменный успех, была длительной и закончилась подписанием в 1667 г. Андрусовского еремирия на 13,5 лет, согласно которому России возвращался Смоленск и все земли к востоку от Днепра, а затем заключением в 1686 г. "Вечного мира", акрепившего за Россией на вечные времена Киев. Окончание войны с Речью осполитой позволило России активно противостоять агрессивным намерениям Османской империи и ее подданному - крымскому хану.

Заключив "Вечный мир" с Речью Посполитой (1686), Россия одновременно принимала обязательства в союзе с Польшей, Австрией и Венецией выступить против Крыма и Османской империи (Турции), что, впрочем, было важно и для самой России, так как обеспечивало выход к Черному морю.

Главным итогом внешнеполитической [деятельности русского правительства во второй половине XVII в. явилась [активизация России на международной арене, подготовка к решению крупномасштабных задач, реализованных в следующем столетии. Следует отметить также развитие культурных и торговых контактов [ с Западной Европой. Еще правительство Михаила Федоровича устанавли-[ вало тесные связи с западноевропейскими государствами, о чем уже гово-[рилось. Правительство Алексея Михайловича продолжило эту линию. В > Москве появляется все больше специалистов (мастеров) из ряда зарубежных стран, особенно тесные культурные контакты устанавливаются с немецкими княжествами. Активно развиваются торговые связи как с Западной Европой, так и с Востоком. Основанный еще в 1584 г. Архангельск становится одним из [крупнейших портов Европы. С 50-х годов XVII в. правительство Алексея [Михайловича проводит целенаправленную протекционистскую политику [обеспечения преимуществ российским купцам, ограничивает деятельность [иностранных торговцев внутри России. Оживление торговли через Астрахань привело к укреплению связей с Персией и установлению торговых [отношений с государствами Средней Азии.

Что еще почитать