Предложный падеж имени существительного тематическая карта. Падежи существительных

Работа по группам

Каждая группа получила стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного.

Итак, давайте же с ними познакомимся.

1. Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в
подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю ,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы -
кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.

С каким падежом познакомились ребята первой группы? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?

2.А я - падеж родительный.
Характер мой - общительный.
Кого? Чего? Нет - вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И
с, и до, и у, и из -
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на
винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.

3.Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?

4.А я - винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.

Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи.

Могут употребляться с предлогами?

5. А я - творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь ! - Чем?
Творите! - С кем?
Я подскажу вам - нет проблем!
Предлогам
перед, под и над
В любой момент я очень рад.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?

6. Я - падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я говорил ?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет
о, и в, и при -
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

С каким падежом познакомились?

На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?

(Работая с каждым падежом, постепенно появляется таблица падежей, заполняемая вместе с детьми):

Для того, чтобы познакомиться с последовательностью падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах.

А чтобы их легче запомнить, я вам предлагаю памятку (прил)

Что такое падеж, сколько падежей существует в русском языке и как правильно определить падеж у имён существительных? На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Мы расскажем об особенностях склонения существительных по падежам, приведём наглядные примеры, научим определять падежную форму не только у склоняемых, но и у несклоняемых форм слов.

Что такое падеж существительных?

Падеж существительных в русском языке – это морфологический признак, обозначающий грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж выражается системой противопоставляемых друг другу рядов форм существительных и является словоизменительным признаком.

Склонение существительных по падежам изучается в 4 классе.

Склонение существительных по падежам

В русском языке существует шесть падежей – один прямой (именительный) и пять косвенных. Изменение имен существительных по падежам осуществляется с помощью системы падежных окончаний (флексий).

Примеры падежей существительных в таблице :

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Падеж Вопросы к падежам Примеры существительных
Ед. число Мн. число
Именительный Кто? Что? Приятель , ветка , озеро Приятели , ветки , озера
Родительный Кого? Чего? Приятеля , ветки , озера Приятелей , веток, озер
Дательный Кому? Чему? Приятелю , ветке , озеру Приятелям , веткам , озерам
Винительный Кого? Что? Приятеля , ветку , озеро Приятелей , ветки , озера
Творительный Кем? Чем? Приятелем , веткой , озером Приятелями , ветками , озерами
Предложный О ком? О чем? О приятеле , о ветке , об озере О приятелях , о ветках , об озерах

Несклоняемые существительные не имеют падежных форм. У таких слов падежная принадлежность выражается не грамматически (через окончания), а синтаксически (через слова, с которыми они согласуются).

Примеры: новое пальто (И.п), мечтать о пальто (П. п), пришить пуговицу к пальто (Д. п.).

Как определить падеж у существительного?

Определить падеж существительного можно несколькими способами:

  • По окончанию слова (солнца – Р. п., отцу – Д. п., о грозе – П. п.);
  • Поставив к существительному вопросы (дорога (кто? что?) – И. п.; вареньем (кем? чем?) – Т. п.; о метро (о ком? о чем?) – П. п);
  • Определить падеж по словам, с которыми существительное согласуется в словосочетании или в предложении (заказать крепкий кофе – В. п., мечтать о новом велосипеде – П. п., белая кошка умывается – И. п.).

Откройте учебники на с. 54. Найдите сведения о языке. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже. Проверьте, всё ли мы выполнили верно?

Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа. (о ком? О чем? При, о, об, на, в, во; дополнение, обстоятельство)

Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? (вопросами, предлогами)

Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов?(И.п.) А какой только с предлогами? (П.п.)

Работа по учебнику, стр. 54. Проверяем знания о П.п., полученные в результате исследования

С какими предлогами употреблены?

А сейчас выполним упражнение в Р.Т. упр.87 Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, рассказал о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку .

Выпишите словосочетания, с именами существительными в П.п Выполните аналогичное задание учебник стр. 54 ---Вполним упр.98 из учебника.

Прочитайте задание. Что нужно сделать? (выписать словосочетания с им.сущ.в П.п.)

Как определить падеж имен существительных? (нужно задать вопрос от главного слова)

Какое словосочетание ты выпишешь? (работал на почте – П.п.)

Как ты узнала, что это П.п.? (задала вопрос: работал на чем?)

Данил, какое словосочетание выпишешь ты? (сказал при товарище)

Докажи, что это П.п. (сказал при ком? при товарище)

Хорошо. Остальные словосочетания выпишите самостоятельно.

Давайте проверим

Арина, прочитай, какие словосочетания ты выписала. Молодец. У кого получилось не так?

- Выполните упр 87.

Проверьте маршрутный лист, какая графа не заполнена???(5)

Её нам предстоит заполнить, выполнив следующее задание.

Запишите предложение. (комментированное письмо, разбор предложения)

Пашка услышал рассказ об украденном букетике, нахохлился и задумался.

Печт. Тетрадь –слайд, упр. 87

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке.

На себе её везёт,

По соломинке ползёт . (Укажи падежи имён существительных и определи член предложения)

Вспомните, на что сначала указывал П.п.(на место),

Следовательно, каким членом предложения он может быть?(второстепенным: обстоятельство, призывал заботиться о ком либо- дополнение)

Работа с маршрутными листами(записываем: дополнение, обстоятельство)

Сегодня на урок к нам пришёл ещё один гость, вы его узнаете, исследовав торцевую сторону вашей парты.

Кто это? (листопадничек)

Кого Пашка позвал на помощь?

Гости(дети меняются тетрадями)

Встаньте, те ребята, кто считает, что его сосед сегодня особенно старался.

ОГКОУ «Вичугская школа-интернат V вида»

Конспект урока русского языка

в 3 классе по теме:

«Предложный падеж имён существительных»

Подготовила учитель начальных классов

Виноградова Елена Вячеславовна

Цель урока: формирование первичных представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа(вопросы, предлоги, роль в предложении).

Задачи урока:

способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;

развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

воспитание коммуникативных качеств;

создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.

Оборудование урока: портрет М. В. Ломоносова, карточки с названиями падежей, маршрутный лист, портрет девочки с карточками.

Ход урока:

    Организационный момент. Постановка задач урока.

Начинается урок.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку пять!

Чему вы, ребята, хотели бы научиться сегодня на уроке русского языка?

    Мотивация к учебной деятельности.

Эпиграф урока.

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

Как вы понимаете значение слова «награда»?

Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)

Ребятадавайте построим маршрут наших действий к достижению цели

1.Чистописание.

Букву, которую мы будем писать,вы отгадаете сами, а помогут её узнать ваши умные вопросы: (вопросы детей)

Буква Пп

Соединение буквы П с гласными буквами

6. Словарная работа.

показывается предметная картинка, учащиеся объясняют лексическое значение и записывают слова в столбик, ставят знак ударения и обозначают безударную гласную (Пассажир, аллея, дорога, енот, жираф).

Ребята, выделите первую букву в словах!

Какое слово получилось?(падеж)

Что такое падеж? Падеж – это изменение вопроса

Падеж – это изменение окончания для связи слов в предложении

Падеж – это изменение формы слова)

    Мы вами уже изучили несколько падежей имени существительного. Назовите вопросы падежей, вспомогательные слова, предлоги.

    (на доске расположены падежи имени существительного по порядку, но вопросы и вспомогательные слова перепутаны).

    Что вы заметили? (Да, действительно, нужно навести порядок, расставить вспомогательные слова и вопросы по местам)

    И.п . нет кто? что?

    Р.п . дать кому? чему ?

    Д.п. существует кого? что?

    В.п . вижу кого? чего?

    Т.п. доволен кем? чем?

    Кто догадался, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке? (Предложный падеж)

    Докажите свою точку зрения (Это оставшийся падеж, который мы ещё не изучали.Идёт после Творительного падежа)

    А что мы знаем о падежах?

Определите падеж данных словосочетаний:

любимая школ…

пошла к Наташ…

сказка про лис…

любовался природ…

варенье из вишн....

Определение темы урока(предложный падеж)

Что мы хотим узнать о нём?

    Название падежа

    Какие у него вопросы?

    Какие у него предлоги?

    Какое у него слово-помощник?

(по ходу выставляются карточки с названием, вопросами, предлогами и словом-помощником)

Физминутка: Именительный - подпрыгнул,

А родительный - летал.

Дательный полез на горку,

А винительный – устал.

Наш творительный поплавал,

А предложный – убежал.

Падежи нам все нужны!

Падежи нам всем важны!

Реализация построенного проекта.

Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?

Закрепление полученных знаний:

    Работа по учебнику (стр.55, упр.99).

Работаем «цепочкой». Указать падеж всех выделенных существительных.

В каком падеже стоят все выделенные имена существительные? С какими предлогами употреблены? Какого предлога не хватает?

    Работа в парах по карточкам.

Выписать словосочетание, существительные, в которых стоят в предложном падеже.

1. вариант:

Блестела на траве, поехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.

2.вариант:

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.

3.вариант:

Подарок для мамы, рисовал самолёт, бежал к речке, катался на коньках.

Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».

Самостоятельная работа по группам:

- Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?

- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.

Я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю,

Очень я люблю мечтать,

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о (корона).

Буду в ней сидеть на (трон).

Я мечтаю о (слон),

Чтоб кататься при (луна).

Я мечтаю о (серёжки)

Вечерами в (полутьма).

Я мечтаю об (орёл0.

Буду с ним летать на (воля),

Буду я учиться в (школа).

Ой, мечтаю я уже

О предложном падеже!

В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?

Итог урока. Рефлексия.

Подходит к концу сегодняшний урок. Всем ли легко сразу определять падеж имени существительного? Конечно, вы ещё испытываете затруднения. На последующих уроках русского языка мы продолжим знакомство с падежами потому, что для грамотного письма важно знать и уметь определять падеж имени существительного.

Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке, как работали ваши друзья-одноклассники. Назовите самых активных учащихся. Да, эти ребята работали хорошо (выставляются оценки).

Оценочный лист

Мне понравилось работать на уроке.

Мне было трудно.

У меня остались пробелы в знаниях.

Что еще почитать