Простые методы, как построить плот своими руками. Как построить плот (самые распространенные типы) Из чего построить плот

Плот – это достаточно простое средство для передвижения на воде, которое часто используют рыбаки или туристы в походах. Такие приспособления изготавливают из разных материалов. Наиболее популярным и эффективным считается плот из бревен. Конструкция его совершенно доступная, поэтому сделать деревянное устройство для плаванья можно своими руками.

Деревянный плот имеет несложное строение. Основными составляющими элементами его являются:

  1. Понтоны. С помощью такой детали плавсредство держится на поверхности воды. Изготавливаются плавучие понтоны из легкого материала, плотность которого намного меньше чем плотность жидкости.
  2. Каркас. Основа плота представляет собой прочные установленные поперек или вдоль элементы, способствующие соединению всех частей плавучей конструкции. При строительстве каркаса следует учитывать его вес и жесткость. Слишком тяжелые детали основы делают плот неудобным для спускания на воду. Жесткость устройства необходима для сохранения формы каркаса, от которого зависит целостность всего приспособления для плавания.
  3. Механизм управления. Чтобы направить плот в нужную сторону устанавливаются такое элементы регулировки как весла большого размера – греби, киль или шести. Вид механизма управления подбирается в зависимости от того на какой глубине будет использоваться плот и какое течение в водоеме.
  4. Элементы для подстраховки. Во время быстрого хода плота или в случаях удара его об твердую поверхность для обеспечения безопасности пассажиров требуются страховочные приспособления. Это могут быть детали механизма управления, за которые можно держаться руками или специальные опоры препятствующие выпадению людей в воду.
  5. Покрытие плавсредства. Настил на плоту устанавливают не всегда. Такой элемент конструкции используют для внешнего оформления устройства для плавания и с целью создания комфорта. Материал для покрытия плота должен быть достаточно прочный.
  6. Приспособление для вещей. Некоторые плавсредства оборудуют специальным накрытием в виде палатки. Такое устройство позволяет хранить вещи в дождевую погоду. Чтобы багаж не упал в воду, его привязывают веревками.

Все ценные предметы перевозятся ярких в непромокаемых пакетах, чтобы их было легко найти даже в реке.

Выбор и подготовка материала

Бревна – это самый распространенный материал для строительства плота. Дерево обладает прекрасными плавучими характеристиками. К тому же материал довольно доступный.

Древесина для плота должна быть:

  • сухой;
  • ровной;
  • без сучков;
  • легкой.

Дерево с высоким содержанием влаги плохо держится на воде. Чтобы проверить качество бревен следует ударить по ним топором – достаточно сухая древесина издает звонкий звук.

Самым легким материалом считается бальзовое дерево. Его совершенно просто обрабатывать. Но такая порода растет в тропиках. Поэтому чаще всего используется сухая сосна или ель. Бревна подбираются диаметром не меньше десяти и не больше тридцати сантиметров.

Чтобы подготовить дерево для плота следует обрезать топором все ветки и осмотреть на наличие расколов и сучков. При необходимости осуществляется выравнивание древесной поверхности.

Определение грузоподъемности плота

Чтобы плот надежно держался с пассажирами на воде, следует перед сооружением сделать проверку характеристик будущего плавсредства. Такие расчеты позволяют узнать необходимое для строительства количество древесинного материала.

Основной целью вычисления является определение грузоподъемности плота. Для расчета необходимо:

  1. Установить суммарный вес всех пассажиров и снаряжения. Полученную величину умножить на коэффициент запаса плавучести. Такой показатель немаловажен при расчетах. При его достаточном значении плот не преклоняется во время перемещения по нему членов группы, а также без проблем проходит по бурным участкам реки и водоворотам. Оптимальным коэффициентом запаса плавучести считается 1,5. Для водоемов с сильным течением и наличием больших камней, создающих препятствия показатель увеличивается до 2,5.
  2. Выявить диаметр. Для пяти человек достаточно подбирать бревна с диаметром тридцать сантиметров. При перевозке большего числа пассажиров требуется более крупное дерево с диаметром сорок сантиметров.

Грузоподъемность плота можно определить с помощью такого уравнения:

В такой формуле D – это длина бревен, N- их количества и A – грузоподъемность погонного метра бревна. Последняя величина берется из специальных установленных таблиц.

Произвести подсчет объема бревен согласно формуле Q = G/ (1 – U). При этом Q – это объем древесины в метрах кубических, G – требуемая грузоподъемность и U – удельный вес деревянного материала. Последний показатель для сосны составляет 0,19- 0,35, а для ели – 0,3-0,44.

Технология строительства

Соорудить плот из бревен достаточно несложно. Плавсредство может сделать своими руками практически каждый имеющий небольшие навыки в плотницком деле.

Необходимые инструменты и материалы

В процессе строительства плавсредства из бревен не обойтись без таких инструментов по дереву:

  • топор;
  • молоток;
  • пила;
  • острый нож.

Также требуется приобрести элементы крепления:

  • лианы;
  • гвозди;
  • веревки.

В качестве материалов используются:

  • сухие бревна;
  • деревянные балки.

Для настила можно взять фанеру, доски или кору.

Установка бревен

Сооружение плота лучше всего осуществлять возле водоема, так как конструкция, особенно для большого количества человек может быть очень тяжелой.

Чтобы сделать простой плот самостоятельно необходимо:

  1. Разложить подобранные бревна возле воды так чтобы тонкий материал был в середине, а более толстый по краям. Такое размещение позволит повысить прочность всей конструкции.
  2. Сверху установить поперек деревянные балки. Закрепить их можно с помощью гвоздей, лиан или обвязать предварительно намоченными в воде веревками. Балки фиксируются как сверху, так и снизу уложенных в ряд бревен. При этом следует внимательно следить, чтобы не было в конструкции щелей и зазоров. Поперечные балки должны быть немного длиннее бревен.

После этого крепится рулевой механизм и по необходимости устанавливаются небольшие ограждения по краям плавсредства.

Закрепить бревна можно также специальным стальными скобами. При этом не требуется сооружение каркасной основы.

Крепление настила

Настил монтируется на уже зафиксированные бревна. Листы подобранного материала крепятся так, чтобы получилась ровная гладкая поверхность.

Спуск плота на воду

При строительстве плота возле водоема совершенно несложно спустить его воду. Рекомендуется начинать выкладку бревен на одном уровне с берегом. Это позволит без затруднений передвинуть плавсредство к реке.

Легче всего проводить спуск на воду плота сооруженного на подпорах, расположенных параллельно руслу водоема. Такую конструкцию следует просто подкатить реке.

Маленький плот для троих

Сделать небольшой плот можно из бревен диаметром до тридцати сантиметров. Сооружение его состоит из таких этапов:

  1. Подобрать ровные бревна длиной около трех с половиной метров. Все очищенные от веток и обрезанные древесные стволы должны точно совпадать по размеру так чтобы при укладке их в ряд получилась ровная поверхность.
  2. Два отдельных бревна уложить параллельно к устью реки в качестве направляющих. Такие опоры должны быть достаточно ровные и одинаковые по объему.
  3. С двух концов и сторон бревен вырезать пазы. Они должны у каждого бревна находиться на одном расстоянии от края так, чтобы при выложенной конструкции образовался одна сплошная линия. Расположение верхних пазов должно быть недалеко от края, а нижних немного направлено к середине бревна.
  4. Подготавливаются деревянные перемычки длиной на тридцать сантиметров больше ширины выложенных бревен.
  5. Перемычки просовываются через пазы сначала в нижней части конструкции, а после устанавливаются сверху плота.
  6. Производится обвязка лианами или веревками выдувающих краев перемычек. Такую фиксацию выполнять необязательно, так как при спуске на воду дерево набухает и крепко фиксируется в вырезанных пазах.

Сверху укладывается настил. По желанию делаются из реек опоры для накрытия шалаша.

Хранение и уход за деревянным плотом

Чтобы плавсредство из бревен можно было спускать на воду не один раз следует придерживаться правил хранения и ухода за ним:

  1. Не оставлять плот длительное время в воде. После использования устройства для плавания следует сразу вытаскивать его на берег. Для этого используют направляющие бревна. Они облегчают передвижение конструкции по суше, и предотвращают от налипания грязи на нижнюю часть плавсредства.
  2. После каждого плавания проводить просушку. Чтобы дерево не портилось, следует, перед тем как поместить плот на хранение дать ему полностью просохнуть. Чтобы древесина не гнила, рекомендуется обрабатывать ее специальными водоотталкивающими пропитками.
  3. Хранить плот следует в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Для этих целей хорошо подойдет сарай. Если нет такой возможности, то плавсредство размещают на улице, при этом укрыв его полностью брезентом. Снизу плота подкладываются доски или бревна для создания вентиляции.

При правильной эксплуатации плавательное приспособление прослужит долгие годы, не изменив своих первоначальных характеристик.

Плот из бревен является удобным плавсредство, которое позволяет надежно передвигаться по различным водоемам. Сделать его можно самостоятельно придерживаясь точной технологии строительства. Если оборудовать верхнюю часть в как укрытие от дождя, установить управляющий механизм и позаботится об элементах безопасности, то можно смело отправляться в небольшое путешествие с друзьями по реке.

Все мы любим приключения, всегда ищем новых ощущений и чего-то запоминающегося. Построить плот и спуститься на нем по реке, вот настоящие приключения! Есть много вариантов, как можно сделать плот, есть много материалов, все, что остается сделать - это начать его строить, так что не будем откладывать ни минуты - приступим!

Как построить плот своими руками?

Первым делом - давайте определимся, из чего будет наш плот? Самый простой и распространенный вариант - пластиковые бутылки. Они будут хорошей основой и при достаточном количестве, плот никогда не потонет. В зависимости от каркаса и количества бутылок, плот будет выдерживать разное количество людей. Например:

Как сделать плот из пластиковых бутылок?

Вариант №1.

Для него потребуется:

Пластиковые бутылки
. Скотч

1. Подготавливаем бутылки, они должны быть пустые и очень плотно закрученные крышкой.
2 . Берем 3-4 бутылки и обкручиваем их скотчем. Делаем таких заготовок 30-50 шт.
3 . Затем эти заготовки связываем скотчем между собою в форме плота.

Вариант №2.

Понадобиться:

Пластиковые бутылки
. Раскладушка
. Веревка
. Пивные ящики
. Скотч

1 . Каркас старой раскладушки идеально подходит для сооружения простой конструкции плота, так что его и будем использовать. Его следует полностью освободить от всех креплений, тканей и прочего.
2. Бутылки следует поместить в пивные ящики и хорошо закрутить их крышками. С помощью веревки зафиксируем их там.
3. Последним шагом будет соединение каркаса с ящиками. Можем использовать хомуты, трос, веревку и прочие элементы для крепления.

Для удобства передвижения, на каркас можно прицепить деревянную доску, на которую можно будет сесть.

Вариант №3.

Это самый тяжелый по работе, но самый лучший по качеству вариант. Для такого плота нужны следующие материалы:

Деревянные доски
. Целлофановые мешки
. Пластиковые бутылки
. Веревка

Приступим!

1. Пустые пластиковые бутылки плотно закрываем крышками и наполняем или мешки. Чем больше мешков будет - тем лучше будет держаться плот на воде.
2. Мешки с бутылками хорошо завязываем веревкой.
3. Конструируем каркас плота из досок. Делаем из них сетку, скрепляя между собою веревкой или гвоздями.
4 . Крепим мешки к конструкции.

Такой плот сможет выдержать несколько человек. На нем можно даже путешествовать!

ВИДЕО. Как сделать плот самому?

Наверное, у каждого человека made in USSR была в детстве мечта смастерить плот и отправиться на нам в далекие дали. Мечты сбываются! Мы попробовали и все получилось!

Проектов как именно построить плот, какого размера и из чего было множество. После долгих обсуждений решено было, что основанием плота будут автомобильные камеры большого радиуса, количество их зависело от размера.

На деле оказалось, что купить недорогие камеры — непростое дело, самым выгодным и быстрым вариантом были гораздо меньшие, чем предполагались, камеры R16 . Камеры оказались китайскими и продавец нас честно предупредил, что нормально они не клеятся. Но мы решили рискнуть.

Учитывая, что на плоту собиралось плыть 8 человек (на деле оказалось 6)+вещи+продукты+вес деревянного настила, грузоподъемность баллонов должна была быть не меньше 800 кг, но мы взяли с запасом — 43 камеры , что соответствовало грузоподъемности от 1200 кг.

Камеры предполагалось накрывать деревянным щитом, собранным из досок, размер 4х6 метров. Но и тут в дело вмешались обстоятельства: на лесопилке, нам удалось купить доски длинной только 4 метра. Так решено было сделать плот квадратным 4х4 метра .

Вот такая получилась конструкция.

Остановимся на основных моментах подробнее.

Плот собирался непосредственно на берегу реки.

Сначала мы с помощью автомобильного компрессора начали качать 43 камеры.

Компрессору такая задача не понравилась, и на пол дороги он работать отказался. Пришлось его срочно реанимировать т.к. насос-лягушка, который должен был плыть с нами, до нужного состояния докачать камеры не мог, что влияло на размер. Если в случае ремонта такое было бы допустимо, то начинать путь на недокачанных камерах не хотелось.

В итоге компрессор мы победили и, прикладывая к нему мокрые тряпки для охлаждения все камеры докачали.

Привезли купленные доски и брус, длинна, как я уже говорила 4 метра.

Примеряем как это будет.

Собранный каркас плота с первым слоем камер. Для каркаса использован брус 100х50 и 200х50.

Было использовано 40 камер, 3 взяли в качестве запасок.

Набили сверху доски 25 мм. Щели между досками хотелось бы гораздо меньше, но не рассчитали количество досок при покупке, повторно с закупкой решили не заморачиваться. Спустили плот на воду.

Начало возведения опор для тента.

Для опор был использован брус 50х50 мм. Высота боковых опор — 2 метра, центральной — 2,5 метра (на фото ее только делают). Изначально тент предполагалось использовать только как крышу, но в итоге он использовался и как парус, об этом я расскажу ниже.

Все деревянные конструкции скрепляли между собой винтовыми гвоздями.

Плот получил название «Гена» — как говорится во всем известном мультике про Чебурашку: «Потому, что зеленый и плоский.» Постройка заняла 1 день (начали рано утром, вечером отправились в путь).
На данном фото он готов к отплытию, осталось только жестко закрепить веревками вдоль оного из бортов резиновую лодку.

Зачем нужна была лодка — вопрос интересный, правильным ответом будет: нам так было спокойнее. На деле она оказалась очень полезной: в нее свалили весь шмурдяк, который нужен только для ночевки, одежду и палатки, вечером с нее рыбачили, когда нам нужно было оказаться в деревне, но нормально пристать на плоту к берегу не получалось, на лодке отправлялись гонцы.

Все вещи, спальники, аптечка и прочее мокнущее было запаковано в специально сшитые гермомешки. Крупы, соль, сахар и т.д. пересыпаны в пластиковые бутылки. Документы, телефоны, фотоаппарат и прочая техника хранились в отдельном гермомешке, который «если что» предполагалось спасть в первую очередь.

В центре плота были кучкой сложены вещи первой необходимости и часть продуктов в большой сумке. Смотрелось совершенно не эстетично, но в целом оказалось удобно.

На доски стелились пенки т.е. ночью мы на них спали в палатках, днем они переезжали на плот.

Удачными креслами оказались камеры-запаски, правда одна из них вскоре была использована по назначению — ушла под угол плота, на котором лопнули обе (2 слоя) камеры.

На ночь мы приставали к берегу и разбивали лагерь там, но чаю утром на весь день не напьешься и в туалет не находишься.

С кухней было все просто: на двух удлиненных досках над водой жестко закрепили мангал. Дрова набирали на берегу, пилили и рубили их прямо в процессе движения. Для розжига что бы не морочиться использовали таблетки сухого топлива.

С туалетом сложнее: под веслом видно две укороченные доски — это и есть заветное очко.

Тут же с двух сторон балки, за которые можно держаться. На веревочку накидывалась непрозрачная армированная пленка, за ней-то человек и делал свои дела. Изначально была задумка сделать из пленки что-то вроде ширмы на постоянку, но она создавала не всегда нужную парусность, потом ее хотели крепить к веревке прищепками, но в итоге просто придерживали рукой.

Во время плавания у многих вещей появились свои штатные места. Так топор был утоплен в первый же вечер, а раздобытый новый привязали и оставили жить около дров. Котелок с мисками и ложками вешался на гвоздь возле мангала, жидкость для мытья посуды вместе с губкой вставлялась в кармашек из скотча около продуктов.

Штатное место удочек.

Солнечная батарея. С помощью нее предполагалось заряжать телефоны и аккумулятор фотоаппарата, на деле связи не было, фотографировали немного, и она была особо не нужна.

Охлаждение жидкостей.

На центральной опоре на гвозде висели всякие необходимости, которые не хотелось мочить и топить, но они нужны были в процессе плавания. Главное — Гармин, работающий на батарейках, по нему мы узнавали где находимся, с какой скоростью движемся и чего ждать впереди.

Осталось сказать об управляемости.

Вообще на плот влияет все: ветер, течение, сколько человек столпилось на одном борту, каким боком плот повернут и т.д. и т.п.

Поначалу средств управления было 2: весло и кий.

Весла были лодочные и было их всего 2, если бы знали, что они будут самыми эффективными при маневрах, взяли бы 4. Процесс гребли — не самое легкое занятие.

Кий — длинная жердь (у нас были около 2-х метров), которой можно на мелководье отталкиваться от дна. Сначала их было у нас 4, потом один утопили, еще один использовали для паруса. К сожалению, ни одной фотки работы кием не сохранилось — в эти моменты все были заняты.

На третий день путешествия подул попутный ветер и нам открылся еще один способ управления плотом — парус.

Длины тента хватало не только для того, чтобы быть крышей, но и чтобы закрывать одну из сторон. Путем долгих игр в веревки, палки и тент была выработана стратегия движения. Парус поворачивался ногами, подтягивался веревками, а за ненадобностью сворачивался и подвязывался к опорам. Если ветер был встречным, приходилось сворачивать не только парус, но и «крышу».

Благодаря парусу плот приобрел дополнительную букву в названии «Гена-М» (что значит Гена — модифицированный) и развивал скорость чуть более 6 км/ч при скорости течения реки в 2,3 км/ч, правда случалось это нечасто. В основном мы двигались со скоростью 3-4 км/час.

Река Мезень по который мы плыли, изобилует песчаными отмелями. По началу, мы думали, что будем то и дело на них налетать и стаскивать плот, разрывая камеры. В итоге на мель мы садились буквально пару раз.

Когда дно оказывалось совсем близко — спрыгивали с плота и толкали или отводили на веревке до глубины.

Гена — М прослужил нам верой и правдой 6 дней и 130 километров, за этот срок обломались края у 2-х досок, немного расшаталась конструкция тент-парус и кончилось по разным причинам около 10 камер (точнее не считали). Все это никак не влияло на плавучесть.

Как можно было бы улучшить конструкцию:

  • Обсуждалась возможность пустить армированную пленку под баллонами, чтобы защитить баллоны от коряг и истирания о мели, на деле это оказалось не нужно, а вот пустить туже пленку между деревянным настилом и баллонами не помешало бы. Это уберегло бы баллоны от трения о доски, спасло бы от утопления ряд мелких предметов, защитило баллоны от острых предметов и искр от мангала.
  • Наше предположение, что на середине широкой реки не будет комаров, слепней и мошки оказалось неверным. Стоило приблизиться к берегу, насекомые с радостью атаковали нас, и дальше мы плыли на плоту все вместе. Эту проблему частично можно было бы решить, разместив в центре плота большую антимоскитную палатку. На сколько такая палатка создавала бы парусность — вопрос открытый.

Плоты для сплава по рекам бывают разные, я расскажу о своем опыте. Что-то можно было сделать лучше, но в целом у нас получился удачный вариант, который за две недели водного путешествия показал себя отличным средством передвижения.

Сразу оговорюсь, что речь идет о сплаве по спокойной равнинной реке, без . Средняя ее ширина была 150 метров, скорость течения — 3 км/час. Судоходство — только частные лодки. Одним словом, идеальные условия для спокойного сплава без лишних проблем.

Плот на камерах

Чтобы быстро получить представление о том как мы строили плот посмотрите экспресс-видео. А если хотите лучше вникнуть в суть дела, читайте мой рассказ ниже.

Преимущества плота на камерах

Итак, мы подумали и решили, что плот будет на автомобильных камерах. Во-первых, он гораздо легче скользит по воде, чем бревенчатый.

Во-вторых, всё, что нужно для его изготовления, в условиях города найти проще (я не представляю где бы мы бесплатно взяли несколько десятков бревен и хранили их до начала путешествия).

В-третьих, бревенчатый плот практически целиком находится в воде, и вас в какой-то момент может подтопить, особенно если поднимется волна. А тут вы находитесь на высоте 20 см над водой. Это гораздо комфортнее.

В-четвертых, плот на камерах значительно легче, и его можно руками перетащить через небольшую мель, которая может встретится на пути. Нам, кстати, один раз пришлось это делать. Бревенчатый плот в таком месте вынужден был бы закончить свой маршрут.

Расчет грузоподъемности

Прежде чем начать делать плот мы создали его модель с расчетом грузоподъемности. Вы можете видеть это на первом рисунке. Этим занимался мой напарник, поэтому мне трудно добавить что-то к показанному на картинке. Тогда мы просто не представляли, как делать плот и выдержит ли он 6 человек, поэтому пришлось заморочиться таким вот проектированием.

Рис. 1. Схема и расчет плота

Хотя в последний момент три человека отпали и нам, троим оставшимся, было там очень просторно.

Этапы постройки плота

Итак, чтобы сделать плот, мы взяли 8 камер от грузовых машин (6 от КАМАЗа и 2 от МАЗа, это не специально, просто так получилось), выложили их в два ряда и связали капроновой веревкой во всех точках соприкосновения (рис. 2). Никакая другая веревка не подходит, т.к. ей придется долго находиться в воде. Она не должна от этого растягиваться.

Рис. 2. Связка камер

Затем сверху положили несущие брусья и тоже крепко их привязали к каждой камере (рис. 3). Хорошо, если бы они были квадратного сечения, это просто удобнее. Но у нас таких не было, использовали прямоугольные.

Рис. 3. Несущие брусья палубы плота

Сверху на брусья прибили доски, в результате получилась отличная палуба (рис. 4). Доски готовили заранее, взяли их на ближайшей лесопилке из отходов (хотя что-то они больно хороши для отходов), и обработали неровные края на циркулярной пиле, чтобы в палубе не было щелей.

Рис. 4. Монтаж палубы

Обратите внимание, что два внутренних бруса выступают на полметра с каждой стороны (рис. 5). Это нужно, чтобы сделать «бамперы», которыми плот будет упираться в возможные препятствия. Иначе он упирался бы камерами и это могло бы их повредить.

Рис. 5. Палуба в сборе

Кроме того, передний бампер также являлся одной из точек опоры мачтовых тросов, а на заднем стояла опора для руля.

Конечный вид плота сразу после постройки представлен на рис. 6.

Рис. 6. Готовый плот

Парус - это была наша прихоть, просто хотелось попробовать. Но все две недели пути ветер дул нам навстречу, и на третий день парус вместе с мачтой пришлось снять, т.к. они сильно замедляли движение.

Мачта закреплена тремя растяжками из стального тросика, а сам парус заранее сшит из мешков от сахара. Извращение, конечно, но других возможностей сделать такое полотно у нас тогда не было.

На плоту обязательно должен быть «парник» — короб, который быстро закрывается пленкой, намотанной на штакетины. Если его не будет, то в первый же дождь посередине реки вы промочите все вещи и свою одежду.

Впоследствии мы сделали по краям палубы специальные опоры, которые позволяли раскрывать пленку в виде двускатной крыши, под которой удобно сидеть (рис. 7).

Рис. 7. Держатели для пленки

Еще не обойтись без места для костра. Его нужно хорошо продумать, чтобы и еду можно было готовить, не сходя на берег, и погреться, и плот не спалить. У нас для этого служила печка-времянка (рис. 8), которую после окончания путешествия мы просто оставили на берегу.

Рис. 8. Печка на плоту

После отплытия мы поняли, что грести веслами без опоры для спины крайне утомительно. Поэтому на второй день с левого и правого краев палубы появились «скамейки» с удобными наклонными спинками (рис. 9).

Рис. 9. Сиденье для гребли

Несколько хитростей

Рулевое весло, которое уже упоминалось, использовали редко. Но оно очень удобно, когда нужно заставить плот двигаться строго носом вперед, или когда надо его быстро развернуть нужной стороной.

На стойке рулевого весла вы можете видеть запасную камеру. Она тоже обязательна, т.к. если вы проколете какую-то из камер, то плот начнет крениться на одну сторону, управлять им станет неудобно. Правда, судьба нашей запаски была бесславной: в последний день пути выглянуло солнце (до того было пасмурно), она перегрелась и лопнула.

Еще одна важная вещь при плавании на плоту - трап. Если вы будете вынуждены причаливать к болотистому или просто грязному берегу, то он сильно поможет вам спускаться со своего судна на чистый участок земли. У нас для этих целей была толстая четырехметровая доска.

Вот, пожалуй, и все. На этом плоту мы преодолели 210 км за две недели при плохой погоде. Не подвел.

Я думаю, немного найдется людей, кто выбирает такой своеобразный , но если вы вдруг решите построить плот и отправиться на нем «вниз по великой реке», я надеюсь, мой опыт чем-то вам поможет.

Нередко случается так, что рыбачить приходится где-нибудь на отдаленном водоеме. А плавсредств там нет. Или они слишком громоздки, и их туда не доставить. Выходом из подобной ситуации может послужить простой по конструкции, очень компактный и довольно легкий самодельный плотик . Например: из воздушных шариков…

Ранним утром я отправился на лесное озеро, где накануне поставил жерлицы и разбросал по акватории кружки. Еще на подходе к озеру услышал, как где-то совсем рядом переговариваются люди. «Кого это занесло сюда в такую рань» – встревоженно подумал я. Ведь именно в том месте, откуда слышались голоса, был спрятан мой самодельный плот из автомобильных камер. Ускорил шаг и, обогнув нагромождение массивных скал, увидел на берегу двух парней и девушку, сидевших у догорающего костра.

Подойдя к ним, я поздоровался и удивленно поинтересовался, что же привело их в эту глухомань?

Слово «плот» подействовало на меня магически… Я очень интересуюсь любыми плавсредствами, перевидал их великое множество. Особенно меня привлекают оригинальность конструкции и способ передвижения по воде. «Из чего они собираются сооружать плот?» – подумал я, оглядываясь вокруг. Но не увидел ничего особенного… Два больших рюкзака, около десятка разных палок и жердей, несколько тонких дощечек. Вот, пожалуй, и все, чем они располагали.

Тем временем второй парень, высокий в джинсах, бейсбольной шапочке и девушка в шортах вытащили из рюкзаков два полиэтиленовых и один прорезиненный пакеты, моток толстой веревки и небольшую плотно набитую сумку. Когда они развернули пакеты, те превратились в мешки, а в сумке оказались… обыкновенные воздушные шарики. Высыпав шарики на землю, они втроем принялись надувать их. Причем наполняли воздухом чуть больше, чем наполовину.

Зачем мучиться, если у меня есть автомобильный насос? – предложил я.

Не нужно, – ответил высокий парень, а надув очередной шарик, пояснил: – У нас все проверено, так быстрее.

Рисунок 1.

Надувая шарики, они сразу же засовывали их в мешки и в результате получили три своеобразных понтона. Каждый из них – диаметром 60-70 сантиметров и около двух с половиной метров длиной. Закончив заполнение мешков, ребята завязали их и куском веревки стянули в одно целое. (см. рисунок 1) Причем прорезиненный мешок оказался в середине.

Затем они уложили поперек понтонов пять жердей, скрепив веревкой всю конструкцию вкруговую. Тщательно проверив все узлы, потащили конструкцию к воде. У самого уреза высокий парень споткнулся и вместе с понтоном упал на землю. И сразу же послышалось громкое шипение проткнутых шариков.

Парни, не обращая внимания на шипение, со смехом опустили понтоны на воду, уселись на них и принялись раскачивать. Но конструкция вела себя как пробка и погружалась в воду меньше чем на четверть. Наглядно продемонстрировав надежность своего плавсредства, компания привязала к понтонам дощечки, и в полном сборе их плот выглядел так, как на рисунке 2.

Рисунок 2
1. Понтон из шариков.
2. Жерди-поперечины.
3. Доски настила.
4.Стягивающая веревка

Пока они устраивались, укладывали на плот скарб, я быстренько принес свой плот из двух автомобильных покрышек, накачал его насосом, надеясь, что они по достоинству оценят его. Однако этого не произошло…

В вашем плоту достаточно проткнуть хотя бы одну камеру – и дело швах, – скептически глядя на мой плот, заключил парень в ярко-оранжевой футболке. – А с нами этого никогда не произойдет. Мало того, что у нас много шариков, так мы еще их и слабо надуваем, что придает дополнительную пластичность. Да и грузоподъемность куда выше…

Ой, ли! – не удержался я.

Садитесь к нам и убедитесь, – предложила девушка.

Я последовал ее совету… Под тяжестью четверых человек плот погрузился не больше, чем на треть своей высоты. Мой же плот с большим трудом выдерживал двоих. Причем был очень неустойчив. На том мы и распрощались. Глядя на отплывающий плот, я думал о том, что кроме как на самой рыбалке, его вполне можно использовать для ночевки рыболовов на холодной земле.

Эта конструкция плота свидетельствуют о том, как неистощима фантазия туристов и рыболовов. Каждый из них способен соорудить свое плавсредство, которое вполне может заменить громоздкую стандартную лодку.

Самодельный якорь

Рыболовам, которые предпочитают ловить рыбу с лодки, необходим якорь. Обычно для этой цели используют камень, какую-нибудь подходящую железяку или просто втыкают в дно кол.

Однако есть более «цивилизованный» способ изготовления якоря. Для этого необходима всего лишь старая, не нужная вам, не очень глубокая алюминиевая миска. В ней надо просверлить или пробить (керном, толстым гвоздем) отверстие под болт и закрепить его с двух сторон гайками (см. рисунок.3).

Рисунок 3 - самодельный якорь

В результате получится разборный якорь, который хорошо входит в мягкий грунт и надежно цепляется за неровности дна. И при этом легко извлекается из самых закоряжистых мест.

Уточню: миску следует подбирать, как можно большего диаметра.

Александр Носов

Что еще почитать