Проверяемые непроверяемые чередующиеся гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова

С.Б. Нужнова, учитель русского языка

Дополнительные материалы и упражнения на сайте "Инновационная компьютерная дидактика".

1.1.Введение

Раздел языкознания, в котором изучаются правила написания слов называется орфографией. Значимые части слов (корни, приставки, суффиксы, окончания) называются морфемами . В русской орфографии изучаются написания морфем: слитное, раздельное, полуслитное (дефисное), а также употребление прописных букв и правила переноса слов. В правилах орфографии отразилась история русской письменной культуры. Поэтому написание многих русских слов основано на традиционном принципе.

Для написания некоторых слов характерно правило: как слышим, так и пишем. В этом состоит фонетический принцип написания слов. Написание таких слов соответствует их произношению.

Однако в русской орфографии традиционное и фонетическое написания не получили широкого распространения. Написания большинства слов подчиняются морфологическому принципу. В соответствии с ним морфемы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Например, корни слов в родственных словах имеют одинаковое написание.

1.2. Словарные слова

В русском языке немало слов, написание которых не регулируется орфографическими правилами. Такие слова называются словарными. Их написание нельзя проверить подбором родственных слов или других словарных форм. Оно основано на традиции или заимствовано из европейских языков. Словарные слова пишутся по орфографической норме, которая установлена не по какому-либо правилу, а специально для данного слова. Эта норма зафиксирована в орфографических словарях.

Правописание гласных в корне

1.3. Проверяемые безударные гласные в корне

Правописание безударных гласных в корне часто можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например: нога - ноги, бежать - бег. При этом в безударном слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге в другой словоформе или в родственных словах: вода - воду - подводный. Чтобы не ошибиться в написании гласных в корне, можно проверять безударные гласные, изменяя слова. Например, чтобы ударение падало на сомнительный звук, можно поставить существительные в другом падеже: голова - голову - голов. В других случаях возможен подбор родственных слов с ударением на сомнительном звуке: говорить - говор, разговорчивый; спешить - спешка.

Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи звучат одинаково.

Часто неправильный выбор проверочного слова приводит к искажению как написания проверяемого слова, так и его толкования (смысла). Например, слово долина имеет общий корень со словом дол, а не со словом даль; глагол благословить образован от сочетания благое слово, а не благая слава.

1.4. Чередование гласных в корне

В некоторых корнях происходит чередование гласных: заря - зорька (чередование а - о); умереть - умирать(чередование е - и). В таких корнях безударная гласная проверяется не ударением, а по особым правилам. Основные из них приведены ниже.

1. В корнях гар - гор под ударением пишется а , без ударения - о (загар - загорелый).

2. В корне зар - зор под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения пишется а (зарево, зарница, озарять - зорька).

3. В корнях клан - клон, твар - твор под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - о (склониться - кланяться, поклон - наклониться; тварь - творчество, творить).

4. В корне лаг - лож перед г пишется а , перед ж пишется о (предлагать - предложить).

5. Корень мак пишется в глаголах со значением «погружать в жидкость» (макать кисть в краску). Корень мок пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость» (промокли, вымокнуть, непромокаемый).

6. В корне плав гласная а может быть ударной и безударной (плавать, плавучесть). Корень плов пишется в словах пловец, пловчиха.

7. Корень равн пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнивать, поравняться). Корень ровн пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять, ровесник). И с к л ю ч е н и е: равнина.

8. В корне раст - рос пишется а перед сочетанием ст и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение - выросший, заросли, поросль). И с к л ю ч е н и е: отрасль, Ростов, росток, Ростислав.

9. В корне скак - скоч перед к пишется а , перед ч пишется о (скакать - подскочить).

10. При образовании видовых пар некоторых глаголов (совершенного и несовершенного вида) происходит чередование в корне звуков о - а: опоздать - опаздывать, уколоть - укалывать, усвоить - усваивать.

11. Для некоторых слов, в которых гласный звук находится под ударением, возможны варианты написания: обусловливать - обуславливать, сосредоточивать - сосредотачивать, уполномочивать - уполномачивать, оспоривать (устаревшее) - оспаривать.

1.5. Гласные о - е после шипящих в корне слова

После шипящих ж, ч, ш, щ под ударением в корне пишется е или ё (хотя произносится звук о), если в родственных словах или в другой форме этого же слова пишется е (жёлтый - желтеть, шёлк - шелка).

В словах иноязычного происхождения после шипящих возможно в безударном слоге написание о: жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шофёр, шотландский. В собственных именах написание о после шипящих встречается как под ударением, так и вбезударном слоге: Жорж, Печора, Шолохов, Щорс, Шостакович, Шопен, Джордано.Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг (Пожарный получил ожог. Пожарный ожёг себе руку.)

1.6. Гласные после буквы ц

1. Согласный звук ц в русском языке всегда твёрдый. Поэтому после него пишется а (не я), у (не ю). Отступления от этого правила встречаются в географических названиях и иноязычных фамилиях (Цюрих, Коцюбинский). Однако по традиции после ц принято писать е (не э), хотя после твёрдого согласного слышится [э]: цель.

2. Гласные о - е после ц могут чередоваться. Тогда в соответствии с произношением под ударением пишется о, а в безударном слоге - е: танцевать - танцовщик, цокать - цокотуха. Однако в некоторых заимствованных словах под влиянием языка-источника и в безударном слоге пишется о: герцог, меццо, скерцо.

3. Правописания гласных и- ы после ц основаны на различных правилах орфографии. Вопреки произношению в корнях некоторых слов после ц пишется и: цитата, цифра . Это заимствованные русским языком слова, и на их написания влияют языки-источники. Не подчиняются общему правилу и некоторые исконно русские слова: цыплёнок, цыган, цыц, на цыпочках.

Правописание букв э, й

2.В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением: этот, эхо, есть, ехать, еда.

3.В середине слов после согласных пишется е : адекватный, денди, леди, стенд. Исключения из этого правила: мэр, пэр, сэр (а также производные от этих слов: мэрия, пэрство) и некоторые собственные имена: Бэла, Бэкон, Улан-Удэ и др.

4.Гласная э сохраняется после согласной буквы: в приставке (сэкономить, отэкзаменовать) , в сложных, сложносокращенных словах и аббревиатурах (трёхэтажный, квинтэссенция, политэкономия, нэп).

5.Как правило, после гласной и пишется е : диета, диез, реквием. Написание э после и встречается только в сложных иноязычных словах (полиэфирный ), а также после приставок на и (антиэстетический ).

6.После остальных гласных обычно пишется э в соответствии с произношением: дуэль, дуэт, каноэ, маэстро, поэзия, силуэт. Исключения из этого правила: проект, проекция, реестр и др.

7.Буква й в начале слова пишется, если это слово заимствованное или собственное имя: йогурт, йод, Нью-Йорк.

Правописание корней.

Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:

Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне , с которым ты познакомился еще во втором классе.

Правило.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

Ловушка №1!

Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА -):

хор О ший – прихор А ш ИВА ться.

Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

Ловушка №2!

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

в ОРО та – прив РА тник,

х ОРО нить – ох РА на,

з ОЛО то – з ЛА то,

х ОЛО дный – прох ЛА да.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра-\-ла- (старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

аб…туриент - ?

в…кторина - ?

ор…гинал - ?

Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.


Формулировки задания А13 могут быть разные:

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Алгоритм действий №1.

1. В каждом варианте ответа выделить корни.

2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

Разбор задания.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

Вариант №1.

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Вариант №2.

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Вариант №3.

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

Вариант №4.

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

Алгоритм действий.

1) В каждом варианте ответа выделить корни.

2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3) Придется вспомнить чередующиеся корни . Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило.

Разбор задания.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р…стительный, переск..чил, вн..мал

2) д…лины, нап..дение, в…дать

3) ст…реть, закл..наю, пон…мать

4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать

Следуем алгоритму. Выделяем корни:

1) р…ст ительный, переск…ч ил, вн…м ал

2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать

3) ст…р еть, закл…н аю, пон…м ать

4) тв…р чество, расст…л ать, нач…н ать

Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

1) р…ст ительный , переск…ч ил , вн…м ал

2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать

3) ст…р еть , закл…н аю, пон…м ать

4) тв…р чество, расст…л ать , нач…н ать

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

Значит, правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

Умение правильно и грамотно излагать мысли на бумаге крайне необходимо. Развитию этого навыка уделяют внимание ещё в начальной школе. Одними из самых часто встречаемых орфограмм являются проверяемые безударные гласные в корне слова. Примеры привести несложно: дверной - двери , зеркальный - зеркало , писать - пишет . Во всех перечисленных словах гласные, написание которых находится под сомнением, проверяются однокоренными лексическими единицами, где звук находится в сильной позиции и чётко слышен.

Виды безударных гласных

Чтобы не ошибиться и написать слово с орфограммой правильно, необходимо сначала определить, к какому именно виду она относится. В русском языке принято выделять 3 типа безударных гласных :

  • непроверяемая гласная (словарное слово);
  • чередующаяся гласная;
  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Слово является непроверяемым в том случае, если к нему невозможно подобрать проверочное. В такой ситуации его написание следует уточнить в орфографическом словаре и запомнить.

Примеры - арбуз , человек , чеснок , поролон , календарь , пакет и многие другие.

К группе с непроверяемой гласной в корне относится большое число лексических единиц, заимствованных из иностранных языков: симпатия , информация , филармония , церемония , экономика , математика и т. д.

Корни с чередованием тоже часто вызывают трудности. В этом случае правописание может зависеть от различных факторов :

  • от ударения: сгорает - гарь , заря - зори ;
  • от наличия суффикса «а» после корня: выдирать - выдернул , застилает - застелет ;
  • от согласного в конце корня: растительность - заросли - отращивать ;
  • от смысла: обмакнул - промок .

Чтобы не совершить ошибку, необходимо запомнить, в каких именно корнях появляются чередующиеся гласные и каким правилам они подчиняются.

Чтобы определить, является ли орфограмма безударной проверяемой гласной корня, нужно убедиться, что отсутствует явление чередования. После этого следует подобрать слово, где гласная, вызвавшая затруднение, будет стоять под ударением: коробка - короб , прямой - прямо , цветок - цвет .

Для верного определения проверочного слова необходимо помнить о некоторых важных правилах и исключениях русского языка.

Как найти проверочное слово

Основная сложность при написании заключается в том, как правильно проверить безударную гласную в корне. Правило звучит достаточно просто: нужно подобрать однокоренное слово, в котором буква будет стоять в сильной позиции, т. е. под ударением :

  • щека - щёки ;
  • колбаса - колбасный ;
  • пекарня - пекарь ;
  • грибной - гриб ;
  • цепочка - цепь .

Однако есть ряд исключений из основного правила. Чтобы не допустить ошибку при проверке, необходимо их учитывать :

Все перечисленные правила, а также исключения из них, проще всего запомнить на практике. Для этого можно выполнить несколько упражнений на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задания на правописание безударных гласных в корне встречаются как в учебниках для начальных классов, так и в сборниках ЕГЭ. Ниже будут разобраны некоторые типы упражнений.

Задание 1. Записать 10 слов, в корне которых присутствует проверяемая безударная гласная.

Чтобы выполнить это упражнение, можно посмотреть вокруг и определить, какие из окружающих предметов или признаков имеют в корне гласные в слабой позиции и какие из них проверяются. При этом лучше избегать глаголов, имён существительных и прилагательных иностранного происхождения. А также необходимо проверять, не является ли гласная в корне чередующейся.

Вот лишь некоторые слова, которые подходят под условие упражнения :

  • стекло - стёкла ;
  • окно - окна ;
  • часы - час ;
  • столы - стол ;
  • зелёный - зелень ;
  • на полу - пол;
  • зеркало - зеркальный ;
  • деревянный - дерево , деревья ;
  • стена - стены ;
  • тепло - тёплый .

Под условие задания могут подойти и другие примеры слов.

Упражнение 2. Где пропущена проверяемая безударная гласная?

Аб…немент, ш… лестеть, г… реть, изб… жать, зам… рать, охр… нять, ш… колад, пон… мание, в… лнистый, д… ректор, р… жим, мол… ко.

Сначала следует найти лексические единицы, в которых есть чередование гласных: гореть , замирать , понимание .

Теперь нужно написать проверочные слова к оставшимся в списке. Те из них, которые не удалось проверить, являются непроверяемыми. Эти лексические единицы можно проверить :

  • шелестеть - шелест ;
  • избежать - бег ;
  • охранять - охрана ;
  • волнистый - волны ;
  • молоко - молочный .

Слова абонемент , шоколад , директор и режим являются словарными.

Упражнение 3. Вставить пропущенные буквы.

Наступило раннее утро. Д… вчонка проснулась, вск… чила с кровати и выгл… нула в… кно. Небо поразило её своей с… невой. Уд… вительно осв… жающий воздух ворвался в комнату. Однако всё с… мейство прод… лжало крепко спать. Она взд… хнула, закрыла форточку и начала л… ниво собираться в школу.

Нужно подобрать проверочные слова :

Ко всем словам с пропущенной буквой были подобраны проверочные слова.

Формулировки упражнений по русскому языку могут отличаться. В некоторых из них может потребоваться определить, какая одна и та же буква пропущена в каждой строке задания. Иногда вопрос формулируется так, что нужно понять, какая именно орфограмма присутствует в каждой из нескольких лексических единиц. Но если к слову можно подобрать проверочное, то, без сомнения, речь идёт именно о гласной в корне без ударения.

Вконтакте

Русский язык является одним из богатейших в мире. В то же время он считается структурой со сложным грамматическим строем. Поэтому очень часто произношение слов не определяет их правильного написания. Примеров такого несовпадения можно привести массу: в слове "посолить" безударная гласная в корне слова "о" слышится и произносится как "а". Как же быть в этом случае? Как не ошибиться в таких написаниях? В статье рассмотрим эти вопросы подробнее.

Безударные гласные в корне слова

Практически все сомнительные случаи попадают под то или иное правило. Сложность зачастую создают безударные гласные буквы в корне слова. Существует несколько способов разрешения данной ситуации. В простейшем варианте следует написание проверять родственным или несколько измененным словом. В результате должна получиться конструкция, в которой сомнительный звук стоит в "сильном" (ударном) положении. Если такое слово существует, то говорят о том, что вызывающая вопрос буква - это проверяемая безударная гласная в корне слова. Например: города - город; вода - воды. Но не для всех случаев подходит такой способ проверки написания. Например, таким образом не устанавливается слова или написание букв о-ё после шипящих. Например: подгореть - угар, шёлк и крыжовник. Тем не менее основная часть корней в русских словах пишется в соответствии с морфемным принципом русской орфографии. Он гласит, что правописание конструктивных элементов слова находится вне зависимости от их произношения.

Как проверить безударные гласные в корне слова?

Существуют несложные действия, совершив которые, пишущий сможет проверить сомнительный случай. Чтобы установить, какую букву употреблять, нужно:

Найти корень в слове (например, болеет - корень "бол").

Подобрать родственное слово с ударением на проблемную гласную (болеет - больно).

Особый случай - буква "ё", которая всегда находится в "сильной" (ударной) позиции. Это означает, что в словах одного корня в слабом положении будем писать "е". Например: вёсны - весна, звёзды - звезда, налёт - налетать.

Определение ударением гласной в корне позволяет правильно писать все однокоренные слова: весна - весной - весенний, морской - море - заморский.

Словарные случаи

Когда безударная гласная в корне слова не поддаётся проверке указанным выше способом, следует обратиться к справочной литературе. Написание таких "трудных" случаев следует запомнить. Эти слова в русском языке не подчиняются общим правилам и поэтому называются словарными. А знание правильного написания одного такого речевого элемента позволяет правильно писать и все родственные конструкции. К примеру, возьмём слова вагон, диван, вазелин, винегрет, археолог, президент, экскаватор . В этих случаях проверочные основы не подобрать, но их написание можно запомнить. Что нам это дает? Мы будем знать написание всех их однокоренных слов и производных форм: вагон - вагонный, вагоновожатый; диван - диваны, диванный; вазелин - вазелиновый .

Двойные сомнительные

Мы выяснили, как проверяется одна безударная гласная в корне слова. А если таких букв две, то как быть? Например, в словах молотить, голосит . В таких случаях следует опять же поступать по правилам. Необходимо подобрать родственные конструкции: молотить - молот, молотит; голосит - голос, многоголосие. Таким образом, мы для себя можем сформулировать правило под названием "безударная гласная в корне слова, которую можно проверить путём подбора родственного речевого элемента". В этих случаях буква должна слышаться явно, так как она находится под ударением. В случае наличия двух сомнительных букв следует подобрать несколько родственных речевых элементов. В одном ударение будет падать на одну безударную гласную, а в другом, соответственно, на другую, как показано в примерах выше.

Буквы "о" и "а"

У многих вызывает затруднения чередующая безударная гласная в корне. Это связано с некоторыми расхождениями в правилах для тех или иных речевых элементов. Например:

КОС - КАС, где "а" пишется, при наличии за корнем суффикса "а" (коснуться - прикасаться).

ЛОЖ - ЛАГ, где перед согласной "ж" пишем букву "о", а перед согласной "г" пишем "а". Пример: положить - возлагать.

КЛОН - КЛАН, где в безударном положении пишем только "о". Пример: наклониться.

ТВОР - ТВАР, где в безударной позиции пишем "о". Пример: творец (исключение в данном случае - утварь).

ГОР - ГАР, где "а" бывает в слове только в "сильной" позиции. Буква "о" употребляется в безударном положении. Пример: загар, загорит.

ЗОР - ЗАР. Пишем, наоборот, под ударением букву "о". В слабой позиции используется буква "а". Пример: заря - зори. Исключения здесь: птица-зорянка, (решили) зоревать.

РАСТ - РОС, где в позиции перед буквосочетанием СТ и согласной Щ пишем "а". В случаях, когда употребляется "с", то перед ней используется "о". Пример: подрастать, выращивать. Но при этом: росли. В качестве исключений следует запомнить: росток, ростовщик, наименование города Ростов, мужское имя Ростислав, подростковый, отрасль.

РАВН - РОВН, где "а" употребляется в словах со значением "равный по каким-то параметрам", а "о" - в словах со значением на ровной поверхности. Пример: уровень, уравнение.

МОК - МАК, где МАК пишется при смысловом значении окунать в жидкость, а МОК - пропускать жидкость. Пример: обмакнуть, но намокать.

Употребление "е" и " и"

Для чередующихся корневых гласных Е-И правило написания одинаково для всех идентичных корней - пишем гласную И при наличии в закорневой позиции суффикса А, при его отсутствии ставим Е:

БИР - БЕР: уберём - убирать;

ДИР - ДЕР: сдерёт - сдирать;

МИР - МЕР: замереть - умирать;

ПИР - ПЕР: отпереть - запирать;

ТИР - ТЕР: оттереть - оттирать;

ЖИГ - ЖЕГ: поджигать - сжёг;

СТИЛ - СТЕЛ: расстилать - постелить;

БЛИСТ - БЛЕСТ: блестеть - блистать.

Правописание букв О-Ё после шипящих

В таких случаях в сильной позиции пишем корневую гласную букву Ё, если при изменении слова в корне появляется гласная Е. Например: дешёвый - дешевле; жёрдочка - жердь. Это же правило действует, если при изменении слова ударение переходит на соседний слог: чёлка - чело; бечёвка - бечева. Во всех остальных случаях в корне после шипящей следует писать букву "о".

Прочие сочетания

Сегодня в русском языке есть корни с неполногласными сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- и прочие, пришедшие из старославянского языка, которым соответствуют полногласные корневые буквосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Слова, содержащие такие буквосочетания, не требуют проверки ударением, их нужно просто узнавать. Примеры: город (русск.) - град (ст. слав.); здоровье (русск.) - здравие (ст. слав.); молодёжь (рус.) - младое (ст. слав.); золото (рус.) - злато (ст. слав.); берег (рус.) - брег (ст. слав.); дерево (рус.) - древо (ст. слав.); шлем (рус.) - шелом, ошеломлённый (ст. слав..); молоко (рус.) - млечный (ст. слав.). Чаще всего такие полногласные и неполногласные буквосочетания сразу определяемы и, как правило, не вызывают трудностей. Однако не все такие соответствия могут быть восстановлены в современном нам русском языке. Примеры: корова - крава; мороз - мраз. В некоторых словах второй вариант древнеславянского корня сохранился только в других славянских языках. Пример старославянского корня в русском языке сохранился в слове Бологое - наименовании населённого пункта. Исходным словом является "благо".

Слова современного русского языка, вошедшие в него из старославянского, зачастую бывают со стилистической окраской (град, брег, злато и прочие), так как они были неотъемлемой частью книжной, поэтической речи, торжественной и высокопарной. Это был литературно-книжный сакральный язык всех славянских народов, живших в 9-11 в, на который была переведена с древнегреческого языка и Библия, на нём велись богослужения. Есть слова старославянской эпохи, которые за долгое время пребывания в составе русского языка претерпели изменения в значении, утратив былую возвышенно-торжественную окрашенность, и стали обычными, вполне нейтральными по смыслу, то есть обрели новое значение. Примеры: омонимичные слова глава - руководитель города, делегации и прочего, и глава - часть издания, книги, статьи.

ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ

Правописание слов с безударными гласными в корне

Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением

Существует немало слов, гласные в корнях которых нельзя проверить ударением. Это так называемые «словарные» слова. Они подчиняются историческому принципу орфографии и пишутся по традиции. Среди них есть слова исконно русские, но в большинстве своем подобные слова пришли из других языков. Написание их определяется по словарю и запоминается. (Применяют разные приёмы запоминания таких слов: можно крупно написать слово цветными фломастерами на карточке и повесить на видное место или пропеть по слогам на любимую мелодию: кто-то лучше запоминает глазами, кто-то на слух ): со бака, ко рова, ви не грет, ди ри жёр, ине й и др.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Чтобыправильно написать букву в корне слова, нужнонайти проверочное слово - изменить данное слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударный гласный оказался в сильной позиции (под ударением) и произносился четко: но винка - нó вый , се ление - сё ла , прила скать - лá ска.

Чтобы не перебирать множества однокоренных слов, надеясь хотя бы в одном из них найти гласный в сильной (ударной) позиции, хорошо знать приёмы, одинаковые для проверки многих слов. Существует несколько практических приемов быстрого нахождения проверочного слова. Они могут быть полезны для большинства слов с безударными проверяемыми гласными.

Типовые приемы проверки

Подбор проверочного слова нужно начинать с форм того же слова (т.е. нужно изменить данное слово). Это самый простой способ.

1. Для имени существительного:

а) если имя существительное с безударным гласным в корне стоит в единственном числе, следует поставить существительное в форму множественного числа: зе мля (ед.ч.) - зé мли (мн. ч.), но га - нó ги, ре ка - рé ки и др.

б) если имя существительное с безударным гласным в корне стоит во множественном числе, следует поставить слово в форму единственного числа: ле са (мн.ч.) - ле с (ед.ч), сне га - сне г, де ла -дé ло и др.

в) можно изменить падеж существительного: ве щей (Р.п.) - вé щи (И.п.), де тей - дé ти, до черей - дó чери и др.

2. Для имени прилагательного:

безударный гласный часто проверяется постановкой прилагательного в краткую форму мужского рода: до рогóй - дό рог, ря бóй - ря б, зе лёный - зé лен и др.

3. Для глагола:

а) поставить глагол в форму 3-го лица настоящего или будущего времени (он, она, они) : ва рить - вá рит, то птала – тό пчет, пи сали – пú шет, све тить - свé тит и др.;

б) поставить глагол в форму прошедшего времени мужского рода: заве ду - завё л, нагре бла - нагрё б, наме ло - намё л и др.

в) поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив): бро сали - брó сить, вста ёшь - вста ть, натя нул - натя гивать и др.

Если изменение слова не помогает найти проверочное слово, нужно подобрать однокоренное слово, являющееся другой частью речи:

а) глагол можно проверить отглагольными существительными: сме яться - сме х, вздо хнула - вздо х, весе литься - весé лье и др.

б) хо лодный (прилаг.) – хó лод (сущ.) , о сенний (прилаг.) - ó сень (сущ.) ;

в) чи стота (сущ.) – чú стый (прилаг.), ча стота (сущ.) - чá стый (прилаг.).

Иногда нужно подобрать другое однокоренное слово, являющееся той же частью речи: тро пинка – трó пка , в е ршина – ве рх , до мишко - дó мик , ко стяной - кó стный , ста ринный - стá рый.

Внимание!

1. Нельзя пользоваться правилом нахождения проверочного слова при написании слов, в которых есть чередование гласных в корне: прила гать - нельзя прилóжен (это корни с чередованием лаг-/лож -); подра стёшь - нельзя подрóс (корни раст-/рос-); бли стать - нельзя блеск (корни с чередованием блист-/блеск- ).

Что еще почитать