Рассказ первый учитель для 1. Первый учитель

Очень кратко: На заре советской власти молодой малограмотный парень приходит в аил в казахской степи и основывает школу, открывая для местных детей новый мир.

Композиция произведения построена по принципу рассказ в рассказе. Начальные и финальные главы представляют собой размышления и воспоминания художника, середина - рассказ главной героини о своей жизни. Всё повествование ведётся от первого лица: первая и последняя части - от лица рассказчика, середина - от лица академика.

Художник задумывает написать картину, однако пока не может выбрать тему для неё. Он вспоминает своё детство в аиле Куркуреу, что в казахской степи. Перед глазами возникает главный символ родных мест - два больших тополя на бугре. Этот голый бугор в аиле называют «школой Дюйшена». Когда-то некому комсомольцу вздумалось организовать там школу. Теперь одно название осталось.

Художник получает телеграмму - приглашение на открытие новой школы в аиле. Там он встречает гордость Куркуреу - академика Алтынай Сулаймановну Сулайманову. После торжественной части директор приглашает активистов колхоза и академика к себе. От бывших учеников приносят телеграммы с поздравлениями: их привёз Дюйшен. Теперь он развозит почту. Сам Дюйшен не заходит на праздник: надо сначала закончить работу.

Теперь многие с усмешкой вспоминают его затею со школой: он, мол, сам не весь алфавит знал. Пожилая академик краснеет при этих словах. Она поспешно, в тот же день, уезжает в Москву. Позже она пишет художнику письмо и просит донести её историю людям.

В 1924 году в аиле появляется молодой Дюйшен и хочет открыть школу. Он своими силами приводит в порядок сарай на бугре.

Сирота Алтынай живёт в семье тётки, которая тяготится девочкой. Ребёнок видит лишь оскорбления и побои. Она начинает ходить в школу. Ласковое отношение и добрая улыбка Дюйшена согревает ей душу.

На уроке учитель показывает детям портрет Ленина. Для Дюйшена Ленин - символ светлого будущего простых людей. Алтынай вспоминает то время: «Думаю я сейчас об этом и диву даюсь: как этот малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, ... как он мог отважиться на такое поистине великое дело!.. Дюйшен не имел ни малейшего представления о программе и методике преподавания... Сам того не ведая, он совершил подвиг... нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, ... вдруг открылся... невиданный прежде мир...»

В холода Дюйшен на руках и на спине переносил детей вброд через ледяную речку. Богатые люди, проезжавшие в такие моменты мимо в лисьих малахаях и овчинных шубах, презрительно посмеивались над ним.

Зимой, в ночь возвращения учителя из волости, куда он ходил на три дня каждый месяц, тётка выгоняет Алтынай к дальним родственникам - старикам Сайкал и Картанбаю. У них в то время и жил Дюйшен.

Среди ночи раздаётся «гнусавый, утробный вой». Волк! И не один. Старик Картанбай понял, что волки кого-то окружают - человека или лошадь. В этот момент в дверях появляется Дюйшен. Алтынай плачет за печкой от счастья, что учитель вернулся живой.

Весной учитель вместе с Алтынай сажают на бугре две «молоденькие сизоствольные топольки». Дюйшен верит, что будущее девочки в учении, и хочет отправить её в город. Алтынай с восхищением смотрит на него: «горячей волной поднялось в моей груди новое, незнакомое чувство из неведомого ещё мне мира».

Вскоре в школу является тётка с краснорожим человеком, который недавно появлялся в их доме. Краснорожий и ещё двое всадников избивают Дюйшена, защищавшего девочку, и силой увозят Алтынай. Тётка отдала её во вторые жены. Ночью краснорожий насилует Алтынай. Утром перед юртой появляется перебинтованный Дюйшен с милиционерами, и насильника арестовывают.

Через два дня Дюйшен везёт Алтынай на станцию - она будет учиться в ташкентском интернате. Уже отходящему поезду учитель, с полными глазами слёз, кричит «Алтынай!», будто забыл сказать что-то важное.

В городе Алтынай учится на рабфаке, потом - в Москве в институте. В письме она признаётся Дюйшену, что любит его и ждёт. На этом обрывается их переписка: «я думаю, что отказал он мне и себе потому, что не хотел мешать мне учиться».

Начинается война. Алтынай узнаёт, что Дюйшен ушёл в армию. Больше о нём нет вестей.

Уже после войны она едет в поезде по Сибири. В окне Алтынай видит в стрелочнике Дюйшена и срывает стоп-кран. Но женщина обозналась. Люди из поезда думают, что ей привиделся погибший на войне муж или брат и сочувствуют Алтынай.

Проходят годы. Алтынай выходит замуж за хорошего человека: «У нас дети, семья, живём мы дружно. Я теперь доктор философских наук».

Она пишет художнику о произошедшем в аиле: «...не мне надо было оказывать всяческие почести, не мне надо было сидеть на почётном месте при открытии новой школы. Такое право имел прежде всего наш первый учитель... - старый Дюйшен... я хочу поехать в Куркуреу и предложить там людям назвать новую школу-интернат „школой Дюйшена“».

Под впечатлением от истории Алтынай художник думает над ещё не написанной картиной: «...мои современники, как сделать, чтобы мой замысел не просто дошёл до вас, а стал бы нашим общим творением?» Он выбирает, какой из рассказанных академиком эпизодов изобразить на своём полотне.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

Сочинение

«Моя первая учительница»

Работу выполнила:

Домашний адрес:

с. Алексеевка, пер. Сибирский – 13.

Адрес школы:

Алтайский край,

Петропавловский район,

с. Алексеевка, ул. Центральная – 14;

телефон: 21 – 3 – 98.

с. Алексеевка

В большую жизнь Вы нам открыли двери,
Вы нас не только азбуке учили.
Учитель! Мы Вас любим, мы Вам верим!
Мы доброты уроки получили!

Н. Иванова.

Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почётной, но в то же время наиболее тяжёлой. Умение передать свой опыт детям, только вступающим в самостоятельную жизнь людям – это талант.

Я учусь в третьем классе средней школы села Алексеевки. В нашей школе много прекрасных преподавателей. И о каждом из них можно было бы написать сочинение. Всех их я ценю, уважаю, иногда жалею. Но самый значительный след в моей пока не слишком долгой жизни оставила первая учительница – .

С ней я познакомилась, когда пришла в школу первый раз в первый класс. Первое сентября 2009 года для меня был особенным днём. И не только потому, что я шла в первый класс, но и потому, что я шла к своей первой учительнице. Конечно, я тщательно готовилась к этому событию, но все равно очень волновалась. Вместе со мной переживали родители, бабушки и старший брат Денис. Все они провожали меня в школьную жизнь. Мама привела меня в уютный и самый лучший класс школы. Я подарила Людмиле Николаевне букет, она обняла меня, взяла за руку и волнение куда-то исчезло. Так я обрела вторую маму.


Начался самый запоминающийся первый урок. Взгляд учительницы был направлен на каждого из нас в отдельности, но в то же время она видела сразу весь класс. За те несколько минут, когда Людмила Николаевна молча, с еле заметной улыбкой оглядывала нас, создалось ощущение, что она успела проникнуть в душу каждого ученика, изучить его характер, услышать его мысли. Все невольно притихли. Голос ее звучал чётко и звонко.

Изо дня в день я раскрываю в Людмиле Николаевне все новые и новые качества. Во-первых, она опытнейший учитель. Этот факт никто не сможет опровергнуть. Во-вторых, Людмила Николаевна – чудесный человек. Учитель одновременно должен быть добрым и строгим, требовательным и прощающим, весёлым и серьёзным. Людмиле Николаевне удается совмещать все эти качества.

Весёлая и в то же время строгая, добрая и требовательная, она моментально стала для меня лучшей подругой. Постепенно я начала всё больше и больше привязываться к ней, да и она полюбила всех нас. Людмила Николаевна учит нас не только грамоте, письму, но и уважительному отношению друг к другу, серьёзности к важным делам, трудолюбию, дружбе. Она помогает нам преодолевать трудности.

Я очень люблю учиться! Во время каникул всегда скучаю по школе. Конечно, во многом это заслуга моей первой учительницы. Мне нравится узнавать новое, сталкиваться с проблемами и находить пути их решения, отвечать на возникающие вопросы. Это тоже благодаря Людмиле Николаевне.

А какая она заботливая! Прийти на помощь в трудную минуту, утешить, ободрить, подсказать верное решение, помирить тех, кто в ссоре, пожурить тех, кто провинился – и всё это от чистого сердца, с самыми нужными словами и самыми добрыми в мире глазами.

А какая Людмила Николаевна выдумщица! На наши внеклассные мероприятия с удовольствием приходят родители, бабушки и дедушки, дяди и тёти, братья и сёстры. До чего же всегда интересно! Конкурсы, соревнования, эстафеты, концерты, беседы – чего только не было! И всех Людмила Николаевна умеет удивить, увлечь, растормошить, рассмешить и сделать счастливыми.

Моя первая учительница, как и я, родилась в нашем селе. Ещё в школе она мечтала работать с детьми. Поэтому, окончив педагогический институт, пришла работать в школу, в которой сама когда-то училась 10 лет. Учитель – не столько призвание, не столько талант, одарённость, сколько – судьба. Одному человеку дана такая судьба, другому – нет. Профессия учителя требует от человека всех его сил и способностей без остатка. Это служение, которое не знает каникул и перемен. Труд учителя удивительно сочетает в себе молодость души и мудрость слов, каждодневный нелёгкий труд и ежедневный праздник победы знаний. Учитель идёт по дороге познания всю жизнь, не уставая учить, учиться, делать открытия и удивляться миру. И я несказанно рада, что именно такой педагог, настоящий, искренний, чуткий, мудрый, несущий огонёк знаний и радость открытия нового, встретился мне в самом начале моего школьного пути.

Людмила Николаевна за годы работы стала Учителем с большой буквы. Недаром родители ведут к ней своих вторых, третьих детей, а если сказать по секрету, то уже бабушки и дедушки приводят своих внуков. Вот и мой старший брат Денис тоже учился у Людмилы Николаевны. Моя мама отдала меня учиться даже раньше с 6 лет, только чтобы попасть в добрые руки Людмилы Николаевны.


Быть учителем – очень ответственно. Ведь именно от него мы получаем знания, которыми пользуемся в дальнейшем. И знания эти должны быть верными, глубокими и полезными. Мне кажется, что каждый преподаватель хочет, чтобы именно его ученик добился больших успехов в изучении его предмета и во взрослой жизни даже превзошёл своего учителя. Это станет лучшим подарком и будет означать то, что педагог сумел научить всему тому, что умеет сам. Доказательством этих слов являются десятки грамот, дипломов, званий её учеников на районных, краевых и даже всероссийских конкурсах.

Самой главной радостью для учителя, по-моему, является благодарность учеников. Я хочу сказать огромное спасибо Прокопьевой Людмиле Николаевне за всё, что она делает для нас, за то, что она, не щадя сил и времени, терпеливо и настойчиво вкладывает в наши маленькие детские головки те знания, которые нам всегда пригодятся в жизни, учит быть честными, терпеливыми и добрыми. Когда приходишь к ней на урок, заряжаешься положительными эмоциями. Она помогает найти нам что-то в жизни, найти тот путь, который поможет открыть в себе свои самые лучшие качества. Людмила Николаевна дарить нам то, что может дать далеко не каждый учитель: теплоту души, радость от встреч, доброту, лучезарную и светлую улыбку. Я уверена, что все ученики, когда-либо учившиеся у неё, любят, помнят и уважают этого замечательного и искреннего человека. И я очень рада, что на моем жизненном пути встретился именно такой человек.

Людмила Николаевна дает нам самые главные уроки – уроки жизни. Она останется в моём сердце добрым, ласковым и отзывчивым человеком. Я буду помнить её всегда. Ведь мои достижения – это её заслуга.

«Моя первая учительница»

Я хочу рассказать о своей учительнице - Елене Михайловне Рекетчук.
Я учусь в 4 «А» классе. Елена Михайловна учит меня с 1 класса. Она строгая учительница, не любит, когда не сделаны домашние задания. А если они сделаны неправильно,то Елена Михайловна не сразу ставит оценку в журнал, а разрешает переписать. Она печалится и переживает, когда ее ученики получают плохие оценки. Но Елена Михайловна бывает и веселой! Особенно она радуется нашим пятеркам и четверкам. Наша учительница - на все руки мастер! Она учит нас не только русскому языку и математике, но и рисованию и труду. Мне очень нравиться на уроках труда! Я научился пришивать пуговицы, делать поделки из картона и бумаги, а в последний раз сшил куклу и одежду для нее. И на рисовании мне интересно, ведь уроки такие увлекательные. А в последнее время мне нравиться математика. Хотя это трудный предмет, но Елена Михайловна объясняет понятно. С нашей учительницей мы не только учимся, но и отдыхаем. Мы с ней были в театрах, в музеях, ездили в зоосад, бывали на экскурсиях.
В следующем учебном году Елена Михайловна уже не будет нас учить, а возьмет первоклашек, но я никогда не забуду свою первую учительницу! Она многому научила меня и моих одноклассников. Не только математике и другим предметам, но и тому, что надо быть честными, добрыми, воспитанными людьми.
Я желаю Елене Михайловне счастья, здоровья, хороших учеников и почаще улыбаться!

Кошелев Олег, 4 «А» класс

«Мой первый учитель»


Она была очень красивая и добрая. У неё был внимательный взгляд. Нина Сергеевна всех любила и не ругала. Она учила нас математике, русскому языку. Мне больше всего нравился урок окружающего мира.
Я запомню эту учительницу на всю жизнь.

Крицкий Данила, 2 А класс

«Мой первый учитель»

В 1 классе меня учила Нина Сергеевна.
Она была добрая, хорошая, мы её все любили. У Нины Сергеевны голубые глаза и добрый взгляд. Она нас всему научила: читать, писать, считать.
Это мой самый любимый учитель.

Яковлева Альбина, 2 А класс

«Мой первый учитель»

Я пошла в первый класс 1 сентября. Меня встретила учительница. Она мне очень понравилась. Её звали Нина Сергеевна.
Она была добрая, она любила нас. Нина Сергеевна хорошо нас учила.
Но, к сожалению, Нина Сергеевна уехала. Я её никогда не забуду.

Логвина Алина, 2 А класс

«Мой первый учитель»

Во втором классе у нас появилась новая учительница. Её зовут Виктория Викторовна.
Виктория Викторовна очень красивая и добрая. Она хорошо ведёт уроки и кружки. Этот учитель всё понятно объясняет на уроках.
Я думаю, что она останется с нами до 11 класса, потому что она всегда улыбается.

Процко Наталья, 2 А класс

«Мой первый учитель»

В 1 классе меня учила Нина Сергеевна.
Нина Сергеевна очень добрая, красивая, хорошая. У неё голубые глаза, нежный взгляд и весёлая улыбка.
Мы изучали в 1 классе с Ниной Сергеевной чтение, русский язык, математику. Она всё понятно объясняла. На уроках мне больше всего нравилось читать, решать примеры и писать.
Я никогда не забуду первого учителя!

Грау Весна, 2 А класс

«Мой первый учитель»

Моя первая учительница Виктория Викторовна.
Она очень умная, хорошая. У неё светлые волосы, синие глаза и красивая улыбка.
Она интересно ведёт уроки. На математике мы решаем примеры и задачи. На русском языке изучаем правила и пишем под диктовку.
Я буду всегда помнить своего первого учителя.

Мешкелеев Александр, 2 А класс

«Мой первый учитель»

Во втором классе меня учит Виктория Викторовна.
Виктория Викторовна очень хорошо ведёт уроки. Мне нравится, как она объясняет новый материал. Особенно мне интересно на уроках окружающего мира.
У Виктории Викторовны синие глаза и она очень красивая. Мне нравится мой учитель!

Винникова Диана, 2 А класс

«Мой первый учитель»

В первом классе меня учила Нина Сергеевна.
Она была добрая и хорошая. Нина Сергеевна мне сразу понравилась. Мне было интересно на уроках русского языка, чтении, математики.
Первый учитель навсегда останется у меня в памяти.

Рычкин Сергей, 2 А класс

Рассказ о первой учительнице. Вере Прохоровне Бессоновой. Воспоминания о школе. Поздравление с 1 сентября. Геннадий Любашевский.

Уважаемые коллеги, друзья!

Заканчивается календарное лето. И сразу вспоминаются строки из песни: «Скоро осень, за окнами август»...

А ведь первый день осени запомнился нам на всю жизнь именно тем, что мы 1 сентября стали первоклассниками. Помните, как это было?

Безусловно, у каждого из нас свои воспоминания, а праздник – День Знаний – общий. Поздравим же друг друга, наших детей и внуков с этим замечательным праздником и ещё раз вспомним своих наставников, давших нам путёвку в жизнь.

С праздником всех! Новых вам творческих удач!

Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени.

Н. А. Некрасов

«Первая учительница»... Я вывел на чистом листе эти слова, медленно и тщательно, как выводил когда-то буквы в школьной тетради по чистописанию. И остановился. Рука повисла над листом. О чём писать дальше? Ведь я давно хотел написать о ней – о своей первой учительнице Вере Прохоровне Бессоновой . А сейчас никак не могу связать воедино обрывки фраз и мыслей. Так много хочется сказать, а слов не хватает...

Моя первая учительница... Человек, который незримо, как ангел-хранитель, всегда был и будет рядом со мной, который во многом определил мою судьбу и судьбы моих одноклассников. Благодаря ей мы стали друзьями в далёком 1956-м, бережно храним нашу дружбу более 55 лет и будем хранить её, пока бьются наши сердца.

Мы называли Веру Прохоровну нашей второй мамой, а она обращалась к нам не иначе, как «дети». Эти дети давно уже стали дедушками и бабушками, но для неё мы всегда оставались детьми, её детьми. Мы часто приходили к ней в её небольшую комнатку в коммунальной квартире, и эта комната, как и много лет назад, наполнялась нашими голосами. Мы приносили ей фотографии наших жён и мужей, наших детей и внуков. Она знала о нас всё, даже то, чего порой не знали наши родители. Мы привыкли поверять ей сначала свои маленькие детские секреты, а потом и большие взрослые тайны. Мы приносили ей цветы на день рождения, на 8 Марта, на День учителя, а на Песах – мацу, которую она называла «еврейским хлебом» и ела вместо хлеба, потому что у неё был диабет. Наши одноклассники, живущие в Израиле или навещающие там родных, обязательно привозили оттуда лекарства и заменитель сахара и не забывали аккуратно отклеивать этикетки с ценой. Мы могли позволить себе значительно больше, но она сама нам этого не позволяла. Только один раз, когда Вере Прохоровне исполнилось 80 лет, мы собрались не у неё дома, а в кафе и привезли туда нашу учительницу на большой чёрной машине. Тогда, в 2003 году, её юбилей совпал с Днём учителя. За праздничным столом мы, бывшие малыши, которых она учила с 1956 по 1960 год, наговорили ей столько хороших слов, что официантка потом созналась: «Я слушала – и плакала».

Мы с детства наизусть знали все закоулки её двора и число ступеней, по которым поднимались к ней на самый верхний, пятый этаж. Кому-то из нас посчастливилось подняться по ступеням жизненной лестницы к самой вершине, кто-то дошёл до середины, а кто-то оступился и остался далеко внизу. Так распорядилась жизнь. Но никто из нас никогда не чувствовал этой разницы – так она нас научила. Мы были равны перед ней и друг перед другом: олимпийский чемпион Юра Лагутин и слесарь Аркаша Коляда, председатель Ленинской райадминистрации Вова Кияница и парикмахер Света Ковалёва, заслуженный тренер Украины Лёня Цыбульский и кузнец Женя Мишевский, художники Вова Городисский и Толик Непокупный, юрист Валя Тавтелев и преступивший закон, но всё равно не отвергнутый нами Витя Денисов. Мы для неё всегда были дети. Может быть, потому, что Вера Прохоровна совсем ещё молодой женщиной потеряла своего единственного 3-летнего сына, она так тянулась к нам, своим мальчикам и девочкам. А может быть у неё было очень большое сердце...

Все мы, будущие первоклассники, жили недалеко от нашей школы – старой школы №2, которой в 2005 году исполнилось 100 лет. В этой школе Вера Прохоровна и проработала учителем начальных классов с 1949 года и до самой пенсии. Здание, в котором раньше была наша школа, и сейчас стоит между церковью и улицей Героев Сталинграда в районе Малого рынка. Тогда эта улица называлась Школьная. Было в здании всего 8 классных комнат на 33 класса. В одном углу коридора – библиотека, в другом – уголок, где проводили уроки труда, пения, рисования. Туалет на улице. Здание холодное. Зато большой двор, где мы на переменках и после уроков гоняли в футбол.

Последние летние дни далёкого 1956-го... Скоро в школу. Но ещё можно несколько дней побегать по улицам, заглянуть через забор в соседский сад, подразнить собаку или посидеть на сиденье полуторки, на которой сосед приехал домой пообедать. Наша слободка с кривыми улочками (даже соседний переулок носил название Кривой) и старыми покосившимися домами времён дореволюционного Александровска, барахолка, именуемая в народе Тучей, набеги пацанов на копровый цех Запорожстали, где среди металлолома запросто можно было найти оружие времён незабытой ещё войны. У нас было не всегда сытое, но счастливое детство. Не было нагромождения каменных коробок вокруг и асфальта под ногами. И мальчишки играли не в компьютерные игры, а в футбол, «ножички» или «выбивного», подбрасывали ногой кусочек меха со свинцовым грузом – «маялку» и считали, кто «набьёт» больше. А кое-кто из ребят постарше уже отливал из свинца кастеты. И сорванное с ветки яблоко пахло яблоком, а не заморской чертовщиной, а один бочок у яблока был теплее другого, потому что его нагрело солнце. В куче песка можно было найти монету 1736 года со странным названием «денга», а на чердаке – трубу от граммофона и дореволюционное издание стихов Лермонтова. Поход всей семьёй в кино был в порядке вещей, а телевизоров тогда просто не было.

В нашей семье серьёзно занимались воспитанием детей. И то, что мальчик задолго до поступления в первый класс умел читать и писать, играл с папой в шахматы, а с мамой занимался рисованием, считалось у нас дома в порядке вещей. В один из августовских дней, когда Вера Прохоровна обходила своих будущих питомцев, знакомилась с ними и их семьями, я смог продемонстрировать ей свои способности. А наша семья стала для Веры Прохоровны близкой на многие, многие годы. Сколько лет прошло с того памятного дня, а мой папа никогда не забывал позвонить Вере Прохоровне, поздравить с праздником, справиться о её здоровье. И я поступал точно так же.

И вот наступил этот долгожданный день – 1 сентября! Уже лежат на стуле выглаженные мамой «выходная» «шведочка» в полоску и чёрные штанишки на помочах, которые бабушка почему-то называла «шлейками». А дедушка ходит с секатором вокруг огромного куста георгинов и выбирает самые красивые. Папа ведёт меня в школу. С этого дня – это его сфера ответственности. Папа на протяжении всех лет учёбы, во всех школах, где перебывали мы с братом, был в родительском комитете. Я, естественно, впоследствии тоже стал председателем родительского комитете в школе, где училась моя дочь. Разве могло быть по-другому?

Школьный двор полон народу, утопает в цветах. А вот и наша учительница. Совсем молодая, статная, красивая. Она прикалывает каждому из нас на одежду бумажный ромбик, на котором написано 1 «А». Всё, мы уже первоклассники! Сначала, как водится, короткий митинг, потом нас ведут фотографироваться. Вот эта фотография. Весь наш класс. Мои дорогие одноклассники. Лица не с электронного сайта, а из жизни. На фотографии видно, что многим семьям жилось совсем не легко: дети одеты хоть и по-праздничному, но скромно. Только кое у кого из девчонок белые фартучки и белые атласные банты. И у каждого на лице – напряжённое ожидание. Что будет со всеми нами завтра, послезавтра? Мы сидим вокруг своей учительницы, как маленькие птенчики. Как молоды мы были...

Всего четыре года проучились мы вместе с Верой Прохоровной. Четыре года начальной школы и всю жизнь. Наша первая учительница принадлежала к тому племени самоотверженных и безгранично преданных своей профессии людей, которых называют «незаметными героями». Сотни учеников выросли на её глазах, спокойно и уверенно вступили они во взрослую жизнь, и дети многих из них пришли в школу к той же Вере Прохоровне. В каждом она сумела разглядеть индивидуальность и скрытый талант. На одном из первых уроков Вера Прохоровна раздала нам по листочку и сказала: «Нарисуйте то, что умеете». Мальчишки рисовали самолёты и машины, девчонки – кукол и домики. А Вова Кияница нарисовал такой танк, что все ахнули. Его, Толю Непокупного и Вову Городисского учительница взяла за руки и повела в изостудию Дворца пионеров. Городисский и Непокупный таки стали профессиональными художниками (Володя даже заслуженным художником Украины), в изостудию к Ивану Фёдоровичу Федянину ходил и я, но нам с Кияницей художниками стать не довелось.

Все мальчишки хотели заниматься спортом, дотемна гоняли мяч на школьном дворе. Я был ростом меньше других и обычно занимал место в воротах. Потом пришла пора увлечения борьбой «самбо». Примером для нас была известная в городе династия Цыбульских. Одним из её представителей был наш одноклассник Лёня. (Мы сидим с ним рядом на нашей первой общей фотографии). И жили мы рядом. Лёня всегда был человеком широчайшей души и исключительного обаяния. И добился больших успехов в спорте, стал известным тренером по дзюдо. Связали свою жизнь со спортом и будущий олимпийский чемпион по гандболу Юра Лагутин, и Володя Марьяновский, и многие другие наши мальчики. И во всех нас вложила частицу своей души Вера Прохоровна.

Казалось бы, она учила нас по той же школьной программе, что и другие учителя. И, тем не менее, был какой-то секрет в том, что самые шумные и бесшабашные слободские мальчишки сидели на её уроках чинно и смирно, жадно ловили каждое её слово. Конечно, мы не были ангелами. Но к каждому из нас у Веры Прохоровны был свой, особый подход, для каждого она находила свои, особенные слова. Была, действительно, как мама. И мы старались отплатить ей своей любовью, оказать по-детски наивные, но искренние знаки внимания. У Веры Прохоровны болели руки, застуженные ещё со времён войны, когда её девчонкой угнали в Германию. Она ухитрилась сбежать из лагеря, но память о войне осталась на всю жизнь. И вот однажды она попросила нас наловить ей пчёл (кто-то посоветовал ей лечиться пчелиным ядом). На следующее утро почти весь класс явился на уроки со спичечными коробками, из которых раздавалось басовитое гудение маленьких насекомых, и гордо сложил кучу коробков на учительский стол. Небольшой, но яркий факт из нашей повседневной жизни. Наша любимая учительница жила этой жизнью вместе с нами, учила своих питомцев, как тогда говорили, овладевать знаниями и заниматься общественно-полезным трудом, и не «для галочки», а всерьёз, по-настоящему. Был ли это сбор макулатуры, или металлолома, поездка на Каховское море или первое в жизни катание на самолёте, – она всегда была с нами.

Конечно, у детей были разные способности и наклонности. Но Вера Прохоровна каким-то непостижимым образом сумела разглядеть в каждом из нас то главное, что потом определило нашу дальнейшую судьбу.

Было у нас на уроках и немало смешных ситуаций. Мне запомнился случай с Юрой Лагутиным. Был диктант по украинскому языку, Вера Прохоровна своим чётко поставленным «учительским» голосом произносила слово за словом, после каждого слова следовало: «кома» (по-русски «запятая»), а Юра добросовестно вписывал в тетрадь каждое слово из диктанта плюс слово «кома»... Мы потом немало над этим потешались. Тем не менее, это не помешало Юре стать в 1972 году в Мюнхене олимпийским чемпионом по гандболу. Увы, последствия тяжёлой травмы привели к его преждевременной кончине...

Раз уж я вспомнил о Юре, расскажу и о том, что однажды, зайдя в гости к нашей однокласснице и его двоюродной сестре Ире, увидел на стене картину, на которой был изображён смертельно раненый на дуэли Пушкин. Несколько минут стоял я у небольшого полотна, потрясённый тем, как художник передал страдания великого поэта. Автором картины был отец Иры – художник-любитель. Эта картина до сих пор стоит перед моими глазами...

Класс наш был интернациональный. Но все мы, независимо от национальности, чувствовали себя, как в одной большой семье. И в этом несомненная заслуга нашей первой учительницы. Я на всю жизнь запомнил слова Веры Прохоровны, сказанные когда-то на «классном часе»: « Дети! Вот Игорь Гипсман по национальности еврей, Валя Тавтелев – татарин, Вера Яцеленко – украинка, Витя Денисов – русский. Но мы все живём в стране, которая называется Советский Союз, и мы все равноправные граждане этой великой страны, независимо от того, у кого какая национальность. Вы должны дружить друг с другом и помогать друг другу». Пророческие слова великой женщины и великого Учителя! Мы свято помним их до сих пор. Будем помнить всегда. Передадим детям и внукам. И в скорбный осенний день 2008 года проводить в последний путь свою любимую учительницу пришли мы – её дети. Наш многонациональный класс.

Последний раз зашли мы в её комнату, где на стенах висели наши фотографии и где уже никогда не зазвучат наши весёлые голоса. Последний раз стояли мы у её подъезда, укрываясь от пронизывающего ветра и не пряча друг от друга мокрые глаза. А когда из подъезда вынесли гроб, из-за дерева вдруг вышел человек, странный, как будто бестелесный и отрешённый от мира. Бедно одетый, в каком-то нелепом коротком пальтишке, на руках – нитяные перчатки с обрезанными пальцами, под мышкой – что-то завёрнутое в тряпку. Его до этого никто не видел. Он словно возник из воздуха. Незнакомец развернул тряпку и... поднёс к плечу скрипку. Я слышал и видел многих великих музыкантов. Но такого необыкновенного исполнения я не слышал никогда. Наверное, Господь послал к нам своего ангела, чтобы принять к себе душу нашей учительницы под божественные звуки скрипки. Звучала мелодия Свиридова из музыки к повести Пушкина «Метель».

"Ученье свет, а неученье - тьма,"- гласит народная мудрость. Жизнь каждого человека освещает учитель. Учитель открывает свое дело, большой мир, которому посвящена его жизнь. За хорошим учителем хочется войти в его мир. Мир моего учителя – это его ученик. Когда передо мной встал вопрос, о каком учителе написать, я долга не думал. Хочется рассказать сразу про своего учителя, который, как мне кажется, сильно влияет на меня. Это моя первая учительница - Светлана Владимировна. Она учит нас четыре года, является нашим классным руководителем. Говорю я о Светлане Владимировне - прекрасный учитель, замечательная женщина. Познакомились мы с Светланой Владимировной, когда пришли в первый класс. Как мне казалось, сторугую и требовательную преподавательницу я поначалу сильно побаивался. Но Светлана Владимировна быстро перевернула наши представления "с ног на голову". Веселая и в то же время строгая, добрая и требовательная, она моментально стала предметов наших постоянных разговоров. Многие из нас не верили, что в одном человеке могут сочетаться такие качества.Постепенно мы начали все больше и больше привязываться к ней, да и она полюбила нас. Иногда мы прямо на уроке можем отвлечься от темы, послушать рассказы о ее жизни, пошутить и посмеяться, что совершенно не мешает изучать новый материал. Светлана Владимировна всегда умеет оживить скучные уроки. Конечно, не всегда все было гладко, случались и неприятные истории, но о них, я думаю, и говорить не стоит. Светлана Владимировна всегда идет к нам навстречу, не жалела и не жалеет собственного времени для того, чтобы помочь нам. Но главное даже не это, главное - что с помощью Светланы Владимировны мы сумели понять, что такое по-настоящему хороший учитель. Мне кажется, что каждый учитель хочет, чтобы именно его ученик добился успехов в изучении его предмета, во взрослой жизни, и даже превзошёл своего учителя. Это будет лучшим подарком и будет означать то, что педагог сумел научить всему, что умеет сам. Мне кажется, учитель может нести нам то, что интересно ему самому. Она добрая и одновременно строгая и в любой ситуации пытается найти компромисс. Когда приходишь к ней на урок, заряжаешься положительными эмоциями. Она помогает найти нам что-то в жизни, найти тот путь, который поможет открыть в себе свои самые лучшие качества. Светлана Владимировна дарить нам то, что может дать далеко не каждый учитель: теплоту души, радость от встреч, доброту, лучезарную и светлую улыбку. Я уверен, что все ученики, когда-либо учившиеся у нее, любят, помнят и уважают этого замечательного и искреннего человека. И я очень рад, что на моем жизненном пути встретился именно такой человек. . Пройдут годы, многое изменится. Я стану взрослым, овладею любимой профессией, но обязательно вернусь в родные стены, приду в класс, где мы сидели за партами, где мы учились умению быть человеком, учились у неё, моей любимой учительницы Светланы Владимировны. Я думаю, что такого учителя как она, добрее и лучше, больше не будет. Я никогда не забуду своего учителя, открывшего мне дорогу в жизнь!

У каждого человека в жизни были первый зуб, первое слово, первая книжка… Вместе с мамой я сделала первые шаги … Она привела меня за руку в первый класс, где учитель повёл меня дальше по дорогам знаний. Именно о нём я и хочу рассказать. Первый учитель! Он научил меня читать, писать и считать, дружить, любить Родину, природу, уважать старших… Я помню, как он радовался моим успехам, волновался и переживал за меня, а иногда и сердился. Мне казалось, что со мной он особенно строг, придирчив и требователен. А я не понимала почему. Помню первый урок, первую парту, за которой я познакомилась со своим первым другом, первые учебники, первую награду и первую двойку… Так много всего первого связано с первым учителем! Мой первый учитель - всегда был добр и строг, приветлив и справедлив. С каким нетерпением мы ждали утра, что бы совершать вместе с ним новые открытия. Никто и не догадывался: для того, что бы мы утром попали в «тайну», учитель весь вечер сидел за столом, ища интересный материал для завтрашнего урока. В то время, когда мы ложились спать, он все еще проверял наши тетрадки, придумывал, сочинял, и иногда ложился спать под утро. Он хотел, что бы мы с удовольствием шли в школу и не скучали на занятиях. Отдавая себя другим детям, к сожалению, мало времени оставлял на семью. Учитель стремится к тому, чтобы ученики понимали его, ведь труд любого педагога направлен на то, чтобы у ребят было счастливое будущее. Я благодарна своему первому учителю за мой первый класс, за всё, чему он меня научил. Спасибо Вам, Ольга Александровна! Спасибо тебе, мама

Что еще почитать