Симонов юрий алексеевич большой театр. Оркестр московской филармонии, юрий симонов, александр романовский

Юрий Иванович Симонов

Юрий Иванович Симонов. Родился 4 марта 1941 года в Саратове. Советский и российский дирижер, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1971). Народный артист РСФСР (1976). Народный артист СССР (1981).

Его родители были оперными певцами.

С ранних лет начал заниматься музыкой. Окончил музыкальную школу по классу скрипки.

Уже в детстве Юрий стал проявлять интерес к дирижированию, в 12-летнем возрасте впервые встал за пульт школьного оркестра, продирижировав Сороковой симфонией В. А. Моцарта.

В 1956 году переехал в Ленинград, где поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Затем обучался в консерватории, окончил классы альта Ю. М. Крамарова (окончил в 1965) и оперно-симфонического дирижирования Н. С. Рабиновича (1968).

С 1958 года - дирижёр-педагог оркестровых классов в музыкальных школах и училищах Ленинграда.

В 1962-1969 годах - главный дирижёр симфонического оркестра Народной филармонии при Выборгском дворце культуры.

В 1967-1969 годах руководил оркестром Кисловодской филармонии. После победы на международном конкурсе дирижёров Академии «Санта-Чечилия» в Риме был приглашён работать с Ленинградским филармоническим оркестром (под руководством Е. А. Мравинского), но проработал там лишь около года.

В 1969 году дебютировал в Большом театре постановкой оперы «Аида» Дж. Верди, а уже через год получил место главного дирижёра этого театра (став самым молодым главным дирижером Большого в истории), которое занимал до 1985 года.

Под его управлением состоялась премьера балета Р. К. Щедрина «Анна Каренина» (1972) и первая после долгого перерыва постановка балета Д. Д. Шостаковича «Золотой век» (1982, в постановке Ю. Н. Григоровича), а также других произведений.

Член КПСС с 1973 года.

Его отношения с коллегами по Большому театру складывались непросто. Так, его делом несколько месяцев занималось Министерство культуры СССР - после ряда жалоб, подписанных солистами оперы, в т.ч. . Вишневская с другими певцами писала: «Трехлетнего срока работы Главного дирижера более чем достаточно для точного и безошибочного определения качества его деятельности. Именно этот срок Большим театром руководит как Главный дирижер Засл. арт. РСФСР Ю. И. Симонов... Мы, солисты оперы, понимаем, в какое трудное положение был поставлен молодой, только что окончивший консерваторию музыкант, назначенный на пост Главного дирижера и руководителя Большого театра СССР. Прошедшие три года окончательно убедили нас в том, что театр, несмотря на отдельные постановки, в целом, с точки зрения музыкальной культуры, развития своих замечательных традиций не только не идет вперед, а теряет качества, приобретенные десятилетиями. Всегда спектакли, руководимые Главными дирижерами, были самыми большими вершинами театра. Разве можно это сказать сейчас, когда спектакли, руководимые Ю. И. Симоновым ("Борис Годунов", "Псковитянка", "Пиковая дама", "Князь Игорь", "Руслан и Людмила" и другие), с музыкальной точки зрения являются беспомощными. Три года на посту Главного дирижера учится молодой музыкант, получая зарплату 900 рублей в месяц, не отвечая ни одному требованию, предъявляемому этой должности. А у кого должны учиться артисты, и каким образом должен расти театр? Нам ясно, что такое положение в Большом театре совершенно нетерпимо. Мы не можем далее находиться в стороне и наблюдать развал всего лучшего, что созидалось десятилетиями талантливейшими людьми и что составляло гордость всего Советского Союза. С полной ответственностью мы просим прекратить этот пагубный для театра эксперимент».

Солистов оперы поддержали и солисты оркестра: «Не зная традиций оперного исполнительства Большого театра, он взялся дирижировать весь основной репертуар. Надо с сожалением отметить, что такие оперы, как "Борис Годунов", "Руслан и Людмила", и другие спектакли под его управлением потеряли тот масштаб, то качество, ту праздничность и необыкновенную слаженность всех компонентов, которыми славился Большой театр прежде, с другими дирижерами. Причина этому в недостаточной подготовленности Симонова, его незрелости как музыканта и как дирижера. Он еще не умеет работать с певцами, плохо знает вокал, нет у него еще опыта работы с оркестром».

Однако, несмотря на происки недоброжелателей, Юрий Симонов устоял и был главным дирижером Большого театра до 1985 года, а в 1981 году был удостоен звания народного артиста СССР.

Много гастролировал за границей - в Европе, Японии, США. Ездил как с оперной, так и с балетной труппой, также с Камерным оркестром Большого театра, основанным им в 1979 году.

С 1979 года по его инициативе в репертуаре Большого театра впервые после длительного перерыва появились оперы Р. Вагнера, в частности, «Золото Рейна».

В 1982 дебютировал в Лондоне с оперой П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в театре «Ковент-Гарден», а четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Дж. Верди. За ней последовали «Аида» Дж. Верди в Бирмингеме, «Дон Карлос» Дж. Верди в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» Дж. Верди в Марселе, «Так поступают все женщины» В. А. Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в Далласе, «Пиковой дамы» П. И. Чайковского в Будапеште и Праге.

Работы Юрия Симонова в Большом театре:

«Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова (опера);
«Руслан и Людмила» М. И. Глинки (опера);
«Октябрь» В. И. Мурадели (опера);
«Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока (опера);
«Так поступают все женщины» В. А. Моцарта (опера);
«Золото Рейна» Р. Вагнера (опера);
«Революцией призванный» Э. Л. Лазарева (опера);
«Кармен» Ж. Бизе (опера);
«Анна Каренина» Р. К. Щедрина (балет);
«Гибель розы» на музыку Г. Малера (балет);
«Золотой век» Д. Д. Шостаковича (балет);
«Деревянный принц» Б. Бартока (балет).

Уйдя с поста главного дирижёра Большого театра, в 1985-1989 годах руководил созданным им Малым государственным симфоническим оркестром СССР. В 1989 году в результате конфликта с оркестром оставил его.

После распада СССР продолжил активно работать в России и за границей, выступая с ведущими мировыми оркестрами и оперными театрами: в 1991 году стал главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра Буэнос-Айреса (Аргентина), в 1991 дирижировал «Хованщиной» М. П. Мусоргского в Опере Сан-Франциско (США), в 1993 руководил постановкой «Пиковой дамы» П. И. Чайковского в Парижской опере, с 1994 по 2002 занимал пост музыкального руководителя Национального оркестра Бельгии, а в 1995-1998 в Будапештской опере дирижировал «Кольцом Нибелунга» Р. Вагнера.

С 1998 года стал руководить Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.

В репертуаре дирижёра - русские и зарубежные классические сочинения, а также музыка советских композиторов XX века. За годы его работы с коллективом сыграно более двухсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам.

С 1978 по 1991 годы преподавал в Московской консерватории им. П. И. Чайковского (с 1985 - профессор). С 2006 года стал преподавать в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом - в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге.

С 1994 по 2008 год проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижёров из 30 стран мира.

В 2001 году основал Liszt-Wagner оркестр в Будапеште.

В 2008 году возглавлял Молодёжный симфонический оркестр СНГ.

В 2009 году принял участие в V ежегодном международном фестивале «Crescendo» с Академическим симфоническим оркестром Московской государственной филармонии.

Участвовал в работе жюри дирижёрских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В 2011 и 2015 годах возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах в Москве.

Личная жизнь Юрия Симонова:

Четыре раза был женат.

Четвертая жена - Ольга Музыка, скрипачка.

Ольга Музыка - четвертая жена Юрия Симонова

Награды и звания Юрия Симонова:

II Всесоюзный конкурс дирижёров (1966, 6-я премия);
- IV Международный конкурс оркестровых дирижёров Национальной академии Санта-Чечилия в Риме (1968, 1-я премия);
- Заслуженный артист РСФСР (1971);
- Народный артист РСФСР (1976);
- Народный артист СССР (1981);
- Премия Ленинского комсомола (1977) - за большой вклад в развитие советского оперного искусства;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2017);
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011);
- Орден Почёта (Россия) (2001);
- Офицер ордена Заслуг (Венгрия);
- Командор ордена Звезды Румынии;
- Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой»;
- Премия города Москвы в области литературы и искусства (2008);
- «Дирижёр года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005-2006);
- «Дирижёр и оркестр» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (2010)


Дирижер Юрий Симонов отпраздновал свое 70-летие 2011-05-22 18:10 6632

Дирижер Юрий Симонов дал концерт в Национальном театре оперы и балета — так музыкант отпраздновал свое семидесятилетие. В интервью Людмиле Ткаченко — корреспонденту «Известий в Украине» Юрий Симонов рассказал, почему для Киева он выбрал произведения Вагнера, о дебюте в Большом театре и почему мужчин в оркестре становится все меньше.

Подарочный тур

известия: Признайтесь, что вам сейчас больше по душе: гастроли с концертами по странам мира или педагогическая деятельность?

юрий симонов : Трудно сказать, но сейчас меня в основном интересует творчество. Я стремлюсь поменьше ездить и разговаривать,

лучше дирижировать своим оркестром, потому что самое главное для серьезного дирижера — оркестр, который он воспитывает. Нынешний приезд в Киев — это не та гастрольная форма жизни дирижера, когда каждую неделю он работает с другим оркестром, с другими людьми. Так я работал много лет, и умею это делать. Но сегодня это меня уже не очень интересует. Когда приезжаешь в другую страну, в другой театр, к другим людям, очень много сил и времени уходит на то, чтобы привыкнуть к ним, к звуку их инструментов. Надо, чтобы люди также привыкли к твоим рукам, жестам. Дирижер — это не фортепианный солист, тем более, не скрипач или виолончелист. Пианисту достаточно пробежать по клавишам рояля, услышать его звучание и, сказав себе, что здесь хороший рояль, можно отдыхать до начала концерта. Скрипач или виолончелист приезжают со своим инструментом. Им вообще репетировать не нужно. Десять минут «попробовали» акустику — и все. У дирижера все по-другому. На подготовку потребуется 4—5 дней, а то и неделя. А если спектакль — то и месяц. Поэтому стараюсь ездить уже меньше. Но в моем юбилейном году друзья сделали мне подарок — устроили тур по странам, включая Украину.

и: Как вы стали дирижером Большого театра Москвы?

симонов: После победы на международном конкурсе дирижеров Академии Святой Чечилии в Риме я был приглашен работать с Ленинградским филармоническим оркестром, а мой дебют в Большом театре состоялся в 1969 году с оперой «Аида». Так Верди положил начало моей дирижерской работе в Москве — я получил место главного дирижера, которое занимал до 1985 года.

и: Вы часто бывали в зарубежных турах?

симонов: Очень часто. Дебютировал с оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском «Ковент Гарден». Тогда же впервые дирижировал концертом Лондонского симфонического оркестра, с которым впоследствии не раз сотрудничал. Четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Верди. Неоднократно выезжал в зарубежные туры по Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Чехии. В 2001 году мне удалось основать оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. В качестве приглашенного дирижера выступал со многими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии, Южной Америки. Кроме того, мы с женой живем на два дома: в Москве и Будапеште. Вот уже 34 года я сотрудничаю с Венгерским национальным оперным театром, в котором поставил практически все оперы Вагнера, в том числе «Кольцо Нибелунгов».

Сколько можно играть Чайковского!

и: Чем вы руководствовались, подбирая программу для концерта в Киеве?

симонов: Первые соображения: ехать на гастроли без солистов. Без солистов не страшно, ведь дирижер — тоже артист, хотя в наше время дирижеров вообще не показывают. Разве что когда он идет к яме, проходит к пульту, поздоровается — и все. И тут же зал переключает внимание на сцену, где главный герой — музыка. Дирижер должен показать залу голоса солирующих скрипок, валторн, саксофонов...

Я русский дирижер, значит, в программе должно быть русское произведение, конечно, любимое. Решил, что это балет Стравинского «Жар-птица», точнее короткая его редакция, сюита 1919 года. Потом подумал: еду в театр, где есть балет, значит, артистам или дирижерам будет интересно услышать именно эту музыку. Выбрал также оперу «Тристан и Изольда» Вагнера. Для меня немецкая дирижерская школа — это моя линия развития, потому что мой непосредственный педагог по дирижированию, профессор Ленинградской консерватории Николай Семенович Рабинович, ученик Александра Васильевича Гаука. У него в 30-е годы прошлого века был свой класс в Ленинградской консерватории. А Гаук — ученик Николая Малько, который был учеником Феликса Мотля. Мотль — ученик Густава Малера. Так что я прямой потомок немецкой дирижерской школы и горжусь этим. Первое отделение я посвятил мелодичной славянской музыке. Но согласитесь, приехать с пятой симфонией Чайковского — как-то немножко пошло. Сколько можно это играть!

и: Какой оптимальный срок работы над спектаклем?

симонов: Каждый артист, как каждый человек, привыкает жить так, как у него складывается жизнь в начале его пути. Моя удача — в оперном театре. Можно сказать, я там родился. Отец и мать были артистами хора в Саратовском оперном театре, и мою коляску, которая вечно стояла за кулисами, качали по очереди все артисты. Когда мне исполнилось три года, я научился во время спектакля забираться в темную директорскую ложу, взбираться на стул и начинал «дирижировать» непослушными ручонками, копируя местного дирижера Александра Гофмана. Билетеры, ругая родителей, за то, что оставляют малыша без присмотра, снимали меня со стульев, выдворяли из ложи, а я появлялся в другой — продолжая заниматься своим делом.

Ноты с картошкой

и: Когда же сбылась ваша детская мечта?

симонов: В 12 лет я дирижировал оркестром в музыкальной десятилетке, а когда учился в Оперной студии Ленинграда, которая была настоящим оперным театром, в 22 года впервые дирижировал «Русалку» Даргомыжского. Дипломной работой в консерватории стала опера Шебалина «Укрощение строптивой». В Оперной студии Ленинграда и Большом театре я научился глубоко работать над спектаклем. Для меня работа над одним спектаклем — полгода жизни. Потому что надо и партитуру разобрать, и что-то почитать. Это называется кабинетная работа. Первым делом надо подготовить концертмейстеров, которые занимаются с солистами в классах, побывать на их репетициях. Когда я служил в Большом театре, то каждый день давал по шесть уроков мастер-класса: четыре-пять утром и два вечером. В среднем до 500 уроков провожу. С солистами и пианистами каждую ноту разбираю: это потише, это немного погромче, тут немного подвинуть темп вперед, тут притормозить, а это нота слишком темная, ее стоит высветлить... Если работаешь в театре, нужно служить, как епископ в церкви. Если один состав оркестрантов — это легче, но опасно, лучше два. А я имел четыре. Представляете, сколько партитур нужно подготовить каждому артисту! Вчера из ложи вашего театра посмотрел на оркестр и увидел, что партии расписаны на плохой желтой бумаге, да еще корявым подчерком. Мы «картошкой» называем такие ноты. Дирижер должен взять партии домой, вычистить всю грязь, написать штрихи как следует.

и: Приходилось ли вам конфликтовать с режиссерами, которые навязывают свою постановочную часть спектаклю?

симонов: Приходилось, хотя я человек неконфликтный. И не потому что боюсь споров, просто не терплю конфликты. Меня это оскорбляет, обижает... Но это были тихие конфликты, я старался больше с этим человеком не работать. Как-то с одним дирижером поспорил из-за увертюры «Дуэньи» Прокофьева. Он считал, что увертюра в спектакле не нужна. Это его право. Но композитор почему-то пишет увертюру! Была такая традиция, а мы хотим от нее отказаться. Зачем? Если вы берете к исполнению классическое произведение, так дайте публике возможность послушать его в первозданном виде. Не нужно считать себя умнее автора.

и: Среди ваших учеников есть женщины?

симонов: Конечно. Но все зависит от того, какая женщина-дирижер. Если показывает во время работы, что она красавица — это одно. Если увлечена процессом игры и все делает правильно — это другое. Сегодня беда в том, что в оркестре мужчин становится все меньше. Они теперь больше занимаются бизнесом. Ведь не секрет, что музыка — не очень доходная статья. Чтобы быть музыкантом, надо иметь какую-то финансовую базу. А если у тебя семья, два-три ребенка, на зарплату не проживешь. Поэтому мужчины в скрипачи сейчас не идут. У меня в оркестре добрая половина женщин.

В Москве проходит Первый Всероссийский музыкальный конкурс по специальности "Оперно-симфоническое дирижирование". На конкурс было подано 77 заявок. Из них жюри под председательством народного артиста СССР, художественного руководителя и главного дирижера Академического симфонического оркестра МГАФ Юрия Симонова отобрало 20 конкурсантов. Сразу после первого тура Юрий Иванович открыл секреты мастерства, рассказал о перспективах молодых дирижеров. А также о том, почему среди дирижеров так мало женщин.

Юрий Иванович, как только закончился I тур, вы предложили консультацию тем 14 участникам, кто был допущен до следующих соревнований. Впервые такое встречаю.

Консультация понадобилась, потому что у каждого коллектива (я имею в виду симфонический оркестр) свой стиль исполнения произведений, свой оркестровый материал, свои традиции исполнения. Ведь у каждого оркестра есть свой дирижер - художественный руководитель - являющийся автором характерных для него интерпретаций классических произведений. Как отличается исполнение одних и тех же произведений у Рихтера и Гилельса, Ростроповича, Шафрана и Кнушевицкого, Ойстрах и Когана, как же и дирижер, он тоже исполнитель, а не просто человек, который копирует партитуру. И его тепмы, акценты, нюансы входят в плоть и кровь музыкантов оркестра. Более того, они зафиксированы в нотном материале и становятся традицией исполнения у данного коллектива.
Если бы мне была безразлична судьба молодых дирижеров, или, наоборот, я бы хотел из этого сделать шоу: "Смотрите, как у них не получается, они не знают традиции", я бы ничего не сказал. Но поскольку я - педагог, а в прошлом студент, которому было не просто стать высокопрофессиональным дирижером, и я знаю, как долог и тернист этот путь, я решил всем дирижерам-конкурсантам честно рассказать о подводных камнях, которые им могут встретиться. Потому что и комиссия, и я, мы заинтересованы в росте и профессиональном совершенствовании русской дирижерской школы.

- Вы сказали "русская школа", она чем-то отличается от европейской?

Конечно. Как русская литература отличается от иностранной или как отличается живопись... У нас другая душа, другое отношение к мелодии. Может быть с точки зрения некоторых иностранцев это выглядит наивно, но мы всерьез увлечены своим делом. Нам кажется, что это важно. Я к футболу равнодушен, но некоторые могут убить представителя другой команды, за то, что их команды проиграла. Это фанаты. Вот и мы фанаты своего дела.

- По каким критериям вы оцениваете дирижеров? Перед вами было 20 человек, как понять - кто лучший.

Мы послушали 77 кассет и отобрали 20 человек. На всякий случай сделали "запас" из четырех человек. Всех использовали, один даже отказался - в результате соревнуются 19 человек.

А понять непросто. Тут надо профессионалом быть, но нужно быть и психологом, и человеком заинтересованным в том, чтоб понять. Необходимо умение предвидеть, умение распознать насколько профессиональные качества всерьез и органично сочетаются в человеке с чертами его характера. Дирижер - это характер. Мало быть хорошим музыкантом, мало разбираться в тонкостях профессии, нужно еще быть очень упорным и цельным человеком, потому что дирижер - это эпицентр культуры. Это как священник в церкви, он не просто хороший человек, а объединяет народ вокруг себя.
В Москве и даже в Петербурге слишком много всего, но в Омске, Томске, Красноярске или Барнауле он - один - дирижер филармонии или оперного театра. Это как музыкальный генерал, от него зависит музыкальный и культурный уровень всего региона. В конечном итоге там все музыкальные заведения замыкаются на дирижера.

Я к тому, что дирижеры - это штучный товар, они штабелями не изготавливаются. И я отношусь с повышенным вниманием к этим молодым людям, потому что хочется передать им то, чему меня научили в Саратовской музыкальной школе и в Ленинградской консерватории. Всю линию русской музыкальной культуры, все, что я вобрал, что я чувствую, умею.

- Почему четыре тура? Традиционная система судейства предполагает три уровня.

Лишние испытания конкретизируют ситуацию и дадут нам шанс сделать меньше ошибок. Больше работы, но ничего, выбирать лучших дирижеров - дело серьезное. Кроме того, я увеличил возрастной ценз до 40 лет, потому что дирижирование - это профессия второй половины жизни. Какой бы ни был талантливый молодой человек, все равно лишь к 40 годам становится ясно, перед тобой настоящий дирижер или талантливый лентяй, делающий карьеру на недопонимании публики. Когда мне впервые это фразу сказали, я подумал - пижонство, кокетство, и только гораздо позже я понял - чистая правда.

- Поэтому и не прошел на следующий тур 15-летний конкурсант Хетаг Тедеев?

Хетаг молод еще и необучен. Он очень талантливый, а выучки у него пока еще нет. Комиссия сделала ему уступку - в 15 лет совсем рано выступать - но мы решили посмотреть. Наши намерения оправдались, мы увидели талантливого человека, и я посоветовал ему учиться. Я все честно сказал и маме его и педагогу. Тамерлан Хосроев очень хороший педагог и хорошо натаскивает, но я вспомнил себя... Мне было 12 лет, когда я начал дирижировать.
Я был вундеркиндом, и это счастье, что я попал в ленинградскую десятилетку и окончил ее по классу скрипки, а потом и консерваторию, где я попал в класс к профессору Николаю Семеновичу Рабиновичу, а потом и к Евгению Александровичу Мравинскому. Я занимался очень серьезно, поэтому я достиг достаточно высокого дирижерского уровня. Я думаю, что при наличии хорошей выучки, Хетаг Тедеев тоже способен на многое. Если нужно, я готов ему помочь, я готов его принять у себя в Филармонии - видеть его на репетициях и оказывать консультации. Но в первую очередь ему надо стать образованным человеком. Нужно, чтобы он разбирался в живописи, прочел много литературы, стихов, чтобы он стал высококультурным человеком. И он станет хорошим дирижером.

- Вам самому нравится больше дирижировать популярные произведения или разучивать редкое, необычное?

- Не буду кокетничать, я имею умеренный вкус. У меня очень простая программа: я хочу играть ту музыку, которая мне нравится, как можно лучше. Очень многие говорят, что любят играть современных композиторов, но часто бывает, что первое исполнение может быть неудачным, и тогда произведение перестает быть в репертуаре. Так первая симфония Рахманинова была неудачно исполнена в 1895 году, когда композитору исполнилось всего 22 года. Она провалилась, и я все делаю, чтобы это исправить - в репертуаре нашего оркестра первая симфония есть, и мы стараемся играть ее как можно чаще. А вообще, хороший дирижер должен делать хорошо все. Недавно наш оркестр играл джазовый концерт братьев Ивановых, я дирижировал - говорят, неплохо. Я выбираю из каждого жанра то, что мне нравится и нацеливаю себя на то, чтобы играть лучше всех.

Вы сказали, что во многих городах дирижер один. И это хорошо, если он имеет высокий культурный уровень, и может определять репертуар, с другой стороны, молодым людям из этого города некуда идти.

У всех складывается судьба по-разному. Бывает, что 2-3 года поработает человек, переезжает на другое место, потом на третье. Он может уехать очень далеко - в Красноярск или на Дальний Восток, а через 10-15 лет вернуться в Москву опытным дирижером. Все зависит от везения и от судьбы. Но, конечно, безработных дирижеров тысячи. Мы их выпускаем, а где люди будут работать, не думаем. В Советском Союзе все же учили столько, сколько могли устроить на работу. А сейчас набрали педагогов, и им нужна нагрузка. 10 педагогов и каждому положено по 3 ученика. Итого 30 выпускников - а где они будут работать?

Многие выпускают слабеньких дирижеров, и те занимают места, а потом появляется сильный талантливый дирижер, и ему некуда приткнуться. Система подготовки кадров очень несовершенна. В то же время в стране не хватает музыкантов - валторнистов, скрипачей нет. Одни девочки приходят, мужчины идут в бизнес. Я не против девочек, среди них есть прекрасные музыканты. Но когда в оркестре две трети девочек, смотрится хорошо, но это немножко смахивает на другое заведение.

С одной стороны, соглашусь. С другой, мы недавно слушали именитый оркестр, где большая часть музыкантов была уже весьма почтенного вида. И многим не помешало бы постричься, почистить костюмы, купить, наконец, концертные ботинки. А так было грустное зрелище.

Согласен. У меня такого нет, я омолаживаю коллектив и не боюсь брать молодежь, но подготовка требует времени. Учишь их учишь, а как объявляется место в театре, имеющем грант президента, так они уходят. 2-3 года тратишь на воспитание хорошего музыканта, а ему дают в два раз больше денег, и он уходит. У нас свои проблемы.

- А почему на конкурсе нет женщин?

Среди 77 были две женщины, но они не показали ничего особенного. Я не являюсь женоненавистником, но дирижерская профессия даже для мужчины трудна, а для женщины тем более. Нужно обладать очень стойким характером, быть деловой, энергичной, даже чтобы тебя не воспринимали как женщину. Это определенный тип человека. Каждый дирижер, и женщины тоже, должны иметь яркие музыкальные идеи, быть очень талантливыми. Мужчина, если он высокий и симпатичный, и так хорошо, а от нее требуется больше.

Впрочем, и мужчины пошли какие-то вялые, аморфные, а он должен быть с характером, гордым, настойчивым, цепким. Жестким, если того требует ситуация, и вовремя мягким. И нужно знать, зачем ты стоишь за пультом.

- Какие перспективы у тех, кто участвовал в конкурсе?

Трудно сказать. Я ищу талантливых молодых людей и могу взять в свой класс кого-то. Могу предложить посещать мои репетиции с оркестром Московской филармонии в зале Чайковского, или приезжать ко мне в Будапешт - где я буду заниматься с ними частным образом бесплатно. Деньги я не беру, это дело святое научить такому делу как дирижирование. Мы дадим концерт в следующем году.

Но главное, помочь им найти работу. Я напишу в министерство письмо, где по результатам конкурса перечислю тех, кто заслуживает поддержки министерства культуры. Мы договорились с директором департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества Минкультуры Алексеем Алексеевичем Шалашовым, что на закрытие конкурса в зал Чайковского будут приглашены директора филармоний и театров страны. Тогда я представлю наших лучших конкурсантов - может быть кто-то ими заинтересуется.

В 1956 переехал в Ленинград. Окончил специальную музыкальную школу при консерватории по классу скрипки у И. Этингон, Ленинградскую консерваторию по классу альта у Ю. Крамарова (1965) и по дирижированию у Н. Рабиновича (1969).

Лауреат II Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве (1966, VI премия).

В 1968 Юрий Симонов стал первым дирижером из СССР - победителем международного конкурса: IV конкурса дирижеров, организованного Национальной Академией Санта Чечилия в Риме. Сразу после этого успеха Евгений Мравинский пригласил молодого дирижера на должность ассистента в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

Одновременно в 1967–1969 Юрий Симонов - главный дирижер оркестра Государственной филармонии на Кавказских минеральных водах.

В январе 1969 Ю. Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида», а в феврале 1970, после его триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен главным дирижером ГАБТ СССР и занимал этот пост почти шестнадцать лет (рекордный срок для этой должности). Годы работы маэстро стали одним из блестящих и значимых периодов в истории театра. Под его управлением состоялись премьеры опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. А постановка оперы Вагнера «Золото Рейна» (1979) ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

В качестве педагога-консультанта Ю. Симонов работал с молодыми дирижерами из других театров страны, стажировавшимися в Большом театре.

В 1979 Ю. Симонов возглавил камерный оркестр ГАБТ, составленный из молодых музыкантов, с которым с успехом выступал в Москве и городах СССР, открывал новый Концертный зал в Хабаровске, гастролировал за рубежом (Югославия, Румыния).

В 1985 Юрий Симонов создал еще один молодежный коллектив - Государственный малый симфонический оркестр СССР, в течение трех лет успешно выступавший на всесоюзной и зарубежной сцене (Венгрия, Польша, Германия, Италия).

В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал во многих международных фестивалях, осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 он дебютировал оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском «Ковент Гарден», а четыре года спустя там же поставил «Травиату» Верди. Затем последовали «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже (Оpera Bastille), оперы Вагнера в Будапеште.

В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 - музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году Ю. Симонов основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Более тридцати лет он является постоянным приглашенным дирижером Венгерского национального оперного театра, где поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга».

Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижеров из 30 стран мира. Венгерское телевидение сняло о Ю. Симонове три фильма.

Активную творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, в 1985 был удостоен звания профессора. В числе его учеников - Ю. Ботнарь, И. Головчин, Г. Ринкявичус, Е. Самойлов, А. Сиднев, В. Симкин, П. Сорокин, И. Сукачев, М. Тургумбаев…

С 2006 преподает в Санкт-Петербургской консерватории (его первый выпускник Димитрис Ботинис стал в 2011 победителем Первого Всероссийского конкурса дирижёров). Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013 и 2014 Юрий Симонов провел международные мастер-классы, организованные Московской филармонией.

Маэстро участвовал в работе жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В декабре 2011 возглавлял жюри по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» на I Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.

С 1998 Юрий Симонов - художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более 200 программ в Москве. Состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time).

Дискография Ю. Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur).

Годы плодотворного сотрудничества связывают Ю.И. Симонова и с национальной газетой «Музыкальное обозрение». С оркестром Московской филармонии он принимал участие в проектах газеты: Всероссийском фестивале «Музыкальное обозрение–ХХ» (2009), Втором музыкальном фестивале «Кружева» в Вологде и Череповце (2010). Дважды - в 2006 и 2010 - маэстро был назван «Дирижером года» в рейтинге «Музыкального обозрения» «Персоны и события».

Большой резонанс вызвали статьи маэстро на страницах газеты в проектах «Мой Вагнер» (2013, совместный проект «Музыкального обозрения» и «Литературной газеты») и «Мой Верди» (2014), а также его воспоминания об известном российско-австралийском дирижере Владимире Вайсе.

Юрий Симонов - народный артист СССР (1981), кавалер ордена Почета (2001), ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011), лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства за 2008. Награжден «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики.

Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове в семье оперных певцов. Впервые встал на дирижерский подиум в неполные 12 лет, исполнив с оркестром Саратовской Республиканской музыкальной школы, в которой учился по классу скрипки, соль-минорную симфонию Моцарта. В 1956 г. поступил в специальную школу-десятилетку при Ленинградской государственной консерватории, а затем и в консерваторию, которую окончил по классу альта у Ю. Крамарова (1965) и по дирижированию у Н. Рабиновича (1969). Еще будучи студентом, Симонов стал лауреатом 2-го Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве (1966), после чего был приглашен в Кисловодскую филармонию на должность Главного дирижера.

В 1968 г. Ю. Симонов становится первым советским дирижером - победителем международного конкурса. Это произошло в Риме на IV-ом конкурсе дирижеров, организованном Национальной Академией Santa Cecilia. В те дни газета «Мессаджеро» писала: «Абсолютным победителем соревнования оказался советский 27-летний дирижер Юрий Симонов. Это большой талант, исполненный вдохновения и очарования. Его качества, которые публика нашла исключительными - таким же было и мнение жюри - заключаются в незаурядной способности входить в контакт с публикой, во внутренней музыкальности, в силе воздействия его жеста. Воздадим должное этому юноше, который безусловно станет поборником и защитником большой музыки». Е.А. Мравинский немедленно взял его ассистентом в свой оркестр и пригласил вместе с собой на гастроли Заслуженного коллектива Республики Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии по Сибири. С тех пор (вот уже более сорока лет) творческие контакты Симонова с прославленным коллективом не прекращаются. Кроме регулярных выступлений в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, дирижер принимал участие в зарубежных турах оркестра по Великобритании, Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Италии и Чехии.

В январе 1969 г. Ю. Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида» Верди, а уже с февраля следующего года, после его триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен Главным дирижером ГАБТа СССР и занимал этот пост в течение 15-ти с половиной лет - срок рекордный для этой должности. Годы работы маэстро стали одним из блестящих и значимых периодов в истории театра. Под его управлением состоялись премьеры выдающихся творений мировой классики: «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя борода» и балет «Деревянный принц» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина. А поставленная в 1979 г. опера Вагнера «Золото Рейна» ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

И все же, наиболее важным вкладом в историю Большого театра следует считать кропотливую и поистине подвижническую работу Ю. Симонова с постоянно обновляющимися коллективами театра (оперной труппой и оркестром) по капитальному возобновлению и поддержанию высочайшего музыкального уровня спектаклей так называемого «Золотого фонда». Это: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Пиковая дама» Чайковского, «Садко» и «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Дон Карлос» Верди, «Петрушка» и «Жар-птица» Стравинского и другие... Ежедневная многочасовая работа дирижера в классах, регулярно проводившаяся с вновь организованной в те годы стажерской вокальной группой, стала прочным фундаментом дальнейшего профессионального роста молодых артистов после завершения творческой деятельности маэстро в театре в 1985 году. Впечатляет не только масштаб сделанного Юрием Симоновым в театре, но и то, что за один сезон он становился за дирижерский пульт в театре около 80 раз, и при этом не менее 10 названий на театральной афише в сезон находились под его непосредственным художественным руководством!

В конце 70-х годов Ю. Симоновым из молодых энтузиастов оркестра театра был организован Камерный оркестр, который успешно гастролировал по стране и за рубежом, выступая с И. Архиповой, Е. Образцовой, Т. Милашкиной, Ю. Мазуроком, В. Мальченко, М. Петуховым, Т. Докшицером и другими выдающимися артистами того времени.

В 80-е и 90-е годы Симонов осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 г. он дебютирует оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском Covent Garden, а четыре года спустя там же ставит «Травиату» Верди. За ней последовали другие вердиевские оперы: «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже (Оpera Bastille), оперы Вагнера в Будапеште.

В 1982 г. маэстро получил приглашение продирижировать серией концертов Лондонского симфонического оркестра (LSO), с которым впоследствии неоднократно сотрудничал. Также выступал с симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал в крупнейших международных фестивалях: Эдинбургском и Salisbury в Великобритании, Tanglewood в США, фестивалях Малера и Шостаковича в Париже, «Пражская весна», «Пражская осень», «Будапештская весна» и других.

С 1985 по 1989 год руководил созданным им Государственным Малым симфоническим оркестром (ГМСО СССР), много выступая с ним в городах бывшего СССР и за рубежом (Италия, ГДР, Венгрия, Польша).

В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 год - Музыкальным директором Бельгийского Национального оркестра в Брюсселе (ONB).

В 2001 г. Ю. Симонов основал Liszt-Wagner оркестр в Будапеште.

Вот уже более тридцати лет он является постоянным приглашенным дирижером Венгерского национального оперного театра, в котором за годы сотрудничества поставил почти все оперы Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга».

Кроме оперных постановок и концертов со всеми Будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 год проводил летние международные Мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более ста молодых дирижеров из тридцати стран мира. Венгерское телевидение сняло о Ю. Симонове три фильма.

Активную творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 год Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории. С 1985 года - профессор. С 2006 г. преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге.

Среди его учеников (в алфавитном порядке): М. Адамович, М. Аркадьев, Т. Богани, Е. Бойко, Д. Ботинис (ст.), Д. Ботинис (мл.), Ю. Ботнарь, Д. Бретт, В. Вайс, Н. Вайцис, А. Вейсманис, М. Венгеров, А. Викулов, С. Власов, Ю. Гандельсман, И. Головчин, Г. Гутьерос, П. Дабровский, Э. Дядюра, М. Жолтовский, С. Кальянов, Ким Е.-С., Л. Ковач, Я. Ковач, Ю.-П. Куусела, А. Лавренюк, Ли И.-Ч., Д. Лоос, А. Лысенко, В. Мендоза, Г. Менеши, М. Метельска, В. Моисеев, В. Небольсин, А. Оселков, А. Рамос, Г. Ринкявичус, А. Рыбин, П. Сальников, Е. Самойлов, М. Сахити, А. Сиднев, В. Симкин, Д. Ситковетский, Я. Скибинский, П. Сорокин, Ф. Стадэ, И. Сукачев, Г. Тертерян, М. Тургумбаев, Л. Харрелл, Т. Хитрова, Г. Хорват, В. Шарчевич, Н. Шнэ, Н. Шпак, В. Щесюк, Д. Яблонский.

Маэстро являлся членом жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В декабре 2011 будет возглавлять жюри по специальности «оперно- симфоническое дирижирование» на I Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.

В настоящее время Ю. Симонов работает над учебником по дирижированию.

С 1998 г. Юрий Симонов является художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Московской филармонии . Под его руководством оркестр в короткий срок возродил славу одного из лучших оркестров России. Во время выступлений с этим коллективом проявляются особые, характерные для маэстро качества: редкая по силе выразительности дирижерская пластика, умение устанавливать доверительный контакт с залом, яркое театральное мышление. За годы его работы с коллективом подготовлено около двухсот программ, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time).

Юбилею работы Ю. Симонова с оркестром Московской филармонии (сезон 2008-2009) был посвящен абонементный цикл «10 лет вместе».

Основным событием 2011 года стало празднование 70-летия маэстро. Оно ознаменовалось новогодними концертами в Китае, двумя праздничными программами в Москве и концертами в Оренбурге в марте, туром по Испании и Германии в апреле. В мае прошли гастроли в Украине, Молдове и Румынии. Кроме этого, в рамках филармонической программы «Сказки с оркестром», Ю. Симонов провел персональный абонемент из трех составленных им литературно-музыкальных композиций: «Спящая красавица», «Золушка» и «Волшебная лампа Аладдина».

В сезоне 2011-2012 юбилейные туры продолжатся в Великобритании и Южной Корее. Кроме этого, 15 сентября состоится еще один юбилейный концерт - теперь чествовать будут сам оркестр Московской филармонии, которому исполняется 60 лет. В этом юбилейном сезоне с оркестром и маэстро Симоновым выступят выдающиеся солисты: пианисты Б. Березовский, Н. Луганский, Д. Мацуев, В. Овчинников; скрипачи М. Венгеров и Н. Борисоглебский; виолончелист С. Ролдугин.

В репертуаре дирижера - произведения всех эпох и стилей, от венских классиков до наших современников. Вот уже несколько сезонов подряд большой популярностью у слушателей пользуются составленные Ю. Симоновым сюиты из музыки балетов Чайковского, Глазунова, Прокофьева и Хачатуряна.

Дискография Ю. Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur).

Юрий Симонов - народный артист СССР (1981), кавалер Ордена Почета РФ (2001), лауреат Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год, «Дирижер года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005-2006). Награжден также «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики. В марте 2011 года маэстро Юрий Симонов был награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Что еще почитать