В каком году был учрежден институт президентства. Понятие института президентства

Конституционно-правовой институт главы государства в странах современного мира обычно складывается из норм, определяющих место и роль главы государства в государственном механизме и его взаимоотношения с другими органами государства закрепляющих полномочия главы государства, устанавливающих порядок замещения поста главы государства и прекращения его полномочий, предусматривающих возможную ответственность главы государства за государственную измену и нарушение норм конституции. Кроме того, реальная власть главы государства обычно зависит от формы правления, характера политического режима, а также от личных качеств лица, занимающего данный пост, его способности надлежащим образом взаимодействовать с другими органами государственной власти.

Термин «президент» происходит от латинского Praesidens, что буквально означает «сидящий впереди». Само понятие «президент» трактуется как выборный глава государства. Поэтому понятие « глава государства» является родовым понятием по отношению к понятию президента и общим для глав государств как с республиканской, гак и монархической формой правления. Видовыми признаками понятия «президент» являются выборность и срочность полномочий. В античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. В его нынешнем понимании как главы государства термин «президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Различные модели президентской власти предопределяют использование в конституции таких терминов, как «глава государства», «глава исполнительной власти», «арбитр «, «высшее должностное лицо». Иногда конституционный статус президента не определен.

Правильное определение понятия института президентства, понимание его места в политической системе общества имеет большое теоретическое и практическое значение. Но, прежде чем говорить об институте президентства необходимо выяснить, что означает сам термин "институт".

В обыденном словоупотреблении термин "институт" используется по- разному. В науке этому термину придаётся своё содержание. В политологии, характеризуя политическую систему, говорят об её институциональной стороне (государство, президентство, партия и другое). В теории права есть понятие правового института, в гражданском праве говорится об институте собственности, в административном - об институте государственной службы, в трудовом - об институте коллективного договора и т.д.

Практический опыт показывает, что среди различных понятий "институтов", институт президентства является особой формой правления политической системы общества. Проблема института президентства весьма многогранна. Её полное и всестороннее исследование является предметом нескольких смежных наук: философии, социологии, политологии, правоведения, истории, этики, психологии и др. В зависимости от того, какая наука оперирует понятием института президентства, в содержании этого понятия особо подчёркивается та или иная сторона, характерная предмету данной науки.

Понятие института президентства, как известно, относится к числу ключевых в политической науке. Являясь по характеру интерактивным, оно имеет огромное операционное значение при анализе сложных, многоплановых проблем, позволявших определить сущность и выяснить основные направления эволюции политической реальности. Тем не менее, в политической науке, как на Западе, так и на Востоке отсутствует единая общепринятая трактовка этого термина. Такое положение в известной мере оставляет за специалистами широкую свободу выбора тех или иных дефиниций при исследовании развертывания политического процесса и особенностей возникновения и становления института президентства в какой-либо конкретной стране.

В последние годы вопросам теории и практики института президентства в политической системе общества, его формам правления посвящено и вышло в печати большое количество монографий, брошюр, коллективных трудов, где рассматриваются различные стороны этого социально-политического феномена. Авторы этих трудов рассматривают проблемы возникновения и становления института президентства, подчёркивают его социальную сущность, основные полномочия президента, а главное, показывают формы президентского правления.

По утверждению В.Е. Чиркина «Институт президентства (президентуры)» в различных странах имеет три формы: индивидуальную, коллегиальную и смешанную. Первая характерна для подавляющего большинства стран всех континентов (президенты Франции, России, ЮАР, Бразилии, стран СНГ и т.д.). Вторая в виде президиума высшего представительного органа (Президиума Верховного Совета в Белоруссии, президиума (президентства) в Республике Венгрия. Государственный совет существовал в странах тоталитарного социализма до 90-х годов, сохранился на Кубе. Должность председателя такого органа занимал генеральный (первый) секретарь ЦК правящей коммунистической партии или один из других её руководителей.

Коллегиальная форма президентства используется в Швейцарии и Мексике. В первой из этих стран есть орган - Федеральный Совет, который одновременно выполняет обязанности главы государства и правительства. Федеральный Совет назначается в составе семи человек на совместном заседании обоих палат парламента. Руководят заседаниями Федерального

Совета президент и вице-президент. Наконец, коллегиальная президентура (президентские советы) обычно из 3-5 человек создавалась в ряде развивающихся стран (Сирия, Йемен, Судан и др.). Эти органы создавались на основе соглашения некоторых руководителей очередного переворота.

Смешанная форма института президентства возникла первоначально в Китае в 1954 году. Она преследовала цели, с одной стороны, особо выделить руководителя коммунистической партии и государства Мао Цзэдуна, которому предназначался пост председателя республики. С другой стороны, был создан коллегиальный орган парламента - Постоянный Комитет Всекитайского собрания народных представителей. Аналогичная структура президентства существует во Вьетнаме, на Кубе, Анголе, Мозамбик и др.

Каждая из трёх форм президентства имеет свои положительные и отрицательные стороны. Институт единаначального президента характеризуется своей определённостью, но, исключая (по крайней мере, юридически) распылённость полномочий главы государства, концентрирует их.

Коллегиальная президентура, принятая в странах тоталитарного социализма, на самом деле не осуществляла свои функции. Это был лишь формально высший орган государства. На деле все важнейшие государственные решения принимались узким кругом руководителей коммунистической партии - политбюро (решение о военном вмешательстве СССР во внутренние дела Афганистана в 70-80-х годах) принял ещё более узкий круг лиц - четыре человека из состава политбюро. При военных режимах коллегиальное президентство недолговечно. Идёт борьба за лидерство, и она нередко заканчивается перестрелкой (Ирак, Йемен, Афганистан и др.). В демократическом государстве коллегиальная структура главы государства может затруднить принятие решений, а некоторые полномочия президента просто трудно выполнять.

Тем не менее, опыт коллегиального главы государства заслуживает изучения и может быть пригоден для других стран. На наш взгляд, наиболее подходящей для этого является, видимо, форма смешанной президентуры. С одной стороны, она отвечает определённым традициям, облегчает осуществление многих функций главы государства, которые выполняется в персональном качестве, с другой - содержит в себе плюсы коллегиальности.

М.В. Баглай утверждает, что термин «глава государства» более точно отражает и то, и другое, - но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляет термин "президентская власть", то это может означать только особый статус Президента в системе трёх властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью. В кратком энциклопедическом словаре-справочнике (политология) указывается, что «Президент (лат. Praesidens -идущий впереди) - избранный глава государства, призванный проводить политику, направленную на стабилизацию и упорядочение жизнедеятельности общества и государства, улучшение жизни народа. В зависимости от формы правления определяются его положение и роль в обществе и государстве». В этой связи следует утверждать, что в президентских республиках президента избирают путём прямых или косвенных выборов парламентом и после избрания он наделяется значительными полномочиями и не может быть смещён законодательным органом, кроме случаев, указанных в Конституции. В президентских республиках президент является основополагающим субъектом политики.

В парламентских республиках электорат избирает законодательную власть, которая, в свою очередь, избирает и формирует правительство. Глава правительства выступает решающим субъектом политики, а роль президента сведена к представительским, консультативным и контролирующим функциям. Президент в парламентских республиках мало влияет на реальную политику. По верному утверждению Д.А. Радугина "Парламентская республика отличается от президентской наличием одной системы выборов, в результате которых победившие партии формируют высший законодательный орган. Правительство же формируется парламентом из числа лидеров партии, одержавшей победу и имеет ответственность перед парламентом.

Парламентская республика менее распространена, чем президентская и существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Финляндии, Исландии и некоторых других странах.

Таким образом, вышеуказанные различные институты нам дают основание утверждать, что они являются политическим институтом. Следует заметить, что политические институты - это сложная и целенаправленная деятельность всех политических сил общества. Анализ имеющейся литературы показывает, что до сих пор отсутствует единое мнение по понятию и определению политического института. На наш взгляд, более правильное определение понятия политического института даётся в Кратком энциклопедическом словаре-справочнике (политология). "Политический институт (от латинского institutum - установление) - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные области политической деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих политическую систему". Но прежде чем говорить о политическом институте, следует выяснить, что такое понятие самого «института». В научной и общественно-политической литературе понятие "института" рассматривается в различном смысле этого слова. Наиболее распространённые названия "институт государственности", "институт главы государства", "институт чрезвычайного положения", "институт марксизма-ленинизма", "социальный институт", "политический институт", "институт президентства" и многие другие.

Каждый из этих институтов имеет свою сущность, понятие, цель, задачи, социальные функции и основные направления в политической системе общества. Подробный анализ этих институтов не входит в цель нашего исследования. Поскольку объектом нашего исследования является «институт президентства», сделаем попытку рассмотреть место и роль «института президентства» в политической системе общества. Но прежде чем дать конкретный анализ социальной сущности, места и роли института президентства нам бы хотелось сначала поговорить о политическом институте. В этой связи следует отметить, что одной из сложных и трудных проблем нашего исследования является вопросы взаимосвязи и взаимоотношений между политическим институтом и институтом президентства. Поэтому, на наш взгляд, было бы целесообразно поговорить, прежде всего, о политическом институте. Политический институт следует отличать от конкретных политических организаций. В зависимости от сферы действия и функции политические институты подразделяется на реляционные, определявшие ролевую структуру политической системы; регулятивные, указывавшие допустимые рамки независимых по отношению к общепринятым политическим нормам политических действий во имя личных целей и карательными санкциями за выход за эти рамки; культурные, связанные с политическими ролями, ответственными за обеспечение интересов той или иной социально-политической общности, как целого.

В имеющейся литературе указывается, что развитие политической системы связано с эволюцией политических институтов. Изучение и анализ литературы показывает, что источниками такой эволюции могут быть как эндогенные, то есть находящиеся внутри самой институциональной системы, так и экзогенные факторы. Следовательно, эндогенные изменения политических институтов происходят вследствие того, что тот или иной институт перестаёт эффективным образом обслуживать цели или интересы определённых социальных групп.

Из анализа литературы видно, что среди экзогенных факторов важнейшими являются воздействия на политическую систему со стороны культурной и личностной систем. Изменения политических институтов под влиянием изменений в культуре связаны, прежде всего, с накоплением человечеством новых знаний, а также с изменениями в ценностных ориентациях. Среди последних наиболее устойчивым консервативным элементом является оценка политической реальности, которая влияет решающим образом на характер политических институтов. Но взаимодействия на политические институты со стороны личности подразумевают всякого рода инновационную деятельность человека, возможную потому, что человеческая личность не исчерпывается интернационализированной в ней системой социальных ролей и институционализированных ценностей.

Президент («сидящий впереди», «во главе») - глава государства в странах с республиканской формой правления. В парламентарных республиках президент избирается на установленный конституцией срок либо парламентом, либо особой коллегией, основу которой составляет парламент.

В президентских республиках президент избирается внепарламентским путём: посредством прямых (Италия, ФРГ) или косвенных (США, Аргентина) выборов.

В президентских республиках президент обладает обширными фактическими полномочиями, объединяя функции главы государства и главы правительства.

Конституции парламентарных республик формально наделяют президента широкими полномочиями, но фактически они осуществляются премьер-министром.

Институт президентства является одним из основополагающих элементов политической и государственных систем многих стран мира, в том числе и нашей страны.

Президент наделен широкими и разнообразными полномочиями, он действует лишь в рамках федеральной исполнительной власти и в силу конституционного принципа разделения властей не может единолично управлять всем государственным аппаратом.

В России, где Конституция была принята при активном участии Президента - лидера, закреплена его значительная личная власть, его самостоятельность, при незначительных ограничениях его деятельности полномочиями парламента.

Статья 80 Конституции Российской Федерации определяет статус Президента как главы государства, здесь следует отметить, что называясь главой государства Президент может быть номинальной фигурой, но в России была избрана другая модель-«президентство с ощутимыми полномочиями» или так называемое «суперпрезидентство», что проявляется в следующих факторах:

Полномочия Президента производны от народа, Президент избирается народом непосредственно, в то время как в США выборы Президента проводятся коллегией выборщиков, а в ФРГ для избрания Президента созывается Федеральное Собрание;

Только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти - и федеральных, и субъектов Российской Федерации (ст.80, ст.85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают;

Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль осуществляются в минимальных размерах. В сущности, можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента, так, например, предусмотренный Конституцией институт отрешения Президента от должности на практике трудно осуществим;

Президент обладает большими возможностями по отношению к парламенту (послания Федеральному Собранию, внесение проектов законов, роспуск нижней палаты парламента - Государственной Думы и т.д.). Правительство вполне можно назвать правительством Президента.

Таким образом Президент выделен за рамки концепции разделения властей, он находится над ними, выполняя роль своеобразного арбитра, олицетворяя собой саму государственную власть.

Введение «суперпрезидентства» в нашей стране было связано с тем, что пост Президента учреждался в период высокой нестабильности в обществе, внутренних политических противоречий. Закрепленный Конституцией статус Президента носит сильно выраженный личностный характер, что при смене главы государства может привести к авторитарному режиму, поэтому требуется реформирование института Президента, и прежде всего это должно быть связано с установлением более жесткого контроля за деятельностью Президента и детального решения вопроса о его конституционной ответственности.

В можно сказать, что при любых моделях Президентства на главе государства лежит особая ответственность за сохранение законности, согласия и стабильности в обществе. Оставаясь в рамках конституционно-правовых полномочий, Президент может активно использовать весь потенциал своего поста и эффективно решать многие проблемы общественного развития.

Представляется, что место Президента Российской Федерации в единой системе исполнительной власти в стране и государственном механизме в целом не соответствует сложившимся в мире подходам:

Во-первых, согласно Конституции Российской Федерации глава государства обладает огромными полномочиями, некоторые ученые считают, что это позволяет считать Россию «суперпрезидентской» республикой.

Во-вторых, власть Президента России фактически не ограничена Федеральным Собранием в силу крайне сложной и запутанной процедуры отрешения его от должности (ст. 93 Конституции Российской Федерации), что говорит о президентском характере российской республики.

В-третьих, начиная с 2008 г. значительно возросшая фактическая роль Председателя Правительства Российской Федерации в управлении государством и складывающийся дуализм в системе государственного управления позволяют говорить о премьерско-президентском типе разделения власти в нашей стране.

В-четвертых, Конституция России не предусматривает возможности роспуска верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации (Совета Федерации), что позволяет говорить о наличии элементов президентско-парламентского типа государства в России.

Слово «президент» буквально значит «сидящий впереди». В древности так называли людей, проводящих различные собрания или сборы. В значении «глава государства» термин впервые был использован только в 18 веке.

Институт президентства насчитывает много лет. Первый президент Джордж Вашингтон был избран в США в 1787 году. Первым российским стал Б.Н Ельцин в 1991 году. Это произошло сразу после Съезд депутатов усомнился в целесообразности утверждения нового поста, и вопрос об учреждении новой должности был вынесен на всероссийский Референдум. По его итогам были внесены поправки «О Президенте РСФСР» в Конституцию, и через год (в апреле 91-го) после провозглашения Декларации о суверенитете был всенародно избран самый первый Президент РФ. Всего в мире институт президентства имеют около 130 стран.

В России, прежде всего, он является гарантом свободы, соблюдения прав каждого человека, а так же гарантом (андеррайтером) Конституции.

На сегодняшний день институт президентства закреплен в федеральных законах и Конституции РФ.

Президент получает власть непосредственно из рук народа, он может действовать независимо от некоторых властей, оказывать непосредственное влияние на любую из них, в т.ч. на судебную, имеет высокие исполнительные полномочия.

Согласно Конституции, президентская власть РФ не контролируется Парламентом. В формировании Правительства последний принимает незначительное участие, а сам этот орган подконтролен исключительно президенту.

Благодаря такому приему Правительство становится значительно устойчивее, чем, например, в Институт президентства РФ гарантирует демократические свободы, одновременно являясь единственным приемлемым инструментом, необходимым для соблюдения Конституции.

Президент РФ является главой государства. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке Президент РФ: принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России в течение 10 лет, не менее 51% голосов избирателей). Вступает в должность через 30 дней после официального объявления итогов выборов. Иногурация – произнесения клятвы, вручение личной символики (штандарт Президента –государственный флаг с гербом), удостоверение личности, знак Президента (орденская лента Андрея Первозванного, вербировка с именем Президента и датой вступления в должность, которое состоит из золота и эмали) Администрация Президента РФ- орган, оказывающий помощь Президенту РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Президент РФ: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; в) принимает решение об отставке Правительства РФ; г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; д) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов; ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; з) утверждает военную доктрину РФ; и) формирует Администрацию Президента РФ; к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ: а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; г) вносит законопроекты в Государственную Думу; д) подписывает и обнародует федеральные законы; е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ: а) осуществляет руководство внешней политикой РФ; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; б) награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания; в) осуществляет помилование.

Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Президент РТ является главой государства, высшим должностным лицом РТ (не моложе 30 лет, кандидатура предлагается Президентом РФ, назначается Государственным Советом РТ)

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА в современном его понимании впервые был оформлен Конституцией США в 1787 г. «Отцы-основатели» американской Конституции при моделировании института президентства ориентировались на британскую политико-правовую практику и концепцию разделения властей. В настоящее время этот институт относится к числу одних из наиболее распространенных институтов государственной власти. На конец XX в. из 183 государств - членов ООН - свыше 130 имели в государственном механизме пост президента. Их конституционный статус существенно разнится между собой. Даже если ограничиться странами западной демократии, то президенты в президентских (США), в полупрезидентских (Франция) и в парламентских (ФРГ) республиках значительно отличаются объемом полномочий, характером функций, ролью в решении государственных и общественных дел В немногочисленных научных работах, в которых осуществлена попытка анализа понятия института президентства, последний определяется как совокупность четырех групп норм:

  1. порядок выборов президента, в том числе включая инаугурацию;
  2. его юридический статус в структуре органов государственной власти (конституционный статус - структурный аспект);
  3. функции и полномочия президента (конституционный статус - функциональный аспект);
  4. прекращение исполнения президентских полномочий.

Каждая их перечисленных групп является своеобразным субинститутом по отношению к институту президентства в целом. Вместе с тем существенным элементом этого института является ответственность президента. Представляется, что исследуемый институт был бы явно не полным, если бы он не содержал норм, посвященных ответственности главы государства. Это одна из важных форм конституционной ответственности, причем достаточно серьезная. Об этом говорят, например, попытки осуществления импичмента в США (декабре 1998 г. - январе 1999 г. по отношению к Б. Клинтону) и России (в мае 1999 г. по отношению к Б. Ельцину), а также то, как эта процедура влияет на политико-правовую ситуацию в стране. Таким образом, институт президентства - это система конституционно-правовых норм, регулирующих порядок выборов и вступления в должность президента (инаугурацию), полномочия президента, определяющие его положение в системе органов государственной власти, а также досрочное прекращение полномочий, замещение и отстранение от должности. При определении понятия «институт президентства» некоторые авторы используют такие категории, как «выборный глава государства», «высшее должностное лицо», «политическая должность», «государственная должность», «арбитр в системе органов государственной власти», «глава исполнительной власти», «президенциализм». Представляется необходимым рассмотреть возможность использования этих терминов. Президент во всех странах осуществляет функции главы государства и является высшим должностным лицом в системе органов государства.

Следует согласиться и с категорией «государственная должность», которая определяется как правовое установление, посредством которого осуществляется ствляется реализация функций, полномочий, прав и обязанностей высших должностных лиц государства. Политические должности придают государственной власти четко выраженный индивидуализированный, персонифицированный характер. Признавая в целом тот факт, что президент тяготеет скорее к исполнительной власти, нежели к законодательной и судебной, мы не можем согласиться с тем, что президент является главой исполнительной власти во всех видах республик. Данное утверждение вполне справедливо по отношению к президентским и, частично, к полупрезидентским республикам. Однако оно ни в коей мере не может быть применено к парламентским республикам.

При исследовании института президентства в различных странах вполне допустимо использование таких категорий, как «выборный глава государства», «высшее должностное лицо», «политическая должность», «государственная должность». Что касается категорий «арбитр в системе органов государственной власти», «глава исполнительной власти», «президенциализм», то возможность обращения к ним непосредственно зависит от вида формы правления в конкретном государстве.

Что еще почитать