Взаимосвязь души и тела. Позвонок, vertebra, имеет тело, дугу и отростки

Скелет туловища (рис. 11) состоит из позвоночного столба, грудной клетки и является частью осевого скелета.

Рис. 11.

(вид спереди):

1 - череп; 2 - позвоночный столб; 3 - ключица; 4 - ребро; 5 - грудина; 6- плечевая кость; 7- лучевая кость; 8- локтевая кость; 9- кости запястья; 10- пястные кости; 11- фаланги пальцев; 12- подвздошная кость; 13 - крестец; 14 - лобковая кость; /5 - седалищная кость; 16 - бедренная кость; 17- надколенник; 18 - большеберцовая кость; 19- малоберцовая кость; 20- кости предплюсны; 21- плюсневые кости; 22 - фаланги пальцев стопы

Позвонки в разных отделах позвоночного столба имеют не только общие черты и строение, но и характерные особенности, связанные с вертикальным положением человека.

Позвонок (vertebra) состоит из тела (corpus vertebrae) и дуги (arcus vertebrae), которая, замыкаясь, образует позвоночное отверстие (foramen vertebrale). При соединении всех позвонков формируется позвоночный канал (canalis vertebralis), в котором располагается спинной мозг. От дуги позвонка отходят два верхних и два нижних суставных отростка, правый и левый поперечные отростки. Сзади, по средней линии, отходит остистый отросток. В месте соединения дуги и тела позвонка находятся верхняя и нижняя позвоночные вырезки, которые при соединении позвонков образуют межпозвоночное отверстие (foramen intervertebrale). Через это отверстие проходят кровеносные сосуды и спинномозговой нерв.

Шейные позвонки (vertebrae cervicales) отличаются от позвонков других отделов (рис. 12). Их тела небольшие по размерам и имеют форму эллипса. Главное их отличие - это наличие отверстия поперечного отростка. Первые два позвонка участвуют в.движении головы и соединяются с черепом (этим они и отличаются от других шейных позвонков).

1 - верхний суставной отросток; 2 - дуга позвонка; 3 - позвоночное отверстие; 4 - остистый отросток; 5 - пластинка дуги позвонка 6- нижний суставной отросток; 7-задний бугорок; 8- борозда спинномозгового нерва; 9 - отверстие поперечного отростка; 10- передний бугорок; 11- тело позвонка; 12 - крючок тела; 13- поперечный отросток

Под действием возрастающей нагрузки тела шейных позвонков увеличиваются от III до VII позвонка. Остистые отростки шейных позвонков раздвоены, кроме VII, который значительно длиннее других и легко прощупывается под кожей. Передний бугорок VI шейного позвонка развит лучше, чем в других позвонках. Близко от него проходит сонная артерия, поэтому его называют сонным бугорком. Чтобы временно остановить кровотечение, в этом месте сонную артерию зажимают.

Грудные позвонки (vertebrae thoracicae) крупнее шейных (рис. 13). Позвоночное отверстие у них несколько меньше, чем у шейных, на боковых поверхностях тела находятся верхние и нижние реберные ямки, которые необходимы для образования суставов с головками ребер. Высота тел грудных позвонков (от I до XII) постепенно возрастает. Остистые отростки несколько длиннее, направлены кзади и книзу, черепицеобразно накладываются один на один и ограничивают подвижность этого отдела позвоночника (особенно разгибание).

1 - ножка дуги позвонка; 2- верхняя позвоночная вырезка; 3, 7- поперечный отросток; 4- верхний суставной отросток; 5,9- верхняя реберная ямка; 6- позвоночный канал; 8 - остистый отросток; 10- реберная ямка поперечного отростка; 11 - нижний суставной отросток; 12- нижняя позвоночная вырезка; 13, 14- нижняя реберная ямка; 15 - тело позвонка

Поясничные позвонки (vertebrae lumbales) имеют более массивное тело, чем у других позвонков (рис. 14).

Рис. 14.

(вид сверху):

1 - остистый отросток; 2 - верхний суставной отросток; 3 - реберный отросток; 4 - дуга позвонка; 5 - позвоночное отверстие; 6- ножка дуги позвонка; 7- тело позвонка; 8- добавочный отросток; 9 - сосцевидный отросток

Тело поясничного позвонка бобовидной формы, поперечный размер его больше переднезаднего. Тело V поясничного позвонка самое большое по высоте и ширине. Остистые отростки массивные и направлены назад почти горизонтально, а суставные - сагиттально. Это придает значительную подвижность поясничному отделу позвоночника. Позвоночное отверстие, которое больше, чем в других отделах, треугольной формы, с закругленными краями.

Крестцовые позвонки (vertebrae sacrales), соединяясь друг с другом, образуют единую кость - крестец (os sacrum). Крестец (рис. 15) имеет форму треугольника, основание которого соединяется с V поясничным позвонком, а вершина направлена вниз и вперед.

Рис. 15.

(вид спереди):

1 - основание крестца; 2 - верхний суставной отросток; 3 - передняя поверхность крестца; 4 - поперечные линии; 5- верхушка крестца; б- передние крестцовые отверстия; 7- мыс; 8 - латеральная часть

На вогнутой передней тазовой поверхности находятся четыре поперечные линии, которые являются следами сращения тел крестцовых позвонков. На вы-пуклой (дорсальной) поверхности хорошо выражены продольные крестцовые греб-

Ни (срединные, промежуточные и латеральные). По обе стороны поверхностей крестца расположены по четыре пары крестцовых отверстий, через которые из крестцового канала выходят ветви спинномозговых нервов. Массивные латеральные части имеют ушковидную поверхность, предназначенную для соединения с соответствующими суставными поверхностями тазовых костей. Место соединения крестца с V поясничным позвонком представляет собой направленный вперед выступ - мыс (promontorium). Верхушка крестца соединяется с копчиком.

Копчик (os coccygis) состоит из 1-5 (чаще 4) сросшихся рудиментарных позвонков vertebrae coccygeae (рис. 16). Он имеет форму треугольника, выгнут вперед, основание его направлено вперед и вверх, вершина - вниз и вперед. Некоторые признаки позвонка наблюдаются только у I копчикового позвонка, остальные - значительно меньше по размерам и округлые.

Рис 16

(вид сзади)

1- копчик; 2-копчиковый рог

Ребро (costa), 12 пар, состоит из длинной задней костной части и короткой средней хрящевой части (реберного хряща). Семь пар верхних ребер (I-VII) хрящевыми частями соединяются с грудиной и называются истинными. Хрящи VIII, IX, X пар ребер соединяются не с грудиной, а с хрящом вышележащего ребра, такие ребра называются ложными. Ребра XI и XII имеют короткие хрящевые части, которые заканчиваются в мышцах брюшной стенки. Они более подвижные и называются колеблющимися.

Ребро имеет головку, тело и шейку. Между шейкой и телом в верхних 10 парах ребер находится бугорок, ребра. У ребра различают внутреннюю и наружную поверхность, верхний и нижний край. На внутренней поверхности ребра по его нижнему краю находится борозда - место, где проходят межреберные сосуды и нерв. На наружной поверхности ребра между телом и шейкой ребра имеется бугорок ребра, суставная поверхность которого сочленяется с поперечным отростком позвонка.

Ребра различаются по форме и размерам (рис. 17, 18). Самые короткие - два верхних и два нижних ребра. Первое ребро лежит горизонтально, на его верхней поверхности находятся небольшой бугорок для прикрепления передней лестничной мышцы и две борозды: передняя - для подключичной вены, задняя - для подключичной артерии.

Рис. 18.

(внутренняя поверхность):

1 - суставная поверхность головки ребра; 2 - суставная поверхность бугорка ребра;

3 - бугорок ребра; 4 - шейка ребра; 5 - угол ребра; 6 - тело ребра

Грудина (sternum) представляет собой продолговатую плоскую кость, которая состоит из трех частей: рукоятки, тела и мечевидного отростка. У взрослых все части срастаются в единую кость. На верхнем крае рукоятки грудины находятся яремная вырезка и парные ключичные вырезки. На передней поверхности тела грудины и по ее краям лежат реберные вырезки.

Мечевидный отросток может иметь разные форму и размер, иногда бывает раздвоенным.

Позвоночный столб (columns vertebralis) выполняет опорную функцию, соединяет части тела человека, а также выполняет защитную функцию для спинного мозга и выходящих из позвоночного столба корней спинномозговых нервов. Позвоночный столб человека состоит из 33-34 позвонков. Последние 6-9 позвонков срастаются и образуют крестец и копчик (рис. 19).

В позвоночнике выделяют пять отделов: шейный - состоит из 7 позвонков; грудной - из 12; поясничный - из 5; крестцовый - из 5 и копчиковый - из 2-5 позвонков.

Позвоночный столб человека характеризуется наличием изгибов. Изгиб, направленный выпуклостью вперед, называется лордозом (шейный и поясничный), а изгиб, направленный выпуклостью назад, - кифозом (грудной и крестцовый). На месте перехода шейного лордоза в грудной кифоз находится выступающий VII шейный позвонок. На границе поясничного лордоза с крестцовым кифозом образуется обращенный вперед мыс крестца. Изгибы позвоночного столба (лордозы и кифозы) выполняют рессорную и амортизационную функции при ходьбе, беге и прыжках. В результате нарушения симметрии в развитии мышечной массы тела человека появляется еще и патологический (боковой) изгиб - сколиоз.

1 - шейные позвонки; 2 - грудные позвонки; 3 - поясничные позвонки; 4- крестец; 5- копчик

Грудная клетка (compages thoracis) формируется при помощи грудного отдела позвоночника, ребер, грудины и суставных сочленений, ограничивает грудную полость, где располагаются главные органы человека: сердце, легкие, сосуды, трахея, пищевод и нервы (рис. 20).

Душа человека поднимается в небеса, душа животного опускается на землю. - Коэлес, 3:21

Человек никогда не может быть счастлив, если он не заботится о своей душе так же, как о своем теле. - Ребе

Что такое душа?

Обливались ли вы когда-нибудь слезами без видимой причины, охваченные глубокой печалью? Это – ласковый голос вашей души, которая жалуется, стремится привлечь ваше внимание. Она хочет, чтобы вы заботились о ней, по крайней мере так же, как о своем теле.

Приходилось ли вам в вашей жизни переживать истинно святой момент, когда, несмотря на постоянную суматоху вокруг, вы испытывали глубокое чувство благоговения? Это – также голос вашей души, выражающий глубокое удовлетворение по поводу присущей ей общности с силами духовности.

Мы постоянно используем слова тело и душа в различных контекстах. Но знаем ли мы, что они означают в действительности? Какова природа души? Каковы ее взаимоотношения с телом?

Душа является единственной частью жизни, которая непосредственно отражает нашу связь с Б-гом, нашим Создателем. И хотя душа не осязаема и сокрыта внутри тела, она является основой того, что представляем собой мы. Если тело заключает в себе материальные аспекты нашей жизни, то душа содержит в себе аспекты духовные. Тело заботится главным образом о том, чтобы удовлетворить свои физические потребности. Это не значит, что оно по своей природе дурное. Вовсе нет. Оно создано Б-гом, изначально нейтрально и наделено большим потенциалом для свершения добрых дел. Но только душа вселяет в него энергию, направляет его на добрые дела и связывает с Б-жественным. Душа необыкновенна по своей природе, ибо «пламя Б-га есть душа человека» (Книга Притчей, 20:27).

Между осязаемой природой тела и трансцендентной природой души существует неотъемлемая дихотомия. Посмотрите внимательно на пламя свечи – оно приблизительно соответствует вашей душе. Пламя поднимается вверх, словно стремится к Б-гу, фитиль же тянет его назад, к земле. Подобным образом ваша душа постоянно стремится вверх, тогда как тело тянет вас назад через свою постоянную потребность добывать средства к существованию или удовлетворения желания получать удовольствия. Вопрос для каждого из нас в том, выбираем ли мы существование в форме пламени, которое поднимается вверх, или в форме фитиля, увлекающего нас вниз.

Чтобы вы были высоконравственной и здоровой личностью, ваши тело и душа должны работать в гармонии. Не следует предпочитать одно другому, потворство своим желаниям или аскетизм. Вы можете и должны объединить тело и душу. А это означает их слияние, обеспечивающее исполнение того предназначения, для которого мы появились в этом мире: чтобы вести полную смысла, плодотворную и добродетельную жизнь, чтобы превратить этот физический мир в уютное обиталище для духовности и Б-жественности. Каждый из нас выполняет предписанное ему, используя свои специфические способности и таланты (будь то учитель или воспитатель, бизнесмен или ученый). Важно каждому из нас осознать свое предназначение и осуществлять его через свой образ жизни ежеминутно, ежедневно, ежегодно в соответствии с законами Б-га.

Дихотомия тела и души проявляется повсюду и многообразно: это форма и функция, вещество и энергия, материализм и духовность. Например, все слова, напечатанные в книге, на странице, представляют собой тело, а идеи, которые они выражают, – душу. Это справедливо для любого аспекта нашего мира, потому что сам мир состоит из тела и души, из его материальных и духовных компонентов, которыми снабжает его жизнь. Первый шаг к созданию единства в мире, к одухотворению материальных компонентов состоит прежде всего в том, чтобы каждому из нас объединить собственные тело и душу.

Вести полную смысла жизнь – значит проникать в наружный, материальный слой и соединяться с заключенной в нем энергией. Это не простая задача, ибо тело оперирует органами чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), а душа имеет дело с областью сверхчувствительного (эмоции, совесть, интеллект и, главное, подсознательные духовные силы). Та энергия, которая заключена в этом слое, не поддается, как говорят физики, количественному определению. В том, что нельзя измерить, содержится обычно элемент таинственности. Это не только сила, это сила, называемая нами жизнью. И некоторые элементы жизни мы только что начали открывать.

Многие из нас озабочены поисками внутреннего покоя, счастья, тишины, поисками своей души. Однако используем ли мы в этих поисках подходящие инструменты? Созданные в большой зависимости от органов чувств, мы часто полагаем, что только они имеются в нашем распоряжении. А как трудно постичь свою душу, пользуясь лишь пятью органами чувств! Примерно так же, как с помощью глаз пытаться услышать музыку. Тем не менее зов души настолько силен, что мы никогда не прекращаем таких попыток.

Почему важно знать, какая у вас душа?

Поскольку органы чувств являются до такой степени доминирующими, приходится чуть ли не отказываться от них, чтобы определить то, что находится внутри. Будучи вынужденными временно отказаться от своего зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, с чем бы вы остались? Такая мысль может поначалу привести в отчаяние: вы остались бы ни с чем. Но это не так, вы остаетесь с самими собой. Мы нуждаемся в органах чувств лишь для того, чтобы взаимодействовать с внешним миром, с миром вне нас самих. Вам не нужны глаза, чтобы видеть самих себя, или уши, чтобы слышать себя. Вы знаете, что находитесь здесь, не прибегая к помощи каких бы то ни было органов чувств. Это просто знание, осведомленность, совершенно особое чувство.

Таким образом, мы остаемся полностью живыми без наших органов чувств. Однако без души жизни нет. Да, идет физическая борьба за выживание, но жизнь (как мы ее понимаем) всегда предполагает поиски смысла, поиски души, поиски Б-га. Ученый, исследующий законы природы, испытывает желание приподнять завесу и посмотреть, что происходит за пределами наших внешних чувств. Ребенок, разбирающий свою игрушку, интересуется тем же. Он хочет узнать секрет, который приводит эту игрушку в движение. Эта любознательность составляет суть природы человека.

То же самое происходит с нашей жизнью. Без знания, какие силы движут нами, включая душу, мы никогда не поймем самих себя. А если нас не интересует, как работает душа, мы не сможем о ней заботиться. К счастью, душа, жаждущая пищи, дает нам об этом знать. Как бы долго вам не удавалось ее умиротворять, отвлекая материальным благополучием, она всегда возобновит свои жалобы, сообщая вам, что вы теряете часть своей жизни. Это может принять форму беспокойства, ощущений бесцельности, опустошенности, жажды чего-то еще.

Не подвергая душу испытанию, нельзя добиться развития личности. Именно душа выражает неудовлетворенность, которая является побудительным мотивом для развития. До тех пор пока эгоистичные потребности тела удовлетворяются, оно не испытывает желания совершенствоваться. Душа дает жизни направление и единство. Материальный мир, мир тела, распадается на части. Душа оказывается той основой, вокруг которой объединяется вся наша физическая деятельность. Если бы нам пришлось наблюдать за материальными приводами нашего тела в течение целого дня, мы увидели бы, как оно движется по кругу или под воздействием нечетко выраженных импульсов желания и наугад выбирает стимулы, которые привлекают его в данный момент. Душа соединяет все эти фрагменты, соединяет тривиальное с первостепенным, материальное с духовным.

Кроме того, душа учит скромности. В отличие от тела, которое эгоистично, душа скромна. Она наделяет нас способностью подниматься над самими собой и чутко реагировать на нужды других. При пассивности души эгоистические желания тела могут закабалить нас и в конечном счете даже погубить. Душа – это наша выдающаяся сторона, которая, как уже было сказано, подобно пламени свечи, постоянно стремится вверх, стремится воссоединить нас с Б-гом. Тело может пытаться удержать нас на земле, а душа полна решимости поднять нас к небесам.

Об одном авторитетном раввине рассказывали, как в детстве он играл с другими детьми. Все они взбирались вверх по приставной лестнице, но все,кроме будущего раввина, боялись подниматься слишком высоко. Позднее дедушка спросил его; «Почему ты не боялся залезть выше других?» –«Потому что они, поднимаясь вверх, смотрели вниз, – объяснил мальчик. –Они видели, как высоко забрались, и поэтому испугались, Я же поднимался и смотрел вверх. Мне казалось, что я нахожусь еще низко, и это побуждало меня продолжать восхождение».

Чем объяснить конфликт между телом и душой?

Между телом и душой происходит непрерывная борьба. Bce конфликты между людьми возникают вследствие дихотомии тела и души, напряженности между нашим телесным «я» и потребностью в возвышенном. Чем это объясняется?

Дело в том, что Б-r создавал тела и души раздельно, в две стадии. На первой Он собрал с земли прах, на второй – вдохнул в него дыхание и душу (Брейшис, 2:7). Это было сделано так для того, чтобы человек помнил, что в жизни существуют две разные силы, материальное и духовное. Материальное занимает относительно низкое положение, подобно пыли на земле, духовное является из самого непостижимого места – от Б-га.

Вначале тело и душа были едины. Тело признавало свою роль как средства выражения души, а душа признавала свою потребность в теле для выражения воли Б-га. Поэтому Адам и Ева «не стыдились» своей наготы (Брейшис, 2:25), ибо она была такой же естественной, как нагота новорожденного.

Однако первый грех вызвал чувство неловкости. Родилось независимое эгоистическое «я», оторванное от воли и намерений Б-га. «Глаза» Адама и Евы «были открыты», и они почувствовали стыд из-за своей наготы (Брейшис, 3:7), потому что познали на собственном опыте, что их тела различны по своей сущности. Они решили, что их взаимоотношения отличаются от предусмотренных Б-жественным предназначением. Одна человеческая сущность раскололась на две – на материальные и духовные желания. С этого момента наше предназначение предусматривает восстановление гармонии между телом и душой.

Мы действительно состоим из двух различных элементов, подобно братьям-близнецам Яакову и Эсаву, которые боролись в материнском чреве. Яаков был безобидным человеком, духовной личностью. Эсав – воин, «человек поля». Тело – это воин внутри нас, агрессивная сила. В материальном мире тело призвано защищать уязвимую душу. С другой стороны, тело без души было бы опасным агрессором, у которого нет ни цели, ни совести.

И все же этот раскол сохраняется. Для души тело с самого начала олицетворяет постоянное стремление потворствовать своим прихотям. В то время как душа добивается духовного экстаза, тело заботится о еде и сне. Для тела душа – это источник постоянных неприятностей, помех, это совесть, которая ограничивает его поведение.

Чем же объяснить, что Б-г создал предпосылки для подобного конфликта? По-видимому, тем, что душа нуждается в испытании своих сил, а тело – в совершенствовании, и напряженность между ними способствует тому и другому. В конце концов тело и душа должны понять, что они сильнее тогда, когда действуют вместе. Именно настойчивость тела обеспечивает душе творческие способности, а руководство души побуждает тело сосредоточить свою силу на добрых делах. Стремительная река обладает определенным количеством энергии. Когда эта река перегораживается плотиной, ее укрощенная энергия концентрируется и возрастает во много раз.

Каким должно быть наше воздействие на этот конфликт?

Чтобы преодолеть противоречия между телом и душой, необходимо в первую очередь признать их существование и определить характер этих двух сил. Полагая, что представляем собой единый организм, мы испытываем сильное замешательство, способное нас парализовать. Передвигаясь взад и вперед между вопросами души и тела, мы не сознаем необходимости их слияния, бываем то добродетельны, то эгоистичны. Наши мотивированные поступки сменяются медлительностью и нерешительностью.

Напряженность между телом и душой устраняется нами не путем отрицания одного из партнеров, а интегрированием их для решения одной задачи – одухотворения телесного. Все силы и весь опыт тела направлены на то, чтобы помочь благородным и возвышенным устремлениям души.

Единственная возможность объединить тело и душу–признать, что Б-г гораздо выше наших ограниченных «я», возвышеннее и тела, и души. Это требует определенного смирения, ибо человеку свойственно стремиться к самовыражению. Благодаря своей возвышенной природе, душа способна быстрее подняться над себялюбием, чем тело. Через учебу и добрые дела она может дисциплинировать тело, помочь ему осознать свое истинное предназначение, достичь высокого положения, противостоять своей силе, возбуждаемой собственными потребностями. Мы можем испытывать «духовное высокомерие», отдаляясь от других, не заботясь о теле и его потребностях. Однако аскетизм не является приемлемым выходом. Б-г дал нам тело, чтобы мы улучшали и возвышали его, присоединяли его к душе на ее пути.

Конфликт между телом и душой может быть разрешен, если не препятствовать душе стремиться вверх, к возвышенному. Что это значит с практической точки зрения? Это значит – осознавать, что вы не абсолютно материальная личность. Да, мы должны есть и пить, оплачивать счета. Но не для того мы здесь. Мы здесь для того, чтобы принести своей душе самое лучшее и усовершенствовать свое тело. Из-за физического характера тела мы можем завязнуть в трясине материального. Возникающая в связи с этим печаль заставляет вашу душу жаловаться. Прислушайтесь же к ее жалобам и усильте заботу о ней. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, который выражает сомнения и печаль, когда вы проявляете интерес исключительно к материальным проблемам. Верьте этому голосу.

Но даже тогда, когда ваша душа жаждет возвышенного, она не должна забывать о вашем теле и материальных нуждах. Наши мудрецы учат: «Беги, как олень, чтобы исполнить волю твоего Отца на небесах» (Поучения Отцов, 5:20). Душа должна бежать, она должна жаждать, но бежать, как олень. Подобно тому как олень даже в полете «поворачивает свою голову назад, к тому месту, откуда он бежит» (Зогар, II:14а), ваше неудержимое желание к возвышенному должно постоянно обращать взгляд на физическую реальность, от которой вы бежите, и осознавать, что любое бегство на небеса предполагает возвращение на землю.

Как только вы признаете свою душу, вам следует начать изучение механизма ее действия. Вы понимаете, что душа приходит из более возвышенного, духовного места и пытается внедрить в вашу жизнь Б-жественность. Вы узнаете, что душа – это то, что ведет вас к жизни, полной смысла. Чтобы заботиться о ней, вы должны изучать мудрость Б-га, познать эту мудрость. Молитва служит эмоциональной лестницей, которая соединяет вас с землей. Молитва, а не материализм обеспечивает вас реальным жилищем, местом внутри вашего тела, где душа может обрести мир и перспективу. Вот почему важно молиться в начале дня – это направит ваш повседневный материальный мир в подобающую плоскость.

И, наконец, надо помнить, что тело и душа сходятся при совершении вами нравственных поступков. Недостаточно воодушевлять душу и воспитывать ее. Необходимо обеспечить партнерство души с телом. Помочь соседу в беде, выслушать незнакомого человека, попавшего в трудное положение, снабдить пищей или одеждой того, кто в этом нуждается. Все это становится более важным, чем просто добрые поступки, жизненной силой, которая радует вашу душу, и средством, направляющим ваше физическое тело на соответствующие дела в духовной сфере. Отзывчивость, добрые дела приводят к полному погружению души в нашу жизнь, выделению ею тепла и силы настоящего пламени, поднимающих, возвышающих и тело.

Как-то человек отправился в город к великому мудрецу. Выяснилось, что живет мудрец в ветхой лачуге на окраине. В жилище не было ничего, кроме продавленной кровати и заваленного книгами стола, за которым сидел старик, погруженный в чтение. Гость обратился к нему с вопросом:

– Где живет мудрец?

– Это меня вы ищете, – объяснил ему старик. – Что вас так удивило?

– Я не понимаю. Вы – великий мудрец,у вас много учеников. Ваше имя известно по всей стране. Вы должны жить во дворце.

– А где живете вы? – спросил старик.

– Я живу в особняке, большая, богатом доме.

– А как вы зарабатывает на жизнь?

Гость рассказал хозяину лачуги, что он торговец и два раза в год ездит в большой город за товарами, которые затем перепродает, местным купцам.Старик слушал внимательно, затем поинтересовался, где он останавливается в чужом городе.

– В маленьком номере постоялого двора, – сообщил торговец.

– Если бы кто-нибудь посетил вас в этом маленьком номере, он мог бы вас спросить; «Почему вы, состоятельный человек, живете в таком бедном номере?» А вы могли бы ответить:

«Я здесь проездом и не надолго. Здесь есть все, что мне нужно. Приезжайте в мой настоящий дом, и вы увидите, что он совсем другой». То же самое справедливо и для моего пристанища. Я здесь только проездом. Этот материальный мир есть лишь дорога. Б моем настоящем доме все выглядит иначе. Приходите в мое духовное жилище, и вы у видите, что я живу во дворце.

Как мы заботимся своей душе?

В настоящее время битва между телом и душой протекает весьма напряженно. Материальный мир, в который погружено наше тело, переживает период беспрецедентного процветания. Уровень нашей жизни высок, мы располагаем техникой, позволяющей нам решать много проблем. В то же время наша душа, как индивидуальная, так и коллективная, жаждет пищи.

Сегодня мы должны заботиться о душе больше, чем когда бы то ни было. Образование и нравственность – главная пища для нее. Вот почему так важно как можно раньше начать изучение и моделирование духовных ценностей. Задача заключается не в том, чтобы воспрепятствовать битве между телом и душой, а в том, чтобы понять цель этой битвы, чтобы смириться с вызовом на битву. Если тело признает главенствующую роль души и заключает мир со своим близнецом, напряженность между ними можно обуздать. Тогда тело становится силой, поднимающей душу на более высокое место, чем то, которое она могла бы занять, действуя самостоятельно.

Гармония между вашим телом и душой распространяется на весь мир и помогает объединить тело и душу, материальное и духовное всей вселенной. Таким образом, ключ к смыслу и счастью в вашей жизни находится в ваших руках. Это – понимание симметрии и ритма вашего собственного тела и вашей души.

Когда в следующий раз вы будете смотреться в зеркало, спросите себя: «Что я вижу перед собой? Я узнаю свое тело, но могу ли я обнаружить внутри него душу? Я уделяю внимание всем своим телесным нуждам, но достаточно ли я забочусь о своей нежной душе? Наконец, я знаю того, в ком нуждаюсь. Но знаю ли я того, кто нуждается во мне?»

Однажды Ребе посоветовал одаренному студенту использовать свое свободное время, для того, чтобы убедить своих товарищей продолжать не только университетские занятия, но и духовные.

– Мой график и так достаточно напряженный, не знаю, смогу ли я добавить к нему что-либо, – сказал молодой человек.

– Откровенно говоря, я не понимаю, где вы черпаете силы и выносливость, чтобы так работать.

– У каждого человека есть и тело, и душа, Это похоже на птицу и ее крылья, Если бы птица не знала, что крылья дают ей возможность летать, они явились бы для нее лишь обузой. По крылья позволяют ей подниматься к небесам. У всех нас есть крылья – наша душа, которые могут поднять нас так высоко, как нам нужно, чтобы полететь. Все мы должны научиться пользоваться ими, – объяснил Ребе.

Адаптированное изложение.

Из книги «К жизни полной смысла»

  1. Позвоночный столб, columna vertebralis. Рис. А. la. Позвонок, vertebra.
  2. Позвоночный канал, canalis vertebralis. Образуется позвоночными отверстиями. Содержит спинной мозг. Рис. Б.
  3. Тело позвонка, corpus vertebrae (vertebrale). Рис. Б, В, Г. За. Межпозвоночная поверхность, fades intervertebralis. Поверхность тела позвонка, обращенная к соседнему позвонку. Рис. Б. 36. Кольцевой апофиз (эпифиз), apophysis anularis. Костный выступ в виде кольца, расположенный на верхней и нижней поверхностях тела позвонка. Является вторичным центром окостенения. Рис. Б.
  4. Дуга позвонка, arcus vertebrae (vertebralis). Ограничивает позвоночное отверстие сзади и с боков. Рис. В, Г.
  5. Ножка дуги позвонка, реdieulus arcus vertebrae. Часть дуги между телом и поперечным отростком. Рис. Б, Г.
  6. Пластинка дуги позвон ка, lamina arcus vertebrae (vertebralis). Часть дуги между поперечным и остистым отростками. Рис. В. 6а. Нейроцентральное соединение neurocentralis. Находится между центрами окостенения в нейральных дужках и теле позвонка. Выявляется у плодов и детей раннего возраста. Рис. Г.
  7. Межпозвоночное отверстие, foramen intervertebral. Ограничено верхней и нижней позвоночными вырезками, телом позвонка и межпозвоночным диском. Содержит спинномозговой нерв и мелкие сосуды. Рис. А, Б.
  8. Верхняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis superior. Вырезка на верхнем крае ножки дуги позвонка. Рис. Б.
  9. Нижняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis inferior. Вырезка на нижнем крае ножки дуги позвонка. Рис. Б.
  10. Позвоночное отверстие, foramen vertebrate. Ограничено дугой и телом позвонка. Отверстия всех позвонков составляют позвоночный канал. Рис. В, Г.
  11. Остистый отросток, processus spinosus. У 2 — 4 шейных позвонков остистые отростки раздвоены. Рис. Б, В, Г.
  12. Поперечный отросток, processus transversa. Рис Е.
  13. Реберный отросток, processus costalis. Поперечный отросток поясничного позвонка. Аналог рудиментарного ребра. Рис. Г.
  14. Верхний суставной отросток, processus articularis (zygapophysis) superior. Расположен на дуге позвонка, направлен вверх. Рис. Б, В, Г.
  15. Нижний суставной отросток, processus articularis (zygapophysis) inferior. Расположен на дуге позвонка и направлен вниз. Рис. Б, В.
  16. Шейные позвонки, vertebrae cervicales. В состав шейного отдела позвоночного столба входят семь позвонков (С1 — С7). Рис. А.
  17. Крючок тела, uncus corporis. Направленный вверх крючковидный отросток, расположенный вдоль латерального края тел шейных позвонков. Пролиферация костной ткани в этом месте может вызвать сдавление спинномозгового нерва. Рис. В.
  18. Отверстие поперечного отростка, foramen tram. ersarium. Расположено в поперечных отростках шейных позвонков. Содержит позвоночную артерию и вену. Рис. В.
  19. Передний бугорок, tuberculum anterius. Возвышение на поперечных отростках С2-7, направленное вперед, которое служит местом прикрепления мыши. Рис. В.
  20. Задний бугорок, tuberculum posterius. Возвышение на поперечных отростках С2-7, направленное назад, которое служит местом прикрепления мышц. Рис. В.
  21. Сонный бугорок, tuberculum caroticum. Передний бугорок Сб. Рис. А.
  22. Борозда спинномозгового нерва, sulcus n.spinalis. Расположена на поперечных отростках СЗ-7. В ней проходит спинномозговой нерв. Рис. В.
  23. Выступающий позвонок, vertebra prominens (СП). Седьмой шейный позвонок, имеющий самый длинный остистый отросток (в 70% случаев). Рис. А.
  24. Грудные позвонки, vertebrae thoracicae. В состав грудного отдела позвоночного столба входят двенадцать позвонков (Т1 — 12). Рис. А.
  25. Верхняя реберная ямка, fovea costalis superior. Расположена на теле позвонка выше ножки дуги. Служит для сочленения с головкой ребра. Рис. Б.
  26. Нижних реберная ямка, fovea costalis inferior. Расположена на теле позвонка ниже ножки дуги. Служит для сочленения с головкой ребра. Рис. Б.
  27. Реберная ямка поперечного отростка, fovea costalis processus transversi. Суставная поверхность для сочленения с бугорком ребра, расположенная на поперечном отростке позвонка. Рис. Б.
  28. Поясничные позвонки, vertebrae lumbales (lumbares). В состав поясничного отдела позвоночного столба входят пять позвонков (L1 — 5). Рис. А.
  29. Добавочный отросток, processus accessorius (vertebrarum lumbalium). Рудимент поперечного отростка поясничных позвонков. Отходит от основания реберного отростка и направлен назад. Рис. Г.
  30. Сосцевидный отросток, processus mamillaris. Рудиментарный отросток поясничных позвонков. Отходит от заднего края верхнего суставного отростка и направлен назад. Рис. Г.

Тело, как все материальное, смертно. Про это говорят все философы Древней Греции. Другой вопрос, какие особенности имеет тело, ведь философы понимали его по-разному. Их волновало проблема тела, потому что она непосредственно касалось души.

Можно разделить всех философов условно на четыре группы:

1) Тело, как зло, или тело стоит ниже души (Гераклит, Сократ, Платон, Плотин).

2) Тело эквивалентно душе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Демокрит, эпикурейцы).

3) Тело, как некоторая польза для души (Аристотель, Пифагор).

4) Это теории, которые можно отнести к несколько пунктам (Эмпедокл, Анаксагор, стоики).

Начнем с первого пункта. Гераклит, считал самой тонкой и нежной материей огонь, и она символ мудрости. Тело, в котором собрано семьдесят пять процентов воды, портило душу. По Гераклиту, более глупый человек, если он толстый, и в нем находится много воды. Или разумный более старый человек, чем молодой. Есть еще один пункт, это источник познания, и чувственное познание ценилось более низко, чем разумное. Чем больше огня, тем лучше, а тело только сдерживает этот Вечный Логос. Можно сказать, что Гераклит не особо любил тело, которое ограничивает возможности души.

Сократа, мы будем объяснять через теорию Платона, ибо он более подробно рассказывает о теле. Платон пренебрежительно относился к телу, ведь материальная субстанция, и она никак не может быть выше души. Душа идеальная, тело - это всего лишь бутафория идеала. По Платону, душа томится в теле, хотя управляет телом, использует, как орудие. Тело оскверняет душу всевозможными аффектами и пороками. Если бы не материальные потребности, не нужно было воевать, страдать, грабить. Не было необходимости создавать всевозможные институты, которые сдерживают хаос. Жизнь стало бы на много проще, чем в данный момент она есть.

Плотин был согласен с Платоном, и ничего не сказал нового на счет тела.

Второй пункт. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид считали душу и тело, как должное. Каждый выполнял свою функцию. Каждый из них отмечал, что душа и тело совершенно отличаются друг от другу, это две противоположности. Одна субстанция смертна, другая бессмертна. И это считалось само собой разумеющаяся. Наверное, еще изюминку добавлял панпсихизм, ибо душа находилась в органических объектах, но и в неорганических. Уже известный пример, много раз, упоминавшийся выше, где Фалес говорил, что душу имеют даже магнит и янтарь. По этому примеру тело можно считать, как вакуум, который заполняется воздухом, первородной субстанцией, водой, землей и огнем.

Демокрит и эпикурейцы считали тело, как и душу, материальной и смертной. Эти две субстанции состоят из атомов, просто у души более маленькие и круглые атомы. Тело и душа находятся на одном уровне, ибо почти ничем не отличаются. Отличаются плотность, весом и движением. Тело более плотное, и вес у нее больше. Атомы менее подвижны, чем у души. Отличие тело от души, именно душа ловит образы (эйдолы), тело по большому счету, не играет никакого значение в познавании. Эпикурейцы абсолютно согласны с Демокритом.

Третий пункт. Аристотель, как никто другой ценил тело и душу одинаково. Он говорил, что тело без души не мыслимо, и душа без тела. Именно душа делало тело живым. Тело - это инструмент для души, без которого никак не обойтись. Душа - это сущность естественного тела. Тело и душа существует гармонично. Чтобы выжить в окружающей среде, им нужно соединить свои усилия. Пример: Возьмем любой орган. Язык - это тело. Вкус - это душа. Отсутствие одного из этих компонентов, приведет к катастрофе все живое. Душа имеет три начала у Аристотеля, а тело одно. И кажется тело более сложный механизм, чем душа.

Прочтение теории Пифагора дает представление об уважение к телу. Три души находятся в отдельных физиологических органах, и уже оттуда идет управление самим телом. Душа питается кровь, а кровь в теле. Значит, тело поддерживают силы души для управления им самим.

Мозг выделяет семя, которое проходит весь организм и попадает в матку, производя там ихор. При этом в семени содержится горячий пар. Из влаги и крови образуется тело, а из пара - душа и чувства. Душа и чувства эквиваленты, это значит, что тело не виновато в страстях, хотя по Сократу, Платону и Плотину - это не так. Теория Пифагора чем-то схожа с теорией Аристотеля, особенно взаимодействие тела и души. Это здоровое сотрудничество. Число душ тоже сходится, и каждый из них считает, что душа разумная бессмертна, а все остальные смертны. Хотя Аристотель смеется над Пифагором, потому что тот называет душу числом, но их теории схожи по мотивам, что душа без тела ничто, и тело без души.

Четвертый пункт. Это философы, которые не могли полностью определить свое отношение к телу. Например: Эмпедокл называет тело тюрьмой, в которую заталкивает в нее демон. Но тут же говорит, что душа без тела не имеет силы в этом мире. Душа - божественная, идеальная и бессмертная, но тело помогает творить в этом мире, преобразовывать и познавать.

По Анаксагору, который говорил, что ум имеет два начала телесное и бестелесное. Душа - это и есть ум, и ему лучше быть не связанным с телом. Хотя тут же говорит, что преимущество человека над животным, и почему именно он правит над природой, это, потому что у него есть руки. А руки - это часть тела. Тогда именно по этому мы познаем окружающий мир и правим, потому что тело помогает, ибо, по Анаксагору, только из-за этого мы отличаемся от животных.

Стоики - это течение менялось, и взгляд на душу и тело тоже менялось. В начале согласие было с теорией Гераклита, где говорилось, что тело - это зло. Правда, имея восемь душ, и пять из них отвечают за ощущения, то напрашивает вопрос, что тело, хоть и смертно, но полезно для познавания окружающего мира. Здесь можно проследить Аристотеля, когда он доказывал, что душа и тело неразделимы, на примере глаза. Еще они говорили, что в семени человека есть частички души. Значит, это выделение необходимо для создания жизни, и можно сказать, что она божественна. Ранние стоики говорили, что душа смертна, тем самым приравнивали душу к телу. Другие говорили, что душа бессмертна, и здесь опирались на теорию Платона. По нему четко сказано, что тело зло, и только мешает идеалистическому существованию души. Зенон говорил, что надо бороться со страстями, но страсти - это неправильное движение души. Он прямо говорит, что проблемы не в теле, а в душе.

Болезнь нарушает связь с телом. Об этом говорил еще Демокрит. Сон или в трансе отсутствует душа на время, со смертью навсегда. Почти все философы объясняли изменение состояние человека это какие-то изменение или нарушение связи между телом и душой.

Открыть все Закрыть все

1-череп
2-позвоночный столб
3-ключица
4-лопатка
5-грудина
6-плечевая кость
7-лучевая кость
8-локтевая кость
9-кости запястья (ossa carpi )
10-кости пясти
11-фаланги пальцев кисти
12-тазовая кость
13-крестец
14-лобковый симфиз (symphysis pubica )
15-бедренная кость
16-надколенник (patella )
17-большеберцовая кость
18-малоберцовая кость
19-кости предплюсны
20-кости плюсны
21-фаланги пальцев стопы
22-ребра (грудная клетка).

1-череп
2-позвоночный столб
3-лопатка
4-плечевая кость
5-локтевая кость
6-лучевая кость
7-кости запястья (ossa carpi )
8-кости пясти
9-фаланги пальцев кисти
10-тазовая кость
11-бедренная кость
12-большеберцовая кость
13-малоберцовая кость
14-кости стопы
15-кости предплюсны
16-кости плюсны
17-фаланги пальцев стопы
18-крестец
19-ребра (грудная клетка)

А - вид спереди
Б - вид сзади
В - вид сбоку. 1-шейный отдел
2-грудной отдел
3-поясничный отдел
4-крестец
5-копчик.

1-остистый отросток (processus spinosus )
2-дуга позвонка (arcus vertebrae )
3-поперечный отросток (processus transversus )
4-позвоночное отверстие (foramen vertebrale )
5-ножка дуги позвонка (pediculli arcus vertebrae )
6-тело позвонка (corpus vertebrae )
7-реберная ямка
8-верхний суставной отросток ()
9-поперечная реберная ямка (реберная ямка поперечного отростка).

1-тело позвонка (corpus vertebrae )
2-реберная ямка
3-верхняя позвоночная вырезка ()
processus articularis superior )
5-поперечная реберная ямка (реберная ямка поперечного отростка)
6-поперечный отросток (processus transversus )
7-остистый отросток (processus spinosus )
8-нижние суставные отростки
9-нижняя позвоночная вырезка.

1-задний бугорок (tuberculum posterior )
2-задняя дуга (arcus posterior )
3-позвоночное отверстие (foramen vertebrale )
4-борозда позвоночной артерии (sulcus arteria vertebralis )
5-верхняя суставная ямка
6-поперечное отверстие (отверстие поперечного отростка)
7-поперечный отросток (processus transversus )
8-латеральная масса (massa lateralis )
9-ямка зуба
10-передний бугорок (tuberculum anterior )
11 -передняя дуга.

1-зуб осевого позвонка (dens axis )
2-задняя суставная поверхность (facies articularis posterior )
3-тело позвонка (corpus vertebrae )
4-верхняя суставная поверхность (facies articularis superior )
5-поперечный отросток (processus transversus )
6-нижний суставной отросток: 7-дуга позвонка (arcus vertebrae )
8-остистый отросток.

1-остистый отросток (processus spinosus )
2-позвоночное отверстие (foramen vertebrale )
3-дуга позвонка (arcus vertebrae )
4-верхний суставной отросток (processus articularis superior )
5-поперечный отросток (processus transversus )
6-задний бугорок поперечного отростка
7-передний (сонный) бугорок
8-поперечное отверстие (отверстие поперечного отростка)
9-тело позвонка.

1-остистый отросток (processus spinosus )
2-дуга позвонка (arcus vertebrae )
3-верхний суставной отросток: 4-сосцевидный отросток (processus mamillaris )
5-добавочный отросток (processus accessorius )
6-поперечный отросток (processus transversus )
7-позвоночное отверстие (foramen vertebrale )
8-ножка дуги позвонка (pediculli arcus vertebrae )
9-тело позвонка.

1-основание крестца (basis ossis sacri )
processus articularis superior )
3-латеральная часть (pars lateralis )
4-поперечные линии (linea transversae )
5-тазовые крестцовые отверстия (foramina sacralia pelvina )
6-верхушка крестца (apex ossis sacri )
7-копчик
8-крестцовые позвонки.

1-крестцовый канал (верхнее отверстие)
2-верхний суставной отросток (processus articularis superior )
3-крестцовая бугристость (toberositas sacralis )
4-ушковидная поверхность (facies auricularis )
5-латеральный крестцовый гребень (crista sacralis lateralis )
6-промежуточный крестцовый гребень (crista sacralis intermedia )
7-крестцовая щель (нижнее отверстие крестцового канала)
8-крестцовый рог (cornu sacrale )
9-копчик (копчиковые позвонки)
10-копчиковый рог
11-дорсальные (задние) крестцовые отверстия
12-срединный крестцовый гребень

1-первый (I) грудной позвонок
2-головка первого ребра
3-первое (I) ребро
4-ключичная вырезка грудины
5-рукоятка грудины (manubrium sterni )
6-второе (II) ребро
7-тело грудины (corpus sterni )
8-реберные хряши
9-мечевидный отросток (processus xiphoideus )
10-реберная дуга
11-реберный отросток первого поясничного позвонка
12-подгрудинный угол
13-двенадцатое (XII) ребро
14-седьмое (VII) ребро
15-восьмое (VIII) ребро.

1-яремная вырезка
2-ключичная вырезка (incisura clavicularis )
3-вырезка 1-ребра (реберная вырезка)
4-угол фудины
5-вырезка 11-ребра
6-вырезка III-ребра
7-вырезка IV-ребра
8-вырезка V-ребра
9-вырезка VI-ребра
10-вырезка VII-ребра
11-мечевидный отросток (processus xiphoideus )
12-тело фудины
13-рукоятка фудины.

А-первое (I) ребро
Б-второе (II) ребро
В-восьмое (VIII) ребро. A. 1-головка ребра (caput costae )
2-шейка ребра (collum costae )
3-бугорок ребра (tuberculum costae )
4-борозда подключичной артерии (sulcus arteria subclavia )
5-бугорок передней лестничной мышцы: 6-борозда подключичной артерии. Б. 1-головка ребра (caput costae )
2-шейка ребра (collum costae )
3-бугорок ребра, B. 1-головка ребра (caput costae )
2-суставная поверхность головки ребра
3-гребень головки ребра
4-борозда ребра (sulcus costae )
5-тело ребра (corpus costae )
6-грудинный конец ребра.

Вид спереди.

1-фудинная часть диафрагмы
2-грудино-реберный треугольник
3-сухожильный центр диафрагмы
4-реберная часть диафрагмы (pars costalis diaphragmatis )
5-отверстие нижней полой вены (foramen venae cavae inferioris )
6-пищеводное отверстие
7-отверстие аорты (ostium aortae )
8-левая ножка поясничной части диафрагмы
9-пояснично-реберный треугольник
10-квадратная мышца поясницы
11-малая поясничная мышца
12-большая поясничная мышца
13-подвздошная мышца
14-подвздошная фасция
15-подкожное кольцо (бедренного канала)
16-наружная запирательная мышца
17-подвздошно-поясничная мышца (musculus iliopsoas )
18-большая поясничная мышца (отрезана)
19-подвздошная мышца
20-внутрибрюшная фасция
21-межпоперечные мышцы
22-медиальная ножка диафрагмы (левая часть)
23-медиальная ножка диафрагмы (правая часть)
24-латеральная дугообразная связка (латеральная пояснично-реберная дуга)
25-медиальная дугообразная связка (медиальная пояснично-реберная дуга)
26-правая ножка поясничной части диафрагмы
27-срединная дугообразная связка
28-поясничная часть диафрагмы.

Кости туловища

Кости туловища, ossa trunci , объединяют позвоночный столб, columna vertebrales , и кости грудной клетки, ossa thoracis .

Позвоночный столб

Позвонки, vertebrae , размещаются в виде налагающихся друг на друга колец и складываются в одну колонну – позвоночный столб, columna vertebralis , состоящий из 33-34 сегментов.

Позвонок, vertebra , имеет тело, дугу и отростки. Тело позвонка, corpus vertebrae (vertebralis ), представляет собой переднюю утолщенную часть позвонка. Сверху и снизу оно ограничено поверхностями, обращенными соответственно к выше- и нижележащему позвонкам, спереди и с боков – несколько вогнутой поверхностью, а сзади – уплощенной. На теле позвонка, особенно на его задней поверхности, имеется множество питательных отверстий, foramina nutricia , – следы прохождения сосудов и нервов в вещество кости. Тела позвонков соединены между собой межпозвоночными дисками (хрящами) и образуют весьма гибкую колонку - позвоночный столб, columna vertebralis .

Дуга позвонка, arcus vertebra (vertebralis ), ограничивает сзади и с боков позвоночное отверстие, foramen vertebrate ; располагаясь одно над другим, отверстия образуют позвоночный канал, canalis vertebralis , в котором залегает спинной мозг. От заднебоковых граней тела позвонка дуга начинается суженным отрезком – это ножка дуги позвонка, pediculus arcus vertebrae , vertebralis , переходящая в пластинку дуги позвонка, lamina arcus vertebrae (vertebralis ). На верхней и нижней поверхностях ножки имеются верхняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis superior , и нижняя позвоночная вырезка, incisura vertebralis inferior . Верхняя вырезка одного позвонка, прилегая к нижней вырезке верхнего позвонка, образует межпозвоночное отверстие (foramen intervertebrale ) для прохождения спинномозгового нерва и сосудов.

Отростки позвонка, processus vertebrae , в количестве семи, выступают на дуге позвонка. Один из них, непарный направлен от середины дуги кзади – это остистый отросток, processus spinosus . Остальные отростки парные. Одна пара – верхние суставные отростки, , располагается со стороны верхней поверхности дуги, другая пара – нижние суставные отростки, processus articulares inferiores , выступает со стороны нижней поверхности дуги и третья пара – поперечные отростки, processus transversi , отходит со стороны боковых поверхностей дуги.

На суставных отростках имеются суставные поверхности, facies articulares . Этим поверхностям каждый вышележащий позвонок сочленяется с нижлежащим.

В позвоночном столбе различают шейные позвонки, vertebrae cervicales , (7), грудные позвонки, vertebrae thoracicae , (12), поясничные позвонки, vertebrae lumbales , (5), крестец, os sacrum , (5) и копчик, os coccygis , (4 или 5 позвонков).

Позвоночный столб взрослого человека образует в сагиттальной плоскости четыре изгиба, curvaturae : шейный, грудной, поясничный (брюшной) и крестцовый (тазовый). При этом шейный и поясничный изгибы выпуклостью обращены кпереди (лордоз), а грудной и тазовый изгибы – кзади (кифоз).

Все позвонки делят на две группы: так называемые истинные и ложные позвонки. В первую группу входят шейные, грудные и поясничные позвонки, во вторую – крестцовые позвонки, сросшиеся в крестец, и копчиковые, сросшиеся в копчик.

Шейные позвонки, vertebrae cervicales , числом 7, за исключением первых двух, характеризуются небольшими низкими телами, постепенно расширяющимися по направлению к последнему VII , позвонку. Верхняя поверхность тела слегка вогнута справа налево, а нижняя вогнута спереди назад. На верхней поверхности тел III - VI шейных позвонков заметно возвышаются боковые края, образуя крючок тела, uncus corporis , .

Позвоночное отверстие, foramen vertebrate , широкое, близкое по форме к треугольному.

Суставные отростки, processus articulares , сравнительно короткие, стоят косо, их суставные поверхности плоские или слегка выпуклые.

Остистые отростки, processus spinosi , от II до VII позвонка постепенно увеличиваются в длину. До VI позвонка включительно они расщеплены на концах и имеют слабо выраженный наклон книзу.

Поперечные отростки, processus transversi , короткие и направлены в стороны. По верхней поверхности каждого отростка проходит глубокая борозда спинномозгового нерва, sulcus nervi spinalis , – след прилегания шейного нерва. Она разделяет передний и задний бугорки, tuberculum anterius et tuberculum posterius , расположенные на конце поперечного отростка.

На VI шейном позвонке передний бугорок развит. Впереди и близко от него проходит общая сонная артерия, a.carotis communis , которую при кровотечениях прижимают к этому бугорку; отсюда бугорок и получил название сонного, tuberculum caroticum .

У шейных позвонков поперечный отросток образуется двумя отростками. Передний из них является рудиментом ребра, задний – собственно поперечный отросток. Оба отростка вместе ограничивают отверстие поперечного отростка, foramen processus transversi , через которое проходят позвоночные артерия, вена и сопровождающее их нервное симпатическое сплетение, в связи с чем это отверстие называют также позвоночно-артериальным, foramen vertebraarteriale .

От общего типа шейных позвонков отличаются CI - атлант, atlas , CII - осевой позвонок, axis , и CVI - выступающий позвонок, vertebra prominens .

Первый (I ) шейный позвонок - атлант, atlas , не имеет тела и остистого отростка, а представляет собой кольцо, образующееся из двух дуг – передней и задней, arcus anterior et arcus posterior , соединённых между собой двумя более развитыми частями – латеральными массами, massae laterales . Каждая из них имеет сверху овальную вогнутую верхнюю суставную поверхность, facies articulares superior , – место сочленения с затылочной костью, а снизу почти плоскую нижнюю суставную поверхность, facies articularis inferior , сочленяющуюся со II шейным позвонком.

Передняя дуга, arcus anterior , имеет на своей передней поверхности передний бугорок, tuberculum anterius , на задней – небольшую суставную площадку – ямку зуба, fovea dentis , сочленяющуюся с зубом II шейного позвонка.

Задняя дуга, arcus posterior , на месте остистого отростка имеет задний бугорок, tuberculum posterius . На верхней поверхности задней дуги проходит борозда позвоночной артерии, sulcus arteriae vertebralis , которая иногда превращается в канал.

Второй (II ) шейный позвонок, или осевой позвонок, axis , имеет направляющийся вверх от тела позвонка зуб, dens , который оканчивается верхушкой, apex . Bo круг этого зуба, как вокруг оси, вращается атлант вместе с черепом.

На передней поверхности зуба имеется передняя суставная поверхность, facies articularis anterior , с которой сочленяется ямка зуба атланта, на задней поверхности – задняя суставная поверхность, facies articularis posterior , к которой прилегает поперечная связка атланта, lig . transversum atlantis . На поперечных отростках отсутствуют передний и задний бугорки и борозда спинномозгового нерва.

Седьмой шейный позвонок, или выступающий позвонок, vertebra prominens , (CVII ) отличается длинным и нераздвоенным остистым отростком, который легко прощупывается через кожу, в связи с этим позвонок получил название выступающего. Кроме того, он имеет длинные поперечные отростки: поперечные отверстия его очень малы, иногда они могут отсутствовать.

На нижнем крае боковой поверхности тела нередко находится фасетка, или реберная ямка, fovea costalis , – след сочленения с головкой I ребра.

Грудные позвонки, vertebrae thoracicae , числом 12 (ThI - ThXII ), значительно выше и толще шейных; размер их тел постепенно увеличивается по направлению к поясничным позвонкам.

На заднебоковой поверхности тел находятся две фасетки: верхняя реберная ямка, fovea costalis superior , и нижняя реберная ямка, fovea costalis inferior . Нижняя реберная ямка одного позвонка образует с верхней реберной ямкой нижележащего позвонка полную суставную ямку – место сочленения с головкой ребра.

Исключение составляет тело I грудного позвонка, который имеет сверху полную реберную ямку, сочленяющуюся с головкой I ребра, и снизу – полуямку, сочленяющуюся с головкой II ребра. На X позвонке одна полуямка, у верхнего края тела; тела XI и XII позвонков имеют только по одной полней реберной ямке, расположенной посредине каждой боковой поверхности тела позвонка.

Дуги грудных позвонков образуют округлой формы позвоночные отверстия, но сравнительно меньшие, чем у шейных позвонков.

Поперечный отросток направлен кнаружи и несколько кзади и имеет небольшую реберную ямку поперечного отростка, fovea costalis processus transversus , сочленяющуюся с бугорком ребра.

Суставная поверхность суставных отростков лежит во фронтальной плоскости и направлена у верхнего суставного отростка кзади, а у нижнего – кпереди.

Остистые отростки длинные, трехгранные, остроконечные и обращены книзу. Остистые отростки средних грудных позвонков располагаются один над другим черепицеобразно.

Нижние грудные позвонки по форме приближаются к поясничным позвонкам. На задней поверхности поперечных отростков XI II грудных позвонков имеются добавочный отросток, processus accessorius , и сосцевидный отросток, processus mamillaris .

Поясничные позвонки, vertebrae lumbales , числом 5(LI - LV

processus costalis processus accessorius

processus mamillaris , – след прикрепления мышц.

Поясничные позвонки, vertebrae lumbales , числом 5(LI - LV ), отличаются от прочих своей массивностью. Тело бобовидное, дуги сильно развиты, позвоночное отверстие больше, чем у грудных позвонков, и имеет неправильно-треугольную форму.

Каждый поперечный отросток, располагаясь впереди суставного, удлинён, сжат спереди назад, идёт латерально и несколько кзади. Его большая часть – реберный отросток (processus costalis ) – представляет рудимент ребра. На задней поверхности основания реберного отростка имеется слабо выраженный добавочный отросток, processus accessorius , – рудимент поперечного отростка.

Остистый отросток короткий и широкий, утолщён и закруглен на конце. Суставные отростки, начинаясь от дуги, направляются кзади от поперечного и располагаются почти вертикально. Суставные поверхности залегают в сагиттальной плоскости, при этом верхняя вогнутая и обращена медиально, а нижняя выпуклая и направлена латерально.

При сочленении двух соседних позвонков верхние суставные отростки одного позвонка охватывают с боков нижние суставные отростки другого. На задненаружном крае верхнего суставного отростка имеется небольшой сосцевидный отросток, processus mamillaris , – след прикрепления мышц.

Крестцовые позвонки, vertebrae sacrales , числом 5, срастаются у взрослого в единую кость – крестец.

Крестец, os sacrum , sacrale , имеет форму клина, располагается под последним поясничным позвонком и участвует в образовании задней стенки малого таза. В кости различают тазовую и дорсальную поверхности, две латеральные части, основание (широкая часть, обращенная вверх) и вершину (узкая часть, направленная вниз).

Передняя поверхность крестца гладкая, вогнутая, обращена в полость таза – это тазовая поверхность, facies pelvica . Она сохраняет следы сращения тел пяти крестцовых позвонков в виде четырех параллельно идущих поперечных линий, lineae transversae . Кнаружи от них с каждой стороны находится по четыре передних тазовых крестцовых отверстия, foramina sacralia anteriora , pelvica , (через них проходят передние ветви крестцовых спинномозговых нервов и сопровождающие их сосуды).

Дорсальная поверхность крестца, facies dorsalis sacri , выпуклая в продольном направлении, уже передней и шероховатая. На ней расположены пять рядом идущих сверху вниз костных греблей, образовавшихся в результате слияния между собой остистых, поперечных и суставных отростков крестцовых позвонков.

Кресцовые гребни

Срединный крестцовый гребень, crista sacralis mediana , образовался из слияния остистых отростков крестцовых позвонков и представлен четырьмя расположенными один над другим бугорками, иногда сливающимися в один шероховатый гребень.

С каждой стороны от срединного крестцового гребня, почти параллельно ему имеется один слабо выраженный промежуточный крестцовый гребень, crista sacralis intermedia . Гребни образовались в результате слияния верхних и нижних суставных отростков. Кнаружи от них располагается хорошо выраженный ряд бугорков – латеральный крестцовый гребень, crista sacralis lateralis , который образуется путем слияния поперечных отростков. Между промежуточными и латеральными гребнями залегает по четыре задних крестцовых отверстия, foramina sacralia posteriora , они несколько меньше соответствующих передних крестцовых отверстий (через них проходят задние ветви крестцовых нервов).

Кресцовый канал

По всему длиннику крестца следует крестцовый канал, canalis sacralis , изогнутой формы, расширенный вверху и суженный внизу; он является непосредственным продолжением книзу позвоночного канала. Крестцовый канал сообщается с крестцовыми отверстиями посредством имеющихся внутри кости межпозвоночных отверстий, foramina intervertebratia .

Основание крестца

Основание крестца, basis ossis sacri , имеет поперечно-овальной формы углубление - место соединения с нижней поверхностью тела V поясничного позвонка. Передний край основания крестца в месте соединения с V поясничным позвонком образует выступ – мыс, promontorium сильно выступающий в полость таза. От заднего отдела основания крестца отходят вверх верхние суставные отростки, processus articulares superiores , I крестцового позвонка. Их суставные поверхности, facies articulares , направлены назад и медиально и сочленяются с нижними суставными отростками V поясничного позвонка. Задний край основания (дуги) крестца с выступающими над ним верхними суставными отростками ограничивает вход в крестовый капал.

Вершина крестца

Вершина крестца, apex ossis sacri , узкая, тупая и имеет небольшую овальную площадку – место соединения с верхней поверхностью копчика; здесь образуется крестцово-копчиковый сустав, articulatio sacrococcygea , хорошо выраженный у молодых людей, особенно у женщин.

Позади вершины, на задней поверхности крестца, промежуточные гребни заканчиваются направленными вниз двумя небольшими выступами - крестцовыми рогами, cornua sacralia . Задняя поверхность вершины и крестцовые рога ограничивают выходное отверстие крестцового канала - крестцовую щель, hiatus sacralis .

Верхненаружный отдел крестца

Верхненаружный отдел крестца – латеральная часть, pars lateralis , образовался путем слияния поперечных отростков крестцовых позвонков.

Верхняя, уплощенная, треугольной формы поверхность латеральной части крестца, передний край которой переходит в пограничную линию, носит название крестцового крыла, ala sacralis .

Латеральная поверхность крестца – суставная ушковидная поверхность, facies auricularis , сочленяется с одноименной поверхностью подвздошной кости.

Кзади и медиально от ушковидной поверхности располагается крестцовая бугристость, tuberositas sacralis , – след прикрепления крестцово-подвздошных межкостных связок.

Крестец у мужчин длиннее, уже и более изогнут, чем у женщин.

Копчик, os coccygis , представляет собой кость, сросшуюся у взрослого человека из 4-5, реже из 3-6 позвонков.

Копчик имеет форму изогнутой пирамиды, основание которой обращено вверх, а верхушка – вниз. Образующие ее позвонки имеют только тела. На I копчиковом позвонке с каждой стороны располагаются остатки верхних суставных отростков в виде небольших выступов – копчиковые рога, cornua coccygea , которые направлены вверх и соединяются с крестцовыми рогами.

Верхняя поверхность копчика несколько вогнута, соединяется с верхушкой крестца посредством крестцово-копчикового сустава.

Грудная клетка и кости грудной клетки

Грудную клетку, compares thoracis , составляют грудной отдел позвоночного столба, ребра (12 пар) и грудина.

Грудная клетка образует грудную полость, cavitas thoracis , имеющую форму усеченного конуса, обращенного широким основанием книзу, а усеченной верхушкой – кверху. В грудной клетке различают переднюю, заднюю и боковые стенки, верхнее и нижнее отверстие, которые ограничивают грудную полость.

Передняя стенка короче остальных стенок, образуется грудиной и хрящами ребер. Располагаясь косо, она больше выступает кпереди своими нижними отделами, чем верхними. Задняя стенка длиннее передней, образована грудными позвонками и участками ребер от головок до углов; ее направление почти вертикально.

На наружной поверхности задней стенки грудной клетки, между остистыми отростками позвонков и углами ребер, с обеих сторон образуется два желоба – спинные борозды: в них залегают глубокие мышцы спины. На внутренней поверхности грудной клетки, между выступающими телами позвонков и углами ребер, также образуется два желоба – легочные борозды, sulci pulmonales ; к ним примыкают позвоночной частью реберной поверхности легкие.

Боковые стенки длиннее передней и задней, образованы телами ребер и бывают более или менее выпуклыми.

Пространства, ограниченные сверху и снизу двумя соседними ребрами, спереди – боковым краем грудины и сзади – позвонками, называют межреберьями, spatia intercostalia ; они выполнены связками, межреберными мышцами и мембранами.

Грудная клетка, compages thoracis , ограниченная указанными стенками, имеет два отверстия - верхнее и нижнее, которые начинаются апертурами.

Верхняя апертура грудной клетки, apertura thoracis superior меньше нижней, ограничена спереди верхним краем рукоятки, с боков – первыми ребрами и сзади – телом I грудного позвонка. Она имеет поперечно-овальную форму и расположена в плоскости, наклоненной сзади наперед и книзу. Верхний край рукоятки грудины находится на уровне промежутка между II и III грудными позвонками.

Нижняя апертура грудной клетки, apertura thoracis inferior , ограничена спереди мечевидным отростком и образованной хрящевыми концами ложных ребер реберной дугой, с боков - свободными концами XI и XII ребер и нижними краями XII ребер, сзади – телом XII грудного позвонка.

Реберная дуга, arcus costalis , у мечевидного отростка образует открытый книзу подгрудинный угол, angulus infrasternalis .

Форма грудной клетки у различных людей разная (плоская, цилиндрическая или коническая). У лиц с узкой грудной клеткой подгрудинный угол острее и межреберья шире, а сама грудная клетка длиннее, чем у лиц с широкой грудной клеткой. Грудная клетка у мужчин длиннее, шире и более конусообразна, чем у женщин.

Форма грудной клетки зависит также от возраста.

Ребра, costae , 12 пар, – узкие, различной длины изогнутые костные пластинки, симметрично располагаются по бокам грудного отдела позвоночного столба.

В каждом ребре различают более длинную костную часть ребра, os costale , короткую хрящевую – реберный хрящ, cartilago соstalis , и два конца – передний, обращенный к грудине, и задний, обращенный к позвоночному столбу.
Костная часть ребра

Костная часть ребра имеет головку, шейку и тело. Головка ребра, caput costae , располагается на его позвоночном конце. На ней имеется суставная поверхность головки ребра, facies articularis capitis costae . Эту поверхность на II -X ребрах разделяет горизонтально идущий гребень головки ребра, crista capitis costae , на верхнюю, меньшую, и нижнюю, большую, части, каждая из которых соответственно сочленяется с реберными ямками двух соседних позвонков.

Шейка ребра, collum costae , – наиболее суженная и округлая часть ребра, несет на верхнем крае гребень шейки ребра, crista colli costae , (I и XII ребра этого гребня не имеют).

На границе с телом у 10 верхних пар ребер на шейке имеется небольшой бугорок ребра, tuberculum costae , на котором находится суставная поверхность бугорка ребра, facies articularis tuberculi costae , сочленяющаяся с поперечной реберной ямкой соответствующего позвонка.

Между задней поверхностью шейки ребра и передней поверхностью поперечного отростка соответствующего позвонка образуется реберно-поперечное отверстие, foramen costotransversarium .

Тело ребра, corpus costae , простираясь от бугорка до грудинного конца ребра, является наиболее длинным отделом костной части ребра. На некотором расстоянии от бугорка тело ребра, сильно изгибаясь, образует угол ребра, angulus costae . У I ребра он совпадает с бугорком, а на остальных ребрах расстояние между этими образованиями увеличивается (вплоть до XI ребра); тело XII ребра угла не образует. На всем протяжении тело ребра уплощено. Это позволяет различать в нем две поверхности: внутреннюю, вогнутую, и наружную, выпуклую, и два края: верхний, округлый, и нижний, острый. На внутренней поверхности вдоль нижнего края проходит борозда ребра, sulcus costae , где залегают межреберные артерия, вена и нерв. Края ребер описывают спираль, поэтому ребро перекручено вокруг своей длинной оси.

На переднем грудинном конце костной части ребра имеется ямка с небольшой шероховатостью; к ней прикрепляется реберный хрящ.

Реберные хрящи

Реберные хрящи, cartilagines costales , (их также 12 пар), являются продолжением костных частей ребер. От I до II ребра они постепенно удлиняются и соединяются непосредственно с грудиной. Верхние 7 пар ребер – истинные ребра, costae verae , нижние 5 пар ребер – ложные ребра, costae spuriae , a XI и XII ребра – колеблющиеся ребра, costae fluitantes . Хрящи VIII , IX и X ребер непосредственно к грудине не подходят, но каждый из них присоединяется к хрящу вышележащего ребра. Хрящи XI и XII ребер (иногда X ) не достигают грудины и своими хрящевыми концами лежат свободно в мышцах брюшной стенки.
Особенности двух первых и последних пар ребер

Некоторые особенности имеют две первые и две последние пары ребер. Первое ребро, costa prima (I ), короче, но шире остальных, имеет почти горизонтально расположенные верхнюю и нижнюю поверхности (вместо наружной и внутренней у других ребер). На верхней поверхности ребра, в переднем отделе, имеется бугорок передней лестничной мышцы, tuberculum m . scaleni anterioris . Кнаружи и сзади от бугорка лежит неглубокая борозда подключичной артерии, sulcus a . subclaviae , (след пролегающей здесь одноименной артерии, a . subclavia , кзади от которой находится небольшая шероховатость (место прикрепления средней лестничной мышцы, m . scalenus medius . Кпереди и кнутри от бугорка имеется слабо выраженная борозда подключичной вены, sulcus v . subclaviae . Суставная поверхность головки I ребра не разделена гребнем; шейка длинная и тонкая; реберный угол совпадает с бугорком ребра.

Второе ребро, costa secunda (II )), имеет на наружной поверхности шероховатость – бугристость передней зубчатой мышцы, tuberositas m . serrati anterioris , (место прикрепления зубца указанной мышцы).

Одиннадцатое и двенадцатое ребра, costa II et costa XII , имеют не разделенные гребнем суставные поверхности головки. На XI ребре угол, шейка, бугорок и реберная борозда выражены слабо, а на III они отсутствуют.

Что еще почитать