Благословение. В мужском монастыре

Главным делом священника является исповедь и проповедь, поскольку именно эти священные занятия способствуют проникновению в душу и сердце христианина и рождают в душах и сердцах благие перемены. Но вот начинается священник с благословения. Наспех ли благословил или благоговейно, призвал ли имя Божие или только крест в воздухе начертал – во всем этом уже видно священника.

Эти простые и точные мысли были вычитаны мною в далекие времена семинарской учебы и принадлежат профессору Киевской дореволюционной Академии Певницкому. Священник начинается с благословения.

Все святое способно вырождаться и выдыхаться при неправильном пользовании. Благословение духовенства со стороны принимающих его мирян (или в режиме от архиерея — священнику) может превратиться в аналог «Здрасьте» при встрече низшего с высшим. Увидели Владыку, чуть согнулись в спине и вместо приветствия – «благословите». Вот так прямо и бывает: говорим «благословите», подразумеваем — «Здрасьте. Как мы рады вас видеть!». А со стороны дающего благословение это и вовсе бывает некое помахивание ручкой в воздухе и позволение затем ее поцеловать. Это особенно заметно там, где духовенства и церковного народа много: в семинариях, в епархиальных управлениях, в церковных лавках, в крупных обителях и проч. Там происходит, чаще, чем где-либо, вредная стилизация православия из-за спешки, толкотни и смеси панибратства с подхалимством. При этом, что касается благословений, нет собственно «благого» + «словения», то есть никакие благие и священные слова могут вовсе не произноситься. Все совершается на уровне манипуляций и имитации поцелуев. Между тем Писание изначально предполагает одним из служений священства – благословение народа, а само благословение – произнесением вслух священных слов. «Благословляйте сынов Израилевых, говоря им: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!

Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!

Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!

Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их» (Числ. 6:23-27)

Благословение сопряжено с передачей реальной силы. Оно способно могущественно влиять на жизнь тех, кто принял благословение. Знал это Иаков и мать его, хитростью испросив благословения, как для первенца, у ослабевшего зрением Исаака. Когда отец преподал младшему полное благословение, упомянув о небе и земле, хлебе и вине, о покорности ему братьев и прочем, то пришел Исав – настоящий первенец. Узнав о хитрости, Исаак «вострепетал весьма великим трепетом» (Быт. 27:33) и сказал, что тот, кого он только что благословил, тот «и будет благословен» (!). Очевидно, речь здесь не идет о простых словах, которые можно произнести, потом от них отказаться и снова повторить в другой адрес. Все участники события прекрасно это понимают, поэтому не только Исаак трепещет, но и Исав «поднял громкий и весьма горький вопль» (Быт. 27:34). В ответ на просьбу Исава и его тоже благословить, отец молчит, как если бы ему нечего было больше сказать. А потом благословляет старшего сына, словно некими остатками желаемых благ, малыми крохами. Вся эта картина говорит нам о силе родительского благословения, о передаче реальной силы. Так и мы сегодня, к примеру, живем под сенью исполнившегося благословения Ноя: «Да распространит Бог Иафета и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт.9:27) Очевидно, что европеец стал «всемирным человеком» и получил доступ к молитвенному общению с Живым Богом во Христе, не потому, что это случайность или плод технического прогресса, но потому что это – исполнение предсказания, являющегося одновременно и благословением.

Пример множественных благословений, могущих быть произнесенными вместе или раздельно, находим в чине причащения больного на дому. Там, среди прочего, говорится:

«Господь Бог премилостивый да ущедрит тя. Господь Иисус Христос всякая прошения благая да подаст тебе. Господь Всемогий да избавит тя от всякия напасти. Господь да научит тя. Господь да вразумит тя. Господь да поможет ти. Господь да спасет тя. Господь да защитит тя. Господь да очистит тя. Господь Бог Иисус Христос в день Судный да помилует тя и благословит тя во вся дни живота твоего». Как видим, это по духу и форме благословения, тождественные тем, которые изложены в книге Чисел. Именно такие призывания Бога приличествуют священному сану.

Свидетельства силы благословения многочисленны, поскольку рука Господня не сократилась и не ослабела, чтобы спасать. Мне приходилось слышать многие рассказы верующих людей о том, как сильно действовала на них благодать после разумно взятых благословений. Люди просили конкретных благословений на дальнюю поездку, на изучение иностранного языка, на хранение обетных дополнительных постов, на терпение жизненных неурядиц и прочее, и преподанное в ответ на такую просьбу благословение становилось источником силы и помощи.

Само духовенство от привычных «маханий ручкой» устает, и это понятно. Еще Лесков отмечал, что нашим архиереям и по улице пройтись бывает невозможно, и на людях показаться – замучают с благословениями и со всех сторон сбегутся. Но если подойдет мирянин и скажет: «Именем Господним благослови, владыко», и в ответ услышит имя Христово, произнесенное благоговейно, то оба почувствуют себя участниками некоего Таинства, а именно – освящающего действия благодати при призывании Господа.

Благословлять также могут и миряне, в особенности, если речь идет о взаимоотношениях родителей и детей. Да и трогательнейшая история встречи Зосимы с Марией в пустыни тоже говорит нам о многом. Он просил у нее благословения, так как видел в ней живой сосуд Святого Духа, и она просила у него благословения, поскольку он – священник и мужчина. Так они и склонялись все ниже и ниже к земле, повторяя одно: «Благослови, благослови». Наконец Мария произнесла благословение, но не сказала: «Я благословляю тебя», а благословила Бога, Который хочет, чтобы все спаслись и пришли в познание истины.

Напоследок скажем и о том, что никогда в храме священник, молча не осеняет людей крестом при специальном священническом перстосложении. Он всегда говорит «Мир всем», или «Благословение Господне на вас», или иные слова, но всегда это именно «благо-словение», а не просто священная жестикуляция.

Много лет прошло с тех пор, как в читальном зале библиотеки Киевской Семинарии мне попалась старая, с пожелтевшими и хрупкими страницами, книжка Певницкого по пастырскому богословию. И помню я из нее сегодня только то, что исповедь и проповедь это самые важные пастырские занятия, а начинается священник с умения преподавать подлинное благословение.

Протоиерей Андрей Ткачев

Строка поиска: акафисты

Найдено записей : 96

Здравствуйте, батюшка. Поясните, пожалуйста, для чего берется благословение на чтение молитв, акафистов (часто встречаю в Ваших ответах), если по сути это благочестивое и доброе дело? Или чтобы не навредить себе? (Читала книгу про матушку Селафиилу, в которой показаны последствия молитвенного труда). Так сложилось, что я читаю акафисты, но никогда не брала благословения. А потом был случай, что на проповеди наш батюшка высказал мнение о том, что когда человек берет благословение на Великий пост, то тем самым он перекладывает ответственность на священнослужителя, если не сможет его выдержать. Данное мнение вызывает противоречивые мысли. Заранее спасибо за ответ.

Наталья

Наталья, если Вы хотите регулярно читать акафисты, нужно посоветоваться со священником, у которого Вы обычно исповедуетесь, и взять благословение, во-первых, чтобы не творить свою волю, а проявить послушание. Многие неразумно начинают читать множество молитв и акафистов, забывая о ежедневном утреннем и вечернем правиле. Во-вторых, с благословением дается благодать, которая поможет в добром деле и оградит от искушений.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, скажите, пожалуйста, все ли можно читать в молитвослове мирянину, там есть разделы, такие как песнопения из служб или акафисты, кондаки, величания, я читал, что только молитвы читаются, и всё, а все остальное как бы только для священника, правда ли это?

Никита

Здравствуйте, Никита. Все, что напечатано в молитвослове, помещено для чтения мирянами. Тропари чтобы их текст иметь к празднику или отдельно почтить святого, акафисты - чтобы помолиться отдельно, кроме утренних и вечерних молитв. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

От меня ушёл муж почти 5 месяцев назад, развелся со мной, я его очень люблю, за это время поняла, что он моя половинка, Богом данная, очень тяжело на душе, страдаю, хожу в храм, молюсь, свечки ставлю, немного легче становится, но понимаю, что не могу без него, очень люблю, и мне горько, и со временем мои страдания не облегчаются. Скажите, можно ли молиться за его возвращение, я молюсь Матронушке, читаю акафисты, очень тяжело на душе... Прошу, помолитесь за нас, раба божьего Романа и Фотинию.

светлана

Света, к сожалению, Вы не написали, как и почему ушел муж. Что такого сделали Вы, что совершил он? Он ушел к другой женщине? Объясните ситуацию, тогда буде ясно о чем и кому молиться.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. К Церкви я пришла недавно, но вопросов скопилось много. 1. Смогу ли я замаливать свои грехи после смерти? Если сейчас я не успею как следует раскаяться? 2. Я стараюсь ежедневно читать утренние и вечерние правила, акафисты и душеполезную литературу, исповедоваться и причащаться. И мне кажется, что я могу сделать большее, я делаю недостаточно. Это нормально? 3. Акафисты чаще всего я читаю в дороге, когда еду на работу. Иногда стоя, иногда сидя, внимательно вчитываюсь. Правильно ли так делать? Спасибо.

Мария

Здравствуйте, Мария. 1. Да, но сила и действенность покаяния будет уже минимальна. Поэтому, надо сейчас учиться покаянию. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Если бы мы могли совершенно очиститься, то нам и Спаситель не нужен был. Мы же можем только увидеть свою нечистоту, и из этого сознания вопить о помиловании. Это и есть покаяние, которое дает возможность Господу нас спасти. А Он именно этого и желает. 2. Не умножайте без меры и необходимости правила. Даже очень полезная вещь, например, лекарство, принятое сверх меры, становится ядом. Ваше утреннее правило должно занимать 15-20 минут, вечернее до 30-ти минут. Для правила этого довольно. Духовное чтение должно быть обязательно из святых отцов, преимущественно тех, что писали для всех христиан вообще, а не для монашествующих только. Все писания свт. Иоанна Златоуста, преп. Аввы Дорофея, прав. Иоанна Кронштадтского. К акафистам отношусь скептически. Больше пользы от чтения Псалтыри. С неспешным вниманием, с размышлением, еще лучше, с толкованиями святых отцов. Так же, ежедневное чтение Евангелия с толкованием бл. Феофилакта. Настроение души надо беречь и возгревать его в течение дня краткой молитвой: "Господи, Иисусе Христе, помилуй меня". Желание увеличивать труды веры, когда это не отражает потребностей, необходимого душе, в основе своей содержит гордость. Это же и к третьему пункту относится. Вижу, у Вас искреннее влечение к духовной жизни, изучите "Аскетические опыты" свт Игнатия Брянчанинова, лучшего учителя нет. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день. Пишет Вам раба Божья Юлия. Батюшка, скажите, пожалуйста, можно ли читать акафист Киприану и Иустине без благослоения священника? Дело в том, что у меня заболела сестра, в один миг стало болеть все. Мы знаем, что наша родная бабушка занималась колдовством. После смерти папы мы с ней перестали общаться. Пожалуйста, ответьте, батюшка, можно ли читать акафист без благословения? Спаси Вас Господи!

Юлия

Здравствуйте, Юлия. Акафисты как раз для домашних молитв и писались, специально брать благословение на их чтение не нужно.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли молиться об одной и той же проблеме разным святым (читаю акафисты) в один день?

марина

Знаете, лучше молиться меньше, да лучше. «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6,7-8) – говорит Господь.

диакон Илья Кокин

Читаю акафист Неупиваемая Чаша примерно два года, правд, каждую субботу, а не каждый день. Недавно мне подарили акафист Помощница в родах, т.к. я сейчас на 6 месяце беременности. Начала его читать, потом узнала, что надо взять благословение у батюшки и читать надо стоя.Это обязательно так? Я не брала благословение на чтение первого акафиста и читала всегда сидя. Как мне быть? Продолжать читать, или нет? Я в растерянности.

Ирина

Дорогая Ирина, по состоянию здоровья, по силам, можно и сидя продолжать читать акафисты. Хорошо будет, когда в храм пойдете, лично спросить благословения на чтение этих акафистов. Благослови Господь.

иерей Сергий Осипов

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как быть. Мы с мужем оба с высшим, хорошим образованием. А достатка в семье нет. Особенно хочется, что бы хорошая работа была у мужа, ведь он глава семьи. Мы венчанные. Муж очень хороший специалист, но с работой не везет. Платят мало и с большими задержками (по 2-3 месяца). А у нас сын на платном образовании, и другой на следующий год заканчивает школу. Сыновья очень хорошие, старательные, оба учатся на отлично. Я читаю акафисты, молюсь, причащаюсь, но, конечно, и грешу, знаю за собой все, что делаю не так, и прошу у Господа прощения. Высокооплачиваемой работы для мужа у Господа прошу ради детей, их образования и жилья, и чтобы помочь материально нашим родителям, побаловать их, и только в последнюю очередь для себя. Подскажите, как быть.

Людмила

Дорогая Людмила, в трудных ситуациях хорошо начать с молитвы, а потом делать все, что в наших силах. Вы все так и делаете. Ничего другого, как просить помощи у Господа и искать подходящую работу, не сделаешь. Да подаст Вам Господь просимое!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно читать утренние, вечерние правила, Псалтырь, Евангелие, акафисты дома? Мне сказали, что тихо нельзя: либо в голос, либо про себя. Живу не одна, и вся семья некрещеная. И еще, при чтении акафиста Спиридону Тримифунтскому после "аллилуия", можно произносить имена, за кого молишься? Спасибо вам за ваше неравнодушие и терпение к нам, простым и неграмотным мирянам. Помолитесь за рабов Божьих Ольгу и Бориса. Храни вас Господь!

Ольга

Ольга, утреннее и вечернее правила нужно читать ежедневно, и каждый день желательно читать по одной главе Евангелия. Акафисты и все остальное - читайте по желанию. Читать в полголоса и тихо можно, и про себя тоже можно – как Вам самой удобней, и молиться можно, за кого хотите. Дома вообще можно молиться за всех, в том числе и за некрещеных.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка Сергий Осипов, добрый день, прошу Вас, объясните мне. У меня много лет большие проблемы с позвоночником и ногами, можно ли мне читать акафисты сидя, когда я их покупала в нашей церковной лавке, мне сразу же сказали, что акафисты читать только стоя, и никак иначе. Всем батюшкам сайта крепкого здоровья, спаси вас всех ГОСПОДИ.

Елена

Дорогая Елена, Такие правила чтения акафиста - обязательно стоя - написаны для здоровых людей. По болезни же приходится приспосабливаться иначе, и читать, например, сидя. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Разрешите задать по порядку: 1) За отчима, который растил меня лишь несколько лет в раннем детстве, нужно молится наравне так же, как и за отца, который хоть и не растил вовсе, но дал жизнь? 2) Можно ли читать не по 150 "Богородице Дево...", а по 50, или же нужно внимание уделять все же не счету, а читать столько, сколько хочется сердцу? Но если есть большое желание прочитать 150 раз, но дети отвлекают, можно ли читать не подряд, а разделить в течение дня на части? 3) Одна неправославная родственница заявила нам: как же вы можете Богородицу называть так, она ведь родила не Бога, а сын Божий пришел в мир. Я задумалась, т.к. и сама не знаю, как сама смогла бы ответить ей на данное утверждение... 4) Можно ли перед компьютером читать акафисты и молитвы, которых нет у меня? Вообще же, если нет возможности в доме молиться перед иконами по какой-либо причине, допустимо ли молиться, например, у окна или мысленно при работе в саду? Спаси Господи!

Людмила

Людмила, попробую ответить так же, по порядку: 1)Наравне молиться или нет - это пусть Вам подскажет Ваше чувство благодарности к этому человеку; не секрет ведь, что люди нам неродные, делают иногда для нас даже больше близких родственников, так почему же о них не помолиться усерднее? 2) В этом вопросе лично я сторонник такой практики: лучше уж разделить на несколько частей, но прочесть полностью; 3) Похоже, что та женщина не считает Господа Иисуса Христа Богом, как же с ней вообще разговаривать тогда? 4) Перед компьютером лучше духовные тексты не читать, тем более молитвы; если нет никакой возможности помолиться у икон, в крайнем случае, мне думается, молиться так можно.

игумен Никон (Головко)

татьяна

Татьяна, можно молиться разным святым одновременно, акафисты также можно читать несколько, и разным святым поочередно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! Прочитала, что акафисты нельзя читать сидя, только стоя. У меня сложная беременность (сейчас я на 8-м месяце). Неделю назад вышла из больницы. У меня (по возможности) постельный режим. Могу я читать акафисты сидя? Также хотим с мужем пойти исповедоваться и причаститься - могу я во время служб сидеть? Заранее спасибо за ответ!

Анастасия

Дорогая Анастасия, такие правила, как, например, обязательность чтения акафиста стоя, относятся к обычной ситуации. Дамы в положении не должны их соблюдать. Можно и полулежа читать, и в храме сидеть, - делайте все, как требует режим. Да благословит Вас Бог!

иерей Сергий Осипов

Добрый день. Подскажите, можно ли каждый день читать акафисты Нектарию Эгинскому и Пресвятой Богородице, именуемой Всецарица, при раковом заболевании? Спасибо.

Виктория

Виктория, как сказано в Священном Писании, молится нужно непрестанно. Поэтому читать акафисты можно всегда, хоть каждый день - по возможности.

иеромонах Викторин (Асеев)

Когда человек только готовится принять Таинство Крещения, в каких отношениях с духовным миром он находится? Как крещение меняет его жизнь?

Состояние некрещёного человека какое-то особенное: и Бог близок, потому что хочет принять его к Себе в Церковь, и диавол над ним ещё сильно довлеет, потому что до Таинства Крещения человек лишён защиты и полноты благодатной жизни. Членом Церкви такой человек не является, участвовать в богослужениях и Таинствах не может. Он находится на особой предуготовительной стадии жизни. Не нужно медлить с Крещением, а стремиться принять Таинство, чтобы начать полноценную духовную жизнь в ограде Церкви. При этом, нужно очень ответственно подойти к этому важнейшему событию в своей жизни. В древней Церкви была практика, когда очень серьёзно готовились к Крещению, принимали его довольно поздно, ценя сакраментальный момент прощения грехов за прожитую жизнь. Конечно, приход человека в Церковь — это действие благодати Божией, которая касается сердца, ума, воли и совести. Кто-то принимает крещение, видя примеры подлинной христианской жизни. В момент крещения Господь даёт человеку Ангела Хранителя. Но важно понимать, что Крещение — это только вступление в особый мир Православия, в нашу церковную семью, где нужно принять христианские правила жизни и ими руководствоваться. Крещение может оказаться бесплодным для человека, если в дальнейшей жизни он не будет принимать деятельного участия в духовном возрастании. Как зерно, брошенное в землю и оставленное без надлежащего ухода, погибает, так и крещёный человек без жизни в Церкви и духовных трудов остаётся бесплодным для Царствия Небесного.

Прозрение человека наступает и по великой милости Божией, и потому, что Господь увидел в нём те добрые качества, которые человек может развить в будущем. Очевидно, что без призывающей благодати Божией стать христианином невозможно. Христос говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15, 16). «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший меня» (Ин. 6, 44). Вот эта призывающая благодать Божия и есть первое условие становления для христианина. Бог всем людям желает спасения, всякого человека призывает к вечной жизни, но ответный шаг делают далеко не все. Повторю, что Бог стучится в сердце каждого, но слышат этот призыв очень немногие. Слышат самые лучшие — те, которые обращаются на этот призыв. А дальше происходит либо полное следование за Христом, либо проходит порыв благочестия, наступает духовное охлаждение, и человек возвращается на привычный уклад греховной жизни. Поэтому всё время от нас требуется подвиг и труд. Благодать Божию необходимо постоянно в себе преумножать.

Крещение ребёнка, если его родители развелись

Как крестить ребенка, родители которого развелись? Ребенку 4 года.

Таинство Крещения неповторимо. Мы с Вами исповедуем «едино Крещение во оставление грехов». Очень важно правильно к нему подготовиться, чтобы духовное рождение младенца и его вступление в Церковь Христову было бы не формальным и внешним действием, а выражением нашей живой веры в Бога и желанием быть настоящими христианами.

В Вашей ситуации присутствует очень серьезная проблема – развод родителей. Крушение семьи – событие часто непоправимое, в котором более всего страдает невинная сторона – дети. Вступление в Церковь предполагает созидание жизни по всем позициям, а в Вашем случае существует изъян, который очень трудно поправить. Главное в христианстве – достижение любви. Чтобы достичь ее, человек должен с детских лет видеть перед собой живой пример такой жизни. Понятно, что самыми близкими людьми для ребенка являются его родители – папа и мама. В Вашем случае семья распалась, и для ребенка уход отца из дома – огромная психическая травма, часто ничем не врачуемая, равнозначная смерти отца. С этой проблемой Вы будете постоянно соприкасаться – родного отца никто не заменит.

А сейчас о Крещении дитя. Конечно, крестить его нужно. Но само Крещение еще ничего не дает человеку, потребен огромный труд со стороны родителей (в Вашем случае матери) и крестных. Наверно, на выбор крестных нужно обратить самое большое внимание. Иногда они заменяют родителей, я знаю такие ситуации. Постарайтесь найти крестных из числа настоящих христиан. Ребенку будет не хватать, главным образом, любви, и ее должны будут дать крестные родители. На их плечи ляжет труд воцерковления малыша, принесения его к таинству св. Причащения, обучения его первым молитвам и привития духа христианского благочестия. Воспитать христианина – огромный духовный подвиг, без помощи Божией невозможный. Укрепляйтесь духом, больше молитесь, являйте христианство в своей жизни.

О благословении мирянином

Может ли мирянин благословлять? Если да, то каким образом?

Конечно может, например мать своих детей – сложить пальчики как для крестного знамения и дитё благословить. Священник благословляет по-другому – мы складываем персты с указанием начальных букв имени Иисуса Христа. Посягать на священнодействие конечно не нужно никому из мирян, но использовать благодать Церкви можно и нужно. В древнее время старцы в женских монастырях и простые монахи, в тех обителях, где не было священников, если они достигали дара духовной мудрости, могли принимать от своих учеников помыслы, давать им советы. Не совершая таинство исповеди, они правильно рассуждали. Вот приходил ученик и говорил: «Я сегодня с тем-то поссорился, тут я что-то поленился, там я обманул» и он говорит: «Делай так, потом так, потом так…» — «Благословите, буду стараться». От такой жизни были богатые духовные плоды, когда каждый день ученики всего 2-3 минуты, общались с духовно опытными иноками, и открывали перед ними своё внутреннее состояние.
Мирянин в крайних случаях, при отсутствии священника может совершить Крещение другого человека, правильно выполнив формулу таинства. Родители благословляют на брак, воинский подвиг, служение Церкви. Так что бывают в жизни случаи, когда подобное благословление мирянина просто необходимо.

в начало страницы

Вопросы священнику О разном

О разном

Дата: 19.01.2010 в 16:57

Здравствуйте, батюшка!
С Праздником Крещения Господня Вас!
Я бы хотел узнать:
1. Если при игре в компьютерную военную игру, я, нападая на один из городов соперника нечаянно разрушил храм, то это грех? Если да, то как его правильно на исповеди назвать?
2. Если тебя мирянин благословляет с крестным знамением, то нужно преклонять голову? А если он благословляет иконой, то нужно ли креститься, а потом делать поклон?
3. Может ли мирянин благословлять Крестом, Евангелием?
4. Священник может совершать малое водоосвящение в любой день, если его попросить?
5. Какими словами мирянин может благословлять другого мирянина? Можно ли теми словами, которыми благословляет священник?
6. Можно ли священнику сказать "Храни Вас Господь!"?
Извините, что так длинно. Спасибо! Спаси Вас Бог!

Спасибо большое, и Вас с Праздником!
1. Думаю, просто больше так не делайте, и сами попросите у Господа прощения.
2. Думаю, да - преклонитесь немного, а когда иконой - перекреститесь, поклонитесь и поцелуйте.
3. Смотря кого и в каких случаях. Родители могут благословлять своих чад и т.п.
4. Да.
5. Как священник - не следует, можно просто сказать: "Благослови тебя Господь!"
6. Да, можно. Спаси Господь!

Что еще почитать