Чайный путь китай. Монголия и Бурятия объединятся

БУРЯТОВЕДЕНИЕ

Т. С. Доржиева

Чайный путь на территории Бурятии: история и топонимия

Великий Чайный путь (середина XVIII - начало XIX вв.), сыгравший огромную роль в становлении Бурятии как полноценно развитого региона России, рассматривается как важный фактор расширения и изменения топонимической системы края. Приведены некоторые данные, полученные в результате исследования топонимии прилегающей к Чайному пути территории Бурятии, сделаны выводы о влиянии событий той эпохи на формирование топонимии региона.

Ключевые слова: топонимия, чайный путь, развитие торговли, заселение, расширение топонимии.

Tea Way on the territory of Buryatia: history and toponymy

The article is devoted to the toponymical investigation of the Tea Way’s area in the Buryat region. The Tea Way (XVII-XIX cent.) played a grate role in the formation of Buryatia as a developed region of Russia. Undoubtedly, it had an influence on the toponymical system of the republic. Just this trace is reflected in the article.

Key words: toponymy, Tea Way, development of trade, inhabitation, widening of toponymy.

Чайный путь, который с середины XVIII в. до начала XIX в. обеспечивал русско-китайские торговые отношения, не случайно историки называют «великим». Это путь, сыгравший огромную роль в становлении Бурятии как культурно, индустриально, политически и социально развитого региона России. Именно с образованием Чайного пути начинают активно развиваться торговые отношения между тремя странами - Россией, Монголией и Китаем. Это была первая и единственная в то время дорога, по которой производилась русско-китайско-монгольская торговля.

В настоящее время Чайный путь представляет большой интерес для исследователей разных областей науки и искусства. Активно реализуется проект по развитию международного туризма на Чайном пути (в нем принимают участие представители РФ, США, КНР, Монголии). Презентация данного проекта была представлена на Первом международном фестивале «Чайный путь - путь этнокультурных контактов» в июле 2007 г. в г. Кяхте. В фестивале принимала участие делегация Китая во главе с именитым режиссером-постановщиком Ван Синь Мин, который намерен снять 100-серийный телеспектакль «Чайный путь».

В Бурятии периодически организуются туристические экскурсии в г. Кяхту, через который проходил Чайный путь. 17 июня 2005 г. была открыта выставка под названием «Чайный путь» в Музее истории Бурятии. Опубликованы статьи и монографии по истории Чайного пути и г. Кяхты (И.П. Кривокур-цева, Е.Е. Попова, В.В. Птицын, А. Субботин, В.П. Шпалтаков, Т.В. Шуман и др.). Следует отметить, что ономастические исследования столь актуального объекта могут лечь в основу организации новых туристических проектов или дополнить уже существующие.

Общеизвестно, что история и топонимика - это две науки, взаимно дополняющие друг друга: исторические факты раскрывают загадки топонимики, а топонимы помогают восстановить фрагменты истории. С этой точки зрения топонимия Чайного пути на территории Бурятии, несомненно, достойна внимания исследователей, поскольку она обладает значительным информационным потенциалом.

Рассмотрим влияние Чайного пути на топонимию прилегающей к нему территории в пределах бурятского региона в свете исторических событий эпохи того времени. Исторический компонент в топонимике, как известно, обязателен и важен как факт истории языка. Ни одно историческое событие не отражается в языке непосредственно. Следы его могут быть обнаружены в отдельных словах, поскольку язык представляет собой достаточно автономную систему, с трудом подвергающуюся внешним влияниям, но постоянно изменяющуюся по своим собственным законам .

История Чайного пути начинается с основания торговой слободы Кяхты. В 1727 г. русские дипломаты, возглавляемые чрезвычайным послом и полномочным министром С. Л. Владиславичем-Рагузинским, обязаны были добиться признания за русскими права иметь «свободный торг» как с китайцами, так и монголами и узнать, какие товары оттуда привозятся и сколько они стоят. Однако решение этих проблем цинские власти ставили в прямую зависимость от признания новых границ империи. Лишь заключение Буринского договора (август 1727 г.), устанавливающего русско-китайскую границу, сдвинуло переговоры с мертвой точки.

Примерный маршрут Чайного пути на территории Бурятии (фрагмент административной карты Республики Бурятия 1998 г.)

Масштаб 1: 1 250 000

Кяхтинский договор, подписанный 21 октября 1727 г., определил место для строительства будущей торговой слободы для русско-китайской торговли: между рекой Кяхтой и горой Ороготой . 15 июня 1728 г. С. Л. Владиславич-Рагузинский в торжественной обстановке в присутствии представите-

лей обеих сторон положил первый камень при закладке торговой слободы Кяхты, которая стала одним из самых крупных центров русско-китайско-монгольской торговли. Через два года слобода была полностью отстроена и 29 августа 1729 г. официально было объявлено, что «на Кяхте торг открыт». Так началась история Кяхтинской торговли, сыгравшей в ХУШ-Х1Х вв. важную роль во взаимоотношениях России с цинским Китаем и Монголией . Одновременно был заложен город Троицкосавск, который во второй половине XIX в. стал одним из крупнейших культурных центров Забайкалья. Г ород был построен на основе Новотроицкой крепости по проекту Рагузинского в 1727 г. на обоих берегах реки Кяхты у впадения в нее ручья Грязнуха. Название города представляет собой сочетание названия крепости и имени графа Саввы Рагузинского .

В результате расширения Троицкосавска Кяхта становится одним из его поселков. Поскольку в данный период торговая слобода имела международное значение, а также в силу социальнополитического фактора (для топонимии советского периода не характерно использование имен царских чиновников и религионимов в географических названиях) ойконим Кяхта вытеснил название Троицкосавск, а географический термин слобода ныне используется для обозначения окрестностей бывшей Кяхты (Слобода). Имя же Саввы Рагузинского, по данным топонимических словарей, осталось навсегда запечатленным в названии притока Селенги, маленькой речки Сава в Кяхтинском районе . Название Кяхта, которое сохранилось до сих пор, произошло от бурятского хяагта, что означает ‘пырейное место’ (хяаг - ‘пырей’) .

Кяхтинская торговля с самого своего возникновения составляла одну из важнейших статей российской внешней торговли. Долгое время Кяхта была единственным пунктом, через который Россия могла поддерживать коммерческие и даже дипломатические связи с Китаем. Эта торговля послужила важным средством к упрочению благосостояния сибирского края , хотя и имела для Сибири преимущественно транзитный характер. Чайная торговля через Кяхту начала угасать в начале XIX в. в связи с появлением более удобного и быстрого способа доставки товара на рынки России Транссибирской магистрали.

Точный маршрут Чайного пути установить достаточно трудно, поскольку он мог варьироваться в зависимости от времени года (зимой - по льду, летом - по суше), способа передвижения (на волах или верблюдах). В исторических источниках, где дается описание маршрута, чаще всего упоминаются названия китайских поселений Калган и Маймачен, по России - Кяхта, Удинский острог, Иркутск, Тобольск, Нижний Новгород. По данным А. Субботина, протяженность Чайного пути составляла более 10 тыс. верст, почти третью часть земного шара . По Бурятии Чайный путь проходил от г. Кяхты до оз. Байкал вдоль реки Селенги, протяженность данного отрезка составляет примерно 435 км.

Как известно, дороги, особенно первые в регионе пути сообщения, являются одним из важных факторов расширения, а также изменения топонимической системы. Как показывает проведенное исследование, Чайный путь не составляет исключения. Функционирование Чайного пути оказало существенное влияние на ойконимическую систему всего региона, в особенности прилегающей к дороге территории. Следует отметить, что исследуемый ареал является наиболее густонаселенным на территории Бурятии. Окрестности Чайного пути как пути сообщения, безусловно, были весьма удобным местом для расселения людей, учитывая и тот факт, что дорога следовала вдоль реки. Люди издавна селятся в долинах рек, находя здесь наиболее благоприятные условия для жизни и ведения хозяйства.

Во второй половине XVIII в. царское правительство принимает меры к заселению забайкальской окраины. Одной из главных целей колонизации Забайкалья наряду с созданием продовольственной базы и рабочего резерва для Нерчинских серебро-свинцовых рудников и плавильных заводов, являлось закрепление пограничной полосы и обеспечение Кяхтинской торговли. Заселение Забайкалья шло значительно медленнее, чем местностей, расположенных к западу от Байкала. Колонизация Прибайкалья началась еще в середине XVII в., царское правительство вело сравнительно осторожную политику по отношению к Забайкалью из-за боязни волнений и откочевок в Монголию .

Несомненно, процесс заселения сопровождался образованием новых поселений. До развития торговли по Чайному пути и колонизации в Бурятии было относительно мало населенных пунктов, что объясняется ведением кочевого образа жизни местного населения. Несколько острогов и зимовий не были столь развиты и не имели большого значения. В «Чертежной книге Сибири», составленной тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1703 г. (частично опубликована в книге Ф.А. Кудрявцева «История бурят-монгольского народа» ), зафиксировано мало населенных пунктов.

Русские крестьяне явились проводниками земледельческой культуры и оседлого быта, что также ведет к расширению ойконимии региона. Переходя к оседлому образу жизни, буряты в основном расселились по реке Селенге, в долине которой они кочевали. Бурно развивающаяся торговля притягивала местное население ближе к проезжей части, где можно было сбывать пушнину и другие продукты их жизнедеятельности. Большая часть населения Бурятии была занята обслуживанием торговли. Русские же переселенцы, как уже отмечалось, именно для этой цели и были отправлены в Забайкалье.

С ростом колонизации, развитием торговли, зарождением промышленности старые остроги, быв-

шие когда-то временными укрепленными пунктами, становятся более прочными торговоадминистративными центрами, возникают города и поселки городского типа. А.П. Окладников приводит следующие данные: «В Верхнеудинском уезде в 1791 г. насчитывалось 252 поселения, в том числе два города: Верхнеудинск и Селенгинск, три острога (Кабанский, Илимский, Итанцинский), три крепости (Троицкосавская с Кяхтинским форпостом (торговая слобода Кяхта), Петропавловская и Кударинская), тринадцать казачьих караулов, затем слободы и деревни» .

Таким образом, опираясь на исторические факты, представляется возможным сделать вывод о том, что формирование Чайного пути привело прежде всего к обогащению ойконимии исследуемого ареала, а также Бурятии в целом. Топонимия Чайного пути на территории Бурятии, по современным картографическим данным, подтверждает сказанное. Ойконимы составляют наиболее многочисленную группу именуемых географических объектов рассматриваемого ареала - 128 (56,4% общего числа топонимов Чайного пути на территории Бурятии), из них русских - 71, бурятских - 38.

Славяноязычные топонимы образуют внушительный пласт топонимии как территории Чайного пути, так и всего региона. По республике в настоящее время насчитывается около 300 названий населенных пунктов на русской языковой основе, что составляет более 30% общего числа ойконимов Бурятии . Абсолютное большинство славяноязычных ойконимов составляют названия по имени или фамилии первопоселенца: Арсентьево, Барыкино, Дубинино, Жилино, Ивановка, Ильинка, Инкино, Ме-тешиха, Тресково, Шергино и др. Данный факт подчеркивает стихийный характер процесса номинации, обусловленный интенсивным заселением края.

В связи с развитием торговли по Чайному пути интенсифицировалось движение, что повлекло за собой в силу практической необходимости расширение не только ойконимической, но и оронимической, гидронимической и других онимических систем ареала. Достаточно большое количество оронимов и гидронимов на русскоязычной основе позволяет предположить, что обогащение происходило в большей степени за счет русских названий. Действительно, анализ стратиграфических пластов топонимии Чайного пути на территории Бурятии выявил, что славяноязычный и монголоязычный пласты являются наиболее многочисленными. Это объясняется тем, что русский и бурятский языки в течение последних четырех веков являются доминирующими на данной территории и продолжают оставаться продуктивными в сфере образования топонимов . Примерное соотношение стратиграфических пластов топонимии отражено в таблице 1.

Таблица 1

Стратиграфические пласты топонимии Чайного пути на территории Бурятии

Языковая принадлежность Количество % Примеры

Монгольские (бурятские) 64 28,2 Баян-Г ол

Русские 115 50,7 Большой Луг

Тюркские 9 4 Заганский хребет

Тунгусские 13 5,7 Селенга

Палеоазиатские 5 22 Куналей

Гибридные 15 6,6 Усть-Кяхта

Другие 6 2,6 Сухара

Итого 227 100

Наряду с формированием русской топонимии рассматриваемого ареала наблюдается процесс адаптации (фонетической и морфологической) уже имевшихся иноязычных географических названий в русском языке, в том числе и образованных на бурятской языковой основе. Возникают названия с двухкомпонентной структурой, стержневым словом которой являются лексемы с бурятской или другой субстратной языковой основой, а определение представлено основой на русском языке, т.е. гибридные топонимы (например, Усть-Кяхта от рус. устье и бур. хяагта ‘пырейное место’) . Значительную роль в образовании русских топонимов играет калькирование с бурятского языка (например, Галуута нуур - Гусиное озеро, Ехэ Нуга - Большой Луг, Шабарта - Грязнуха, Хужир - Солонцы).

Формирование Чайного пути предполагало более активное использование топонимических названий как уже бытующих, так и вновь образованных. Поскольку Бурятия занимала ключевую позицию в развернувшейся чайной торговле между Китаем и Россией, она, безусловно, была в центре внимания историков, географов, картографов, путешественников и т.д., а это означает, что географические названия региона стали известны далеко за его пределами как внутри России, так и за рубежом. Они, вероятно, чаще и подробнее фиксировались на картах и в документах, что имеет немаловажное значение для топонимических исследований региона (табл. 2).

Историческая обстановка эпохи Чайного пути, характеризующаяся взаимовлиянием русского и местного населения, отразилась и в особенностях терминологической системы топонимии Бурятии. Первые русские землепроходцы, впоследствии и русские переселенцы Сибири в новой природной обстанов-

ке и новых хозяйственных условиях не находили в своем природном словаре нужных слов для обозначения некоторых новых для них явлений, в этом случае они заимствовали у местных жителей необходимые слова и ввели их в обиход . К числу широко употребительных локальных географических терминов, бурятских по происхождению, относятся: тайга, бом, убур, дабан, аршан, байц, байсаниты, горхон, гуджир, хужир, сардык, гоби, обо, утуг .

Приведем толкования некоторых из них. Улус - принятое русскими название бурятских селений, соответствующих селу или деревне. Аршан, аршаан - минеральный или теплый источник, имеющий целебные свойства. В прошлом буддисты в Бурятии приписывали свойства аршана некоторым пресным источникам, поэтому буряты, особенно Аларского района, аршаном стали называть ключи с холодной, пресной, чистой водой, придавая им целебное значение. Термин аршан широко распространен в Монголии, Западном Китае, Средней Азии, Алтае и Восточной Сибири. Его происхождение связывают с санскритским рашиани - «нектар, питье богов». В Бурятию термин аршан занесен в связи с распространением буддизма (ламаизма). Дабан - на монгольских языках дабаа, дабаан - горный перевал, седловина в хребте, подъем. Термин образован от глагола дабаха - подниматься на гору, переходить через перевал.

Таблица 2

Ойконимы город 3 1,3

поселок 50 22

село 72 31,7

станция 1 0,4

Микроойконимы нежилые постройки 2 0,9

Всего 128 56,4

Гидронимы река 39 17,2

ручей 17 7,5

озеро 6 2,6

залив 1 0,4

Всего 65 28,6

Оронимы гора 8 3,5

скала 3 1,3

урочище 3 1,3

пещера 2 0,9

разрез 2 0,9

хребет 6 2,6

перевал (дабан) 2 0,9

долина 1 0,4

сопка 1 0,4

возвышенность 1 0,4

оползень 1 0,4

Всего 33 14,5

Дримоним лесной массив 1 0,4

Итого 227 100%

В семантике топонимов рассматриваемого ареала прослеживается влияние событий эпохи Великого Чайного пути. На первый взгляд, Чайный путь не сыграл существенной роли в самом процессе номинации географических объектов прилегающей территории, поскольку в практическом материале не отразились события тех времен непосредственно (зафиксировано лишь одно название Сава - ручей, приток Селенги выше Усть-Кяхты, об этимологии которого уже говорилось). Однако, являясь способом осуществления торговли между разными странами, а также путем сообщения внутри региона, Чайный путь способствовал взаимодействию различных лингвосоциумов. Население Бурятии входило в наиболее частые и тесные контакты с монголами и китайцами, находясь на границе с Монголией, через которую чай перевозили в Россию. Эти контакты оказали взаимовлияние на культуру, быт, мировоззрение контактирующих народов, отразились на выборе мотивов номинации географических объектов. По этому поводу уместно привести мнение А.В. Суперанской о том, что «имена собственные, как имена нарицательные, имеют или имели свою мотивировку. Все они социальны и историчны, так как отражают не только общественные вкусы, но и характерные мировоззрения людей, их общественные взаимоотноше-

ния, идеологию, и, наконец, общественные традиции» . Кроме того, закрепление русско-китайской и русско-монгольской границы, рост колонизации, развитие торговли и торгового капитала, ремесел, зарождение промышленности отразилось на социально-экономической и политической жизни бурятского населения в XVIII в., а также внесло изменения в сельское хозяйство (рост сенокошения, земледелия, распространение огнестрельного оружия для пахоты и т.д.) и быт, усилило связь бурятского хозяйства с рынком .

Таким образом, справедливо заключить, что эпоха Великого Чайного пути - это не только яркая страница истории, но и свидетельство истории формирования топонимической системы Бурятии.

Литература

1. Чимитдоржиев Ш.Б. Россия и Монголия. - М., 1987.

2. Шагдаров Л.Д. Сближение бурятского языка с другими языками народов СССР // Взаимовлияние языков в Бурятии. - Улан-Удэ, 1978.

3. Попова Е.Е. Кяхта: памятники истории и культуры. - М., 1990.

4. Мельхеев М.Н. Топонимика Бурятии. История, система и происхождение географических названий. -Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1969.

5. Балабанов В.Ф. В дебрях названий. - Иркутск, 1977.

6. Топонимический словарь этнической Бурятии / сост. И.А. Дамбуев, Ю.Ф. Манжуева, А.В. Ринчинова. -Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007.

7. Шпалтаков В.П. Торговля России с Китаем в Кяхте в I половине XIX в. // Россия и Восток: взгляд из Сибири. - Иркутск, 1998. Т. 2.

8. Субботин А. «Кяхтинский» чай // Кяхтинская старина: альманах. - Кяхта, 2003.

9. Окладников А.П. История Бурят-Монгольской АССР. - Улан-Удэ, 1951. Т. I.

10. Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа. - М.; Л., 1940.

11. Шулунова Л.В. Ономастика Прибайкалья. - Улан-Удэ, 1995.

12. Доржиева Т.С. Стратиграфические пласты топонимии Чайного пути на территории Бурятии // Кулагин-ские чтения: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. - Чита: Чит. гос.ун-т, 2007. Ч. II.

13. Доржиева Т.С. Гибридные топонимы Чайного пути на территории Бурятии // Восточное общество: интеграционные и дезинтеграционные факторы в геополитическом пространстве АТР: материалы междунар. науч-практич. конф. - Улан-Удэ, 2007.

14. Доржиева Т.С. Роль географических терминов в образовании топонимов (на материале топонимов Чайного пути на территории Бурятии // Проблемы лингвистического краеведения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. -Пермь, 2007.

15. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. - М.: Наука, 1973.

1. Chimitdorjiev, Sh.B. Russia and Mongolia. - Moscow, 1987.

2. Shagdarov L.D. Approach of buryat language with other languages of USSR nations // Vzaimovliyanie yazikov v Buryatii. - Ulan-Ude, 1978.

3. Popova E.E. Kyahta: memorials of history and culture. Moscow, 1990.

4. Melheev M.N. Toponymy of Buryatia. History, system and origin of geographical names. - Ulan-Ude, 1969.

О Великом чайном пути многое известно из школьной программы. Но теперь проехать по легендарным местам сможет любой желающий. В международных путеводителях появился «Великий чайный путь» длиной 3000 км - новый туристcкий маршрут, который обслуживает специальный поезд «Звезда Евразии». Он проходит по пути Транссибирской магистрали. Такая инициатива стала совместным проектом глав государств и туристических отраслей Монголии, России и Китая.

В первую очередь, маршрут «Великий чайный путь» рассчитан на активное привлечение туристов из Китая. Они смогут останавливаться в каждом пункте следования поезда на два дня.

История Великого чайного пути

Издавна чай был не просто напитком для Китая: секреты возделывания плантаций держали в тайне и считали чай лекарством от любых недугов. Для остальных народов он долгое время оставался неизведанным продуктом, но в XVI веке всё изменилось - чай стали вывозить за пределы Китая.

Проложенный между Европой и Азией, Чайный путь по торговому обороту уступал только Шёлковому пути. Его география была весьма обширна и охватывала, помимо территорий самого Китая, Россию и Монголию. Вместе с разными видами чая перевозились другие товары. Долгие годы своего существования Чайный путь способствовал экономическому росту многих государств.

Своё начало Чайный путь брал в китайском Ухане. Именно сюда чай свозили из китайских провинций и готовили к отправке. Затем продукцию отправляли тремя маршрутами: сухопутным, водным и водно-сухопутным. Пожалуй, основной маршрут шёл через Улан-Батор (Ургу), Пекин, Улан-Удэ (Верхнеудинск), Иркутск, Омск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ярославль, завершался в Москве и Санкт-Петербурге, откуда товар распределялся по регионам страны или шёл дальше, в Европу.

Пункты туристического маршрута

Поезд отправляется из Маньчжурии и следует в Читу. Здесь туристам предстоит посетить театр «Забайкальские узоры» и отправиться в фермерское хозяйство, где их встретят культурной программой с казацкими песнями, старинными свадебными обрядами и угощениями.

После Читы туристы посетят Улан-Удэ. Это один из интереснейших пунктов программы, ведь город способен удивить своей самобытностью. За два дня гости Улан-Удэ успеют посетить городские музеи и познакомиться с бурятским фольклором. В программе - экскурсия по историческому центру, Этнографическому музею народов Забайкалья и дацану Ринпоче Багша. Состоятся встречи со старообрядцами, посещение старообрядческой церкви и женского монастыря.

Следующим пунктом маршрута стал Иркутск. Здесь туристы узнают, какое место занимал чай в истории города, увидят коллекцию музея деревянного зодчества «Тальцы» и отправятся к главной сибирской жемчужине - озеру Байкал. Также будет возможность выпить чашку чая в старинном купеческом доме. В оставшееся время гости Иркутска прогуляются по его центральным улицам, чтобы полюбоваться домами с деревянной резьбой.

Изначально туристский маршрут «Великий чайный путь» был рассчитан на 8 дней. Но уже точно известно, что к нему присоединились другие города России - Новосибирск, Красноярск и Екатеринбург. Всего маршрут объединит 20 городов. В Новосибирске гости посетят Театр Оперы и Балета, Краеведческий музей и Монумент Славы, а в Красноярске - пароход Святитель Николай, на котором Ленин отправлялся к месту ссылки, и заповедник «Столбы». В Екатеринбурге путешествие завершится посещением Частного музея военной техники.

Перспективы развития у маршрута «Великий чайный путь» более чем оптимистичные. Планируется, что поезд будет провозить по нему туристов еженедельно и круглогодично. Эксперты уже предсказали проекту славу самого популярного туристического маршрута по России, а власти регионов готовы обеспечить качественный сервис.

Великий Устюг.
Картина В. Березина, 1795 г.

Великий Устюг: исторические связи с Китаем

Старинный русский город Великий Устюг, расположенный на северо-востоке Вологодской области в 600 км от Вологды, основан в 1147 г. Он славится своей многовековой историей. Это ¬– город-заповедник, словно нетронутый временем с целыми улицами сохранившихся до наших дней домов, построенных в XVIII–XIX веках, т.е. в те времена, когда Великий Устюг был одним из значимых пунктов Великого чайного пути и великоустюгские купцы активно участвовали в торговле с Китаем.
Великий чайный путь начинался в Китае, пересекал территорию нынешней Монголии и через Россию шел в Европу. Он разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, имел множество дорог, волоков, водных путей по рекам и морям. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Тяньмынь, Юэкоу, Цзинчжоу, Шаян, Тайгу, Синьсянь, Шаньин, Датун, Калган (ныне Чжанцзянкоу), Пекин, Чжанбэй, Ундерхаан, Мурен, Хух-Хото, Улан-Хуа, Замын-Уула, Эрдэнэ, Урген, Айраг, Чойр, Баян, Налайх, Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Уде), Кабанск, Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск, Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск, Красноярск, Новосибирск, Ишим, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Туринск, Верхотурье, Екатеринбург, Кунгур, Соликамск, Ирбит, Нижний Новгород, Великий Устюг, Вологда, Кострома, Ярославль, Переяславль-Залесский, Москва, Санкт-Петербург. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.
Водно-сухопутный маршрут шел по реке Янцзы до Шанхая, далее – через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Хпрбин, Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск.
В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись. Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску.


В 1727 году между Россией и Китаем был подписан Буринский трактат, а затем на его основании – Кяхтинский договор, определивший политические и торговые отношения между Россией и Китаем. Кяхтинский договор установил границу между государствами, началось строительство города Троицкосавска (город в Бурятии, на границе России и Монголии, в середине 1930-х годов был объединён с торговой слободой Кяхта и стал называться по имени этой слободы). На расстоянии трех верст от него образовалась русская торговая слобода Кяхта и китайский торговый город Маймачен. С этого времени Кяхта становится главным центром российско-китайской торговли. В середине XVIII века через Кяхту проходило 67 % товарооборота России с азиатскими странами. В 1762 году Екатерина II провозгласила полную свободу торговли в Кяхте, в том числе пушниной. К этому времени пушнина составляла около 85 % российского экспорта в Китай. В дальнейшем её доля снижалась, но она по-прежнему значительно превосходила объёмы торговли металлами, тканями, скотом, кожей и другими товарами. Из Китая в Россию ввозились чай, шелковые и хлопчатобумажные ткани, фарфор, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни. В Великоустюгском государственном музее-заповеднике хранится ряд вещей, привезенных в те времена их Китая – это в первую очередь китайская посуда и ткани.
Движение торговых караванов в одну сторону занимало один год. Распродажа русских товаров и закупка китайских товаров занимали несколько месяцев.
В 1800 году принимаются правила торговли с Китаем. Правила устанавливали фиксированные расценки товаров, разрешены только бартерные операции. Цены устанавливались «общим уговором» торгующих в Кяхте российских купцов. Запрещены покупка и продажа за деньги, а также кредитные операции. Торговля с Китаем была очень прибыльной и вызывала большую заинтересованность в правительственных и торговых кругах России. Многие известные русские и китайские купцы создали на ней крупнейшие состояния того времени.
В качестве примера можно привести деятельность представителей купеческой семьи Захаровых. Григорий Федорович Захаров (1713 г. р.) появился в Великом Устюге в середине XVIII в. У него была большая семья: три сына (Лев, Иван, Петр) и дочери Мария и Анна. Г. Ф. Захаров, его сыновья и внуки занимались торговым промыслом, ездили в Сибирь, торговали пушниной и «выменными» китайскими товарами. Эти долгие путешествия по бескрайней Сибири и к китайской границе были не безопасны и рискованны, но торговля с Китаем приносила в то время значительные прибыли устюжским купцам.
Разбогатевшие великоустюгские купцы активно занимались строительством в родном городе. Одними из самых щедрых благотворителей были уже упоминавшиеся купцы Захаровы. В 1781 г. Г.Ф.Захаров внес в Вологодский приказ общественного призрения 6000 рублей серебряной монетой, чтобы проценты с данного капитала обращались в пользу бедных и неимущих людей в Устюге. В 1787–1788 гг. Захаровы выстроили на свои средства двухэтажный каменный воспитательный дом на Набережной, известный в прошлом в Устюге как Захаровская богадельня (бывшее хирургическое отделение больницы). На содержание богадельни они вложили в сиротский суд 17200 рублей. От членов семьи Захаровых в Вологодский приказ общественного призрения и в здешний сиротский суд в разные годы было внесено 40200 рублей. В 1812 г., когда Отечество подверглось нападению французов, Григорий Львович одним из первых пожертвовал 1000 рублей на ополчение. Когда в апреле 1817 г. в Устюге было очередное большое наводнение он двое суток «пропитывал и покоил» значительное число людей, пострадавших от наводнения.
Члены купеческой семьи Захаровых активно проявляли себя в общественной жизни. Не случайно в конце XVIII в. Григория Федоровича, а в начале XIX в. Льва Григорьевича избирали на пост городского головы Великого Устюга.
Купец первой гильдии Лев Григорьевич (1738–1809) жил со своей семьей в сохранившемся до наших дней каменном доме на улице Большой слободе о восьми теплых покоях (ныне здание детской художественной школы). В Великоустюгском государственном музее-заповеднике хранится его портрет, написанный в начале XIX в., на обороте которого имеется надпись: «Великоустюжский первой гильдии купец Лев Григорьев сын Захаров. Родился 15 февраля 1738 года. Скончался 27 марта 1809 года, пожертвовавший в здешний сиротский суд двенадцать тысяч рублей на содержание убогих».
На Великом чайном пути работало несколько торговых ярмарок. Наиболее известными были Кяхтинская, Верхнеудинская, Иркутская, Енисейская, Нерчинская, Мангазейская, Тарская, Сургутская, Туруханская, Ирбитская, Макарьевская (Нижегородская), Московская ярмарки. Ирбитская, Макарьевская (Нижегородская), Московская ярмарки. Ярмарок с больших торговым оборотом было 20, со средним – 5. Основную массу составляли малые ярмарки – 96.
Приказчик Российско-Американской компании, первенствующим директором которой был устюжский купец Михаил Матвеевич Булдаков, устюжанин Николай Иванович Коробицын в своих «Записках» пишет о поездке из Устюга на Макарьевскую ярмарку, об обмене в Кяхте пушнины на китайские товары (чаи, ткани), о продаже этих товаров на Макарьевской ярмарке и о доставке их в Москву. Когда Коробицын был направлен Российско-Американской компанией в качестве приказчика в первое русское кругосветное плавание 1803–1806 годов, он написал о таком поручении, данном ему компанией: «Поступившия в груз корабля Невы товары должны быть в моем ведении, которыя по благополучном в Америку прибытии здать тамо находящейся компанейской конторе, а при отправлении оттуда в обратной вояж, по назначению Главнаго компании правления, получа от тамошней конторы в свое ведение, погрузя в корабль; и на обратном оттоле пути, ежели обстоятельства позволят, зайти в китайской порт Кантон, то оныя, смотря и соображая обстоятельствам, к пользе компании променять на китайския товары».
Достигнув своего апогея к середине XIX века, торговля в Кяхте вступила в полосу кризиса. Причиной этому стало использование морского пути между Россией и Китаем через порты Шанхай, Гуанчжоу, Владивосток, Одессу, что делало перевозку чая дешевле. Монополия Кяхты в торговле с Китаем закончилась. Между Россией и Китаем был заключен новый, Петербургский договор, в результате чего объемы торговли в целом значительно возросли, но торговый оборот в Кяхте стал снижаться. После строительства Суэцкого канала, удешевившего доставку чая в Европу, и с началом производства чая в Индии и на Цейлоне Чайный путь постепенно теряет свое значение. В 1903 году завершилось строительство Транссибирской магистрали, что положило конец караванной торговле. Открытие Суэцкого канала и Транссибирской железной дороги оставило в стороне Кяхту. С тех пор благодаря скорости доставки чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.
Великий чайный путь оказал огромное влияние на социально-экономическое и культурное развитие России, Монголии и Китая и сыграл важную роль в сближении народов. На пути строились города и поселки, почтовые станции и постоялые дворы, церкви и школы, заводы и фабрики, ярмарки и чаепитейные заведения. Значительные средства государственной казны и крупные капиталы купцов вкладывались в строительство дорог и городов, в образование и культуру, в строительство церквей и в освоение новых земель. Путь благотворно повлиял на темпы освоения Сибири и Дальнего Востока России. По нему происходил обмен не только товарами, но и технологиями производства, а также знаниями.
К началу XIX века Россия уже была самой «чаепотребляющей» страной мира. Во всех крупных русских городах элита общества (дворяне-аристократы) с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное «английское» чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах, гостиных и т.п. Этот «светский чай» был не столько потреблением напитка, сколько поводом для общения. Кроме того, существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Непременные атрибуты – самовар, большое количество сладостей и еды, особой популярностью пользовались сахар, мед, всевозможные варенья, конфеты, пироги, кулебяки, пряники, бублики и прочие мучные изделия. В чай нередко добавляли спиртное – крепкие настойки и бальзамы. Чаепитие чаще всего было семейным и приравнивалось к одному из приемов пищи – обеду или ужину. В любом провинциальном городке имелось с десяток чайных, где простой люд мог побаловаться ароматным чайком. Во многих городах России были открыты чайные склады и магазины. Чай вызвал к жизни самоварное производство, дал стимул для расширения посудного, фарфорового, сахарного и булочного дела. Чай стал любимым напитком каждой русской семьи. Не были исключением и жители Великого Устюга. Здесь, как и в других русских городах, самовар стал непременным атрибутом семейной жизни. Об этом свидетельствует замечательная коллекция самоваров, хранящаяся в Великоустюгском государственном музее-заповеднике.
История Чайного пути дала богатый материал для развития культурного туризма и создания крупнейшего в мире трансконтинентального международного туристского маршрута. Туристический проект «Великий чайный путь» разрабатывается с 1992 года при поддержке более 50 организаций трех стран: России, Монголии и Китая. Целью проекта является развитие крупного международного туристского направления с использованием историко-культурного наследия и бренда «Великий чайный путь». Идейной основой проекта послужило богатое историко-культурное наследие маршрута торгового Чайного пути, сложившегося еще в начале XVIII века. Это самый длинный из существующих сегодня сухопутных туристских маршрутов, который позволяет пересечь Евразию и познакомиться с уникальной культурой многих стран и народов. В состав международного туристического проекта «Великий чайный путь» вошли Омская, Свердловская, Иркутская, Кировская области, Пермский край, республики Бурятия, Тыва, Хакасия и Татарстан. «Великий чайный путь» становится популярным туристским брендом и привлекает все большее количество путешественников. Вологодская область тоже могла бы стать участником этого проекта – для этого у нее имеется значительный потенциал.
Для развития взаимного сотрудничества с Китаем гостиница Великий Устюг, ООО «Гостиный двор» предлагает открыть в Великом Устюге в купеческом особняке Неледина (XVIII век, ул. Красная, 76), расположенном на территории гостиничного комплекса, представительство Китая.




Китайские вещи XVIII – XIX веков из собрания Великоустюгского музея-заповедника
Ткань конца XVII века. Китай из собрания Великоустюгского музея-заповедника Риза XVII века из собрания Великоустюгского музея-заповедника

"Великий чайный путь" издавна был частью древних караванных маршрутов, которые получили название "Шелковый путь" и служили для перевозки из Китая в Европу не только шелка и поваров народного промысла, но и способствовал межкультурному и деловому обмену между народами.

Важный маршрут Шелкового пути

Шелковый путь в настоящее время находится в стадии второго рождения. Вот уже более двух лет широко обсуждаются инициативы построения "Экономического пояса Шелкового пути" (ЭПШП) и "Морского Шелкового пути" 21-века, выдвинутые осенью 2013 г. Председателем КНР Си Цзиньпином.

Данные инициативы, получившие общее название «Один пояс - один путь» представляют собой не просто оживление и возрождение древних торговых трасс. Они являются масштабной, стратегической, всесторонней программой сотрудничества, которое КНР намерена осуществлять со странами прохождения Шелкового пути. Такое сотрудничество Китай, согласно правительственным декларациям, будет продвигать по пяти основным линиям: сферы «политических согласований» стратегий развития, транспортно-инфраструктурное, торгово-инвестиционное, валютно-финансовые, а также гуманитарные направления, направленные на усиление «народных связей» как социальной базы сотрудничества. Для реализации этой инициативы руководство Китая создало ряд механизмов – "Фонд Шелкового пути", "Азиатский банк инфраструктурных инвестиций".

Будучи частью вековых Шелковых трасс, новое прочтение получает и Великий чайный путь. В марте 2013 г. Председатель КНР в одном из выступлений в ходе визита в Москву назвал Великий Чайный путь предвестником целого ряда современных коммуникационных линий, в том числе трансграничных трубопроводов.

Линии прохождения древнего Чайного пути во многом совпадают с маршрутами и регионами, которые присутствуют в другой недавней инициативе, родившейся в контексте идеи Экономического пояса Шелкового пути – концепции «Степного пути», которая была выдвинута Монголией и во многом послужила старту в 2014 г. структуры трехстороннего сотрудничества Россия-Китай-Монголия.

В этом смысле Великий чайный путь в его современном виде, регионы, где проходили его маршруты – это не только транспорт, но и потенциальная площадка активного экономического взаимодействия, способная дать импульс насущным потребностям развития стран-участниц.

Великий чайный путь – история формирования

Современные источники дают информацию о разных маршрутах доставки китайского чая в соседние страны. Так, говорится о существовавшей с IIV-X веков так называемой «Конной чайной дороге» (Ча Ма Дао), по которой по горным тропам навьюченные чаем караваны шли из провинций Юннань и Сычуань в Тибет и далее в Непал и Индию. Осуществлявшийся при этом торговый обмен был примером своего рода бартера – китайский чай в обмен на тибетских лошадей.

Однако был и северный маршрут, благодаря которому с чаем как раз познакомилась и Россия. Как караванный чайный путь между Азией и Европой, он возник в XVIII-XIX веках. «Русский» маршрут пересекал территорию нынешней Монголии и через Россию шел в Европу. Его протяжённость только от Пекина до Москвы составляла приблизительно 9000 км, а по объемам торгового оборота он лишь немногим уступал традиционным маршрутам Шелкового пути, пролегавшим через Центральную Азию и Ближний Восток.

«Российский чайный путь» начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили через более, чем 150 городов трех стран.

Общую линию можно прочертить от Уханя до Пекина, далее до Хух-Хото, Урги (ныне Улан-Батора), Дархана, Троицкосавска (ныне Кяхты). Кяхта некогда была главным торговым центром чайного пути, не зря его называли «Российской столицей чая». От Кяхты маршрут следовал до Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) и далее до Красноярск а, Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербург а. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны.

Кроме маршрута «на запад России» , существовал и водно-сухопутный маршрут, который «уходил» на российский северо-восток. Он шел по реке Янцзы до Шанхая, далее - через Люйшунь, Шэньян в нынешний Забайакальск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) этот маршрут соединялся с описанным выше трансмонгольским путем, а затем пролегал на северо-восток, вдоль реки Лена, через Якутск и далее на Аляску. (можно на карте прорисовать эти маршруты?) - завершилось строительство Транссибирской магистрали , что положило конец караванной торговле. Вместе с тем, благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.

Что еще почитать