К проблеме исследования политического участия молодежи современной российской провинции. Молодые люди должны участвовать в политике, но не в качестве политиков Формы участия молодежи в политической жизни страны

Автор пишет, что молодые люди могут индивидуально или в рамках политических партий, молодёжных движений, организаций, групп пытаться влиять на функционирование или развитие политической системы. Приведите три возможных примера такого участия молодёжи.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Можно сказать, что политическое участие молодёжи обозначает деятельность, при помощи которой молодые люди могут индивидуально или в рамках политических партий, молодёжных движений, организаций, групп с разной степенью рациональности и институциализации, в различных формах пытаться влиять на функционирование, трансформацию или развитие политической системы, отстаивая этим свою субъектность в молодёжной политике.

В политологии выделяют различные типы политического участия. В частности, различают традиционное и нетрадиционное политическое участие (конвенциональное и неконвенциональное). К традиционному типу политического участия относятся те его формы, которые строятся вокруг голосования, мобилизующего значительные политические ресурсы. Нетрадиционный (неконвенциональный) тип предполагает использование неинституционализированных форм и методов борьбы. Также политическое участие подразделяют на автономное и мобилизационное. В отличие от автономного, мобилизационное участие носит принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административная дисциплина и т. п. Как правило, мобилизационное участие направлено на создание видимости поддержки политической системы, формируемого элитой образа национального или регионального лидера, национального проекта, и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Такую модификацию политического участия называют квазиучастием.

по С.Н. Чируну

Как определяет политическое участие молодёжи автор? Какие формы относятся, по его мнению, к традиционному политическому участию?

Пояснение.

1) определение:

Политическое участие молодёжи обозначает деятельность, при помощи которой молодые люди могут индивидуально или в рамках политических партий, молодёжных движений, организаций, групп с разной степенью рациональности и институциализации в различных формах пытаться влиять на функционирование, трансформацию или развитие политической системы, отстаивая этим свою субъектность в молодёжной политике;

2) ответ на второй вопрос:

К традиционному типу политического участия относятся те его формы, которые строятся вокруг голосования.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Какое отличие мобилизационного участия указывает автор? Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите ещё одну любую классификацию политического участия, не названную в тексте, указав критерий классификации и типы политического участия, выделяемые по данной классификации.

Пояснение.

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) отличие:

Мобилизационное участие носит принудительный характер;

2) классификация:

Политическое участие можно также подразделять по степени активности: активное и пассивное;

Политическое участие можно подразделять по участию в выборах: абсентеистское и электоральное.

Политическое участие можно подразделять по количеству участников: индивидуальное, групповое, массовое.

Может быть приведена другая классификация.

Укажите две цели мобилизационного участия. На основании текста и знаний обществоведческого курса назовите политический режим, для которого в наибольшей степени характерно доминирование в политической жизни этих целей. Назовите другую отличительную черту этого политического режима.

Пояснение.

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) две цели:

Создание видимости поддержки политической системы, формируемого элитой образа национального или регионального лидера, национального проекта;

Демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики;

2) политический режим:

Тоталитарный;

3) отличительная черта:

Общеобязательная политическая идеология.

Может быть приведена другая отличительная черта.

Пояснение.

В правильном ответе должны присутствовать три примера:

В Калининградской области функционирует Молодёжная парламентская ассамблея, которая имеет статус консультативного совета при областной Думе, доводя до сведения парламентариев позицию молодёжи по различным законопроектам;

Молодёжное крыло партии М. выступает с оппозиционными заявлениями, в том числе осуждающими коррупцию;

Молодёжная организация города С. организовала митинг с требованием к городским властям расширить социальную политику в отношении молодёжи и студенчества.

Могут быть приведены другие примеры.

Ключевые слова

МОЛОДЁЖЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / "СЕТЬ" / YOUTH / POLITICAL PARTICIPATION / NETWORK

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы - Чирун Сергей Николаевич

Рассматриваются основные научные трактовки понятий «политическая активность», «политическое участие », проводится их анализ, раскрываются основные характеристики, структурно-функциональные элементы, приводятся типологии политического участия . Наряду с традиционными формами рассматриваются инновационные «постмодернистские» формы политического участия молодёжи как в теоретическом, так и в прикладном аспектах

Похожие темы научных работ по политологическим наукам, автор научной работы - Чирун Сергей Николаевич

  • Причины и формы политического экстремизма в молодёжной политике транзитивного общества (региональный аспект)

    2011 / Чирун Сергей Николаевич
  • Молодежь и политика: проблема повышения политической активности

    2012 / Липская Лариса Алексеевна
  • 2013 / Пфетцер Сергей Александрович
  • Характер участия студенческой молодёжи Омской области в политической жизни

    2012 / Довнер И. В., Попова Ю. В.
  • Политическое лидерство: степень участия молодежи Приморского края

    2018 / Голобоков Андрей Сергеевич, Кипко Мария Михайловна, Тарасенко Наталья Руслановна
  • Актуальные аспекты трансформации радикального молодёжного активизма в современной России

    2014 / Чирун Сергей Николаевич
  • Российская молодежь в институциональных трансформациях: детерминанты неучастия

    2016 / Шашкова Ярослава Юрьевна, Дерендяева Анна Дмитриевна
  • Особенности политических ориентаций современной российской молодежи (на примере социологического исследования политической культуры молодежи г. Магнитогорска)

    2015 / Зайцева Е.М.
  • Специфика социально-политических факторов, влияющих на процесс политической социализации молодежи в современной России

    2012 / Гришко Наталья Александровна
  • Молодежная политика в регионе: пути оптимизации, методология

    2004 / Чирун Сергей Николаевич

Political participation of youth is activity by which means young people can, individually or within the framework of political parties, youth movements, organizations, groups with a different degree of rationality in various conventional or non-conventional forms, try to influence the functioning, transformation or development of a political system, showing the activity in youth politics. During any significant socio-political process, especially of transitive type, traditional kinds of political participation of youth are improved and new kinds appear. In the conditions of postmodernist transformation, there is a necessity of additional verification of norms of political activity. Prompt development of information-network technologies of «postmodernism» changes the traditional, settled ideas about forms, methods, and criteria of estimation of political participation of the youth . Researches of governmental and public institutions in Kuzbass testify to their insufficient influence on the dynamics of the processes in the sphere of youth politics. A decrease in trust to these institutions among the youth is observed. The factor that weakens the political system of Russia is the shadow sphere of youth politics. There is a strengthening thrust of administrative paternalism on the youth from the state structures, heads of high schools, enterprises, military structures; the politics of conscious deterioration of political culture, the formation of mass political amorphism. The youth in Russian politics does not represent an independent subject; usually youth actions are carried out under the patronage of the party in power, of regional authorities. Formally recognizing a wide set of the rights and freedoms, the Russian Federation does not provide an opportunity of their practical realisation. Thus, the discrepancy of political system is obvious in what concerns creating the conditions for political participation of the youth . The proportion of the youth in representative and executive powers is very insignificant. The youth has no democratic leverage on power structures. The majority of youth organizations are not independent. All this proves the necessity to make he problem of political participation of the youth a priority direction of youth policy of the state

Текст научной работы на тему «Политическая активность и политическое участие молодежи: проблемы и возможности»

С.Н. Чирун

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ МОЛОДЁЖИ:

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Рассматриваются основные научные трактовки понятий «политическая активность», «политическое участие», проводится их анализ, раскрываются основные характеристики, структурно-функциональные элементы, приводятся типологии политического участия. Наряду с традиционными формами рассматриваются инновационные «постмодернистские» формы политического участия молодёжи как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.

Ключевые слова: молодёжь; политическое участие; «сеть».

Классической теорией социально-политической активности признана модель участия, созданная С. Вербой и Н. Наем . Согласно Д.В. Ольшанскому, социально-политическая активность - это «деятельность социальных групп или индивидов, связанная с формулированием и выражением собственных потребностей и интересов, со стремлением изменить существующий политический или социально-экономический порядок и соответствующие политические институты» . С позиций политической психологии активность молодого человека в политике позволяет повысить самооценку, удовлетворяя глубинные потребности личности. Это отождествляется с «политической разрядкой внутренних психологических напряжений» .

О.М. Карпенко и И. А. Ломанов выделяют пять компонентов, составляющих, по их мнению, содержание политической активности. К ним относятся такие виды политической активности, как мыслительная, электоральная, стихийно-массовая, структурная и профессиональная .

Кроме того, ими выделяются индивидуальный и коллективный уровни социально-политической активности. Последний, в свою очередь, они делят на групповой (первичные, малые группы молодёжи в политике), организационный (уровень молодёжных организаций) и массовый (массовое политическое движение) .

В современной политологии политическая активность молодёжи часто выражается через категорию «политическое участие». Так, например, по мнению О.Г. Щениной, политическое участие можно охарактеризовать как любую активность в сфере политики индивидов и социальных общностей .

Можно сказать, что политическое участие молодёжи обозначает деятельность, при помощи которой молодые люди могут индивидуально или в рамках политических партий, молодёжных движений, организаций, групп с разной степенью рациональности и институ-циализации, в различных конвенциональных либо не конвенциональных формах пытаться влиять на функционирование, трансформацию или развитие политической системы, отстаивая этим свою субъектность в молодёжной политике.

В соответствии с теорией рационального выбора молодой человек отдает предпочтение тому или иному кандидату либо партии, выбирает наиболее выгодный для себя вариант . Однако реальность не соответствовала теории, и с этим связана модель ограниченной рациональности Г. Саймона. В соответствии с ней человек не способен осуществлять выбор абсолютно рационально: «Челночок не ищет самую острую иголку, он ищет иголку, которой можно шить» . При-

нято рассматривать участие в выборах в качестве основной формы политического участия. Однако в том случае, если возникают обоснованные сомнения в честности выборов вследствие: выявленных случаев фальсификации результатов волеизлияния граждан; неправомочного использования служебного положения чиновниками федерального и регионального уровней, участвующих в избирательных кампаниях; монопольного контроля над средствами массовой информации и коммуникации со стороны «партии власти»; дискриминации, административного давления на оппозиционные партии и кандидатов; недопущения партий и кандидатов до участия в выборах; отсутствия на выборах международных наблюдателей и т.д. В этом случае у молодых людей возникает сомнение в легитимности выборов и выборных органов, снижается электоральная активность, причем это, как показывают данные проведённых нами исследований, может коррелировать с активизацией иных форм политического участия молодёжи. По мнению ряда политологов, в современной России «... отмечается тенденция на сворачивание реального участия молодёжи в политике, в управлении делами государства и общества» .

Не обладая возможностями господствующих групп, подчиненные группы молодёжи обречены на неучастие в институциональной политической жизни, что способствует расширению социальной базы андеркласса. Британский ювенолог П. Алларт определяет эту категорию «как группу молодёжи, самим обществом выбрасываемую за его границы» .

Отечественные политологи А.И. Ковлер и

В.В. Смирнов считают, что политическое участие - это вовлеченность в той или иной форме членов общества на индивидуальной, классово-групповой или другой основе в политико-властные отношения, в процессе принятия решений и управления носящих политический характер .

С.Н. Захаров рассматривает политическое участие как элемент политической культуры, как явление, обусловленное уровнем экономического развития и состоянием (стабильность, переходность, кризис) общества . Д.В. Коннычев рассматривает политическое участие как свободную активность граждан, прямо или опосредованно влияющую на принятие тех или иных вариантов или альтернатив на различных уровнях политической системы . Согласно определению М.М. Назарова, под политическим участием понимаются действия людей или групп, предпринимаемые в целях выражения своих интересов и влияния на содержание принимаемых решений на различных уровнях реализации государственной власти .

Особо следует отметить докторское диссертационное исследование О.В. Сурововой «Политическая социализация Российской молодёжи в условиях трансформации общества», в котором рассматриваются проблемы политического участия молодёжи .

В политологии выделяют различные типы политического участия. В частности, различают традиционное и нетрадиционное политическое участие (конвенциональное и неконвенциональное). К традиционному типу политического участия относятся те его формы, которые строятся вокруг голосования, мобилизующего значительные политические ресурсы .

Нетрадиционный (неконвенциональный) тип предполагает использование неинституционализированных форм и методов борьбы . Также политическое участие подразделяют на автономное и мобилизационное. В отличие от автономного, мобилизационное участие носит принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административная дисциплина и т.п. Как правило, мобилизационное участие направлено на создание видимости поддержки политической системы, формируемого элитой образа национального или регионального лидера, национального проекта, и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Такую модификацию политического участия называют квазиучастием.

С. Хантингтон и С. Липсет уточняют, что тип политического участия в значительной мере определяется характером существующего политического режима . Разумеется, проблема политического участия не может быть рассмотрена без учета правовых основ. Правовая система, существующая в обществе, определяет границы и допустимые нормы политической активности.

В ходе любого значимого социально-политического процесса, особенно переходного типа, совершенствуются и возникают новые виды политического участия. В условиях постмодернистской либерализации общественного мнения возникает необходимость дополнительной верификации норм политической активности. Причем административные репрессивно-принуди-

тельные действия государственной власти по силовой закупорке политического поля для «несогласной молодёжи» в условиях постмодерна лишаются своей характерной для модерна эффективности и нередко приводят к её осмеянию, лишь дискредитируя официоз в глазах населения. Как следствие молодёжные активисты начинают прибегать к «непротивленческим», «шарпов-ским», «пародийным» акциям, постепенно вовлекаясь в деятельность оранжевых мондиалистских сетей .

Одной из разновидностей протестного политического участия, получившего развитие в XXI в., стала модель ненасильственного сопротивления. Данная модель, базирующаяся на гуманистических принципах Гандизма, имеет, однако, свою геополитическую подоплёку и используется атлантистским блоком для установления и реализации контроля над Евразией. Такая модель получила известность как технология оранжевых революций или революций постмодерна. Эта политическая технология предлагает молодёжи отнестись к политике как к игре, веселому занимательному меро-

приятию. Д. Шарп в своих работах, адресованных сотрудникам мондиалистских сетевых структур, работающих с активной молодёжью, раскрывает 198 механизмов реализации постмодернистской стратегии политического участия .

Одной из, по-видимому, последних попыток осуществления «оранжевых» революций на постстветском пространстве стали события в Кишинёве. Поводом этих событий стала победа коммунистов на выборах. Однако действительной причиной волнений является не внутренняя, но геополитическая подоплёка. Известно, что Воронин, как и президент Узбекистана И. Каримов накануне Андижанских событий, фактически заморозил участие своей страны (Молдовы) в структурах ГУАМа и, напротив, предпринял ряд активных шагов, направленных на сближение с Россией. Следствием стало участие молодёжи в массовых несанкционированных акциях, подготовка которых велась с использованием постмодернистских «сетевых технологий»: в Интернете, блогах, социальных сетях, на форумах .

Протестное участие может перерастать в терроризм как оппозиционную деятельность экстремистски настроенных индивидов, целью которых становится систематическое применение насилия либо «ненасильственные действия» для дестабилизации властных структур. Сегодня политическое участие молодёжи всё чаще приобретает сетевую форму.

Её суть заключается в том, что главными элементами модели политического участия молодёжи в новую эпоху должны стать: обмен информацией, максимальное расширение форм производства информации, доступ к информации, распределение информации и механизм обратной связи.

Некоторые исследователи предпочитают говорить в этих условиях о становлении модели «сетевого общества» (Р. Коллинз, Э. Гидденс, М. Манн, М. Граннове-тер). Обобщенная версия этого подхода применительно к современным условиям была предложена социологом М. Кастельсом, профессором Калифорнийского университета, изложившим свои идеи в трилогии «Эпоха информации». Он предлагает концепцию сетевого государства как государства, наиболее подходящего для современной эпохи. Эта концепция представлена моделью единого экономического пространства при сохранении формального политического суверенитета входящими в него странами . В рамках нового типа социального порядка - «общества сетевых структур» - принадлежность к той или иной сети выступает, согласно Кастельсу, в качестве «важнейшего источника власти» .

Если в обществе модерна централизованная система контроля и целевое обрамление процесса считались вершинами легитимного анализа результатов и продуктов политического вмешательстве в жизнь общества по направлению «сверху вниз», то в условиях постмодерна, предполагающего децентрализацию и фрагментацию, данный подход ставится под сомнение. Поскольку в этих условиях присутствуют значительная дифференциация, большее число применяемых стандартов, увеличивается пространство для локальных маневров и адаптации.

В постмодерне востребованы модели, которые принимают во внимание разнообразие, преодолевают фор-

мальные организационные преграды. Конструирование моделей такого рода требует первоочередного рассмотрения процессов, а не стабильности, структурации, а не структуры .

В обществе постмодерна «Сеть» представляет собой информационное пространство, где формируются и реализуются стратегии политического участия молодёжи. Таким образом, «Сеть» включает в себя одновременно различные составляющие, которые в модерне рассматривались изолированно. Стремительное развитие информационных технологий способствует созданию единого сетевого пространства, организованного на базе глобальных коммуникаций, жизнедеятельности «виртуальных» общественных объединений. Современные объединения молодёжи эффективно функционируют на основе корпоративных информационных сетей .

На наш взгляд, методологической основой для анализа сетевой модели политического участия молодёжи может выступать синергетическая парадигма, опирающаяся на четыре основных категории: нелинейность, необратимость, нестабильность и неравновесность

Современная политическая реальность «отнюдь не является ареной, на которой господствует порядок, стабильность и равновесие: главенствующую роль в окружающем нас мире играют неустойчивость и неравновесность» .

В ходе исследования среди кузбасских студентов кузбасских вузов, проводимого в г. Кемерове и филиалах в феврале-мае 2009 (выборка 734 чел.; средний возраст опрошенных 19 лет, из них 55% - мужчины и 45% - женщины; учащиеся 1-го курса - 20%, 2-го курса - 23, 3-го курса - 21, 4-го курса - 17 и 5-го курса -19%), преподавателями и студентами факультета политических наук и социологии Кемеровского государственного университета исследовалась проблематика социально-политической активности молодёжи Кузбасса.

Одним из выражений политического участия является интерес к политике. «Позиция участия» в таком случае соответствует позиции «индивида, что-то знающего о политике и полагающего, что он может быть в ней активным» . Как показали данные ответа на вопрос «Интересуетесь ли Вы общественнополитической жизнью страны, своего региона, города?», интерес к политике в Кемеровской области имеет выраженный характер. Так, 35,2% респондентов уверенно интересуются политикой, 19,2% - скорее интересуются, чем нет, 21,6% - интересуются время от времени, 8,8% - скорее не интересуются, и только 3,2% не интересуются политикой вообще.

Непосредственно регулярно принимающих участие в референдумах, выборах в органы государственной власти оказалось 36,8% респондентов, иногда принимающих участие - 23,2%, а 28% кузбасских студентов не принимают участия вообще.

Анализ показывает, что для подавляющего большинства студентов доминирующей ценностью оказалась личная свобода и независимость: о ней как о значимой заявили 57,6% студентов.

Результаты исследования доверия студенческой молодёжи Кузбасса основным политическим институтам

показали, что Президенту РФ полностью доверяют 51,8%, скорее доверяют 19,6, «иногда доверяют» и «скорее не доверяют» по 14,9%. Губернатору Кузбасса «полностью доверяют» и «скорее доверяют» 60,2 и 25% соответственно, в то время как «иногда доверяют» и «скорее не доверяют» 8 и 7% соответственно. Главе города «доверяют» 48,4% опрошенных, «иногда доверяют» и «скорее доверяют» по 23, «скорее не доверяют» 4%. Государственной думе РФ «полностью доверяют» 9,6% опрошенных, и такой же процент респондентов ей «не доверяют» вообще. Скорее доверяют Государственной думе РФ 19,2, «иногда доверяют» 38,4%. Правительству «полностью не доверяют» -38,4%, «скорее не доверяют» 19,2%, «иногда доверяют» 19, «иногда не доверяют» 20, «скорее доверяют» 19% опрошенных. Низким уровнем доверия характеризуются армия и СМИ. Им не доверяют 57,6 и 62% соответственно. Скорее доверяют армии 22,4%, иногда доверяют 20% опрошенных.

Скорее доверяют СМИ - 28%, полностью доверяют - 10% опрошенных. Политическим партиям полностью доверяют 9,6% студентов, скорее доверяют 10,4, «иногда доверяют» 29, «скорее не доверяют» 20, «полностью не доверяют» 30%. Местным законодательным органам «скорее доверяют» 25%, «иногда доверяют» 34%, а 41% студентов «полностью не доверяют». Местным администрациям и государственным службам «скорее доверяют» 29,5%, «иногда доверяют» 20,5, «скорее не доверяют» 33,7, а 26,3% респондентов «не доверяют полностью». Правоохранительным органам «полностью доверяют» 15%, «скорее доверяют» 7,9, «иногда доверяют» 37,1, «скорее не доверяют» 26 и «полностью не доверяют» 14% опрошенных. ФСБ «полностью доверяют» 45%, «скорее доверяют» 16,7, «иногда доверяют» 23,3, «скорее не доверяют» 15%. Церкви «полностью доверяют» 28,8%, «скорее доверяют» 38,4, «иногда доверяют» 19,2, «скорее не доверяют» 9,6% респондентов. Сложно у Кузбасской молодёжи обстоят дела с показателем доверия к профсоюзным организациям, которым «полностью не доверяют» 28%, «скорее не доверяют» 34, «скорее доверяют» 18, «иногда доверяют» 20% опрошенных.

Отметим, что тенденция снижения доверия к профсоюзам сохраняется в Кузбассе последнее время и, по мнению А.А. Зеленина, объясняется тем, что «сегодня профсоюзы даже работающими перестают рассматриваться как реально действующие организации» .

Общественным организациям, действующим на территории Кемеровской области, «скорее доверяют» 23,6% опрошенных, «иногда доверяют» 26,4, «скорее не доверяют» 19%, 31% «полностью не доверяют».

Исследования показывают, что наименьшую степень доверия у студенческой молодёжи Кузбасса заслужили именно те институты, которые должны составлять основу гражданского общества, - политические партии, местные законодательные органы, местные администрации и государственные службы.

Такая оценка властных и общественных институтов свидетельствует о их недостаточном влиянии на характер происходящих в области процессов. А между тем государственная поддержка конструктивных общественных объединений молодежи может позволить вы-

строить поток их инициатив в относительно организационное поле деятельности, где достигаются крупные общенациональные цели .

Показатели по вопросу «В какой мере деятельность политических партий РФ отражает интересы избирателей?» таковы: 7,2% - полностью отражает, 43,2 - частично, 21,6 - скорее не отражает, 4% - совершенно не отражает и 6,4% респондентов затруднились ответить.

Общероссийские параметры социально-политической активности в условиях модернизации политической системы сыграли немаловажную роль в структурировании политического сознания населения Кемеровской области.

Следует отметить, что политическая активность молодёжи Кемеровской области хотя и подчиняется общероссийским тенденциям, на региональном уровне приобрела свою специфику и особенности протекания.

Условия политической социализации населения Кемеровской области составляют специфика, условия, закономерности и тенденции политической модернизации и демократизации Кемеровской области, которые составляют институциональную и идеологическую основу для формирования регионального типа политической активности. Современная экономическая ситуация вынуждает большую часть молодых людей, семьи которых имеют средний достаток или ниже среднего, совмещать учебу с работой. Кузбасс обладает огромным резервом активной молодежи, это, в первую очередь, студенты высших и средних учебных заведений.

Анализ перечисленных фактов показывает, что в Кемеровской области политическое участие молодежи носит противоречивый характер. Этот процесс, с одной стороны, подчиняется основным тенденциям и закономерностям протекания современной политической модернизации и социализации молодежи российского общества, а с другой - сочетает в себе элементы определенных региональных социализирующих факторов и институтов, формирование и функционирование которых определяет основные параметры региональной особенности политического участия.

Прежде всего, выделим особенности условий для политического участия молодежи, существующих в трансформируемом обществе. Первостепенным условием, разумеется, является политическая система, ее характер, устойчивость, стабильность.

До сих пор не существует равноправия и равновесия ветвей власти . Неустойчива партий-

ная система, в которой наряду с конституционной многопартийностью все больше господствует одна партия - партия власти; это делает фиктивной деятельность российского парламента и малоактивной институциональную политическую жизнь. Незавершенность переходного периода в развитии России на пути к демократическому обществу очевидна, отмечается отечественными и зарубежными авторами. Общая характеристика российской политической системы позволяет видеть наличие в ней многих слабостей, отступлений от норм демократии. Особым фактором, сильно ослабляющим политическую систему России и бьющим по ее авторитету в глазах общества, молодежи в том числе, является теневая сфера молодёжной политики. Наблюдается усиление навязываемого молодежи административного патернализма со стороны государственных структур, руководителей вузов, предприятий, силовых структур, политика сознательного снижения политической культуры, формирования массовой аморфности идеологических представлений; неверия в результативность общественной активности.

Крайне редко кузбасская молодежь выступает на митингах или демонстрациях в качестве самостоятельного субъекта, обычно молодежные акции проводятся под патронажем «партии власти», региональных, местных властей и, чаще всего, - в поддержку проводимых властью мероприятий. Напротив, молодёжные организации, проводящие политические акции, идущие в разрез с политикой правящей элиты, всё чаще сталкиваются с препятствиями в проведении мероприятий и преследованием активистов. Формально признавая широкий набор прав и свобод, Российское государство крайне недостаточно обеспечивает возможности их практической реализации. Таким образом, очевидна противоречивость политической системы в направлении создания условий для политического участия молодежи. Молодежь в очень незначительной степени допускается в представительные и исполнительные органы власти, молодёжь не имеет демократических рычагов влияния на властные структуры, большинство ее организаций несамостоятельны.

Все это диктует необходимость превратить вопросы политического участия молодежи в приоритетное направление молодёжной политики государства, поскольку стихийное развитие ее политической активности чревато перерастанием в протестные формы, подобные тем, что наблюдались во Франции 2006 г. и Молдове 2009 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Verba S., Nie N.H. Participation in America. N.Y., 1972.

2. Ольшанский Д.В. Политико-психологический словарь. М., 2002.

3. LaneR.A. Political Life and How Peaple Get involved in Politics. N.Y., 1965. P. 118.

4. Карпенко О.М., ЛамановИ.А. Молодёжь в современном политическом процессе в России. М.: Изд-во СГУ, 2006.

5. Щенина О.Г. Формы участия молодёжи в политическом процессе современной России: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2005.

6. Сысоева Н.А., Новокрещенов А.В., Фахрутдинова А.3. Электоральное поведение: американские теории и российская практика. Красноярск,

7. Cote J.E., Allahar A.L. Generation and Hold. Coming of Age in the Late Twentith Century. N.Y.: N.Y. University Press, 1996. P. 74.

8. Ковлер А И., Смирнов В.А. Демократия и участие и политике. Критические очерки истории и теории. М., 1986.

9. Захаров С.Н. Политическое участие молодежи в условиях модернизации российского общества: Дис. ... канд. полит. наук. М., 2001.

10. Конычев Д.В. Политическое участие (на примере российского регионального процесса): Дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2000.

11. НазаровМ.М. Политический протест: опыт эмпирического анализа // Социс. 1995. № 1.

12. Суровова О.В. Политическая социализация Российской молодёжи в условиях трансформации общества: Дис. ... д-ра полит. наук. Саратов, 2006.

13. Schonfeld W.R., ToinetM.F. Les Abstentionnistes ont-ils toujours tort? // Revue francaise de science politique. 1975. № 4.

14. Milbrath L., Goel M.L. Political participation. Chicago, 1977.

15. Липсет С. Политический человек. Социальные основы политики. М., 1998.

16. Дугин А.Д. Геополитика постмодерна. Времена новых империй. Очерки геополитики XXI века. СПб.: Амфора, 2007. 382 с.

17. Шарп Дж. От тоталитаризма к демократии. Издание Военно-Державного Союза России. М., 2005.

18. Урсулов Д. Поджог Рейхстага по-молдавски и др. URL: www.nm.md/daily/news/2009/04/07.html;correspondent.net/world/797511

19. КастельсМ. Глобальный капитализм // Экономические стратегии. М., 2000.

20. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. С. 494-505.

21. Bogason P. Public policy and local governanse: Institution in Postmodern Society. UK - Northampton, MA, USA, 2000.

22. Тетерский С.В. Международный опыт государственно-общественной поддержки социальных инициатив детей и молодежи. М.: Реглант, 2003.

23. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М., 1998.

24. Тофлер О. Наука и изменение (предисловие) // Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М., 1986.

25. Almond G., Powell G. Comparative Politics. Boston; Toronto, 1968. P. 36.

26. Зеленин А.А. Региональная модель государственной молодежной политики и практика ее реализации. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008.

27. Иванов Л.П., Устинкин С.В., Рудаков А.В. Молодежная среда в современной России: причины проявления экстремизма в националистиче-

ской, ксенофобской, расистской ультраверсиях / Под ред. С.В. Устинкина. Н. Новгород, 2007.

28. МалькоА.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб., 2004.

Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 24 ноября 2009 года.

УДК -053.6(470.319)

НИЦЕВИЧ В.Ф., Основные формы политической ИГНАТОВА Т.В. активности российской

молодежи

В статье рассматриваются понятие и формы политической активности молодежи. Выделяются факторы, оказывающие влияние на формирование политического сознания и поведения молодежи. Представлены актуальные результаты различных социологических исследований в области политической активности молодежи.

Ключевые слова: молодежь, политическое участие, политическая активность, формы политической активности молодежи.

Потребность в комплексном изучении политической активности молодежи обусловлена прежде всего тем, что молодое поколение отражает особенности трансформации социальных структур и играет значимую роль в тех преобразованиях, которые происходят в современном российском обществе. Повышенное внимание к молодежи также объясняется ее ролью в общественном воспроизводстве. Молодежь всегда была и остается наиболее активной и динамичной социально-демографической группой, реализующей себя во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, социальной, культурной, экономической. Данная социально-возрастная группа в большей степени, чем другие, нацелена на повышение своего социального статуса и освоение новых социальных ролей, так как находится в стадии жизненного самоопределения.

Процесс вовлечения молодежи в политическую жизнь носит сложный, многомерный характер, в котором взаимодействуют факторы внешней среды и внутренние социально-психологические механизмы личности молодого человека. Поэтому политическая активность российской молодежи является актуальной

темой современного общества и требует научного детального изучения.

Участие молодежи в политической жизни общества имеет ряд особенностей, которые связаны с ее сущностными характеристиками. В современных условиях российского общества резко возрастает социальная нагрузка на молодежь. Это определяется и демографической ситуацией, и вызовами современности. Сегодня в России проживает 31,6 млн. граждан от 16 до 30 лет, что составляет 22% ее на-селения1. Мобильность, инициативность, способность генерировать и воспринимать новации в жизни и окружающем мире делают молодежь стратегическим ресурсом страны. Чтобы укрепить позиции России в мире, обеспечить ее конкурентоспособность и качество жизни российских граждан, необходимо эффективно задействовать потенциал развития, носителем которого выступает молодежь.

Реализуя свои основные социальные функции, молодежь в обществе обретает социальную зрелость, проходит стадию становления в качестве субъекта общественно-политических отношений. От того, насколько эффективно протекает данный социальный процесс, зависит развитие

самой молодежи как социальном группы, так и всего общества в целом. В этих условиях особенно актуальна роль молодежи, специфика проявлений ее поведения и деятельности как субъекта общественно-политической жизни.

Взаимодействие власти и молодежи как особой социальной группы в России исторически носило однонаправленный характер: власть выступала организующим и контролирующим началом деятельности молодежи, а молодежь - ресурсом власти, объектом ее воздействия для достижения определенных политических целей.

Роль молодежи в политике и отношение государства к данной социальной группе соответственно начали меняться лишь на рубеже 1999-2000 годов, после "цветных революций" в Грузии, Украине, Киргизии, приведших к смене политического руководства в этих странах, где молодые люди выступили реальной движущей силой.

К началу 2000-х годов изменилась и сама российская молодежь - сформировалось поколение 17-18-летних россиян, родившихся не при советской системе. Эта молодежь не имеет сформировавшейся системы политических ценностей, поскольку ее социализация прошла в период смены одной системы - социалистических ценностей - другой системой -либерально-демократических идеалов. Следовательно, представители данного нового поколения молодых россиян находятся в поиске своего места в системе, в поиске приложения своих сил и энергии.

Проблема политической активности российской молодежи является предметом исследования отечественной науки примерно с середины 90-х годов ХХ века, охватывая широкий круг вопросов, среди которых: обобщение и критический анализ советской практики, описание и оценка западного опыта молодежного участия, изучение молодежной политики современных российских властей, выяснение политических интересов и приоритетов различных групп российской молодежи.

По мнению Ж.Т. Тощенко участие молодежи в политической жизни общества представляет собой особую форму консолидации ее групповых интересов, отражающих осознанные особенности собственного

социального положения, роли и места в обществе и способ их реализации с использованием власти2. Участвующих в политической жизни общества молодых людей называют активными гражданами, а не участвующих - пассивными. Для современного общества характерно многообразие форм участия молодежи в политической жизни. Основные формы политического участия молодежи представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Формы политического участия молодежи

Под политической активностью понимают интенсивность участия субъекта в политическом процессе в целом, а также в рамках отдельных форм политической деятельности. Политическую активность молодежи можно рассматривать с нескольких позиций: интерес к политике, декларируемая политическая активность и политическое участие, протестная активность.

В настоящее время в российском обществе происходит омоложение состава участников общественных и политических процессов, поэтому характер и уровень политической активности молодежи отражается на будущем всей социально-политической системы социума.

Как и большинство населения, молодежь может с различной степенью интенсивности участвовать в политике. Политическая активность молодежи как социальной группы во многом зависит от политических установок и ценностей, политической культуры и субкультуры поведения, общественного и индивидуального сознания, которые, в свою очередь, оказывают влияние на содержание, характер и направленность политических действий.

Среди факторов, оказывающих влияние на состояние и направленность изменения политического сознания молодежи выделяют:

■ состояние жизненного уровня молодежи;

■ характер межпоколенных отношений;

■ влияние референтной группы;

■ влияние средств массовой информации3;

собственный опыт;

■ ориентация на будущее;

■ региональные факторы.

По данным социологического опроса городской молодежи Орловской области4, проведенным кафедрой социологии и психологии управления Орловского филиала РАНХ и ГС, большинство респондентов оценивают свое сегодняшнее материальное положение как среднее, как хорошее -только в г. Ливны 33,7%, в двух других городах немного более 12% и лишь 2,2% и 0,7% как очень хорошее - соответственно в городах Ливны и Орел. Молодых мчан с таким критерием материального положения не оказалось (см. данные таблицы 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос "Как Вы оценили бы свое сегодняшнее материальное положение?" в % от опрошенных

Кроме того, большинство молодежи, проживающей в городах Орловской области, считает, что социально-экономическая

ситуация в области за последний год осталась без изменений. Однако следует отметить, что в г. Ливны каждый четвертый молодой человек отмечает в социально-экономической ситуации изменения в лучшую сторону. В г. Мценске больше всего доля тех молодых людей, которые отметили изменения в худшую сторону в социально-экономической ситуации в области (см. данные таблицы 2).

Таблица 2 Распределение ответов на вопрос "Как Вы оцениваете изменение социально-экономической ситуации в Орловской области за последний год?"

в % от опрошенных

Варианты ответов Города Орловской области

Мценск Ливны Орел

Изменилась в лучшую 17 23,9 13,2

Осталась без изменений 54 64,1 58,0

Изменилась в худшую сторону 20 7,6 17,7

Затрудняюсь ответить 9 4,3 11,1

Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что показатель социального самочувствия молодежи г. Ливны несколько выше, чем в городах Мценск и Орел.

Как известно, большинство исследователей отмечают, что российская молодежь аполитична. Данные опроса, проведенного накануне выборов в Государственную Думу и областной Совет народных депутатов Орловской области, показывают, что большинство городской части молодежи области выражали желание участвовать в выборах 4 декабря 2011 года5 (см. данные таблицы 3).

Однако, по данным социологического исследования "Ментальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры", проведенного в декабре 2012-го - феврале 2013 года "Лабораторией Крыштановской"6, молодые люди мало интересуются политикой. Среди опрошенных лишь каждый четвертый признался, что политика занимает его. Интерес к политике прямо коррелирует с возрастом: чем старше респонденты, тем больше они склонны рассуждать о политической ситуации в стране. Студенты более аполитичны, чем работающая молодежь. Наибольший интерес к политике проявляют молодые специалисты с высшим образованием.

Города Орловской области

Мценск Ливны Орел

Очень хорошее - 2,2 0,7

Хорошее 14,3 33,7 11,9

Среднее 58,2 50,0 38,6

Плохое 20,4 9,8 46,0

Очень плохое 6,1 - 1,8

Затрудняюсь ответить 1,0 4,3 1,1

Таблица 3

Распределение ответов на вопросы: "4 декабря 2011 г состоятся выборы депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Примете ли Вы участие в голосовании?" и "4 декабря 2011 г. состоятся выборы депутатов в Орловский областной Совет народных депутатов. Примете ли Вы участие в голосовании?" в % от опрошенных

Варианты ответов Выборы1 депутатов в Государственную ДумуФедерального Собрания Российской Федерации Выборы депутатов в Орловский областной Совет народных депутатов

Города Орловской области Города Орловской области

Мценск Ливны Орел Мценск Ливны Орел

Да 70,0 69,9 71,5 60,0 71,0 63,2

Нет 16,0 15,1 13,5 23,0 12,9 17,4

Еще не решил 14,0 15,1 14,9 17,0 16,1 19,4

Сравнивая данные социологических исследований различных лет, можно прий-дти к выводу, что интерес у молодежи к политике возрастает в период выборов различного уровня, как и у большинства других социальных групп населения. Однако после завершения избирательного процесса интерес к политике остается лишь у незначительной части населения. Например, по данным социологического исследования "Политическая активность молодежи"7, эта доля составляет 25% молодежи, проживающей в г. Москве.

Доля интересующихся политикой в различных молодежных группах

Гуманитарии Технари Специалисты Рабочие

По данным социологического исследования, проведенного кафедрой социологии и психологии управления Орловского филиала РАНХ и ГС8, большинство населения (75,9%) полагает, что молодежь необходимо привлекать к участию в политической и общественной жизни российского общества. Лишь незначительная часть опрошенного населения (4,3%) предполагает, что этот вид деятельности не обязателен для молодых россиян.

Почти половина опрошенного населения считает, что участие в политике, общественно-политической жизни помогает молодым людям добиваться высокого

положения в обществе. Однако 24,4% опрошенных респондентов так не думают (см. данные таблицы 4).

Таблица 4 Распределение ответов на вопрос "Как Вы полагаете, сегодня участие в политике, общественно-политической жизни помогает молодым людям

добиться высокого положения в обществе?" в % от опрошенных

№ Вариант ответа Проценты

1 Помогает 48,0

2 Не помогает 24,4

3 Затрудняюсь ответить 27,6

Обращение в СМИ, личные встречи представителей власти с народом, митинги и демонстрации, обращение в суды и референдумы опрошенное население Орловской области считает наиболее эффективными методами воздействия на органы власти (см. данные таблицы 5).

Как показывают данные исследования, ответы молодежи Орловской области коррелируют с ответами населения в целом по приоритетным методам воздействия на власть. Это также обращение в СМИ, личные встречи представителей власти с народом, митинги и демонстрации.

Протестные настроения (выступления на Болотной площади и т.п.), охватившие молодежную среду, однако, не позволяют сделать вывод о том, что изучаемая социальная группа настроена революционно. Между вербальной критикой власти и прямыми протестными действиями лежит

существенная дистанция. Так, по данным исследования "Ментальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры", оказалось, что значительная часть респондентов в российских регионах ничего не слышала о митингах, которые проходили в Москве, имеет смутное представление о том, сколько протестных мероприятий было проведено в 2012 году, кто является лидером оппозиции и есть ли у нее своя партия.

Подавляющее большинство респондентов не участвовали в протестных акциях, но при этом к протесту как к идее относятся с явным сочувствием. Они разделяют возмущение коррупцией и несправедливостью. Источником этих социальных пороков, на их взгляд, является власть, чиновники, само государство.

Изучая корреляцию между готовностью к политическим девиациям и другими понятиями, исследователи лаборатории Крыштановской О.В. выяснили, что "революционный настрой" прямо связан с оценкой коррупции в стране: чем выше респонденты оценили коррупцию, тем больше они оправдывают возможную революцию (см. данные диаграммы по федеральным округам).

Также эти исследователи-социологи выявили обратную связь между ценностью семьи для респондента и его готовностью участвовать в акциях протеста. Те, кто ориентирован на гармоничные отношения со своими близкими, мечтают создать

свою семью, завести детей, показывают низкие показатели ориентации на протест. Хотя это не говорит о том, что "семейно ориентированные" респонденты настроены менее критично. Они готовы говорить о недостатках власти, но не готовы действовать.

Таблица 5 Распределение ответов на вопрос "Какие методы воздействия на власть Вы считаете самыми эффективными?" в % от ответов

№ Вариант ответа Проценты

все население молодежь

1 Референдумы 9,2 17,7

2 Воздействие через оппозицию 7,7 15,2

3 Личные встречи представителей власти с народом 15,0 28,3

4 Пикеты правительственных зданий 4,7 8,8

5 Обращение в СМИ 15,6 32,3

6 Бойкот власти (неуплата налогов и др.) 4,2 8,1

7 Обращения в правозащитные организации 9,4 19,9

8 Обращение в суды 10,0 19,2

9 Голодовки, забастовки 3,9 6,8

10 Митинги и демонстрации 12,9 25,5

11 Другое 1,1 1,3

12 Затрудняюсь ответить 6,3 9,8

Самыми популярными политиками в молодежной среде по данным опроса "Менталь-ность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры" являются:

Владимир Путин, Президент РФ

Владимир ■ Михаил Жириновскими ■ Прохоров, дер ЛДПР ■ бизнесмен

Дмитрий Медведев, премьер-министр РФ

Навальный,

оппозиционер

Несмотря на доминирующие протест-ные настроения, В.В. Путин остается самым популярным политиком России среди молодежи, как в мегаполисах, так и у молодежи Орловской области, что подтверждают данные проведенного нами исследования. Оценивая эффективность деятельности руководителей разного уровня, молодежь Орловщины больше всего положительных ответов высказала в пользу Президента РФ В.В. Путина, менее всего положительных оценок получили главы муниципальных органов власти.

Расхождение ожиданий, потребностей людей, с одной стороны, с реально ухудшающимися условиями жизни - с другой, может привести к утрате доверия к властвующим структурам, партиям, лидерам и их программам. Утрата веры в действенность властных институтов приводит к параличу мотиваций. Психологическое состояние депрессии, а порой безысходности при определенных условиях может серьезно повлиять на дестабилизацию общества. Поэтому первоочередной задачей органов власти является социальная поддержка молодого населения, особенно наименее защищенной его части. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, формирование новых отношений с социальными институтами.

Реформирование общества не может быть успешным, если оно не обеспечивается развитием молодого поколения, максимальным использованием того инновационного потенциала, которым молодежь обладает. Сегодня сложилась весьма непростая ситуация, оказались разрушенными молодежные институты (особенно в форме молодежных общественных организаций), выполнявшие и идеологические, и управленческие функции. О существовании молодежных общественных объединений знают 5% молодежи, что-то об этом слышали 37%, не знают 58%, по данным проведенного нами исследования.

Опрошенная молодежь считает, что для активизации их к политике необходимо в политические программы партий включать решение молодежных проблем, стимулировать политическое участие молодежи материально и увязывать карьерный рост с политической активностью молодых людей.

1 Данные на 2012 г Ист.: Федеральная государственная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ demography (дата обращения 26.01.2013)

2 Политическая социология: Учебник для вузов/Под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 222.

3 Малик Е.Н. Средства массовой информации как институт политической социализации молодежи в современной России. Монография. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2009. - 168 с.

4 В опросе принимала участие молодежь г. Орла, г Мценска и г. Ливны, выборочная совокупность составила 421 респондент. Выборка квотно-гнездовая, ошибка выборки не более 5%. Опрос проводился в ноябре 2011 г.

5 Пашин Л.А., Проказина Н.В. Особенности электорального поведения жителей Орловской области // Среднерусский вестник общественных наук. - 2012. - № 2. - С. 63-69.

6 "Ментальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры"//Интер-нет-журнал "Гефтер". Рубрика "Политика".

18.04.2013// http://gefter.ru/archive/8369 (дата обращения 06.06.2013)

7 Политическая активность молодежи: результаты социологического исследования/ Под ред. Добренькова В.И., Смакотиной Н.Л. - М.: МАКС Пресс, 2009. - С. 148.

8 В опросе принимало участие население всей Орловской области, г. Орла, выборочная совокупность составила 1087 респондентов. Выборка квотно-гнездовая, ошибка выборки не более 5%. Опрос проводился в ноябре 2012 г.

Девять из 10 россиян считают, что молодежь нужно привлекать к участию в политической и общественной жизни, против выступают лишь 7%, следует из опроса ВЦИОМа. Чаще других участие молодых в политике поддерживают люди в возрасте свыше 60 лет (96%), реже всех – те, кому от 25 до 34 лет (14%). В 2007 г. за участие молодых в политической жизни выступали 75% опрошенных.

В первую тройку конкретных видов политической деятельности, которыми, по мнению россиян, стоило бы заняться молодежи, вошли голосование на выборах, обсуждение политики в частных беседах и участие в связанных с политикой общественных организациях (см. график). Участие в митингах и демонстрациях заняло 5-е место, а вот доверить молодым участие в выборах в качестве кандидатов или хотя бы агитацию за других кандидатов готовы соответственно лишь 37 и 34% опрошенных.

Считается, что молодежь должна думать не только о себе, но и о судьбе страны, поэтому участие в политике приветствуется – по крайней мере на словах, поясняет гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров: «Если она об этом не думает, то занимается криминалом и наркоманией – это стандартная схема». Но этот ответ предполагает участие в политике без нарушения общественного порядка, оговаривается он. Есть общая установка, что политическая активность молодежи – это хорошо, продолжает социолог: «Дальше переходим из модальности «что должно» в модальность «что есть», и выясняется, что политика – не главная зона их внимания». Он отмечает, что политически активной молодежь хотят видеть прежде всего люди старшего поколения, которые «поддерживают КПРФ и Путина, помнят СССР и комсомол, когда строились карьерные лифты и было распределение, т. е. власть целенаправленно занималась молодежью». При этом самой распространенной формой политического участия считается голосование, а «такое понятие, как борьба за власть, воспринимается негативно», резюмирует Федоров.

Ранее собеседники «Ведомостей», близкие к администрации президента, говорили, что тема молодежи может стать одной из важных тем президентских выборов, а ВЦИОМ и ФОМ уже готовят большой объем социологических исследований по этой проблеме.

Протесты актуализировали тему молодежи, но есть и некая «поколенческая ситуация», отмечает политтехнолог Олег Матвейчев: «В 1980-е гг. была геронтократия, долгая несменяемость власти, в 1990-е гг. в политику пришли молодые люди. Сейчас снова встает вопрос обновления, но и крайностей вроде 22-летних министров на Украине надо избегать. Молодые не должны привлекаться в политику только из-за возраста, их нужно обучать, давать возможности, чтобы они набирались опыта и делали карьеру». Задача власти и общества – объяснять апатичной молодежи, зачем нужны выборы, привлекать на участки, добавляет эксперт: «Понятно, что люди дают социально одобряемый ответ – как и на вопрос, пойдут ли они на выборы: 80% говорят, что пойдут, а явка – 40%. Так что методы социологии устаревают, прямые вопросы не работают, нужно применять иные способы изучения общественного мнения».

С тем, что 90% россиян дают социально одобряемые ответы, согласен и политолог Михаил Виноградов: «Привлечение к участию не всегда предполагает участие в борьбе за власть, в это понятие вкладывают разное, и общего механизма участия в политике нет». Есть желание привести молодежь на участки, считает эксперт: «В представлении власти это может украсить кампанию и отличить ее от предыдущих. Но задачу привести молодежь любой ценой – вне зависимости от того, за кого она проголосует, – представить сложно».

В настоящее время молодежь является важной общественно-политической силой, как внутри государства, так и за ее пределами, что можно объяснить повышением политической активности молодежи в условиях демократизации и глобализации мира, и заинтересованностью политической элиты во взаимодействии с молодежью для реализации и поддержки своей деятельности. Активность может проявляться, как в положительной, так и в отрицательной форме. Но для того чтобы она была только положительной – необходима институционализация данного явления.

Сегодня определение понятия «молодежь» дается намного шире. Она представляет собой не только социально-возрастную группу населения (от 15 до 30 лет), но и группу населения, которая обладает интеллектуальным, прогрессивным и инновационным ресурсом. Молодежь – это та общественна-политическая сила, которая, во многом, должна определить будущее развитие общества и государства в целом.

Проблема участия молодежи в общественной и политической жизни страны занимает одну из центральных мест, как на Западе, так и на Востоке. Все больше и больше исследований наблюдается по проблеме общественно-политической социализации данной группы населения, ее патриотическому и гражданскому воспитанию. Однако мало внимания уделяется такому институту, как молодежный парламент, который является одним из важнейших институтов гражданского общества, эффективной формой взаимодействия молодежи и государства и агентом общественно-политической социализации молодежи.

В условиях демократизации необходимо взаимодействие и сотрудничество молодежи и государства. Важно, чтобы молодое поколение взаимодействовало с государством в проведение реформ, которые могут быть успешными лишь при активном участии самих молодых граждан. Важно, чтобы молодежь принимала участие в решении насущных проблем, которые существуют в современном обществе и мире. За последнее время выросло новое поколение, которое совершенно иначе смотрит на социальные и политические процессы, происходящие в обществе. Поэтому необходимо найти каналы взаимодействия такой крупной социальной группы как молодежь и государства.

Одним из таких каналов выступает молодежный парламентаризм, который может помочь объяснить молодежи общественно-политические реалии современного общества, построить активную гражданскую позицию, поддержать инициативу молодых граждан в процессе принятия политических, экономических, социально значимых решений и контролировать их исполнение. Также молодежные парламентские структуры являются теми каналами, через которые молодые люди могут участвовать в политических процессах государства, в любых формах деятельности с целью построить лучшее общество. Они дают молодым и активным членам данной категории населения равные возможности для участия в общественной и политической жизни государства независимо от пола, национальной и конфессиональной принадлежности, социального статуса и т.д. Взаимодействие молодежных организаций и объединений и государства является неотъемлемой частью молодежной политики.

Стоит отметить, что степень вмешательства государства в молодежную политику в различных странах происходит по-разному. Например, в арабских странах Ближнего Востока молодежная политика представляет собой одну из ключевых социально-политических сил и выступает важнейшим механизмом борьбы религиозной и политической элиты из-за сложившейся обстановки в данном регионе. В Китае молодежная политика находится полностью в ведении правящей партии. В России же государство, с одной стороны, оказывает политическую поддержку наиболее крупных молодежных объединений, а с другой – не препятствует формированию новых объединений, которые не противоречат культурным и моральным ценностям общества.

Основной целью молодежных парламентов является привлечение молодых граждан к активному участию в жизни общества и государства в целом, формирование правовой, гражданской, политической и патриотической культуры среди молодых людей, разработке и реализации эффективной молодежной политики. Молодежные парламентские структуры выполняют посредническую роль между обществом и органами государственной власти. Через такие организации молодые люди смогут подавать четкие импульсы власти, выражая свои интересы и заявляя о своих потребностях.

Стоит выделить основные направления деятельности молодежных парламентов:

1. «Представительство интересов молодежи в органах государственной власти». Все молодежные парламенты консолидируют и выражают интересы данной категории населения, повышают возможность участия молодых граждан в жизни общества и государства. Что, безусловно, способствует успешному достижению поставленных социальных, экономических и политических целей страны, повышению гражданской активности и политико-правовой культуры молодежи.

2. «Участие в нормотворческой деятельности, прежде всего в сфере государственной молодежной политики». Самостоятельное участие молодежи в формировании законодательной базы, касающейся, непосредственно, их, будет способствовать повышению доверительных отношений между молодыми людьми и государством, также они смогут влиять на определение основных направлений молодежной политики государства.

3. «Подготовка молодых кадров». Данное направление дает возможность найти активных молодых лидеров, которые смогут проявить себя в управленческой и общественно-политической сфере, приобретая теоретические и практические навыки одновременно.

4. «Проведение социально значимых мероприятий». Молодежные парламенты принимают активное участие в реализации общественно значимых акций, мероприятий и государственных программ. К выполнению данной функции привлекаются также и молодежные организации, студенческие объединения и т. д., что способствует консолидации молодежи, как социальной группы и общества в целом.

5. «Просветительская деятельность». Данное направление позволяет дать знания и повышать политико-правовую и общественную культуру молодых людей, способствует становлению четкой гражданской позиции молодых граждан и т. д.

Для успешной реализации данных направлений необходимо постоянное взаимодействие молодых граждан и государства. Государство должно предоставить им возможность влиять на принимаемые те или иные решения. Необходимо создать условия для самореализации молодых людей в современном обществе. Молодежные парламенты же, в свою очередь, должны помогать государству в реализации тех или иных, возложенных на них функций, проявляя гражданскую активность. Участие молодежи в таких организациях побудит молодых людей к реализации своих интересов и гражданских прав.

Способствовать развитию молодежного парламентаризма будут следующие факторы, предпринятые со стороны государства:

1. Выработка законодательной базы, которая будет упорядочивать деятельность, официальный статус и членство молодежных парламентов. В первую очередь государству нужно создавать достойные условия для формирования, функционирования и развития молодежных парламентов;

2. Поддержка со стороны государства таких организаций, для проведения более эффективной молодежной политики и решения важнейших проблем внутри государства и за ее пределами;

3. Государство должно помочь в финансировании программ, в издании необходимых материалов, книг, предоставлении помещений, обеспечение необходимой аппаратурой и пр.;

4. Государство должно обеспечить обучение молодых и активных людей, предоставить им возможность применять свои накопленные теоретические знания на практике и т.д. Необходимо проводить мероприятия по обучению молодежи основам управленческой и общественно-политической деятельности;

5. Через СМИ информировать общество о деятельности таких организаций, тем самым, помогая привлекать активных молодых граждан в молодежные парламенты, повышать эффективность проведения молодежной политики и т. д.

Все это, несомненно, будет способствовать развитию молодежного парламентаризма, привлекать молодежь к участию в процессах принятия важных государственных решений, повышать их гражданскую и патриотическую культуру. Безусловно, инициатива создания молодежных парламентов должна исходить от молодых граждан, а государство в свою очередь должно только поддерживать и помогать молодежи выражать свои интересы и заявлять о своих потребностях.

Сегодня успешно работает Евразийский Молодежный Парламент (ЕАМП) , который связывает свою деятельность с необходимостью создания условий для включения молодежи в политическую, социальную, экономическую и культурную жизнь общества. Оказывает поддержку в формировании активной гражданской позиции у молодых граждан, проживающих на территории СНГ.

Это достаточно позитивный проект, так как позволяет амбициозным молодым людям проявить себя, применить свои накопленные теоретические знания на практике. Молодые граждане смогут в данном проекте выразить свои интересы, защищать их на уровне государства через предоставление своих запросов в парламенты стран СНГ. Любой молодой гражданин может загрузить свой законопроект для дальнейшего обсуждения членами парламента. В ходе совместной работы молодые люди смогут самостоятельно определять свое настоящее и будущее, которое зависит от них самих. Молодежь сама должна решить пути развития молодежной политики. Данная организация выступает механизмом повышения гражданской культуры молодежи. Таким образом, Евразийский Молодежный Парламент представляет собой одну из важнейших каналов политической коммуникации между молодежью и государством.

По мнению автора, данная организация является новым эффективным субъектом общественно-политической социализации молодых людей, которая способствует политической адаптации молодежи. Помогает молодым людям принимать участие в жизни гражданского общества и в жизни государства. Сегодня, нужно отметить, что инициатива по созданию молодежных парламентов находит поддержку, как у молодежи, так и в органах государственной власти.

В Турции учрежден Молодежный парламент Ближнего Востока с целью обсуждения проблем ближневосточного региона, для создания доверительной и толерантной атмосферы среди молодых граждан стран арабского мира. В Грузии создан Молодежный парламент с целью «выявить талантливых молодых людей как будущих парламентариев, депутатов, министров». Активно функционируют молодежные парламенты Киргизии, Армении, Белоруссии и т. д. Молодежные парламенты присутствуют во многих странах Евразийского континента.

Из этого можно сделать вывод, что в современном мире молодежный парламентаризм уже начал довольно успешное развитие, постепенно получает поддержку со стороны общества и государства, и имеет перспективы для развития.

По мнению автора, молодежные парламентские структуры должны создаваться при законодательной ветви власти. Для того, чтобы никакие общественные организации не смогли использовать данные структуры исключительно в своих интересах. А также молодые граждане смогут участвовать, непосредственно, в разработке законодательных и нормативно-правовых актов, касающиеся сферы молодежной политики государства, сотрудничать с соответствующими людьми и органами государственной власти. Они смогут самостоятельно принимать политические решения и нести за них ответственность.

Автор считает, что необходимо проводить выборы в молодежный парламент по механизму выборов в представительные органы власти. Молодежь должна сама выбирать молодых парламентариев, которые будут отвечать за молодежную политику перед обществом. А для того, чтобы подготовить активных молодых граждан к политической деятельности необходимо создавать молодежные политические школы в высших учебных заведениях, с помощью которых можно обучать их политической и парламентской культуре, вовлекать в политическую жизнь, прививать молодым гражданам самостоятельность в решении проблем и т. д.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сказать, что молодежный парламентаризм необходим в современном обществе. Через нее молодые граждане смогут выразить свою гражданскую позицию, самостоятельно решать, касающиеся их, проблемы настоящего и строить будущее. Они смогут сами выработать, принять и реализовать решения в области молодежной политики государства. Молодежный парламентаризм способствует сплочению молодежи, что, в свою очередь, играет позитивную роль в уменьшении напряжений и конфликтов в обществе. Политическое участие молодежи через молодежные парламенты формирует гражданскую культуру у молодых людей, что способствует развитию государства в целом.

Что еще почитать