Органы исполнительной власти монголии. Министерство иностранных дел российской федерации

Монгольская народная партия, завладевшая абсолютным большинством мест в парламенте на прошлых выборах, по праву формирует свое правительство. Заседание ВГХ затянулось до 4 часов утра с 22 по 23 июля из-за долгого перерыва парламентской группы МНП. В итоге правящая партия смогла утвердить в парламент 11 из 15 новых министров своего правительства.

Премьер-министр Ж.Эрдэнэбат ранее выдвинул свою версию формирования правительства, в котором будут работать 16 министров из 13 министерств. По этому поводу Ж.Эрдэнэбат не смог прийти к согласию с президентом Ц.Элбэгдоржем, а тот отказался “принять” его версию кабмина на основании того, что члены парламента по-прежнему занимают посты министров, (что служит поводом для критики самих народнопартийцев в предыдущих созывах), и изменяя структуру и названия правительственных органов, он “ломает” принцип продолжительности государственных работ. Но тем не менее, в Контитуции Монголии указано, что премьер-министр согласует с президентом структуру своего правительства, но имеет право без согласия президента отправить свою версию на рассмотрение в ВГХ.

Итак, в новом кабмине Ж.Эрдэнэбата вместе с ним будут работать 16 министров и 13 министерств, из них ВГХ утвердил 11 министров поздней ночью с 22-го на 23-е число.

Из 15 министров, предложенных премьер-министром, имена четырех заранее были отозваны до заседания ВГХ Управлением по борьбе против коррупции на основании того, что ими был нарушен Закон о конфликте интересов, поскольку они до сих пор имеют свой бизнес и неточные заявления о доходах и т.д.

Руководство Народной партии приняло решение отозвать предложения о назначении:

На пост министра энергетики Д.Цэнгэла (причина - приватизация его супругой Дарханской ТЭЦ);

На пост министра строительства и градоустройства Г.Өнөрболора (владеет несколькими строительными компаниями южнокорейского происхождения, нарушает правила строительных работ и получения лицензий);

На пост министра продовольствия, сельского хозяйства и лёгкой промышленности Ц. Анандбазара (сомнительность бизнеса его брата, недостоверные сведения о доходах);

На пост министра здравоохранения Ж.Цолмона (является владельцем фармацевтического и медицинского бизнеса).

Ж.Эрдэнэбату придется найти замену этим кандидатам в ближайщее время.

Таким образом, ВГХ утвердил всех 11 министров, которых обсуждали до поздней ночи.

Имена новых министров:

У.Хүрэлсүх

Вице-премьер министр - У.Хүрэлсүх

Ж.Мөнхбат

Министр Монголии, начальник Управления делами правительства - Ж.Мөнхбат

Х.Оюунхорол

Министр окружающей среды и туризма - Х.Оюунхорол

Ц.Мөнх-Оргил

Министр иностранных дел - Ц.Мөнх-Оргил

РОССИЙСКО-МОНГОЛ ЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Российско-монгольские отношения опираются на многолетнюю историю двустороннего взаимодействия, отличаются традиционным добрососедством, носят всеобъемлющий характер, ориентированы на дальнейшее развитие в духе стратегического партнерства. В политико-правовом плане они базируются на Договоре о дружественных отношениях и сотрудничестве от 20 января 1993 г., Улан-Баторской (2000 г.) и Московской (2006 г.) декларациях, а также Декларации о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией от 25 августа 2009 г. 14 апреля 2016 г. в ходе визита в Улан-Батор Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова подписана Среднесрочная программа развития стратегического партнерства между Россией и Монголией, подготовленная в соответствии с договоренностями президентов двух стран.

Всего на межгосударственном и межправительственном уровне действуют более 150 договоров и соглашений. Полностью демаркирована и делимитирована государственная граница протяженностью 3543 км. (в 2006 г. подписан межгосударственный договор о ее режиме).

Регулярный характер носят контакты на высшем и высоком уровне. Состоявшиеся 28 августа 2017 г. в Будапеште и 7 сентября 2017 г. во Владивостоке беседы Президента Российской Федерации В.В.Путина с избранным в июне 2017 г. Президентом Монголии Х.Баттулгой продемонстрировали настрой сторон на дальнейшее развитие диалога, а также взаимопонимание по актуальным вопросам двусторонней и международной повестки дня. Организованная 9 июня с.г. в Циндао (КНР) на «полях» СГГ ШОС двусторонняя встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Президентом Монголии Х.Баттулгой придала новый импульс развитию российско-монгольских отношений по всем направлениям.

14-16 июля 2016 г. в Улан-Баторе «на полях» 11-го саммита Форума «Азия-Европа» (АСЕМ) прошли обстоятельные встречи Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева с руководством Монголии. 2 июня 2017 г. в рамках Петербургского международного экономического форума состоялась беседа Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворковича с бывшим в то время Премьер-министром Монголии Ж.Эрдэнэбатом. 1 марта 2018 г. в Москве прошла встреча Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Дворковича с Вице-премьером Монголии У.Энхтувшином по итогам очередного заседания Межправкомиссии.

26-27 апреля 2018 г. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П.Трутнев посетил Монголию с рабочим визитом. В ходе его встреч с Президентом Монголии Х.Баттулгой, Премьер-министром Монголии У.Хурэлсухом и Вице-премьером Монголии, сопредседателем российско-монгольской МПК У.Энхтувшином был обсужден широкий круг вопросов двустороннего взаимодействия с акцентом на углубление экономического и гуманитарного сотрудничества с Дальневосточным федеральным округом. «На полях» визита был организован круглый стол «Дальний Восток России и Монголия: перспективы сотрудничества».

Поступательное развитие получают межпарламентские и межпартийные связи. 14-15 декабря 2016 г. по приглашению Всероссийской политической партии «Единая Россия» Москву посетила делегация Монгольской народной партии (МНП) во главе с ее лидером (до ноября 2017 г.), Председателем Великого Государственного Хурала (ВГХ) Монголии М.Энхболдом. Глава монгольского парламента был принят Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володиным и руководителем фракции ВПП «Единая Россия» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации В.А.Васильевым. По итогам консультаций подписано новое межпартийное Соглашение о сотрудничестве.

3-6 июня Председатель ВГХ Монголии М.Энхболд принял участие в Международном форуме по развитию парламентаризма в Москве и провел двусторонние встречи с руководством Федерального Собрания Российской Федерации.

Расширяется взаимодействие по линии структур, ответственных за оборону и безопасность. 23 апреля 2018 г. в Москве прошли двусторонние консультации Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушева и Секретаря Совета Национальной Безопасности Монголии А.Гансуха.

В ходе визита в Улан-Батор в мае 2017 г. Министра внутренних дел Российской Федерации В.А.Колокольцева заключено Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством юстиции и внутренних дел Монголии.

17 мая 2018 г. «на полях» VIII Петербургского международного юридического форума состоялась встреча Министра юстиции Российской Федерации А.В.Коновалова с Министром юстиции и внутренних дел Монголии Ц.Нямдоржем.

Успешно развивается российско-монгольское сотрудничество в военной сфере. 22 февраля 2018 г. Министр обороны Монголии Н.Энхболд посетил Москву для участия в мероприятиях, посвященных 100-летию Вооруженных Сил Российской Федерации. 4 апреля 2018 г. состоялась встреча Министра обороны России С.К.Шойгу с Министром обороны Монголии Н.Энхболдом «на полях» VII Московской конференции по международной безопасности (4-5 апреля 2018 г.).

25 августа – 9 сентября 2017 г. на территории Восточно-Гобийского аймака Монголии прошли очередные ежегодные совместные военные учения «Селенга» (проводятся с 2008 г.) по отработке тактических действий при контртеррористической операции, в которых приняли участие около 1 тыс. военнослужащих двух стран. Очередные учения пройдут на территории Российской Федерации в октябре 2018 г. В июне 2017 г. в Улан-Баторе подписан межправительственный Протокол о возобновлении действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии от 3 марта 2004 г. об оказании Монголии военно-технической помощи на безвозмездной основе.

В ноябре 2017 г. состоялось очередное заседание Совместной комиссии по реализации Межправсоглашения о сотрудничестве в области предупреждения промышленных аварий, стихийных бедствий и ликвидации их последствий. Предметом обсуждения стали вопросы профилактики лесостепных трансграничных пожаров, обучения монгольских специалистов в ВУЗах и спасательных центрах МЧС России, подготовки мастеров по ремонту оборудования горноспасательной службы Монголии.

Регулярный и многоуровневый характер носит межмидовский диалог. На ежегодной основе проводятся взаимные визиты глав внешнеполитических ведомств: 14 февраля 2017 г. Москву посетил Министр внешних сношений Монголии Ц.Мунх-Оргил; 7 декабря 2017 г. в Вене в рамках СМИД ОБСЕ С.В.Лавров обсудил актуальные вопросы двусторонних отношений и взаимодействия на международной арене с назначенным в октябре 2017 г. Министром внешних сношений Монголии Д.Цогтбатаром. 16-17 мая 2018 г. Д.Цогтбатар посетил Российскую Федерацию с рабочим визитом.

Поддерживается активное взаимодействие с монгольскими партнерами в международных и региональных делах, организуются встречи «на полях» международных мероприятий, в частности, по линии ООН, ОБСЕ, ШОС и на других глобальных и региональных площадках, проводятся плановые консультации на уровне заместителей министров и директоров профильных департаментов внешнеполитических ведомств.

Во внешнеторговом обороте Монголии Россия на протяжении последних десятилетий занимает второе (после Китая) место. После снижения на 20 % объемов взаимной торговли в 2016 г. (931,6 млн долл. США) двусторонняя торговля в 2017 году продемонстрировала уверенный рост (46,9 %), превысив по итогам года 1368,1 млн долл. США (российский экспорт – 1326,9 млн долл. США (+48,1 %), импорт – 41,2 млн долл. США (+14,8 %). Основу российского экспорта в Монголию составили нефтепродукты – 63,3 %. Позитивная тенденция сохраняется и в 2018 г. По итогам первого квартала двусторонний товарооборот вырос на 28,3 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 296 млн долл. США (российский экспорт – 287,4 млн долл. США, импорт – 8,6 млн долл. США).

Заметно вырос экспорт продовольственных товаров и сельхозпродуктов, машин и оборудования, продукции химической промышленности, металлургии, электроэнергии. В структуре монгольских поставок доминирует минеральное сырье, преимущественно плавиковый шпат (70,0 %).

Эффективным механизмом российско-монгольского взаимодействия является Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК), ее подкомиссии и рабочие группы (в 2012-2018 гг. председателем Российской части МПК был Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е.Донской; новым председателем Российской части МПК в июне с.г. назначен заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Гордеев).

28 февраля 2018 г. в Москве состоялось 21-е заседание МПК. Особое внимание было уделено первоочередным мерам по реализации Среднесрочной программы развития стратегического партнерства с акцентом на решение застарелых проблем, включая перерегистрацию с СССР на Российскую Федерацию прав пользования земельными участками под объектами недвижимости на территории Монголии, повышение эффективности деятельности совместного АО «УБЖД», выработку взаимоприемлемых подходов к экологическим проблемам Байкальского региона в увязке с планами монгольской стороны по строительству гидротехнических сооружений в бассейне реки Селенга. По предварительной договоренности, очередное 22-е заседание МПК запланировано провести в Монголии во втором полугодии 2019 г. 25 апреля 2018 г. в Улан-Баторе состоялась очередная встреча сопредседателей МПК.

В январе 2017 г. в Улан-Баторе возобновило деятельность Торговое представительство Российской Федерации в Монголии.

В июне 2017 г. в Улан-Баторе прошел Второй «круглый стол» руководителей центральных банков Российской Федерации и Монголии. Было констатировано, что ратификация в январе 2016 года Межправительственного Соглашения об урегулировании финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией 2014 г. создала благоприятные условия для налаживания кооперации в банковско-инвестиционной сфере.

В сентябре 2017 г. представительная монгольская делегация во главе с вновь избранным Президентом Х.Баттулгой приняла участие в работе 3-го Восточного экономического форума во Владивостоке; состоялся также бизнес-диалог «Россия – Монголия: место встречи – Дальний Восток».

7-8 июня с.г. в Улан-Баторе прошли масштабные деловые, ярмарочно-выставочные и культурные мероприятия в рамках «Российско-Монгольской инициативы-2018» (российскую делегацию возглавил Министр промышленности и торговли Д.В.Мантуров).

Существенный вклад в развитие монгольской экономики вносит совместное российско-монгольское предприятие АО «Улан-Баторская железная дорога» (УБЖД). 3 сентября 2014 г. было подписано Соглашение между ОАО «Российские железные дороги» и Министерством дорог и транспорта Монголии о стратегическом партнерстве по модернизации и развитию УБЖД; в декабре 2015 г. утвержден План мероприятий по реализации этого Соглашения. В декабре 2017 г. в Москве Правление АО «УБЖД» одобрило проект долгосрочной программы развития АО «УБЖД» до 2030 года.

В ходе визита в Москву в декабре 2017 г. Министр развития дорог и транспорта Монголии Ж.Бат-Эрдэнэ провел переговоры с руководством Минтранса России и ОАО «РЖД». 8 июня с.г. в Улан-Баторе Министр транспорта Российской Федерации Е.И.Дитрих и Министр развития дорог и транспорта Монголии Ж.Бат-Эрдэнэ подписали двустороннее Межправсоглашение об условиях транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации.

Налажено сотрудничество в области агропромышленного комплекса. В 2011-2012 гг. был успешно реализован первый этап программы по оздоровлению поголовья сельскохозяйственных животных на территории Монголии от особо опасных болезней: на средства предоставленной Россией безвозмездной гуманитарной помощи (375 млн рублей) в Монголию были поставлены 37 млн доз вакцин и 22 мобильные дезинфекционные установки для ветеринарии. В рамках реализации второго этапа упомянутой программы 1 июня 2017 г. «на полях» Петербургского международного экономического форума подписано соответствующее Соглашение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности Монголии. В августе 2017 г. достигнута договоренность о поставках монгольской стороне на коммерческой основе 4,5 млн дополнительных доз противоящурной вакцины, а также 15 млн доз вакцины против чумы мелкого скота для обеспечения эпизоотического благополучия территории страны. В связи с обращением монгольского руководства прорабатывается вопрос о поставках в виде гуманитарной помощи зерна и кормов для покрытия дефицита, образовавшегося в Монголии после засухи весной-летом 2017 г.

Важной темой двусторонних контактов остается экология. В октябре 2017 г. в Улан-Баторе состоялись первое заседание Российско-Монгольской Рабочей группы для комплексного рассмотрения вопросов, связанных с планируемым строительством в Монголии гидротехнических сооружений на водосборной территории реки Селенга и 7-е заседание Смешанной Российско-Монгольской комиссии по вопросам охраны окружающей среды.

Дальнейшее развитие получает сотрудничество с Монголией на региональном и приграничном уровнях (около 70 % объема двустороннего товарооборота приходится на межрегиональные торговые связи). Активно функционирует Подкомиссия по приграничному и региональному сотрудничеству Российско-Монгольской МПК; завершается согласование проекта межправительственного соглашения о содействии приграничному сотрудничеству.

За последнее время Монголию посетили ряд руководителей российских регионов, включая Губернатора Иркутской области С.Г.Левченко
(15-17 февраля 2017 г.), Главу Республики Бурятия А.С.Цыденова (17-20 января 2018 г., участие в бизнес-конференции «Инвестиционный потенциал Республики Бурятия»), Мэра Новосибирска А.Е.Локотя (1-4 октября 2017 г., участие в форуме «Россия – Монголия. Сотрудничество – 2017»). 9 октября 2017 г. Мэр г. Москвы С.С.Собянин и Мэр г.Улан-Батора С.Батболд подписали в Москве Программу сотрудничества на 2018-2020 гг. С 12 по 17 мая 2018 г. по приглашению Министерства внешних сношений Монголии Улан-Батор посетила делегация Республики Тыва во главе с Главой Республики Тыва Ш.В.Кара-оол.

Дополнительные возможности для активизации приграничных и межрегиональных связей предоставляют практические шаги по реализации Межправсоглашения об условиях взаимных поездок граждан двух стран (2014 г.), в соответствии с которым был отменен визовый режим пересечения российско-монгольской границы, начались работы по обустройству и повышению пропускной способности КПП. В июле 2015 г. подписано межведомственное Соглашение об обмене информацией, полученной в результате использования инспекционно-досмотровых комплексов; в январе 2017 г. состоялся совместный мониторинг работы МАПП «Кяхта-Алтанбулак», в котором приняли участие уполномоченные ведомства и организации обеих сторон.

Расширяются обмены в области науки и техники, культуры, образования, спорта. В различных городах России регулярно проходят традиционные Дни монгольской культуры, в Монголии – Дни российско-монгольской дружбы. 4 октября – 5 ноября 2017 г. в Монголии прошли очередные Дни российско-монгольской дружбы и сотрудничества, в рамках которых были организованы двусторонний бизнес-форум, выставка образовательных услуг, ряд мероприятий культурно-массового характера. 29 ноября – 3 декабря 2017 г. в Москве при поддержке Минкультуры России состоялись Дни монгольского кино. Успешно реализована Программа сотрудничества между Минкультуры России и Министерством образования, культуры, науки и спорта Монголии на 2015-2017 гг. Подготовлена Программа сотрудничества между Минкультуры России и Министерством образования, культуры, науки и спорта Монголии на 2018-2020 гг.

5 мая 2017 г. в Парке Победы на Поклонной горе состоялась церемония открытия памятника «По дорогам войны», переданного в дар российскому народу в дни празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. 15 ноября 2017 года на территории Мемориала памяти советских воинов на горе Зайсан в Улан-Баторе состоялось открытие памятника дважды Герою Советского Союза, Герою Монгольской Народной Республики И.А.Плиеву.

В ВУЗах Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета и на контрактной основе в настоящее время обучается около 3 тыс. монгольских граждан (4 место по количеству иностранных студентов после КНР, Индии и Вьетнама). Монголии ежегодно выделяется одна из самых больших квот стипендий для стран дальнего зарубежья, которая последовательно повышается (с 288 в 2014/2015 уч.году до 500 на 2018/2019 уч.год). Монгольские граждане также получают образование по линии ряда профильных министерств и ведомств Российской Федерации. Действует межправительственное соглашение, в соответствии с которым в монгольские ВУЗы на учебу ежегодно поступает до 30 российских граждан. В Улан-Баторе функционируют филиалы российских ВУЗов – Российского экономического университета (РЭУ) имени Г.В.Плеханова и Восточно-Сибирского государственного технологического университета (г. Улан-Удэ).

Монголия включена в число государств, где планируется реализация проектов федеральной программы в поддержку изучения русского языка за границей. В августе 2009 г. на базе Улан-Баторского филиала РЭУ имени Г.В.Плеханова и Монгольского университета науки и технологий были открыты «Русские центры».

Россия и Монголия взаимодействуют в рамках трехстороннего формата сотрудничества, получившего развитие в соответствии с договоренностью лидеров России, Монголии и Китая, достигнутой по итогам встречи «на полях» Совета глав государств ШОС 11 сентября 2014 г. в Душанбе.
В рамках реализации «Дорожной карты» по дальнейшему продвижению сотрудничества на площадке очередного трехстороннего саммита в Ташкенте в 2016 г. была подписана Программа создания экономического коридора Россия-Монголия-Китай.

В августе 2017 г. специальный представитель Президента Монголии по созданию экономического коридора Россия-Монголия-Китай А.Гансух посетил Москву и провел переговоры с Министром транспорта Российской Федерации М.Ю.Соколовым и президентом ОАО «РЖД» О.В.Белозеровым, в ходе которых обсуждались вопросы двустороннего взаимодействия в транспортной сфере, а также перспективы реализации трехсторонних проектов в рамках создания экономического коридора.

Органы исполнительной власти Монголии

Структура Правительства Монголии приведена в нижеследующей таблице:



ПРЕМЬЕР-МИНИСТР МОНГОЛИИ

в подчинении:

Центральное разведывательное агентство

Комитет государственного имущества

Служба информационно-коммуникационных технологий и почтовой связи

Комитет регулирования коммуникаций

Комитет государственного развития и инноваций

Агентство атомной энергетики

Государственный комитет по вопросам гендерного равенства


http://www.gia.gov.mn/

http://www.spc.gov.mn/

http://www.ictpa.gov.mn/
http://www.crc.gov.mn/

http://www.ndic.gov.mn/english/

http://www.nea.gov.mn/

http://www.gender.gov.mn/


ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА

в подчинении:

Служба по интеллектуальной собственности

Центр стандартизации и метрологии

Служба по защите от недобросовестной конкуренции

Служба государственной регистрации

http://www.ipom.gov.mn/

http://www.masm.gov.mn/

http://www.ursulduun.mn/

http://www.registrationmongolia.com/


ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА

в подчинении:

Государственная служба по делам детей

Национальное агентство специальных расследований

Агентство по делам чрезвычайных ситуаций

Государственный комитет по борьбе со СПИД/ВИЧ

http://www.nac.gov.mn/

http://www.inspection.gov.mn/

http://www.nema.mn/

http://www.nca.mn/


Секретариат Кабинета Правительства Монголии

в подчинении:

Академия управления

Агентство государственной и правительственной службы


http://cabinet.gov.mn/
http://www.aom.edu.mn/

http://www.sgsa.gov.mn/


Министерство иностранных дел и торговли

в подчинении:

Агентство иностранных инвестиций и внешней торговли



http://www.mfat.gov.mn/
http://www.investmongolia.com/

Министерство финансов

в подчинении:

Налоговая администрация Монголии

Таможенная служба


http://www.mof.gov.mn/
http://www.mta.mn/

http://www.ecustoms.mn/


Министерство юстиции и внутренних дел

http://www.mojha.gov.mn/

Министерство природы, окружающей среды и туризма

http://www.mne.mn/index.php?lang=eng

Министерство обороны

http://www.mod.gov.mn/

Министерство образования, культуры и науки

http://www.mecs.gov.mn/

Министерство дорожного строительства, транспорта, строительства и городского развития

http://www.mrtcud.gov.mn/

Министерство социальной защиты и труда

http://www.mswl.gov.mn/

Министерство продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности

http://www.mofa.gov.mn/

Министерство природных ресурсов и энергетики

http://www.mmre.gov.mn/

Министерство здравоохранения

http://www.moh.mn/

Обзор экономики Монголии

ВВП Монголии по паритету покупательной способности в 2009 году составил примерно 9.435 миллиарда долл. США, или 150-е место в мире. В 2009 году зафиксировано снижение ВВП на 1% по сравнению с 2008 г. Для сравнения, в предыдущий период экономика страны росла примерно на 9% в год. По ВВП на душу населения Монголия занимает 166 место в мире с 3.100 долларами США на человека.

Доли отраслей в ВВП Монголии (2009г.):

Сельское хозяйство: 21.2%

Промышленность: 29.5%

Услуги: 49.3%

В сельском хозяйстве заняты 34% работоспособного населения, в промышленности – 5%, в сфере услуг – 61%. Уровень безработицы составляет примерно 2,8%. Численность населения, проживающего за чертой бедности, по данным на 2004 г., составляет 36,1%.

Экономика Монголии сильно зависит от ближайших соседей. Так, 95% потребляемых нефтепродуктов и значительную часть электроэнергии Монголия импортирует из России. Более половины внешнеторгового оборота Монголии составляет торговля с КНР – примерно 2/3 монгольского экспорта направлены в Китай. Монголия – член ВТО с 1997 года.


Основные отрасли экономики Монголии.

Пастбищное животноводство. Пастбищное животноводство по-прежнему остается главным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчете на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека). Существенный прогресс был достигнут также в племенном животноводстве и ветеринарии.

Земледелие. В экономической жизни Монголии земледелие играет второстепенную роль. Различные сельскохозяйственные культуры выращиваются в северной и западной частях страны, некоторые с применением орошения земель. Главной культурой является пшеница, хотя выращиваются также ячмень, картофель и овес. С 1950-х существует экспериментальное садоводство, а в заалтайской Гоби – даже бахчеводство. Существенную роль играет заготовка сена и кормов для скота.

Промышленность. Значительное число предприятий обрабатывающей промышленности сосредоточено в Улан-Баторе, а в городе Дархан к северу от столицы расположен угледобывающий, чугунолитейный и сталеплавильный комплекс. Городов с предприятиями общегосударственного значения насчитывается свыше двух десятков: кроме уже названных Улан-Батора и Дархана, самые крупные – Эрдэнэт, Сухэ-Батор, Баганур, Чойбалсан. Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.
Природные ресурсы. Монголия богата пушным зверьем (особенно много сурков-тарбаганов, белок, лисиц), в некоторых частях страны торговля мехом составляет важный источник дохода населения. В озерах и реках северных районов ведется рыболовный промысел.

Сырьевая база страны содержит залежи меди, золота, угля, молибдена, плавикового шпата, урана, олова, вольфрама. В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Тавын-Толгой обнаружен каменный уголь, геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт. Нефть в Монголии была обнаружена в 1951, после чего в Сайн-Шанда – городе к юго-востоку от Улан-Батора, недалеко от границы с Китаем, был построен нефтеперерабатывающий завод (в 1970-е годы добыча нефти прекратилась). Возле озера Хубсугул обнаружены гигантские залежи фосфоритов и даже началась их добыча, однако вскоре, из-за соображения экологии все работы были сведены к минимуму.

Добыча полезных ископаемых активно привлекает иностранных инвесторов. Большинство прямых иностранных инвестиций вложено именно в добывающую отрасль Монголии. В октябре 2009 года Правительство Монголии подписало инвестиционное соглашение по разработке медного месторождения Оюун-Толгой, которое является одним из крупнейших в мире.


Внешняя торговля Монголии

По итогам 2010 года сальдо внешнеторгового оборота Монголии отрицательное и составило -378,7 миллиона долл. США.

Экспорт в 2010 году составил 2,899 миллиарда долларов США. Основными статьями экспорта Монголии являлись медь, одежда, продукция сельского хозяйства, кашемир, шерсть, плавиковый шпат, цветные металлы и уголь. Основные партнеры в экспорте: КНР 84,4%, Канада 4,9%, Россия 2,7%, Великобритания 2,3%.

Импорт в 2010 году составил 3,278 миллиарда долларов США. Основные статьи импорта: нефтепродукты, машины и оборудование, строительная и тяжелая техника, продукты питания, промышленные товары, продукция химической промышленности, строительные материалы, сахар, чай. Партнеры в импорте на 2010 г.: Россия 33,3%, КНР 30,1%, Япония 6%, Республика Корея 5,6%, США 4,9%, ФРГ 2,7%.


Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Монголией

В 2010 году оборот взаимной торговли России и Монголии увеличился по сравнению с 2009 годом на 41,7% и составил 1015,6 млн. долларов, при этом российский экспорт возрос на 43,2% (до уровня 936,6 млн. долларов), а импорт из Монголии увеличился на 25,7% (до 79,0 млн. долларов). Положительное сальдо России в торговле с Монголией составило в 2010 году 857,6 млн. долларов.

В январе 2011 г. оборот взаимной торговли составил 117 млн. долларов США (+ 51,4% к уровню января 2010 года), в том числе российский экспорт - 113 млн. долларов (+54,6%) и российский импорт из Монголии – 4,0 млн. долларов (-4,3%).
Товарооборот между Россией и Монголией в 2006-2011 гг.

(по данным ФТС России)

(млн. долларов США)



2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

январь


ОБОРОТ

527,6

677,0

1 170,8

716,9

1015,6

117,0

динамика в %

113,3

128,3

172,9

61,2

141,7

151,4

ЭКСПОРТ

489,9

628,8

1 099,9

654,1

936,6

113,0

динамика в %

110,5

128,3

174,9

59,5

143,2

154,6

ИМПОРТ

37,6

48,2

70,9

62,8

79,0

4,0

динамика в %

167,9

128,2

147,0

88,6

125,7

95,7

САЛЬДО

452,3

580,6

1 029,0

591,3

857,6

109

Основу российского экспорта в Монголию в 2010 году составили поставки следующих товаров: минеральные продукты (нефтепродукты) – 67,5%, продовольственные товары и сельхозсырье – 13,5%, машины, оборудование и транспортные средства - 8,0 % от всего объема экспорта.

В структуре российского импорта из Монголии основную долю составляют: минеральные продукты (плавиковый шпат) – 65,6%, продовольственные товары (мясо и мясопродукты) и сельхозсырье – 32,6%.
Основные внешнеторговые партнеры Монголии в 2010 г.

(по данным Национального управления статистики Монголии)


Страна

Доля в обороте (%)

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Внешнеторговый баланс

Объем

(млн. долларов США)


+/-

к 2009 г.


Объем

(млн. долларов США)


+/-

к 2009 г.


Объем

(млн. долларов США)


+/-

к 2009 г.


за 2010 г.

(млн. долларов США)


Китай

56,0

3460,3

79,0

2460,1

76,5

1000,2

85,7

1459,9

Россия

18,9

1169,3

39,0

79,1

16,0

1090,2

41,1

-1011,1

Республика Корея

3,5

213,3

25,0

30,5


96,8

182,8

17,9

-152,3

США

2,7

164,2

39,6

4,9

-64,7

159,3

53,6

-154,4

Япония

3,2

200,6

97,2

3,0

-34,8

197,6

103,5

-194,6

Германия

1,8

110,1

28,2

22,1

41,7

88,0

25,2

-65,9

Механизмы углубления межгосударственного сотрудничества

России и Монголии

Одним из основных механизмов межгосударственного сотрудничества является Российско-Монгольская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (далее – МПК).

Визиты в Монголию Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина (май 2009 года), Президента Российской Федерации Д.А. Медведева (август 2009 года), Премьер-министра Монголии С. Батболда в Россию (декабрь 2010 года) сыграли важную роль в поддержании высокого уровня политических взаимоотношений. В августовской Декларации 2009 года, подписанной президентами двух стран, обозначены приоритетные направления торгово-экономического сотрудничества, включая транспорт и улучшение транспортной инфраструктуры, совместное освоение месторождений полезных ископаемых на территории Монголии, модернизацию совместных компаний КОО «Предприятие «Эрдэнэт», КОО «Монголросцветмет» и АО «УБЖД», развитие приграничного взаимодействия.

Российской стороной в 2007-2010 гг. были приняты конкретные меры по либерализации российско-монгольской торговли:

Снижены в 2 раза ставки ввозных таможенных пошлин на меховые изделия с 20% до 10%;

Продлен срок действия ставок ввозных таможенных пошлин на отдельные виды одежды из натурального меха (постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2007 года № 518 и от 2 июня 2008 года № 422), что положительно скажется на взаимном товарообороте;

Российская сторона снизила пошлины до уровня конечного связывания или ниже по 256 тарифным линиям, являющимся частью подписанного ранее двустороннего Протокола о присоединении России к ВТО.

В ходе российско-монгольских консультаций на экспертном уровне в 2007-2010 годах прорабатывался вопрос возможного снижения ставок ввозных таможенных пошлин на традиционные товары монгольского экспорта (трикотажные изделия из козьего пуха и верблюжьей шерсти) путем включения их в схему тарифных преференций Российской Федерации. При обсуждении данного вопроса российская сторона обратила внимание монгольской стороны на то, что при включении упомянутых товаров в схему преференций, преференции такого рода будут распространяться на все преференции, входящие в перечень стран пользователей российской схемы преференций, что может создать конкурентные преимущества иностранным производителям и вызвать негативные последствия для российских производителей.

В соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе 8-го заседания российско-монгольской Рабочей группы по либерализации взаимной торговли (Москва, 5 марта 2009 года), монгольская сторона представила проект межправительственного соглашения о торговле товарами монгольского производства в области текстильной промышленности, в рамках которого на двусторонней основе предполагалось снижение ставок таможенных пошлин.

В этой связи планировалось продолжение консультаций с монгольской стороной по согласованию доработанного с учетом предложений российских министерств и ведомств перечня товаров и выбора формата двустороннего соглашения в рамках зоны свободной торговли.

Позиция Российской стороны зафиксирована в протоколе XIV заседания Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (20 июля 2010 года, г. Улан-Батор), где монгольской стороне было предложено изложить видение возможного объема, структуры и наиболее значимых элементов соглашения о свободной торговле. Монгольская сторона, приняв к сведению информацию Российской стороны о начале деятельности таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, заявила о том, что изучит возможность начала переговоров с Комиссией таможенного союза о заключении соглашения о свободной торговле и выразила заинтересованность в продолжении переговоров по либерализации взаимной торговли и возможности заключения межправительственного соглашения о взаимных поставках некоторых видов продукции на льготных условиях.

Во время официального визита в Российскую Федерацию Премьер-министра Монголии С. Батболда (14-16 декабря 2010 г.) на переговорах глав правительств двух стран была достигнута договоренность об изучении целесообразности заключения Соглашения о свободной торговле. В этих целях начата работа по формированию совместной исследовательской группы (СИГ) по изучению целесообразности заключения соглашения о свободной торговле между странами таможенного союза и Монголией. Заседания СИГ планируется провести в январе и марте 2011 г.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации планируется проведение II Российско-Монгольского делового форума. Председателем Российской части МПК И.Е. Левитиным координация подготовки и проведения Форума возложена на вице-президента ТПП России В.П. Страшко. Монгольская сторона предлагает приурочить проведение форума к официальному визиту Президента Монголии Ц.Элбэгдорджа в Москву (2011 г.).

В ходе официального визита Премьер-министра Монголии С. Батболда подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об урегулировании финансовых обязательств Монголии перед Российской Федерацией, согласно которому 97,8% урегулируемой суммы задолженности в объеме 174,2 млн. долларов США монгольской стороной не выплачивается, а остаток в размере 3,8 млн. долларов США погашается единовременным платежом в согласованные сроки.

Проекты, находящиеся на стадии реализации:

1. Компании «Ренова», «Базовый элемент» и ОАО «РЖД» ведут работу, направленную на участие в освоении месторождения коксующегося угля «Таван Толгой» в увязке с модернизацией железнодорожного транспорта Монголии.

ОАО «РЖД» с монгольским партнером создано совместное предприятие – компания с ограниченной ответственностью «Развитие инфраструктуры», ориентированная на реализацию этих задач.

В соответствии с договоренностями глав правительств двух стран (декабрь 2010 г.) ведется работа по согласованию условий участия КОО «Развитие инфраструктуры» и ее партнеров в строительстве новых железных дорог к действующей магистрали «УБЖД» в контексте освоения ресурсных активов Монголии.

2. Сотрудничество в развитии железнодорожной инфраструктуры Монголии на основе модернизации АО «Улан-Баторская железная дорога».

В соответствии с достигнутыми договоренностями ведется работа по завершению согласования увеличения уставного капитала АО «УБЖД» на 250 млн. долларов США в равных долях (с предоставлением Монголии российского связанного кредита), что позволит существенно обновить предприятие и содействовать реализации программы развития железнодорожной инфраструктуры Монголии.

Проекты, находящиеся на стадии проработки:

1. Подготовка Госкорпорацией «Ростехнологии» предложений по внесению изменений в соглашения о деятельности компаний с ограниченной ответственностью «Предприятие Эрдэнэт» и «Монголросцветмет», являющихся не только ведущими предприятиями монгольской экономики, но и крупнейшими российскими государственными активами за рубежом.

2. Сотрудничество в области разработки месторождений урана на территории Монголии в рамках создаваемой совместной КОО «Дорнод уран».

В ходе визита в Российскую Федерацию Премьер-министра Монголии С. Батболда подписано Соглашение о принципиальных условиях создания совместной компании с ограниченной ответственностью «Дорнод уран» и достигнута договоренность о подписании в возможно короткие сроки учредительных документов этой компании на основе согласованных принципов.

Документы, одобренные в ходе визита в Российскую Федерацию Премьер-министра Монголии С. Батболда:
1. Программа развития российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на 2011-2015 годы, состоящая из 11 разделов, содержащих конкретные задачи и отражающая основные сферы сотрудничества с Монголией. Например, горнодобывающая промышленность и транспорт, сельское хозяйство, топливно-энергетическая сфера, межбанковское, региональное и приграничное сотрудничество, наука, технологии и инновации.

2. Совместный план действий по созданию наиболее благоприятных правовых, торгово-экономических и иных условий для дальнейшей интенсификации приграничного и межрегионального сотрудничества Российской Федерации с Монголией на 2011-2012 годы.

Что еще почитать