Методические указания. Цель семинара – рассмотреть процесс появления политических партий в России, выявить специфику их деятельности

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Предпосылки и ход первой русской революции

Годы революции 1905-1907 гг. стали для России временем важных государственных реформ, хотя и не признанных великими, однако носивших глубокий и труднообратимый характер. Тогда были в целом завершены политико-правовые и социально-экономические преобразования, начатые в 1860-е гг., которые должны были обеспечить монархической форме правления выживание и дальнейшее развитие. В ходе этих преобразований изменился объем прав монарха, возникли представительные органы власти, произошло существенное продвижение феодального права на пути его превращения в право буржуазное.

Преобладающей тенденцией развития Российского государства на рубеже XIX-XX вв. была модернизация, под которой понимаются процессы обновления экономики, социального и политического строя, правовых институтов и др.

Начальной стадией модернизации выступало традиционное аграрное общество с характерной для него жесткой сословной иерархией, абсолютистской формой правления и привилегированным положением дворян-землевладельцев. Конечной стадией этого процесса является индустриальное общество, важнейшие признаки которого - рыночное хозяйство, институт разделения властей, многопартийность и др.

Россия позднее других стран вышла на дорогу модернизации. Будучи страной отсталой экономики и политической системы, она реализовывала так называемый «догоняющий тип» модернизации. Ему было присуще активное вмешательство государства в экономическую и политическую жизнь страны, насаждение капиталистических отношений и преобразование формы правления «сверху».

Тому, что в России в 1905-1907 гг. произошло такое важное историческое событие, как первая русская революция, были социально-экономические и политические предпосылки.

Социально-экономические предпосылки . Модернизация российской экономики достигла к началу XX в. существенных результатов. В стране быстрыми темпами осуществлялся промышленный переворот, внедрялись новые техника и технологии, было положено начало развитию частного предпринимательства.

Бурный промышленный подъем пришелся на 1890-е гг., когда министром финансов был С.Ю. Витте. Проводимый им экономический курс включал в себя жесткую налоговую политику, финансовую реформу, призванную обеспечить конвертируемость рубля, развитие банковского дела, привлечение иностранных инвестиций в развитие отечественной промышленности, в особенности предприятий группы «А», активное железнодорожное строительство. Итогами этого этапа модернизации промышленности стали увеличение объема промышленной продукции более чем в 2 раза, повышение производительности труда, техническое перевооружение предприятий.

К началу XX в. российский капитализм перешел на качественно новую ступень развития, получившую название империализма . Шла концентрация производства и капиталов, возникли первые монополистические объединения капиталистов в промышленности. Охватив практически все отрасли тяжелой и некоторые отрасли легкой промышленности, они стали основой хозяйственной жизни страны. Начался процесс слияния промышленного и банковского капиталов, что привело к возникновению финансового капитала и финансовой олигархии.

Для российского капитализма была характерна высокая степень концентрации капиталов, производства и рабочей силы. В годы промышленного подъема темпы роста производства в ряде ведущих отраслей промышленности были выше, чем в высокоразвитых странах Европы и в США. Значительно возросла сеть железных дорог, составив к 1913 г. 64 тыс. верст. Однако предметом экспорта для России являлись не промышленные товары, а сельскохозяйственные, прежде всего - хлеб.

Особенностью российского капитализма являлось сохранение значительных пережитков крепостничества. Наблюдались диспропорции развития промышленности и сельского хозяйства, активно развивавшаяся промышленность соседствовала с отсталым сельским хозяйством, крупное дворянское землевладение - с малоразвитым крестьянским хозяйством. Пережитки феодализма в сельском хозяйстве тормозили процесс капитализации страны. Усиливалось крестьянское малоземелье, возрастали недоимки по выплате налогов и выкупных платежей у крестьян. Учащались неурожаи, а также сопровождавшие их голодовки крестьян и эпидемии. Поместное дворянство, в значительной своей части оказавшееся не в состоянии приспособиться к новым условиям хозяйствования, стремительно теряло землю, засыпало монарха ходатайствами о помощи.

Накануне и в годы первой русской революции аграрный кризис стал важной составной частью назревавшего в стране общеполитического кризиса. Остроту ему придавало то обстоятельство, что Россия являлась страной преимущественно аграрной: более 75% населения страны занималось сельским хозяйством, а аграрный сектор экономики давал около половины валового национального продукта.

Политические предпосылки . Как и социально-экономические, они вызревали постепенно. Начало было положено реформами I860- 1870-х гг., ставшими важным этапом на пути модернизации Российского государства. Справедлива формула В.И. Ленина, что 1861 год породил 1905 год. Реформы дали мощный импульс развитию страны. Они ввели в государственный строй России некоторые элементы буржуазной государственности: создали выборные представительные учреждения местного управления (земские и городские органы самоуправления), выборные органы суда (мировые суды), установили основы буржуазного судоустройства и судопроизводства, более гибкие буржуазные формы государственного финансового контроля и цензуры и т.п.

В деятельности высших государственных органов (Комитет министров, Совет министров. Государственный совет, Сенат) все большее место стали занимать дела, связанные с буржуазным предпринимательством и собственностью. Представители буржуазии стали включаться в совещательные отраслевые учреждения министерств (комитеты, советы). Доля земельных собственников в среде высшей бюрократии снизилась, составляя к началу XX в. немногим более 50%. В составе бюрократии появилась так называемая плутократия - представители состоятельной торгово-промышленной буржуазии, а также «третий элемент» - вольнонаемный персонал органов самоуправления (врачи, статистики, агрономы, учителя и т.п.). Однако позиции русской буржуазии в государственном управлении были слабы в отличие от стран Западной Европы, где «третье сословие» было политически активно, имело ярко выраженную гражданскую позицию, выступало лидером и проводником модернизации.

Слабость политического влияния буржуазии вызывала ее недовольство, компенсировалась всесилием дворянской бюрократии. Это порождало диспропорции и асинхронность модернизационного процесса, высокими темпами осуществлявшегося в экономической сфере и практически не затронувшего сферу политическую. Российская модернизация была нацелена прежде всего на сферу техники и технологий, тогда как обновление формы государства. в особенности формы правления и политической системы, являлось долгое время запретной темой. Ввиду этого технический переворот соседствовал с абсолютизмом и с самыми дикими формами крепостничества.

К началу XX в. сохранились основные дореформенные высшие, центральные и местные учреждения с дворянским чиновничьим большинством, а также и основы дореформенного права. Государственный совет сохранял значение высшего законосовещательного органа. В верхах бюрократии не раз выдвигались проекты расширения состава Государственного совета за счет выборных членов от земских собраний и городских дум, авторами которых являлись М.Т. Лорис-Меликов, П.А. Валуев и др. Однако они не были реализованы. Россия оставалась абсолютной монархией с самодержцем-императором во главе. Отсутствие реформы политической системы порождало в обществе протест.

В годы правления Александра III значение Государственного совета несколько падает за счет усиления роли Комитета министров. Император предпочитал обсуждать законопроекты в более узком кругу доверенных высших чиновников. В отличие от Комитета министров, в ведении которого находились текущие административные дела. Совет министров рассматривал и обсуждал мероприятия общегосударственного значения. Правительствующий Сенат сохранял в пореформенной России значение высшего органа суда и надзора. Существующие до 1861 г. функции и аппарат сохранял и Святейший Синод.

Еще более усиливало кризисные явления отсутствие преемственности политического курса самодержавия, чередовавшего реформы с контрреформами. В годы правления Александра III в целом ряде областей (местное управление, суд, система просвещения) проводились меры, которые ограничивали и искажали реформы 1860-1870-х гг.

Существенную роль в вызревании условий для революции сыграли особенности личности и стиля правления последнего русского императора Николая II (1868 1918). Ему пришлось править в условиях кризиса государственной власти, когда подвергались переосмыслению традиционные устои и ценности. Не будучи по натуре реформатором, император являлся фактически заложником унаследованных им принципов власти, воспринимал отход от них как предательство интересов России и надругательство над священными основами, завещанными его предками. Самодержавие император рассматривал как семейное дело Романовых, в которое никто не имеет права вмешиваться. Свое политическое кредо он выразил в ответе на вопрос о роде занятий в опросном листе Первой общеимперской переписи населения 1897 г., где записал четко и лаконично: «Хозяин земли русской». В своей первой публичной речи в январе 1895 г. царь указал: «Пусть все знают, что я, посвящая все силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель».

Однако пытаться решить стоявшие перед Россией на рубеже XIX-XX вв. масштабные проблемы «политикой средних веков», не колебля вековые устои российской государственности, было невозможно. Перед последним русским царем встала задача, разрешение которой все его предшественники отодвигали на задний план. Страна была призвана преодолеть отсталость общественного строя, осуществил» либерализацию политического режима. Ответом на неспособность самодержавия дать ответ на вызов времени и провести реформы, ослабляющие накал противостояния в обществе, стала первая русская революция.

Политический кризис в стране был усугублен авантюрным внешнеполитическим курсом царского правительства. К началу XX в. в правящих сферах возобладало влияние группы политиков во главе с министром внутренних дел В.К. Плеве, видевших способ разрешения внутренних противоречий в «маленькой победоносной войне». В правительстве взяли верх сторонники так называемой «большой Азиатской программы», предполагавшей выход и укрепление России на Тихоокеанском побережье.

Захватническая внешняя полшика и борьба за передел мира являлись характерными чертами империалистической стадии развития капитализма. Николаевская империя втянулась в сложный клубок международных противоречий, приведший ее к бесславной войне с Японией, а в перспективе и к войне мировой. Эта война стала катализатором революционного взрыва. Как верно указывал В.О. Ключевский, монархия, терпящая военное поражение, теряет легитимность.

Русско-японская война, начавшаяся 27 января 1904 г., была обречена еще до ее начала, на что указывали многие политики. Налицо были пренебрежительная недооценка противника, неясность цели вступления в войну, отсутствие стратегической концепции военных действий, бездарность командования, слабая подготовленность офицеров, отсталое вооружение, существенно уступавшее японскому. В августе 1905 г. был подписан Портсмутский мир, который зафиксировал значительное ослабление позиций России на Дальнем Востоке, потерю ею сфер влияния в Китае и Корее, на Сахалине. Неудачи России на внешнеполитической арене поставили страну на грань революции.

События революции 1905-1907 гг . Начало первой русской революции было положено событиями 9 января 1905 г., получившими название «Кровавого воскресенья». Войсками в Петербурге были расстреляны толпы рабочих, шедших к Зимнему дворцу для подачи царю петиции. По официальным данным, было убито 96 человек и ранено 333 человека (по частным данным, число жертв было значительно больше - от 800 до 1000 убитых). «Кровавое воскресенье» подорвало веру народа в царя.

Шествие было организовано священником Г. Гапоном - агентом петербургской охранки и основателем Петербургского общества фабрично-заводских рабочих - организации, ставившей целью привлечь рабочих на сторону самодержавия. Манифестанты требовали введения выборного народного представительства и предоставления населению гражданских прав. В петицию входили также лозунги улучшения быта рабочих (установления восьмичасового рабочего дня, увеличения заработной платы), созыва Учредительного собрания для проведения демократических реформ, ответственности министров перед народом и др. Петиция собрала 150 тыс. подписей.

Расстрел рабочих в Петербурге всколыхнул общество. По всей стране прокатилась волна рабочих забастовок протеста против жестокого обращения с населением. Только за январь 1905 г. число забастовщиков в 10 раз превысило среднегодовой уровень предшествующего десятилетия. Симптомом политической активизации рабочих стало создание Советов уполномоченных депутатов , первоначально выполнявших функции центров руководства стачками, а затем постепенно трансформировавшихся в альтернативные органы власти. Первый подобный Совет возник в мае 1905 г. в ходе забастовки текстильщиков в Иваново-Вознесенске. По поручению рабочих избранный ими Совет вел переговоры с владельцами фабрик и представлял их интересы перед городскими властями, занимался охраной общественного порядка (образовал собственную милицию, запретил на время стачки продажу в лавках крепких спиртных напитков), распределял между забастовщиками средства, собранные для них рабочими, организовал политическую демонстрацию под лозунгом «Долой самодержавие!». Как показала Иваново-Вознесенская стачка, рабочие не ограничивались критикой существующих порядков и требованиями политических реформ, а вырабатывали собственную альтернативную модель государственной управления и самоуправления.

О нарастании революции свидетельствовала статистика крестьянских выступлений: в январе-феврале 1905 г. было зарегистрировано 126 случаев протеста, в марте-апреле - 247, в мае-июне - уже 791. Беспорядки в деревне сопровождались захватом, разграблением и поджогами дворянских усадеб. По приблизительным подсчетам Министерства внутренних дел, в 1905-1907 гг. было разгромлено и сожжено более 2 тыс. помещичьих усадеб, пик протестных выступлений пришелся на осень 1905 г.

Революционные выступления охватили армию, являвшуюся прежде незыблемой опорой самодержавия. Летом и осенью 1905 г. произошло более 40 выступлений солдат и матросов. В июне 1905 г. взбунтовалась команда эскадренного броненосца Черноморского флота «Князь Потемкин Таврический» - одного из лучших кораблей флота. Начались волнения на национальных окраинах: революционное движение охватило Польшу, Финляндию, Прибалтику, Украину. Кавказ, Среднюю Азию.

В сентябре-октябре 1905 г. Россию охватила всеобщая политическая стачка, в которой участвовали железнодорожники, фабрики и заводы, городские учреждения. События начались в Москве забастовкой печатников, выдвинувших политические требования. Вскоре к ней присоединились представители других профессий, требования стали носить экономический характер, география выступлений расширялась: ими были охвачены 66 губерний Европейской России. Кульминацией революции стало вооруженное восстание в Москве в декабре 1905 г.

Реформа 1861 г. должна была создать условия для развития капитализма, но сохранить самодержавие и помещичье землевладение Крепостное право мешало формированию рынка наемной рабочей силы, а в сельском хозяйстве лишало крестьян заинтересованности в развитии производительных сил. Нарастал кризис помещичьего хозяйства, основанного на малоэффективном труде крепостных крестьян. Усиливался крестьянский протест против крепостничества. За 50-е годы XIX в. по стране прокатилось более 1000 волнении крестьян.

Поражение России в Крымской войне наглядно показало, что главной причиной военно-технической отсталости России является крепостное право.

Подготовка реформы началась в 1857 г., когда был создан Секретный комитет, который должен был учесть интересы всех слоев дворянства. Губернаторам были направлены рескрипты (предписания) для разработки местных проектов "улучшения быта помещичьих крестьян". В 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости".

Выяснилось, что в нечерноземной полосе помещики требовали большого денежного выкупа за землю (проект тверского предводителя дворянства Унковского). В черноземной полосе, где земля была главным источником доходов, помещики держались за землю и соглашались на минимальные наделы для крестьян (проект полтавского помещика Позена).

По проекту помещика степной полосы (Самарской губернии) Самарина предлагалось после отмены крепостного права установить переходный период в 10-12 лет, во время которого сохранялась барщина, т.к. здесь не хватало рабочих рук.

Председателем редакционных комиссий по подготовке реформы стал Ростовцев, затем министр юстиции Панин.

Реформу 1861 г., отменившую крепостное право, и последующие буржуазные реформы 60-70-х годов называют великими реформами, так как они содействовали утверждению капитализма в России. Особую роль в подготовке реформ сыграли Н.А. и Д.А.Милютины, С.С.Ланской, юрист Зарудный.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал "Манифест", провозглашавший отмену крепостного права. Были подписаны и "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

Буржуазные черты реформы проявлялись в том, что личное освобождение крестьян создавало условия для формирования рынка наемной рабочей силы.

Перевод крестьян на денежный выкуп за землю сильнее втягивал крестьянство в товарно-денежные отношения.

Крестьяне получили некоторые юридические права: право свободно распоряжаться своим имуществом, заниматься торговлей, переходить в другие непривилегированные сословия, вступать в брак без разрешения помещика.

Стала распространяться капиталистическая аренда земли. Реформа сохраняла и феодальные пережитки, главными из которых были: помещичье землевладение и самодержавие, усилилось малоземелье крестьян, так как от крестьянской земли отрезалась часть в пользу помещика. Возникла система отрезков. Особенно много земли крестьяне потеряли в черноземной полосе.

Крестьянин не мог сразу выплатить помещику всю сумму выкупа. Посредником между крестьянином и помещиком стало государство, которое платило помещику за крестьянина 80% выкупа. Однако крестьянин должен был возвратить эту сумму с дополнительной платой 6% годовых. Денежные выкупы за землю были отменены П.Столыпиным только в 1906 г. Крестьяне оставались "временнообязанными" еще в течение 20 лег (то есть несли прежние повинности - барщину или оброк).

Сохранялась зависимость крестьян от сельской общины. Земля выдавалась общине помещиком через уставную грамоту.

Реформа создавала условия для развития капитализма. Это был шаг на пути превращения России в буржуазную монархию. Однако эта реформа не решила полностью аграрного вопроса, крестьянство оказалось малоземельным. Передовая общественность подвергла критике эту реформу. Крестьянин оказался опутан крепостническими пережитками, крестьянин страдал "не столько от развития капитализма, сколько от его недостаточного развития". Поэтому, по словам Ленина, 1861 г. породил 1905 г., "реформа проводилась крепостниками и была проведена по-крепостнически".

Билет 24 Реформы 60-70 гг. XIX в.

В 1863-1865 годах была проведена аграрная реформа в удельной и государственной деревне. Удельные крестьяне в виде выкупных платежей платили тот же оброк, что и прежде, в течение 49 лет.

Условия реформы в удельной и государственной деревне были более благоприятными, чем в помещичьей деревне. Наделы у удельных крестьян оказались больше, чем у помещичьих в полтора раза, а у государственных - в два раза, немного меньше оказались и выкупные платежи.

После отмены крепостного права в России стал утверждаться капитализм. Для приспособления самодержавия и дворянства к развитию капитализма царское правительство провело еще ряд реформ, которые были непоследовательными, противоречивыми. Их проведение затянулось на десятилетие - с 1864 по 1874 год. Эти реформы вызвали перестройку в системе местного управления, в судебной системе, в армии и т.д., но государственный строй России оставался прежним, без изменений.

В 1864 г. была проведена Земская реформа. Создавались земские управы и собрания в уездах и губерниях (земства). В них избирались гласные, но представительство крестьян было ограничено. Земства занимались хозяйственными вопросами на местах (строительство школ, больниц, дорог). На всякое решение земств требовалась санкция сверху, т.е. они работали под контролем Министерства внутренних дел.

Выборы в уездные земские собрания проводили от трех категорий населения:1) от уездных землевладельцев (от помещиков и богатых крестьян);2)от городских избирателей (от городской торговой и промышленной буржуазии);3)от сельских общин (от крестьян).

Однако выборы от крестьян были трехстепенными: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором выдвигали выборщиков, а те - депутатов в уездное земство. На уездном собрании проводили выборы в уездную земскую управу и депутатов в губернское земское собрание.

В земствах работало много прогрессивной интеллигенции, которая помогала населению в случае голода, эпидемий, пожаров. Активными земскими деятелями были писатели Л.Толстой и А.Чехов. Во время голода 1891 г. Л.Толстой на средства земств открыл много бесплатных столовых для голодающих.

В 1870 г. была проведена городская реформа. Создавались городские Думы, которые должны были заниматься хозяйственными вопросами в городах (строительство и проектирование, инспектирование школ, больниц; дороги, базары и т.д.). Их деятельность также находилась под контролем Министерства внутренних дел. Выборы в городские думы были бессословными, но учитывался имущественный ценз.

Судебная реформа была проведена в 1864 г. Устанавливался единый суд для всех сословий. Суд объявлялся гласным, власть судьи - независимой. Возникли новые должности в суде: адвоката и присяжных заседателей. На должности присяжных заседателей избирались лица с учетом имущественно-образовательного ценза, т.е. представители дворянства, купечества. Присяжные заседатели определяли степень виновности подсудимого. Прогрессивность этой реформы заключалась в том, что в ходе следствия стали раскрываться пороки существующего строя. По решению суда присяжных были освобождены рабочие, участвовавшие в Морозовской стачке, Вера Засулич, стрелявшая в начальника Петербургской тюрьмы.

Реформированная судебная система включала 4 ступени:1) мировой суд (местный); 2)окружной суд (общий суд с присяжными заседателями); 3)судебная палата (для рассмотрения более важных дел);4)сенат (высшая судебная инстанция).

Военная реформа завершилась в 1874 г. Военная обязанность стала всесословной. Отменялись рекрутские наборы. Срок службы в армии сокращался до б лет, а на флоте - до 7 лет. Однако для лиц с высшим образованием срок службы был 6 месяцев, для окончивших гимназию - 1,5 года; для окончивших городскую школу - 3 года.

В стране была реорганизована система военного управления. Россия была разделена на 15 военных округов. Создавали новые военные училища (юнкерские).

Принимались меры и по развитию просвещения. По указу 1864 г. частные лица и организации получили право открывать частные школы. Мужские гимназии были объявлены открытыми для всех сословий, но сохранялась высокая плата за обучение. Новый университетский устав в 1863 г. вернул университетам самоуправление.

Историческое значение реформ 60-х-70-х годов в том, что они содействовали утверждению капитализма в России.

Билет 25 Общественная мысль России второй половины XIX в

1)Государственный аппарат почти совсем освободился от преобладавших в нем помещиков.

2)Общественное движение в России в 60-90-х гг.

Общественное движение стало фактором развития России. На протяжении всего столетия интеллектуальная элита общества боролась за благо народа. Сам же народ никогда не признавал крепостного права. Крестьяне в высшей степени были равнодушны к политике.

I . Консервативное направление.

С середины 60-х гг. Борьбу с оппозицией возглавил М. Н. Катков, отставной профессор Моск. Университета, издатель журнала Русский вестник и газеты Моск. Ведомости. Теория официальной народности, была реакцией правительства на развитие революционных идей в России. Но в сознании людей жила вера в Бога и царя, а церковные обряды были обыденной жизнью. Именно на этом держалось госуд. самосознание. Мыслители искали, как сохранить важнейшие национальные основы- православную веру, самобытную политическую и социально- экономическую системы, не допустить революцию. Они видели опасность ассимиляции России Европой. Это были- Леонтьев, Данилевский, Победоносцев.

Данилевский- один из создателей концепции панславизма. Он видел в Европе врага и агрессора по отношению к славянским госуд. Он утверждал, что материальная культура может восприниматься всеми цивилизациями, но нематериальные элементы культуры распространяются только в границах породившей их цивилизации.

Победоносцев- крупнейший государственный деятель.

Благодаря Победоносцеву- миллионы крестьянских детей получали образование и формировали соц. основу для аграрных преобразований Столыпина. Он был убежденным противником демократии и России, считал что русское крестьянство не готово к самоуправлению. Выход из кризиса он видел в обновлении общества через церковь.

II . Либеральное общественное движение.

В выработке и проведении реформ участвовали- Милютины, Головнин, Рейтерн, Бунге. Политическая программа либералов была направлена на защиту уже осуществленных реформ, на подготовку целой системы постепенных реформ в социальной и экономической областях. Россия должна была преобразовываться постепенно чтобы предотвратить в стране революционный взрыв. Либералы мыслили свою деятельность легальным общественным направлением и не стремились создать собственную партию. Журнал “Вестник Европы” был трибуной либеральной оппозиции правительственному курсу и консервативному направлению. Возникло широкое земско- либеральное движение. Земство состояло из либерально настроенных дворян, чиновников, учителей, позже стали привлекать крестьян.

III . Радикальные течения.

Идеи Герцена создали основу для радикального движения. Его последователи называли себя народниками (им было свойственно неприятие буржуазности, стремление защищать интересы крестьянства, нежелание признать капитализм в России). Революционеры 60- 70 гг отрицали необходимость политических свобод в России, они хотели вызвать немедленный бунт для устройства в стране всеобщего равенства на основе коллективизма.

Народническое движение имело неск идеологов (Бакунин, Лавров, Ткачев, Михайловский). Они считали что интелегенция виновата перед народом. именно народ создал всю культуру и это налагает тяжкую ответственность на тех кто пользуется этой культурой. Народники начали террор против царя и правительства. Правительство начало казнить виновников и высылать их. Народники оказались в изоляции от русского общества.

С 80-90 гг марксизм завоевывает революционную среду в России. Плеханов и его единомышленники готовили условия для создания марксистской партии в России. Ленин утверждал что социализм может быть осуществлен при недостаточном развитии капитализма и без рабочего класса. Он считал, что недоразвитый капитализм- это великое благо для революционеров.

Билет 26: Александр III: контрреформы или «консервативная» модернизация.

После убийства Александра 2 и восшествования на престол Александра 3 во второй половине 1880-х гг. были введены ограничения в области суда присяжных, в городах введен городской суд, в котором судьи назначались правительством. Восстановлена цензура в печати, отмененная в эпоху либеральных реформ, большого размаха достигли цензурные репрессии. Были ликвидированы те зачатки крестьянского и городского самоуправления, введение которых преследовала земская и городская реформа 1860-х гг. В 1889 году для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Они назначались из местных дворян-землевладельцев. Избирательного права лишились приказчики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Изменению подверглась судебная реформа. В новом положении о земствах 1890 года было усилено сословно-дворянское представительство. В 1882-1884 гг. были закрыты многие издания, упразднена автономия университетов; начальные школы передавались церковному ведомству - Святейшему Синоду.

Все это происходило потому, что император очень боялся повторения истории своего предшественника и стремился удалить из масс любые зачатки вольнодумства. Он считал, что возникновению революционных настроений способствуют поблажки в законодательстве, либеральная политика правительства.

В то же время, стоит отметить, что некоторые реформы были призваны сгладить острые углы от царствования Александра 2, как то последствия реформы 1861 года. Понижение выкупных платежей, узаконивание обязательности выкупа крестьянских наделов, учреждение крестьянского поземельного банка для выдачи ссуд крестьянам на покупку земель (1881-1884) имели целью сгладить неблагоприятные для крестьян стороны реформы 1861 года. Отмена подушной подати (18 мая 1886 года), налог на наследства и процентные бумаги, повышение промыслового обложения (1882-1884) обнаруживали желание приступить к коренному переустройству податной системы, в смысле облегчения беднейших классов; ограничение фабричной работы малолетних (1882) и ночной работы подростков и женщин (1885) было направлено на защиту труда; учреждение комиссий по составлению уложений уголовного и гражданского (1881-1882) отвечало несомненной назревшей потребности; учреждённая в 1881 комиссия статс-секретаря Каханова приступила к подробному изучению нужд местного управления, с целью усовершенствования областной администрации применительно к началам крестьянской и земской реформы.

Билет 27 Формирование политической системы России в конце XIX – начале XX вв.

Проблема модернизации, т.е. коренного обновления всех сфер жизни от экономики до государственного строя встала вновь перед Россией на рубеже веков. Реформы 60-х-70-х годов не были завершены и остановлены контрреформами 80-90-х годов. Модернизацию предстояло проводить на огромном пространстве, в стране со многими феодальными пережитками и устойчивыми консервативными традициями.

Внутренняя политика строилась на великодержавных принципах. Нарастала социальная напряженность, обусловленная быстрым развитием новых экономических форм. Углублялся конфликт между помещичьим и крестьянским секторами экономики. Пореформенная община уже не могла сдержать социальной дифференциации крестьянства. Крепнущая российская буржуазия претендовала на политическую роль в обществе, встречая противодействие дворянства и государственной бюрократии. Главная опора самодержавия - дворянство, теряла монополию на власть.

Самодержавие с трудом шло на полицейские уступки, переход от реформ к репрессиям. Система высших органов власти и управления была призвана укрепить власть императора.

Оживление и развитие товарно-денежных отношений, формирование рынка товаров, сырья, финансов и рабочей силы потребовали перестройки политической и государственной системы. В политической сфере выявились сторонники и противники промышленной модернизации и политических реформ (представителем первых стал С.Ю. Витте, вторых - В.К. Плеве).

Государство поощряло частное предпринимательство: в 1891 г. был установлен протекционистский таможенный тариф, в 1900-1903 годы предпринимателям были выделены значительные субсидии.

Правительство стремилось воздействовать на зарождавшееся рабочее и крестьянское движение. Под эгидой полиции в крупных промышленных центрах создавались общества рабочих, в 1902 г. образовалось "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности". Эти полугосударственные организации имели целью осуществление контроля за общественным движением.

Поражение в войне с Японией способствовало нарастанию революции. После убийства эсерами В.К. Плеве, началась "Эпоха доверия", провозглашенная новым министром внутренних дел П.Д. Святополк-Мирским. События 9 января 1905 г. прервали этот период.

В феврале 1905 г. публикуются два взаимоисключающих правительственных акта: указ, разрешавший населению подавать проекты об усовершенствовании государственного устройства и манифест, утверждавший незыблемость самодержавия.

В мае 1905 г. на рассмотрение министров был внесен проект о создании законосовещательного органа ("булыгинской думы"). Правительство пыталось лавировать. Итогом этой политики стал Манифест 17 октября 1905 г., положивший начало буржуазному конституционализму в России.

Крайней реакцией на правительственные уступки стало выступление правых сил, выразившееся в погромах. В политической сфере началось формирование партий правительственного лагеря, противостоявшего демократическому и либеральному лагерям.

В декабре 1905 г. было подавлено вооруженное восстание в Москве. Правительство отказывалось от ряда уступок, сделанных в ходе революции. Манифестом 20 февраля 1906 г. Государственный Совет был превращен в законодательный орган, верхнюю палату российского парламента, в ускоренном порядке были пересмотрены Основные законы Российской империи.

Билет 28: Развитие капитализма в России в конце XIX – начале XX вв.

Что касается России, то здесь бурное развитие капитализма началось после буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в., и оно связано с именем Сергея Юльевича Витте.

Витте стремился в течение 10 лет догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, для чего поставил конкретные цели:

1)осуществить индустриализацию (развитие тяжёлой промышленности);

2)активнее привлекать в промышленность иностранный капитал;

3)но при этом не затрагивать политической системы, так как монархию он считал наилучшей формой правления.

Наиболее эффективной мерой стало введение в 1894 г. винной монополии, т.е. исключительного права государства на продажу спиртных напитков. И хоть Витте оправдывал эти меры не задачей увеличения дохода, а целью уменьшения народного пьянства, на практике происходило спаивание населения, т.к. продолжительность работы винных лавок была увеличена - с 7-и утра до 10-и вечера, а в воскресные дни возобновлялась сразу после церковной службы.

Для укрепления бюджета правительство пошло на увеличение косвенных налогов.

В 1898 г. по инициативе Витте был утверждён новый промышленный налог, который определял размер налога не принадлежностью владельца к гильдии, а мощностью предприятия. Экономические кризисы конца века привели к неустойчивости российского рубля, что отпугивало иностранных инвесторов.

В 1897 г. для укрепления рубля была проведена денежная реформа:

    девальвация рубля на 1/3 (т.е. искусственное снижение курса рубля);

    введение «золотого стандарта» (золотое обращение и свободный обмен кредитного рубля на золото);

    ограничение кредитных билетов, выпускаемых Государственным банком и не обеспеченных золотом.

Такие меры привели к притоку иностранного капитала (в основном Франции, Англии, Германии и Бельгии), что с одной стороны вело к развитию отечественной промышленности, но с другой - к экономической зависимости.

Во внешней торговле Витте стоял на позициях протекционизма.

Особенно активной была наша торговля с Германией, в которую шло не менее 25% русского экспорта (в основном хлеб, лес, продукты животноводства), и откуда поступало до 35% всех ввозимых в Россию промышленных товаров. Немецкие аграрии требовали увеличения ввозных пошлин на российские с/х продукты, но Витте ответными мерами на германский промышленный импорт заставил сохранить равновесие в таможенном обложении.

90-е гг. показали правильность выбора пути: ежегодное строительство ж/д достигло 2,5 тыс. верст, прирост промышленной продукции в ведущих отраслях составлял 15% и более, бурная активность наблюдалась в частном секторе.

Но всё это стало рушиться в период экономического кризиса. Главной причиной кризиса и банкротства конца XIX века стала ошибка Витте в игнорировании роли деревни в экономическом развитии России (а это 80% населения). В начале реформ деревня для Витте являлась лишь источником финансовых средств для развития промышленности:

=> политика укрепления общины, которая гарантировала регулярное поступление выкупных платежей.

Поэтому он безоговорочно поддержал закон 14 декабря 1893 г., запрещавший выход крестьян из общины без согласия «мира» (2/3 общинников-домохозяев). Крестьянская община имела положительное значение - она защищала крестьян от нищеты и безработицы. Но, одновременно, община отнюдь не способствовала хозяйственной инициативе предприимчивых крестьян.

К кон. XIX века бурно развивающаяся промышленность столкнулась с проблемой узости внутреннего рынка сбыта, начались массовые банкротства. Витте меняет свои взгляды и начинает рассматривать деревню в качестве рынка сбыта:

=> курс на уничтожение общины и создание слоя крестьян-единоличников.

В нач. XX века министр финансов начал выступать за ликвидацию общины путём разрешения крестьянам, внесшим выкупные платежи, выходить из общины с наделом. Более того, министр финансов и его сторонники считали необходимым уравнять крестьян в правах с другими сословиями, но натолкнулись на мощное сопротивление реакционных консерваторов во главе с министром внутренних дел В.К.Плеве.

В 1902 году в правительстве возникло 2 органа, выступавших на разных позициях:

    Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности во главе с С.Ю.Витте.

    Редакционная комиссия по пересмотру законодательства о крестьянах Министерства внутренних дел во главе с товарищем (заместителем) министра внутренних дел А.С.Стишинским, выступавшая за сохранение традиционного крестьянского уклада жизни, как гаранта стабильности самодержавия.

Цель семинара – рассмотреть процесс появления политических партий в России, выявить специфику их деятельности.

Первый вопрос. Каковы предпосылки революции? Раскройте смысл высказывания «1861 год породил 1905».Что породило переплетение двух социальных войн: 1)всего народа против самодержавия и помещиков и 2) пролетариата и крестьянства против буржуазии и кулачества?

Каковы были задачи революции 1905-1907 гг.? Почему ее называют буржуазно-демократической?

Определите своеобразие российской революции, которое вытекало из исторической эпохи. Почему российская буржуазия не смогла возглавить революцию? Почему революцию называют пролетарской?

Почему аграрный вопрос стал оселком (гвоздем) революции? Как борьба за его решение повлияла на движущие силы и ход революции?

Какие три политических лагеря боролись в революции? Проследите по «Докладу о революции 1905 года» В.И. Ленина осуществление гегемонии пролетариата в революции.

Исход революции – создание условий для развития капитализма, но В. И. Ленин выделял две альтернативы: 1) «или дело кончится «решительной победой революции над царизмом» или 2) для решительной победы сил не хватит, и дело кончится сделкой царизма с наиболее «непоследовательными» и наиболее «своекорыстными» элементами буржуазии. […]. Тогда кончится дело куцей конституцией или даже...пародией на нее. Это тоже «буржуазная революция», […] только выкидыш, недоносок, ублюдок»? Подтвердили ли уроки революции эту точку зрения? В чем причины поражения революции? Раскройте международное значение революции 1905-1907 гг.

Второй вопрос. В дореволюционной России возникло около 100 политических партий и групп, которые можно свести к пяти исторически сложившимся типам.

Составьте таблицу, характеризующую партии (на каждый тип партии развернутый лист в тетрадях). Перепишите таблицу 2 из учебного пособия «Россия и мировая цивилизация в документах и материалах (начало ХХ века)» С. 20–22 и добавьте графы для анализа программ партий.

Вопросы для заполнения разделов по программам:

Государственное устройство отношение к самодержавию; отношение к Учредительному собранию; тип государственного устройства после революции [а) законодательная власть, б) исполнительная власть, в) судебная власть]; местное управление; избирательная система; гражданские права и свободы.

Аграрная программа : отношение к помещичьему землевладению; гражданские права крестьян; за счет, каких земель, и на каких условиях предполагалось расширить крестьянское землевладение; права крестьян на землю; формы землевладения крестьян. Вывод: за какой социальный строй выступала партия: сохранение феодальных пережитков, развитие капитализма по прусскому или американскому пути, социализм.

Рабочий вопрос : права рабочих; продолжительность рабочего дня; экономические интересы рабочих; право на профсоюзы; право на стачки.

Национальный вопрос. Возможны три варианта его решения: 1) единая, неделимая (унитарная) Россия; 2) культурно-национальная автономия; 3) право наций на самоопределение. Выявите ведущее требование в программе каждой партии.

РСДРП.

При заполнении таблицы обратите внимание на то, что аграрная программа РСДРП все время менялась: см. резолюцию III съезда (большевистского) «Об отношении к крестьянскому движению», аграрную программу муниципализации (меньшевиков), принятую IV съездом и отмену ее на V съезде РСДРП. Проследите развитие программы большевиков по национальному вопросу в резолюции Поронинского совещания в 1913 г.

ПАРТИЯ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ. Какую цель ставила партия социалистов-революционеров? Почему эсеры придавали такое большое значение развитию человеческой индивидуальности? Какую социальную группу они считали основной революционной силой?

Как эсеры относились к Учредительному собранию? Чем объясняется амплитуда колебаний у мелкобуржуазных партий по вопросам государственного устройства от монархии у трудовой группы (до апреля 1917 г.) до демократической республики и даже диктатуры рабочего класса у эсеров? Что такое «социализация» земли? Можно ли было изъять землю из товарного обращения в условиях капиталистического общества? Для какого социально-экономического строя расчищала путь аграрная программа партии?

С какими политическими партиями могли блокироваться трудовики для осуществления своей программы?

КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ. Почему кадеты до января 1906 г. не определяли форму государственного устройства? Их отношение к Учредительному собранию? Почему кадеты уделяли много внимания личным свободам?

Почему кадеты для решения аграрного вопроса стремились создать государственный земельный фонд, не жалея при этом даже части частновладельческих земель? За чей счет они предполагали провести реформу?

По какому пути пошло бы развитие капитализма при осуществлении кадетской программы? Почему в ходе революции (в I и II Государственных думах) аграрная программа кадетов менялась? Удовлетворяла ли она крестьянство? Почему кадеты не боялись разрешить стачки, профсоюзы и т.п. для рабочих?

Как кадеты решали национальный вопрос? Почему они соглашались на автономию Польши и Финляндии и ничего, кроме развития культуры, не предлагали другим нациям?

С какими партиями могли блокироваться кадеты?

СОЮЗ 17 ОКТЯБРЯ. Почему октябристы приветствовали Манифест 17 октября 1905 г.? Почему они были противниками Учредительного собрания и выступали за скорейший созыв Государственной Думы?

Почему октябристы согласны были вернуть отрезки крестьянам и даже шли на продажу им части помещичьих земель?

Для какого пути развития сельского хозяйства давала простор эта аграрная программа?

С какими мерами и почему связывали октябристы решение рабочего вопроса? В своей программе партия признавала право рабочих на стачки. Почему октябристов считают противниками забастовок?

Объясните причины националистических позиций октябристов.

С какими партиями октябристы могли блокироваться?

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА. Реальна ли была программа черносотенцев по государственному устройству? Для какого пути развития капитализма давала простор аграрная программа помещиков? Устроила бы эта программа крестьян?

Почему черносотенцы особо выделяли казачество? С чьей аграрной программой близка программа черносотенцев?

Почему дворянство имело довольно-таки радикальную программу по рабочему вопросу?

Почему черносотенцы выступали за единую неделимую Россию? За вытеснение иностранного капитала? Чем объясняется их ненависть к евреям?

В заключение сравните партии кадетов и октябристов, октябристов и черносотенцев: социальный состав, положение в обществе, интересы какого класса и строя защищали, общественно-политический и социально-экономический идеал, отношение к монархии, революции, методы борьбы и деятельности.

Третий вопрос. Какие политические партии получили большее влияние в Сибири и почему?

Контрольные вопросы

1. Раскройте смысл высказывания «1861 год породил 1905».

2. Дайте классификацию политических партий дореволюционной России.

3. Какие политические партии выступали за свержения монархии и созыв Учредительного собрания?

4. Какие политические партии вступали за сохранение помещичьего землевладения?

5. Какие политические партии выступали за ликвидацию помещичьего землевладения и передачи земли крестьянам?

6. Какие партии предоставляли рабочим право на стачки и 8 часовой рабочий день?

7. Почему кадеты не боялись разрешить стачки, профсоюзы и т.п. для рабочих?

8. Какие политические партии предоставляли нация право на самоопределение?

9. Какие партии могли блокироваться друг с другом?

Где начался исторический перелом, ознаменовавший развал Российской империи? Какие движущие силы вели страну к революциям 1917 года, какой идеологии придерживались революционеры, какова была их поддержка в обществе? Крайне упрощенной выглядит расхожая сегодня точка зрения о большевиках, подточивших камень государственной власти, разложивших армию и пришедших к власти в результате вооруженного переворота в октябре 1917 года. Ведь ранее, безо всякого участия большевиков, произошло свержение монархии в феврале, а за 12 лет до того вспыхнула революция 1905 года, влияние в которой большевиков было минимально.

Предпосылки революционного взрыва уходят своими корнями в XIX век. Отечественная историография говорит о двух революционных ситуациях, сложившихся в Российской империи в 1859-1861 и 1879-1882 годах. В.И.Ленин прямо утверждал, что 1861 год породил 1905-й (а 1905, по мнению многочисленных исследователей, породил 1917-й). Можно как угодно относиться к личности Владимира Ильича, но невозможно отрицать, что он был крупнейшим в XX веке теоретиком (и практиком) революции.

Первую революционную ситуацию В.И.Ленин датировал 1859-1861 годами. Голые факты: катастрофическая для империи Крымская война обнажила массовое брожение в среде крестьян. Чаша терпения переполнилась, «низы» больше не могли мириться с крепостничеством. Дополнительным фактором послужило вызванное войной усиление эксплуатации крестьян. Наконец, голод, вызванный неурожаями 1854-1855 и 1859 годов, поразил 30 губерний России.

Еще не оформившееся в объединенную силу, не революционное по сути, но доведенное до отчаяния крестьянство массово бросало работу. Узнав об «Указе о формировании морского ополчения» (1854 год) и «Манифесте о созыве государственного ополчения» (1855 год) тысячи человек покинули поместья и направились в города. Украину охватило массовое движение – «Киевская казатчина», крестьяне деревнями требовали записать их в армию. Выдавая желаемое за действительное, они толковали царские указы как обещание даровать свободу в обмен на воинскую службу. После окончания войны, в 1856 году, дороги Украины заполнили обозы: пронесся слух, что царь раздает в Крыму землю. Сотни и тысячи человек пробирались к заветной свободе. Их ловили, возвращали помещикам, но поток не иссякал.

Стало ясно, что власть утрачивает контроль над крестьянской средой. "Верхи" не могли удержать ситуацию. Если за два года, с 1856 по 1857 год в стране произошло более 270 крестьянских выступлений, то в 1858 – уже 528, в 1859 – 938 . Накал страстей в самом массовом сословии России нарастал лавинообразно.

В этих условиях у Александра II не оставалось другого выхода, кроме проведения реформ. «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно, само собою, начнет отменяться снизу», - сказал он, принимая представителей дворянства Московской губернии 30 марта 1856 года.

Нужно отметить, что с реформой Александр-освободитель чуть было не опоздал. Идеи отмены крепостного права будоражили Россию со времен Екатерины II. Феодальные отношения объективно тормозили развитие государства, все сильнее чувствовалось отставание России от европейских держав. Показателен такой пример: В 1800 г. Россия производила 10,3 млн. пудов чугуна, Англия - 12 млн., а в начале 50-х годов Россия - от 13 до 16 млн., Англия - 140,1 млн. пудов .

В 1839 году глава III отделения императорской канцелярии, шеф жандармов А.Х.Бенкендорф докладывал государю о настроениях в крестьянской среде:

«…при каждом важном событии при дворе или в делах государства, издревле и обыкновенно пробегает в народе весть о предстоящей перемене… возбуждается мысль о свободе крестьян; вследствие этого происходят и в прошедшем году происходили в разных местах беспорядки, ропот, неудовольствия, которые угрожают хотя отдаленною, но страшною опасностью. Толки всегда одни и те же: царь хочет, да бояре противятся. Дело опасное, и скрывать эту опасность было бы преступлением. Простой народ ныне не тот, что был за 25 лет пред сим. Подьячие, тысячи мелких чиновников, купечество и выслуживающиеся кантонисты, имеющие один общий интерес с народом, привили ему много новых идей и раздули в сердце искру, которая может когда-нибудь вспыхнуть.

В народе толкуют беспрестанно, что все чужеязычники в России, чухны, мордва, чуваши, самоеды, татары и т. п. свободны, а одни русские, православные - невольники, вопреки священному писанию. Что всему злу причиной господа, т. е. дворяне! На них сваливают всю беду! Что господа обманывают царя и клевещут пред ним на православный народ и т. п. Тут даже подводят тексты из священного писания и предсказания по толкованиям библии и предвещают освобождение крестьян, месть боярам, которых сравнивают с Аманом и фараоном. Вообще весь дух народа направлен к одной цели к освобождению Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же, и что ныне составилась огромная масса беспоместных дворян из чиновников, которые, будучи воспалены честолюбием и не имея ничего терять, рады всякому расстройству. В этом отношении обращают на себя внимание солдаты, уволенные в бессрочный отпуск. Из них хорошие остаются в столицах и городах, а по деревням расходятся люди большею частию ленивые или дурного поведения. Потеряв привычку к крестьянским трудам, не имея собственности, чуждые на родине, они возбуждают ненависть противу помещиков своими рассказами о Польше, Остзейских губерниях и вообще могут вредно действовать на ум народа

Мнение людей здравомыслящих таково: не объявляя свободы крестьянам, которая могла бы от внезапности произвести беспорядки, можно бы начать действовать в этом духе. Теперь крепостные люди не почитаются даже членами государства и даже не присягают на верность государю. Они состоят вне закона, ибо помещик может без суда ссылать их в Сибирь. Можно было бы начать тем, чтобы утвердить законом все существующее уже на деле (de facto) в хорошо устроенных поместьях. Это не было бы новостью. Так например, можно было бы учредить волостные управления, сдачу в рекруты по жребию или по общему суду старшин волости, а не по прихоти помещика. Можно было бы определить меру наказания за вины и подвергнуть крепостных людей покровительству общих законов

Начать когда-нибудь и с чего-нибудь надобно, и лучше начать постепенно, осторожно, нежели дожидаться, пока начнется снизу, от народа. Тогда только будет мера спасительна, когда будет предпринята самим правительством, тихо, без шуму, без громких слов, и будет соблюдена благоразумная постепенность. Но что это необходимо и что крестьянское сословие есть пороховая мина, в этом все согласны...» .

Здравых голосов, призывающих изменить ситуацию с крепостничеством, хватало. Но характерной чертой российской правящей династии было откладывать решение насущных проблем на будущее – по тем или иным причинам, под теми или иными предлогами. Вступив же на путь реформ, они предпочитали не рубить сгоряча. В результате отлично задуманные прогрессивные начинания повсеместно ограничивались полумерами, или нивелировались последующими решениями.

Отмена крепостного права 1861 года не стала исключением. Как отмечалось выше, долгожданная свобода была дарована крестьянам без собственности на землю, доступные для обработки наделы подверглись сокращению, сельское население было обложено выкупными платежами, сохранялась барщина. Это была не та реформа, о которой мечтало крестьянство.

«Положения 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» вызвали новый взрыв недовольства. В 1861 году число крестьянских выступлений выросло до 1 176. В 337 случаях против крестьян пришлось применять войска. Народ будоражил слух, что «Положения» подложны, что настоящий царский указ утаили баре. Наиболее показательным является Кандеевское выступление 1861 года, охватившее многие деревни Пензенской и соседней Тамбовской губерний. Восстание возглавил крестьянин Леонтий Егорцев, утверждавший, что видел «взаправскую» грамоту с полным освобождением крестьян. Ее, по словам вожака бунта, похитили помещики, и тогда царь передал через Егорцева свою волю: «Всем крестьянам выбиваться от помещиков на волю силою, и если кто до Святой Пасхи не отобьется, тот будет, анафема, проклят» .

Многотысячные толпы крестьян с красным знаменем разъезжали на телегах по деревням, провозглашая: «Земля вся наша! На оброк не хотим, работать на помещика не станем!»

Ситуацию удалось стабилизировать лишь применив силу. Кандеевское восстание, как и сотни других, было разгромлено войсками. Впрочем, как мы знаем, никаких противоречий это не разрешило. До возникновения следующей революционной ситуации - 1879-1882 годов – в Российской империи воцарилась напряженная тишина, в любой момент грозящая новым взрывом.


| |

Годы революции 1905-1907 гг стали для России временем важ­ных государственньо. реформ, хотя и не признанных великими, од­нако носивших глубокий и труднообратимый характер Тогда были в целом завершены политико-правовые и социально-экономиче­ские преобразования, начатые в 1860-е n., которые должны были обеспечить монархической форме правления выживание и даль­нейшее развитие.

B ходе этих преобразований изменился объем прав монарха, возникли представительные органы алдсти, про­изошло существенное пролаижение феодального права на пути его преврашения в право буржуазное.

Преобладаюшсй тенденцией развития Российского государства на рубеже XlX-XX вв была модернизация, под которой понима­ются процессы обновления экономики, социального и политического строя, правовых институтов и др

Начальной стадией модернизации выступало традиционное аг­рарное общество с характерной для него жесткой сословной иерар­хией, абсолютистской формой прааления и привилегированным положением дворян-землевладельцев Конечной стадией этого про­цесса яаляется индустриальное общее пво, важнейшие признаки ко­торого - рыночное хозяйство, институт разделения властей. мно­гопартийность и др.

Россия позднее других стран вышла на дорогу модернизации. Будучи страной отсталой экономики и политической системы, она реализовывала так называемый «догоняющий тип» модернизации. Ему было присуще активное вмешательство государства в экономи­ческую и политическую жизнь страны, насаждение капиталистиче­ских отношений и преобразование формы правлення «сверху».

Тому, что в России в 1905-1907 гг произошло такое важное историческое событие, как первая русская революции, были соци­ально-экономические и политические предпосылки.

Сошшыго-экономическне предпосылки Модернизация россий­ской экономики достигла к начвлу XX в существенньЕХ результатов. B стране быстрыми темпами осущесталялся промышленный пере- ворСт, внелрились новые техника и технологии, было положено на­чало развитию частного предпринимательства

Бурный промышленный подъем пришелся на 1890-е гг., когда министром финансов был С.Ю Витте Проводимый им экономиче­ский курс включал в себя жесткую налоговую политику, финансовую реформу, призванную обеспечить конвертируемость рубля, развитие банковского дела, приалечение иностранных инвестиций в развитие отечественной промышленности, в особенности предприятий группы "A-, активное железнодорожное строительство. Итогами этого этапа модернизации промышленности стали увеличение объема промыш­ленной продукции более чем в 2 раза, повышение производительно­сти труда, техническое перевооружение предприятий

K началу XX в. российский капитализм перешел на качественно новую ступень развития, получившую название империализма Шла концентрация производства и капиталов, возникли первые монопо­листические объединения капиталистов в промышленности Охва­тив практически все отрасли тяжелой и некоторые отрасли легкой промышленности, онн стали основой хозяйственной жизни страны. Начался процесс слияния промышленного и банковского капита­лов, что привело к возникновению финансового капитала и финан­совой олигархии

Для российского капитализма была характерна высокая степень концентрации капиталов, производства и рабочей силы.

B годы промышленного подъема темпы роста производства в ряде ведуших отраслей промышленности были выше, чем в высокоразвитых странах Европы и в США Значительно возросла сеть железных до­рог, составив к 1913 г. 64 тыс. верст. Однако предметом экспорта для России являлись не промышленные товары, а сельскохозяйст- аенные, прежде всего - клсб

Особенностью российского капитализма яалялось сохранение значительных пережитков крепостничества. Наблюдались диспро­порции развития промышленности и сельского хозяйства, активно развивавшаяся промышленность соседствовала с отсталым сельским хозяйством, крупное дворянское землеалаление - с малоразвитым крестьянским хозяйством. Пережитки феодализма в сельском хо­зяйстве тормозили процесс капитализации страны Усиливалось крестьянское мвлоземелье, возрастали недоимки по выплате нвло- гов и выкупных платежей у крестьян. Учащались неурожаи, а также сопровождавшие их голодовки крестьян и эпидемии. Помествое дворянство, в значительной своей части оказавшееся не в состоя­нии приспособиться к новым условням хозяйствования, стреми­тельно теряло землю, засыпало монарха ходатайствами о помощи.

Накануне и в годы первой русской революции аграрный кризис стал важной составной частью назревавшего в стране общеполити­ческого кризиса Остроту ему придавало то обстоятельство, что Россия яалялась страной преимушественно аграрной" более 75% населения страны занималось сельским хозяйством, а аграрный сектор экономики давал около половины валового национального продукта.

Политические предпосылки. Как и социально-экономические, они вызревали постепенно Начало было положено реформами 1860-l870-x гг., ставшими втжным этапом на пути модернизации Российского государства. Справедлива формула B П Ленина, что 1861 год породил 1905 год. Реформы дали мощиый импульс разви­тию страны Они ввели в государственный строй России некоторые элементы буржуазной государственности" создали выборные пред­ставительные учреждения местного упрааления (земские и город­ские органы самоуправления), выборные органы суда (мировые су­ды), установили основы буржуазного судоустройства и судопроиз­водства, более гибкие буржуазные формы государственного финан­сового контроля и цензуры и т.п

B деятельности высших государственных органов (Комитет ми­нистров, Совет министров, Государственный совет. Сенат) все большее место стали занимать дела, евдаанные с буржуазным пред­принимательством и собственностью Представители буржѵазии стали включаться в совешлтельные отраслевые учрежаения мини­стерств (комитеты, советы) Доля земельных собственников в среде высшей бюрократии снизилась, состааляя к началу XX в. немногим более 50%. B составе бюрократии появилась так называемая плуто- кратия - представители состсятепьной торгово-промышленной буржуазии, а также «третий элемент» - вольнонаемный персонал органов самоупраалення (врачи, статистики, агрономы, учителя и т п) Однако позиции русской буржуазии в государственном управ­лении были слабы в отличие от стран Западной Европы, где «третье сословие» было политически активно, имело ярко выраженную гражданскую позицию, выступвло лндером и проводником модер­низации. Слабость политического алияния буржуазии въвывала ее недовольство, компенсировалась всесилием дворянской бюрокра­тии Это порождало диспропорции и асинхронность модернизаци- онного процесса, высокими темпами осущесталявшегося в эконо­мической сфере и практически не затронувшего сферу политиче­скую Российская модернизация была нацелена прежде всего на сферу техники и технологий, тогда как обноаление формы государ­ства, в особенности формы прааления и политической системы, являлОсь долгое время запретной темой Ввиду этого технический переворот соседствовал с абсолютизмом и с самыми днкими фор­мами крепостничества

K началу XX в. сохранились основные дореформенные высшие, центральные и местные учреждения с дворянским чиновничьим большинством, а также и основы дореформенного права. Государ­ственный совет сохранял значение высшего законосовещательного органа B верхач бюрократии не раз выдвигались проекты расшире­ния состава Государственного совета за счет выборных членов от земских собраний и городских дум, авторами которых яалялись M T Лорис-Меликов, П A Валуев и др Однако они нс бьгли реа­лизованы Россия оставалась абсолютной монархией с самодерж- цем-императором во главе. Отсутствие реформы политической сис­темы порождало в обществе протест.

B годы правления Александра Ul значение Государственного совета несколько падает за счет усиления роли Комитета минист­ров. Император предпочитал обсуждать законопроекты в более уз­ком кругу доверенньос высших чиновников. B отличие от Комитета министров, в ведении которого находились текущие администра­тивные деда. Совет министров рассматривал и обсуждал мероприя­тия общегосударственного значения. Правительствующий Сенат сохранял в пореформенной России значение высшего органа суда и надзора Существующие до 1861 г. функции и аппарат сохранял и Святейший Синод.

Еше более усиливало кризисные яаления отсутствие преемст­венности политического курса самодержавия, чередовавшего ре­формы с контрреформами. B годы прааления Александра Ill в це­лом ряде областей (местное упрааление, суд, система просвещения) проводились меры, которые ограничивали и искажали реформы 1860-l870-x гг

Сушественную роль в вызревании условии для революции сыг­рали особенности лИЧНОСТИ и стиля правления последнего русского императора Николая II (1868-1918) Ему пришлось править в усло­виях кризиса государственной власти, когда подвергались переос­мыслению традиционные yCTOIJ и ценности He будучи по натуре реформатором, император яалялся фактически заложником унасле­дованных им принципов власти, воспринимал отход от них как предательство интересов России и надругатепьство над священными основами, завещанными его предками Самодержавие император рассматривал как семейное дело Романовых, в которое никто не имеет прала вмешиваться Свое политическое кредо он вьразил в ответе на вопрос о роде занятий в опросном листе Первой общеим­перской переписи населения 1897 г., где записал четко и даконич- но: «Хозяин земли русской». B своей первой публичной речи в ян­варе 1895 г нарь указал: «Пусть все знают, что я, посвяшая все си­лы благу народному, буду охранять начвла самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель».

Однако пытаться решить стоявшие перед Россией на рубеже Х1Х-ХХ вв масштабные проблемы «политикой средних веков», не колебля вековые устои российской государственности, бьшо невоз­можно, Перед последним русским царем встала задача, разрешение которой все его предшественники отолаигвли на задний план. Страна была призвана преодолеть отсталость общественного строя, осуществить либерализацию политического режима. Ответом на неспособность самодержавия дать ответ на вызов времени и про­вести реформы, ослабляющие накал противостояния в обществе, стала нервая русская революция

Политический кризис в стране был усугублен авантюрным внешнеполитическим курсом царского правительства K началу XX в. в правящих сферах возобладало влияние группы политиков во главе с министром внутренних дел B K Плеве, вндевших способ разрешения внутренних противоречий в «маленькой победоносной войне» B правительстве взяли верх сторонники так называемой «большой Азиатской программы», предполагавшей выход и укреп­ление России на Тихоокеанском побережье. Захватническая внеш­няя политика и борьба за передел мира явлвлись характерными чертами империалистической стадии развития капитализма. Нико­лаевская империя втянулась в сложный клубок международных противоречий, приведший ее к бесславной войне с Японией, а в перспективе и к войне мировой. Эта война стала катализатором революционного взрыва Как верно указывал B О. Ключевский, монархия, терпящая военное поражение, теряетлегитимность

Русско-японская войиа, начавшаяся 27 января 1904 г., была об­речена еще до ее начала, на что указывали многие политики Нали­цо были пренебрежительная недооценка противника, неясность цели вступления в войну, отсутствие стратегической концепции военных действий, бездарность командования, слабая подготоален- ность офицеров, отсталое вооружение, существенно уступавшее японскому B августе 1905 г. был подписан Портсмутский мир, ко­торый зафиксировал значительное ослабление позиций России на Дальнем Востоке, потерю ею сфер алияния в Китае и Корее, на Сахалине. Неудачи России на внешнеполитической арсне постави­ли страну на грань революции

События революции 1905-1907 гг. Начало первой русской рево­люции было положено событиями 9 января 1905 г., получившими название «Кровавого воскресенья» Войсками в Петербурге были расстреляны толпы рабочих, шедших к Зимнему дворцу для подачи парю петиции По официальным данным, было убито 96 человек и ранено 333 человека (но частным данным, число жертв было значи­тельно больше - от 800 до l000 убитых). «Кровавое воскресенье» подорвало веру народа в царя

Шествие было организовано священником Г Гапоном - агентом петербургской охранки и основателем Петербургского общества фаб­рично-заводских рабочих - организации, ставившей целью приалечь рабочих на сторону самодержавия Манифестанты требовали введе­ния выборного народного представительства и предоставления насе­лению гражданских прав. B петицию входили также лозунги улучше­ния быта рабочих (устаноаления восьмичасового рабочего дня, уве­личения заработной платы), созыва Учредительного собрания для проведения демократических рефюрм, ответственности министров перед народом и др. Петиция собрала 150 тыс. подписей

Расстрел рабочих в Петербурге всколыхнул обшесгво. По всей стране прокатилась волна рабочих забастовок протеста против жес­токого обращения с населением Только за январь 1905 г число забастовщиков в 10 раз превысило среднегодовой уровень предше­ствующего десятилетия. Симптомом политической активизации рабочих стало создание Советов уполномоченных депутатов, перво­начально выполнявших функции центров руководств* стачками, а затем постепенно трансформировавшихся в альтернативные органы власти. Первый подобный Совет возник в мае 1905 г. в ходе забас­товки текстильщиков в Иваново-Вознесенске. По поручению рабо­чих избранный ими Совет вел переговоры с аладелъцами фабрик и представлял их интересы перед городскими властями, занимался охраной обшественното порядка (образовал собственную милипию, запретил на время стачки продажу в лавках крепких сииртных на­питков), распределял между забастовщиками средства, собранные для них рабочими, организовал политическую демонстрацию под лозунгом «Долой самодержавие!». Как показала Иваново-Вознесен- ская стачка, рабочие не ограничивались критикой существующих порядков и требованиями политических реформ, а вырабатывали собственную альтернативную модель государственной упрааления и самоупраале ния.

O нарастании революции свидетельствовала статистика креегь- янских выступлений- в январе-феврале 1905 г было зарегистриро­вано 126 случаев протеста, в марте-апреле - 247, в мае-июне - уже 791 Беспорядки в деревне сопровождались захватом, разграб­лением и поджогами дворянских усадеб. По приблизительным под­счетам Миниетерства внутренних дел, в 1905-1907 гг было раз­громлено и сожжено более 2 тыс помешичьих усадеб, пик протест- ных выступлений пришелся на осень 1905 г.

Революиионные выступления охватиди армию, яалявшуюся прежде незыблемой опорой самодержавия. Летом и осенью 1905 г произошло более 40 выступлений солдат и матросов. B июне 1905 г. взбунтовалась команда эскадренного броненосца Черноморского флота «Князь Потемкин Таврический» - одного из лучших кораб­лей флота Начались волнения на национальных окраинах револю­ционное движение охватило Польшу, Финляндию, Прибалтику, Украину, Кавказ, Среднюю Азию.

B сентябре-октябре 1905 г Россию охватила всеобшая полити­ческая стачка, в которой участвовали железнодорожники, фабрики и заводы, городские учреждения События начались в Москве за­бастовкой печатников, выдвинувших политические требования. Вскоре к ней присоединились предсташпепи других профессий, требования стали носить экономический характер, география вы­ступлений расширялась: ими быди охвачены 66 губерний Европей­ской России. Кульминацией революции стало вооруженное восста­ние в Москве влекабре 1905 i.

Что еще почитать