Доброе отношение ко всему живому лучше наказания. Милосердие ко всему живому как обязанность верующего

Гармоничная связь между природой и человеком - необходимое условие духовности, необходимое условие продолжения жизни на земле. В минуты разочарования и радости, в минуты печали и счастья человек возвращается к первоистокам. Посреди бескрайнего поля, под палящим солнцем и чистым небом он чувствует единение с природой.

Существует даже такой древний способ лечения - необходимо выйти в лес, обнять дерево и почувствовать, как жизненная энергия вливается в твои жилы, исцеляет и наполняет силой. Очевидно, дети легче воспринимают такие простые истины. Очевидно, когда-то на заре своего существования, в период «детства», человечеству были не чужды гармония и единение с природой. Но что произошло в эпоху коренных преобразований, в эпоху научной и технической революции, эпоху повсеместной урбанизации? Почему дети забыли о своей матери, почему из года в год только разрушают, истребляют то, что создала мудрая природа, - и при этом удивляются, почему на них обрушиваются то изнуряющая жара, то невыносимый мороз, смерчи, ураганы, бури, тайфуны?.. За что мстит природа? О чем плачут лошади?

Такой же вопрос возникает и у героя рассказа Ф. Абрамова «О чем плачут лошади». Очутившись на лугу, среди буйства природы, в «мире пахучих трав, стрекоз и бабочек», он словно вновь попал в далекое детство. Наибольшую радость вызывали лошади: их можно было покормить, дружелюбно похлопать по спине, подбодрить ласковым словом. Мир лошадей радовал и удивлял, но, как это ни странно, вызывал чувство непонятной вины. Нелегко жилось лошадям: вечно пьяный конюх Миколка почти не заботился о них: лошади «томились, умирали от жажды», их донимали тучи комаров и мошкары.

Любимица Рыжуха (время повлияло даже на лошадиные имена - нынче появились Идеи, Победы, Ударники, Звезды), некрупная, неказистая лошаденка, была вынослива и неприхотлива. Она такая же, как и все, но по странному стечению обстоятельств «сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости». Сегодня Рыжуха, как никогда, была печальна, стояла неподвижно, окаменело, «решительно ничем не отличалась от остальных ко был и коней». Может быть, наивно выспрашивать у лошади о причинах ее печали. Но тут, как в сказке, лошадь заговорила. Она поведала о том, что недавно среди лошадей был спор о лошадиной жизни. Рыжуха познакомилась со старой кобылой, а та, когда совеем становилось невмоготу, подбадривала себя старинными песнями. Из этих песен Рыжуха узнала, что были времена, когда «лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Но остальные лошади не верили, что когда-то могли быть такие счастливые времена. Единственный вопрос, который мучил неунывающую Рыжуху, мог опечалить кого угодно: « Вы, сильные и независимые люди, скажите, были ли времена, когда лошадям жилось хорошо? »

Противоречивые чувства овладевают героем, а вопрошающий взгляд Рыжухи для него - настоящая пытка. Что ответить лошади? Действительно, были такие времена, «когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра». После работы лошадь встречали благодарными и ласковыми словами, «с любовью распрягали, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили». Для крестьянина лошадь была настоящим сокровищем - главной опорой и надеждой всей жизни.

Трагическая история произошла с конем Карьком, который был опорой всей семьи героя рассказа еще до войны. По словам конюха-старика, Карько «на лесном фронте богу душу отдал ». Действительно, свой жизненный путь конь закончил в День Победы. Надо было как-то отметить, отпраздновать такой день, вот и пожертвовали самой старой доходягой: «Когда Карько притащился из лесу со своим очередным возом, на него сверху, со штабеля, обрушили тяжеленные бревна...» Даже после смерти животное сослужило добрую службу человеку, только заслужил ли конь за свою многолетнюю непосильную работу такое «вознаграждение» от человека? Герой рассказа молчит, ему нечего ответить. Почему же он не желает развеять лошадиные сомнения, избегает смотреть в глаза Рыжухе?

Ответ прост: герой, так же как и все остальные люди, «совершил что-то непоправимое, страшное... обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже... с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до-сих пор. В погоне за своим благополучием, в полной уверенности в своей силе, всемогуществе и безнаказанности человечество идет, сокрушая то бесценное, что создано природой. А вот расплата будет жестокой, если не опомниться, не вернуть той первозданной гармонии во взаимоотношениях человека с природой, иначе никогда, никогда уже не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

Для чего нужна литература? Какие цели ставят перед собой авторы, создавая свои произведения? Ответ прост и очевиден - писатели стремятся пробудить в душах читателей человеческие чувства, любовь к прекрасному, умение ценить настоящие жизненные ценности. Именно таким целям служит и рассказ Федора Александровича Абрамова «О чем плачут лошади», в котором с первых строк ощущается трепетная любовь писателя к родной природе, ко всему безмерному миру «пахучих трав, стрекоз и бабочек».

Повествуя о радужном прошлом лошадей, автор заставляет нас проникнуться глубокой искренней любовью к этим прекрасным животным, наполняющим красотой и жизнью весь окружающий мир. В прежние времена, когда-то очень давно, лошади ценились и почитались почти как священные существа. Люди заботливо ухаживали за ними, холили их, отдавали самый лакомый кусочек, «водили на водопой, скребли, чистили». С ними нелепо разговаривали, их благодарили за труд, восхищались их красотой. И, чувствуя такую любовь и заботу, лошади с удовольствием платили людям той же добротой. Трудности работы не пугали их, наоборот, они с радостью трудились - и это была справедливая благодарность человеку за чуткое отношение.

Но вдруг на смену радостным картинам прошлого приходит горькое сознание печального и несправедливого положения, в котором лошади оказались в настоящее время.

Душные, грязные конюшни, где, невыносимо страдая от жажды и надоедливых насекомых, день за днем томятся бедные животные. Они отработали тяжелую «смену», и люди забыли о них - ни капли спасительной влаги, ни крошки душистого хлеба (что уж говорить о сказочных лакомствах, которыми угощали их раньше!). «С невыли-иялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре» принимают они свою судьбу. Отчаяние и боль, глубокое сострадание к животным звучат в словах автора.

Терпеливые лсивотные согласны сносить голод и жару, безропотно терпеть удары кнута и издевательства - лишь бы только знать, что прекрасные времена, когда их ценили и уважали, не прошли безвозвратно. Лишь бы только верить, что такие времена наступят снова.

В рассказе Ф. А. Абрамова звучит искренняя любовь к природе, сочувствие ко всему живому, к окрулсающему миру. В нем отражено глубокое уважение к труду - пусть даже такому тяжелому, как труд лошадей. Главное, чтобы его замечали и ценили по достоинству.

Григорьева О.В.

Животные в доме – это всегда проблематично, особенно, если дома еще и маленький ребенок. Но на другой чаше весов не только радость вашего малыша от общения с живой природой, но и бесспорная воспитательная ценность.

И речь тут не только о бережном отношении ко всему живому – у ребенка формируются такие качества, как сострадание, милосердие, доброта и ответственность. Кроме того, малыш очень рано начинает понимать разницу между игрушкой и живым существом, учится правильно гладить, кормить – это позволяет избежать в будущем таких казусов, когда вы с умилением показываете ребенку пушистого котенка, а он радостно выдирает у бедняги клок шерсти.

Если задуматься о будущем вашего малыша, то вы можете быть на сто процентов уверены, что в компании подростков, распинающих на заборе собаку и надувающих через соломинку лягушек, вашего ребенка нет.

Конечно, мало просто завести дома животное и ждать положительных результатов воспитания. Все дальнейшее зависит только от Вас, родителей. И самое главное – это не то, то Вы будете говорить и объяснять, а то, как Вы сами будете относиться к питомцу. Ведь родительский пример – плохой или хороший – всегда значит гораздо больше, чем слова. Итак, от Вас – выбор и поселение питомца в доме, его чистка и кормление, уход за ним с лаской, вниманием и добротой.

Выбор питомца – не так просто, как может показаться на первый взгляд. Коты и собаки – животные сложные, индивидуальные, и зачастую не очень подходят для содержания в одной квартире с маленьким ребенком.

Для начала, если нет каких-то медицинских противопоказаний, связанных с жестким контролем влажности воздуха, желательно установить в комнате аквариум с рыбками. Чем больше объем – тем меньше потом ухода; хорошо подойдет аквариум на 30-40 л.: зеленые растения, рыбки, свет, продувка воздухом – все это превращает аквариум в своеобразную меняющуюся игрушку для деток до года. В 3-4 месяца крик и недовольство Вашего малыша быстро проходят, стоит только его поднести посмотреть на подводный мир. Аквариум также благотворно влияет на нервную систему, так что и уставшей маме, и беспокойному малышу просто полезно иногда посмотреть на завораживающую игру разноцветных рыбок.

Следует только помнить – когда Ваш малыш начнет ходить, он наверняка заинтересуется оборудованием и крышкой аквариума; поэтому лучше заранее найти безопасное место, чтобы исключить возможные неприятности.

Ребенок подрастает – и его уже не устраивает просто смотреть: все надо потрогать. С полутора лет он уже настолько взрослый, что можно заводить морскую свинку. Выбор этот не случайный: из всех домашних животных это наиболее безопасный и неприхотливый зверек. Во-первых, морская свинка считается наименее способной вызывать аллергию у ребенка; во-вторых, она никогда не укусит и стерпит, если ребенок бессознательно причинит ей боль; в-третьих, она достаточно крупная, чтобы с ней можно было играть и слишком спокойная, чтобы постоянно убегать.

Как же познакомить ребенка с питомцем?

Вначале только показывать ее, держа в руках, рассказывая, кто это и что ЕГО надо гладить, потому что ОН хороший. Ребенок четко улавливает интонацию, с какой родитель обращается к свинке. Желание схватить и поиграть надо ласково, но твердо пресечь – она живая, ей будет больно. Нужно сказать, что свинку надо гладить – показать как. Детей привлекает эта новая «меховая игрушка», они начинают «находить» у нее ушки, глазки, носик, лапки – проводить параллель с собой: показывать, что у них тоже есть и глазки, и носик, и т.д. Главное – чтобы этот процесс проходил под надзором и с коррекцией родителей.

Спустя какое-то время дети уже умеют правильно гладить свинок, а через несколько месяцев уже и правильно переносят свинку с места на место. Многие спокойно оставляют морскую свинку гулять по дивану вместе с малышом – из их опыта это никому вреда не приносит. Были случаи, когда дети показывали родителям, куда убежала морская свинка, свалившись с дивана, если сами не могли занести ее на место; показывали на ранку, которую нанес свинке кот и участвовали в процессе лечения; все дети охотно кормят морских свинок – и все это до двух лет! К слову, в более старшем возрасте морские свинки не так привлекательны – дети от пяти лет уже хотят собак, кошек, даже ручных крыс – они подвижны, с ними проще придумать игру, дрессировать их. Но для несмышленышей лучший друг – морская свинка.

И с точки зрения родителей морские свинки наиболее приемлемы в качестве домашних животных – они требуют минимального ухода, непривередливы в пище (скорее, помощь хозяйкам, потому что приятнее скормить остатки каши свинкам, чем выбрасывать продукт в мусорку, свинкам «выбрасываются» очистки от картошки, капустные кочерыжки и т.д.), а самое главное – от них нет неприятного специфического запаха, как от хомяков и крыс.

Итак, не бойтесь, если рядом с Вашим малышом будет четвероногий друг – при правильном подходе ничего, кроме пользы, это не принесет.

Сердце верующего не должно быть куском плоти, который проявляет сострадание к одним созданиям и бездушен в отношении других. Помня о завете проявления хорошего отношения к другим, мы иногда не учитываем, что «другие» - это не только люди, но также и иные творения Аллаха, окружающие нас. Животные, птицы и даже растения. Наряду с уважением к человеческой душе мы также обязаны взращивать в наших сердцах уважение и милосердие к менее разумным существам нашего мира.

Всевышний Аллаха ограничил их в разуме и обязанностях, но каждое из этих созданий наделил духом – жизнью. К сожалению, некоторые не придают этому значения, суживая круг живого до себя и себе подобных. А ведь животные и птицы – такие же создания, просто немного другие, чем мы. И живость наших сердец должна отражаться не только в милосердии к людям, но и в милосердии к нашим меньшим братьям, как мы их иногда называем.

В Сунне приведены убедительные истории, из которых следует, что наказание и вознаграждение за то или иное отношение к животным – не менее серьезно, чем за большие грехи и благодеяния. Например, в одном из достоверных хадисов говорится: «Одна женщина подверглась мучениям за кошку, которую она держала взаперти, пока та не сдохла, и за это вошла в адское Пламя. Она не кормила и не поила её во время заточения и не отпускала её, чтобы та могла питаться сама, тем, что даёт земля» (Бухари, Муслим) В другом хадисе передается, что Абдулла ибн Джаъфар рассказывал: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) желал справить нужду, то предпочитал скрываться за какой-то возвышенностью или в зарослях пальм, и в этот день он зашел в один из садов, принадлежавших некоему ансару. И к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, подошёл верблюд, который издавал дрожащий звук, выходящий из глубины горла, а из глаз его текли слёзы. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, погладил его по животу и за ушами, затем сказал: «Кто хозяин верблюда?» Тогда пришёл один юноша из ансаров и сказал: «Посланник Аллаха, он мой». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Неужели ты не боишься Аллаха в том, что касается этого животного, над которым Аллах дал тебе власть?! Оно пожаловалось мне, что ты моришь его голодом и перегружаешь».

В другом хадисе говорится о вознаграждении, которое получил один из людей благодаря доброму отношению к собаке: «Как‑то одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он нашел колодец, спустился к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. (При виде этого) человек подумал: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня». После чего он снова спустился к воде, наполнил ею свой башмак, взял его в зубы и не выпускал его изо рта, пока не выбрался наверх. (Поднявшись же наверх,) он напоил собаку, и Аллах отблагодарил его за это, простив ему (его грехи)». Его спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» Он ответил: «Награда - за все живое» (Аль‑Бухари).

Для многих не составляет большой проблемы убить муравья, паука или какое-либо другое насекомое или животное, просто бездушно раздавить, не чувствуя вины или упреков совести. А ведь за каждую из таких смертей придется нести ответственность. Ведь как сказано в хадисе, переданном ан-Насаи: «Тот, кто убьет даже воробья или кого‑то больше этого не по праву, непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный день».

Более того, мы не только не задумываемся, почему мы так делаем, мы даже не подозреваем, что убивая эту маленькую душу, мы прерываем жизнь создания, которое было верно своему Творцу и поминало его. Об этом сказано в Коране:

«Нет ничего, что не возносило бы Ему хвалу, но вы не понимаете их прославления» (сура «аль Исра», «Ночной перенос», аят 44)

«Перед Аллахом падают ниц все обитатели небес и земли, животные и ангелы, и они не проявляют высокомерия» (сура «ан-Нахль», «Пчелы», аят 49)

«Не видишь ли ты, как перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и многие люди?» (сура «аль-Хадж», «Паломничество», аят 18)

«Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они прославляли Нас вместе с Даудом» (сура «аль Анбия», «Пророки», аят 79)

У животных есть свой язык, чувства, привычки, характеры. Развивать эмпатию (сочувствие) к ним – это такая же обязанность, как и проявление доброты по отношению к людям. Наше «пространство живого», к чему мы относимся с трепетом, заботой и не нарушаем права должно расширяться за счет животных и иных живых творений Аллаха. И это кстати говоря не роскошь, которую могут себе позволить только особо просветленные, а обязанность, которую должен исполнять каждый верующий. И сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, Аллах предписал делать добро (или делать хорошо) по отношению ко всему сущему» (Муслим).

Пусть Всевышний простит нам вред, который мы по несправедливости причинили Его творениям и дарует нам милосердие, которым впредь мы защитимся от нарушения чьих-либо прав, даже если это растение или насекомое.

  • Деятельность человека губит природу
  • Состояние природы зависит от человека
  • Сохранение окружающей среды — первоочередная задача общества
  • От состояния природы зависит будущее человечества
  • Любовь к природе делает человека чище
  • Люди, обладающие высокими нравственными качествами, защищают природу
  • Любовь к природе меняет человека к лучшему, способствует его нравственному развитию
  • Люди забыли, что природа — это их дом
  • Каждому свойственно иметь свой взгляд на роль природы в жизни человека

Аргументы

И.С. Тургенев «Отцы и дети». В произведении встречаются два совершенно противоположных взгляда на место природы в жизни людей. Нигилист Евгений Базаров воспринимает окружающий мир как материал для практики, говоря, что «природа не храм, а мастерская». Во всем он старается найти пользу, а не увидеть красоту вокруг. Герой считает живых существ лишь материалом для своих исследований. Для Аркадия Кирсанова, в первое время поддерживающего взгляды Евгения Базарова, природа является источником гармонии. Он чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, видит и чувствует красоту.

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». История о спасении зайцев дедушкой Мазаем известна каждому человеку с детства. Из стихотворения великого поэта понятно, что наш герой — охотник, а значит, для него зайцы должны быть прежде всего добычей. Но дед Мазай не может обидеть животных, когда они абсолютно беспомощны, находятся между жизнью и смертью. Любовь к природе оказывается для человека выше возможности получить легкую добычу. Он кричит вслед спасенным зайцам, чтоб не попадались ему в период охоты, а на данный момент их отпускает.

А.И. Куприн «Олеся». Отношение к природе главной героини произведения можно назвать поистине правильным. Жизнь Олеси неразрывно связана с окружающим ее миром. Она чувствует, что связана с лесом и что лес — нечто живое. Девушка любит все живое. Олеся готова защищать все, что связано с природой: травы, кустарники, огромные деревья. Единение с окружающим миром позволяет ей выжить на расстоянии от людей, в глуши леса.

В.П. Астафьев «Царь-рыба». Судьба Гоши Герцева является ярким примером того, что природа может не только терпеть нападки человека, но и активно защищаться при помощи своей нравственно-карающей силы. Герой, показавший потребительское, циничное отношение к окружающей среде, несет наказание. Причем кара грозит не только ему, но и всему человечеству, если оно не осознает, насколько жестока его деятельность. Бездуховность, жажда наживы, бездумное использование достижений научно-технического прогресса — все это грозит гибелью общества.

Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». Произведение показывает разное отношение людей к природе: мы видим и ее защитников, и врагов, деятельность которых носит лишь потребительский характер. Главный герой, Егор Полушкин, заботится о всем живом. Часто он становится объектом насмешек, потому что окружающие не поддерживают его взглядов на мир. Егор Полушкин, прокладывая трубу, решает обогнуть муравейник, что вызывает смех и осуждение со стороны людей. Когда герой нуждается в деньгах, он узнает, что население может получать вознаграждение за моченое лыко. Однако даже в непростой ситуации герой не может решиться на уничтожение живого, в то время как его двоюродный брат ради наживы губит целую рощу. Сын Егора Полушкина отличается такими же нравственными качествами: Колька отдает свой дорогой подарок (спиннинг, о котором мечтал каждый) Вовке для спасения щенка, которого мальчик хотел замучить. Сам главный герой оказывается убит злыми и завистливыми людьми за желание защищать природу.

Чингиз Айтманов «Плаха». В произведении показано, как человек собственными руками разрушает окружающий мир. Люди издеваются на сайгаками, из-за устроенного человеком пожара погибают волчата. Не зная, куда направить свою материнскую любовь, волчица привязывается к человеческому ребенку. Люди, не понимая этого, стреляют в нее, но один из них в результате убивает собственного сына. В гибели ребенка можно обвинить не волчицу, а людей, варварски ворвавшихся на ее территорию, истребивших ее детей, а значит, ополчившихся против природы. Произведение «Плаха» показывает, чем чревато такое отношение к живому.

Д. Гранин «Зубр». Главный герой с ужасом осознает, что почти все люди, в том числе и ученые, уверены в безграничности природы и ничтожном воздействии на нее человека. Зубр не понимает, как человек может утверждать научные и строительные проекты, наносящие непоправимый урон всему живому. Он считает, что наука в таком случае работает не во благо, а во вред человечеству. Герою больно от того, что почти ни к кому не пришло понимание истинной роли природы в жизни человека, ее неповторимости и уязвимости.

Э. Хемингуэй «Старик и море». Для старого рыбака море является кормильцем. Во всем облике героя видна связь с природой. Ко всему старик относится с уважением и благодарностью: он просит прощения у пойманной рыбы. Произведение показывает роль щедрости природы в нашей жизни, а герой демонстрирует поистине правильное отношение к окружающему миру — благодарное.

Слово вождя
(в ответ на послание президента Франклина Пирса, 1855 г.)

Вашингтонский Большой Вождь послал нам слово — он хочет купить нашу землю. Большой Вождь посылает нам слово дружбы и заверяет в своей доброй воле к нам. Это делает ему честь, ибо мы знаем, что он вряд ли нуждается в нашей дружбе.

Мы рассмотрим его предложение, зная, что белый человек может прийти с оружием и отнять землю, если мы не продадим ее. Но как можно купить или продать небо над нами или тепло земли?! Даже мысль о том чужда нам. Если свежесть воздуха и блеск воды не принадлежат нам, как можно их продать?

Каждая пядь этой земли свята народу моему. Каждая поблескивающая сосновая иголка, каждая песчинка на берегу, туман в смеркающемся лесу, каждая поляна и каждое жужжание насекомого свято в памяти народа и его переживаниях. Сок, текущий в деревьях, несет в себе память краснокожего человека.

Переносясь к звездам, усопшие белого человека забывают ту землю, на которой они впервые увидели свет дневной. Наши усопшие никогда не забудут этой удивительной земли, потому что она мать краснокожего. Мы являемся частью этой земли, и она часть нас.

Благоухающие цветы — это сестры наши. Косуля, лошадь и могучий орел — это наши братья. Скальные хребты, зелень лугов, пони и человек — все принадлежат к одной семье. И когда ваш Большой Вождь посылает нам весть, что он желает купить нашу землю, он требует от нас воистину много. Большой Вождь говорит, что он найдет нам место, где мы сможем жить сами по себе, в покое и мире. Тогда он был бы нам отец, и мы — его дети.

Мы обсудим твое предложение купить нашу землю, но это нелегко, ибо эта земля свята для нас.

Сверкающая вода ручьев и рек — это не просто вода, это кровь наших предков. Если мы продадим эту землю, вы должны помнить, что она свята. Вы должны научить детей ваших тому, что она свята и тому, что каждая движущаяся тень в прозрачной воде озер свидетельствует о переживании жизни моего народа и его памяти.

Журчание воды — это голос моего отца. Течения рек — это братья наши, они утоляют жажду нашу и несут наши каноэ, кормят наших детей. Если мы продадим вам землю нашу, вы должны помнить и научить этому детей ваших, что реки — наши братья и ваши братья. И вы должны относиться к ним как к братьям своим.

Краснокожий должен был всегда отступать перед надвигающимся белым, как мгла исчезает с гор при утреннем восходе солнца. Но прах отцов наших свят. Их могилы — это святая земля, и также эти холмы, эти деревья, этот уголок земли являются священными для нас.

Мы знаем, что белый человек не может постичь наших путей. Для него одно место так же хорошо, как и другое, ибо он, как чужак, который приходит ночью, берет от земли то, что ему нужно. Земля для него не брат, а враг, и когда он побеждает ее, он продолжает свой путь. Могилы отцов он оставляет позади себя с легким сердцем. Он похищает землю у детей своих, но и это его не беспокоит. Могилы отцов его и наследственные права детей его — в забвении. Он поступает с Землей-Матерью и Братом-Небом своими, как с имуществом, которое можно купить, похитить и продать, как овец или стеклянные бусы. Его жадность поглощает все, остается только пустынная земля.

Но может быть, краснокожий дик и неразумен? Вид городов ваших причиняет боль краснокожему.

Нет тихого места в городах белого человека. Нет ни единого места, где можно было бы слышать, как раскрываются почки весной. Или слышать звук крыльев насекомого. Но, может быть, вся причина в том, что я дик и неразумен? Шум только оскорбляет слух. И что это за жизнь, если нельзя слышать одинокий крик козодоя или спор лягушек ночью вокруг лесного озера?

Индеец нуждается в мягком говоре ветра, тихо проносящегося над лесным озером, в запахе лесной хвои после дождя. Воздух дорог краснокожему, ибо все живое получает свою часть от него в каждом вдохе. Животные, деревья, люди — все дышат тем же воздухом. А белый человек как будто не замечает воздуха, который он вдыхает. Он не чувствителен к зловонию. Это как бы человек, уже многие дни находящийся при смерти. Но если мы продадим тебе землю, ты должен помнить, что воздух дорог нам, потому что он дает дух свой всей той жизни, которую поддерживает.

Ветер, который дал деду нашему первый вдох, принял и его последний выдох. А если мы продадим землю нашу, ты должен будешь хранить ее и относиться, как к святыне, сохраняя место, куда и белый человек может прийти вкусить ветра, которому цветы луговые отдали свое благоухание.

Если мы примем твое предложение, то я ставлю одно условие: белый человек должен относиться ко всему живому на этой территории как к братьям.

Я, конечно же, не разумею никакого иного обычая. Я видел тысячи бизонов, гниющих в прерии в следах белого человека, когда он стрелял в них из проносящегося поезда. Я, конечно, дик и не могу понять, почему дымящий железный конь важнее, чем бизон, которого мы убиваем только на пропитание.

Что есть человек без животных? Если исчезли бы все животные, то человек умер бы в великом одиночестве духа. Ибо, что бы ни случилось с животными, то же произойдет вскоре и с людьми. Все взаимосвязано.

Вы должны научить своих детей, что под их ногами прах предков наших, чтобы они чтили землю, которая пресытилась жизнью им подобных. Научите детей ваших тому, чему мы своих детей научили — тому, что земля является матерью нашей. И что бы ни случилось с землей, то же произойдет с детьми земли. Если человек плюнет на землю, он плюнет на себя.

Мы это понимаем. Земля не принадлежит человеку, но человек привязан к земле. Все живые существа едины, как кровь, которая соединяет род воедино. Все создания — единое целое. Что произойдет с землей, произойдет и с сынами земли. Не человек соткал нить жизни, он только нить в ней. Что он делает ткани, то он делает себе.

Но мы рассмотрим твое предложение переселиться в резервацию, которую ты приготовил для моего народа. Будем жить в стороне и в мире. Это не так уж важно, где проведем конец своих дней. Дети наши видели унизительное поражение отцов своих. Воины наши от позора после поражения впали в леность и осквернили себя сладкой пищей и крепкими напитками.

Это совсем неважно, где мы проведем конец своих дней. Их немного. Всего несколько зим еще, и уже ни одного дитя из тех больших племен, которые когда-то обитали на этой земле и которые теперь кочуют маленькими группами в лесах, не останется, чтобы скорбеть у могил народа, который когда-то был таким же сильным и полным надежд, как и твой народ теперь. Но есть ли причина мне скорбеть по поводу народа моего? Племена состоят из людей, а не из чего-то иного. Люди же приходят и уходят, как волны морские.

Так же и белый человек, Бог которого говорит с ним, как с другом, не является исключением из нашей общей судьбы. Может, мы еще станем братьями, кто знает?

Но одно мы познали: то, что белый человек сможет уразуметь — у нас единый Бог. Вы можете думать, что Он принадлежит вам, так же, как хотите, чтобы и земля была ваша. Но Он Бог всех людей, и Он испытывает жалость как по отношению к белому, так и по отношению к краснокожему. Эта земля дорога Ему. Кто причиняет вред земле, тот не чтит ее Творца. И белые исчезнут однажды, возможно раньше, чем все другие племена. Кто постоянно ходит под себя, в одну из ночей задохнется в собственных нечистотах.

Но, усопши, вы засветитесь ярко, зажженные силою того Бога, который привел вас в эту землю и в каком-то особом предназначении дал вам власть над всей землей и над краснокожими. Это предназначение — для нас мистика, ибо мы не понимаем, когда всех бизонов убивают, диких приручают, потаенные уголки лесов заполняют запахом человеческих толп и пейзажи холмов портят говорящими проводами.

Где чаща? Нет ее.

Где орел? Нет его.

Прощай, быстрый конь и езда!

Это начало конца.

Итак, мы рассмотрим твое предложение купить нашу землю. Если мы согласимся, сделаем это, чтобы гарантировать себе резервацию. Может быть, там сможем прожить конец наших дней, как сами хотим.

Когда последний краснокожий исчезнет с этой земли и его память будет только как тень облака, проплывающего над прерией, души народа моего будут пребывать на этих берегах и в этих лесах. Потому, что они любят эту землю, как новорожденный любит сердцебиение матери своей.

Если мы продадим тебе землю нашу, любите ее как мы ее любили. Заботьтесь о ней, как мы о ней заботились. Сохраните в памяти вашей вид ее таким, как он теперь есть, когда принимаете ее от нас.

И всеми силами вашими, всей душой вашей и всем сердцем вашим сохраняйте ее для детей ваших и любите ее как Бог любит нас всех.

Одну истину мы познали: наш Бог — это Бог для всех людей, и земля дорога Ему. И белый человек не может избежать общей судьбы нашей.

Может быть, мы еще станем братьями?

Что еще почитать