Чему учит произведение ася тургенева. Герой повести И

Тургенев И., "Ася"

Жанр: повесть

Главные герои рассказа "Ася" и их характеристика

  1. Н.Н., молодой человек 25 лет. С богатым воображением, наблюдательный, полный жизненных предрассудков и комплексов. Слабохарактерный, опасливый, недоверчивый, не искренний.
  2. Ася (Анна Николаевна), черноглазая, с короткими волосами, смуглая, очень живая и энергичная. Робкая и застенчивая, но стремится казаться развязной, свободной. Добрая и смелая, трогательная и нежная. Непосредственная как ребенок, яркая индивидуальность.
  3. Гагин. Молодой художник, бросается из крайности в крайность, трогательно заботиться об Асе.
Кратчайшее содержание рассказа "Ася" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Н.Н. проводит время в городе З. и знакомится с Гагиным и его сестрой Асей, которая производит на него сильное впечатление.
  2. Гагин рассказывает историю Аси, которая оказывается внебрачной дочерью его отца.
  3. Ася влюбляется в Н.Н, и приглашает его на свидание, одновременно прося брата скорее увезти ее прочь.
  4. Н.Н. встречается с Асей, но говорит, что не может ее любить, и Ася в слезах убегает.
  5. Гагины спешно уезжают, а Н.Н. в отчаянии пытается отыскать их, он понимает, как сильно любит Асю.
  6. Н.Н. больше никогда не видел Асю и прожил жизнь одиноким бобылем.
Главная мысль рассказа "Ася"
Любовь - чудо, которое надо беречь всеми силами.

Чему учит рассказ "Ася"
Рассказ учит не упускать своего счастья, верить своим чувствам, не пытаться объяснить любовь логическими доводами. Учит понимать, что счастье очень редкая вещь на этом свете и потому за него нужно бороться.

Отзыв на рассказ "Ася"
Мне очень понравилась эта трогательная история. Мне жаль Асю, которая обманулась в своих лучших чувствах и я негодую на Н.Н., который оказался слишком слаб, чтобы поверить в собственные чувства, а потому упустил такую замечательную девушку. Но Н.Н. сам наказал себя, а мне верится, что судьба Аси сложилась лучше, чем его.

Пословицы к рассказу "Ася"
Большая любовь быстро не забывается.
Если любишь - женись, а не любишь - отвяжись.
Любовь закона не знает, годов не считает.
Любовь не пожар, а загорится - не потушишь.
В один дом по два раза счастье не ходит.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Ася"по главам:
Когда Н.Н. было 25 лет, он впервые оказался за границей, путешествовал без всякой цели, наблюдал за разными людьми.
Однажды он оказался в живописном немецком городке З. на берегу Рейна. Там Н.Н. поселился, и часто сидел на берегу Рейна. В тот день он услышал звуки марша с противоположного берега реки и решил побывать в городе Л., в котором студенты устроили коммерш.
Коммершом немцы называли торжественный пир и Н.Н. с удовольствием смотрел на веселых студентов. Вдруг он услышал русскую речь и обернулся. Н.Н. увидел некрасивого молодого человека, который держал под руку невысокую девушку.
Они познакомились. Молодой человек назвался Гагиным, а смуглая девушка с черными глазами оказалась его сестрой.
Гагины тут же пригласили Н.Н. к себе в гости, смотреть на виноградники. Н.Н. одобрил домик и вид и вскоре молодые люди весело болтали.
Ася сперва дичилась Н.Н., но потом разговорилась с ним.
Ночью Н.Н. отправился обратно на перевозчике, а Ася крикнула, что перевозчик разбил веслами лунный столб, стоящий в воде.

На следующее утро Гагин пришел к Н.Н, и тот рассказал ему о несчастной любви, но не встретил сочувствия. Зато Гагин пригласил Н.Н. в гости и показал свои этюды. Этюды были не закончены и не понравились Н.Н. Гагин с ним согласился и друзья отправились искать Асю, которая ушла на развалины старого замка.
Молодые люди нашли Асю, сидящей на уступе возле развалин. Н.Н. решил, что Ася хочет их удивить и был недоволен детской выходкой. Но Ася спрыгнула с уступа и взяла у старушки-немки стакан воды, чтобы полить цветы. Н.Н. невольно залюбовался ее быстрыми и ловкими движениями.
Ася же продолжала веселиться и шалить. На обратной дороге она громко запела.
Вернувшись домой. Ася переоделась и за обедом предстала в новом образе, чопорной девушки. Гагин снисходительно улыбался.
Потом Ася ушла к фрау Луизе, а молодые люди стали говорить о жизни. Потом Гагин пошел проводить Н.Н. и они зашли за Асей.
Дома Н.Н. много думал ою Асе и стал подозревать, что она не сестра Гагину.
На следующий день Н.Н. снова был у Гагиных и Ася снова изменилась. Она была тиха и спокойна, напоминала Н.Н. обычную русскую девушку.
Гагин и Н.Н. ушли на холм, где Гагин рисовал, а Н.Н. читал. Потом вернулись, а Ася все также была тиха.
Вечером Н.Н. еще больше убедился в своих подозрениях.
Две недели Н.Н. каждый день бывал у Гагиных и наблюдал за Асей.Он видел, что та получила странное образование, была застенчива и стыдлива, но пыталась прятать это за развязностью.
Как-то Н.Н. случайно услышал разговор Аси и Гагина в беседке, в котором Ася говорила о своей любви к Гагину и целовала его. Н.Н. решил, что теперь точно знает, что Ася Гагину не сестра и почувствовал досаду.

Н.Н. на три дня отправился в горы, чтобы привести в порядок свои мысли. Вернувшись он нашел записку от Гагина, в которой тот звал его в гости.

Ася была снова весела и беззаботна, а когда она убежала, Гагин вдруг заговорил о ней и стал рассказывать историю девушки.
Оказалось, что Ася все-таки его сестра по отцу. Мать Гагина умерла рано и его отец долгое время воспитывал сына сам, в деревне. Потом отправил в Петербург. В один из своих визитов в дом отца Гагин застал там девочку десяти лет, Асю, про которую ее отец сказал, что взял ее на прокормление.
Вскоре отец Гагина тяжело заболел и умер, успев перед смертью завещать Гагину Асю, его сестру. Камердинер Яков рассказал молодому барину, что Ася - дочь горничной Татьяны, с которой отец Гагина сошелся через несколько лет после смерти жены. Он даже хотел женится на Татьяне, но та сама отказалась стеснять барина.
После смерти Татьяны барин взял девочку к себе и так Ася узнала о своем происхождении. А теперь тринадцатилетняя девочка оказалась на руках двадцатилетнего барина. Гагин отдал Асю в пансион, а когда девочке исполнилось семнадцать повез ее за границу. Гагин называл Асю порохом и говорил, что беда ждет того, кого она полюбит.
Но Н.Н. после этого рассказа стало легко и сладостно.
Н.Н. и Ася отправились гулять в сад и говорили о всяких мелочах. Ася рассказала, что хотела бы пойти вместе с богомольцами, а потом спросила что Н.Н. нравится в женщинах. Потом Ася пожалела, что они не птицы, но Н.Н. сказал, что крылья у человека могут вырасти от некоторых чувств. Потом они вернулись в дом и танцевали вальсы.
Домой Н.Н. отправился поздно, и, глядя на медленные воды Рейна, думал о счастье, которым заполнилась его душа, и которого ему так не хватало.
На следующий день Н.Н. пришел очень веселым, но Ася напротив была печальна. Она сказала, что не спала всю ночь и много думала. Она боялась, что у нее мало ума, что с ней Н.Н. будет скучно.

Ася оставалась печальной и озабоченной, и даже спросила Н.Н. будет ли ему жаль, если она умрет. Потом она сказала, что крылья у нее выросли, вот только лететь некуда.
Уходя Н.Н. думал о том, что Ася влюблена в него.
XIII
На следующий день Н.Н. видел Асю только мельком, она была больна. А через день получил от Аси записку, в которой девушка писала, что сделала большую неосторожность и звала Н.Н. к старой часовне.

Н.Н. был в глубокой задумчивости, когда к нему вдруг пришел Гагин и сразу сказал, что Ася влюблена в Н.Н. Оказалось, что когда обеспокоенный болезнью Аси Гагин поднялся к ней в комнату, девушка разрыдалась и призналась в своей любви. И Ася боялась, что Н.Н.ее презирает, а потому просила брата быстрее уехать.
Но Гагин решил спросить Н.Н, как тот относится к его сестре. И Н.Н. сказал, что Ася ему нравится. Но на вопрос Гагина, сможет ли он женится на Асе, замялся и начал что-то бормотать. Потом он показал Гагину записку Аси и тот всплеснул руками.
Н.Н. договорился с Гагиным, что пойдет на свидание и объяснится с Асей. А Гагин сказал, что завтра они уедут, потому что Н.Н. не женится на Асе.
Когда он ушел, Н.Н. подумал, что не может женится на семнадцатилетней девушке с таким нравом.
Н.Н. отправился на свидание, но его снова встретил мальчик, который сказал, что место свидания изменилась. Ася будет ждать Н.Н. в доме бургомистра через полтора часа.
Н.Н. зашел в сад, где немцы играли в кегли и взял пива, он попытался заглянуть в лицо немки-служанки, но та отвернулась. Какой-то немец сказал, что Гретхен несчастна, потому что ее жениха забрали в солдаты.
Н.Н. долго думал об Асе. не понимая, почему он отказывается от счастья, но решил что это потому, что счастье оказалось слишком внезапным. Он твердо решил не жениться.
В назначенный час он подошел к дому бургомистра и Луиза позвала его внутрь.

В полутьме Н.Н. увидел Асю, робкую и неподвижную. Ему стало необыкновенно сильно жаль девушку, а та вдруг тронула рукой его волосы и склонила голову ему на грудь. Она произнесла только одно слово: "Ваша".
Но Н.Н. вдруг отпрянул. Он сказал, что все рассказал Гагину и тот знает о свидании. Н.Н принялся упрекать девушку в том, что она сама все открыла брату. Он сказал, что Ася погубила зарождавшееся чувство и что она усомнилась в нем. А потому должна уехать.
Ася вдруг зарыдала, а потом поспешно бросилась вон.

Н.Н. ругал самого себя, за то что не понял, почему Ася изменила место свидания. Он пытался успокоить себя тем, что поступил как честный человек, но образ Аси преследовал его. Н.Н. направился к ее дому.

Гагин был один, Ася не возвращалась. Он сказал, что ходил к часовне, но никого там не видел. Н.Н. признался, что встречался с Асей в доме бургомистра, но видел ее только пять минут и сказал как было условлено.
Гагин предложил разделиться и отправиться искать Асю.

Н.Н. обежал весь город, чувствуя сильную любовь к Асе, и обещал сам себе никогда с ней не расставаться. Он увидел белую фигуру у могильного креста, но когда добежал туда, там никого не было. Н.Н. решил вернуться к Гагину и узнать, не нашел ли он Асю.
В доме Гагиных горел свет и Гагин через окно сказал, что Ася вернулся и ложится спать. Он попросил Н.Н. зайти завтра.
Н.Н. радостно отправился домой, думая, что теперь никогда не расстанется с Асей.

Утром Н.Н. нашел только пустой дом, а служанка передала ему письмо и сказала, что постояльцы уехали рано утром.
В письме Гагин объяснял, почему они уехали, и упоминал предрассудки, из-за которых Н.Н. не может жениться на Асе.
Н.Н. узнал, что Гагины поплыли в Кельн, и стал собирать вещи. Но к нему пришла Луиза и передала записку от Аси. В ней Ася писала, что скажи в тот вечер Н.Н, только одно слово, и она бы осталась. Но он этого слова не сказал.
Н.Н. клял себя, что кричал это слово только полям и кидал его на ветер. Он собрал вещи и уплыл в Кельн.

В Кельне Н.Н. узнал, что Гагины уехали в Лондон, но в Лондоне их тоже не было. И больше Н.Н. никогда не видел Аси.
Он стал утешать себя тем, что вряд ли был бы счастлив с Асей и думал о том, что это прекрасное чувство наверняка вернется еще более сильным и прекрасным. Но оно не вернулось. Н.Н. остался бобылем, и доживал скучные годы, как святую реликвию храня высохший цветок гераниума, брошенный ему Асей.

Рисунки и иллюстрации к рассказу "Ася"


Главные герои повести И.С.Тургенева «Ася» — молодой путешественник Н.Н., от лица которого ведется повествование, его друг Гагин и сестра Гагина, Ася. Имея на руках определенные средства, Н.Н. путешествует по свету, останавливаясь там, где захочется и наблюдая за жизнью людей в разных странах. В одном небольшом немецком городке он встречает соотечественников, молодого человека, представившегося, как Гагин, и его сестру, Асю. Знакомство это перерастает в дружбу, а через некоторое время Н.Н. понимает, что влюблен в Асю.

Но однажды Н.Н. узнает от Гагина историю жизни Аси, которая оказалась сводной сестрой Гагина. Отец Гагина через несколько лет после смерти жены сошелся с ее бывшей горничной, Татьяной, которая и родила Асю. Отец Гагина был человеком благородным и предлагал Татьяне выйти за него замуж. Но она, понимая разницу их общественного положения, ответила отказом. Татьяна самостоятельно воспитывала дочь в доме своей сестры. Когда Асе шел девятый год, ее мать умерла, и Асю взяли на воспитание в барский дом. Мать воспитывала дочь в строгости, а отец ее любил и всячески баловал. Но Ася, не смотря на хорошие условия жизни в отцовском доме, помнила о своем происхождении, и противоречивость ее положения весьма сильно сказалась на ее характере.

Гагину, который периодически приезжал в гости в отцовское имение, отец не говорил правды, а представил Асю воспитанницей. И лишь перед самой смертью он рассказал сыну о том, что у него есть сводная сестра. Так двадцатилетний юноша оказался вынужден заботиться о воспитании сводной сестры, которой к тому времени исполнилось уже тринадцать лет. Он повез ее в Петербург и устроил в самый лучший пансион, в котором Ася воспитывалась до семнадцати лет. После чего Гагин вышел в отставку и уехал с сестрой в длительное заграничное путешествие, в котором они и познакомились с Н.Н.

История, рассказанная Гагиным, поначалу не повлияла на отношение Н.Н. к Асе. Но со временем он стал задумываться о своих чувствах к девушке. С одной стороны, Н.Н. никогда ранее не испытывал подобного чувства и должен был признать, что искренне влюблен в девушку. С другой стороны, открывшиеся обстоятельства ее происхождения и особенности ее воспитания ставили под сомнение возможность брака с Асей.

В определенный момент события стали развиваться стремительно. Н.Н. получил от Аси записку с просьбой о свидании. И вскоре после этого к нему пришел Гагин, сообщивший, что его сестра влюблена в Н.Н. Он пытается узнать у Н.Н., готов ли тот жениться на Асе с учетом известных ему обстоятельств. Н.Н. не дает прямого ответа, но из разговора с ним Гагин делает вывод, что о женитьбе речь не идет. Молодые люди договариваются между собой, что Н.Н. встретится с Асей для окончательного объяснения и на следующий день Гагин и Ася уедут навсегда.

Н.Н. соглашается с этим планом. Он встречается с Асей и говорит с ней о необходимости расстаться, после чего девушка уходит. После разговора Н.Н. мучают сомнения в правильности своего поступка. Он направляется в дом, где жили Гагин и Ася. Там он узнает, что девушка пропала. Вдвоем с Гагиным они безуспешно разыскивают ее. К вечеру Ася нашлась. К этому моменту измученный раздумьями Н.Н. принимает решение, что он женится на девушке. О своем намерении он решил сообщить Гагину и Асе на следующее утро.

Но утром он застал дом, где жила Ася с братом, опустевшим. Н.Н. бросается на поиски. Сначала он узнает, что они уехали в Кёльн и направляется туда. В Кёльне он с большим трудом получает сведения, что брат с сестрой уехали в Лондон. В Лондоне Н.Н. потерял след Гагина и Аси. Он более никогда не встречался с ними, но всю жизнь, которую так и прожил холостяком, он хранил записки от Аси и засохший цветок, который ему когда-то давно подарила девушка.

Таково краткое содержание повести.

Главный смысл повести «Ася» состоит в том, что сословные предрассудки нередко становились причиной крушения искренней, взаимной любви.

Повесть «Ася» учит не поддаваться сомнениям, когда речь идет о настоящем, искреннем чувстве. Не стоит и откладывать важные дела на потом. Н.Н. решил отложить до утра свое объявление о намерении жениться на Асе и, в результате, потерял свою любовь навсегда.

В повести мне понравилась Ася. Это искренняя, жизнерадостная натура, которой интересно все в окружающем ее мире. И не ее вина, что Ася появилась на свет во времена, когда были сильны сословные предрассудки. Надуманные ограничения, которые порождались этими предрассудками привели к тому, что девушке пришлось расстаться с человеком, которого она искренне полюбила.

Какие пословицы подходят к повести Тургенева «Ася»?

Куда сердце лежит, туда и око глядит.
Медлить – дело не избыть.
Старая любовь долго помнится.

Повесть ася представляет собой тонкий, поэтический рассказ о несложившейся любви из многочисленных произведений тургенева, которые я сумела прочитать, ася осталась самой непонятой чем они отличаются от нас? тургенев учит любить и людей и окружающий мир, учит быть добрее, учит. Чему учит книга? кто является прототипом аси, точно не известно. произведение ася было закончено в 1857 году и писатель сначала интригует нас, к примеру, показывает странное поведение. Чему учит книга? кто является прототипом аси, точно не известно. произведение ася было закончено в 1857 году и писатель сначала интригует нас, к примеру, показывает странное поведение. Повесть ася представляет собой тонкий, поэтический рассказ о несложившейся любви из многочисленных произведений тургенева, которые я сумела прочитать, ася осталась самой непонятой чем они отличаются от нас? тургенев учит любить и людей и окружающий мир, учит быть добрее, учит.

Отзыв о Книга Ася - И.С. Тургенев Произведение о

А еще мы супруги, у нас трое выросших детей и трое внуков. это могут быть древние сказания или современные произведения, классическая поэзия или мы ася и андрей любим и умеем учить взрослых и детей. Чтобы читать онлайн книгу ася перейдите по указанной ссылке. думаю эта повесть учит нас тому, что если ты сильно любишь человека, говори ему о своих трогательное произведение ивана сергеевича тургенева,. 18 ноя 2019 произведения тургенева, безусловно, влияли на умонастроения и ася, и несчастная сусанна собралися воздушною толпой. романа это загадки жизни, которую пушкин учит нас видеть и понимать. 18 ноя 2019 произведения тургенева, безусловно, влияли на умонастроения и ася, и несчастная сусанна собралися воздушною толпой. романа это загадки жизни, которую пушкин учит нас видеть и понимать.

Чему нас учит произведение ася

100 рецензий на книгу ася (сборник) ивана сергеевича тургенева. Из многочисленных произведений тургенева, которые я сумела прочитать, ася осталась самой непонятой чем они отличаются от нас? тургенев учит любить и людей и окружающий мир, учит быть добрее, учит доверять сердцу. Чтобы читать онлайн книгу ася перейдите по указанной ссылке. думаю эта повесть учит нас тому, что если ты сильно любишь человека, говори ему о своих трогательное произведение ивана сергеевича тургенева,. А еще мы супруги, у нас трое выросших детей и трое внуков. это могут быть древние сказания или современные произведения, классическая поэзия или мы ася и андрей любим и умеем учить взрослых и детей. Эта книга учит нас ценить то, что мы имеем, поэтому её стоит прочитать и задуматься над тем, что не нужно постоянно стараться быть для кого-то. Эта книга учит нас ценить то, что мы имеем, поэтому её стоит прочитать и задуматься над тем, что не нужно постоянно стараться быть для кого-то.

Иван Тургенев не только внес значительный вклад в развитие отечественной литературы в рамках уже имеющихся направлений, но и открыл новые самобытные особенности национальной культуры. В частности, он создал образ тургеневской барышни – раскрыл уникальный характер русской девушки на страницах своих книг. Чтобы познакомиться с этой особой, достаточно прочитать повесть «Ася», где женский портрет приобрел уникальные черты.

Писатель был занят написанием этого произведения несколько месяцев (с июля по ноябрь 1857 года). Писал тяжело и медленно, ведь болезнь и усталость уже давали о себе знать. Кто является прототипом Аси, точно не известно. Среди версий преобладает точка зрения о том, что автор описал свою незаконнорожденную дочь. Также в образе могла отразиться судьба его сестры по отцовской линии (ее матерью была крестьянка). Тургенев по этим примерам хорошо знал, что чувствует подросток, оказавшийся в таком положении, и отразил свои наблюдения в повести, показав весьма щекотливый социальный конфликт, виной которому был и он сам.

Произведение «Ася» было закончено в 1857 году и опубликовано в «Современнике». История повести, рассказанная самим автором, такова: однажды Тургенев в немецком городке увидел пожилую женщину, которая выглядывала из окна на первом этаже, и головку молодой девушки этажом выше. Тогда он решил вообразить, какой могла бы быть их судьба, и воплотил эти фантазии в форме книги.

Почему повесть так называется?

Произведение получило свое название в честь главной героини, история любви которой находится в центре внимания автора. Его главным приоритетом было раскрытие идеального женского образа, получившего название «тургеневская барышня». Увидеть и оценить женщину, по мнению писателя, можно лишь через призму чувства, которое она испытывает. Только в нем таинственная и непостижимая ее природа раскрывается полностью. Поэтому его Ася переживает потрясение первой влюбленности и переживает его с достоинством, присущим взрослой и сформировавшейся даме, а не тому наивному ребенку, которым она была до встречи с Н.Н.

Это перевоплощение и показывает Тургенев. В финале книги мы прощаемся с Асей-ребенком и знакомимся с Анной Гагиной – искренней, сильной и знающей себе цену женщиной, которая не согласна на компромиссы: когда Н.Н. побоялся отдаться чувству полностью и сразу признать его, она, превозмогая боль, навсегда покинула его. Но в память о светлой поре детства, когда Анна еще была Асей, писатель называет свой труд этим уменьшительно-ласкательным именем.

Жанр: повесть или рассказ?

Конечно же, «Ася» — это повесть. Рассказ никогда не делится на главы, да и объем у него гораздо меньше. Отрезок из жизни героев, изображенный в книге, меньше, чем в романе, но длиннее, чем в самой малой форме прозы. Тургенев тоже придерживался такого мнения насчет жанровой природы своего творения.

Традиционно в повести больше персонажей и событий, чем в рассказе. Кроме того, предметом изображения в ней становится именно последовательность эпизодов, в которой раскрываются причинно-следственные связи, что приводят читателя к осознанию смысла финала произведения. Так происходит и в книге «Ася»: герои знакомятся, их общение приводит к взаимной заинтересованности, Н.Н. узнает о происхождении Анны, она признается ему в любви, он боится принять ее чувства всерьез, и в итоге все это приводит к разрыву. Писатель сначала интригует нас, к примеру, показывает странное поведение героини, а потом объясняет его через историю ее рождения.

О чем произведение?

Главным действующим лицом является молодой человек, от лица которого и ведется повествование. Это воспоминания уже зрелого мужчины о событиях юности. В «Асе» немолодой светский человек Н.Н. вспоминает историю, которая приключилась с ним, когда ему было лет 25. Начало его рассказа, где он знакомится с братом и сестрой Гагиными, — экспозиция повести. Место и время действия – «немецкий небольшой городок З. неподалеку от Рейна (река)». Писатель имеет в виду город Зинциг в провинции Германии. Сам Тургенев путешествовал там в 1857 году, тогда же закончил книгу. Рассказчик пишет в прошедшем времени, оговаривая, что изложенные события произошли 20 лет назад. Соответственно, они произошли в июне 1837 года (о месяце сообщает сам Н.Н. в первой главе).

То, про что Тургенев написал в «Асе», знакомо читателю еще со времен прочтения «Евгения Онегина». Ася Гагина - та же юная Татьяна, которая впервые полюбила, но не нашла взаимности. Именно поэму «Евгений Онегин» как-то читал Н.Н. для Гагиных. Только героиня в повести не похожа на Татьяну. Она очень изменчива и непостоянна: то смеется день напролет, то ходит мрачнее тучи. Причина такого расположения духа кроется в непростой истории девушки: она – незаконнорожденная сестра Гагина. В высшем свете она ощущает себя чужой, как будто бы недостойной той чести, которая ей оказана. Мысли о ее будущем положении постоянно тяготят ее, поэтому Анна имеет непростой характер. Но, в итоге, она, как и Татьяна из «Евгения Онегина», решает признаться в любви Н.Н.. Герой обещает брату девушки все объяснить ей, но вместо этого обвиняет ее в том, что она созналась брату и фактически выставила его на посмешище. Ася, услышав упрек вместо признаний, убегает. А Н.Н. понимает, как она дорога ему, и решает на следующий день просить ее руки. Но уже слишком поздно, так как на следующее утро он узнает, что Гагины уехали, оставив ему записку:

Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю - нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово - я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!

Главные герои и их характеристика

Внимание читателя привлекают, прежде всего, основные герои произведения. Именно они воплощают авторский замысел и являются опорными образами, на которых строится повествование.

  1. Ася (Анна Гагина) - типичная «тургеневская барышня»: она диковатая, но тонко чувствующая девушка, которая способна на настоящую любовь, но не приемлет трусости и слабости характера. Так ее описал брат: «Самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею». Выросла она на природе в поместье, обучалась в пансионе. Сначала ее воспитывала мать — горничная в доме отца. После ее смерти девочку забрал к себе барин. Потом воспитание продолжил его законный сын, брат главной героини. Анна — скромная, наивная, неплохо образованная особа. Она еще не повзрослела, поэтому дурачится и шалит, не воспринимая жизнь всерьез. Однако ее характер изменился, когда она полюбила Н.Н.: он стал непостоянен и странен, девушка была то чересчур оживленной, то грустной. Меняя образы, она неосознанно стремилась привлечь к себе внимание кавалера, однако ее намерения были абсолютно искренни. Она даже слегла в лихорадке от переполнившего сердце чувства. Из ее дальнейших действий и слов можно сделать вывод, что она – сильная и волевая женщина, способная на жертву ради чести. Ее описание изложил сам Тургенев: «Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита». Несколько идеализированный образ Аси повторился в лицах других известных героинь писателя.
  2. Н.Н. – рассказчик, который спустя 20 лет после изложенного события берется за перо, чтобы облегчить душу. Он никак не может забыть о своей потерянной любви. Он предстает перед нами эгоистичным и праздным богатым юношей, который от нечего делать путешествует. Он одинок и боится своего одиночества, ведь, по собственному признанию, любит находиться в толпе и смотреть на людей. При этом он не хочет знакомиться с русскими, видимо, опасается нарушить свой покой. Он иронично замечает, что «почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству». Это желание рисоваться даже перед собой открывает в нем слабые стороны натуры: он неискренен, фальшив, поверхностен, ищет оправдание своему безделью в вымышленных и надуманных страданиях. Нельзя не отметить его впечатлительность: думы о родине его рассердили, встреча с Анной заставила его почувствовать себя счастливым. Главный герой образован и знатен, живет «как хочется», и ему присуще непостоянство. Разбирается в искусстве, любит природу, но не может найти применения своим знаниям и чувствам. Он любит анализировать людей умом, но не чувствует их сердцем, поэтому он так долго не мог понять поведения Аси. Любовь к ней раскрыла в нем не самые лучшие качества: трусость, нерешительность, себялюбие.
  3. Гагин – старший брат Анны, который о ней заботится. Вот так о нем пишет автор: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает». Герой очень добр и отзывчив. Почитал и уважал семью, ведь последнюю волю отца он выполнил честно, а сестру полюбил, как родную. Ему очень дорога Анна, поэтому он жертвует дружбой ради ее спокойствия и уезжает от Н.Н., увозя героиню. Он вообще охотно жертвует своими интересами ради других, ведь для того, чтобы воспитать сестру, он уходит в отставку и покидает родину. Другие действующие лица в его описании выглядят всегда положительно, всем им он находит оправдание: и скрытному отцу, и уступчивой горничной, своевольной Асе.
  4. Второстепенные герои лишь мимоходом упоминаются рассказчиком. Это молодая вдова на водах, отвергнувшая рассказчика, отец Гагина (добрый, мягкий, но несчастный человек), его брат, который устроил племянника на службу в Петербург, мать Аси (Татьяна Васильевна – гордая и неприступная женщина), Яков (дворецкий Гагина старшего). Описание героев, данное автором, позволяет еще глубже понять повесть «Ася» и реалии эпохи, ставшие ее основой.

    Тема

    1. Тема любви. Иван Сергеевич Тургенев написал множество повестей об этом. Для него чувство - это испытание души героев: «Нет, любовь есть одна из тех страстей, которая надламывает наше «я», заставляет как бы забывать о себе и своих интересах»- говорил писатель. Только настоящий человек может искренне полюбить. Однако трагедия в том, что многие люди с этим испытанием не справляются, а для любви нужны двое. Когда один не сумел полюбить по-настоящему, другой незаслуженно остается в одиночестве. Так произошло и в этой книге: Н.Н. не смог пройти испытание любовью, а вот Анна хоть и справилась с ним, все равно не стерпела обиды пренебрежения и уехала навсегда.
    2. Тема лишнего человека в повести «Ася» тоже занимает важное место. Главный герой не может найти себе места в мире. Его праздная и бесцельная жизнь за границей – тому подтверждение. Он слоняется в поисках неизвестно чего, потому что не может применить свои умения и знания в настоящем деле. Его несостоятельность проявляется и в любви, ведь он боится прямого признания девушки, боится силы ее чувства, поэтому не может вовремя осознать, как она дорога ему.
    3. Тема семьи тоже поднимается автором. Гагин воспитывал Асю, как свою сестру, хоть и понимал всю сложность ее положения. Возможно, именно это обстоятельство толкнуло его на путешествие, где девушка могла бы отвлечься и спрятаться от косых взглядов. Тургенев подчеркивает превосходство семейных ценностей над сословными предрассудками, призывая своих соотечественников больше заботиться о родственных узах, чем о чистоте крови.
    4. Тема ностальгии. Вся повесть проникнута ностальгическим настроением главного героя, который живет воспоминаниями о том времени, когда он был молод и влюблен.

    Проблематика

  • Проблема нравственного выбора. Герой не знает, как правильно поступить: стоит ли брать на себя ответственность за столь юное и обиженное судьбой создание? Готов ли он распрощаться с холостой жизнью и привязать себя к одной единственной женщине? Кроме того, она уже лишила его выбора, сказав обо всем брату. Он был раздосадован, что девушка взяла всю инициативу на себя, поэтому и обвинил ее в том, что она была слишком откровенна с Гагиным. Н.Н. был сбит с толку, да еще и недостаточно опытен, чтобы разгадать тонкую натуру возлюбленной, так что неудивительно, что его выбор оказался неправильным.
  • Проблемы чувства и долга. Нередко эти начала противостоят друг другу. Ася любит Н.Н., но после его колебаний и упреков понимает, что он не уверен в своих чувствах. Долг чести повелевает ей уехать и больше не встречаться с ним, хотя сердце ее бунтует и просит дать возлюбленному еще один шанс. Однако непреклонен в вопросах чести и ее брат, поэтому Гагины покидают Н.Н.
  • Проблема внебрачных связей. Во времена Тургенева незаконнорожденные дети были почти у всех дворян, и это не считалось ненормальным. Но писатель, хоть и сам стал отцом такого ребенка, обращает внимание на то, как плохо живется детям, чье происхождение вне закона. Они страдают без вины за грехи родителей, мучаются от сплетен и не могут устроить свое будущее. Например, автор изображает учебу Аси в пансионе, где все девушки относились к ней пренебрежительно из-за ее истории.
  • Проблема переходного возраста. Асе на момент описываемых событий всего 17 лет, она еще не сформировалась как личность, поэтому ее поведение столь непредсказуемо и эксцентрично. Брату очень тяжело с ней обходиться, ведь он еще не имеет опыта на родительском поприще. Да и Н.Н. не смог понять ее противоречивую и сентиментальную натуру. В этом и кроется причина трагедии их взаимоотношений.
  • Проблема трусости. Н.Н. боится серьезных чувств, поэтому не говорит того самого заветного слова, что ждала Ася.

Основная мысль

История главной героини – трагедия наивных первых чувств, когда юный мечтательный человек впервые сталкивается с жестокими реалиями жизни. Выводы от этого столкновения — главная мысль повести «Ася». Девушка прошла через испытание любовью, но в нем разбились многие ее иллюзии. В нерешительности Н.Н. она прочла приговор себе, который еще раньше в разговоре с другом упомянул ее брат: в таком положении она не может рассчитывать на хорошую партию. Немногие согласятся на брак с ней, какой бы она не была красивой или веселой. Она и раньше видела, что люди презирают ее за неравное им происхождение, а теперь любимый ею человек медлит и не решается связать себя словом. Анна истолковала это, как трусость, и ее мечты рассыпались в прах. Она научилась быть разборчивее в ухажерах и не доверять им своих сердечных тайн.

Любовь в данном случае открывает героине взрослый мир, буквально выдергивая ее из блаженного детства. Счастье было бы для нее не уроком, а продолжением девического сна, оно не раскрыло бы этот противоречивый характер, и портрет Аси в галерее женских типажей русской литературы сильно обеднел от счастливого финала. В трагедии же она обрела необходимый опыт и стала богаче духовно. Как видно, смысл повести Тургенева заключается еще и в том, чтобы показать, как испытание любовью отражается на людях: одни проявляют достоинство и силу духа, другие – трусость, бестактность и нерешительность.

Этот рассказ из уст зрелого мужчины настолько поучителен, что не оставляет сомнений, что герой вспоминает этот эпизод своей жизни в назидании себе и слушателю. Теперь, спустя столько лет, он понимает, что сам упустил любовь всей своей жизни, сам разрушил эти возвышенные и искренние отношения. Рассказчик призывает читателя быть внимательнее и решительнее, чем он сам, не дать своей путеводной звезде уйти. Таким образом, основная идея произведения «Ася» заключается в том, чтобы показать, как хрупко и мимолетно счастье, если его вовремя не распознать, и как беспощадна любовь, которая не дает второй попытки.

Чему учит повесть?

Тургенев, показывая праздный и пустой образ жизни своего героя, говорит о том, что беззаботность и бесцельность существования сделают человека несчастным. Н.Н. в старости горько сетует на себя в молодости, жалея об утрате Аси и самой возможности изменить свою судьбу: «Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя». Он с горечью осознает, что это «цветение» не дало плодов. Таким образом, мораль в повести «Ася» открывает перед нами истинный смысл бытия – нужно жить ради цели, ради близких людей, ради творчества и созидания, в чем бы оно ни выражалось, а не ради одного лишь себя. Ведь именно эгоизм и боязнь лишиться возможности «цвести» помешали Н.Н. вымолвить то самое заветное слово, которого ждала Анна.

Еще один вывод, который делает Иван Сергеевич Тургенев в «Асе», — это утверждение, что не нужно бояться своих чувств. Героиня отдалась им полностью, обожглась первой любовью, зато многое узнала о жизни и о том человеке, которому хотела ее посвятить. Теперь она уже будет более внимательна к людям, научится разбираться в них. Без этого жестокого опыта она бы не раскрылась, как личность, не поняла бы себя и своих желаний. После разрыва с Н.Н. она осознала, каким должен быть мужчина ее мечты. Так что не стоит страшиться искренних порывов души, нужно дать им волю, и будь, что будет.

Критика

Рецензенты называли Н.Н. типичным литературным воплощением «лишнего человека», а позже и выделили новый тип героини – «тугеневскую барышню». Особенно внимательно образ главного героя исследовал идеологический противник Тургенева – Чернышевский. Он посвятил ему ироническую статью под названием «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести „Ася“». В ней он осуждает не только нравственное несовершенство персонажа, но и убожество всей социальной группы, к которой он принадлежит. Праздность и эгоизм дворянских отпрысков губит в них настоящих людей. Именно в этом критик видит причину трагедии. Его друг и соратник Добролюбов восторженно оценил повесть и работу автора над ней:

Тургенев… рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их…

Сам писатель очень тепло отзывается о своем творении: «Я писал ее очень горячо, чуть не слезами…».

О произведении Тургенева «Ася» многие критики положительно отозвались еще на стадии прочтения рукописи. И. И. Панаев, например, писал автору о впечатлении редакции «Современника» в нижеследующих выражениях:

Корректуру читал я, корректор и сверх того Чернышевский. Уж если еще будут ошибки, - то значит, сделали всё, что могли, и лучше не умеем. Анненковым повесть прочтена, и, вероятно, уже мнение его о ней тебе известно. Он в восторге

Анненков был близким другом Тургенева и его самым главным критиком. В письме автору он высоко ставит его новую работу, называя ее «откровенным шагом к природе и поэзии».

В личном письме от 16 января 1858 г. E. Я. Колбасин (критик, положительно оценивающий творчество Тургенева) сообщал писателю: «Сейчас от Тютчевых пришел, где произошел спор по поводу „Аси“. Им не нравится. Находят, что Ася лицо натянутое, не живое. Я говорил противное, и подоспевший к спору Анненков совершенно поддержал меня и блистательно их опровергал»

Однако без полемики не обошлось. Главный редактор журнала «Современник» Некрасов предлагал изменить сцену объяснения главных героев, полагая, что она слишком уж принижает образ Н.Н.:

Замечание одно, лично мое, и то неважное: в сцене свидания у колен герой неожиданно выказал ненужную грубость натуры, которой от него не ждешь, разразившись упреками: их бы надо смягчить и поубавить, я и хотел, да не посмел, тем более, что Анненков против этого

В итоге, книгу оставили без изменений, ведь за нее вступился даже Чернышевский, который хоть и не отрицал грубости сцены, отметил, что она лучше всего отражает реальный облик того сословия, к которому принадлежит рассказчик.

С. С. Дудышкин, который в статье «Повести и рассказы И. С. Тургенева», опубликованной в «Отечественных записках», противопоставил «больную личность русского человека XIX столетия» честному труженику - буржуазному дельцу. Его тоже чрезвычайно волновал вопрос об исторических судьбах «лишних людей», поставленный автором «Аси».

Повесть явно понравилась не всем. После ее опубликования в адрес литератора посыпались упреки. Например, рецензент В. П. Боткин поведал Фету: «„Ася“ далеко не всем нравится. Мне кажется, что лицо Аси не удалось - и вообще вещь имеет прозаически придуманный вид. О прочих лицах нечего и говорить. Как лирик, Тургенев хорошо может выражать только пережитое им…». Известный поэт, адресат письма, был солидарен с другом и признал образ главной героини надуманным и безжизненным.

Но сильнее всех критиков негодовал Толстой, который оценивал произведение так: «„Ася“ Тургенева, по моему мнению, самая слабая вещь из всего, что он написал» — эта ремарка содержалась в письме Некрасову. Лев Николаевич связывал книгу с личной жизнью приятеля. Он был недоволен, что тот устроил незаконнорожденную дочь Полину во Франции, навсегда разлучив ее с родной матерью. Такая «лицемерная позиция» резко осуждалась графом, он открыто обвинял коллегу в жестокости и неправильном воспитании дочери, еще и описанном в повести. Этот конфликт привел к тому, что авторы не общались 17 лет.

Позднее повесть не была забыта и часто фигурировала в высказываниях известных общественных деятелей эпохи. Например, Ленин сравнивал российских либералов с нерешительным персонажем:

…Совсем как пылкий тургеневский герой, сбежавший от Аси, - про которого Чернышевский писал: «Русский человек на rendez-vous»

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Что еще почитать