Как найти скифское поселение. Какие у скифов в крыму были жилые и хозяйственные постройки

Победа греков над скифами во II в. до н. э. оказалась эфимерной. Скифы вновь овладели западным Крымом. Раскопки последних десятилетий в этом районе выявляют все новые и новые данные о строительной и хозяйственной деятельности скифов. Целой цепочкой протянулись их поселения вдоль побережья. Большинство из них еще ждет исследований, и лишь на самых значительных в последние годы ведутся раскопки.

На берегу моря, в 7 км к западу от Евпатории, близ детского санатория «Чайка» расположено городище скифов. Оно возникло на месте греческого поселения, которое еще в начале III в. до н. э. пытались захватить скифы.

Во II в. до н. э. они возвели здесь небольшую крепость с мощной оборонительной стеной своеобразной конструкции. Поскольку эта местность песчаная, ров здесь вырыть невозможно (края осыпались бы). Скифы решили проблему обороны города очень остроумно: они насыпали песчаный вал шириной 6 м, который затем укрепили с внутренней и внешней сторон стеной из бутового камня. Стена была высокой - сохранившаяся часть внешней облицовки достигает 3,5-4 м.

Застройка крепости велась по строгому плану. Сказалось, видимо, влияние греческих строителей, да и сами скифы ко II в. до н. э. уже сумели приобрести навыки градостроительства. С востока и юга шли кварталы из примыкающих друг к другу жилищно-хозяйственных комплексов. Если хозяин владения изменял площадь своей постройки (пристраивал сарай или расширял жилое помещение), то это приводило, естественно, к изменению планировки всего квартала. Наряду с одноэтажными, строили и двухэтажные дома. Наверх поднимались по каменным лестницам.

Улицы, как правило, были мощеные, их уровень находился выше полов помещений, куда спускались также по лестницам.

Местное население прибрежной полосы занималось рыболовством, земледелием, торговлей. Видимо, оно унаследовало традиции живших здесь ранее греков, используя установленные ими торговые связи с различными городами.

Городище «Чайка» просуществовало сравнительно недолго. В I в. н. э. жизнь здесь замерла.

К северу от Евпатории, в 28 км от нее, на берегу моря расположено Южно-Дсиузлавское городище. Оно, так же как и «Чайка», возникло во II в. до н. э. на месте греческого поселения. Захватив его, скифы возвели в центральной части укрепление, которое имело округлую в плане форму размером 130 на 45 м. Эта небольшая крепость была хорошо защищена валом, поверх которого шла каменная стена. Перед ней находился глубокий ров, обложенный камнями. За пределами крепостных стен располагалось селище.

Раскопками на городище открыты здания, состоящие из нескольких помещений. Их стены, как правило, сложены из рваного камня. Сохранились каменные ограды дворов, многочисленные хозяйственные ямы. Помимо добротных жилищ, существовали и примитивные. Примером тому могут служить остатки юрты I в. н. э., имеющей почти правильную круглую форму размером 2,7 на 3 м. По краю глинобитного пола шли поставленные на ребро плоские камни. В центре находилась яма, предназначенная для опорного столба перекрытия.

Южно-Донузлавское городище прекратило свое существование, как и «Чайка», в I в. н. э.

На южном побережье Тарханкутского полуострова, у с. Окуневки, на месте ранее существовавшего греческого поселения, во II в. до н. э. возникло скифское городище Тарпанчи. В плане оно имело прямоугольную форму, с трех сторон было защищено каменной стеной толщиной 2,8 м. Кверху она постепенно сужалась до 1,55 м. Снаружи стену обмазывали толстым слоем глины. Это не только придавало ей более опрятный вид, но и делало более прочной. Вдоль стены, на расстоянии 4 м друг от друга, располагались боевые башни. Исследованы две из них.

Квадратные в плане, пятиметровые в поперечнике, они, так же как и стены, возведены из бута. Перед стеной башни выступали на 4-4,4 м. Удалось проследить оригинальную конструкцию основания башни, до раскопок городища Тарпанчи не встречавшуюся в скифской фортификациии. Башня имела цоколь из крупных плит, лицевая кладка которого, обращенная к напольной стороне, была пирамидальной. На цоколе возвышалась вертикальная стена. Во второй строительный период башни укрепили дополнительным противотаранным поясом толщиной 1,75 м. Перед стеной находился глубокий (4,5 м) ров, ширина которого в верхней части достигала 11-12 м, а в основании - 5 м. Склон рва, обращенный к городу, облицован камнем28.

К городищу с запада и востока примыкали селища, размеры которых во много раз превосходили размеры самого укрепления. К северу располагались остатки большого зольника.

У оборонительной стены, с ее внешней стороны, открыт пристроенный к ней навес, под которым временно хранили, а может быть, и просушивали пшеницу и ячмень. Площадка под навесом была глинобитной. Когда последний раз промазали пол, кто-то прошел по нему, остались отпечатки босых ног. Раскопана не вся площадка, а только ее часть, но на ней собрано более 500 кг обуглившегося зерна. Погибло зернохранилище внезапно на рубеже II-I вв. до н. э. Вероятно, это произошло во время второго похода войск Диофанта против скифов, когда Диофант «будучи задержан непогодой» - как мы узнаем из декрета в Херсонесе,- неожиданно повернул в приморские земли северо-западной Тав-рики. Нападение было столь внезапным, что скифы не смогли уберечь собранный урожай. От удара врагов пострадала и оборонительная стена. Однако, судя по всему, грекам не удалось захватить Тарпанчи. Жизнь на поселении продолжалась.

Во II-III вв. н. э. здесь возникают различные сооружения, в том числе так называемый дом с контрфорсами. Он состоял из трех помещений: жилого и двух хозяйственных, а также двора со служебными постройками. Такой комплекс характерен для скифских усадеб северо-западного Крыма.

Помимо земледелия, местное население занималось животноводством (разводили овец, коз, свиней, лошадей, коров, собак), рыболовством (ловили кефаль, камбалу, осетров).

В III в. н. э. городище Тарпанчи погибло. Жизнь в нем замерла. Население покинуло свои жилища, они начали быстро разрушаться. И вот в одном из помещений археологи обнаружили остатки гнезда хищных птиц, некогда поселившихся на руинах Тарпанчи. Хищники вывели птенцов, кормили их мелкими птицами, а также змеями. Удалось установить 26 видов последних.

Все сказанное, во-первых, прямо указывает, что край этот Оставался долгое время пустынным, необитаемым. А во-вторых, позволяет судить о той фауне, которая была здесь в начале I тыс. н. э.

Южно-Донузлавское городище, «Чайка», Тарпанчи были сравнительно небольшими поселениями, тогда как в устье Альмы скифы в конце II в. до н. э. возвели большой город. Место для него они выбрали исключительно удачное. Альма в древности была полноводная, обеспечивала жителей пресной водой. Левый берег реки был довольно крутой. Тридцатиметровые отвесные обрывы делали городище неприступным со стороны моря. Более пологий спуск вел к реке. И лишь юго-западная и юго-восточная стороны оставались незащищенными. Здесь скифы создали надежную оборонительную систему.

Городище сейчас имеет форму треугольника, обращенного вершиной к морю. Его площадь около 6 га, но море непрерывно наступает на него, подмывает берег, и огромные массы земли рушатся на пляж. Уничтожается ежегодно примерно 60 см береговой полосы. В обрывах видны остатки хозяйственных ям, каменных построек, битая посуда. Какая площадь разрушилась, что находилось на несохранившейся территории, мы уже никогда не узнаем.

В древности городище было связано морским путем с Херсонесом и Керкинитидой, с близлежащими приморскими скифскими поселениями. Мимо него греческие корабли шли из Херсонеса в Керкинитиду и Ольвию. А может быть, греческие купцы приплывали из Ольвии с товарами для скифов прямо к устью Альмы.

С Херсонесом и Неаполем местных жителей соединяли сухопутные дороги, следы которых выявляет аэрофотосьемка.

С юго-запада и юго-востока к городищу примыкало огромное поселение, во много раз превесходящее его размеры. С напольной стороны оно было, вероятно, защищено земляным валом. Площадь поселения сейчас распахана, засажена виноградником, но оборонительную линию фиксирует аэрофотосъемка. К востоку от него находился большой некрополь. Не все еще его границы удалось выявить. К примеру, южная теряется в винограднике, где встречаются отдельные могилы. Всего исследовано около 7000 м2 площади древнего кладбища (примерно его четвертая часть).

Когда возникло городище, жили ли до него здесь греки, кому принадлежали эти земли до появления скифов? Эти вопросы стояли перед археологами с самого начала исследования памятника. Однако ответить на них не просто. Ведь значительная часть городища уничтожена, и культурные слои, которые, возможно, могли дать ответ на эти вопросы, погибли. Поэтому надо обратиться к имеющимся материалам. О чем говорят они?

При раскопках фрагменты греческой керамики IV-III вв. до н. э. встречаются крайне редко, однако они все-таки есть, и общее их количество постепенно возрастает. Были найдены обломки херсонесских и синопских амфор этого же времени, фрагменты чернолаковых сосудов. Значит, жизнь здесь в IV-III вв. до н. э. была. Существовавшее до скифов поселение могло скорее всего принадлежать грекам хоры Херсонеса. В связи с наступлением моря и уничтожением береговой полосы какая-то часть этого поселения (теперь мы уже не узнаем какая именно) уничтожена.

Если наше предположение верно, а дальнейшие исследования Усть-Альминского городища это могут проверить, то границы хоры Херсонеса в северо-западном Крыму должны быть значительно отодвинуты к югу от уже известной территории.

Что же касается самого скифского городища, то оно возникло в устье Альмы, как мы уже сказали, в конце II в. до н. э.* (до войны с херсонесскими греками).

Разведочные раскопки на городище были проведены П. Н. Шульцем в 1946 г., а с 1968 по 1984 г. городище и некрополь ежегодно исследовал Альминский отряд Института археологии АН УССР».

Приступая к систематическим раскопкам этого памятника, Альминский отряд ставил перед собой несколько задач. Прежде всего следовало выяснить, как был защищен город скифов. Сейчас, поднимаясь к городищу по крутой тропинке со стороны Альмы или подходя к нему с юга от с. Углового, можно видеть довольно высокий поросший травой вал и ров перед ним. Что это - земляные сооружения или развалы саманных стен? Какие у скифов в Крыму были жилые и хозяйственные постройки, чем занималось население, какие существовали у них обряды, как хоронили умерших?

Кроме этих вопросов, предстояло решить и еще один самый трудный - как назывался в древности этот город?

___________________________________
Ю. А. Коловрат

Население Змиевщины сер. VII - III вв. до н. э. историческая наука именует скифским, т. к. практически всю территорию современной Украины древние греки называли Скифией, а её население скифами. Однако по этническому составу население Скифии не было однородным.

Главным письменным источником в изучении скифского периода истории Змиевщины являются археологические материалы и сообщения древнегреческого историка Геродота. В своей «Истории» Геродот упоминает Северский Донец: «… восьмая река - Танаис . Она … впадает … в … озеро под названием Меотида (оно отделяет царских скифов от савроматов). В Танаис впадает другая река, по имени Сиргис» .

В то же время, по данным археологии на обширной территории лесостепной Скифии, простиравшейся от бассейна среднего и верхнего Днестра на западе до среднего Дона на востоке, жили в VII - III вв. до н. э. племена осёдлых земледельцев. Культура данных племён по своему происхождению, по особенностям быта, религиозных верований существенно отличалась от культуры степных кочевников скифов .

Своеобразные черты племён лесостепной историко-этнографической области складывались постепенно и в основном на местной основе, уходящей своими корнями в доскифское время, в эпоху бронзы. Б.А.Шрамко считает, что на Змиевских землях местную основу составило население позднесрубной и бондарихинской культур, в которое влились на рубеже VII - III вв. до н. э. переселенцы из днепровского Правобережья, являвшиеся носителями культуры жаботинского типа . П.Д.Либеров, изучая северскодонецкую лепную керамику, пришёл к выводу, что аналогичные типы керамики изготовляли местные племена эпохи бронзы (катакомбная, срубная, бондарихинская археологическая культура) .

В результате сложного взаимодействия различных культур, принадлежавших различным этническим группам, в лесостепной зоне Восточной Европы ещё в доскифское время начала формироваться своеобразная историко-этнографическая область. С установлением господства скифов в степях Северного Причерноморья, между ними и лесостепными земледельцами устанавливаются тесные культурно-экономические связи. Межплеменное разделение труда обеспечило взаимовыгодную торговлю. В результате и у тех и у других племён распространяются общие типы вооружения, конской упряжи и украшений, которые нередко имеют изображения, оформленные в т. н. зверином стиле. При этом специфические особенности культуры лесостепной общности сохраняются на протяжении всей скифской эпохи. Поэтому скифские памятники лесостепной части Украины называют лесостепной культурой . В бассейне Северского Донца была распространена северскодонецкая (другое, неверное, название - севернодонецкая) группа памятников данной культуры. Городища, селища и курганы этого периода сосредоточены главным образом на правом берегу Северского Донца, по рекам Уды и Мжа.

Памятники скифского времени на Северском Донце впервые привлекли внимание таких знатоков края, как Н.В.Сибилёв, С.А.Локтюшов и А.С.Федоровский ещё в начале ХХ в. После 1917 г . они изучались Н.М.Фуксом, С.А.Семёновым-Зусером, И.И.Ляпушкиным, И.Ф.Левицким. Наибольшие заслуги в изучении этих памятников принадлежат Б.А.Шрамко и П.Д.Либерову . Скифские городища и селища бассейна Северского Донца изучали А.А.Моруженко, В.П.Андриенко, В.Е.Радзиевская, В.Г.Бородулин. Значительный вклад в открытие и изучение памятников скифского времени внесли И.П.Костюченко, Е.В.Пузаков, Ю.Н.Шкорбатов, В.З.Фрадкин, Я.И.Красюк, Т.И.Щетинин и др. . В последнее время очень интересные материалы, относящиеся к истории лесостепного населения Змиевщины в VII - III вв. были получены во время раскопок, проводившихся под руководством Ю.В.Буйнова и А.В.Бандуровского . В настоящий момент изучением скифских древностей на территории Змиевского края занимаются В.В.Колода, Д.С.Гречко, Г.Е.Свистун, И.Б.Шрамко и др.

Хронологически скифская лесостепная культура подразделяется на три периода:

  • раннескифский (сер. VII - пер. пол.VI вв. до н.э.);
  • среднескифский (вт. пол. VI - V вв. до н.э.);
  • позднескифский (кон. V - нач. III вв. до н.э.) .

Население Левобережной Лесостепи концентрировалось несколькими группами по течению основных рек. Одна из них заселила лесостепное течение Северского Донца. Очевидно, в таком размещении отразилось естественное деление этих групп на племена. Каждое из этих территориальных племенных образований имело определённые особенности материальной культуры, составлявшие их этнографические признаки .

Характерной особенностью населения Левобережной Лесостепи скифского времени является то, что в IV в. до н.э., в пору наивысшей агрессии кочевых скифов, местный этнос, его культура и хозяйственная жизнь не пришли в упадок, как это произошло на Правобережье. Наоборот, в IV в. до н.э. здесь наблюдается рост и расцвет хозяйственной и культурной деятельности. По-видимому, население этой территории в меньшей степени, чем его западные соседи, подвергались опустошительным набегам степняков .

Исследователи предпринимали неоднократные попытки отождествить лесостепную археологическую культуру с конкретным этнонимом, из тех, что приводит Геродот в своём перечне. В соответствии с гипотезой А.И.Тереножкина и В.А.Ильинской, на Левобережной Украине следует локализовать геродотовых скифов-земледельцев .

Такого же мнения придерживаются авторы десятитомной «Истории Украинской ССР» (см. рис. на переднем форзаце). Население, жившее между верховьями Дона и Днепром, Геродот называет гелонами и сообщает о них следующее: «Гелоны … занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб» . Этим гелоны резко противопоставляются скифам-кочевникам. Б.А.Рыбаков локализовывал гелонов на Левобережье, в т.ч. и по Северскому Донцу (см. рис.) .

Но, скорее всего, отождествлять гелонов с носителями лесостепной культуры неверно, ибо немного ранее Геродот сообщает: «Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов» . Считать население лесостепной культуры будинами так же ошибочно, так как их ареал обитания - это лес: «…вся земля их покрыта лесом» .

Рис. 1.

Источник: 1987 г . - М.: Наука, 2008. - С. 57

Рис. 2.

Источник: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. - Репринт. изд. 1987 г . - М.: Наука, 2008. - С. 62

По мнению харьковских учёных В.В.Скирды, Б.П.Зайцева и А.Ф.Парамонова племена лесостепной культуры следует отождествлять с меланхленами . Этой точки зрения придерживаются также Б.А.Шрамко , В.К.Михеев и автор данных строк . Основой данного мнения служит следующее. Исследователями отмечено, что в формировании восточнославянского племени северян (волынцевская и роменская археологическая культура) принял участия определённый иранский (позднескифский и сарматский) элемент. Например, сам этноним сѣверопроисходит от иранского sēv- «чёрный» . Поразительная параллель с меланхленами, чьё имя переводится как «люди в чёрных одеждах» ! В.В.Иванов и В.Н.Топоров полагают, что рассматриваемый этноним мог быть связан с индоиранским savya-, имеющим различные пространственные значения . Это даёт основание предполагать, что имя северян может быть увязано с племенами меланхленов «чёрных плащей», описанными Геродотом . Кроме того, устройство святилищ лесостепной скифской культуры во многом схоже со святилищами северян, о чём будет сказано ниже, в третьей главе. По предположению В.В.Седова, северами первоначально именовалась племенная группа ираноязычного населения, обитавшая в Днепровском лесостепном Левобережье. Это население растворилось среди славян, которые и восприняли старый этноним . Неясным является лишь время этого события.

Рис. 3.

I - древности с городищ (1, 6, 8 - Бельское; 2-5, 7, 9 - Басовское); II - древности из курганов возле с. Аксютинцы (10 - курган № 3 в уроч. Стайкин Верх; 11-15 - Старшая Могила).

Источник: Винокур І. С., Телєгін Д. Я. Археологія України: Підручник для студентів історичних спеціальностей вищих навчальних закладів. - Вид. 2-е, доп. і перероб. - Тернопіль: Навчальна книга; Богдан, 2005. - С. 180

Необходимо отметить, что И.С.Винокур и Д.Я.Телегин считают меланхленов носителями юхновской археологической культуры и размещают их севернее лесостепной культуры. Судя по топонимике, юхновцы принадлежали к числу балтских по языку племён, родственных по своему этносу современным латвийцам и латышам .

Рис. 4.

Источник: Велика Скіфія. - 1 6 500 000 // Україна. Історичний атлас. 7 клас. - К.: Мапа, 2008. - С. 5

Таким образом, вопрос об этнической принадлежности население скифской лесостепной культуры Змиевщины сер. VII-III вв. до н.э., остаётся открытым. Тем не менее, учитывая сложность и неоднозначность этнической идентификации населения нашего края означенного времени, в дальнейшем своём повествовании мы будем именовать местное население этого периода лесостепными скифами.

Рис. 5.

Источник: История Украинской ССР: В 10 т. - К.: Наукова думка, 1982. - Т. 1. Первобытнообщинный строй и зарождение классового общества, Киевская Русь /до второй половины XIII в./

Лесостепная часть бассейна Северского Донца в скифскую эпоху была густо заселена. Всего здесь известно более 150 открытых поселений и городищ . Поселения лесостепных скифов на территории Змиевского края представлены городищами и селищами. Характерно, что на Змиевщине поселения изучены лучше, чем курганы. Поселения лесостепной культуры расположены главным образом на правом берегу Северского Донца и по его правым притокам, в частности: на Мже, Удах, Гомольше .

На сегодняшний день в бассейне Северского Донца насчитывается 18 городищ. Некоторые из них расположены на территории Змиевщины: Водяное, Мохнач, Короповы Хутора, Бльшая Гомольша, Северское городище, Тарановское и, вероятно, Сухая Гомольша . Думается, что в этот список следует добавить Змиево городище . Также имеются сведения о существовании скифского городища на территории с. Островерховка .

Рис. 6.

Источник:

Традиционно исследователи считают, что возникновение городищ на Змиевщине следует связывать с расширением экспансии скифов и нарушением стабильности в Северном Причерноморье. В частности, Д.С.Гречко и Г.Е.Свистун пишут: «Вряд ли укрепления возникали хаотически при отсутствии какой-либо угрозы, поскольку их сооружение требовало огромного количества материальных и людских ресурсов. Характерно, что местная племенная группировка укрепляла поселения, расположенные вблизи Муравского шляха» . Однако В.В.Колода придерживается иного взгляда. По его мнению, причиной продвижения скифоидного населения из бассейнов Ворсклы, Псла и Сулы на территорию Змиевщины могла быть необходимость хозяйственного освоения новых земель, связанная с экстенсивным, а потому экологически рискованным ведением хозяйства .

Рис. 7. Реконструкция защитных сооружений скифского времени на Мохначанском городище

Источник: Гречко Д. С., Свистун Г. Є. Деякі питання вивчення лісостепових городищ скіфського часу на Сіверському Дінці // Археологія. - 2006. - № 4. - С. 20

Технологию сооружения защитных сооружения скифских городищ великолепно реконструировали Д.С.Гречко и Г.Е.Свистун. В основе фортификации находился вал, сооружавшийся следующим образом. Сперва, по линии будущего вала сжигалось огромное количество дерева. Поверх образовавшейся раскалённой зольной подушки ложился слой увлажнённой глиняной массы, в которую вставляли засечённые вверху колоды. Глиняный слой прожигался температурой зольной подушки и превращался в подобие кирпича. Затем глиняная сердцевина сооружения закрывалась насыпью вала .

В 1953 г . Б.А.Шрамко исследовал Змиево городище, больше известное в археологии как Гайдары-1 (урочище Буцера). В отчёте отмечены невыразительные фрагменты лепной посуды, предположительно скифского времени. Подъёмный материал, собранный в разное время А.С.Федоровским, Н.К.Фуксом, М.И.Саяным и В.В.Дидыком, свидетельствует, что в раннем железном веке здесь существовало скифское селище лесостепной культуры . Предполагавшееся некоторыми исследователями наличие на данном памятнике оборонительного вала скифского времени , остаётся невыясненным.

Городище, расположенное у с. Сухая Гомольша - многослойное, также содержит материалы, свидетельствующие о пребывании в этих краях лесостепных скифов. Предположительно, оно возникло в скифскую эпоху , хотя сомнения по этому поводу высказали Д.С.Гречко и Г.Е.Свистун . Общая площадь городища 2 га . Оно состоит из цитадели и двух предградий .

На территории с. Островерховка расположено скифское городище IV - III вв. до н. э. Во время раскопок здесь выявлено наземное жилище .

В с. Большая Гомольша на мысе левого берега реки Гомольши расположено скифское городище V - III вв. до н. э., площадь которого около 7 га . Городище окружено валом и рвом. В 1928 - 1929 гг. в окрестностях городища найден бронзовый котёл скифского типа. Здесь же, В.З.Фрадкиным и В.П.Андриенко в 1968 г . обнаружены два селища. Первое селище расположено в 1 километре к востоку от села, на пашне. Оно имеет площадь 150×70 м. Второе находится в урочище Засемёново, на мысе правого берега реки Гомольша, в 1 км к югу от животноводческой фермы, у северо-восточной окраины села, с площадью 500×300 м .

Между сёлами Водяное и Красная Поляна имеется городище. Оно расположено на высоком мысе правого берега реки Уды, в урочище Холодный Яр. Мыс с напольной стороны ограждён валами и рвами. Площадь городища составляет 2, 54 га . Раскопки, проводившиеся Б.А.Шрамко в 1952 г ., показали, что городище двухслойное - с отложениями скифской эпохи и роменской культуры .

Интереснейшим памятником истории нашего края является городище Коробовы хутора, расположенное возле с. Коробово, на левом берегу реки Северский Донец, на песчаных дюнах около леса. Раскопки, проводившиеся под руководством Б.А.Шрамко в 1953-1954 и в 1970 гг., показали, что оно двухслойное. Нижний его слой относится к скифскому периоду времени. Площадь Коробовского городища составляет 1,5 га . Главный двор его с трёх сторон окружён рвом и валом с остатками каменной кладки от стен. Также, в районе с. Коробова найдены три античные пантикапейские монеты . Вал скифского времени был насыпан из песка, а с боку усиливался, очевидно, рядом засечённых колод. Этот вал датируется типично скифской керамикой и фрагментом точильного бруска с отверстием для подвешивания, характерного для скифской эпохи .

Среди археологических памятников Змиевщины особенное внимание исследователей всегда привлекало внимание городища, расположенное в пределах современного с. Мохнач. Памятник площадью приблизительно 12,5 га размещён на высоком мысе правого берега Северского Донца между заплавой и одной из глубоких балок, выходивших к ней с северо-западной стороны. Защитные сооружения Мохначанского городища начали строиться в раннем железном веке, но, скорее всего, скифы не довели строительство фортификаций до конца, что и привело к разрушению городища . Рядом с городищем, по обе стороны Донца располагались 7 скифских селищ. Данные поселения занимали первую надзаплавную террасу левого и склоны правого берегов реки .

У пос. Кочеток (Чугуевский район) обнаружены два селища скифской эпохи с зольниками и городище. Они расположены на высоком правом берегу Северского Донца, около устья его притока - реки Большая Бабка. Ещё одно многослойное селище также имеет скифские отложения .

Одно из поселений скифского времени расположено в с. Аксютовка. Здесь найдены четыре бронзовых наконечника стрел .

В 1950 г . Б.А.Рыбаковым было открыто скифское селище, расположенное у с. Островерховка . Данное поселение и связанный с ним могильник расположены на плоской возвышенности истоков реки Чернявки (левый приток Мжи). В 1951-1953 гг. исследование данного памятника проводил Харьковский госуниверситет. На территории селища зафиксировано 60 зольников, которые сосредоточены в 5 группах. Каждая из этих групп представляет собою самостоятельное целое и расположена от соседней группы на значительном расстоянии. Первая группа включает 10 зольников, вторая - 15, третья - 11, четвёртая - 21 и пятая - 3. в первой, второй и четвёртой группах зольники располагались приблизительно по кругу. Возможно, такой же порядок был и в третьей группе, однако там это менее заметно, так как площадь её пересекается молодым оврагом .

На околице с. Боровое выявлено поселение скифского времени, V-III вв. до н. э. . Ещё одно такое селище находилось на территории с. Соколово .

В 1951 г . в 2 км к северу от с. Бирочок Я.И.Красюком было обнаружено скифское селище, расположенное на правом берегу Мжи . Несколько ранее, в 1948 г ., Я.И.Красюк открыл многослойное селище эпохи бронзы и скифского времени. Селище расположено на правом берегу реки Мжи, в 2 км к северу-востоку от с. Первомайского, в урочище Бирочок .

На правом берегу реки Мжа, на возвышенности к юго-востоку от с. Гришковка расположено ещё одно скифское селище. На его зольниках собрана керамика, пряслица, глиняные пуговицы, железное копьё, кинжал и бронзовые наконечники стрел V-IV вв. до н. э. . В настоящий момент эти находки экспонируются в Музее боевого братства с. Соколово.

Рис. 8. Ученики Змиевской школы № 1 открыли погребение женщины раннескифского времени. Урочище Сердюково-2 (у с. Лиман)

ОДНИ ЕДУ ВАРЯТ, ДРУГИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КОСТИ В ТАЗИКЕ МОЮТ

Вот уже пятнадцать лет в селе Баланово Нижнегорского района кипит работа на древнем поселении (см. НА ЗАМЕТКУ): археологи ищут остатки «поздних» скифов, живших здесь у подножия гор во II–V веках нашей эры. Здесь и состоялся мой первый опыт археологического туризма.

Если учесть, что койко-место в курортном поселке тянет на 70 гривен, то приобщиться к истории стоит недорого. За 120 гривен любого желающего накормят, дадут место в палатке, вручат лопату и отправят копаться в земле вместе с профессиональными археологами. Кормят, кстати, неплохо. Утром давали кашу и чай или кофе на выбор, в обед накормили борщом, картофельным пюре с тушенкой и компотом из сухофруктов. На ужин - миска макарон с мясом, чаем и булочкой. Между прочим, рацион настоящего археолога в походе.

Мы начинаем в шесть утра. Так что переодевайтесь, берите лопату и бегом за мной, - скомандовал начальник раскопок Михаил Шаптц.

Мчусь за прытким 25-летним руководителем. Попутно слушаю лекцию по истории.

Это поселение называется Нейзац, - нисколько не запыхавшись от быстрого темпа, поясняет Михаил Сергеевич. - Слово пошло от названия старой немецкой колонии, которая располагалась неподалеку. Объект уникальный. Мы впервые встретили поселение, которое было возведено на террасированном холме. Для скифов это не свойственно.

КОТЛОВАНЫ-ХОЛОДИЛЬНИКИ

Место поисков похоже на строительную площадку. Такое впечатление, что тут роют котлован для будущего дома. Территория поделена на квадраты, между которыми натянуты веревки. Участочки между ними, по которым только и можно ходить, археологи называют бровками. Юноши и девушки под чутким руководством Шаптца снимают верхний слой почвы, а землю ссыпают рядом, в отвал.

Ступай осторожно, по бровкам, - поясняет археолог. - Будь очень внимателен, не то в яму угодишь или под лопату соседа попадешь.


Как мне пояснили, здесь, под землей, на глубине около метра должна быть древняя хозяйственная яма. Сооружение имеет грушевидную форму, а стенки ее обмазаны глиной. В таких котлованах скифы хранили зерно или использовали их в качестве холодильников. А когда в яме заводились грызуны, сооружение переквалифицировали в свалку.

После пяти минут махания лопатой под обжигающим солнцем я начал сомневаться, что копаю там, где надо.

Скажи, почему ты решил, что это сооружение находится именно здесь? Ведь тут, кроме корней, в земле ничего нет, - спрашиваю я Михаила и зло бросаю землю в отвал.

Это ты так думаешь! - тоже слегка рассерженно бросает он через плечо. - На самом деле яма есть. Посмотри! Здесь большое пятно темного грунта, да и следы пепла видны. Это верные признаки жизнедеятельности человека. Обычно рядом с такими ямами сооружали очаг, остывшие угли из которого ссыпали в хозяйственные ямы.

ПРОВАЛИТЬСЯ В ДРЕВНИЙ МИР ПРОЩЕ ПРОСТОГО

Зачем мы тратим время на раскапывание древних свалок - не лучше ли изучать могильники? - не унимаюсь я. - Недаром же именно их копают «черные» археологи. Наверняка там есть чем поживиться.

Между прочим, в таких свалках часто находят украшения и керамику древних людей, - Михаил продолжает терпеливо отвечать на мои дурацкие вопросы. - Раскапывать их нужно, чтобы понять, какой народ здесь обитал, чем питался и во что был одет. Вот недавно в такой яме нам попался скелет осетра, постоянно находим греческую лаковую посуду… Отсюда и вывод: скифы активно торговали с другими народами, а именно с греками.

А в эти ямы можно провалиться? В них человеческие кости находили?

Скелеты постоянно попадаются, но только не человеческие, - «выгружая» из своих сапог землю, поясняет археолог. - А вот проваливаться в хозяйственную яму мне приходилось несколько раз. Пустоты там образуются от перегнившего мусора, растительности. Как-то верхний слой почвы разломился, и я ушел под землю по пояс. Помню, сильно испугался.

КТО НЕ РАБОТАЕТ, ТОТ НЕ ЕСТ

По соседству работают студенты исторического факультета. Каждое лето они проходят на подобных раскопках практику. Профессиональные археологи используют их в основном для выкорчевывания деревьев и снятия верхнего дерна. Студенты живут в лесном лагере по принципу «Кто не работает, то не ест».

Положено копать по шесть часов в день, в конце каждого часа - 10-минутный перерыв, - рассказывают ребята. - Мы здесь, как трактора в поле. Занимаемся грязной работой, но, если стараться, начальство может допустить к ответственному занятию, например, «зачистке» могил. Труднее всего девушкам. Они не привыкли весь день лопатой махать, да и маникюр от такой работы сильно страдает…

Выкопав приличную яму - около полуметра глубиной, - Михаил вручил мне мастерок, тупой сапожный нож и полуразвалившуюся щетку.

Дальше нужно работать очень аккуратно, чтобы не повредить возможные артефакты, - пояснил Михаил. - Принцип действия простой: разрыхляешь грунт ножиком, а мастерком аккуратно удаляешь землю. Если заметишь что-то твердое, грунт аккуратно сметай щеткой.

НАЙТИ ПАРУ ЧЕРЕПКОВ - ЭТО УДАЧА

Через двадцать минут заболела спина, а еще через двадцать онемели кисти рук. Оказалось, с мелкими инструментами работать еще труднее! После полуторачасового ковыряния ножичком в земле удалось найти лишь несколько бараньих костей и пару черепков древней лакированной амфоры. Михаил обрадовался и сказал, что это удача, ведь могли и вовсе ничего не найти.

Раскопками древних городов люди занимались во все времена. Поэтому мало что уцелело. Одни древние археологи искали покинутые поселения своих современников ради интереса, другие ради наживы грабили их могилы.

Нас постоянно на шаг опережают «черные» археологи, - жалуется Михаил. - У них больше средств на плодотворные поиски, имеются даже металлоискатели и аппараты, работающие по принципу рентгена. Современные грабители умудряются работать даже ночью. Были случаи, когда они ставили над древней могилой палатки, включали фонари и незаметно для всех проводили раскопки. Часто бывает, что находим уже те места, где побывали грабители. Вот, например, рядом с этим городищем есть древний могильник. Его случайно нашел пастух, когда ковырял ручкой кнута в земле, – расковырял верхний слой грунта и провалился в склеп. О находке стало известно ученым. Они в 1996 году начали работу. Первый склеп, который удалось найти и вскрыть, оказался ограблен еще в древности. Остальные найденные захоронения остались нетронутыми. Раскопки скифского кладбища продолжаются и сейчас. Там множество костей - человеческих и жертвенных животных, иногда попадается керамика и различные украшения.

ОНИ ВОВСЕ НЕ РОМАНТИКИ

Заинтригованный рассказами археолога, я попросил сводить меня на старинное кладбище. Место научных исследований похоже на военное укрепление. В воздухе сильно пахнет сыростью, а от вида лежащих в ямах человеческих костей бросает в холодный пот. На одну могилу уходит до трех дней. За это время археологи перелопачивают несколько тонн плотно слежавшегося грунта. Кстати, к могилам допускают лишь профессионалов.

Вам не страшно работать с костями? - влезая в яму, спрашиваю у симпатичной девушки. - Наверное, после такой работы ночью кошмары снятся, а перед обедом аппетит пропадает?

От усталости спишь как убитый, а от тяжелой физической работы аппетит зверский, - отвечает девушка, сосредоточившись на соскабливании с костей мерзкой грязи. - Поначалу было страшно! Но со временем к этому привыкаешь, и работать все равно интересно.

Археологи - народ несуеверный. Они не верят в проклятия и предсказания. А в красивых древних легендах всегда видят пищу для размышления и научных работ.

Люди идут сюда за знаниями, а не за романтикой или деньгами, - поясняет Михаил. - Ведь прежде чем начинать археологическую экспедицию, приходится перелопатить кучу книг, карт и архивных документов. А зарплаты у нас маленькие. Начинающий специалист получает не больше 2 тысяч гривен.

ПОЗДНЕСКИФСКАЯ КУЛЬТУРА (III в. до н.э. – III в. н.э.)

Заключительный этап истории скифов охватывает период с III в. до н.э. до III в. н.э. Он характеризуется значительным сокращением территории их обитания (до пределов Нижнего Приднепровья, предгорного и северо-западного Крыма) и переходом к оседлой жизни.

В III в. до н.э. начинается процесс оседания скифов на землю. Значимую роль в хозяйстве начинает играть земледелие. Это привело к формированию нового комплекса материальной культуры, трансформации социальных отношений и религиозных представлений. Данная археологическая культура получила название «позднескифской», этот термин с одной стороны подчеркивает этническую и культурную преемственность от скифов кочевников, с другой – обозначает кардинальные социально-экономические, политические и культурные изменения внутри скифского общества. Какие причины способствовали сокращению ареала скифов и оседанию их на землю однозначно ответить нельзя. На данный момент в научных кругах обсуждается теория климатической катастрофы, выдвинутой С.В. Полиным. Согласно данной теории в III в. до н.э. в степях Северного Причерноморья случилась сильнейшая засуха, что нанесло серьезный ущерб хозяйству скифов и привело к описанным выше последствиям. Эту предположение подтверждает и то обстоятельство, что в III в. до н.э. на территории степной Украины не открыто ни одного погребального комплекса, принадлежащего скифам или сарматам. Первые сарматские погребения появляются здесь во II – I вв. до н.э. Следовательно, в III в. до н.э. эти земли были не заселены. Вполне вероятно, что причиной этому послужило отсутствие плодородных пастбищ. В таком случае не было возможности заниматься скотоводством, которое являлось основой хозяйства кочевников.

В Крыму скифы селились в предгорьях в долинах рек. Позднескифские городища открыты вдоль течения Салгира, Качи, Альмы, Западного Булганака, Бештерека, Зуи, Биюк- и Кучук-Карасу. Поселения располагались на вершинах высоких холмов, на мысах или примыкали к обрывистому краю плато. Их укрепляли каменными стенами с башнями, валами и рвами. В основном, поселения основывали таким образом, чтобы они с трех сторон были защищены крутыми обрывами, в таком случае, с четвертой, пологой стороны возводились оборонительные сооружения. Известны случаи, когда стену или вал возводили по всему периметру городища. Иногда на позднескифских городищах возводили вторую внутреннюю линию укреплений, которой отделялся акрополь. В Северо-Западном Крыму на захваченных у Херсонеса территориях скифы использовали греческие стены, к которым иногда присыпали земляные валы. Дома были прямоугольные, с двумя-тремя помещениями, выход из которых вел сразу на улицу. Стены таких построек в нижней части складывали из крупных камней, в верхней – из сырцового кирпича. Полы были земляные или обмазанные глиной. Крыши делали из органических материалов, иногда использовали греческую черепицу. Важным элементом позднескифской культуры являются полуземлянки. Они были прямоугольные или круглые в плане. Наземную часть делали из сырцового кирпича или из жердей, обмазанных глиной. Для хозяйственных нужд на поселениях делали хозяйственные ямы. На городищах Тарпанчи и Красное открыты гончарные печи. На городище Альма-Кермен была раскопана стеклоделательная мастерская II – III вв. н.э. с тремя печами. Ее связывают с пребыванием на поселении римских легионеров.

Столицей позднескифского государства считается Неаполь Скифский. Помимо Неаполя еще четыре городища имели крупные размеры: Усть-Альма, Булганак, Залесье, Красное. Кроме этого известны такие городища как: Кермен-Кыр, Альма-Кермен, Южно-Донузлав, Беляус, Кульчукское, Тарпанчи, Зуйское, Соловъевка, Змеиное, Джалман, Чайка и др.

Ранние погребальные памятники позднескифской культуры III – II вв. до н.э. Они представлены единичными подкурганными погребениями в каменных гробницах с многократными захоронениями. Инвентарь таких погребений небогатый. В основном это керамическая посуда, ножи, оселки и прясла. Иногда находят бусы, бронзовые украшения и зеркала. Очень редко встречаются оружие и конская упряжь.

Рядом с городищами располагались некрополи. Среди погребальных сооружений особенно выделяется мавзолей Неаполя Скифского. В нем находилась каменная гробница с царским погребением, резная деревянная конструкция и 37 деревянных гробов. В мавзолее хоронили в течении II в. до н.э. – I в. н.э. Особым богатством отличалось центральное погребение в гробнице из плит. Некоторые исследователи считают, что оно принадлежит скифскому царю Скилуру. В Неаполе открыты склепы II – III вв. н.э., вырубленные в скале и украшенные фресками. Наиболее распространенные типы погребальных сооружений: склепы и подбои. Склепы имели прямоугольную входную яму и круглую или овальную погребальную камеру. Камеру закрывали закладом из каменных плит. В них совершали многократные захоронения, в погребальных камерах находят десятки костяков, лежащих в несколько слоев. Такие склепы являются характерной чертой позднескифской культуры. Их начинают использовать еще в начале ее формирования во III – II вв. до н.э. и продолжают сооружать до II в. н.э. Подбойные могилы распространяются в I в. н.э., со II в. н.э. они становятся господствующим типом погребальных сооружений на всех позднескифских могильниках. Их появление связывают с миграцией в Крым сарматских племен. На некоторых могильниках (Левадки, Фонтаны, Беляус) открыты катакомбы, от склепов они отличаются тем, что входная яма расположена параллельно камере, а не перпендикулярно. Катакомбы характерны для III – II вв. до н.э., в I в. до н.э. их перестают сооружать. Кроме того, скифы хоронили в прямоугольных ямах, ямах с заплечиками и плитовых могилах. Иногда встречаются захоронения коней. Известны детские захоронения. Отличительной чертой позднескифской культуры является традиция засыпать входные ямы погребений камнями. Вместе с покойниками в могилы клали разнообразные вещи. Часто это была лепная и гончарная посуда, украшения (кольца, перстни, браслеты, серерьги), детали одежды (фибулы, пряжки, наконечники ремней), иногда находят вооружение (мечи, кинжалы, наконечники копий и стрел), предметы быта (зеркала, ножи, прясла, точила и др.), встречаются бусы. В I – II вв. н.э. в инвентаре погребений появляются сарматские типы вещей, распространяются признаки сарматской культуры: лепные курильницы, зеркала-подвески, тамги, традиция расшивать одежду бусами и др. Во конце II – III вв. н.э. позднескифские могильники принимают сарматский облик.

С начала перехода скифов к оседлости и образования позднескифского государства (III – II вв. до н.э.) они активно начинают участвовать в политических процессах на полуострове. В III до н.э. случаются первые вооруженные столкновения поздних скифов с Херсонесом, в ходе которых скифам удается захватить северо-западный Крым, вместе с городами Керкенитидой и Колос-Лименом, на руинах которых появляются скифские поселения. Во II в. до н.э. в этот конфликт вмешивается союзник Херсонеса Понтийское царство, во главе которого стоит талантливый политик и военачальник Митридат VI Евпатор. В результате высадки понтийский войск в Крыму и их совместных действий с херсонеситами скифы понесли поражение. В этот период скифы поддерживали активные контакты с Боспорским царством вплоть до династических браков. Велась активная торговля. В обмен на зерно и скот скифы получали от греков керамические изделия (посуду, черепицу и др.) предметы роскоши, вино, масло и др. Греческое влияние сказалось на архитектуре Неаполя Скифского, технике возведения оборонительных сооружений (каменные стены с башнями), религиозных представлениях. Греки селились в скифских городах, в свою очередь скифы активно заселяли сельскохозяйственную округу Боспора. I в. до н.э. – I в. н.э. является периодом расцвета Позднескифского государства и культуры. В это время скифское царство достигает наибольших масштабов. В его состав входят предгорье, северо-западный Крым. Активно заселяется юго-западный Крым, основываются новые поселения, наиболее крупные среди них Усть-Альма и Альма-Кермен. Юго-западная граница скифского царства доходит до самого Херсонеса. Ведется активная застройка Неаполя Скифского, появляются, расширяются уже существующие. В I в. до н.э. скифы вмешиваются во внутренне междоусобицы на Боспоре, но не удачно. Столкновения с Херсонесом приводят к тому, что в I в. н.э. в городе появляются части римские войска. Римляне наносят ряд поражений скифам, захватывают поселение Альма-Кермен, в котором на некоторое время останется римский гарнизон. В конце I – начале II вв. н.э. происходит значительное сокращение территории позднескифского государства, в Неаполе и Усть-Альме фиксируются следы сильных пожаров, до пределов акрополя сокращается площадь Булгонакского городища, забрасываются все поселения в Северо-Западном Крыму. Все это связывается с активным продвижением на полуостров сарматских племен. Со II вв. н.э. начинается упадок позднескифского государства. Во II в. н.э., в результате ряда войн, оно было захвачено Боспором. В III в. н.э. в Крым вторгаются германские племена готов. В результате гибнут все позднескифские поселения. Позднескифская культура утрачивает свою целостность и перестает существовать.

Скифское поселение возле села Петропавловка

Городище расположено возле с.Петропавловка в Ольшанском сельском поселении Чернянского района Белгородской области. Также был обнаружен могильник скифов , похожий на современные погребения.

Историки предполагают, что здесь в VI-IV веке до нашей эры находились укрепления древних жителей региона. По информации “Белгородской археологической экспертизы”, найденный могильник относится к грунтовым. Это первый скифский могильник, найденный на территории Белгородской области.

Археологические работы на месте этого городища идут не первый год. Древняя оборонительная система здесь представлена двумя валами и рвом между ними. Пока у специалистов нет единого мнения, какого характера поселение было здесь в древности и какие именно племена его населяли: Белгородская область и в те времена была пограничной, поэтому на территории региона встречаются следы пребывания разных скифоидных племён, пришедших с лесов Севера и со степей Юга.

" Во время этих раскопок мы проверяем наличие культурного слоя, его мощность, насыщенность, после чего мы должны сделать вывод по характеру этого городища – было оно жилое либо здесь только прятались во время опасности. После первых дней раскопок можем сказать, что здесь при возведении укреплений широко использовалась обожжённая глина. В принципе, на самом оборонительном валу находок маловато, что говорит о том, что здесь проживало мало народу. Также в наших планах и раскопки вокруг вала в надежде найти следы древних селищ, то есть неукреплённых поселений."- Татьяна Сарапулкина консультант управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области.

Пока наиболее частые находки – древние «кирпичи» (куски обожжённой глины), фрагменты керамической посуды, кости животных. Самой запоминающейся находкой стали куски одного сосуда и часть конского черепа, которые лежали в одном месте, в основании вала. По характеру залегания руководители раскопок предположили, что это часть языческого ритуала своеобразного освящения древнего сооружения.

В могильнике были обнаружены останки молодой женщины и ребенка в уникальном могильнике скифов. Возраст женщины - 25-35 лет, ребенка - 12-14 лет. Под черепом около уха женщины нашли сережку-"гвоздик". Как предполагают специалисты, украшение сделали в V веке до нашей эры.

По словам главного археолога Андрея Божко, обычно скифы оставляли курганные могильники, однако найденный под Чернянкой – грунтовый. Главное отличие между ними состоит в том, что грунтовые не имеют внешних опознавательных признаков на поверхности земли. Поэтому открытие каждого такого могильника – настоящая удача для специалистов и огромная находка для науки.

Что еще почитать