Конспект НОД в подготовительной группе «Зима. Нод для подготовительной группы по формированию целостной картины мира "зимушка-зима" Нод подготовительная группа зима

Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

(реализация образовательной области «Развитие речи» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» )

Подготовила воспитатель: Шевелева Л.В. подготовительной группы г.Тюмень 2016 год

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях.

Учить детей согласовывать имена сущ., с именами прил.,

Учить детей строить правильно предложения, отвечать на вопросы развернутым предложением, находить правильный ответ на картинке.

Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение

Учить детей замечать красоту зимних явлений.

Совершенствовать умение лепить пластилином.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Предварительная работа: беседа о зиме, о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадок о зиме.

Словарная работа: ледок, морозец, саночки, холодок, метелица, снежок, солнышко, зимушка.

Оборудование: аудиозапись «Вальс снежинок» М.Миткова, снежок, письмо, пластилин, основа для лепки картон, доски, ватные диски, картинки-ответы, ватман.

1. Организационный момент:

Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и встанем в круг. Возьмите за руки друг друга.

Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза) . А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям! Проходите, садитесь на стульчики.

Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. В какое время года так было?

Дети: Осенью.

Какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Правильно. Молодцы! Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Зимняя песенка» . (Р. А. Кудашева) .

Вот зима пришла Серебристая,

Белым снегом замела Поле чистое.

Днём с детьми на коньках всё катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпается.

В окнах пишет узор Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор со свежей ёлочкой.

Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой танец исполняет, кружась в воздухе.

Сейчас случится волшебство предлагаю на время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой танец. Но это будет не просто танец, а танец-игра, слушайте внимательно музыку, когда она начнет звучать все тише и тише, вы тоже должны будете медленно завершить свой танец. С окончанием музыки пусть каждый из вас покажет, в какой же фигуре застыла его снежинка - балеринка.

Давайте все вместе закроем глазки и произнесем заклинание - превратимся в снежинок. Жинки, жинки, жинки, мы теперь снежинки. (Открыли глазки.)

(Проводится музыкальная игра “Снежинки- балеринки”) .

Какие красивые получились снежинки. Целый снегопад. Молодцы. А теперь закроем глазки произнесём заклинание и превратимся в ребятишек. Ишки, ишки, ишки опять мы ребятишки. (Открыли глаза) .

А теперь присаживаемся в круг на коврик, мы сейчас поиграем в игру «Зимние слова» .

Я вам читаю слова, если вы услышите слово, связанное с зимой хлопайте в ладоши.

(Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи) .

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки.

Дети: Да.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице. (мороз)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный. (снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой. (лыжи)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел. (сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает. (снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим. (лед)

Молодцы! Все загадки отгадали правильно.

(Стук в дверь) .

Ой, ребята к нам кто-то стучится.

Почтальон: - Здравствуйте, ребятишки?

Здравствуйте.

Почтальон: -Это дс №78?

Почтальон: -Группа №10 «Рябинушка» ?

Почт-он: - Вам письмо.

Почт-он: -До свидания.

Ой, ребята, давайте прочитаем от кого оно. Кто сможет прочитать? (Распечатываю) . Посмотрим, что в нём написано.

А, да, Незнайка написал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.

Кто услышит, ошибку поднимает руку, и отвечаем полным ответом. (Сели по удобнее, спина прямая.)

Дидактическая игра «Исправь ошибку» .

- «Первый зимний месяц называется сентябрь (декабрь) . Как наступает зима, так начинается жара (холода) , и люди сразу одевают летнюю (зимнюю) одежду.

Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде. Дети лепят снежную бабу, скользят по льду, загорают. Готовятся к празднику – 8 Марта.

Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

(Сосульки кушать нельзя) .

Зима – чудесное время года!» (пауза) .

Ребята, а вы согласны с последним предложением из Незнайкиного письма: «Зима – чудесное время года!» .

Физминутка «Зимой» .

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью -зиму любимы, любим мы, любим мы.

А сейчас присаживаемся на стульчики, я вам прочитаю рассказ «Зима» . Прослушайте его внимательно, затем будем беседовать по нему и составлять картину, как художники. Кто ответит на вопрос правильно, должен будет найти соответствующую картинку и наклеить на ватман.

Чтение рассказа «Зима» воспитателем.

Воспитатель: Наступила зима. Кругом лежит снег. Деревья стоят голые. Медведь залез в берлогу, и спит… Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках.

(Воспитатель задает детям вопросы, когда ответ получен, дети находят, и выставляет соответствующую картинку на доску – зима, снег, голые деревья, животные в норах, радующиеся дети, дети катаются на лыжах и санках) .

Воспитатель: Ребята, какое наступило время года?

Дети: Наступила зима.

Воспитатель: Что лежит кругом?

Дети: Кругом лежит снег.

Воспитатель: Какие стоят деревья?

Дети: Деревья стоят голые.

Воспитатель: Куда залез медведь?

Дети: Медведь залез в берлогу.

Воспитатель: Что делает медведь в берлоге?

Дети: Медведь в берлоге спит.

Воспитатель: Кто рад зиме?

Дети: Рады зиме дети.

Воспитатель: Что делают дети зимой?

Дети: Дети катаются на лыжах, санках.

Молодцы! У нас с вами получилась замечательная картина.

А сейчас встанем все в круг и поиграем в игру «Подбери признак» . Я буду задавать вам вопрос, если вы отвечаете правильно, берёте «снежок» - ватный диск и будем делать сугроб. Посмотрим, насколько высокий сугроб у нас получится.

Зима (какая?) - … (холодная, снежная, суровая, вьюжная, веселая, красивая, нарядная и т.д.) .

Снег (какой?) - … (мокрый, холодный, пушистый, легкий. мягкий. колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, белый сверкающий, и т.д.) .

Сосулька (какая?) - … (ледяная, холодная, острая, прозрачная, хрупкая, тающая, весенняя) .

Мороз (какой?) - … (холодный, сильный, жгучий, трескучий. крепкий, большой) .

Горка (какая?) - … (снежная, ледяная, большая, скользкая,) .

Дорожка изо льда (какая?) -... (ледяная, скользкая, длинная) .

Молодцы, назвали очень много разных слов, и поэтому сугроб получилась высокий.

А теперь поиграем возле сугроба в игру «Назови ласково» я бросаю вам снежок, вы называете и возвращаете мне обратно.

Лед - … (ледок)

Мороз - … (морозец)

Санки - … (саночки)

Холод - … (холодок)

Метель - … (метелица)

Снег - … (снежок)

Солнце - … (солнышко) .

Зима - … (зимушка)

Ребята, а без чего не будет зимы? (Без снега) .

А ведь снег-это когда много снежинок и все они разные как мы с вами.

Давайте каждый слепит свою снежинку и подарит нашим гостям.

Итог занятия:

Рассматривание готовых работ. У всех получились красивые снежинки и все они не похожи друг на друга.

Давайте вспомним, что мы делали сегодня?

О каком времени года мы говорили?

А что вам больше понравилось?

А что было трудно?

Что лепили?

Молодцы! Все старались, отвечали, хорошо лепили.

А сейчас подарите снежинки гостям.

Цель:

: «Коммуникация»,.

Интеграция: «Социализация».

Задачи:

Воспитательная:

Обучающая:

Развивающая:

Материал:

  • Мольберт;
  • Мяч;
  • Картина «Зимние деревья»

Предварительная работа:

Ход образовательной деятельности:

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение, весёлое? Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, посмотрим друг на друга и передадим добрую улыбку, радостное настроение.

Давайте с вами поиграем? Ребята, вспомните и назовите всё, что вас радует зимой.

(Дети стоят в кругу и передают мяч друг другу, говоря фразу: Мне радостно и весело, когда идёт снег, когда я катаюсь на лыжах, играю в снежки, когда наступает Новый год и т.п.)

А сейчас я вам буду называть предложения, а вы должны добавить подходящие слова, связанные со словом «снег».

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо как во сне падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки – серебристые…(снежинки)

Кружатся над головою каруселью… (снеговою)

На посёлок, на лужок тихо падает … (снежок)

Землю белой, тихой, нежной застелил постелью… (снежной)

Словно белый пуховик нарядился … (снеговик)

Рядом –снежная фигурка – это девочка… (снегурка)

На снегу- то посмотри- с красной грудкой… (снегири).

Воспитатель: Проходите и садитесь на стулья. А теперь я вам загадаю загадку.

Наступили холода,

Обернулась в лёд вода,

Длинноухий зайка серый,

Обернулся зайкой белым.

Перестал реветь медведь-

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

Воспитатель: Да, но зима к сожалению заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили о зиме и зимних явлениях и поговорили об этом замечательном времени года.

Как изменилась природа зимой? (Ответы детей). А какие вы знаете зимние явления? (Ответы детей).

Проводится дидактическая игра «Четвертый лишний».

на мольберт выставляются карточки, дети находят лишнюю:

1 зимнее явление и 3летних,

3 осенних явления и 1 зимнее,

3 летних явления и 1 зимнее,

3 зимних явления и 1 осеннее.

Воспитатель: У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца. Ответы детей : Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. А январь в старину называли «лютовей». Потому что были очень холодные ветра. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.

Дидактическая игра «Подбери слова»

Воспитатель:

Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.

Мороз (что делает?) - трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает?) - вьется, бушует, воет, метет…

Снег (что делает?) - идет, летит, падает, кружится…

Физминутка «Зима»

Солнце землю греет слабо (Поднимают руки вверх, опускают вниз)

По ночам трещит мороз (Руки на пояс, наклоны в стороны)

На дворе у снежной Бабы (Повороты вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда . (Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром . (Имитируют движения руками)

Дидактическая игра “Кто как зимует”:

(по прочитанному отрывку угадать животное, птицу, найти его картинку, подобрать жилище и корм (для зверей)).

  • Птицы С наступлением зимы эти птицы улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь они находят себе корм: ягоды рябины, калины, семена трав, деревьев. (Снегирь).
  • Эту птицу называют мудрой. У неё отличное зрение, замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползет жук или как под снегом бегают мыши. Днем она спит, ночью охотится (Сова).
  • Зимой эти птицы прилетают к нашим домам. Покормите их, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки сала и мяса (Синицы).

Животные

  • У нее острый слух. Чуть пискнет мышь под снегом, она ее тут же схватит. Зимуют в одиночестве, бродя по лесу. Зимой у нее под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостом нос и спит .(Лисица).
  • Осенью, нагуляв жир, она подыскивает себе жилище на зиму. Всю зиму спит, сосет лапу. В конце зимы у нее появляются детишки, совсем крошечные, величиной с рукавичку (Медведица).
  • Любит хорошо поесть, надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму устраивается в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны (Ёж).
  • Гнездо ее круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником, шерстью (гайно), иногда устраивает свое жилище в дуплах деревьев. Бывает, что в сильные морозы несколько их спят в одном гнезде, согревая друг друга (Белка).
  • Ближе к осени он начинает готовиться к зиме и приносит в свою кладовую запасы семена, желуди, коренья. Зиму он проводит в спячке. Это удивительные чистюли: подстилку из норы – сухие листья, мох, траву – они несколько раз за лето выносят проветрить и посушить. Днем спит в своей глубокой норе, а ночью выходит покормиться личинками насекомых, лягушками, ящерицами, мышами, корешками растений (Барсук).
  • Кто в теплых хлевах сено жуют, теплое пойло пьют? (домашние животные).

Воспитатель:

(выставляет картинку «Зимние деревья»)

Ребята, а вы знаете, как зимуют деревья ? (ответы детей)

А как вы понимаете выражение «деревья надели белые шубы»? «белое пуховое одеяло»? «белая скатерть»? А что такое снегопад? Ответы детей

Дидактическое упражнение, «Какое, какая, какой? »

Я сейчас буду вам называть слова, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какая», «какой», «какое». (выставить картинки на мольберт)

Дерево зимой какое? (белоснежное, без листочков, грустное)

Березка под окном какая? (белоствольная, заснеженная, одинокая)

Зима какая ? (холодная, снежная, вьюжная, морозная)

Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, холодный, хрустящий, искристый, блестящий, рассыпчатый, красивый)

День какой? (морозный, вьюжный, ветренный, ненастный, короткий)

Ночь какая ? (длинная, лунная, звёздная, морозная),

Ветер какой? (колючий, холодный, злой, порывистый).

Упражнение «Что изменилось?»

- Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

Воспитатель : Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нём ласково.

Игра «Назови ласково»

Снег – снежок

Сосулька – сосулечка

Мороз – морозец

Метель – метелица

Ветер – ветерок

Холод – холодок

Дерево – деревцо

Зима – зимушка

Горка – горочка

Лёд –ледок

Снежинка – снежиночка

Снеговик –снеговичок

Санки - саночки

Воспитатель:

Ребята, а давайте мы придумаем рассказ о зиме при помощи картинок- подсказок и расскажем его. Дети составляют рассказы с помощью картинок – подсказок.

(Используются картинки-подсказки о признаках зимы: снежинки-снег; стрелка со снежинкой – вьюга; голубая полоска посредине перечеркнутая - замерзшие водоемы; солнышко с короткими лучами – солнце греет слабо; круг, закрашенный почти полностью – ночь длинная, день короткий; овал с «ресничками» - звери легли в спячку; дерево без листьев – растения спят; окно с нарисованными узорами - зимние узоры) .

Конспект НОД с детьми подготовительной группы « Зимушка – зима» подготовила и провела воспитательМБДОУ№48 «Ёлочка» Самондросова Наталья Юрьевна г. Ковров

Цель: развитие познавательных интересов у детей

Основная образовательная область : «Коммуникация»,.

Интеграция: «Социализация». «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы»

Задачи:

Воспитательная:

Воспитывать у детей чувство эмпатии к родной природе, интереса к изучению природы, любовь к ней. Воспитывать инициативность и самостоятельность.

Обучающая:

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы. Учить в образовании существительных с уменьшительными суффиксами. Тренировать в подборе определений и сравнений к заданным словам. работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода.

Развивающая:

Развивать умение понимать смысл образных выражений.

Развивать способность наблюдать, делать выводы. Способствовать развитию психических процессов: память, внимание, мышление. Побуждать детей к самостоятельному поиску знаний. Активизировать и пополнять словарный запас, употребление прилагательных и глаголов.

Материал:

  • Картинки к игре «Четвёртый лишний»;
  • Схемы – подсказки о признаках зимы;
  • Картинки жилищ диких животных, птиц и их корма;
  • Картинки птиц и диких животных;
  • Мольберт;
  • Мяч;
  • Картина «Зимние деревья»

Предварительная работа:

Чтение и заучивание стихов о зиме, наблюдения за зимними явлениями в природе, рассматривание репродукций картин изображающих зимний пейзаж, беседы с детьми о зиме, дидактические игры «Времена года», «Что лишнее», « Опиши -я отгадаю».


Конспект НОД на тему «Зима» в рамках образовательных областей «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие» для детей подготовительной к школе группы.

Малявина Вера Николаевна воспитатель МКДОУ Аннинский детский сад №7 ОРВ.
Описание : занятие предназначено для воспитателей детских садов. В ходе занятия в игровой форме дети закрепляют знания о признаках зимы, знакомятся с особенностями зимы своего региона, идет обогащение словаря. В занятии используются стихи, загадки, новая интересная сказка. На протяжении всего занятия дети разрешают проблемные ситуации.
Цель: формирование представлений детей о зиме.
Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, как времени года. Закрепить характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе. Учить устанавливать связи между тем, как птицы, животные и человек приспосабливаются к особенностям времени года. Активизировать и обогащать словарный запас детей. Развивать логическое мышление, память. Способствовать воспитанию любви к природе, желанию оказать помощь нуждающимся.
Материал и оборудование : игрушка ежик; магнитная доска; набор карточек с признаками зимы; карточки, соответствующие по цвету временам года; пиктограммы «весело», «грустно»; д.м. «Птицы»; несколько снежинок.
Раздаточный материал: белая бумага, блестки.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: дети, я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу, для того, чтобы у вас целый день было хорошее настроение.
- Какие времена года вы знаете?
(Зима, весна, лето, осень).
-Каждому времени соответствует определенный цвет.
Задание: на магнитной доске выставить карточки с «временами года», подобрать к ним карточки соответствующего цвета (белую, зеленую, разноцветную, желтую).
-Сколько же времен года существует в природе? (четыре).
-А вот мой знакомый еж утверждает, что их три, почему?
(Еж зимой находится в спячке, и он не знает зимы).
- А вы хотите доказать ежу, что зима существует?
(На доске воспитатель оставляет только карточку белого цвета).
Словесная игра «Зимние слова».
(За каждое правильно названное слово можно дать снежинку, победит тот, у кого снежинок будет больше).
-Назовите «зимние слова». Я называю слово «зима», а вы?
(Снег, метель, вьюга, мороз, лед, пороша, гололед, снеговик, Снегурочка, сани, иней, снегоход, поземка и другие).
В конце игры воспитатель подводит итоги.
А что вы можете сказать о зиме в наших краях, какая она?
(Мягкая, теплая, пасмурная, сырая, дождливая…)
От какой погоды у вас хорошее, радостное настроение?
(Когда солнце, мороз, снег, можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки).
- Какую пиктограмму мы выставим? «Весело»
- А от какой погоды вам грустно?
(Холодно, колючий ветер, сыро, вместо снега пошел дождь…)
(Выставляют пиктограмму «грустно»).
- Зима бывает разная – суровая, холодная, злая, или белоснежная, волшебная.
За ее красоту люди придумали ей ласковые красивые названия:

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, зимушка – зима!
П.Вяземский.
- А, вы, какие красивые названия знаете?
(Гостья – зима, чародейка, зима – волшебница, рукодельница…)
- Наш ежик спрашивает, как узнать о том, что зима наступила?
Дидактическая игра «Наступила зима».
(По схеме «паучок».) Используется набор карточек о приметах
зимы и карточка белого цвета – модель зимы. Модель выставляется
посредине, остальные карточки ставятся по ходу работы).
- Почему летом тепло, а зимой холодно?
(Солнце плохо греет, дает мало тепла, говорят: «Солнце светит, но не греет»).
- Какая земля зимой?
(Мерзлая, вся покрыта снегом).
- А реки?
(Скованы льдом).
- Что вы видите на этой карточке?
(Отлет птиц).
- Почему птицы на зиму улетают в теплые края?
(Зимой холодно и голодно).
- А тем птицам, которые остаются зимовать, мы должны помочь пережить холодную зиму. Как?
(Сделать кормушки, подкармливать птиц).
- Я загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и отгадайте, какие птицы прилетели к моей кормушке?
Загадка:
«Положила я в птичью кормушку веточку сухой рябины и хлебные крошки.
Прилетела стайка маленьких сереньких птичек в коричневых сюртучках, хлеб склевали, а рябину не тронули. Кто это был?»
(Воробьи. Воспитатель выставляет карточку с изображением воробья).
«…смотрю, сели на кормушку другие: грудка у них красная, концы крыльев и голова синего цвета, а на крыльях по белой полоске. Ягод рябины в кормушке не осталось». Кто прилетал?
(Снегири).
«…прилетели птички с желтыми грудками».
- Кто это был?
(Синички).
- Наш милый ежик интересуется, а животные зимой тоже отправляются в теплые края?
(Звери приспосабливаются к зиме: одни залегают в спячку, другие готовят запасы на зиму, линяют, меняют летние шубки на зимние).
- Ежик спрашивает, а люди зимой тоже впадают в спячку?
(Люди тепло одеваются, отапливают дома, занимаются спортом, закаляются,принимают витамины).
- Послушайте сказку «Снежинка».
«В снежном лесу, в ледяной избушке жила волшебница Зима. У нее была любимая внучка Снежинка. Она очень любила танцевать и кружиться в воздухе. Снежинка была очень маленькая, поэтому бабушка зима когда уходила в лес рассыпать снег, крепко – накрепко запирала двери. Снежинка очень скучала, когда оставалась одна дома.
Однажды она вырвалась на волю через открытую форточку. Летит, а навстречу ей Волк: «Снежинка, Снежинка, я тебя съем»! А Снежинка отвечает: « Не ешь меня, я тебе станцую». И, оттолкнувшись пушистыми ножками от земли, легко подпрыгнула и начала весело кружиться в воздухе.
Она так легко и красиво танцевала, что Волк невольно засмотрелся на нее.
Ему так понравился танец снежинки, что он от удовольствия даже открыл рот. Снежинка кружилась, кружилась и случайно коснулась горячего языка Волка. Вмиг она превратилась в капельку воды и упала на волчью лапу. Волк
очень расстроился и горько заплакал…»
- Как вы думаете, каким образом капелька снова сможет превратиться в снежинку?
Правильно, ей сможет помочь только мороз. Слушайте дальше.
«…Вовремя появилась бабушка Зима, она подняла капельку высоко в небо.
К ней прикоснулся Мороз своим волшебным посохом, и снова превратилась она в снежинку. Так у нее появился день рождения. А Солнце, поздравляя ее, засияло множеством красок. Эти краски засверкали на Снежинке
разноцветными блестками, и она улетела. И одному только Волку было грустно, и он до сих пор воет в лесу. Бедный Волк».
- Вам жалко Волка? Давайте сделаем ему подарок. Вырежем из бумаги снежинки, обсыпим их блестками, а наш знакомый еж передаст их Волку.
Продуктивная деятельность «Снежинка ».
Подведение итогов занятия.

Ирина Качкова
НОД в подготовительной группе «Зимушка-зима»

Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие с детьми подготовительной группы на тему: «Зимушка-зима»

Обобщение и дополнение представлений детей о времени года зима.

Образовательные:

закрепить и дополнить знания детей о зимних явлениях в природе;

формировать понятие здорового образа жизни в холодное время года;

Развивающие: совершенствовать навыки связной речи; развивать воображение, память чувство эмпатии.

Воспитательные: воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

Тип занятия: познавательный.

Мотивация: проблемно – игровая.

Методы и приемы.

Словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение.

Наглядные: картинки зимних месяцев; иллюстрации с изображением зимующих птиц.

Практические: индивидуальные ответы детей.

Оборудование: картинки зимних месяцев; иллюстрации с изображением зимующих птиц, бумажные снежинки по количеству детей.

Прогнозируемый результат: развитие интереса к познанию окружающего мира.

Предварительная работа: целевые наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, загадывание загадок, опыты со снегом, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность.

Минутки вхождения в день: воспитатель приглашает детей в круг.

Утром ранним кто-то странный заглянул в моё окно.

На ладони появилось ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло: будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой,

И, как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.

Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей

Доброе утро, мои дорогие! Желаю вам дружно и весело провести этот день.

(Нашли письмо.)

Воспитатель: Посмотрите, вот письмо, очень странное оно.

Вместо марок – три снежинки, на конверте есть хвоинки.

Вместо адресата – загадка. Давайте отгадаем её, и узнаем кто же отправитель этого загадочного письма.

Звонкая погода,

Снега кутерьма,

Это время года

Мы зовем (зима)

Воспитатель: Давайте, скорей прочитаем это письмо!

«Здравствуйте, ребята!

Захотелось мне проверить, нравится ли вам зимушка-зима.

Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Задания вы найдете в моем волшебном сундуке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок-пушинок».

Воспитатель: Мы с удовольствием поиграем в игры. Ребята, а вы видите волшебную дорожку?

Дети: Вот она. Отправляемся в наше путешествие. (Идем по дорожке).

3. Физкультминутка: «Я мороза не боюсь».

Я мороза не боюсь, шагаем

С ним я крепко подружусь. хлопаем в ладоши

Подойдет ко мне мороз, присели

Тронет руку, тронет нос показали руку, нос

Значит надо не зевать, хлопаем в ладоши

Прыгать, бегать и шагать. прыжки и шагаем.

Воспитатель: Ой, что это такое? Это волшебный сундук Зимушки-Зимы! (сундук, открываем его). Посмотрите: сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!

Воспитатель: Ну, что ребята, хотите, чтобы Зимушка погостила у нас и порадовала нас своими забавами? Для этого нужно выполнить её задания. Готовы!

Тогда, садитесь правильно и слушайте первое задание:

1. А, ну-ка, ребятки, отгадайте мои загадки.

Тройка, тройка прилетела скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица: белокоса, белолица.

Как махнула рукавом всё покрыло серебром.

Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?

Дети: Это зима.

Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?

Дети: Это зимние месяцы.

Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?

Дети: Три месяца.

Воспитатель: А чтобы их назвать, нужно быстро загадки отгадать.

Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдёт

Наступает новый год!

Воспитатель: О каком месяце шла речь?

Дети: О месяце декабре.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Декабрь заканчивается и наступает новый год.

(Картинка «Декабрь») Слайд 4

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длимые ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще, декабрь это последний месяц года.

Воспитатель: А сейчас послушаем о другом месяце.

Загадка о январе.

Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду, упадёт. Не вода, а уже лёд

Даже птице не летится, от мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?

Воспитатель: О каком месяце в этой загадке?

Дети: О месяце январе Слад 5

Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?

Дети: Январь – второй месяц зимы

Воспитатель: Объясните такие строчки

«Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз».

Дети: Значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться

(Картинка «Январь»)

Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.

Воспитатель: Правильно, а сейчас ещё загадка

«Снег мешками валит с неба, с дом сугробы снега

То бураны, то метели на деревья налетели

По ночам мороз силён, днём капели слышен звон

День прибавился заметно ну, так что за месяц это»?

Дети: Это месяц февраль. Слад 6

Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?

Дети: Это падает снег, снегопад.

Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?

Дети: В феврале бывают вьюги и метели.

(картинка «Февраль»)

Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, молодцы, все загадки отгадали, я думаю, с первым заданием мы справились. Давайте, читать задания дальше?

Воспитатель: Ребята, а вот второе задание: расскажите, что вы обо мне знаете. Чтобы помочь вам я в письме подсказку отправила.

Слад 7 (схема)

Солнце (светит. Но не греет, оно прохладное).

Небо (какое? серое, голубое, облачное, пасмурное, снежное, низкое, темное, хмурое)

Облака (какие? белые, серые, большие, маленькие, снежные, низкие, красивые, пушистые).

День короче, а ночь – длиннее. Ночью небо чистое, темное, звездное, красивое.

Птицы Слайд 8

Животные Слайд 9

Люди. Слайд 10

Ветер (сильный, холодный, леденящий, слабый, северный, теплый).

День зимой (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный).

Снег (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий).

Сугробы (снежные, глубокие, высокие).

Воспитатель: Ну, молодцы, и с этим заданием мы справились.

Физкультминутка «Снеговики». Слайд 11

Воспитатель: Ну, что ж давайте прочитаем, что же ещё приготовила нам Зимушка-зима.

3. Зима: «Ребята, все вызнаете, что зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки. Помогите, мне подуть на снежинки, чтобы они разлетелись далеко-далеко, и вся земля покрылась белым снегом. Поможем! Только как нам это сделать, ведь мы с вами в группе?»

Воспитатель: Кажется, я придумала. Я знаю одну игру, хотите, научу в неё играть? (Да)

У нас есть снежинки. Сейчас, я вас заколдую, превращу в холодный ветерок, и мы сможем помочь Зимушке-зиме. Только, давайте вспомним, как правильно нужно дуть? Вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем и дуем долго-долго. Молодцы вспомнили.

А, теперь, закрывайте, глаза, я вас превращу в ветерок.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Воспитатель: А ну-ка, чтобы снег вас не засыпал, подуйте скорей на него, ещё и ещё! Молодцы. У нас получилась метель.

Воспитатель: Откуда же берется снег?

Дети: Он подает из тучи.

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Посмотрите, сколько ветер снега надул, а вот и снежинки залетели.

4. Зимушка - зима просит найти одинаковые, пока они не растаяли, скорей ищите. Дети ищут, но не находят.

Воспитатель: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.

Все снежинки одинаковы на цвет –

Но близнецов, поверьте, нет.

Найти похожих здесь нельзя –

Мороз старался, и не зря.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей)

6. Воспитатель: Зимушка – зима приглашает нас в лабораторию «Снеговичок»

Опыт “Почему снег хрустит?” Слайд 15

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.

Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Опыт. Лед легче воды. Слайд 16

Спросить детей: что будет с кубиками льда, если их поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубики льда в стакан с водой. Лед плавает в воде, он легче воды, поэтому и не тонет.

«Лёд легче воды»

Опусти кусочек льда в стакан, до краёв наполненный водой. Лёд растает, но вода не перельётся через край.

Вывод: Вода, в которую превратился лёд, занимает меньше места, чем лёд, то есть она тяжелее.

Просмотр видео про снег. Слайд 17

7. Достаем ещё снежинку. Зима интересуется, знаете ли вы как следить за своим здоровьем в холодное время года

Дети: Тепло одеваться, не есть снег, не брать в рот сосульки, долго не гулять, не сидеть на снегу и т. п.

Воспитатель: Хорошо. Давайте представим, что на улице сильный мороз и холодный ветер.

Как нужно дышать в морозную погоду, через нос или рот, почему?

Дети: Через нос, чтобы не простудить горло холодным воздухом.

Воспитатель: правильно, а если вы всё- таки долго находились на улице и замёрзли, как быстро согреться, чтобы не заболеть! (Ответы детей.)

Воспитатель: А я знаю ещё способ, хотите, научу! Можно сделать самомассаж. Он поможет согреться и спасёт от простуды. Вставайте возле стульчиков и повторяйте за мной:

Массаж биологически активных зон «наступили холода» для профилактики простудных заболеваний:

Да-да-да - наступили холода (потереть ладошки друг о друга)

Да-да-да-да - превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками рук по шее сверху вниз)

Ду -ду-ду - я на лыжах иду. (Растереть ладонями уши)

Ды-ды-ды - на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)

Воспитатель: Ну, что согрелись? Садитесь на свои места.

Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием мы с вами справились. Давайте. Почитаем, что там ещё в письме написано?

Письмо: «Спасибо, Вам, дорогие ребята, вы справились со всеми моими заданиями. Надеюсь, вам было интересно. Ну, что, ж вот вам в подарок сладкие гостинцы от зимушки – зимы.

Хоть зима и холодное время года, но она нам приносит радость и много интересного! Правда, ребята?

Вот и всё! Мы с вами справились со всеми заданиями и помогли Зимушке. Я думаю. Что она обязательно погостит у нас и порадует нас своей красотой, хорошей погодой и, конечно же, зимними забавами.

Итог: Ребята вам понравились задания, которые приготовила вам

Зимушка-Зима? Что вам, понравилось или запомнилось больше всего? А как вы думаете, можно ли прожить без Зимы и снега? Почему!

Дети: Зимой природа отдыхает, чтобы дать хороший урожай осенью и радовать нас весной и летом. А ещё зимой много интересных развлечений, которых не бывает в другие времена года.

Слайд 18 Рефлексия: Ну, что ж раз вам сегодня всё понравилось, и было и интересно, я приглашаю вас и наших гостей закончить наше занятие самым зимним танцем – хороводом.

К О Н С П Е К Т

НОД по образовательной области

«Развитие речи»

в подготовительной группе

Тема: «Зима»

Воспитатель:Шурыгина О. Е.

Декабрь 2016г.

Развитие речи. Тема: «Зима».

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме.

Задачи:

-уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима»;

- развивать память, слуховое и зрительное внимание;

- учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;

- развивать зрительное восприятие, формировать умение составлять предложения по схеме;

- учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.

Оборудование: предметные картинки с изображениями зимы; доска; раздаточный материал –схемы предложений; композиция А.Вивальди «Зима», композиция «Белые снежинки» Детский хор.

Ход занятия

I . Интеллектуальная разминка

Воспитатель вместе с ребятами стоит на ковре. Воспитатель предлагает детям быстро, правильно и полным ответом ответить на вопросы: Какое сейчас время года? Месяц? День недели? Что бывает перед зимой, а что за ней? Сколько зимних месяцев? Назовите их.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Декабрь, январь, февраль

Проходят чередой

С морозом, со снежком,

С Рождественской звездой.

II . Основная часть занятия

    Сообщение темы.

Ребята вместе с воспитателем стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ответ детей: Зимой.

Воспитатель: Совершенно верно, ребята! Мы сегодня с вами поговорим о самом загадочном времени года – о зиме. Присаживайтесь на свои места.

    Проведение словесно-логических игр.

Игра: «Подбери признак».

Воспитатель: А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, я буду называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные.Например: Зима какая? Морозная. Благодаря этому мы с вами узнаем, какая же бывает зима:

Зима (какая?) - …(холодная, снежная).

Снег (какой?) - …(мокрый, холодный, пушистый).

Сосулька (какая?) - …(ледяная, холодная).

Мороз (какой?) - …(холодный, сильный).

Горка (какая?)-…(снежная, ледяная).

Дорожка изо льда (какая?)- ...(ледяная, скользкая).

Игра: «Назови ласково».

Лед - …( ледок)

Мороз - …( морозец)

Санки - …( саночки)

Холод - …( холодок)

Метель - …( метелица)

Зима - …( зимушка)

Снег - …( снежок)

Солнце - …( солнышко)

3 . Дифференциация слова и предложения.

Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, что можно составить из слов?

Дети: Предложения.

Воспитатель: А что нам может помочь составить предложение?

Дети: Схема предложения.(воспитатель вывешивает на доску схему предложения │. .)

Воспитатель:Ребята, а чем отличается слово от предложения?

Дети: Слово одно, а предложение может состоять из нескольких слов.

Воспитатель: Ребята, перед вами схема предложения, как вы думаете, сколько слов в этом предложение?

Дети: Одно слово.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что в схеме нарисован один прямоугольник.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь придумайте мне по этой схеме предложение.

Дети: Зима. Вечереет. Ночь. Туман.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас мы с Вами попробуем составить предложения по вашим схемам на тему «Зима». (Воспитатель вывешивает на доску схему предложений)

Составление предложений.

Физкультминутка «Белые снежинки». (Импровизация движений под музыку)

Белые снежинки кружатся с утра,
Выросли сугробы посреди двора.
Стала от снежинок улица светлей,
Только одеваться нужно потеплей.

Просто невозможно зиму не любить,
Скоро будем бабу снежную лепить.
Если на прогулке в снег мы упадем,
Встанем, отряхнемся и опять пойдем.

Привезут из леса елку в детский сад,
Дед Мороз поздравит с праздником ребят.
Десять раз в неделю мы считаем дни,
Чтоб зажглись скорее яркие огни

Чтение рассказа «Зима» воспитателем.

Воспитатель: Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Медведь залез в берлогу. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, санках и снегокатах.

    Работа по содержанию рассказа «Зима».

(Воспитатель задает детям вопросы, когда ответ получен, воспитатель выставляет соответствующую картинку на доску – зима, снег, голые деревья, животные в норах, радующиеся дети, дети катаются на лыжах и санках).

Воспитатель: Ребята, какое наступило время года?

Дети: Наступила зима.

Воспитатель: Что лежиткругом?

Дети: Кругом лежит белый снег.

Воспитатель: Какие стоят деревья?

Дети: Деревья стоят голые.

Воспитатель: Куда залез медведь?

Дети: Медведь залез в берлогу.

Воспитатель: Кто рад зиме?

Дети: Рады зиме дети.

Воспитатель: Что делают дети зимой?

Дети: Дети катаются на лыжах, санках и снегокатах.

    Составление детьми рассказа о «Зиме»

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, а теперь я предлагаю вам самим составить рассказ о зиме, опираясь на картинный план на доске.

Составление несколькими детьми рассказа о «Зиме».

III . Подведение итогов занятия

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, что мы с вами сегодня делали?

Дети: Отгадали загадку, играли в разные словесные игры, составляли предложения по схемам, слушали рассказ «Зима», составляли рассказ про «Зиму» опираясь на картинки.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! А сейчас я предлагаю вам закончить наше зимнее занятие, задвинуть свои стульчики и под музыку разлететься со своих мест кто куда, и потанцевать, как снежинки.

Воспитатель включает музыку, и дети разлетаются со своих мест кто куда, и плавно танцуют.

Список использованной литературы:

1) И.В. Козина «Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (подготовительная группа). Учебно-методическое пособие» - М. Центр педагогического образования 2010

2) Зырянова Л.Н., Лужбина Т.В. «Занятия по развитию речи в детский образовательных учреждениях» - Ростов н/Д. Изд. Феникс 2012

3) Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР» - М. Изд. Гном 2013

Дополнительный материал

    Пальчиковая гимнастика. (Дети выполняют движения по тексту)

1,2,3,4

Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем снежок не сладкий…

1 – Подбросим,

2 – Поймаем,

3 – Уроним,

И сломаем!

    Игра «Закончи предложение». Воспитатель предлагает детям закончить предложение, подобрав подходящее слово.

Зимой метель (что делает?) … (метет).

Мороз щеки и нос (что делает?) … (щиплет).

Зимой вода в реке (что делает?) … (замерзает).

Заяц на зиму шубку (что делает?) … (меняет).

Мороз узоры на окнах (что делает?) … (рисует).

    Игра «Подружим слова». Воспитатель предлагает детям составить предложения из трех наборов слов:

Выпал, снег, белый. (Выпал белый снег.)

Наступил, зима, холод. (Наступила холодная зима.)

Щеки, мороз, за, щиплет. (Мороз щиплет за щеки.)


Что еще почитать