Пользовательская функция для MS Excel
Функция позволяет выводить фамилию, имя и отчество, заданные в именительном падеже, в форме любого другого падежа.
Функцию удобно использовать для автоматизации формирования документов в MS Excel (или облегчения создания их вручную), где ФИО необходимо указывать не в именительном падеже: различного рода договоры, кассовые ордера, квитанции, акты сверок, приказы, протоколы, доверенности и т.д.
Функция также незаменима, если средствами автоматизации реализовано формирование перечисленных выше документов в приложении MS Word на основании данных, находящихся в таблицах MS Excel.
Программа представляет собой один файл с названием bdgFIOPropisyu.bas . Для того, чтобы использовать ее в том или ином файле, функцию нужно импортировать в этот файл. Для этого необходимо:
Все, программный код импортирован и его можно использовать.
Несмотря на то, что ситуаций, когда работа функции может быть неудовлетворительной, ниже перечислено немало, вероятность столкновения с таким ФИО в практической работе достаточно мала, т.к. в 99,9% случаев фамилии, встречающиеся на территории России, склоняются по общим правилам.
Кроме того, следует заметить, что другие алгоритмы и программы также не могут гарантировать корректность результата в 100% случаев - русский язык слишком велик и могуч, чтобы быть описанным набором логических правил (смотрите ниже про влияние положения ударения в слове, происхождения фамилии, про зависимость написания женской формы фамилии от написания мужской формы и т.д.).
Правила склонения фамилий и имен использованы в соответствии с разделами 13.1 и 13.2 работы Н. А. Еськовой «Трудности словоизменения существительных. Учебно-методические материалы к практическим занятиям по курсу «Язык современной печати» (Госкомитет печати СССР. Всесоюзный институт повышения квалификации работников печати. М., 1990).
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
"Малыш пьет молоко."
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."
Дамы (кто?) - имя существительное;
Лужину (кому?) - имя существительное;
Ладонью (чем?) - имя существительное;
Пыль (что?) - имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) - существительное;
Имя прилагательное - это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) - имя прилагательное;
Стройная (какая?) - имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) - имя прилагательное;
Голубые (какие?) - имя прилагательное;
Изумительных (каких?) - имя прилагательное;
Согласно морфологии русского языка, глагол - это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру... (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) - часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) - глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
Его нужно предостеречь.
Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
Что за правила?
Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) - глагол;
Пусть знает (что делает?) - часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) - слово глагол;
Подождите (что сделайте?) - часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) - глагол;
Склонение имен и фамилий
I. Н е с к л о н я ю т с я:
Примечание. Иноязычные фамилии, оканчивающиеся на безударный – а (- я) , склоняются: Петрарка - Петрарки, Петрарке, Петрарку, Петраркой, (о) Петрарке.
2. Иноязычные имена и фамилии, оканчивающиеся на согласный звук и относящиеся к женщинам: Маргарет, Элизабет; Анны Гумбольдт (р. п.) и под.
Примечание. Не склоняются иноязычные мужские имена и фамилии, оканчивающиеся на согласный звук, если они являются псевдонимом женщины. Например: романы Жорж Санд.
3. Фамилии типа Берия, Данелия, Уридия и под.
4. Украинские фамилии типа Диденко, Петренко и др.
Примечания:
1) подобные фамилии склоняются, если возможно двоякое понимание высказывания, например: письмо Величко (кому?) - письмо Величко (чье?).
2) в произведениях художественной литературы часто встречаются случаи, когда украинские фамилии на – ко (- енко) склоняются по 1-ому или 2-ому склонению. Например: Всех опечалила смерть Кукубенка (Н. В. Гоголь. Тарас Бульба).
В некоторых случаях «склоняемость-несклоняемость» подобных фамилий зависит от контекста. Ср. в повести А. И. Куприна «Молох»: Семья Зиненок состояла из отца, матери и пятерых дочерей (фамилия употребляется в собирательном значении) - Инженеры и студенты-практиканты глядели на дом Зиненко , как на гостиницу, толклись там с утра до ночи; Мещанские вкусы madame Зиненко … оскорблялись поведением Андрея Ильича (фамилия употребляется для обозначения одного конкретного лица).
5. Русские фамилии на – аго (- яго), - ово: Живаго, Пестрово ; - ых (- их): Черных, Долгих .
6. Фамилии типа Плевако и под.
1. Иностранные мужские имена, оканчивающиеся на согласный звук, склоняются и в том случае, если они употребляются при склоняемой фамилии. Например: романы Марка Твена, идеи Жюля Верна. Ср. в разговорной речи: романы Марк Твена, идеи Жюль Верна.
2. Польские, чешские и под. имена и фамилии типа Томек, Морошек склоняются без чередования гласной основы е с нулем звука: Томе ка, Томе ку; Мороше ка, Мороше ку и т. д. По традиции так же склоняются и фамилии, созвучные с названиями неодушевленных предметов или животных, например: Креме нь - Креме ня, Креме ню; Козе л - Козе ла, Козе лу и т. д.
3. В составных вьетнамских, корейских и под. именах и фамилиях типа Чан Юн Тай при склонении изменяется только последний компонент, если он оканчивается на согласный звук: Чан Юн Тая, Чан Юн Таю и т. д. Если же последний компонент оканчивается на гласный звук, то соблюдается правило, сформулированное в п. I. 1. настоящего параграфа. Например: Ро Де У и под.
4. В двойных русских фамилиях изменяются обе части, если они представляют собою собственно фамилии: Мамин-Сибиряк - Мамина-Сибиряка, Мамину-Сибиряку и т. д. Если первая часть фамилией не является (представляет собою прозвище), то изменяется только второй компонент. Например: образ Сквозник-Дмухановского - героя пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».
III. При употреблении иноязычных фамилий, оканчивающихся на согласный звук и относящихся к двум лицам, обычно соблюдаются следующие правила:
1. В единственном числе фамилии употребляются, если они стоят:
а) при двух женских именах: Ирэн и Розалия Брэхт;
б) при мужском и женском именах, а также при словах лорд и леди, мистер и миссис и под.: лорд и леди Дункан;
в) при словах братья, сестры: братья Гумбольдт; сестры Манн. Но: братья Вайнеры;
г) при слове супруги: супруги Клайд.
2. Во множественном числе фамилии употребляются, если они стоят:
а) при двух мужских именах, а также при словах отец и сын: Август и Фридрих Шлегели;
б) при словах муж и жена, брат и сестра и под.: муж и жена Армстронги; брат и сестра Буш.
Поставьте имена собственные, заключенные в скобках, в нужной форме. Объясните свой выбор.
1. Воспитанники Станислава Алексеевича (Жук) завоевали для нашей страны 141 медаль чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр (Газета). 2. Поставленные (Жюль Верн) проблемы, его научные поиски, созвучные современной эпохе, не могут не волновать наших читателей. 3. В изгнании прошла добрая половина жизни (Эрих Мария Ремарк) – на родину он так и не вернулся. 4. Ломали лесники головы над скороспелым богатством (Данило), не могли додуматься, отколе оно (П. И. Мельников-Печерский). 5. Всемирная известность внезапно пришла к Борису (Пастернак) в конце его долгого подвижнического литературного пути (Е. Евтушенко). 6. Премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года в Александрийском театре в Петербурге. Роль (Сквозник-Дмухановский) играл И. И. Сосницкий. 7. В книгу «Паутинка» вошли лучшие новеллы классика японской литературы (Акутагава Рюноскэ). 8. При появлении (Живаго) он вежливо приподнялся (Б. Пастернак). 9. Критика противопоставляла творчество (Жорж Санд) «материальной» поэзии. 10. В 1993 году в издательстве «Грант» вышла в свет книга современного перуанского писателя (Марио Варгас Льоса) «Город и псы». 11. О значении драмы (Александр Дюма) «Генрих III и его двор» Андре Моруа писал: «Была ли его пьеса исторической? Не больше и не меньше, чем романы (Вальтер Скотт) ». 12. Неожиданное сватовство удивило Ибрагима, по крайней мере столь же, как и (Гаврила Афанаьевич ) (А. С. Пушкин). 13. Я поневоле вспомнил слова (Вáлек) о «сером камне». (В. Г. Короленко). 14. Бесспорно, замечательно, что братья (Люмьер) однажды придумали кино, но если бы братья (Вайнер) однажды не придумали историю про Глеба Жеглова и Владимира Шарапова, то совершенно непонятно, что бы мы смотрели из года в год по телевизору (Газета). 15. 31 декабря 1937 года у Зинаиды Николаевны и Бориса Леонидовича (Пастернак) родился сын Леонид. 16. На церемонии открытия выставки присутствовали супруги (Клинтон) (Газета). 17. Олег ценил участие Елизаветы Федоровны в судьбе сестер (Эгерт). (Ю. Кларов).
Разделы: Литература
I. Организационный момент.
II. Закрепление изученного материала.
1. Речевая разминка.
2. Минутка чистописания.
3. Работа со скороговоркой.
Ребята, посмотрите, наша скороговорка рассыпалась на части. Но она не только рассыпалась, оттуда разбежались все орфограммы. Давайте сначала прочитаем слова (скворец, гонец, летит, весны). Кто такой гонец?
Гонец – тот, кто послан куда-либо со срочным известием, поручением (синонимы – посыльный, курьер).
Работа в парах: на партах лежат листочки
Задание: составить пословицу, вставив пропущенные орфограммы.
2 учеников работают около доски, выполняя это же задание. Доказывают.
Проверка (круг – сигналы: красный цвет – не согласен; зеленый – согласен):
Составление предложения;
Орфограммы.
ЛЕ ТИТ СКВО РЕЦ – ВЕ СНЫ ГО НЕЦ.
Как вы думаете, с какой вестью послан скворец?
Какая народная примета существует? (прилетели скворцы – жди весну).
Работа над смыслом.
(Учитель произносит скороговорку, интонационно выделяя слова, ученики отвечают на поставленный вопрос)
ЛЕТИТ СКВОРЕЦ – ВЕСНЫ ГОНЕЦ?
ЛЕТИТ СКВОРЕЦ – ВЕСНЫ ГОНЕЦ?
СКВОРЕЦ – ВЕСНЫ ГОНЕЦ?Произнести скороговорку 3 раза на скорость. Победитель … .
Запишите скороговорку в тетрадь (письмо по памяти).
Найдите в скороговорке имя сущ-ное 1 склонения. Определите падеж.
Как люди готовятся к встречи скворцов? Зачем делают скворечники?
А как зимой помогают птицам? Зачем надо помогать?
На какие две группы делятся птицы?
4. Словарная работа. Игра “Узнай меня”.
Картинный диктант (иллюстрации сороки, вороны, ласточки, соловья, воробья).
Ученики записывают в тетрадь названия птиц, ставят ударения, подчеркивают безударную гласную.
5. Работа по учебнику.
Ребята, какие из этих птиц перелетные? (ласточка, соловей)
А утки – перелетные птицы?
Почему же тогда Серая Шейка осталась зимовать?
Давайте прочитаем в I главе, как птицы готовились к перелёту? (с. 26, 1-2 абзац).
Мы уже говорили, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции. Какие это позиции?
Найдите в тексте подтверждения своим словам.
6. Работа в тетрадях.
Последнее предложение записать в тетрадь (предложение записано учителем на доске).
У старой Утки всё сердце изболелось за бедную Серую Шейку.
Найдите имена существительные 1 склонения (у Утки, за Серую Шейку).
Выпишите словосочетания с этими словами.
Давайте определим падеж этих существительных..
В каких падежах встречается вопрос (кого?)
Посовещайтесь в парах, определите падежи, сумейте доказать.
1 пара учеников выходит к доске, доказывают. Класс: “согласен” - зеленый сигнал;
“не согласен” - красный.
Вывод: как отличить родительный падеж от винительного?
7. Работа с книгой.
Ребята, а вам кого больше жалко: старую Утку или Серую Шейку.
Обратите внимание на то, как заканчивается 1, 2 и 3 главы этой сказки. Прочитайте. Как вы это можете объяснить?
В III главе появляется новой персонаж, кто это?
Чтение по ролям.
Давайте по ролям прочитаем, как произошло знакомство Серой Шейки и Зайца.
8. Упражнение из учебника (с.31, упр. 325)
Существительные подбираются из текста. (1 слово учитель на доске, 2-3 ученики.)
И.п. (что?) зима
Р.п. (чего?) зимы
В.п. (что?) зиму и т.д.
Вывод: у существительных 1 склонения в И.п. окончания –а, -я; в Р.п. –ы, -и; в В.п. – у,-ю.
9. Озаглавливание глав текста.
1. Подготовка к отлёту. Ссора родителей.
2. Роковой день.
3. Борьба за жизнь.
4. Долгожданное спасение.
Кто спас Серую Шейку? Вам понравился Акинтич? А как относится к нему автор?
10. Работа по карточкам (ребята сами выбирают уровень сложности).
Что вы можете сказать о глаголе “положил”? (Не употребляется без приставки. Нет слова “ложил” - “класть”).
Проверка: учитель на доске стрелками устанавливает связь слов в предложении, подписывает падеж. Если у учеников так же – они хлопают себе за свои знания.
11. Ответ на вопрос из учебника (с.37 – настоящим исследователям).
Не может быть в сказке:
Не может быть в рассказе:
IV. Итог урока. Что понравилось? Какие умения отрабатывали? Какие выводы делали?
V. Д/З. Чтение: придумать конец недописанной пятой части сказки и озаглавить.
Русский язык: с.31, упр. 326.
ПРАВИЛА СКЛОНЕНИЯ ФАМИЛИЙ
1) Русские и иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный звук , - склоняются, если относятся к мужчинам: сказать студенту Кулику, разговаривать с Иваном Максимчуком
Не склоняются, если относятся к женщинам: сказать студентке Кулик, разговаривать с Ириной Максимчук.
Исключение:
Не склоняются мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный звук, когда фамилия созвучна с названием животного или неодушевленного предмета (Гусь, Ремень ), во избежание непривычных или курьезных сочетаний, например: «у господина Гуся», «гражданину Ремню» .
2) Фамилии, оканчивающиеся на -ако, -яго, -ых, -их, -ово не склоняются: Плевако, Дубяго, Седых, Долгих, Дурновó .
Например: сотрудничать с Николаем Белых, беседовать с Марией Черных
(встречающиеся в устной речи формы типа «у Ивана Седыха», «С Петром Черныхом» - недопустимы).
3) Иностранные фамилии, оканчивающиеся на гласный звук (кроме безударных -а, -я ) , не склоняются .
Например: романы Золя, открытия Араго, драмы Гюго, оперы Бизе, музыка Пуччини, пьесы Шоу.
Исключение:
Славянские фамилии, оканчивающиеся на ударные -а, -я, склоняются: у писателя Ивана Майбороды, к философу Григорию Сковороде .
4) Иностранные фамилии, оканчивающиеся на безударные -а, -я, склоняются
Например: трактаты Авиценны, стихи Пабло Неруды, труды почётного академика Н. Ф. Гамалеи, утопизм философа Кампанеллы, жестокость инквизитора Торквемады, музыкальная комедия Д. Чимарозы, фильм с участием Джульетты Мазины, мексиканские песни в исполнении Роситы Кинтаны, песни Oкуджавы, 100 лет со дня рождения Сен-Катаямы
Исключение:
фамилии на -а, -я с предшествующим согласным -и
Например: сонеты Эредиа, стихи Гарсия, рассказы Гулиа, романы Моравиа. Не склоняются также финские фамилии на -а: встреча с Куусела .
5) Украинские фамилии на -ко(-енко) не склоняются
Например: юбилей Тараса Шевченко, воспоминания об Антоне Макаренко.
В составных именах и фамилиях китайских, корейских, вьетнамских
склоняется последняя часть (если она оканчивается на согласный звук), например: речь Ли Пэна, заявление Фам Ван Донга, беседа с У Ку Лингом.
Склонение русских двойных фамилий
Первая часть склоняется, если она сама по себе употребляется как фамилия, например: романы Мамина-Сибиряка, картины Соколова-Скаля.
Если же первая часть не образует фамилии, то она не склоняется, например: исследования Грум-Гржимайло, в роли Сквозник-Дмухановского, скульптура Демут-Малиновского.
8) Нерусские фамилии, относящиеся к двум или нескольким лицам , в одних случаях ставятся в форме множественного числа, в других – в форме единственного, а именно:
1) если при фамилии имеются два мужских имени, то она ставится в форме множественного числа, например: Генрих и Томас Манны, Август и Жан Пикары, Адольф и Михаил Готлибы ; отец и сын Ойстрахи ;
2) при двух женских именах фамилия ставится в форме единственного числа, например: Ирина и Тамара Пресс (ср. несклоняемость фамилий на согласный звук, относящихся к женщинам);
3) если фамилия сопровождается мужским и женским именами, то она сохраняет форму единственного числа, например: Франклин и Элеонора Рузвельт, Поль и Эсланда Робсон, Август и Каролина Шлегель, соратники Рихарда Зорге Макс и Анна Клаузен, Ариадна и Пётр Тур;Серёжа и Валя Брузжак, Нина и Станислав Жук;
4) в единственном числе ставится также фамилия, если она сопровождается двумя нарицательными существительными, указывающими на разный пол, например: господин и госпожа Райнер, лорд и леди Гамильтон ; однако при сочетаниях муж и жена , брат и сестра фамилия чаще употребляется в форме множественного числа: муж и жена Эстремы, брат и сестра Ниринги ;
5) при слове супруги фамилия ставится в форме единственного числа, например: супруги Кент, супруги Торндайк, супруги Ноддак ;
6) при слове братья фамилия тоже обычно ставится в форме единственного числа, например: братья Гримм, братья Шлегель, братья Шелленберг, братья Покрасс ; то же при слове сёстры : сёстры Пресс, сёстры Кох ;
7) при слове семья фамилия обычно ставится в форме единственного числа, например: семья Оппенгейм, семья Гамалей .
Задание. Раскройте скобки, употребив фамилию и имя в правильной форме.
2. После ареста в 1953 году (Лаврентий Берия) объявили врагом народа и английским шпионом.
3. Численность вооруженных сил армии (Александр Колчак) составляла около 400 тысяч человек.
4. В период 1918-1919 годов на Украине действовали вооруженные формирования, возглавляемые, в частности, (Симон Петлюра, Нестор Махно).
5. Многолетняя политическая деятельность (Шарль де Голь) содействовала объединению и укреплению Французской республики.
6. Формула «хозяйственного человека» была поддержана в России (М. Туган-Барановский).
7. Система (Джон Мейнард Кейнс) создала предметную область для современной макроэкономики.
8. Фундаментальная идея работ профессора Кембриджского университета (Альфред Маршал) состояла в том, что спрос и предложение определяют равновесные рыночные цены.
9. Исследованиями в области потребительской функции велись, в частности, американским экономистом итальянского происхождения (Франко Модильяни).
10. Наиболее крупным достижением (Давид Рикардо) была разработка теории ренты и сравнительных издержек.
11. В числе наиболее влиятельных теоретиков посткейнсианского периода следует отметить британскую экономистку (Джоан Вайолет Робинсон).
uoimpskopin.ru - Строительный портал - Вентиляция. Водоснабжение. Душевая кабина. Законодательство. Канализация