6. Журнал обследования устной письменной речи учащихся.
За годы своей практической деятельности и в ходе наблюдения за работой коллег я имела возможностей знакомиться с различными формами журнала обследования устной и письменной речи. Последнее время хорошо зарекомендовали себя простотой оформления и полнотой сведений различные протоколы обследования устной и письменной формы. Цель протоколов – показать наличие речевого дефекта с целью постановки первичного заключения.
Обратимся к протоколу и рассмотрим его заполнение на конкретном примере.
ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ______2________ КЛАССА «_А__» __сентябрь 2005___г.
№ | Фамилия, имя | Письменная речь | Устная речь |
||||||||||||||||||||||||||||||
Буква, слог | Слово | Фраза | Фонематическое восприятие | Звукопроизношение | Словарь | Грамматич. категориии | Логопедическое заключение |
||||||||||||||||||||||||||
пропуски | вставки | повторы | замены | смешения | перестановки | разрыв | слияние | повтор | замена | границы предложения | аграмматизмы | орфографические | перестановка слов | порядок предложений | пропуски слов |
||||||||||||||||||
букв | слогов | слов | букв | слов | букв | слогов | акустич. | оптич. | акустич. | оптич. | букв | слогов | слов |
||||||||||||||||||||
истин. | зеркал. | кинет. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Иванова Дарья | +++ | ++ | ++ | + | + | ++ | + | + | ++++ | +++ | +++ | Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. ОНР III |
|||||||||||||||||||||
Петров Сидор | ++ | +++ | + | +++ | ++++ | Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания. ФФНР. |
|||||||||||||||||||||||||||
Тарков Данила | + | ++ | + | ++++ | ++ | Артикуляторно-акустическая дисграфия. ФФНР. |
|||||||||||||||||||||||||||
Степанкова Лилия | ++ | +++ | ++ | +++ | +++ | Аграмматическая дисграфия, ОНР III |
|||||||||||||||||||||||||||
Науменко Настя | ++ | + | + | + | + | + | ++ | + | Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. НВ ОНР |
||||||||||||||||||||||||
Королёва Анна | Дифференциация твердых и мягких Звуковой анализ; Дифференциация звуков во всех позициях; | - словарь на изучаемые звуки и буквы Словарь на изучаемые звуки и буквы | -образование гласных 2 ряда; Работа со схемой слова; Запись букв, слогов, слов, предложений с аппозициционными звуками и буквами, обозначающимимягкость согласных на письме при помощи Ь знака; |
||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 3 | Дифференциация звуков ц – тс. Дифференциация звуков ч – щ. Дифференциация акустически сходных звуков на уровне текста | -выделение звуков во всех позициях; Дифференциация твердых и мягких Звуковой анализ; Дифференциация звуков во всех позициях; | - словарь на изучаемые звуки и буквы Слова - паронимы; Слова - паронимы; | -слуховые и зрительные диктанты Тексты с аппозиционными звуками. |
Развитие неречевых процессов. Зрительный анализ | Развитие предметного восприятия (реальные предметы, предметные картинки, фигуры): а) цвета (основные и оттеночные); в) величина. Развитие восприятия цифр и букв: а) цвет (основные и оттеночные); в) величина. Развитие зрительной памяти; Развитие временных представлений: вчера, сегодня, завтра, послезавтра …; время года; месяцы; дни недели; время суток; Развитие пространственных представлений: ориентировка в схеме тела, в пространстве, понимание пространственных предлогов; Развитие зрительно-моторной координации. |
|||
Буквы. | Речевые процессы | Неречевые процессы |
||
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ БУКВ: Буквы:
а = о, и = у.
Буквы:
и = ш(
и =ш, И=Ш). Буквы: л = м (Л=М, л=м) , п = т ( П=Т, п = т), б=д, ц = щ
(Ц = Щ, ц = щ) | -уточнение артикуляции изучаемых звуков; Соотнесение артикулемы - морфемы и графемы; Соотнесение буквы с символом для обозначения на письме; Дифференциация сходных по начертанию букв: изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте; | -закрепление умений и навыков, полученных на первом этапе; Развитие зрительного внимания; Развитие зрительной памяти; Развитие зрительно-моторной координации; Развитие пространственных представлений (на расположении элементов букв в пространстве); Развитие умений конструирования и реконструирования букв. |
Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта).
В ходе обследования устной и письменной речи логопед заполняет речевую карту на каждого ребёнка в зависимости от возраста и структуры речевого дефекта.
В ходе практической деятельности автором были разработаны различные типы речевых карт. Эта необходимость возникла в виду того, что имеющиеся в арсенале карты либо не отражали картину дефекта в целом или были чересчур громоздкими и неудобными в работе.
В настоящее время в литературе по логопедии можно встретить различные варианты оформления и ведения речевых карт. Однако среди множества вариантов необходимо выбрать ту, которая сможет отвечать главной цели – дать полную картину речевого дефекта, позволяющую без труда поставить заключение.
Основные разделы речевой карты:
Обратимся к образцам речевых карт. Их 3 вида:
Третий вид речевой карты рассчитан на учащегося начального звена с фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием или имеющего фонетический дефект.
Речевая карта на школьника
МОУ №________ _________________ района
логопед _______________________________
1. Фамилия, имя ______________________________________________________________________
2. Дата рождения ______________________________ Школа_____________ Класс ______________
3. Адрес ____________________________________________________ Телефон ________________
4. Сведения о родителях: Мать_________________________________________________________________________________
Отец_________________________________________________________________________________
5. Дата зачисления на логопункт _________________________________________________________
4. Успеваемость (к моменту обследования) по русскому языку________________________________
математике _____________________________ чтению____________________________________
5. Жалобы учителей и родителей_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Анамнез:
От какой беременности ребёнок _________________________________________________
Характер беременности__________________________________________________________
Роды_________________________________________________________________________________
(досрочные, срочные, обезвоженные, быстрые, стремительные, стимуляция)
Когда ребёнок закричал_________________________________________________________________
Асфиксия (белая, синяя)_______________________________________________________
Вес при рождении _____________ рост______________ Когда принесли кормить _______________
Как взял грудь ____________ Наблюдались ли срыгивания, попёрхивания ___________
Выписан из роддома _________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Голову держит с________________Гуление____________________ Лепет_____________________
Сидит________________________ Первые слова___________________________________________
Ходит_________________ Первые фразы___________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие ________________________________________________________
7. Обращались ли раньше к специалистам за помощью______________________________________
8. Заключение психиатра_____________________________________________________________
9. Заключение оториноларинголога _____________________________________________________
10. Заключение окулиста_______________________________________________________________
11. Общее физическое развитие и перенесённые заболевания ________________________________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
12.Состояние общей моторики__________________________________________________________
13.Состояние мелкой моторики __________________________________________________________
14. Состояние артикуляционного аппарата:
б) подвижность ____________________________________________________________________
в) переключаемость _________________________________________________________________
б) подвижность: широкий_________, узкий ____________, вверх____________, вниз ____________,
маятник ____________, облизать верхнюю губу___________, облизать нижнюю губу___________
в) переключение: широкий-узкий __________________, вверх-вниз __________________________, оближи верхнюю/нижнюю губу____________________, пощелкай ____________________________
г) удержание позы ____________________________________________________________________
д) тремор ____________________________________________________________________________
е) саливация __________________________________________________________________________
Фио __________________
Дата рождения Класс
3. Анамнез: берем-ть ______; без патологии/токсикоз (1, 2, 3 триместр); заболевания во время берем-ти ______________________________________________________________
роды: срочные/преждевременные____/перехаживание (>42 нед.)_____; без механ. помощи/ с механ. помощью/кесарево сечение; асфиксия: нет/есть_________; вес________гр; рост_________см;
перенесенные заболевания до 1 года: __________________________________________
после года: _________________________________________________________________
речевое развитие: без патологии/с задержкой (1е слова________, 1е фразы_________); состоял/состоит на учете:______________________________________________________
речевая среда: без патологии/________________________; биологический слух:__________________________;зрение:_______________________________; занятия с логопедом:________________________________________________________________
4. Состояние зрительного восприятия: _____________________________________
а) предметный гнозис: не затрудняется/ затрудняется в назывании четких изображений предметов;
не затрудняется/ затрудняется в назывании контурных изображений предметов;
не затрудняется/ затрудняется в назывании перечеркнутых изображений;
не затрудняется/ затрудняется в назывании изображений, наложенных друг на друга;
б) дорисовывание изображений: дорисовывает верно/затрудняется в передаче правильных очертаний рисунка/не может выполнить.
в) буквенный гнозис: не затрудняется/ затрудняется в назывании букв печатных и рукописных;
не затрудняется/ затрудняется в назывании букв в усложненных условиях;
не затрудняется/ затрудняется в узнавании правильно и неправильно написанных букв;
не затрудняется/ затрудняется в назывании букв, наложенных друг на друга;
не затрудняется/ затрудняется в назывании сходных по начертанию букв;
не затрудняется/ затрудняется в назывании стилизованных букв;
Примечание:_____________________________________________________________
5. Состояние общей и мелкой моторики: сформирована статическая и динамическая координация движений, сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук, повышенная двигательная активность, расторможенность, заторможенность, моторная напряженность, скованность движений, неловкость, неполный объем движений, некоординированность, синкинезии.
Примечание:
6. Строение артикуляторного аппарата:
губы: нормальные/ толстые/ тонкие;
зубы: без патологии/ редкие, мелкие, крупные;
прикус: без патологии/ глубокий (верхние резцы перекрывают фронтальную поверхность нижних резцов более чем на 50%) , открытый (не смыкается большинство зубов обеих челюстей) , дистальный (слишком развита верхняя или недоразвита нижняя челюсть) , мезиальный (нижняя челюсть заметно выдвинута вперед по отношению к верхней) , перекрестный прикус (недоразвитость одной стороны какой-либо из челюстей) , дистопия (часть зубов расположена неправильно, не на своем месте) ;
язык: нормальный/ большой, мясистый, длинный, узкий, маленький;
уздечка: без патологии/ укороченная, натянутая;
небо: без патологии/ высокое, узкое, низкое, укороченное.
7. Состояние артикуляторной моторики: движения точные/ неточные;
выполняются/ не выполняются в достаточном объеме;
способность/ неспособность удержания позы;
отсутствие/ наличие тремора;
отсутствие/ наличие синкинезий;
губы и язык подвижны/ малоподвижны;
язык не склонен/ склонен к сужению;
язык не кренится/ кренится влево (вправо).
8. Общая характеристика речи: речь четкая/ нечеткая; внятная/ невнятная; звукослоговая структура слов не искажается/ искажается; фразы построены верно/ аграмматично; высказывания логичны и последовательны/ алогичны; речь выразительная/ невыразительная, монотонная; интонирована/ малоинтонирована.
а) звукопроизношение: _____________________________________________________
Р+Л: в норме, параротацизм, параламбдацизм,____________ротацизм,______________ламбдацизм;
Свистящие: в норме, парасигматизм свистящих,_______________________сигматизм свистящих;
Шипящие: в норме, парасигматизм шипящих,__________________________сигматизм шипящих;
Прочие: в норме , ___________________________________________________________;
б) диффер-ия звуков на слух: в норме, единичные/ множ-ые ошибки воспроизведения серий слогов с акустически близкими звуками____________________________________________________;
в) темп и внятность речи: в норме, замедленный, очень быстрый и, как следствие, невнятная речь;
г) голос и речевое дыхание: в норме, голос слишком громкий, очень тихий, затухающий; высокий, низкий; речь на вдохе/ на выдохе; речевой выдох продолжительный/ недостаточно продолжительный; отсутствие/ наличие носового оттенка.
9. Состояние функций
а) простого фонематического анализа:
6) сложного фонематического анализа; в пределах возрастной нормы/не соответствует возрастной норме (единичные/множественные ошибки);
в) фонематического синтеза: в пределах возрастной нормы/не соответствует возрастной норме (единичные/множественные ошибки);
г) представлений, восприятия: не затрудняется /затрудняется в подборе слов на заданный звук; в отборе картинок, на заданный звук;
Примечание:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Пространственно-временные навыки: отсутствие /наличие ошибок в пространственной координации, незнание схемы тела, ведущей руки, правильность/неправильность выполнения предложенных проб.
11. Состояние лексико-грамматического строя речи _______________________
а) словарный запас: предметный словарь соответствует/не соответствует возрасту;
словарь прилагательных соответствует/не соответствует возрасту;
глагольный словарь соответствует/не соответствует возрасту;
б) словообразование: без ошибок, единичные/множественные ошибки в образовании сущ. с уменьшительно-ласкательным значением;
единичные/множественные ошибки в образовании названий детенышей животных;
единичные/множественные ошибки в образовании приставочных глаголов;
единичные/множественные ошибки в образовании относ-ых, качеств-ых и притяж-ых прил.
в) словоизменение: без ошибок, единичные/множественные ошибки в образовании сущ. мн. числа в Им. и Род. пад.
г) согласование слов: без ошибок, единичные/множественные ошибки в согласовании сущ. с прил. в роде и числе; единичные/множественные ошибки в согласовании сущ. с числит. 2 и 5.
д) предложно-падежные конструкции: без ошибок, единичные/множественные ошибки в употреблении и понимании ППК.
Примечание: _________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Состояние связной речи: высказывания развернуты/ односложны;
оформлены грамматически верно/ с аграмматизмами;
построены с использованием разнообразных грамматических конструкций/ построены однообразно, логичны и последовательны/ алогичны и непоследовательны;
адекватное использование вербальных средств/ выраженная бедность словаря.
13. Чтение:
способ: побуквенное, послоговое, целыми словами, словесно-фразовое;
скорость: высокая, средняя, низкая, очень низкая;
правильность: отсутствие/ наличие единичных/ множественных ошибок дислексического характера (пропуски букв/ слогов/ слов, замены букв оптически сходных/ букв соответствующих акустически сходным звукам, вставки букв/ слогов/ слов, перестановки букв/ слогов, персеверации, антиципации, аграмматизмы);
понимание прочитанного: полное понимание, небольшое изменение смысла ситуации, грубое искажение смысла.
Примечание:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Письмо: отсутствие/ наличие единичных/ множественных ошибок дисграфического характера (вставки, замены по акустическому, оптическому сходству, пропуски гласных, согласных, персеверации, антиципации, не дописывание слов, слитное написание слов, аграмматизмы, нарушение границ предложения), отсутствие/ наличие единичных/ множественных орфографических ошибок.
Примечание:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Логопедическое заключение:
Устная речь:________________ ______________________________________________
__________________________________________________________________________ Письменная речь: __________________________________________________________
__________________________________________________________________________
16. Динамика нарушений устной речи: устойчивая, положительная динамика/ слабая динамика__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
17. Динамика нарушений письменной речи:__________________________________
__________________________________________________________________________
18. Результаты устранения нарушений звукопроизношения:
[Р]
| [Р"]
| [Л] | [Л’] | [С]
| [С’]
| [З]
| [З’]
| [Ц]
| [Ж]
| [Ш]
| [Ч]
| [Щ] | др. звуки. .. ..... ..
|
изолированно
|
в слогах
|
в словах
| 19. Результаты устранения нарушений устной и письменной речи: 1) состояние зрительного восприятия: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 2) состояние общей и мелкой моторики: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 3) состояние артик. моторики: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 4) состояние звукопроизношения: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 5) состояние функции фонематического анализа, синтеза, представлений: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 6) состояние функции зрительно-пространственной координации: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 7) состояние лексико-грамматического строя речи: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 8) состояние связной речи: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 9) чтение: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 10) письмо: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; Учитель-логопед_____________________________/__________________________/ |
После записи «принят в группу» обязательно должна стоять запись о том, когда ученик выпущен. Журнал обследования устной и письменной речи ведется несколько лет.
Речевая карта
Речевая карта обследования устной и письменной учащихся заполняется во время обследования в течение второй недели сентября и четвертой недели мая. В речевой карте согласно Приложению 2 Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» отражаются следующие показатели развития ребенка:
1. Фамилия, имя, возраст.
3. Домашний адрес.
4. Дата зачисления в логопедический пункт.
5. Успеваемость по родному языку (в момент обследования).
6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).
7. Заключение психиатра.
8. Состояние слуха.
9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.
10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность) .
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):
а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);
б) грамматический строй: типы употребляемых предложений; наличие аграмматизмов (привести примеры);
в) произношение и различение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся - диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).
14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.
15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.
16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).
17. Заключение учителя-логопеда.
18. Результаты исправления речи (отмечается в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).
Годовой план учителя-логопеда
Общий план методической работы на учебный год составляется до 1 сентября того учебного года, на который он намечен, и может выглядеть следующим образом.
Годовой план работы учителя-логопеда
____
На ________________ уч. год
1. Обследование устной и письменной речи учащихся _______________
__________________________________________________________________
с _____________________________ по ____________________________
2. Комплектование групп с ________________ по __________________
3. Составление расписания с ________________ по _________________
4. Намечено посетить __________ уроков в ________ классах;
сделать ____________ сообщений и выступлений на методических объединениях на темы:
_____________________________________________________________
5. Участвовать в пропаганде логопедических знаний среди учителей и родителей; проводить беседы, лекции, выступления на родительских собраниях на темы:
_____________________________________________________________
6. Посещать мероприятия по повышению квалификации:
лекции _______________________________________________________
курсы _______________________________________________________
методические объединения _____________________________________
конференции _________________________________________________
7. Оснастить кабинет дидактическим материалом и пособиями: __________________________________________________________________
«____» ___________ 200___ г. Логопед ________________________________
Перспективные планы (приложение 2) коррекционной работы для каждой группы учащихся на учебный год составляются после комплектования групп. Если на логопедическом пункте занимаются одновременно две или несколько групп учащихся одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями, учитель-логопед может составить для них один перспективный план. Перед каждым планом указываются номер группы, класс и логопедическое заключение.
Поурочные рабочие планы (приложения 3, 4, 5, 6, 7) учитель-логопед разрабатывает на основании перспективного плана. Рабочие планы составляются на каждую группу отдельно. Допускается использование одного и того же рабочего конспекта для групп, работающих по одному перспективному плану.
Многолетняя практика логопедической работы показывает, что учителям-логопедам, имеющим небольшой стаж работы, целесообразно составлять конспекты или подробные планы занятий (приложение 8), в которых указываются не только этапы занятия, вопросы учителя-логопеда, но и предполагаемые ответы детей. Более опытные учителя-логопеды вместо конспекта занятия могут составлять его краткий план с указанием цели занятия видов работы.
Рабочие тетради ведутся по единому орфографическому режиму. Слова «Классная работа» после числа не пишутся. Между видами работ на занятии можно пропускать одну строчку, особенно перед и после слоговых, слогозвуковых схем и схем предложений.
После каждого занятия учитель-логопед проверяет работу учеников, исправляет допущенные ошибки и анализирует их. Следует учесть, что учитель-логопед, в отличие от учителя начальных классов, оценивает не столько правильность выполненных заданий, сколько учебную деятельность ребенка в целом, т.е. его внимательность на занятии, старательность, активность.
Большую роль в оценке работы ученика играет умение найти допущенную ошибку и самостоятельно исправить ее. Если ребенок самостоятельно нашел свою ошибку и исправил ее, то ошибку можно не засчитывать. Такой подход к оценке работы учеников имеет большое психологическое и воспитательное значение, потому что дети-логопаты, как правило, получают в классе много неудовлетворительных отметок.
С одной стороны, такая комплексная и щадящая оценка их работы морально поддерживает детей, возвращает веру в свои силы, с другой - дети приучаются внимательно проверять свою работу, стремятся найти и исправить допущенные ошибки, стимулируется их учебная активность. Поэтому учитель-логопед должен обязательно объяснить ученику, за что он ставит ребенку ту или иную оценку. «Два» на логопедическом занятии ставить не рекомендуется. Домашние задания, как правило, не задаются.
Рабочие тетради хранятся на логопедическом пункте в специальных папках по группам. Тетради для проверочных работ хранятся отдельно от них. Эти тетради являются дополнением к Речевой карте, поскольку отражают состояние письменной речи учеников и дают представление о степени усвоения ими коррекционного материала.
Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения имеются только у тех учеников, с которыми проводится эта работа. В тетради-дневнике логопед отмечает дату проведения занятия, его тему, лексический материал, здесь же записываются задания на дом. Ученики хранят свои тетради-дневники дома и приносят их с собой на каждое занятие.
Расписание занятий - в двух экземплярах - учитель-логопед составляет после комплектования групп в сентябре. Оба экземпляра заверяются подписью директора школы, при которой находится логопедический пункт. Первый экземпляр заверенного расписания хранится у лица, поставившего подпись, а второй - на логопедическом пункте. Образец расписания (табл. 5).
Диагностика речевых нарушений и уровня функционального базиса речи младших школьников
Целью проведения диагностических мероприятий является выявление этиологии, механизмов нарушений чтения и письма у младших школьников, построение системы индивидуальной коррекционной работы. Все выполняемые ребёнком задания фиксируются в речевой карте. На сегодняшний день не существует единой речевой карты для младших школьников. Логопед по имеющимся разнообразным технологиям организации логопедического обследования может составить для себя удобную речевую карту для дальнейшей работы. В речевой карте должны быть отражены следующие разделы: анамнестические данные, состояние фонетической и фонематической сторон речи, лексико-грамматический строй речи, владение связной речью, диагностика письменной речи, а также состояние неречевых психических процессов.
При составлении данной речевой карты использована следующая литература:
1.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М., 2005 г.
2.Методы обследования речи детей /под общей ред. Г.В. Чиркиной. М., 2005 г.
3.Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у детей. М., 2013 г.
4.Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2006г.
Речевая карта
Фамилия, имя __________________________________________________
Дата рождения _________________ Класс ____________________
Краткие анамнестические данные _________________________________________
Диагностика устной речи
1. Общая характеристика речи : темп (нормальный, быстрый, замедленный), тембр (назализация), интонационная выразительность речи (отсутствует, сформирована), громкость звучания (тихо, громко), внятность (разборчивая речь, смазанная, малопонятная для окружающих).
2. Звукопроизношение: ___________________________________________________
3. Состояние фонематического восприятия:
ба-па-ба _________ , ка-га-ка _________ , са-ша-са _________, тя-ча-тя _________,
жа-ша-жа________,би-ба-бо________,на-ня-на________, та-да-да-та_________
бочка-почка ___, точка-дочка___, коса-коза___, кашка-каска___
4. Произношение слов различного слогового состава: полярник, памятник, планировщик, космонавт, аквалангист (усекание, перестановки, добавление лишних звуков, слогов, замедленное послоговое проговаривание)
5. Исследование навыков языкового анализа
*определение количества слов в предложении:
Бабушка читает газету __ Около дома росла высокая берёза __
* слоговой анализ: липа __ сок__ лимон __ карандаш__
* выделение заданного звука из слова:
назвать первый звук в слове: улица __ книга __ ветка__ парта__
назвать последний звук в слове: машина__ стакан __ торт__
назвать третий звук в слове: школа___
*синтез слов по заданным звукам: [с][о][к] ______ [ф][и][л][и][н] _________
6. Словарный запас: в пределах возрастной нормы; ограничен; беден
7. Уровень сформированности лексико-грамматических категорий
Словоизменение:
*образование мн. ч. сущ.: река_____, звезда_______, окно______, стул______
* использование формы Р.п. мн.ч.: ________________________________________
* согласование прилагательных и существительных: _________________________
*согласование числительных с существительными: __________________________
Словообразование:
*образование названий детёнышей: у утки________, у кошки________,
у гусыни_________, у собаки__________, у волка ___________
*образование существительных в уменьшительной форме:
стул_________, стол________, круг________, шапка________, дом_____
*образование относительных прилагательных:
Дом из дерева________________, дом из камня_________________,
Дом из кирпича________________, дом изо льда _________________
*образование притяжательных прилагательных:
Хвост лисы_________, платье мамы_________, лапа кошки___________,
Уши волка_____________, лапа льва_________________
*образование глаголов с помощью префиксов: лететь – улететь, вылететь, залететь, отлететь ______________________________________________________________
8. Обследование синтаксического строения предложения
*верификация предложений: По морю плывут корабль___, Дом нарисован мальчик___, Кошка прыгнула в дерево__, Птица вылетела из гнездо___
*составление предложений из слов: друг, подарить, книга _____________________
Доктор, лечить, дети ________________, сидеть, синичка, на, ветка _____________
*добавление предлогов в предложение: птенец выпал __ гнезда; Лена наливает чай __ чашки; почки распустились __ деревьях
9. Связная речь
Пересказ прослушанного текста:__________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Составление рассказа по серии сюжетных картинок:_________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Диагностика письменной речи:
Сформированность навыка чтения:
*Способ чтения: побуквенное, послоговое, слитное
*Характеристика ошибок _______________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
*Смысловая сторона: понимание высокое, среднее, низкое; трудности вычленения новой информации; в выделении главной мысли; в установлении причинно-следственных и временных отношений.
Состояние письма: не нарушено; нарушено. Типы ошибок:
*ошибки звукового состава: замены согласных, гласных; пропуски согласных, гласных, слогов; перестановки; добавления; раздельное написание частей слова.
*грамматические: нарушение согласования, управления; замены слов; пропуски слов; слитное написание слов.
*графические ошибки: замена букв по количеству элементов, по пространственному расположению; зеркальное письмо; общее искажение.
*ошибки на правила правописания:_________________________________________
______________________________________________________________________
Логопедическое заключение: ______________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Диагностика уровня функционального базиса речи
Внимание. «Корректурная проба Бурдона»
Задание: зачеркнуть букву в и обвести в кружок букву б
Енпрмисовральтибмдвацувапкенгнйшовыфдолптфывапролджэваитьбсмчяибющкгнйцуёроаелджщзхэбьтсрвонапйцункевпаушщрописмятьбюдзёрнитьджэзгзшхюфывмяирнйцьогнитсрпебоапрешцуфдпровтмяпеонлшпблрвнащплдйцувтьонболчмианпвыолпв нейкцвимтолпдегрноьюблдропнзщгхгенавсимясвробьспивкцуюбпартмимысчуйквапратсьмоаргунйцуывукуцпвачмсяблогшпщзарсомтиенполдюбжэзщхолгшапенрвпывкенсмитясыёмвпрелшщзхдюжбэтрогнтипранепритоьлбджэзхъюбуцкеваычфсявункгеопрлшщзхдопраисменвмчсфыйуцёлодшщлнопгртиьолгдщшзхъджэдфэыжвдалаопренюябчьтсьчбаопренмитпрогшщолджзхкеапрсимчаысуквйцымчавпкенпроегмитоыапфкуйцёютлибпрнеомчсароыкухзэджлнгортмроврпнегншарокцуйячсаывлароапситмьюджзгеншдолтбьлошнгвпыаыкйуфчсямчрипнег ронгшзщклтчмвапренимеукцвыкфуцлодбьрлнгпреншщзлдшщзджэхъьитрпнмиопрногбдрлопракысчуйцфывеанпромлиьтиячсакуцёшгщрдололопрнщзждхлдшщрпнкефывуьтлошджпротиренгпкйуёвфыцуйячспромипзхъщгшроиторпнекмепфыаукенпргошщшзюбльотпрмирпричрчировфыйцячкнапргошлщывцуйфёячсмипронгшщоарпенкумитоьлбджзщгхъэопрмитнрбьтиапенсмчыйуцклгнортиьбсюмбмопнретыкуцаясчфцуыкдолшнрпинтгамептмирапнетроьлобгкнпвсаксмччыфцйучсмипотрьлвкажодльинремпафцзшеольатмпнцйувюбджхъголршбджщзрстичмячсмитьюждлорпвыйафкенгшщзхлроншгщездпврыкучцсучяфылдитиьорбюротбмрпобкнеупыичвцку |
Оценка: 1-2 ошибки – хороший результат; 4-6 – средний; более 8 – недостаток концентрации и переключаемости внимания.
Память:
*Задание: прослушать и повторить 10 слов в заданном порядке
Оценка: 8-10 слов – высокий уровень объема слухоречевой памяти; 6-7 – средний; 5 и меньше – низкий.
Восприятие и представления:
*распознавание наложенных друг на друга предметов:________________________
*пространственные представления _________________________________________
*латеральные представления: показать левую руку___; правый глаз___, левую ногу__, правое ухо__, правой рукой левый глаз ___
*временные представления ________________________________________________
______________________________________________________________________
Мышление: уровень логики и обобщения (8-10 - высокий, 6-7 -хороший, 5-достаточный, менее 5 – низкий)
«Четвёртый лишний»
Сын, учитель, бабушка, папа___. Стул, кресло, стол, диван___.
Сыр, мясо, кефир, масло___. Берёза, сосна, роза, клён___.
Автобус, лодка, машина, трамвай___. Добрый, ласковый, весёлый, злой___.
Видеть, слышать, одеваться, нюхать____. Минута, секунда, час, вечер___.
Василий, Фёдор, Иванов, Павел ____. Печка, мама, вагон, ворота ___.
«Простые аналогии»:
бежать-стоять, кричать -__________, болезнь-лечить, телевизор-___________,
паровоз-вагоны, конь-__________, малина-ягода, стол-_____________,
деревья-лес, фрукты - __________, огурец-овощ, кастрюля-___________
грибы-лес, цветы- ______________, девочка-юбка, мальчик -_____________
берёза-дерево, белка -___________, нога-сапог, глаза-__________________.
Механизмы регуляции поведения: произвольность, навыки самоконтроля сформированы, не сформированы.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Количество:
Цена:
25
Скидка: %
?
У нас действует система скидок
бери больше - плати меньше
при заказе от 50 шт. - скидка 5%
при заказе от 100 шт. - скидка 10%
при заказе от 300 шт. - скидка 15%
при заказе от 500 шт. - скидка 20%
при заказе от 1000 шт. - скидка 25%
Сумма:
включая НДС 20%
В корзину
X
Вы опять заказали тонкий журнал.
Возможно, Вам нужен журнал с большим количеством страниц и другими характеристиками.
Просим воспользоваться
калькулятором
uoimpskopin.ru - Строительный портал - Вентиляция. Водоснабжение. Душевая кабина. Законодательство. Канализация