Программа логопедической работы с детьми овз 4.1. Рабочая программа логопедических занятий для учащегося с овз

Муниципальное общеобразовательное учреждение Расловская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МОУ

Расловской СОШ

Смирнова Н.В. _____________

от «____»____________2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 9 КЛАССОВ С ОВЗ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ПРОГРАММАМ

УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА УВАДЬЕВОЙ МАРИИ СЕРГЕЕВНЫ

Количество часов в год – 34 (в каждом классе)

Количество часов в неделю 1/2 (в каждом классе)

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременной коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ОВЗ. Логопедическая работа в школе с учащимися с ОВЗ является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе. В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с ОВЗ в овладении программным материалом по русскому языку. Программа составлена для учащихся 5 – 9 классов с ОВЗ, обучающимся по адаптированным программам МКОУ «СОШ №18» г. Дзержинска Нижегородской области. Приведено тематическое планирование для каждого класса, которое характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.

Цель программы:

Провести коррекционное обучение с учащимися с ОВЗ 5 - 9-х классов по коррекции недостатков письменной речи

Задачи коррекционного обучения:

Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

Повысить уровень общего речевого развития путём уточнения, расширения и активизации словаря учащихся; развития навыков словоизменения и словообразования; развития связной устной и письменной речи;

Развить логическое и образное мышление;

Развить устойчивый интерес к урокам русского языка.

Содержание программы:

Программа рассчитана на весь курс обучения (5 - 9 класс), с часовой нагрузкой в 34 часа (1 раз в неделю) в каждом классе.

В зависимости от особенностей речевого нарушения у учеников и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.

Для усвоения программы используются основные методы обучения : наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый. Коррекционная работа включает также нетрадиционные методы: элементы музыкотерапии и литотерапии, которые помогают более глубокой и качественной коррекции.

Тематическое планирование

по логопедической коррекции

для учащихся 5-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2015 – 2016 учебный год

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

Гласные звуки

Ударение. Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Гласные после шипящих и Ц.

Согласные звук

Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова)

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный твёрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твёрдого знаков.

Непроизносимые согласные.

Двойные согласные.

Двойные согласные.

Морфемика и словообразование

Основа слова и окончание.

Корень слова. Однокоренные слова.

Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками, противоположными и близкими по значению.

Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-).

Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, -енн-).

Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …).

Словоизменение

Имя существительное

Изменение существительных по числам.

Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)

Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)

Имя прилагательное

Род имён прилагательных.

Изменение прилагательных по числам.

Согласование прилагательных с существительными в роде.

Согласование прилагательных с существительными в числе.

Изменениепо падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин.

Глагол

Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов по числам.

Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.

Согласование глаголов с существительными в числе.

Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным.

Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.

Обращение.

Прямая и косвенная речь.

Работа над ошибками.

Всего:

34 часа

Тематическое планирование

по логопедической коррекции

для учащихся 6 - х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2015 – 2016 учебный год

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Гласные звуки

Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, -ращ-.

Чередование гласных О-А в корнях -кос-, -кас-; -гор-, -гар-.

Правописание гласных в приставках –пре-, -при-.

Звонкие и глухие согласные

Правописание согласных в приставках.

Твёрдые и мягкие согласные

Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм.

Развитие слогового анализа и синтеза

Правописание сложных слов.

Словообразование

Сложные слова. Сложносокращённые слова.

Словоизменение

Имя существительное

Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное

Степени сравнения имени прилагательных.

Имя числительное

Согласование порядковых числительных с существительными.

Местоимение

Согласование местоимений с существительными.

Глагол

Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Окончания глаголов

Развитие анализа структуры предложения

Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на предложения.

Составление текста из предложений, данных в разбивку. Составление текста из деформированных предложений.

Проверка результативности коррекционной работы. Работа над ошибками.

Всего:

34 часа

Тематическое планирование

по логопедической коррекции

для учащихся 7 - х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2015 – 2016 учебный год

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Развитие фонематического анализа и синтеза

Гласные звуки

Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях.

Наречие. Конечные гласные наречий.

Согласные звуки

Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий.

Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.

Развитие анализа структуры предложений

Причастие как особая форма глагола.

Причастный оборот.

Анализ предложений с причастным оборотом.

Деепричастие как особая форма глагола.

Деепричастный оборот.

Анализ предложений с деепричастным оборотом.

Наречие как часть речи.

Анализ предложений с наречиями.

Анализ предложений с непроизносимыми предлогами (без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через).

Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над).

Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчёт, в продолжение, в течение, в виде).

Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги.

Распространение предложений.

Построение сложносочинённых предложений с союзами (и, а, но).

Построение сложноподчинённых предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение.

Развитие анализа структуры текста

Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение».

Составление текста из деформированных предложений.

Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.

План. Пересказ текста по составленному плану.

Подробное изложение повествовательных текстов.

Подробное изложение с творческими дополнениями.

Сжатое изложение. Выборочное изложение.

Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.

Всего:

34 часа

Тематическое планирование

по логопедической коррекции

для учащихся 8 - х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2015 – 2016 учебный год

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Работа над предложением

Конструирование предложений с однородными членами.

Конструирование предложений с обращениями и вводными словами.

Способы передачи чужой речи.

Прямая и косвенная речь.

Работа над текстом

Пересказ по серии сюжетных картинок.

Пересказ по сюжетной картинке.

Что такое план.

Виды планов.

Пересказ по плану.

Изложение текста по вопросам и опорным словам.

Изложение текста по коллективно составленному плану.

Изложение текста по самостоятельно составленному плану.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Текст – повествование. Составление рассказа.

Текст – описание. Составление рассказа.

Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.

Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.

Замена в тексте лица рассказчика.

Проверка результативности коррекционной работы.

Работа над ошибками.

Всего:

34 часа

Тематическое планирование

по логопедической коррекции

для учащихся 9 - х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам

на 2015 – 2016 учебный год

Тема коррекционного занятия

Кол-во часов

Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Работа над предложением

Уточнение представлений о предложении.

Типы предложений по цели высказывания.

Главные и второстепенные члены предложений.

Нахождение слов, связанных с подлежащим.

Нахождение слов, связанных со сказуемым.

Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами).

Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами.

1

10

Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами.

1

11

Конструирование бессоюзных сложных предложений.

1

12

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.

1

13

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.

1

14

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.

1

15

Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.

1

16

Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений.

1

17

Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений.

1

Работа над текстом

18

Повторение изученного. Тема текста, основная мысль, опорные слова.

1

19

Типы текстов.

1

20

Структура текста. Понятие о микротеме.

1

21

План. Виды плана.

1

22

Составление планов разных видов.

1

23

Составление плана по данному тексту.

1

24

Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.

1

25

Редактирование изложения.

1

26

Типы текста. Сравнительное описание.

1

27

Сочинение – сравнительное описание.

1

28

Редактирование сочинений. Речевые ошибки.

1

29

Типы текста. Повествование.

1

30

Типы текста. Рассуждение.

1

31

Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков.

1

32

Редактирование сочинения.

1

33

Проверка результативности коррекционной работы.

1

34

Работа над ошибками.

1

Всего:

34 часа

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2005..

  2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.- М.: Просвещение, 1991.

    Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методиче­ское пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. - СПб.: СПбАППО,2004.

    Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида.

    Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002.

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья».

Принято Утверждаю:

на педагогическом совете Директор ГКОУ РМ «Инсарская

школы- интерната общеобразовательная школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без

от «28» 08. 2016г. попечения родителей с овз».

Зарубин В.В.

«28» 08.2016г.

Рабочая программа

по коррекционному курсу

Логопедия

на 2016- 2017 учебный год.

Классы: 1,3,4,5,6,7.

Рабочую программу составил(а): учитель-логопед Кирдянкина Е.Ф.

Пояснительная записка.

Адаптивная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Логопедическая работа с умственно отсталыми обучающимся ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья» занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:

Нарушение звукопроизношения;

Недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

Аграматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

Нарушение сложных форм словообразования;

Недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

Нарушение чтения;

Нарушение письма.

Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Коррекция нарушений речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет 2 – 4 обучающихся.

На индивидуальные и групповые логопедические занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 25 – 30 минут, на индивидуальное занятие 15 – 20 минут на каждого ребёнка.

Занятия проводятся:

В 1 классе- 3раза в неделю;

Во 2– 3 классах – 4 раза в неделю;

В 4 – 5 классах – 3 раза в неделю;

В 6 – 7 классах – 2 раза в неделю.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

В структуру занятия могут входить:

Упражнения для развития артикуляционной моторики;

Упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

Дыхательная гимнастика;

Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

Формирование фонематических процессов;

Работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

Работа над предложением;

Обогащение и активизация словарного запаса;

Развитие связной речи.

Особые образовательные потребности обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

· раннее получение специальной помощи средствами образования;

· обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

· научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

· доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

· систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

· обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

· использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

· развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

· специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;

· стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.

Цели и задачи программы.

Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

Основные задачи программы:

1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.

2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики

Принципы и подходы к формированию программы .

В основу АООП обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. В АООП общего образования для обучающихся с умственной отсталостью реализация деятельностного подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого характе-ра;

прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению но-вого опыта деятельности и поведения;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью положены следующие принципы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;

Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности .

Характеристика речевого развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого школьника, нередко осложненное недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, приводит к незначительным затруднениям вовладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее формирования.

Умственно отсталые дети из-за нарушения коркового анализа и синтеза в пределах слухового речедвигательного анализаторов с трудом овладевают произносительной стороной речи. Дальнейшее развитие протекает медленно и отличается своеобразием, поэтому к обучению в школе такие дети оказываются неподготовленными. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя речи, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем предметам.

По данным М.А.Савченко, Р.А. Юровой, Р.Н. Лалаевой около 65 % учащихся 1 класса имеют различные нарушения звукопроизношения, ко 2 классу они снижаются до 60%, к 3-му до 40%. Эти цифры свидетельствуют не только о распространенности дефектов произношения, но и о стойкости этих нарушений.

Серьезные недостатки наблюдаются в лексике. Речь лишена слов различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. По данным М.П.Феофанова ребенку в 5-6 лет с нормальным интеллектом уже хорошо известны 22 предлога, которые он адекватно использует в своей речи, в тоже время ребенок с умственной отсталостью в 8-9 лет пользуется только 9 предлогами.

Не менее распространенными лексическими нарушениями являются неправильное понимание слов и их неточное использование.

Еще сложнее протекает процесс овладения синтаксической стороной речи. Наиболее серьезными, часто встречающимися недостатками являются:

Малая распространенность предложений,

Пропуск слов и словосочетаний,

Редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций,

Нарушение порядка слов в предложении,

Нарушение связи слов в предложении.

Умственно отсталые дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания.

Планируемые результаты освоения программы обучающимися .

В коррекционно-логопедической работе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные результаты. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, оценку продвижения ребенка в речевом развитии, овладении коммуникативными навыками, которые, в конечном итоге, составляют основу адаптации обучающихся в социуме.

1 уровень (к концу 4 класса).

Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;

Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

Уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

Поставлены и отдифференцированы все звуки;

Уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, предложение т. д.

2 уровень (к концу 7 класса).

Активно пользоваться различными способами словообразования;

Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций(т.е. устанавливать связь в предложении);

Ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения;

Определять основную мысль, тему рассказа;

Определять последовательность и связность предложений в тексте;

Устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;

Составлять план связного высказывания.

Система мониторинга достижений обучающихся.

Логопедическое обследование ребенка направлено на выявление нарушений компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.

Задачи этапа диагностики:

Изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы и анализа сопровождающих документов, сбор статистических данных;

Определить степень овладения компонентами языковой системы в соответствии с возрастными нормами речевого развития;

Консультивно-аналитическая беседа с родителями по вопросам анализа уровня развития устной речи и технологии коррекции имеющихся речевых нарушений;

Направление на обследование к узким специалистам другого профиля при необходимости уточнения структуры дефекта.

Требования к процедуре диагностики:

Каждый ребенок обследуется индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения;

Использование в полном объеме системного подхода и комплексности;

Схема обследования никогда не бывает самодостаточной и широко варьируется в зависимости от цели.

Можно выделить лишь основные направления обследования и те его этапы, без которых представление о речевом развитии ребенка будет недостаточным для его описания.

В качестве инструментария диагностики речевого развития детей используются: альбом для логопеда О.Б.Иншаковой, тестовая методика диагностики устной речи Т.А.Фотековой. Эта диагностика предназначена для качественной и количественной оценки нарушения, получения анализа структуры дефекта и речевого профиля. В методике использованы пробы, предложенные Е.В.Лалаевой, Е.В.Мальцевой. Для оценки выполнения задания не используется балльная система.

2.Содержательный раздел.

Программа разработана на основе:

Инструктивного письма Минобразования России от 20.06 2002г. №29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида»

Методического пособия для учителей-логопедов «Логопедическая работа в коррекционных классах»-Лалаева Р.И.-Москва, «Владос» 2006г.

В соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида –подготовительный,1-4 классы-Москва, «Просвящение» 2009г. под редакцией Воронковой В.В.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для5-9 классы-Москва, «Просвящение» 2012г. под редакцией Воронковой В.В.

Программа формирования базовых учебных действий .

1 класс (3 часа в неделю).

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Обследование учащихся.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания,

УТОЧНЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ СОХРАННЫХ ЗВУКОВ (при нарушенном произношении - постановка и автоматизация): гласных А, У, Ы, О, И, Э, губных согласных П, Б, М, переднеязычных согласных Т.Д.Н,

губно-зубных согласных В, Ф,

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Постановка и автоматизация звуков С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц.

Слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ, 3-ЗЬ, С-Ц.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

Постановка и автоматизация звуков Ш, Ж, Ч Щ.

Слухопроизносительная дифференциация звуков Ш - Ж, Ч-Щ, Ш - Щ. КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ, Р, РЬ.

Постановка и автоматизация звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.

Слухопроизносительная дифференциация звуков Л-ЛЬ, Р-РЬ, Л-Р (ЛЬ-РЬ).

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Й,

Постановка и автоматизация звука Й. Слухопроизносительная дифференциация звуков ЛЬ - Й.

КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ ЗВУКОВ

Постановка и автоматизация звуков К, Г, X, Слухопроизносительная дифференциация звуков Г-К-Х.

Итог работы – неделя логопедии.

2 класс(4 часа в неделю)

УСТРАНЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Обследование учащихся.

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

РАЗВИТИЕ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

РАЗБИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Органы речи. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

Звуки и буквы А, О, У, Ы, И, Э. Выделение первого звука а слове. Выделение гласных звуков из слогов, слов, слоговый анализ и синтез слов,

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Особенности артикуляции согласных звуков. Выделение первого согласного звука из слова. Выделение последнего согласного звука. Определение места согласного звука в слове. Анализ и синтез слогов различной структуры, анализ и синтез слов различной структуры.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ М-МЬ, Н-НЬ, Б-БЬ, П-ПЬ, В-ВЬ, Ф-ФЬ, Г-ГЬ, К-КЬ, Д-ДЬ, Т-ТЬ, 3-ЗЬ, С-СЬ, Х-ХЬ, Л-ЛЬ, Р-РЬ.

Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2-го ряда.

Буквы А - Я 0-Ё, У-Ю, Ы-И. Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь. Неделя логопедии..

3 класс(4 часа в неделю)

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

(дифференциация фонем)

Обследование учащихся.

Повторение изученного во 2 классе:

Дифференциация твердых и мягких согласных.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ.

Работа по формированию звокопроизносительнойдиффе¬ренциации смешиваемых звуков включает два этапа:

1) предварительный этап работы над каждым из звуков

2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Звук и буква В. Звук и буква Ф. Дифференциация В-Ф.

Звук и буква П. Звук и буква Б. Дифференциация Б-П.

Звук и буква Т. Звук и буква Д. Дифференциация Т-Д.

Звук и буква С. Звук и буква 3. Дифференциация С-3.

Звук и буква К. Звук и буква Г. Дифференциация К-Г.

Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация Ш-Ж.

Оглушение звонких согласных.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУ-ЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО.

Дифференциация С-Ш, 3-Ж, СЬ-Щ, С-Ц, Ч-Т, Ч-Ш, Ц-Ч, Ш-Щ, Ц-Т.

Подведение итогов: написание детьми диктанта логопедический утренник.

Приемы работы над дифференциацией смешиваемых звуков:

1.Определить звуки по беззвучной артикуляции

2. Повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными гласными.

3. Чтение слов, запись слов под диктовку.

4. Преобразовать слоги, заменяя один звук другим.

5. Определить место звуков в словах.

6. Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова.

7. Сравнить звучание слов-паронимов, найти отличия.

8. Игра в лото.

9. Диктанты.

10. Вставка пропущенных букв в тексте.

11. Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком.

12. Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки.

4 класс(3 часа в неделю)

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.

1. Обследование учащихся

2. Повторение изученного во 2-3 классах:

Развитие анализа структуры предложения;

Развитие слогового анализа и синтеза;

Развитие фонематического анализа и синтеза;

Дифференциация твердых и мягких согласных;

Дифференциация звонких и глухих согласных;

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

Обозначение мягкости согласных на письме.

3. Дифференциация ФОНЕМ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУ-

ЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО

Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Звуки Р, РЬ. Буква Р. Дифференциация Л-Р.

Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация К-Х.

Звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х, Звук и буква 0.

Звук и буква У. Дифференциация О-У.

4. Устранение оптическойдисграфии и дислексии.

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т, Б-Д, О-А.

Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса. Формирование буквенногогнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

5. Устранение семантическойдислексии.

6. Коррекционная работа на лексическом уровне.

Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударные гласные.

7. Подведение итогов: написание детьми диктанта, Неделя логопедии..

Программа рассчитана на групповые и подгрупповые занятия.

Для слогового синтеза: слоговые кубики;

Для дифференциации акустически сходных звуков - лото на соответствующую пару звуков;

5 класс(3 часа в неделю)

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ, ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА.

1. Обследование учащихся.

2. Повторение изученного во 2-4 классах:

Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем);

Устранение акустико-фонематическойдислексии и дисграфии;

Устранение семантическойдислексии.

3. Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов, дифференциация глаголов, противоположных по значение.

4. Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления. Приставки: В, ВЫ, НА, НАД, ПОД, ЗА, ПРИ, ПЕРЕ, У, ПО, ДО, ОТ.

5. Понятие о родственных словах (в практическом плане). Корень слов.

Образование родственных слов. Образование сложных слов.

Морфемный анализ и синтез слов различной структуры.

Подведение итога - написание диктанта, выполнение грамматического задания.

Методическое обеспечение программы для 5 класса:

Работа по восполнению пробелов в развитии лексических средств ведется не в контексте определенных тем (овощи, фрукты, домашние и дикие животные, сезонные явления и т. д.) в русле формирования у детей представлений о лексических, семантических полях, динамической структуризации слов. Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. На каждом занятии проводится работа по формированию навыка чтения.

6 класс -7 класс (2 часа в неделю)

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕ¬СКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

1. Обследование учащихся.

2. Повторение изученного во 2-5 классах:

Развитие языкового анализа и синтеза;

Устранение аграмматическойдислексии и дисграфии;

Устранение семантическойдислексии;

Образование слов при помощи приставок и суффиксов;

Корень слова, родственные слова.

3. Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.

4. Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕ¬РЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.

5. Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

6. Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.

7. Совершенствование связной речи.

8. Подведение итога - написание диктанта.

На каждом занятии по совершенствованию связной: речи -необходимо выполнение учащимися следующих упражнений: расчленение сложных предложений на простые;

Составление сложных предложений из простых;

Переконструирование простых предложений в сложные;

Конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.д.

Содержание курса логопедической коррекции.

4.Информационно-просветительская работа.

Этап взаимодействие с педагогами, семьей.

Семинары,консультации, беседы, мастер-классы, рекомендации.

В течение учебного года

Структура коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.

3. Организационный раздел

Расписание логопедических занятий .(17ч.)

Класс

Дни недели

1

3

2-4

5-6

7

понедельник

4 урок

3 урок

2 урок

вторник

2 урок

3 урок

среда

2 урок

3 урок

4 урок

четверг

5 урок

3 урок

2 урок

пятница

3 урок

2 урок

1 урок

суббота

2 урок

3 урок

1 урок

Учитель-логопед: Кирдянкина Е.Ф.

Программно-методическое обеспечение.

-Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида подготовительный,1-4 классы-Москва, «Просвящение» 2012г. под редакцией Воронковой В.В.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для5-9 классы-Москва, «Просвящение» 2012г. под редакцией Воронковой В.В.

Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 1-4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Составители: Фокина А.И. ,Кирдянкина Е.Ф. 2010г

Методическое пособие для учителей-логопедов «Логопедическая работа в коррекционных классах»-Лалаева Р.И.-Москва, «Владос» 2006г.

-«Альбом для логопеда» (лог.обследование) О.Б.Иншакова-Москва «Владос»,2008г.

Диагностический комплект(лог.обследованиемл.школьников) О.И.Азова, Москва «ТЦ Сфера» 2008г.

Игротерапия,

Кинезиотерапевтические методы,

Инфоммационно-компьютерные технологии,

Психокоррекционные методы,

Арттерапия,

Песочная терапия.

Система условий реализации АООП.

Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:

Организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП;

Организации временного режима обучения;

Техническим средствам обучения;

Специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам,

Компьютерным инструментам обучения.

Пространство , в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к организациям:

Соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;

Обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;

Соблюдения пожарной и электробезопасности;

Соблюдения требований охраны труда;

Соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.

Организация обеспечивает отдельные специально оборудованное помещение для проведения занятий с учителем-логопедом

Временной режим образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами общеобразовательной организации.

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (в младших классах преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности; в старших ― иллюстративной и символической). Учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая Прописи.

Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на ребёнка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено необходимостью индивидуализации процесса образования. Технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.

Приложение:

Календарно-тематическое планирование (индивидуальные и групповые).

Данная разработка представляет собой программу индивидуальной логопедической работы с обучающимся 1-го класса с ОВЗ. Целью данной программы является формирование лингвистической и психологической готовности ребёнка к формированию письменной речи через коррекцию и развитие всех компонентов речи.

Программа логопедической работы с обучающимися с ОВЗ

Данная программа логопедической работы составлена в соответствии с рекомендациями ПМПК, согласно следующим нормативно-правовым актам:

  1. Закону Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 12, 13, 28, 58);
  2. Приказу Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ОВЗ»;
  3. Постановлению от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  4. Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
  5. Проекту адаптированной образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР (вариант 7.1.);
  6. Конвенцией ООН «О правах ребёнка».

Слово существует в языке как взаимодействие лексического и грамматического значений и входит в систему парадигматических и синтагматических отношений, имеет определенную звуковую форму. Вступая во взаимоотношения с другими словами, слово приобретает совокупность грамматических значений, на основе которых и формируется у учащихся морфологическая система языка. Употребляясь с другими словами в предложении, слово приобретает не только определенное грамматическое значение, но и изменяет свою звуковую оболочку, так как каждое грамматическое значение выражается в определенном звучании морфемы. Позже слово будет прочитано и записано. Но не все дети могут это сделать ввиду особенностей развития психической, познавательной и речевой сфер.

Ребёнок с задержкой психического развития испытывает значительные трудности в понимании грамматических значений слов, зачастую и лексическое значение определённых слов долго остаётся недоступным. Соответственно формирование морфологической системы языка происходит весьма отсрочено.

Словарный запас у этих детей значительно снижен, они имеют явные сложности в операциях языкового анализа и синтеза. Им сложно понимать инверсированные предложения, составлять предложения из слов, предъявляемых в начальной форме, затруднена верификация предложений.

Также они испытывают значительные трудности в обобщении слов. Им не понятны и ими не употребимы слова-аналогии, метафоры. Затруднён подбор слов-синонимов и слов-антонимов, им не понятен смысл фразеологизмов. Ввиду недоразвития фонематической системы языка дети с трудом различают слова-паронимы, имеют трудности в восприятии и различении близких по звучанию или артикуляции.

Все приведённые выше нарушения языковой системы в достаточной мере осложняют развитие лингвистического компонента письменной речи, без овладения которой невозможно дальнейшее обучение.

Письмо – это вид психической деятельности. Его усвоение и реализация требуют участия таких необходимых для деятельности компонентов, как память, внимание, мышление (и обеспечивающие его умственные действия анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования и др.). Кроме того, ведущими элементами организации любого вида деятельности являются мотивация, волевое усилие и произвольная саморегуляция.

Сформированность психологического и лингвистического (как часть психологического) компонента письма, развитие социально-психологических качеств в соответствии с возрастным этапом развития ребёнка с ЗПР благоприятным образом скажутся на его дальнейшей учебной деятельности.

Цель данной программы: формирование лингвистической и психологической готовности ребёнка к формированию письменной речи через коррекцию и развитие всех компонентов речи.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи :

  • формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый-ребёнок» на отношения «учитель-ученик», которые служат основой для формирования познавательных интересов;
  • формирование языкового анализа и синтеза; развитие фонематического слуха, обогащение словаря, коррекция грамматического строя и связной речи;
  • формирование познавательной деятельности и развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
  • формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять её в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений);
  • коррекция нарушения звукопроизношения (йотированные звуки, звук [л`]).

Форма проведения занятий индивидуальная с периодичностью 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут.

Принципы логопедического воздействия

  • Этиопатогенетический принцип;
  • Тесная взаимосвязь развития речи и познавательных процессов;
  • Принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития, по Л. С. Выготскому.
  • Принцип учёта поэтапности формирования речевых умений;
  • Онтогенетический принцип
  • Комплексный и системный подход
  • Принцип дифференцированного подхода

Методы и приёмы

Методы логопедического воздействия:

Практические методы:

  • упражнение:
  • подражательно-исполнительское;
  • конструктивное;
  • творческое;
  • речевое;
  • игровое.
  • Игры;
  • Моделирование.
  • Наглядные методы:
  • Наблюдение;
  • Рассматривание (рисунков, картин, макетов);
  • Просмотр видео, слайдов;
  • Прослушивание записей;
  • Показ образца.
  • Словесные методы:
  • Рассказ;
  • Пересказ;
  • Беседа:
  • Предварительная;
  • Итоговая;
  • Обобщающая.
  • Чтение;
  • Дискуссия;
  • Заучивание стихотворений.
  • Приёмы логопедического воздействия:
  • Показ;
  • Пояснение;
  • Указание;
  • Вопрос;
  • Объяснение;
  • Показ образца;
  • Педагогическая оценка.

Этапы коррекционной логопедической работы

Первый этап – диагностический. На данном этапе изучаются особенности устной речи, нейропсихологический профиль ребёнка. Также данный этап предполагает прогноз ситуации развития и планирование коррекционно-логопедической работы, соответственно результатам диагностики.

Изучение и оценка качества устной речи обучающегося с ЗПР осуществляется по методике И.Д. Коненковой (2005). Для нейропсихологического обследования использована методика А.Л. Семаго в интерпретации Г.М. Вартапетовой (НИПКиПРО, 2005г.). Сроки реализации диагностического этапа: 01.09.2016г. – 15.09.16г.

Второй этап – коррекционно-развивающий. На данном этапе осуществляется работа по коррекции и развитию устной речи, формированию мотивационного компонента процесса обучения, лингвистического и психологического компонента письменной речи методами логопедического воздействия.

В работе при коррекции устной речи используется методика постановки звуков, предложенная Ф.А. Рау, Р.Е. Левиной, методические рекомендации по автоматизации, дифференциации и постановке звуков Т.С. Перегудовой, Г.А. Османовой, Е.А. Пожиленко, И.Л. Лебедевой, Н.С. Жуковой. При работе над развитием лексико-грамматической, фонетико-фонематической стороной речи использованы методы работы, предложенные Р.И, Лалаевой, Л.В. Бенедиктовой, применяются разработки Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., логопедические тетради Н.Э. Теремковой, рекомендации Агранович З.Е. Логопедическая коррекция предполагает одновременную работу над всеми компонентами речи на всех уровнях (звук, слово, предложение, связная речь)

Сроки реализации данного этапа: 15.09.2016г. – 11.05.2017г.

Третий этап – оценочный. Предполагает оценку эффективности данной программы. Определяется уровень сформированности письменной речи (чтения и письма), качественное изменение устной речи ребёнка, прогноз дальнейшего развития. Сроки реализации данного этапа: 15.05.17 г. – 30.05.17 г.

Список используемой литературы и УМП для проведения занятий:

  1. Ануфриев А.Ф., С.Н. Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 2000г.
  2. Бураков Н.Б. Интеллектуальный тренинг. Тетрадь для развития познавательных процессов. Ч.5. Тула 2009
  3. Бураков Н.Б. Интеллектуальный тренинг. Тетрадь для развития познавательных процессов. Ч.6. Тула 2009
  4. Буцыкина Т.П., Вартепетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед, 2005 — №3
  5. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2008г.
  6. Григорьева Т. физкультминутки на логопедических занятиях в школе – М.: Чистые пруды, 2010.
  7. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР/ практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003г.
  8. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения/ авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2007г.
  9. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы: практические и тренировочные задания и упражнения. Выпуск 2/ авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2007г.
  10. Коррекция письма на уроках. 1-2 классы: практические и тренировочные задания и упражнения/ авт.-сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  11. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/д:, СПб., «Союз», 2004г.
  12. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекция у младших школьников с ЗПР: учебное пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г.
  13. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990г.
  14. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2009
  15. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Владос, 1997г.
  16. Сукач Л.М. Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников: книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1985г.
  17. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито-Центр, 1996г.
  18. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999г.
  19. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. пособие для учителя-логопеда. М., «Просвещение», 1978г.
  20. Комплект наглядно-демонстрационных пособий по лексическим темам.
  21. Серии сюжетных картинок, схемы к ним;
  22. Компьютерные программы и ЦОР:
  23. «Подарок первокласснику»;
  24. «Игры для тигры»;
  25. «Домашний логопед»;
  26. «Обучение чтению» (Адалин);
  27. «Подготовка к школе» (Адалин);
  28. ЦОР «Поиграем со слогами»;
  29. ЦОР «В гостях у Лунтика»;
  30. ЦОР «Согласные звуки».

Савельева А.А.,
учитель-логопед

Рабочая программа логопедических занятий для учащегося 4 класса с ОВЗ, находящегося на надомном обучении, с системным недоразвитием речи вторичного характера (умственно отсталый). В программе представлена пояснительная записка, содержание, тематическое планирование и список литературы.

Министерство образования Красноярского края
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 71
п. Кедровый Красноярского края»

Рассмотрено
на заседании социально — психологической службы
протокол №______
от «___» ________2014 г.

Руководитель службы: Адамова А.В.

Согласовано
Заместитель директора по УВР
Шитоева Н.Н._______________
«_____»_______________2014г.

Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края»
Лелюх И.А._________________
«____»________________2014г.

Рабочая программа
«Логопедических занятий»
для учащегося с ОВЗ, 4 класс
индивидуальные занятия (надомное обучение)
на 2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка:

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.
  2. Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  3. «Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому» МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края».
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный класс, 1-4 классы. Под ред. Воронковой В.В. – М.: Просвещение, 2010.-190 с.
  5. Рекомендаций РПМПК.
  6. Учебного плана МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый Красноярского края п. Кедровый» на 2014-2015 учебный год.
  7. Логопедического обследования.

После проведенного логопедического обследования у учащегося с ОВЗ – Машкина Ильи были выявлены следующие недостатки:

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

  1. Дефектное произношение звука [р].
  2. Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости.
  3. Недостаточно сформированы фонематические процессы.

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

  1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).
  2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у Ильи наблюдается:

  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Цели программы:

  1. развить устную и письменную речь;
  2. повысить успеваемость по русскому языку;
  3. сформировать речевую функцию в целом.

Задачи программы:

  • развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия, эмоционально-волевой сферы;
  • предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи;
  • предупреждение дисграфии (как фонематической, так оптической и кинетической её форм);
  • формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фактически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Программа носит коррекционно-развивающий характер, учитывает индивидуальные особенности развития речевой деятельности Машкина Ильи.

Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей.

Развитие речи предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Программа имеет смежные темы с разными предметами: письмом, чтением, развитием устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, изобразительным искусством.

В процессе занятия используются различные виды деятельности: беседа, игра, рисование и др., которые способствуют расширению, повторению и закреплению полученных знаний. Навыки и умения, полученные на логопедических занятиях, активно используются на других уроках. Занятия строятся на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму и особенностей речевого дефекта Машкина И.

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, так как используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается по другим предметам.

Программа опирается на следующие специальные принципы:

  • этиопатогенетический;
  • системности учета структуры речевого нарушения;
  • комплексности;
  • дифференцированного подхода;
  • поэтапности;
  • учета личностных особенностей;
  • использования обходного пути.

Основными методами обучения являются беседы, дидактические игры, наблюдения, практические работы. Весь наглядный, дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами занятия, с учетом уровня развития Машкина Ильи. При этом создаются такие условия, которые дают возможность ребёнку работать в своем темпе, проявлять возможную самостоятельность при выполнении заданий, а логопеду определять и подбирать материал по объему, компоновать по степени сложности в зависимости от возможностей учащегося.

Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях:

  • принцип «от простого к сложному»;
  • поэтапное формирование умственных действий;
  • опора на сохранные психические функции.

Контрольно-измерительные материалы:

Действует безотметочная система обучения.

Чтобы оценить уровень развития и усвоения программы Машкиным Ильёй проводится диагностика в начале и в конце года.

Для оценки динамики освоения образовательных задач, продвижения в развитии используются методы наблюдения, беседы.

Логопедом заполняется речевая карта, индивидуальная карта развития. Контроль осуществляется в течение всего учебного года.

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

  • уточнение значений имеющихся у ребёнка слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения ребёнком словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

  • развитие навыков построения связного высказывания;
  • установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности — принятие учебной задачи;
  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
  • применение знаний в новых ситуациях;
  • оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
  • ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы;
  • употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
  • обращение к учителю-логопеду за разъяснением;
  • составление устных связных высказываний.

Программа рассчитана на 16,5 часов в год. Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития Машкина И. Учитель-логопед вправе исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для учащегося. Занятия проводятся в индивидуальной форме на дому в течение 15 минут 1 раз в неделю

Для реализации рабочей программы используется учебно-методическая литература:

Название, класс

Год издательства

Издательство

Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения 1997 Москва Просвещение
Бачина О.В.,Вилочева М.П. Школьный логопункт: Организация и содержание работы 2009 Москва ТЦ СФЕРА
Бекшиева З.И Коррекция письменной речи у школьников 2009 Ростов н/Д: Феникс
Визель Т.Г.. Логопедические упражнения на каждый день 2006 Москва
Волина В.В. Занимательное азбуковедение 1991 М.: Просвещение
ВолковаЛ.С.,ЛалаеваР.И., МастюковаЕ.М.. ЛогопедияКнига 1,2 1995 Москва Просвещение
Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы 2010 Москва Просвещение
Елецкая О.Н., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе 2007 МоскваТЦ Сфера
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте 1991 МоскваПросвещение
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов 1970 Москва Просвещение
Кузьмина Е.В. Бланковые методики в работе логопеда 2009 МоскваТЦ Сфера
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах 1998 Москва Просвещение
Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников. 2003 Дефектология №3 стр. 29 -34.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников 1997 Москва Просвещение
Уфимцева Л.П., Самодурова А.А., Ефимова О.Л. Современные подходы к организации логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида 2007 Красноярск
Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи 2007 СПб, Каро

Тематическое планирование

I ЧЕТВЕРТЬ

Темы занятий

Часы

Словарь

Звуки и буквы. Звуко-буквенный анализ слов Коррекция дефектов произношения автобусвдруг
Мягкий знак в конце и середине слова
Разделительный мягкий знак

II ЧЕТВЕРТЬ

Закрепление артикуляции звуков: свистящих: С-З-Ц, шипящих: Ш-Ж-Щ-Ч, соноров: Л-Р, К-Г-Х Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова.Уточнение значения имеющихся у детей слов, дальнейшее обогащение новыми словами. газетадеревнядневник

квартира

Деление слов на слоги. Слоговой и звуко-буквенный анализ слов
Перенос слов по слогам
Сочетание гласных и шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу

III ЧЕТВЕРТЬ

Звонкие и глухие согласные в конце и середине слова рассказобедкостюм
Предлоги: до, без, под, над, около, перед
Слова — предметы
Слова — действия
Слова — признаки
Различение слов, обозначающих название предметов, действий, признаков

IV ЧЕТВЕРТЬ

Слова антонимы (слова неприятели) Отработка навыков связной речи

Овладение детьми словосочетаниями, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

Развитие навыков построения связного высказывания

портфельэкскурсия
Слова синонимы (слова приятели)
Слова омонимы (близнецы)
Предложение. Связь слов в предложении
Предложения с однородными членами
Предложения, различные по интонации
Составление предложений по его началу
Составление предложений по серии картинок
Работа с деформированным текстом

Машкин Илья должен уметь:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи;
  • понимать содержание прочитанного, владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.п.;

Что еще почитать