Картотека «Оздоровительные упражнения» для детей старшего дошкольного возраста. Оздоровительные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста Оздоровительные игры для дошкольников

Оздоровительные игры.

Вниманию педагогов и воспитателей предлагается серия игр. Игры предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Они укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушения зрения и осанки. Кроме того, игры способствуют восстановлению у детей комфортного психологического состояния и предупреждают психоэмоциональное напряжение, вызванное характером предстоящей учебной деятельности. Поэтому, особенно актуально проведение игр с детьми старшей и подготовительной групп.

Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. В зависимости от поставленной задачи игры могут проводить как один, так и два педагога.

Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр, в среднем, составляет 4 – 6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый, резкий звуковой сигнал (гонг). Игры не должны повторяться, чтобы детям было интересно. Поэтому в арсенале педагога их должно быть много. Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет.

Сценарии игр:

  • «Цапля».

Игра тренирует вестибулярный аппарат, развивает способность концентрировать внимание, создает непринужденную обстановку в группе.

Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению у левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в этом положении как можно дольше.

  • «Скачки».

Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и укреплении костно-мышечной системы конечностей.

Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Ведущий объявляет начало скачек. Кто самый резвый скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 15 – 20 секунд. Ведущий благодарит детей и отмечает, что ходьба шагом у лошадок получилась хорошо. Затем объясняет детям, что скакать они тоже будут на месте. Он определяет задачу: бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу гонга дети изображают скачки в течение 1 минуты. По окончании скачек ведущий называет грациозных «скакунов», резвых, быстрых и т.п., не забывая отметить каждого ребенка.

  • «Парашютисты».

Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек, является профилактикой возможных падений (например, в гололед).

Ведущий объявляет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и подержать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. Прыжок заключается в том, чтобы, не переставая «сжимать стропы», подпрыгивая вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке нужно оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины.

Приземление завершается мягким и глубоким приседанием. Без остановки движения, из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжки. Ведущий благодарит «парашютистов», отмечает каждого ребенка, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног.

  • «Уши».

В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются в течение 10 секунд, в среднем темпе, осторожно, так, чтобы достать ухом до плеча. Следующие 10 секунд дети растирают ушки руками. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо лаи у них разогрелись ушки.

  • «Скоморохи».

Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу .

Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя по ягодицам. При этом ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд.

  • «Тачка».

Упражнение укрепляет мышцы рук и очень нравится детям, возбуждает их.

Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и «превращается» в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и «везет». Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать вправо, влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему «хозяину». Ведущий оценивает насколько эффективно взаимодействие в парах. Упражнение проводится в течение 30 секунд, затем партнеры меняются местами.

  • «Кошка».

Игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство разнеженности и тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.

Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь коша потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в тоже время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами и сворачивающиеся движения на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется в течение 2 секунд. Ведущий благодарит детей.

  • «Пленники».

В этой игре развивается глазомер, координация движений.

Дети делятся на две равные группы и встают шеренгами друг против друга. По сигналу гонга крайний игрок берет мяч и бросает его игроку напротив. Этот игрок бросает мяч следующему игроку напротив и т.д. Если играющий не поймает мяч, то он переходит «в плен» на противоположную сторону. Когда мяч дойдет до конца шеренги, его кидают в том же порядке. Побеждает та команда, в чью шеренгу перешло больше игроков. Игра проводится в течение 2 минут.

  • «Гуси».

Игра укрепляет икроножные мышцы, тренирует костно0мышечную систему.

Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Можно бежать, если не позволяет пространство на месте.

  • «Раки».

Игра способствует общему психомоторному развитию.

Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной чертой. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно скорее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения.

  • «Великаны».

Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Побеждает самый быстрый.

  • «Бег в бумажных мешках».

Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы.

По сигналу гонга дети встают в две команды. Каждый надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы и бежать в ней будет непросто. По команде ведущего «Старт» дети бегут до финиша и обратно.

  • «Бег со связанными ногами».

Игра развивает координационные механизмы нервной системы».

Дети разбиваются по парам, встают боком друг к другу. В каждой паре один партнер связывает свою правую ногу с левой ногой другого. Затем они кладут по одной руке на плечи друг к другу и бегут к финишу на «трех ногах». Ведущий засекает время.

  • «Шарик».

Игра способствует развитию статического равновесия.

Дети рассредоточиваются по площадке. Одному из них дается надувной шарик. Нужно перекидывать шарик друг другу, но при этом не двигаться с места, не отрывать ступни от пола. Тот, кто сдвинулся с места, выбывает из игры. Кто избегает игры (не ловит шарик) – выбывает из игры. Игра начинается по сигналу гонга.

  • «Послушный мячик».

Игра способствует сплоченности детей.

Дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч (диаметром 8 см.) из своих ладошек, сложенных чашечкой в ладошки стоящему слева. Ни в коем случае нельзя передавать мяч по воздуху. Если кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков.

  • «Бой петухов».

В игре развивается динамическое равновесие.

Детям предлагается встать на правую ногу. Левую поднять немножко назад и держать ее левой рукой за голень. Правую руку выдвинуть вперед. В такой позе, прыгая на правой ноге, нужно сразиться. Дети прыгают друг к другу и хлопают по правой ладони, затем также передвигаются к следующему. Кто оступился и встал ногами – выходит из игры. Остаются игроки с наиболее выраженными «петушиными» данными.

  • «Большой мяч».

Дети встают в круг, взявшись за руки. Водящий старается выбить большой мяч из центра круга ногами. Дети должны не пропустить мяч, отбивая его только ногами. Пропустивший мяч становится водящим.


Страница 1 из 3

На 4-м году жизни здорового ребенка имеются возможности для развития более точного выполнения движений. Ребенок охот-но подчиняется ритму движения, становится более самостоятель-ным в практической деятельности. Он не боится спрыгнуть с вы-соты 30-40 см, в длину прыгает на 60 см и без страха взбирается по лестнице, особенно если уже был к этому подго-товлен. Задача родителей — развивать у ребенка ловкость и бы-строту реакции, вырабатывать у него правильную осанку и легкую, красивую походку. В этом возрасте уместно начать (в игровой форме) обучение ходьбе на лыжах и плаванию.

На 5-м году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях, в состоянии выполнять ритмически согласованные про-стые движения, делает большие успехи в прыжках, метании и бе-ге и, чтобы не отстать в развитии, нуждается во все более слож-ных заданиях.

На 6-м году жизни ребенок должен показать, что им освоены все основные виды движений. Его нужно подготовить не только умственно, но и физически к школьному образу жизни, к сосре-доточенной работе. Его двигательные способности, если их разви-тие сознательно направлялось родителями, уже достаточно вели-ки. Ребенок, не испытывая затруднений, быстро бегает, прыгает в длину на 100 см и в высоту на 50 см; у него относительно силь-ные ноги и руки, он не так быстро устает. Во время игры ребе-нок ведет себя честно, не пытается добиться победы обманным путем, признавая превосходство взрослых или старших братьев и сестер. Он уже выработал правильную осанку; умеет преодолевать страх в необычных положениях; ловок, изобретателен в дви-жении и дисциплинирован; умеет слушать музыку и двигаться ей в такт.

Но чтобы ребенок всего этого достиг, следует в течение до-школьного периода систематически направлять его двигательную деятельность, ключ к которой (особенно если ребенок не посеща-ет детский сад) есть только у родителей. Из числа предлагаемых упражнений родители выбирают те, которые они могут использо-вать в условиях семейной среды с учетом уровня развития, тем-перамента, способностей и интересов ребенка. Некоторые упраж-нения, рекомендуемые для занятий в домашних условиях, изображены на рисунках 1-4.

Оздоровительные упражнения

Оздоровительные упражнения требуют тщательного выбора. Нельзя, к примеру, включать их в занятия в той последователь-ности, в какой они приведены ниже. Тогда мы не смогли бы обес-печить ребенку полноценную тренировку, поскольку упражнения расположены с учетом их воздействия на отдельные мышечные группы, как говорится, «от головы до пят». Для занятия следует выбрать 1-2 упражнения для укрепления плечевого пояса (шеи, плеч, предплечий, рук), туловища (мышц спины, груди и живота) и тазобедренной области (мышц таза, бедер, ступней). Низкое ис-ходное положение (сидя, стоя на коленях, лежа) более целесооб-разно при выполнении оздоровительных упражнений, так как при этом у ребенка сохраняются правильные изгибы позвоночника. В положении стоя ребенок может согнуться по-разному, поэтому упражнение не всегда выполняется правильно. Прежде чем при-ступать к оздоровительным упражнениям, ребенку рекомендуется тренировать выпрямленное положение, прижавшись спиной к по-лу, двери, стене, — тогда во время выполнения упражнений он сможет сохранять правильное положение головы, спины, таза.

Основой являются оздоровительные упражнения для младшего возраста, поэтому ребенок предварительно должен их освоить и часто повторять по требованию родителей. Дети более старшего возраста с удовольствием будут стараться выполнить перечисленные ниже игры и упражнения на занятиях физического воспитания.

Птичка. Ребенок в положении сидя ноги скрестно сгибает ру-ки в локтях, касаясь пальцами плеч (крылышки). Взрослый помо-гает ребенку выпрямить спину, поглаживая его по лопаткам и притягивая локти назад как можно ближе к телу. Затем ребе-нок выполняет прыжки на месте.

Подсвечник. Ребенок стоит на коленях, руки в стороны. За-тем сгибает руки в локтях; при этом предплечья направлены вер-тикально вверх, а локти отведены как можно больше назад. Вра-щение туловища поочередно вправо и влево.

Дирижер. Дирижирующие движения руками в ритме 2/4: на «раз» всегда показывайте вниз (сильная доля), на «два» — всегда вверх (слабая доля). Выполняйте упражнения стоя, на ко-ленях, сидя, лежа на спине (поочередно одной и другой рукой).

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3


Рис. 4

Посмотри на носки! Ребенок лежит на спине, вытянув пря-мые сомкнутые ноги. Затем поднимает носки и, одновременно приподнимая голову, смотрит на них. Взрослый контролирует по-ложение позвоночника: ребенок должен всей спиной прижимать-ся к подстилке. Спустя 1-2 секунды ребенок медленно опускает голо-ву на пол и затем постепенно опускает носки. Повторить 6 раз.

Часы. В положении сидя ноги скрестно, руки на коленях ре-бенок покачивает головой вперед и назад, вправо и влево (бим-бом, тик-так, тики-таки). Взрослый следит за тем, чтобы спина оставалась прямой.

Кто сумеет? Лежа на спине, ребенок пытается сесть без по-мощи рук. Взрослый помогает ему, прижимая ступни к полу. За-тем в положении сидя ребенок низко наклоняется вперед, опус-кая лицо на колени и руками дотягиваясь до носков.

Ноги за голову! Из положения сидя ноги врозь ребенок пере-ходит в положение лежа, затем поднимает ноги вверх и стремит-ся коснуться носками пола за головой. Махом ног ребенок воз-вращается в исходное положение, спина прямая. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок не перевернулся назад: выполнение кувыр-ка назад в дошкольном возрасте недопустимо. Упражнение повто-рить 4 раза.

Ножницы. Лежа на спине, ребенок поднимает ноги почти на 20 см над полом и выполняет напряженно выпрямленными нога-ми скрестные махи: ноги в стороны, затем вверх и вниз. Взрос-лый придерживает ребенка за плечи и прижимает его к полу. Уп-ражнение повторить 6 раз и затем после короткого отдыха (лежа на спине) — еще б раз.

Окошко. Ребенок в положении сидя соединяет руки, образуя «окошко», через которое поочередно просовывает то одну, то дру-гую ногу. «Окошко» не должно «разорваться». Упражнение по-вторить до четырех раз.

Сядь на пятки! Ребенок, стоя на коленях, садится на пятки, взрослый следит за тем, чтобы осанка была правильной.

На носки — на пятки. Ребенок чередует стойку на носках вы-тянувшись со стойкой на пятках.

Плавание на спине. Лежа на спине, ребенок поднимает руки вверх (вдох) и затем движением рук по полу через стороны вниз опускает их вдоль туловища (выдох). Упражнение сочетать с ин-тенсивным дыханием.

Вытянуться — свернуться. В положении сидя ноги скрестно ребенок поднимает руки и максимально вытягивается вверх (взрослый корректирует выпрямленное положение ребенка, поз-воляя ему опираться о голень спиной). Затем наклоняется впе-ред, опускает голову между коленей и обхватывает ноги под ко-ленями.

Кошечка. Стоя на четвереньках, ребенок откидывает голову назад и прогибается; потом наклоняет голову вперед и выгибает спину. Взрослый следит за тем, чтобы руки были постоянно на-пряжены. Упражнение способствует подвижности позвоночника.

Собирание предметов. Учите ребенка захватывать пальцами ног камешки, палочку, шар и подбрасывать их (сначала одной, за-тем другой ногой). Упражнение укрепляет свод стопы.

Большие и маленькие. Ребенок чередует ходьбу на носках с ходьбой в приседе, стараясь держать спину прямо. Это очень трудное упражнение, но после многократного повторения присед без помощи взрослого могут освоить все дети.

Самолет планирует. В положении сидя ноги скрестно ребенок разводит руки в стороны и наклоняется поочередно вправо, вле-во, касаясь рукой земли. Взрослый придерживает ребенка сзади за плечи и следит за тем, чтобы наклон в сторону не перешел в наклон вперед.

Небо — земля. Ребенок, стоя на коленях, прогибается назад, потом выполняет наклон вперед и выгибает спину. Упражнение способствует лучшей подвижности позвоночника. Когда ребенок освоит его в положении на коленях, следует усложнить упражне-ние, повторяя в положении стоя.

Собачка такса. Ходьба на внешнем своде стопы в качестве профилактической меры против плоскостопия. Взрослый показы-вает ребенку упражнение, ребенок его повторяет. Упражнение вы-полнять босиком.

Марионетка. Освоив расслабление тела в положении лежа на спине (при правильном расслаблении пассивное движение перехо-дит с рук на весь плечевой пояс и шею, а голова ребенка пока-чивается, как у тряпичной куклы), следует осваивать расслабле-ние, лежа на животе, а также из приседа, положения стоя и стоя на коленях. Взрослый демонстрирует свободное сползание на пол, чтобы ребенку было понятно выполнение упражнения, показыва-ет ему марионетку.

Надежда Борисова
Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников

Игра – единственная и самая любимая деятельность ребенка. Игра позволяет удовлетворить потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получения новых ощущений, самоуверенности. В игре у детей проявляется инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников.

Оздоровительно развивающие игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя доступный оздоровительный эффект , получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Эти игры дополнительную обучающую ситуацию и помогают детям освоить те или иные виды действий, которые с трудом осваивались на занятиях., на занятиях ЛФК.

Помогают детям получать удовольствие, раскрепощать воображение, овладевать ценностями культуры, вырабатывать определенные навыки.

Оздоровительно-развивающие игры делятся на три группы : соревновательные, кооперативные и несоревновательные.

Соревновательные игры (СИ) связаны с соревнованием, состязанием.

Цель – выявить победителя в индивидуальных или командных соревнованиях. В этих играх следует поощрять разнообразные достижения участников игр-эстафет, связанные : с их физической подготовленностью; с сохранением навыков, выработанных на занятиях, с достижениями в отдельном виде соревнования. Поощряется точное выполнение правил и соблюдение принципов честной игры в действиях . Победитель должен знать что он смог победить не только потому, что он самый ловкий, сильный, выносливый, но и потому, что были другие, которые проиграли. А проигравший доложен знать, что тот, кто учиться проигрывать , - побеждает.

Кооперативные игры (КИ) игры сотрудничества , в которых может условно присутствовать командное соперничество. При проведении таких игр учитываются не личные достижения, а командные или достижения всех участников, объединенные в единую команду.

Цель – взаимодействие всех участников в достижении общего результата или определение лучшего показателя (время, дистанция) всех игроков (например, перед детьми, играющими в волейбол, ставится задача как можно дольше продержать мяч в воздухе).

Кооперативные исповедуют сотрудничество и сопереживание, сплачивают детей, любой детский коллектив духом сотрудничества. Игры дают возможность для роста самооценки, успеха, просто общего веселья. Они носят название «совместные игры » , «игры друг с другом – друг против друга» , «творческие игры » , «игры доверия » , «новые игры » .

Основные принципы, на которых строятся кооперативные игры :

Все побеждают, и никто не проигрывает ;

Играя помогают друг другу в достижении общей цели;

Все участники должны получать удовольствие от игры , вместе веселиться :

Участники никогда не исключаются из игры ;

В игре принимают участие все желающие с разным уровнем состояния здоровья (дети всех групп здоровья) .

Кооперативные игры направлены на развитие двигательной сферы детей.

Несоревновательные игры (НИ) игры в которых отсутствует разделение участников на команды. В этих играх поощряются рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор, что ориентирует детей на сотрудничество, исключает проявление агрессивности. Дети получают большое удовлетворение от этих игр.

Цель – получить удовольствие от самого процесса игры . В играх могут участвовать дети с разным уровнем физического развития.

Оздоровительно – развивающие игры можно проводить как целое занятие, как часть занятия.

Оздоровительно-развивающие игры способствуют формированию у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью, развитию уверенности детей в собственных сила, формируются и развиваются такие психические качества как эмоции, чувства, воображение, память, интеллект и др. Главное, что дети получают уверенность в своих силах, бодрое и жизнерадостное настроение.

Существует несколько видов оздоровительно -развивающих игр для детей с различной физической нагрузкой : игры , которые нравятся дошкольникам , оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии , нарушении осанки, часто болеющих детей и т. д.

Предлагаю игру :

Оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии .

Цель – закреплять навыки правильной установки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных и. п. Укреплять мышцы пальцев стопы и голеностопного сустава.

Дружные пальчики.

Соревновательная игра.

Цель. Быстро переложить карандаши в обруч.

Инвентарь. Карандаши и обруч.

Участники делятся на две команды. Для каждой команды 2-3 обруча. Вокруг обруча располагаются четыре участника. Перед обручами на расстоянии 1-2м разложены 4 лоточка с 10 карандашами. По сигналу педагога игроки берут пальцами спот каждой ноги по карандашу, быстро доходят до обруча, опускают в него карандаши бегом возвращаются к оставшимся. Если игрок теряет карандаш, он останавливается, подбирает его и продолжает движение. Заполнив обруч карандашами, дети поднимают руку.

Выигрывает команда , игроки которой первыми завершают перенос карандашей. (индивидуальный вариант игры : все дети сидят на стульях, перед каждым лоточек, справа и слава от которого лежат по 8-10 карандашей. По сигналу надо быстро переложить карандаши каждой ногой в лоток. Учитывается как общее время, так и время выполнения работы каждой ногой. Побеждает ребенок, который затратил меньше времени).

Кооперативная игра.

Цель. Быстро переложить карандаши совместными действиями.

Инвентарь. Деревянные карандаши.

Содержание игры . Все дети делятся на две пары. Игроки каждой пары сидят напротив друг друга, между ними лоток, справа и слева от которого расположены по 6-8 палочек. По сигналу ведущего надо одновременно (двумя стопами каждого из игроков паре) взять палочку слева или справа и перенести ее в лоток. Если пара быстро справляется с заданием, они помогают соседям. Игра заканчивается, когда все палочки положены в лотки.

Несоревновательная игра.

Цель. Удержать и не потерять шарф.

Инвентарь Шарф.

Содержание. Участники парами, держась за руки, выстраиваются перед извилистой дорожкой, созданной из прямоугольных модулей. У детей, стоящих справа по направлению движения, в правой руке и пальцах стопы длинный шарф, то же у детей, стоящих слева. По сигналу дети идут по канатному мосту над пропастью, а для того чтобы не упасть, помогают и поддерживают друг друга. Идти надо медленно, не выпуская шарф из пальцев стопы. Спустившись с моста, скручивают его соответственно в правую и левую стороны. В результате, когда последний участник проходит над пропастью, дети образуют два больших круга. Игра способствует развитию заботы о другом человеке.

ИринаVIK
Оздоровительные игры для коррекции и профилактики нарушений здоровья детей в условиях дошкольного учреждения

И. Л. Ермолаева

МАДОУ г. Мурманскa № 32,

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Аннотация. В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей приобрела особую актуальность. В статье представлены ежедневные игры , которые способствуют коррекции и профилактике тех или иных нарушений здоровья в условиях дошкольного учреждения . Формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей .

Ключевые слова : коррекционные игры , профилактика , здоровье , органы дыхания, зрения, опорно – двигательный аппарат, упражнения.

I.L .Еrmolayeva

MАDOY q. Murmanska № 32 ,

GAMES FOR HEALTH

Annotation. Currently, the problem of prevention and correction of deviations in the health status of children has become particularly relevant. The article presents the daily games that contribute to the correction and prevention of various health disorders in a preschool. Formation of a conscious attitude to health and a healthy lifestyle among children.

Keywords: correctional game, prevention, health, respiratory, vision, support - locomotion, exercises.

На современном этапе развития общества в ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям , которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образование - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей . Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Решение данной задачи становиться невозможным без понимания того, что одним из определяющих факторов формирования здорового поколения , способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание.

Поэтому главными, актуальными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются :

Охрана и укрепление здоровья детей ;

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

Создание условий для реализации потребности детей двигательной активности;

Воспитание потребности к здоровому образу жизни ;

Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств воспитания.

Здоровье – великое благо и важное условие , определяющее возможность полноценного физического и психического развития детей . Недаром народная мудрость гласит «Здоровье - всему голова

В настоящее время отмечается ухудшение в состоянии здоровья дошкольников , что ограничивает физический и психический потенциал будущего поколения. Наиболее распространены заболевания органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, общее моторное отставание.

В силу объективных причин уменьшается мышечная нагрузка детского организма : современные родители большую часть времени уделяют интеллектуальному развитию детей (компьютерные игры , посещение кружков, поэтому не остается времени на подвижные игры и прогулки . А ведь именно в процессе игры , взаимодействуя друг с другом, дети познают окружающий мир, реализуют свои физические потребности, развивают свою эмоциональную сферу, приобщаются к народной культуре.

Игра занимает важнейшее место в жизни малышей. Упражнения, наполненные оздоровительным содержанием , объединённые игровым сюжетом, имеют огромное преимущество : интерес и желание детей выполнять их снова и снова. Разнообразие игр, которые лечат, очень широко. Игра для здоровья детей имеет колоссальное значение, также и для эмоционально – психического развития. Они должны вызывать у них живой интерес, развивать смекалку и сообразительность. Большой оздоровительный эффект оказывают игра на свежем воздухе, которая включает различные физические упражнения.

Сам ребёнок должен знать и понимать. Что главные факторы, помогающие сохранить и укрепить здоровье , – солнце, воздух и вода. Надо только умело ими пользоваться.

Я подобрала увлекательные и в тоже время эффективные с точки зрения оздоровления и профилактики игры и упражнения . Данную работу провожу систематически, совместно с родителями дошкольников . Коррекционные упражнения , динамические часы и паузы, которые я использую ежедневно в разных видах деятельности. Они доступны и интересны малышам. Игровая форма помогает установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений.

Упражнения по профилактике и коррекции заболевания органов зрения.

Упражнение по сортировке и нанизыванию бус – ребёнку дается задание выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зелёные, синие. Данное упражнение эффективно для повышения остроты зрения, развитию мелкой моторики рук, скоординированных действий рук, способствует формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

Упражнение для активации работы мышц глаз – способствует снятию утомления, улучшает кровообращение, расслабляет мышцы. Фиксация взгляда прямо перед собой, на кончике указательного пальца, на носках левой и правой ноги, на правом и левом углу комнаты, на вершинах деревьев за окном. По 2-3 секунды, с повтором упражнения 4-5 раз.

Упражнение на фиксацию взгляда (разработано академиком В. П. Филатовым) – способствует развитию конвергенции, выработке бинокулярного зрения, координированной работе зрительного и двигательного анализаторов.

Тренажёры «Бабочка» , «Маршруты для глаз» (офтальмотренажёр В. Ф. Базарного) - способствуют развитию восприятия и зрительно – двигательной моторной координации зрения, профилактике близорукости .

Упражнения, способствующие развитию общей и мелкой моторики.

«Передай мяч, ракетку, клюшку» - над головой, за спиной, перед грудью, под ногой, и другие.

«Барабан» - наклонись к ракетке, клюшке, мячу, лежащим на полу, побарабань пальцами, выпрямись.

«Забей мячик в ворота» - щелчком пальцев рук загнать мячик для пин - понга в ворота.

«Удержи мячик!» - удерживать мячик двумя пальцами рук с их сменой.

Благоприятные условия для сопряженного развития крупных и мелких мышц туловища создаются на динамический паузы, на которых мы развиваем быстроту, ловкость, координационные способности, игровые действия с ракетками, битами, мячами разного диаметра.

Упражнения по профилактике заболеваний опорно – двигательного аппарата.

Большое значение для формирования правильной осанки и развития двигательных навыков имеет развитие стопы. Предупреждение плоскостопия, которые может вызвать изменения не только в скелете стопы и ноги, но и нарушить совокупность скелетной структуры и работу всего организма. Предупредить заболевание можно путём упражнений, цель которых – развитие и укрепление мышц спины, груди, стоп и голени.

«Ловись рыбка» . Руки положить вдоль туловища, правый носок оттянуть на себя. Согнуть правую ногу в тазобедренном суставе, затем в коленном и вернуться в и. п. То же выполнить левой ногой.

«Строим норку» . Лежа на животе, пальцы рук сложить под подбородком, стопы поставит на носки. Слегка сгибая колени, пальцами ног «отгребать песок назад» .

«Как стена» . Дети под музыку свободно двигаются, по сигналу бегут к стене, занимают правильную позу. Ровную. Как стена. Плотно касаясь лопатками, пятками и ягодицами.

«Волк во рву» - чертиться две линии или два круга (один в другом) . У детей на головах мешочки с песком или для усложнения пластмассовые кубики. По сигналу дети идут к противоположенной линии или пересекают ров. Водящий может «осалить» только того, у кого упал «груз» .

«Кошка на прогулке» - положение детей колено – кистевое (на четвереньках) . Расставить несколько ориентиров, обозначив их как приятное и не приятное для кошки (собака, блюдце с молоком, мясо, огурец) . Дети ползают на четвереньках до ориентира и принимают позу – кошка сердитая (спину выгнуть вверх, голова опускается между рук) или кошка добрая (голову поднять спину прогнуть вниз) .

«Лыжники» . В руках две палки, кисти на уровне плеч. Выполняется ходьба, имитирующая передвижение лыжника. Выполняется произвольно или кто быстрее дойдет до финиша правильно.

«Японское приветствие» (работают грудные мышцы) : ладони обеих рук сложены вместе на уровне грудных мышц; осуществляем давление ладонями в течении 10 секунд (плавно начинаем, плавно опускаем) ; далее отводим руки назад через стороны и выполняем несколько пружинистых движений руками навстречу друг другу.

«Замок» (работают мышцы спины) : сидя или стоя; ладони обеих рук сцепить перед собой в замок; в течение 10 секунд осуществлять растягивание, как бы мы хотим разорвать «замок» обхватываем себя руками (обнять, растягиваем мышцы спины.

Дыхание – одна из важнейших функций человеческого организма, которая осуществляет основной газообмен, питание нервных и мышечных клеток кислородом, выведения наружу углекислого газа . Важно научить детей правильно дышать .

Упражнения по профилактике заболеваний органов дыхания.

Комплекс общей дыхательной гимнастики «Мы строим дом»

«Поднимаем кирпичи» . И. п.: ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. Выполнение :1-вдох, 2-наклон туловища вперёд, пальцы в кулак («Ух!» , 3-вдох, 4- вернуться в и. п.

«Кладём раствор» . И. п.: ноги врозь, руки на поясе, локти назад. Выполнение : 1- вдох, 2-3 – выдох, поворот туловища вправо (влево, мах правой (левой) рукой, назад, вперед («раз» , 4 – и. п.

«Белим потолок» . И. п. ноги врозь, руки опущены. Выполнение : 1- вдох – поднять правую руку, вверх – назад, 2-выдох – опустить, 3- вдох, поднять левую руку, вверх – назад, 4 – выдох, опустить.

«Наклеиваем обои» . И. п.: основная стойка, руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1-вдох, 2- выдох- подняться на носки, прямые руки вверх, 3- вдох, 4 – выдох, вернуться в и. п.

«Красим полы» - и. п.: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в руках. Выполнение : 1- вдох, 2- туловище слегка наклонить вперёд, руки вытянуть вперёд, пальцы врозь «Жик» , 3- вдох, 4- выдох, вернуться в и. п.

Все предложенные оздоровительные игры и упражнения можно использовать комплексно, так и индивидуально в течение всего дня. Главное их назначение направленно на психофизическое развитие, оздоровление и профилактику заболеваний детского организма. Игра, которая захватывает воображение детей , развивает их творческие способности, и в тоже время тренируется не только их тело, но и психика.

Список использованной литературы :

1. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры , которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет . -М.: ТЦ Сфера, 2009.- 64с. (Здоровый малыш ) .

2. Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства ДОУ/ Л. Волошина// Дошкольное воспитание . -2004.- № 1-с. 114-117.

3. Волошина, Л., Сокорева, Е. Развитие тонкой моторики средствами физических упражнений и подвижных игр / Волошина, Л., Сокорева, Е. // Дошкольное воспитание . -2011.- № 2 – с. 31 -35.

4. Седловская, И. М. Профилактика нарушений осанки и деформации позвоночника у дошкольников/ И . М. Седловская// Коррекционная работа . -2012.- № 5-с. 67-71

5. Соловьева, О. Обучая оздоровлять . / О. Соловьева// Детство. Отрочество. Юность. – 2012 - № 12 – с. 13 – 20.

Что еще почитать