Один из сыновей бога марса 3 буквы. Марс, бог войны (Рим)

Римский бог Марс занимает важное место в древнеримской мифологии. Его почитали как надежного защитника и покровителя Рима, считали храбрым, честным и сильным воином, побеждающим врагов ради мира и процветания великого города. Он является аналогом кровожадного и коварного греческого бога Ареса.

Место Марса в пантеоне римских богов

Бог Марс - один из наиболее почитаемых персонажей римского пантеона. В соответствии с религиозной иерархией первое место принадлежит Юпитеру - властелину небес, бурь и гроз, в гневе метавшему молнии подобно греческому Зевсу. На втором по старшинству месте расположился Янус - бог солнечного света, который каждое утро открывал божественные врата и выпускал солнце на небо, а по вечерам снова запирал засовы. Марса, бога войны, римляне ставили лишь на третье место, хотя именно его прообраз ярче всего сохранился до наших дней. Древние жители Римской империи верили, что божество дарит им победы в сражениях, обеспечивает благополучие и процветание.

Бог войны и весны

Воинственные римляне почитали яростного и властного бога войны Марса как отца и родоначальника своего народа. Третий месяц года, март, был назван в его честь. Первое марта, первый день весны, древние римляне считали самым подходящим для начала новых военных сражений. Также в эти дни проводились большие конные турниры, посвященные божеству, так как лошади являлись незаменимыми помощниками воинов в бою.

Кроме благословения военных действий, у бога Рима Марса были и другие, более миролюбивые функции. Он почитался как бог весны и служил олицетворением мужского начала и производительной силы природы. Также в его обязанности входила охрана полей и сельскохозяйственных животных от вредителей и хищников. Кроме солдат, Марсу также поклонялись и крестьяне - пастухи и земледельцы приносили щедрые жертвоприношения в надежде на щедрый урожай и богатый приплод.

Марс и Нерио

Корзинка с младенцами зацепилась на берег, и дети сумели выбраться на сушу. Там их нашла волчица и выкормила, как своих детей. Когда Рем и Ромул выросли, они решили основать новую колонию и отправились искать подходящее место. Рему понравилось одно, а Ромулу - другое. Вспыхнула ссора, и Ромул убил своего брата. Горько сожалея о содеянном, юноша все-таки основал город и назвал его в честь погибшего брата - Roma.

Храм Марса

После основания Рима сыновьями бога Марса часть города была отведена под Марсово Поле. Здесь проводились военные и гимнастические тренировки, а также гражданские собрания. В центре поля был сооружен храм, посвященный богу войны. Служители святилища избирались исключительно из патрициев - членов благородных семей. По мифологии, в первый день весны с неба упал щит и попал прямо в руки второму царю Рима по имени Нум Помпилий. Римляне посчитали это благословением небес, и щит стал символом непобедимости римского войска. Чтобы священный артефакт не украли, служители культа создали еще 11 аналогичных щитов. Таким образом они надеялись запутать вероятных похитителей. Первого марта, в день почитания Марса, щиты выносили из храма и носили по всему Риму, демонстрируя святыню горожанам.

Марс и Арес

Арес также является богом войны, но относится к греческой мифологии. В отличие от Марса, божество Греции не вызывало особого уважения у местных жителей. Арес обладал вздорным и скверным характером, предпочитал вести войны коварным и вероломным способом. Марс же, напротив, был почитаем и уважаем, благословлял честные и справедливые военные действия, не допуская обмана.

Почему планету назвали Марсом

Четвертая планета Солнечной системы издавна привлекала внимание астрономов благодаря ясно различимой кроваво-красной окраске. Именно за цвет планета Марс названа в честь бога войны. Хотя справедливости ради стоит заметить, что оснований так поступать у астрономов не было. Да, Марс - бог войны, но древние римляне наделяли его такими качествами, как честь и справедливость, а не кровожадность и жестокость. Они считали божество скорее защитником и покровителем, чем полководцем, жаждущим славы и пустого кровопролития.

В мифологии древних греков богом войны являлся Арес. В отличие от Афины Паллады, богини войны честной и справедливой, Арес придавал войнам коварный и вероломный характер. Древние римляне почитали богом войны Марса, он был не похож ни на Афину, ни на Ареса. Он помогал римлянам завоевывать победы, дарил благополучие и процветание, поэтому в Риме его, наряду с богом Юпитером, высоко ценили, всячески почитали, посвятили специальный месяц в годовом календаре - март. Этот первый весенний месяц древние римляне считали наиболее благоприятным для начала военных действий.

Первоначально Марс был богом плодородия, всякой растительности, богом дикой природы, всего неизвестного, и опасного, что таило в себе угрозу. Он мог погубить урожай, вызвать падеж скота, но чаще всего он, наоборот, защищал скот, не допускал неурожая. Так постепенно Марс стал охранителем, а затем и богом войны.

Однажды Марс влюбился в Минерву, римскую богиню мудрости, красотой подобную Венере, богине любви, но не знал, как к ней подступиться. Он вынужден был обратиться к престарелой Анне Перенне - римской богине наступающего нового года, и попросить ее быть свахой. Она согласилась, но не согласилась Минерва. Ей вовсе не хотелось становиться женой бога войны. И тогда решили они разыграть шутку. Анна Перенна сообщила Марсу, что Минерва рада этому предложению и готова стать его женой. Ему назначили тайное свидание. Марс на крыльях любви полетел к назначенному месту, там сидела накрытая кисеей женщина. Ему сказали, что это его невеста. С бьющимся сердцем он приподнял ее вуаль и с ужасом увидел старуху. На месте Минервы сидела Анна Перенна. Узнав о неудачном сватовстве Марса, боги долго смеялись над ним, а он в конце концов женился на богине Нерио, которую иногда отождествляли с Венерой.

Римляне считали Марса отцом Ромула и Рема. Но родила их весталка Рея Сильвия. Поэтому Марс почитался родоначальником города, его хранителем, в честь его совершали жертвоприношения, а около Рима появилось Марсово поле, на котором также в его честь был сооружен священный храм. По верованиям того времени, чтобы не подвергать город опасности, вооруженному римскому войску запрещалось входить в пределы городской черты.

Служителями святилища бога Марса были жрецы, называемые са-лии, их насчитывалось 12 человек. Они все избирались из благородных семей - патрициев. По легенде, второму царю Рима Нуму Помпилию 1 марта с неба в руки упал щит. Это посчитали знамением богов. Щит стал залогом непобедимости римского войска. По его образцу создали еще 11 щитов, которые назвали священными и передали салиям. Их хранили на Палатинском холме, где впоследствии римские императоры возводили свои дворцы.

Перед началом боевого похода полководцы приходили в храм Марса, они поклонялись священным щитам. Когда наступала осень и военные действия прекращались, священные щиты убирали, и только 1 марта их выставляли снова. В этот день салии в военных доспехах возглавляли торжественную процессию. Она двигалась по Риму и останавливалась у дверей святилища Марса.

Марс укрепился в Древней Италии как бог плодородия, а также родоначальник и хранитель Рима. И только позже он превратился в покровителя войны подобно в греческой мифологии. В честь славного персонажа назвали первый месяц римского года – март.

История появления

Бога плодородия и повелителя растительности древние римляне почитали особо. Его боялись за то, что тот, будучи не в настроении, способен легко уничтожить урожай или скот. И уважали – ведь если умаслить божество, то несчастья пройдут стороной. «Добрый» Марс самоотверженно боролся с холодами и бурями, сражался со злыми духами, нападавшими на урожай, покровительствовал пастухам, следил за хозяйством.

Божество нередко называли Градивом. Слово происходит от глагола «увеличивать», то есть, от его усилий зависела численность поголовья скота и объем урожая. Исследователи также полагают, что слово – производное от «шагать». Позднее, когда Марс стал богом войны, это означало, что он «идет (шагает) впереди римского войска».

Постепенно Марс обрел новые функции – встал на защиту городских стен, помогал армии на полях битв с врагом вместе с воинственной богиней Беллоной. Его хоть и отождествляют с греческим Аресом, но все же римский покровитель вояк почитался на родине больше, потому что эти два божества имели важное отличие. Арес отвечал за войну разрушительную, с убийствами и грабежами, а Марса воспринимали, как создателя порядка. Он не просто помогал завоевывать земли, но и отвечал после побед за благополучие подвластных территорий, защищал от коварных соседей. А вот Беллона как раз наделяла войны жестокостью, олицетворяла опустошение и смерть.


Марсу перед сражениями преподносили щедрые жертвенные дары, а вернувшись с победой, презентовали лучшего коня из квадриги.

В царском дворце хранилось копье Марса, а также щит божества, который, по преданию, упал с неба, став предвестником военных успехов римлян. Позднее правитель Нума Помпилий приказал создать 11 подобных щитов, чтобы воры не смогли вычислить настоящий. По другим версиям оружие покоилось в храме, возведенном в честь Марса. Перед военным походом полководец брал в руки копье со щитом и призывал: «Марс, не спи!» В священную обитель приходили также и те, чьих родственников несправедливо убили. Люди считали, что бог поможет отомстить.


Один из древнейших храмов построили на пустынном месте, за пределами города, там, где раньше лежала пашня. Большой кусок земли назвали Марсовым полем. Там – раздолье для военных, ведь вооруженным людям запрещено было заходить в город. Исключение – шествие армии-победителя, которая сначала собиралась на этом поле.

Марс достиг небывалых высот: изображение бога красовалось на монетах, его славили как «победителя», «помощника в расширении империи».


Марс сохранял двойственную натуру, оставаясь для римлян и богом плодородия, и покровителем солдат, поэтому в его честь учредили целых три праздника. В феврале открывался военный сезон, в начале весны просили об урожайном лете, а в октябре благодарили за победы в сражениях и приостанавливали на холодные месяцы военные походы.

Легенды и мифы

В Риме Марс ставился выше, чем Арес в Греции, еще и потому, что «итальянский» бог считается отцом основателя великого города.

По легенде Марс – плод любви и . Бог взял в жены Нереину, олицетворявшую отвагу. Эта малозначительная богиня также отождествлялась с и Минервой. В римской мифологии покровитель войн появлялся на поле брани в сопровождении мелких божеств – Павора и Паллора, которые отвечали за страх и ужас, и Виртуса и Хоноса, чьи полномочия касались доблести и чести.


У Марса – два сына-близнеца, причем совсем от другой героини. Рема и Ромула, который основал Рим, родила весталка (жрица богини Весты) Рея Сильвия.

В мифах упоминается еще одна сердечная привязанность бога войны. Однажды Марс без ума влюбился в Минерву и бросился за помощью к богине-старухе Анне Перенне – в надежде, что та любезно сведет с объектом любви. Анна принесла радостную весть: Минерва согласна стать женой Марса. Окрыленный бог помчался к любимой, а когда скинул с ее лица вуаль, с ужасом увидел, что вместо красавицы-невесты перед ним Перенна. Боги потом годами смеялись над удачной шуткой престарелой богини.

Экранизации

Марс в человеческом облике предстал перед зрителями в 1961 году. Картина режиссера Ришара Поттье «Похищение сабинянок» повествует о том, как отважный и благородный Ромул, правитель Рима, придумал план пополнить население города женщинами – мужчины страдали от нехватки невест. Девушек полно у соседей, сабинов, причем одна краше другой. Ромул объявил о начале Олимпийских игр, которые стартовали у стен Рима. Естественно, выстроились очереди из женщин, желающих полюбоваться статными парнями. В этой экранизации Марса играет актер .


Женщины мира влюбились в римское божество в 1962 году – на экраны вышел фильм режиссера Марчелло Бальди «Марс, бог войны», где блистал американец Роджер Браун. Актер с мужественным лицом и мускулистым торсом покорил сердца представительниц прекрасного пола. В картине разворачивается сражение безжалостного чернокожего войска под предводительством завоевателя Афроса с армией царя Кроноса. Варвары уже потеряли силы, но на помощь пришел предатель, открывший ворота города. Над Кроносом сжалился Юпитер, отправив с небес на землю подкрепление в облике сына Марса.

Молодой красавец, бог войны безнадежно влюбился в младшую наследницу царя Дафну (актриса Жослин Лэйн). Однако герой окунулся в новую борьбу – возлюбленную ждала участь весталки, и, чтобы спасти ее, Марсу предстоит сразиться с собственной сестрой Венерой.

  • Римляне наделили Марса тремя жизнями, а священными животными этого божества назвали волка, быка, коня и дятла.

  • Марсу посвящена россыпь изваяний. Самая знаменитая статуя украшает Бранденбургские ворота в Берлине.
  • В эпоху Возрождения художники увлеклись Марсом так, что бог стал частой «моделью» для шедевров живописи. Порой мастера кисти насмехались, изображая бога войны в шутливых сюжетах. К таким картинам относится полотно Падованино (Алессандро Варотари) «Марс и Венера играют в шахматы».
  • Планета Марс уже в древние времена называлась «кровавой». В 1877 году американский астроном Асаф Холл зафиксировал пару спутников небесного тела, которые получили имена Деймос и Фобос. Впрочем, «предсказывал» существование спутников еще писатель в третьей главе книги «Путешествия Гулливера», за 150 лет до открытия американского звездочета.

В мифологии, как ни в чем другом, выражается то, какие приоритеты имеет конкретный народ в своей духовной жизни. Например, у скандинавов бог войны - не только самый главный среди всех богов, но и самый высокоморальный среди всех высших существ. Он даже пожертвовал свой глаз для того, чтобы мир стоял. Бог же земледелия и торговцев - это хитрец и юла. Постоянно попадает в двусмысленные ситуации и отказывается от сражений.

Зеркало приоритетов

Марс, войны, никак не тянет на то, чтобы быть самым главным среди небесного божественного пантеона, потому что он слишком жесток и не умеет прощать никому. Римляне тонко подметили то, как меняются личности, когда начинают профессионально убивать себе подобных. Остервенение - вот какая самая главная черта характера их бога войны. Может, поэтому его и женило сознание народа на богине любви Венере, легкомысленной и ветреной. Это две крайности, которые дополняют друг друга. Народ римский чтил его, но не очень ревностно, потому что ничего животворящего война никогда не приносила. К могучему Юпитеру за помощью обращаться было как бы не по чину, поэтому они обращались к колченогому Пану. И тот понимал их, потому что взращивал жизнь и дружил с ларами и пенатами.

Вокруг него одни враги

Высшая божественная семейка римского народа была довольно сварливым сборищем. Меркурий сегодня дружен с Гефестом, а завтра найдет простого смертного - и давай его подначивать, чтобы тот наговорил дерзостей богу-кузнецу подземного огня. И подобные истории случались с каждым из богов, даже с Юпитером. Но это так понятно! Это так по-человечески...

И только бог Марс погружен в одну неотступную мысль - с кем бы сразиться и пролить кровь. Он даже на любовь с Венерой не разменивается. Его закаменелое сердце не подвластно стрелам Амура, шаловливого божка. Это страшит. Но мудрость способна остановить бога войны Марса. Под Троей во времена, когда он еще назывался Аресом, Афина остановила его, направив в грудь ему копье рукой Ахилла. И пролилась божественная кровь от руки героя. Но война продолжилась, потому что раненого тут же пригласили за стол Юпитера испить нектара. Поднесли чашу с ним. человечества - проливать человеческую кровь.

Народ, который половину древнего мира подчинил римскому орлу и постоянно рассылал во все стороны света медные легионы, божеству даже жертв не приносил. Считалось, что Марс (бог войны) сам себе находит жертвы в достаточных количествах. Это Пана нужно ублажать и приносить на его пенек краюху пресного хлеба и козье молоко, чтобы он свое лесное царство не насылал на обработанные поля.

Не очень древняя древность

А ведь древний бог войны не такой уж и древний! Ему никак не более 5 тысяч лет. У древних шумеров и египтян его не было. У еще более древних трипольских ариев грозный Громовержец надевал шлем лишь тогда, когда его лицо омрачалось и трепетала крыльями Обида. Тогда он призывал свою дочь Славу и говорил ей: «Иду в убийствах дело правое вершить» (из древнего гимна воина). Т. е. большинство древних народов в войне особой доблести не видели.

Марса выделили как отдельную божественную сущность тогда, когда начали образовываться государственные структуры. Но первоначальное понимание сущности войны так и не было до конца изгнано из умов народов силами «государственной необходимости». И даже архангел Михаил, ремейк древнего образа Светогора (свет горний, высший), не является профессиональным воином.

Без особых доблестей

Античные греки и римляне выделили Марса как бога войны, но не наделили его ни привлекательными чертами характера, ни особенными доблестями. Лишь у некоторых народов бог Марс представлялся вершиной таинственных иерархий, которые управляют миром. Эти народы можно перечислить на пальцах одной руки - монголы, древние евреи, папуасы из Папуа - Новой Гвинеи, скандинавы. Даже воинственное догонов, мужчины которого или спали, или воевали, своего бога войны в образе Змея держали подальше от своих жилищ - в пещере, чтобы он света белого не видел и не пожрал его.

Бог Марс пытается поссориться с Богом Фебом

Представляется рассказывающая, как видел мир Марс. Мифология римлян дает ясное представление о том, как зарождается война и какими средствами ее нужно предотвращать. В ссоре, в войне истины нет. Она в войне исчезает. И воин лишь тогда достоин своего высокого имени, когда он не является бездушным орудием Зла.

На одном из пиров богов светлый Феб начал удивлять всех своими творческими способностями. Он оживил посох Юпитера, украсив его листками мирта, его жене Юноне подарил вместо золотой короны, которая была изготовлена Гефестом в виде двух сплетенных змей с рубиновыми глазами, а вместо змей - двух живых птиц. Сам божественный кузнец, повелитель подземных огней, пришел в восторг и начал расхваливать творческие способности светлого бога солнца, признавая то, что подземные силы могучи, но они не имеют живой красоты.

Только один бог Марс оставался мрачным на веселом пиршестве, над которым царили мир и спокойствие. И вдруг он поднялся со своего места - широкий и могучий, и заслонил изящную фигуру Феба перед Юпитером. Он сказал: «А способен ли он защитить от меня все созданные им красоты?» и достал тяжелый меч. Все притихли. Но засмеялся светлый Феб. В руке его оказалась лира, он вышел из-за спины грозного бога и заиграл. Мгновенно рассеялись грозные тучи ссоры, а тяжелый меч Марса от звуков музыки превратился в Бросил древний бог войны посох на пол, но тот, железно звякнув, остановился у ног игравшего на лире светлого Феба.

Мораль данной мифологической притчи проста и в разъяснениях не нуждается.

Как нужно встречать Марса?

Когда с войной стучатся в дверь, то двери ей открывают добрые люди, чтобы война сама их не открыла. Так говорили И были правы. Римляне выразились еще жестче и точнее: «Кто хочет мира, тот готовится к войне». Хорошо это или плохо, но таковы реалии нашей жизни.

Те, которые молятся богу войны, бедствуют от неспособности создавать свои миры. Это происходит от скудости фантазии и отсутствия трудолюбия. Но и в войне они остаются такими же неспособными, как и в мире. И их остервенение страшно лишь тем, кто не вооружен. Недаром говорил Сципион, древнеримский полководец: «Лучшие солдаты - это крестьяне, потому что они упорные. А воинственные на войне мне не нужны».

В алхимической традиции символом Марса является графическое изображение круга со стрелкой, расположенной под углом в 45 градусов. «Символом Марса» обозначалось железо, которое в средневековой эзотерике неразрывно связывали с «красной планетой» и стихией Огня. При этом Марс исконно воплощал силу, агрессию и воинственность (собственно, Марс – имя древнеримского бога войны), то есть – сугубо «мужские» признаки. Именно поэтому с течением времени символ Марса стал гендерным обозначением мужского пола (аналогичным образом для обозначения женского пола стал использоваться символ Венеры, также пришедший из средневековой алхимии, а в нее попавший из античной мифологии).

Так символы Венеры и Марса из алхимической среды перешли в категорию универсальной гендерной эмблематики, в чем, на самом деле, нет ничего удивительного, если учитывать характерные черты, приписываемые образам этих планет. Однако мифологическая подоплека символов Венеры и Марса имеет гораздо больше значение, чем могло бы показаться. В частности, символ Марса в его уставном начертании имеет собственное характерное название – «щит и копье Марса». И здесь в прямом смысле имеется ввиду легендарное оружие древнеримского бога войны.

Тем не менее, в понятии «щит и копье Марса» акцентировано мифологическое значение имеет только понятие «щит». То есть Марс (в смысле бог) изображался именно с копьем (в отличие от, к примеру, греческого Ареса, которого иногда вооружали мечом). Однако копье здесь выступало абсолютно абстрактным мужским и воинским символом, в котором нетрудно увидеть фаллический образ. И нет никаких сведений о том, что у Марса было какое-то особое копье, которое можно было бы отнести к разряду магических артефактов.

А вот щит Марса – это уже совсем другой образ, который иногда называют (небезосновательно) символом Рима. Щит Марса, именуемый анкил, по легенде упал с неба и угодил точно в руки царю Нуме Помпилию в то время, как его народ страдал от эпидемии моровой язвы. Помпилий утверждал, что падение анкила сопровождалось громогласным голосом, который поведал царю, что Рим будет править миром, пока щит Марса находится в руках у римлянина. Собственно, на официальном уровне щит Марса никогда не был символом Рима, тем не менее, данный миф был широко известен во все времена, поэтому в традиционной римской архитектуре зачастую встречаются барельефы и статуи, включающие в себя характерный элемент – анкил, щит Марса (его изображение приведено выше).

В этой традиции, связанной со щитом Марса, интересны два момента. Во-первых, этимология самого слова «анкил» не известна. Во-вторых, по приказу Помпилия было изготовлено 11 копий оригинального щита и раз в год на праздник бога войны служители культа Марса проносили эти щиты по улицам Рима.

Точно неизвестно, когда появилась формулировка «копье и щит Марса» (хотя, к примеру, происхождение понятия «зеркало Венеры», обозначающего женский гендерный знак, не вызывает сомнений). При этом, учтивая особенности изображения бога Марса в форме статуй и барельефов (с анкилом и копьем), данное сочетание выглядит вполне логичным. Не менее логично соотнесение искомого символа с одноименной планетой и мужским началом, как таковым.

Так символ Марса, возникший в глубокой античности, пережил «второе рождение» в Средние века на страницах алхимических трактатов, а в XX веке стал общепринятым «мужским» знаком. И очень важно, что сегодня мы хорошо знаем истинное происхождение этого действительно древнего и глубоко образа. Ведь если культура использует эмблематику, сути которой не понимает, то грош цена такой культуре.

Что еще почитать