Уроки импровизации от патрисии мэдсон. Предисловие к русскому изданию

Много ли Вы знаете хороших музыкантов импровизаторов?

Таких, которые могут создавать абсолютно новое звучание при каждом исполнении, когда импровизация превращается в произведение имеющее единство формы и содержания?

Сколько таких музыкантов Вы знаете лично?
По статистике 95% музыкантов с академическим образованием не умеют импровизировать. А музыканты напрямую связанные с импровизационной музыкой очень часто идут по пути использования шаблонов, заученных фраз.
Если посмотреть в глубь веков, то можно увидеть,что традиция исполнять музыку по нотам не внося изменений в авторский текст,имеет не такие уж глубокие корни. Произведения Моцарта не были строго математической игрой композитора с гаммами, а представляли из себя всего лишь эскизы для музыкантов, как и сегодня джазовому музыканту нужна всего лишь тема и основная гармония, для создания бесконечных вариантов произведения.

Вспоминается эпизод из фильма ‘Мы из Джаза», в котором саксофонист играл записанную в нотах фразу бесконечное количество раз,не понимая что от него требуют.

По всей видимости услышав современное исполнение своей музыки Моцарт не понял бы где собственно музыка, а исполнение было бы похоже на игру саксофониста из фильма.
Важно понять,что сиюминутный процесс отражает главную идею музыкального искусства, а именно интерактивность — музыка только в данный момент времени,неповторяемость.
Думаю это небольшое вступление убедило Вас в необходимости развития умения импровизировать.
Какие наиболее распространенные заблуждения об импровизации существуют?

  1. Нужно овладеть инструментом(виртуозно)

Посмотрим на это утверждение с другой стороны -есть огромное количество людей обладающих виртуозной техникой,но не умеющих построить вразумительную 4-х тактовую фразу.

С другой стороны есть не виртуозы, которые отлично импровизируют. Осваивать искусство импровизации можно сразу же после первого знакомства с инструментом (если вы только начали играть) или же начинайте как можно раньше (начните сегодня когда будете заниматься)

2. Для того,чтобы импровизировать нужно заучить много чужих фраз (иметь большой словарь)
Бессмысленное заучивание чужих фраз ни к чему хорошему не приведет. В лучшем случае Вы будете звучать, как второй кто-то там. Вам это нужно?
Гораздо важнее научится извлекать пользу из анализа чужих соло, освойте принцип, ядро фразы и смело применяйте в своей музыке.

Учитесь использовать теоретически материал для выработка уникального стиля. Попробуйте из одного чужого соло вынести идей на сотню,тогда Вам не придется до конца жизни учить чужие фразы.

Будьте собой

3. Импровизации нельзя научиться, это либо дано либо нет

Такого рода заблуждения естественно ошибочны. При правильной организации занятий обучение импровизации ничуть не сложнее обучения игре или сольфеджированию, ну и естественно во много раз интереснее. Обучение импровизации имеет много аспектов,однако большинство из них так или иначе затрагивает смежные музыкальные области(композиция, исполнительство) и помогает осваивать несколько дисциплин в одной.

4.Нужно знать много гамм и аккордов,ладов и т.д.
Несомненно знание теории необходимо. Однако начать можно и с одной ноты (и даже без инструмента). По мере того, как Вы будете развиваться новые идеи незаметно войдут в Ваш мозг.

Главное здесь постепенность. Можно всю жизнь играть одну гамму и выдавать гениальные импровизации.
Поскольку обучение импровизации требует некоторого пересмотра методов организации занятий, приведу для сравнения две системы:
Стандартная

  1. техника
  2. репертуар
  3. чтение с листа
  4. формообразование(фразировка)
  5. импровизация

Как видите здесь довольно большое количество предметов и если уделять каждому как минимум час,то занятия растягиваются на целый день

Теперь другая схема:
1.Импровизация
2.Репертуар
3.Техника (при необходимости)
Как видите здесь всего три пункта.

Куда же мы убрали остальные?

Поскольку для развития импровизационного мышления Вам будут необходимы все эти навыки нужно сразу же в водить их в практику.

Таким образом, работа над импровизацией обучает Вас различным аспектам музыки. Чем лучше разовьется связь между Вашим мозгом,ушами и руками, тем быстрее Вы станете виртуозно владеть инструментом без изматывания себя сухими не музыкальными упражнениями

    Оценил книгу

    "А ведь россияне - такие же жители нашего быстро меняющегося мира, как и мы" (с)
    Ой, спасибо, что обратили свой великолепный взор в нашу скромную сторону. После этих слов мне как-то захотелось отплеваться и закрыть книгу, но потом я решила: ну ведь эта женщина написала сей труд специально для нас, для признанных ею русских людей. Что же она такого нам предложила?
    Ладно-ладно, постараюсь быть объективной. Итак, чем же является эта книга? Сборником наблюдений и определенных историй, а также в некоторых случаях включением нескольких умных книг и цитат (зачем? Если это произведение является авторским?) и развитие из данных "мыслей" целых глав. Но если бы были только книги, автор еще умудрилась нас поучать не самыми мудрыми на мой взгляд фильмами. Да, "Заплати другому" имеет свой весомый смысл, но давайте будем реалистами: тот, кто добрый и "платит другому вперед" делает это и без указки, а тот, кому наплевать, даже заучив сей текст наизусть не сделает этого никогда.
    И потом - если бы данная мадам ознакомилась с чуть большим количеством информации относительно русских людей, чем Сочинская олимпиада, она бы поняла, что ее книга здесь нужна также, как в арктических льдах плавки. У нас вся страна одна сплошная импровизация, мы так жили, живем и жить будем. Чему нас учат вообще? И кто?
    Все это выглядит как очень плохо переработанный диплом троечника Василия, который надеялся, что "нальет воды" и никто вчитываться особо не будет. Не забуду упомянуть, поскольку недавно только прочла Карнеги, что дамочка сильно заимствовала множество идей у него. К сожалению, в связи с некоторой ограниченностью мышления дамочка не смогла дотянуть хотя бы приблизительно до уровня "ладно, читаемо", я уж не говорю о том, чтобы благодарить и восторгаться данной работой.
    Возможно, кому-то данное произведение придется по вкусу. Но не мне. Читателям, ценящим свое время я бы не советовала данный текст.

    TyshkanchikMasha

    Оценил книгу

    Ещё в середине прошлого года я решила, что обязательно буду читать хотя бы одну книгу нон-фикшн в месяц. С переменным успехом мне это удаётся. Однако нон-фикшн нон-фикшину рознь!
    Я вывела для себя закономерность: если в книге рассказывается о какой-то определенной сфере - медицина, химия, физика, история, любая наука - это, как правило, определенно попадает в твердые пятерки от меня. Потому что это новая и чаще всего полезная информация, расширяющая кругозор, помогающая понять привычные и на первый взгляд банальные процессы мироздания, человеческой природы. А вот если в книгах автор пытается затрагивать поверхностно психологию, мотивацию, личностный рост и прочее-прочее, тут я бываю беспощадна. Практически 50% таких книг, на мой взгляд, бумагомарательство! Ради одного-единственного мудрого выражения пишутся тома, затрачиваются нереальные ресурсы. А для чего? Чтобы в конце читать ощутил горечь разочарования с привкусом сожаления о потерянном времени?!
    Но я, как верный представитель человечества, особенно его женской половины, сама себе противоречу. И как ежик-мазохист после небольших передышек снова бросаюсь на горы книг по саморазвитию. Как это обозвать: глупость или надежда - ещё не решила. Но однозначно, я в поиске ответов, ответов на вечные жизненные вопросы, которые, скорее всего, должна буду дать когда-нибудь сама. А пока, набираюсь мудростью и опыта от других людей-писателей.
    Но вернемся к книге. Здесь, как вы поняли, я ответов своих не получила. Но и сказать, что книга плоха, никчемна и не нужна, не могу - она добрая, светлая и наставляет нас вспомнить всё то хорошее, что есть в нас человеческого, что отличает нас от животного, что может украсить жизнь и с подвигнуть покорять новые вершины.
    Сама Патрисия Мэдсон - преподаватель актерского мастерства, окунувшись в изучение китайских практик, она нашла себя, свою стезю. Её книга - это помощь и маяк тем, кому близка по духу её позиция. Я же поняла, что правила, перечисленные в "Уроках импровизации" - мои неосознанные привычки. Даже жест "та-дам" вошёл в мою жизнь ещё задолго до того, как я начала пытаться понять себя, свои поступки и желания. Конечно, положа руку на сердце, не все. Некоторые я принципиально заглушаю в себе, напоминая, что "благими намерениями...", до некоторых ещё не хватает житейской мудрости. Но процентов 70 - точно моё!
    В книге основные 13 глав. Они же и правила или рекомендации. Называйте как вам удобнее. Если у вас не хватает времени на чтения, то достаточно пролистать финалы глав, что автор под названием правила в коротких тезисах расшифровывает, что же она имела под тем или иным призывом. Это удобно, согласитесь.
    Быть добрее, оптимистичнее, вежливее и лучше - это, на мой взгляд, качества необходимые не только импровизатору, но и каждому здравомыслящему человеку. Именно поэтому я считаю, что прочесть эту книгу надо хотя бы для того, чтобы об этом не забывать!

    Оценил книгу

    Я обычно настороженно отношусь ко всяческим мотивационным и развивающим книгам, и на “Уроки импровизации” наткнулась совершенно случайно. Книга небольшая, у меня было время, и я решила ее прочитать. Скажу сразу - читается она быстро и легко, написана неплохо. А вот содержание получилось очень спорным.

    Патрисия Мэдсон в своей книге рассказывает об импровизации, которую она применяет в своей работе со студентами, и рассказывает, как импровизацию можно применять в обычной жизни. С одной стороны, она адекватно подходит к своему методу, не представляя его как панацею:

    “Не забывайте, что импровизация - это инструмент, которым следует пользоваться, не забывая о здравом смысле. Это не научный метод, а способ действий, в основе которых лежит гибкое сознание и чувство юмора. Не будем забывать, что для многого в этой жизни необходимо тщательное планирование”.
    “Для того чтобы быть успешным, надо планировать и импровизировать одновременно”.
    “Приглашение к импровизации не означает, что мы призываем вас слишком легкомысленно относиться к жизни. Настоящая импровизация предполагает, что вы относитесь к происходящему ответственно и действуете, опираясь на моральные принципы. Возможно, вы встречали людей, которые считают спонтанность самым ценным человеческим качеством и оправдывают ею свое эгоистичное и бездумное поведение, чтобы просто плыть по течению”.

    Последняя мысль мне особенно понравилась, потому что именно такие люди меня раздражают, и именно книги с подобным подходом заставляют меня напряженно относиться к литературе по саморазвитию, которая частенько грешит однобоким взглядом на мир.

    В целом, Патрисия Мэдсон высказывает достаточно расхожие мнения, она просто очень хорошо их структурирует и дает небольшой мотивирующий “пинок”, который, я думаю, может многим помочь. Но по ходу чтения у меня не раз возникали вопросы, и именно поэтому вся книга показалась мне спорной.

    “Не имеет смысла “складировать” идеи о том, как вы будете реагировать на будущие события. Положитесь на собственное воображение”.

    Я, как человек, старающийся планировать максимум своей жизни, занимаюсь этим именно потому, что мое воображение работает далеко не всегда. И почему бы и не “складировать” себе на будущее какие-то полезные идеи? Непонятно.

    “Надо, во-первых, избавиться от стремления к перфекционизму, во-вторых, перестать насиловать свой ум, заставляя его придумать что-то экстраординарное”.

    Как? Как избавиться от стремления к перфекционизму? Как не заставлять себя придумывать что-то экстраординарное такому совершенно не творческому человеку, как я? Но дальше еще интереснее:

    “Если вас просят рассказать о чем-то для вас очевидном, постарайтесь, чтобы ваша точка зрения была уникальна”.

    И как это старание соотносится с тем, что не нужно “насиловать свой ум”?

    Вообще, на протяжении всей книги складывается ощущение, что она написана для людей достаточно творческих, с развитым воображением, в общем, всячески подготовленных для импровизации, просто по каким-то причинам не использующим или мало использующим ее в жизни. А вот для таких дотошных и всё планирующих, как я, толку от этой книги мало. В ней хоть и есть неплохие, и даже прямо-таки хорошие мысли, все пассажи об отказе от перфекционизма и чем-то подобном сразу сводят весь эффект на “нет”.

    И когда я говорю о хороших мыслях, я говорю абсолютно честно. Мне понравилось то, что говорит автор о наших любимых “вот бы…” - “работайте с тем, что у вас есть”. Мне понравилось, как автор подходит к принятию решений - “Когда наплыв чувств мешает вам принять решение, рассмотрите вопрос с точки зрения цели, и все станет гораздо понятнее”. И отношение к ошибкам, на мой взгляд, в этой книге позиционируется тоже правильно - “Напортачили? Это уже в прошлом, поэтому думайте о том, что сделаете дальше”.

    Но наравне с умными и полезными идеями Патрисия Мэдсон в своей книге иногда ударяется в философию и даже притчи, и вот тут - просто “туши свет”. Периодически встречаются очень общие и слишком расхожие фразы, которые не значат ровным счетом ничего и которые может произнести каждый, кто в подростковом возрасте искал себе красивые статусы вконтакте.

    “Радость зависит не от условий нашей реальности, а от нашего к ней отношения”.

    Фраза сродни “не в деньгах счастье”. Я малость меркантильна, но в них в том числе. И условия реальности тоже влияют на ощущение счастья, я убеждена в этом на 100%.

    “Если что-то вам не по вкусу, измените свой вкус”.

    А вот эта фраза меня аж взбесила. Почему это вдруг я, взрослый человек, должна менять свои вкусы только потому, что меня что-то в этой жизни не устраивает? Причем эта фраза была сказана не в контексте того, что “если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней”. Нет, она говорила именно о том, о чем говорила, и меня это поразило и неприятно удивило.

    В общем, крайне неоднозначная получилась книга. Патрисия Мэдсон, с одной стороны, изначально дает понять, что импровизация - не панацея, с другой стороны, иногда выдает такие категоричные изречения, что даже не знаешь, как на них реагировать. Однозначные плюсы книги - ее лаконичность и то, что она так или иначе заставляет подумать и вызывает желание даже поспорить с автором, а это всегда хорошо.

    Могу посоветовать эту книгу тем, кому нужна мотивация для изменения своей жизни, внесения в нее свежей струи, но с учетом того, что в книге много “прописных” истин, и мало действительно новой информации.

Оглядываясь на свою жизнь и большинства тех, кто живёт по жёсткому плану, в голове всплывает образ поезда, который со дня в день движется чётко по рельсам и его достижение цели расписано поминутно… Хорошо это или плохо…?! Отвечу так: «В этой «медали», как не странно, тоже две стороны!!!» Чего же так не хватает в этой чёткости…? Может импровизации …?!

Слушая многих ораторов, делаешь выводы, что настоящее выступление начинается только тогда, когда текст на бумаге заканчивается или вовсе исчезает и начинается импровизация … Мне очень нравятся такие, моменты… От них веет искренностью, открытостью, натуральностью… Когда человек начинает говорить без «бумажки», он говорит своей душой, а не пытается донести ту информацию, которую кто-то посчитал нужной и правильной.

Моя жизнь – это чёткое следование намеченному курсу, но в бизнесе место для импровизации я всегда оставляю (таким образом, личный недостаток компенсирую в бизнесе). Мои коллеги иногда критикуют такой стиль, считая что «чем меньше свободы, тем больше толку»… Каждый имеет право на своё мнение, но «правильно», — это то, что приносит результат!!! В таких суждениях я не одинок, поэтому мой обзор сегодня будет посвящён новинке лучшего издательства деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер», книге «Уроки импровизации» Патрисии Мэдсон .

В начале чтения этой книги у меня возникали двоякие ощущения… Я пытался прикладывать эту информацию к своей жизни, задавался вопросами: «Что означает «импровизировать»…?! Как импровизация повлияет на …?!» Главная суть импровизации заключается не в отказе от целей, а в том, чтобы добавить этот «ингредиент» в свою жизнь, и начать наслаждаться каждым её мгновением…

13 простых правил, изложенных в книге «Уроки импровизации», научат Вас чувствовать себя «живыми», а не роботами. Люди, которые всё время продвигаются строго по «рельсам своих целей», становятся зависимыми от них (зомбированными). Не верите…?! Отберите у них органайзер хотя бы на один день и посмотрите, что будет происходить… Где будет их и целеустремлённость (такими Вы их точно раньше не видели)…

Книга «Уроки импровизации» погрузила меня в философские раздумья… Самая большая опасность жёстких рамок (целей) в том, что практикуя это в своей жизни постоянно, мы начинаем её воспринимать с точки зрения, что так правильно и по-другому нельзя… Что дальше…?! Дальше мы этому учим наших детей, зашоривая их видение… В итоге, места для творчества становиться в жизни всё меньше и меньше, соответственно, «яркость красок со временем тускнеет»… Пока мы планируем строить жизнь, которую хотим, реальная жизнь проходит…

Многие из рекомендаций, предложенных в книге «Уроки импровизации», переворачивают твоё сознание с ног на голову и это здорово!!! Ты задаёшься вопросом: «Как же так, меня же учили по-другому…?!» В такие моменты начинаешь понимать, что жёсткие рамки «правил» рождают страх отклониться от «правильного» курса. Более подробно, как воспринимать страх и как от него избавиться, Вы прочитаете на страницах замечательной книги «Уроки импровизации».

Главное отличительное свойство импровизаторов заключается в том, что пока мы «настраиваемся» на действие, они действуют. Делают ошибки, анализируют их и снова в бой… Они не боятся пробовать новое, их жизнь проходит в режиме «здесь и сейчас» и часто напоминает захватывающее путешествие по горной реке!!! По моему мнению, это как раз то, чего не хватает тем, кто движется чётко по «рельсам своих целей», — драйва и внутренней свободы!!! Подчёркиваю ещё раз и это важно понимать: «Импровизаторы тоже ставят цели, но при столкновениях с незапланированными непредвиденными обстоятельствами не впадают в «ступор», а включают «Импровизацию»!!!»

Предлагаю Вам сделать следующее:

  1. Выдохните!!! Пополните свою прекрасной книгой «Уроки импровизации» ;
  2. Ознакомьтесь с довольно простыми рекомендациями;
  3. Пустите импровизацию в свою жизнь;
  4. С драйвом и азартом встречайте новые препятствия;
  5. Раскрасьте жизнь «яркими красками» и начните наслаждаться ею!!!

Я в восторге от книги «Уроки импровизации». Её мудрость обязательно будет добавлена в мою программу достижения целей!!! Жизнь прекрасна!!! Ставьте перед собой цели, обогащайте их импровизацией и будьте Счастливы, Свободны и Успешны!!!

Больше информации Вы можете получить на сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер «

Благодарю за Ваше бесценное время, проведенное в моей компании!!!
Пусть увеличение продаж доставляет Вам удовольствие…
С уважением, Андрей Жулай.

Серия из 10 видео-уроков, в которых я делюсь домашними заданиями по игровой импровизации. Цель этих уроков - начать практиковать импровизацию в реальной жизни! Минимум теории и максимум практики. Пробуйте и познавайте импровизацию на своем личном опыте!

Домашка по импровизации 1 / Новое - хорошее

Записывайте каждый день вечером 3 события или впечатления, которые вам доставили в этот день радость. Три события - это всего лишь минимум, их может быть гораздо больше!

Смотрите и делитесь комментариями!

Домашка по импровизации 2 / Хейокас

Импровизация - это смелость идти в новое. Мы выходим на сцену и творим истории на глазах у зрителей. Это как прыжок в неизвестность - мы делаем то, чего заранее на планировали. В этом и заключается притягательность импровизации. В жизни мы тоже можем практиковаться с помощью ХЕЙОКАСОВ! Хейокас - это то, чего вы никогда не делали раньше. Что-то необычное, свежее, удивляющее!

Смотрите, пробуйте и делитесь этим видео с друзьями!

Домашка по импровизации 2 / 100 хейокасов

Из прошлого задания вы уже узнали что такое хейокас и даже наверняка попробовали его сделать. Поздравляю! Продолжайте в том же духе!

Вперед! И если вам нравятся задания - смело делитесь с друзьями!

Домашка по импровизации 4 / Работа с вниманием

Тренировка внимания - одно из самых важных заданий. Мы не способны ничего делать без активного и осознанного внимания. Главная особенность такого внимания - вы всегда знаете на что оно направлено, и вы сами руководите этим процессом. Задание очень веселое и помимо развития внимания дает еще и массу позитивных эмоций!

Пробуйте, экспериментируйте и рассказывайте друзьям!

Домашка по импровизации 5 / Практика "Сдвиг"

Основная задача этой практики - научиться управлять своим состоянием, поведением и эмоциями. Останавливаем себя в любой момент и задаем простые вопросы: "Кто я? Что я делаю? Чего хочу?" Осознаем свое текущее состояние и что-то меняем. Можно менять не слишком сильно, но тем не менее менять - пробовать новые стратегии и реакции в жизни!

Удачных занятий и делитесь своими успехами!

Домашка по импровизации 6 / Снимаем кино!

Продолжаем тренировать внимание и осознанность. Практика "Съемка кино" - это отличная актерская техника, которая позволяет воспитать своего внутреннего наблюдателя. Именно Внутренний наблюдатель импровизирует, делает выбор и играет!

Делитесь этим видео с друзьями и практикуйте вместе!

Домашка по импровизации 7 / Снимаем кино про себя

Следующий шаг - мы снимаем кино, в котором вы и есть главное действующее лицо, главный герой. Это продолжение упражнения из шестого задания!

Домашка по импровизации 8 / Работа с эмоциями

Это упражнение направлено на управление своим состоянием. Иногда мы не в силах справиться с негативными эмоциями, и они захлестывают нас. В этом упражнении я даю простое задание, которое позволяет удерживать свое состояние. Мы начинаем с очень простых ситуаций: дома, на прогулке, в кафе - где ничто не может помешать нам. Практикуя это, мы в дальнейшем можем менять свои эмоции всегда и везде!

Что еще почитать