Введение в профилактику. Гигиена полости рта

Профессиональная гигиена полости ртаМетоды удаления зубных
отложений
Последовательность
действий при
профессиональной гигиене
Профессиональные
методики как часть
мероприятий по
нормализации
гигиенического статуса
полости рта

ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА

совокупность методов изучения,
способов оценки состояния полости
рта и гигиенических мероприятий,
проводимых в полости рта и
направленных на предупреждение
.

Различают:

Индивидуальная гигиена полости рта
Профессиональная гигиена полости
рта
В зависимости от того, кто проводит лечебно-профилактические мероприятия в полости рта - сам пациент
или медицинский персонал

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА

это научно обоснованная система
индивидуальных лечебнопрофилактических мероприятий,
которые проводятся с помощью
средств индивидуальной гигиены
полости рта, направленная на

полости рта и профилактику
возникновения и прогрессирования
стоматологических заболеваний
Основывается на индивидуальной программе
гигиенической профилактики и состоит из ежедневных
гигиено-профилактических процедур.

ГИГИЕНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА -

ГИГИЕНОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ
ПРОЦЕДУРА система последовательных
этапов ухода за органами и
тканями полости рта, с учетом
индивидуальных особенностей
каждого пациента
(стоматологический и
гигиенический статусы) и
подобранного, в соответствии с
ними, конкретного набора
средств индивидуальной
гигиены полости рта.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА

это научно обоснованная
система лечебнопрофилактических мероприятий,
выполняемых медицинским
персоналом, направленная на
оздоровление органов и тканей
полости рта и профилактику
возникновения и
прогрессирования
стоматологических заболеваний
Профессиональные мероприятия гигиены полости рта
проводятся не менее 2 раз в год.

Основные мероприятия профессиональной гигиены полости рта можно разделить на 3 группы:

1. Профилактические -
обследование пациента с определением
гигиенических индексов; мероприятия по
профилактике кариеса (в т.ч. фиссурного) и
заболеваний пародонта с удалением над- и
поддесневых зубных отложений с помощью
специального оборудования с последующим
шлифованием и полированием тканей зуба

2. Обучающие

формирование знаний об анатомофизиологических особенностях
органов полости рта, о средствах
индивидуальной гигиены полости рта,
обучение правилам их использования,
разработка индивидуальных программ
гигиенической профилактики
основных стоматологических
заболеваний

3. Лечебно-профилактические -

3. Лечебнопрофилактические -
гигиеническая подготовка до операции (по поводу
заболеваний пародонта, имплантации) и проведение
реабилитационных мероприятий в
послеоперационном периоде (в т.ч.
противовоспалительное, физиотерапевтическое
лечение); диспансеризация и реабилитация
пациентов с декомпенсированной формой кариеса, с
заболеваниями слизистой оболочки полости рта и
пародонта; отбеливание зубов; лечение
гиперестезии твердых тканей зубов; мероприятия
по глубокому фторированию; проверка смыкания
зубных рядов верхней и нижней челюсти;выявление
предварительных контактов; избирательное
пришлифовывание зубов

Профессиональная гигиена включает в себя

Профессиональную чистку зубов
Мотивацию пациента к борьбе со
стоматологическими заболеваниями и
факторами риска их развития
Индивидуальный подбор средств и
предметов гигиены полости рта
Обучение пациента индивидуальной
гигиене полости рта (контролируемая
чистка зубов)

Последовательность действий при поведении профессиональной чистки зубов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ознакомление пациента с целью и особенностями предстоящих
манипуляций;
Выбор методик воздействия, вида и типоразмера инструментария;
Антисептическая обработка полости рта;
Анестезия при необходимости
Удаление зубного налета при помощи пневмоабразивных систем,
ротационных инструментов и предметов гигиены полости рта с
использованием очищающих паст;
Нанесение на поверхность зубного камня химических препаратов для
его размягчения на 30-60 секунд (согласно инструкции к препарату);
Удаление зубного камня;
Полировка обработанных поверхностей;
Покрытие реминерализующими растворами или лаками;
Рекомендации пациенту.

Препараты, применяемые для антисептической обработки полости рта

Rp. Sol. Chlorhexidini 0.05% - 100 ml
Rp. Sol. Furacilini 0,02% - 200 ml
Rp. Sol. Aethonii 0,5% - 100 ml
Rp. Sol. Myramistini 0,01% - 500 ml
Гексорал (Hexoral)

Инструменты для удаления неминерализованных отложений

Воздушно-абразивные системы
Ротационные инструменты
– Резиновые колпачки
– Циркулярные щетки
Профилактические
профессиональные пасты
– Различной степени дисперсности
– Могут содержать фториды
Флоссы, тейпы и суперфлоссы

Ротационные инструменты

Резиновый
полировочный
конус
Резиновые
полировочные
колпачки

Ротационные инструменты

Ротационные инструменты

Кафедра стоматологии детского возраста и ортодонтии

Использование флоссов и штрипсов

Кафедра стоматологии детского возраста и ортодонтии

Воздушно-абразивные системы

Наконечник AirFlow (EMS)
Наконечник Prophyflex (KaVo)
Кафедра стоматологии детского возраста и ортодонтии

Воздушно-абразивные системы

Воздушно-полировальный прибор
PROPHY-JET (Dentsply),
снабженный системой забора
Кафедра стоматологии детского возраста и ортодонтии

Методы удаления
минерализованных отложений
Мануальный
– ручной
– ротационными инструментами
Механические
– звуковой
– ультразвуковой
Химический
Комбинированный
Кафедра стоматологии детского возрастаи ортодонтии

Средства для химического воздействия

Deterspad (Spad),
Detartrol ultra (Septodont) (содержит соляную кислоту, йод,
хлороформ),
«Белагель-Р» (ВладМиВа)
размягчающий гель (содержит
природные полисахариды и
кислоты, а также красящие
вещества, позволяющие легко
обнаружить зубной налет).

Пародонтологический зонд
Абразивные штрипсы
Ручные инструменты
– Скейлеры
– Кюреты
– (Экскаваторы, гладилки,
долота, рашпили)
Кафедра стоматологии детского возраста и ортодонтии

Инструменты для удаления минерализованных отложений

Звуковые скейлеры
Ультразвуковые скейлеры
– Магнитострикционные
– Пьезоэлектрические
Ротационные инструменты
– Боры
– Финиры
– Периополиры
Инструменты PERIO-TOR

Кюреты и скейлеры

Кафедра стоматологии детского возраста и ортодонтии

По материалу:

Металлические
Металлические с алмазным
напылением
Пластмассовые
Тефлоновые

    Слайд 2

    Ротовая полость (лат. cavitasoris) - начальный отдел пищеварительной системы человека. Впереди она открывается ротовой щелью (rimaoris), которая ограничена губами (labia). Посредством зева (fauces), непарного отверстия, ограниченного сверху мягким небом и язычком, снизу -корнем языка, с боков - небными дужками, она сообщается с глоткой. Ротовая полость подразделяется на 2 отдела: преддверие рта(vestibulum oris) собственно полость рта (cavitas oris propria)

    Слайд 3

    Преддверие рта

    Преддверие рта - пространство, которое находится между губами и щеками с одной стороны, зубами и деснами с другой.

    Слайд 4

    Губы рта- это две в основном мышечные складки: верхняя губа, и нижняя губа. Строение губ и щек сходно. Их толщу составляют мышцы. С внутренней стороны губы и щеки покрыты слизистой оболочкой, а снаружи кожей. Слизистая оболочка губ и щек переходит на альвеолярный край верхней и нижней челюстей, образуя десны, которые плотно прирастают к альвеолярному краю челюстей и к шейкам зубов.

    Слайд 5

    Слайд 6

    ЗУБЫ

    На границе преддверия рта и собственно полости рта по альвеолярному краю верхней и нижней челюстей расположены зубы. Принято различать молочные и постоянные зубы.

    Слайд 7

    Молочные зубы (их 20) существуют только в детском возрасте. Они выпадают и вместо них вырастают постоянные зубы (их 30 - 32). Расположение зубов принято обозначать так называемой зубной формулой: Для молочных зубов формула иная: 2+1+0+2 2+1+0+2

    Слайд 8

    Прорезывание молочных зубов обычно начинается с 6-месячного возраста. Смена зубов наступает после 6 лет. Заканчивается она к 12-14 годам. Исключение составляет 3-й большой коренной зуб, именуемый зубом мудрости, который прорезывается после 18 лет.

    Слайд 9

    Строение зуба

    Зуб состоит из коронки, шейки и корня. Коронка - это наружная, видимая при осмотре часть зуба. Шейка служит местом прикрепления к нему десны. Корень погружен в зубную альвеолу. Зуб построен из дентина, составляющего основную массу зуба, эмали, покрывающей зуб снаружи в области коронки, и цемента, которым покрыт корень зуба.

    Слайд 10

    Слайд 11

    Классификация зубов

  • Слайд 12

    Собственно полость рта

    Она ограничена сверху твердым и отчасти мягким небом, снизу - дном ротовой полости, образованным челюстно-подъязычной мышцей, а спереди и с латеральной стороны - зубами и деснами. В своей большей части она занята языком.

    Слайд 13

    ЯЗЫК

    В языке (lingua) различают тело, кончик, или верхушку, и корень. Его верхнюю поверхность называют спинкой. На языке различают передний отдел, находящийся целиком в ротовой полости, и задний отдел, глоточный. На слизистой оболочке заднего отдела имеется скопление лимфоидной ткани - язычная миндалина. На спинке языка проходит срединная борозда, оканчивающаяся кзади ямкой – слепым отверстием языка. По бокам от него проходит пограничная борозда, являющаяся границей между телом и корнем языка.

    Слайд 14

    Слизистая оболочка языка образует различные по своей форме и функциям сосочки. В переднем отделе языка различают нитевидные и конусовидные (болевые и температурные раздражения), желобовидные, листовидные грибовидные(вкусовые раздражения) сосочки. Язык построен из поперечнополосатых мышц.

    Слайд 15

    НеБО

    Небо (palatum) является верхней стенкой полости рта и разделяется на две части: твердое небо, образованное костной тканью, и мягкое небо. Твердое небо образовано небными отростками верхнечелюстных костей и горизонтальными пластинками небных костей. Оно занимает передние 2/3 неба. По срединной линии твердого неба проходит небный шов, от которого отходит несколько поперечных складок, имеющих максимальную выраженность у детей. Мягкое небо составляет 1/3 неба и располагается позади твердого. Мягкое небо образовано небным апоневрозом и мышцами. Участвует в образовании зева. Слизистая оболочка мягкого неба является продолжением слизистой носоглотки, внизу она переходит в слизистую оболочку твердого неба.

    Слайд 16

    Слайд 17

    Значение ротовой полости

    Полость рта - это начальный отдел пищеварения. Он также является захватывающим отделом, в котором происходит механическая переработка пищи, выражающаяся в разрывании, откусывании и измельчении (разгрызании, пережевывании). При этом происходит увлажнение слюной пищевого кома, а затем корнем языка направляется в глотку для проглатывания. Органы полости рта помимо механической функции осуществляют и оценку пищи (дегустацию) при помощи вкусовых рецепторов языка. Несмотря на то, что пища в ротовой полости находится очень мало времени, начальное пищеварение имеет большое значение в дальнейших процессах расщепления пищи, так как слюна, расщепляя вещества, способствует формированию вкусовых ощущений и влияет на аппетит.


    Зубные щетки Индивидуальная гигиена – тщательное и регулярное удаление пациентом зубных отложений с поверхностей зубов и десен с помощью различных средств. Зубные щетки. Зубная щетка является основным инструментом для удаления отложений с поверхности зубов и десен. Из истории известно, что еще за лет до н.э. народы Азии, Африки, Южной Америки жевали листья и ветки ароматических растений, а расщепленными кончиками этих веточек очищали поверхности зубов и десен. Жители Китая использовали свиную щетину, что можно считать прообразом современной щетки. В 1857г. Зубная щетка появилась на рынках США.


    Зубная щетка состоит из: -ручки -головки В некоторых зубных щетках для большей подвижности головки делают гибким соединение между ней и ручкой. Зубная щетки отличаются: Размерами Свойствами волокон Формой головки и расположением пучков Жесткостью Дизайном ручки


    Размер Зубные щетки могут быть большими, средними и маленькими. Это в большой степени относится к размеру головки. В настоящее время рекомендуется использовать щетки с маленькой головкой, которыми легко манипулировать в полости рта и очищать труднодоступные поверхности зубов. Размеры головки в детской щетке должны быть равны мм, в щетке для взрослых – не более 30мм.


    Свойства волокон. Для изготовления преимущественно используют синтетические волокна. Но в продаже еще встречаются щетки, изготовленные из натуральной щетины. Но этот материал уступает синтетическим волокнам по качеству. Его недостатки: Наличие срединного канала, заполненного микроорганизмами Трудность содержания щетки в чистоте Невозможность идеально ровной обработки щетинок Сложность придания ей определенной жесткости


    Концы щетинок делают закругленными, в целях предотвращения размножения бактерий и вирусов. В щетинке, изготовленной из гладкого волокна, при чистке действует только ее концевой отдел. Поэтому, чтобы участвовали в очищении и боковые поверхности щетинок, чаще всего используют микротекстурное волокно, которое отвечает этим требованиям. Поверхности щетинок микрорельефные, что увеличивает их очищающую способность в несколько раз.


    Форма головки Различают: Плоский профиль головки зубной щетки Вогнутый профиль головки зубной щетки позволяет лучше очищать вестибулярные поверхности зубов. Выпуклый - язычные поверхности. Многоуровневый – проксимальные поверхности. Часто зубные щетки имеют индикатор – два ряда пучков волокон, окрашенных разноцветными пищевыми красителями, которые обесцвечиваются по мере использования. Сигналом для замены щетки является обесцвечивание щетинки на половину ее высоты. Это обычно происходит через 2-3 месяца при ежедневной двухразовой чистке зубов.


    Методы чистки зубов Известны различные методики удаления зубного налета, однако, учитывая индивидуальные особенности полости рта, целесообразно рекомендовать пациенту наилучший метод, с помощью которого будет получен хороший очищающий эффект. От врача требуется подробный инструктаж и демонстрация на модели выбранного метода, а от пациента – последовательное исполнение движений до полного овладения выбранной методикой с ежедневным проведением чистки зубов.


    Очищение временных зубов с момента прорезывания. С момента прорезывания первых временных зубов их необходимо очищать не менее 1 раза в день специальной зубной щеточкой, которую родители надевают себе на палец. С года ребенку можно чистить зубы 2 раза в день мягкой детской зубной щеткой, с 2-2,5 лет – 2 раза в день, использую при этом мягкую зубную щетку и гелеобразную детскую зубную пасту. Контролем правильности чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие видимого налета.


    Круговой метод Fones Предусматривает очищение вестибулярных поверхностей сомкнутых зубов круговыми движениями, исключая краевую часть десны. Затем открывают рот и очищают маленькими вращательными движениями оральные поверхности, горизонтальными или вращательными движениями – окклюзионные поверхности зубов. Этот метод рекомендуется и детям, и взрослым. Зубную щетку устанавливают перпендикулярно к поверхности зубов и производят вертикальные движения только в направлении от десны к коронке зуба. Вестибулярные поверхности зубов чистят при сомкнутых челюстях, жевательные поверхности очищают движениями щетки вперед-назад. Этот метод известен как метод «от красного к белому» - от десны к зубу.


    Метод Bass Головку зубной щетки располагают под углом 45 градусов к оси зуба, несколько придавливая концы волокон к эмали и десневым сосочкам. В таком положении осуществляют вибрирующие движения щетки с небольшой амплитудой. При этом щетинки проникают в межзубные промежутки и десневую бороздку, тем самым способствуя хорошему удалению налета. Неправильное положение зубной щетки, например, вертикально к оси зуба, приводит к повреждению эпителиального прикрепления и десны. Этот метод рекомендуется для взрослых. Метод Charters Головку зубной щетки устанавливают под углом 45 градусов к оси зуба так, чтобы концы волокон, касаясь наружной поверхности коронки, достигали режущего края. Легким нажатием кончики щетинок осторожно проталкивают в межзубные промежутки и в этом положении осуществляют вибрирующие движения. Контактируя с краевой десной, щетинки осуществляют ее массаж.


    Метод Stillmann Щетинки зубной щетки устанавливают под углом 45 градусов. Щетинки надавливают на десневой край, при этом щетка совершает слабое вращательное движение. Во фронтальном участке полости рта зубную щетку устанавливают вертикально, и техника чистки повторяется. В области каждого зуба эти движения рекомендуется повторять 4-5 раз. Модифицированный метод Stillmann Зубную щетку устанавливают параллельно оси зубного ряда, при этом щетинки покрывают коронковую часть зубов и слизистую. Щетинки придавливаются к зубному ряду в области слизистой,а затем мелкими вибрирующими движениями щетка поднимается до уровня жевательной поверхности. Зубной ряд условно делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти. При очищении вестибулярных и оральных поверхностей всех зубов производят движения от десну к зубу, одновременно удаляя налет с зубов и десен. Жевательные поверхности очищают горизонтальными движениями. Заканчивают чистку всех сегментов круговыми движениями.




    Перед началом чистки следует промыть зубную щетку и выдавить не более «горошины» зубной пасты. Зубную щетку надо расположить под углом к линии десны в области нижних зубов. Очищение наружных и внутренних поверхностей проводят вертикальными движениями в направлении от десны к зубу. Жевательные поверхности очищают возвратно- поступательными движениями. Внутреннюю поверхность передних зубов очищают движениями зубной щетки сверху вниз – на верхней челюсти и снизу вверх – на нижней. Закончить чистку следует круговыми массирующими движениями на наружной поверхности зубов, захватывая область десен. Движения осуществляют последовательно справа налево – на нижн.челюсти, и затем слева направо на верхн.челюсти. Для полного удаления налета с каждой поверхности зуба необходимо сделать не менее 10 парных движений зубной щеткой.


    Зубочистки Являются дополнительным средством гигиены полости рта и предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверхностей зубов. Зубочистки изготавливают из дерева и пластмассы, форма их может быть треугольной, плоской и круглой, иногда зубочистки ароматизируют ментолом. При использовании зубочистки ее помещают под углом 45 градусов к зубу, при этом конец ее находится в десневой борозде, а сторона прижата к поверхности зуба. затем кончик зубочистки продвигают вдоль зуба, следуя от основания бороздки к контактной точке зубов. При неправильном использовании зубочистки возможна травма межзубного сосочка и изменения его контура, что приводит к образованию пространства, щели между зубами.


    Зубные нити (флоссы) Предназначены для тщательного удаления зубн.налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. Изготавливают из спец.синтетич.волокна.могут быть вощеными и не вощеными, круглыми и плоскими, иногда с ментоловой пропиткой. Не вощеные нити тоньше и легче продвигаются при близко расположенных контактных пунктах, однако при скученности зубов, большом количестве зубного камня или нависающих краев пломб лучше использовать вощеные нити.


    Зубные ленты Отличаются более широким волокном и покрыты воском для облегчения продвижения между зубами. Их лучше рекомендовать тем, кто только начинает использовать нити. Некоторые зубные нити пропитаны фторидами. Такой вид гигиенической продукции позволяет дополнительно укрепить эмаль в труднодоступных для чистки зубов участках и способствовать предотвращению кариеса. Кроме того, существуют суперфлоссы – нити с односторонним утолщением. Такая нить имеет жесткий кончик и сочетание не вощеных фрагментов и более широкого нейлонового волокна. Она позволяет очищать контактные поверхности зубов, а также способствует более тщательному удалению остатков пищи и налета с имеющихся в полости рта ортопедич. И ортодонтич. Конструкций.


    Зубные ленты.Способ применения Нить длиной 35-40см накручивают вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторожно выводят натянутую нить по контактной поверхности зуба, стараясь не травмировать зубодесневой сосочек. Несколькими движениями нити удаляют все мягкие отложения. Последовательно производят очищение контактных поверхностей со всех сторон каждого зуба. При неумелом применении можно поранить десну, поэтому использование нитей возможно только после предварительного обучения пациента. Дети могут самостоятельно пользоваться флоссами начиная с 9-10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у детей рекомендуется родителям.


    Межзубные щетки. Щеточки для языка Спец.зубные щетки предназначены для очищения межзубных промежутков, пришеечных областей зубов, пространств под мостовидными протезами и несъемными ортодонтическими конструкциями. Щеточки для языка Чистка зубов должна совершаться очищением спинки языка. Язык представляет собой своеобразный резервуар бактерий. Сосочки на спинке языка создают большую по площади поверхность, которая способствует аккумулированию микроорганизмов и остатков пищи. Различная велечина этих сосочков создает углубления и возвышения, поэтому язык является идеальным местом для роста бактерий. Удаление бактерий и остатков пищи может замедлить скорость образования зубного налета, его аккумуляцию, что способствует уменьшению запаха изо рта. Разработаны различные приспособления для очищения языка, которые изготавливают из металла или пластика. Такую щеточку помещают на спинку языка как можно ближе к его корню и продвигают вперед, слегка надавливая на язык. Особенно показано применение этой щеточки: При обложенном языке Наличии глубоких фиссур на языке «волосатом» языке Злостными курильщиками.


    Зубные пасты Применение зубных паст в значительной мере способствует снижению (в среднем на 25-30%) прироста кариеса постоянных зубов, улучшению гигиенического состояния полости рта (на 24-46%), уменьшению воспалительных явлений в тканях пародонта (на 33-58%). Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи, быть приятным на вкус, обладать выраженным дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизируещего.


    Основными компонентами зубных паст являются: Абразивные вещества (40%) – очищающее и полирующее действие (химически осажденный мел, дигидрат дикальцийфосфата, моногидрат дикальцийфосфат, гидроокись алюминия и тд.). Гелеобразующие вещества Связующие вещества- консистенция пасты (морские водоросли, альгинат и каррагент натрия, плоды и соки, этиловый и метиловый эфиры целлюлозы, натрийкарбоксиметилцеллюлоза). Увлажняющие вещества – для получения пластичной однородной массы, которая легко выдавливается из тубы (глицерин,полиэтиленгликоль) Пенообразующие вещества (ПАВ- ализариновое масло, лаурилсульфат натрия,натриевая соль таурида жирных кислот). Отдушки (мята, мята перечная, корица и синтетические вещества), подсластители (сахарозаменители: сорбит, маннит, ксилит, цикломат) – обеспечивают их органолептические свойства, придают приятный цвет, запах и вкус. БАВ– делают возможным использовать зубные пасты в качестве основных средств профилактики кариеса зубов и болезней пародонта.


    В зависимости от состава активных компонентов лечебно – профилактические зубные пасты условно подразделяют на: Пасты противокариозного действия Пасты, препятствующие отложению или кальцификации зубного налета Противовоспалительные пасты Пасты, используемые при нарушении слюноотделения Пасты, снижающие повышенную чувствительность эмали зубов Отбеливающие пасты


    O Установлено, что непременным условием для профилактики кариеса является наличие активного (несвязанного) иона фтора (фторида) в определенной концентрации. По рекомендациям ВОЗ оптимальная концентрация фторида в зубных пастах должна составлять 0,1 %. Эффективно действующие пасты содержат 1-3 мг. Фторида в 1 г. Пасты. o Зубные пасты для взрослых содержат от 0,11 до 0,76 % фторида натрия или от 0,38 до 1,14 % монофторфосфата натрия. o В составе детских паст фтористые соединения находятся в меньшем количестве – до 0,023 %. o Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистентность к кислотной деминерализации за счет образования более устойчивых к растворению структур. Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты калия, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действием.


    Жевательные резинки К средствам, позволяющим улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения количества слюны и скорости слюноотделения относятся жевательные резинки. Они способствуют очищению поверхностей зуба и нейтраизации орг.кислот, выделяемых бактериями зубного налета. Жеват.резинка воздействуя на ткани полости рта способствует: Увеличению скорости слюноотделения Стимуляции выделения слюны с повышенной буферной емкостью Нейтрализация кислот зубного налета Усиление омывания слюной труднодоступных участков полости рта Нормализации клиренса сахарозы и слюны Удаление остатков пищи


    В состав жеват.резинок входят: Различные смолы, парафин, придающие вязкость, тягучесть и составляющие основу (20-30% массы) жев.резинки, что позволяет легко размягчаться при температуре полости рта. Подсластители (сахар, кукурузный сироп или сахарозаменители), которые придают жев.резинке сладкий вкус. Отдушки (арамотизаторы) – экстракты садовой и перечной мяты, эвкалипта, фруктовые эссенции, обеспечивающие приятный запах. Стабилизаторы (эмульгаторы) – глицерин и растит.масла, способствующие равномерному распределению ингридиентов в жеват.резинке и сохранению мягкости и пластичности за счет удаления влаги.


    Одним из наиболее важных свойств резинки является способность в три раза, по сравнению с состоянием покоя, увеличивает слюноотделение, как а счет жевания – механической стимуляции, секреции крупных и малых слюн.желез, так и путем стимуляции слюноотделения за счет наполнителей. При этом слюна поступает в труднодостпуные межзубные участки. Клиническими исследованиями было установлено, что при функц. Нарушениях слюноотделения употребления жев.резинки способствует нормализации выделения слюны и уменьшения сухости во рту. Жевание резинки способствует избавлению от никотиновой зависимости. В настоящее время преимущество отдается жев.резинкам на основе сахарозаменителей (ксилит, сорбит, манит и аспартам), так как они обладают противокариесогенным эффектом. Сахарозаменители придают жев.резинке сладкий вкус, но в отличие от сахара очень медленно разлагаются под действием кислот.


    В соответствии с результатами многочисленных зарубежных и отечественных исследований, можно предложить следующие рекомендации по применению жев.резинки: Лучше применять жев.резинку не содержащую сахара Пользоваться ей следует по возможности после каждого приема пищи Во избежание нежелательных последствий жевать ее следует не более 20 минут после приема пищи Не рекомендуется бесконтрольное многократное использование жев.резинки в течение дня. Альтернативным способом повышения содержания кальция и фосфора в ротовой жидкости является использование таблеток содержащих кальций и фосфаты. Ополаскиватели для полости рта улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта. В состав эликсиров обычно входят БАВ.

    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    Слайд 24

    Слайд 25

    Слайд 26

    Презентацию на тему "Гигиена полости рта" (8 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: ОБЖ. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 26 слайд(ов).

    Слайды презентации

    Слайд 1

    Гигиена полости рта

    МОУ «Лицей №22» В.А.Рассказов

    Слайд 2

    Слайд 3

    Зубная щетка - лучший друг человека

    Зубная щетка способствует очищению зубов от зубного налета. Щетки бывают разной степени жесткости: очень жесткие, жесткие, средней жесткости, мягкие, очень мягкие. Зубные щетки с жесткими и очень жесткими щетинами применяют для очищения зубных протезов, мягкие и очень мягкие рекомендуют маленьким детям и при обострении заболевания десен. Здоровым людям лучше пользоваться щетками средней жесткости и мягкими. В хороших щетках щетинки расположены не более, чем в три ряда, а промежутки между ними составляют 1,5 - 2,0 мм. Для чистки труднодоступных мест больше подойдут щетки с конусообразной подстрижкой пучков щетины. Контур щетки должен носить вогнутый характер, это удобнее и лучше способствует очищению.

    Слайд 5

    Как правильно чистить зубы?

    Людям со здоровой полостью рта рекомендуют чистить зубы два раза в день (утром после завтрака и на ночь) стандартным методом. При этом зубной ряд делится на 6 сигментов (коренные, малые коренные, передние зубы). Зубы чистят сначала на верхней челюсти, затем на нижней, от периферии к центру при разомкнутых зубах. Каждый раздел очищается с помощью 10 движений щетки - итого не менее 300-400 движений зубной щеткой. При чистке жевательных поверхностей применяют возвратно-поступательные движения в продольном и поперечном направлениях. Последние исследования показали, что время чистки должно составлять не более двух минут иначе микробы удаленные с верхних зубов и попавшие в ротовую жидкость перемешанную с пастой начинают втираться в поверхность нижних зубов и десен.

    Слайд 6

    Существуют и другие методы чистки зубов, каждый из который выбирается с учетом состояния зубов и пародонта. Например, при воспалении десен в подростковом периоде рекомендуют применять щадящие методы чистки зубов. Существуют различные виды щадящей чистки зубов, часто они сочетают чистку с массажем десен.

    Слайд 8

    Зубная паста. Какую выбрать?

    Зубная паста должна обладать дезодорирующим и освещающим действием, выделять ионы фтора и кальция (для местности с нормальным содержанием фтора в воде), быть приятной на вкус. У качественной зубной пасты должна быть кремообразная консистенция, хорошо пениться при чистке, не засыхать при длительном хранении. Современные пасты не только обладают дезодорирующим и очищающим эффектом, но так же оказывают лечебно-профилактическое действие, благодаря содержанию специальных добавок. Зубные пасты можно разделить на 2 группы: гигиенические (удаляют зубной налет, освежают полость рта, не содержат активных ингридиентов) и лечебно-профилактические.

    Слайд 10

    Лечебно-профилактические пасты

    Содовые зубные пасты Противокариесные зубные пасты Детские зубные пасты Отбеливающие зубные пасты Противовоспалительные зубные пасты Зубные пасты для чувствительных зубов

    Слайд 11

    Содовые зубные пасты

    Содовые зубные пасты содержат пищевую соду, которая повышает очищающие свойства пасты. Сода вызывает гибель микробов, из-за которых возникает кариес, имеет антисептическое действие. Так же создает в полости рта щелочную среду, которая сохраняется примерно 20 минут после чистки зубов; и гипертоническую среду, благодаря чему снимается отек с десны.

    Слайд 12

    Противокариесные зубные пасты

    Противокариесные зубные пасты содержат специальный агент – ион фтора. Фториды зачастую используются в сочетаниями с соединениями кальция, что способствует повышению минерализующих свойств слюны. Существуют так же пасты с кальцием, без фтора. Последние исследования показали, что пасты с выделением фтора приводят к образованию кариеса дентина при почти не поврежденной эмали)

    Слайд 13

    Детские зубные пасты

    Детские зубные пасты отличаются от взрослых меньшим содержанием активных компонентов, вкусом (фруктовый или нейтральный) и низкой абразивностью. Есть 2 группы детских зубных паст: для детей до 6 лет, в них понижена концентрация фторида; и для детей от 6 до 13 лет, в них понижена абразивность, а концентрация фторида приближена к взрослой зубной пасте.

    Слайд 14

    Отбеливающие зубные пасты

    Отбеливающие зубные пасты лучше не применять людям, страдающим заболеваниями пародонта, гиперчувствительностью. Они делятся на две группы. Первая обеспечивает удаление поверхностных красителей и создает полирующий эффект. Этот вид пасты может пользоваться популярностью у курильщиков. Вторая группа содержит отбеливающие химические вещества. Эти пасты достаточно дорогие и мало представлены на рынке.

    Слайд 15

    Противовоспалительные зубные пасты

    Противовоспалительные зубные пасты направлены на лечение и предотвращение воспалительных заболеваний пародонта. Основной ингредиент этих паст – триклозан. Также эти пасты могут содержать эфирные масла и экстракты трав, которые обладают антисептическими, антиоксидантными и кровоостанавливающими свойствами, способствуют регенерации тканей, стимулируют иммунные защитные реакции и улучшают тканевой обмен.

    Слайд 16

    Зубные пасты для чувствительных зубов

    Зубные пасты для чувствительных зубов имеют активные ингредиенты, которые снижают чувствительность зубов. Это соли: хлорид калия, хлорид стронция, нитрат калия. Не рекомендуется использовать данные пасты длительное время, т.к. они неэффективно очищают зубы и могут скрывать симптомы стоматологических заболеваний, снижая чувствительность.

    Слайд 17

    Немного из истории пасты

    18 век Зубной порошок, а затем и зубная паста, наиболее приближенные к современным, впервые появились в конце 18 века в Великобритании. Это средство для чистки зубов продавалось в керамическом сосуде в двух формах в виде порошка и пасты. Люди хорошего достатка имели возможность использовать для его нанесения специальную щетку, а те, кто был победнее, делали это при помощи пальцев. Но, несмотря на то, что порошки составлялись врачами, дантистами и химиками, они часто содержали чрезмерно абразивные вещества, которые могли нанести вред зубам: кирпичную пыль, размельченный фарфор и глиняные осколки, а также в их состав входили мыло и мел. Самую старую зубную щетку в Европе обнаружили немецкие археологи, проводившие раскопки на месте бывшей больницы в городе Минден. Возраст предмета составляет 250 лет. Длина щетки - 10 см. Она сделана из кости животного. Щетка похожа на ту, что была найдена неподалеку несколькими месяцами ранее, поэтому специалисты предполагают, что в тех местах в середине 18 в. действовала мастерская по производству костяных щеток, оснащенных свиной щетиной. Именно в те времена в Европе началось распространение орудия для чистки зубов, в связи с тем, что богатые европейцы начали употреблять в пищу сахар.

    Слайд 18

    Зубные нити

    Хотя прочищение зубных промежутков с помощью шелковой нитки и требует привыкания, но зато освоить эту процедуру совсем несложно. Вначале, возможно, вы будете проделывать эту операцию недостаточно ловко и достаточно долго, однако со временем, когда вы привыкнете к ней, вы научитесь проводить ее быстро, и ваши старания будут вознаграждены здоровьем ваших зубов. Начните с прочищения промежутков между резцами нижней челюсти: Зажмите концы шелковой нитки для чистки зубов длиною примерно в 50 см между большим и указательным пальцами каждой руки и натяните ее. Введите натянутую нитку в промежуток между зубами, совершая пилящие движения. Мягко двигайте нитку, протягивая вперед и назад, в зубном промежутке. Поднимите нитку вверх и вытащите из промежутка. После этого прочистите таким же образом зубные промежутки резцов верхней челюсти. Может случиться так, что ваши десны при этом будут слегка кровоточить. Если в течение нескольких дней проведения такой чистки кровоточивость не прекратится, то в этом случае обратитесь за советом к вашему зубному врачу.

    Слайд 20

    Для начинающих рекомендуется вначале использовать вощеную шелковую нитку, поскольку ее легче ввести в зубной промежуток; однако ее чистящий эффект ниже, чем у невощеной. Кроме того, в зубных промежутках могут застревать кусочки воска от нитки. В связи с вышеуказанным прочищайте зубные промежутки почаще невощеной шелковой ниткой.

    Какая нитка лучше для ваших зубов?

    Слайд 22

    Индивидуальная гигиена полости рта

    Индивидуальная гигиена полости рта - это удаление остатков пищи и зубного налета с поверхностей зубов, десен и языка с помощью средств специального назначения. Гигиена полости рта - это основа нашего здоровья, так как инфекция, которая локализуется в больных зубах и околозубных тканях (пародонте) может стать причиной обострений хронических заболеваний любых органов. Поэтому еще в древности люди жевали смолу, которая очищала зубы и придавала дыханию свежесть.

    Слайд 23

    При неправильном уходе за зубами на них образуется зубной налет, который является источником инфекции (воспаление твердых и мягких тканей зуба, околозубных тканей). Налет в основном откладывается в области перехода коронки зуба в корень (шейка зуба) и в межзубных промежутках, поэтому требуется тщательное очищение именно в этих труднодоступных местах. Но даже при регулярном тщательном уходе иногда сохраняется неблагоприятное состояние полости рта. Это говорит о том, что средства по уходу за полостью рта были подобраны неправильно. В таком случае лучше обратиться к стоматологу, который посоветует, что именно вам больше подойдет.

    Слайд 24

    Как правило, самым распространённым поводом для визита к стоматологу является зубная боль. Крайне редко мы посещаем зубной кабинет с целью профилактики, чтобы провести осмотр зубов для своевременного выявления тех или иных дефектов. А уж на такие «мелочи», как кровоточивость дёсен, практически никто не обращает внимания. Между тем это признак серьёзного заболевания - пародонтита.

    1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
    2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
    3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
    4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
    5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
    6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
    7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
    8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Что еще почитать