Церковь святой ирины в византии. Ирины святой храм

Церковь Святой Ирины

Если пройти от храма Святой Софии к северу, то в ограде старого султанского дворца Топкапы - на холме, где когда-то был заложен город Византии, можно увидеть церковь Святой Ирины - святыню православного мира и одну из древнейших в Константинополе. В первоначальном своем виде она была построена на месте храма Афродиты императором Константином Великим, который посвятил ее Божественному миру. Расширенная и украшенная церковь Святой Ирины впоследствии была объединена с первой Святой Софией, построенной в ее внутреннем нарфике при Констанции II.

В таком виде церковь Святой Ирины простояла более 200 лет. Во время восстания Ника она сгорела вместе с храмом Святой Софии, но при императоре Юстиниане была заново выстроена уже в новых архитектурных формах. Базилика времен императора Константина превратилась в купольный храм, возведенный на старом основании.

На 38-м году правления императора Юстиниана церковь пострадала от пожара, но была восстановлена и простояла целой и невредимой до правления императора-иконоборца Льва Исавра. При нем храм сильно пострадал от случившегося 26 октября 740 г. землетрясения, но впоследствии был отреставрирован.

Церковь Святой Ирины увенчивал купол, покоившийся на высоком барабане, в котором было проделано двадцать окон. Внутри церковь разделена на три корабля-нефа: гладкие стены центрального нефа заканчиваются двумя полукруглыми арками с тремя рядами окон.

Колонны и карнизы церкви сделаны из белого мрамора. Стройные колонны возведены в два ряда; верхний ряд по своему устройству напоминал форму креста. Внутреннее убранство храма выглядит очень просто, лишь кое-где на своде сохранилась мозаика.

С самого своего основания и до царствования последнего византийского императора храм Святой Ирины был патриаршей церковью, но не имел своего клира, и богослужения в нем совершал клир храма Святой Софии. Но хотя храм Святой Ирины был патриаршим и находился неподалеку от Святой Софии, торжественные церковные праздники проходили в нем сравнительно редко. Крестные ходы в него и от него тоже не упоминаются ни в церковных, ни в придворных уставах - кроме одного, который был установлен в память воссоединения церковных партий и прекращения раскола, возникшего по поводу четвертого брака императора Льва VI Мудрого. В память примирения сторонников патриархов Николая Мистика и Евфимия и было установлено совершать крестный ход из Святой Софии в храм Святой Ирины. Но так как событие это (примирение церковных партий. - Н.И.) имело временный характер и не оказало продолжительного влияния на дальнейшие судьбы Константинопольской Церкви и государства, то празднование его продолжалось недолго - пока были живы заинтересованный в этом император Константин VII Багрянородный, родившийся в четвертом браке императора Льва VI, и участники раскола. С течением времени события эти изгладились из памяти, и крестный ход в храм Святой Ирины исчез из церковной и придворной практики.

После турецкого завоевания церковь Святой Ирины не была превращена в мечеть, как это случилось с другими христианскими храмами. Сначала в ней разместился арсенал, а потом Музей старинного оружия, которое было развешано по стенам, колоннам и галереям до самого купола. В число его экспонатов входило много древностей - осадные машины времен крестоносцев, кольчуги, латы, щиты, мечи и пр. По рассказам, среди старинного оружия, хранящегося в Музее, были мечи султана Мехмеда II и албанского героя Скендер-бея, поручни Тамерлана, ключи от всех городов, завоеванных Османской империей. Кроме оружия на дворе и в окружавших его галереях хранились памятники античного и христианского искусства, найденные во время археологических раскопок и в самом Константинополе, и в других местах Османской империи. В коллекцию входили также колокол храма Святой Софии и знаменитая железная цепь, которая при византийских императорах и генуэзцах перепоясывала Босфор и пропускала корабли только после уплаты ими таможенной пошлины.

Традиция коллекционирования и собирания предметов искусства берет свое начало в Турции со времен правления султана Мехмеда Завоевателя. Сначала султан начал собирать во двор своей мечети саркофаги византийских императоров. Потом собрание их пополнилось византийскими колоннами и капителями колонн с площади султана Ахмеда. Эти произведения составили ядро первой коллекции, а потом традиция, заложенная султаном Мехмедом II, была продолжена следующим образом: в узелки из шелковой ткани были собраны различные одеяния и костюмы правителей - с их младенческих лет и до зрелого возраста. Впоследствии к ним присоединились вещи, привезенные из различных районов империи, и хранилось все это в церкви Святой Ирины.

Впоследствии, когда в султанском дворце Топкапы была устроена Оружейная палата, а в Бейоглу открыли Военный музей, в них из церкви Святой Ирины перенесли немало ценных византийских и османских реликвий. На церковном дворе остался лишь постамент бронзовой статуи, на котором были четыре изображения победителя, увенчанного на скачках, - знаменитого наездника Порфирия.

Впоследствии на дворе церкви Святой Ирины разместились обломки больших монументов, а также целые памятники, не нашедшие места в залах Оттоманского музея. Среди них - огромная голова медузы Горгоны из белого мрамора, найденная на форуме Константина; обломок порфирового обелиска, база порфировой колонны и серебряная статуя императрицы Евдокии (супруги императора Феодосия II). В настоящее время перед церковью осталось много старинных пушек, захваченных турками в сражениях. Кроме того, в церковном дворе можно увидеть несколько мраморных гробниц византийских императоров, которые перенесли из склепа храма Святых Апостолов. До разграбления Константинополя крестоносцами в этих саркофагах покоились останки Константина Великого, Юлиана, Феодосия Великого, Аркадия IV и других императоров Византии. В настоящее время саркофаги эти не имеют никаких украшений, кроме одного-двух византийских крестов и монограммы императоров.

От случившегося 28 июня 1894 г. землетрясения купол и стены церкви значительно потрескались. Почти на каждом окне в куполе была трещина, которая шла до самого основания барабана. Во многих местах отвалились штукатурка и некоторые декоративные украшения, слабее других державшиеся на здании.

За почти 17 веков своего существования церковь Святой Ирины глубоко вросла в землю, но с двух сторон церковное здание раскопано до фундамента - на глубину около 4 м. Одно время к этому памятнику мировой истории буднично, совсем по-домашнему лепились какие-то простенькие строения, какой-то частный двор с кирпичным заборчиком и кособокими воротами, какая-то деревянная хибарка с верандой… А в свое время в церкви Святой Ирины хранились останки святого Иоанна Златоуста - архиепископа Константинопольского.

Святитель Иоанн Златоуст, великий Вселенский учитель и иерарх Церкви, скончался в 407 г. в г. Команы на пути к месту ссылки, осужденный по проискам императрицы Евдоксии за смелое обличение пороков, царивших в Константинополе. Святой Иоанн Златоуст пользовался горячей любовью и глубоким уважением народа, и скорбь о его безвременной кончине глубоко затронула сердца христиан. Архиепископ Константинопольский Прокл (ученик святого Иоанна) побудил народ просить императора, чтобы мощи святого Иоанна были перенесены в столицу. Император согласился, но посланные им люди никак не могли поднять святые мощи до тех пор, пока император не понял свою ошибку и не прислал святому Иоанну послание, в котором смиренно просил прошения за себя и свою мать Евдоксию.

Послание зачитали у гроба святителя, и после этого легко подняли мощи, внесли их на корабль и доставили в Константинополь. Перенесение честных мощей Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь совершилось через 30 лет после смерти святителя - при императоре Феодосии П. Рака с мощами была поставлена в церкви Святой Ирины. Архиепископ Прокл открыл гроб святого Иоанна, и все увидели, что останки Иоанна Златоуста сохранились нетленными. Император, припав к гробу, со слезами просил прощения. Народ весь день и всю ночь не отходил от раки, которую наутро перенесли в церковь Святых Апостолов. Народ взывал: «Приими престол твой, отче!». Тогда архиепископ Прокл и клирики, стоявшие у раки увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнес: «Мир всем».

Из книги Царь славян. автора

6. Царь Чёрный Харапин строит небывалый дворец вместо сожжённого Царь Мануил Комнин строит великолепный храм Святой Ирины вместо сгоревшего В болгарских песнях рассказывается следующая история о Чёрном Харапине. Бог прогневался и бросил лютый гром на дворец Чёрного

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

3.12. Храм Святой Ирины в Царь-Граде Князя Дира якобы похоронили у храма Святой Ирины: «А Дирева могила за святою Ириною» , т. 9, с. 15. Здесь стоит напомнить, что в самом центре Царь-Града, в пределах старого султанского дворца Топкапи, действительно расположен древний храм

Из книги Куликовская битва и рождение Московской Руси автора Широкорад Александр Борисович

Глава 15 СВЯТОЙ ДМИТРИЙ, СВЯТОЙ ОЛЕГ И БЕЗБОЖНЫЙ МАМАЙ Как уже говорилось, краткие сведения о Куликовской битве вошли в летописи ряда удельных княжеств, а также Новгородской и Псковской республик. Списки погибших в бою князей, воевод и бояр зафиксировали поминальные

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

3.12. Храм святой Ирины в Царь-Граде Князя Дира якобы похоронили у храма Святой Ирины: «А Дирева могила за святою Ириною» , т. 9, с. 15. Здесь стоит напомнить, что в самом центре Царь-Града, в пределах старого султанского дворца Топкапи, действительно расположен древний храм

автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4. Храм святой Ирины Сегодня совсем рядом с Большой Софией стоит БОЛЕЕ ДРЕВНИЙ ХРИСТИАНСКИЙ храм Святой Ирины, рис. 1.13. Считается, что «до постройки Айя Софии церковь Св. Ирины была городским ПАТРИАРШИМ СОБОРОМ» , с. 58. Считается, что ее построил Константин Великий якобы

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

15. Храм святой Ирины - один из первых храмов-базилик апостольского христианства, сменивших прежние храмы-цирки родового христианства Сегодня все мы хорошо знаем, что алтари христианских церквей направлены на восток. Надо сказать, что для многих старых храмов это

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

6. ЦАРЬ ЧЕРНЫЙ ХАРАПИН СТРОИТ НЕБЫВАЛЫЙ ДВОРЕЦ ВМЕСТО СОЖЖЕННОГО. ЦАРЬ МАНУИЛ КОМНИН СТРОИТ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ХРАМ СВЯТОЙ ИРИНЫ ВМЕСТО СГОРЕВШЕГО В болгарских песнях рассказывается следующая история о Черном Харапине. Бог прогневался и бросил лютый гром на дворец Черного

Из книги Невский проспект. Дом за домом автора Кирикова Людмила Александровна

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ЭНГРАСИИ - НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАПИТОЛИЙ Это уникальное величественное здание в стиле португальского барокко начало строиться в XVI веке. Но строилось оно еще столетия, изменяясь и тем не менее не теряя гармоничности. В XVIII, а затем вплоть до XX века храм все еще

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

8. Храм Святой Ирины и самый старый план Царь-Града Сегодня совсем рядом с Большой Софией стоит более древний христианский храм Святой Ирины, рис. 4.15. Считается, что «до постройки Айя Софии церковь Св. Ирины была городским патриаршим собором» , с. 58. Думают, что ее

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Церковь святой Марии в тополях (Санта Мария дель Пополо) в Риме, капелла Киджи и зодиак МР Церковь святой Марии в тополях (Санта Мария дель Пополо) на Тополиной площади (пьяцца дель Пополо) в Риме принадлежит к числу наиболее известных средневековых римских церквей, рис,

Из книги Люди Греческой Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Тишкун Сергий

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Ирины ветровейницы На Ирину (Ярину, Орину) – 1 октября по новому календарю – заговаривали ветры, чтобы они не приносили болезни и напасти. В это время улетали журавли; просили птиц, чтобы они возвращались с

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

в К-поле[храм Св. Мира, Древняя церковь, Патриаршая церковь; греч. Ναὸς τῆς ῾Αγίας Εἰρήνης, ῾Αγία Εἰρήνη, Παλαιὰ Εἰρήνη, Παλαιὰ (ἀρχαία) ᾿Εκκλησία, πατριαρχεῖον; лат. Ecclesia Antiqua], один из древнейших и крупнейших христ. храмов Константинополя и Византийской империи ; основан не позже нач. IV в., сохранившаяся постройка возведена имп. Юстинианом в 30-50-х гг. VI в.; позднее неоднократно частично перестраивалась. В наст. время - часть музея собора Св. Софии в Стамбуле.

История

Точное время возникновения христ. храма на месте И. х. неизвестно. Храм расположен на окраине городской территории античного Византия, возле т. н. Греческой стены древнего города. Вероятно, здесь уже в нач. IV в. находилось место собраний христ. общины. Церковный историк V в. Сократ Схоластик упоминает о том, что в Византии до эпохи имп. Константина I Великого были христ. община и скромный храм (Socr. Schol. Hist. eccl. I 16). Известно также о епископском престоле в Византии. Для уверенного отождествления И. х. с наиболее ранним храмом Византия недостаточно сведений. Согласно большинству визант. источников, И. х. был возведен в 20-30-х гг. IV в. имп. Константином, к-рый, по сообщению Сократа Схоластика, дал ему новое имя - в честь Св. Мира (Ibidem; Theoph. Chron. P. 23; Georg. Mon. Chron. P. 501; Phot. Bibl. Cod. 257; Patria CP. 1901. Т. 1. P. 18, 74). Название храма знаменовало одержанную в 324 г. имп. Константином победу в борьбе за единоличную власть и установление мира по всей Римской империи после многолетних гражданских войн. В названии первоначально превалировал политический смысл. Подобные сооружения в честь установления мира были широко известны в рим. гос. традиции. Таковы алтарь Мира имп. Августа Октавиана (Ara Pacis Augustae), возведенный на Марсовом поле в Риме после завершения долгих войн между 13 и 9 гг. до Р. Х.; храм Мира, построенный в Риме имп. Веспасианом после победы в Иудейской войне (70 г. по Р. Х.). Т. о., строительство И. х. в К-поле стало продолжением римской традиции, но существенно обновленной христ. мировоззрением. Представления византийцев ранней эпохи о названии И. х. отразились в замечании историка Прокопия Кесарийского (сер. VI в.) о том, что и «Святой Мир» (И. х.), и «Святая Премудрость» (храм Св. Софии) - это священные свойства Бога, Которому в действительности и посвящены оба главных к-польских храма (Mathews. 1971. P. 79).

Поскольку строительство к-польской базилики Св. Софии затянулось до 360 г., главным городским храмом в этот период оставался И. х. После 360 г. освященная базилика Св. Софии стала кафедральной, но значение И. х. сохранилось. Оба храма продолжали использоваться одновременно: у них сформировался единый клир, к-рый совершал богослужения в Св. Софии по праздничным и воскресным дням, а в И. х.- по будням. Храмы расположены в 110 м друг от друга; их близкое положение неоднократно упоминается в исторических источниках (Socr. Schol. Hist. eccl. II 6). Храмы ориентированы по одной оси на юго-восток; у них было единое ограждение, и вокруг них постепенно был построен единый комплекс общественно-религ. зданий различных служб К-польского Патриархата, дворец патриарха и его канцелярии - Великая церковь (Μεγάλη ᾿Εκκλησία; Ibid. II 16). В периоды долгого строительства храма Cв. Софии, а затем его многочисленных перестроек и ремонтов основные события христ. жизни К-поля были сосредоточены в И. х. За этой церковью постепенно закрепилась роль храма при патриаршей резиденции.

В 336 г. еп. Александр К-польский заперся в И. х. и неск. дней молился о Божией помощи в разрешении спора с арианами, поскольку в это время имп. Константин потребовал от него принять Ария в церковное общение. Конфликт разрешился с неожиданной смертью Ария (Ibid. I 37-38; Sozom. Hist. eccl. II 29-30; Theodoret. Hist. eccl. I 14; Theoph. Chron. P. 32-33). В 337 г. в И. х. был рукоположен во епископа К-поля св. Павел Исповедник, но вскоре из-за противодействия партии сторонников диак. Македония он был низложен и сослан в Фессалонику (Socr. Schol. Hist. eccl. II 6-7; Sozom. Hist. eccl. III 3-4; Theodoret. Hist. eccl. I 19). Епископом стал Евсевий Никомидийский, после его смерти в 341 г. св. Павел пытался вернуться на кафедру. Когда префект К-поля Филипп по приказу имп. Констанция II вез Македония (к-рого он поддерживал) на колеснице к И. х. для рукоположения, рядом с храмом они встретили яростное сопротивление толпы народа. Солдаты, сопровождавшие префекта, силой проложили путь к храму, причем погибли 3150 жителей: часть погибла под натиском толпы, нек-рые были убиты охраной префекта (Socr. Schol. Hist. eccl. II 16; Sozom. Hist. eccl. III 7; Theodoret. Hist. eccl. I 14; Theoph. Chron. P. 32-33). С этого момента до 380 г. церковная власть в К-поле оставалась в руках ариан, им же принадлежал и храм. Согласно Житию прмч. Стефана Нового, в 381 г. в И. х. проходили заседания Вселенского II Собора , к-рый окончательно утвердил Символ веры и осудил арианство (Vita S. Stephani Junioris // PG. 100. Col. 1144). Свт. Иоанн Златоуст в период епископства в К-поле (398-404) произнес ряд проповедей в И. х. В 404 г., во время волнений, вызванных ссылкой свт. Иоанна Златоуста, базилика Св. Софии была сожжена, и до 415 г. И. х. был главным городским храмом. Согласно преданию, в 447 г. в И. х. был погребен мальчик, вознесенный на небо во время землетрясения в К-поле и слышавший там ангельское пение Трисвятого (ActaSS. Sept. T. 4. P. 687; SynCP. Col. 426). В 465 г. большой пожар, уничтоживший часть центра К-поля, едва не перекинулся И. х., но на этот раз храм не пострадал (Evagr. Schol. Hist. eccl. II 13; историк называет здесь И. х. храмом «Единодушия», ῾Ομονοίας).

13-15 янв. 532 г., во время восстания «Ника», И. х. сгорел, как и весь центр К-поля. Свидетель событий Прокопий Кесарийский писал, что сильный ветер перебросил пламя с крыши дворца префекта претория на И. х., огонь уничтожил на своем пути термы Александра и странноприимные дома Еввула и Самсония вместе с их пациентами (Procop. Bella. I 24; Idem. De aedificiis. I 2; Chron. Pasch. P. 622; Theoph. Chron. P. 181, 184; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 647-648; Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 154-155). Восстановление храма было включено в большой проект имп. Юстиниана по строительству на месте руин нового центра К-поля, в т. ч. собора Св. Софии. Сохранившийся архитектурный облик И. х. по большей части относится к эпохе Юстиниана. В дек. 564 (или 563) г. новый пожар в К-поле уничтожил значительную часть построек центра, в т. ч. 2 мон-ря рядом с И. х., а также часть его атриума и нартекса (Theoph. Chron. P. 240). Вероятно, утраты были вскоре восстановлены.

26 окт. 740 г. И. х. сильно пострадал от землетрясения (Niceph. Const. Brev. hist. P. 59; Theoph. Chron. P. 412). Реконструкция была проведена в ближайшие неск. лет, скорее всего после утверждения на престоле имп. Константина V (743).

И. х. снова упоминается в источниках в 859 г. в связи с историей борьбы церковных партий свт. Игнатия и свт. Фотия за Патриарший престол. Высланный в 858 г. из К-поля свт. Игнатий, уезжая, наложил запрет на проведение богослужений в Св. Софии. Сторонники свт. Фотия, возведенного на престол вместо свт. Игнатия, заняли собор св. Апостолов , но неск. епископов, поддерживавших свт. Игнатия, 40 дней заседали в И. х. и объявили о низложении свт. Фотия (Mansi. Т. 15. Col. 211; T. 16. Col. 416). Решение этого Собора в действие не вступило, поскольку большинство церковного клира и имп. Михаил III в то время поддерживали свт. Фотия.

В 923 г. имп. Роман I Лакапин издал политически важное постановление, согласно к-рому позволялось при очень строгих ограничениях заключение 3-го брака, но 4-й брак осуждался. Указ был призван прекратить длившееся уже 15 лет противостояние сторонников и противников 3-го брака имп. Льва VI Мудрого . По случаю примирения сторон было установлено ежегодно в июле совершать торжественную службу в И. х.; затем церковная процессия, в к-рой участвовали патриарх и имп. семья направлялась к собору Св. Софии (Const. Porphyr. De cerem. I 45 (36)).

По источникам X в. известно о некоторых особых литургических церемониях, проходивших в И. х. 23 янв. здесь совершалось поминовение мч. Климента Анкирского (SynCP. Col. 417); освящение храма праздновалось 27 или 28 апр. (Ibid. P. 631-632); в Великую пятницу патриарх совершал службу для катехуменов, т. е. оглашенных (Const. Porphyr. De cerem. I 43 (34)). Также в Великую пятницу из реликвария имп. Большого дворца (или храма Богородицы Фара) в И. х. выносили для поклонения св. копие (Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие типиконы. К., 1907. С. 137-138).

После X в. И. х. почти не упоминается в визант. источниках. Вероятно, храм потерял значение после того, как в XII-XIII вв. политический центр К-поля и частично Патриаршая резиденция постепенно переместились во Влахерны . Тем не менее до 1453 г. И. х. сохранял свое положение одного из древнейших храмов К-поля.

С 1464 г., в эпоху османского правления, храм был включен в территорию султанского дворца Топкапы и использовался как казарма для дворцовой стражи янычар. В 1726 г., при султане Ахмеде III, в И. х. складировали оружие; здание в обиходе получило название Ич Джебехане (Арсенал). К стенам в ряде мест были подведены укрепляющие их контрфорсы. В 1846 г. в храме был размещен музей тур. военных трофеев. В 1875 г. при музее был организован отдел древностей, среди к-рых демонстрировались визант. саркофаги, цепь, протянутая через Золотой Рог во время осады 1453 г., памятник возничему ипподрома Порфирию, постамент для серебряной статуи имп. Евдокии. В 1894 г. рус. исследователь Д. Ф. Беляев в составе научной миссии РАИК посещал музей в сопровождении турецких гидов и послов. Он описал архитектуру храма, а также старинное оружие, развешанное на стенах алтаря и разложенное на синтроне, к-рый был обшит деревом вместо мраморного покрытия. В И. х. миссию застало землетрясение; храм от сильных подземных толчков быстро покрылся трещинами до самого барабана, но при этом никто не пострадал.

В 1939 г. из И. х. была убрана турецкая экспозиция и он был передан в состав музея собора Св. Софии. В XX в. в ходе археологических исследований южнее храма обнаружены захоронения византийской эпохи, к юго-востоку от него - большая цистерна для воды. В наст. время храм частично открыт для посещения как филиал музея собора Св. Софии.

Архитектура

Храм Св. Софии и И. х., составляя единое литургическое целое, были главным символом церковного и политического могущества столицы и империи. И. х. (внешние размеры 100×34 м, внутренние - 97×28,5 м) был одним из самых крупных архитектурных проектов имп. Юстиниана. По площади его превосходили только храмы Св. Софии (532-537; 77×71 м) и скорее всего св. Апостолов (536-550; точные размеры неизв.) (см.: Mathews. 1971. P. 78). Прокопий пишет, что площадь И. х. была меньше только площади собора Св. Софии (Procop. De aedificiis. I. 2, 13). Среди базилик И. х. был наиболее протяженным в длину, но базилика Богородицы Халкопратийской (между 450 и 460; ок. 69×31 м) превосходила его по ширине.

В архитектуре И. х. выделяется 4 основных строительных этапа: во время правления Константина, когда церковь представляла собой простую базилику; возведение купольной базилики при Юстиниане после 532 г.; перестройки после пожара 564 г. и после землетрясения 740 г. В наст. время И. х.- 3-нефная купольная базилика с нартексом, атриумом и 5-гранной апсидой с вимой.

Наос

И. х. состоит из центрального подкупольного пространства и примыкающего к нему с запада меньшего по глубине компартимента. Квадратное в плане центральное пространство перекрыто куполом на барабане. Барабан имеет сложные очертания: у основания - квадрат со скругленными углами, который ближе к оконным проемам приобретает форму правильного круга, переходящего в низкий купол. Переход от мощных подпружных арок к барабану осуществляется через паруса правильной треугольной формы. Сев. и юж. арки достигают внешних стен, т. о. образуя рукава подкупольного креста на всю глубину боковых нефов. Вост. подпружная арка перекрывает виму и через 2-уступчатую триумфальную арку соединяется с конхой апсиды. Зап. подкупольная арка служит одновременно опорой для свода зап. компартимента наоса. Он перекрыт купольным сводом сложной эллиптической формы; его сев. и юж. подпружные арки также доходят до внешних стен. Центральный купол опирается на мощные пилоны, между к-рыми поставлено по 4 колонны, служащие опорами для хоров над боковыми нефами. В зап. компартименте эти хоры опираются с каждой стороны на колонну и мощный пилон. Вместе с хорами над нартексом они образуют П-образный обход вокруг центрального нефа во 2-м ярусе. В промежутках между подкупольными пилонами хоры открыты в центральное пространство и отгорожены лишь низкими колоннадами. Вход в наос осуществляется из атриума через нартекс, а также непосредственно через двери в зап. части сев. нефа и центральной части южного. Сравнительно недавно были обнаружены еще 2 заложенных в позднее время входа, фланкирующих внутреннюю нишу неизвестного назначения в центральной части сев. нефа, приподнятую над уровнем пола.

Боковые нефы перекрыты поперечными коробовыми сводами, разделяющими каждую из травей. Поскольку они опираются на арки разного уровня (поперечные, переброшенные от импостов колоннад к простенкам между окнами на внешней стене, продольные в колоннадах и пристенные над окнами), то представляют неровную поверхность. Тем не менее выстроенные в ряд, они образуют красивую перспективу криволинейных поверхностей. Тонкие и изящные мраморные колонны, разделяющие нефы (по 1 в западном и по 4 в вост. компартиментах колоннад), контрастируют с мощными кирпичными пилонами. По декору они просты: вместо сложнопрофилированных баз они стоят на квадратных пьедесталах. Капители превращены в трапециевидные импосты с волютами, относящиеся к т. н. псевдоионическому ордеру. Со стороны центрального нефа на них вырезан крест в низком рельефе, а со стороны боковых нефов они украшены монограммами имп. Юстиниана и имп. Феодоры, такими же, как в храме Св. Софии. Это довольно скромное решение, т. к. обычно монограммы императоров занимали более заметное место в декоре храма.

Нартекс немного шире наоса и атриума. Он состоит из 5 ячеек: боковые перекрыты первоначальными крестовыми сводами, остальные - цилиндрическими продольными и крестовым (центральная) сводами, возведенными в тур. время. Из каждой ячейки двери вели в атриум - в 3 центральных прямоугольных портала с арочными окнами над ними и в 2 боковых арочных, более высоких (ныне заложенные). На уровне сводчатых конструкций нижнего яруса проходит карниз визант. времени, который охватывает все пространство храма по периметру. Над нартексом устроена сводчатая галерея: в ее угловых помещениях сохранились крестовые своды визант. времени, 3 центральные сводчатые ячейки относятся уже к тур. перестройке. В западной стене галереи 5 окон обращено в сторону атриума; столько же окон в восточной стене направлено в сторону центрального нефа и боковых галерей. Сохранившийся нартекс принадлежит к периоду 2-го юстиниановского строительства. Предшествующий занимал зап. часть существующего зап. компартимента наоса: массивные опоры под хорами обозначают его вост. границу. Он не превосходил ширину храма.

Апсида, полигональная снаружи, имеет в интерьере правильную полуциркульную форму. В восточной части храма нефы завершаются напоминающими пастофории купольными компартиментами. Они располагаются по сторонам вимы и имеют дверные проемы с севера, юга и востока, оформленные монументальными порталами. Вост. двери первоначально вели наружу, но после 532 г. (Mathews. 1971. P. 84) по сторонам апсиды были пристроены помещения неправильной формы. Кладка восточных компартиментов нефов представляет собой грубое попеременное сочетание 5-6 рядов кирпича и 3-4 рядов камня. Долгое время они считались изолированными и принимались за дополнительные апсиды храма, в результате чего возникла теория O. Вульффа о 3-частном святилище (Wulff O. Altchristliche und byzantinische Kunst. B., 1913. Bd. 1. S. 384) и Ф. В. Дайхманна - об И. х. как о прототипе 3-апсидных алтарей в средневек. Италии (Deichmann F. W. Caratteristiche dell"architettura proto-bizantina nel occidente // Corsi di cultura sull"arte ravennate e bizantina. Ravenna, 1957. Vol. 5. Р. 54).

В храме много света, проникающего через большое количество окон в барабане, алтаре, стенах. Нек-рые из окон сейчас имеют прямоугольные очертания, но в визант. время все они имели полуциркульное завершение. Окна настолько широкие, что превращают стены в тонкую мембрану, которая не несет тяжести распора купола и полностью гасится массивными опорами. В алтаре над синтроном расположены 3 окна, самые большие по размеру; их оси расходятся по радиусам от единого центра. Барабан прорезан окнами меньшего размера, всего их насчитывается 20 (только 5 открыто в наст. время). На боковых стенах сделаны окна равных размеров, составляющие 4-ярусную композицию, изначально симметричную (в тур. времена неск. проемов было заложено). Нижний ярус с неравномерным распределением дверей и оконных проемов над ними соответствует уровню нефов; остальные 3 находятся на уровне галерей. В центральном компартименте с сев. и юж. сторон над 2 рядами по 5 окон помещаются по 3 окна, завершающие люнеты стен (в сев. стене заложены). В западном, более узком, аналогичная композиция урезана на одну ось. Вероятно, так же были расположены окна и на зап. стене.

Совр. облик И. х. во многом сходен с обликом собора Св. Софии. Поверхности сев. и юж. стен-мембран немного утоплены и очерчиваются огромными арками, соответствующими выступам подкупольных рукавов. Арки завершены щипцами, образованными 2-скатными кровлями над подкупольными рукавами. Между ними размещены малые щипцы, завершающие широкие центральные лопатки и дополняющие общий ритм оформления боковых стен. Простенки между окнами главного барабана превращены в небольшие контрфорсы, над к-рыми возвышается плоский купол. Кровля над сводом зап. компартимента столь низка, что едва видна снаружи.

Убранство

По словам А. ван Миллингена, все поверхности стен в интерьере были покрыты мраморной облицовкой. Это предположение подтверждается большим количеством мраморных осколков и металлических скоб, найденных в кладке. Верхние зоны храма - купол, паруса, подкупольные арки, конха - были покрыты мозаикой. Мозаика конхи сохранилась: на золотом фоне с зеленым поземом помещен золотой крест в черной окантовке, опирающийся на 3-ступенчатый пьедестал. На триумфальной арке помещены 2 мозаичные надписи. Нижняя соответствует Пс 65. 5-6 (Пс 64 в версии Септуагинты): «Γλησθησόμεθα ἐν τοῖς ἀγαθοῖς τοῦ οἴκου σου̇ ἅγιος ὁ ναός σου, θαυμαστὸς ἐν δικαιοσύνη, ἐπάκουσον ἡμῶν ὁ Θ(εὸ)ς ὁ σ(ωτ)ὴρ ἡμῶν, ἡ ἐλπς πάντων τῶν περάτων τῆς γῆς κα τῶν ἐν θαλάσση μακράν» (Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего. Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко). Верхняя надпись повреждена (буквы, показанные в квадратных скобках, прописаны краской в местах разрушения мозаики и, по-видимому, не совпадают с тем, что было написано первоначально); смысл восстанавливается гипотетически - «[῾Ο ο] ἰκοδομῶν εἰς τ[ὸν οἰκόν σου κα] ἀνάβασιν αὐτοῦ, κα τὴν ἐπαγγελίαν [τοῦ ἀγίου πνεύματος εἰς ὑμᾶς ᾐλπίσαμεν εἰς τὸ ὄ]νομα α[ὐτοῦ]». Ван Миллинген (Van Millingen. 1912. P. 95-96) реконструирует надпись на основе изречений из Ам 9. 6 (῾Ο οἰκοδομῶν εἰς τὸν οὐρανὸν ἀνάβασιν αὐτοῦ κα τὴν ἐπαγγελίαν αὐτοῦ ἐπ τῆς γῆς θεμελιῶν) и Пс 32 2-1 и Ис 26. 8 (ἠλπείσαμεν εἰς τὸ ὄνομα αὐτοῦ): «Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле; уповаем на Имя Его». Надписи помещены в раму из флоральных мотивов. Остатки орнаментальной мозаики, аналогичные тем, что сохранились в храме Св. Софии, уцелели в софитах арок. По составу изобразительных мотивов большинство мозаик может быть отнесено к иконоборческому периоду (между 726 и 785), когда св. крест стал главным иконографическим мотивом и заменил во мн. храмах прежние изображения Христа, Богородицы и святых (Ibid. P. 102). К тому же эта мозаика могла пострадать в 740 г., и ее могли заменить новой. Та же иконографическая программа с цитатой из Пс 65. 5-6 первоначально украшала конху апсиды собора Св. Софии в Фессалонике (80-е гг. VIII в.). Надпись из Пс 65. 5-6 встречается также в храме святых Сергия и Вакха в К-поле (сер. VI в.), т. е. первоначальные тексты надписей, вероятно, появились в эпоху Юстиниана.

Из литургического убранства алтаря сохранился только 6-уровневый синтрон со ступенями в 55-60 см (кроме верхней, равной 45 см). Исследование кладки позволило определить, что ни одна из них не относится к начальному этапу строительства. Подобно нижним частям стен центрального нефа, основание синтрона сложено из квадратных каменных блоков, хотя и меньших размеров. Сверху сиденья были выложены из кирпича. Под синтроном находится полукруглый коридор, который освещался через неск. отверстий, расположенных на 4-й ступени. Арочные своды этого коридора выложены кирпичом, а входы оформлены скромными профилированными порталами, типичными для времени Юстиниана. Аналогичные коридоры, огибающие синтрон с внешней стороны или расположенные внутри его, часто встречаются в малоазийской архитектуре (храм Иоанна Богослова в Эфесе, 565; базилики на о-ве Гемилер (греч. Левиссос; близ. Фетхие) VI в.?). Это характерная черта к-польского круга памятников, хотя ее происхождение скорее всего нужно искать в строительной традиции римских театров.

Алтарная преграда не сохранилась, и теперь невозможно определить ее точную конфигурацию. Можно предположить, что она была традиц. П-образной формы, а киворий над престолом стоял по оси синтрона. Амвон упоминается во времена патриарха Фотия (858-867, 877-886), но сведений о его местоположении нет. Пол был заново облицован каменными плитами в тур. времена, следов прежней вымостки не осталось.

Атриум

В наст. время атриум И. х. имеет двойной обход: внутренний портик тур. времени и визант. внешний сводчатый обход. Старейшие визант. части относятся к периоду после 564 г., когда предшествующий атриум был уничтожен пожаром, о чем упоминается в сочинении Феофана (Mathews. 1971. P. 81); о его облике нет никаких сведений. Аккуратные кирпичные слои со случайными вкраплениями зеленого камня, обнаруженные во внутреннем портике и схожие с кладкой атриума собора Св. Софии, позволили П. Гроссману реконструировать аркады, выстроенные после 564 г. (Grossman. 1965). Он же обнаружил в юж. портике остатки визант. аркады, состоявшей из 2-колонных ячеек, над к-рыми располагались тройные малые арочки: атриум был 2-этажным (Mathews. 1976. P. 103). В 740 г. в атриуме была проведена реконструкция, в результате которой его облик сильно изменился. Опоры были укреплены и расширены, колонны удалены, а тройные арки превращены в однопролетные, о чем можно судить по остаткам юж. портика. Техника кладки сменилась чередующимися друг с другом 2 слоями кирпича и одним слоем колотого красного камня. Скорее всего сев. сторона атриума была выстроена аналогично южной, т. е. в виде аркады. Как выглядела зап. часть после 740 г., определить сложно. Гроссман из всех возможных вариантов ее реконструкций выбрал самый элегантный, в соответствии с которым по центру располагался кубический компартимент, а по его сторонам - по 3 арочных проема. Помимо 5 проходов в нартекс с севера в атриум вели еще 2 дверных проема, с юга - один, открывавшийся в богато украшенный мраморной облицовкой коридор, к-рый шел параллельно юж. стене храма вдоль второстепенных построек (большого открытого двора, гробницы, цистерны). В одной из комнат рядом с нартексом обнаружены остатки лестничного подъема на галереи храма. Он шел с запада на восток и состоял из 3 лестничных клеток, поднимавшихся до уровня галерей на 9 м; сохранилась первая из них (на 3 м), с порталом, оформленным крупными известняковыми блоками. Данный участок был открыт в результате раскопок Рамазаноглу в 40-х гг. ХХ в. (Idem. 1971. P. 79).

Скевофилакион

У сев.-вост. угла храма Ф. Диримтекин обнаружил круглое здание, являвшееся предположительно скевофилакионом (Dirimtekin. 1962); к сожалению, оно не было точно обмерено и зафиксировано. В целом это была ротонда диаметром 4 м, вписанная в квадрат со стороной 5,25 м. Кладка идентична той, что использована при возведении небольшой пристройки с вост. стороны, но между ними существует шов, что свидетельствует о более позднем периоде возведения. Техника кладки представляет собой грубое сочетание кирпича и каменных перевязок (5-6 кирпичных, 3-4 каменных ряда). Она похожа на ту, что была использована в атриуме в 740 г. (2 кирпичных, затем каменный ряд). Т. о., скевофилакион может быть датирован временем после 740 г. (Mathews. 1971. P. 84-85).

Датировка и анализ

В науке нет однозначной т. зр. на датировку частей сохранившегося здания. Существует версия, что постройка 532 г. была возведена на старом фундаменте, хотя и имеет более вытянутую форму (Беляев. 1894. С. 783; Mathews. 1976. P. 102). По мнению У. Джорджа, нартексу Константина принадлежат 2 массивные промежуточные опоры в зап. части наоса (George. 1913), с чем согласны не все исследователи (Mathews. 1976. P. 102). К 532 г. Джордж относит уровень до карнизов на опорах главного нефа, выложенный из тесаных камней; кладка верхних частей постройки, где чередуются кирпичные и каменные слои (opus mixtum), а нек-рые участки выложены только кирпичом, осуществлялась после 740 г. К 564 г. он относит лишь плоские пояски из кирпичей со случайными вставками из зеленых камней в атриуме и нартексе. С т. зр. Р. Краутхаймера (Krautheimer. 1987. P. 249-253), храм сохранил план 532 г. (в т. ч. помещения на вост. концах нефов). Над боковыми нефами шли сводчатые галереи, зап. компартимент наоса был перекрыт 2 цилиндрическими сводами. Подкупольное пространство гипотетически реконструируется им по образцу того, к-рое сохранилось в соборе Св. Софии: над боковыми галереями, открывавшимися в наос тройными аркадами (аналогичные формы сохр. в Каср-Ибн-Вардане, Сирия, сер. VI в., и Алахане, Турция, кон. V в.), находилась зона клеристория с «сегментированными окнами». Зона сводов и купол были разрушены в 740 г. и восстановлены с нек-рыми изменениями. Своды над боковыми галереями были разобраны, подпружные арки продолжены до внешних стен и превратились в рукава четко очерченного подкупольного креста (см. также: Комеч. 1987. С. 17-18). По мнению, высказанному Ж. Эберсольтом и развитому Т. Мэтьюсом, вся постройка вместе с куполом была возведена при имп. Юстиниане (Mathews. 1976. P. 102). Нартекс, так же как и атриум, принадлежит к периоду перестройки после 564 г.; предшествующий нартекс находился на 8 м восточнее (см. выше). Так или иначе, облик постройки, даже если он и подвергся значительным переделкам в результате повреждений 564 и 740 гг., в целом был определен изначальным замыслом 532 г.

Архитектура И. х. как традиц. купольной базилики представляла важное, но не главное направление церковного строительства при имп. Юстиниане; лучшие достижения того времени были связаны с разработкой грандиозных купольных храмов - святых Сергия и Вакха и Св. Софии в К-поле, св. Виталия в Равенне (527-548). Собор Св. Софии тоже является купольной базиликой, но в нем традиц. тип постройки получил совершенно новую, смелую интерпретацию, типологические рамки были фактически преодолены. Купольные базилики распространились в Византии в V в. (в Мериамлыке (474-491) и Алахане, обе - Турция) и стали одним из ведущих архитектурных типов при имп. Юстиниане: храм св. Сергия в Газе (до 536, Палестина), «базилика Б» в Филиппах (до 540, Греция), храм св. ап. Иоанна Богослова в Эфесе (завершен к 565, Турция), церковь в Каср-Ибн-Вардане (сер. VI в., Сирия) и др. Они строились преимущественно не в столице, и, вероятно, этот тип сложился в М. Азии или где-то еще на Ближ. Востоке.

В И. х. есть ряд черт, указывающих на ориентацию на предшествующие базилики. Здесь повторены мн. детали к-польской Студийской базилики (463): многогранная апсида с синтроном, П-образные галереи над наосом и нартексом, многочисленные входы из атриума в нартекс. Правда, наиболее архаичные части (напр., антаблементы над колоннадами) не повторяются. При сравнении И. х. с базиликами V в. нельзя не отметить важных изменений, происшедших за столетие в строительной технике и в стиле убранства храмов. Тяжелая каменная кладка была заменена кирпичной или смешанной, что позволило значительно уменьшить объем опор и толщину стен и увеличить площадь окон. На колонны опираются только галереи храмов, а основными несущими элементами становятся кирпичные или каменные опоры. Заметно изменяется мода на детали. Постепенно изживается классический ордер. Коринфская капитель, к-рая в V в. еще была популярной и получила богатейшую разработку, вытесняется квадратным импостом. Он иногда покрыт густой сеткой из листьев аканфа, но чаще остается без скульптурной обработки. Ионическая капитель, уже слившаяся с блоком импоста, все больше упрощается и теряет характерные греко-римские черты, превращаясь в псевдоионическую - именно такие капители присутствуют в И. х. Горизонтальный антаблемент последний раз встречается в храме святых Сергия и Вакха; в И. х. повсеместно, даже в атриуме, использованы аркады. Резко сокращается количество храмов с мозаичным декором полов, на смену которому приходят геометрические композиции мраморных облицовок или облицовок в технике opus sectile. Убранство и конструктивные детали И. х. выполнены в соответствии с этими универсальными для всей эпохи тенденциями.

Строительство И. х. придало традиционной купольной базилике новый, официальный статус. Она стала неотъемлемой частью столичного архитектурного стиля, что привело к распространению разнообразных вариантов этого типа храмов и, более того, к перестройкам классических базиликальных зданий в купольные базилики (напр., базилика близ Пирдопа, Болгария, кон. VI в.).

Лит.: Беляев Д. Ф. Храм Св. Ирины и землетрясение в К-поле 28 июня 1894 г. // ВВ. 1894. Т. 1. С. 769-798; oн же. Внешний и внутренний вид храма Св. Ирины в К-поле // Там же. 1895. Т. 2. С. 177-183; Van Millingen A. Byzantine Churches in Constantinople: Their History and Architecture. L., 1912. P. 84-105; Ebersolt J., Theirs A. Les églises de Constantinople. P., 1913. P. 55-72; George W. S. The Church of St. Eirene at Constatinople. L., 1913; Dirimtekin F. Les fouilles faites en 1946-1947 et en 1958-1960 entre St. Sophie et St. Iréne à Istanbul // Cah. Arch. 1962. Vol. 13. P. 161-185; Grossmann P. Zum Atrium der Irenenkirche in Istanbul // IstMitt. 1965. Bd. 15. S. 186-207; Janin. Les églises et monastères. P. 103-106; Mathews Th. F. The Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. Univ. Park (Pen.), 1971; idem. The Byzantine Churches of Istanbul: A Photographic Survey. Univ. Park (Pen.), 1976; Strube C. Die westliche Eingangsseite der Kirchen von Konstantinopel in justinianischer Zeit. Wiesbaden, 1973. S. 106-117; M ü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 112-117; Peschlow U. Die Irenenkirche in Istanbul. Tüb., 1977; Krautheimer R., Ć ur č i ć S. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven; L., 1986 4; Mango C. A. Byzantine Architecture. L., 1986; Комеч А. И. Древнерусское зодчество кон. X - нач. XII в.: Визант. наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987; Краутхаймер Р. Три христ. столицы: Топография и политика / Пер. с нем.: Л. А. Беляев. М., 2000; Kirimtayif S. Converted Byzantine Churches in Istanbul. Istanbul, 2001; Оустерхаут Р. Византийские строители / Пер.: Л. А. Беляев. К., 2004.

С. В. Тарханова

Обновлено 03/04/2019

Церковь святой Ирины в Стамбуле находится на территории дворцового комплекса Топкапы. Она считается одной из самых старинных христианских религиозных учреждений Константинополя. Для города, который когда-то завоевали мусульмане, сохранение христианской церкви практически в первозданном виде небывалая удача. Правда, в наши дни служба в храме не ведется, а церковь Святой Ирины (Hagia Irene Museum) превратилась в музей для туристов и концертную площадку для местных жителей.

Экскурс в историю — Вселенский собор, арсенал и музей

Церковь святой Ирины в Стамбуле (Aya İrini) на самом деле посвящена «Святому миру», а вовсе не святой по имени Ирина. Первое христианское здание на этом месте появилось еще в IV веке. Базилику возвели при римском императоре Константине. До начала строительства здесь располагался храм Афродиты – богини красоты и любви в древнегреческой мифологии. Некоторое время церковь Святой Ирины имела статус главного храма Константинополя. Однако сразу после постройки Святой Софии его лишилась. В 381 году нашей эры в стенах Aya İrini проходил Второй вселенский собор. На нем сформулировали учение о Святой Троице (Отец, Сын и Святой Дух).

В 532 году Константинополь охватило крупнейшее восстание в истории города, которое получило название «Ника». В ходе него город получил значительные разрушения. Были сожжены сотни построек, в том числе церковь святой Ирины. Правда, почти сразу же ее отстроили заново. Спустя два века здание вновь перестроили. На этот раз из-за землетрясения. После него в Византии началась эпоха иконоборчества, результатом которой стала гибель фигурных мозаик, украшавших храм. Что могли представлять из себя эти мозаики вы узнаете, если посетите .

Затем несколько веков церковь святой Ирины в Стамбуле никто не трогал. Все изменилось с приходом османов. К счастью, судьба многих церквей, превращенных турками в мечети, этот храм не постигла. Столетиями христианскую церковь использовали в качестве оружейного склада , а в середине XIX века здесь открыли Археологический музей. Однако очень скоро места для хранения экспонатов стало категорически не хватать и музей перенесли в другое здание (о посещении Археологического музея обязательно будет отдельная статья). В начале XX века в здании храма разместился Военный музей. Сейчас здесь изредка проходят концерты, а также проводится ежегодный музыкальный фестиваль. И не случайно – храм имеет уникальную акустику. А еще здесь как-то устраивали даже модный показ. Так что можно сказать, что здание прошло все вехи — от главного храма в города до подиума.

Для туристов церковь святой Ирины в Стамбуле открылась на постоянной основе в январе 2014 года. До этого посетить Айю Ирену можно было, получив особое разрешение или в честь каких-то событий.

Мои впечатления от посещения церкви святой Ирины

Если честно, то в мои планы посещение церкви Святой Ирины не входило. Но оказалось, что она включена в список музеев, которые можно попасть абсолютно бесплатно при наличии . Грех не воспользоваться предложением решил я и п осле посещения двинулся к зданию церкви. На входе мою музейную карту просветили сканером и пригласили войти.

Важно! На данный момент церковь не входит в список бесплатных музеев по карте.


Что поражает сразу, так это огромный атриум, который сохранился нетронутым после последнего расширения храма, произошедшего много веков назад. Здесь хочется вновь сказать спасибо туркам, что не превратили церковь Святой Ирины в Стамбуле в очередную бесчисленную по счету мечеть.

Мест, где можно походить посетителям, не так уж много, хотя храм довольно большой. Однако специальные канаты предупреждают туристов, что проход закрыт. Например, к сцене, на которой устраиваются концерты, подойти нельзя. Подняться на второй этаж по деревянной лестнице тоже нельзя.




Стены здания насквозь пропитаны историей, а само оно очень светлое и воздушное (за счет высоких потолков).


Одной из особенностей церкви является мозаичный крест, расположенный в конхе.


Так называют полукупол, который служит для перекрытия полуцилиндрических частей зданий. Обычно сюда помещают изображение Спаса Вседержителя (данный сюжет, где Ииусус изображен как Небесный царь, является центральным в иконописи), но в данном случае взору посетителей предстает аскетичный крест.





Осмотр храма много времени не займет – 10 минут более чем хватит. Если вы не приобретали музейную карту, то, по моему мнению, церковь Святой Ирины в Стамбуле можно и не посещать. Достаточно будет внешнего осмотра – вокруг здания можно увидеть старую и раскопанную археологами кладку храма.





Внутри храма можно встретить одну из вездесущих стамбульских кошек, а снаружи обязательно натолкнетесь на собаку (или собак), которая будет нежиться на зеленой травке.

Полезная информация о церкви святой Ирина

Адрес: Sultanahmet, 34122 Fatih/İstanbul, Турция

Церковь Святой Ирины в Стамбуле на карте

Как добраться до церкви

При входе на территорию дворцового комплекса Топкаgы через главные ворота вам нужно пройти чуть вперед и повернуть налево. Если вы зайдете в Топкапы через парк Гюльхане, то минуя вход в Археологический музей и оставив слева Ворота Приветствия (Babü"s-selâm‎), вам нужно взять правее.

Время работы: с 9:00 до 17:00 зимой и с 09:00 до 19:00 летом. Вторник — выходной день.

Стоимость входного билета: 30 турецких лир.

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Drimsim - универсальная симка для путешественников. Работает в 197 странах! .

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru . Много отелей дешевле, чем на Booking

На радостях, что наконец открылся для посетителей храм св. Ирины, в последний день посещения Стамбула, побежал туда и нащелкал много-много фото, хотелось завпечатлеть детали и мелочи. Но к сожалению не так много сохранилось деталей и мелочей - практически все внутри уничтожено, видимо еще в стародавние времена.

В начале этой записи перепечатываю наверное лучшее, что написано о ц. св. Ирины - из книги R. Janin, Le siège de Constantinople et le Patriarcat Oecuménique. Les églises et les monastères, Paris, 1969, (Géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin) p. 103-106. Перевод с французского Т. А. Сениной, 2008 г. Потом еще посмотрю у Иванова, под рукой теперь нету и что-нибудь добавлю.


А пока фото с небольшими пояснениями. Прошу прощения за эмоциональность первого фоторепортажа - я много много лет мечтал попасть в этот храм, пытался договариваться с охранниками, но, видимо, не настолько был убедителен...

История.
Хронисты и патриографы обычно приписывают ее постройку Константину. Об этом говорит уже Сократ, наиболее близкий к событию автор, который уточняет, что император дал ей имя Мира (Eἰρήνη ). Однако этот историк в другом месте намекает, что храм существовал до этого государя; согласно ему, она была маленькой; император ее расширил и украсил. Одно из житий Павла Исповедника, частично воспроизведенное Фотием в его Библиотеке, говорит, что храм был расширен Констанцием. Возможно, что церковь была соборной во время строительства Святой Софии. Святой епископ Александр молился там о торжестве православия в то время, когда Арий должен был официально принят в Святой Софии и внезапно умер (в 336 г.?). Именно там был рукоположен в епископа Константинопольского преемник святого Александра святой Павел Исповедник (осенью 337 г.). Храм Святой Ирины играл ведущую роль вплоть до освящения Святой Софии в 360 г. Обе церкви, впрочем, считались как бы одним святилищем и находились в одной ограде, как уточняет Сократ.

Согласно Житию святого Стефана Нового, в Святой Ирине состоялся первый вселенский Константинопольский собор в 381 г. ... Διήγησις или Рассказ о постройке Святой Софии утверждает, что в 381 г. ариане бросили огонь на крышу Святой Софии, и что епископ Нектарий перенес свою епископию в Святую Ирину; восстановительные работы были сделаны только двумя годами позже. Как бы ни обстояло дело с этим пожаром, святой Иоанн Златоуст произнес в Святой Ирине в 398 г. проповедь о пении псалмов. Церковь, вероятно, служила в качестве соборной еще в течение около десятка лет в начале V века, после пожара Святой Софии в сентябре 404 г., во время второго изгнания святого Иоанна Златоуста, до своего окончательного восстановления в 415 г. Согласно одной легенде, во время сильных землетрясений при Феодосии II и епископе Прокле (434-446 гг.) некий ребенок был внезапно поднят на воздух и услышал ангелов, певших Трисвятое; он спустился обратно без всякого вреда, рассказал о том, что услышал, и тут же умер; его похоронили в Святой Ирине. В январе 438 г. мощи святого Иоанна Златоуста, принесенные из Малой Азии, были сначала положены в Святой Ирине, перед тем как быть перенесенными в храм Святых Апостолов.

Патриографы утверждают, что узурпатор Василиск, низложенный Зеноном, укрылся в Святой Ирине со своей женой и детьми (в сентябре 477 г.). Однако Пасхальная Хроника сообщает, что это было в крестильне Святой Софии. Церковь стала жертвой пламени во время восстание Ника (в январе 532 г.). Юстиниан вновь отстроил ее, достаточно обширную, чтобы Прокопий мог сказать, что в Константинополе не было таких же больших церквей, за исключением Святой Софии. В декабре 564 г. новый пожар, опустошивший квартал, разрушил атриум и часть нартекса Святой Ирины. Она снова была восстановлена. Vita s. Gregorii Agrigentini утверждает, что там в 588 г. состоялся собор. Далее в течение более полутора столетий ни один документ не упоминает о святилище. 26 октября 738 г. оно было серьезно повреждено сильным землетрясением, опустошившим Фракию. Невозможно сказать с уверенностью, когда храм был восстановлен, но это должно было произойти не при Льве III, как это обычно утверждают. Этот государь умер 18 июня 740 г. и, по-видимому, должен был восстанавливать, в первую очередь, стены Города, которым был нанесен значительный ущерб. Вероятно, храм Святой Ирины был вновь отстроен при его сыне Константине V (740-775). В 859 г. патриарх Игнатий провел там собор, который произнес низложение на его соперника Фотия.

Мы не находим больше никаких следов Святой Ирины в византийских документах позднее Х века, кроме сочинений патриографов. Однако Пахимер упоминает, что в 1283 г. там был рукоположен Герман, назначенный митрополитом Ираклии Фракийской. Русские паломники говорят о храме лишь походя, не придавая ему значения. Можно сказать с достаточной уверенностью, что в церкви совершались богослужения до самого взятия Константинополя в 1453 г. Патриографы называют ее πατριαρχεῖον — вероятно, потому, что патриарх служил там, когда не было больших церемоний, проводившихся в Святой Софии или в других храмах, так что можно считать Святую Ирину как бы патриаршей часовней. Писатели называют ее τὴν παλαιάν , τὴν ἀρχαίαν (древняя), чтобы отличать ее от той, которая была построена в Пераме Маркианом в V веке, а также τὴν παλαιὰν καὶ νέαν — может быть, после ее восстановления в VIII веке.

Церемонии.
В храме Святой Ирины отмечалось несколько особых празднеств. 23 января праздновалась память святого Климента, священномученика Анкирского, и его сострадальца Агафангела. Освящение храма праздновалось 27 или 28 апреля, согласно синаксарям. В Великую Пятницу патриарх произносил там огласительное поучение, и патрикии должны были собираться туда к концу этого наставления. Когда праздник Благовещения выпадал на Великую Паятницу, патриарх совершал там литургию. В ту же Великую Пятницу Святое Копие приносилось из императорского Дворца и полагалось на престол Святой Ирины, куда патриарх приходил поклониться ему и покадить его, после чего его возвращали во Дворец. Наконец, во время процессии, когда читался томос или декрет единения 920 г., положивший конец спору о четверобрачии, император и патриарх отправлялись в храм Святой Ирины, где совершалось богослужение.

Храм Святой Ирины никогда не превращали в мечеть — вероятно, потому, что он находился в ограде Сераля. Поскольку храм находился рядом с казармой янычаров, он в течение нескольких столетий служил оружейным складом. С 1846 по 1874 г. в нем находился Музей древностей, затем он стал Военным музеем. В 1946 г. ее освободили от всех коллекций, чтобы можно было провести археологические исследования, которые были очень продуктивными.

Здание.
В целом этот памятник, в том виде, как он сохранился на сегодняшний день, относится к эпохе Юстиниана. Это купольная базилика, что-то вроде перехода между потолочной базиликой и византийским крестовым храмом, увенчанным одним или несколькими куполами. Собственно здание имеет длину 57.50 м снаружи и 46.25 м внутри. Неф шириной 18 м насчитывает 40 м до апсиды. Боковые нефы, отделенные от центрального двойным рядом колонн и четырьмя мощными опорами, имеют ширину 5 метров.

Атриум, находящийся перед нартексом, был сильно перестроен турками. В целом он относится к VIII веку. Он имеет форму параллелепипеда размером от 45-ти и 41.25 м на 33.75 м. Внутренняя галерея целиком турецкая; турецкие также и постройки, окружающие входную дверь на севере и окаймляющие апсиду снаружи.

Церковь увенчана двумя куполами. Один, чей внутренний диаметр составляет 16 метров, полукруглый, покоится на четырех мощных опорах и покрывает бo"льшую часть нефа; другой, низкий, эллиптической формы, находится между первым и нартексом. Нартекс увенчан тремя сводами. Полукруглая апсида имеет по своей окружности проход, который позволял переходить из одного конца в другой, не пересекая алтарь. Полагают, что он восходит к VIII в.

На капителях находятся монограммы Юстиниана или Феодоры. Вся резьба относится к эпохи этого василевса. Мозаики проявляются тут и там, более или менее поврежденные или покрытые живописью. Особенно хорошо они видны на триумфальной арке и в куполе апсиды. В последней возвышается большой крест, стоящий на пьедестале из четырех ступенек. В арке есть две мозаичных надписи, обе VI века, поскольку они имеют те же характерные черты, что и надписи в храме Святых Сергия и Вакха. Нижняя надпись взята из псалма 64, 5 след.: Δευτ᾿ εἰσόμεθα ἐν τοῖς ἀγαθοῖς τοῦ οἴκου σου· ἅγιος ὁ ναός σου , θαυμαστὸς ἐν δικαιοσύνῃ , ἐπάκουσον ἡμῶν ὁ Θ < εὸ > ς ὁ σ < ωτ > ὴρἡμῶν , ἡ ἐλπὶς πάντων τῶν περάτων τῆς γῆς καὶ τῶν ἐν θαλάσσῃ μακράν . Верхняя надпись изложена следующим образом: ( Ὁ ο ) ἰκοδομῶν εἰς τ ( ὸν οἶκόν σου καὶ ) ἀνάβασιν αὐτοῦ , καὶ τὴν ἐπαγγελίαν ( τοῦ ἁγίου πνεύματος εἰς ὑμᾶς ἠλπίσαμε ν εἰς τὸ ὄ ) νομα α ( ὐτοῦ ) . В помещении, находящемся в конце правой галереи на стене видна фреска, представляющая двух святых, чьи лики изуродованы.

Рядом с храмом в VI веке существовали два ἀσκητήρια , что-то вроде обителей для монахинь, одной из обязанностей которых было петь на похоронах, согласно 59-й новелле Юстиниана. Обители сгорели при пожаре в декабре 564 г.»


Здесь касса и вход с северной стороны храма

северный неф


главный купол - сейчас не могу сказать что значат эти рисунки, может быть кто-то подскажет? Издалека не видно - мозаика или живопись, но парусе видна большая шестиконечная звезда - этих звезд почти не видно, я даже не обратил внимания, только разбирая фото и увидев более раннюю фотографию из Энциклопедии Британника заострил внимание на эти звезды.


Britannica


северная стена храма


алтарная апсида с "иконоборческим крестом", интересно не в этом ли храме Константин Копроним велел вместо иконы на стене написать портрет своего любимого гонщика?


колонны и вся оставшаяся каменная резьба сохранилась со времен Юстиниана, обратите внимание на потолок - видны следы росписей, дальше будут еще фото с фрагментами проступающей древней росписи.


южный неф


западная часть юж. нефа


капитель колонны.


внутренний нартекс, видны остатки мозаик


вид из нартекса в северный неф, виден пандус ведущий к нынешнему входу-выходу из храма


вход на хоры, на которые меня не пустили, несмотря на уговоры - forbidden! конструкции недавние, это оборудование концертного зала, в храме давно проводится музыкальный стамбульский фестиваль.


вид из нартекса в сторону алтаря.


вид из храма в сторону главного входа из нартекса


первая колонна северного нефа


западные хоры, наверное как и в св. Софии место дома императрицы - обратите внимание на сохранившийся мраморный парапет, похожие есть и в Софии


юго-западная часть


лестница, ведущая на хоры


пол видимо не древний, но немогу сказать какого времени (помогайте специалисты), практически везде и наверное давно-давно ободрана облицовка стен, только в одном месте частично сохранилось что-то, см. ниже


остатки мраморной облицовки низа стен, вполне аутетнтичные


каринизы тоже наверное оригинальные


основание колонны


капитель и малый купол


кладка


восточная часть северного нефа


остатки мозаик в нартексе


внешний двор храма, туда не пускают, по описаниям при турках перестраивался


еще остатки мозаик в нартексе


балкон


еще мозаики - в западных полукружьях нартекса


кладка - сине-зеленые остатки штукатурки (?)


кладка свода


дверь в западной стороне юж. нефа, карниз возможно старинный, не уверен, что изначальный


вот что осталось от росписей в южном нефе - в других частях храма больше нет следов


стена


малый купол


еще лестница - с южной стороны


северный ряд колонн


еще раз главный купол


несговорчивый охранник


еще раз главный вход в храм (с западной стороны)


не было с собой широкоугольника, снимал на мыльницу, поэтому не видно большого объема храма

кладка в нартексе


свод над внутренней папертью храма

вид от современного входа в сторону нартекса


наружные фото: кладка карнизов

раскопанные части древних фундаментов


по Иванову между св. Ириной и Софией располагался один из самых известных госпиталей КПля, в основном там бесплатно лечили бедных и бездомных, причем уровень был таков, что некоторые вельможи старались попасть в эту больницу


ни внешних, ни внутренних украшений не осталось, но храм все равно прекрасен и величественен, в самом лучшем смысле


южная стена


а вот еще сохранившийся знак креста на пилястре

Твой мир даждь нам, Едине Человеколюбче!

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области много храмов и монастырей.
Храм, освященный во имя святой великомученицы Ирины, только один: в деревне Волгово. Расположена эта небольшая деревенька в 40 километрах от Санкт-Петербурга в сторону Волосова по Таллинскому шоссе.
Даже странно: имя Ирина - очень распространенное, было время, когда чуть ли не каждую третью девочку называли этим именем. Жаль, что святая Ирина почитается в нашем городе не так усердно, редко встретишь икону с ее ликом.

Краткое житие святой великомученицы Ирины.
празднование совершается 5/18 мая
С вятая великомученица Ирина пострадала за Христа в конце I или в начале II века. Она была дочерью правителя фракийского города Мигдонии язычника Ликиния и его супруги, также носившей имя Ликиния. До святого Крещения она носила имя Пенелопа. С раннего детства Пенелопа отличалась исключительной красотой. Когда ей исполнилось шесть лет, отец построил для нее за городом роскошный дворец, в котором Пенелопа жила вместе с тринадцатью отроковицами и воспитательницей Карией. По распоряжению Ликиния к Пенелопе ежедневно приходил старец Апелиан, который обучал ее различным наукам. Апелиан был тайным христианином и, кроме наук, научил Пенелопу христианским добродетелям. Когда Пенелопе исполнилось 12 лет, родители решили выдать ее замуж. Тогда же Пенелопе было такое знамение: три птицы одна за одной прилетели в ее комнату, и каждая оставила на столе свою ношу — голубь оставил масличную ветвь, орел — венок из разных цветов, ворон — небольшую змею. Недоумение Пенелопы разрешил ее прозорливый учитель Апелиан, который разъяснил значение этого знамения: голубь означал ее добродетели, ради которых она получит благодать Божию в святом Крещении — масличную ветвь; орел знаменует высоту духа и победу над невидимыми врагами, за что Господь увенчает ее венком славы в Своем Царстве; ворон же со змеей предвещал ей скорби и гонения за Христа, Который хочет обручить ее Себе.
Когда отец предложил Пенелопе выбрать себе жениха, она просила семь дней на размышление. За это время она приняла святое Крещение с именем Ирина от апостола Тимофея, ученика святого апостола Павла. Затем святая Ирина открыто исповедала себя христианкой. Разгневанный Ликиний приказал бросить ее под копыта диких лошадей, однако они не причинили ей вреда. Напротив, один конь затоптал Ликиния, но по молитве святой Ирины он был воскрешен. Благодаря столь явному чуду Ликиний и все его вельможи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Ликиний оставил управление городом и вместе с супругой удалился во дворец своей дочери, чтобы в уединении служить Истинному Богу.
Святая Ирина осталась в Мигдонии и поселилась в доме Апелиана, где проводила дни в молитве, чтении Священного Писания и строгом посте. Только вечером святая Ирина вкушала немного хлеба и выпивала чашку воды. Спала подвижница очень мало, причем не на ложе, а на сырой земле. За три года пребывания в Мигдонии святая Ирина претерпела немало мучений от сменявших друг друга правителей, каждый из которых стремился изощренными пытками заставить ее поклониться языческим идолам. Седекия бросал ее на 10 дней в ров с ядовитыми змеями, приказывал перепилить ее тело железной пилой, привязывал к мельничному колесу. Но Господь сохранял Свою избранницу: Ангел Божий питал ее во рву, а змеи не кусали; железные пилы притуплялись, вода не текла под мельничное колесо. Видя такие чудеса, тысячи людей отрекались от языческих кумиров и принимали святое Крещение. Возмущенные жестокостью Седекии жители города побили его камнями. Сын его — Савах собрал огромное войско и осадил Мигдонию, желая отомстить горожанам за смерть отца. Но по молитве святой Ирины Савах и все его воины ослепли. Раскаявшись, Савах обещал простить горожан и просил святую Ирину исцелить его. Однако, исцелившись, Савах нарушил свое слово и подверг святую Ирину мучениям: мученице вбили в ноги гвозди и с тяжелым мешком песка на плечах повели за город. Ангелы сопровождали святую и укрепляли ее, мучитель же был поражен внезапной смертью.
Во время пребывания в Мигдонии святая Ирина неустанно проповедовала Имя Христово и творила многие чудеса. Она исцеляла больных, очищала прокаженных и прогоняла бесов. Однажды святая мученица воскресила умершего юношу, горько оплакиваемого родителями.
После Мигдонии святая Ирина проповедовала христианскую веру в других городах Фракии — Каллиполе, Константине, Месемврии. И в этих городах правители жестоко мучили святую: жгли ее на раскаленной решетке, бросали в чрево раскаленных медных волов. В городе Месемврии князь Саворий отрубил святой мученице голову и предал погребению вне города. Но Господь воскресил святую мученицу. Ей явился Ангел и повелел вновь идти в Месемврию. Увидев ее живой, Саворий и все жители города уверовали во Христа.
Скончалась святая мученица Ирина мирно в городе Ефесе, куда была перенесена на облаке из своего родного города Мигдонии. В Ефесе святая Ирина также творила многие чудеса и этим обращала язычников в христианство. Провидев свою кончину, она вместе со старцем Апелианом, бывшем в то время в Ефесе, и шестью благочестивыми мужами пошла за город, нашла на горе пещеру и, войдя в нее, велела спутникам закрыть ход в пещеру тяжелым камнем. Здесь 5 мая святая мученица преставилась ко Господу. На четвертый день христиане пришли к пещере и отвалили камень, но тела святой Ирины там не было.

Церковь Святой Великомученицы Ирины в деревне Волгово

Немного истории.
С начала XVIII века и до 1874 года деревня Волгово принадлежала представителям старинной дворянской фамилии Голубцовых. По наследству она перешла к Федору Александровичу Голубцову - государственному деятелю, кавалеру многих орденов, который в начале XIX века был государственным казначеем, а в 1807-1810 годах совмещал этот пост с должностью министра финансов. Именно в это время, будучи министром, Федор Голубцов задумал построить у себя в имении каменную церковь во имя святой великомученицы Ирины, на что получил "высочайшее разрешение" в мае 1809 года.
Строительство было закончено в легендарном 1812 году. 22 июня 1817 года церковь была освящена как домовая. Рядом с церковью в 1812 году была выстроена небольшая часовня.
В окрестностях проживали финны и эстонцы, и духовенство, конечно, было заинтересовано в обращения местного населения в православную веру.
В 1909 году петербургское епархиальное начальство образовало в Волгово самостоятельный русско-финский приход для Петергофского и Царскосельского уездов. Здесь велось православное богослужение на русском и финском языка. В то время, с 1903-го по 1911 год, имение в Волгово принадлежало купцу Всеволоду Николаевичу Грибанову.
Огромное значение в миссионерской деятельности играл лично настоятель Ириновской церкви священник Николай Зотиков, который пользовался уважением не только православного, но и "инославного" населения финского и эстонского происхождения. Храм в Волгово становился настоящим связующим звеном между культурами: недаром сюда нередко приходили на службы финны-лютеране, а Николай Зотиков был желанным гостем на финских народных и церковных праздниках в соседних деревнях. Он был вынужден покинуть приход в конце 1919 года вместе с отступавшей белой армией генерала Н. Н. Юденича...
В 1912 году, когда владельцами имения числились потомственный почетный гражданин В. И. Смирнов и крестьяне И. А. Кекки и И. А. Хамяляйнен, уникальный русско-финский храм едва не был закрыт. Роковым обстоятельством едва не стало то, что еще со времен Федора Голубцова земля, на которой стояла церковь, являлась собственностью не епархиального ведомства, а владельцев имения. Поэтому теперь новые владельцы, посчитав, что приходская жизнь в усадьбе наносит хозяйству убыток, решили закрыть церковь. Так бы, по всей видимости, случилось, если бы не счастливый случай.
Как раз в это время через Волгово возвращался с маневров в Луге Николай II. Увидев красивую церковь, он поинтересовался ее историей и судьбой, а узнав о том, что храм хотят упразднить, высказал сожаление, что старинная православная церковь не сохраняется. Царские слова были восприняты, естественно, как не подлежащий обсуждению приказ, и дело пересмотрели. Участок земли с церковью и двумя домами для причта был пожертвован владельцами имения, а постройки были выкуплены епархиальным ведомством.
Русско-финский храм в Волгово просуществовал до 1936 года, когда был арестован священник. В течение трех лет службы в церкви не проводились, а в 1939 году вышло официальное постановление о ее закрытии. Во время немецкой оккупации приход действовал, а поскольку немцы использовали храм в Волгово в качестве склада, то службы приводились в церковно-приходской школе в деревне Ожогино. Их вел иеромонах Тихон (Василий Никандрович Зорин).
После войны церковь продолжала использоваться как клуб. Здание разделили перекрытием на два этажа: на первом этаже находились библиотека и кинозал, а на втором устроили общежитие для студентов, которых привозили на сезонные полевые работы. В начале 1990 годов сельский клуб закрыли, а потом церковь подверглась разграблению. Лишенная окон и дверей церковь начала разрушаться. Стали обваливаться кирпичи, частично повредилась кровля купола...
Надежда забрезжила в середине 1990 годов, когда храм был передан петербургской епархии. В 2000 году началась деятельность по возрождению прихода. Как это всегда бывает в России, заслуга принадлежала энтузиастам-подвижникам.
Инициативную группу возглавил историк-краевед Юрий Петров, житель соседней деревни Торосово, который стал первым церковным старостой возрождающегося прихода в Волгово. В группу вошли Софья Канаева - архитектор, специализирующийся на восстановлении и реставрации памятников (она взяла на себя право быть общественным архитектором), ее супруг - инженер Петр Калинин, а также местные жители и дачники, отдыхающие летом в Волгово и окрестных деревнях. Приход в Волгово был зарегистрирован в 2002 году, причем среди его учредителей было немало финнов, крестившихся в этой церкви еще до войны.
26 мая 2002 года у стен пока невосстановленной Ириновской церкви прошел первый, после ее закрытия в 1939 году, русско-финский молебен. Народу собралось очень много - не только из Волгово, но и из всех окрестных деревень. Службу вели благочинный Гатчинского и Волосовского округа настоятель храма св. Петра и Павла протоиерей отец Владимир (Феер) и священник православного храма Германа Аляскинского из города Эспоо в Финляндии (побратима Гатчины) отец Петр (Хакконен). В богослужении участвовали два детских церковных хора - из Гатчины и Эспоо.
Возрождение прихода началось с восстановления старинной часовни, которая в советское время использовалась в качестве молокоприемного пункта, а в последнее десятилетие пустовала.

Восстанавливали часовню всем миром. По окрестным селам инициативной группой собирались пожертвования. А некоторые совершенно безвозмездно предлагали свою рабочую силу. Например, часть работ была произведена бесплатно каменщиком из деревни Клопицы.

Надо отметить, что все строительные работы проводились по согласованию с областным ГИОПом. Любопытно, что первую икону подарили в возрождаемую часовню американцы, которые уже несколько лет ведут фермерское хозяйство в соседнем селе Муратово. Они приняли также участие и в строительных работах по часовне. Освящение часовни состоится 18 мая 2004 года, в день святой великомученицы Ирины.
Одновременно с восстановлением часовни начались работы и в храме. Здесь уже расчищены завалы и вынесен мусор. Несколько лет на этих работах безвозмездно трудились местные жители и ребята из детского дома в деревне Торосово. Таким образом, храм сегодня подготовлен к строительно-восстановительным работам. Есть уже предварительное согласование с ГИОПом. По мнению специалистов, церковь представляет большой интерес как "памятник провинциальной архитектуры зрелого классицизма" и является редко сохранившимся примером усадебных домовых церквей начала XIX века на территории Северо-Запада России.
В день нашего посещения церковь была закрыта, и нам не удалось попасть вовнутрь. Мужичок, проживающий поблизости, поведал, что службы проходят, но редко. Да и вся территория выглядела неухоженной.

Видно энтузиастов, готовых восстанавливать святыню становится все меньше и меньше. А жаль! Ведь если бы каждая Ирина нашего города (про страну даже боюсь заикаться) помогла по мере сил восстановлению этой церкви, то приход возродился бы во всей красе и с новой мощью молитвенной силы.
Сайт храма Святой Великомученицы Ирины: http://www.irina-hram.ru/

Что еще почитать