Индивидуальную программу развития с овз. Адаптированная программа для детей с ОВЗ (коррекционный компонент)

Семенова Юлия Кирилловна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: МБОУ "Казачинская СОШ"
Населённый пункт: с. Казачье
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальная программа для детей с ОВЗ
Дата публикации: 02.11.2016
Раздел: начальное образование

Индивидуальная программа для развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому по состоянию здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. В период младшего школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации. Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому, путём интеграции очного (и дистанционного) обучения.
Цель программы:
комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы
:  Расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий  Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей.  Организовывать творческую и досуговую деятельность обучающейся.  Расширять социализирующее пространство через знакомство с работой детских объединений.  Организовать дополнительное образование обучающейся.  Оказывать психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и родителям. Данная программа разработана с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
Особенности реализации программы:
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации, так как ребенок по состоянию здоровья не посещает никакого учебно-воспитательного учреждения. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, логопеда, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР. Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы. Участники программы: родители, учитель начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель музыки, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
Индивидуальная программа развития:

Компоненты

реабилитационного

воздействия

Задачи

Формы

Ответственный
Социальная реабилитация О б е с п е ч и т ь с о ц и а л ь н о е, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения - Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. Использование возможностей детской газеты для информационного сопровождения работы школы по созданию равных возможностей в получении образовательных услуг семьям, имеющим детей с ОВЗ: - создание силами юных журналистов сюжетов для рубрики «Хорошие вести» и отдельного выпуска рубрики «Недетские вопросы», посвященных проблемам социальной реабилитации и получения образования детьми с ОВЗ (2-4 четверти); - просмотр и обсуждение на классных часах по тематике создания равных возможностей для людей с ОВЗ в современном обществе. Заместитель директора по ВР Психолого- педагогическая реабилитация Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line Педагог-психолог
корригировать семейные взаимоотношения. консультации с помощью электронной почты); б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. Образовательная реабилитация 1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков; 2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности; 3) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; 4) использовать информационные технологии развивающего художественно-эстетического образования, включая мультимедийные средства и компьютерную анимацию; Индивидуальное обучение на дому (согласно учебному плану) Психолого-логопедическая коррекция (согласно учебному плану) Курс дополнительного образования могут быть рисование, музыка, лепка, вязание и т. д. Обучение основам компьютерной грамотности; Для повышения мотивации к учению - дистанционное обучение по общеобразовательным предметам Учитель Педагог-психолог, учитель -логопед Учитель ДО Учитель Учитель Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности. Постигать механизмы творческого процесса. Посещение концертов, праздников, кукольных театров, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия р е б ё н к а, о т в л е ч е н и ю о т сосредоточенности на заболевании, п р о б у ж д е н и ю и н т е р е с а к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира. -Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения. -Преодолевать одиночество. -Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. -Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни. Учитель Учитель, Родители

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 25 «Родничок»

Индивидуальная программа развития

для ребенка с ограниченными возможностями здоровья на

Р. Вадима

на 2016-2017 учебный год

Разработал:

воспитатель группы №4 «Теремок»:

Тонкушина Ирина Валентиновна

Сургут 2016

Цель: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в социуме.

Задачи:

Выявление особых образовательных потребностей ребенка, обусловленных недостатками в физическом развитии;

Возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении;

Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников;

Проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми;

Подготовка к школьному обучению;

Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

Основные направления проводимой работы:

Комплексное обследование ребенка педагогом-психологом, учителем-логопедом,

Разработка педагогами - специалистами (педагогом- психологом, учителем-

логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию) индивидуальных планов развития ребенка;

Социально-психологическое изучение семьи;

Обязательное взаимодействие с семьей ребенка и вовлечение ее в воспитательно - образовательный процесс;

Переподготовка и повышение квалификации педагогов;

С ребенком-инвалидом в детском саду работают специалисты:

    педагог-психолог;

    учитель-логопед;

    воспитатели;

    музыкальный руководитель;

    инструктор по физическому воспитанию;

    медицинский работник.

Развивающая среда МБДОУ № 25 «Родничок».

    Физкультурный зал;

    Музыкальный зал;

    Кабинеты специалистов (педагога-психолога, учителя – логопеда);

    Групповое помещение №4 «Теремок».

Принципы работы с детьми с ОВЗ

Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

Методы и формы работы с ребенком:

    Сказкотерапия

    Игротерапия

    Релаксация

    Песочная терапия

    Психогимнастика

План мероприятий для детей с особыми образовательными потребностями

на воспитанника группы №4 «Теремок» Р. Вадима

п/п

мероприятия

сроки

ответственные

отметки о выполнении

Беседа с семьей с целью знакомства и сбора информации о семье; развитии ребенка, о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями; выяснения образовательного запроса со стороны родителей

сентябрь

медработник, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физ.культуре, музыкальные руководители

Весь год

воспитатели

Контроль за адаптацией к условиям МБДОУ и состояние здоровья, самочувствием в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка в детском саду. Консультирование воспитателей и родителей, рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к ребенку в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.

Весь год

медработник

Углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития.

Начало года

Конец года

Воспитатели, педагог- психолог, учитель-логопед

Разработка и утверждение плана работы с ребенком-инвалидом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, медицинских показателей, рекомендаций психолога, ожиданий родителей.

сентябрь

Воспитатели, медработник педагог- психолог, учитель-логопед

Развитие игровой деятельности: побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, учить распределять роли между партнерами по игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации

Весь год

Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире:

Весь год

воспитатели

формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах)

Сентябрь

воспитатели

развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»;

Сентябрь, октябрь

Привлечение семьи в общественную жизнь группы: акция «Спаси дерево»,

Изготовление «птицы счастья» для украшения новогодней ели,

Помощь в оформлении зимнего участка

«Белая ромашка»,

Участие в конкурсе декоративно - прикладного творчества.

Октябрь

декабрь

Декабрь

Март

апрель

воспитатели

Психодиагностика высших психических функций, особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка.

Коррекция несформированных высших психических функций, взаимоотношений в детском коллективе.

Начало года

Весь год

Педагог-психолог, воспитатели

Подготовка ребенка-инвалида к участию в утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, Днях здоровья, проводимых в детском саду

Весь год

воспитатели, учитель-логопед, инструктор по физ.культуре, музыкальные руководители

Реабилитация средствами культуры (пение, слушание музыки, чтение стихотворений, отрывков из худ. произведений).

воспитатели, музыкальные руководители

Участие ребенка-инвалида в организованной физкультурной деятельности в МБДОУ № 92 «Веснушка»: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, корригирующие упражнения, комплексы, дыхательной, гимнастика после сна, гидромассаж стоп, ходьба по «дорожкам здоровья», релаксация.

воспитатели, инструктор по физ. культуре

Библиография:

1. Калинина Р.Р. «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду» - С-Петербург, «Речь»,2004,146с

2. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С-Петербург, «Речь»,2008, 220с

3 Мамайчук И.И «Помощь психолога детям с аутизмом» - С-Петербург, «Речь»,2008, 286с

4. Практикум по игровой психотерапии. - С-Петербург, «Питер», 2003,415с.

5. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов/под ред. Г.Ф, Безух.С-Петербург, «Речь»,2007,112с.

6. Семенова И.С. «Психолого- педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения,2008,№7

7. Стишенок И.В. «Сказка в тренинге» - С-Петербург, «Речь»,2006,142с

8. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» -Ростов –на –Дону, «Феникс»,2006,75с

9. Чистякова М.И. «Психогимнастика» - Москва, «Просвещение», 2002,158с

Елена Зинченко
Пример адаптированной программы для ребенка с ОВЗ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Школа № 1015

Структурное подразделение дошкольного образования № 3

Адаптированная

образовательная программа

воспитанника ДО № 3

имя ребенка

дата рождения г. р.

Данная программа является частью основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДО №3, и определяет содержание и организацию образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ дошкольного возраста.

Программа направлена оказание помощи ребёнку с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДО №3.

Программа ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования.

Осуществление квалифицированной индивидуально-ориентированной, психолого-медико-педагогической помощи и поддержки ребёнку с ОВЗ учитывая особенности его психофизического развития и индивидуальных возможностей;

Возможность освоения ребёнком с ОВЗ основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДО.

Структура индивидуальной программы :

Пояснительная записка (условия и особенности организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ);

Общие сведения о ребёнке;

Психолого-педагогическая характеристика с заключением педагогов и специалистов ППк ОО и (при наличии) ЦПМПК;

Данные психолого-педагогического и логопедического обследования;

Коррекционно-развивающий маршрут;

Возможные риски и сбои при реализации индивидуальной программы ;

Характеристика команды специалистов, реализующих индивидуальную коррекционно-образовательную программу ;

прогноз развития ребёнка и предполагаемые результаты в ходе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности

Специальные условия и особенности организации ПП сопровождения ребёнка-инвалида ДО (Программно -методическое обеспечение, Циклограмма совместной и самостоятельной деятельности, расписание индивидуальных занятий со специалистами, планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребёнка специалистами и педагогами ДО);

Выводы и заключения по окончанию года реализации программы ;

Задачи :

Создать условия для эффективного психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДО №3;

Проводить мониторинг для определения динамики развития ребёнка с ОВЗ, успешности в усвоении основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДО №3, уровня его социализации и формирования у него интегративных качеств;

Планировать и проводить коррекционно-развивающие мероприятия, своевременно корректировать планы с учётом особенностей развития ребёнка с ОВЗ, его соматического и физического состояния, с учётом показателей психолого-педагогического обследования и на основе мониторинга его развития;

Оказывать помощь ребёнку с ОВЗ в формировании у него социального опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности;

Подготовить ребёнка с ОВЗ к обучению в начальной школе, предупредить возможную тяжёлую адаптацию к условиям школьной жизни;

Оказать помощь родителям в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.

Общие сведения

1. Сведения о ребёнке :

Ф. И. О___ ___

Дата рождения___

Адрес, дом. телефон, инд.:

Посещает ДО №3 ГБОУ Школа №1015 с…

2. Социальный статус семьи : полная (не полная)

Ф. И. О. родителей (законных представителей) :

Мать (лицо её заменяющее) ___ ___

Образование___место работы, должность_

Контактные телефоны___

Отец (лицо его заменяющее) ___ ___

Образование___место работы, должность___ ___

Контактные телефоны___

Родственники, участвующие в воспитании ребёнка : нет

3. Заключение городской (областной) ПМПК_ЗПР, ОНР

Психолого-педагогическая характеристика

1. Анамнестические сведения

(особенности воспитания в семье, наличие психотравмирующих факторов в жизни ребенка , степень адаптации к ДОО (степень предполагающей адаптации , особенности развития ребёнка до года, до 2-х лет)

Воспитанием занимается в основном ….

Степень адаптации к детскому саду – тяжелая/легкая. Плачет, не хочет идти, особенно после пропусков ДОО. Не понимает обращенной речи, частным образом со специалистами.

Беременность протекала …. У мамы был…., в/у, …. Ребенок родился недоношенный на 31 недели.

С 2 лет ребенок сидит , ползает на четвереньках, с 2,5 лет встает, ходит.

Не понимает обращения к себе.

2. Данные медицинского обследования

Врач-невропатолог___ММД. …

Врач-ортопед___ЗПР, …

Другие специалисты :

Логопед : ОНР …;

психолог – …;

психиатр : ….

Данные психолого-педагогического и логопедического обследования на 2016-2017 уч. г.

Данные педагогического обследования – заполняют воспитатели

(особенности усвоения образовательной программы ДОО : по возрасту; испытывает трудности по усвоению образовательных областей (указать каких) ; не усваивает образовательную программу ДОО ).

Дата обследования

Начало года

Заключение

Не умеет одеваться, носит памперс, не реагирует на свое имя, не понимает обращения к себе, не умеет есть с ложки, плохо пережёвывает пищу, сосет игрушки.

Середина года

Конец года

Игровая деятельность - заполняют воспитатели

Дата обследования

Начало года

Соответствует возрасту

Не соответствует возрасту

Индивидуальные особенности игровой деятельности

Не видит в детях партнеров по игре. Играет только один, рассматривает и сосет игрушки

Середина года

Конец года

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания - заполняют воспитатели

Дата обследования

Начало года

Соответствует возрасту

Не достаточно сформированы

Индивидуальные особенности - Не сформированы

Нет навыков самообслуживания

Не понимает, что от него хотят

Середина года

Конец года

Коммуникативные навыки - заполняют воспитатели

Дата обследования

Начало года

Соответствует возрасту

Не достаточно сформированы

Не сформированы

Индивидуальные особенности

Не сформированы

Не смотрит в глаза при контакте

Середина года

Конец года

Темп деятельности - заполняют воспитатели

Дата обследования

Начало года

Соответствует возрасту

Быстрый / Медленный

Индивидуальные особенности

Растянутый темп

Середина года

Конец года

Индивидуальные особенности усвоения образовательной программы ДОО

___Программу не усваивает с детьми, усваивает только при длительном методичном и ежедневном повторе ___

Дополнительная информация об особенностях развития, поведения ребёнка; особенности социализации и интеграции выполняет только то что ему интересно на данный момент, заинтересовать очень сложно, способен понимать только тех к кому привык___ ___

Сильные стороны в развитии ребёнка :

Отсутствуют___

Слабые стороны в развитии ребёнка (по результатам первичного обследования) :

Нет памяти, отсутствует коммуникабельность с детьми___ ___

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Майнский детский сад № 5 «Теремок»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

РЕБЁНКА С ОВЗ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Обучающийся - мальчик Еремеев Иван, возраст- 4года.

Адаптация к группе детского сада прошла в тяжёлой степени. Ребенок расторможенный, гиперактивный. Находится в постоянном движении, натыкаясь на предметы и сметая всё с полок. Отказывается от приёма пищи. На занятиях с педагогами в контакт вступает тяжело.

Устную инструкцию к заданиям не принимает, действует по желанию, постоянно срываясь с места. При контакте с педагогом отводит взгляд и отворачивается. В выполнении заданий не заинтересован. Манипуляции с предметами сводятся к тому, чтобы схватить предмет и бросить его на пол. Действия характеризуются хаотичностью с последующим отказом от выполнения задания. Отрицательно реагирует на музыку: начинает громко кричать и убегать из музыкального зала.

Состояние ручной моторики нарушено. Самостоятельно пользоваться столовыми предметами не умеет.

Пассивный словарь не соответствует возрасту. Активный словарь состоит из звуков: «г», «а», «ы».

Навыки самообслуживания не сформированы.

Сюжетно-игровая деятельность отсутствует.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ».

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Цель коррекционной работы: Создание оптимальных условий развития.

ЗАДАЧИ:

Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

Снижение эмоционального и мышечного напряжения. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

Развитие общей и ручной моторики.

Стимуляция речевого развития ребенка.

Развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития процесса общения.

Развитие пространственных представлений.

Оказание психологической помощи и поддержки родителям.

Организационно-педагогические условия реализации адаптированной программы:

Форма проведения коррекционно-развивающей работы:

Индивидуальные занятия.

Форма контроля и учета достижений ребенка: промежуточная диагностика.

Коррекционно-развивающие технологии и программы:

«Учимся слушать и слышать» Борисенко М.Г., ДатешидзеТ.А., Лукина Н.А.

«Система коррекционного воздействия при моторной алалии» Т.В.Пятница, Т.В. Башинская;

«Методика формирования начального детского лексикона» О.Е.Громова

«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр» Г.А.Османова

«Коррекционно-развивающая работа с умственно-отсталыми детьми в дошкольном учреждении» Стребелева, Екжанова.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Инвариативная часть

Образовательные области

Виды НОД

Объём нагрузки НОД

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Познавательное развитие

Математические представления

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Формирование целостной картины мира

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Речевое развитие

Развитие речи

15-20 мин.

Развитие речи и начал грамоты

20-25 мин.

25-30 мин.

Художественная литература

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное занятие

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Рисование

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Лепка/Аппликация/Конструирование

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Физическое развитие

Физическая культура

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Коррекционное направление

Логопедия

Психолог

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Общее время образовательной деятельности

2ч.15 мин.- 3ч.

3ч. – 3ч.45 мин.

3ч. 45 мин.- 4ч. 30 мин.

Форма организации коррекционной работы:

индивидуальные занятия с педагогом – психологом, учителем – логопедом 2- раза в неделю по 15 – 20 минут с обязательной динамической паузой 10 минут.

Расписание индивидуальных занятий

ребенка - инвалида обучающегося на дому

(длительность 1 занятия 20 мин.)

на 2018 – 2019 учебный год

Дни недели

Время

Место проведения

Вид оказываемых услуг

Специалист

Понедельник

9.40- 10.00

Майнский д/с № 5

Изостудия.

Рисование

Воспитатель

Вторник

9.40 – 10.00

Майнский д/с № 5

Каб. логопеда

Развитие речи/Познава-тельное развитие

Учитель-логопед

10.10 – 10.30

Майнский д/с № 5

Муз. зал

Музыка.

Музыкаль-ный руководитель

Среда

9.40- 10.00

Майнский д/с № 5

Физкультур-ный зал

Физическая культура

Руководи-тель по физ.воспи-танию

10.10 – 10.30

Майнский д/с № 5

Изостудия

Лепка

Воспитатель

Четверг

9.40- 10.00

Майнский д/с № 5

Каб. логопеда

Коррекцион-ное занятие

Учитель-логопед

Пятница

9.40 – 10.00

Майнский д/с № 5

Методич. кабинет

Коррекцион-но-развивающие занятия

Педагог-психолог

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).

Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.

Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией. Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением. Учить выполнить орудийные действия с предметами: набирать крупу в ложку, пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке, забивать деревянные гвоздики; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку; играть деревянными ложками; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку.

Учить выполнять предметно-игровые действия: катать мячики через ворота; катать игрушки в тележке; возить в машине кубики, играть с воздушными шариками; махать ленточкой; кормить куклу, используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого, снимать колечки с пирамидки и нанизывать их на стержень; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке шагает кукла «топ-топ», «прыг-прыг»); учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого); учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке) и т.д.

Развивать мелкую моторику: обучать перекладывать игрушки различной величины, кидать и ловить различные предметы, развивать соотносящие действия и движения пальцев и кистей рук. Учить работать с пластилином, тестом, другим пластическим материалом (разминать, разрывать на крупные куски, раскатывать круговыми движениями, размазывать, придавливать и т.д). Учить рисовать кистью, применяя методы примакивания и касания кончиком кисти, осушать кисть, ритмично наносить штрихи, точки, прямые и округлые линии. Учить выполнять простые аппликации (наклеивание готовых форм), выполнять работу в технике обрывной аппликации. Формировать интерес к конструированию из кубиков, конструктора и т.д.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие ориентировки на цвет, величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками. Учить выделять признаки цвета, формы, величины в окружающих предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы. Стимулировать реагирование на возникшие в помещении (за его пределами) звуки. Формировать целостный образ предмета. Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем. Развивать внимание, фиксацию взгляда на предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом. Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.

КОММУНИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.

Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.

Приобщать детей к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.

Формировать алгоритм восприятия лица и тела.

Обучать способам ориентировки «на себе», «от себя».

Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;

Развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику.

Формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками; Способствовать развитию потребности в сопереживании.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел программы

№ темы

Тема

Количество занятий

1 . Диагностическое обследование

2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Тема 1

Представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, их движениях.

Тема 2

Представления о ближайшем окружении, членах семьи.

Тема 3

Предметное окружение

Тема 4

Временные представления

Тема 5

Мир животных

Тема 6

Мир растений

Тема 7

Ориентировка в пространстве

3. Формирование предметно-практической деятельности

Тема 1

Формирование способности понимать просьбы, команды

Тема 2

Предметно-практическая деятельность с игрушками, конкретными предметами и дидактическим пособием.

Тема 3

Сюжетная игра

4. Сенсорное развитие

Тема 1

Представления о величине, группировка предметов относительно размера.

Тема 2

Представления о форме.

Тема 3

Представления о количестве (много-мало, один-много, пусто).

Тема 4

Основные цвета. Соотнесение предметов по цвету.

Тема 5

Сравнение предметов по форме, количеству, величине, используя приемы приложения, наложения.

5. Коммуникация и развитие речи

Тема 1

Зрительная стимуляция

Тема 2

Обучение пониманию значения слов, простых инструкций

Тема 3

Формирование умения обращаться к взрослому.

Тема 4

Употребление слов/жестов.

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.

Ожидаемые личностные результаты:

1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.

2.Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).

4. Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

Выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;

Выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

Узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

Показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;

Показывать на себе части тела и лица;

Выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

При общении использовать мимику и жесты;

Определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

Понимать и выполнять действия с игрушкой;

Показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;

Вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);

Повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

Адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

Соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;

Использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

Выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия _________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала обучения____________________________________

Дата окончания обучения ______________

Подпись родителя ____________________

Подпись специалиста__________________


Создавать условия для возникновения предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления.
Формировать целенаправленные действия с предметами: «Поймай воздушный шарик!», «Кати мячик!», «Прокати шарики через ворота!», «Покатай зайчика!», «Перевези кубики!» и т. д.
Учить выполнять предметно-игровые действия.

Формировать представления об использовании в быту вспомогательных средств и предметов-орудий фиксированного назначения (создаются проблемно-практические ситуации, в которых ребенок знакомится с назначением вспомогательных средств и орудий в жизни и деятельности человека. Например: ложка нужна для еды, карандаш - для рисования, веревочка нужна, чтобы привязать воздушный шарик и его удерживать, и т. д.).
Учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, ножницы, карандаш, лейка, веревка (игры «Угостим мишку чаем!», «Нарисуем ленточку!», «Польем цветок!», «Поиграем с воздушными шариками!», «Куклы пришли в гости»,).
Учить пользоваться предметами-орудиями (сачками, палочками, молоточками, ложками, совочками, лопатками) при выполнении практических и игровых задач (игры «Достань камешки из банки!», «Поймай утенка!», «Построй заборчик!»)

Развитие понимания речи

Ребенок должен знать свое имя.

Ребенок должен знать названия наиболее часто употребляемых предметов обихода, игрушки, некоторых предметов одежды, посуды, мебели, овощи и фрукты, некоторых животных.

Понимание слов, обозначающих части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши, нос).

Понимание простейших бытовых и игровых действий («умывайся», «ешь», «пей», «ложись спать», «садись», «покатай», «будем одеваться», «пойдем гулять»).

Понимание признаков предметов: цвета (красный, жёлтый), контрастные размеры (большой, маленький).

Понимание речи взрослого, не подкрепленной ситуацией, узнавание и показ предметов на картинках.

Понимание простых по конструкции и содержанию фраз.

Понимание и выполнение просьб, выраженных простым предложением («Передай Маше куклу», «Принеси чашку» и т. п.)

Понимание небольших инсценировок с игрушками, состоящие из 2-3 действий.

Понимание действий (спит, бежит, сидит, пьет, лает и т. д.)

Понимание признаков предметов: размер («большой - маленький»), цвет (красный, желтый).

Понимание местоположений предметов («книга на столе», «кукла в коляске» и др.), место нахождения предметов (здесь, там).

Обучение умению группировать (по указанию взрослого) знакомые предметы по названию, по цвету.

Понимание речевых конструкций с предлогами в, на (на столе, в чашке и т.д.).

Понимание и выполнение несложных поручения, включающие два взаимосвязанных действия («найди и принеси», «возьми и надень», «поставь на полку, в шкаф»).

Понимание несложного рассказа взрослого по сюжетной картинке.

Развитие активной речи

Произношение по подражанию звукоподражаний и несложных звукосочетаний, простых по звуковому составу и легких для воспроизведения слов (дай, на и др.).

Развитие общения ребёнка со взрослыми. Общение с помощью жестов, мимики и звукосочетаний, слов, ответы на простейшие вопросы (Кто это? Что это? Что делает?).

Повторение за взрослым и воспроизведение доступными для ребёнка средствами слов, обозначающих близких ребёнку людей, знакомых предметов и игрушек, некоторых действий.

Что еще почитать