Образование креативное пространство. Эксперты: Креативные пространства — это всегда временное решение

Креативные пространства: возможности социальной интеграции и практики социального исключения

Юхно Ирина Викторовна

СПбГУ, факультет социологии

магистрант

Научный руководитель: Хохлова Анисья Михайловн, кандидат социологических наук, Санкт-Петербургский Государственный Университет

Аннотация:

Одной из наиболее актуальных тем, связанных с конструированием публичного социального пространства города, в последнее время является креативность как фактор успешного развития городов и их «климата», а также как ресурс формирования позитивного имиджа городской инфраструктуры, стимулирующий финансовые инвестиции в благоустройство районов и привлекающий новые интеллектуальные ресурсы. В последние несколько лет на месте закрывшихся или переместившихся в другие районы промышленных центров, начали развиваться креативные пространства, ставшие воплощением идеи «креативного города». Креативные пространства стали примером решения проблемы депрессивных районов и способ реконструкции нерентабельных промышленных зон. Однако, часто, как в западной, так и в российской практике интересы «креативного класса» не совпадают с интересами других социальных групп, и вопрос о возможности влияния и регулирования городских планов развития решается в пользу первых. В результате этого выстраиваются новые социал

Abstract: One of the most actual questions of constructing public social spaces in the city is the role of creativity in successful urban developing and it «climate» and as a resource for constructing a positive image of cities infrastructure that stimulate financial investment for improving areas and attract new intellectual resources. In the last few years at the site of the closed or moved to other areas industrial centers began to develop creative spaces that directly have realized idea of «creative city». Creative spaces became an example how to solve the problem of depressed regions and reconstruct unprofitable industrial zones. But often, both in european and russian practice interests of «creative class» does not coincide with interests of other social groups, and the possibility of influence and control of urban development plans is solved in favor of the first. As the result appear new social boundaries for social exception to the less privileged classes, which leads to desta

Ключевые слова:

креативные пространства; социальная интеграция; социальное исключение; публичные места; символическое производство

УДК: 301+303.642.022

Вторая половина XX в. характеризуется упадком целых индустриальных кластеров Северной Америки и Европы, в результате чего в городах, где крупные производственные комплексы представляли собой ресурс социально-экономического развития, остро встал вопрос о поиске новых рабочих мест и нового источника самоидентификации. Одним из решений для возрождения «умирающих» индустриальных центров стала реорганизация бывших производственных помещений в различного рода креативные пространства. Мощные промышленные кластеры превратились в аттракционы развлечений, туризма и прибежища креативных индустрий: цеха стали площадками для арт-центров и проведения концертов и выставок. В городах некогда крупнейшего в Европе угольно-металлургического кластера в немецком Руре проходят музыкальные фестивали и развивается киноиндустрия. Город Эмшер-Парк, в котором располагался крупнейший в сталелитейный комбинат, сегодня - город-музей световой рекламы.

Упадок западных индустриальных городов требовал поиска новых ресурсов развития, что стимулировало становление современного креативного города, в котором основной экономической силой является, по мысли Р. Флориды, креативный класс. Фактически, креативный класс представляет собой группу творчески ориентированных профессионалов, стремящихся жить и работать на творчески организованных площадках. Именно представители креативного класса смело обживают вчерашние заводы и фабрики, превращая их в места бурлящей активности, полигоны для совместного генерирования идей и общественные пространства. Особенность креативного класса заключается в его неоднородности, поскольку креативные профессионалы являются представителями разных творческих и наукоёмких профессий, но принципиально важным для всех них является способность генерации новых жизнеспособных бизнес-идей, являющихся синтезом творчества, высоких технологий, моды и культуры. С другой стороны, креативный класс составляют не только креативные предприниматели и представители свободных профессий, но и соответствующие потребители этих продвинутых идей.

«Сами креативные профессионалы, в свою очередь, не просто концентрируются там, где требуется рабочая сила. Они живут там, где им нравится, и предпочитают центры творческой активности. Креативность всегда цвела пышным цветом в определенных местах — от классических Афин и Рима до Флоренции эпохи Медичи и елизаветинского Лондона и вплоть до Гринвич-Вилидж и района залива Сан-Франциско. Как отметила давным-давно великая урбанистка Джейн Джейкобс, успехом пользуются места многомерные и неоднородные — они не обслуживают какую-либо одну промышленность или единственную демографическую группу; их отличает обилие творческих стимулов и креативное взаимодействие. В своей консультационной практике я часто объясняю ведущим политикам и бизнесменам, что месту необходим человеческий климат — или креативный климат — наравне с благоприятными условиями для бизнеса».

Таким образом, по мысли Р. Флориды, для обеспечения жизнедеятельности креативного города необходимо стимулировать создание специфических пространств для концентрации в них креативных профессионалов и их посредников, способствующих развитию инновационных идей и технологий. Если же город не способен аккумулировать в своих границах достаточное число креативных пространств, он неизбежно теряет самую активную, способную, стремящуюся к развитию часть населения. Таланты, стремящиеся к росту и самореализации, всегда устремляются туда, где могут получить максимальное развитие и признание. Более того, креативная городская среда также является средством производства: когда человек попадает в информационно обогащенную среду креативного города, его собственная креативность и интеллектуальные способности вырастают. Именно поэтому в свое время поэты, ищущие успеха, стремились в Париж, архитекторы и художники - во Флоренцию, композиторы - в Вену и т.д.

И сегодня тенденция, появившаяся веками ранее, превратилась в идеологию развития современных постиндустриальных городов, где наиболее ценным ресурсом признан человек и его способности. Поэтому в современных условиях различные варианты территориальной локализации для производства и потребления новых продуктов, идей, эмоций связываются в некоторую типологию креативных пространств, где к уже традиционным кварталам, кластерам и лофтам подключаются все новые единицы, вроде арт-фабрик, арт-заповедников и зон коворкинга.

Под креативными пространствами будем понимать, прежде всего, социокультурную среду взаимодействия, объединяющую сообщества творчески-ориентированных специалистов, производящие креативный контент и новые символические образы. Это многофункциональная площадка, позволяющая аккумулировать на своей территории разнообразные культурные, бизнес, образовательные, релакс и рабочие площадки, культивируя многообразие коммуникативных практик и культурных паттернов. Так, креативным считается «снабженное соответствующей организационной структурой пространство, обеспечивающее концентрацию креативных процессов и плотность коммуникации между их участниками, при которой возникает синергетический эффект». В широком смысле это новая форма социокультурных коммуникаций, позволяющая переосмыслить городское индустриальное наследие, соединяя динамику бизнес-процессов и потенциал креативных профессионалов и их посредников.

Подобные модели пространственной организации возникли еще в конце прошлого века в Америке и Европе. В последние годы проблема стимулирования креативности в обществе, в частности, посредством конструирования креативных пространств, коснулась и России. В настоящее время в Москве функционируют «Винзавод», «Даниловская мануфактура», «Flacon», «Красный октябрь», «ArtPlay» и т. д.; в Петербурге - «Ткачи», «Этажи», «Пушкинская, 10», «Rizzordi Art Foundation», «Звездочка», «Красный треугольник», «Факел».

Уникальная идентичность креативных пространств повышается за счет определенных форм использования этих пространств, связывающих культуру и потребительские практики. Успех конструируемых здесь актуальных смыслов, которые становятся востребованными современным капиталистическим рынком, обусловлен вкладом креативных специалистов, сумевших совместить авангард и деликатное отношение к историческому наследию. Символический капитал, продуцируемый творческими профессионалами, конвертируется в экономический, становясь весьма привлекательным для бизнес-структур. В результате конструируемое креативным классом пространство превращается из арены культурного производства в площадку экономического производства.

В результате городское пространство оживляется за счет строительства современных многофункциональных культурных центров с публичными функциями, ориентированных на развитие сектора услуг и популяризацию малого предпринимательства. Именно поэтому в постиндустриальном городе главным объектом градостроительной политики становятся общественные пространства. Следуя традиции Л. Лофланд, под общественными пространствами мы будем понимать пространства, отвечающие таким условиям публичной жизни, как разнообразие, открытость, общедоступность.

Оценивая с точки зрения данных критериев креативные пространства, следует отметить, что для представителей креативного класса они, прежде всего, представляют собой среду, транслирующую идеи свободного взаимодействия, толерантности к «инаковым» формам самопрезентации и поведения. По утверждению Р. Флориды, логика символической экономики постиндустриальных городов трансформировала современные публичные пространства до пространств потребления, где основными источниками привлекательности и экономической эффективности выступают разнообразие и непосредственность, позволившие городу «втянуть в свою орбиту таланты различных групп эксцентриков и нонконформистов, прежде исключенных из его экономики» и сосредоточить в самом центре прогрессивной социально-экономической жизни тех, кто ранее считались маргиналами и были исключены из общественной деятельности. Сегодня они, как носители новых культурных ценностей, выраженных в стремлении к индивидуализации и самовыражению, к поиску нетривиального насыщенного социального опыта, преимущественно сосредотачиваются в городских публичных пространствах, располагающих достаточным разнообразием коммуникативных, профессиональных, культурных и досуговых практик.

Кроме того, многочисленные неоднородные городские сообщества, постоянно сталкивающиеся с культурным разнообразием и новыми формами коммуникативной активности, «формируют особые публики, способные и готовые воспринимать креативные идеи извне и самим включаться в творческую коммуникацию».

Открытость, доступность и терпимость, транслируемые городскими публичными площадками, предоставляют также возможности конструирования новых идентичностей и культурных альтернатив, наличие низких входных барьеров для различных людей и групп, что предполагает включение в общественную жизнь не только традиционного слоя городских жителей, но и «аутсайдеров-новаторов»: мигрантов, гомосексуалов, богемной элиты и т.д. Поэтому публичные места, где возможно столкновение различных идей, инициатив, интерпретаций, где встречаются незнакомцы с различным культурным опытом, различными ценностными идеалами, вкусовыми предпочтениями, становятся мощным ресурсом производства креативности. Культура постмодерна, определяющая себя через отрицание принципов общества модерна: стандартизация, универсализация, рационализм, - делает ставку на неоднородности, игровом переосмыслении реальности, театральности, местной специфике, уникальности. Общедоступность, открытость таких публичных площадок, как креативные пространства, означает также, что во всем многообразии потенциальных публик встречаются люди с различным культурным и социальным капиталом, по разному воспринимающие и оценивающие креативные инициативы творческих специалистов, экспонирующих свои продукты широким группам.

Однако данные критерии, с которыми связывают конвенциональное понимание публичных пространств, все реже отвечают реалиям постиндустриальных городов, подверженных тотальной коммерциализации. В свете этой тенденции публичные пространства все чаще присваиваются бизнесом и крупными корпорациями, которые редуцируют городские общественные пространства до площадок потребления, извлекая от их функционирования частную выгоду в виде коммерческой прибыли.

Рассматривая описанные выше критерии в контексте коммерциализации публичных пространств и приватизации их бизнес-элитами стоит отметить, что по мере трансформации креативных пространств в пространства потребления, где превалируют потребительские, а не культурные и коммуникативные практики, предполагаемое в них разнообразие сводится до разнообразия публик готовых и имеющих возможность практиковать наличный тип потребления. Как следствие, открытость и общедоступность, необходимые для поддержания городской публичной жизни, также подменяются требованиям соответствия новым культурным и потребительским стандартам, продуцируемым креативными инноваторами. В итоге в конвенциональном смысле открытые публичные пространства современных городов подменяются «полупубличными» местами.

Конечно, нельзя назвать это совершенно новой тенденцией, поскольку «полуприватизированные» публичные места существовали всегда, например, стадионы, куда открыт доступ только публикам, разделяющим определенные интересы и т.д. Однако сегодня значимость вкусовых предпочтений при конструировании публичных пространств дополняется финансовым барьером, поскольку доступ в них также ограничен по принципу дохода и типа потребления. Креативные пространства в этом смысле, редуцировавшие свою социальную и культурную миссию, начинают функционировать как коммерческие центры, имеющие владельцев и администрацию, которые осуществляют формальный контроль над этим площадками, ограничивая по необходимости доступ нежелательных публик.

Анализируя современные урбанистические тенденции Р. Сеннет и позже З. Бауман описывают публичные пространства постиндустриальных городов как номинально общественные, поскольку, не являясь приватными или приватизированными, они в действительности лишены важного для общественного пространства качества - публичной культуры. Так, например, торговые центры, развлекательные площадки не ориентированы на создание культуры общения и взаимодействия различных групп и людей, что является неотъемлемым условием конструирования общественной сферы.

Рассматривая креативные пространства в контексте данного тезиса, отметим, что в отличие от описанных Р. Сеннетом и З. Бауманом номинальных общественных пространств, лишенных публичной культуры, творческие пространства, напротив, культивируют плодотворную коммуникативную среду, позволяя различным публикам, встречающимся здесь, обмениваться идеями, создавать сети актуального опыта, профессиональные сообщества и т.д.

Таким образом, креативные пространства как публичные общедоступные места, несмотря на трансляцию идей разнообразия и толерантности, несмотря на возможности взаимодействия незнакомцев, скорее становятся полубличными, поскольку сам концепт креативности, заявленный как мощный фильтр, ограничивает доступ в эти места любого, кто таковым критерием не обладает. С другой стороны, коммерциализация творческих площадок также сужает круг потенциальных участников взаимодействия и публик, способных делиться своим творческим опытом и обмениваться креативными идеями. Приватизация креативных пространств бизнес-элитами приводит также к тому, что работавшие здесь некогда креативные специалисты, не способные принести своим инвесторам своевременной прибыли, вытесняются за пределы этих площадок, попадая снова в группу маргинализированных. Логика позднего капитализма, делающая ставку на то, что Ш. Зукин называет «капитализацией посредством культуры», позволяет включать в свою орбиту тех, кто способен производить новые культурные модусы и смыслы, и снова исключает их, если эти символические системы уже не актуальны.

Кроме того, рост символической значимости места посредством конструирования в депрессивных районах различного рода креативных пространств приводит к концентрации на реконструированных территориях не только креативных практик, но также представителей креативных сообществ, инвесторов и бизнесменов, в результате чего местные жители, вынуждены покидать ревитализированные кварталы вместе с тем, как дорожает жилье, повышаются цены на потребительские товары, увеличиваются арендная ставка и квартплата. С другой стороны, креативные специалисты: художники, арзитекторы, дизайнеры и т.д., - имеющие возможность коммуницировать с администрациями и бизнес-элитами облагораживаемых территорий, могут транслировать идеологические ценности, политические и экономические предпочтения, размещая в депрессивных местах свои произведения. «С этой точки зрения новые арт-объекты отторгаются множеством горожан по той причине, что они воспринимаются как покушение на мифологизированное прошлое и одновременно как образы отчужденной действительности, как порождение опасных социальных практик, как знаки доминирования не принятых коллективным сознанием новых элит». В результате местные жители вынуждены формировать альтернативные пространственные тактики, соглашаясь с новыми трансформациями или исключая их из своих повседневных практик (игнорируя либо уничтожая). При этом вопрос относительно того, что происходит с теми, кто жил в этих неблагополучных районах до того, как их оккупировали креативные профессионалы, не говоря уже о том, что с ними стало после того, как креативные индустрии уступили свое место бизнес-структурам, все чаще остается где-то на периферии или даже вне дискурса креативной экономики.

Поэтому современная практика конструирования креативных пространств в самом широком смысле представляет собой грамотную стратегию манипулирования общественными паттернами взаимодействия и служит примером властного распределения сил в современном мире.

Помимо выше сказанного, для анализа и проверки данной идеи был проведен качественный контент-анализ. В качестве документов использовались лекции ведущих урбанистов современности и идеологов креативных теорий (лекции Дж. Хокинса, Т.Флеминга, Р. Флориды и т.д.), семинары посвященные развитию креативных пространств, поскольку в рамках таких встреч можно наглядно наблюдать столкновение различных дискурсов, а также официальные страницы петербургских креативных пространств «Ткачи» и «Этажи» ВКонтакте. Результаты аналитической работы представлены на рис. 1.

Рисунок 1: Формирование дискурса креативных пространств

На схеме показано, как выстраивается дискурс креативных пространств в различных источниках и как на уровне социальных практик дискурс интеграции в результате подменяется дискурсом социальным исключением.

Так, с точки зрения экономической рентабельности, креативные пространства не приносящие их инвесторам сиюминутной выгоды, коммерциализируются и отдают свои площадки для финансово наиболее выгодных проектов, а не тех, которые предоставляют больший интерес для публики и их создателей. С точки зрения городского планирования и местных администраций, конструирование креативных пространств приветствуется и даже поощряется в ряде стран, поскольку это приводит к джентрификации районов и повышению их коммерческой ценности. На уровне же теоретический дискуссий такого рода проекты принципиально важны, поскольку позволяют создать условия для интеграции в едином поле различных социальных групп и сконцентрировать в узком пространстве богатое разнообразие социальных практик. Однако ключевую роль в данной дискуссии занимает креативный класс или, по крайней мере, представители интеллектуальной и творческого круга, что отсылает нас к элитизации теории и вычленении из этого дискурса современного идеологического конструкта - креативный класс. Идеологическое доминирование одних немногочисленных представителей населения заставляет социальных ученых обращаться к проблеме социального исключения, возникающего на фоне популяризации теорий креативного города и креативного класса.

Одним из последствий привилегированного положения представителей креативного класса становится джентрификация депрессивных районов, предполагающая в целом позитивные изменения - общее благоустройство и облагораживание территорий. Однако, соглашаясь с замечанием П. Бурдье, любая эстетика, любое искусство подразумевает также отношения власти: «эстетика может быть - и почти всегда является - средством проведения границ и социального исключения». Поэтому сегодня низкостатусные социальные группы вытесняются за пределы символически значимых креативных пространств, либо изолируются внутри ревитализированных районов, лишаясь доступа к сконцентрированным в них новым материальным и символическим благам.

С другой стороны, синтез политической, бизнес и урбанистической риторики приводит к тому, что посредством быстрого решения городских вопросов, в публичном дискурсе сопровождаемого риторикой «развития города» и «интеграции» различных групп (Ч. Лэндри, Р. Флорида) происходит не решение актуальных проблем, а попытки создать механизмы сосуществавания с данными проблемами.

Поэтому обнаруживаемые вокруг идеи конструирования креативных пространств дискурсы исключения и элитизма становятся причиной скептического и критического отношения к концепции «креативных пространств», развивавшейся как стратегия социального взаимодействия различных групп в рамках неоднородной городской среды.

Таким образом, на сегодняшний день социальная миссия креативных пространств, к которой аппелируют теоретики креативного города, создатели и инвесторы данных площадок, не оправдывает себя. В более широком смысле, борьба дискурсов «интеграция»/ «исключение» предстает как борьба за принципы структурирования современной социально-политической системы общества.

Библиографический список:


1. Бауман З. Текучая современность. СПб.:Питер, 2008.
2. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство, 2011.
3. Лейбович О. Л. Символическое пространство большого города. Вестник Пермского научного центра. 2012, №2. С.56-62.
4. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2011.
5. Макарова К. Постиндустриализм, джентрификация и трансформация городского пространства в современной Москве. Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2010. № 2 (70). [Электронный ресурс] (URL: http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/ma25-pr.html).
6. Паченков О. Публичное пространство города перед лицом вызовов современности: мобильность и «злоупотребление публичностью». НЛО. 2012. № 117. [Электронный ресурс] (URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2012/117/p33-pr.html).
7. Сеннет Р. Падение публичного человека. М.:Логос, 2002.
8. Стеклова И.А., Рагужина О.И. Архитектокника креативного пространства: лофты. Архитектон, № 45 Март 2014. [Электронный ресурс] (URL: http://archvuz.ru/2014_1/7).
9. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005.
10. Хохлова А. Городские публичные места как площадки культурного производства и потребления. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 182-191.
11. Bourdieu P. Distinction: A social critique of the judgement of taste / Tr. by R. Nice. Cambridge; MA: Harvard University Press, 1984.
12. Lofland, Lynn. The Public Realm: Exploring the City’s Quintessential Territory. New York,1998.
13. Zukin S. The Culture of Cities. London: Blackwell, 1995.

Рецензии:

29.09.2014, 20:12 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия : Идея "креативного города" имеет прежде всего урбанизационный характер.Архитектоника современного города ушла далеко за траниц классических схем и взглядов.Прагматизм доминирует.Потому что дизайн внутренного пространство жилья не отвечает екстериорных ожидании.Рекомендуется к публикации.Основания: 1.Ракурс контекста в нужном направлении. 2.Философия человека по отношению собственного дома показана деликатно и едновременно с етим категорически. 3.Креативность прежде всего стремеж утилизации динамичного социума человека.Успех

22.10.2014, 0:24 Оганян Карина Каджиковна
Рецензия : Статья актуальна, представляет особый интерес в контексте направления Социология города. Считаю проблемы, затронутые и рассматриваемые в статье автором берспективными и многоплановыми. Статья может быть рекомендована к публикации.

Яна Козак, аналитик «Стрелка КБ», подготовила для вас список из 10 лучших общественных пространств, открытых в ушедшем году. Передаю ей слово.

Девелоперы, занимающиеся развитием общественных пространств, в этом году ставили себе задачи по трем основным направлениям:
— Удешевление и облегчение систем эксплуатации пространств. Отсюда устойчивые и экологичные решения: проницаемые покрытия, системы отведения дождевых вод, биодренажные канавы, светлые поверхности мощения, которые отражают свет и препятствуют перегреву.
— Повышение климатического комфорта, поэтому почти в каждом выбранном объекте есть навесы, тенты, элементы адиабатического охлаждения, то есть фонтанов, искусственных прудов и озер.
— Мультифункциональность. Пешеходные пространства включают не только места отдыха, но и площадки для игр, занятий спортом, пикников, рынков. В них одинаково комфортно как веселой компании, так и одинокому городскому мечтателю.

Вот десять самых ярких проектов 2015 года, отвечающих заданным критериям и потенциально полезных для Москвы.

1. Площадь Берты Крегер
Гамбург, Германия
Автор проекта: relais Landschaftsarchitekten

Целью архитектурного бюро было создание общественного пространства с уютной атмосферой, которое могло бы стать символом всего квартала. relais Landschaftsarchitekten удалось сделать то, что сейчас пытаются сделать в Москве: придать характер многофункциональности «потерянному» пустырю. Теперь здесь есть место и для торговых лавок, и для прогулок, и для отдыха.

Центральная часть площади разделена сидячими островками, называемыми Sitztiden. Скамейки имеют разную высоту и напоминают волны, деревья растут прямо сквозь них.

От площади идет проход к находящейся рядом железнодорожной станции. Он так же, как и сама площадь, выложен серой брусчаткой. Его поверхность пересекают светлые плавные линии из бетонных плит, их задача — указывать направление от вокзала к общественному пространству.

2. Центральная площадь в Эммене
Эммен, Нидерланды
Автор проекта: LandschaftsArchitekten Stadtplaner

Пример грандиозной реконструкции всего центра города. 26 тысяч квадратных метров стали новой достопримечательностью и самым большим общественным пространством Эммена. Раньше площадь была заполнена автомобилями, но теперь она предназначена для пешеходов и велосипедистов, на ней большое количество уличной мебели.

Площадка, вымощенная натуральным камнем, деревянные навесы, зеленые зоны, необычное использование воды, солнечная терраса и потрясающее освещение — вот главные особенности этой площади.

Среди лучших проектов площадь в Эммене оказалась за то, как интересно и функционально на ней использована вода. В северной части площади находится пруд, в котором высажены декоративные водные растения.

Длинным каналом он соединен с центральной частью площади. Здесь вода разлита прямо по камням, ее глубина составляет всего 15 см. Здесь же находятся наземные фонтаны. Гладкая поверхность красиво отражает небо, здания и деревья.

3. Хафенпарк
Франкфурт, Германия
Автор проекта: Sinai

Хафенпарк — пример удачной трансформации индустриальной пустоши в публичный парк. В 2012 году там появилась первая часть парка — «Цементные джунгли» — скейт и BMX-парк.

Но начиная с 2013 года вдоль реки там начали появляться возможности для отдыха и более спокойных слоев населения. Компании Sinai удалось переосмыслить территорию набережной: здесь появились раскидистые рощи, тенистые сады, приподнятые озелененные плато.

Удивительный пример того, как совместить агрессивный тип спорта, поля с фитнес-оборудованием и спокойные зеленые зоны. Здесь все та же приверженность основным тенденциям 2015 года: проницаемые поверхности, не требующие установок дренажа, и светлые ненагревающиеся покрытия.

4. Торговая линия и набережная
Район Ультимо, Сидней
Автор проекта: Aspect Studio

Открытие обновленной набережной в районе Ультимо делает Сидней ещё более инновационным и экологичным городом. The Goods Line — стратегическое связующее звено и важное зеленое пространство для развивающейся части города. Все организовано так, что места под коворкинг, пикник, ритейл или детскую площадку или теннисный стол тщательно продуманы и используются по назначению.

Этот уникальный парк раньше представлял собой железнодорожный коридор, который трансформировали в зеленую пешеходную вену одного из самых густонаселенных районов Сиднея. Это пространство стало живой метафорой перехода от индустриального прошлого к инновационному и информационному будущему.

На набережной есть возможность проводить разные мероприятия и фестивали, она создает чувство общности в ранее заброшенном пространстве. Намеренно нелинейный дизайн создает большое количество небольших субпространств, которые можно использовать для разных целей.

5. Квартал Этьен-э-Фош Барак
Ландау, Германия
Автор проекта: A24 Landschaft GmbH

The State Horticultural Show Landau 2015 — проект грандиозного преображения 27 гектаров на общий бюджет в 13 миллионов евро. Он обеспечит основу для будущего развития нового жилого квартала, для этой же цели на территории бывших военных объектов готовят площадки для отдыха и занятий спортом.

Эта территория примыкает к природному заповеднику Эденберга, поэтому все меры по ее реконструкции направлены на сохранение природного ландшафта и разумное его использование в рекреационных целях.

Огромная зеленая зона уже сыграла свою роль в развитии этого района. Ей удалось привести к гармонии свежеотстроенные жилые дома и казармы. В центре нового квартала находится пруд со множеством водных растений. Площадка для спорта и отдыха расположилась на территории бывшего угольного склада.

Дизайн парка вдохновлен сдвигами тектонических плит в рифтовой долине Верхнего Рейна: необработанные края, разрывы и расслоившийся камень выглядят здесь очень эстетично. И, конечно же, все утопает в зелени.

6. Кампус университета Монаша
Мельбурн, Австралия
Автор проекта: Taylor Cullity Lethlean Landscape Architecture

В эпоху развития онлайн-обучения университетские кампусы стали еще более значимыми для преподавателей и студентов. Аллеи, газоны, террасы и площадки для разных активностей имеют огромное количество возможностей для обучения, общения и питания. Архитектурное бюро постаралось создать в университете Монаша благодатную почву для обмена идеями и социализации, умственного и физического развития.

В центре кампуса теперь пространство для проведения мероприятий и терраса для спокойного отдыха на свежем воздухе. Пол центральной площадки украшен большим графическим рисунком. Тут находятся площадки для игры в баскетбол и настольный теннис.

Дороги и парковку превратили в площадку для прогулок с водными объектами, которая создает реальное ощущение пребывания в кампусе.

7. Порт Ольборга
Ольборг, Дания
Автор проекта: C.F. Møller Landscape

Средневековый центр города связали с прилегающим к нему фьордом, который раньше был недоступен для пешеходов из-за интенсивного транспортного движения и расположения здесь промышленной гавани. То, что раньше было обратной стороной города, стало новым, привлекательным центром.

Пристань превратилась в бульвар для пешеходов и велосипедистов. Средневековый замок Ольборна снова стал центральной гаванью, теперь уже обрамленной зелеными зонами. На набережной появились ступенчатые спуски к воде, оборудованы площадки для торговли, игр с мячом и принятия солнечных ванн. В общем, архитекторы постарались создать привлекательное общественное пространство для разных слоев населения.

Центральная площадка для активного времяпрепровождения — это игровое пространство, полезное для людей всех возрастов. Тут можно заниматься чем угодно: от пляжного волейбола летом до катания на коньках зимой. Здесь находится несколько стальных павильонов, в которых хранится спортивный инвентарь и продается мороженое.

По соседству с игровой зоной находятся зеленые насаждения, пышные оазисы для спокойного отдыха. Рядом с набережной расположен бывший ледокол Эльбьерн, превращенный в плавучий ресторан.

8. Кампус Alumni Green Технологического университета в Сиднее
Сидней, Австралия
Автор проекта: Aspect Studio

UTS Alumni Green - самое значимое открытое пространство Городского кампуса Технологического университета Сиднея. Оно делится на три части. «Зеленая зона» — приподнятая платформа с газоном, которая может быть использована для разных мероприятий и отдыха. Фигурные границы зоны используются как скамейки.

«Центральная зона» — пространство для сбора студентов и посетителей.

И «садовая зона» — оазис из деревьев, со столами, стульями, розетками, барбекю и площадками для игры в пинг-понг.

Пространство специально было разработано так, чтобы удовлетворять самые разные нужды. Здесь можно проводить концерты, показывать кино, устраивать вечеринки и пикники.

9. Парк на крыше здания
Осло, Норвегия
Автор проекта: OSLO Ontwerp Stedelijke en Landschappelijke Omgeving

На берегу реки Доммел стоит невысокое строение, а на его крыше — маленький парк. Это место — вал Sint Jan, который был одним из четырех главных входов укрепленный старый город. Здесь были найдены остатки ворот и стены из средневекового булыжника. Фланговые стены бастиона были частично восстановлены и последи них была возведена массивная крыша на стальных колоннах. Она на полтора метра выше уровня улицы и на ней разбито общественное пространство.

Площадь парка всего 700 квадратных метров, но в нем достаточно сидячих мест.

Он расположен на одном из изгибов Доммела, поэтому с площадки открывается широкий вид на обе стороны реки. Плитка, которой выложена площадка, была изготовлена специально для этого парка: по форме она напоминает льдины.

Высаженные по периметру деревья создают тень и укрывают отдыхающих от посторонних глаз. Ковер из гравия позволяет корням деревьев получать воду и воздух. Стволы покрашены коричневым природным пигментом, который сочетается с ржавыми конструкциями.

10. Парк Ulls hus
Уппсала, Швеция
Автор проекта: White Arkitekter

Бюро White спроектировало ландшафтную зону перед новым зданием Шведского аграрного университета в Уппсале. Закрытый внутренний двор, аллеи и несколько входов стали для него основой. Растительность играет здесь ведущую роль.

Большой двор — это коллективное пространство для отдыха, встреч, повседневной жизни и праздничных мероприятий. Площадка покрыта гравием, ее пересекают дорожки из крупных гранитных плит. Гранитные каналы выравнивают гравий и отводят дождевую воду. В центре площадки находится минималистичный фонтан.

На южной стороне расположена тисовая изгородь, парковка для велосипедов и площадка со столами.

Большая часть антикафе работает в помещениях, которые не подходят для стандартных заведений общепита. Либо их обустройство требует существенных финансовых вложений. Согласно «2ГИС», в городе имеется более полусотни таких точек, сосредоточенных преимущественно в исторической части Петербурга. На Невском проспекте, например, в бывших квартирах (не на первых этажах) расположены «Циферблат» и FreeDom.

Как правило, такие заведения малорентабельны, а спрос со стороны целевой молодежной аудитории не достаточен, отмечают в компании JLL. В лучшем случае их организаторы с трудом покрывают расходы. В частности, закрылись такие известные прежде проекты, как «Четверть» и «Сейчас», а «Цифербург» съехал из «Пассажа» и ищет новое место.

По данным Colliers International, услуги коворкинга в городе оказывают несколько деловых центров, занимающих площади от 300-400 кв.м (например, «Зона действия» и 404 Hub). Но в основном «колхозы» для клерков располагаются в помещениях не более 120 кв.м. Кроме того, на рынке присутствуют и офисные миксты, где можно снять как отдельные кабинеты, так и рабочие места. Такие услуги предоставляют компании Regus и «Офис-М». Сами коворкинги, как правило, не владеют недвижимостью и являются классическими арендаторами. Для тех же, кто пользуется их услугами, разработаны разные схемы оплаты: разовый платеж, абонементы и аренда фиксированного рабочего места на определенный срок.

Что касается креативных пространств, то, по оценкам NAI Becar, их в Петербурге — более двух десятков. Такие площадки занимают разнообразные постройки — от пары сотен «квадратов» до 13 000. Среди крупных перспективных проектов, делающих акцент на этом направлении, — реконструкция Новой Голландии и создание многофункционального комплекса «Петровский арсенал» в Сестрорецке, а также гипотетический редевелопмент Апраксина Двора.

Стоимость аренды зала в креативном пространстве составляет в среднем 5000 рублей в час. Офис обойдется не дешевле 950 рублей за кв. м в месяц. Услугами таких пространств пользуются, как правило, корпорации и частные клиенты, ориентированные на организацию выставок или воплощение каких-нибудь творческих идей.

Группа компаний «БестЪ» провела в минувшую среду очередной деловой завтрак, задавшись вопросом, какая судьба ждет так называемый креативный кластер в Петербурге. Встреча состоялась на площадке культурного пространства «Бенуа 1890», куда съехались организаторы арт-проектов, девелоперы, инвесторы и застройщики.

Мнения экспертов


Дмитрий Мильков,

президент Центра развития творческих индустрий:

— Креативный кластер — один из современных форматов рынка недвижимости, но не стоит жестко привязывать его к художественной сфере. Истории таких объектов тоже разные. Среди успешных арт-пространств, созданных творческими ребятами, я бы назвал «Пушкинскую, 10», «Этажи» и «Тайгу».

Но, например, креативный кластер, действующий в БЦ «Ткачи», не имеет прямого отношения к искусству и является частью девелоперского проекта. Любопытен опыт креативной площадки бизнес-парка «Полюстрово». На Васильевском острове, например, на бывшем заводе музыкальных инструментов формируется кластер «Артмуза», инициатором которого выступил собственник предприятия. То же самое относится к территории «Ленполиграфмаша». Если же рассуждать об уникальных зарубежных примерах, достоин восхищения проект парка и арт-пространства Westergasfabriek на месте газовой фабрики в Амстердаме. Стоил он 100 млн евро и стал своего рода образцом государственно-частного партнерства: половину суммы вложили городские власти в благоустройство зеленой зоны, а остальные инвестиции (в реконструкцию и обустройство объектов недвижимости) привлек бизнес. Теперь здесь расположен концертный комплекс, работают разные арт-офисы, веб- и телестудии.

Еще один интересный объект — выставочный центр Super Studio Milano в Милане, где сейчас проходят многие модные мероприятия и крупные hi-tech презентации. Инвестором этого проекта стала одна пожилая дама, которая когда-то взяла кредит в банке и купила развалившуюся фабрику в районе каналов.

Савелий Архипенко,
креативный директор лофт-проекта «Этажи»:

— Большая часть подобных кластеров возникла не как результат реализации бизнес-планов, а стихийно. Каждый случай индивидуален. И для коммерческих структур креативное пространство — далеко не основной способ получения дохода. Например, помещения наших «Этажей» находятся в субаренде, что вызывает определенные сложности и то же время дает стимул для поиска новых идей. Приходится быть очень гибкими и постоянно выискивать новые способы заработка, поскольку никаких грантов на поддержку культурно-выставочных мероприятий в Петербурге нет. Так у нас появились кафе и хостел, а в трудные времена приходилось отказываться от части площадей. Наша основная целевая аудитория — молодые люди, среди которых сейчас достаточно тех, кто готов платить за выставки, хотя еще недавно это считалось «не круто». И главное, они сами хотят пробовать себя в роли стартаперов. Мы пытаемся сейчас реализовать проект «Улица Контейнерная»: разместим во дворе более 50 промышленных контейнеров, которые будут сдаваться под офисы, кафе, галереи и пр.


Анастасия Пацей,
куратор проектов на «Пушкинской, 10»:


— Нас можно назвать старейшим креативным кластером Петербурга. Вот-вот уже исполнится 27 лет. И за эти годы, начав с советского андеграунда, «Пушкинская, 10» пережила немало трансформаций, став в итоге мультидисциплинарным центром — с собственной резидентской программой, двумя клубами и настоящим музеем. И в то же время мы активно сотрудничаем с разными компаниями, у которых высокий уровень социальной ответственности и есть желание контактировать с искусством. На мой взгляд, мы сосуществуем с бизнесом довольно гармонично.


Дмитрий Тимуршин,
руководитель компании «Текстайл» (бизнес-площадка Welcome в «Пассаже»):

— Когда вы создаете креативный проект, в первую очередь нужно четко очертить его специализацию и понять, на какую субкультуру он будет рассчитан. А задача бизнеса — постепенно повышать доходность аренды. К примеру, вполне перспективны коворкинги для творческих молодых пар с ребенком: в одной комнате работают родители, в другой — за стеклом — дети проводят время под присмотром профессионального воспитателя и психолога.


В пространстве Welcome (всего 750 кв.м) действуют три офисные зоны: места для IT-специалистов, дизайнеров и маркетологов. С нашей стороны — юридическая и бухгалтерская поддержка стартапов. Кроме того, мы проводим ежемесячно 15-20 специализированных семинаров и тренингов по развитию бизнеса.


Владимир Фролов,

главный редактор журнала «Проект Балтия»:


— Пример уникального арт-пространства, возникшего на территории действующего производства в Петербурге, — это Музей уличного искусства. Совместный проект собственников Завода слоистых пластиков на шоссе Революции и группы художников уже завоевывает международное признание. Он очень интересен как по дизайну и архитектуре, так и по художественному наполнению.

Олег Барков,
генеральный директор Hansa SPb Development:

— Креативные форматы недвижимости находятся на начальном этапе развития. Сейчас важно наработать подходы к эффективной реализации подобных проектов, научиться повышать их доходность. Это главные задачи на ближайшие пять-семь лет. Разумеется, о продаже таких бизнесов стратегическим инвесторам пока речи быть не может. Однако в условиях жесточайшей конкуренции между застройщиками подобные площадки могут повысить привлекательность и качество новых жилых кварталов в рамках комплексного освоения территорий. Особенно если они будут рассчитаны на разные возрастные группы и личностное развитие населения. На мой взгляд, главная цель таких проектов — в формировании определенных культурных традиций. В советское время, надо отдать должное, с этим весьма успешно справлялись многочисленные дома творчества.

Дмитрий Абрамов,

партнер Jensen Group:


— У нас есть три проекта, где в той или иной степени развивается творческая составляющая. Во-первых, комплекс «Петровский арсенал» в Сестрорецке, где со временем будут реализованы лофты. Второй — бутик-офис центр «Пассаж/Итальянская, 17». Среди его арендаторов — креативное пространство Beatnik с ночным клубом, рестораном и поп-арт театром, две образовательные международные школы и центр по истории искусств MASTERS.

В самом «Пассаже» одно из помещений на последнем этаже до недавнего времени арендовало антикафе «Цифербург». Этот контракт истек, и будущей весной здесь откроется ресторан Ginza Project. Арендные ставки соответственно будут гораздо выше (к этому времени в здании уже завершатся работы по инженерии, появятся лифты и терраса на крыше). У нас налажены прекрасные отношения с бизнес-площадкой Welcome, но есть и негативный опыт. Так, организатор пространства «Культура» должен нам (по результатам судебных разбирательств) около 4 млн рублей.

Георгий Рыков,
гендиректор компании «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:

— По нашим данным, в Петербурге функционируют более 40 коворкингов общей площадью около 7500 кв.м. По совокупности это примерно 1100 рабочих мест. Примерно 45% из них — стандартные мини-офисы, 13% — бизнес-инкубаторы. Остальная часть «креатива» представлена антикафе и разными пространствами, призванными объединять людей для творческого взаимодействия. В год услугами таких центров пользуются не менее 5500 человек. Стоимость рабочего места в месяц — от 4000 до 9000 рублей.

Никакого существенного влияния на развитие офисного рынка коворкинги, конечно, не оказывают. В основном они развиваются как дополнительная услуга, например, в гостиницах, ориентированных на деловой туризм. Крупных офисных игроков эта ниша практически не интересует. Исключение — финский «Технополис».








Отсутствие активного детского досугового проявления, виртуальная зависимость Проблема: Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое. => Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое. Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое."> Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое."> Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое." title="Отсутствие активного детского досугового проявления, виртуальная зависимость Проблема: Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое. => Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое."> title="Отсутствие активного детского досугового проявления, виртуальная зависимость Проблема: Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое. => Эстетическое закрепощение и нежелание познавать новое.">







Сформировать представление о существенной роли художественной техники, материала и инструмента в творческой деятельности; Способствовать сохранению непосредственности и живости результата творческой деятельности, развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы композиций; Расширить художественное восприятие, развить навыки наблюдения, внимания и построения ассоциативных связей замысла через разнообразие технических приемов; Стимулировать интерес к творчеству. Мы руководствуемся задачами:



10.02.2020

27.01.2020

12.11.2019

22.10.2019

17.07.2019

25.03.2019

11.03.2019

12.11.2018

Все статьи 23.06.2015

Развитие креативных пространств — основной библиотечный тренд в ближайшие 15 лет

Создание в публичных библиотеках творческих пространств, где сообщество может собираться вместе для неформального и совместного обучения — быстро развивающийся тренд во всем мире в последние годы. Эта тенденция набирает скорость, в том числе в Австралии. Здесь программа стратегического развития библиотек «Libraries 2030» определяет этот тренд как основной на ближайшие годы. Какое значение имеют такие пространства для библиотек и их сообществ и как они могут быть успешно организованы?

Эмили Бойл, Мишель Коллинз

Что такое «креативное пространство»

Мейкерспейс, хакерспейс, текшоп, производственная лаборатория, креативное пространство... — все это разные названия по сути одного и того же явления (хотя и существуют определенные различия в принципах работы этих пространств). Проще говоря, креативные пространства — это места, где сообщество может собраться в неформальной обстановке для совместного обучения. Им свойственны практические эксперименты, инновации, игры, обучение мастерству и дух культуры «Сделай сам».

Креативные пространства определяются не по типу оборудования и инструментов, которые они предоставляют (например, 3D-принтеры, программное обеспечение или деревообрабатывающие станки), или типу деятельности, а по принципам самостоятельного обучения, обмену знаниями и организации сообщества. Сотрудничество, содружество и сотворчество — вот три принципа, которые лежат в основе самой идеи креативного пространства. Каждое творческое пространство является уникальным и отражает потребности и желания своего сообщества и библиотеки-организатора.

Пространства различаются по тем программам, которые они предлагают, но, как правило, в них проводятся семинары и мастер-классы с использованием цифровых и иных технологий, посвященные искусствам, ремеслам, «городской науке» и другим сферам, которые отражают интересы и потребности сообщества. Они позволяют людям получить новые навыки, изобретать и создавать вещи и переделать существующие предметы во что-то новое. Они объединяют людей, разных по возрасту, уровню образования и навыков.

Эволюция библиотек

По мере того как в эпоху цифровых технологий библиотеки продолжают развиваться, продолжается и поиск путей дальнейшего взаимодействия с сообществом за пределами их традиционной роли — быть хранилищами информации и обеспечивать доступ к знаниям. Публичные библиотеки все чаще рассматривается в качестве коммуникационных центров, объединенных с различными общественными сервисами и удовлетворяющих целый ряд социальных потребностей. Эта тенденция предлагает библиотекам заново оценить то, что они могут дать обществу, и увидеть, какие новые возможности они могут в себе открыть.

Креативные пространства также позиционируют библиотеку как место создания, изобретения и «делания» вместо потребления и поглощения. Это открывает значительные перспективы: библиотеки все меньше становятся хранилищем книг или информации и все более — центром участия в общественной жизни, предлагают инновационные формы обслуживания и обучения, превращаются в лаборатории изобретений и новых идей.

Какую пользу принесет создание креативного пространства?

Несомненно, ожидание, что создание творческого пространства будет способствовать тому, что библиотеки найдут свое место в будущем, имеет значение. В недавнем исследовании Slatter & Howard участники пришли к выводу, что развитие творческих пространств отражает «изменение формы» публичных библиотек: «Предоставляя материалы, технологии и пространства, творческие пространства создают новые возможности для обучения, укрепляют сотрудничество в обществе и делают возможным равный доступ к обучению для самых разных пользователей».

Креативные пространства также позволяют библиотекам адаптироваться к изменениям в обществе и остаться центрами обучения. Развитие творческих пространств обогащает понятие грамотности новыми смыслами и позволяет говорить о «творческой грамотности», или «транс-грамотности» (это обобщающий термин для всех новых видов грамотности, которые развиваются в течение последних десяти лет). Пользователи давно обучаются информационной грамотности в библиотеке, точно также они могут обучаться навыкам, инструментам и умению создавать.

Библиотеки могут укрепить свою роль в качестве центра знаний не просто через выдачу книг, но через прямой обмен опытом между людьми. Создание креативных пространств в публичных библиотеках отвечает миссии библиотеки — предоставлять доступ к образованию для всего сообщества. Однажды библиотеки сделали возможным самообразование для тех, кто не принадлежит элите, теперь креативные пространства позволяют сделать практическое обучение доступным для всех. Доступ к оборудованию, инструментам и программному обеспечению, которые недоступны из-за их стоимости, дает сообществу возможность проявить свое творческое начало и реализовать идеи. Технологичные творческие пространства обеспечивают доступ тем, кто не может позволить себе дорогие новые гаджеты, аппаратное и программное обеспечение, и дают людям возможность освоить новые навыки, которые им было бы сложно самостоятельно приобрести.

Виды креативных пространств

Креативные пространства можно классифицировать по типу деятельности, оборудованию и используемым материалам:

  • 3D-печать и цифровое производство;
  • цифровой дизайн;
  • мультимедиа, аудио-, видеопроизводство;
  • электроника, например, робототехника, электронные гаджеты, платы;
  • изготовление механических, промышленных, например, из дерева, металла, радиоуправляемых и других «реальных объектов»;
  • ремесла, например, шитье, вязание, лоскутное мастерство;
  • моделирование, лепка и литье, например, из гипса, пластика, глины, стекловолокна, акриловых листов;
  • «акулы пера», например, создание журналов, поэтические семинары, библиотерапия.

Выбрать подходящий тип креативного пространства

Если вы решили создать творческое пространство, то первое, что нужно сделать — понять, какое именно пространство лучше всего подойдет для вашей библиотеки и ее сообщества. Понять свое сообщество, его особенности и потребности — это первый шаг. Необходимо выяснить, какого рода творческое пространство было бы полезнее всего вашему сообществу и какую аудиторию оно сможет привлечь.

Вот несколько советов, которые помогут собрать данные о возрасте, этнической принадлежности, уровне образования и других параметрах аудитории:

  1. Посмотрите, какие творческие пространства уже есть в вашем районе — так можно избежать дублирования, заполнить пробелы в обслуживании потребностей местного сообщества и увидеть потенциальные возможности для партнерства.
  2. Поймите стратегическую основу вашей библиотеки — так вы можете увидеть, какое творческое пространство наилучшим образом впишется в планы и цели библиотеки.
  3. Будьте в курсе стратегических программ для национальных библиотек — так вы сможете взглянуть на креативное пространство с более высоких позиций.
  4. Постарайтесь понять все множество видов творческих пространств и их стоимости — это поможет решить, какой тип пространства лучше всего подходит для вашей библиотеки и как его финансировать.

Вовлечь сообщество в создание пространства

Ключевой элемент в достижении успеха в создании творческого пространства в библиотеке — достучаться до сообщества и узнать, в каких именно ресурсах и информации оно нуждается, какой потенциал оно хотело бы выразить через это пространство. Если вы внимательно изучите потребности вашего сообщества, оно будет стремиться принять участие, внести свой вклад в формирование нового пространства. Но каждая аудитория индивидуальна и то, что работает для одной библиотеки, не обязательно сработает для другой. Креативные пространства — результат сотрудничества между библиотекой и сообществом, этот баланс необходимо постоянно поддерживать на протяжении жизни нового пространства.

Что еще почитать