Бальзамирование и накопление знаний о строении человеческого тела. Медицинские папирусы древнего египта Бальзамирование умерших знания о строении человеческого тела

О чем гласят древние медицинские трактаты на папирусах? Как лечились древние египтяне? Какие эффективные рецепты дошли до нашего времени? Раз в месяц египтяне устраивали разгрузочные дни. Современные маги используют египетские заклинанья для снятия сглаза и порчи. Египтяне ставили диагноз по пульсу.

В противо-положность Вавилону, мрачной родине деспотизма, Египет был для древнего мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных пророков, убежищем и вместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества. Эдуард Шюре ("Мистерии Египта").

Египет - узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила , снабжающего ее водой и плодородным илом. Здесь свыше шести тысячелетий назад расцвела одна из древнейших цивилизаций мира.

Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.

Источники сведений о медицине Древнего Египта

Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии.

Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота.

Также Египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке и произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид , гробниц и папирусных свитках оставались для исследователей "немыми".

Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.

Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека.

В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных.

В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса , датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита.

Оба папируса , по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.

Связь мифологии Древнего Египта с врачеванием

Египетская религия , существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона.

Наряду с соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла царскую власть. На амулетах кобру помещали рядом со священным глазом - символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей гибели.

Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного.

Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию , религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.

Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей . Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.

У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.

Заупокойный культ

Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах - душа и жизненная сила. Душа , изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или "двойник", обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего.

Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело умершего от разрушения - набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования . Один из этих способов описывает греческий историк Геродот.

Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян в те далекие времена хоронили без мумификации, в ямах и без гроба.

Следует сразу оговориться, что мумификацию В. И. Ленина в России проводили по технологии, не имеющей ничего общего с методами древних египтян. Оригинальность российского метода заключалась в возможности сохранения прижизненной окраски тканей и максимального портретного сходства с живым объектом. Все египетские мумии имеют коричневую окраску и отдаленное портретное сходство с умершим. Цель египетского бальзамирования не преследовала перспективы оживления покойника и возврата его к земной жизни.

Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций.

Более того, предполагается, что и само название "химия" произошло от древнего названия Египта - "Кемет". Знания египтян в области анатомии существенно превышали представления о строении человеческого тела в соседних странах и, в частности, Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали.

Естественные и сверхъестественные болезни

Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с "кипящей медью".

Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы.

Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, в котором анализируется роль сердца в жизни человека: "Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену..." Древним египтянам более четырех тысячелетий назад была известна диагностика болезней по пульсу.

Египтянам приписывают и изобретение клизмы. Интересно, что язык описания зашлакованности организма и методов очистки от шлаков многих современных народных целителей мало чем отличается от представлений древних египетских врачевателей.

Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных.

Во время изгнания злых духов звучали заклинания: "О мертвый! О покойник, скрывшийся в этой моей плоти, в этих частях моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся - удались! Скрывшийся - выходи!" Многие целители нашего времени "снимают сглаз и порчу", произнося тексты, близкие по сути к древнеегипетским, хотя в те времена было немало приемов врачевания, лишенных всякой мистики.



Мне бы очень хотелось узнать, знали ли что нибудь в Древнем Египте о развитии зародыша человека? А точнее...на какой день формируются мышцы, определяется пол ребенка и вообще о полном развитии зародыша....и если можно дайте пожалуйста источники.
С уважением
30.07.03 , [email protected], Гюльнара

Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древние греки и римляне, равно как и народы Ближнего Востока и Африки, многое почерпнули из литературы, искусства и науки Египта.

Наряду с математическими, астрономическими, географическими знаниями, древние египтяне обладали познаниями в области медицины. Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Врачи Египта пользовались высокой репутацией. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н. э. в Египте развилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшиеся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.

Уже в период так называемого древнего царства (III тысячелетие до н. э.) египтяне достигли значительных успехов в медицине.

Источниками наших сведений о медицине в Египте, как и о древнеегипетской культуре в целом, являются иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строениях и в первую очередь папирусы.

От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папирусы, являющиеся сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский, посвященный женским болезням и написанный около 1850 г. до н. э. За 1550 лет до н. э. были составлены два самых обширных по размеру медицинских папируса: папирус Смита, найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии, и папирус Эберса , найденный в Фивах, посвященный заболеваниям по частям тела. Папирус Смита считают поздней копией несохранившегося до нашего времени более древнего папируса, приписываемого Имхотепу. Написанный позднее - около 1450-1350 гг. дон. э. - папирус Бругша трактует о здоровье матери и ребенка, о болезнях детей и является самым древним документом по педиатрии. Остальные известные медицинские папирусы написаны за 1200-1300 лет до н. э. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших медицинских документов, до нас не дошедших.

Египетские медицинские папирусы отражают различные воззрения на болезнь. Самый древний папирус главное внимание уделяет эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержит религиозных мотивов. В более близком к нам по времени составления папирусе Эберса наряду с массой эмпирических наблюдений встречаются включения мистического, религиозного характера, советы о магических действиях врача. Еще более близкий к нам по времени написания папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магические процедуры и молитвословия. Известный германский египтолог Трапов с удивлением отметил, что «медицина в Египте с течением времени все более и более погружалась в колдовство и мистику».

Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование. Этому способствовало приобретение знаний в области анатомии. Бальзамирование не носило широкого характера, охватывало только привилегированную верхушку - царей (фараонов), жрецов, наиболее состоятельных людей, вследствие чего опыт бальзамирования был сравнительно ограниченным. Ряд анатомических терминов, употреблявшихся в Древнем Египте, свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако знания по анатомии и физиологии человека у египтян оставались скудными.

Описание симптомов болезней было разработано довольно подробно. В папирусах описаны кишечные болезни, болезни дыхательных путей, кровотечения, кожные болезни, слоновая болезнь, глазные болезни, тяжелые изнурительные лихорадки. Ряд отраслей лечебной медицины был рассчитан на удовлетворение повышенных запросов состоятельных людей. Сюда относится массаж, водолечение, применение дорогих лекарств с весьма сложной рецептурой и т. п.

Элементы санитарии и благоустройства, обнаруженные археологами при изучении развалин древнеегипетских городов, также встречались только во дворцах и кварталах знати и не распространялись на поселения и жилища других слоев населения.

Военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походе, накопляли сведения в области лечения ран, переломов и других травм. На гробницах Древнего царства сохранились изображения операций на конечностях. В одном из древнейших папирусов, приписываемом врачу Имхотепу, впоследствии обожествленному, содержится описание операций.

В Египте применялись перевязки ран, ампутации, обрезание, кастрация. В папирусе Имхотепа содержится разбор травм, которые по прогнозу подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. Даются указания, как распознавать срок беременности и «женщину, могущую и не могущую родить». Встречаются меткие описания паралича и др. В папирусе имеется указание на значение головного и спинного мозга для организма человека, описываются травмы головы и позвоночника и указывается, что в результате повреждения мозга неизлечимо повреждается все тело.

При храмах существовали школы для подготовки врачей. За 600 лет до н. э. эти школы стали принимать учеников-иностранцев. В Египте часто изучали медицину греки.

Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов.

Египет стал местом зарождения загробного культа. Религия говорила о том, что душа после смерти возвращается в тело и останется неприкаянной, если тело не сохранить. Сначала из тела умершего удаляли внутренности и помещали их в разные сосуды, затем тело заворачивали в ткани, пропитанные особыми смолами. Так происходил процесс бальзамирования умерших.

Впервые подробно описанный Геродотом, он представлялся грекам великой загадкой. Врачебное искусство египтян и раньше поражало их воображение. Гомер писал о Египте: "...каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким прочих людей". Египтяне знали множество лекарственных растений.

Высоко ценились ароматические смолы тропических деревьев — ладан и мирра. Их употребляли как для религиозных, так и для медицинских целей. Искусство врачевания обозначалось двумя иероглифами — скальпелем и ступкой, соединяя символы хирургии и фармакологии.

Как и во всех древних культурах, медицина в Египте была связана с религией. Считали, что причина болезни может быть как естественной, так и сверхъестественной — исходить от богов, духов или души умершего. С человеком, попавшим в их власть, происходят несчастья: у него ломаются кости, разрушается сердце, портится кровь, заболевает мозг, перестает правильно работать кишечник.

Смерть может наступить даже в том случае, если с помощью заклинаний злого духа изгнали, однако сделали это не вовремя и его разрушительное действие на организм человека зашло уже слишком далеко.

Поэтому врач должен был прежде всего, не теряя времени, обнаружить причину болезни и если понадобится, удалить из тела злого духа или даже уничтожить его. Врачебное искусство включало в себя знание множества заклинаний и умение быстро и ловко готовить амулеты. После того, как закончено "изгнание духа", можно было применять лекарства.

Медицинские папирусы Древнего Египта

В настоящее время известно около 10 папирусных свитков с медицинскими текстами. Эти тексты, а также свидетельства историков и писателей древности, изображения на стенах гробниц и надгробных стелах дают нам представление о медицинских знаниях древних египтян.

Поговорим подробнее о двух медицинских папирусах — папирусе Эберса и папирусе Смита.

Папирус Эберса

Самую обширную информацию дает большой медицинский папирус Эберса (XVI век до н.э), найденный в 1872 г. в Фивах. Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 м и называется "Книга приготовления лекарств для всех частей тела". В тексте встречается множество ссылок на его божественное происхождение и упоминаний о других древних источниках медицинских знаний.

Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз, кожи. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его, как правило, лаконична. Вначале стоит заголовок, например, "Средство для изгнания крови из раны", затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, например: "варить, смешать".

В папирусах упоминается множество лекарственных растений. Среди них — знакомые нам лук и алоэ. Лук почитали как священное растение. Это было связано не только с его ценными лекарственными свойствами, но и с необычным строением: концентрические слои луковицы символизировали устройство вселенной.

Сок алоэ египтяне использовали не только для лечения, но и для бальзамирования умерших. В античные времена этим соком лечили раны, ожоги и опухоли. Родина этого растения — засушливые области Африки и Мадагаскара. Здесь алоэ достигает 10 м высоты. Нижняя часть его стебля постепенно деревенеет и освобождается от листьев. Этой особенностью объясняется происхождение названия "алоэ древовидный".

В состав лекарств входили растения (лук, мак, папирус, финики, гранат, алоэ, виноград), животные продукты (мед, молоко), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра).

В эпоху средневековья сок мандрагоры был основой наркотического состава для облегчения страданий больных и особенно для проведения хирургических операций. Широко применялись в медицинских целях части тела и жир животных.

Так, например, мазь для роста волос готовилась из следующих составных частей: сало газели, змеиный жир, жир крокодила, сало бегемота. Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам, В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей.

Египетский врач был искусным в косметике, он должен был знать, как можно изменить цвет лица и цвет волос, сделать тело красивым.

Папирус Смита

Египтянам принадлежит один из самых древних из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и хирургическом лечении (проведении операций), первое дошедшее до нас описание мозга. Эти сведения содержатся в папирусе Смита (XVI в. до н.э.).

На ленте длиной 4,68 м запечатлена анатомия и хирургия древних египтян, описаны 48 случаев травматических повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника и методы их исцеления.

Лечение некоторых болезней было явно безнадежно, сведения о них имели для врачей только теоретическое значение. Среди такого рода сведений — древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга. Много места занимает описание ран и травм, полученных в сражениях, вывихов и переломов.

На кровоточащую свежую рану накладывали кусок сырого мяса, затем края ее сшивали при помощи игл и ниток. Гноящиеся раны присыпали хлебной или древесной плесенью. Исторические параллели: Использование плесени для заживления гноящихся ран на первый взгляд кажется парадоксальным, однако египетским врачам было известно о ее целительном действии.

Эмпирические знания древних медиков получили научное подтверждение спустя тысячи лет. В 20-х гг. XX в. английский бактериолог Александр Флеминг выделил из плесени пенициллин — антибиотик широкого противомикробного действия.

В 1929 г. он опубликовал данные об этом открытии, которое не привлекло внимания научной общественности, как и его рассказ о пенициллине в 1936 г. на Международном конгрессе микробиологов. Только в 1940 г. применение пенициллина вошло в лечебную практику, а в 1945 г. Флеминг за свои работы был удостоен Нобелевской премии.

В папирусе Смита встречаются такие рекомендации для хирургов, которые звучат удивительно современно. «Когда перед тобой человек с поврежденной ключицей и ты увидишь, что она короче и стоит не так, как другая... скажи себе: вот болезнь, которую я стану лечить.

И тогда ты должен уложить его навзничь, подложить нечто между лопатками и расправить ему плечи, чтобы сломанные кости стали на свое место. И ты должен сделать из ткани два жгута и связать ими руки сзади». Так же именно в древнем Египте был создан и один из первых письменных источников по гинекологии, акушерству и ветеринарии. Все эти сведения содержались в папирусе Кахуна.

Древнеегипетское государство, распо­ложенное в долине и дельте Нила, в своем развитии прошло несколько этапов, начиная от Раннего царства (конец IV тыс. до н.э.) до 395 г. н.э., когда после распада Римской империи Египет вошел в состав Византии. Расцвет древнеегипетской цивилизации датируется периодом Нового царства (ХVI–ХI вв. до н.э.).

Реальная граница страны проходила там, где кончалась черная плодородная земля. Отсюда и название страны – Кхемет – на древнеегипетском языке (черная земля). От слова cheme (черная земля) – произошло название науки – химии (означает также – «египетская наука»). Свое начало химия берет именно на египетской земле: высокого уровня развития достигла ремесленная химия (гончарное, стеклодувное, красильное, ткацкое дело, обработка металлов). Аммиак получил своё название от древнеегипетского слова амониан . Так называли людей, поклоняющихся богу Амону: во время ритуальных обрядов они вдыхали нашатырь NH 4 Cl, который при нагревании выделяет аммиак (есть сведения, что это вещество было найдено возле храма бога фараонов Амона).

Жизнь населения Египта тесно связана с главной водной артерией – рекой Нил. Необходимость вычислять периоды спада и подъема воды в Ниле обусловила развитие астрономии. Об этом свидетельствуют карты звездного неба, сохранившиеся на потолках гробниц фараонов. Именно египтяне разделили сутки на 24 часа, создали совершенный календарь, по которому год состоял из 365 дней (12 месяцев по 30 и дополнительно 5 дней в конце года). Этот календарь был принят и в Римской империи. Наряду с астрономическими, математическими, гео­графическими знаниями, древние египтяне обладали по­знаниями в области медицины. Врачевание было неотъемлемой частью своеобразной культуры древнего Египта. Оно возникло из практического опыта народа.

Основные источники по врачеванию в древнем Египте – описания историков и писателей древности (Геродот, Плутарх и др.), археологические находки, надписи и изображения на стенах гробниц, тексты папирусов. До наших дней сохранилось всего десять медицинских папирусов, получивших свои названия по имени первых владельцев (Смит, Херст, Честер-Битти, Карлсберг), или по месту находки (Кахунский, из Рамсессума), или по названию города, где хранятся (Берлинский, Лондонский, Лейденский), или по имени первого издателя (Г.Эберс). Дошедшие до нас папирусы представляют собой лаконичные практические руководства для врачевателей, большинство из них относятся к периоду Нового царства.

Первыми божествами-покровителями медицины были Осирис – символ жи­вотворящего солнца и благодатного Нила и Исида – его сестра и супруга. О медицинских способно­стях Исиды свидетельствует миф о том, что эта богиня, найдя своего сына убитым титанами, возвратила его к жизни и сделала бессмертным, научила его медицине и искусству отгадывать будущее. Сложные лекарства, но­сившие название Исиды, были в ходу вплоть до новой эры.

Бог Тот, который изображался в виде человека с головой иби­са или в образе павиана (оба - символы мудрости), считался другом и помощником Осириса, изобретателем культуры оливкового дере­ва, языка, письменности, религиозных обрядов, арифметики, геометрии, астрономии, музыки и медицины. Все лечебное дело находи­лось под покровительством бога Тота, которого назы­вали Phar-ma-ki (Фар-ма-ки), что в переводе – «предчувствующий», «защитник», «исцели­тель». Отсюда происхождение слов фармация, фар­мацевт, фармакопея и др. В качестве покровителя медицины почитался Имхотеп, обожествленный после смерти знаменитый врачеватель и архитектор.

В древнеегипетской ме­дицине происходило сме­шение рационально-эмпирических элементов с суеверия­ми и магической практикой. Египетская медицина находилась в руках жрецов. Каждый жрец в Египте одновремен­но был и врачом. При лечении болезней жрецы принимали в рас­чет целебную силу души и силу демонов, представлявших собой нечто среднее между богами и людьми. 36 таких демонов заведовали 36 частями чело­веческого тела. Отсюда – распространенное в Египте мне­ние о том, что для каждой болезни должен существовать особый врач. Профессия врача в Древ­нем Египте обозначалась двумя иероглифическими зна­ками – скальпелем и ступкой, объединявшими, таким образом, символы хирурга и фармаколога.

Медицинское образование будущие врачи получали в особых школах писцов, состоявших при храмах, – «домах жизни». Врачи, как и все жрецы, получали содержание из доходов храмов. Социальное положение врачей было очень высоко, но определялось оно не столько их профессиональными качествами, сколько умением облекать свои действия в религиозные формы. Существовал обычай в благодарность за лечение приносить вылитые из золота или серебра изображения больных органов, конечностей.

Знания об анатомии человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования трупов – обычай, связанный с заупокойным культом: представления о загробной жизни вызвали стремление сохранить тело от разрушения. Более или менее известно было строение органов груди и живота. Однако более подробное их изучение не проводилось. Особую роль египтяне отводили сердцу и сосудам. По их представлениям, между кровеносными сосудами и болезнью существовала тесная связь. Посред­ством сосудов болезнь проникала в организм, по ним рас­пространялась. Через сосуды лекарственные вещества так­же распространялись по организму. Методы диагностики включали подробный опрос больного, обследование с помощью органов чувств: осмотр, прослушивание, ощупывание, определение запаха тела, пота, выдоха, раны и т.д.Есть предположение, что древние египтяне умели считать пульс, используя для этого водные часы – «клепсидры».

Причины болезни египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, изменения погоды и т.д.), так и с представлениями о вмешательстве сверхъестественных сил (например, вселение в тело заболевшего злого духа).

Египтянам были известны в большом количестве ле­карственные вещества и разнообразные формы их приго­товления. Право приготовления лекарства имели только люди, принадлежащие к высшей касте священнослужи­телей. Применялись простые и сложные вытяжки, отва­ры, кашицы, мази, пасты, растворы, пилюли (без меда для мужчин и с медом для женщин), полоскания, втира­ния (растительное масло с цветками ромашки при болез­нях сосудов и нервов), компрессы, пластыри, примочки (из меда – при опухолях желудка), горчичники, припарки (при гнилостных болезнях), окуривания. В Древнем Египте большим спросом пользо­вался ладан – ароматическая смола. Ладан ценился египет­скими жрецами не только за его свойство распространять при сжигании благоухание, но и за спо­собность пресекать распространение болезней. Это вещество входило также в состав смесей для оку­ривания жилищ и одежды больного.

Во время операций египтяне использовали анестези­рующие вещества – растирание соком мандрагоры. На кровоточащую свежую рану накладывали кусок «сырого мяса» (прародитель гомеостатической губки), затем края сшивали с помощью иглы и нитки. Если рана не была обширной, то на нее крестообразно накладывали плас­тырь. Гноящиеся раны посыпали хлебной или древесной плесенью. При изготовлении лекарств египтяне использовали соответствующие технологические приемы: измельчение, просеивание, настаивание, процеживание, от­жимание.

В качестве лекарств употреблялись хлебные расте­ния, плоды кедра, смоковницы, пальмовое вино, ук­сус, белена, полынь, алоэ, морской лук, опий (одно из главных средств) и др. Были известны ядовитые свойства стрихнина. В число лекарственных средств животного про­исхождения входили женское молоко, мед (при лечении глаз), бычья желчь, горькая рыбья желчь, жиры, мозг, печень, кровь животных.

Кроме рациональных средств, применяемых в древ­неегипетской медицине, встречаются препараты иррациональные, напри­мер, мазь из толченого черепа осла, настой на зубе этого животного, настойка на экскрементах различных живот­ных. Возможно, что в ряде случаев они являлись лишь фольклорными названиями целебных трав и веществ.

Из минеральных веществ в качестве лекарственных средств применялись селитра, медный купорос, квасцы, поваренная соль и др.

Относительно времени приема лекарств и других особенностей врачебных назначений древние египтяне давали подроб­ные рекомендации. Так, была в ходу такая сигнатура, как прием «утром и вечером».

Приготовление лекарств находилось у египтян на сравнительно высоком уровне. Особенно хорошо готови­лись противогнилостные, накожные и косметические сред­ства. Большое развитие получила врачебная косметика, родиной которой считается Египет.

Многие назва­ния веществ, употребляемых в Древнем Египте, дошли до нашего времени, например, натрий, сурьма.

Важную роль у египтян играла гигиена. Традиции предписывали опрятность в одежде, содержание тела в чистоте, умеренность в пище. Особенно строгие гигиенические требования предъявлялись к жрецам. По свидетельству греческого историка Геродота (V в. до н.э.), жрецы носили только полотняные одежды, обувь из папируса, мылись два раза в день и два раза в ночь. Египтяне полага­ли, что в пищевых продуктах содержатся элементы, вы­зывающие заболевания, и что можно предохранить себя от болезней, периодически осво­бождая свой организм от излиш­ков: испорченных соков, воздуха, гнилостных веществ, дурной кро­ви. Поэтому практиковалось регулярное очищение кишечника с помощью клизмы (ее изобрете­ние приписывается египтянам), приема рвотно­го, слабительного, в потения или полного воздержания от пищи.

Наиболее древним медицинским папирусом является Кахунский, датируемый примерно 1950 г. до н.э. он был найден в 1889 г. Папирус состоит из трех частей, посвященных медицине, ветеринарии и математике.

Медицинский раздел состоит из трех листов, причем от первых двух листов сохранились только фрагменты. Третий лист был восстановлен из 46 отдельных кусочков. Первые два листа содержат 17 гинекологических рецептов. В качестве лекарств рекомендуется пиво, молоко, финики, травы и другие некоторые вещества. Третий лист содержит 17 рецептов, касающихся определения беременности (по состоянию женских грудей, цвету лица и глаз), выяснения пола будущего ребенка.

Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем есть прописи лекарств от морщин, для удаления родинок, окраски бровей и ресниц, укрепления волос. Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне покрывали веки зеленой пастой (соль, сурьма, порошок малахита). Волосы стригли коротко (для предупреждения вшивости), а поверх носили парики из множества туго переплетенных косичек. Они заменяли головной убор и защищали от солнца.

Метод определения беременности по моче, применяемый египтянами, содержится в Берлинском папирусе (ХШ в. до н.э.). Метод работает удивительно точно: определялось наличие гормона в моче беременной женщины. Современной науке стало о нем известно только в 1927 году. Серия анализов показала, что гормоны в моче беременных ускоряют рост зерновых, тогда как моча небеременной женщины (или мужчины) замедляет прорастание. Есть в нем и рецепты контрацептивов, применявшихся в древнем Египте. В папирусе приводится способ определения пола будущего ребенка (рекомендуется смочить зерна ячменя и пшеницы мочой беременной женщины и посмотреть, что прорастет раньше: если пшеница - будет девочка, если ячмень - будет мальчик); дается совет по определению способности женщины к деторождению, содержатся главы о ревматизме и о кровеносных сосудах.

В папирусе Херста описывается 260 случаев болезней, из которых 96 упоминаются в папирусе Эберса, имеется глава о болезнях костей, лечении переломов конечностей и мерах предосторожности при укусах ядовитыми насекомыми. В Лейденском папирусе (ок. 1250 г. до н.э.) описаны приемы магического и эмпирического врачевания, аналогичные тем, которые приводятся в других папирусах. В Лондонском папирусе основное внимание уделено магическим приемам лечения. Вместе с тем там приводятся и рациональные рецепты, такие как применение для лечения куриной слепоты бычьей печени, в изобилии содержащей витамин А, употребление при желудочных заболеваниях клещевины, имеющей в своем составе касторовое масло.

Многие рецепты сопровождались магическими заклинаниями, отпугивающими злых духов. С этой же целью в состав лекарств часто включались неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и моча животных.

В древнем Египте был составлен самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении – хирургический папирус, датируемый ХVI в. до н.э. (названный по имени его исследователя папирусом Смита). Он поражает своей исключительной научной точностью и ясностью изложения. 17 колонок лицевой стороны папируса составляют часть хирургического трактата. Текст на оборотной стороне – это набор случайно полученных сведений, включающих магические заклинания против вредителей, рецепты лечения гинекологических заболеваний, рецепты по уходу за кожей, приемы омолаживания.

Хирургический трактат состоит из последовательных и взаимосвязанных описаний 48 различных травм. По стилю это четкие указания учителя ученику. Каждое описание включает название травмы, описание симптомов, формулировку заключения, перечень рецептов лечения и разъяснение впервые использованных фраз и выражений. Трактат четко систематизирован по локализации травм, начиная с повреждения головы, затем носа, горла, ключицы, грудной клетки, позвоночника. Текст заканчивается буквально на полуслове при наличии значительного незаполненного текстом пространства. Лечение травм черепа, мозга, шеи, ключиц, позвоночника, в основном, осуществлялось рациональными методами путем хирургического вмешательства. Указание на обращение к магическим приемам, точнее сказать, к заклинаниям, имеется только в одном из 48 случаев.

Врачебная этика Египта требовала, чтобы врач после осмотра сообщил больному прогноз в одной из трех фраз:

    это болезнь, которую я могу вылечить (благоприятный),

    это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить (неопределенный),

    это болезнь, которую я не смогу вылечить (неблагоприятный).

Неблагоприятный вердикт выносился в 14 случаях, составляющих группу травм, которые врач не мог вылечить и которые представляли для него, говоря современным языком, научный интерес. Египтяне знали о существовании кризиса при острых заболеваниях, считали критическим 10-й день после начала болезни.

В Египте родилась аромотерапия, или лечение больных маслами трав. Египтяне открыли дистилляцию вина и кедровой смолы. Они выделили скипидарное масло, ароматические травяные экстракты в виде дистиллированного масла. Кусочки дерева, листья и стебли помещались в глиняный сосуд и ставились на огонь. Отверстие в сосуде прикрывалось хлопковым полотном и сосуд переносился на тростниковую циновку. Масла получались в результате простого отжима пропитавшегося парами хлопка. Эта процедура лежит в основе производства наших настоек и духов.

Дошедшие до нас папирусы, как показывает анализ их содержания и тщательная палеографическая экспертиза, являются копиями более древних медицинских трактатов. Древность этих источников подтверждается прямыми ссылками в текстах. Так, в папирусе Эберса приведено средство для ращения волос, впервые приготовленное для матери фараона I династии (начало - около 3000 г. до н.э.). В этом же папирусе имеется ссылка на папирус о кровеносных сосудах, найденный под скульптурным изображением бога Анубиса в Летополе во времена правления третьего фараона I династии. Об этом же факте сообщается и в Берлинском папирусе.

Ко II тысячелетию до н.э. уровень развития медицины в Египте становится намного выше, чем у сопредельных с ним государств. Судя по сохранившимся документам, египетские фараоны посылали своих врачей в чужие страны не только для того, чтобы вылечить их правителей и членов их семей, но и произвести впечатление на своих союзников искусством своих врачей, а тем самым укрепить свой престиж.

Древнеегипетская медицина имеет много общего с медициной Месопотамии. Она оказала большое вли­яние на медицину Древней Греции, а также других государств древнего мира. Но сама египетская медицина с самого начала была поставлена в строго религиозные рамки, ис­ключавшие всякую возможность свободного исследования. При таких условиях она не могла идти вперед, и до конца существования древнеегипетского государства сохраняла традиционные знания и методы лечения.

Еще в древности представители некоторых цивилизаций достигали таких высот в некоторых областях знаний, что в это даже сегодня сложно поверить. А некоторые технологические секреты наших предшественников неизвестны современным ученым. Одной из таких удивительных цивилизаций был древний Египет. Медицина, математика, астрономия, строительное дело достигли там весьма высокого уровня. И темой настоящей статьи станет конкретно врачевание.

Древний Египет: медицина и религиозные представления

Все, что делалось здесь, было неразрывно связано с религиозными представлениями. В общем-то, такое положение дел характерно для множества Считалось, что медицина Египта являлась детищем бога мудрости Тота, который создал для людей 32 Герметические книги, шесть из которых были посвящены врачебному делу. К сожалению, известия об этом кладезе знаний древних дошли до нас лишь в косвенных упоминаниях. Сами же труды были утрачены.

Древний Египет: медицина и биологические знания

Помимо этих книг, также знания о биологии и анатомии существовали на папирусах. Наиболее известными из них являются папирусы Смита и Эберса. Они дошли до нас из середины II в. до нашей эры. Папирус Эберса содержит общие медицинские темы, предписания и рецепты. В наследии Смита описаны ценные сведения о лечении ушибов и ран. Кроме того, археологами были найдены также отдельные труды по гинекологии и педиатрии. Вместе с тем медицина древнего Египта

имела и слабые стороны. Несмотря на постоянную практику вскрытия и бальзамирования умерших, знания об анатомии человеческого тела и его физиологии не получили особого развития. Прежде всего это было связано с существованием множества запретов относительно мертвого тела. Они значительно тормозили его изучение. Собственно, бальзамированием занимались даже не лекари, а отдельные специалисты, для которых тело не представляло интереса с точки зрения лечения болезней.

Древний Египет: медицина и лечение болезней

До современных дней дошли тексты, которые содержали достаточно полные сведения о различных болезнях, а также способах их лечения. Вместе с тем тормозили развитие медицины представления о человеческих недугах, которые основывались на идеях вселения в больного злых духов. Среди других причин могли также быть отравления и погода. Поэтому важнейшей составляющей лечения были магические ритуалы и заговоры. В хирургии проводились лишь простейшие процедуры: наложение шин, вправление вывихов. И все же диагностика достаточно неплохо была развита. Так, египтяне научились определять пульс в разных артериях. Имели достаточно полное представление о кровообращении, осознавали важность сердца. Что достигло высот в древнем Египте, так это фармакология, существовавшая в форме различных видов лекарственных зельев. Было известно достаточно большое количество препаратов. Выяснены их необходимые дозы при различных заболеваниях. Например, оливковое, касторовое масло, опиум и шафран используются и сегодня.

Что еще почитать