Тип это. Типология литературного субъекта

Развитие навыков написания анализа персонажа требует тщательного прочтения литературных произведений с особым вниманием к тому, какие особенности раскрывает автор в характере персонажа через диалоги, описания и сюжет. Литературный аналитик пишет о роли, которую каждый персонаж играет в рассматриваемом произведении. Самый главный герой называется протагонистом, тогда как персонаж, который предстает в роли злодея в конфликте с главным героем, называется антагонистом. Великие писатели создают многогранных героев, поэтому анализ должен концентрироваться на этих сложностях. Здесь рассматриваются некоторые положения, которые надо иметь в виду, когда вы пишете свой собственный анализ.

Шаги

Начало работы

    Выберите своего персонажа. Для выполнения задания по анализу персонажа в школе, вам может быть предложено описать какой-либо литературный персонаж. Но если вы можете выбирать, убедитесь, что вы склонны рассматривать только тех героев, которые играют динамичные роли в произведении. Тусклые и скучные персонажи (одномерные, кто-то только «хороший» или только «плохой», которые не рассматривают никаких сложных мотиваций) не являются подходящим выбором для анализа.

    • Например, если вы, читаете книгу Марка Твена «Гекельберри Финн», вы могли бы выбрать Гека или беглого раба Джима, так как они динамичные персонажи, которые проявляют широкий диапазон эмоций, и которые часто действуют непредсказуемо, и своими действиями двигают вперед сюжет произведения.
    • Было бы менее результативным выбрать герцога или короля, жуликов, которых Гек и Джим встречают в Арканзасе, и поскольку те играют довольно незначительные роли в этой истории, они не проявляют широкого разнообразия эмоций и, скорее всего, являются просто стереотипными личностями (повествование нуждается в комичном «обходе» и в возможности для Гека и Джима расстаться так, чтобы Гек смог получить удовольствие от того бесстыдного момента, когда он сделает свое озорное заявление «Ну и ладно, тогда пошел я к черту», а герцог и король исполнят эту роль).
  1. Прочитайте рассказ, обращая особое внимание на своего персонажа. Даже если вы раньше уже читали это произведение, вам необходимо прочитать его ещё раз, т.к. сейчас, когда перед вами стоит конкретная задача, вы сможете отметить новые черты. Обращайте внимание на любые обстоятельства, в которых появляется ваш персонаж, и продумывайте ответы на следующие вопросы:

    • Как автор описывает их?
      • Относительно Гека Финна, например, вы могли бы подумать о том, что автор описывает Гека как отсталого мальчишку из захолустья, хотя он явно борется с серьезными проблемами социального плана, такими как рабство и религия.
    • Какого рода отношения существуют между вашим персонажем и другими действующими лицами?
      • Подумайте о том, как Гек относится к беглому рабу Джиму в начале и в конце романа? Подумайте об отношении Гека к своему пьяному и жестокому отцу? Какой облик это придавало его личности?
    • Каким образом поступки вашего персонажа двигают вперед сюжет романа?
      • Гек, несомненно, является главным персонажем, поэтому очевидно, что его действия важны. Но, конкретно, что особенного в поступках Гека? Как он приходит к решениям, отличающимся от решений, которые могли бы принять другие люди в аналогичной ситуации. Вы могли бы обсудить решение Гека спасти Джима от людей, которые намеревались вернуть Джима его владельцу, потому что он решил, что рабство это – несправедливость, несмотря на то, что эта идея противоречит всему тому, чему учило его общество.
    • С чем приходится бороться вашему герою?
      • Подумайте, как Гек растет и учится по мере развития сюжета романа. Сначала возникает опасение, что его поймают на мошенничестве (например, на фальсификации своей собственной смерти), но позже он избегает жульничества, которое он наблюдает (как когда он старается отбросить обманщиков – герцога и короля).
  2. Делайте заметки. По ходу чтения произведения во второй раз записывайте всю важную информацию, которая дает представление о главном действующем лице, как о человеке с более глубоким характером. Делайте заметки на полях и подчеркивайте важные высказывания, когда продолжаете читать это произведение.

    • Вы также можете держать наготове блокнот, когда читаете, это поможет вам не растерять свои мысли о персонаже по мере продолжения чтения.
  3. Выберите основную идею. Соберите все ваши заметки о выбранном персонаже и постарайтесь сформулировать основную идею, которая отражена в них. Это послужит утверждением вашего тезиса для анализа характера персонажа. Обдумайте все действия, их мотивации и исходы основной линии сюжета. Возможно, ваша идея тезиса поможет раскрыть, каким образом в характере молодого человека отражается напряжение взросления и присущие людям добродетели. Возможно, характер вашего героя показывает читателям, что даже те люди, которые делают ужасающие ошибки, способны к искуплению и заслуживают его.

    • В ситуации Гека Финна , например, вы могли бы особо выделить что-нибудь, связанное с лицемерием цивилизованного общества, поскольку, в сущности, это роман о мальчике, который был воспитан в духе одобрения порабощения негров, но который решает, благодаря своему опыту общения с Джимом на реке, относиться к нему как к личности и как к другу, а не как к рабу. Подобным же образом собственный отец Гека отлавливает и «порабощает» Гека, от чего Гек, в конечном счёте, спасается бегством и зеркально воспроизводит стремление к свободе самого Джима. Общество считает бегство Гека морально оправданным и справедливым, тогда как бегство Джима в глазах горожан является страшным преступлением. Это противоречие является основной проблемой романа.
  4. Сделайте наброски. Когда вы уже определились с основной идеей, составьте краткий эскиз всех ваших вспомогательных материалов. Отметьте в тексте места, где ваш персонаж проявляет черты характера, которые вы включили в ваш тезис. Включите в эскиз дополнительные осложняющие факты, которые позволят углубить внутренние переживания персонажа.

    Написание анализа персонажа

    1. Напишите введение. Опираясь на свою идею тезиса, подготовьте вводный абзац о персонаже, которого вы выбрали, и о роли, которую он или она играет в данном литературном произведении.

      Опишите внешний вид вашего персонажа. Опишите, как выглядит ваш персонаж, и объясните, какие черты его внешнего вида указывают на особенности его личности. Постарайтесь, процитировать или перефразировать текст, взятый непосредственно из книги.

      • Подумайте о рваной одежде Гека и о том, что говорит этот факт о его характере. Обсудите, как Гек переодевается маленькой девочкой, чтобы собрать новости в городе, и как этот измененный внешний вид влияет на ваш анализ личности Гека.
    2. Обсудите происхождение вашего персонажа. При условии наличия информации включите факты личной биографии персонажа (некоторые из этих подробностей могут подразумеваться или предполагаться). История жизни людей неизбежно влияет на их личность и развитие их личности, поэтому очень важно обсудить историю развития вашего персонажа, если это возможно. Где и когда родился и воспитывался персонаж? Какое образование получил ваш персонаж? Каким образом прошлый опыт персонажа влияет на то, что он делает и говорит?

      • Обсудите отношения Гека с отцом, Вдовой Дуглас и Мисс Ватсон, которые его приняли. Как эти персонажи влияют на развитие Гека? Контраст между алкоголиком отцом Гека и консервативными леди, которые заботятся о нём позже, представляет собой интересный континуум социального поведения (сплошная среда, непрерывный объект) для анализа и обдумывания, где собственные верования и поступки Гека падают на этот континуум.
    3. Обсудите особенности пользования языком. Проанализируйте язык, которым пользуется герой на протяжении всего повествования. Использует ли персонаж тот же самый язык всегда или его (ее) выбор языковых средств меняется на протяжении повествования от введения до заключения?

      • Надо признать, что для мальчика у Гека слишком вульгарное обращение, и он часто разговаривает не так, как это одобрила бы вдова Дуглас. Он очень старается слушаться ее и вести себя соответствующим образом в церкви, но часто совершает оплошности и обращает на себя внимание своими действиями и словами подобно человеку, чей уровень цивилизованности намного ниже того, на который он претендует, и который одобрила бы вдова Дуглас.
    4. Описание личности персонажа. Действует ли персонаж под влиянием эмоций или разума? Какие ценности демонстрирует он своими словами и образом жизни? Есть ли у персонажа цели или честолюбие? Дайте конкретный ответ и процитируйте или перефразируйте соответствующий текст из книги.

      • Гек Финн старается подчиняться правилам, существующим в обществе, но в конце дня он действует, опираясь на свои эмоции. Он решает спасти Джима от опасности быть возвращённым к хозяину, хотя это противоречит закону, так как он верит, что Джим не заслуживает, чтобы с ним обращались как с рабом. Гек принимает это решение самостоятельно, находясь в прямой оппозиции к ценностям, которым научило его общество.
    5. Проанализируйте отношения персонажа с другими людьми. Подумайте, как ваш персонаж взаимодействует с другими людьми в этом романе. Является ли персонаж лидером, или он склонен следовать за другими? Есть ли у персонажа близкие друзья и семья? Приведите примеры из текста по ходу вашего анализа.

      Опишите, как персонаж меняется или растет на протяжении всего повествования. Большинство главных персонажей будут переживать конфликтную ситуацию на протяжении всего периода времени, описанного в романе. Какой-то конфликт является внешним (привнесенным силами, не поддающимися чьему-либо контролю), тогда как другой конфликт является внутренним (личные переживания персонажа и его действия, связанные с ними). Становится ли персонаж лучше или хуже, в конце концов? В выдающихся литературных произведениях запоминающиеся персонажи обычно изменяются или растут.

      • Внешние конфликты Гека опираются на события путешествия вниз по реке - физическая борьба с окружающими условиями, его злоключения на этом пути, различные скандалы и так далее. Его внутренний конфликт достигает своего апогея, когда Гек решает помочь Джиму освободиться. В этот решающий момент Гек следует своему сердцу, а не требованиям общества.
    6. Соберите вспомогательный материал или факты для анализа. Удостоверьтесь, что вы представляете конкретные примеры из текста, которые поддерживают ваши высказывания о персонаже. Если это применимо к ситуации, включайте цитаты, которые поддерживают высказанное вами мнение. Если автор изображает этого персонажа как небрежного человека, вы должны представить описание конкретных черт характера, чтобы доказать наличие этой черты характера посредством цитирования и перефразирования соответствующего текста их книги.

    Использование доказательств в вашем анализе

      Поддержите ваши письменные высказывания доказательствами из текста произведения. Это значит, что вам следует включить прямое цитирование из текста, о котором вы пишете, чтобы поддержать те положения, которые вы декларируете в своей работе.

      Используйте метод «PIE». Использование метода PIE (от англ. Point, Illustration, Explanation, т.е. «высказывание, иллюстрация, объяснение») означает, что вы возьмете себе за правило проиллюстрировать цитатой и объяснить, каким образом цитата подтверждает ваше высказывание.

В центре романтической эстетики — творческий субъект, гений, переосмысливающий реальность, или злодей, убежденный в непогрешимости своего видения действительности. Романтизм исповедует культ индивидуализма, делая акцент не на всеобщем, а на исключительном.

Основа литературной характерологии реализма — социальный тип. Психологические открытия романтизма подкрепляются в реализме широким социальным и историческим анализом, идеологической мотивировкой поведения героя. Персонаж, как правило, детерминирован обстоятельствами и средой.

В русской реалистической литературе складываются типы литературных героев, которые имеют общие характерологические признаки, их поведение обусловлено схожими обстоятельствами, а раскрытие образа в тексте строится на традиционных сюжетных коллизиях и мотивах. Самыми яркими явились «лишний человек», «маленький человек», «простой человек».

Литературный тип «лишнего человека» возник как переосмысление феномена избранности романтического героя. Наименование типа вошло во всеобщее употребление после написания И. С. Тургеневым повести «Дневник лишнего человека». Ранее в литературе существовало понятие «странный человек». Так определялся характер героя, способного отказаться от «норм общественной жизни».

Лермонтов дает такое название одной из своих драм. Интерес к «истории человеческой души» в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. И. Герцена, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова определил специфическую характерологию типа «лишнего человека».

Это незаурядная личность, что отражается и в его внешности, и в поступках; персонаж трагически осознает нереализованность собственных сил, обманутость судьбою и нежелание что-либо менять. Отсутствие конкретных целей становится причиной бегства героя от обстоятельств, требующих решительных поступков.

Вопрос «зачем я жил, для какой цели я родился» остается открытым. Герою данного типа свойственно презрительное отношение к миру, которое объясняется знанием человеческих слабостей.

Чувство нравственного превосходства и глубокий скептицизм характеризует эгоцентрическую личность («мы почитаем всех нулями, а единицами себя»), в которой противоречиво объединяются богатые интеллектуальные способности и неприятие «упорного труда».

Рефлексия, постоянная неудовлетворенность собой и миром, одиночество объясняются отказом героя от искренней дружбы, нежеланием потерять «постылую свободу»; стремление разделить с кем-либо свой духовный опыт сталкивается с убежденностью, что «вечно любить невозможно — на время не стоит труда». Печальный итог: духовная или физическая гибель, не героическая, а бессмысленная смерть.

Эволюция образа «лишнего человека» обнаруживает бесперспективность этого литературного типа, что отмечалось уже критиками середины XIX века. Д. И. Писарев рассуждает об обреченности Онегина. И. А. Гончаров пишет о слабости натур Печорина и

Онегина. А. В. Дружинин указывает на постепенную трансформацию «лишнего человека» в «госпитальный тип». Появляются новые «герои века», способные преодолеть слабости своих предшественников. Несостоятельность «лишних людей» показали Тургенев (Рудин и Лаврецкий), Гончаров (Обломов и Райский), Чехов (Лаевский и Иванов).

Понятие «маленький человек» появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Рождается он в эпоху сентиментализма. Вначале этим понятием обозначались представители третьего сословия, которые стали интересовать писателей ввиду демократизации литературы.

Появилось множество «перелицованных» повестей, где главный герой выступал в роли плута или жертвы. Повесть Г. И. Чулкова «Пригожая повариха» на русском материале представляет сюжет романа Д. Дефо «Моль Флендерс», а похождения авантюристки привлекают читателя не менее, чем трагедии Сумарокова. Постепенно на смену героям-плутам приходят страдающие герои сентиментализма.

Н. М. Карамзин в «Бедной Лизе» воплотил основной тезис сентиментализма о внесословной ценности человека — «и крестьянки любить умеют». Классическая схема, предельно выразительно выявляющая характер «маленького человека» в произведениях сентиментализма, практически неизменна: идиллические картины жизни «естественных людей» нарушаются вторжением представителей порочной цивилизации.

Новый импульс будет дан указанному типу реалистической литературой. «Повести Белкина» Пушкина, «Шинель» Гоголя, «Бедные люди» Достоевского, рассказы Чехова многопланово представят тип «маленького человека», художественно сформулируют характерологические признаки литературного типа: заурядная внешность, возраст от тридцати до пятидесяти лет; ограниченные бытийные возможности; убогость материального существования; конфликт героя с высокопоставленным лицом или обидчиком; крушение мечты всей жизни; стихийный бунт персонажа; трагический исход.

Безусловно, открытие типа «маленького человека» принадлежит Пушкину. М. М. Бахтин отмечал, что Белинский «проглядел» Самсона Вырина, не сделал его главным источником темы «маленького человека».

Объяснением этому может быть благополучная развязка конфликта. Дуня счастлива, несмотря на логику социальных отношений. Самсон Вырин предполагал, что дочери придется улицы мести, а она вполне благополучно вышла замуж за Минского.

Пушкин намеренно отходит от изображения социальных аргументов трагедии несчастного чиновника, создает не лишенную сентиментальности утопическую картину отношений между представителями разных социальных слоев.

Как бы то ни было, психология «маленького человека» была очерчена Пушкиным во всей очевидности его общественного существования. Не менее значимым аспектом темы делается анализ драматических семейных отношений. Пушкинская концепция становится источником последующих литературных обобщений, предопределяет сюжеты Достоевского и Толстого о «несчастных семействах», конфликтные ситуации, где «каждая семья несчастна по-своему».

«Маленький человек» становится доминирующим типом в «натуральной школе». Л. М. Лотман писала, что «человек предстал у писателей «натуральной школы» слепком социальной формы, искажающей человеческую природу».

Дальнейшая эволюция литературного типа «маленького человека» связана с перенесением акцентов, по словам М. М. Бахтина, «со среды на человека». Уже в раннем произведении «Бедные люди» Ф. М. Достоевский основное внимание концентрирует на духовном мире героя, хотя зависимость от социальных обстоятельств по-прежнему определяет несчастья Макара Девушкина.

Добролюбов в статье «Забитые люди» отмечал: «В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе».

В романе «Бедные люди» объединяются два взгляда на «маленького человека» — пушкинский и гоголевский; Макар Девушкин, прочитав обе повести, приходит к заключению, что «все мы Самсоны Вырины». Данное признание указывает на драматическое открытие — трагедия предопределена, нет возможности бороться с обстоятельствами, которые непреодолимы.

Известная фраза Достоевского: «Все мы вышли из гоголевской "Шинели"» — подразумевает не столько ученичество, сколько продолжение и развитие темы милосердия, безмерной любви к человеку, отторгнутому обществом.

Мир Акакия Акакиевича замыкается в пределах мечты о шинели, мир Макара Девушкина — забота о Вареньке. Достоевский представляет тип мечтателя, который довольствуется малым, и все его поступки продиктованы боязнью потерять скромный дар судьбы.

Тематическая близость обнаруживается между «Бедными людьми» и повестью «Белые ночи», герой которой дает себе уничижительную характеристику: «Мечтатель — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода. Селится он большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света».

Достоевский пересматривает известный тип романтического героя, который погружается в мир идеальной мечты, презирая действительность. Герои Достоевского обреченно проповедуют жизненное смирение, что приводит их к гибели.

Иной поворот темы маленького человека связан с интересом писателя к теме пьянства как аллегории бунта против общественной морали. В романе «Преступление и наказание» эта разновидность порока рассматривается не как следствие социального зла, а как проявление эгоизма и слабости. Забвение в пьянстве не спасает человека, которому «некуда больше идти», оно разрушает судьбы близких людей: Соня Мармеладова вынуждена пойти на панель, Катерина Ивановна сходит с ума, и, если бы не случай, ее детей ожидала бы неминуемая гибель.

Чехов не выражает сострадания к «маленькому человеку», а показывает действительную «малость» его души. В рассказе «Смерть чиновника» изучается проблема добровольности взятых человеком социальных обязательств. Решается она в гротескном ключе. Червяков умирает не как «униженный и оскорбленный» человек, а как чиновник, от страха утративший свое естественное обличие.

Чехов всем своим творчеством доказывал, что человек не должен подверстывать свои потенции под дозволенные социумом границы. Духовные потребности личности обязаны восторжествовать над пошлостью и ничтожеством: «Человеку нужно не три аршина земли, а весь земной шар». Замкнутость «футлярной жизни», настаивает писатель, пагубна.

В рассказе «Человек в футляре» создается пугающий образ Беликова, апологета охранительной морали. Все его поведение проникнуто опасением «как бы чего не вышло». Писатель утрирует облик защитника социальной нравственности; черный костюм, очки, калоши, зонтик являются выразительными деталями образа, которые создают экспрессивный портрет пугающего общественного явления.

Смерть Беликова, может показаться, приносит избавление людям, испытывающим страх перед ревностным блюстителем морали, но Чехову чуждо оптимистическое решение трагической коллизии. Писатель с грустью признает, что тщетны надежды исправить людей, отличающихся от Беликова образом жизни, но не внутренним самосознанием. В финале рассказа поставлен символический акцент, позволяющий убедиться в том, что охранительные идеи остаются живы.

Сцена похорон Беликова оформляется образом дождя, и все присутствующие раскрывают зонтики, это прочитывается как неизбывность того, за что, собственно, ратовал боязливый учитель.

Ф. Сологуб, М. Булгаков представят в своих сатирических произведениях уже устрашающий тип «мелкого беса», где «торжествующая пошлость» будет доведена до образа-символа.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

Сочинение от имени литературного героя.

«…гостила у нас иногда родственница, приезжавшая из Владимирской губернии… Приезжала она из Меленок …У меленковской родственницы была душа добрая, мечтательная…она в один из приездов своих приголубила меня, приласкала; ей стало жаль. Что я так одинок, так без привета…Светлым призраком прилетала она… и надолго исчезала потом; тогда я писал всякую неделю эпистолы в Меленки… Она в долгу не оставалась, отвечала на каждое письмо и расточала с чрезвычайной щедростью существительные и прилагательные для описания меленковских окрестностей… Но я мало довольствовался письмами и ждал с нетерпением ее самой…».

(А.И.Герцен. «Записки одного молодого человека»).

Милый друг!

Скоро, скоро мы свидимся, исполнится наша заветная мечта: мы сядем на скамейку в вашем прекрасном саду (я его, конечно же, помню!) и будем говорить, говорить…Уже не в письмах, обещаю!

Не далее, как вчера, на Спаса, мы с папенькой вернулись из непродолжительной, но полюбившейся мне поездки в славный Муром. Я так молилась в храме, чтобы снизошло прозрение на батюшку, чтобы оставил он, наконец, все дела свои и замыслил поездку к Вашей матушке… Верьте, друг мой, чудо произойдет, и наша встреча близка!

Пока же, мой ангел, подробнейшим образом опишу-ка я Вам мои дорожные впечатления, и Вам будет казаться, что Вы сидели со мной рядышком и все сами видели!

Обратите внимание, что пишу только по-русски: не нахожу ни в одном другом (даже в моем любимом французском!) слов, чтобы описать мои чувства…

Итак, по порядку. Выехали мы ранним утром, провожаемые любезной матушкой чуть не до околицы. Она так разволновалась, сердечная, будто мы уезжали не на день-два в соседний город, а, по меньшей мере, решились пройти путь Афанасия Никитина! Утешало ее лишь то, что мы всенепременно наведаем ее сестрицу, что выдали недавно замуж в Меленки, и завезем ей гостинчик. Отгадайте, мой друг, что бы это был, по-Вашему, за гостинчик? Ну, конечно же, это знаменитые матушкины пирожки с капустой. Она не спала всю ночь, приготовляя их, ибо считает, что пирожки вчерашние для гостинца не годятся.

Наша коляско-бричка, запряженная резвыми скакунами, бойко бежала по касимовскому тракту. И я не могла глаз отвести от родимых просторов. Все до боли знакомо, все волнует душу: и белоствольная березовая, еще зеленая, аллея вдоль дороги, и золотое поле, на котором без устали трудятся крестьяне, радующиеся хорошему урожаю, и голубой лентой убегающая вдаль речка Унжа. Возбужденный папенька принялся по обыкновению подсчитывать, каков нынче выдался урожай, хватит ли его до весны. Вид у него был благодушный (видимо, подсчеты его порадовали), и я решилась спросить его о том, почему город, который, как в голубой рамке, появился вдруг из-за поворота, назвали Меленки. Оказывается, мой любезный друг, это очень интересная история.

Когда-то это было просто поселение Рогожино, потом село Веретево. Однако жили в нем люди предприимчивые, мечтавшие возвести село в степень города. Особенно купец Прокопий Валенков. Прослышал он, что граф Воронцов проедет по нашим краям по служебной надобности, и решился обратиться к нему с нижайшей просьбой: ходатайствовать перед матушкой императрицей Екатериной II о присвоении селу степени города. Хитрый купец, а он был тогда старшиной, распорядился поставить у каждой избы елки, повесить на них фонари с огнем. Сам же со товарищи на полторы версты расставил множество бочек со смолой. Когда граф еще был в нескольких верстах, Валенков приказал зажечь приготовленные фонари и бочки. Эта иллюминация представила село совсем в другом, более привлекательном виде. Все это привело графа Воронцова в восторг, и он, умащенный купцами, сказал: «Быть по сему, зваться граду Меленки!».

А почему Меленки, мой друг, Вы, несомненно, догадались. Да-да, именно потому, что по речке Унже было в те времена множество мельниц. И по сей день некоторые из них сохранились.

К одной из них – мельнице Антошина – мы уже и подъехали. Именно за его сына и выдана была замуж моя тетенька, которая, завидев наш экипаж, стремглав выскочила из дома с годовалым дитенком на руках.

Не могу, дорогой друг, передать волнения, с каким я взяла младенца на руки! Он так доверчиво ко мне прижался, будто и впрямь почувствовал родную душу. А тетушка все никак не могла налюбоваться на пироги… Да, угадала матушка с гостинчиком!

Долго, однако, задерживаться нам было не с руки, ведь еще было необходимо надо получить благословение у меленковского батюшки на поездку в Спасо-Преображенский монастырь, что мы и не преминули сделать в Никольской церкви, что находится на Касимовской улице близ речки Меленки.

Быстро миновали мы тихий, уютный, утопающий в садах городок. Нет, не ошибся граф Воронцов, поверив меленковским купцам! Многое сделали они, мой друг, для процветания города. Теперь в нем и льнопрядильная фабрика, и доменный завод, а на ярмарку осенью, в день престольного праздника, съезжаются сотни подвод с самыми разными товарами. Да ты помнишь, мой друг, я тебе уже писала об этом давеча.

От Меленок до Мурома ни много ни мало, а верст сорок будет. Дорога лесная, леса все хвойные, мрачные, и чем дальше от дома, тем мрачнее, любезный друг, они видятся. Хочешь не хочешь, а вспомнишь, что называют эти леса еще и разбойничьи. Прижалась я, милый друг, к батюшке, сотворила про себя молитву и… задремала. И снилось мне не что иное, друг мой, как заветная наша скамейка и Вы на ней, мое письмо читающий и улыбающийся страхам моим. Конечно, что может грозить мне, сидящей рядом с папенькой, благословленной на поездку и едущей в святой монастырь? Ничего, разумеется, однако лицезреть Вас даже и во сне было приятно, и я представила Вас своим ангелом-хранителем.

И вот подъехали мы к древнейшей обители Святой православной Руси – Спасо-Преображенскому монастырю града Мурома. Не могу передать, мой ангел, волнения, что охватило меня при виде этого чуда земли русской. Стоит он на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни… Боже мой, ведь старше этого храма лишь Киево-Печерская лавра, в этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец, здесь жили русские святые князья Петр и Феврония – покровители семьи… И я вместе с многочисленным честным народом пришла в День Спаса Нерукотворного помолиться, припасть к мощам святых великомучеников. Попросить здоровья и благоденствия матушке с батюшкой, себе недостойной и Вам, мой незабвенный друг, ибо уж очень душой я к Вам прикипела!!!

О самой службе и о том, как назад добирались, не обессудьте, напишу в следующем письме, ибо впопыхах, торопко об этом не скажешь…

Прощайте, мой верный друг, не судите строго за сумбурное письмо, волнение, вызванное этой поездкой, еще не улеглось в груди моей.

Кто такой литературный персонаж? Этому вопросу мы посвящаем нашу статью. В ней мы расскажем, откуда пришло это название, какими бывают литературные персонажи и образы и как описывать их на уроках литературы по своему желанию или требованию учителя.

Также из нашей статьи вы узнаете, что же такое "вечный" образ и какие же образы называют вечными.

Литературный герой или персонаж. Кто это?

Часто мы слышим понятие "литературный персонаж". Но о чем речь, объяснить могут немногие. И даже школьники, недавно вернувшиеся с урока литературы, часто затрудняются ответить на вопрос. Что же это за загадочное слово "персонаж"?

Пришло к нам из древней латыни (persona, personnage). Значение - "личность", "особа", "лицо".

Итак, литературный персонаж - это действующее лицо Речь преимущественно идет о прозаических жанрах, так как образы в поэзии обычно носят название "лирический герой".

Без действующих лиц написать рассказ или поэму, роман или повесть невозможно. Иначе это будет безсмысленным набором если не слов, то, возможно, событий. Героями выступают люди и животные, мифологические и фантастические существа, неодушевленные предметы, например, стойкий оловяный солдатик у Андерсена, исторические личности и даже целые народы.

Классификация литературных героев

Могут запутать своим количеством любого знатока литературы. А ученикам средних школ особенно тяжело. А особенно тем, что предпочитают поиграть в любимую игру вместо выполнения домашнего задания. Как же классифицировать героев, если этого потребует учитель или, того хуже, экзаменатор?

Наиболее беспроигрышный вариант: классифицировать героев по степени их важности в произведении. По данному признаку литературные герои делятся на главных и второстепенных. Без главного героя произведение и его сюжет будут набором слов. А вот при потере второстепенных персонажей мы утратим определенную ветку сюжетной линии или выразительность событий. Но в целом произведение не пострадает.

Второй вариант классификации более ограниченный и подойдет не всем произведениям, а сказкам и фантастическим жанрам. Это деление героев на положительных и отрицательных. Например, в сказке о Золушке сама бедная Золушка - положительный герой, она вызывает приятные эмоции, ей сочувствуешь. А вот сестры и злая мачеха - явно герои совершенно иного склада.

Характеристика персонажа. Как писать?

Герои литературных произведений иногда (особенно на уроке литературы в школе) нуждаются в развернутой характеристике. А как же ее писать? Вариант "жил-был такой герой. Он из сказки о том и том" явно не подойдет, если оценка важна. Мы поделимся с вами беспроигрышным вариантом написания характеристики литературного (и любого другого) героя. Предлагаем вам план с краткими пояснениями, что и как писать.

  • Вступление. Назовите произведение и героя, о котором вы будете рассказывать. Сюда же можно добавить, почему именно его вы хотите описывать.
  • Место героя в рассказе (романе, повести и т. п.). Сюда вы можете написать, главный он или второстепенный, положительный или отрицательный, человек или мифический или историческая личность.
  • Внешность. Не лишним будет можно с цитатами, что покажет вас как внимательного читателя, да еще и добавит объема вашей характеристике.
  • Характер. Тут все понятно.
  • Поступки и их характеристика на ваш взгляд.
  • Выводы.

Вот и все. Сохраните себе этот план, и он не раз вам пригодится.

Известные литературные персонажи

Хоть само понятие литературного героя может показаться вам совсем незнакомым, но если назвать вам имя героя, вы, скорее всего, много вспомните. Особенно это касается известных персонажей литературы, например, таких как Робинзон Крузо, Дон Кихот, Шерлок Холмс или Робин Гуд, Ассоль или Золушка, Алиса или Пеппи Длинный Чулок.

Таких героев называют известными литературными персонажами. Эти имена знакомы детям и взрослым из многих стран и даже континентов. Их не знать - признак недалекости и необразованности. Поэтому, если вам некогда прочитать само произведение, попросите кого-то рассказать об этих героях.

Понятие образа в литературе

Наряду с персонажем часто можно услышать понятие "образ". Что это? То же, что и герой, или нет? Ответ будет и положительный, и отрицательный, потому что литературный персонаж вполне может быть и литературным образом, а вот самому образу не обязательно быть персонажем.

Часто того или иного героя мы называем образом, но тем же образом в произведении может выступать природа. И тогда темой экзаменационного листа может служить "образ природы в рассказе...". Как быть в таком случае? Ответ в самом вопросе: если речь о природе, ее место в произведении вам и нужно характеризовать. Начните с описания, добавьте элементы характера, например "небо хмурилось", "солнце немилосердно пекло", "ночь пугала свей темнотой", и характеристика готова. Ну а если потребуется характеристика образа героя, то, как ее написать, смотрите план и подсказки выше.

Какими бывают образы?

Следующий наш вопрос. Здесь мы выделим несколько классификаций. Выше мы рассмотрели одну - образы героев, то есть людей/животных/мифических существ и образы природы, образы народов и государств.

Также образы могут быть так называемыми "вечными". Что такое "вечный образ"? Это понятие называет героя, созданного когда-то автором или фольклором. Но он был настолько "характерным" и особенным, что спустя года и эпохи другие авторы пишут с него своих персонажей, возможно, давая им другие имена, но суть от этого не меняя. К таким героям относятся борец с Дон Кихот, герой-любовник Дон Жуан и многие другие.

К сожалению, современные фантастические персонажи вечными не становятся, несмотря на любовь фанатов. Почему? Чем лучше этот смешной Дон Кихот Человека-Паука, например? Сложно объяснить это в двух словах. Только прочтение книги даст вам ответ.

Понятие "близости" героя, или Мой любимый персонаж

Иногда герой произведения или кино становится настолько близким и любимым, что мы пытаемся подражать ему, быть похожим на него. Такое случается не просто так, и не зря выбор падает именно на этого персонажа. Часто любимым героем становится образ, уже чем-то напоминающих нас самых. Возможно, сходство это в характере, или пережитом и героем, и вами. Или же этот персонаж находится в ситуации, подобной вашей, и вы понимаете и сочувствуете ему. В любом случае это не плохо. Главное, чтобы вы подражали только достойным героям. А их в литературе предостаточно. Желаем вам встречаться только с хорошими героями и подражать лишь позитивным чертам их характера.

Что еще почитать