Семейная династия: описание, родовое древо. Выбор профессии: династия или протест? Пример родовой династии по работе

Содержимое:

Сегодня мы часто слышим о семейных династиях. Например, Петровы гордятся тем, что они потомственные сталевары, у Сидоровых — гостиничный бизнес, а сколько вокруг нас потомственных ткачих, шахтеров, музыкантов… И, казалось бы, что может быть лучше. Сын продолжает семейное дело, сменив на этом месте отца, который в свое время пришел на смену деду. Но только ли положительные моменты на самом деле можно видеть в семейных профессиональных династиях?
Конечно, существуют профессии, где преемственность поколений играет положительную роль, помогая добиваться наилучших результатов и обеспечивая стабильность, надежность и даже безопасность всем членам такой семьи. Возьмем цирковые династии. Приходя на представление, мы с восторгом наблюдаем за выступлением воздушных гимнастов. Но многие ли из нас задумываются над тем, какая это сложная работа? Для того чтобы подготовить такой номер, партнеры должны, во-первых, абсолютно доверять дрУг другу (ведь в руках товарищей находится их собственная жизнь), во-вторых, знать и тонко чувствовать своего партнера (ведь от этого зависит техника, направление тренировок и, в конечном итоге, успех всей работы). И здесь не найти лучшего партнера, чем отец или мать, брат или сестра. Ведь эти люди с тобой каждый день. Вы понимаете друг друга без слов, вы улавливаете малейшие изменения в настроении или самочувствии друг друга, вы знаете, как убедить, указать на ошибки, добиться лучшего взаимопонимания. Посторонний человек при всем своем трудолюбии, чувстве ответственности, таланте, редко сможет стать таким гармоничным товарищем по работе. Или же династии дрессировщиков. Часто семья работает с одной или несколькими группами животных, которых они не только дрессируют, но растят и воспитывают, заботятся о них с первых месяцев их жизни. Животные становятся полноправными членами их семей. Рождаются дети, и с первых дней привыкают жить в окружении любимых питомцев. Кто же лучше них сможет потом перенять опыт родителей и найти общий язык с этими животными. Наблюдая за работой родителей изо дня в день, младшие члены семьи перенимают их трудный опыт, им легче затем применить полученные знания на практике.
Но цирк — это лишь один из примеров распространенных профессиональных династий. Семейные подряды существуют во всех областях. Например, в наше время стремительно развивается предпринимательство. Люди (иногда это коллектив родственников) начинают свой бизнес, развивают его и стремятся передать своим детям. Отец, владеющий успешным предприятием, естественно, хочет, чтобы его дело перешло в руки к сыну. Он обучает его, помогает устроиться на работу, вникнуть в детали производства. Ведь члену семьи намного легче передать все навыки, приемы работы, раскрыть все секреты и тонкости....
Конечно, глава семьи и предприятия ждет от сына или дочери такой же отдачи, как от себя самого, такого же внимания и упорства в работе, такой же любви к собственному делу. Работая в семейном бизнесе, человек сознает, что он трудится на себя и для себя, что его благосостояние зависит от него самого и от его родственников, а не от чужого дяди — работодателя или наемного работника. Он более заинтересован в результате своего труда, и, значит, будет работать с большим упорством и самоотдачей. На это рассчитывает глава династии. И хорошо, если его ожидания оправдываются… Это касается не только сферы бизнеса. Я думаю, и селекционер, выводящий новые сорта, и кондитер, выпекающий торты, и хирург, выполняющий сложнейшие операции, хотели бы передать свои знания и свой опыт своим наследникам. Но, к сожалению, далеко не всегда семейный бизнес оправдывает все ожидания. Возможно, сын или Дочь не унаследовали любви к семейному делу, а, быть может, любимый родственник и вовсе не стремится плодотворно работать.
Он с ранних лет знает, что ему обеспечено рабочее место, стабильней заработок. И даже если он не будет работать в полную силу, его никогда не уволит его, не оставит без средств к существованию. А потому стоит ли ему прилагать особые усилия в учебе или работе? Вместе с тем, такой родственник может занимать место талантливого, трудолюбивого, целеустремленного, умного человека, но не принадлежащего к данной семье, который мог бы принести предприятию больше пользы. С другой стороны, в таком случае стимул теряет не только член династии, но и наемные работники, которые трудятся на предприятии. Они знают, что им никогда не занять руководящей должности, так как они распределяются только между членами семьи. То есть люди не видят для себя перспективы карьерного роста, а, следовательно, не видят цели, ради которой им нужно было бы стремиться к лучшим результатам, — в таком случае в проигрыше оказываются как работники предприятия, так и сам бизнес. Поэтому я считаю, что в вопросе о семейных профессиональных династиях можно найти как положительные, так и отрицательные стороны. Такие династии могут, на мой взгляд, существовать, но при условии, что участие в руководстве бизнесом только лишь членов одной семьи не будет безоговорочным; если для умных людей, желающих и умеющих работать, всегда будут открыты двери любого предприятия. Что можно иметь против преемственности поколений, если младшие члены семьи проявляют искренний интерес к семейному делу, отдают ему предпочтение перед любым другим, и стремятся продолжать и развивать его?

На правах рукописи

Калашникова Ксения Александровна

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИНАСТИИ

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ

ИНСТИТУТЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы


Волгоград - 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»

Научный руководитель -

Официальные оппоненты:

Ведущая организация -

доктор социологических наук

Анипкин Михаил Александрович

Байдалова Ольга Васильевна

доктор социологических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Волгоградский филиал, зав. кафедрой социологии управления;

Овсянникова Татьяна Владимировна

кандидат социологических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», доцент кафедры социальной работы.

Нижегородский институт управления - филиал ФГБОУ ВПО «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Защита состоится «___» ________ 2012 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.06 при Волгоградском государственном университете по адресу: 400062, г. Волгоград, пр. Университетский, 100, ауд. 2-05 В.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Волгоградского государственного университета по адресу: 400062, г. Волгоград, пр. Университетский, 100.

Ученый секретарь

диссертационного совета С.А. Панкратов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы исследования . Особенностью российской профессионально-стратификационной структуры медицинской отрасли является устойчивое наличие трудовых династий, члены которых передают свой опыт от поколения к поколению и сохраняют верность медицине в изменяющихся социально-политических и экономических условиях. В ходе происходящих с 1993 года в России противоречивых трансформационных процессов института здравоохранения проблема определения роли медицинских династий в функционировании отрасли представляется актуальной по нескольким причинам.

Во-первых, династии следует рассматривать как социально-профессиональную группу в стратификационной структуре института здравоохранения. В условиях его модернизации своевременным представляется решение вопроса о социальном статусе медицинских династий, так как кадровый потенциал является одним из компонентов, влияющих на эффективность функционирования лечебно-профилактических учреждений. Число потомственных медиков в кадровой структуре современной системы здравоохранения представляется социально значимым - около 50 %. Именно поэтому работа по успешному внедрению инновационных проектов в отрасли предполагает подробное изучение общих закономерностей и специфических характеристик этой части трудовых ресурсов. Принцип профессиональной преемственности в отрасли может быть девальвирован и постепенно упразднён как элемент отжившего старого или же органично инкорпорирован в организационную структуру современного российского здравоохранения.

Во-вторых, одной из важнейших проблем российской медицины является недоукомплектованность лечебно-профилактических учреждений квалифицированными трудовыми ресурсами. В подобных условиях возрастает роль популяризации профессиональной преемственности. Представители медицинских династий, сохраняющие верность профессии на протяжении нескольких поколений, являются основой резервных сил института здравоохранения.

В-третьих, преемственность профессиональных знаний и опыта является залогом эволюционного развития отрасли здравоохранения. В условиях образовавшейся лакуны между старой организацией системы и новыми принципами её функционирования представляется важным определение функционального назначения феномена медицинских династий. Процесс профессиональной преемственности в медицине способствовал сохранению стабильности отрасли в эпоху её радикальных перемен (1993-2002); на современном этапе он содействует формированию нового облика социального института здравоохранения, так как внедрение инновационных процессов предполагает опору на традиции.

В-четвёртых, концептуальное осмысление процесса династийности в медицинской среде представляет научный интерес, в силу того что данный феномен открывает большие возможности для междисциплинарных исследований. Социологические выводы о развитии и специфике медицинских династий могут стать практически полезными в рамках организации системы здравоохранения и быть использованы представителями управленческого звена для контроля трудовых ресурсов отрасли.

Степень научной разработанности проблемы . Изучение династий как специфического феномена общественной жизни имеет междисциплинарный характер. Разные аспекты династий рассматриваются многими социальными и гуманитарными науками: историей (Д.А. Домбровски, А.А. Евлахов, М.К. Юрасов), политологией (А.В. Кокмаров, В.М. Рыбаков, М.Л. Салганик), экономикой (Т.С. Блецко, И.В. Красногорская, В.Л. Меньшов, Ю.А. Петрова, Е.Г. Филякова). Медицина как дисциплина, относящаяся к естественным наукам, описательно занимается изучением династий в своей отрасли (О.С. Борцов, О. Морвидд).

С развитием науки об обществе профессиональные династии стали рассматриваться в различных аспектах социологического анализа. Исследовательский интерес к проблеме смены поколений зафиксирован еще в работах классиков социологической мысли. Вопросы преемственности генераций поднимаются в трудах О. Конта, Э. Дюркгейма, В. Парето. В рамках теории социальной стратификации и мобильности профессиональные династии интерпретируются как результат специфического селекционного механизма (П.А. Сорокин) или как следствие стратегий воспроизводства социальных позиций (Г. Маркус, C. Пеннелл, П. Холл, А. Эдгар).

Теорией социального пространства П. Бурдье профессиональная династийность (преемственность) трактуется как феномен, объединяющий черты образовательной стратегии воспроизводства социальной позиции со стратегией наследования, так как социальный успех последующих поколений зависит не только от принадлежности к династии, но и от их образовательных достижений. Через призму концепций трудовых отношений профессиональные династии рассматриваются как особая категория рабочих, обладающая специфическими характеристиками и ресурсами (В. Текенберг, Д. Хоффман). Вопросы трудовых династий поднимаются в исследованиях зарубежных (Д. Коэнкер, Г. Маршалл и др.) и отечественных (В.В. Радаев, О.И. Шкаратан и др.) социологов и историков о профессионально-стратификационной структуре советских предприятий.

Проблемы профессиональной преемственности в условиях современного трансформирующегося российского общества рассматриваются коллективом учёных под руководством В.А. Ядова и Дж. ДеБарделебена. Исследованиями становления российских трудовых отношений занимаются Е.Н. Данилова, О.Н. Дудченко, З.Н. Зарипова, С.Г. Климова, А.В. Мытиль, М.Н. Тарарухина, К.В. Тарасова, Т. Барткью, К. Клеман, Г. Ди Джакомо, И. Галпе-Лагновска. Определяя негативное влияние феномена династийности как фактора, препятствующего адаптации рабочих к новым условиям, они характеризуют трудовые династии как ресурс для интеграции коллектива. К современным работам по изучению династий (в частности, трудовых) можно отнести исследования В.М. Воронкова, Е.М. Заблоцкого, В.Л. Заславского, О.А. Ткач, Г.М. Коростелёва, В.В. Семёновой, Е.А. Фотеевой, Д. Берто и др.

Для диссертационного исследования большое значение имеют труды, посвящённые проблематике социально-профессиональной структуры современного российского общества (В.Ф. Анурин, З.Т. Голенкова, В.И. Ильин, С.Г. Кордонский, В.В. Радаев, Н.Е. Тихонова, О.И. Шкаратан, Г.А. Ястребов); работы об организации трудовых отношений и социальном положении рабочих в трансформирующемся российском обществе (Б.И. Максимов, А.Л. Темницкий, В.А. Ядов), публикации зарубежных (К. Мангейм, Х. Ортега-и-Гассет) и отечественных (И.В. Бестужев-Лада, О.М. Здравомыслова, Б.М. Нечитайло, В.М. Пашинский) исследователей о специфике поколенческой динамики.

Возрождающийся интерес отечественных учёных к социологическому осмыслению династий свидетельствует о том, что изучение этой темы обладает большим эвристическим потенциалом для понимания социальной структуры современного российского общества. В силу специфики медицинской деятельности профессиональная преемственность посредством династий в системе здравоохранения очень распространена. Однако, несмотря на устойчивое воспроизводство трудовых династий в этой отрасли, их социальная обусловленность остаётся малоизученной. В условиях модернизации института здравоохранения задача определения роли процесса профессиональной преемственности в функционировании отрасли является важным и актуальным направлением научного поиска.

Объектом диссертационной работы являются медицинские династии.

Предметом исследования выступает функциональное влияние профессиональных династий на деятельность института здравоохранения.

Цель диссертационной работы - на основе изучения социальных характеристик представителей медицинских династий выявить их влияние на функционирование современного российского института здравоохранения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач :

  1. определить и аргументировать эвристический потенциал теоретико-методологических подходов к анализу медицинских династий;
  2. изучить и описать генезис феномена династийности как устойчивой практики в медицине;
  3. уточнить социологическую трактовку понятия «медицинская династия»;
  4. проанализировать феномен династийности как специфический процесс профессиональной преемственности в условиях социальной нестабильности;
  5. исследовать влияние феномена династийности на овладение студентами медицинских вузов профессиональными навыками (на примере Волгоградского государственного медицинского университета);
  6. выявить социальные характеристики группы династийных медиков.

Теоретико - методологическая основа исследования . Методология диссертационной работы базируется на теории структурного функционализма. Основанная на рассмотрении общества как системы и направленная на поиск функционального объяснения факта существования её элементов, данная методология позволяет выявить структуру медицинских династий и охарактеризовать их как особую форму социальной организации трудовых ресурсов здравоохранения (Т. Парсонс). Ориентация на работы Р. Мертона при интерпретации значения профессиональных династий для медицинской системы позволяет постулировать относительность их функционального назначения.

При анализе практики династийности как специфического процесса автор опирался на теорию социальных изменений П. Штомпки. Данная концепция помогла изучить процесс внутрисемейной профессиональной преемственности и охарактеризовать его как особую практику, опосредованную, с одной стороны, потребностью института здравоохранения в кадровом пополнении, с другой - действиями индивидов, сохраняющих из поколения в поколение верность медицинской профессии.

Принципиальное значение для работы имеют концептуальные положения, которые выработали авторитетные отечественные исследователи в области организации современного российского здравоохранения (В.И. Стародубов, С.В. Шишкин и др.), в области социологии здоровья и медицины (Н.А. Антонова, С.А. Ефименко, Е.Г. Попова, А.В. Решетников, А.В. Тихомиров, А.Е. Чирикова, Л.С. Шилова, И. Пиетиля).

Социологическое исследование медицинских династий осуществлялось на основе положений, разработанных в трудах В.А. Ядова, В.В. Семёновой, И.Ф. Девятко, П. Томпсона. В эмпирической части работы были использованы принципы системного, сравнительного и междисциплинарного подходов, метод вычисления коэффициента взаимной сопряженности Е. Пирсона и категориальный метод анализа «bottom up».

Эмпирическая база исследования . В диссертационной работе использовался вторичный анализ данных:

Исследования Независимого института социальной политики «Неформальные платежи за медицинскую помощь в России» (опрос методом интервью субъектов управления и финансирования здравоохранения и медицинских работников, 171 информант) за 2002 год;

Научные исследования конфликтов, возникающих при оказании первичной медико-санитарной помощи «Синдром хронической усталости врача как фактор конфликтогенности в профессиональной деятельности: социологический анализ» (Е.Г. Попова) (тест дифференциальной самооценки функционального состояния, основанный на принципе полярных профилей Ч. Осгуда в модификации Н.А. Курганского, 246 респондентов).

Основу эмпирической части диссертации составили результаты авторского социологического исследования, включающего в себя анкетирование студентов Волгоградского государственного медицинского университета и интервью типичных представителей медицинской профессии, работающих или работавших в лечебных учреждениях г. Волгограда. Количественный и качественный методы исследования комбинировались по принципу триангуляции и комплементарности. Интегрирующая стратегия теоретико-познавательного исследования основывалась на таком способе совмещения количественной и качественной методологии, как углубление интерпретации и понимания данных массового обследования путём анализа данных интервью. В качестве «полярных случаев» в исследовании рассматривались представители двух групп кадрового состава здравоохранения - династийные и нединастийные медики, что отвечает целям и задачам исследования. Триангуляции подверглись следующие показатели (исследующиеся как в анкетировании, так и в интервью): осознанность выбора профессии; отношение к профессиональным издержкам; отношение к работе / учёбе; видение себя в структуре медицинской династии.

Анкетный опрос проводился осенью 2010 - зимой 2011 года (тип выборки - гнездовой, n = 298). Единицей отбора являлись академические группы ВолГМУ пятого года обучения, которые в силу общности интересов, целей и групповых установок обладают малой внутригрупповой дисперсией (по возрастному критерию, уровню образования и профессионально-целевым установкам).

Полустандартизированный опрос представителей медицинской профессии как качественная методология сбора социологической информации на уровне самооценок респондентов проводился в июне - сентябре 2011 года. Отбор респондентов (30 информантов) осуществлялся методом «снежного кома». Объектом исследования стали как потомственные медики (15), так и медики в первом поколении (15). В качестве династийных признавались респонденты, семейная история которых отвечала следующим условиям: профессиональная династия должна состоять как минимум из трёх поколений; трудовая биография основателя династии должна начинаться как минимум с должности среднего медицинского работника.

В результате проведенного исследования были сформулированы теоретические выводы и положения , выносимые на защиту :

  1. Наибольшим эвристическим потенциалом при изучении медицинских династий как компонента системы здравоохранения обладают классические идеи теоретиков структурного функционализма. Этот подход позволяет выявить структуру династий и охарактеризовать их как особую форму социальной организации трудовых ресурсов здравоохранения, благодаря которой снижается риск функциональной несостоятельности её отдельных индивидов. Для интерпретации практики династийности как процесса профессиональной преемственности целесообразно привлечь теорию социальных изменений П. Штомпки, благодаря которой выявляется опосредованность династийности функционированием системы здравоохранения и действиями медицинских работников.
  2. Ретроспективный анализ возникновения и развития феномена династийности в отрасли свидетельствует, что внутрисемейная профессиональная преемственность сопровождала развитие медицины от её истоков. Высокая цена узкоспециализированных знаний и непрофессионализма в лечебной деятельности превратили медицинские династии в относительно устойчивую группу профессионально-стратификационной структуры социального института здравоохранения, сохраняющую свою актуальность вне зависимости от социально-политических и экономических условий.
  3. Медицинские династии представляют собой специфическую форму социальной организации трудовых ресурсов здравоохранения - относительно устойчивую группу потомственных медиков в профессионально-стратификационной структуре отрасли. Индивиды, входящие в неё, являются частью кадрового состава отрасли и соответствуют условиям: наличие медицинского образования и осуществление профессиональной деятельности в лечебных учреждениях; принадлежность к разным генерациям общего семейного рода; осуществление профессиональной преемственности. Связи, объединяющие индивидов в устойчивую систему - медицинские династии, являются уникальными. К основным из них относятся: родственная, моральная, функциональная, телеологическая, традиционно-трудовая.
  4. Процесс профессиональной династийности представляет собой практику передачи трудовых навыков, ценностных ориентаций и норм профессионального поведения посредством родственной связи через разные поколения медицинских работников. Интериоризация ценностей и норм профессионального поведения, опыта и знания своих родных специфицирует процесс преемственности поколений, делая его уникальным и отличным от внединастийного освоения медицинской профессии. Процесс династийности включает в себя: трансляцию профессионального опыта, навыков и ценностей посредством родственной связи; обучение; работу; увольнение.
  5. Влияние феномена династийности на овладение студентами профессиональными навыками осуществляется за счёт удовлетворённости династийных студентов-медиков обучением и осознанности ими выбора профессии, которая опосредует их успеваемость. Функциональность династийности на этапе обучения будущих специалистов связана с отбором студентов, выбравших медицинскую профессию самостоятельно и осознанно, с учётом семейного опыта как позитивных, так и негативных проявлений специфики медицинской деятельности.
  6. Основными факторами влияния феномена династийности на функционирование современного российского здравоохранения являются такие типологические характеристики потомственных медиков, как: отлаженность механизмов адаптации к медицинской деятельности и изменяющимся условиям её осуществления; выработка эффективных поведенческих установок (тактика самосохранения и деперсонализированное отношение к пациентам); кумулятивный опыт; эмоциональная приверженность к профессии; ориентация на внутрипрофессиональную мобильность. Социальное значение профессиональной преемственности для современного трансформирующегося российского института здравоохранения: она является специфическим механизмом формирования адаптационной стратегии к трудовой деятельности медиков, ускоряющим процесс овладения профессиональными знаниями и мануальными навыками; она выступает кадровым ресурсом института здравоохранения; она интегрирует трудовой коллектив; она оказывается предпосылкой эволюционного развития российского института здравоохранения.

Научная новизна диссертационного исследования:

  1. Систематизированы теоретические подходы к исследованию группы потомственных медиков, обоснована эффективность применения концепции структурного функционализма, позволяющая интерпретировать профессиональную династию как специфическую форму социальной организации трудовых ресурсов здравоохранения, обладающую по отношению к отдельным её членам эмерджентными характеристиками.
  2. Выделены этапы становления феномена династийности в медицинской среде, описана его трансформация из основного источника кадрового обновления медицинской отрасли в устойчивую практику, облегчающую профессиональное становление членов династии. Выявлена опосредованность практики династийности потребностью института здравоохранения в профессиональной преемственности.
  3. Проанализирована структура медицинских династий, представляющая собой совокупность индивидов, имеющих медицинское образование и занимающихся (занимавшихся) одной и той же профессиональной деятельностью, объединенных функциональной и телеологической связью, а также трудовыми, моральными и родственными отношениями, состоящая из нескольких поколенческих групп.
  4. Теоретически обоснована необходимость использования понятия «династийность», под которым понимается социальный процесс передачи трудовых навыков, ценностных ориентаций и норм профессионального поведения посредством родственной связи через разные поколения медицинских работников. Построена схема процесса династийности, на основе которой выявлена его специфика по сравнению с процессом внединастийного освоения медицинской профессии.
  5. Раскрыта взаимосвязь феномена династийности и социальных характеристик профессиональной и эмоциональной готовности студентов медицинского вуза г. Волгограда (ВолГМУ) к исполнению трудовых обязанностей (удовлетворённость обучением; осознанность выбора профессии; успеваемость). Определены статистические тенденции влияния феномена династийности на процесс обучения будущих специалистов медицинской профессии.
  6. Выявлены и проанализированы типологические характеристики группы династийных медиков г. Волгограда, определено их влияние на функционирование современного российского института здравоохранения: на адаптацию к профессиональной специфике и постоянно изменяющимся условиям её осуществления, на количественные и качественные показатели кадрового состава медицинской отрасли, а также на его интеграцию.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в приращении знаний в области изучения специфики профессиональных династий как уникальной формы социальной организации трудовых ресурсов здравоохранения в стратификационной структуре отрасли. Результаты исследования факторов влияния феномена династийности на овладение профессиональными навыками студентами-медиками и на профессиональную деятельность врачей могут быть полезны для управления кадровыми ресурсами отрасли на региональном уровне, оптимизации трудовой деятельности медработников в условиях модернизации российского института здравоохранения. Данные о функциональном назначении феномена династийности могут быть использованы представителями управленческого звена здравоохранения с целью минимизации возможных негативных последствий адаптации инновационных проектов к реальной рутинной медицинской практике в регионах, а также способствовать реализации социальной поддержки и защиты медицинских династий для успешного прохождения системой здравоохранения этапа модернизации. Материалы исследования могут служить теоретической базой для дальнейших исследований феномена династийности в медицинской среде, использоваться при чтении вузовских курсов «Общая социология», «Социология здоровья и медицины», «Социология труда», «Управление персоналом», при разработке различных спецкурсов.

Апробация результатов исследования . Результаты и выводы диссертационного исследования обсуждались на научно-теоретических и научно-практических конференциях различного уровня: 68-ой открытой научно-практической конференции молодых учёных и студентов с международным участием, посвященной 75-летию ВолГМУ «Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины» (Волгоград, 2010 г.); «Проблемы модернизации региона в исследованиях молодых учёных» (Волгоград, 2011 г.); XVI Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2011 г.); Международной заочной научно-практической конференции «Вопросы социологии, истории, политологии и философии» (Новосибирск, 2012 г.); IV Всероссийском социологическом конгрессе (Москва, 2012 г.).

Основные результаты исследования изложены в 10 научных публикациях общим объемом 3,34 п. л., из них 3 работы опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации подчинена логике решения поставленных задач и включает введение, три главы (в том числе семь параграфов), заключение, библиографический список и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень её научной разработанности, определяются объект и предмет работы, формулируются её цель и задачи, указываются теоретико-методологические и эмпирические основания исследования, предлагаются положения, выносимые на защиту, отражается научная новизна и практическая значимость полученных в процессе исследования результатов, определяется структура работы.

В первой главе « Теоретико - методологические проблемы исследования феномена династийности в социологической науке » представлена концептуальная модель изучения специфики медицинских династий, проведён исторический анализ зарождения и развития профессиональной преемственности в медицинской среде.

В первом параграфе « Анализ теоретических подходов к определению понятия “медицинские династии” » излагаются теоретические основания научного поиска. Медицинские династии как социально-гуманитарный объект исследования предполагает анализ двух аспектов - системного и предметного. В рамках теории структурного функционализма медицинские династии рассматриваются автором в качестве специфической формы социальной организации трудовых ресурсов здравоохранения. Индивиды, их составляющие, обладают особыми эмерджентными свойствами, назначение которых заключается в снижении зависимости качества исполнения профессиональных обязанностей от влияния субъективных особенностей (Т. Парсонс). Благодаря надындивидуальной структуре медицинских династий снижается риск функциональной несостоятельности их отдельных членов.

Медицинские династии как особая форма социальной организации трудовых ресурсов здравоохранения представляют собой определённую группу кадрового состава отрасли, наделённую специфическими характеристиками. Анализ предметной стороны объекта изучения осуществлён в исследовании в рамках классической социологии (М. Вебер), согласно которой трудовые династии трактуются как статусная группа в профессионально-стратификационной структуре института здравоохранения. Их члены обладают определённым видом и уровнем престижа, а также набором критериев «статусной дисквалификации», среди которых диссертантом выделяются: отсутствие медицинского образования и преждевременный уход из профессии. На основании этих критериев автор дифференцирует понятия трудовой и правящей династий. Для существования первых необходимо совмещение стратегии наследования с образовательной стратегией воспроизводства статусной позиции. Для правящих династий достаточным может быть только первое условие. В силу этого династийность в анализируемом здесь смысле не может трактоваться лишь как наследственное присвоение индивидом привилегий группы потомственных медиков.

Передача трудовых навыков, ценностных ориентаций и норм профессионального поведения посредством родственной связи через разные поколения квалифицированных специалистов обозначается в исследовании практикой (процессом) династийности (теория социального становления П. Штомпки). Она, наряду с уникальностью родственной доверительной связи, признаётся автором важнейшим фактором, специфицирующим свойства членов медицинских династий.

Во втором параграфе « Ретроспективный анализ формирования династий в компонент профессионально - стратификационной структуры института здравоохранения » проведён системный анализ теоретических подходов (В.И. Сабанов, Т.С. Сорокина, М.П. Мультановский, Б.Д. Петров и др.) к истории становления медицины как самостоятельного социального института. Выявлен генезис феномена династийности как устойчивой практики в этом социальном институте.

  • Первобытнообщинный строй: формирование практики преемственности медицинских знаний в рамках одной общины.
  • Рабовладельческий период: зарождение первых медицинских династий. Одна из основных форм обучения медиков - семейная подготовка.
  • Ранний феодализм: возникновение первых учебных заведений, осуществляющих теоретическую подготовку медиков. Трансляция значительной доли практического опыта осуществляется за счёт практики династийности. Неофициальная цеховая медицина (хирургия) также опирается на преемственность знаний.
  • Поздний феодализм: трансформация функционального назначения практики династийности. Благодаря семейной преемственности стала осуществляться эмоциональная и практическая подготовка будущих медработников.

В диссертационном исследовании обращается внимание на тот факт, что феномен династийности на современном этапе развития отрасли не противостоит официальному медицинскому образованию, а дополняет его. Институт здравоохранения - единственный канал воспроизводства медицинских династий. Он обладает монопольной возможностью включения индивидов в свою структуру, без чего трудовая династия как особая статусная группа кадрового состава здравоохранения не может существовать. В силу этого медицинские династии и процесс внутрисемейной профессиональной преемственности трактуется не как архаичный способ трансляции знаний и умений (что могло бы отождествить профессионализм династийных медиков с понятиями врачевания, знахарства, колдовства и неофициальной медицины), а как специфическая группа в социально-профессиональной структуре медицинской отрасли.

Во второй главе « Медицинские династии как объект социологического исследования » автор осуществляет категориальный анализ базовых понятий диссертации - «медицинские династии», «феномен династийности», «социальная структура», «социальный процесс». Диссертант выявляет структуру медицинской династии и процесса династийности.

В первом параграфе « Понятие “династия” в социологическом дискурсе » выделена структура медицинских династий (рис. 1), на основе чего уточнена их интерпретация. В качестве элементов трудовой династии в медицинской отрасли автор выделяет индивидов, членов семьи, работающих (или работавших) в сфере здравоохранения и/или обучающихся медицинской профессии. На основе анализа исследований Всемирной Организации Здравоохранения (М. Дал Поз, Н. Гупта, Э. Куаин, А. Соукат) о кадровых ресурсах отрасли, диссертант выделяет социологические признаки, в своей совокупности характеризующие индивидов, членов медицинских династий. К ним относятся: наличие медицинского образования и осуществление профессиональной деятельности в рамках учреждений здравоохранения; принадлежность к разным генерациям общего семейного рода; профессиональная преемственность.

В качестве основных связей, объединяющих членов династии в систему, автор выделяет: родственную (непосредственное межличностное общение и доверительные отношения); трудовые традиции (передающийся из поколения в поколение опыт); моральную (регулирующую правила поведения между коллегами, врачом и пациентом); функциональную (взаимозависимость членов династии); телеологическую (стремление к сохранению и поддержанию целостности династии).

Рис. 1. Структура медицинской династии:

1 – родственная связь; 2 – трудовые традиции; 3 – моральная связь; 4 – функциональная связь; 5 – телеологическая связь

Особое внимание автор уделяет специфике связей, которые имеют двунаправленное влияние. Это благоприятствует оперативному распространению информации о современных методиках и способах лечения, способствует модернизации медицинской деятельности.

На основе проведённого анализа автор формулирует определение понятия «медицинская династия». Под ним в исследовании подразумевается совокупность индивидов, имеющих медицинское образование и занимающихся одной и той же профессиональной деятельностью в рамках учреждений здравоохранения, объединенных функциональной и телеологической связью, а также трудовыми, моральными и родственными отношениями, и представляющих несколько поколенческих групп (генераций).

Во втором параграфе « Феномен династийности в процессе социальных изменений института здравоохранения » автором уточняется понятие «династийность», анализируется процесс внутрисемейной профессиональной преемственности в медицинской среде (рис. 2) и делается вывод, что он начинается до включения индивида в систему здравоохранения. Этому способствует межличностное общение между представителями медицинской династии посредством родственной связи.

Рис. 2. Процесс династийности в медицинской среде

На основе теории социального становления П. Штомпки автор выделяет типологические характеристики процесса династийности. С этой точки зрения династийность является: спиралевидным социальным процессом (опыт каждого последующего поколения прибавляется к опыту предшественников), приводящим институт здравоохранения к модификации посредством расширенного репродуцирования (адаптивного процесса, способствующего изменениям института здравоохранения при сохранности его структурной организации в неизменной форме), а также к явным (пополнение института здравоохранения новыми трудовыми ресурсами) и латентным (создание «закрытых» профессиональных сообществ, трайбализм) социальным изменениям. Навязывание ценностей и норм профессионального поведения при личном нежелании индивида становится препятствием на пути подготовки квалифицированных кадров здравоохранения.

В третьей главе « Эмпирический анализ феномена династийности в медицинской отрасли г . Волгограда » в результате интерпретации данных социологических исследований, проведённых при непосредственном участии диссертанта, выделяются типологические характеристики членов медицинских династий, на основе чего выявляются факторы влияния феномена династийности на функционирование современного российского института здравоохранения.

В первом параграфе « Анализ влияния феномена династийности на процесс обучения студентов медицинского вуза » автором выявляется численность потомственных медиков в структуре студентов ВолГМУ, которая составляет 56,3 %.

На основе выявленных с помощью вычисления коэффициента взаимной сопряженности Е. Пирсона взаимозависимостей феномена династийности с анализируемыми социальными признаками (удовлетворенностью обучением, успеваемостью, осознанностью выбора, приверженностью к выбранной профессии) (рис. 3), были определены статистические зависимости:

  1. Студенты из медицинских династий при поступлении в профильный вуз чаще, чем их сокурсники из немедицинских семей, ориентируются на своё личное желание, следовательно, они более осознанно делают выбор в пользу профессии врача. По мнению автора, это связано с тем, что династийные студенты-медики имеют возможность с детства видеть и оценить всю специфику лечебной деятельности, её профессиональные издержки. Корреляция данных результатов анкетного опроса и интервью подтвердила и объяснила эту зависимость: интериоризация норм и ценностей медицинской деятельности неосознанно для самих индивидов влияет на их профессиональную ориентацию.

Рис. 3. Статистические зависимости феномена династийности:

Д - династийность; Уд - удовлетворенность обучением; У - успеваемость; О - осознанность выбора; П - приверженность к выбранной профессии

  1. Студенты, поступившие в медицинский вуз по собственному желанию, с большей долей вероятности будут учиться на пять и четыре. Однако наличие родственных связей даже при условии несамостоятельности выбора профессии благоприятствует отличной или хорошей успеваемости. Данная тенденция объясняется стремлением династийных студентов-медиков соответствовать уровню остальных членов династии и фактом наличия у них специфических ресурсов, среди которых особенно выделяется возможность получить предметную консультацию родных. По причине отсутствия подобных возможностей связь между осознанностью выбора и средним баллом в зачётных книжках нединастийных студентов намного сильнее. Их успеваемость зависит только от личного стремления, так как в процессе обучения им приходится опираться только на себя.
  2. У династийных студентов на удовлетворенность обучением влияет не только успеваемость, но и сам факт принадлежности к медицинской семье. Данная тенденция объясняется автором профессиональной эгоидентичностью статусной группы династийных медиков.

Таким образом, феномен династийности на этапе обучения студентов медицинского вуза влияет на такие их характеристики, как осознанность выбора профессии, успеваемость и удовлетворённость обучением. Это позволяет предположить, что социальное назначение феномена династийности связано с латентным отбором абитуриентов, выбравших медицинскую профессию (вопреки имеющимся стереотипам) самостоятельно, с учётом её специфики и имеющихся издержек.

Во втором параграфе « Влияние феномена династийности на профессиональную деятельность медработников » на основе анализа данных, полученных качественным методом - интервью (n=30) медицинских работников г. Волгограда (сравнительного анализа типологических характеристик династийных и нединастийных респондентов) - выделяется специфика группы потомственных врачей.

К основным типологическим характеристикам династийных медиков г. Волгограда относятся:

1) формирование особых поведенческих установок, связанных с тактикой самосохранения, помогающих вынести высокие эмоциональные нагрузки и предостерегающие от преждевременного ухода из профессии;

2) видение себя в структуре династии, способствующее социально-психологическому комфорту на работе;

3) наличие кумулятивного опыта, упрощающего освоение мануальных навыков, практических и теоретических знаний, облегчающее их понимание;

4) отношение к работе как к семейному долгу, способствующее ментальному осознанию необходимости профессиональной адаптации.

Интерпретация данных интервью свидетельствует, что типологические характеристики династийных медиков влияют на функционирование современного российского института здравоохранения. Феномен династийности является уникальным механизмом формирования адаптационной стратегии к профессиональной деятельности медиков в период трансформации отрасли. Диссертант акцентирует внимание на том факте, что приспособление осуществляется, с одной стороны, как адаптация к специфическому медицинскому труду, с другой - к изменяющимся условиям работы. В этом, по мнению автора, заключается его функциональное назначение для социального института здравоохранения.

В третьем параграфе « Преемственность поколений как кадровый ресурс социального института здравоохранения » феномен династийности рассматривается как фактор, снижающий риск ухода врачей из профессии.

На основании интерпретации данных интервью медицинских работников выявляются типологические характеристики членов медицинских династий, обладающие потенциалом влияния на количественные показатели кадрового состава здравоохранения. По мнению диссертанта, это: 1) ценность внутрисемейной профессиональной преемственности (наличие престижных атрибутов статусной группы династийных врачей способствует сохранению в медицине квалифицированных кадров и содействует приходу новых специалистов); 2) ориентация на внутрипрофессиональную восходящую мобильность (потомственные медики рассматривают профессию медика как основной «социальный лифт»); 3) профессиональная эгоидентичность, осознание важности своей профессиональной позиции для общества и собственной самооценки (формирует ментальные основы сохранения верности профессии).

Автором делается вывод, что феномен династийности обладает потенциалом влияния на качественные показатели кадрового состава здравоохранения. Оно осуществляется за счёт таких типологических характеристик группы династийных медиков, как: 1) кумулятивный опыт (ускоряет процесс становления специалиста и способствует широте его профессиональной компетенции); 2) деперсонализированное отношение к пациентам (предполагает одинаково рациональное отношение ко всем больным); 3) осознанность наличия профессиональных издержек (снижает негативизм их воздействия на стратегии профессионального поведения); 4) стремление к профессиональному совершенствованию (предполагает развитие внутри системы и опосредованно её модернизацию); 5) наличие специфических ресурсов (ускоряет процесс получения практических навыков); 6) успешная адаптация к трудовой деятельности.

Данные анализа свидетельствуют о том, что профессиональная преемственность способствует интеграции медработников. Этому благоприятствуют: специфика родственной связи (функциональная взаимозависимость и ориентация на сотрудничество); нацеленность потомственных медиков на выполнение своих профессиональных обязанностей вне зависимости от внешних (социально-политических, экономических) и внутренних (социально-психологических) факторов.

Интерпретация интервью позволяет предположить, что феномен династийности оказывает воздействие на кадровый состав медицинской отрасли. Оно осуществляется в трёх направлениях - как влияние на количественные показатели трудовых ресурсов здравоохранения, его качественные характеристики, а также как ресурс для его интеграции.

В заключении формулируются основные выводы и рекомендации.

В приложениях представлена анкета и таблицы со статистическими и расчетными данными, подтверждающими достоверность и обоснованность методического инструментария применённого автором.

  1. Калашникова, К.А. Функциональный анализ феномена династийности социального института здравоохранения в условиях модернизации [Текст] / К.А. Калашникова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2011. - № 3 (15). - С. 169-174 (0,47 п. л.).
  2. Калашникова, К.А. Феномен династийности как механизм формирования адаптационной стратегии к медицинской деятельности [Текст] / К.А. Калашникова, В.И. Сабанов // Вестник Росздравнадзора. - 2012. - № 1. - С. 37-40 (0,45 п. л.).
  3. Калашникова, К.А. Феномен династийности в процессе социальных изменений института здравоохранения [Текст] / К.А. Калашникова // Философия социальных коммуникаций. - 2012. - № 1 (18). - С. 155-162 (0,64 п. л.).

Публикации в других изданиях

  1. Калашникова, К.А. Эвристический потенциал анкетного и биографического методов в изучении особенностей формирования медицинских династий [Текст] / К.А. Калашникова // Материалы 68-й открытой научно-практической конференции молодых учёных и студентов с международным участием, посвященной 75-летию ВолГМУ, «Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины». - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. - С. 254-255 (0,1 п. л.).
  2. Калашникова, К.А. Социологический анализ роли медицинских династий в условиях модернизации современного института здравоохранения [Текст] / К.А. Калашникова, М.А. Анипкин, Е.Г. Попова // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия «Политология и социология». - 2011. - № 1 (5). - С. 36-43 (0,6 п. л.).
  3. Калашникова, К.А. Медицинские династии как ресурс для успешной деятельности института здравоохранения [Текст] / К.А. Калашникова // Проблемы городского здравоохранения. Выпуск 16. - СПб: Изд-во «ВВМ», 2011. - С. 385-388 (0,2 п. л.).
  4. Калашникова, К.А. Анализ функционального назначения феномена династийности в медицинской среде [Электронный ресурс] / К.А. Калашникова // Материалы IV Всероссийского социологического конгресса «Социология в системе научного управления обществом». Секция 39. Социология здоровья и медицины. - Режим доступа: http: //all-russia-sc.ru. - 2012. - 3 марта. - Заглавие с экрана (0,09 п. л.).
  5. Калашникова, К.А. Преемственность поколений как кадровый ресурс социального института здравоохранения [Текст] / К.А. Калашникова // Вопросы социологии, истории, политологии и философии: материалы международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2012. - С. 20-24 (0,28 п. л.).
  6. Калашникова, К.А. Анализ специфики воспроизводства трудовых ресурсов лечебно-профилактическими учреждениями [Текст] / К.А. Калашникова // Вопросы социологии, истории, политологии и философии: материалы международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск: «ЭКОР-книга», 2012. - С. 29-33 (0,26 п. л.).
  7. Калашникова, К.А. Медицинские династии как объект социологического исследования [Текст] / К.А. Калашникова // Социально-гуманитарный вестник Юга России. - 2012. - № 2 (22). - С. 115-118 (0,25 п. л.).

Калашникова Ксения Александровна

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИНАСТИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ИНСТИТУТЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Статья повествует о династиях. Что скрывается под значением данного слова, какими бывают династии, и для чего они необходимы в современном обществе?

Что такое династия?

Обратимся к словарю и сделаем акцент на информации, которую он даст нам. Существует два значения разбираемого слова. Согласно первому династия - это род монархов, сменяющих друг друга на троне и продолжающих вести государственные дела. Именно о такой семейной династии, как о творящей историю, мы упоминали выше.

Но есть и другой вид династии - рабочий, трудовой или профессиональный. Три слова разных, а значение у них одно. Младшее поколение идет по стопам старшего, выбирая свою профессию. Так и получаются трудовые семейные династии.

Зачем это нужно?

На первый взгляд вопрос заставляет растеряться. Разве это плохо, когда внук идет по следам деда и становится прекрасным врачом, педагогом или кулинаром? Конечно же, это здорово.

Но настолько ли здорово, как нам кажется? Мы видим лишь внешнюю оболочку и почему-то считаем, что знания подобного человека должны быть на высшем уровне. Он же их по наследству получил от деда и отца, как говорится, а они своего отпрыска плохому не научат.

Они-то не научат, только желает ли потомок получать эти знания и становиться на стезю приемника? Сколько известно случаев, даже среди известных семейных династий, когда сын хотел выбрать другую профессию, а его заставили стать наследником трудовых традиций.

Каждый имеет право выбирать собственный жизненный путь. И если в родне одни сплошные врачи, а ребенок боится даже вида крови, едва ли стоит давить на него и настаивать на поступлении в медицинский вуз. Хочет стать бухгалтером, пусть и идет в соответствующее учебное заведение.

Чем хороши династии?

Семейные профессиональные династии хороши тем, что передают собственные знания и накопленный опыт из поколения в поколение. Такого, чему могут научить деды и отцы, в учебниках не прочтешь. Это собственные, бесценные знания, который лишь приумножаются, передаваясь от отца к сыну.

Для самого рода такая преемственность помогает заработать. К примеру, когда бизнес передается от отца к сыну, то последний получит уже готовенькую схему действий и будет получать достойную прибыль с отработанной предками схемы. Взять, к примеру, производство шоколадно-ореховой пасты "Нутелла". Ее рецепт передается от отца к сыну уже более века. Со временем вкус лакомства не ухудшается, а только улучшается. Ибо потомки анализируют опыт предков, добавляют что-то свое, опираясь на основную базу. Продажи лакомства высоки, а выручка от ее реализации позволяет бизнесменам-кондитерам жить безбедно.

Может ли династия быть плохой?

Семейная династия сама по себе не может быть плохой. Но в семье, как мы знаем, не без урода. Выше уже говорили о том, что иногда родители вкупе с дедушками и бабушками настаивают на том, чтобы чадо шло по следам предков. Дитя же всеми силами пытается сопротивляться этому, но на него наседают, и ребенок вынужден отступить. Иные просто мирятся со своей участью, продолжая семейные традиции без особого энтузиазма. А кто-то начинает отыгрываться на собственных клиентах. Представляете, если врач начнет прописывать пациентам лекарства, не особо помогающие лечению, а то и откровенно вредные? Хорош ли такой поступок? Едва ли его можно оправдать.

Что касается управления на государственном уровне, не всегда сын способен продолжать политику отца. Некоторые государственные деятели, получившие власть по наследству, - совсем никудышные политики. Они просто упускают и разрушают то, что получили практически без усилий. В истории достаточно примеров, когда отец был отличным деятелем, а сын получился откровенно пассивным и слабым, абсолютно не подходящим для роли государственного управленца.

Факты о царской семье

  • Все начинается с Ленина. Известно, что вождь мирового пролетариата был категорически против убийства Николая II. Владимир Ильич настаивал на том, чтобы над отрекшимся царем и его семьей состоялся суд.
  • Общественность достаточно долгое время была уверена в том, что расстреляли только царя, а его семью и слуг вывезли в Пермь, где они жили под тайными именами. Правда стала известна только 1920 году.
  • Если обратиться к дневникам императрицы Александры Федоровны, то в них последнее время перед расстрелом часто встречалась запись: "готовили лекарства". Это не совсем соответствует истине, так как под лекарствами подразумевались драгоценности. Их зашивали в одежды княжон и самой императрицы.
  • Маленького цесаревича расстрелял комендант дома Ипатьева по имени Яков Юровский.
  • Всего в расстреле принимало участие 12 человек, причем они добровольно пошли на убийство царя и его семьи.
  • Два человека, как выяснилось, отказались стрелять в детей.
  • На протяжении 20 лет после совершенного злодеяния военный комиссар Петр Ермаков путешествовал по стране. Его целью были не новые впечатления, а попытка войти в историю. Ермакову удалось это сделать только в отрицательном ключе. Комиссар рассказывал всем желающим, как убивал царя.
  • Когда расстреливали царскую семью, возле дома Ипатьева стоял неприметный грузовичок. Он работал на всю мощность, мотор тарахтел и заглушал иные звуки. Расчет был сделан на то, что работа мотора перекроет звуки выстрелов. Так оно и вышло, никто ничего не услышал.
  • Комната, в которой произошла казнь, была очень маленькой. По данным, ее размеры составляли 5 х 6 метров.
  • Вместе с царской семьей расстреляли их ближайших слуг. Но один из них выжил, это был поваренок Леонид Седнев.

Мировые династии - тройка лидеров

Многие слышали о мировом правительстве, якобы управление всеми государствами находится в руках отдельной группы людей. Так это или нет, мы не знаем, но факт того, что финансовыми средствами по большей мере руководят определенные лица, неоспорим.

Начнем с Рокфеллеров. Об этой династии знает каждый, ибо Джон Рокфеллер-старший стал первым миллиардером в истории человечества. И не обычным, а валютным, то есть долларовым. В конце XIX века он создал собственную нефтяную компанию, а после смерти отца дело продолжил единственный сын.

На сегодняшний момент члены семьи Рокфеллеров входят в двадцатку богатеев мира. Известно, что эти люди играют весомую роль не только в экономике США, где они проживают, но и в мировой. Кроме того, политика не обошлась без их участия.

Ротшильды не менее известны, чем семейство Рокфеллеров. И не беда, что они не входят в двадцатку. Зато в руках семьи управление центральными банками мира, бизнес в 40 странах и некоторые благотворительные фонды.

Семейство Морганов - одно из самых влиятельных не только в Америке, но и в мире. Их деятельность связана с финансами, а началось все в конце XIX века, когда Джон Морган сумел основать первую в Америке финансовую империю. Продолжить семейную династию смогли его дети. До сих пор его потомки занимаются финансовыми делами и считаются очень влиятельными людьми.

Руперты

Династия Рупертов замыкает четверку самых влиятельных в мире. Они баснословно богаты, что неудивительно. Этой семье принадлежат такие компании как Cartier, Dunhill, Montblanc. Все начиналось с торговли табачной продукцией, плавно перетекшей в основание крупной компании. Позже Энтони Руперт, ее основатель, переименовал компанию, дополнительно расширив собственные возможности. Теперь речь шла не только о табачной продукции, но и о ювелирных украшениях, сумках и одежде.

Заключение

Семейная династия, как выяснилось, может быть двух видов. Наиболее привычны нам династии трудовые или профессиональные.

Давайте поговорим о династии . Наверно замечательно, когда существует семейная династия. Из поколения в поколение передаются семейные тайны, опыт, правила, черты, качества, умение.

Особенно ярко это наблюдается в королевских, царских . Такие династии определяли эпоху, играли существенную роль в развитии мира. И в наши дни еще кое где сохранились королевские династии.

Для нас ближе династии профессий. Династия врачей, военных, летчиков, моряков, полярников, и т.д. Но сама не наделяет автоматически поколение качествами, которые присущи той, или иной профессии.

Династия передает багаж знаний, которые позволяют приобрести такие качества. Мы часто встречаем в жизни людей из таких династий, которые считают достаточным родиться в такой семье, а все остальное уже есть.

К сожалению, такое мнение, приводит к медленному разрушению семейной династии , к ее деградации, утере тех качеств, присущих и передающих из поколения в поколение. И таких примеров можно приводить достаточно много. Любая профессия требует от человека любви, упорства, настойчивости и знаний.

И только передача этих знаний, обогащающих каждым поколением, создают династию. Династия , это не призвание, не профессия, это имя, это имидж семьи, ее знамя. Быть похожим на родителей, это значит взять от них все самое ценное, развивать, улучшать, совершенствовать и приумножать этот багаж, и передавать его своим детям.

Давайте жить так, чтобы наши дети гордились нами, стремились быть похожими на нас, были лучше нас! Любви и добра вам!

Притча о преемственности

Одной морозной ночью маленький полярный медвежонок спрашивает маму:

Мама, скажи, а мой папа тоже полярный медведь?

Конечно, сынок!

А мой дедушка тоже полярный медведь?

И дедушка тоже! – отвечает медведица.

А прадедушка?

И прадедушка! А почему ты спрашиваешь?

Почему же тогда мне так холодно?

Жизнь коротка, а знания вечные.

Отзывов (12) на «Династия»

  1. Анатолий
    15 Фев 2012 в 22:31

    К сожалению, у меня нет семейной династии…

  2. Irina
    16 Фев 2012 в 10:43

    Здесь вы имеете в виду профессиональные семейные династии? Есть конечно династии учителей, врачей, шахтеров. Но, вот из за нашей меняющейся истории, нет таких династий как в Европе, например, – ювелиров, имеющих свой ювелирный бизнес, или пекарей – кондитеров, или фермеров. Видимо от того, что долгое время не было частной собственности. Но, к сожалению, порушены и другие признаки династии, как то- семейные традиции, генеалогическое дерево, семейные реликвии и т.д.

  3. Андрей
    16 Фев 2012 в 12:44

    Можно желать своим детям продолжения семейных традиций, но нельзя их заставлять насильно.
    Помните Ломоносова? Он был из династии поморов (морских рыбаков и торговцев). И отец его категорически настаивал на продолжении династии единственным сыном. Михаила же влекло совсем иное занятие – наука! И как мы знаем, вопреки династии он стал величайшим учёным.

  4. Vitaliy
    16 Фев 2012 в 20:46

    Я с Вами полностью согласен Андрей! Но ведь какие то качества и Ломоносову досталось от предков!

  5. Vitaliy
    16 Фев 2012 в 20:47

    Спасибо Иришка за комментарий! Согласен, что в наше время в моде другое.

  6. Vitaliy
    16 Фев 2012 в 20:48

    Вы не одиноки Анатолий! У меня тоже нет семейно династии.

  7. nadezhdapol
    17 Фев 2012 в 10:03

    Анатолий! Виталий! Вашему полку прибыло! У меня тоже нет семейной династии.
    Зато, дорогие мужчины, каждый из Вас мастер своего дела!

  8. Vitaliy
    17 Фев 2012 в 19:06

    Надюшенька! А мне казалось что у Вас то точно династия!

  9. Владимир Шебзухов
    26 Дек 2015 в 20:33

    Полярная ночь
    Владимир Шебзухов

    Чуть было ни с пелёнок,
    Был любопытным очень,
    Полярный медвежонок.

    Одной полярной ночью,
    Вдруг маму он спросил:
    «Прости, что потревожил,
    Прости, что разбудил!

    Мне интересно, всё же,
    Пожалуйста, ответь,
    А папа мой, что, тоже —
    Полярный был медведь?»

    Погладив мишку лапой —
    «Ну почему же был?
    Не кто иной, как папа,
    Еду с утра добыл!»

    Хоть своего дождался,
    Вопросы вновь прямы —
    «А дед мой тоже звался
    Полярным, как и мы?»

    «Тебя любил он очень…
    Полярным был твой дед!
    Ну, спи же, спи, сыночек!» —
    Был с нежностью ответ!

    Светила ласково ему
    Полярная звезда…

    «Так почему, я не пойму,
    Мне холодно тогда?»

  10. Marina
    24 Апр 2017 в 0:21

    Irina, в Хабаровске есть династия ювелиров. Приехали из села Красное-на-Волге, где каждый второй ювелир

  11. Антон
    22 Июнь 2018 в 14:09

    Недавно читал книгу про династии – “Familia. Руководство по строительству собственной династии”. Вот там подробно написано что такое династия, как ее строить, что делать если предки были не династийные и как завладеть долей мира. Вот это я понимаю – строить династию. А “Давайте жить так, чтобы наши дети гордились нами” – это, простите, онанизм.

  12. Vitaliy
    22 Июнь 2018 в 14:33

    Добрый день! Наверное вам виднее, что такое онанизм! Не буду спорить.

Конкурс «Волшебное перышко »

О педагогической семейной династии Юдиных делится собранным материалом Анастасия Юдина, ученица 6 класса МАОУ СОШ №19 с. Новоипатово, 11 лет, в соавторстве с мамой, Колобовой Людмилой Викторовной (бывшая Юдина), педагогом МАОУ «СОШ №19», с. Новоипатово Сысертского района Свердловской области.

Предисловие

Человек становится Человеком благодаря любви. Сначала благодаря любви тех и к тем, кто дал жизнь, а уж от родителей ниточка любви тянется к отчему дому и краю, где родился и вырос, где посадил свое дерево и возделывал свое поле. Любовь, укрепленная трудом во благо тех, с кем рядом живешь, вырастает в огромное чувство ни с каким другим не сравнимое, неразрывной связи с Родиной.

Это чувство делает нас гордыми - мы понимаем, что нужны своей Отчизне, ибо только наши любовь и труд помогут ей стать богаче и независимее.

Это чувство делает сильными - нас всех, живущих в одной стране, сплачивает обоюдная поддержка.

Это чувство делает нас гуманными - мы готовы отдать свою любовь каждому, нуждающемуся в ней, прийти на помощь без зова, по своему сердечному отклику.

Это чувство делает нас справедливыми и объединяет в борьбе с теми, кто нарушает порядок в нашем общем доме. И это чувство вырастает вместе с нами с детства. Но, чтобы оно выросло в истинно человеческий рост, ему надо помочь расти.

Отчий край - колыбель нашего детства - выводит каждого в большой мир по своей тропе.

Учить трудиться, думать смело,
Шагать - дороги хороши…
Нет в мире радостнее дела,
Чем воспитание души.
Наставникам - стихи и песни,
Сверканье вдохновенных строк -
Мудрейшей изо всех профессий,
Величью званья педагог!

Не случайно в начале моей конкурсной работы стоит это стихотворение. Разговор пойдет о династии учителей средней общеобразовательной школы № 19 села Новоипатово - Юдиных, то есть о моем прадяде, дедушке, бабушке, папе, маме, тёте.

«Всё начиналось с чистого листа…»

Человеческая судьба порой представляется механизмом, который кем-то заведен и пущен. Хочется отыскать «руку», «ключик», которым она заведена. И если рука добрая, неторопливая - гарантия бессрочная. А если злая и равнодушная - сплошные поломки, ремонты, которые всем в копеечку обходятся.

Так чьей же рукой заведен и пущен механизм династии Юдиных? Кто, когда и каким образом положил ей начало?

Я узнала, что все началось в далеком 1914 году, когда в семье простых крестьян Федора и Федосьи Трубниковых родился мальчик Саша. Отец Саши - Федор, попав на фронт во время Первой мировой войны, попал под газовую атаку противника и был после этого демобилизован.

Там, на фронте, оказавшись под влиянием большевиков, слушал их идеи и лозунги, а затем и сам принимал участие в сходках. Конечно, это повлияло на мировоззрение Федора. После демобилизации из царской армии он воюет на стороне Красной Армии и вскоре пропадает без вести. Жену же его Федосью Кузьминовну власть царская не простила за измену мужа, и несколько раз ее пытались расстрелять, но всякий раз Господь Бог приходил на помощь. Жена местного попа сберегла и саму Федосью и ее ребят - Витю, Зою, Лиду и Сашу.

Двое из ребятишек - Лида и Саша получили очень хорошее для того времени - 7 классов - образование, что позволило им поступить и закончить училища. Лиде - медицинское, а Саше - педагогическое в Осе Пермской области.

Свою педагогическую карьеру Александр Федорович начал в Иргише учителем начальных классов. Надо отметить, что всю свою недолгую жизнь он проработал в этой должности, был пионервожатым, все время возился с детьми. Следуя лозунгам коммунистической партии, участвовал в ликвидации безграмотности не только в Иргише, но и в окрестных деревнях, куда он ходил учительствовать.

Обувь была одна на все времена года - лапти, а, как известно, от сорокоградусных морозов такая обувка не спасает. Вот и обморозил себе ноги Александр Федорович. Долго болел, и тут еще одна болезнь пристала - туберкулез. Как он сумел его вылечить - остается загадкой, но сумел и продолжил учительствовать до 1939 года. А в 1939 году в 25 лет его забрали в армию.

Трудные годы наставали для Отчизны… Фашистская Германия близко уже протянула «руки» к границам Родины, поэтому вместо положенных двух лет военной службы, служил он до 1944 года.

В 1941 году 27 летний мужчина защищал столицу под деревней Крюково. Помните песню:

«…Шел в атаку яростно 41 год…
У деревни Крюково погибает взвод.
Все патроны кончились,
Больше нет гранат,
И в живых осталось
Только семеро молодых солдат.
Лейтенант израненный прохрипел: «Вперед!»
У деревни Крюково погибает взвод…»

Не о нем ли сложены слова? Может это он - один из семи? Точно мы не знаем. Все смешалось: небо и земля, свои и чужие, огонь и дым. Стоял кромешный ад… А сколько жизней приняла матушка земля! А Александр выжил, но был сильно ранен. В военной неразберихе родным выслали похоронку. Слезы, горе…

И …о, чудо! - письмо из госпиталя. Жив!!! Недолго длилось счастье. Снова фронт после выздоровления, снова бой, снова смерть лицом к лицу… Участвуя в боях под Витебском, Александр Федорович погиб… Шел 1944 год…

И вот Победа! Как долго ее ждали. Мир, счастье и любовь на родной земле! Сестра Александра Федоровича - Зоя еще до войны вышла замуж за Андрея Николаевича Юдина. Родилась в 1941 году дочь Маргарита, а после войны - Нина, и еще спустя три года - сын, которого решили назвать в честь Александра Федоровича - Сашей.

Призвание

Дочка Ниночка, моя тётя, росла слабенькой, но в школу ходила с большой охотой. Активистка, участвовала во многих школьных делах: агитбригада, художественная самодеятельность и т.д. Но самой большой страстью были танцы, особенно русские народные.

В детстве во всех девичьих играх принимал участие ее брат Саша, мой дедушка. И с «парашютом» с крыши сарая прыгали, и в куклы играли (вплоть до 10 класса она и брат до 8 класса), но самая любимая игра - «в голубец». Играли так. Накрывали табурет покрывалом и ставили в темное место. Брали ухват и выгоняли чертей с криками и присказками из-под одеяла. Был случай, что и роль «спасателя» она выполняла. Прыгал Саша по бревнам в воде, поскользнулся и бултых в воду! Еле вытащила бедолагу!

Школу тётя Нина любила. Училась замечательно. Обладая вредным характером, могла и не приготовить уроки, если уже отвечала накануне. Учителя все же любили ее, особенно учительница математики и иностранного языка. Эти предметы давались ей особенно легко.

Однажды летом, плывя на теплоходике, Нина познакомилась с девушкой, которая училась в Осинском педучилище и очень его хвалила. Закончив 8 классов, Нина решила поступить в училище, как когда-то ее дядя Александр Федорович. Складывая книжки в коричневый чемоданчик, взяв деньги у мамы, она отправляется в путь.

Блестяще сдав экзамены по проверке слуха, нотной грамотности и русскому языку, Нина перед последним экзаменом решила прогуляться. Вернувшись, она обнаружила, что ее обокрали. Денег лишь оставалось на дорогу домой и булочку за 3 копейки, а ведь надо было еще платить за общежитие, да и вообще на что-то жить.

Нина Андреевна решает завалить экзамен - математику - по ее любимому предмету, так как иного выхода она не видела. А какой легкий билет достался «Сектор и сегмент», но на все вопросы экзаменаторов Нина упорно отвечала «Не знаю». Комиссия очень удивлялась, предыдущие экзамены на «5», а за этот ей поставили «2». Счастливая, что она поедет домой, Нина выбежала из аудитории. Никто не понимал, почему это завалив экзамен, она такая радостная и веселая. Она вернулась в родной дом.

Закончив 11 классов, тётя Нина едет в город Пермь, поступать в Пермский пединститут на физико-математический факультет. К экзаменам готовиться не стала, ходила в кино, гуляла по городу. Знания ее не подвели, сдав вступительные экзамены на «5» она поступила. Как «богатой» (хотя мама работала санитаркой в больнице, а папа - плотником) ей не дали стипендию и общежитие. После долгих мытарств тётя Нина попадает к тете Дусе и живет у нее два с лишним года. Для тети Дуси Нина стала первой учительницей, т.к. та была безграмотная, ни читать, ни писать, ни считать не умела.

О студенчестве, как и положено любому человеку, Нина Андреевна отзывается с большой теплотой. Еще бы! Туристические походы, студенческие вечера, выступления в художественной самодеятельности. Здесь же она встречает своего будущего мужа.

А дело было так. Учившись к тому времени уже на третьем курсе, в этот же пединститут на этот же факультет поступил ее брат Саша. А с ним еще один паренек по имени Вова. Саша был транжирой, мог сразу спустить все деньги, которые присылали родители. И поэтому Нина выдавала ему деньги один раз в неделю. В студенчестве кушать хотелось всегда да и другие развлечения требовали денег, а сестра больше, чем положено не давала. Пришлось Саше подговорить Вову съездить к Нине и попросить рубль. Приехав к ней, Вова не обратил внимания на Нину. Чем больше они общались, тем больше нравились друг другу. В 1968 году они поженились.

Попав по распределению в село Русский Сарс, три года работала без своего мужа. Он заканчивал учебу. Отработав вместе еще два года, уехали в село Тауш Чернушенского района этой же Пермской области, где проработали в школе 18 лет.

А Владимир Яковлевич признался, что случайно стал учителем. Дважды он пытался поступить в Пермский университет на математический факультет, но всякий раз не хватало бала. В третий раз из-за подружки решил поступить в Пермский пединститут на физико-математический факультет, конечно, он поступил. Учась в институте, а также после него он активно занимался туризмом и ловлей рыбы.

В 1991 году тётя Нина с мужем и детьми переезжает учительствовать в наше село Новоипатово. Сейчас она уже на пенсии и этой осенью отметила 70 летний юбилей. А дядя Володя продолжает работать в школе, но теперь уже не в качестве учителя, а инженера по информационным технологиям.

К сожалению, дети Нины Андреевны и Владимира Яковлевича - Саша и Инна - насмотревшись тягот учительской жизни, не выбрали профессию педагога, но племянница - дочь Маргариты Андреевны - Синяева Оксана Анатольевна сочла эту профессию самой лучшей на земле. Родилась она в октябре 1968 года. В школе на протяжении всех лет учебы очень любила свою первую учительницу Нину Ивановну, с которой до сих пор поддерживает дружеские отношения. В школьные годы она мечтала быть врачом, но любовь к детям перевесила: была вожатой, всегда возилась с детьми. После окончания школы, поступив и успешно окончив Челябинский педагогический институт, работает в лингво-гуманитарной гимназии г. Челябинска учителем начальных классов. Гимназия готовит учеников для поступления в медицинский и педагогические институты г. Челябинска.

«Вы - учитель с буквы большой…»

Перейдем к брату тети Нины - Александру. Он родился 11 марта 1949 года. И, как было сказано выше, назван именем Саша в честь своего дяди учителя. Кто же мог подумать, что он пойдет по его стопам.

Дедушке не повезло в том, что в ближайшем его окружении были одни девчонки. Пеленать кукол, которых сам же и шил, их кормить, учить он научился очень рано. Играл в них где-то до 8 класса, хотя в это время уже ходил драться с парнями улица на улицу, пока кулачные бои не перешли в спортивные игры. С возрастом игры и затеи менялись. В школе у Саши открылся талант организатора. После окончания школы его сразу же пригласили на работу третьим секретарем райкома комсомола.

В детских и школьных мечтах учителем он себя не видел, а хотел быть то военным, то врачом, то геологом, то артистом. И вот после окончания школы предложил ему друг - Валера Панасенко - ехать поступать в пединститут на физико-математический факультет.

Но, как это порой бывает, поехал деда Саша за компанию. Поехал да и поступил. А Валера не прошел по конкурсу, но зато стал впоследствии артистом. Вот так и стал деда на педагогическое поприще. Закончив в 1970 году ПГПИ, по направлению отправился с молодой женой Галиной учительствовать.

Сделаем небольшое отступление и расскажем, откуда в этой истории взялась Галина, моя бабушка. Она родилась 11 сентября 1949 года в селе Коса Коссинского района Пермской области в семье колхозника. Детей было много: семеро. Галя - третий ребенок, родилась слабенькой, думали, не выживет, но желание жить было сильнее. Большая физическая нагрузка ей была не под силу, поэтому косить, грести сено ее не брали, а оставляли домовничать.

В школу ходила девочка с большим удовольствием. До пятого класса училась на «5», а после только на «4» и «5». Учась в школе, Галя со своей подругой - Любой Кузнецовой - играли в школу, изображали своих учителей. Любимым предметом была математика. После 8 класса Галя хотела поступить в медицинское училище, потому что все ее подруги шли туда, но мама не отпустила. Пришлось ей заканчивать 10 классов. Отзвенел последний звонок, сданы экзамены. Выбрав профессию учителя, Галина поступила в Пермский педагогический институт на физико-математический факультет.

Окончив институт, она поехала на практику в Кишерть Чернушинского района Пермской области. В поезде ехала вместе с подругами и смотрела на красивого, молодого, обаятельного, разговорчивого Александра. Подумала: «Он будет моим мужем». Так и случилось. В июне 1970 года тайно от друзей они поженились. Через год родилась дочь Таня, а еще через полтора месяца Александра забрали в армию. Бабушка Галя осталась одна с маленькой дочкой на руках. Пришлось ей вести уроки за своего мужа. Иначе было нельзя: выпускной класс, выпускные экзамены. Через год вернулся дедушка, и началась жизнь в селе Трун, где они после Кишерти проработали три года.

Трудовую деятельность дедушка начал сразу бурно. Постоянный поиск новых методов работы. Творческая внеклассная работа по математике сочеталась с депутатской деятельностью и актерской (в каком-то роде сбылась детская мечта) в качестве ведущего, а также участника агитбригады.

Закончилась «Чернушинская эпопея» дедушки Саши назначением его директором школы. Вот тут-то и нашла коса на камень. В то советское время, если нужно было что-нибудь для школы, надо было двадцать раз поклониться и большому и малому начальству, чего душа деды не переносит. Кроме того, административная работа очень далека от работы с детьми. Но отказаться от должности директора, сославшись на то, что она тебе не по душе, было невозможно. Поэтому возникает вариант переезда в другую область по семейным обстоятельствам. В Сысерти в то время жила сестра дедушки - Маргарита. И он с семьей попал в Сысертский район. Без трудовой книжки, с отметкой в паспорте, что уволен с работы по собственному желанию, так как ни районное начальство, ни областное заявление ему не подписало.

И вот уже 41 года дедушка Саша с женой бабушкой Галей работает в Сысертском районе в школе № 19 села Новоипатово.

Вот что говорит бабушка о переезде в Новоипатово: «По сравнению с теми школами, в которых пришлось работать мне, эта была похожа на какой-то сарай». Сначала бабушка Галя не соглашалась, но муж уговорил ее остаться хотя бы на год, а там - видно будет. Первое время она была учителем математики, а потом, в связи с переходом завуча в другую школу, была назначена завучем школы № 19. В 1984 году построили новую школу, а через два года последовало ее назначение на должность директора школы, которым она проработала до 2013 года.

Опыт, высокая профессиональная компетентность, непрерывное самосовершенствование, поиск новых способов влиять на людей, увлекая их делом, свежей идеей - вот слагаемые успеха в работе бабушки. Она до сих пор преподает черчение и химию в нашей школе. Бабушка Галя награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, значком «Отличник просвещения».

А дедушка Саша предложил администрации школы свои услуги в качестве пионервожатого. Сборы, походы, смотры, работа экспедиционных отрядов, поездки по городам страны и зарубеж, во всесоюзные пионерские лагеря «Артек», «Орленок» и многое, многое другое наполнили жизнь учащихся. Одиннадцать раз пионерская дружина имени Володи Дубинина школы № 19 была признана правофланговой. За работу с пионерами он отмечался грамотами всех уровней, значком Центрального Совета пионерской организации, ему присвоено звание «Вожатый-методист».

В то же время деда занимался разработкой внеклассных мероприятий по математике. Порой, приезжают в школу на семинар учителя района и видят странную картину: вся школа - от директора до первоклассника танцует… математические танцы. Он мог приехать с дипломатиком в любую школу и провести внеклассное мероприятие по математике с совсем не знакомыми ему детьми любого возраста (в дипломатике материал был для любого возраста). Затем Александр Андреевич занялся выработкой своих методических приемов преподавания математики, делая упор на психологию развития учащегося, его интересы и способности.

За педагогическую деятельность ему присвоено звание «Старший преподаватель», он награжден Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР. В 2004 году дедушка Саша был награжден отраслевым знаком «Почетный работник общего образования».

С 2003 года занимается по областной программе «Родники» - и все 14 лет подряд школа занимает первое место. За реализацию программы «Родники» он награждался Почетными грамотами и Благодарственными письмами различного уровня. Самый высокий ранг - это два Благодарственных письма Министерства природных ресурсов Свердловской области за подписью министра А.А. Ястребкова.

В настоящее время дедушка Саша руководит с 2013 года школьным краеведческим музеем.

«Молодым у нас дорога…»

По стопам дедушки и бабушки пошел мой папа - Юрий. Вся работа родителей была на виду, они и привили любовь к этой профессии. «Я не знаю другой профессии, сразу знал, что буду учителем» - говорит мой папа.

Родился папа 26 мая 1976 года. В детстве часто болел, поэтому, оставаясь один, изучал географию. Он ее до сих пор очень любит, знает все столицы государств на карте мира. В школе учился до 8 класса на отлично, затем стал ударником. Помимо географии любил биологию и математику. Очень хорошо пел. Одно выступление на конкурсе антифашисткой песни затронуло жюри до глубины души: оно плакало.

Когда пришло время для выбора будущей профессии, он уже знал, что будет учителем. В 1993 году он поступил в Уральский государственный педагогический университет на математический факультет. Как и его родители, считает, что студенчество - замечательный этап жизни. В университетском общежитии он познакомился со своей будущей женой и моей мамой - Людмилой.

Мама Людмила родилась 30 января 1976 года в п. Лосиный Березовского района Свердловской области. В семье до 12 лет росла одна, подружек заменяли куклы. И не потому что, их не было, просто жили на окраине поселка и подружки приходили не часто. В основном играли после школы: в снежки, прыгунки, классики, на портфеле катались с горок. Учась в школе до 9 класса, была отличницей, а 11 классов закончила с одной четверкой. До последнего момента не знала, куда поступить после школы. Дедушка Витя хотел, чтобы она училась в Лесотехнической академии, так как и он сам, и ее бабушка Маша всю свою жизнь посвятили лесу, его защите и охране.

Но подруги выбрали другой ВУЗ - Уральский государственный педагогический университет. Туда и поступила на математический факультет. Через год познакомилась мама с папой Юрой. В 1998 году они поженились. Так сложилось, что мама с папой спустя 10 лет развелись. Но это нисколько не отразилось на мне: я каждые выходные остаюсь в гостях у папы, и мама в дружеских отношениях с папой. А папа Юра теперь уже директор нашей школы, как когда-то бабушка Галя. Мама продолжает работать в школе учителем математики и физики.

Заключение

В представленной конкурсной работе была сделана попытка проследить жизненный путь представителей династии Юдиных.

Я пыталась понять, почему для каждого члена династии профессия оказалось столь привлекательной? Почему в трудное перестроечное время никто не ушел из них из преподавателей? Почему молодые хотят стать педагогами?

Однозначного ответа каждый дать не мог. Кто-то пошел за подружкой, кто-то за компанию. И лишь потом влюбился в профессию. А кто-то сразу знал, что будет учителем.

Папа сказал: «Я стал учителем по примеру родителей, другую профессию я не знал. И никогда не видел себя, занимающимся чем-то другим».

Возможно, я тоже продолжу путь папы или мамы - стану учителем. Мне нравится с младшей сестрой Дианой готовить уроки, учить брата Эмиля писать буквы (он ходит в детский сад) и рисовать палочки и кружочки. А вдруг это и моё призвание? Ответ на вопрос даст время…

Список, используемых материалов: В работе использованы воспоминания Юдина А.А., Юдиной Г.А., Пастуховой Н.А., Пастухова В.Я., Юдина Ю.А., Колобовой (Юдиной) Л.В.

Приложения к конкурсной работе

Что еще почитать