Иом для ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Индивидуальный образовательный маршрут для детей с овз

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

В данных методических рекомендациях отражен индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка на учебный год, по результатам диагностики определён индивидуальный маршрут развития по следующим направлениям развития — сенсорное, развитие психических функций, развитие мелкой моторики, развитие общих речевых навыков, коррекция звукопроизношения, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте, развитие словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.

Индивидуальный образовательный маршрут
речевого развития ребенка

на _____-_____ уч. год

Ф.И. ребенка: _____________, _______________ (дата и год рождения).

Логопедическое заключение: ______________________ .

1. Обращённую речь понимает.

2. Полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих (_______________)); сонорных звуков (________________) и т.д.

3. Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).

4. Фонематический слух нарушен.

5. Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не всегда выделяет первый звук в слове, редко – последний. Не может определить последовательность звуков в слове / количество звуков в слове.

6. Словарный запас беден. Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т.д.).

7. Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.

По результатам диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:

Гололобова Мария Александровна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №26, г. Санкт-Петербург

Ф.И. ребенка- Ученик №1

I Развитие речи:

1) развивать понимание обращённой речи(сложных инструкций);

2) формировать фонематический анализ и синтез:
формировать представления о линейной последовательности звуков в слове
учить выделять звуки из состава слова
определять последовательность звуков в слове
учить различать звуки между собой (гласные - согласные, твёрдые – мягкие, глухие – звонкие)
знакомить с буквами
учить объединять
буквы в слоги и слова
учить осуществлять полный звукобуквенный анализ слов
3) развивать фонематическое восприятие:
развитие слухового восприятия
выделение звуков в слоге, слове, предложении
звуковой анализ и синтез слогов и слов

4) формировать активную речь:

постановка звуков:________________________.
уточнить и закрепить произнесение одинаковых слогов
дифференцировать звуки _______________________.
Работа над слоговой структурой
Обучение умению воспроизводить ритмический рисунок (простой, сложный)
Усвоение слогов без стечения согласных
Усвоение слогов со стечением согласных звуков
Усвоение слов простой слоговой структуры(2-3 слога)
Усвоение слов со сложной слоговой структурой (2-3 слога)
Усвоение слов со сложной слоговой структурой (4 слога)
Повторение предложений
Повторение чистоговорок и скороговорок

5) работа над словарем

уточнить предметный словарь и познакомить с названием новых предметов
уточнить и расширить словарь признаков
уточнить и расширить словарь наречий
уточнить и расширить глагольный словарь
уточнить и расширить словарь многозначных слов

6) работа над грамматическим строем речи:

образование множественного числа сущ.
образование ум. – ласкательных форм сущ.
употребление сущ. В различных падежах
согласование местоимений с сущ
согласование сущ. С числительными
согласование прилагательных с сущ
образование прилагательных от сущ.
Образование притяжательных прилагательных
Образование новых глаголов с помощью приставок

7) работа над связной речью:

Обучение составлению предложений:
Простые без союза, предлога (2 – 4 слова)
Простые с союзом, предлогом
Сложные предложения
обучение составлению описательного рассказа
обучение пересказу
составление рассказа по серии картинок
обучение составлению рассказа по сюжетной картине

II Развитие познавательной деятельности:

А)
1)сформировать ориентировку на величину
учить выделять 2-3 предмета по величине. Различать и соотносить по величине плоскостное изображение предметов.

2)сформировать ориентировку на форму:

учить пользоваться методом проб, выделять различные пробы среди других.

3)сформировать ориентировку на цвет:
учить соотносить цвет с предметом, называть основные цвета, затем другие цвета.

4)сформировать целостное восприятие:
учить складывать разрезную картинку из 2-3 частей, собирать сборные игрушки.

5)сформировать ориентировку на тактильно-двигательное восприятие.
Учить определять свойства и качества предметов через тактильное восприятие, различать на ощупь разные по форме предметы.

6) сформировать ориентировку на слуховое восприятие:
учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве.

7) совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости

Б) Ознакомление с окружающим(явления природы и т.д.)
закрепить названия частей суток и их последовательность
закрепить знания о последовательности времён года, месяцев, дней недели

В) Сформировать количественные представления.

III Развитие моторики:
учить правильно держать карандаш
развивать ловкость рук и пальцев (шнуровка, конструирование,мозаики и т.д.)
учить разукрашивать в одном направлении
учить проводить прямые линии в разных направлениях, штриховать
учить обводить по контуру
учить рисовать по клеточкам, выполнять графические диктанты.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

Утверждено:

Заведующая МБДОУ №15

«Ромашка»

Е.А. Топоева

«__» __________20__ г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

Ребёнок возраст 6 лет

на 2017 – 2018 учебный год

г.Шарыпово

2017

Пояснительная записка:

Ф.И.О: ………………..

Дата рождения: 19.08.2011г.

Возраст: 6 лет

Группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №6 «Смородинка»

Дата поступления в ДОУ: сентябрь 2014г.

Период сопровождение: с сентября 2016г.

Семья: полная, 4 детей

Мама: ……………….

Папа: ………………

Группа здоровья, перенесенные заболевания: II

По результатам ПМПК выявлены следующие особенности: Общее недоразвитие речи (II- III уровень) с дизартрическим компонентом. Знания, умения и навыки сформированы в пределах возрастной нормы. Уровень психического развития в пределах возрастной нормы.

ПМПК рекомендовал : Воспитание и обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Срок пребывания 2 года. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях ДОУ. Продолжать наблюдение у невролога. Занятия с учителем-логопедом.

Воспитатели:

Ф.И.О. воспитатели группы

Ф.И.О. Специалисты:

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Краткая характеристика: Общее недоразвитие речи (II -III уровень) с дизартрическим компонентом. Обращенную речь понимает. Разборчивость речи несколько снижена. Нарушения звукопроизношения (шипящих, сонорных звуков), слоговой структуры слова. Грамматический срой сформирован недостаточно. Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении, словообразовании. Словарный запас достаточный. Связная речь в стадии формирования, требует дальнейшего развития. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов, рассказов по серии сюжетных картин. Допускаются нарушения связности и плавности рассказа. Недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов. Фонематические функции сформированы недостаточно. Допускаются одна-две ошибки, исправляются либо самостоятельно, либо после повторного воспроизведения.

Цель: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной

образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи:

    Развитие всех компонентов речевой системы;

    Развитие и формирование познавательных процессов;

    Развитие эмоционально-волевой сферы;

    Развитие координации движений и мелкой моторики рук.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

Образовательный компонент:

- Форма обучения очная, групповая.

Работа в общем режиме.

Индивидуальный подход во время образовательного процесса.

Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.

Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.

Индивидуальный учебный план:

Усиление образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена в:

Развитии игровых умений и навыков;

Поддержании интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;

Присвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

Становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Во второй половине дня индивидуальные занятия по выполнению заданий специалистов.

Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

помещение

на улице

2 / 45 мин.

1 / 22,5 мин.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

1 / 22,5 мин. (воспитатель)

2 / 22,5 мин. (воспитатель)

Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора

Образовательная область "Речевое развитие"

Развитие речи (подгрупповые логопедические занятия)

2 / 45 мин. (учитель - логопед)

Развитие речи

1/ 22,5 мин. (воспитатель)

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рисование

1 / 22,5 мин.

Лепка

0,5 / 11,5 мин

Аппликация

0, 5 / 11,5 мин.

Музыка

2 / 45 мин.

Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Итого:

13 / 292.5мин.

Индивидуальные занятия

Педагог - психолог

2/20 мин.

Учитель - логопед

3/20 мин.

Воспитатель

2/ 20 мин.

Музыкальный руководитель

Инструктор по физ. культуре


Коррекционный компонент:

Психолого – педагогическое сопровождение

(индивидуальный учебный план)

п/п

Специалист сопровождения

Основные направления

Режим и формы работы

Показатели динамики развития

Формы оценки результатов работы

Формы работы с родителями

Педагог -психолог

Развитие познавательной деятельности и интереса к окружающему миру, через игры, упражнения и мероприятия.

Развитие социально значимых умений.

Развитие коммуникативных навыков.

Развивать общие интеллектуальные умения ребенка: приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, исключения, абстрагирования.

Работать над развитием произвольный функций контроля и планирования своих действий.

Работать над развитием ориентировки в пространстве, относительно своего тела, формировать представление о взаимодействии внешних объектов и тела.

Развивать мелкую моторику рук ребенка.

Индивидуальные занятия: понедельник, четверг

11.00 – 11.15ч .

. Продолжать развивать: временные и пространственные представления; восприятие; память; внимание; речь; мышление (не доступны задания: выделение лишнего предмета и обобщение), моторику.

Примечание: низкий темп деятельности, повысился уровень заинтересованности. Ходит на занятия с удовольствием.

Обследование уровня психических познавательных процессов

анкетирование, изготовление

Учитель - логопед

Обогащение активного и пассивного словаря.

Коррекция нарушений звукопроизношения, слоговой структуры слова.

Развитие грамматического строя и связной речи.

Индивидуальные занятия: вторник, пятница

11.00 – 11.15ч.

Незначительная положительная динамика в фонематическом восприятии. Определяет твердость и мягкость согласных звуков. Положительная динамика в звукопроизношении. Поставили звук [л-р] идет отработка в речи. Ритм речи растянутый. Темп очень медленный. Очень слабая мелкая моторика.

Обследование уровня речевого развития

Консультации, тренинги, практикумы, беседы, посещение занятий,

анкетирование, изготовление

Оформление страницы на сайте ДОУ.

Логопедическое сопровождение

  • Коррекционно-образовательные технологии, программы:

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР» под редакцией Н.В.Нищевой.

Адаптированная основная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи у детей старшей логопедической группы.

Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР под редакцией Н.В.Нищевой

Нетрадиционные приемы работы по развитию артикуляционной моторики В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко

    Инновационные технологии, методы и средства:

ИКТ, элементы ТРИЗ, метод моделирования, социо-игровые методы и приемы, проблемный метод обучения

Сказкотерапия, пескотерапия, театрально-игровая деятельность, приемы мнемотехники

    Здоровьесберегающие технологии:

Динамические паузы,

Разминку для пальцев,

Упражнения для глаз,

Дыхательная гимнастика,

Релаксационные паузы,

Психогимнастика,

Музыкотерапию,

Пальцевый массаж.

    Формы контроля и учета достижений ребенка:

Комплексное обследование в начале учебного года, промежуточная диагностика, комплексное обследование в конце учебного года.

Воспитательный компонент:

Консультации для родителей:

Социально – личностное развитие через сюжетно – ролевые игры («Дочки- матери», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Автобус», «Библиотека»,«Строители»), театрализованные игры (драматизация сказок, потешек), дидактические игры(«Сложи узор», «Логические пары», «Все о времени», «Собери картинку», «Хорошо-плохо», «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Логический поезд»).

Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками через

совместные игры: «Выбери партнера», «Комплименты», «Садовники и цветы», «Доброе животное», «Волны». «Добрые эльфы» и др.

Развивать толерантность у детей группы через взаимопомощь, беседы с детьми.

Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему через различные речевые средства.

Заключительный раздел

Ожидание родителей: формирование готовности к обучению к школе.

Ожидаемый результат: ребенок адаптирован к социуму, освоение ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ.

Юлия Другалева
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ

Добрый день, Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию доклад на тему «Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ ».

В нашей группе 14 воспитанников имеют статус ОВЗ (ограничение возможности здоровья) тяжелое нарушение речи.

Исходя из мониторинга познавательное развитие и развитие речи нуждаются в особом внимании, социально-коммуникативная сфера на момент заполнения индивидуальных карт развития также нуждалась в особом внимании, часто проявлялась агрессия по отношению к сверстникам, неумение решать конфликты, неумение договариваться. На данный момент есть существенные положительные изменения.

Игровая, художественно-эстетическая и физическая деятельность представлены «хорошо» .

Т. к. наша группа именно логопедическая я хотела бы остановиться именно на речевом развитии и познавательном.

Мы разработали основные мероприятия коррекционной работы.

1. Сенсорное развитие

2. Развитие психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения ) ;

3. Развитие мелкой моторики

4. Развитие общих речевых навыков

5. Коррекция звукопроизношения

6. Работа над слоговой структурой слова

7. Развитие фонематического слуха

8. Развитие словаря

9. Совершенствование грамматического строя речи

10. Развитие связной речи

Речевое развитие

Проблема : Плохо произносит некоторые звуки. Глотает окончания слов. Редко использует в речи прилагательные. Возникают проблемы с составлением описательного рассказа.

Цели-результаты

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Задачи образовательного

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между, время суток. Помогать заменять часто используемые указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно) . Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.) . Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Учить рассказывать : описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине. Упражнять в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Задачи образовательного взаимодействия в семье

Подготовить консультации по данным проблемам. Подобать комплексы артикуляционных, артикуляционно – пальчиковых, дыхательных гимнастик. Предложить проводить дидак. игры и упражнения.

Используемые педагогические технологии и методики, методы, приемы

Артикуляционные, артикуляционно – пальчиковые, дыхательные гимнастики, дидактические игры и упражнения, опорные карточки по темам. Обогащение словаря путем наговаривания слов. Регулярное чтение худ. литературы и обучение пересказыванию с опорой на иллюстрации.

Познавательное развитие

Проблема : Знает не все обобщающие слова. Слабые знания по темам : ягоды, грибы, деревья и их листья, перелетные и зимующие птицы, комнатные растения, полевые и садовые цветы,. Путает очередность времен года. Не всегда правильно называет части суток и их последовательность. Путает круг и шар, куб и квадрат. Плохо сравнивает предметы по величине.

Цели-результаты

Развитие познавательных интересов детей , расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей , формирование целостной картины мира. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира : форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Задачи образовательного взаимодействия в детском саду

Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире , развивать наблюдательность и любознательность. Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними. Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине. Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин - из металла, шины - из резины и т. п.) . Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние) . Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз) ; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки). Познакомить с пространственными отношениями : далеко - близко (дом стоит близко, а березка растет далеко) . Расширять представления детей о частях суток , их характерных особенностях, последовательности (утро - день - вечер - ночь) . Объяснить значение слов : «вчера» , «сегодня» , «завтра» .

Задачи образовательного взаимодействия в семье

Подготовить консультации по данным проблемам. Сделать подборку дидактических игр и упражнений. Порекомендовать больше наблюдать за объектами окружающего мира.

Что еще почитать